Замкнутая и открытая композиция
Существуют два типа композиции — замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции — четкий внешний контур, нарастание сложности к центру. На рисунке 7 показана композиция, которая заставляет взгляд двигаться по кругу, лежащему в плоскости формата.
Рисунок 7 — Закрытая композиция
Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм.В свободной композиции отсутствует фокусирование взгляда на центре композиции. Взгляд свободно уходит за пределы композиции, домысливая продолжение. Это может быть центробежная композиция, когда визуально создается эффект поступательного движения или скольжения по спирально расширяющейся траектории (рисунок 8).
Рисунок 8 — Открытая композиция
Построить замкнутую и открытую композиции на основе геометрических тел (стилизованных растительных мотивов) (Приложение А, рисунки 4 — 5).
Требования:
работа выполняется в карандаше (в ахроматическом исполнении, с решением тональных отношений), 4-6 вариантов;
композиционное решение должно быть оригинальным.
Материал и размеры композиции
Графитный карандаш. Формат листа – А3.
Нюанс и контраст
Эта пара средств гармонизации характеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например, размеру или геометрическому виду.
Нюанс характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам. Например, в фактурных поверхностях он представляет крупную и мелкую зернистость, в цвете — оранжево-красные и красные оттенки и т.д. Нюансное отношение может быть сближенным и отдаленным.
Сближенное отношение предполагает построение композиции с использованием элементов, которые характеризуются обратным изменением свойств, например, увеличением размеров и уплощением рельефа.
Отдаленное отношение выражается прямым или параллельным изменением свойств элементов, например, возрастанием яркости цвета и увеличение размеров (рисунок 9).
Рисунок 9 — Нюансное сочетание элементов
Контраст представляет собой резкое отличие элементов композиции. При его использовании сильнее выявляются художественные качества каждого элемента. Контраст может быть сдержанным и обостренным.
Сдержанный контраст проявляется при резком различии второстепенных элементов, например, когда эти элементы выполнены в контррельефе и горельефе или имеют дополнительные цвета. Обостренный контраст имеет место при резком отличии главного элемента от второстепенных элементов. Он может быть выражен в размерах, цвете, пластике (рисунок 10).
Рисунок 10 — Контрастное сочетание элементов
1 Выполнить ряд упражнений на нюансное сочетание элементов ахроматическими цветами и хроматическими (Приложение А, рисунки 6-7).
2 Построить целостную композицию, основанную на контрастном сочетании элементов ахроматических цветов и хроматических (Приложение А, рисунки 8-9).
Требования:
Материал и размеры композиции
Акварель, гуашь, цветные карандаши. Формат — А3.
Формат
Формат (лат.formo – придаю форму) – линейные размеры (длина, ширина, высота). Декоративное панно, мозаика, орнаментальная роспись – каждая из этих композиций требует своего формата, при этом существенное значение имеет не только соотношение сторон, но и абсолютная величина формата. У художников-графиков есть определенный закон: чем меньше композиция, тем относительно большими должны быть поля работы. Эмблемы, экслибрисы хорошо смотрятся на листах, в которых поля значительно больше самого изображения. Для больших композиций поля должны быть узкими. Прямоугольные картины имеют вертикальные, горизонтальные, квадратные форматы. Формат может быть овальным, круглым (рисунок 11), квадратным (рисунок12), многоугольным в зависимости от композиционных задач.
Рисунок 11 — Композиция в круглом формате
Рисунок 12 — Композиция в квадратном формате
Закомпоновать композицию из растительных мотивов или геометрических элементов в овальный, круглый и треугольный форматы.
Требования:
Материал и размеры композиции
Акварель, гуашь, цветные карандаши. Формат: овальный и круглый, приблизительно 16 см в диаметре; треугольный – 15-18 см.
studfiles.net
Композиция. Часть 1. Типы композиции.: reylana
Я хочу научиться рисовать — как часто у вас появляется такая мысль?Именно рисовать. Не срисовывать. Строить работу. Понимать, что к чему, по какой причине здесь необходима эта деталь, и вот тут — эта…
Одно из основных понятий, с которыми придётся разобраться для освоения нелёгкого искусства рисования — это композиция.
При подготовке поста я использовала несколько источников — в основном Н.Сокольникова «Основы композиции», Р.Паранюшкин «Композиция». Естественно, все максимально кратко — просто для получения общего представления о понятии.
Слово «Композиция» происходит от лат. compositio , что б в переводе буквально означает со-расположение. Под этим понятием понимается составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Именно от композиции зависит, как зритель увидит произведение.
Паранюшкин отмечает, что существует три главных формальных признака композиции:
— целостность — внутреннее единство композиции. Тут важно помнить, что целостность не значит, что ваша картина должна представлять собой единый комок краски без проблесков, некий «монолит», вовсе нет. Под ней понимается тяготение частей картины друг к другу. «Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна», пишет Паранюшкин.
— подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты — важно сочетание «главного» элемента, который сразу привлечёт внимание и является смысловым центром композиции, и второстепенных. которые его оттеняют и выявляют. «Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой», пишет Паранюшкин.
— уравновешенность — основая гармонии в работе. Уравновешенной может быть как симметричная работа, так и асимметричная. «Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в определенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно», отмечает Паранюшкин. Наиболее сложно уравновесить динамичные изображения. При этом «самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины — и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной». Внимательное изучение произведений искусства и их композиционный разбор поможет вам «поймать» это ощущение равновесия и полнее его понять.
Типы композиции
1) Замкнутая (закрытая) композиция«Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру». Одна из важных черт замкнутой композиции — наличией полей. Все элементы тесно связаны между собой.
2) Открытая композиция
«Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции — наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части». Открытая композиция тяготеет к центробежности, чаще всего исходит от центра. Хотя она бывает очень сложной — единый центр в таком случае может отсутствовать, и композиция будет складываться из нескольких мини-центров.
Наглядный пример разницы между замкнутой и открытой композицией:
3) Симметричная композиция
«Основная черта симметричной композиции — равновесие. Оно настолько крепко держит изображение, что является по совместительству и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы — стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.
4) Асимметричная композиция
«Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины»
5) Статичная композиция
«Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию». Есть разные способы продемонстрировать статичность изображения.
6) Динамичная композиция
Статичные композиции часто бывают симметричными и замкнутыми, а динамичные — асимметричными и открытыми.
Сокольникова также отмечает, что «если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта».
Выражаю огромную благодарность авторам, которые помогают разбираться в столь нелёгких вопросах.
reylana.livejournal.com
Замкнутая и открытая композиция — МегаЛекции
Основы композиции в дизайне. Что такое композиция?
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое. Так же композицией можно назвать само произведение.
Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве …
Композиция в дизайне, композиция в рисунке, композиция в живописи, композиция в фотографии — понятия не разделимые. Композиция в музыке и композиция в литературе так же имеют много общего с вышеперечисленными, однако средства ее достижения другие.
Деятели искусства уделяют особое внимание поиску наиболее выразительных композиционных схем. На протяжении долгих столетий создавались произведения с различными композиционными решениями, в том числе и произведения изобразительного искусства. Однако в этой статье мы не будем рассматривать сложные художественные произведения.
Любой объект с легкостью можно вписать в одну из трех геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, эллипс. Так что оперировать мы будем именно этими фигурами.
А саму композицию рассмотрим как правильное расположение элементов изображения, основанное на предметном изучении восприятия человеком зрительной информации.
Речь пойдет о композиции в изобразительном искусстве, композиции в фотографии и, конечно же, дизайне.
Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.
Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:
Контрастом света и тени
Контрастом цвета
Размером
Формой
Часть 2 Основные понятия и правила композиции
Диагональные линии в композиции
График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.
Замкнутая и открытая композиция
В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление, Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.
Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
Правило золотого сечения
Различное расположение элементов на плоскости может создать гармоничное или негармоничное изображение. Гармония — это ощущение и понятие о правильном расположении элементов весьма интуитивно. Однако можно выделить несколько совсем не интуитивных правил.
Рисунок слева выглядит намного более гармоничным. Почему?
Гармония — это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняет друг друга. Некий единый механизм.
Самый большой такой механизм — это окружающий нас мир, в котором все элементы взаимосвязаны — животные дышат воздухом, расходуют кислород, выдыхают углекислый газ, растения используют его углерод и энергию солнца для фотосинтеза, возвращая кислород. Одни животные питаются этими растениями, другие регулируют количество питающихся растениями, питаясь ими, тем самым спасая растения, вода испаряется, чтобы выпасть осадками и пополнить запасы рек, океанов и так далее…
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам:симметрии и правилу золотого сечения.
Что такое симметрия, я думаю, вы знаете. А что такое золотое сечение?
Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:
Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:
Правило трех третей
В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии.
Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.
Часть 3. Динамика и статика в изображении, движение, ритм
Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статичная композиция (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности.
На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения
Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.
Движение можно замедлить или ускорить:
Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.
Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.
Ритм
Ритм — один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение… В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Замкнутая композиция как композиционный принцип
В прошлой статье мы говорили о равновесии в кадре как об основном принципе построения композиции и выяснили, что в некоторых случаях можно отходить от этого приема для придания снимку более художественного и реального вида.
В фотографии другие композиционные принципы также можно использовать по-разному. Возьмем, к примеру, портретный снимок. Он часто строится как замкнутая композиция. Основные ее линии направляются к центру кадра, замыкаются внутри него и не выходят за пределы.
Принцип замкнутой композиции
Границы кадра в портрете чаще всего не срезают фигуры, обуславливаются ее контурами, используют их как опоры и очерчивают лишь необходимое пространство, сосредотачивая внимание зрителя на лице человека.
На лицо, как правило, приходится и акцент света. Такая замкнутая композиция широко применяется в студийном портрете.
Посмотрим теперь, как решен с точки зрения композиции репортажный снимок, представленный ниже.
Снимок 1. В дни фестиваля
Мы наблюдаем, что композиция здесь обладает своими особенностями – она разомкнута, главные линии в кадре выходят за его пределы. Сам кадр не имеет обрамляющих элементов, вписанных в его рамку в соответствии с законами композиции.
На снимке элементы у краев режутся рамками кадра. За счет этого зритель воспринимает снимок как часть большой динамичной картины, события которой не ограничиваются рамками кадра и развиваются за его пределами.
Это на первый взгляд кажется случайным построением, но на деле оказывается закономерным, так как выделяет документальный характер снимка. Этот же прием подчеркивает движение, динамичность репортажного снимка, отлично передающего сцену.
Этот факт совершенно не означает, что в репортажном жанре отсутствуют композиционные законы. Наоборот, здесь они должны соблюдаться более строго. Обязательным условием репортажного снимка должно являться наличие смыслового и зрительного центра кадра, акцента на главном объекте. Без этих моментов репортажный снимок будет перегруженным, пестрым и трудно понимаемый зрителем.
Также в репортажном снимке важна динамичность изображения. Ее можно усилить композиционными приемами построения кадра. Присутствие диагональных линий в композиции кадра, учет поворотов фигур людей, направления жестов и взглядов способствуют живости и динамичности в репортажном снимке.
Многие фотографы при репортажных съемках грешат попытками постановки снимка. Такой подход, как правило, приводит к потере достоверности и документальности снимка. Зритель сразу видит это. Поэтому вся работа по композиционному построению снимка заключается в выборе:
- направления съемки;
- высоты точки съемки;
- расстояния до объекта;
- типа объектива для съемки;
- замкнутая композиция или нет.
Таким образом, в основе композиционного творчества заложен принцип выбора.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
С этой статьей так же читают:
fotoadvice.ru
ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Фотосъемка. Универсальный самоучитель
ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Композиция бывает закрытая или открытая.
Ниже на рисунке показана композиция, которая заставляет взгляд двигаться по кругу, лежащему в плоскости снимка. Такую композицию называют закрытой, так как взгляд не уходит за пределы кадра.
Закрытая композиция
На следующем рисунке представлена композиция, которая уводит взгляд из плоскости снимка. Это композиция открытая.
Открытая композиция
Закрытая композиция
В фигуре человека самое большое пространство, независимо от позы, образуется между руками и ногами. Здесь же и возникают замкнутые контуры, которые фиксируют взгляд зрителя, заставляя его двигаться по замкнутой кривой. Это надо учитывать моделям с непропорциональной или излишне полной фигурой. При этом замкнутую композицию можно создать, направив взгляд самой модели на свои части тела или элементы своей одежды.
Если взгляд зрителя будет заострен на замкнутом контуре, то вне этого контура можно оставить непривлекательные части тела, которые невозможно убрать из кадра. В этом случае они просто останутся без должного внимания.
То же самое касается и позы модели. Закрытая поза предполагает статичность модели, ее умиротворенность, а открытая, наоборот, — динамику.
Закрытая поза
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Несколько уроков рисования от преподавателя университета
Екатерина Ушахина
Выходные — время, которое стоит посвятить любимому хобби. Если вы любите рисовать — рисуйте! Вот несколько уроков, которые вам помогут.
Урок 1. Композиция
Как только вы нанесли первый штрих на чистый лист, вы начинаете построение композиции в пределах пространства рисунка.
Рисунок может иметь замкнутую (тектоническую) или открытую (атектоническую) композицию. Начнем с открытой. Вы можете рассматривать лист как открытое пространство и создавать композицию, которая будет казаться бесконечной, пренебрегающей границами листа или каким-то образом растворяющей их. Такая композиция называется атектонической.
Открытая композиция
Или вы можете принять края листа в качестве жестких рамок, строго ограничивающих композицию (тектоническую). Изображение удерживается внутри такой замкнутой композиции. Часто при замкнутой композиции элементы идут параллельно границам листа. Внутренние элементы взаимодействуют с краями, но действие не выходит за них.
Закрытая композиция
Упражнение:
Сделайте две зарисовки вращающегося столба, похожего на торнадо. В одном используйте замкнутую композицию — нарисуйте торнадо параллельно вер- тикальным краям листа, и пусть стихия остается в пределах границ. В другом создайте открытую композицию, нарисовав его так, чтобы казалось, что торна- до пытается выйти за пределы листа.
Урок 2. Правило третей
Правило третей — это часто используемая художниками, фотографами и дизайнерами техника построения композиции. Она основана на применении асимметрии для создания зрительного интереса и баланса.
На практике главная цель правила третей — уберечь художника от расположения фокусной точки в центре композиции или от такого распре- деления объектов на листе, при котором композиция делилась бы изображаемыми объектами пополам. Обычно это приводит к дроблению композиции, а не к созданию фокусной точки.
Вот как это работает: сетка, разбивающая лист на девять секторов, помогает вам расположить фокусную точку или главные графические элементы композиции вдоль линий решетки или на их пересечении. Фокусная точка располагается в месте пересечения одной пары линий и уравновешивается второстепенными объектами на противоположном пересечении. Горизонтальные линии решетки также могут представлять линию горизонта в пейзаже.
Урок 3. Планы
С плоскостью изображения можно поработать так, чтобы была создана иллюзия пространственной глубины. Плоскость разделяется на три основных плана:
• Передний (ближний) — часть композиции, которая находится ближе всего к зрителю.
• Средний — промежуточная позиция между передним и задним планом.
• Задний (дальний) — то, что находится вдали или лежит позади самых важных элементов композиции рисунка.
Для того чтобы создать иллюзию трехмерного пространства, элементы рисунка, расположенные на переднем плане, должны быть больше и ярче, могут быть более контрастными и тщательнее проработанными, чем объекты среднего и заднего планов. Эта графическая иллюзия на двухмерном пространстве имитирует способ восприятия в реальном мире: чем дальше объекты находятся от нас, тем меньше и темнее они выглядят, и наконец, совсем растворяются вдали.
Урок 4. Прикидка
Для определения относительных высоты и ширины, а также углов изображаемого предмета вы можете пользоваться таким приемом, как прикидка. Используйте карандаш в качестве измерительного инструмента для сравнения относительных размеров.
Закройте один глаз. Держите карандаш в вытянутой руке. Совместите кончик карандаша с верхушкой объекта, а большой палец используйте для определения другого его конца. Не меняя расположения пальцев, переведите карандаш на другой объект натюрморта или пейзажа и сравните размеры. Чтобы определить угол наклона, используйте тот же метод. Закройте один глаз, возьмите карандаш и вытяните руку. Поворачивайте карандаш так, чтобы выровнять его с углом, под которым расположен объект. Сравните его с другими углами или прямыми гранями. Перенесите на свой рисунок.
Упражнение:
Расположите несколько предметов из вашей кухни или кабинета на столе так, чтобы некоторые из них перекрывали друг друга. Обратите внимание на относительную высоту каждого и на то, как именно они расположены относительно друг друга.
Выгляните в окно. Внимательно изучите перекрывающиеся объекты. Есть ли на улице дерево, которое стоит перед машиной? Если да, каково их визуальное соотношение? Насколько один объект выше другого?
Изобразите, как один объект перекрывает другой. Создали ли вы иллюзию пространственной глубины?
Урок 5. Человеческая фигура
Рисуете ли вы человеческую фигуру с натуры или «из головы», понимание базовых пропорций чрезвычайно поможет вам в этом. Если вы разделите фигуру среднестатистического человека (не очень низкого и не очень высокого) на горизонтальные секции размером с человеческую голову, то разделение получилось бы такое:
1 = голова
3 головы = туловище
4 головы = ноги и ступни
Уделите внимание:
• Визуальной прикидке — сопоставлению расстояний между формами.
• Изучению негативных пространств между фигурой и фоном или окружающими объектами.
• Определению размеров одних элементов фигуры относительно других и всего тела. • Масштабному уменьшению наблюдаемых объектов для дальнейшего переноса на бумагу.
• Зрительной оценке расположения фигуры относительно линии горизонта, окружающего пространства или плоскости пола.
• Точному описанию контуров и границ.
• Определению, какие части тела или позиции передают жесты или форму фигуры человека.
• Оценке линий в качестве границ между фигурой и фоном.
• Оценке расстояний между отличительными чертами лица.
Упражнение:
Попросите друга мужского пола позировать вам или используйте нарисованную ниже модель. Используйте простые формы (овалы, прямоугольники, треугольники и т. д.) для практики в создании эскизов мужских фигур.
По материалам книги «Скетчбук, который научит вас рисовать».
blog.mann-ivanov-ferber.ru
Скрапоголики: Основы композиции в дизайне.
Здравствуйте, Уважаемые читатели.Мы подготовили для вас статью об основах композиции в дизайне. Так как специализированной литературы по скрапбукингу в России почти нет, мы изучили большое количество разных источников и нашли несколько наиболее подходящих для нашего направления статей по композиции (источник), немного отредактировали информацию, убрали все лишнее, объединили в один пост и дополнили своими примерами — работами девочек из нашей дизайн-команды.
Мы надеемся, что многим нашим читателям эта информация будет полезна!
Что такое композиция?
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Геометрический и композиционный центр.
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
(совпадение геометрического и композиционного центров)
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:
— контрастом света и тени
— контрастом цвета
— размером
— формой
(Контраст цвета)
Основные понятия и правила композиции.
Диагональные линии в композиции:
График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.
(диагональ)
(диагональ)
Замкнутая и открытая композиция:
В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.
Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
(замкнутая)
(замкнутая)
(открытая)
(открытая)
Правило золотого сечения:Гармония — это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.
Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?
Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:
Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:
Правило трех третей:
В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.
(правило трех третей)
(правило трех третей)
(правило золотого сечения)
(правило трех третей)
Динамика и статика в изображении, движение, ритм.Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.
(птичка летит)
(девочка идет)
Ритм — один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.
Симметрия:
В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.
Симметрия — это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.
(симметрия)
(симметрия)
(симметрия)
Асимметрия, достижение равновесия:Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.
В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
(симметрия)
(симметрия)
Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:
Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:
Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
(асимметрия)
(асимметрия)
(асимметрия)
Заключение.
Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.
Источник информации.
scrapogoliki-shop.blogspot.com