Рустам Хаджибаев: кинематограф — помощник свадебного фотографа
Если завести разговор о том, что вдохновляет фотографа на творчество, то эта тема, на мой взгляд, просто неисчерпаема. Уверен, что за каждой фотографией стоит приобретённый жизненный опыт, бесконечное количество образов повседневной и праздничной жизни, освещённых прекрасным, восхитительным светом, пропущенные через личные переживания и нашедшие позже выход в виде художественных произведений.
Философское осмысление жизни и, безусловно, любовь к людям, наблюдение за малейшими изменениями освещённости, наблюдение за окружающей жизнью, посещение выставок, музеев, анализ живописных полотен тоже дают бесценный опыт для вдумчивого фотографа, который хочет подняться над ремесленными поделками и сделать нечто более серьёзное.
Сейчас мне хотелось бы немного рассказать о самом главном мотивирующем факторе, во всяком случае для меня, — о великом Кинематографе! Кино, во всём его многообразии и великолепии, особенно снятое талантливыми операторами, с его возможностью производить сильнейшее визуальное впечатление, дает множество образов, которые откладываются в сознании и потом, видоизменяясь и соединяясь с собственным опытом, находят выход в виде авторских фотографий.
Для меня кино любого жанра, будь то, мелодрама, детектив, фантастика и даже фильмы ужасов и катастроф, являются источником вдохновения для съёмки портретов, свадеб и love story. Ведь практически в любом из этих фильмов есть отношения мужчины и женщины в определенном пространстве, и этого уже достаточно, чтобы перенести идею в свою копилку образов. А копилку эту я рекомендую завести каждому фотографу. Смотрите фильмы, делайте скриншоты понравившихся сцен и просматривайте их регулярно. Копилка будет пополняться, и вы даже не заметите, как ваш уровень будет расти и не будет никакого дефицита идей на съёмках. Вы будете фонтанировать сюжетами, что, конечно, будет очень нравиться вашим моделям. Я сам держу в смартфоне около тысячи скриншотов, часто просматриваю и постоянно пополняю свою коллекцию.
Говорить о чёрно-белом кинематографе можно бесконечно, потому что изначально кино было только чёрно-белым, и энтузиазм первых десятилетий кино был неиссякаем. Достаточно вспомнить такие немые визуальные шедевры как «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Земля» Александра Довженко или «Голубой свет» Лени Рифеншталь.
Цвет и, особенно, появившийся звук, во многом сыграли определённую деструктивную роль в истории кинематографа. Если говорить о более современных чёрно-белых фильмах, то здесь совершенно недосягаем великий оператор Сергей Урусевский, снявший несколько выдающихся картин: «Летят журавли», «Неотправленное письмо» и «Я-Куба». Я могу бесконечно просматривать эти фильмы и наслаждаться великолепным визуальным рядом, виртуозной техникой съёмки и работой со светом. Кстати, «Я-Куба» целиком снят на инфракрасную плёнку (очень редкий случай), и явился потрясающим примером в истории кинематографа, когда операторская работа абсолютно доминирует над сюжетом фильма.
Оператор Вадим Юсов и снятый им и режиссёром Георгием Данелия фильм «Я шагаю по Москве» с его очень позитивным, светлым и жизнелюбивым сюжетом, увиденный мной в детстве, определил во многом моё видение и отношение к жизни, а кадры из этого фильма до сих пор вдохновляют меня на съёмки похожих по ощущению сцен. Особенно сцена с девушкой, идущей под дождём, и велосипедиста с зонтом!
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1. 4G
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/250
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/160
ISO: 500
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
У меня был большой период влюблённости в фильмы Андрея Тарковского. Мне никто их не советовал смотреть. В моём ближайшем окружении в школьные годы не было никого, кто бы знал о существовании фильмов этого режиссёра. Просто однажды, прогуливая уроки, я зашёл с товарищем в ближайший кинотеатр и единственным фильмом, который там демонстрировался, был «Сталкер». Минут через пятнадцать после начала, народ сначала тихо, а потом всё громче, повалил из зала, не выдержав тягучего ритма картины. Мой друг тоже стал тянуть меня, но меня заворожили образы, чёрно-белые кадры, сменяющиеся цветными, музыка Эдуарда Артемьева, необычная игра актёров. Что-то переворачивалось внутри меня в этот момент, мир становился другим. До конца картины дотерпели только несколько человек. Среди них я и мой измученный друг, не покинувший меня.
Я стал интересоваться фильмами Тарковского, хотя информация в то время была крайне скудная. Просмотрел не один раз все его фильмы, и каждый из них запомнился необыкновенной, фантастической работой операторов! «Иваново детство», «Андрей Рублёв» и «Солярис» снимал Вадим Юсов. «Сталкера», самую драматичную картину, снимали два оператора: Георгий Рерберг и Александр Княжинский. Великую картину «Зеркало» — тоже Рерберг. И ещё две картины, снятые уже в Швеции и Италии: «Жертвоприношение» снимал оператор Свен Нюквист и «Ностальгию» — Джузеппе Ланчи.
Однажды, лет пять назад, пара молодожёнов пригласила меня на съёмки свадебного путешествия в Италию, а точнее в Тоскану, и поинтересовались моим мнением, где бы лучше провести фотосессию. Я вдруг отчётливо вспомнил тосканские образы из картины «Ностальгия», а особенно последние кадры, снятые, как я потом узнал, в аббатстве Сан-Гальгано, недалеко от города Сиены. И я предложил съездить туда. Трудно передать мои чувства, которые я испытал, очутившись в знакомом по фильму месте, увидеть которое, я, советский мальчишка, и не мечтал!
Вот скриншот из фильма и моя фотография, появлением которой я обязан фильму «Ностальгия» и, в первую очередь, Андрею Тарковскому.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Часто толчком для съёмок у меня является даже не сам видеоряд, а ощущение от фильма. Однажды, планируя свадебную съёмку, я в очередной раз пересмотрел бессмертный фильм Михаила Казакова «Покровские ворота» и вдруг почувствовал непреодолимое желание сделать фотосессию свадьбы по мотивам фильма. Я предложил эту идею будущим молодожёнам, и они с радостью согласились, а дальнейшее уже было делом техники. Я нашёл места в Москве, где снимался этот фильм, благо они, в основном, сохранились, мы нашли костюмы той эпохи, и свадебный день превратился в увлекательное путешествие в Москву пятидесятых, с оттепелью, надеждами на обновление и будущее счастье, которое казалось не за горами. ..
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/2000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/640
ISO: 200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/640
ISO: 200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/2000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/2000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/640
ISO: 200
Фокусное расстояние: 14мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/2000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1. 4G
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/2000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Можно привести огромное количество примеров хорошего операторского кино, но остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, очень богатых образами и великолепной фотографической картинкой фильмами.
Первое, что, на мой взгляд, просто необходимо увидеть фотографу, это фильм «Ashes and Snow» (Пепел и снег). Известный фотограф Грегори Кольберг снял фильм о гармонии человека и животных, где каждый кадр абсолютно великолепен, гармоничен, с идеальным светом, тональностью и композицией. Готовый учебник фотографии! Из кадров этого фильма была напечатана фотовыставка, и в своё время с большим успехом путешествовала по миру:
Гениальный оператор Витторио Стораро снял для режиссёра Бернардо Бертолуччи несколько операторских шедевров. Один из них, безусловно, фильм «Конформист». Каждый кадр является образцом постановки света и композиции.
Но особенно я хотел бы остановиться на творчестве тандема режиссёра Жана-Пьера Жене и оператора Брюно Дельбоннеля. В первую очередь, это фильмы «Амели» и «Долгая помолвка».
Объединённые одним художественным решением и исполнительницей главной роли Одри Тоту, они совершенно разные по содержанию и времени действия. Но самое главное, что они содержат в себе бесконечное количество прекрасных образов, которые являются примерами фантастической работы с цветом и светом. Я бы рекомендовал начать, если кто не видел, с фильма «Амели» и посмотреть его несколько раз, в следующем порядке:
1. Как обычный фильм с замечательным сюжетом и великолепной музыкой Яна Тьерсена.
2. Отключить звук и сосредоточится на композиции.
3. Без звука определить, какое фокусное расстояние объектива было использовано в той или иной сцене. Вы удивитесь, что крупные планы сняты широкоугольником, что противоречит рекомендациям учебников фотографии, но тем не менее, эти картины великолепны.
4. Посмотреть без звука только на фантастически совершенное цветовое решение каждой сцены. Поразительно, что в этом цветном фильме доминируют в самых разнообразных сочетаниях и решениях только два цвета: красный и зелёный.
И уже после этого насладиться визуальным эффектом кадров из фильма «Долгая помолвка»:
Хотелось бы порекомендовать также признанный визуальный шедевр режиссёра Тарсема Сингха фильм «Запределье», кадры которого не оставят равнодушным ни одного любителя красивых фотографий:
И в заключение хочется сказать начинающим и профессиональным фотографам, что используя опыт, накопленный кинематографом, можно добиться серьёзного прогресса в собственном развитии. И примеров тому масса!
Здесь, как и в любом другом деле, важна мотивация, насмотренность, чувство света и вкус. Чем больше вы смотрите и анализируете визуальный ряд фильмов, тем больше вероятность снять однажды красивейший кадр, глядя на который ваши друзья и знакомые воскликнут: «Вау! Ну это же просто кино!» И вам будет очень приятно это услышать.
Вот еще список визуально роскошных фильмов для вдумчивого просмотра с пользой для профессии и творчества:
1. «Я – Куба», режиссер Михаил Калатозов;
2. «Королевство полной луны», Уэс Андерссон;
3. «Зеркало», Андрей Тарковский;
4. «Иваново детство», Андрей Тарковский;
5. «Сталкер», Андрей Тарковский;
6. «Последний император», Бернардо Бертолуччи;
7. «Последнее танго в Париже», Бернардо Бертолуччи;
8. «Проклятый путь», Сэм Мендес;
9. «Красота по-американски», Сэм Мендес;
10. «Английский пациент», Энтони Мингелла;
11. «Список Шиндлера», Стивен Спилберг;
12. «Дни жатвы», Терренс Малик;
13. «Любовное настроение», Вонг Кар-Вай;
14. «Возвращение», Сергей Звягинцев;
15. «Изгнание», Сергей Звягинцев.
Рустам Хаджибаев о работе с объективом AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
«ПРОЕКТ NIKONPRO»
NIKON D5 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4.5, 1/320 с, 24.0 мм экв., 2.0 МБ
В интернете всегда быстро появляется информация о новинках Nikon с техническими подробностями и графиками. Новая версия очень популярного у фотографов зума NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR — не исключение. Поэтому, не касаясь общеизвестных характеристик модели, я хочу поделиться своими личными впечатлениями о работе с этим объективом.
NIKON D5 / Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/1600 с, 24.0 мм экв., 2.0 МБ
В жанре свадебной фотографии, который я представляю, прежняя версия линзы в арсенале «никонистов» является обязательной. Довольно часто фотографы с успехом используют этот объектив как единственный. И действительно, зум с трёхкратным изменением фокусного расстояния от среднего широкоугольника до портретника, не мог не найти приверженцев. Есть он и в моём арсенале.
NIKON D5 / Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 7200, F3.2, 1/200 с, 34.0 мм экв., 2.0 МБ
Даже имея прекрасные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, снимать репортаж на свадьбе гораздо удобнее универсальной линзой. Тем более, что качество никоновских зумов всегда великолепно, и все модели по-прежнему невероятно резкие.
NIKON D5 / Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 6400, F5.6, 1/250 с, 24.0 мм экв., 2.0 МБ
Возможность испытать версию 24-70мм 2015-го года в паре с флагманом Nikon D5 появилась у меня при проведении мастер-класса в Крыму. И первое, что бросилось в глаза — существенное изменение размеров. Объектив стал длиннее — 154,4 мм (предыдущая модель — 133 мм) и тяжелее — 1070 г против прежних 902 г. Диаметр резьбы под светофильтр тоже увеличился и теперь составляет 82 мм против 77 мм у прежней версии. Поэтому тем, кто собирается переходить на данный объектив, стоит приобрести и новые фильтры, если обычно пользуетесь ими в работе. И поверьте, удовольствие от использования и качества результата с лихвой окупают издержки. Увеличение диаметра резьбы вызвано, скорее всего, новой конструкцией, включающей стабилизатор, и на параметры относительного отверстия не влияет — его значение по-прежнему 1:2.8.
NIKON D5 / Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 6400, F3. 5, 1/250 с, 70.0 мм экв., 2.0 МБ
Nikon заявляет, что у нового бесшумного ультразвукового мотора (SWM) скорость в 1,5 раза выше, чем у мотора в версии f/2.8G. Действительно, первые же попытки сфокусироваться приятно порадовали невероятной скоростью. И хотя у прежнего зума фокусировка тоже была мгновенной, но оказалось, что предела совершенству всё же нет.
NIKON D5 / Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 12800, F7.1, 1/25 с, 70.0 мм экв., 2.0 МБ
Вечерняя прогулка по Евпатории дала мне возможность проверить не только работу новой системы фокусировки, но и надёжность стабилизатора. Ведь именно его наличие — главная изюминка нового объектива. На удивление, первый же снимок проезжающего в слабом свете фонарей велосипедиста оказался резок в самой главной его части, при том что скорость затвора составляла всего 1/6 с. Вот что значит чудодейственный стабилизатор!
NIKON D5 / Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 400, F9, 1/5000 с, 35. 0 мм экв., 1.0 МБ
Все фотографии в этой статье — внутрикамерные JPEG без обработки в редакторах. Мне хочется опровергнуть мнение некоторых специалистов, утверждающих, что стабилизатор помогает исключительно при съёмке статичных объектов.
При съёмке храма и мечети глубокой ночью при длинной выдержке в 1/6 секунды все кадры оказались абсолютно резкими.
NIKON D5 / Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3600, F7.1, 1/250 с, 29.0 мм экв., 2.0 МБ
Позже, в Москве, на свадебной фотосессии, я использовал короткие выдержки, но систему стабилизации не выключал. При этом все кадры были предсказуемо резкими, с красивым цветом кожи моделей, балансом белого и низкими шумами. Хотя это, в том числе, достоинства камеры Nikon D5.
По заявлению производителей, оптическая конструкция новинки включает асферический элемент со сверхнизким рассеиванием (из стекла ED), три асферические линзы, два элемента из стекла ED и один элемент с высоким коэффициентом преломления (HRI). Эти внушительные новшества призваны улучшить качество изображения, уменьшить хроматическую и коматическую аберрации. На мой взгляд, всё это действительно работает.
Nikon также информирует, что на переднюю и заднюю линзы зума нанесено фторсодержащее покрытие, которое эффективно защищает конструкцию от попадания воды, пыли и грязи. Проверять это на практике я не стал, ибо на тестовых съёмках у меня были вполне нормальные погодные условия.
Вывод после тестов сделать несложно: Nikon 24-70mm f/2.8E ED VR — замечательный объектив и достоин занять своё место в «технопарке» фотографа любого жанра.
Автор: Рустам Хаджибаев
Рустам Хаджибаев – фотограф, снимающий все, что касается взаимоотношений двух любящих людей: свадьбы, свадебные путешествия и love story. Самое важное для него в работе – непосредственное общение с людьми и возможность видеть их реакцию на то, что он делает.
Первой камерой Рустама был маленький пленочный аппарат «Смена-8М», потом был зеркальный «Зенит». Затем, по словам Рустама, он начал «бредить камерами», долгие годы мечтал купить Nikon F2. Так, история Рустама и Nikon длится уже 30 лет. Сегодня фотограф является амбассадором Nikon в России.
Учиться фотографии Рустам начал самостоятельно в детстве, записался в фотографический кружок в Дом Пионеров. Руководитель кружка научил мальчика азам фотографии и тому, что Рустам теперь считает самым главным для фотографа – пониманию того, как работает свет.
Важным шагом на пути к свадебной фотографии для Рустама было преодоление стеснительности. Это была чудовищная борьба с собой, фотограф долго шел к тому, чтобы сломать этот барьер и научиться общаться с людьми.
Рустам не участвует в конкурсах свадебный фотографии, так как убежден, что это лишь способ найти новых клиентов. Он заказчиков не ищет, так как его клиенты «происходят от клиентов предыдущих».
Источником вдохновения для Рустама являются путешествия и искусство, и особенно кино. «Я уверен, что любое кино – свадебное. В любом жанре присутствуют отношения мужчины и женщины», — говорит Рустам.
Подробнее о Рустаме Хаджибаеве можно прочитать на сайте NikonPro.ru
Пахтакор Ташкент U18 — Профиль клуба
Команда Пахтакор Ташкент U18
Фильтровать по сезону | 22/2314/1513/1411/1210/1109/1008/0907/0806/07 |
Компактный
Подробный
Галерея
# | Игрок | Дата рождения / Возраст | Нац. | Рыночная стоимость | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— |
| Khusan Makhmudov | — (-) | |||||
51 |
| Отабек Боймуродов | 5 июня 2003 г. (19) | |||||
9 000011 8 —0 —00048 | ||||||||
Asan Vaniev A. Vaniev | ||||||||
Defender |
—
Sunnatilla Poyonov S. Poyonov | |
Defender |
—
Alisher Muminov A. Muminov | |
Defender |
—
Muhhammadali Zokhidov M. Зохидов | |
Defender |
—
Mukhammad-Bobur Karimov M. Karimov | |
Centre-Back |
—
Dilshod Abdulaev D. Abdulaev | Dilshod Abdulaev D. Abdulaev | 0008 | |
Centre-Back |
—
Ozodbek Sharipov O. Sharipov | |
Центральный защитник |
—
— |
|