Разное

Программа для звукозаписи и обработки: 10 лучших бесплатных программ для записи звука (2023)

Содержание

Обработка звука на ПК | Digital Music Academy

Все виды обработки звука можно свести к нескольким типам:

  • инструменты монтажа,
  • простое (без обратной связи) изменение высоты, громкости и скорости воспроизведения звука,
  • динамическая обработка,
  • спектральные (частотные) преобразования,
  • эффекты задержки (пространственная обработка),
  • модуляция параметров сигнала.

Кроме того, к цифровым фонограммам применяются различные математические методы, например, интерполяция отсчетов (Repair) или их пропорциональная коррекция (Normalize).

Монтаж можно считать простейшим видом обработки, который применяется практически ко всем фонограммам. Как минимум, это обрезка в начале и в конце записи.

Динамическая обработка воздействует на относительную громкость различных фрагментов или компонентов фонограммы. К эффектам этого типа относятся компрессоры, лимитеры, экспандеры и гейты, а также искажающие динамические эффекты.

Спектральные преобразования воздействуют на тембр звука. К ним относятся различные фильтры: high pass, low pass или band pass (полосовой) и эквалайзеры — параметрические или графические.
Важным частным случаем спектральных преобразований являются формантные преобразования — манипуляции с формантами — характерными полосами частот, встречающимися в звуках, произносимых человеком. Изменяя параметры формант, можно подчеркивать или затушевывать отдельные звуки, менять одну гласную на другую, сдвигать регистр голоса и т.п.

Эффекты задержки основаны на временнóй задержке одной копии сигнала относительно другой. Такие эффекты могут создавать иллюзию пространства или помещения, как реверберация, эхо и т.п., иллюзию множественности источников звука (хорус) или иллюзию движения (фейзеры, фленжеры).

Модуляция параметров сигнала. В таких эффектах, как, например, фейзер, фаза сигнала модулируется низкочастотным колебанием (с частотой значительно ниже минимальной звуковой частоты 20 Гц).

С помощью модуляции амплитуды реализуется эффект тремоло, а с помощью модуляции частоты — вибрато.

Звуковые редакторы

К этому типу программ относят ПО, позволяющее редактировать и генерировать аудиоданные. Звуковой редактор может быть реализован полностью или частично в виде библиотеки, приложения, веб-приложения или модуля расширения ядра ОС.

Программа типа Wave Editor это цифровой звуковой редактор, который обычно предназначен для записи и редактирования музыки, наложения эффектов и фильтров, назначения стереоканалов и т.п.

Digital Audio Workstation (DAW) это программа с более широкими возможностями, которая обычно состоит из множества компонентов, объединенных единым графическим интерфейсом. Практическим и самым очевидным отличительным признаком DAW является наличие полнофункционального MIDI-секвенсора.

Во многих DAW имеются также инструменты видеомонтажа, предназначенные для создания музыкального видео.

Звуковые редакторы, предназначенные для работы с музыкой, как правило, позволяют пользователю:

  • импортировать и экспортировать аудиофайлы различных форматов,
  • записывать звук с одного или больше входов, и сохранять его в памяти компьютера в цифровом виде,
  • производить монтаж фонограмм на временной шкале (timeline) с применением переходов (fade in, fade out, crossfading),
  • смешивать несколько источников звука/треков с различными уровнями громкости, панорамы и т.п., и направлять на один или больше выходных каналов,
  • применять различные эффекты и фильтры, включая компрессию, экспансию, различные виды модуляции, реверберацию, подавление шума, эквализацию и т.д.
  • воспроизводить звук, направляя его на выходные устройства, такие как динамики, внешние процессоры или записывающие устройства,
  • конвертировать звук из одних аудиоформатов в другие и менять характеристики аналого-цифрового преобразования (разрядность и частоту дискретизации)

«Деструктивное» и «недеструктивное» редактирование

Звуковые редакторы позволяют осуществлять как «недеструктивное редактирование» в режиме реального времени, так и «деструктивное», т. е. как отдельный процесс преобразования, не связанный с воспроизведением или экспортом фонограммы, а также совмещать оба эти типа.

Деструктивное редактирование изменяет исходный аудиофайл, а недеструктивное лишь изменяет параметры его воспроизведения. Например, если в процессе деструктивного редактирования удалена часть трека, эти данные действительно удаляются. Если же используется недеструктивное или real-time редактирование, удаленные данные остаются, но не воспроизводятся.

Преимущества деструктивного редактирования:

  • В графическом редакторе все сделанные изменения можно наблюдать визуально.
  • Количество эффектов, которые могут быть применены, практически неограниченно (или ограничено только дисковым пространством, выделенным для History).
  • Редактирование обычно точное, в масштабе до отдельного сэмпла.
  • Эффекты могут применяться к строго определенному региону — с точностью до сэмпла.
  • Микширование и экспорт отредактированного звука происходит быстро, так как при этом не требуется расчета примененных эффектов.

Ограничения деструктивного редактирования:

  • После применения эффект нельзя изменить. Правда, есть возможность «отменить» последнее выполненное действие. Обычно редактор поддерживает множество уровней «истории отмены», так что несколько действий могут быть отменены в порядке, обратном тому, в котором они были применены.
  • Порядок отмены нельзя изменить (сначала отменяется последнее редактирование и т.д.).

Преимущества real-time редактирования (в реальном времени):

  • Эффекты обычно можно настраивать во время воспроизведения или в любое другое.
  • Редактирование может быть отменено или скорректировано в любой момент в любом порядке.
  • Несколько эффектов могут быть применены последовательно, при этом их последовательность может быть изменена, эффекты могут быть удалены из цепочки или добавлены.
  • Многие редакторы поддерживают автоматизацию эффекта, т.е. автоматическое изменения его параметров во время воспроизведения.

Ограничения real-time редактирования:

  • Форма сигнала, отображающаяся на Timeline остается прежней, примененные эффекты не влияют на нее.
  • Количество эффектов, которые могут быть применены, ограничено мощностью компьютера или устройства. В некоторых редакторах есть функция «замораживания» дорожки (разрушение стека эффектов).  
  • Как правило, эффект не может быть применен только к части дорожки. Чтобы применить real-time  эффект к части трека, эффект включается в одной точке и выключается в другой.
  • В многодорожечных редакторах, если аудио копируется или перемещается с одной дорожки на другую, звук на новом треке может отличаться от того, как он звучал на исходном треке, так как к каждому треку могут быть применены различные эффекты реального времени.
  • Микширование и экспорт происходит медленно, так как требуется дополнительно рассчитывать примененные эффекты реального времени.

 

List of music software

10 аудиоредакторов для радио и не только — МедиаПрофи

Какую программу выбрать для быстрого монтажа репортажа, а какую — для создания ролика или презентации? Сегодня мы публикуем подборку аудиоредакторов — от самых простых до многофункциональных

 

Бесплатные


01. Audacity (от The Audacity Team)

Один из самых простых, но при этом достаточно функциональных кроссплатформенных аудиоредакторов, который отлично подойдет для новичков. В этом бесплатном приложении есть все, что необходимо для обработки аудиозаписей. С его помощью можно резать треки, копировать фрагменты, убирать ненужные части и вокал, поднимать уровень звука, накладывать эффекты.

Программу можно использовать для записи (есть таймер), оцифровки аналоговых носителей, а также в качестве конвертера. Работать можно сразу на нескольких дорожках, есть поддержка VST-плагинов, которые помогают значительно расширить спектр возможностей по обработке звука. Импорт и экспорт файлов поддерживается в форматах MP3, WAV, OGG Vorbis, FLAC, AIFF и AU. Можно также использовать сторонние библиотеки, импортировать файлы MPEG, WMA, GSM, M4A/M4R (AAC), AC3 и так далее.

Приложение доступно для Microsoft Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD. Есть у программы и свои минусы — отсутствие возможности наложить эффект в реальном времени и поддержки драйверов ASIO, которые обеспечивают низкий уровень задержки при передаче аудиопотока.

У Audacity также есть портативная версия Audacity Portable, с помощью которой можно редактировать, накладывать эффекты, изменять скорость воспроизведения и тон, удалять шумы, плюс использовать встроенные фильтры вроде реверса и усиления/затухания звука. Как и полная версия, портативная поддерживает большинство популярных форматов. Выпущенный в 2000 году аудиоредактор получил особую популярность среди подкастеров — его даже рекомендовали для записи и монтажа подкастов создатели проекта Russian Podcasting.

02. Wavosaur (от Wavosaur)


Компактный и функциональный французский аудиоредактор, который вполне может составить конкуренцию Audacity по удобству использования и, в отличие от американского собрата, поддерживает ASIO. Пользователи разного уровня смогут достаточно быстро овладеть этой программой для «нарезки» музыки. К сожалению, доступен редактор с грозным названием и милым логотипом только для Windows. Интересно то, что программа не требует установки, работать с ней можно сразу после распаковки, запуска архива и открытия «wavosaur. exe».

Здесь доступны все стандартные функции редактирования (вырезание, копирование, аудиовставки разных форматов), одновременная работа с несколькими файлами, запись с микрофона, преобразование моно в стерео и обратно, удаление вокала, автоматическая регулировка уровня звука, добавление тишины/затухания в конце трека и так далее. Эффекты можно накладывать на выделенный фрагмент аудио, при записи звука — в режиме реального времени. Для обработки звука используются VST-плагины, также возможно конвертирование файлов в популярные форматы.

03. WavePad (от NCH Software)


Кроссплатформенное профессиональное приложение доступное как в бесплатной, так и в платной расширенной версии — WavePad Master’s Edition для Windows и Mac. Бесплатная версия предназначена исключительно для домашнего использования в некоммерческих целях. Существуют одноименные мобильные приложения для Android, Apple и Kindle — также в бесплатной и платной версиях.

Аудиоредактор работает с MP3 или WAV, но поддерживает и другие форматы — OGG, FLAC, AIF, AU, AM, VOX, WMA, Real Audio, GSM, M4A, MIS и другие. В программе присутствует стандартный редакторский функционал — обрезание, склеивание, удаление, копирование, вставка, тишина и так далее. И базовый набор эффектов — эквалайзер, эхо, реверберация, обратное проигрывание, envelope, усиление звука. Дополнительно отметим инструмент снижения шума, который может работать в двух режимах — автоматическом и ручном.

Есть возможность оставлять закладки для отложенной работы с треками, осуществлять поиск по аудио, производить спектральный анализ (FFT), изменять голос, реставрировать записи (осуществлять подавление шума и устранение треска). Пакетная обработка позволяет конвертировать большое количество файлов за один клик или, например, применять к ним эффекты. В общем, функционал довольно широкий, всего не перечислить, к тому же существует большой выбор дополнительных утилит, которые можно установить отдельно: для сведения звуковых дорожек, записи на CD, конвертации, а при необходимости — даже элементарного редактирования видео.

04. WaveLab (от Steinberg)


Профессиональное кроссплатформенное приложение от создателей технологии VTS, которая позволяет обрабатывать звук в режиме реального времени. Аудиоредактор доступен для Windows и Mac, есть также платная версия PRO. Пожалуй, это один из главных конкурентов Sony SoundForge, речь о котором пойдет ниже.

WaveLab — многоканальный редактор, который позволяет эффективно работать со звуком в HD-качестве: редактировать файлы, осуществлять монтаж, сводить треки, записывать звук. Интерфейс несколько посложнее, чем у описанных выше программ, но достаточно удобный — его можно подстраивать под себя: регулировать размер, менять местами панели управления, создавать свою собственную разметку, менять форму отображения треков.

Поддерживает все основные и популярные аудиоформаты: MP3, MP2, WAV, OGG, FLAC, AIF и звуковые дорожки видеофайлов. Помимо стандартного функционала (мультитрекинг, монтаж, анализ), незаменимого при создании качественной радиопередачи или подкаста, имеет большое количество дополнительных функций: запись CD/DVD, накладывание эффекта и последующее его прослушивание в реальном времени (можно подключить до 10 плагинов), пакетную обработку, возможность создания многоканальных композиций аудиостандарта DVD. Есть даже утилита для загрузки обложек альбомов и экспорта подкастов прямо на SoundCloud.

Отличительная черта продуктов Steinberg — особый формат OST (Original Sound Quality), который сжимает цифровой звук без потерь в качестве. Редактор легко синхронизируется с другими приложениями и плагинами от Steinberg, поэтому возможности его почти безграничны.

Платные


05. Nuendo (от Steinberg)

Цифровая рабочая станция (DAW), которая считается одной из лучших программ для создания аудиофайлов. Широкий функционал, мощность и эффективность делают ее настоящей «виртуальной лабораторией» звука для профессионалов нелинейного монтажа. Софт поддерживает почти все аудиоформаты, технологии ASIO, VSTi, VST, а также с помощью встроенного секвенсора может работать с MIDI-данными.

Nuendo иногда путают с Cubase, так как обе программы обладают похожими интерфейсами и были спроектированы одним разработчиком. Но качественное различие в том, что Nuendo выпущена для создания цифрового аудио в целом (звука для фильмов, телепрограмм, радиопередач, рекламы и прочего), в то время как Cubase профилируется конкретно на создании музыки. Эта универсальная программа поддерживает одновременную работу на четырех мониторах и обладает широким функционалом по обработке звука для любых нужд: начиная от вокала и заканчивая созданием эфирного оформления.
 

06. Sony Sound Forge (от Sony Creative Software)


Многофункциональная кроссплатформенная программа с широким спектром различных инструментов, которая получила признание у многих звукорежиссеров, продюсеров и музыкантов. Приложение распознает почти все известные аудиоформаты, в том числе и довольно редкие — такие как Raw Audio, Macintosh AIFF, Sony Perfect Clarity Audio (PCA), Macromedia Flash (SWF), Sony Media Wave 64 (W64), а также некоторые видеоформаты. Маркеры, волновые формы, размеры/цвет окон и другие элементы интерфейса могут настраиваться и сохраняться по желанию пользователя.

Функционал Sony Sound Forge включает в себя все необходимое для создания высококачественного аудиоконтента: большое количество разнообразных фильтров и эффектов, возможность создания звуковых петель и потоковых медиафайлов, инструменты ремастеринга и восстановления старых записей и так далее.


07. Digispot II Трек 2 (от Тракт)


Кроссплатформенный профессиональный многоканальный аудиоредактор от российских разработчиков, которые также производят программные продукты для автоматизации радиовещания — например, популярный на отечественных радиостанциях программный комплекс «Джинн». «Трек 2» — это универсальный софт с интуитивно понятным интерфейсом для создания и редактирования эфирного контента. Он позволяет записывать звук, осуществлять монтаж и редактирование как звуковых, так и текстовых файлов. С помощью встроенного буфера можно хранить большое количество связанных между собой синхронов и текстов. Доступна демо-версия.


08. Adobe Audition (от Adobe Systems)

Кроссплатформенная программа для микширования и звукового монтажа. Программу отличает достаточно удобный пользовательский интерфейс, который можно гибко настраивать и сохранять в качестве шаблона — для разных проектов можно задать разные параметры.

Помимо стандартного функционала, у программы имеется широкий выбор продвинутых инструментов для создания ремиксов и корректировки продолжительности композиций, синтеза речи, записи с отчетом времени. Пользователю также доступно редактирование диапазона частот, обнаружение паттернов биений и ритмов для соответствующего установления начальных и конечных точек, расширенная поддержка автоматизации радиопередач и многое другое. Этот аудиоредактор открывает бескрайние возможности для экспериментов в области саунд-дизайна и создания эффектных звуковых ландшафтов. Новые версии программы также позволяют производить автоматическое резервное копирование в Adobe Creative Cloud. Пробная версия доступна бесплатно.

Онлайн-редакторы


09. FileLab Audio Editor


Простой мультитрекинговый онлайн-аудиоредактор, который поддерживает большинство популярных аудиоформатов (MP3, WAV, WMA, OGG, FLAC, M4R, M4A, M4B, AIFF, AAC, AMR) и позволяет довольно быстро и легко обработать тот или иной трек. Также возможно наложение элементарных звуковых эффектов и фильтров: затухание, усиление, эхо, шумы, тишина и так далее. С его помощью также можно улучшать характеристики аудио, убирать искажения и переконвертировать файлы.


10. Twisted Wave


Twisted Wave — удобный и простой редактор аудиозаписей с интуитивно-понятным интерфейсом и базовым набором функций, эффектов, фильтров. Файлы можно загружать с компьютера, импортировать из Google Drive или SoundCloud. После регистрации при закрытии браузера трек со всей историей правок автоматически сохраняется в базу. На сайте можно зарегистрироваться и создать собственный мини-архив аудиофайлов. Также у сервиса есть мобильные приложения для iPhone и iPad.

 

Источник: Александра Гагарина, tvkinoradio.ru 

7 лучших бесплатных и платных программ для аудиозаписи в 2023 году