Разное

Уменьшенные и увеличенные трезвучия: Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Не каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

Разрешение уменьшённых трезвучий

Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

Разрешение увеличенных трезвучий

Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

Разрешение трезвучий – подведём итоги

Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!




Увеличенное трезвучие — как можно его использовать

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поближе рассмотрим увеличенное трезвучие и увидим как его можно использовать, например для совершения модуляции.

Увеличенное трезвучие получается, если применить формулу: «б3+б3». То есть, взяв две большие терции от любой ноты мы получим именно этот аккорд. Давайте попробуем сделать это от ноты соль:

рис. 1

Обозначается это трезвучие как Ув53 (основной вид). Интересно, что обращения этого аккорда различаются друг от друга только по записи на нотном стане. Если же взять Ув53 и его обращения на гитаре мы получим абсолютно одинаковые аккорды, отстоящие друг от друга на интервал б3 (большую терцию):

рис. 2

Это похоже на то, что мы писали про уменьшенный аккорд. Уменьшенное трезвучие же также состоит из двух одинаковых интервалов (м3+м3) и там на грифе одинаковые аккорды отстоят друг от друга соответственно на малую терцию.

Как же можно получить «естественным образом» Ув53? Ну, например в гармоническом мажоре Ув53 образуется на шестой пониженной ступени. Следовательно, для тональности До мажор это будет следующий аккорд:

рис. 3

В гармоническом же миноре (где повышена 7-ая ступень) у нас Ув53 получится от третьей ступени.

рис. 4

Да, к слову, измененные ступени (6-ая в мажоре и 7-ая в миноре), что мы использовали на рисунках 3 и 4 для получения гармонических вариантов гамм — это тоже альтерация можно сказать. То есть усиление тяготения неустойчивой ступени в устойчивую.

Итак, мы говорили, что научимся использовать как-то данный вид трезвучия. Мы используем его для совершения модуляции в какую-нибудь тональность третьей степени родства. Да, именно в ту тональность, которая вообще не имеет ничего общего с исходной. Это позволит нам внести значительное разнообразие в нашу музыку. Мы будем использовать альтерацию для того чтобы «принудительно» найти общий аккорд, через который мы и будем переходить из одной тональности в другую.

Итак, к делу…Откуда и куда мы будем переходить? Давайте из Ля минора в Ми бемоль минор. Переходить же мы будем через увеличенное трезвучие от ноты Соль (что изображено у нас на рисунке 1). Как мы его получили? Вот мы допустим в тональности Ля минор играем — тоника (Am) потом трезвучие G из диатонической шкалы Ля минора берём (о том, что такое диатоническая шкала читайте здесь).

Но мы знаем, что можем 4-ую ступень повышать в миноре (см. правила альтерации). Повысим-ка ноту ре в нашем аккорде G (соль мажорном трезвучии). Получится у нас как раз Ув53 от ноты соль. Он-то и будет связующим аккордом для двух тональностей.

Теперь надо перейти в тональность Ebm как-то. Там точно такой же аккорд надо получить…но как? Давайте Сыграем в натуральном Ми бемоль миноре тонику Ebm, потом субдоминанту (трезвучие от четвертой ступени) Abm. И используя альтерацию вновь, понизим в Abm ноту Ля бемоль, получив вместо нее Ля дубль-бемоль:

рис. 5

Вот и получился у нас нужный аккорд энгармонически равный нашему G+5 с рисунка 1:

рис. 6

Итак, теперь мы можем через этот аккорд переходить в новую тональность (в Ebm) из Ля минора. Фактически все как в диатонической модуляции, только пришлось немного поработать чтобы найти общий аккорд, а еще похоже на энгармоническую модуляцию (тоже присутствуют два энгармонически равных аккорда).

Пример модуляции через Ув53

Но мы не просто так изучаем всё это, а чтобы применять в своей музыке. На мой взгляд модуляция может существенно разнообразить звучание — так играть интереснее чем все время в одной тональности. Например, можно играть в одной тональности, а потом через правильный аккорд перейти в другую, там поиграть и так далее. При этом звучать все будет хорошо.

Вот, например как можно использовать то, что мы рассмотрели в этой статье.

рис. 7

На рисунке 7 мы обвели кружками как раз два энгармонически равных аккорда (увеличенных трезвучия), найденных нами уже выше. Первый раз мы использовали один из них для перехода из Ля минора в Ми бемоль минор, второй раз обратно.

Да, во втором случае у нас нота Ля-дубль бемоль перенесена вверх на октаву, то есть мы используем там Ув6 (первое обращение увеличенного трезвучия). Также мы часто применяли квинтовые и квартовые созвучия.

Давайте теперь сыграем ноты с рисунка 7 приблизительно).

Руководство по уменьшенным и расширенным триадам

До сих пор в этой серии мы рассматривали мажорные, минорные, мажорные септаккорды, минорные септаккорды и доминирующие септаккорды. Сегодня мы рассмотрим уменьшенные и увеличенные аккорды. Примечание: если вы не читали предыдущие сообщения по этой теме, просмотрите их, прежде чем читать дальше.

Как мы видели в первой части этой серии, мажорные трезвучия создаются путем взятия какого-либо корня, например C, затем добавления мажорной терции и совершенной квинты выше (в данном случае это дает нам C-E-G). Чтобы создать минорное трезвучие, мы делаем то же самое, за исключением того, что вместо того, чтобы перемещать мажорную терцию над тоникой, мы берем минорную терцию и чистую квинту (так что трезвучие до-минор будет состоять из C-Eb-G).

 

Уменьшенное трезвучие

Чтобы создать уменьшенное трезвучие, мы начнем с того, что возьмем корень (давайте остановимся на C), а затем добавим минорную терцию выше, плюс бемолевую пятую сверху. Чтобы найти «плоскую 5», мы перемещаем нашу идеальную 5-ю назад на полшага , что дает нам C-Eb-Gb.

Другой способ думать об уменьшенных трезвучиях состоит в том, чтобы думать о них просто как о сложенных минорных терциях . Малая терция состоит из одного целого шага плюс один полутон. Если мы продвинемся от C вверх на целый шаг, а затем на полтона, мы приземлимся на Eb, а затем, если мы снова поднимемся на целый шаг, а затем на полтона от этого Eb, мы приземлимся на Gb.

Чтобы превратить это уменьшенное трезвучие в уменьшенный септаккорд, мы просто добавляем еще одну минорную терцию поверх Gb, получая C-Eb-Gb-A. С технической точки зрения, мы должны назвать эту последнюю ноту си-бемоль, или «двойной си-бемоль», потому что эта последняя нота, септаккорд, должна получить свое название от седьмой ноты в некоторой гамме, начинающейся с до. Если мы посчитаем наш музыкальный алфавит от до , у нас должно быть какое-то следующих нот: C-D-E-F-G-A-B , и под каким-то я подразумеваю, что эти ноты можно обострять или сглаживать по мере необходимости. Однако для практических целей проще думать об этой уменьшенной септиме как A вместо Bbb. Эти ноты называются энгармоническими эквивалентами, это тема для отдельной публикации.

 

Расширенные трезвучия

Чтобы создать расширенное трезвучие, мы эффективно растягиваем чистую квинту в мажорном трезвучии, чтобы получить увеличенную или диезную квинту

. Для этого мы перемещаем нашу идеальную 5-ю ступеньку вверх еще на полшага; Итак, если мы снова посмотрим на это трезвучие, начинающееся с ноты C, мы получим (C-E-G# — в отличие от C-E-G в нашем мажорном трезвучии).

Другой способ представить эти трезвучия состоит в том, чтобы рассматривать их как ряд сложенных больших терций . Интервал большой терции состоит из двух полных шагов, поэтому, если мы поднимемся на два полных шага от C, мы приземлимся на E, а затем, если мы снова поднимемся на два целых шага от E, мы, наконец, приземлимся на G#.

С этими трезвучиями интересно экспериментировать из-за их симметрии: уменьшенные трезвучия представляют собой наборы минорных третей, а расширенные трезвучия — это наборы больших терций. Потратьте некоторое время, чтобы создать некоторые из них самостоятельно. Подсказка: их проще всего изобразить либо как «сжатые» минорные трезвучия, либо как «растянутые» мажорные трезвучия. Пока это все, но мы обязательно посмотрим, где эти трезвучия обычно появляются в музыке, в следующей публикации.

5.2 Именование триад

Положение, в котором находится аккорд, влияет на его звучание, но это довольно небольшая разница. Прослушайте аккорд соль мажор в трех разных позициях.

Рисунок 5.9.

Аккорд G мажор в трех разных позициях.


Гораздо большая разница в звучании аккорда возникает из-за интервалов между нотами основной позиции аккорда. Например, если си в одном из приведенных выше аккордов заменить на си-бемоль, у вас все равно будет трезвучие соль, но теперь аккорд будет звучать совсем по-другому. Таким образом, аккорды называются в соответствии с интервалами между нотами, когда аккорд находится в основной позиции. Прослушайте четыре разных аккорда G.

Рисунок 5.10.

Это тоже все аккорды G, но это четыре разных аккорда G. Интервалы между нотами разные, поэтому аккорды звучат совсем по-разному.


Мажорные и минорные аккорды

Наиболее часто используемые трезвучия образуют мажорные и минорные аккорды. Все мажорные и минорные аккорды имеют интервал в чистую квинту между тоникой и квинтой аккорда. Чистую квинту (7 полутонов) можно разделить на большую терцию (4 полутона) и малую терцию (3 полутона). Если интервал между тоникой и терцией аккорда является большой терцией (с малой терцией между терцией и квинтой аккорда), трезвучие представляет собой мажорный аккорд . Если интервал между тоникой и терцией аккорда составляет малую терцию (а большая терция находится между терцией и квинтой аккорда), то трезвучие представляет собой минорный аккорд .

Послушайте внимательно мажорное трезвучие и минорное трезвучие.

Пример 5.3.

Рисунок 5.11.


Пример 5.4.

Рисунок 5.12. Некоторые мажорные и минорные трезвучия


Упражнение 5.2.1. (Перейти к решению)

Запишите мажорный аккорд для каждого заданного корня.

Рисунок 5.13.


Упражнение 5.2.2. (Перейдите к решению)

Напишите минорный аккорд для каждого заданного корня.

Рисунок 5.14.

Увеличенные и уменьшенные аккорды

Так как они не содержат чистую квинту, увеличенные и уменьшенные аккорды создают ощущение нестабильности и обычно используются с осторожностью.

дополненный аккорд состоит из двух больших терций, которые в сумме составляют увеличенную квинту. Уменьшенный аккорд строится из двух второстепенных терций, которые в сумме составляют уменьшенную квинту. Внимательно слушайте расширенное трезвучие и уменьшенное трезвучие.

Пример 5.5.

Рисунок 5.15. Некоторые увеличенные и уменьшенные триады


Упражнение 5.2.3. (Перейдите к решению)

Запишите расширенную триаду для каждого данного корня.

Рисунок 5.16.


Упражнение 5.2.4. (Перейти к решению)

Запишите уменьшенное трезвучие для каждого данного корня.

Рисунок 5.17.


Обратите внимание, что вы не можете избежать двойных диезов или двойных бемолей, написав примечание на другом месте или в другой строке.

Если вы измените написание нот аккорда, вы также измените название аккорда. Например, если в расширенном аккорде соль-диез мажор вы перепишете двойной ре-диез как натуральное ми, трезвучие станет расширенным аккордом ми.

Рисунок 5.18.

Изменение написания любой ноты в аккорде также меняет название аккорда.


Вы можете поместить аккорд в другую позицию или добавить другие ноты с таким же названием в других октавах без изменения названия аккорда. Но изменение названий нот или добавление нот с другими именами изменит название аккорда. Вот краткое изложение интервалов в трезвучиях в основной позиции.

Рисунок 5.19.


Упражнение 5.2.5. (Перейдите к решению)

Теперь посмотрите, сможете ли вы идентифицировать эти аккорды, которые не обязательно находятся в основной позиции. Сначала перепишите их в корневой позиции, если это поможет.

Рисунок 5.20.

Решения к упражнениям

Решение упражнения 5.2.1. (Вернуться к упражнению)

Рисунок 5.21.


Решение упражнения 5.2.2. (Вернуться к упражнению)

Рисунок 5.22.


Решение упражнения 5.2.3. (Вернуться к упражнению)

Рисунок 5.23.


Решение упражнения 5.2.4. (Вернуться к упражнению)

Рисунок 5.24.


Решение упражнения 5.2.5. (Вернуться к упражнению)

Рисунок 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *