Советы и лайфхаки

Тема и подтемы текста – Что такое тема текста и как ее определить?

Содержание

Что такое тема текста и как ее определить?

Работа с текстом — это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия «текст». Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов. Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст — это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной — единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея — то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова «Мартышка и очки». Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста — связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак — смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев — столько микротем.

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы — например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема — любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь — всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, «Нищий»), любовь — самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

fb.ru

Что такое тема текста и как ее определить?

Работа с текстом — это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия «текст». Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов. Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст — это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной — единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея — то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова «Мартышка и очки». Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста — связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак — смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев — столько микротем.

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы — например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема — любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь — всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, «Нищий»), любовь — самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

autogear.ru

разбор понятий, связь и различие темы и идеи, выявление идеи текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

liveposts.ru

Находим в тексте подтемы. Различаем главные и второстепенные части содержания текста. Составляем план текста — Русский язык 6 класс — В. А. Корсаков

3. Находим в тексте подтемы. Различаем главные и второстепенные части содержания текста. Составляем план текста

 

20. Прочитайте. Подумайте, что было вам известно и раньше, а что ново в этом тексте.

СКИФСКАЯ ПЕКТОРАЛЬ

На юге Украины и сегодня можно увидеть курганы, которые издавна называют могилами. Самые давние из них насыпаны скифами. Эти курганы — захоронения, а особенно высокие курганы — то, в которых похоронены скифские цари.

Скифы были храбрыми воинами. Взрослые скифы-мужчины не разлучались с оружием и почти всю жизнь проводили на лошадях. Говорят, что даже скифский царь Атей сам чистил своего коня — настолько скифы ценили, любили этих животных. Их конница не знала на своем пути преград, и под их натиском народы, которые жили в этих степях, вынуждены были оставить обжитые места. Скифы пасли большие стада скота и кочевали с места на место в поисках хороших пастбищ, поэтому у них не было постоянных жилищ.

Представьте себе: на колесах двигался целый огород. По степи катились сотни больших и малых повозок, накрытых войлоком. В повозки иногда впрягали несколько пар волов.

В таких повозках было и жилище, и кладовые, и мастерские. Ведь все необходимое для жизни — одежду, оружие, орудия труда, различные бытовые предметы — скифы изготавливали сами.

Скифы не знали письменности. Они не оставили после себя летописей, документов, даже просто надписей на бытовых вещах. Откуда же мы знаем о том, как они жили, как выглядели? Оказывается, рассказы о скифах сохранились у других народов, которые общались с ними, — прежде всего у греков. Не менее важны то находки, которые археологам посчастливилось добыть при раскопках1 степных курганов.

Одна из самых замечательных находок — золотая царская пектораль, найденная в кургане Толстая могила на Днепропетровщине украинским археологом Борисом Мозолевским. Об этой находке писали газеты, журналы во всем мире.

Действительно, это необыкновенная вещь. Вес пекторали — больше килограмма. Пектораль состоит из трех ярусов, которые по форме похожи на месяц. На них мы увидим чудесно выполненные изображения растений, животных, сцены из жизни людей.

Вот, например, двое раздетых до пояса мужчин шьют одежду из меха, растянув ее за рукава. Слева и справа от этой центральной сцены стоят кобылицы с жеребятами и коровы с телятами. А за ними фигуры двух молодых скифов. Юноша справа сидит на корточках и доит овцу. Лицо эго: серьезное, внимательное. Юноша слева держит амфору одной рукой, а другой приготовился заткнут ее пучком травы. Именно так в давние времена сохраняли молоко от скисания. И это лишь некоторые из сцен, изображенных на пекторали.

Эти сцены — будто окошки, сквозь которые можно увидеть жизнь скифов.

Вот какие замечательные курганы есть в наших краях!

1 Раскопки — это процесс поиска остатков прошлого путем снятия верхнего культурного слоя и исследование того, что сохранилось на глубине.

Это интересно!

Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до н. э., писал, что скифы направили персам, с которыми сражались, «послание», состоявшее из живых лягушки, мыши, птицы и пяти настоящих стрел. Один из приближенных персидского царя Дария расшифровал это примерно так: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачет в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дарий не поверил в это. Но мудрец оказался прав: персы потерпели поражение от скифов.

21. Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что было известным, а что новым для вас в прослушанном тексте.

22. Нибудь запишите предложение, выпишите слова парами.

Замечательную скифскую пектораль раскопал украинский археолог.

археолог (что сделал?)…

23. Прочитайте о том, как построен текст из упр. 20.

В тексте «Скифская пектораль» говорится о скифах, которые жили в степях у Черного моря (это тема текста). В тексте есть вступление, основная часть и заключение.

В основной части можно выделить меньшие части. В каждой из них есть своя тема. Ее называют подтемой — подчиненной темой. Все подтемы вместе раскрывают общую тему. Так, в данном тексте можно выделить такие подтемы:

1) скифы — храбрые воины;

2) кочевой образ жизни;

3) источники наших познаний о скифах;

4) находка из Толстой могилы.

Спишите указанные подтемы. Пронумеруйте абзацы текста «Скифская пектораль» и рядом с каждой подтемой напишите, какие абзацы к ней относятся. Какая подтема раскрывается в одном абзаце? Какая — в нескольких абзацах?

Можно ли считать этот список планом текста? Почему?

24. Перечитайте второй абзац текста «Скифская пектораль». Обратите внимание, что в нем, как и вообще в каждом тексте, есть части, более важные, а есть части, менее важные по содержанию.

Найдите во автором абзаце то предложение, которое, по-вашему, несет не самую важную для данного текста информацию.

Прочитайте 4-й абзац текста. Как вы оцениваете его по степени важности содержания?

25. Прочтите весь текст «Скифская пектораль» молча. Следите за тем, как одна подтема сменяется другой, как постепенно вырисовывается увлекательная картина жизни людей из далекого прошлого.

26. Спишите второй абзац или тот, который для вас наиболее интересен по содержанию, проверьте написанное. Правописание каких слов из этого абзаца вы можете объяснить?

27. Почему, по-вашему мнению, нужно обдумывать возможные подтемы перед тем, как начать составлять высказывание? Какие подтемы вы бы придумали к общей теме сочинения

«Быть археологом — это интересно и увлекательно!». Сформулируйте и нибудь запишите их, составьте на их основе устный рассказ, подготовьтесь выступить с ним в классе.

schooled.ru

Тема, основная мысль и микротемы текста

Тема, основная мысль и микротемы текста:

Тема текста– о чем этот текст.
Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем- МИКРОТЕМ.
Микротема текста- это главная мысль одного абзаца.
Основная мысль текста– что  нам сказал автор по данной теме,  к чему привлек наше внимание.

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных “жизненных сценариев”, которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение.  Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый “жизненный сценарий”.
          Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа “жизненного сценария” написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
           Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть “родовые” проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) – Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) –  Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) – Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от “родовых” проблем.

 

sdam-rus.ru

Определение темы и основной мысли текста

Что такое тема текста и как ее определить?

Работа с текстом — это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия «текст». Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.

Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст — это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной — единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея — то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова «Мартышка и очки». Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста — связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак — смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев — столько микротем.

Как правильно работать с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы — например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема — любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь — всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, «Нищий»), любовь — самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

fb.ru>

Как определить основную мысль текста?

Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Для того чтобы усовершенствовать

ум, надо больше размышлять, чем

заучивать.

Р.Декарт.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Выявления темы текста

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5. Выводы

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

клише:

… — вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме — теме…

Этот текст о …

Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:

Основная мысль текста — это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Как определить основную мысль текста?

1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то ”новое“, что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например метафоры.

Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.

3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его ”новое“.

4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

5. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются таким образом, чтобы подлежащее и дополнения по смыслу перекликались с темой тезиса, сказуемое, обстоятельства или определения — ”новым“ тезиса.

studopedia.ru>

Как определить тему и основную мысль текста?

Эльвира сагидуллина

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль — что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? — о том, что в то время никому хорошо не жилось

Елена ладынина

ТЕМА (греч. thema – то, что положено в основу) , т. е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема – смысловое ядро текста, она «должна управлять» созданием текста. В тексте может быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста.
ПРОБЛЕМА- вопрос, волнующий автора текста. Этот вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется проблематикой.
Основная мысль = ИДЕЯ (греч. idea – понятие представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный, (-ые) вопрос (-ы), т. е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение авторского отношения к изображаемому. Главная мысль не всегда может быть выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь – это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком случае возможны различные интерпретации текста.

Animekit

Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
ну вот и всё:)

Егор карась

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль — что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? — о том, что в то время никому хорошо не жилось

Саша лопатин

Тема текста определяется по названию
Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
ну вот и всё:)

Диана амирова дамировна

Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль — что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? — о том, что в то время никому хорошо не жилось

Ольга салдаева

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль — что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? — о том, что в то время никому хорошо не жилось
Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
Легко и просто, возьми и подумай.

Что такое тема текста?

Наталия тузина

Фа́була — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея– это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Читайте также

zna4enie.ru

Читаем: представляем описанное; определяем тему и подтемы; находим указанные части текста

47. Читаем: представляем описанное; определяем тему и подтемы; находим указанные части текста.

Пишем выборочное изложение

378. Прочитайте текст. Читая, обращайте внимание не только на развитие событий, но и на то, как выразительно пишет автор, какие картины создает. Отметьте те сочетания слов и предложения, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

ЗИМНИЙ ДУБ

Едва Анна Васильевна и Савушкин вступили в лес, как сразу перенеслись в зачарованный мир покоя и тишины.

Кругом белым-бело. Лишь в вышине чернеют макушки берез, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. Порой среди льда и снега поглядывала недобрым глазом живая вода ручья.

– А почему он не весь замерз? – спросила Анна Васильевна.

– В нем теплые ключи бьют. Тут их страсть как много! – с увлечением говорил Савушкин. – Ручей-то и под снегом живой.

Тропинка обогнула куст орешника. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный стоял дуб. Его нижние ветки раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата1, ствол казался прошитым серебряными нитями. Дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Так вот

он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем. Он с усилием отвалил глыбу снега, облипшую понизу землей. В ямке лежал шарик, обернутый сопревшими листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.

– Вот как укутался! – Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым2 его одеялом.

Затем он раскопал снег у другого корня. Там сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.

– Притворяется, – засмеялся Савушкин. – Будто мертвая. А дай солнышку пригреть, заскачет ой-ой как!

1 В три обхвата – такой, что можно обхватить втроем.

2 Неприхотливый – здесь: незамысловатый, незатейливый.

Он продолжал водить учительницу по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. Все они спали зимним сном. Сильное дерево скопило вокруг себя столько тепла, что бедные зверьки не могли бы сыскать лучшей квартиры.

Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту, неведомую ей, потайную жизнь леса, когда услышала встревоженный голос мальчика:

– Ой, мы уже не застанем маму!

Анна Васильевна поспешно поднесла к глазам часы – четверть четвертого. У нее было такое чувство, словно она попала в западню.

– Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый верный. Но все равно спасибо тебе за прогулку.

Савушкин покраснел. Ему очень хотелось сказать учительнице, что он никогда больше не будет опаздывать на уроки.

Отойдя недалеко, Анна Васильевна оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела под ним небольшую фигурку мальчика. И она вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках.

По Юрию Нагибину

Прочитайте правильно слова мирок, мирка, мирку; понизу.

О чем этот текст? Сформулируйте общую тему, назовите подтемы, которые подчинены ей и помогают ее раскрыть. Озаглавьте части текста, которые связаны с той или иной подтемой текста.

Рассмотрите рисунок. Какой части рассказа он соответствует? Удалось ли художнику передать то, что хотел выразить автор произведения? Как бы вы изменили рисунок, чтобы он точно соответствовал содержанию рассказа.

379. Прочитайте. Скажите, что вы узнали о выборочном изложении.

В речевой практике мы часто пользуемся выборочным пересказом. Поэтому очень важно научиться отбирать и излагать материал только на нужную для определенного случая тему. Как правило, часть, которую выбирают для пересказа, связана с какой-то подтемой текста.

Думается, что для вас не составило бы особого труда пересказать часть текста из предыдущего упражнения, в которой описывается зимний дуб. В тексте материал, относящийся к этой подтеме (“Величественный страж леса”), расположен в одном месте. Ваша задача состояла бы лишь только в том, чтобы перечитать отрывок, правильно сформулировать его основную мысль (например, нет ничего прекраснее и величественнее в заснеженном лесу, чем зимний дуб), отобрать выразительные средства, которые потребовались бы для ее раскрытия и составить новый текст.

Значительно труднее, если материал, необходимый для выборочного изложения, рассредоточен по всему тексту. В этом случае его нужно предварительно отобрать.

380. Попробуйте отобрать материал для выборочного изложения на тему “Удивительный мир зимнего леса”. Перечитайте еще раз текст (упр. 378), обращайте внимание на те места, в которых рассказывается о том, что больше всего поразило Анну Васильевну, что для нее было необычным (незамерзший ручей, огромный зимний дуб, спящие зимним сном обитатели леса).

Выберите предложения, относящиеся к теме изложения, определите основную мысль будущего изложения. Продумайте, как начать изложение, расположить материал в нужной последовательности.

381. Какой ряд синонимов вы используете для замены выделенного слова в тексте “Зимний дуб” (упр. 378)? Почему?

1. Выкопать, вырыть, откопать, отрыть, раскопать.

2. Отыскать, обнаружить, разыскать.

382. Почему автор, описывая зимний дуб (упр. 378), использовал выражение “ствол казался прошитым серебряными нитями”? А с чем вы сравнили бы ствол дерева, углубления коры которого заполнены снегом?

Составьте письменное выборочное изложение по тексту (упр. 378) на тему, определенную в упр. 380. Пересказ ведите от своего имени так, как будто вы наблюдали за всем тем, что видели герои рассказа. Используйте те выразительные средства, которые были отмечены вами при первом чтении текста. Выскажите свое отношение к сообщаемому. Начать свое изложение можете так: “И чего только не увидишь в зимнем лесу”.

Огро́мный

383. Прочитайте текст изложения кому-либо из близких. Спросите, что им понравилось, что, по их мнению, надо изменить в содержании творческой работы. Если вы согласны со сказанным, дополните написанное.

.

school.home-task.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *