Разное

Уровни политики – 2Структура, уровни и функции политики

2.Политика,структура, виды и уровни политики.

1.Политология.Возникновение,предмет,объект,функции

2.Политика.Структура,уровни,функции.

3.Политическая
мысль Древнего Востокаи Античности

4.Политические
идеи Средневековья

5..Политические
учения эпохи Нового времени

6.Современная
политика Западной Европы и США

7.Политическая
элита. Теории,понятие,функции

8.Политическое
лидерство,понятие,типология,функции

9.Политическая
власть.Понятие,виды,функции,источники.

10.Политическая
легитимность.понятие,типология

11.Политическая
система.понятие,структура,модель,функции

12.Тоталитарный
режим.

13.Авторитарный
режим.

14.Демократический
режим.

15.Государство.
Теория происхождения,признаки,функции

16.Форма
правления и форма устройства гос-ва

17.Парламент,понятие,структура,полномочия

18.Правительство,понятие,классификация,полномочия

19.Глава
государства.полномочия

20.Органы гос
власти в РБ

21.Политические
партии.чертты,возникновение,типология,функции

22.Партийные
системы. Типология,достоинства и
недостатки

23.Общественные
движенияи организации.понятие,функции

24.Политический
процесс.режимы,типология.

25.Выборы и
избирательное право.

26.Избирательные
системы.типология,+/-

27.Политические
конфликты.причины,фуункции

28.Политические
кризисы.типология,формы

29.Политическая
культура.структура,типология,функции

30.Международные
отношения

31.Геополитика

32.Внешняя
политика.сущность,черты,цели,функции.

Поли́тика
— «искусство управления»— сфера
деятельности, связанная с отношениями
между социальными группами.

Структура:

  • Субъекты
    и объекты политики.

    Субъект
    носитель политической деятельности,
    объект
    – тот, на кого направлена деятельность
    субъекта политики.

  • Политические
    отношения

  • Политическая
    организация

    совокупность политических институтов
    (политические партии, лоббистские
    группы, политические движения, СМИ)

  • Политическое
    сознание

    отражение в сознании людей – их мыслей,
    убеждений, чувств, переживаний.

  • Политические
    интересы

–Политические
ценности

идеи, теории, принципы, нормы и традиции

Виды.

По
сферам общественной жизни

– экономическая, социальная, культурная,
национальная, научная, экологическая
и военная.

  • В
    зависимости от масштаба

    – внутренняя, внешняя, международная.

  • По
    содержанию и характеру

    – прогрессивная, реакционная,
    научно-обоснованная и волюнтаристская.

Политика
может осуществляться на нескольких
уровнях:

  • Макроуровень
    – охватывает государство, устройство
    и функционирование власти в центре и
    на местах.

  • Микроуровень
    – охватывает отдельные организации:
    партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и
    т.п.

Мегауровень
– межгосударственный уровень ООН, НАТО,
ЕЭС

Функции
Политики

Управленческая

Мобилизационная

Интеграционная

Социализирующая-предполагает
включение человека в жизнь государства
и общества.

Прогностическая

состоит
в прогнозировании политической
деятельности.

Связь
политологии с другими науками.


Экономика –
История
-Этнография


Социология – Философия -география


Культурология

1.Политология, предмет и объект. Структура и методы политологии,функции.

Политология
– это наука
о политике

или совокупность знаний об управлении
государством, политических отношений,
процессов, явлений, институтов, о нормах

Объект
политологии

– политическая сфера общества.

Предмет политологии
– анализ и исследование политики в
государственной сфере.

Структура
политологии.
В
соответствии с изучаемой проблематикой
в структуре политологии выделяются
следующие разделы:

  • политическая
    философия

  • теория
    политики

  • политическая
    социология

  • политическая
    психология

  • история
    политических учений

  • теория
    международных отношений

Исходя из решаемых
политологией задач выделяют фундаментальную
и прикладную
политологию.

  1. Фундаментальная
    политология

    – ориентирована на прирост
    научных знаний

    о политике. Прикладная
    политология

    – ориентирована
    на достижение
    реального политического эффекта
    .

  2. Функции политологии

  • Методологическая
    функция
    заключается
    в разработке исследования политических
    явлений и процессов

  • Познавательная
    функция

    заключается в исследовании многообразия
    политических явлений

  • Аналитическая
    функция

    – всесторонний анализ политических
    процессов

  • Прогностическая
    функция

    – выработка научных прогнозов дальнейших
    изменений в политической сфере

  • Воспитательная
    функция
    призвана
    формировать демократическую политическую
    культуру граждан.

studfiles.net

2.Структура, функции и уровни политики.

Политика
существует в различных формах — в виде
мышления, речи и поведения
людей.
Она имеет сложное строение. В научной
литературе выделяются различные аспекты
и составные части политики. Одно из
наиболее широко распространенных
делений политики – выделение в ней
формы, содержания и процесса.

Форма
политики
— это ее организационная
структура, институты (в том числе и
система правовых и организационных
норм), придающие ей устойчивость,
стабильность и позволяющие регулировать
политическое поведение людей. Форма
политики реально воплощается в
государстве, партиях и группах интересов
(ассоциациях и движениях), а также в
законах, политических и правовых нормах.

Содержание
политики
выражается в ее целях и
ценностях, в проблемах, которые она
решает, в мотивах и механизмах принятия
политических решений.

В
политическом процессеотражается
сложный, многосубъектный и конфликтный
характер политической деятельности,
ее проявление как отношений различных
социальных групп, организаций и индивидов.

В
английском языке для обозначения
различных сторон политики используются
три самостоятельных термина: полити
(роlitу) или «полития»,
полиси (роIiсу) и политикс (роlitiiсs)
Эти понятия соответственно примерно
тождественны форме политики, ее содержанию
и политическому процессу.

«Полития»
означает политическую организацию того
или иного общества, государство в широком
смысле этого слова, иными словами, это
политический строй, политический порядок
в единстве составляющих его институтов
и норм.

«Полиси»,
в узком значении этого слова, характеризует
содержание, образ действий власти,
правительства, технологию принятия
политических решений. В широком значении
понятие «полиси» относится не только
к действиям центральной власти, но и к
способу поведения, принятия решений
других политических субъектов: партий,
профсоюзов и т.д.

«Политикс»
– это политика, рассматриваемая с точки
зрения возникновения и разрешения в
ней конфликтов.

Форма,
содержание и процесс не исчерпывают
строение политики. В качестве ее
самостоятельных элементовможно
выделить:

– политическое сознание, включающее
внутренний мир, менталитет, ценностные
ориентации и установки индивидов, а
также политические взгляды и теории;

– нормативные идеи: программы и
избирательные платформы политических
партий, целевые установки групп интересов,
политико-правовые нормы;

– институты власти и борьбы за нее;

– отношения властвования — т.е. отношения
господства и подчинения, а также
политической борьбы и сотрудничества.

В
качестве конкретных составных частей
политики
можно назвать: политические
взгляды, идеи, теории, программы,
ценностные ориентации, установки,
стереотипы, обычаи и традиции, образцы
поведения, общественное мнение,
специфический политический язык,
психологию людей, государство, партии,
группы интересов и движения, законы,
права человека и другие политические
и политико-правовые нормы, отношения
по поводу осуществления власти,
политических лидеров, элиты, группировки
и т.д.

Помимо
составных частей и элементов в политике
выделяют три уровня ее
существования.

Первый,
макроуровень, характеризует
государство как целое, публичную
принудительную власть, ее устройство
и функционирование в центре и на местах.

Второй,
микроуровень,политики
охватывает отдельные организации:
партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и
т.п. Здесь, как и в государстве в целом,
также обнаруживаются внутренние явления
и процессы, свойственные большой
политике: выделение и реализация
коллективных целей, принятие решений,
распределение должностей и благ,
применение санкций, соперничество за
власть, конфликты интересов и т.д.

Третий,
мегауровень,политики относится
к деятельности международных организаций:
ООН, НАТО, ЕЭС, ЕврАзЭС и т.п.

Важнейшие
направления воздействия политики на
общество характеризуют ее функции.

К
основным функциям политикиотносятся:

— поддержание и укрепление целостности
общества как сложной социальной системы,
обеспечение общественного порядка и
организованности;

— разработка целей всего общества и
составляющих его коллективных субъектов,
организация масс и мобилизация ресурсов
на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для всех
распределение дефицитных ценностей и
благ;

— предотвращение и регулирование
групповых конфликтов;

— конституирование сложных социальных
субъектов (коммуникационная функция),
– суть этой функции – выявление смысла
существования общности; определение
общих интересов всех субъектов политики,
т.е. участников данной общности,
эффективное взаимодействие и
взаимопонимание между всеми участниками
данного сообщества.

Кроме
этих задач, политика выполняет и ряд
специфических функций.Это –
поддержание классового или социального
господства, защита основополагающих
прав человека, привлечение граждан к
управлению общественными делами,
обеспечение социальной справедливости
и общего блага и др.

studfiles.net

5. Опишите уровни политики на конкретных примерах

1)Микроуровень.
Уровень развития общественных отношений.
На этом уровне происходят внутренние
общественные конфликты. Участниками
политики на микроуровне считаются НПО,
партии, а так же инициативные группы;

2)Макроуровень.
Уровень государственной политики.
Главным участником выступает Государство
и его структуры:

3)Мегауровень
(международные отношения).

На этом уровне происходят международные
взаимодействия. Участниками являются
независимые государства, международные
организации и ТНК;

6. Политическая культура Зап. Европы и Сев Америки:

Политическая
культура западных стран

представляет особый вид смешанной

культуры, которую
они назвали культурой гражданственности.
Её наиболее

характерная черта
– рационально-активное поведение граждан,
которое

соответствует
демократической политической системе.

  • Церковь не имеет
    большого влияния на ход политики.

  • Демократия

  • Навязывание своей
    культуры всему миру (столкновение
    цивилизаций)

  • Наличие в Западном
    обществе многочисленного “среднего
    класса”. Важная роль “среднего класса”
    в политике. Особенности массового
    участия в политике, электоральное
    поведение граждан Западных государств.

  • почтительность
    граждан к символам государственности

  • склонность к
    минимизации конфликтов и поиску согласия
    между политическими силами

  • повышенная
    законопослушность населения

Политическая
культура Северной Америки.

Характерные черты
американской политической культуры:

  • либерально-протестантская,
    “гражданская”, демократическая,
    плюралистическая культура и др.

  • Ориентация граждан
    США на соревновательность в достижении
    политических целей;

  • тяготение к
    “политическому центру”;

  • сравнительно
    низкий уровень идеологизированности
    политической жизни;

  • критическое
    отношение к государству и опора на
    собственные силы или силы гражданского
    общества;

  • меньшее значение,
    чем в Европе и России роль политических
    партий; активное участие и самоорганизация
    при решении актуальных политических
    проблем.

7. Специфика авторитарных режимов:

Авторитарный

Тоталитарный

Экономика

Элементы
рыночной экономики

Плановая
или полностью контролируемая
государством

Партийная
система

Полуторапартийная

Монопартийная

Тип
политического поведения

Конформистский
или партикулярный (не относ-ся к гос-ву;
ориентир на отдельную группу)

Конформистский
(тип приспособления)

Политическая
культура

Подданическая
или патриархальная

Подданническая

лидер

Сильный
национальный лидер

Культ
вождя

8. Классификация политических культур:

Помимо
основной классификации Алмонда и Вербы:

Американские
авторы отмечают, что в реальной
политической жизни эти типы в чистом
виде не существуют. Взаимодействуя
между собой, они образуют смешанные
формы с доминированием того или иного
компонента. Наряду с выделенными чистыми
типами были предложены три
типа смешанных политических культур:
патриархально-подданическая,
подданически-активистская,
патриархально-активистская.

  • Патриархально-подданическая
    – большая часть населения как бы не
    затронута политикой, а относительно
    «продвинутое» меньшинство, располагая
    некоторыми знаниями о политической
    системе, не допускает ни малейших
    сомнений в авторитете государства и
    остается пассивным в плане попыток
    влияния на политические решения. Такой
    тип политической культуры характерен,
    к примеру, для
    средневековой Европы.

  • Подданически-активистская
    политическая культура предполагает,
    что подавляющее большинство населения
    в большей или меньшей степени осведомлено
    о политических институтах и процессах
    и о тех ограничениях, правилах, рамках
    поведения, которые накладываются на
    политическое поведение. Вместе с тем,
    одна часть населения ориентирована
    преимущественно на пассивное восприятие
    происходящего, а другая воспринимает
    существующую политическую систему не
    как нечто раз и навсегда заданное и от
    них не зависимое и стремится оказать
    влияние на принятие политических
    решений и протекание политических
    процессов.

  • Патриархально-активистская
    – смешанный тип политической культуры
    возникает там, где в рамках одного
    общества сосуществуют традиционно-патриархальные
    группы с их выключенностью из политического
    процесса и политически активные группы
    элит с высоким политическим сознанием.
    Подобный тип культуры характерен
    для развивающихся стран.

Существует и другая
известная классификация политической
культуры, данная Д.Каванахом.
В ее основе – распределение политических
ориентации. Выделяются:

  1. гомогенная
    (однородная) политическая культура,
    которая характеризуется единством
    общества по основополагающим ценностям
    и толерантностью. Примером могут служить
    англо-американские
    демократии
    ,
    в которых имеется согласие по поводу
    основных принципов сосуществования в
    политическом сообществе, т.е. консенсус
    в отношении политического режима и
    политических ценностей, низкий уровень
    конфликтности, преобладание
    юридически-правовых способов разрешения
    политических противоречий, лояльность
    граждан по отношению к своей политической
    системе;

  2. фрагментарная
    политическая культура, которая отличается
    конфликтной оппозиционностью различных
    субкультур. Она характерна, например,
    для Италии,
    Франции, России
    ,
    где граждане имеют различные убеждения,
    проявляющиеся в отношении к важнейшим
    вопросам политической жизни и
    политического устройства. Эти различия
    варьируются в зависимости от принадлежности
    к различным социальным группам.

По уровню общности
выделяют:

а) общую политическую
культуру – наиболее устойчивые, типичные
признаки, характеризующие политическое
сознание и политическое поведение
основной массы населения;

б) субкультуры,
каждая из которых есть совокупность
политических ориентаций и моделей
политического поведения, характерна
для определенных социальных групп и
регионов и отличается от доминирующей
в обществе (социально-классовые,
национально-этнические, религиозные,
региональные и т.д.).

studfiles.net

1.5. Уровни организации политики

Политика как особая сфера жизнедеятельности
человека обладает способностью
организовывать свои порядки на различных
уровнях социального пространства. Так,
регулируя межгосударственные отношения
или связи национальных государств с
международными институтами (ООН,
Евросоюзом, НАТО и др.), политика выполняет
роль своеобразного глобально-планетарного
механизма регулирования мировых
конфликтов и противоречий. В этом случае
политика выступает в качестве наиболее
высокого по уровню способа регулирования
мировых и внешнеполитических отношений,
или как мегаполитика.

Конфликтные взаимоотношения внутри
отдельных государств формируют уровень
макрополитики. Это наиболее распространенный
и типичный уровень организации
межгруппового диалога. Мезополитика
характеризует связи и отношения
группового характера, протекающие на
уровне отдельных регионов, локальных
структур, институтов и организаций. И
наконец, властно значимые отношения
индивидов могут воплощаться в
микрополитике, представляющей наиболее
низкий (но отнюдь не самый простой)
уровень межличностных или внутригрупповых
отношений, регулируемых институтами
государства.

На каждом уровне своего протекания
политические процессы формируют
специфические институты, отношения,
механизмы и технологии рационализации
конфликтов и регулирования споров.

    
Причем каждый уровень обладает известной
самостоятельностью, и его особые
механизмы не могут «автоматически»
использоваться для разрешения конфликтов
на ниже- или вышестоящем уровне. Поэтому,
например, международные институты
зачастую не способны урегулировать
политические конфликты внутри страны.
А действия федеральных властей нередко
бессильны для разрешения какого-нибудь
регионального (в частности, межэтнического)
конфликта.

Соответственно, каждый из этих уровней
организации политики предполагает и
особые способы изучения соответствующих
процессов, создавая возможности даже
для концептуализации отдельных отраслей
и субдисциплин в политической науке
(теории международных отношений,
политическая регионалистика и т.д.). 

studfiles.net

Уровни функционирования политики

1.
Местный (низший) уровень


сфера ответственности муниципальных,
местных органов власти: район, город,
село, деревня. Политика на этом уровне
осуществляется, как правило, индивидами,
реже – местными ассоциациями (объединениями
жителей).

2.
Региональный уровень

– сфера ответственности органов
государственной власти регионов.
Политика здесь осуществляется, прежде
всего, региональными представительными
(парламентами) и исполнительными
(правительствами) органами власти, а
также группами и ассоциациями граждан,
заинтересованными в развитии регионов
или в реализации своих особых интересов
на региональном уровне.

3.
Национальный уровень

– сфера ответственности государства.
Политика на этом уровне осуществляется
высшими органами государственной
власти, политическими партиями и другими
общенациональными институтами и
субъектами политики.

4.
Международный уровень
,
на котором основными субъектами политики
выступают суверенные, независимые
государства.

5.
Глобальный уровень
,
субъектами которого выступают
международные организации (например,
ООН, ЕС, СНГ, НАТО, ОБСЕ и т.д.).

Таковы
в самых общих чертах сущность, особенности,
структура, функции и уровни функционирования
политики как общественного явления,
исследуемой специальной наукой –
политологией.

3. Из истории становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины

Огромная,
верховенствующая роль политики в жизни
общества издревле приковывала к себе
внимание ученых и мыслителей, пытавшихся
понять и объяснить это многогранное
явление. Результатом многовековой
исследовательской деятельности в этом
направлении и явилась система специальных
знаний о политике, названная «политологией».

Первые
представления о политике появились в
глубокой древности. Но зародились и
развивались они на протяжении тысячелетий
в содержании других общественных наук,
прежде всего в философии, теологии,
этике, истории, социологии.

Политология
как самостоятельная
наука

– одна из самых юных и наиболее динамичных
среди других общественных наук. Её
возраст составляет немногим более 150
лет, ее родина – США и Западная Европа.
Только в середине ХIХ
в. (1857г.) американский профессор
Колумбийского колледжа (ныне –
университет) Фрэнсис Лейбер впервые
начал читать своим студентам систематический
курс, названный им «политическая теория»,
сразу же оказавшейся весьма востребованной
в Америке. Уже к концу ХIХ
в. в США появляется целая сеть
специализированных политических учебных
и научных учреждений, а в 1903 г. – учреждается
Американская ассоциация политических
наук, насчитывающая порядка 16 тыс.
членов.

Справочно

Первенство
США в оформлении политологии в качестве
самостоятельной
науки, видимо, не случайно. Дело в том,
что североамериканская государственность
в отличие от европейской и российской,
формировавшихся веками традиционным
путем, изначально строилась на основе
конституции, предложенной отцами-основателями
этого государства. Поэтому в США
проблематика, связанная с исследованием
закономерностей политической и, особенно,
государственной жизни, объективно была
наиболее востребованной. Не случаен и
тот факт, что именно отцы-основатели –
первые президенты США внесли наиболее
весомый вклад в становление американской
школы политической науки.

В
Европе политология получает признание
и развитие в качестве самостоятельной
науки к концу ХIХ
– началу ХХ века. Одной из точек отсчета
в этом отношении принято считать труд
«О демократии в Америке», опубликованный
в 1835г. во Франции Алексисом де Токвилем,
а также открытый в 1871 г. в Париже Институт
политических исследований. В этом же
ряду рассматриваются и научная
деятельность итальянцев Гаэтано Моски,
издавшего в 1896 г. свой знаменитый труд
«Элементы политической науки», а также
Вильфредо Парето и Роберта Михельса –
первых разработчиков теории политических
элит. С 1949 г. существует Международная
ассоциация политической науки.

Приступающему
к изучению политологии следует иметь
ввиду, что она (как в прочем, и большинство
других наук об обществе) чрезвычайно
пристрастна. Пристрастна настолько,
насколько пристрастна сама политика,
выражающая противоречивые интересы
различных общественных классов,
социальных групп и идеологий. Сложность
и внутренняя противоречивость политики
объясняет существование в политологии
огромного количества научных школ,
направлений и течений. Они с различных,
а то и противоположных позиций объясняют
и оценивают одни и те же политические
явления и процессы, дают взаимоисключающие
рекомендации и прогнозы будущего. Однако
именно в этом кажущемся хаотичным
многообразии подходов и выкристаллизовывается
та доминанта, которая приближает нас к
истине. Иного способа познания и понимания
политики, являющейся одной из самых
остро динамичных и субъективно окрашенных
сфер человеческой деятельности, не
существует. Те же политологические
школы, которые жёстко замыкаются в себе,
с порога отвергают любое инакомыслие,
руководствуясь узко классовыми,
националистическими, культурологическими,
идеологическими или иным соображениям,
неизменно заходят сами и заводят
соответствующую практическую политику
в тупик.

Об
этом, в частности, свидетельствует опыт
марксистской политической теории
(научного коммунизма), в ряде аспектов
не лишённой научной продуктивности.
Однако, просуществовав долгие десятилетия
в жестких рамках идеологических догм,
научный коммунизм утратил свой потенциал.
Медленно, но неизбежно он уступил место
политологии. В СССР политология формально
была признана лишь в 1958 году. Однако в
качестве учебной дисциплины стала
преподаваться в вузах только с 1989 года.

Таким
в самых общих чертах представляется
заключительный исторический этап
становления политологии как науки и её
внедрения в качестве учебной дисциплины
в вузах. Однако этому заключительному
этапу предшествовал длительный
исторический процесс вычленения и
систематизации знаний о политике из
других, ранее обретших статус
самостоятельности наук об обществе,
длившийся несколько тысячелетий.

studfiles.net

Политика,структура, виды и уровни политики. — КиберПедия

Политика,структура, виды и уровни политики.

Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.

Структура:

Субъекты и объекты политики.Субъект– носитель политической деятельности, объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.

Политические отношения

Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)

Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.

Политические интересы

–Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции

Виды.

По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.

В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.

По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.

Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.

Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС

Функции Политики

Управленческая

Мобилизационная

Интеграционная

Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.

Прогностическая

состоит в прогнозировании политической деятельности.

Связь политологии с другими науками.

– Экономика – История -Этнография

– Социология – Философия -география

– Культурология

 

Политология, предмет и объект. Структура и методы политологии,функции.

Политология – это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством, политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах

Объект политологии – политическая сфера общества.

Предмет политологии – анализ и исследование политики в государственной сфере.

Структура политологии.В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

· политическая философия

· теория политики

· политическая социология

· политическая психология

· история политических учений

· теория международных отношений

Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную и прикладную политологию.


1. Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Прикладная политология– ориентирована на достижение реального политического эффекта.

Функции политологии

· Методологическая функция заключается в разработке исследования политических явлений и процессов

· Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений

· Аналитическая функция – всесторонний анализ политических процессов

· Прогностическая функция – выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере

· Воспитательная функция призвана формировать демократическую политическую культуру граждан.

 

Политическая власть.Виды,ф-и,источники.

Вла́сть —означает право и возможность одних распоряжаться и управлять другими;

Политическая власть – власть осуществляемая при помощи государственно-правовых средств.

Отличительными признаками политической власти являются:

• верховенство, обязательность ее решений для всего общества

• всеобщность, т.е. публичность.

• легальность в использовании силы

• существование общегосударственного центра принятия решений;

Функции пол. власти.

Господство – распоряжение человеческими действиями. Руководство

Управление

Контроль – обеспечение соблюдения социальных норм

Организация

Структура политической власти

Субъект в политике – источник политической деятельности на объект.( личности, классы, социальные слои, политические институты)

Объект в политике – та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике.( политические отношения).

Источники власти

все то, с помощью чего достигается власть:

– физическая сила,

– богатство,

– положение,

– знания, опыт.

Ресурсы:

Экономические ресурсы – это материальные ценности, Социальные ресурсы – слои и группы населения


Правовые ресурсы – совокупность законов

Административно-силовые ресурсы – учреждения государства

Убеждения, чувства населения – верования, традиции, ценности, стереотипы населения, которые могут быть использованы властью.

 

10. Легитимность пол. власти.Понятия,типология. Легитимность власти – признание обществом законности.

Организационная функция

Правовая функциявключает обеспечение правопорядка, Образовательная функция

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны

Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений

Политическое лидерство

Политическими лидерство – постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц на все общество, организацию или группу.

Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

• между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия

• лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

• политическое лидерство корпоративно

• деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА

Теория черт рассматривает политическое лидерство как результат личных качеств самого лидера – ума, воли, энергии, организаторских способностей и т.д.

Ситуативная теория. Характеризует лидерство как производное определенной ситуации.

Теория определяющей роли последователей.. Выдвижение лидера в этом случае зависит от поддержки группы последователей.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

Ориентационная: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности

Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов

Мобилизационная

Функция легитимации власти: обеспечение поддержки власти

Типология политического лидерства:

1. традиционное лидерство, основанное на традициях

2. харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя;

3. рационально-легальное лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.

 

Политическая элита

Термин “элита” происходит от латинского eligere или франц. elite – лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в начали употреблять применительно к высшей знати. В научный оборот он был введен в к. XIX – н. XX в. Наиболее полно элитистское мировоззрение было сформулировано Платоном в его учении об идеальном государстве как правлении лучших – философов. В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным:

1) меритократический подход (лат. meritus – лучший и греч. cratos -власть) – сформулирован В. Парето, К. Мангеймом. Согласно этому подходу элита – наиболее ценный и важный сегмент общества

2) властный подход (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.

Типология элит:

по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты.

• по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: выделяются открытые и закрытые элиты.

Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов не-элитных групп в нее.

Для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей не-элитных групп в нее. • по структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные).

• по степени представительности элиты подразделяются на элиты с высокой и низкой степенью представительности.

 

 

 

16.Форма правления и форма устройства государства.

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».

Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим.

Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основными формами государственного устройства являются:

унитарное государство;

федерация;

конфедерация.

Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия –форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную (полупрезидентскую).

 

 

Ценностный конфликт

Конфликт идентичности

Признаки_политического_кризиса:
1.Нарушение баланса сил
2. Неспособность государства и его органов выполнять свои функции, когда даже принятые законы не выполняются (паралич власти)
3. Нарушение вертикали власти

4. Распространение идей, отрицающих саму политическую систему
5. Структурная и кадровая чехарда
6. Разочарование в политических идеалах, что ведёт к появлению радикальных сил и справа, и слева
7. Власть теряет доверие и авторитет, делегитимизируется.
8. Оппозиция начинает деятельность, направленную на ликвидацию политического режима.

Политика,структура, виды и уровни политики.

Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.

Структура:

Субъекты и объекты политики.Субъект– носитель политической деятельности, объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.

Политические отношения

Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)

Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.

Политические интересы

–Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции

Виды.

По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.

В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.

По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.

Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.

Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС

Функции Политики

Управленческая

Мобилизационная

Интеграционная

Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.

Прогностическая

состоит в прогнозировании политической деятельности.

cyberpedia.su

Уровни современной социальной политики

Уровни осуществления социальной политики

Социальная политика в современном мире реализуется на нескольких уровнях. Сегодня специалистами принято выделять 3 ключевых уровня реализации современной социальной политики:

  • Микроуровень социальной политики;
  • Макроуровень социальной политики;
  • Интеруровень социальной политики.

На микроуровне социальная политика представлена, прежде всего, социальной политикой конкретной фирмы или компании, которую они выбирают в отношении своего персонала. В первую очередь, это меры по организации и охране труда работников корпорации.

На макроуровне осуществляется как региональная социальная политика, так и государственная социальная политика, которая ориентируется на благополучие регионов и на то, чтобы повысить статус государства на международной арене. Как известно, благополучие граждан – это один из показателей того, что страна достигла достойного уровня развития, и что государство и его субъекты в действительности способны учитывать и удовлетворять потребности и интересы собственных граждан.

Что касается интеруровня социальной политики, то он представлен межгосударственной социальной политикой. Это направление напрямую связано с решением наиболее глобальных экономических проблем, а также с ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран, которые до сих пор не могут выйти на качественно и количественно новый уровень именно по причине того, что их социальная политика несовершенна и не способна удовлетворять потребности и интересы граждан.

Уровни социальной политики выделяются специалистами также с точки зрения ее субъектов. Таким образом, мы сталкиваемся с государственным, региональным и муниципальным уровнями социальной политики государства.

Замечание 1

Государственная социальная политика в целом характеризуется наличием единого законодательного пространства, а также особой социальной инфраструктурой и специфическим кадровым и информационным обеспечением, которое предназначено для всего населения конкретной территории.

На государственном уровне социальной политики определяются цели и задачи субъектов социальной политики (в нашем случае, здесь субъектом выступает государство). Также оно определяет приоритетные направления развития, а также наиболее оптимальные и эффективные способы для достижения поставленной цели.

На государственном уровне происходит утверждение нормативных и правовых актов, которые становятся основой и ориентирами для деятельности, и регулируют общие принципы социальной политики на уровне единого государства. Субъект устанавливает социальные стратегии в таких областях, как:

  • Оплата заработной платы за выполненные работы и предоставленные услуги;
  • Пенсионное обеспечение ветеранов, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Назначение стипендиальных выплат отдельным категориям студентов (сиротам или выходцам из многодетных семей;
  • Медицинское обслуживание всего населения и предоставление его независимо от пола и возраста, социального и материального положения гражданина, его статуса;
  • Предоставление услуг в сфере образования и культуры, возможности для человека обучаться и развиваться, независимо от его социального статуса, физического состояния;
  • Разработка целевых социальных программ, которые будут действовать на всех без исключения граждан.

Государственный уровень социальной политики считается наиболее важным, поскольку государство в полной мере имеет права и свободы, а также полномочия к тому, чтобы формировать и реализовывать социальную политику через систему мер и мероприятий, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование, а также путем предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан.

Региональный и муниципальный уровни социальной политики

В предыдущей части работы, наряду с государственным уровнем социальной политики нами были обозначены еще два: региональный уровень социальной политики и муниципальный уровень социальной политики.

Региональный уровень социальной политики подразумевает, что субъекты обязаны учитывать национальный, этнический, культурный и исторический признаки региона, от которых в большей степени зависят интересы и потребности жителей этой территории. В рамках данного уровня социальной политики разрабатываются, а в дальнейшем реализуются региональные законы, а также социальные программы, которые учитывают особенности региона и характер потребностей его жителей.

Вместе с тем, следует акцентировать внимание на том, что данный уровень социальной политики не всегда в состоянии учитывать потребности и интересы, а также запросы и нужды отдельных людей. Для того, чтобы это осуществить, важно использовать специальные технологии, а они уже присущи другому, третьему уровню социальной политики – муниципальному уровню.

Деятельность субъектов, относящихся к муниципальному уровню социальной политики, направлена на то, чтобы решать не общие проблемы, а конкретные затруднения, с которыми сталкиваются отдельные граждане. Именно на этом уровне проще всего оценить реальные потребности отдельного человека и соотнести их с его возможностями. Исследователи также отмечают, что на муниципальном уровне следует проверять степень эффективности социальных услуг, которые оказываются населению для разрешения противоречий и актуальных проблем.

На муниципальном уровне реализации социальной политики и ее программ субъекты находятся ближе к потребителю услуг. Следовательно, реализация здесь будет более экономичной, хотя субъекты этого уровня довольно редко принимают участие в разработке программ других уровней (государственного или регионального). Они ориентируются на общепринятые нормы и правила, могут опираться на положения общегосударственных программ, постепенно адаптируя их под специфику условий своего региона и населения.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о