2.Политика,структура, виды и уровни политики.
1.Политология.Возникновение,предмет,объект,функции
2.Политика.Структура,уровни,функции.
3.Политическая мысль Древнего Востокаи Античности
4.Политические идеи Средневековья
5..Политические учения эпохи Нового времени
6.Современная политика Западной Европы и США
7.Политическая элита. Теории,понятие,функции
8.Политическое лидерство,понятие,типология,функции
9.Политическая власть.Понятие,виды,функции,источники.
10.Политическая легитимность.понятие,типология
11.Политическая система.понятие,структура,модель,функции
12.Тоталитарный режим.
13.Авторитарный режим.
14.Демократический режим.
15.Государство. Теория происхождения,признаки,функции
16.Форма правления и форма устройства гос-ва
17.Парламент,понятие,структура,полномочия
18.Правительство,понятие,классификация,полномочия
19.Глава государства.полномочия
20.Органы гос власти в РБ
21.Политические партии.чертты,возникновение,типология,функции
22.Партийные системы. Типология,достоинства и недостатки
23.Общественные движенияи организации.понятие,функции
24.Политический процесс.режимы,типология.
25.Выборы и избирательное право.
26.Избирательные системы.типология,+/-
27.Политические конфликты.причины,фуункции
28.Политические кризисы.типология,формы
29.Политическая культура.структура,типология,функции
30.Международные отношения
31.Геополитика
32.Внешняя политика.сущность,черты,цели,функции.
Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.
Структура:
Субъекты и объекты политики. Субъект– носитель политической деятельности, объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.
Политические отношения
Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)
Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.
Политические интересы
—Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции
Виды.
По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.
В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.
Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.
Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.
Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС
Функции Политики
Управленческая
Мобилизационная
Интеграционная
Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.
Прогностическая
состоит в прогнозировании политической деятельности.
Связь политологии с другими науками.
— Экономика — История -Этнография
— Социология — Философия -география
— Культурология
1.Политология, предмет и объект. Структура и методы политологии,функции.
Политология – это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством, политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах
Объект политологии – политическая сфера общества.
Предмет политологии – анализ и исследование политики в государственной сфере.
Структура политологии. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:
политическая философия
теория политики
политическая социология
политическая психология
история политических учений
теория международных отношений
Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную и прикладную политологию.
Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Прикладная политология – ориентирована на достижение реального политического эффекта.
Функции политологии
Методологическая функция заключается в разработке исследования политических явлений и процессов
Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений
Аналитическая функция — всесторонний анализ политических процессов
Прогностическая функция — выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере
Воспитательная функция призвана формировать демократическую политическую культуру граждан.
studfiles.net
2.Структура, функции и уровни политики.
Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики – выделение в ней формы, содержания и процесса.
Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.
Содержание политикивыражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.
В политическом процессеотражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
В английском языке для обозначения различных сторон политики используются три самостоятельных термина: полити (роlitу) или «полития», полиси (роIiсу) и политикс (роlitiiсs) Эти понятия соответственно примерно тождественны форме политики, ее содержанию и политическому процессу.
«Полития» означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.
«Полиси», в узком значении этого слова, характеризует содержание, образ действий власти, правительства, технологию принятия политических решений. В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических субъектов: партий, профсоюзов и т.д.
«Политикс» — это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов.
Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее самостоятельных элементовможно выделить:
— политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;
— нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;
— институты власти и борьбы за нее;
— отношения властвования — т.е. отношения господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.
В качестве конкретных составных частей политикиможно назвать: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения по поводу осуществления власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д.
Помимо составных частей и элементов в политике выделяют три уровня ее существования.
Первый, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.
Второй, микроуровень
,политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выделение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество за власть, конфликты интересов и т.д.Третий, мегауровень,политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС, ЕврАзЭС и т.п.
Важнейшие направления воздействия политики на общество характеризуют ее функции.
К основным функциям политикиотносятся:
— поддержание и укрепление целостности общества как сложной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
— конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция), — суть этой функции — выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности, эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества.
Кроме этих задач, политика выполняет и ряд специфических функций.Это — поддержание классового или социального господства, защита основополагающих прав человека, привлечение граждан к управлению общественными делами, обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.
studfiles.net
5. Опишите уровни политики на конкретных примерах
1)Микроуровень. Уровень развития общественных отношений. На этом уровне происходят внутренние общественные конфликты. Участниками политики на микроуровне считаются НПО, партии, а так же инициативные группы;
2)Макроуровень. Уровень государственной политики. Главным участником выступает Государство и его структуры:
3)Мегауровень (международные отношения). На этом уровне происходят международные взаимодействия. Участниками являются независимые государства, международные организации и ТНК;
6. Политическая культура Зап. Европы и Сев Америки:
Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной
культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее
характерная черта — рационально-активное поведение граждан, которое
соответствует демократической политической системе.
Церковь не имеет большого влияния на ход политики.
Демократия
Навязывание своей культуры всему миру (столкновение цивилизаций)
Наличие в Западном обществе многочисленного “среднего класса”. Важная роль “среднего класса” в политике. Особенности массового участия в политике, электоральное поведение граждан Западных государств.
почтительность граждан к символам государственности
склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами
повышенная законопослушность населения
Политическая культура Северной Америки.
Характерные черты американской политической культуры:
либерально-протестантская, “гражданская”, демократическая, плюралистическая культура и др.
Ориентация граждан США на соревновательность в достижении политических целей;
тяготение к “политическому центру”;
сравнительно низкий уровень идеологизированности политической жизни;
критическое отношение к государству и опора на собственные силы или силы гражданского общества;
меньшее значение, чем в Европе и России роль политических партий; активное участие и самоорганизация при решении актуальных политических проблем.
7. Специфика авторитарных режимов:
Авторитарный | Тоталитарный | |
Экономика | Элементы рыночной экономики | Плановая или полностью контролируемая государством |
Партийная система | Полуторапартийная | Монопартийная |
Тип политического поведения | Конформистский или партикулярный (не относ-ся к гос-ву; ориентир на отдельную группу) | Конформистский (тип приспособления) |
Политическая культура | Подданическая или патриархальная | Подданническая |
лидер | Сильный национальный лидер | Культ вождя |
8. Классификация политических культур:
Помимо основной классификации Алмонда и Вербы:
Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.
Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.
Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.
Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.
Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе – распределение политических ориентации. Выделяются:
гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;
фрагментарная политическая культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.
По уровню общности выделяют:
а) общую политическую культуру – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;
б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т.д.).
studfiles.net
1.5. Уровни организации политики
Политика как особая сфера жизнедеятельности человека обладает способностью организовывать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосударственные отношения или связи национальных государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.), политика выполняет роль своеобразного глобально-планетарного механизма регулирования мировых конфликтов и противоречий. В этом случае политика выступает в качестве наиболее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитических отношений, или как мегаполитика.
Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций. И наконец, властно значимые отношения индивидов могут воплощаться в микрополитике, представляющей наиболее низкий (но отнюдь не самый простой) уровень межличностных или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства.
На каждом уровне своего протекания политические процессы формируют специфические институты, отношения, механизмы и технологии рационализации конфликтов и регулирования споров.
Причем каждый уровень обладает известной самостоятельностью, и его особые механизмы не могут «автоматически» использоваться для разрешения конфликтов на ниже- или вышестоящем уровне. Поэтому, например, международные институты зачастую не способны урегулировать политические конфликты внутри страны. А действия федеральных властей нередко бессильны для разрешения какого-нибудь регионального (в частности, межэтнического) конфликта.
Соответственно, каждый из этих уровней организации политики предполагает и особые способы изучения соответствующих процессов, создавая возможности даже для концептуализации отдельных отраслей и субдисциплин в политической науке (теории международных отношений, политическая регионалистика и т.д.).
studfiles.net
Уровни функционирования политики
1. Местный (низший) уровень – сфера ответственности муниципальных, местных органов власти: район, город, село, деревня. Политика на этом уровне осуществляется, как правило, индивидами, реже – местными ассоциациями (объединениями жителей).
2. Региональный уровень – сфера ответственности органов государственной власти регионов. Политика здесь осуществляется, прежде всего, региональными представительными (парламентами) и исполнительными (правительствами) органами власти, а также группами и ассоциациями граждан, заинтересованными в развитии регионов или в реализации своих особых интересов на региональном уровне.
3. Национальный уровень – сфера ответственности государства. Политика на этом уровне осуществляется высшими органами государственной власти, политическими партиями и другими общенациональными институтами и субъектами политики.
4. Международный уровень, на котором основными субъектами политики выступают суверенные, независимые государства.
5. Глобальный уровень, субъектами которого выступают международные организации (например, ООН, ЕС, СНГ, НАТО, ОБСЕ и т.д.).
Таковы в самых общих чертах сущность, особенности, структура, функции и уровни функционирования политики как общественного явления, исследуемой специальной наукой — политологией.
3. Из истории становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины
Огромная, верховенствующая роль политики в жизни общества издревле приковывала к себе внимание ученых и мыслителей, пытавшихся понять и объяснить это многогранное явление. Результатом многовековой исследовательской деятельности в этом направлении и явилась система специальных знаний о политике, названная «политологией».
Первые представления о политике появились в глубокой древности. Но зародились и развивались они на протяжении тысячелетий в содержании других общественных наук, прежде всего в философии, теологии, этике, истории, социологии.
Политология как самостоятельная наука – одна из самых юных и наиболее динамичных среди других общественных наук. Её возраст составляет немногим более 150 лет, ее родина – США и Западная Европа. Только в середине ХIХ в. (1857г.) американский профессор Колумбийского колледжа (ныне – университет) Фрэнсис Лейбер впервые начал читать своим студентам систематический курс, названный им «политическая теория», сразу же оказавшейся весьма востребованной в Америке. Уже к концу ХIХ в. в США появляется целая сеть специализированных политических учебных и научных учреждений, а в 1903 г. — учреждается Американская ассоциация политических наук, насчитывающая порядка 16 тыс. членов.
Справочно
Первенство США в оформлении политологии в качестве самостоятельной науки, видимо, не случайно. Дело в том, что североамериканская государственность в отличие от европейской и российской, формировавшихся веками традиционным путем, изначально строилась на основе конституции, предложенной отцами-основателями этого государства. Поэтому в США проблематика, связанная с исследованием закономерностей политической и, особенно, государственной жизни, объективно была наиболее востребованной. Не случаен и тот факт, что именно отцы-основатели — первые президенты США внесли наиболее весомый вклад в становление американской школы политической науки.
В Европе политология получает признание и развитие в качестве самостоятельной науки к концу ХIХ – началу ХХ века. Одной из точек отсчета в этом отношении принято считать труд «О демократии в Америке», опубликованный в 1835г. во Франции Алексисом де Токвилем, а также открытый в 1871 г. в Париже Институт политических исследований. В этом же ряду рассматриваются и научная деятельность итальянцев Гаэтано Моски, издавшего в 1896 г. свой знаменитый труд «Элементы политической науки», а также Вильфредо Парето и Роберта Михельса – первых разработчиков теории политических элит. С 1949 г. существует Международная ассоциация политической науки.
Приступающему к изучению политологии следует иметь ввиду, что она (как в прочем, и большинство других наук об обществе) чрезвычайно пристрастна. Пристрастна настолько, насколько пристрастна сама политика, выражающая противоречивые интересы различных общественных классов, социальных групп и идеологий. Сложность и внутренняя противоречивость политики объясняет существование в политологии огромного количества научных школ, направлений и течений. Они с различных, а то и противоположных позиций объясняют и оценивают одни и те же политические явления и процессы, дают взаимоисключающие рекомендации и прогнозы будущего. Однако именно в этом кажущемся хаотичным многообразии подходов и выкристаллизовывается та доминанта, которая приближает нас к истине. Иного способа познания и понимания политики, являющейся одной из самых остро динамичных и субъективно окрашенных сфер человеческой деятельности, не существует. Те же политологические школы, которые жёстко замыкаются в себе, с порога отвергают любое инакомыслие, руководствуясь узко классовыми, националистическими, культурологическими, идеологическими или иным соображениям, неизменно заходят сами и заводят соответствующую практическую политику в тупик.
Об этом, в частности, свидетельствует опыт марксистской политической теории (научного коммунизма), в ряде аспектов не лишённой научной продуктивности. Однако, просуществовав долгие десятилетия в жестких рамках идеологических догм, научный коммунизм утратил свой потенциал. Медленно, но неизбежно он уступил место политологии. В СССР политология формально была признана лишь в 1958 году. Однако в качестве учебной дисциплины стала преподаваться в вузах только с 1989 года.
Таким в самых общих чертах представляется заключительный исторический этап становления политологии как науки и её внедрения в качестве учебной дисциплины в вузах. Однако этому заключительному этапу предшествовал длительный исторический процесс вычленения и систематизации знаний о политике из других, ранее обретших статус самостоятельности наук об обществе, длившийся несколько тысячелетий.
studfiles.net
Политика,структура, виды и уровни политики. — КиберПедия
Политика,структура, виды и уровни политики.
Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.
Структура:
— Субъекты и объекты политики.Субъект– носитель политической деятельности, объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.
— Политические отношения
— Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)
— Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.
— Политические интересы
—Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции
Виды.
По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.
— В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.
— По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.
Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
— Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.
— Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.
Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС
Функции Политики
Управленческая
Мобилизационная
Интеграционная
Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.
Прогностическая
состоит в прогнозировании политической деятельности.
Связь политологии с другими науками.
— Экономика — История -Этнография
— Социология — Философия -география
— Культурология
Политология, предмет и объект. Структура и методы политологии,функции.
Политология – это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством, политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах
Объект политологии – политическая сфера общества.
Предмет политологии – анализ и исследование политики в государственной сфере.
Структура политологии.В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:
· политическая философия
· теория политики
· политическая социология
· политическая психология
· история политических учений
· теория международных отношений
Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную и прикладную политологию.
1. Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Прикладная политология– ориентирована на достижение реального политического эффекта.
Функции политологии
· Методологическая функция заключается в разработке исследования политических явлений и процессов
· Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений
· Аналитическая функция — всесторонний анализ политических процессов
· Прогностическая функция — выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере
· Воспитательная функция призвана формировать демократическую политическую культуру граждан.
Политическая власть.Виды,ф-и,источники.
Вла́сть —означает право и возможность одних распоряжаться и управлять другими;
Политическая власть – власть осуществляемая при помощи государственно-правовых средств.
Отличительными признаками политической власти являются:
• верховенство, обязательность ее решений для всего общества
• всеобщность, т.е. публичность.
• легальность в использовании силы
• существование общегосударственного центра принятия решений;
Функции пол. власти.
Господство – распоряжение человеческими действиями. Руководство
Управление
Контроль – обеспечение соблюдения социальных норм
Организация
Структура политической власти
Субъект в политике — источник политической деятельности на объект.( личности, классы, социальные слои, политические институты)
Объект в политике — та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике.( политические отношения).
Источники власти
все то, с помощью чего достигается власть:
— физическая сила,
— богатство,
— положение,
— знания, опыт.
Ресурсы:
Экономические ресурсы — это материальные ценности, Социальные ресурсы – слои и группы населения
Правовые ресурсы – совокупность законов
Административно-силовые ресурсы – учреждения государства
Убеждения, чувства населения – верования, традиции, ценности, стереотипы населения, которые могут быть использованы властью.
10. Легитимность пол. власти.Понятия,типология. Легитимность власти – признание обществом законности.
Организационная функция
Правовая функциявключает обеспечение правопорядка, Образовательная функция
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны
Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений
Политическое лидерство
Политическими лидерство — постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц на все общество, организацию или группу.
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:
• между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия
• лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;
• политическое лидерство корпоративно
• деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
Теория черт рассматривает политическое лидерство как результат личных качеств самого лидера – ума, воли, энергии, организаторских способностей и т.д.
Ситуативная теория. Характеризует лидерство как производное определенной ситуации.
Теория определяющей роли последователей.. Выдвижение лидера в этом случае зависит от поддержки группы последователей.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Ориентационная: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности
Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.
Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов
Мобилизационная
Функция легитимации власти: обеспечение поддержки власти
Типология политического лидерства:
1. традиционное лидерство, основанное на традициях
2. харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя;
3. рационально-легальное лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.
Политическая элита
Термин “элита” происходит от латинского eligere или франц. elite — лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в начали употреблять применительно к высшей знати. В научный оборот он был введен в к. XIX – н. XX в. Наиболее полно элитистское мировоззрение было сформулировано Платоном в его учении об идеальном государстве как правлении лучших — философов. В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным:
1) меритократический подход (лат. meritus — лучший и греч. cratos -власть) — сформулирован В. Парето, К. Мангеймом. Согласно этому подходу элита — наиболее ценный и важный сегмент общества
2) властный подход (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.
Типология элит:
по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты.
• по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: выделяются открытые и закрытые элиты.
Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов не-элитных групп в нее.
Для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей не-элитных групп в нее. • по структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные).
• по степени представительности элиты подразделяются на элиты с высокой и низкой степенью представительности.
16.Форма правления и форма устройства государства.
Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».
Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим.
Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.
Основными формами государственного устройства являются:
— унитарное государство;
— федерация;
— конфедерация.
Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.
Монархия –форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную (полупрезидентскую).
Ценностный конфликт
Конфликт идентичности
Признаки_политического_кризиса:
1.Нарушение баланса сил
2. Неспособность государства и его органов выполнять свои функции, когда даже принятые законы не выполняются (паралич власти)
3. Нарушение вертикали власти
4. Распространение идей, отрицающих саму политическую систему
5. Структурная и кадровая чехарда
6. Разочарование в политических идеалах, что ведёт к появлению радикальных сил и справа, и слева
7. Власть теряет доверие и авторитет, делегитимизируется.
8. Оппозиция начинает деятельность, направленную на ликвидацию политического режима.
Политика,структура, виды и уровни политики.
Поли́тика — «искусство управления»— сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами.
Структура:
— Субъекты и объекты политики.Субъект– носитель политической деятельности, объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта политики.
— Политические отношения
— Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ)
— Политическое сознание – отражение в сознании людей – их мыслей, убеждений, чувств, переживаний.
— Политические интересы
—Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции
Виды.
По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная.
— В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная.
— По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.
Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
— Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах.
— Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.
Мегауровень – межгосударственный уровень ООН, НАТО, ЕЭС
Функции Политики
Управленческая
Мобилизационная
Интеграционная
Социализирующая-предполагает включение человека в жизнь государства и общества.
Прогностическая
состоит в прогнозировании политической деятельности.
cyberpedia.su
Уровни современной социальной политики
Уровни осуществления социальной политики
Социальная политика в современном мире реализуется на нескольких уровнях. Сегодня специалистами принято выделять 3 ключевых уровня реализации современной социальной политики:
- Микроуровень социальной политики;
- Макроуровень социальной политики;
- Интеруровень социальной политики.
На микроуровне социальная политика представлена, прежде всего, социальной политикой конкретной фирмы или компании, которую они выбирают в отношении своего персонала. В первую очередь, это меры по организации и охране труда работников корпорации.
На макроуровне осуществляется как региональная социальная политика, так и государственная социальная политика, которая ориентируется на благополучие регионов и на то, чтобы повысить статус государства на международной арене. Как известно, благополучие граждан – это один из показателей того, что страна достигла достойного уровня развития, и что государство и его субъекты в действительности способны учитывать и удовлетворять потребности и интересы собственных граждан.
Что касается интеруровня социальной политики, то он представлен межгосударственной социальной политикой. Это направление напрямую связано с решением наиболее глобальных экономических проблем, а также с ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран, которые до сих пор не могут выйти на качественно и количественно новый уровень именно по причине того, что их социальная политика несовершенна и не способна удовлетворять потребности и интересы граждан.
Уровни социальной политики выделяются специалистами также с точки зрения ее субъектов. Таким образом, мы сталкиваемся с государственным, региональным и муниципальным уровнями социальной политики государства.
Замечание 1
Государственная социальная политика в целом характеризуется наличием единого законодательного пространства, а также особой социальной инфраструктурой и специфическим кадровым и информационным обеспечением, которое предназначено для всего населения конкретной территории.
На государственном уровне социальной политики определяются цели и задачи субъектов социальной политики (в нашем случае, здесь субъектом выступает государство). Также оно определяет приоритетные направления развития, а также наиболее оптимальные и эффективные способы для достижения поставленной цели.
На государственном уровне происходит утверждение нормативных и правовых актов, которые становятся основой и ориентирами для деятельности, и регулируют общие принципы социальной политики на уровне единого государства. Субъект устанавливает социальные стратегии в таких областях, как:
- Оплата заработной платы за выполненные работы и предоставленные услуги;
- Пенсионное обеспечение ветеранов, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- Назначение стипендиальных выплат отдельным категориям студентов (сиротам или выходцам из многодетных семей;
- Медицинское обслуживание всего населения и предоставление его независимо от пола и возраста, социального и материального положения гражданина, его статуса;
- Предоставление услуг в сфере образования и культуры, возможности для человека обучаться и развиваться, независимо от его социального статуса, физического состояния;
- Разработка целевых социальных программ, которые будут действовать на всех без исключения граждан.
Государственный уровень социальной политики считается наиболее важным, поскольку государство в полной мере имеет права и свободы, а также полномочия к тому, чтобы формировать и реализовывать социальную политику через систему мер и мероприятий, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование, а также путем предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан.
Региональный и муниципальный уровни социальной политики
В предыдущей части работы, наряду с государственным уровнем социальной политики нами были обозначены еще два: региональный уровень социальной политики и муниципальный уровень социальной политики.
Региональный уровень социальной политики подразумевает, что субъекты обязаны учитывать национальный, этнический, культурный и исторический признаки региона, от которых в большей степени зависят интересы и потребности жителей этой территории. В рамках данного уровня социальной политики разрабатываются, а в дальнейшем реализуются региональные законы, а также социальные программы, которые учитывают особенности региона и характер потребностей его жителей.
Вместе с тем, следует акцентировать внимание на том, что данный уровень социальной политики не всегда в состоянии учитывать потребности и интересы, а также запросы и нужды отдельных людей. Для того, чтобы это осуществить, важно использовать специальные технологии, а они уже присущи другому, третьему уровню социальной политики – муниципальному уровню.
Деятельность субъектов, относящихся к муниципальному уровню социальной политики, направлена на то, чтобы решать не общие проблемы, а конкретные затруднения, с которыми сталкиваются отдельные граждане. Именно на этом уровне проще всего оценить реальные потребности отдельного человека и соотнести их с его возможностями. Исследователи также отмечают, что на муниципальном уровне следует проверять степень эффективности социальных услуг, которые оказываются населению для разрешения противоречий и актуальных проблем.
На муниципальном уровне реализации социальной политики и ее программ субъекты находятся ближе к потребителю услуг. Следовательно, реализация здесь будет более экономичной, хотя субъекты этого уровня довольно редко принимают участие в разработке программ других уровней (государственного или регионального). Они ориентируются на общепринятые нормы и правила, могут опираться на положения общегосударственных программ, постепенно адаптируя их под специфику условий своего региона и населения.
spravochnick.ru