Разное

Ручная фокусировка – Ручная фокусировка. Пошаговая инструкция

Содержание

Ручная фокусировка. Пошаговая инструкция

Для чего наводить на резкость вручную (на объективе ручной режим фокусировки обозначается аббревиатурами «MF» или «M»), зачем обучаться этому, если современные фотоаппараты оснащаются продвинутыми автофокусами (на объективе автоматический режим фокусировки обозначается как «AF» или «A»)? Существуют съёмочные ситуации, в которых автофокус не справляется вовсе или ошибается. Часто, режим MF – единственный способ борьбы с нерезкими снимками.

Фотографы, специализирующиеся на макрофотографии, часто наводят на резкость вручную, чтобы точно задать фокус. Фотографы, которые вынуждены снимать при низкой интенсивности освещения и в других неординарных ситуациях, таких как: съёмка через стекло, фокусирование на удалённом объекте туманным утром – могут найти автофокус бесполезным. «Автоматике» в подобных условиях сложно «зацепиться» за снимаемый объект.

Фотографы, снимающие спортивные события, предварительно наводят на резкость в ручном режиме фокусировки. Такой подход особенно полезен, если фотограф может предугадать, в какой точке сцены будет находиться снимаемый объект в нужный момент времени.

Итак, обратите внимание на маленький переключатель «AF\MF» («A\M»), расположенный на тубе объектива, и запомните его. Если автофокус не справляется, возможно, вам поможет фокусировка вручную.

Пошаговая инструкция

Шаг 1. Переключите режим

Найдите рычажок «AF\MF» («A\M») и переместите его из положения «AF» («A») в положение «MF» («M»). Рычажок может находиться в разных местах на фотоаппарате или объективе в зависимости от типа камеры и производителя. Обычно он располагается на тубе объектива.

Шаг 2. Вращайте фокусировочное кольцо

Чтобы навести снимаемый объект на резкость, вращайте кольцо фокусировки на объективе. Через видоискатель вы сможете отслеживать резкость изображения. Возможно, вам придётся вращать кольцо то в одну сторону, то в другую, смещаться слегка вперёд или назад до тех пор, пока изображение нужной точки в пространстве не приобретёт максимальную чёткость.

Шаг 3. Используйте шкалу расстояний

В различных съёмочных ситуациях вам придётся применять различные техники фокусировки. Когда интенсивность освещения очень низкая, например, ночью, попробуйте оценивать дистанцию съёмки по числовой шкале на объективе. На большинство объективов такая шкала нанесена.

  • Прим. переводчика – дистанция съёмки или расстояние до снимаемого объекта – это расстояние от плоскости светочувствительного слоя до плоскости в пространстве, все точки которой изображаются резко.

Шаг 4. Просматривайте снимок

Для дополнительной проверки резкости просмотрите фотографию на экране камеры. Всё, что вам нужно сделать – увеличить изображение и с помощью навигационных клавиш отобразить тот объект, который вы наводили на резкость (

прим. переводчика – например, в портретной фотографии, обычно, это глаза модели). Таким способом можно проверить, достигли ли вы максимальной резкости в нужном месте снимаемой сцены. Если не достигли – сфокусируйтесь ещё раз и сделайте снимок.

Автор статьи: J. Meyer

photo-monster.ru

Фокусировка фотоаппарата, как правильно использовать

Приветствую читатели блога!

Правильная фокусировка фотоаппарата, это важный шаг к получению хорошего снимка. Как добиться хорошей резкости фотографии, автоматическая или ручная фокусировки, когда и какой режим лучше использовать. На эти темы, мы поговорим в статье.

И так, обо всём по порядку.

Что такое фокусировка фотоаппарата

Фокусировка — это наведение на резкость, изменение положения линз в объективе, для получения резкого изображения.

В фотоаппарате существует два варианта получения резкого снимка, это ручной или автоматический режим фокусировки.

Автоматическая фокусировка

Автофокусировкой, оснащаются практически все современные камеры, от мобильного телефона до зеркалок.

В режиме автофокуса, наведение на резкость, то есть перемещение линз, происходит за счёт электрического привода, установленного в объективе. Электроприводом соответственно управляет камера, получая информацию от датчиков.

Типы автофокусировки в зеркальных камерах:

  • Фазовый тип фокусировки, является основным для зеркальных камер. Отдельный модуль с большим количеством датчиков. Работает при опущенном зеркале (в режиме фото).
  • Контрастный тип фокусировки, датчиком является матрица. Камера анализирует контраст, расстояние выбранной точки, и даёт команду на фокусировку (в режиме Live View).

Ручная фокусировка

Возможность ручного управления фокусом, присутствует на зеркальных и без зеркальных камерах, а также на некоторых компактных камерах.

В ручном режиме, управление происходим за счёт вращения кольца на объективе.

Как переключить режим фокусировки

Изменение режима фокусировки, происходит за счёт переключателя, расположенного на объективе.

  • AF — автоматический режим.
  • MF — ручной режим.

Режимы автофокусировки у зеркальной камеры

One-Shot (Canon), Single Servo (Nikon) — по кадровый режим съёмки. Больше подходит для статичной фотосъемки. В этом режиме, камера один раз устанавливает фокус и держит его до полного нажатия на спуск. При изменении расстояния от камеры до объекта, резкость изменится. Для спуска затвора требуется подтверждение наведения автофокуса. Не подходит для серийной съемки.

AI Servo (Canon), Continuous Servo (Nikon) — следящий режим. При полу нажатой кнопке спуска, камера автоматически отслеживает изменение местоположения объекта и производит автоматическую перефокусировку. Не требует подтверждения наведения автофокуса, из-за чего можно получить нерезкие снимки. Подходит для серийной съемки.

AI Focus (Canon) — камера первоначально находится в режиме One Shot, но если происходит движение объекта, камера переходит в режим AI Servo.

Для выбора режима автофокусировки нужно нажать кнопку AF.

Точки фокусировки фотоаппарата

Современные камеры имеют возможность многоточечной фокусировки. Таких точек может быть от 9 у бюджетных камер, до 61 у профессиональных камер.

По умолчанию точки фокусировки установлены в автоматический режим, то есть анализируются все доступные точки, но фокус будет, как правило на ближайшем объекте.

Точку фокусировки, можно задать и вручную, выбрав из доступных в камере. В профессиональных камерах можно выбрать сразу несколько точек.

Выбор точек фокусировки

Для установки необходимой точки фокусировки (для Canon), необходимо нажать в правом верхнем углу кнопку, откроется меню

Выбор точки AF, по умолчанию установлен авторежим.

С помощью джойстика выбираем нужную точку, камера переходит в ручной режим.

Для того чтобы вернуться в авто режим, нужно нажать два раза кнопку SET, в середине джойстика.

В разных моделях камер, а также у разных производителей может изменяться положение кнопок.

Выбор точки фокусировки в режиме Live View

Данный режим подходит больше для ручной фокусировки, так как позволяет более детально рассмотреть в резкости ли наш объект.

Точка фокусировки в режиме Live View, выбирается в ручную, путём перемещения прямоугольника в нужное место.

При нажатии на кнопку, в правом верхнем углу камеры, изображение увеличится в 5 раз. При повторном нажатии в 10 раз, при третьем произойдёт сброс до первоначального размера.

Как выбрать лучшую точку фокусировки

Здесь рецепт один, выбор точки автофокуса зависит от композиции кадра и творческого замысла фотографа. Но как не крути, фокусировку нужно выполнить на объекте, который вы хотите выделить.

Оптимальный вариант, это центральная точка фокусировки. Оптика, как правило даёт наилучший результат в центре.

Но центральная точка фокусировки не всегда применима. Например при съемке портрета, так как в портрете основное, всё же это глаза. А они далеко не всегда находятся в центре кадра.

В каких случаях использовать ручную фокусировку

Ручную фокусировку лучше всего применять в статических кадрах, используя при этом режим Live View. Так как через видоискатель не всегда возможно точно оценить резкость.

Для хорошей работы автофокусировки, необходимы более контрастные объекты. Если объект малоконтрастный или полупрозрачный, работа автофокуса может быть затруднена. В этом случае ручная фокусировка будет не заменима.

В макросъемке, работа автоматики осложняется малой глубиной резкости, любое колебание приводит к постоянной перефокусировке. Также, при ночной съемке звёздного неба, фокус нужно наводить вручную.

Ещё во многих случаях может понадобиться ручное управление фокусировкой. Бывают такие ситуации когда камера не хочет фокусироваться на нужном месте, постоянно ищет подходящую точку.

А вот в динамично развивающихся обстоятельствах, например в репортажной или спортивной съемке, ручную фокусировку использовать будет затруднительно.

Для расширения возможностей работы автофокуса камеры, можно использовать прошивку Magic Lantern.

C уважением Автор блога vzest.ru Владимир Захаров!

 

Понравилась статья? Сделай репост, поделись с друзьями. 

[Всего голосов: 3    Средний: 4.7/5]

Похожее

vzest.ru

Зачем нужна ручная фокусировка?

Автофокусировка – непременная опция любой современной камеры. Она заметно облегчает жизнь фотографам, особенно начинающим. Однако функцию ручного наведения на фокус никто не отменял. Некоторые убеждают, что автоматика слишком неточна, они фокусируют изображение вручную почти всегда. Правы ли они? Может, преувеличивают? Давайте разбираться, в каких случаях можно смело положиться на автофокус, а когда не обойтись без ручной настройки.

Автоматическая фокусировка не справляется
Год от года системы автофокуса становятся всё более совершенными и точными. Тем не менее, остаётся достаточно широкий круг условий, при которых автоматика пасует, становится бессильной. Вам, наверняка, приходилось наблюдать, как «рыскает» туда-обратно объектив в автоматическом режиме, не находя оптимальной точки. Какие-то внешние причины дезориентируют оптику и мешают определить нужное фокусное расстояние. В итоге, все Ваши попытки сделать чёткий кадр оказываются тщетными: изображение размыто, снимок испорчен. Это будет продолжаться, пока Вы не выполните фокусировку вручную.

Попробуем уточнить условия съёмки, особенно затрудняющие автофокусировку:

  • Однотонные, неконтрастные, прозрачные и частично-прозрачные объекты. Попытайтесь навести объектив на стекло, лист ватмана или гладкую поверхность белого потолка. Скорее всего, автофокус спасует перед такой задачей или выполнит её некорректно;
  • Объект перекрыт деталями переднего плана. Тоже сложная задача для автоматики. Объектив упорно будет фокусироваться на этих деталях, нужное изображение в глубине кадра так и останется размытым. Допустим, вы хотите в зоопарке из-за ограды сфотографировать слона или носорога. Объект спокоен, будто сознательно позирует, но автоматика никак не может взять его в фокус, упорно цепляется за прутья решётки. Размытые, как фон, очертания животного, и чёткое, точно сфокусированное изображение металлических прутьев. Запомните это, и когда будете готовиться к подобной съёмке – сразу переходите на ручную фокусировку, не мучайте автоматику;
  • Объект или модель — за стеклом. Тот же эффект. Стекло, будь оно натуральное или акриловое, не идеально прозрачно. На нём непременно обнаружится масса дефектов и неоднородностей: царапинки, трещинки, прилипшие пылинки и былинки. Порой они даже не заметны глазу, но автоматика вполне может принять их за важный объект и сфокусироваться. Не доверяйтесь ей – наводите вручную;
  • Интенсивный контровой свет. Съёмку на природе всегда рекомендуют производить в утренние или вечерние часы, когда солнце низко над горизонтом. И это абсолютно верно. При чём здесь автофокус? А вот причём: бывают случаи, когда сюжет необходимо снимать не при боковом солнце, как в большинстве случаев, а при контровом (объектив смотрит в сторону светила). Так вот, замечено, что при контровом свете автофокусирование работает не вполне корректно, с меньшей точностью, чем обычно. Имейте это в виду и корректируйте фокус ручной настройкой;
  • Ночное время. Практика показывает, что с условиями городской ночи автофокус, в целом, справляется. А вот если Вы решили поснимать ночные пейзажи за городом, где источник света – звёздное небо и луна, он плохой помощник. Придётся наводить фокус вручную.

Другие случаи использования ручной фокусировки

Оптика без автофокуса

Как не странно, в ходу у фотолюбителей достаточно много оптики, не поддерживающей автоматический режим фокусирования. Есть среди них старые модели, снятые с производства, но фотографы искренне их любят за неповторимую винтажную картинку и не собираются отказываться. Например, портретные объективы «со стажем» позволяют поиграть с эффектом боке – художественной размытостью нерезких зон кадра. Но в пользовании много достаточно современной техники, сознательно созданной под ручное наведение. Хорошо, что многие зеркальные камеры допускают установку множества вариантов объективов, как напрямую, так и через переходники.

Пейзажная съёмка

Сложность автофокусировки изображения в пейзажной съёмке состоит в том, что не всегда удаётся определить опорную точку на периферии кадра, где должен развиваться основной сюжет. Иногда просто не за что зацепиться. Тогда Вы определяете главную точку глазом, затем помещаете её в фокус ручной настройкой.

Если на объективе имеется шкала расстояний, то проще всего воспользоваться фиксированной фокусировкой, Установите на шкале нужное расстояние (его можно измерить шагами, рулеткой) и максимальная резкость будет в этой зоне. Если нужные объекты очень далеко – устанавливаем на бесконечность.

Опытные мастера пейзажа пользуются ещё одним методом – наведением на гиперфокальное расстояние. При этом способе все детали, находящиеся между отметкой половины дистанции до объекта и бесконечностью, попадают в зону резкости. Особо одарённые владеют формулой исчисления гиперфокального расстояния, увязывающей дистанцию с величиной диафрагмы, на которой производится съёмка. У кого таких способностей нет – используют программы-калькуляторы, несколько вариантов которых можно легко скачать из Интернета и установить на смартфон.

Макросъёмка

Этот жанр фотосъёмки весьма затруднителен для автофокусировки. Обычно с очень близкого снимают объекты небольшого размера: цветок с каплями воды, ягоды земляники в траве, красивая бабочка или божья коровка на зелёном листке, замысловатый узор паутины между веточками. На короткой дистанции глубина резкости столь мала, что любое минимальное изменение расстояния (буквально на миллиметры) приводит к нарушению фокуса. По этой причине специалисты макросъёмки предпочитают наводить фокус вручную, избегая ошибок автоматики. Ведь огрехи с резкостью в этом жанре особенно заметны. Что характерно, «попадания» в фокус удобнее добиваться не вращением на объективе регулировочного кольца, а лёгким, едва заметным перемещением самой камеры вперёд и назад. Удачные работы в этом жанре невероятно привлекательны, невозможно оторвать взгляд. Используя их, можно выполнить печать фотографий на кружках или печать на детских футболках.

Если таких снимков накопится много – можно создать фотокнигу.

Как включается ручная фокусировка

Камеры базовой комплектации обычно имеют один переключатель режима фокусировки AF/M и расположен он непосредственно на объективе. Для перехода в ручной режим достаточно установить рычажок в положение «М» (Manual). Автофокус выключен, фокусировка теперь выполняется вращением регулировочного кольца на объективе.

Более продвинутые модели имеют по два переключателя: на объективе и на корпусе камеры. Порядок их использования зависит от установленного на камере типа оптики. Если объектив имеет маркировку AF-S, то достаточно перевести расположенный на нём переключатель в ручной режим «М» и продолжить съёмку с ручной фокусировкой. А вот при использовании объектива AF этого не достаточно: обязательно требуется переключение в ручной режим и переключателя на камере. Необходимость обусловлена наличием «отвёрточного» привода между камерой и объективом. Для ручной фокусировки этот привод нужно отключить.

Мы надеемся, что после прочтения этой статьи Ваши знания о ручной настройке фокусного расстояния стали «глубже». Надеемся, что они заметно расширят Ваши возможности в поисках необычных кадров с увлекательными сюжетами. Мы всегда рады помочь творческим личностям.

fsfera.ru

| Когда руки важнее автоматики, или Ручная и автоматическая фокусировка Kaddr.com

Ещё 30 лет назад автофокус был чем-то из разряда научной фантастики. Фотолюбители тогда и предположить не могли, что автоматика сможет сама выбирать точки фокусировки. Но научный прогресс не стоит на месте, и большинство современных фотокамер (во многих случаях – объективов) оснащены приводом автофокусировки. Всегда ли нужно им пользоваться? Или есть случаи, когда ручками навестить проще?

Скажу лично от себя. Автофокус на моих фотокамерах и в прошлом, и в настоящем практически не выключается. Более 90% всех снимков сделаны благодаря автоматической наводке на резкость. Но местами он либо не срабатывает вовсе, “ёрзая” объектив вперёд-назад, либо выбирает не ту зону резкости, какую хотелось бы получить – от этого не застрахован никто. В каких случаях это происходит и когда проще переключиться на ручную фокусировку, мы и попробуем разобраться.

Давайте выделим 7 основных случаев, когда фокусировка при помощи рук выигрывает у автоматики.

1. Портретная съемка

Съемка портретов, особенно крупным планом, требует особой точности при наводке на резкость. Особенно это касается глаз моделей. Современная автоматика зачастую работает корректно, но мазать всё-таки может. Да, ей можно помочь, предварительно выбрав зоны фокусировки. Но если вы хотите полностью контролировать снимок ещё на стадии его создания или просто подчеркнуть определённую часть лица – включайте ручную наводку на резкость.

2. Съемка ночных сцен или в условиях плохого освещения

Плохое освещение создаёт фотолюбителям кучу проблем. То не хватает светосилы объектива, то на фотографии вылазят шумы из-за задирания значений ISO, то не работает автофокус. Почему он ёрзает и не может поймать точку фокусировки? Да потому что автоматика не может в темноте корректно сработать! Если ваша камера оснащена контрастными датчиками автофокусировки, они просто не смогут определить нужный уровень контраста, а если фазовыми – они могут не распознать световые потоки между точками фокусировки, которые в темноте очень слабые. В некоторых случаях вам поможет подсветка автофокуса, но это не панацея – она работает лишь на коротких расстояниях. А если вам, к примеру, захочется снять ночной пейзаж, как быть? Наш ответ – смело включайте ручную фокусировку. Лишь в таком случае вы получите действительно то изображение, какое нарисовали себе в голове.

3. Съемка через стекло

Долгий полёт в самолёте или поездку на автобусе нужно как-то разнообразить. Заодно можно пополнить свою коллекцию фотоснимков. Вы достаёте фотокамеру и пытаетесь снять что-либо через закрытое окошко. Но автоматика упорно отказывается ловить фокус и ловит точку фокусировки где-нибудь на стекле или вовсе пытается сфокусироваться на вашем отражении. Особенно часто такое происходит, если стекло грязноватое. В этом случае ручная фокусировка – это панацея.

4. Макросъемка

В данной стезе фотографии ручная фокусировка является практически незаменимым инструментом. Профессиональные макроснимки редко бывают сделаны без помощи ручной наводки на резкость. Почему так? Потому что макро требует особой точности фокусировки. Малейшая ошибка – и снимок испорчен или утерян драгоценный момент. А при помощи ручной фокусировки вы сами полностью контролируете абсолютно весь процесс, делая акцент на нужную часть объекта съемки.

5. Съемка в HDR

Как известно, снимок HDR получается путём склейки нескольких одинаковых кадров, сделанных на одном и том же фокусном расстоянии и с одинаковыми значениями диафрагмы, но с различной экспозицией. Для того чтобы снимки действительно получились одинаковыми и все объекты в них находились в одинаковом фокусе, необходимо выставлять наводку на резкость вручную.

6. Съемка динамических сцен

Немножко спорный пункт, так как следящий автофокус специально создан для съемки объектов в движении. Но он может сработать некорректно или промазать, поэтому некоторые из сцен лучше снимать с использованием ручного фокуса. Особенно в том случае, когда вы примерно знаете, в какой именно части кадра ожидать появления объекта съемки.

7. Видеосъемка

Про использование ручной фокусировки в видеосъемке можно написать отдельный подробный материал, раскрывающий секреты и таинства искусства съемки видео. Сейчас мы этого делать не будем, но отметим, что умение владеть ручным фокусом – очень важный пункт в работе любого видеооператора. Сделать плавный переход между планами, эффектно размыть задний план в процессе съемки – автоматика с этим полностью не справится.

Если вы не согласны с приведёнными примерами или используете ручную фокусировку в других случаях, не стесняйтесь и отписывайтесь по этому поводу в комментах. И нам, и нашим читателям будет интересен ваш опыт.

kaddr.com

Carl Zeiss: Ручная фокусировка и системные камеры с автоматической фокусировкой

Вопрос фокусировки возникает так часто, я решил перевести небольшую статью от компании Carl Zeiss посвящённую этой теме (Camera Lens News No 32). Тема точной фокусировки беспокоит не только владельцев объективов с ручным фокусном, но еще больше это касается владельцев автофокусных объективов.
Из данной статьи вы узнаете все проблемы, которые встают на пути точной фокусировки и те методы, которыми мы обладаем на данный момент.
Да, они не идеальны, но при их использовании мы можем получить весьма хороший результат. Об использовании же оптики на 100% можно только мечтать и писать петиции производителям фотокамер. Буду рад услышать ваши комментарии по прочтении статьи.

С уважением,
Дмитрий Евтифеев

Перевод для сайта evtifeev.com подготовлен Валентином Михайловым, за что ему огромное спасибо!

Любое копирование только с активной ссылкой на мой сайт

Фрагмент портретного снимка с ZEISS Otus 85/1.4

к содержанию ↑

На техническое качество конечного изображения, которое предстает на суд зрителя, в современном мире влияет множество различных факторов — большое количество пикселей матриц цифровых камер, крупноформатные сенcоры в полнокадровом 35 мм формате или традиционном среднем формате, «умные» техники обработки изображения и алгоритмы уменьшения «шума».
Вместе с тем, основой конечного качества изображения является результат взаимодействия камеры с объективом, и именно поэтому оптика высокого разрешения играет такую жизненно-важную роль в удовлетворении все более изысканных требований фотографов относительно качества исходного изображения.

к содержанию ↑

Самое слабое звено

Получение снимков самого высокого уровня с помощью камер высокого разрешения означает удержание всех параметров, которые оказывают прямое либо опосредованное влияние на качество изображения в пределах определенных границ.
Мысль о том, что «прочность всей цепи определяется прочностью ее самого слабого звена» имеет особую важность применительно к фотографии и воспроизведению изображения.

к содержанию ↑

Точная фокусировка

Одним из ключевых звеньев цепочки, ведущей к получению изображения надлежащего качества, является точность, с которой объектив фокусируется на сюжетно главном объекте.
Говоря о фотографии мы должны понимать, что фотографический объектив обеспечивает наилучшую проработку изображения в двумерной плоскости.
Указанная плоскость лежит параллельно плоскости пленки или сенсора камеры.
В зависимости от коэффициента увеличения объектива и выбранной апертуры (диафрагмы), изображение, находящееся на конкретном расстоянии перед точкой фокусировки и после нее, считается субъективно резкой.
Под коэффициентом увеличения объектива понимается соотношение размера изображения, которое производится объективом, и реального размера фотографируемого объекта.
Таким образом, фокусное расстояние объектива, расстояние до фотографируемого объекта, а также размер пленки или матрицы отвечают за так называемую «глубину резкости».
Зоной фокуса, которая называется глубиной резкости, является расстояние вдоль оптической оси объектива между двумя плоскостями в пространстве предметов, в пределах которого объекты отображаются в сопряжённой фокальной плоскости субъективно резко.

к содержанию ↑

На чем следует фокусироваться?

Вопрос о том, на чем следует фокусироваться является вопросом исключительных вкусовых пристрастий конкретного фотографа.
Тем не менее, каких-либо разногласий относительно того, на чем следует фокусироваться пейзажным фотографам при фотографировании горной гряды, уходящей в бесконечную даль, как правило, не возникает.
К единому мнению давно пришли и портретные фотографы, которые считают, что максимальная резкость портрета должна приходиться на глаза модели.
Взаимодействие резкости и нерезкости является одним из наиболее творческих сторон фотографии.
То обстоятельство, что окружающее нас пространство является трехмерным означает, что люди могут иметь разную точку зрения на то, что должно быть изображено четким, а что — контурно, размыто, например, когда ищется правильный фокус в группе людей, сидящих за круглым столом в условиях сложного освещения.
Использование кнопки предварительного просмотра ГРИП является полезной техникой.

Хорошие результаты также приносит функция распознания лиц, встроенная во многие современные камеры, особенно когда для съемки используются компактные камеры или объективы с небольшим фокусным расстоянием.
Однако подобный подход абсолютно не подходит для целей тщательно выстроенной композиционно фотографии, с применением зеркальной или дальномерной камеры, где используются большие значения диафрагмы (т.н. открытая диафрагма) и большие фокусные расстояния.
В таких условиях фотограф вынужден выбирать точку фокусировки из числа точек фокусировки автофокуса или произвести ручную фокусировку по объекту съемки.
Ведь задачей фотографа является снять мощное, уникальное изображение. Малейшие отклонения фокальной плоскости способны свести на нет все технические достоинства фотографии, а также умышленно или не умышленно изменить воздействие, производимое ею.

к содержанию ↑

Преимущества систем с автоматической фокусировкой

Системы автоматической фокусировки существенно шагнули в развитии со времен, когда они были впервые представлены в камерах 80-ых годов прошлого столетия.
Производители камер постоянно повышают качество и эффективность использования автоматических систем фокусировки в повседневной жизни, и совокупность все увеличивающегося количества точек фокусировки, встроенных в камеры, с ультразвуковыми моторами объективов способствуют быстрому и плавному фокусированию фазовых автофокусных систем, которые можно обнаружить в сегодняшних автофокусных камерах.
Ключевым преимуществом фазовых автофокусных систем является скорость, существенно превосходящая скорость фокусировки контрастных автофокусных систем, которыми, как правило, оснащаются цифровые компактные камеры, а также скорость ручной фокусировки.
Хорошая фазовая автофокусная система может обеспечить значительное количество четких снимков при использовании с телеобъективами, например, в условиях фотографирования гепардов в диких условиях, съемке знаменитостей или футболистов во время игры в футбол.

к содержанию ↑

Осталось ли в мире место для ручной фокусировки?

Для любого объекта съемки, который либо не очень активно удаляется от фотографа, либо двигается по направлению к так называемой «фокусной ловушке», когда фотограф заранее сфокусировался на определенной точке пространства, через которую должен пройти объект, отличный результат может быть получен и с использованием объективов с ручной фокусировкой.

Тщательно выстроенные пейзажные фотографии, фотографии зданий, архитектуры, при детальном рассмотренные в фотолаборатории на большом экране показывают, что это направление фотографии в автофокусе также не нуждается.

Равно как не нуждается в автофокусе направления портретной и репортажной фотографии, точность фокусировки в которых может быть достигнута с использованием ручной фокусировки так, словно если бы Вы использовали автофокус.

В макрофотографии со штативом как правило используется ручная фокусировка. А как иначе?

масштаб 2:1, ручная фокусировка, стекинг из 2-х кадров (шустрый жучок)

Ведь при таких условиях съемки маловероятно совпадение одной точки фокусировки автоматического фокуса с точкой фокусировки, необходимой фотографу.

Кроме того, точки фокусировки автоматического фокуса покрывают слишком большое пространство объекта съемки с расширением глубины резкости, что на практике означает невозможность использования систем автоматической фокусировки с целью получения точного фокуса.

к содержанию ↑

Были ли на самом деле лучше старые камеры и объективы?

Любой, кто на деле пытался использовать ручную фокусировку на современных автофокусных камерах с автофокусными объективами в итоге пришел к трезвому умозаключению, что это, мягко говоря, не легко.

Винто-резьбовые соединения в объективах «играют», имеют люфт.

Темные видоискатели, а также малопригодные для использования с мануальной оптикой фокусировочные экраны делают очень сложным процесс точного ручного наведения оптики.

Словно откровение выглядит возвращение к одной из аналоговых камер с подходящим объективом, относящихся к эре, когда автофокусные камеры не получили столь широкого распространения и обнаружить у нее широкий светлый видоискатель, помогающий точной фокусировке, а также испытать то чувство, при котором в условиях, когда точный фокус достигнут, снимаемый объект «выпрыгивает из видоискателя».
Лишь немногие из ныне существующих на рынке камер способны предоставить их пользователю видоискатель, сопоставимый по качеству с видоискателем аналоговых камер, ныне ушедших в анналы истории.
Тем не менее, некоторые из цифровых камер, относящихся к среднему и высшему сегменту полнокадровых цифро-зеркальных камер могут предоставить пользователю возможность реализации преимуществ ручной фокусировки за счет использования стеклянной пентапризмы в видоискателе и соответствующего увеличения.

к содержанию ↑

В чем разница между объективами с автоматической фокусировкой и объективами с ручной фокусировкой?

В условиях, когда используется ручная фокусировка даже лучшие автофокусные объективы не могут приблизиться к тому уровню точности фокусировки, который может быть достигнут обычными объективами с ручной фокусировкой.

Микро-мотор, установленный в объективе с автоматической фокусировкой или в автофокусной камере требует малого хода и крайней высокой плавности вращения фокусировочного кольца, для того, чтобы иметь возможность фокусироваться быстро и тихо.

Вместе с тем, человек высокую плавность вращения фокусировочного кольца при его малом ходе обеспечить не может.
Удивительным фактом является то, что кинообъективы, которыми снимают фильмы в Голливуде, являются объективами с ручной фокусировкой и не оснащены системами автоматической фокусировки.

Если возникает необходимость съемки в условиях, где ручная фокусировка не может быть осуществлена человеком, управление фокусировкой осуществляется удаленно с использованием серво-приводов, подключенных к внешним зубчатым фокусированным кольцам объективов с ручной фокусировкой. Указанные приводы являются достаточно мощными для того, чтобы вращать фокусировочные кольца с необыкновенной точностью и плавностью.

к содержанию ↑

Объективы с ручной фокусировкой

В наши дни подавляющее большинство производителей объективов предлагают на рынке исключительно автофокусные объективы. При этом отдельные производители (например, Canon) никогда не занимались разработкой объективов с ручной фокусировкой (за исключением некоторых моделей для специальных целей).
Нынешняя линейка объективов производства фирмы Carl Zeiss учитывает обширный опыт создания объективов для кинематографа.
Имея большой ход фокусированного кольца, значительную прочность цельнометаллической конструкции и отсутствие необходимости ориентироваться на наличие фокусировочного мотора, объективы производства Carl Zeiss достигают высокого уровня точности наведения, намного превосходящего способности традиционных автофокусных объективов.

Благодаря существованию линеек объективов Carl Zeiss под популярные байонеты ZF (Nikon F), ZE (Canon) объективы могут быть установлены без какой либо потери функциональности на системные камеры перечисленных производителей без каких-либо переходников.

к содержанию ↑

Камеры с автоматической фокусировкой + объективы с ручной фокусировкой

Перечисленное выше приводит наше повествование к одному важному вопросу. Насколько высокая точность фокусировки объективов с ручной фокусировкой может быть достигнута на современных автофокусных камерах, большинство из которых страдает перечисленными выше ограничениями, упомянутыми при их сравнении со старыми аналоговыми камерами?

Фокусировочные экраны, устанавливаемые в качестве стандартных в современные автофокусные камеры, страдают, в первую очередь, от отсутствия «оптических помощников» (клиньев и микропризм), способных наглядно показать, при использовании объективов с ручной фокусировкой, когда объект съемки находится в фокусе, а когда — нет.

Кроме того, видимые точки фокусировки автоматической системы проявляются на фокусированном экране, установленном поверх, а также на экране life view и указанное обстоятельство способно существенно затруднить оценку взглядом фотографа степени точности наведения.

к содержанию ↑

Другие типы фокусировочных экранов

С помощью замены стандартного фокусировочного экрана фокусировочным экраном, оптимизированным для использования с объективами ручной фокусировки, возможно получение некоторых значительных улучшений.

Процедуре замены фокусированного экрана может быть подвергнута любая цифровая зеркальная камера, даже если ее производитель утверждает об обратном и не предоставляет на рынке сменных фокусировочных экранов.

При таких обстоятельствах на помощь приходят фокусировочные экраны производства сторонних производителей, производящих различные варианты фокусировочных экранов для конкретных моделей системных зеркальных камер.

Следуя простым инструкциям сторонних производителей, в том числе, и с использованием приложенных к фокусировочному экрану инструментов, владельцы зеркальных камер могут самостоятельно провести процедуру замены фокусировочного экрана, будучи максимально аккуратными и в условиях, исключающих попадание пыли внутрь камеры.

Существует также проблема с неточной установкой фокусировочных экранов и зеркал в современных камерах (с минимальными отклонениями в 1/100 или 1/10 мм), способная породить проблему бэк и фронт фокуса.

До тех пор, пока пользователь камеры использует ее со стандартным фокусировочным экраном и автофокусом, проблема в глаза не бросается.
Однако, стоит лишь установить на камеру фокусировочный экран, оснащенный «оптическими помощниками», как отклонение сразу становится заметным.
Единственным решением этой проблемы является обращение в сервисный центр производителя ЦЗК с требованием об устранении выявленной неисправности.
Для многих моделей камер решением по коррекции расположения фокусировочного экрана является подкладывание под него нескольких слоев тонкой пленки.

к содержанию ↑

Электронные фокусировочные помощники, быстрые, но не всегда точные

В большинстве камер системы Canon, Nikon и Pentax, аналоговых и цифровых, подтверждение электронной фокусировки продолжает работать и при использовании объективов с ручной фокусировкой Carl Zeiss. Камера подтверждает верность ручной фокусировки подсветкой активной точки автофокуса или лампочкой подтверждения фокусировки.

Во многих камерах системы Nikon помощь фотографу осуществляется также указанием направления, в котором следует вращать фокусировочное кольцо для достижения точной фокусировки.

Тем не менее, упомянутые «электронные помощники» указывают на приблизительную неточную зону, в которой фокусировка, осуществленная вручную, якобы подтверждена.

Область, указанная как «в фокусе», является очень большой и сильно зависит от того, в каком направлении Вы фокусируетесь (от нуля до бесконечности или от бесконечности до нуля).
Тем не менее, рекомендуется тщательно изучить взаимодействие оптики с ручной фокусировкой и камеры с целью детального установления их взаимодействия и вырабатывания у фотографа точного ощущения местанахождения фокусировки.

В ситуациях со светосильной оптикой особенно рекомендуется снять серию кадров с малой дистанции до объекта съемки с постепенной подстройкой в пределах зоны «фокусировка подтверждена» с целью последующего изучения тестовых кадров.
Зачастую зона точного фокуса находится и за пределами подтверждения электронным помощником.
Можно также попробовать провести «Тонкую настройку Автофокуса» имеющуюся в старших моделях полнокадровых зеркальных камер, настройки которой продолжают оказывать влияние на работу «электронного помощника» камеры, используемой с объективом с ручной фокусировкой.

к содержанию ↑

Режим Live view

Большинство современных камер позволяет снимать в этом режиме, при использовании которого возможно наведение на объект съемки с высочайшей точностью.

Указанные ранее проблемы с неточно установленным зеркалом, фокусировочным экраном, сводятся на нет, потому что Вы видите изображение в том виде, в котором оно поступает на матрицу фотоаппарата.

также можно использовать «лупы» для ЖК экрана для точной фокусировки по нему

Лупа на ЖК экран камеры

передатчик изображения в режиме LiveView на внешний экран по радиоканалу

Использование камеры, установленной на штативе, в режиме Liveview в совокупности с объективами с ручной фокусировкой является отличным решением для ситуации, когда фотосъемка проводится в условиях недостаточного освещения.

к содержанию ↑

Смещение фокусировки — Focus Shift

Даже с великолепно точно установленным фокусировочным экраном, оснащенным фокусированными помощниками, хорошо настроенным автофокусом или настройкой фокуса в режиме Liveview невозможно гарантировать правильное подтверждение точности фокусировки в каждом конкретном случае.

Сферические искажения объектива приводят к так называемому смещению фокуса. Изменение диафрагмы смещает оптимальную точку фокусировки.
Указанный эффект особенно заметен при использовании современных светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
Более подробное описание эффекта в статье „Measuring lenses objectively“ в Camera Lens News Nr. 30, начиная со стр. 24.

С целью принятия в расчет эффекта смещения фокуса, фотограф должен стараться произвести фокусировку, используя ту же диафрагму, на которой будет произведено фотографирование, конечно, если это возможно.

Тем не менее необходимо отметить ряд ограничений, связанных с этим.

Во-первых, система автофокуса на конкретной камере факт наличия смещения фокуса во внимание не принимает.
На практике это означает, что надежность электронного подтверждения фокусировки существенно варьируется в зависимости от типа объектива, значений диафрагмы и расстояния до снимаемого объекта.

Из-за структуры поверхности фокусировочных экранов они не способны пропустить через себя все входящие в них лучи света. Очень хорошо это обстоятельство заметно при использовании объективов, чья светосила превышает 2.8. При этом яркость фокусировочных экранов не меняется. Указанное обстоятельство означает, что изменение в оптимальной фокусировке не может может быть осуществлено при использовании
светосильной оптики с диафрагмой более 2.8

Свою ложку дегтя в бочку меда использования Live View добавляет тот факт, что многие современные камеры автоматически контролируют значение диафрагмы в этом режиме, основываясь на значениях ISO и имеющемся свете, чтобы быть уверенным в том, что изображение на экране показывается с правильной яркостью и контрастом.
Означает это, что используя режим Live view, становится невозможным закрытие диафрагмы до желаемого значения в том числе и с использованием кнопки предварительного показа диафрагмы, так как нужное значение диафрагмы устанавливается лишь в момент осуществления съемки.

к содержанию ↑

ИТОГ

Если Вы ориентированы на фотографирование на открытых диафрагмах с очень точной фокусировкой, объективы высокого разрешения с ручной фокусировкой способны существенно облегчить Вашу жизнь. Специальные фокусировочные экраны, настроенный автофокус и режим Live View позволяются фокусироваться более точно.
Несмотря на невозможность исключения смещения фокусировки, ее последствия могут быть сведены к минимуму при должной заботе со стороны фотографа.
В условиях, когда точность фокусировки критически важна, рекомендуется снимать серии кадров с подстройкой фокусировки.

к содержанию ↑

Бонус

Обзор видоискателей на ЖК-экран
Калькулятор глубины резкости
Калькуляторы для макросъемки

evtifeev.com

Узнайте, как освоить ручную фокусировку

Автофокус — это то, что большинство фотографов считают само собой разумеющимся. Системы автофокусировки на современных камерах достаточно сложны, чтобы приспособиться к всевозможным сценам и объектам, но почти каждая камера также позволяет вам делать вещи старомодным способом и вместо этого фокусироваться вручную.

Верьте или нет, ручная фокусировка развивалась в цифровую эпоху вместе с системами автофокусировки. Но почему вы хотите это сделать? И что именно вы получаете? Если вы никогда не использовали его раньше, или вы знаете свой путь, но вы хотите знать, как извлечь из него максимальную пользу, читайте дальше.

Что делает ручная фокусировка?

Ручная фокусировка полезна, когда между вами и объектом есть препятствия, которые могут запутать вашу систему автофокуса

Ручная фокусировка позволяет вам сфокусироваться с помощью кольца вокруг объектива или аналогичного элемента управления на корпусе камеры в качестве альтернативы системе автофокусировки камеры. Замечательно, когда вам нужен полный контроль над тем, где именно находится фокус, но это также позволяет обойти несколько сложных ситуаций, в которых системы автофокусировки имеют тенденцию бороться — подробнее об этом за секунду.

Доступ к нему обычно осуществляется через физический переключатель объективов, предназначенных для использования с зеркальными камерами и беззеркальными камерами. На компактных камерах, как правило, это вариант, который вы выбираете и настраиваете с помощью элементов управления камеры, а не на объективе (хотя есть несколько исключений). Обращайте внимание на символ «MF», так как это может быть написано где-то на теле, хотя вполне то, где находится этот элемент управления и как он определяется, зависит от камеры и объектива. В случае каких-либо сомнений лучше проконсультироваться с вашим руководством.

Вам по-прежнему доступен тот же диапазон фокусировки, используете ли вы автофокус или ручную фокусировку. Так что, если вы можете сфокусироваться на расстоянии 1 м от объекта и до бесконечности, это не изменится, если вы переключитесь между двумя методами.

Когда я должен использовать ручную фокусировку?

Вы можете использовать ручную фокусировку в любое время, хотя это особенно полезно в пяти ситуациях.

Первый — когда в сцене низкий контраст. Система автофокусировки вашей камеры основана на достаточном количестве света, чтобы отражать ваши объекты или исходить от них, чтобы она могла определить, где необходимо сфокусироваться. Когда этого не происходит, может возникнуть проблема с привязкой к вашей теме. Это также может произойти, когда слишком много яркого света, например, при съемке объекта на солнце.

Слабое освещение и низкая контрастность могут быть сложными для некоторых систем автофокусировки, поэтому здесь вам может помочь ручная фокусировка.

Второй сценарий — это когда сам объект имеет низкую контрастность или имеет мало различимых деталей, которые затрудняют идентификацию камеры, таких как лепестки цветка. Также может быть так, что этот объект очень маленький или визуально похож на его фон. Например, тычинки внутри цветка могут быть слишком хороши для системы автофокусировки вашей камеры, и поэтому здесь может потребоваться ручная фокусировка (хотя вы можете добиться успеха, используя меньшую точку автофокусировки, если есть какой-то способ отрегулировать это на вашем камера).

Может также случиться так, что ваша сцена хорошо освещена, но содержит несколько объектов, и тот, на котором вы хотите сфокусироваться, не так отличен в некотором роде, как другой. Здесь ваша камера может не знать, куда вы хотите сфокусироваться, и автоматически выберет более наглядную. Это имеет место, например, при съемке объекта через забор или ветви дерева. Вы можете использовать определенную точку фокусировки, чтобы ориентировать ее, хотя ручная фокусировка может быть более быстрой и / или более точной.

Ручная фокусировка полезна, когда объект визуально похож на его окружение или фон, например тычинки на этом цветке.

Четвертая ситуация — при съемке видео. Может случиться так, что вы используете более старый объектив с ручной фокусировкой, и в этом случае автофокусировка не будет вам доступна, но вам нужно сместить фокус между двумя элементами сцены. Некоторые камеры могут использовать автофокусировку здесь плавно и профессионально, но вы можете найти результат, который больше соответствует вашему зрению, вместо этого вручную сфокусировавшись. Это также один из способов обрезать или устранить шумы фокусирующих двигателей внутри объектива, которые в противном случае могут быть обнаружены при записи.

Наконец, вы можете использовать ручную фокусировку, когда просто невозможно сфокусироваться на объекте, возможно потому, что он еще не включен и может двигаться слишком быстро, чтобы вовремя сфокусироваться на нем. Здесь вы можете либо использовать ручную фокусировку, чтобы найти положение, в котором, как вы думаете, оно появится, что в конечном итоге избавит вас от необходимости возиться, хотя вы сможете использовать автофокусировку, если на том же расстоянии есть другой объект. Быстрый совет: если вы используете это, убедитесь, что вы также выбрали апертуру, которая обеспечит достаточную глубину резкости, чтобы сделать ее в фокусе, если ваши вычисления относительно ее положения будут немного смещены.

Как использовать ручную фокусировку

Многие объективы имеют окна фокусного расстояния, которые показывают, где объектив фокусируется в метрах и футах. Это работает как с автофокусом, так и с ручной фокусировкой

Использовать ручную фокусировку просто. После того, как вы установите камеру или объектив в режим ручной фокусировки, просто поверните кольцо фокусировки и посмотрите, что происходит в видоискателе или на ЖК-экране. Когда вы дойдете до точки, в которой фокус будет выглядеть правильно, и объект станет самым резким, остановите поворот кольца и сделайте снимок.

У вашего объектива может быть небольшое окно, в котором отображается расстояние фокусировки при вращении кольца фокусировки, что может оказаться полезным. В противном случае фокусное расстояние может отображаться на экране ЖКД или в видоискателе (или обоих).

Если вы используете оптический или электронный видоискатель, убедитесь, что диоптрий настроен для вашего зрения. Этот элемент управления обычно находится сбоку от вашего видоискателя, и вы должны калибровать его, поворачивая его, пока все внутри видоискателя не станет максимально четким. Это само по себе не меняет фокус, но настройка его на ваше зрение гарантирует, что вы видите сцену, поскольку она в конечном итоге будет захвачена.

Взяв его на следующий уровень

Современные камеры и объективы обычно предлагают несколько дополнительных инструментов, которые помогут вам получить максимальную отдачу от ручной фокусировки. Некоторые из них могут автоматически появиться, когда вы начнете использовать мануальный фокус, в то время как другие, возможно, должны быть включены в первую очередь.

Самый старый из них — ручная фокусировка. Обычно это происходит на объективе камеры, и это позволяет вам использовать систему автофокуса перед точной настройкой фокусировки с помощью кольца фокусировки, без необходимости переключать камеру или объектив на ручную фокусировку. Это обеспечивает удобство и контроль, и это полезно, если объект внезапно перемещается, и вам нужно сделать окончательную настройку. Имейте в виду, что на некоторых объективах положение автофокуса по умолчанию может предоставить вам этот элемент управления в качестве стандартного.

Некоторые объективы имеют специальные элементы управления для ручной фокусировки, такие как опция MO на этом объективе Sigma.

Более поздний элемент управления, который чаще всего встречается на компактах и ​​беззеркальных камерах, — это увеличение сцены. Обычно это активируется, как только вы начинаете вращать кольцо фокусировки, так как вы можете почувствовать, что вы пытаетесь сфокусироваться вручную. Таким образом, он может дать вам лучшее представление о том, что именно и что не в фокусе. Это выглядит так, как будто вы внезапно приблизились к сцене, но это никак не меняет фокусное расстояние и должно вернуться к исходной композиции, как только вы закончите фокусировку.

Пик фокусировки теперь является стандартной функцией беззеркальных камер

Пиковая фокусировка — еще одна полезная опция, которая существует всего несколько лет. Здесь камера применяет цветную подсветку к областям сцены, где контраст самый высокий. Поворачивая фокусировочное кольцо, вы обнаружите, что эта подсветка медленно перемещается в одном направлении или просто появляется и исчезает, в зависимости от того, что вы фотографируете.

Как правило, вы можете изменить цвет этой подсветки, чтобы она контрастировала с объектом съемки. Так, если вы снимаете красный цветок, а сама подсветка, например, красная, вы можете изменить ее на желтую или синюю подсветку, чтобы она была более четкой. Возможно, вам даже удастся отрегулировать порог, при котором начинает проявляться контрастность, что полезно для очень старых объективов с ручной фокусировкой, которые могут быть не слишком резкими для начала (или, наоборот, для современных объективов, которые являются особенно резкими).

  • 10 лучших техник фокусировки камеры
  • 10 законов пейзажной фотографии
  • 7 упражнений, которые сделают вас лучшим фотографом
  • Какова лучшая диафрагма и фокусное расстояние для портретов?

ru.ditching.eu

Наводим на резкость вручную

Ваш цифровой зеркальный фотоаппарат оснащён очень продвинутым автофокусом. Зачем вам наводить на резкость вручную?! На самом деле, существует множество поводов. В целом разнообразии съёмочных ситуаций автоматика вашей камеры может «растеряться», либо автофокус скорее будет вызывать головную боль, чем надёжно работать.

Датчики системы автоматического наведения на резкость складно функционирует при определённых условиях. Верхушку списка знаменуют интенсивность освещения и контраст. Датчики работают по следующему принципу. Они определяют границы контрастных областей на изображении, «цепляясь» за них, помогают остальным частям системы действовать эффективно. В условиях низкой интенсивности освещения автофокус может ошибаться, потому что датчики не способны «уловить» едва различимые, неясные контуры объектов.

В условиях низкой контрастности, например, в туман или, когда вы фотографируете гладкую поверхность воды, влажный песок, системе автоматического наведения на резкость сложно сфокусироваться на объекте. Когда датчики не могут интерпретировать картинку, создаваемую объективом, в создании резких снимков выручает фокусирование вручную.

В другом ряде сюжетов проявляется другая особенность автофокуса: он не всегда наводит на резкость тот объект, который нужно. Например, когда вы фотографируете сквозь проволочный забор или стеклянную витрину, датчики автофокуса «зацепятся» за препятствие перед объектом, чем за сам снимаемый объект. С похожей трудностью вы можете столкнуться, снимая сквозь ветки, листья или высокую траву.

Ваш фотоаппарат старается сфокусироваться на ближайшем объекте в кадре. (прим. переводчика – на объекте, который светлее остальных.) Когда вы ведёте фотоохоту за определённым животным, такая особенность автофокуса может стать причиной проблем. Представьте, в кадр внезапно влетает или вбегает другое животное. Автофокус может «сбиться» и сфокусироваться на нём. Итак, переключитесь в режим ручного наведения на резкость, если вы знаете, что автофокус может не справиться.

Последняя группа съёмочных ситуаций, где ручная фокусировка предпочтительнее, чем автоматическая, включает в себя движущиеся объекты. Либо скорость снимаемого объекта высока настолько, что автофокус «не успевает» за ним, либо сюжет быстро меняется, легко упустить момент, и критична даже короткая задержка в работе автофокуса.

Например, когда вы хотите сфотографировать сюжет, в котором гоночный автомобиль входит в поворот, лучше сделать так. С помощью автофокуса навести на резкость точку на дороге, которую пересечёт снимаемый объект, затем переключить фотоаппарат в ручной режим фокусировки. В момент пересечения автомобилем контрольной точки нажать на кнопку спуска затвора.

Этот же подход применим в фотографии живой природы, когда предварительное наведение на резкость какого-то неподвижного объекта позволяет вам подготовиться к съёмке приземляющихся птиц. Или, когда вы снимаете последовательно изменяющийся сюжет и задержка в работе автофокуса недопустима. И даже, когда вы фотографируете своих детей в парке.

Когда ручная фокусировка предпочтительнее

Дикая природа

Когда снимаете сквозь листву или траву, сфокусируйтесь вручную на открытой диафрагме, чтобы передний план превратился на изображении в приятое красочное размытие (если понятие «диафрагма» вызывает у вас трудности – прочтите первую часть из серии статей «Основы фотографии»).

Быстродвижущиеся объекты

В подобных сюжетах, как на фотографии ниже, заранее сфокусируйтесь на определённой точке, как только движущийся объект её пересечёт – делайте снимок.

Пейзажи

Если автофокус наведёт на резкость горизонт, глубина резко изображаемого пространства «не охватит» все снимаемые объекты. В заключительной части статьи мы расскажем о том, как фокусироваться, снимая «пространные» сюжеты (или ознакомьтесь с нашим уроком «Что такое гиперфокальное расстояние: 6 принципов резких пейзажей»).

Неординарные сюжеты

Если вы планируете делать коллаж или HDR-изображение, наведение на резкость вручную необходимо. В процессе съёмки одной и той же сцены важно сохранять дистанцию съёмки.

Фокусируемся вручную в режиме Life View

На корпусе вашего цифрового зеркального фотоаппарата может располагаться кнопка, которая позволяет оценивать глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Однако, когда вы удерживаете нажатой эту кнопку и лепестки диафрагмы складываются, образуя отверстие, интенсивность проходящее через объектив света уменьшается. В видоискателе изображение кажется тёмным. Иногда, оно настолько тёмное, что сложно рассмотреть снимаемую сцену.

Сейчас многие фотографы точно оценивают ГРИП в режиме Live View (прим. переводчика – словосочетанием «Life View» назвали режим просмотра снимаемой сцены в реальном времени. Для большинства компактных фотоаппаратов это обычный и единственно возможный способ построения кадра). Другая техника – сделать снимок, воспроизвести его на экране фотоаппарата, увеличить изображение и проверить, что нужные области снимаемой сцены находятся в резко изображаемом пространстве.

Далее мы приводим краткое руководство по тому, как в режиме Life View вручную наводить объекты на резкость.

Шаг 1

В меню вашего фотоаппарата найдите параметр «Режим Life View» и установите значение «Включить».

Шаг 2

Постройте кадр. Затем переведите переключатель «AF/MF» («A/M»), расположенный на объективе, в положение «MF» («M»).

Шаг 3

Включите режим Life View, нажав соответствующую кнопку (прим. переводчика – или повернув рычаг) на корпусе фотоаппарата. С помощью навигационных клавиш переместите белую продолговатую фигурку, изображённую на экране, в ту область кадра, на которой вы хотите сфокусироваться (ознакомьтесь с содержанием статьи «Обозначения на экране фотоаппарата в режиме Life View»).

Шаг 4

Нажмите на кнопку с пиктограммой лупы со знаком «+» один раз, чтобы увеличить изображение в 5 раз, второй раз, чтобы увеличить изображение в 10 раз.

Шаг 5

Теперь мягко вращайте фокусировочное кольцо на объективе, пока не получите на экране максимально резкое изображение при 10-ти кратном масштабе.

Шаг 6

Нажмите повторно кнопку (прим. переводчика – или поверните рычаг) для выключения режима Life View. Теперь сделайте снимок, нажав кнопку спуска затвора.

Стандартный способ ручной фокусировки

Ниже мы предлагаем вашему вниманию краткое пошаговое руководство: как вручную навести на резкость нужный объект по изображению в видоискателе.

Шаг 1

Переведите переключатель «AF\MF» («A\M») на объективе в положение «MF» («M»). С помощью кольца перемены фокусных расстояний выберите желаемое поле зрения.

Шаг 2

Смотрите в видоискатель, нажмите на кнопку спуска затвора на половину её хода и удерживайте в таком положении.

Шаг 3

Опирая фотоаппарат на ладонь левой руки, большим и указательным пальцами вращайте фокусировочное кольцо на объективе.

Шаг 4

Следите по видоискателю за метками, соответствующими датчикам фокусировки. Когда объект наведён на резкость, одна из меток подсвечивается (прим. переводчика – обычно, центральная метка, но какая именно, зависит от области кадра, которую вы фокусируете), в видоискателе внизу появится знак (прим. переводчика – обычно, круг), сигнализирующий об успешном наведении объекта на резкость.

Макросъёмка. Наводим на резкость вручную

Хотя многие камеры оснащены автофокусом, в съёмке на малых дистанциях и в макросъёмке лучше всего фокусироваться вручную. Фотоохота на бабочек и пчёл с автофокусом может вас расстроить. Даже при незначительном перемещении объектива или снимаемого объекта, автофокус заставляет линзы внутри объектива двигаться «в поисках» резкости. А в это время снимаемый объект удаляется от вас!

Переключите объектив в режим ручного наведения на резкость. Вращая фокусировочное кольцо, установите такую дистанцию съёмки, на которой изображение объекта будет соответствовать светочувствительному сенсору по размеру (масштаб 1:1) или будет соотноситься с ним в других, желаемых, пропорциях. Теперь, перемещая фотоаппарат ближе-дальше к снимаемому объекту, найдите такое положение, при котором изображение в видоискателе будет максимально резким.

Неспеша сделайте несколько снимков. Вероятность получить резкую фотографию будет выше (ознакомьтесь с прекрасными примерами макросъёмки насекомых) и узнайте, как сделать подобные!).

Если всё же вы хотите фотографировать макро с автофокусом, прочтите наше краткое руководство «Как настроить автофокус для макросъёмки»).

Как определить гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние – это дистанция съёмки, на которой достигается максимальная глубина резко изображаемого пространства. Другими словами, если вы наведёте на резкость точку в пространстве, удалённую от вас на гиперфокальное расстояние, то все объекты снимаемой сцены, находящиеся на расстоянии большем половины гиперфокального расстояния, будут изображены резко. Гиперфокальное расстояние зависит от фокусного расстояния объектива.

Если вы фокусируетесь «на бесконечность», вы теряете около двух третей возможной ГРИП! (прим. переводчика – «на бесконечность» означает, что кольцо фокусировки находится в крайнем положении, при этом, объекты сильно, бесконечно, удалённые от вас изображаются резкими.) Значение диафрагмы частично влияет на ГРИП: чем оно больше, тем больше ГРИП (ознакомьтесь со статьёй «Определяем свитспот объектива»).

Тем не менее, относительно фокуса (объекта, наведённого на резкость) ГРИП распределяется неравномерно: треть её находится перед фокусом, две трети позади фокуса. По этой причине, фокусируясь на линии горизонта или упирая кольцо фокусировки в положение, соответствующее отметке «бесконечность» на объективе, вы теряете две трети резко изображаемого пространства.

В те времена, когда автофокус ещё не придумали, наводили на резкость «бесконечность». Например, чтобы получить резкий снимок звёздного неба, достаточно было повернуть фокусировочное кольцо в крайнее левое положение (другими словами, вращать против часовой стрелки до упора). Современные объективы, сконструированные для их применения на фотоаппаратах с автофокусом, могут настраиваться «на бесконечность» для корректной работы системы автоматической фокусировки. В результате, как далеко вы не вращали бы против часовой стрелки фокусировочное кольцо и какое бы малое значение диафрагмы не выбирали, вы можете получить абсолютно нерезкое изображение!

В таблице ниже для заданных значений диафрагмы и фокусного расстояния, указаны гиперфокальные расстояния. Чтобы достичь максимальной ГРИП, достаточно навести на резкость объект, удалённый от вас на гиперфокальное расстояние. Обратите внимание, ниже приведены две таблицы. Одна касается фотоаппаратов с уменьшенной матрицей (формата APS-C), другая – полнокадровых камер (если хотите узнать больше о размерах светочувствительных сенсоров, прочитайте наше руководство «Полнокадровый цифровой зеркальный фотоаппарат: действительно ли он нужен?»).

Пример

Если вы фотографируете на камеру Canon 700D (размер светочувствительного сенсора в 1,6 раз меньше размера сенсора, установленного на полнокадровых фотоаппаратах) с фокусным расстоянием равным 24 мм и значением диафрагмы равным 11, то гиперфокальное расстояние равно 2, 74 м. Наведите на резкость объект, удалённый от вас на расстояние равное 2,74 м, и все объекты, расположенные дальше половины этого расстояния (другими словами, дальше 1,37 м), изобразятся на снимке резко.

Для удобства скопируйте и распечатайте таблицы:

Гиперфокальное расстояние, м – для светочувствительного сенсора формата APS-C

Фокусное расстояние, мм

12

15

17

20

24

28

35

50

70

100

135

Значение диафрагмы   8

0,98

1,52

1,95

2,71

3,84

5,18

8,23

16,76

32,00

66,45

120,40

Значение диафрагмы 11

0,70

1,07

1,37

1,89

2,74

3,66

5,79

11,89

22,86

47,24

85,34

Значение диафрагмы 16

0,52

0,76

1,01

1,34

1,95

2,62

4,42

8,23

16,46

33,53

60,35

Значение диафрагмы 22

0,37

0,27

0,70

0,98

1,37

1,83

2,86

5,85

11,58

23,47

42,67

 

Гиперфокальное расстояние, м – для полноформатного светочувствительного сенсора

Фокусное расстояние, мм

16

20

24

28

35

50

70

100

135

Значение диафрагмы 8

1,16

1,71

2,44

3,35

5,18

10,67

20,73

42,06

76,20

Значение диафрагмы 11

0,79

1,19

1,77

2,38

3,66

7,62

14,63

29,87

54,25

Значение диафрагмы 16

0,58

0,88

1,22

1,68

2,59

5,33

10,36

21,34

38,10

Значение диафрагмы 22

0,12

0,61

0,88

1,19

1,83

3,81

7,32

14,94

27,13

 

Заключительные рекомендации

Единственный способ «попадать в фокус» при наведении на резкость вручную – постоянно практиковаться. Мы подобрали несколько советов, которые могут быть вам полезны. Вначале откалибруйте чёткость изображения в видоискателе (коррекция близорукости-дальнозоркости). Это особенно важно, если вы носите очки и снимаете их, когда фотографируете.

Совет #1

Установите фотоаппарат на штатив и с помощью автофокуса наведите на резкость какой-то большой объект. Затем вращайте маленькую головку, которая расположена обычно сверху-справа окуляра. Вращайте её в разные стороны до тех пор, пока изображение в видоискателе не приобретёт максимальную чёткость. Проделав эти действия, вы настроите фотоаппарат под ваше зрение.

Совет #2

Тренируйтесь наводить на резкость стандартным способом, по изображению в видоискателе. Выберите фокусировку по центральному датчику, сделайте несколько кадров, затем выберите другой датчик и снова сделайте несколько кадров. Сравните снимки. Видите разницу? Центральный датчик обычно наиболее чувствительный.

Совет #3

Фокусироваться в режиме Life View лучше всего, когда фотоаппарат установлен на штатив. Положите камень или какой-либо другой объект на расстоянии от вас, равном гиперфокальному (воспользуйтесь одной из таблиц выше). С помощью навигационных клавиш поместите область масштабирования на экране напротив «эталонного» объекта. Увеличьте изображение в 10 раз, наведите на резкость.

Совет #4

С помощью автофокуса по центральному датчику наведите неподвижный объект на резкость, затем переключите объектив в режим ручной фокусировки. Перестройте кадр и сделайте снимок. Пока дистанция съёмки остаётся неизменной, объект, который вы первоначально навели на резкость, будет изображаться резко. Эта техника полезна в условиях низкой интенсивности освещения. Вы можете сфокусироваться на освещённом предмете, а сфотографировать нужный, менее освещённый, объект.

Автор статьи: J. Meyer

photo-monster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *