Советы и лайфхаки

Зарисовки элементов пейзажа – «Использование средств и правил построения композиций при выполнении пейзажа»

Содержание

Краткосрочный рисунок

Зарисовки бытовых предметов

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее до­ступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных поло­жениях, с разных точек зрения.

Следует также делать наброски групп предметов, объединенных общим смыслом (натюрмортов).

Необходимым этапом в учебной работе является изучение ри­сунка драпировки, зависимости формы складок от определенного расположения материала. Ткань может быть накинута одним концом на предмет мебели, другой может свисать или быть зацепленным за что-либо и образовывать разнообразные изломы крупных складок. Вначале ткань лучше выбирать без узоров, гладкую, что позволит воспринимать форму складок более обобщенно. Первые зарисовки рекомендуется делать при контрастном вечернем освещении, которое будет четко выявлять форму. Очень определенные по форме складки дает обыкновенный холст.

Усложняя задачу, необходимо сделать зарисовки одежды, на­пример, положенного на стул платья, декоративной ткани и т. п.

Даже в кратковременной зарисовке, передавая особенности скла­док, следует все время чувствовать форму, на которой расположена ткань, а также уметь выделить из множества складок наиболее характерные по своей форме.

Навыки, полученные в подобных зарисовках, принесут пользу в работе и над композиционными заданиями как сюжетного, так и декоративного характера.

Большое значение придавал рисунку драпировки и ее связи с той формой, на которой она находится, Александр Иванов. Доказатель­ством этого служат его многочисленные зарисовки и этюды к кар­тине «Явление Христа народу».

С большим мастерством в передаче складок решал форму ткани М. А. Врубель, что видно в таких его зарисовках, как, например, «Кровать» из цикла «Бессонница».

Наброски интерьера



Наброски интерьера и его элементов развивают чувство перспек­тивы, глазомер в определении пропорций различных предметов об­становки, позволяют усвоить определенные стилевые особенности архитектуры.

В кратковременном рисунке, изображающем даже небольшую часть помещения, надо учитывать законы перспективного сокраще­ния плоскостей, стремиться лаконично выразить характер отдельных форм и передать глубину помещения.

Зарисовка интерьера в альбоме бывает незаменима, например, при посещении какого-либо архитектурного памятника, музея, места исторического события, когда нет возможности сделать длительный рисунок.

Художнику, работающему над сюжетной композицией, часто приходится делать множество быстрых лаконичных зарисовок со­ответствующего теме интерьера, чтобы найти наиболее отвечающий его замыслу определенный мотив.

Образное восприятие характерного внутреннего вида помеще­ния, его органической связи с находящимися там людьми способно иногда развить воображение художника и натолкнуть его на опре­деленный сюжетный замысел. Большой интерес представляет рас­сказ В. И. Сурикова о возникновении замысла картины «Меншиков в Березове». «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню, в Пе­рерву. В избушке нищенской я, жена с детьми. В избушке тесно было. И выйти нельзя — дождь. Здесь вот мне и думалось, кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг… Меншиков. Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл, сейчас кинулся назад в Перерву…»

По характеру интерьера мы узнаем о бытовом укладе, об образе жизни людей в различные эпохи. Зарисовки интерьера и его отдель­ных частей расширяют наш кругозор, развивают образность мышле­ния и создают своеобразный архивный материал, который принесет несомненную пользу в работе над жанровой композицией при соз­дании, например, эскизов оформления спектакля самодеятельности или в работе над книжной иллюстрацией, рисуя интерьер, обста­новку, необходимо чувствовать за всеми вещами их обитателя, че­ловека.

Даже небольшой набросок способен выразить в остроподмечен­ных элементах интерьера определенное действие, без изображения человека.

О том, как умело использовали интерьер многие выдающиеся художники, лучше всего говорят их произведения. Вспомним хотя бы такие полотна, как «Свежий кавалер» и «Анкор, еще Анкор!» П. А. Федотова, «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали» И. Е. Репина.

Зарисовки пейзажей

Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков раз­личных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, обла­ков и т. п.

Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить про­порции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.

Работая над зарисовкой отдельного элемента пейзажа, напри­мер дерева, нужно хорошо понять связь его конструктивной ос­новы — ствола с ветвями, определить расположение листвы. Каждое дерево — ель, ива, береза, сосна и т. д. — имеет свой характер, свою форму, рисуя крону дерева, необходимо передавать ее трехмерность, при изображении сучьев учитывать разницу в трактовке ветки, иду­щей на нас, то есть находящейся в сильном сокращении, и ветки, находящейся по отношению к рисующему в развернутом положении.

Зоркий глаз художника в самом непримечательном может найти интересный мотив природы, сочетание различных тонов, пластиче­ское взаимоотношение форм деревьев или тональное различие в ос­вещенности того или иного участка природы и т. п.

Рекомендуется делать наброски пейзажа и попутно с выездом на этюды, захватив для этого блокнот и карандаш. Закончив живопис­ный этюд на природе, за городом, можно сделать несколько зари­совок окружающих мотивов, изобразив, например, характерное по форме дерево, часть берега, стог сена, или, если окажется невдалеке стадо, сделать набросок животных; все это без фона или в связи с определенным мотивом природы. В некоторых случаях полезно ставить задачу передать определенное состояние природы. Подме­ченный и запечатленный в наброске элемент пейзажа, характери­зующий наш сегодняшний день, в дальнейшем может привести к об­разному композиционному решению в живописи или графике.

Объектом для наброска в городском пейзаже может служить часть улицы с движущимся транспортом и уходящими в перспективу домами или аллея парка. Большой интерес представляет зарисовка памятников архитектуры и их отдельных декоративных элементов, отражающих особенности стиля. Очень полезна может быть зари­совка строительства с изображением кранов и другой техники.

Такие наброски закрепляют знания по наглядной перспективе, тренируют глаз в определении пропорций крупных форм и масштаб­ных соотношений.

Если в набросок городского мотива включены группы людей, то необходимо стараться увидеть натуру обобщенно, изображая фи­гуру, не упускать характер основной массы, ее силуэт, улица полна движения; чтобы передать его, нужно использовать возможности наброска, позволяющего обобщенно зафиксировать тот или иной жизненный момент. При этом каждый раз надо ставить определен­ную задачу. Рассматривая известные рисунки И. Е. Репина «На Невском проспекте» и «Набережная большого города», мы видим, что в первом рисунке художник стремился передать жизнь Нев­ского проспекта. Обобщенно, но в то же время разнообразно, при помощи тональных отношений светлых и темных масс переданы им группы движущихся людей. Второй рисунок решен очень скупыми средствами, без введения тона. Очевидно, здесь автор хотел пере­дать лишь самое общее впечатление от увиденного мотива.

И. Е. Репин. На Невском проспекте

Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в ка­честве исходного материала для своих больших произведений. Так, на последней выставке произведений И. И. Левитана экспонирова­лись небольшие по размеру наброски, в которых ясно видны за­мыслы его известных полотен.

В беглых карандашных набросках  (из альбома 1890 — 1895 гг.) запечатлены мотивы, характеризующие его картины «Ве­черний звон», «Тихая обитель». В наброске «Летний вечер» почти полностью определен мотив его одноименной картины, изображаю­щей околицу и полосу леса на дальнем плане, озаренную вечерним солнцем. В двух карандашных набросках «На Волге» и «У берега» явно чувствуются натурные поиски для полотна «Све­жий ветер. Волга». То же можно сказать и о наброске «Перед гро­зой» к картине «Над вечным покоем» и многих других рисунках.

И. И. Левитан. Набросок из альбома

И. И. Левитан. На Волге. Набросок

И. И. Левитан. Деревья на опушке леса

Для рисунков И. И. Левитана характерно большое разнообра­зие приемов и графических средств. Так, в зарисовке старого дерева ствол вылеплен очень детально и точно, набросок здесь играет скорее познавательную, служебную роль, является упражнением в изучении характера одной из форм природы, в то время как другой рисунок, выполненный черной акварелью и пером, говорит о стрем­лении художника отразить определенное состояние природы и до­стичь образности мотива при довольно обобщенной трактовке форм.

Наброски животных



Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Подробнее

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

oformitelblok.ru

Как нарисовать пейзаж: правила перспективы

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если вас волнует вопрос как наполнить свой пейзаж глубиной, пространством, воздухом и объемом  — вам будет очень интересен материал этой статьи.

Этот урок посвящен очень важным вещам, которые каждому начинающему художнику нужно знать и обязательно использовать во время написания пейзажа. Если пишете маслом, акварелью, пастелью, гуашью, акрилом или карандашами — эти правила обязательно пригодятся и будут полезны.

Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж не используя правил воздушной или линейной перспективы.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива обязательно присутствует в любом пейзаже. Что же являет собой воздушная перспектива? Если говорить просто и буквально, то правила воздушной перспективы говорят о том что:

Чем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее четко его видно. Следовательно, чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем.

Передний и задний план

Пейзаж Левитана «Весна в Италии». На переднем плане можно различить цветы на ветках, доски  деревянного забора, чем дальше от созерцателя — тем менее четкие формы и  мазки.

«Оттепель». Деревья на заднем плане и линии горизонта едва различимы. На переднем плане хорошо видны стволы и ветви и даже маленькие веточки.

Картина Т. Кинкейда. На переднем плане можно различить даже надписи и выражения лиц людей, на заднем плане — еле различимы формы домов и окон.

На переднем плане можно вырисовывать все в деталях (кирпичи домов, узоры, текстуру дерева, цветы, неровности стволов деревьев, конструкции автомобилей….), используя насыщенные краски. Чем дальше вы уходите «вглубь» леса или города, тем мене четко изображайте или упускайте детали, используйте менее яркие краски, добавляйте легкую дымку.

Если в пейзаже держать все в 100% фокусе, зритель запутается и у него возникнет закономерный вопрос: «Что же в этой картине главное?». Человеческому глазу не свойственно одинаково четко видеть цветок вблизи и тот, что находится в от него в 20 шагах.

Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.

Цвет в воздушной перспективе

Второе правило воздушной перспективы раскрывает суть, почему же этот вид перспективы  назвали «воздушной перспективой»?

Все  на нашей планете окутано воздухом. Соответственно, чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него  налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет  воздушного пространства в котором он находится.

Примеры работ в воздушной перспективе

Пейзаж «Маковое поле». Кусты, холмы, поля вдали приобрели теплый розово-оранжевый оттенок закатного неба и солнца.

Пейзаж И.Левитана. Деревья и холмы вдали покрыты дымкой пасмурного сероватого неба.

Пейзаж «Кипарисы в горах». Горы вдали кажутся голубыми.

Чем более сумрачно небо, тем больше его цвет и свет будет передаваться всему окружающему. Если вы рисуете туманное утро, дождевой или снежный пейзаж, тем больше дымки и невыразительности должно быть вдали. Смело «замыливайте» все что находится далеко от наблюдателя.

В дневном свете, схематически воздушную перспективу можно показать так:

Схематическое изображение воздушной перспективы в дневном освещении. Это просто линии, но выглядят как пейзаж.

Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.

Линейная перспектива

Линейна перспектива в сочетании с воздушной поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильную, легко и хорошо воспринимающуюся картинку.

Основное правило линейной перспективы: все параллельные лини в пейзаже сходятся в одной точке.

Схемы линейной перспективы

Линейная перспектива — все параллельные линии сходятся в одной точке. Начальный этап работы над городским пейзажем.

К. Писарро «Бульвар Монмартр в Париже». Параллельные линии домов  и дороги уходят вдаль и сходятся в одной точке.

Осенняя аллея Л.Афремова. Отлично прослеживается линейная перспектива.

Когда рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, столбцов, домов в линейной перспективе, все они визуально будут уменьшаться, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами также будет сокращаться.

В качестве примера «Дождевая аллея» в стиле Афремова:

«Дождевая аллея» Каждый следующий фонарь ближе к предыдущему.

Белая линия — линия горизонта, зеленая точка в центре — точка схода,  красные линии — обозначают высоту фонарей.

Перспектива и восприятие

Рисуя что-либо в линейной перспективе, вы должны знать и понимать, что взгляд вашего зрителя всегда будет следовать по аллее, дороге или тропинке и приходить в точку схода.

Сделайте дорогу по которой следует взгляд зрителя интересной, яркой разнообразной, не монотонной, не скучной. Или изобразите что-то наиболее важное, ключевое, интересное для созерцания там, где дорога сходится в одну точку.

Примеры картин

«Горы в цвету». Горная дорога ведет взгляд к домику вдали.

К. Писарро «Монмартр ночью». Взгляд идет по дороге и уходит вдаль, рассматривая по пути все мелочи: машины, дома, прохожих.

«Сады цветут». Наблюдатель смотрит с холма на тропинку ведущую к домикам вдали.

Подробности линейной перспективы и ее восприятия, читайте в уроке живописи «Городской пейзаж».  

Знание и соблюдение этих нескольких очень простых правил в построении работы над пейзажем, поможет избежать грубых ошибок и создавать красивые гармоничные пейзажи, наполненные  глубиной,  простором и воздухом.

Желаю удачи и творческих успехов! 

Жду отзывов, вопросов и комментариев! 

Рекомендуем публикации

  1. Как нарисовать масляными красками зимний городской пейзаж
  2. Как рисовать солнечный пейзаж натюрморт одновременно
  3. Как правильно рисовать волосы
  4. Вечерний пейзаж масляными красками
  5. Как рисовать пейзаж: ночной город масляными красками
  6. Пишем зимний пейзаж «Оттепель»
Загрузка…

artrecept.com

Как нарисовать пейзаж, передав глубину пространства.

Меня спросили: «Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нем глубину пространства? Есть ли общие правила рисования пейзажа?»

Да, есть!

Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно соблюдать 3 основных правила. Коротко объясню каждое из них и покажу на примере своих работ.

Не важно, пишете вы при этом пейзаж маслом, акварелью или пейзаж гуашью. Принципы рисования пространства везде одинаковы.​​

Изменение цвета объектов в пространстве

Первое правило, надеюсь, понятно даже детям.

Заключается оно в том, что объекты дальнего плана всегда выглядят более холодными по цвету, нежели объекты ближнего плана.

Посмотрите на деревья в этой картинке, каковы они на переднем, среднем и дальнем плане. Видите, как меняется их цвет от теплого к более холодному и совершенно голубому, голубо-сиреневому вдалеке?

Наиболее явственно эти изменения цветы заметны на очень далеких объектах. Так, мы хорошо различаем, что горы вдали приобретают совершенно голубой оттенок. Хотя на самом деле они, конечно же, имеют ту же растительность, что и горы ближнего плана.

Это тоже может быть вам полезно:

Детализация в объектах пейзажа

Второе правило — детальность переднего плана и общность дальнего.

Глаз человека по-разному видит передний и дальний план. Если мы смотрим на предметы вблизи, то видим их четко, а дальние при этом размываются.

Эта анатомическая особенность используется в живописи.

Так, объекты переднего плана изображаются более детально.

В акварели при этом часто используется техника письма по-сухому, когда мы прорисовываем разные детальки,  цветочки-стебелечки тонкой кистью.

А дальний план, в свою очередь, мы пишем общо, размыто, в технике письма по-сырому или крупными кистями, с размытием.

Всего за 4 занятия вы овладеете основными техническими приемами акварельного письма и избавьтесь от страха рисования акварелью!

Контраст — нюанс

Третье правило — это различие соотношений тона вблизи и вдали.

На переднем плане мы видим контрастные сочетания света и теней, вдали тона сближаются по тону, светлое темнеет, темное — светлеет.​

В результате дальний план становится не столь контрастным по тону, свет и тень стремятся стать едиными по светлоте.

Посмотрите на этот пейзаж из мастер-класса «Деревья поздней осени».

Обратите внимание, как хорошо подчеркивает глубину пространства темное дерево на переднем плане. На среднем и дальнем планах ​растут такие же деревья, но насколько они светлее становятся из-за своей удаленности!

Обратите внимание на этот мастер-класс, если любите акварель и задаетесь вопросом, как нарисовать пейзаж с деревьями.

В нем вы получите целый

набор приёмов по рисованию

деревьев, листьев, снега и травы!


Итак, подведем итог:

Три правила, Как нарисовать пейзаж, чтобы передать пространство:

1) При удалении цвет всех объектов изменяется в сторону более холодного и менее насыщенного.

2) На переднем плане мы видим объекты детально, а вдали — размыто.

3) При удалении контраст падает: светлое темнеет, а темное светлеет.

Напишите в комментариях, какое из правил было для вас новым!

СЕРИЯ МК НА ВИДЕО «ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЙЗАЖА»

izo-life.ru

ВИДЫ КРАТКОСРОЧНОГО РИСУНКА

Поиск Лекций

Перспективные зарисовки городских улиц

В перспективных зарисовках городских улиц в первую очередь необходимо следить за правильным перспективным построением. Напомним правила прямой линейной перспективы:

1. Равновеликие предметы по степени удаления от зрителя визуально уменьшаются. Размер предмета, расположенного ближе к зрителю, будет больше, чем размер такого же предмета, более удалённого от зрителя.

2. Параллельные линии, уходящие от зрителя, равномерно сближаются и сходятся в одной точке, называемой точкой схода. Горизонтальные параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.

3. Вертикальные линии в перспективном рисунке остаются вертикальными и параллельными друг другу, за исключением некоторых случаев, когда для них предусмотрена дополнительная точка схода (так называемая «зенитная» перспектива, или перспектива «с птичьего полёта», когда мы смотрим снизу вверх или сверху вниз на предметы с большой протяжённостью вертикальных размеров).

При выполнении перспективных зарисовок городских улиц предпочтительно построение рисунка во фронтальной линейной перспективе с одной точкой схода на линии горизонта. В композиционном поиске необходимо выбрать соотношение изображаемого неба, поверхности земли, определить точку зрения (высокий или низкий горизонт).

Зарисовки бытовых предметов

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы.

Даже в кратковременной зарисовке, передавая особенности складок, следует все время чувствовать форму, на которой расположена ткань, а также уметь выделить из множества складок наиболее характерные по своей форме.

Навыки, полученные в подобных зарисовках, принесут пользу в работе и над композиционными заданиями как сюжетного, так и декоративного характера.

Большое значение придавал рисунку драпировки и ее связи с той формой, на которой она находится, Александр Иванов. Доказательством этого служат его многочисленные зарисовки и этюды к картине «Явление Христа народу». (Рис. 7)

Наброски интерьера

Наброски интерьера и его элементов развивают чувство перспективы, глазомер в определении пропорций различных предметов обстановки, позволяют усвоить определенные стилевые особенности архитектуры.

В кратковременном рисунке, изображающем даже небольшую часть помещения, надо учитывать законы перспективного сокращения плоскостей, стремиться лаконично, выразить характер отдельных форм и передать глубину помещения.

Даже небольшой набросок способен выразить в остроподмеченных элементах интерьера определенное действие, без изображения человека.

О том, как умело использовали интерьер многие выдающиеся художники, лучше всего говорят их произведения. Вспомним хотя бы такие полотна, как «Свежий кавалер» и «Анкор, еще Анкор!» П. А. Федотова, «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали» И. Е. Репина. (Рис. 8)

Зарисовки пейзажей

Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков раз­личных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, облаков и т. п.

Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить про­порции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.

Работая над зарисовкой отдельного элемента пейзажа, например дерева, нужно хорошо понять связь его конструктивной основы — ствола с ветвями, определить расположение листвы. Каждое дерево — ель, ива, береза, сосна и т. д.- имеет свой характер, свою форму, рисуя крону дерева, необходимо передавать ее трехмерность, при изображении сучьев учитывать разницу в трактовке ветки, иду­щей на нас, то есть находящейся в сильном сокращении, и ветки, находящейся по отношению к рисующему в развернутом положении.

Объектом для наброска в городском пейзаже может служить часть улицы с движущимся транспортом и уходящими в перспективу домами или аллея парка. Большой интерес представляет зарисовка памятников архитектуры и их отдельных декоративных элементов, отражающих особенности стиля. Очень полезна, может быть зарисовка строительства с изображением кранов и другой техники.

Такие наброски закрепляют знания по наглядной перспективе, тренируют глаз в определении пропорций крупных форм и масштабных соотношений.

Если в набросок городского мотива включены группы людей, то необходимо стараться увидеть натуру обобщенно, изображая фигуру, не упускать характер основной массы, ее силуэт, улица полна движения; чтобы передать его, нужно использовать возможности наброска, позволяющего обобщенно зафиксировать тот или иной жизненный момент. При этом каждый раз надо ставить определенную задачу.

Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в качестве исходного материала для своих больших произведений. Так, на последней выставке произведений И. И. Левитана экспонировались небольшие по размеру наброски, в которых ясно видны замыслы его известных полотен.

В беглых карандашных набросках (из альбома 1890 — 1895 гг.) запечатлены мотивы, характеризующие его картины «Вечерний звон», «Тихая обитель». В наброске «Летний вечер» почти полностью определен мотив его одноименной, картины, изображающей околицу и полосу леса на дальнем плане, озаренную вечерним солнцем. (Рис. 9)

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого животного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, позволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Зарисовки цветов

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, нужно обращать внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

Рисуя цветы, нужно придерживаться принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения.

 

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Линии в пейзаже — Пейзаж в кадре

Всякий раз, когда фотограф создает новый кадр, ему приходится принимать множество решений от которых зависит результат. В том числе решений композиционных. Природа предоставляет нам огромное количество самых разных элементов пейзажа из которых можно сконструировать свой кадр. Знание сильных и слабых сторон этих элементов позволяет выстраивать композицию осознанно, а при некотором опыте эта осознанность плавно превращается в интуицию.

Линии в пейзажной фотографии применяются повсеместно. Это одни из самых сильных элементов,умелое использование которых невероятно важно для итогового результата. Линии окружают нас повсюду. Мы приходим на место съемки по горной тропинке. Тропинка — это линия. Любой ручей или река — это тоже линия. Водопад и вовсе стоит исключительно из линий: отдельных струек и порогов. Береговая линия уже содержит это слово в своем названии. И правда, мы всегда можем очень точно проследить линию, разделяющую море и побережье. Более того, такую же линию мы увидим на границе любых двух стихий: неба и воды, неба и земли. При съемке сельских пейзажей линии заборов и оград — наши постоянные спутники. А создавая кадры в пустыне, красивые и выразительные линии рисуют для нас гребни дюн. И это только самые очевидные примеры. Ведь если присмотреться, линии проявляются в виде скальных трещин, в линии могут выстраиваться несколько объектов на разных планах фотографии, тени на земле — это тоже линии.

Одним из основных сильных свойств линии с точки зрения композиции является ее способность создавать в кадре перспективу. Любые две сходящиеся линии, как, например, линии берегов горного ручья, немедленно превращают фотографию в объемную. Также работает и горная тропинка, и линия забора.

Также линия — это маршрут. Маршрут для взгляда. При помощи линий мы можем оживить свой кадр, заставляя зрителя моментально оказаться внутри него, жить в нем, перемещаться в нем от объекта к объекту по тем правилам, которые придумали мы сами. Линия берега моря является примером такого навигатора. Взгляд моментально находит отправную точку маршрута и движется вдаль строго по маршруту.

Причудливый рисунок из линий скальных трещин направляет внимание на средний и задний планы.

Линии скалы на границе земли и воздуха, а также перекликающаяся с ними форма куста, плавно переводят внимание на симметричный полукруглый изгиб гор на заднем плане, после чего взгляд возвращается снова к началу пути.

Линии, выстроенные с определенной ритмичностью также весьма интересны. Они могут как работать на перспективу, так и управлять взглядом зрителя.

Нельзя забывать и способность линий передавать динамику того, что происходит в кадре. Любой кадр с водопадом, снятый на широкий угол и акцентирующий внимание на линиях их которых он состоит, очень хороший пример этому тезису.

Ну и конечно из линий можно создавать очень лаконичные и графические кадры.

Как снять классный пейзажный кадр?

Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.

Отлично! Остался всего один шаг. Проверьте свой почтовый ящик, найдите письмо от меня и подтвердите свою подписку на книгу, нажав на ссылку внутри. Если письма нет, загляните в папку «Спам». Может оно случайно попало туда.


www.fotolandscape.com

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов — КиберПедия

Цель:зрительно-образных накопление понятий о цветовых, структурных особенностях формы разных растений. Накопление изображений натурного материала.

Задачи:

создание обобщенного по форме, цвету и тону образа растения в краткосрочном этюде;

— передача характера строения ветки с плодами, цветами с натуры через тональные и цветовые отношения;

— умение анализировать форму;

— изучение конструкции, выявление пропорций;

— рисуя деталь видеть целое

Последовательность выполнения задания:

1. Компоновка на листе бумаги.

Рассмотреть и проанализировать форму листка, ветки, плода и т.д., уловить строение, характерную пластику растения, локальный цвет.

2. Методом сквозной конструктивной прорисовки наметить рисунок легкими, контурными линиями, конструктивных узлов. Наметить общую форму, сравнивая ширину (например, листа) с его длиной, наметить основные пропорции, движения стеблей и листьев, направления жилок.

4.Установить главные цветовые отношения кистью в технике акварели «по-сырому».

5.. Постепенная проработка деталей.

Практическое задание:

1. Сделать зарисовки растений, используя линейное рисование (рис. 2.1, рис.2.2.).

2. Выполнить этюды растений в существующем окружении (рис.2. 3.).

 

Материалы:бумага Ф-А4, А3, карандаш, акварельная бумага, кисти, акварельные краски.

 

Этюды деревьев

Цель:изучение формы разных деревьев и их групп. Накопление изображений натурного материала.

Задачи:

Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев.

— передать их структурные и пластические характеристики, опираясь на образное восприятие объекта.

— Передать с помощью красок освещение, цвет, фактуру.

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать точку зрения, т.е. то место, откуда объект представляется наиболее интересным.

2. Выбрать компоновку, размер, формат изобразительной плоскости.

2.1. Установить то, какую обобщенную форму и какой цвет имеет крона дерева.

2.2. Установить, как располагаются ветки, какой имеют наклон (через эмоциональное восприятие пластического образа).

2.3. Установить характер поверхности ствола, его цвет (если выполняется фрагментарное изображение дерева).

2.4. При изображении группы деревьев необходимо найти соотношение деревьев и большого пространства плоскости земли, отдельных планов.

3. Выполнить предварительный рисунок обобщенно, без мелких деталей, с передачей характера абриса кроны.



4. Изобразить ствол, его положение в пространстве, форму. Из десятков веток изобразить главные, наиболее характерные, заметные.

5. Изобразить отдельные части и детали, сравнивая их друг с другом и соотнося со всем изображением и натурой.

6. Сравнить с натурой, внести уточнения (рис.2. 4.).

Работа в цвете:

7. Определить тонально-цветовые отношения. Выявить взаимодействие холодных и теплых цветов.

8. Начать писать дерево широкими мазками, сохраняя цвет, светотень, форму кроны, ветвей.

9. Сохранить в этюде общее впечатление (рис2..5.).

Материалы:бумага Ф-А4, А3, карандаш, фломастер, акварельная бумага, кисти, акварельные краски.

 

 

Рис. 2.1. Зарисовки растений (карандаш)

Рис. 2.2. Зарисовки растений (карандаш)

 

Рис. 2.3. Зарисовки растений(акварель)

 

Рис. 2.4.Зарисовка деревьев

 

Рис. 2.5. Этюд дерева

 

2.3 Пейзаж

Цвет в пейзаже

Совершенствование умений и навыков в технике живописи акварельными красками. Выявление светотональными отношениями пластики форм и окружающей среды.

В краткосрочных этюдах (20–30 мин.) необходимо передать основные тональные и цветовые отношения, эти этюды требуют лаконичности в передаче натуры, обобщенной трактовки формы. Этюды в акварели создаются сразу в полную силу тона и цвета, иначе акварель теряет свою прозрачность, появляются грязные места.

Задача: фиксация различных колористических состояний.

По цвету:уметь выполнять этюды при различных фазах освещения (утро, день, вечер).

Пейзажные этюды на пленэре

Цель:изучение природных закономерностей изменения цвета в среде.

Задачи:

— отработать «постановку глаза» на быструю и точную передачу основных цветовых отношений с учетом воздушной перспективы и состояния освещения;

— развивать способность определять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах.

Последовательность выполнения работы:



1. Выбрать наилучшую точку наблюдения, с которой отдельные объекты будут видны в наиболее удачном расположении и сочетании (использование рамки-видоискателя).

Выбрать главные предметы, определяющие содержание мотива, они являются его композиционным центром (композиционный центр не должен находиться в геометрическом центре картинной плоскости).

Достичь равновесия путем распределения предметов и пятен на плоскости этюда, не перегружая одной его части в ущерб другой (избегать симметрии).

2. Определить на плоскости этюда крупные соотношения (земля и небо, линия горизонта не должна делить картинную плоскость на две равные части).

3. Начинать писать этюд акварелью от общего к деталям (вначале прокладываются общие цветовые пятна, затем прорабатываются детали).

4. Работать в цвете с учетом освещения.

Освещение является важным фактором, влияющим на восприятие цвета.

Утромв природе преобладают золотисто-розовые оттенки, включая все объекты изображения, днем– золотистые оттенки (яркое солнечное освещение – холодные рефлексы). Вечером– оранжевые, желто-оранжевые и красноватые оттенки. В пасмурный день– нейтрально серебристые. Если превалирует голубой свет, то красный цвет будет ближе к фиолетовому, желтый – к зелёному, белый приобретает голубоватый оттенок, голубой – дополнительную яркость, лиловый приближается к голубому. На закатепревалирует желто-оранжевый свет. Зеленый приобретает желтовато-оранжевые оттенки, оранжевый будет как красный, голубой – как фиолетовый, фиолетовый – как пурпурный, белый цвет – приобретает красные тона, черный – как темнокрасный.

5. Выявить плановость.

На первом плане собственные цвета предметов или объектов выглядят контрастно, объемно, насыщенно. Детализировать первый план. На дальних планах формы теряют контрастность, приобретают силуэтность, мягкость.

6. Обобщить.

Необходимо добиться цельности впечатления, обобщить некоторые нюансы цвета для того, чтобы избежать пестроты и дробности.

Практическое задание в цвете:

1. Выполнить несколько кратковременных этюдов одного и того же мотива при различном освещении.

2. Выполнить этюд в акварели, мотив которого имеет несколько планов (берег реки с ярко выраженным первым планом – деревом, кустарником, строением и т.д. (рис.2.6)).

3. Для работы выбрать мотивы с ограниченно-замкнутым пространством (двор с растительностью и частью строения (рис.2.7)).

Материалы:акварельная бумага Ф-А4, А3, кисти колонковые, беличьи, акварельные краски.

 

 

Рис. 2.6. Пейзаж

 

Рис. 2.7. Двор с растительностью и частью строения

2.4 Изображение архитектурного пейзажа

Цвет в архитектурном пейзаже

Цель: совершенствовать умения и навыки в поиске и выборе мотива; в передаче цветотональных отношений частей и целого, уделяя главное внимание работе цвета на форме.

Уметь:

— выполнять кратковременные композиционно-поисковые этюды малых архитектурных форм;

— выявлять глубинно-пространственную зависимость линейной и воздушной перспективы в природной среде.

cyberpedia.su

Наброски

Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски — это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.



Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник — он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке — словом, всегда, везде и всюду.

Чтобы решать сложные и наиболее интересные задачи наброска, надо овладеть знаниями и навыками изображения простых заданий. Поэтому в начальной стадии обучения не следует браться за выполнение творческих элементов наброска: выразительности художественного решения, непринужденности исполнения и т. п. Это не под силу начинающему рисовальщику. Тематика набросков должна развиваться, в соответствии с важным дидактическим принципом обучения — от простого к сложному: поначалу зарисовки несложных по форме предметов домашнего обихода, интерьера, экстерьера, элементов пейзажа, я затем головы и фигуры человека в движении, сложных позах, ракурсах, сюжетных мотивах. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества.

Начинающие рисовальщики стремятся быстрее перейти к изображению обнаженной фигуры человека. Действительно, это интересная работа. Но успешно выполнять ее можно, лишь обладая определенными знаниями и навыками, полученными в результате выполнения более простых заданий. Поэтому на первоначальной стадии обучения нельзя пренебрегать выполнением набросков с различных бытовых предметов, элементов растительного мира, построек, интерьера и т. п. Этот важный период учебных набросков всегда признавался и высоко оценивался выдающимися художниками и педагогами. В педагогической деятельности К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского такие наброски всегда находили достойное место. Так, ученику, плохо видевшему пропорции П. П. Чистяков советовал ежедневно делать наброски с бытовых предметов. В мастерской И. Е. Репина учебные наброски тоже были непременной частью учебного процесса. Учебно-методическое значение набросков высоко ценил Д. Н. Кардовский. Главной особенностью его системы обучения рисунку были многочисленные, ежедневно выполняемые наброски с самых разнообразных предметов.

Роль набросков этим не ограничивается. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.

При рисовании различных предметов быта следует в общих очертаниях прежде всего правильно конструктивно и перспективно построить их, передать пропорции. Простые формы предметов, близких к геометрическим телам (стол, шкаф, ведра, кастрюли), необходимо изображать быстро и верно в любом их повороте и положении к линии горизонта. В некоторых случаях зарисовки этих предметов сопровождаются передачей светотени, без основательной ее проработки, без характеристики деталей.

В набросках и зарисовках различных объектов современной техники необходимо исходить из конструктивной сущности: в первую очередь необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. Например, при рисовании автомашины следует начать набросок с установления самых общих очертаний машины, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем перейти к рисованию основных деталей. Следовательно, принцип рисования любых таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями.

В набросках пейзажа следует позаботиться вначале о выборе наилучшей точки зрения, с которой пейзажный мотив смотрится наиболее выразительно. Набросок пейзажа должен быть интересно закомпонован. Очень важно с самого начала определить соотношение земли и неба, проведя линию горизонта. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, пропорции больших масс, сравниваются размеры рисуемых объектов, их пространственные положения.

Для успешного изображения животных надо хотя бы в общих чертах знать их анатомию. Рисующий должен приучиться угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, понимать взаимосвязь костей скелета, знать расположение основных костей, местонахождение и механизм суставов. Каждому виду животных свойственны свои характерные пропорции, которые изменяются с возрастом.

Большую привлекательность и вместе с тем немалую трудность представляет рисование животных и птиц в движении. Именно в движении наиболее полно раскрывается пластическая характеристика рисуемого животного. Механика этих движений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при рисовании. Процесс ходьбы или бега у многих животных состоит из ряда связанных между собой чередующихся элементов: очередность выноса ног, симметричность их движения при ходьбе и легком беге и т. д. Каждому движению соответствует определенное положение костей, поэтому еще раз следует подчеркнуть важность изучения скелета животного, анатомии мышц.

Выполняя наброски с различных животных, необходимо присматриваться к их поведению, характерным особенностям формы. Поэтому не следует делать большое количество набросков. За одно посещение зоопарка достаточно зарисовать пять-шесть животных, но зато более внимательно изучить их.

В наброске большое значение имеет характерное и типичное для той или иной модели. Очень важно поэтому сохранить, донести до зрителя эти особенности, выявить, подчеркнуть их. Эта образная сторона чрезвычайно важна именно в наброске. Привычная, характерная для того или иного животного или птицы манера держаться, двигаться, все неповторимое, присущее только данному объекту, должно подмечаться, выявляться рисующим, иногда в нужной степени «обостряться», обыгрываться таким образом, чтобы создавалось убедительное представление о натуре.

Необходимо наблюдать животных в самых различных положениях, рисовать их с разных точек зрения. Внимательный художник не только точно передаст очертания тела животного, его пропорции, но и схватит его «повадку», создаст образное представление о нем.

Искусство наброска существенно отличается от рисования с натуры.

Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании.

Учащимся следует соблюдать правильную последовательность работы над наброском: быстро рассмотреть, осмыслить, оценить рисуемый объект, мысленно решить вопросы композиции, увидеть будущее изображение на листе, отметить легкими засечками границы (наиболее выступающие точки) наброска. Обычно достаточно отметить верх и низ изображения для вертикальной композиции или правый и левый края при горизонтальном размещении, затем легкими штрихами установить пропорции, движение изображаемой натуры, переходя в конце к уточнениям и обобщению рисунка.

Пока у рисующего мало опыта, не стоит стремиться к особой легкости, виртуозности, технической ловкости выполнения набросков. Эти качества со временем придут, а пока они не должны быть самоцелью. Гораздо важнее добиваться конструктивной, анатомической правильности изображения.

Голова и фигура человека — это самые интересные и сложные объекты для изображения. Эти зарисовки занимают преимущественное место в работах учащихся старших курсов. С принципами изображения головы и фигуры человека студенты основательно знакомятся во время академических занятий по рисунку. Что касается изображения человека в набросках, то здесь можно дать некоторые дополнительные рекомендации.

Зная анатомическое строение головы и фигуры человека, имея навык в набросках бытовых предметов и животных, студенты легко могут справиться с задачами изображения человека в набросках. При работе над набросками головы и фигуры не делают детального построения изображения, не занимаются тщательной проработкой светотени. Основой наброска является передача пропорций, движения, характера. Эти качественные моменты достигаются с помощью небольшого количества изобразительных средств за короткое время .

Делая набросок головы человека, рисующий прежде всего заботится о том, чтобы быстро и убедительно передать свое впечатление об изображаемом человеке, выявить наиболее характерные особенности его облика, внутреннего мира, настроения и т. д. Процесс же построении изображения, последовательное рисование формы, сравнение частей в данном случае протекает более скрытно и быстро. Рисующий занимается построением как бы попутно. Его внимание сосредоточено на задаче выразить главное, типичное, суметь выразительно и лаконично рассказать об изображаемом человеке.

В набросках большую роль играет острота характеристики изображаемого объекта, образное решение. Причем быстрота выполнения набросков (даже самых коротких по времени) отнюдь не предполагает, не оправдывает наличия в них ошибок, неправды, безвкусицы, дробности и т. д. Набросок должен быть цельным и по возможности свободным по исполнению, но специально заботиться о «свободе» и «ловкости» исполнения не следует. Не техника, не прием, а содержание изображения, верность натуре должны прежде всего составлять заботу учащихся. Свобода в выполнении и техническое мастерство приходят с опытом, после большого количества сделанных набросков.

Одной из наиболее интересных, но вместе с тем и сложных задач, возникающих при работе над набросками, являются зарисовки групп людей, различных сценок, наблюдаемых на улице, дома, в институте и других местах. Чаще всего такие наброски выполняются очень быстро, поскольку рисующий изображает не специально позирующих людей, а фиксирует свои жизненные наблюдения, рисует людей в самых разнообразных ситуациях, различной обстановке.

В этом заключается большая ценность подобных зарисовок. Но это же составляет и немалую трудность для рисующих. Сложность выполнения таких набросков состоит также и в том, что наряду с выразительным изображением отдельных фигур надо найти то общее, что объединяет людей, увидеть их в определенном единстве.

Необходимо заботиться о композиции, цельности набросков, сразу решая размещение всех фигур, намечая всю группу, переходя затем к характеристике каждого персонажа, сравнивая фигуру по пропорциям, характеру, жестам, движениям. Рисующий должен помнить о характеристике целого, о должном обобщении наброска. В более проработанных набросках наряду с решением этих задач должны, хотя бы в общих чертах, даваться индивидуальные характеристики фигур во взаимосвязи, как части единого целого.

Групповые наброски, равно как и наброски отдельных фигур, дают учащимся большую практику и богатый материал для работы над композицией.

Собранный в результате таких зарисовок материал становится золотым фондом художника, из которого он черпает темы своих будущих произведений, выбирает типаж действующих лиц картины, иллюстраций, опирается на этот натурный материал, добиваясь убедительности решения своих композиций.

Наброски могут быть выполнены с помощью линий, имеющих разную толщину и активность, в других случаях художник может использовать средства светотени, тонального пятна, лаконично передавая общую форму, силуэт, характер освещения, объем и материал.

Линия в наброске обладает большими изобразительными возможностями. Пользуясь только одними линиями, не вводя в рисунок светотени, можно не только изобразить пропорции объекта, но и передать его положение в пространстве, объем и характер освещения.

В линейном наброске, в зависимости от характера формы и освещения, линии должны быть разными по тону, от самого светлого до самого темного, разнообразными по толщине, резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Они то усиливаются, то слабеют, то приближаются, то удаляются, исчезая совсем и вновь появляясь во всю силу. Аккуратное вырисовывание формы непрерывными линиями одинаковой толщины придает рисунку сухой, резкий и вместе с тем вялый вид. Такой рисунок так же скучен, как монотонное пение или чтение без понижения и повышения голоса. Самый правильный по пропорциям и перспективе рисунок, обведенный жесткими и одинаковыми по толщине линиями, будет производить неприятное впечатление сухого чертежа. Когда же линии в рисунке разнообразные: то сильные и жирные, то легкие и еле заметные — тогда линейный набросок хорошо вписывается в плоскость бумаги, становится объемным, пространственным и живым.

Различные изменения в характере линий не должны быть случайными и произвольными, они должны быть связаны с натурой. При изменении положения и освещения формы предмета его контур, т. е. видимый край формы или границы поверхностей, тоже меняется, а там, где этот край по тону сближается с тоном фона, контур может быть незаметным. Поэтому в наброске контурные линии и границы поверхностей передаются штрихом разного качества как по тону, так и по ширине и мягкости. В теневых частях предмета линия рисунка проводится сильным нажимом карандаша, в освещенных и на выпуклых частях предмета — слабым нажимом. Те детали, которые в натуре находятся на первом плане и бросаются в глаза с первого взгляда, изображаются резче и отчетливее, а те из них, которые едва улавливаются взглядом или находятся на заднем плане, рисуются тонкими, светлыми и прерывистыми линиями. На форме человеческого тела нет ни одной прямой и геометрически правильной плоскости. Поэтому и граница объема — линейный контур должен быть таким же плавным, меняющимся в зависимости от характера формы, ее движения и положения по отношению к источнику света.

Для более быстрого и правильного выявления характера линий, подчеркивающих форму, следует, глядя на натуру, прищурить глаза, чтобы видеть ее более обобщенно. В этом случае лучше выявляется характер контурных линий предмета. На рисунках выше даны примеры учебных набросков, в которых можно видеть интересную, живую и разнообразную линию, передающую и конструктивные особенности формы, и ее фактурные качества, и пространственное расположение.

По мере накопления опыта в быстром линейном рисовании в набросок можно вводить и светотень, стараясь большими теневыми пятнами передать объем.

Кроме набросков с натуры, необходимо делать упражнения в набросках по памяти. Эти наброски рекомендуется выполнять после окончания работы над длительным учебным рисунком. На основе создавшегося от изученной натуры впечатления рисующий восстанавливает по памяти самые общие, характерные черты ее. Это хорошо тренирует зрительную память и развивает способность к острому восприятию главного, типичного, интересного. Наброски по памяти бывших натурных объектов могут считаться первыми упражнениями по композиции.

Не менее полезны наброски по представлению, которые выполняются без натуры на основе наблюдений. Эти упражнения развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать опыт; фантазировать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет большой запас представлений, приобретенных в результате многолетнего рисования с натуры.

Итак, пропорции, движение и характер — вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.

Одновременно с наброском надо заниматься длительным рисунком, так как чрезмерное увлечение наброском в ущерб длительным заданиям, вместо того чтобы воспитать глаз и наблюдательность может приучить к поверхностному легкомысленному отношению к форме.

Материалы и техника набросков

Для набросков можно использовать бумагу разных сортов, различную по размеру, цвету, тону, шероховатости. Для набросков пером хороша гладкая, плотная бумага, на которой не расплываются чернила или тушь. Для одноцветных и цветных набросков акварелью, тушью более подходит бумага, не слишком впитывающая воду, слегка шероховатая. Для выполнения набросков можно использовать карандаши, средние и мягкие по твердости, уголь, сангину, соус, чернила, тушь, акварель, акварельные и пастельные мелки, фломастеры. Можно применять и мягкие цветные карандаши, если только уметь со вкусом подбирать необходимое сочетание цветов. Например, нецелесообразно использовать зеленые и синие карандаши для зарисовок портрета и фигуры человека. Темные и теплые тона для этих целей более привлекательны.

Соусом работают сухим и мокрым способом, если его предварительно развести водой до нужной плотности и палочкой рисовать по влажной бумаге. Наброски в этом случае хорошо передают тональные особенности натуры.

Интересны по своим изобразительным возможностям различные фломастеры. Особенно с такими фетровыми стрежнями, которые позволяют рисовать и тонкими, и широкими линиями, и быстро покрывать большие поверхности бумаги.

Для выполнения набросков часто пользуются одноцветной или цветной акварелью. Заливка акварелью (краской любой насыщенности) иногда сочетается с прорисовкой контура фломастером или пером. Наброски в несколько цветов более трудны, требуют времени, опыта.

Конечно же, они должны оставаться графическим изображением, но не живописным, где более внимательно передаются цветовые отношения между отдельными предметами и фоном.

Работа неразбавленной тушью (или разведенной водой) производится мягкой акварельной или другой кистью. По технике эта работа аналогична работе акварелью (заливка).

Интересны наброски акварельными мелками по бумаге, чуть увлажненной (предпочтительны одноцветные наброски). Выбор материала и техники работы зависит прежде всего от замысла задачи, поставленной рисующим, от характера изображаемого объекта, личных склонностей и вкуса, умения владеть тем или иным материалом.

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.

Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных по­воротах, а затем наброски по памяти и по представлению.

Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел жи­вотных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.

Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.

В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи дви­жений, говорящих об определенных повадках данного животного.

Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей твор­ческой работы в этой области. При всей трудности работы над за­рисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к на­броску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чув­ство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зари­совка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более пол­ного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, бла­годаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных жи­вотных.

Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.

Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911

Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.

 

Виды краткосрочного рисунка

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее до­ступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных поло­жениях, с разных точек зрения.

Подробнее

 

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

oformitelblok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *