Как работать в студии? Какой характер освещения дают различные светоформирующие насадки? Как расставить осветительные приборы для портретной съёмки?



Мы детально и последовательно прорабатывали все эти вопросы на студийной фотопрактике 31 марта. На основе полученных материалов я решил написать данную статью – своего рода методичку по студийному освещению.
Как известно, в классической портретной схеме обычно присутствуют четыре типа источников света:
- рисующий – для формирования основного рисунка на лице;
- заполняющий – для подсветки теней, смягчения контраста;
- контровой – для задней подсветки (оконтуривания) волос, плеч или всей фигуры модели;
- фоновый – для подсветки или подкрашивания фона, создания на нем определенных узоров, градиентных переходов, теней и т.д.
В наших экспериментах мы применяли по одному источнику каждого типа, хотя их может быть и несколько. На одной рекламной фотографии туши для ресниц мне довелось наблюдать шесть одних только рисующих приборов! Но не надо гнаться за количеством. Иногда с помощью всего одного источника света и пары отражателей можно получить очень выразительный свет!
Наиболее логичный алгоритм расстановки осветительных приборов следующий: включаем и настраиваем рисующий свет, добавляем к нему заполняющий, потом контровой и фоновый. Чтобы понять, как ложится на волосы контровой свет, рисующий и заполняющий нужно временно отключить. Так же и с фоновым. Это правило можно обобщить: если хочется понять, куда и как светит какой-то определенный прибор, все остальные нужно выключить. Поэтому в студии желательно работать с ассистентом.
Если в итоге получилась ерунда, отключаем все приборы и начинаем сначала – рисующий, заполняющий, контровой, фоновый. В этой последовательности мы и действовали на фотопрактике.
РИСУЮЩИЙ
1. Давайте посмотрим, какой свет дает “голый” моноблок Prophoto без каких-либо светоформирующих насадок. Пробор стоит чуть выше и левее камеры. На лице и шее модели, впрочем как и на фоне, мы наблюдаем довольно жесткие тени. Блик в глазах совсем крошечный – почти как от белой карточки на портативных вспышках.
Почему рисующий свет получился именно таким вполне понятно – физический размер светящейся поверхности очень мал, а свет направлен строго вперед, рассеянный отраженный свет, который бы мог заполнить тени, почти отсутствует.
2 Прибор, стоящий более фронтально, делает лицо менее объёмным, более плоским. Контраст освещения на лице снижается, тень от подбородка и тень на фоне уменьшились, но остались по-прежнему жесткими. Сразу можем сделать вывод: чем боковее стоит рисующий свет, тем сильнее выражен рельеф лица.
3. Поставим на рисующий прибор простой 14-дюймовый рефлектор. Что изменилось: лицо стало освещено сильнее и равномернее. Больше света попадает на руки, тени стали значительно мягче, поскольку свет на модель теперь идет не просто от импульсной лампы, но и от отражателя – площадь светящейся поверхности увеличилась в несколько раз.
4. Разворачиваем прибор на 180 градусов и ставим на него небольшой серебристый отражающий зонт. Теперь свет на лицо модели приходит от ещё большей по площади поверхности зонта, и об этом, кстати, можно догадаться по бликам в глазах. Свет стал полноценнее и благороднее. Больше света ложится на волосы, тени стали мягче, картинка выглядит довольно объёмной.


РИСУЮЩИЙ + ЗАПОЛНЯЮЩИЙ
Предыдущий кадр хорош, но, конечно, не идеален: жестковатые тени, напряженное состояние модели… Здесь есть над чем поработать.
5 Поправляем прическу, добавляем отражатель, приводим модель в тонус несколькими ободряющими фразами и… стало гораздо лучше
6 Интересно сравнить, какой рисующий свет даст больший гибридный зонт (серебристый на отражение с белой прослойкой внутри)
7 Чтобы смягчить тени, добавим к нему отражатель
8 Пожалуй, сами популярными студийными модификаторами света являются софт-боксы. По характеру освещения они похожи на свет из окна – мягкий, рассеянный. Придать ему больше жесткости и направленности можно за счет сотовой решетки.
Если сравнить фото, сделанное с серебристым отражающим зонтом и с софт-боксом 40х60см, можно заметить, что на последнем блик в глазах модели не круглый, а прямоугольный. За счет вытянутой по вертикали (а не круглой) формы осветителя чуть сильнее затемнены скулы и лицо кажется более объёмным. Меньше блик на лбу.
Кстати, самые наблюдательные читатели уже наверняка заметили, что при смене светоформирующей насадки иногда заметно меняется оттенок картинки. т.е. теоретически у нас может появиться локальный посторонний оттенок, например, от заполняющего прибора или контровика. Об этом нужно помнить. В идеале снимать в студии, где все зонты, софт-боксы, октабоксы и т.д. одной марки и относительно новые.
9. Размер (площадь) источника света и его удаленность от модели напрямую влияют на характер освещения: чем источник меньше и дальше, тем свет жестче, сильнее тени, фактурнее лицо. Чем источник больше и ближе, тем мягче свет, мягче тени, однороднее тон лица.
Это можно легко заметить, поменяв маленький софт-бокс на большой октабокс 150 см в диаметре. И сразу можно взять на заметку, что для бьюти-съёмок в качестве рисующего целесообразно ставить большие по площади источники света или несколько маленьких, чтобы лицо было равномерно освещено и не имело ярко выраженного рельефа.
10. Добавив отражатель, мы еще сильнее подсветили тени и уменьшили рельефность лица. Хотя не факт, что в данном случае это целесообразно – слишком равномерно освещенное лицо стало выглядеть менее объёмно!


11. Портретная тарелка (бьюти диш) чем-то схожа по характеру света с серебристым отражающим зонтом, но дает более направленный свет: сильнее блик на лбу, больше света попало на фон. Скулы и шея получились светлее, чем с зонтом. В общем, портретную тарелку с зонтом, пожалуй лучше не сравнивать ![]()


ЗАПОЛНЯЮЩИЙ
12. Итак, опробовав различные способы создания рисующего освещения, рассмотрим варианты заполняющего света. До этого момента для подсветки теней мы пользовались лишь отражателями, пассивно перенаправляющими часть рисующего света. Вернемся к схеме, где на рисунок был поставлен небольшой серебристый зонт.

13. Заполняющий свет можно дать от прибора с рефлектором со стороны камеры.
14. Имеет смысл размягчить его с помощью диффузора – надетой поверх рефлектора кальки.
15. Хорошо работает заполнение теней от пола. Направим наш заполняющий прибор с рефлектором в пол, ограничим его шторками, чтобы не светил куда не надо и готово
16. Довольно удобный вариант – подсветка теней через стоящий на полу просветной зонт, в купол которого направлена портативная вспышка, размягченная встроенным пластмассовым диффузором или молочно-матовым колпачком.


КОНТРОВОЙ
17 Добавим к этой схеме контровой свет от обычного 14-дюймового рефлектора, стоящий за и выше модели. Заметим, что свет на волосах стал более равномерным, а сами волосы довольно фактурными.


18. Использование в качестве контровика стрип-бокса дает несколько иной эффект – волосы выглядят глаже и мягче.


19. Добавим еще один контровой стрип-бокс слева – и заиграла прическа (хотя, как вы уже заметили, прическу мы на этой съемке не делали – задача была несколько иная)


ФОНОВЫЙ
20. Займемся фоновым освещением. Вот так, например, можно подкрасить фон с помощью цветных пленок (гелевых фильтров).


21. Если нам хочется сделать фон абсолютно черным, нужно отодвинуть модель подальше от фона, чтобы иметь возможность светить на них по-отдельности. Свет, падающий на модель, теперь не попадать на фон и он получится абсолютно черным.

22. Кстати, еще один вариант жесткого контрового света – это тубус или портативная вспышка, стоящая на стойке за моделью так, чтобы её было не видно.

23. Черный фон мы можем в любой момент заменить на синий, красный или серо-буро-малиновый, направив на него соответствующий источник света с подкрашивающей пленкой или несколько источников.

Примерно вот такими вещами мы занимаемся на студийной фотопрактике. Кому интересно, можете присоединиться ![]()

P.S. Все фотографии кроме последней не подвергались какой-либо обработке и тем более ретуши. Они сконвертированы из RAW-файлов “как есть” с небольшими поправками по экспозиции. Архив со всеми фотографиями можно скачать здесь.
Спасибо Алене, которая терпеливо позировала нам во время этой фотосессии!





















