Советы и лайфхаки

Чертеж предмета – Выполнение чертежей предметов с изменением их формы — 9 КЛАСС — ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ — Каталог файлов

Чертёж — это… Что такое Чертёж?

У этого термина существуют и другие значения, см. Чертеж. Чертёж детали

Чертёж — документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом.

Чертёж — один из видов конструкторских документов[1] и, с другой стороны, — один из видов графической модели изделия.

Основные требования к выполнению чертежей изложены в ГОСТ 2.109-73.[2]

Форматы листа

Форматы листа

Международный стандарт размеров листов, ISO 216 (ГОСТ 2.301-68[3]), построен на основе немецкого стандарта размеров листов DIN 476. В стандарте ISO отношение ширины к длине листов различных форматов одинаково, и составляет , Или примерно 1:1,4142. Базовым форматом листа является A0, площадь которого равна 1 м². Каждый из следующих форматов листов A1, A2, A3 и т. д., имеет вдвое меньшую площадь, чем предыдущий. Эти форматы по ГОСТ 2.302-68 имеют название «основные форматы».

Основной формат — формат конструкторского документа, которому отдают предпочтение, размеры сторон которого составляют 1189×841 мм (A0) или полученный последовательным делением его на две равные части параллельно меньшей стороны до формата 297×210 мм (A4).

Дополнительный формат — формат конструкторского документа, который образуют увеличением меньшей стороны любого основного формата на величину, кратную её размеру.[3]

Масштабы

Изображение предмета на чертеже может быть выполнено в натуральную величину, уменьшенным или увеличенным. Отношение всех линейных размеров изображения предмета на чертеже к их натуральной величине называется масштабом.

ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующий ряд масштабов изображений на чертежах:

  • масштабы уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:75; 1:100, 1 : 200;
  • натуральная величина — 1:1;
  • масштабы увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 40:1; 50:1; 100:1.

Линии

Основными элементами любого чертежа являются линии. В зависимости от их назначения они имеют соответствующие тип и толщину. Изображение предметов на чертеже является сочетанием различных типов линий.

Типы линий, их назначение и толщина установлены ГОСТ 2.303-68 (ISO 128). Сплошная толстая основная линия принята за исходную. Толщина её S должна выбираться в пределах от 0,5 до 1,4 мм. Она выбирается в зависимости от величины и сложности изображения, формата листа и назначения чертежа. Исходя из толщины сплошной толстой основной линии выбирают толщину других линий при условии, что для каждого типа линий в пределах одного чертежа на всех изображениях она будет одинаковой.

Виды, толщины и назначения линий по ГОСТ 2.303-68:

НазваниеТолщина относительно основной линииОсновное назначение
Сплошная толстаяSЛинии видимого контура. Линии перехода видимые. Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза).
Сплошная тонкаяОт S/3 до S/2Линии контура наложенного сечения. Линии размерные и выносные. Линии штриховки. Линии-выноски. Полки линий-выносок и подчеркивание надписей. Линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях. Линии перехода воображаемые. Следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях.
Сплошная волнистаяОт S/3 до S/2Линии обрыва. Линии разграничения вида и разреза.
ШтриховаяОт S/3 до S/2Линии невидимого контура. Линии перехода невидимые.
Штрих-пунктирная тонкаяОт S/3 до S/2Линии осевые и центровые. Линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
Штрих-пунктирная утолщённаяОт S/3 до 2/3SЛинии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию. Линии для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью.
РазомкнутаяОт S до 1,5 SЛинии сечений.
Сплошная тонкая с изломомОт S/3 до S/2Длинные линии обрыва.
Штрих-пунктирная с двумя точками тонкаяОт S/3 до S/2Линии сгиба на развертках. Линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях. Линии для изображения развертки, совмещенной с видом.
  • Образцы линий
  • Сплошная толстая

  • Сплошная тонкая

  • Сплошная волнистая

  • Штрих-пунктирная тонкая

  • Штрих-пунктирная утолщенная

  • Сплошная тонкая с изломом

  • Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая

Черчение

График за работой План правительственного здания

Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки, а пользуются разными вспомогательными инструментами. Зато от чертежа требуется точное воспроизведение размеров предмета, в определённом масштабе, вследствие чего перспективное изображение употребляется весьма редко (так как оно искажает размеры частей) и заменяется проекциями, по правилам начертательной геометрии. С развитием применений графической статики при помощи черчения стали легко и быстро решать множество численных задач, встречающихся при проектировании сооружений и машин и требующих сложных алгебраических выкладок.

Под именем «геометрическое черчение» подразумевают особый подготовительный предмет программы начальных технических училищ: чтобы приступить к изучению искусства черчения ученикам показывают приёмы употребления чертёжных инструментов и заставляют решать на бумаге разные геометрические задачи. Начиная с действительно нужных, как проведение параллельных и перпендикулярных прямых, деления прямых и углов на равные части, построения фигур в разных масштабах, доходят до решения довольно сложных частных задач и построения разных плоских кривых и правильных узоров, выбранных лишь с целью «набить руку» и достигнуть некоторой степени геометрического «развития». Затем уже переходят к «проекционному черчению»: практическому изучению начертательной геометрии и разных систем проекций, на ней основанных. Эти научные основы черчения разрабатываются дальше сообразно специальностям, требующим разнообразных результатов, достигаемых особыми приёмами и навыками. Черчение географических и топографических карт, ситуационных и межевых планов требует соблюдения большой точности в размерах и раскрашивания условными красками и приёмами. Архитектурное черчение пользуется другими условными обозначениями и приёмами, но тоже требует точного соблюдения размеров, так как их определяют при пользовании планом непосредственным измерением при помощи циркуля и масштаба. В заводских чертежах, даваемых в руки рабочим-исполнителям, большей частью допускается более грубое исполнение, потому что главные размеры обыкновенно надписываются, а самые чертежи часто исполняются в натуральную величину.

В старину было принято тщательно отделывать все инженерные, архитектурные и машиностроительные чертежи: вычерчивать тонкими линиями, тщательно раскрашивать и даже оттенять округлые поверхности размыванием туши.

В архитектуре

Чертёжные инструменты

Некоторые современные инструменты:

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Когда чертёж большой или подлежит раскрашиванию, бумагу для него необходимо натягивать на чертёжную доску. Хорошая чертёжная доска должна представлять совершенно плоскую гладкую поверхность и быть достаточно мягкой, чтобы в неё легко было вкалывать кнопки для прикалывания бумаги. Поэтому чертёжные доски делают из липового, соснового или ольхового дерева, а более твёрдые сорта не годятся. Дерево, как известно, способно коробиться от высыхания, поэтому для получения хорошей чертёжной доски необходимо принимать различные меры. Дерево выбирают прямослойное, по возможности без сучков: по поверхностным трещинам на кромке легко заметить, что волокна в дереве изогнуты почти всегда по винтовой линии, обыкновенно очень крутой. Если доску из такого дерева выстрогать совершенно плоско, то она станет «косой плоскостью», то есть параболическим гиперболоидом, когда подсохнет. Если же она отсыреет, то скрутится в обратную сторону и образует поверхность такого же рода, но неспособную совпадать с первой. Прямослойное же дерево сгибается в цилиндрическую поверхность. На основании этого, выбрав доски, их распиливают вдоль пополам и склеивают в щиты, перевернув каждую на 180° относительно соседних: вследствие этого вместо одной цилиндрической поверхности при короблении получается волнистая, менее удаляющаяся от плоскости. Доски берут полуторадюймовые и с задней стороны забивают «шпонки» в «награтку». Кромки острагивают как можно прямее, так как ими пользуются для проведения параллельных линий, а сучки на лицевой стороне выдалбливают и заклеивают кусочками дерева из той же доски. Через несколько месяцев пребывания в отопляемой комнате новая доска сильно покоробится, тогда её отсылают к столяру для поправки: пока толщина достаточна, он может её снова выстрогать плоско, но это становится невозможным, если её очень много «повело». После первой неизбежной поправки доска будет изменяться мало, но всё-таки требует по временам перестрагивания. Иногда требуется, чтобы доска была легка: тогда её делают пустой, наклеивая тонкие щиты с обеих сторон рамки. Такая работа удаётся лишь при употреблении очень сухого и долго выдержанного дерева. В старину делали доски в виде рамы, заполненной филёнкой «заподлицо», но такие доски при высыхании непременно дают щели по бокам, а отсырев, распирают шипы своей рамки. Склеивают также чертёжные доски из нескольких слоев перекрещивающихся тонких фанерок, но при всей своей прочности и лёгкости они становятся неправильно-волнистыми при изменении своей начальной степени сухости. Если надо пользоваться обеими поверхностями доски, то её делают с «торцовыми награтками» из твёрдого дерева, то есть «фальц» выбирают в самих награтках, а торцовые кромки щита обделывают соответственным образом и забивают в этот фальц. Для черчения доску кладут на стол так, чтобы свет падал с левой руки работающего и спереди, иначе придется проводить линии по теневой стороне линеек и угольников. При покрытии красками, доску приходится слегка наклонять, чтобы жидкая краска сама стекала в одну сторону, когда же чертёж очень велик, доску удобно очень сильно наклонять и работать стоя, иначе придётся ложиться на стол, чтобы дотянуться до более отдалённого края. Придумано много более или менее сложных станков для этой цели; довольно удобен американский. В нём доска D лежит на козлах, одна рама aca цельная, тогда как другая состоит из неизменяемой части d и переставной bb; цепочки fmf позволяют делать ещё меньшие изменения наклона. Для удобства работы на сильно наклонённой чертёжной доске необходима особо приспособленная горизонтальная линейка («винкель»), скользящая параллельно самой себе по направляющим, устроенным по бокам доски, и снабжённая закраиной, как школьная чёрная доска: без этого нельзя выпустить из рук ни одного инструмента, ибо скатится на пол. Для наклеивания бумаги на доску её изнанку смачивают равномерно водой при помощи чистой губки и кладут этой стороной на доску (изнанку бумаги можно отличить от лица рассматривая её против света, при скользящем освещении на изнанке виднее отпечатки проволочной ткани, на которой вычерпывали бумажную массу для образования листов). Затем на ширину пальца от края кладут на неё крепкую линейку, отгибают кверху край бумаги и, нажимая на линейку одной рукой, другой намазывают кистью нижнюю поверхность бумаги и доску клейстером или густым раствором гуммиарабика. Притерев намазанный край тряпкой через подложенный лист обёрточной бумаги, повторяют то же самое с тремя оставшимися краями листа, стараясь при этом натянуть середину без складок. После этого смачивают и лицевую сторону губкой, не намачивая на этот раз приклеенных краёв, и оставляют сохнуть.

Список чертёжных инструментов и их использование
  1. Простая односторонняя доска.
  2. Доска с торцевыми награтками.
  3. Американский станок.
  4. Угольники.
  5. Рейсшины.
  6. Хомутик и пружины.
  7. Эксцентрическая линейка.
  8. Лекала.
  9. Лекало для параболы.
  10. Штриховальная линейка.
  11. Рейсфедеры.
  12. Калиберный рейсфедер.
  13. Двойной рейсфедер.
  14. Криволинейный рейсфедер.
  15. Рапидограф.
  16. Простой циркуль.
  17. Державка.
  18. Конические ножки циркуля.
  19. Волосной циркуль.
  20. Круговой циркуль.
  21. Складной циркуль.
  22. Кронциркуль.
  23. Пропорциональный циркуль.
Чертёжные инструменты. Рис. 1 Чертёжные инструменты. Рис. 2

Для проведения прямых служат чертёжные линейки, угольники и рейсшины или винкели; успех работы зависит от правильности, исправности и целесообразного устройства этих приспособлений. Лучшим материалом служит прямослойное грушевое дерево, но немногие мастера умеют так его выбирать и обрабатывать, чтобы оно впоследствии не изменяло своей формы. Лучшие линейки получаются из Парижа, с клеймами H. Oliverau, Hudelo и E. S. с изображением циркуля, треугольника и транспортира; немецкие изделия не уступают этим в тщательности отделки, но скоро искривляются при работе. Толщина должна быть около 2 мм; направляет собственно верхнее ребро, так как черту всегда проводят немного отступив от линейки; поэтому при очень толстой линейке черта легко выходит волнистой вследствие небольших изменений наклона карандаша, а при очень тонкой тушь легко может пристать к дереву и произвести кляксу. Угольники делают вырезанными из дощечки, а очень большие в виде рамки. Вследствие усыхания дерева, гипотенуза треугольников, вырезанных из сплошной доски, не может сохранить своей первоначальной прямизны, и поэтому надёжнее пользоваться одними катетами, когда это возможно. Используются углы в 45, 60 и 30°, но обычно острые углы делают наугад. Медные вставки не приносят никакой пользы, так как не прочны. О правильности линейки можно судить глазом, визируя против света вдоль её ребра; ещё точнее можно проверить три линейки: они не должны пропускать света, когда их накладывают рёбрами попарно, одна на другую. Совпадение же рёбер только двух линеек может произойти, если они представляют выпуклую и вогнутую дугу одного и того же круга. Маленькие неточности линеек можно исправлять, притирая ребро на листе мелкой стеклянной бумаги, положенном на плоскую доску, а грубые выбоины сострагивают хорошим фуганком, очень остро выточенным, удобнее всего на «стусле». Для проведения параллельных линий приходится заставлять угольник скользить по неподвижной линейке, удобнее для этого «рейсшина»: её поперечная часть толще продольной и скользит по краю чертёжной доски. Обыкновенно приходится проводить много горизонтальных и вертикальных линий; если кромки доски аккуратно под прямым углом, можно ими пользоваться при неподвижной поперечной части рейсшины; для наклонных, половину этой части можно поворачивать и закреплять винтом. На фиг. 8 таблицы представлена доска F с рейсшиной АА’, которой поперечная часть B скользит по фальцу в кромке ЕЕ доски, в то время как на правую кромку опирается пружина cc хомутика d. Такое приспособление особенно удобно для Ч. на сильно наклонной доске; для вертикальных линий ставят угольник u (изображённый пунктиром на фиг. 8). Из этой фигуры ясно, что поперечина B должна быть заподлицо с поверхностью доски, а линейка АА’ выше, иначе нельзя будет подводить угольник близко к левому краю в удобном для черчения положении. Существует много конструкций, позволяющих изменять угол винкеля на желаемое число градусов, исправлять его положение микрометрическим винтом и т. п. Почти все это оказалось неудобным или непрочным. При вычерчивании зубчатых колёс и т. п. фигур приходится проводить много прямых, сходящихся в одной точке: можно просто вколоть в это место булавку, такой же толщины, как острие карандаша, и прикладывать к ней один конец линейки; удобнее «эксцентрическая линейка» АА. У одного конца поворачивается и закрепляется винтом N медный рычажок B, снабжённый иглой O, которую можно отвернуть сколько угодно и заставить край линейки направиться через центр или проходить на определённом расстоянии от него.

Криволинейные линейки называются лекалами; их обыкновенно вырезывают из грушевого дерева и придают очень фантастические формы, причём, однако, в одном лекале соединяют обыкновенно части однородных геометрически кривых. Изготовляют и систематические подборы для употребительных кривых, например для параболы. Лекалами пользуются для Ч. кривых по точкам. Когда кривизна плавная, можно изогнуть упругую стальную полоску так, чтобы она проходила через заданные точки и обвести по её краю; для успеха полоску приходится придерживать помощнику или прижимать особыми грузами. Для дуг круга очень большого радиуса существуют особые механизмы Чебышева и князя Гагарина, изгибающие упругую полосу по заданному радиусу. Опытный чертёжник очень скоро делает штриховку параллельными линиями, передвигая угольник по рейсшине от руки, не нуждаясь для этого в особых приспособлениях, которые существуют в большом числе. Самое простое изображено на фиг. 13 таблицы: угольник B может скользить по вырезу ab линейки A. Придвинув его к a, проводят черту, придвинув к b, проводят вторую; затем, придержав B, передвигают A вправо, и повторяют прежнее. Многие изобретатели старались с большим или меньшим успехом сделать расстояния между штрихами переменными. Кроме дерева, угольники делают из рогового каучука и из целлулоида. Каучук менее изменчив, чем дерево, он коробится лишь от довольно сильного нагревания, но он чёрен, грязи и пятен от туши на нём не видно, и поэтому он легко грязнит бумагу. Целлулоид, может быть, окажется удобен, так как в последние годы ему успели придать большую прочность и меньшую возгораемость. Металлические линейки слишком тяжелы, а медные к тому ещё сами марают бумагу; стальные употребляются только для обрезки готовых чертежей.

Главным орудием чертёжника служит чертёжное перо или «рейсфедер». Он состоит из двух пружинящих створок aa, винта с и ручки b, между створками жидкая тушь держится вследствие капиллярности; если обе створки хорошо прилегают к бумаге, то тушь пристаёт к ней между ними, черта выходит резко ограниченная. Новейший тип, изготовляемый Керном и Гизи в Швейцарии, а также Герлахом в Варшаве, короче и крепче, чтобы устранить суживание щели от надавливания на линейку; он вытачивается из одного куска, снабжается продольным прорезом и винтом a для укрепления в ручке. Для тонких линий концы закругляют острее, а для толстых — тупее, чтобы между широкими створками держалось побольше чернил. В старину делали одну створку на шарнире, чтобы удобнее чистить, но шарнир очень скоро расшатывается, а вычистить и так не трудно бумажкой, смочив рейсфедер в воде. Линии толще 1 мм трудно провести сразу, обыкновенно проводят много лишь тонких линий. Поэтому для хорошего рейсфедера нужны следующие качества: обе его створки должны прикасаться одновременно к бумаге; когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки, края створок должны быть гладки и тонки, но не резать бумаги. К ширине щели прибавляется и ширина прикасающихся краёв створок, так что для тонкой черты они должны быть тонки, но не остры. Щель между створками клинообразна, а сбоку они заточены округло, значит, черта будет выходить тоньше, когда рейсфедер держат вертикально, и тем шире, чем он наклоннее. Но по устройству руки человеческой наклон этот сам собой меняется, когда ведут длинную черту, и чертёжнику надо много навыка, чтобы избежать этого недостатка. Поэтому самые кончики должны быть изнутри немного отогнуты, чтобы при обычной ширине черты их внутренние поверхности были близки к параллельности. Несознательное соблюдение этого условия и делает то, что иной рейсфедер работает лучше других. От употребления рейсфедеры скоро тупятся, но чертёжник легко может исправлять их сам; для литографов концы створок закаливают, в таком случае их надо притачивать на бруске, а обыкновенным, мягким можно возвратить прежнюю форму мелким напилком. Сначала, свинтив створки до взаимного прикосновения, кончики обтачивают с боков, не обращая внимания на то, что края становятся толще. Сделав это, рейсфедер раскрывают на обычную ширину и удостоверяются, что обе створки прикасаются, когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки. После этого можно восстановить параллелизм внутренних поверхностей створок у самого конца для наибольшего их сближения и тщательно их сгладить наждачной бумагой. Если при этом слишком округлятся края с внутренней стороны, их следует снова подточить по бокам. Тогда надо внимательно подточить створки снаружи, пока их кромки не станут почти остры. Чтобы они не резали бумагу, надо взять кусочек самой мелкой наждачной бумаги, положить его на довольно мягкую подкладку, например на толстую пропускную бумагу, и провести по ней раскрытым рейсфедером раза два, намеренно много меняя его наклон по ту и другую сторону вертикальной линии. Неровности краёв сгладятся, и рейсфедер станет чертить чисто и мягко. Если он ещё режет бумагу, надо повторить приём, но осторожно, а то внутренние края слишком округлятся и тонкие черты нельзя будет проводить. Для быстрой установки на заданную толщину черты удобен «калиберный» рейсфедер; для толстых линий — двойные рейсфедеры: можно запустить тушь в концы 1 и 3 рейсфедеров a и b и, проведя сразу двойную черту, заполнить промежуток между ними кисточкой, или же, сблизив винтом Роба концы, ввести тушь и в промежуток 2. При этом для очень широких линий туши не хватает, и легко сделать кляксу. Для облегчения черчения по лекалам рейсфедер делают искривлённым; когда гайка A отпущена, он поворачивается около оси ручки, в B. Для пунктирных линий придумано много приспособлений, но все они не годятся или работают слишком медленно.

Классический «циркуль» сильно изменился в последнее время. Форма его головки A не особенно удобна для поворачивания, а стальные концы CB и C1B1 своими острыми рёбрами размалывают центры в бумаге. Поэтому к шарниру стали приделывать цилиндрическую державку, а кончики стали делать коническими. Для удобства установки в «волосном» циркуле одну ножку AC1 укрепляют на пружине, сгибаемой винтом B до положения C. Трёхконечный циркуль употребляется редко, хотя он довольно удобен для перечерчивания небольших чертежей: две ножки остаются неизменными, а третью ставят в переносимую точку чертежа, когда первые две воткнуты на старых местах. Круговой циркуль нового типа, с переменными ножками, трубчатого типа и вставки держатся одним трением. Для центра вставляется особая булавка, изображённая в увеличенном виде на фиг. 24 таблицы: заплечико m и мешает острию рейсфедера рвать и растирать бумагу. В другую ножку можно вставлять карандаш, или рейсфедер, или же удлиняющее колено для тех же принадлежностей. Круговой рейсфедер снабжается шарниром, чтобы его можно было устанавливать под тем же углом наклона к бумаге при разных раскрытиях циркуля. Делают и складные, карманные циркули; на фиг. 26 таблицы изображён «русский циркуль», как его называют французы. Для очень маленьких кружков приходится употреблять «кронциркуль»; его делают и с карандашной трубкой. При снимании копии чертежа в изменённом масштабе удобен пропорциональный циркуль. У него концы Aa и Bb загнуты вбок; этим достигается вертикальность накола и неизменяемость отношения плеч, когда приходится подтачивать концы. Ящик с чертёжными инструментами носит название «готовальни».

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Учебный предмет «Черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы 9 Класс

Предмет: ЧЕРЧЕНИЕ Класс: 9 Дата_______________

Урок №1. Учебный предмет «Черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы.

Цели: объяснить цели и задачи изучения предмета «черчение»; рассмотреть историю возникновения графического языка и чертежа в современном виде; проследить межпредметные связи черчения, связи с жизнью; актуализация изучения предмета, необходимость умения читать и понимать чертежи; объяснить правильное использование чертежных инструментов с помощью выполнения тренировочных упражнений в тетради; вырабатывать навыки работы с чертежными инструментами; познакомить с оформлением чертежа, форматами, ГОСТами, научить выполнять основную надпись.

Оборудование: чертежные принадлежности, наглядные пособия, учебник.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1.Вводная беседа.

Предмет «черчение» относится к техническим дисциплинам.

Существуют различные средства, при помощи которых люди передают информацию друг другу.

-какие примеры вы можете привести? (письменность, речь, рисунки, знаки, звуки и т.д.)

В древности возникла необходимость передачи информации друг другу, что привело к появлению различных языков, в том числе и графического языка.

-Что такое графический язык? (это и письменный язык, и изображения, и линии, цифры, знаки).Примером древнего дошедшего до нас графического языка ,являются египетские иероглифы.

В эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи выполнял графические изображения летательных аппаратов, метательных машин. Способ, используемый для их изображения, называется линейной перспективой и применяется сегодня в архитектуре, живописи, рисунке.

Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения — технические рисунки и чертежи. Слово «чертеж» исконно русское.

Появление чертежей было связанно в основном со строительной деятельностью человека. Сначала их выполняли на земле на том месте, где нужно было вести строительные работы, а затем стали выполнять на камне, глиняных плитах и бумаге.

-Как вы понимаете, что такое чертеж? (примерн. ответы-изображение детали ,машины, сооружения с указанием размеров и материалов

В 19 веке массовое производство изделий привело к разработке точных правил выполнения чертежей. Вся история чертежей связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием чертежных инструментов. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, что значительно упростило и ускорило этот трудоемкий процесс. Но создать и прочитать машинные чертежи, не зная основ графического языка. С чем мы и будем знакомиться на уроках черчения.

Чертежи могут быть различными. Посмотрите на чертеж (работа с учебником.) Это чертеж простой детали ,что он содержит? (размерные числа, информацию о материале)

Такой чертеж дает полное представление о детали.

2.Инструменты и материалы.

Качество чертежа зависит от инструментов и материалов, других принадлежностей, которыми вы будете пользоваться при его выполнении.

Чертежи выполняются карандашами определенной твердости. Мягкий — М (В), твердый – Т (Н), средней мягкости ТМ (НВ).

Для построения чертежа пользуются карандашами – Т или 2Т-остро заточенные, для обводки – ТМ или М, заточенный лопаточкой (рис. в учебнике).

Для выполнения чертежей используют бумагу — белую,плотную чертежную, а так же кальку для копирования чертежей.

Ластик для удобства разрезают по диагонали, что позволяет острым уголком аккуратно стирать ненужные линии.

Для проведения дуг и окружностей используют циркуль. Графитовый стержень должен выступать на 5-7 мм., примерно одинаково с иглой.

Линейки удобно использовать деревянные, так как они не пачкают чертеж. Оптимальная длина -30см. А так же необходим угольник, транспортир.

Прочертите в тетрадях по 3 параллельные вертикальные и горизонтальные линии, а так же 3 наклонных под углом 60 градусов.

3.Стандарты. Форматы.

Если бы каждый инженер выполнял чертежи по-своему ,не соблюдая единых правил, то такие чертежи не были б понятны.. Во избежание этого были установлены единые правила по разработке и оформлению технической документации. Они оформлены в комплекс государственных стандартов (ГОСТов) называются ( ЕСКД).

Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 году. Со временем в ГОСТ вносились изменения, поэтому ГОСТу присваивается своей номер с указанием года его регистрации.

Чертежи и другие конструкторские документы выполняют на листах определенного размера, называемые ФОРМАТОМ. Школьные чертежи выполняются на листах формата А 4, размеры которого 210х297мм.

Основные форматы получаются последовательным делением параллельно меньшей стороне.

А0-841х1189мм

А1-841х594мм

А2-420х297мм

А3-420х297мм

А4-210х297мм

Каждый чертеж оформляется рамкой, которая ограничивает его поле. Она проводится сверху, снизу и справа на расстоянии 5мм, а слева 20мм (для подшивки). Линия рамки-сплошная толстая основная. В правом нижнем углу размещают основную надпись. ЕЕ форму, размеры и содержание определяет стандарт (образец заполнения в учебнике).

3.Практическая работа.

Построение основной надписи я показываю на доске, а вы в тетрадях:

1.Строим габаритный прямоугольник надписи: откладываем длину 145мм,высоту- 22мм.И с помощью угольника и линейки проводим горизонтальную, а потом вертикальную линии.

2.По длине слева отмеряем 70мм, проводим вертикальную линию.

3.По левой стороне прямоугольника отмеряем сверху два раза по 7мм, то же самое делаем на отрезке, который мы провели по длине 70мм; проводим через эти отметки две горизонтальные линии, первую сверху – длиной так же 70мм, вторую сверху –длиной 145мм,до конца внешнего прямоугольника. Линию ведем слева на право.

4.Намечаем длину первого слева блока-25 мм, и третьего правого блока 15мм. Проводим вертикальные линии на две верхние графы. Таким образом, получаются два верхних блока по три графы в каждом, а нижний остается целым.

5.Теперь в правом нижнем блоке отмеряем справа два раза по 20мм и проводим две вертикальные линии, поделив нижний блок на три части.

6.Основная надпись готова, теперь сильно нажимая мягким карандашом обвести по линейке. В местах пересечения линии не должны заходить одна на другую.

Основная надпись заполняется чертежным шрифтом, который мы рассмотрим на следующем уроке.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

-Что называют чертежом?

-Для чего нужно уметь читать чертеж? (что бы суметь сориентироваться по карте, плану и т.д.)

-Что такое стандарт? Зачем он нужен?

-Что такое формат? На листах, какого формата мы будем работать?

Домашнее задание

Подготовить и принести правильно заточенные карандаши разной твердости, ластик, линейку, угольники. Подготовить формат А4 вертикального формата, измерив его размеры и начертить рамку. Выполнить справа основную надпись, но ее не заполнять.

doc4web.ru

Самоучитель по созданию чертежей

 

По изображениям предмета на чертеже судят о его величине и величине его отдельных частей. Основанием для этого служат размерные числа, независимо от того, в каком масштабе и с какой точностью

Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13

выполнены изображения. Правила нанесения размеров на чертежах установлены ГОСТ 2.307—68.

Размеры на чертеже указывают размерными числами, размерными и выносными линиями. Размерные числа на чертежах, как правило, указывают в миллиметрах без указания единиц измерения. В тех случаях, когда необходимо применять другие единицы измерения длины, их показывают после размерного числа.

Размерные числа наносят над размерной линией, возможно ближе к ее середине. Зазор между размерным числом и размерной линией должен быть около 1,0 мм. Высоту цифр размерных чисел принимают не менее 3,5 мм (рис. 7).

Размерная линия проводится параллельно отрезку, размер которого над ней наносится. Ее проводят между выносными линиями, проведенными перпендикулярно размерным. Допускается размерные линии проводить непосредственно к линиям видимого контура, осевым и центровым. В отдельных случаях размерная линия может проводиться не перпендикулярно выносной (рис. 8). Размерные линии ограничивают стрелки (рис. 9). В отдельных случаях их проводят не полностью, а с обрывом стрелки с одной стороны (рис. 10). Размер стрелки выбирают от принятой на чертеже толщины сплошной толстой основной линии. В пределах одного чертежа величина стрелок должна быть по возможности одинаковой. Не рекомендуется в качестве размерных линий использовать контурные, осевые, центровые и выносные линии.

Если длина размерной линии мала для размещения стрелок, то размерную линию продолжают за выносные линии, и размеры наносят, как показано на рис. 11.

Выносные линии проводят от границ измерений, они являются вспомогательными и служат для размещения между ними размерных линий. Выносные линии следует по возможности располагать вне контура изображения, перпендикулярно прямолинейному отрезку, размер которого необходимо указать. Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерных линий на 1…5 мм (рис. 12).

Минимальное расстояние от размерной линии до параллельной ей линии должно быть 10 мм, а между параллельными размерными линиями — 7 мм.

Угловые размеры на чертежах проставляются в градусах, минутах и секундах с указанием единиц измерения. Размер угла наносят над размерной линией, которая проводится в виде дуги с центром в его вершине. Выносные линии в этом случае проводятся радиально (рис. 13).

При различных наклонах размерных линий размерные числа линейных размеров располагают так, как показано на рис. 14, а, а угловые размеры — как показано на рис. 14, б. Если размерная линия будет находиться в зоне, которая на чертеже заштрихована, размерные числа наносят на полках линий-выносок (рис. 15).

Если для написания размерного числа мало места над размерной линией или это место занято другими элементами изображения и впи-

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

сать в него размерное число невозможно, размерное число наносят по одному из вариантов, приведенных на рис. 16.

С целью упрощения ряда изображений, создания удобств для чтения чертежа стандарт предусматривает применение условных обозначений в виде букв латинского алфавита и графических знаков, которые ставятся перед размерными числами. На чертежах применяются

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23


Рис. 24

знаки и буквы для обозначения диаметра и радиуса, длины дуги и квадрата, уклона и конусности, сферы, толщины и длины детали.

Перед размерным числом диаметра наносится знак 0 (рис. 17). Причем между знаком и числом никаких пропусков не предусмотрено. Для окружностей малого диаметра размерные линии стрелки и сам размер наносят по одному из вариантов, приведенных на рис. 18.

Перед размерным числом радиуса дуги всегда ставится знак в виде прописной латинской буквы R. Размерную линию в этом случае проводят по направлению к центру дуги и ограничивают только одной стрелкой, упирающейся в дугу или ее продолжение (рис. 19). Если величина радиуса на чертеже менее 6 мм, стрелку рекомендуется распо-

Рис. 25

лагать с внешней стороны дуги. При необходимости задания положения центра дуги его отмечают пересечением центровых или выносных линий (рис. 20). В тех случаях, когда на чертеже изображена дуга большого радиуса, для которой центр можно не обозначать, размерную линию обрывают, не доводя до центра (рис. 21). Если же в этом случае центр необходимо отметить, допускается приближать его к дуге (рис. 22). Размерная линия в этом случае показывается с изломом 90°, и оба участка размерной линии проводятся параллельно. Не следует располагать на одной прямой размерные линии, выходящие из одного центра и предназначенные для обозначения размерных дуг. Радиусами рекомендуется обозначать дуги до 180°; дуги, величина которых составляет более 180°, обозначаются диаметром.

Знак дуги наносится над размерным числом (рис. 23). Длину дуги задают в линейных единицах, а размерное число, обозначающее дугу, наносится над размерной линией в соответствии с обычными требованиями.

Для простановки размеров квадрата применяют соответствующий знак D, высота которого равна 7/10 высоты размерного числа (рис. 24, а). При ином расположении квадрата наносят размеры его сторон (рис. 24, б). Следует отметить, что знак квадрата наносят только на том изображении, на котором он проецируется в линию.

Знак конусности поверхности наносится на полке линии-выноски, расположенной параллельно оси конуса или на оси конуса (рис. 25, а). Знак конусности располагают так, чтобы его острый угол был направлен в сторону вершины конуса. Величину конусности определяют отношением разности диаметров двух поперечных сечений конуса к расстоянию между этими сечениями, т. е. k = D dll, где D — диаметр большого сечения; d — диаметр меньшего сечения; l — расстояние между сечениями. Конусность указывают в виде простого дробного числа (рис. 25, б).

Знак уклона прямой указывают на полке линии-выноски. Уклон i представляет собой тангенс угла между данной прямой и горизонтальной или вертикальной прямой (рис. 26, а). Знак уклона располагается

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28

так, чтобы острый угол его был направлен в сторону уклона прямой (рис. 26, б). Уклон, как и конусность, на чертеже задают простой дробью, в процентах или в промилях.

Для обозначения сферы на чертеже применяют знак диаметра или радиуса. В тех случаях, когда по чертежу сферу трудно отличить от других поверхностей, перед знаком радиуса или диаметра допускается добавлять слово «Сфера». Надпись на чертеже выполняется по типу «Сфера диаметр 17» или «Сфера R10» (рис. 27).

Простые плоские детали изображаются в виде одной проекции. В этих случаях ее толщину обозначают строчной буквой s и надпись на чертеже выполняется по типу s2 и располагается на полке линии-выноски (рис. 28, а). Длину предмета указывают буквой / (рис. 28, б).

Фаски на чертежах наносят двумя линейными размерами (рис. 29, а) или одним линейным и одним угловым (рис. 29, б). В том случае, если

Рис. 29

угол наклона образующей конуса равен 45°, применяют упрощенное обозначение фаски, когда размерная линия проводится параллельно оси конуса, а надпись выполняется по типу «2 х 45» (рис. 29, в).

 

lib.qrz.ru

Выполнение чертежей предметов с изменением их формы — 9 КЛАСС — ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ — Каталог файлов

23.1. Построение чертежей предметов со срезами. В практике часто встречаются детали, форма которых представляет собой геометрическое тело с плоскими срезами или с наклонными гранями (рис. 126) Срез — это результат сечения поверхности многогранника или тела вращения какой-либо плоскостью.

Рис.

Фигура, полученная в результате сечения многогранника, — многоугольник. В сечении тела вращения плоскостью получаются фигуры, ограниченные кривыми или прямыми линиями в зависимости от того, как расположена в пространстве секущая плоскость относительно поверхности тела или плоскости проекций.

Сечения поверхностей плоскостью рассматривают в геометрии. Здесь же приведены лишь некоторые графические построения, с помощью которых можно получить чертежи предметов, имеющих плоские срезы.

На рисунке 127, а изображена часть призмы. Очевидно, что призма такой формы получится в результате пересечения ее боковой поверхности плоскостью а», перпендикулярной фронтальной плоскости проекций.

Рис. 127

Рассмотрим последовательность построения проекций фигуры сечения (рис. 127, б). Фронтальная проекция фигуры сечения совпадает с фронтальной проекцией секущей плоскости (линия 1″-2″-3″), горизонтальная — с горизонтальной проекцией основания призмы (1′-2’—3′).

Профильную проекцию фигуры сечения находим, исходя из свойств принадлежности точек фигуры сечения ребрам призмы (1″-2′»-3′» ). Их проекции строят с помощью линий связи.

Аналогично может быть построена фигура сечения пирамиды плоскостью, перпендикулярной фронтальной плоскости проекций (рис. 127, в).

На рисунке 128 показано построение проекций фигуры сечения пирамиды плоскостью, перпендикулярной профильной плоскости проекций. Рассмотрите эти примеры самостоятельно.

Рис. 128

В сечении цилиндра плоскостью могут получаться следующие фигуры: прямоугольник, круг, эллипс (рис. 129). В первом случае секущая плоскость должна быть параллельна оси вращения цилиндра (рис. 129, а), во втором — направлена перпендикулярно ей (рис. 129, б), в третьем — наклонена к оси вращения под любым углом, не равным 90° (рис. 129, в).

Рис. 129

Фигуры, ограниченные прямыми или кривыми линиями, получаются и в сечении конуса плоскостью, в зависимости от ее положения относительно оси вращения тела или его образующих. В частности, сечение конуса плоскостью, перпендикулярной оси вращения, — это круг (рис. 130). Сечение шара — всегда круг.

Рис. 130

  1. Какие фигуры получаются в результате сечения многогранника плоскостью?
  2. Какие фигуры получаются в результате сечения цилиндра плоскостью?

Задание 29. Постройте чертежи призмы, пирамиды, цилиндра и конуса (рис. 131), форма которых изменена в результате сечения плоскостями, перпендикулярными фронтальной плоскости проекций.

Чертежи должны содержать два или три вида (по заданию учителя). Лишние линии удалите.

Рис. 131

23.2. Построение вырезов на геометрических телах. В практике встречается много деталей и других предметов, геометрическая форма которых изменена различными вырезами (рис. 132). Чтобы выполнить или прочитать чертеж такого предмета, нужно представить его первоначальную форму и форму выреза.

Рис. 132

Рассмотрим некоторые примеры.

На рисунке 133, а дан чертеж пробки. Изучив его, устанавливаем, что деталь изготовлена из заготовки цилиндрической формы, в которой сделан вырез прямоугольной формы (рис. 133, б).

Рис. 133

Чтобы построить вид сверху детали, сначала изображают прямоугольник — вид цилиндра сверху, являющийся исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Обозначим некоторые характерные точки (А», B» и А'» = B'»), которые определяют проекции выреза, и по ним с помощью линий связи построим горизонтальные проекции А’, B’ этих точек и им симметрич-ных (рис. 133, в).

Установив форму выреза, легко решить, какие линии на виде сверху надо обводить сплошными толстыми основными, какие — штриховыми линиями, а какие — удалить.

Линию, ограничивающую вырез на поверхности предмета, можно представить и как линию взаимного пересечения двух поверхностей, одна из которых удалена. Такой удаленной поверхностью на рисунке 134 является поверхность горизонтально расположенного цилиндра.

Рис. 134

  • Посмотрите вокруг себя и найдите в предметах быта и труда различные поверхности, видоизмененные вырезами.

Задание 30. Постройте чертежи призмы и цилиндра, форма которых изменена вырезами. Чертеж должен содержать три вида (рис. 135, а и б).

Рис. 135

Задание 31. Нарисуйте части детали (рис. 136), удаленные посредством вырезов. Сколько их? Постройте вид сверху детали.

Рис. 136

23.3. Преобразование формы предмета по чертежу. В решении ряда практических и учебных задач часто возникает необходимость выполнить чертеж предмета, изменив, т. е. преобразовав его заданную форму. Такие задачи называют задачами на конструирование. Преобразование формы детали может осуществляться посредством удаления ее отдельных частей, изменения их положения, наращивания, поворота, движения и пр.

Например, на рисунке 137, а изображена деталь — корпус. На изображении точками и тонкими линиями нанесена разметка, по которой преобразуют поверхность детали с целью придания ей необходимых в производстве формы и размеров. На рисунке 137, б приведено изображение детали после указанного на чертеже изменения ее формы.

Рис. 137

Как вы понимаете выражение «изменение формы детали»?

Задание 32. Выполните эскиз детали (рис. 138), мысленно удалив выступы на детали (они указаны стрелками), сделав вместо них выемку и отверстие на том же месте таких же формы и размеров.

Рис. 138

Графическая работа № 4

Вариант 2. Чертеж детали

Выполните чертеж детали (рис. 139), у которой следует удалить части по нанесенной разметке.

Рис. 139

Вариант 3. Чертеж детали

  1. Выполните чертежи деталей, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки таких же формы и размеров (рис. 140, а и б). Постройте третий вид деталей.
  2. В основании детали мысленно удалите часть, представляющую собой полуцилиндр, расположив его по нижней грани вдоль основания. Размер выреза — произвольный. Постройте проекции выреза на всех трех видах.

Рис. 140

uroki-sovy.3dn.ru

Чертеж — предмет — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Чертеж — предмет

Cтраница 3

IV мы ознакомились с построением проекций, узнали, как образуется чертеж предмета методом прямоугольного проецирования и как выполняются наглядные аксонометрические изображения предметов в прямоугольных и косоугольных проекциях.  [31]

Часто одних только проекций бывает недостаточно для полного уяснения устройства изображенного на чертеже предмета. Чтобы выявить внутренние формы и очертания, пользуются разрезами и сечениями.  [32]

ГОСТом 5293 — 60 предусмотрена графа Обозначения зоны расположения составной части изображенного чертеже предмета. Графа вводится только в случаях, когда предусматривается разбивка поля чертежа на зоны.  [34]

Как указывалось выше, аксонометрия обычно строится по ортогональному чертежу предмета, поэтому надо по чертежу предмета хорошо представить его формы и их взаимное расположение, затем выбрать вид аксонометрии и после этого приступить к построению аксонометрии предмета.  [36]

Совмещая грани куба с расположенными на них изображениями в одну плоскость ( рис. 127), получают чертеж предмета ( рис. 128), состоящий из шести изображений.  [37]

В графе 37 указывают количество деталей, сборочных единиц и других частей изделия, которые идут на сборку изображенного на чертеже предмета, а в графе 38-их вес. В графу 39 вносится согласно стандартам наименование-и марка материалов, из которых изготовляются детали. В графе 40 указывается номер листа в комплекте чертежей на изделие, где изображена данная деталь. Примечания могут вноситься непосредственно в эту графу, а в случае громоздкости текста составляется особый перечень примечаний, который вместе с другими техническими документами прилагается к комплекту чертежей. В этом случае в графу 41 вписывается только порядковый номер примечания по перечню.  [38]

Если после этого развернуть грани куба до совмещения с фронтальной плоскостью 1, как указано на рис. 55, б, то получим чертеж предмета на шести плоскостях проекций. На каждой плоскости проекций дано изображение обращенной к наблюдателю внешней видимой части предмета, такое изображение называется видом.  [39]

Иногда необходимо строить дополнительные чертежи, которые могут быть или результатом решения поставленной задачи, или результатом ее упрощения. Такие чертежи предмета могут быть построены способом перемены ( замены) плоскостей проекций. При этом предмет в пространстве остается неизменным. Изменяют положения плоскости проекций; при этом всегда сохраняется взаимная перпендикулярность двух плоскостей проекций.  [40]

Каждый предмет, с точки зрения пространственной формы, является или геометрическим телом, или комбинацией различных геометрических тел, ограниченных кривыми и плоскими поверхностями. Чтобы правильно выполнить чертеж предмета, необходимо уметь выполнять чертежи отдельных геометрических тел, а также уметь строить точки и линии, находящиеся на их поверхности.  [41]

Кроме изображения на чертеже предмета в различных его проекциях, часто возникает необходимость в дополнительных уточнениях отдельных деталей предмета или технологии изготовления и обработки его поверхности. Для этого используют специально принятые обозначения.  [43]

Научившись распознавать простые геометрические тела по их чертежам, легко понять форму различных предметов, представляющих их сочетания. На рис. 27, е показано построение горизонтальных проекций точек на чертеже предмета, представляющего сочетание геометрических тел, заданных фронтальными проекциями.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Чертеж — предмет — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Чертеж — предмет

Cтраница 4

Порядковым называют такой принцип обозначения, при котором изображенные на чертежах детали и сборочные единицы обозначаются в порядке выпуска чертежей конструкторами. Порядковый принцип обозна — чения сходен с обезличенным, но отличается полным отсутствием характеристик изображенного на чертеже предмета. При порядковом принципе по обозначению чертежа нельзя судить о том, какой элемент изделия изображен на нем и где он устанавливается на данном изделии. Кроме рассмотренных систем обозначения на различных машиностроительных заводах существуют и другие, но наиболее приемлемой все же следует считать предметную.  [46]

Точность изображения, как правило, зависит от навыков чертежника, качества инструментов, с помощью которых выполняется чертеж, а также способа выполнения и назначения чертежа. Поэтому определять величину размера путем измерения соответствующих величин на чертеже не допускается, а единственным основанием для суждения о величине изображенного на чертеже предмета и его элементов являются размерные числа. Это позволяет вносить изменения в чертежи, затрачивая значительно меньше труда при конструировании или испытании изделия. При этом конструктор меняет только отдельные размеры, не перечерчивая всего изображения.  [47]

На рис. 10, а точка О является вершиной трехгранного угла XYZ. Линии OX, OF и OZ называются осями проекций. Для получения чертежа предмета в трех проекциях на одной плоскости фронтальную плоскость оставляют неподвижной, горизонтальную плоскость поворачивают на 90 относительно оси ОХ, а профильную поворачивают на 90 относительно оси OZ. При этом вид сверху оказывается под главным видом, а вид слева — на одном уровне с главным видом, справа от него. Расстояния между проекциями определяются расстояниями предмета от плоскостей проекций. Как видно из рис. 10, б, третью ( профильную) проекцию параллелепипеда можно построить по двум другим проекциям, проведя циркулем из центра О дуги между осями проекций OF и OFt. Радиусы дуг равны расстояниям от оси ОХ до соответствующих сторон параллелепипеда.  [49]

В этом случае при составлении чертежей за основные плоскости проекций принимают шесть граней куба ( фиг. Предмет располагают внутри куба и проецируют его прямоугольными лучами на грани куба. После этого все грани куба совмещают с фронтальной плоскостью ( гранью куба) и получают чертеж предмета, состоящий из шести изображений.  [50]

Например, машиностроительный чертеж не имеет осей проекций, линий связи и содержит минимум линий невидимых контуров. На рис. 228, я представлен упрощенный чертеж корпуса, выполненный по правилам проекционного черчения. На чертеже нанесены линии связи и штриховые линии. На чертеже предмета более сложной формы количество подобных линий увеличивается, поэтому прочитать такой чертеж трудно, а иногда невозможно. На рис. 228 6 представлен машиностроительный чертеж этой же детали, который выполнен с упрощениями.  [51]

Например, машиностроительный чертеж не имеет осей проекций, линий связи и содержит минимум штриховых линий невидимых контуров. На рис. 254, а представлен чертеж корпуса редуктора, выполненный по правилам проекционного черчения. На чертеже нанесено большое количество линий связи и штриховых линий. На чертеже предмета более сложной формы количество подобных линий увеличивается, поэтому прочитать такой чертеж трудно, а иногда невозможно. На рис. 254, б представлен машиностроительный чертеж этой же детали. На чертеже применены упрощения, поэтому такой чертеж прост и нагляден, легко читается, время на выполнение чертежа сокращается.  [52]

Например, машиностроительный чертеж не имеет осей проекций, линий связи и содержит минимум линий невидимых контуров. На рис. 228, я представлен упрощенный чертеж корпуса, выполненный по правилам проекционного черчения. На чертеже нанесены линии связи и штриховые линии. На чертеже предмета более сложной формы количество подобных линий увеличивается, поэтому прочитать такой чертеж трудно, а иногда невозможно. На рис. 228 6 представлен машиностроительный чертеж этой же детали, который выполнен с упрощениями.  [53]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Примеры построения чертежей предметов — 9 КЛАСС — ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ — Каталог файлов

17.1. Анализ геометрической формы предмета по чертежу. Изображенный на чертеже предмет (рис. 98, а) представляет собой группу (композицию) геометрических тел (рис. 98, б).

Рис. 98

Вспоминая отличительные признаки, характерные для изображений в прямоугольных проекциях геометрических тел, и сопоставляя все три вида — главный, сверху и слева, можно установить, что: нижняя часть предмета (назовем ее основанием) представляет собой прямоугольный параллелепипед 1, на нем установлены цилиндр 2 и треугольная призма 3, на верхнем основании цилиндра установлен конус 4.

Основные геометрические тела можно выявить в любой детали или предмете. Так, на рисунке 99, а в прямоугольной проекции изображена деталь, называемая валиком (от слова «вал»). В ней можно выделить такие геометрические тела (рис. 99, б), как усеченный конус 1, цилиндр 2, параллелепипед 3 и еще один цилиндр — большего диаметра — 4.

Рис. 99

Чтобы представить по чертежу общую форму любой детали, необходимо выявить форму всех ее элементов. Для этой цели сложную по форме деталь мысленно разделяют на отдельные конструктивные части, имеющие форму различных геометрических тел. Мысленное разделение предмета на основные геометрические тела называют анализом геометрической формы предмета. Используя изображение детали, размерные числа, условные знаки и надписи, можно воссоздать образ детали, т. е. представить по чертежу ее пространственную форму.

  • С какой целью используют анализ геометрической формы предмета по чертежу?

Задание 14. Сосчитайте по чертежу (рис. 100), сколько геометрических тел образуют форму детали. Назовите их.

Рис. 100

Задание 15. Выполните чертеж детали по следующему ее описанию. Деталь называется втулкой. Она состоит из усеченного конуса и правильной четырехугольной призмы. Общая длина детали 60 мм. Диаметр одного основания конуса равен 30 мм, другого — 50 мм. Призма присоединена к большему основанию конуса и имеет размеры 50×50 мм, высота ее равна 20 мм. Вдоль оси втулки просверлено сквозное цилиндрическое отверстие Ø20 мм. Определите необходимое количество видов, проставьте размеры.

17.2. Последовательность построения изображений на чертеже. При построении изображений на чертеже необходимо четко представить общую форму предмета и форму отдельных его частей (выступов, вырезов, отверстий и др.). Таким образом, вначале производят анализ геометрической формы предмета, а затем определяют необходимое количество видов, выбирают главный вид и строят изображения.

Пусть необходимо построить чертеж детали по ее наглядному изображению (рис. 101, а).

Рис. 101

Изучив деталь, можно установить, что общая ее форма — параллелепипед, в котором сделано три выреза призматической формы (1, 2 и 3) и один (4) — цилиндрической.

Для полного выявления формы данной детали и всех ее элементов на чертеже необходимо три вида. Пользуясь лишь двумя, нельзя однозначно определить форму имеющихся вырезов и форму детали в целом.

После этого приступают к выбору главного вида. Очевидно, максимальную информацию о детали мы получим, избрав направление проецирования, указанное стрелкой. В этом случае хорошо читается общая форма детали.

Изображения начнем строить с так называемых габаритных фигур, имея при этом в виду первоначальную общую форму детали. В данном случае это будут три прямоугольника (рис. 101, в), размеры которых определяются габаритами предмета (h, I и b). Затем вычерчиваются необходимые оси симметрии и центровые линии. Все построения вначале выполняют тонкими линиями.

Размеры отдельных частей предмета с одного вида на другие можно переносить с помощью линий связи, используя при необходимости постоянную прямую чертежа. Если размеры отсутствуют (как на рис. 101, а), то их можно получить измерением соответствующих отрезков на заданном изображении.

Теперь покажем на строящихся изображениях прямоугольные вырезы (рис. 101, г). Их целесообразно нанести сначала на главном виде.

Цилиндрическое отверстие можно сначала показать на виде сверху, найдя центр окружности, которая является проекцией основания цилиндра. Затем, используя линии связи, следует показать его на главном виде и виде слева.

Однако пользоваться линиями связи, как и постоянной прямой чертежа, не всегда рационально. Требуемый размер на том или ином виде можно получить, откладывая его циркулем от линии симметрии или проекции какой-либо грани.

В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом (рис. 101, д), и наносят размеры, если этого требует условие задачи.

Последовательность построения видов детали с нанесением размеров приведена далее на рисунке 106.

  • Назовите последовательность действий при построе-И нии видов предмета.

17.3. Нанесение размеров на основе анализа формы предмета. С основными правилами нанесения размеров мы уже познакомились. Выясним теперь, как, анализируя геометрическую форму предмета, нужно наносить его размеры на чертеже. Рассмотрим пример.

Деталь, заданную на чертеже (рис. 102), можно мысленно разделить на параллелепипед 1 с отверстием, имеющим тоже форму параллелепипеда 2, и цилиндр 3. Размеры этих тел и наносят на чертеже. Для параллелепипеда и призмы (она четырехугольная) указывают длину, ширину и высоту, для цилиндра — диаметр основания и высоту.

Рис. 102

Однако нанесенных размеров будет недостаточно для изготовления детали. Необходимо еще иметь размеры, которые определяют взаимное положение ее частей. Такие размеры можно назвать координирующими. На рисунке 102 ими являются размеры 16 и 18, 5 и 6 мм.

Размеры 16 и 18 мм определяют положение центра цилиндрического отверстия в детали, размеры 5 и 6 мм — положение призматического отверстия.

Размеры, определяющие высоту цилиндра и глубину отверстия, наносить не нужно. При изготовлении детали высоту цилиндра легко определить как разность между общей высотой детали (36 мм) и толщиной основания (14 мм). Она равна 22 мм. Глубина отверстия равна высоте основания, т. е. 14 мм.

Каждый размер на чертеже указывают только один раз. Например, если на главном виде (см. рис. 102) нанесен размер основания цилиндра Ø20, то на виде сверху его наносить не следует. В то же время чертеж должен содержать все размеры, необходимые для изготовления детали.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры, определяющие предельные внешние очертания предметов. На рисунке 102 это размеры 70, 32, 36 мм. Габаритные размеры располагают дальше от изображения, чем остальные.

Меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие — дальше, благодаря чему удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.

Рассмотрим еще один пример. У деталей, представляющих тела вращения, часто торцовые кромки срезают на конус. Этот элемент называют фаской. Фаска облегчает сборку деталей и защищает кромки от повреждения, а руки рабочего — от порезов.

Наиболее часто встречаются фаски под углом 45°. Их размеры наносят записью, например 2×45°, где 2 — высота фаски (рис. 103, a и б). Если встречается несколько одинаковых фасок, их размеры наносят один раз с указанием количества (рис. 103, б).

Рис. 103

Размеры фасок под другими углами указывают линейным и угловым размерами, а не надписью (рис. 103, в).

  1. В какой степени анализ формы детали позволяет определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже?
  2. Какие размеры являются габаритными? Обязательно ли указывать их на чертеже?
  3. Как наносят размеры фасок под углом 45°?

Графическая работа № 3

Вариант 2. Чертеж детали

По наглядному изображению одной из деталей постройте ее чертеж в прямоугольных проекциях (рис. 104). Нанесите на чертеже проекции точек А, Б и С. Укажите размеры.

Рис. 104

uroki-sovy.3dn.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *