Разное

Уровни политики – 2Структура, уровни и функции политики

2.Политика,структура, виды и уровни политики.

1.Политология.Возникновение,предмет,объект,функции

2.Политика.Структура,уровни,функции.

3.Политическая мысль Древнего Востокаи Античности

4.Политические идеи Средневековья

5..Политические учения эпохи Нового времени

6.Современная политика Западной Европы и США

7.Политическая элита. Теории,понятие,функции

8.Политическое лидерство,понятие,типология,функции

9.Политическая власть.Понятие,виды,функции,источники.

10.Политическая легитимность.понятие,типология

11.Политическая система.понятие,структура,модель,функции

12.Тоталитарный режим.

13.Авторитарный режим.

14.Демократический режим.

15.Государство. Теория происхождения,признаки,функции

16.Форма правления и форма устройства гос-ва

17.Парламент,понятие,структура,полномочия

18.Правительство,понятие,классификация,полномочия

19.Глава государства.полномочия

20.Органы гос власти в РБ

21.Политические партии.чертты,возникновение,типология,функции

22.Партийные системы. Типология,достоинства и недостатки

23.Общественные движенияи организации.понятие,функции

24.Политический процесс.режимы,типология.

25.Выборы и избирательное право.

26.Избирательные системы.типология,+/-

27.Политические конфликты.причины,фуункции

28.Политические кризисы.типология,формы

29.Политическая культура.структура,типология,функции

30.Международные отношения

31.Геополитика

32.Внешняя политика.сущность,черты,цели,функции.

Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.

Структура:

  • Субъекты и объекты политики. Субъект– носитель политической деятельности, объект

    – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.

  • Политические отношения

  • Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)

  • Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.

  • Политические интересы

—Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции

Виды.

По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.

  • В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.

  • По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.

  • Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.

Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС

Функции Политики

Управленческая

Мобилизационная

Интеграционная

Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.

Прогностическая

состоит в прогнозировании политической деятельности.

Связь политологии с другими науками.

— Экономика — История -Этнография

— Социология — Философия -география

— Культурология

1.Политология, предмет и объект. Структура и методы политологии,функции.

Политология – это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством, политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах

Объект политологии – политическая сфера общества.

Предмет политологии – анализ и исследование политики в государственной сфере.

Структура политологии. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

  • политическая философия

  • теория политики

  • политическая социология

  • политическая психология

  • история политических учений

  • теория международных отношений

Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную и прикладную политологию.

  1. Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Прикладная политология – ориентирована на достижение реального политического эффекта.

  2. Функции политологии

  • Методологическая функция заключается в разработке исследования политических явлений и процессов

  • Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений

  • Аналитическая функция — всесторонний анализ политических процессов

  • Прогностическая функция — выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере

  • Воспитательная функция призвана формировать демократическую политическую культуру граждан.

studfiles.net

2.Структура, функции и уровни политики.

Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики – выделение в ней формы, содержания и процесса.

Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политикивыражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессеотражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

В английском языке для обозначения различных сторон политики используются три самостоятельных термина: полити (роlitу) или «полития», полиси (роIiсу) и политикс (роlitiiсs) Эти понятия соответственно примерно тождественны форме политики, ее содержанию и политическому процессу.

«Полития» означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.

«Полиси», в узком значении этого слова, характеризует содержание, образ действий власти, правительства, технологию принятия политических решений. В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических субъектов: партий, профсоюзов и т.д.

«Политикс» — это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее самостоятельных элементовможно выделить:

— политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

— нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

— институты власти и борьбы за нее;

— отношения властвования — т.е. отношения господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

В качестве конкретных составных частей политикиможно назвать: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения по поводу осуществления власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д.

Помимо составных частей и элементов в политике выделяют три уровня ее существования.

Первый, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень

,политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выделение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень,политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС, ЕврАзЭС и т.п.

Важнейшие направления воздействия политики на общество характеризуют ее функции.

К основным функциям политикиотносятся:

— поддержание и укрепление целостности общества как сложной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

— конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция), — суть этой функции — выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности, эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества.

Кроме этих задач, политика выполняет и ряд специфических функций.Это — поддержание классового или социального господства, защита основополагающих прав человека, привлечение граждан к управлению общественными делами, обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

studfiles.net

5. Опишите уровни политики на конкретных примерах

1)Микроуровень. Уровень развития общественных отношений. На этом уровне происходят внутренние общественные конфликты. Участниками политики на микроуровне считаются НПО, партии, а так же инициативные группы;

2)Макроуровень. Уровень государственной политики. Главным участником выступает Государство и его структуры:

3)Мегауровень (международные отношения). На этом уровне происходят международные взаимодействия. Участниками являются независимые государства, международные организации и ТНК;

6. Политическая культура Зап. Европы и Сев Америки:

Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной

культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее

характерная черта — рационально-активное поведение граждан, которое

соответствует демократической политической системе.

  • Церковь не имеет большого влияния на ход политики.

  • Демократия

  • Навязывание своей культуры всему миру (столкновение цивилизаций)

  • Наличие в Западном обществе многочисленного “среднего класса”. Важная роль “среднего класса” в политике. Особенности массового участия в политике, электоральное поведение граждан Западных государств.

  • почтительность граждан к символам государственности

  • склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами

  • повышенная законопослушность населения

Политическая культура Северной Америки.

Характерные черты американской политической культуры:

  • либерально-протестантская, “гражданская”, демократическая, плюралистическая культура и др.

  • Ориентация граждан США на соревновательность в достижении политических целей;

  • тяготение к “политическому центру”;

  • сравнительно низкий уровень идеологизированности политической жизни;

  • критическое отношение к государству и опора на собственные силы или силы гражданского общества;

  • меньшее значение, чем в Европе и России роль политических партий; активное участие и самоорганизация при решении актуальных политических проблем.

7. Специфика авторитарных режимов:

Авторитарный

Тоталитарный

Экономика

Элементы рыночной экономики

Плановая или полностью контролируемая государством

Партийная система

Полуторапартийная

Монопартийная

Тип политического поведения

Конформистский или партикулярный (не относ-ся к гос-ву; ориентир на отдельную группу)

Конформистский (тип приспособления)

Политическая культура

Подданическая или патриархальная

Подданническая

лидер

Сильный национальный лидер

Культ вождя

8. Классификация политических культур:

Помимо основной классификации Алмонда и Вербы:

Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.

  • Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

  • Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

  • Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.

Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе – распределение политических ориентации. Выделяются:

  1. гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;

  2. фрагментарная политическая культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.

По уровню общности выделяют:

а) общую политическую культуру – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;

б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т.д.).

studfiles.net

1.5. Уровни организации политики

Политика как особая сфера жизнедеятельности человека обладает способностью организовывать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосударственные отношения или связи национальных государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.), политика выполняет роль своеобразного глобально-планетарного механизма регулирования мировых конфликтов и противоречий. В этом случае политика выступает в качестве наиболее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитических отношений, или как мегаполитика.

Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций. И наконец, властно значимые отношения индивидов могут воплощаться в микрополитике, представляющей наиболее низкий (но отнюдь не самый простой) уровень межличностных или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства.

На каждом уровне своего протекания политические процессы формируют специфические институты, отношения, механизмы и технологии рационализации конфликтов и регулирования споров.

     Причем каждый уровень обладает известной самостоятельностью, и его особые механизмы не могут «автоматически» использоваться для разрешения конфликтов на ниже- или вышестоящем уровне. Поэтому, например, международные институты зачастую не способны урегулировать политические конфликты внутри страны. А действия федеральных властей нередко бессильны для разрешения какого-нибудь регионального (в частности, межэтнического) конфликта.

Соответственно, каждый из этих уровней организации политики предполагает и особые способы изучения соответствующих процессов, создавая возможности даже для концептуализации отдельных отраслей и субдисциплин в политической науке (теории международных отношений, политическая регионалистика и т.д.). 

studfiles.net

Уровни функционирования политики

1. Местный (низший) уровень – сфера ответственности муниципальных, местных органов власти: район, город, село, деревня. Политика на этом уровне осуществляется, как правило, индивидами, реже – местными ассоциациями (объединениями жителей).

2. Региональный уровень – сфера ответственности органов государственной власти регионов. Политика здесь осуществляется, прежде всего, региональными представительными (парламентами) и исполнительными (правительствами) органами власти, а также группами и ассоциациями граждан, заинтересованными в развитии регионов или в реализации своих особых интересов на региональном уровне.

3. Национальный уровень – сфера ответственности государства. Политика на этом уровне осуществляется высшими органами государственной власти, политическими партиями и другими общенациональными институтами и субъектами политики.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политики выступают суверенные, независимые государства.

5. Глобальный уровень, субъектами которого выступают международные организации (например, ООН, ЕС, СНГ, НАТО, ОБСЕ и т.д.).

Таковы в самых общих чертах сущность, особенности, структура, функции и уровни функционирования политики как общественного явления, исследуемой специальной наукой — политологией.

3. Из истории становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины

Огромная, верховенствующая роль политики в жизни общества издревле приковывала к себе внимание ученых и мыслителей, пытавшихся понять и объяснить это многогранное явление. Результатом многовековой исследовательской деятельности в этом направлении и явилась система специальных знаний о политике, названная «политологией».

Первые представления о политике появились в глубокой древности. Но зародились и развивались они на протяжении тысячелетий в содержании других общественных наук, прежде всего в философии, теологии, этике, истории, социологии.

Политология как самостоятельная наука – одна из самых юных и наиболее динамичных среди других общественных наук. Её возраст составляет немногим более 150 лет, ее родина – США и Западная Европа. Только в середине ХIХ в. (1857г.) американский профессор Колумбийского колледжа (ныне – университет) Фрэнсис Лейбер впервые начал читать своим студентам систематический курс, названный им «политическая теория», сразу же оказавшейся весьма востребованной в Америке. Уже к концу ХIХ в. в США появляется целая сеть специализированных политических учебных и научных учреждений, а в 1903 г. — учреждается Американская ассоциация политических наук, насчитывающая порядка 16 тыс. членов.

Справочно

Первенство США в оформлении политологии в качестве самостоятельной науки, видимо, не случайно. Дело в том, что североамериканская государственность в отличие от европейской и российской, формировавшихся веками традиционным путем, изначально строилась на основе конституции, предложенной отцами-основателями этого государства. Поэтому в США проблематика, связанная с исследованием закономерностей политической и, особенно, государственной жизни, объективно была наиболее востребованной. Не случаен и тот факт, что именно отцы-основатели — первые президенты США внесли наиболее весомый вклад в становление американской школы политической науки.

В Европе политология получает признание и развитие в качестве самостоятельной науки к концу ХIХ – началу ХХ века. Одной из точек отсчета в этом отношении принято считать труд «О демократии в Америке», опубликованный в 1835г. во Франции Алексисом де Токвилем, а также открытый в 1871 г. в Париже Институт политических исследований. В этом же ряду рассматриваются и научная деятельность итальянцев Гаэтано Моски, издавшего в 1896 г. свой знаменитый труд «Элементы политической науки», а также Вильфредо Парето и Роберта Михельса – первых разработчиков теории политических элит. С 1949 г. существует Международная ассоциация политической науки.

Приступающему к изучению политологии следует иметь ввиду, что она (как в прочем, и большинство других наук об обществе) чрезвычайно пристрастна. Пристрастна настолько, насколько пристрастна сама политика, выражающая противоречивые интересы различных общественных классов, социальных групп и идеологий. Сложность и внутренняя противоречивость политики объясняет существование в политологии огромного количества научных школ, направлений и течений. Они с различных, а то и противоположных позиций объясняют и оценивают одни и те же политические явления и процессы, дают взаимоисключающие рекомендации и прогнозы будущего. Однако именно в этом кажущемся хаотичным многообразии подходов и выкристаллизовывается та доминанта, которая приближает нас к истине. Иного способа познания и понимания политики, являющейся одной из самых остро динамичных и субъективно окрашенных сфер человеческой деятельности, не существует. Те же политологические школы, которые жёстко замыкаются в себе, с порога отвергают любое инакомыслие, руководствуясь узко классовыми, националистическими, культурологическими, идеологическими или иным соображениям, неизменно заходят сами и заводят соответствующую практическую политику в тупик.

Об этом, в частности, свидетельствует опыт марксистской политической теории (научного коммунизма), в ряде аспектов не лишённой научной продуктивности. Однако, просуществовав долгие десятилетия в жестких рамках идеологических догм, научный коммунизм утратил свой потенциал. Медленно, но неизбежно он уступил место политологии. В СССР политология формально была признана лишь в 1958 году. Однако в качестве учебной дисциплины стала преподаваться в вузах только с 1989 года.

Таким в самых общих чертах представляется заключительный исторический этап становления политологии как науки и её внедрения в качестве учебной дисциплины в вузах. Однако этому заключительному этапу предшествовал длительный исторический процесс вычленения и систематизации знаний о политике из других, ранее обретших статус самостоятельности наук об обществе, длившийся несколько тысячелетий.

studfiles.net

Политика,структура, виды и уровни политики. — КиберПедия

Политика,структура, виды и уровни политики.

Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.

Структура:

Субъекты и объекты политики.Субъект– носитель политической деятельности, объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.

Политические отношения

Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)

Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.

Политические интересы

—Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции

Виды.

По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.

В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.

По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.

Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.

Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС

Функции Политики

Управленческая

Мобилизационная

Интеграционная

Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.

Прогностическая

состоит в прогнозировании политической деятельности.

Связь политологии с другими науками.

— Экономика — История -Этнография

— Социология — Философия -география

— Культурология

 

Политология, предмет и объект. Структура и методы политологии,функции.

Политология – это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством, политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах

Объект политологии – политическая сфера общества.

Предмет политологии – анализ и исследование политики в государственной сфере.

Структура политологии.В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

· политическая философия

· теория политики

· политическая социология

· политическая психология

· история политических учений

· теория международных отношений

Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную и прикладную политологию.



1. Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Прикладная политология– ориентирована на достижение реального политического эффекта.

Функции политологии

· Методологическая функция заключается в разработке исследования политических явлений и процессов

· Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений

· Аналитическая функция — всесторонний анализ политических процессов

· Прогностическая функция — выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере

· Воспитательная функция призвана формировать демократическую политическую культуру граждан.

 

Политическая власть.Виды,ф-и,источники.

Вла́сть —означает право и возможность одних распоряжаться и управлять другими;

Политическая власть – власть осуществляемая при помощи государственно-правовых средств.

Отличительными признаками политической власти являются:

• верховенство, обязательность ее решений для всего общества

• всеобщность, т.е. публичность.

• легальность в использовании силы

• существование общегосударственного центра принятия решений;

Функции пол. власти.

Господство – распоряжение человеческими действиями. Руководство

Управление

Контроль – обеспечение соблюдения социальных норм

Организация

Структура политической власти

Субъект в политике — источник политической деятельности на объект.( личности, классы, социальные слои, политические институты)

Объект в политике — та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике.( политические отношения).

Источники власти

все то, с помощью чего достигается власть:

— физическая сила,

— богатство,

— положение,

— знания, опыт.

Ресурсы:

Экономические ресурсы — это материальные ценности, Социальные ресурсы – слои и группы населения



Правовые ресурсы – совокупность законов

Административно-силовые ресурсы – учреждения государства

Убеждения, чувства населения – верования, традиции, ценности, стереотипы населения, которые могут быть использованы властью.

 

10. Легитимность пол. власти.Понятия,типология. Легитимность власти – признание обществом законности.

Организационная функция

Правовая функциявключает обеспечение правопорядка, Образовательная функция

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны

Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений

Политическое лидерство

Политическими лидерство — постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц на все общество, организацию или группу.

Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

• между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия

• лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

• политическое лидерство корпоративно

• деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА

Теория черт рассматривает политическое лидерство как результат личных качеств самого лидера – ума, воли, энергии, организаторских способностей и т.д.

Ситуативная теория. Характеризует лидерство как производное определенной ситуации.

Теория определяющей роли последователей.. Выдвижение лидера в этом случае зависит от поддержки группы последователей.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

Ориентационная: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности

Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов

Мобилизационная

Функция легитимации власти: обеспечение поддержки власти

Типология политического лидерства:

1. традиционное лидерство, основанное на традициях

2. харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя;

3. рационально-легальное лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.

 

Политическая элита

Термин “элита” происходит от латинского eligere или франц. elite — лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в начали употреблять применительно к высшей знати. В научный оборот он был введен в к. XIX – н. XX в. Наиболее полно элитистское мировоззрение было сформулировано Платоном в его учении об идеальном государстве как правлении лучших — философов. В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным:

1) меритократический подход (лат. meritus — лучший и греч. cratos -власть) — сформулирован В. Парето, К. Мангеймом. Согласно этому подходу элита — наиболее ценный и важный сегмент общества

2) властный подход (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.

Типология элит:

по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты.

• по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: выделяются открытые и закрытые элиты.

Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов не-элитных групп в нее.

Для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей не-элитных групп в нее. • по структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные).

• по степени представительности элиты подразделяются на элиты с высокой и низкой степенью представительности.

 

 

 

16.Форма правления и форма устройства государства.

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».

Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим.

Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основными формами государственного устройства являются:

унитарное государство;

федерация;

конфедерация.

Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия –форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную (полупрезидентскую).

 

 

Ценностный конфликт

Конфликт идентичности

Признаки_политического_кризиса:
1.Нарушение баланса сил
2. Неспособность государства и его органов выполнять свои функции, когда даже принятые законы не выполняются (паралич власти)
3. Нарушение вертикали власти

4. Распространение идей, отрицающих саму политическую систему
5. Структурная и кадровая чехарда
6. Разочарование в политических идеалах, что ведёт к появлению радикальных сил и справа, и слева
7. Власть теряет доверие и авторитет, делегитимизируется.
8. Оппозиция начинает деятельность, направленную на ликвидацию политического режима.

Политика,структура, виды и уровни политики.

Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.

Структура:

Субъекты и объекты политики.Субъект– носитель политической деятельности, объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.

Политические отношения

Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)

Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.

Политические интересы

—Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции

Виды.

По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.

В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.

По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.

Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.

Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС

Функции Политики

Управленческая

Мобилизационная

Интеграционная

Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.

Прогностическая

состоит в прогнозировании политической деятельности.

cyberpedia.su

Уровни современной социальной политики

Уровни осуществления социальной политики

Социальная политика в современном мире реализуется на нескольких уровнях. Сегодня специалистами принято выделять 3 ключевых уровня реализации современной социальной политики:

  • Микроуровень социальной политики;
  • Макроуровень социальной политики;
  • Интеруровень социальной политики.

На микроуровне социальная политика представлена, прежде всего, социальной политикой конкретной фирмы или компании, которую они выбирают в отношении своего персонала. В первую очередь, это меры по организации и охране труда работников корпорации.

На макроуровне осуществляется как региональная социальная политика, так и государственная социальная политика, которая ориентируется на благополучие регионов и на то, чтобы повысить статус государства на международной арене. Как известно, благополучие граждан – это один из показателей того, что страна достигла достойного уровня развития, и что государство и его субъекты в действительности способны учитывать и удовлетворять потребности и интересы собственных граждан.

Что касается интеруровня социальной политики, то он представлен межгосударственной социальной политикой. Это направление напрямую связано с решением наиболее глобальных экономических проблем, а также с ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран, которые до сих пор не могут выйти на качественно и количественно новый уровень именно по причине того, что их социальная политика несовершенна и не способна удовлетворять потребности и интересы граждан.

Уровни социальной политики выделяются специалистами также с точки зрения ее субъектов. Таким образом, мы сталкиваемся с государственным, региональным и муниципальным уровнями социальной политики государства.

Замечание 1

Государственная социальная политика в целом характеризуется наличием единого законодательного пространства, а также особой социальной инфраструктурой и специфическим кадровым и информационным обеспечением, которое предназначено для всего населения конкретной территории.

На государственном уровне социальной политики определяются цели и задачи субъектов социальной политики (в нашем случае, здесь субъектом выступает государство). Также оно определяет приоритетные направления развития, а также наиболее оптимальные и эффективные способы для достижения поставленной цели.

На государственном уровне происходит утверждение нормативных и правовых актов, которые становятся основой и ориентирами для деятельности, и регулируют общие принципы социальной политики на уровне единого государства. Субъект устанавливает социальные стратегии в таких областях, как:

  • Оплата заработной платы за выполненные работы и предоставленные услуги;
  • Пенсионное обеспечение ветеранов, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Назначение стипендиальных выплат отдельным категориям студентов (сиротам или выходцам из многодетных семей;
  • Медицинское обслуживание всего населения и предоставление его независимо от пола и возраста, социального и материального положения гражданина, его статуса;
  • Предоставление услуг в сфере образования и культуры, возможности для человека обучаться и развиваться, независимо от его социального статуса, физического состояния;
  • Разработка целевых социальных программ, которые будут действовать на всех без исключения граждан.

Государственный уровень социальной политики считается наиболее важным, поскольку государство в полной мере имеет права и свободы, а также полномочия к тому, чтобы формировать и реализовывать социальную политику через систему мер и мероприятий, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование, а также путем предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан.

Региональный и муниципальный уровни социальной политики

В предыдущей части работы, наряду с государственным уровнем социальной политики нами были обозначены еще два: региональный уровень социальной политики и муниципальный уровень социальной политики.

Региональный уровень социальной политики подразумевает, что субъекты обязаны учитывать национальный, этнический, культурный и исторический признаки региона, от которых в большей степени зависят интересы и потребности жителей этой территории. В рамках данного уровня социальной политики разрабатываются, а в дальнейшем реализуются региональные законы, а также социальные программы, которые учитывают особенности региона и характер потребностей его жителей.

Вместе с тем, следует акцентировать внимание на том, что данный уровень социальной политики не всегда в состоянии учитывать потребности и интересы, а также запросы и нужды отдельных людей. Для того, чтобы это осуществить, важно использовать специальные технологии, а они уже присущи другому, третьему уровню социальной политики – муниципальному уровню.

Деятельность субъектов, относящихся к муниципальному уровню социальной политики, направлена на то, чтобы решать не общие проблемы, а конкретные затруднения, с которыми сталкиваются отдельные граждане. Именно на этом уровне проще всего оценить реальные потребности отдельного человека и соотнести их с его возможностями. Исследователи также отмечают, что на муниципальном уровне следует проверять степень эффективности социальных услуг, которые оказываются населению для разрешения противоречий и актуальных проблем.

На муниципальном уровне реализации социальной политики и ее программ субъекты находятся ближе к потребителю услуг. Следовательно, реализация здесь будет более экономичной, хотя субъекты этого уровня довольно редко принимают участие в разработке программ других уровней (государственного или регионального). Они ориентируются на общепринятые нормы и правила, могут опираться на положения общегосударственных программ, постепенно адаптируя их под специфику условий своего региона и населения.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *