В 2020 году «Яндекс.Маркет» и Mindshare (входит в GroupM ) хотели предложить брендам необычные механики для продвижения на сервисе. Было решено продвигать не только классические товары, но и те, что не размещаютя на маркетплейсе. Volvo стал первым клиентом в автокатегории, вышедшим с таким объемным проектом на площадке. Команда «Яндекс.Маркета» рассказала о механике и результатах проекта.
Задача
Мы не стремились создать категорию «Автомобили» и продавать их на «Маркете» — мы хотели оценить пользовательский спрос. Основной целью проекта было увеличить узнаваемость (Awareness) и рассмотрение (Consideration) флагманских моделей Volvo — кроссовера XC60 и внедорожника XC90.
Нужно было попасть в узкую аудиторию покупателей премиальных кроссоверов и заинтересовать их, не находясь в top of mind. Достучаться до них непросто, однако мы с командой Mindshare предположили, что на «Яндекс. Маркете» они наверняка есть. Вопрос был лишь в том, как выявить таких пользователей среди 6 млн ежедневных посетителей.
Механика
Чтобы определить ту часть пользователей «Маркета», которым автомобили Volvo будут интересны, мы использовали нестандартную механику — «продуктовый look-alike». Бренд поделился с нами своей обезличенной информацией о владельцах автомобилей. Мы сопоставили эту информацию с базой наших пользователей и посмотрели, какие товары их интересовали.
Вместе с Mindshare мы предположили, что покупки владельцев Volvo — категоризирующий признак нужной нам аудитории. То есть людям со схожими товарными интересами будут интересны одинаковые автомобили. Мы натренировали нейросеть, которая сформировала наиболее вероятную корзину таких пользователей.
Внутри этой корзины обнаружилось много такого, к чему логическим путем мы, очевидно, не пришли бы. Например, что в категории смартфонов покупатели премиальных кросоверов чаще предпочитают известному бренду смартфонов совсем другой. На карточках таких товаров мы размещали баннер — «Люди с вашими интересами выбирают Volvo». Баннеры на карточках товаров уводили пользователя на лендинг, понятно рассказывающий пользователям о преимуществах продукта.
Антон Тимофеев, старший менеджер по планированию рекламы в цифровых медиа Mindshare:
Технология look-alike для таргетированной рекламы часто остается недооцененной, так как ее эффективность в большинстве доступных рынку инструментов ограничивается работой с исходной выборкой (обучающей моделью) и выставлением дополнительных таргетингов. Поиск параметров схожести отдается чаще всего на откуп black box (черный ящик — прим. Sostav) решениям. Однако в данном кейсе нам удалось удостовериться в том, что работа на уровне принципов построения look-alike — позволяет добиваться большего.
На лендинге пользователь мог выбрать одну из двух ключевых моделей автомобилей и увидеть ее в действии: интерактивный блок показывал ключевые функции (например, Lane Keeping Aid — удержание полосы). Ниже интерактивного блока располагалась кнопка с формой заявки на тест-драйв — одно из целевых действий.
При дальнейшем скролле, на втором блоке, пользователь видел себя внутри салона, где подсвечивались особенности интерьера автомобиля.
В третьем блоке лендинга говорилось о широких возможностях при выборе конфигурации модели — чтобы воспользоваться подборщиком, нужно было перейти на сайт Volvo. Там же понравившуюся модель можно было и купить.
Разумеется, были и стандартные промомеханики — баннеры, растяжки, врезка в категории «Товары для авто».
Наш проект с Volvo был скорее медийный, то есть без интеграции и продажи автомобилей на площадке. В то же время он был очень необычным за счет продвижения товаров, которые у нас не продаются.
Результаты проекта
Одной из целей проекта было увеличение узнаваемости продвигаемых моделей Volvo XC60 и Volvo XC90. Хотя «Яндекс.Маркет» не целевая площадка для рекламы автомобилей, но благодаря интерактивным механикам, командной работе с Mindshare и синхронизации данных мы смогли найти аудиторию автолюбителей и тех, кто потенциально заинтересован в покупке именно Volvo, тем самым решив задачи бренда. Мы доказали: то, что лежит в корзине у пользователя, — важно и многое о нем говорит.
Нам удалось достичь высокой вовлеченности пользователей в коммуникацию на посадочной странице анонсирующими форматами внутри «Яндекс.Маркета». Охват аудитории всего проекта был перевыполнен в два раза от изначально запланированных значений.
Глубина конверсии и интереса к XC60 и XC90 у пользователей, пришедших благодаря кампании на сайт, достигала невероятных масштабов. А конверсия в глубину просмотра в разы превышала этот показатель среди пользователей, привлеченных через look-alike из других источников. Второстепенной задачей было привлечение пользователей к записи на тест-драйв новых моделей автомобиля — в итоге конверсия в заявки на пробные поездки была в 10 раз выше, чем при стандартных медийных активациях бренда.
По результатам Brand Lift опроса, большинству пользователей понравился спецпроект и они захотели больше узнать о Volvo. А у двух третей мнение о бренде изменилось в лучшую сторону.
Яндекс в цифрах — итоги 2021 — Финансы на vc.ru
Яндекс — одна из немногих компаний, за отчётностями которых я продолжаю наблюдать вот уже три года. Почему? Во-первых, это интересно. Это не металлургический завод с тысячами тонн проката. У Яндекса стильные, модные, молодёжные сервисы с довольно понятными метриками. Во-вторых, у меня на данный момент 48 акций Яндекса, и у меня «шкура в игре».
8755 просмотров
В сегментах вновь перестановки: Такси и Еду разнесли по разным сегментам. Так что сейчас сегменты выглядят так:
- Поиск и портал. Неизменно основной бизнес Яндекса.
- Мобильность: Такси и каршеринг Драйв.
- Электронная коммерция и доставки: Маркет, Лавка, Еда, Логистика, а также попытки укрепиться за рубежом под брендом Yango Deli (ну и название…)
- Медиа-сервисы: Плюс, Кинопоиск, Музыка.
- Доски объявлений: Авто.ру, Недвижимость, Аренда (что-то новое?).
- Другие бизнесы и эксперименты: Автономные автомобили и роверы, Облако, Девайсы, Дзен, Практикум и Финтех (впервые показан в презентации).
Поиск и Портал
Рекламная выручка проседала во время ковида, но несильно. Важно вот что: Яндекс вернулся к доковидным темпам роста выручки от рекламы — она растет на 18% в год (см. красный график сверху). Маржинальность рекламного бизнеса при этом сохраняется на очень высоком уровне — почти 50%. Так что половина от всех заливаемых в Яндекс рекламных бюджетов — это прибыль для его акционеров. Так, на рекламе Яндекс заработал 79,6 млрд ₽ за весь 2021 год.
Яндекс обращает наше внимание на то, что цифровая реклама (54%) уверенно отъедает бюджеты у «традиционных» рекламных площадок, таких как: радио (2%), бумажная пресса (1%), наружная реклама (8%), телевидение (34%). Этот процесс начался не вчера, и он продолжается — так что топливо для роста ещё есть.
Мобильность
Здесь три подсегмента: Такси, Каршеринг и Логистика.
Показатели роста по Такси не перестают удивлять. Казалось бы, насыщенный рынок с кучей конкурентов (Ситимобил, DiDi, Gett и пр.), но Яндексу удаётся расти на 32% в год по количеству поездок и на 41% в год — по обороту. Всего в Яндекс.Такси и Uber (российское подразделение этой американской компании входит в соместное с Яндексом предприятие) мы с вами накатали на 574 млрд ₽ в 2021 году.
Здесь надо понимать, что не все 574 млрд ₽ — это выручка Яндекса. Огромное количество денег уходит водителям — более 500 млрд ₽. Выручка самого Яндекса от услуг такси составила в 2021 году 73 млрд ₽. А прибыль от этого подсегмента составила 22,3 млрд ₽ за последний год. Буквально 3 года назад этот бизнес болтался на грани рентабельности, а сегодня — такие показатели…
С каждых 100₽, потраченных нами в Такси, Яндекс зарабатывает 3,89₽
Следует понимать, что такой оборот накатали не только жители России. Такси работает в 20 странах. Правда, я почему-то уверен, что во всех этих Сенегалах и Камерунах такси работает в убыток, и подпитывается дико прибыльным российским таксопарком.
Оборот по каршерингу в 2021 году составляет 14,8 млрд ₽. Каршеринг работает всего в 4 городах (Москва, СПб, Казань, Сочи). Наверное, это очень дорогое удовольствие, и в другие города заходить нерентабельно. Каршеринг по итогам 2021 года оказался прибыльным, и заработал 1,2 млрд ₽.
С каждых 100₽, потраченных нами в Драйве, Яндекс зарабатывает 8,10₽
Логистика всё ещё убыточна, но по итогам 4 кв. 2021 на 11,3 млрд ₽ оборота пришлось всего 54 млн ₽ убытка — так что есть большая надежда на то, что и этот бизнес Яндекс выведет в прибыль, как он умеет делать и доказал это на примере Такси и Каршеринга. Будем наблюдать.
Фудтех
Еда и Лавка — две составляющие фудтех-бизнеса Яндекса. Валовая стоимость заказов (GMV) здесь удваивается каждый год и достигла 80 млрд₽ в 2021 году.
Яндекс уже обошел всех своих конкурентов: Х5, Сбермаркет, Вкусвилл, Самокат и прочих. Правда, выглядит это как манипуляция: всем нам известно, что Сбермаркет и Самокат — части одной сберовской экосистемы, и Яндекс хитро считает все кусочки своей экосистемы в сумме, а конкурентов — по отдельности 😉
Количество магазинов Лавки замедлило рост — сейчас это 404 магазина. Лавка открылась в Париже — интересно, как у них пойдут дела там.
Впрочем, здесь как и в Такси далеко не всё — выручка самого Яндекса. Так, на валовую стоимость всех заказов 80,1 млрд ₽ на сам Яндекс приходится 37,7 млрд ₽. В Лавке эти показатели практически равны (GMV почти равно выручке), а в Еде доля приходящихся на Яндекс денег небольшая. Тем не менее, сегмент дико убыточен — на 80,1 млрд ₽ оборота (37,7 млрд ₽ выручки) в 2021 году приходится 10,6 млрд ₽ убытка.
Каждые 100₽, потраченные нами на заказы в Еде и Лавке, обходятся Яндексу в 113₽
Маркет
Яндекс.Маркет — один из главных драйверов роста выручки Яндекса. Валовая стоимость заказов (GMV) в 2021 составила 122,2 млрд ₽. Маркет растёт многократно. По осторожным прогнозам Яндекса, Маркет вкупе с Фудтехом удвоятся в 2022 году по сравнению с 2021. Здесь Яндекс в роли догоняющего: далеко впереди Wildberries и OZON. Яндекс отъедает долю, привлекая продавцов.
Так, целых 76% от объема продаж по итогам года — это продажи сторонних продавцов, и только 24% товаров продает сам Яндекс.Именно из-за того, что большую часть продаж делают сторонние продавцы, выручка Яндекса здесь составила всего 35,3 млрд ₽. А убыток при этом был 40,5 млрд ₽!
Всё дело в складах — в 2021 построено 7 складов площадью 220’000 кв. м.
Каждые 100₽, потраченные нами в Маркете, обходятся Яндексу в 133₽
Медиа-Сервисы
Количество подписчиков выросло до 12 млн человек, выручка сегмента составила 18,4 млрд ₽ в 2021 году. Правда, сервис также убыточен — маржинальность составляет -29%.
Каждые 100₽, потраченные нами на подписку Плюс и на покупки в Кинопоиске, обходятся Яндексу в 129₽
Доски объявлений
Это очень маленький сегмент, на который приходится всего 2% выручки. Сегмент прибыльный, большего от него и не требуется.
Эксперименты
Пожалуй, самый загадочный и экзотический для России эксперимент — это автомобили с автономным управлением. Они накатали на 4,4 млрд ₽ в 2021 году, и здесь нас ждёт либо победа искусственного интеллекта и полный скайнет на горизонте 5-10 лет, либо это так и останется дорогой игрушкой для акционеров.
Больше всего из всего отчёта меня разочаровал следующий факт: ожидаемо, 4 квартал 2021 стал рекордным в части продаж Яндекс.Станций. Оно и понятно — это крутой новогодний подарок человеку любого возраста, и многие подумали точно так же. Глядя на цифры в предыдущем отчёте, я был уверен, что этот бизнес выйдет в плюс. Но нет! Каждые 100₽, потраченные нами на Яндекс.Станции, обошлись Яндексу в 120₽. Это оказалось убыточным даже в рекордный по продажам квартал. Почему? Загадка для меня.
Планы на 2022
Планы на следующий год — амбициозные. Я полагаю, рынок воспринял позитивно не столько показатели за 2021, сколько прогнозы на 2022. Возможно, в 2022 общая выручка Яндекса превысит 500 млрд ₽, а Такси и сервисы Электронной коммерции на двоих накрутят оборот в 1 трлн ₽. Могу лишь пожелать удачи, ведь я имею прямой интерес.
Ложка дёгтя
Кручу-верчу, запутать хочу!
По метрикам международных стандартов финансовой отчётности (МСФО или GAAP), Яндекс показал значительный убыток по итогам 2021 года — 14,6 млрд ₽. Эта метрика используется во всех скринерах при расчете показателя P/E, к примеру. Так что не удивляйтесь, если увидите, что Яндекс выпадает из выборки хороших прибыльных компаний при настройке соответствующих фильтров.
Сама компания очень хитро приводит нас к так называемому «Adjusted EBITDA», по которому компания прибыльная! Заработала целых 32 млрд ₽. На картинке выше вы можете увидеть, в чём разница, и что Яндекс предпочитает убрать за скобки, радостно докладывая об очередном прибыльном периоде: амортизация, опционы ключевым сотрудникам, некий «другой убыток» и прочие расходы.
Я не могу кому-либо порекомендовать покупать акции Яндекса сейчас — это крайне рискованная инвестиция. Сегодня Яндекс — это убыточная компания с неясным будущим.
Сам я сожалею, что действовал слишком осторожно, когда цена падала ниже 3500₽ за акцию, и купил меньше, чем хотел. Мне сложно объяснить с рациональной точки зрения, почему я решил инвестировать в Яндекс за рамками тех лимитов, которые отведены ему в моей стратегии. Время покажет, был ли я прав.
Российская компания «Яндекс» планирует решительный шаг в отношении беспилотных автомобилей
В то время, как ожидания внедрения беспилотных автомобилей в отрасли ослабли, российская компания «Яндекс» нажимает на акселератор.
Начиная с августа, компания намерена убрать водителей, отвечающих за безопасность человека, с пяти своих автономных транспортных средств, работающих в российском городе Иннополис, и вести коммерческую деятельность полностью без водителя.
Использование транспортных средств без водителей на дорогах общего пользования представляет собой важную веху, и только Waymo пыталась сделать это в Соединенных Штатах, да и то в ограниченном количестве. Дмитрий Полищук, глава отдела разработки беспилотных автомобилей, говорит, что компания готова к постоянной работе без водителя.
«Мы провели много тестов по этому вопросу, и есть несколько мелких вещей, которые нам нужно решить и исправить, но мы их исправим перед запуском», — сказал он Automotive News . «Но в целом мы видели автомобили, работающие круглосуточно и без выходных».
Яндекс — крупная российская компания, которая, возможно, похожа на Google и Uber, гиганта поисковых систем, который также предоставляет услуги такси более чем в 600 городах. Эксперименты с системами автономного вождения начались в 2016 г., а официально компания запустила свою программу в 2017 г.
Подготовка к работе без водителя
Доработки, оставшиеся до работы без водителя, говорит Полищук, не связаны с безопасностью. Есть одно конкретное место, где транспортные средства должны сделать разворот, и инженеры думают, как сделать поворот, не сбивая с толку водителей поблизости.
В другом районе, возле автобусной остановки, есть пешеходный переход, на котором собираются пешеходы. Пока они снуют, иногда машина тормозит, потому что думает, что они хотят перейти улицу. «Дело не в том, что мы небезопасны, — сказал Полищук. «Это просто неудобно для людей в машине».
В настоящее время водители компании по безопасности занимают правильное место во время коммерческих операций в Иннополисе и Сколково, Россия. Между этими двумя точками Яндекс обеспечил около 4000 поездок с помощью своих беспилотных систем. Нет конкретной даты, когда водители безопасности выйдут из автомобилей в августе. Услуги телеуправления будут включены после удаления драйверов.
В США беспилотные автомобили на дорогах общего пользования — редкость. В октябре 2018 года Waymo получила первое разрешение на проведение подобных операций в Калифорнии, но пока компания не ездит по штату без водителей, отвечающих за безопасность человека. В декабре Waymo ненадолго совершила поездку без водителей на нескольких транспортных средствах в геозонной зоне своих операций в Фениксе.
«В большинстве наших поездок по-прежнему присутствует водитель, потому что мы очень вдумчивы и очень осторожны», — говорит генеральный директор Waymo Джон Крафчик.
Nuro, компания, тестирующая низкоскоростные транспортные средства доставки, также продемонстрировала беспилотные операции в Аризоне, хотя в отчетах указывается, что компания использует транспортное средство преследования с выделенным беспроводным каналом для своих тестовых автомобилей. Ранее в этом месяце губернатор Флориды подписал закон, разрешающий самоуправляемые операции без водителей безопасности на борту 9.0029 .
Дорога впереди включает Израиль
Для программы автономного вождения Яндекса разработка беспилотных автомобилей станет последней вехой в напряженном году. Компания дебютировала в Америке на выставке CES в январе , предложив демонстрационные поездки по Лас-Вегасу на модернизированной Toyota Prius.
В марте Яндекс заключил партнерское соглашение с поставщиком Hyundai Mobis для совместной разработки программного обеспечения и аппаратной платформы для автоматизированных транспортных средств 4-го уровня. Хотя целью этого партнерства является в конечном итоге разработка платформы, которую можно будет использовать для нескольких автомобилей — возможно, разных производителей — Полищук заявил в среду, что совместная работа начнется над Hyundai Sonata.
«Это был один из вариантов, наиболее близкий к выпуску», — сказал он. «У него уже есть компоненты, которые помогают управлять им по проводам, поэтому мы выбрали этот автомобиль в качестве первого шага. Но в будущем как аппаратное, так и программное обеспечение, разработанное для Sonata, можно будет применять к другим автомобилям».
На прошлой неделе Яндекс вышел на другой рынок, начав тестовую работу в Тель-Авиве, Израиль. С узкими улицами и значительным количеством велосипедов, скутеров и мопедов, разделяющих эти дороги, город ставит перед разработчиками систем задачу, которую они хотели исследовать. Включение их выводов об этих проблемах поможет разработать программное обеспечение, которое можно масштабировать на нескольких рынках. Согласно израильским правилам, водители безопасности остаются на левом сиденье.
Присутствие компании в Тель-Авиве связано как с привлечением талантливых робототехников и инженеров, так и с проверкой работоспособности системы.
«Израиль известен своей культурой стартапов, поэтому, когда вы занимаетесь исследованиями и разработками, вы можете найти там таланты, что важно», — сказал Полищук.
К концу года Яндекс надеется, что на дорогах Иннополиса, Сколково и Тель-Авива будет 100 автомобилей. Помимо этих тестовых рынков, он рассматривает возможность будущих испытаний в Лас-Вегасе. У них есть команды не только в Минске, но и в Санкт-Петербурге и Москве.
Беспилотные автомобили Яндекса проехали 1 миллион миль
Ознакомьтесь со всеми сеансами Intelligent Security Summit по запросу здесь .
Российский технологический гигант «Яндекс» тестирует беспилотные автомобили на дорогах общего пользования с декабря 2017 года, начиная с Москвы, а затем распространив их на Иннополис и Сколково в России, а также на Лас-Вегас. На следующем этапе программы автомобили достигли городской черты Тель-Авива, и примерно через год после запуска того, что, по его утверждениям, было первой в Европе службой роботизированного такси, «Яндекс» сегодня объявил, что его автомобили проехали 1 миллион миль вместе по дорогам общего пользования. Это больше, чем 100 000 миль в апреле 2019 года.и 500 000 миль в августе 2019 года.
Яндекс засчитал увеличение количества миль, проезжаемых его автомобилями в неделю, с ранней вехой, которая, по словам компании, эквивалентна 166 проездам по каждой улице Нью-Йорка или расстоянию, которое средний водитель завершится через 70 лет. Теперь автомобили автономно проезжают более 80 000 километров в неделю, что почти в два раза больше, чем в 2018 году. . «Легче ехать, когда движение слабое и почти все вокруг соблюдают правила дорожного движения. Как только движение становится тяжелее, водители меняют свое поведение, все чаще нарушая правила, и вся ситуация на дороге становится все менее и менее предсказуемой. Мы учимся лучше справляться с этой динамикой сейчас, чтобы подготовиться к такого рода проблемам, где бы они ни произошли в будущем».
Стоит отметить, что Яндекс отстает от Waymo, фактического лидера в сегменте автономного вождения с более чем 10 миллионами автономных миль, пройденных на сегодняшний день, и 10 миллиардов, пройденных в симуляции. Считается, что Cruise от GM находится на втором месте по пробегу: только в прошлом году в Калифорнии было пройдено около 450 000 автономных миль, согласно отчету, поданному в Департамент транспортных средств штата.
Event
Intelligent Security Summit On-Demand
Узнайте о решающей роли ИИ и машинного обучения в кибербезопасности и о конкретных отраслевых примерах. Смотрите сеансы по запросу сегодня.
Смотреть здесь
Но сегодняшнее объявление подчеркивает ускорение темпов развития беспилотных автомобилей Яндекса. Всего через несколько месяцев после того, как компания объявила, что откроет местный офис в Тель-Авиве и расширит свой глобальный автопарк до 100 автомобилей, она сообщила, что министерство транспорта Израиля предоставило ей разрешение работать в оживленных районах за пределами северных кварталов города. Одновременно с расширением присутствия Яндекс заявил, что увеличит свой автопарк в Тель-Авиве до 10 автомобилей.
Серьезная работа над платформой Яндекса началась в 2016 году, когда команда из 120 человек, занимающихся беспилотным вождением, начала собирать компоненты на базе шасси Toyota Prius V. То, что получилось, в значительной степени является заказным: от значительного ПК под багажником до установленного на крыше стека датчиков, состоящего из трех лидаров Velodyne, пяти камер, восьми радаров и GPS.
В настоящее время небольшая команда Яндекса вручную создает карты областей перед развертыванием, но компания ожидает, что в будущем этот процесс станет более или менее автоматическим. На сегодняшний день Яндекс говорит, что его автономные такси совершили «тысячи» поездок как с водителями, так и без них, которые следят за ходом маршрута (вместе с телеоператорами). И в течение четырех лет компания намерена построить автомобиль без руля, способный управлять автомобилем «на уровне человека» в определенных городах.
Вполне вероятно, что автомобиль будет построен в партнерстве с Hyundai Mobis. Ранее в этом году Яндекс подписал меморандум о взаимопонимании с Hyundai по разработке систем управления для автономных транспортных средств и созданию прототипа беспилотного автомобиля на базе стандартных серийных моделей автомобилей Hyundai или Kia. В то время компании заявляли, что планируют построить новую автономную систему управления как готовое решение, предназначенное для производителей автомобилей, каршеринговых сервисов и таксопарков.
У Яндекса есть конкуренты Daimler, который прошлым летом получил разрешение от правительства Китая, позволяющее ему тестировать автономные автомобили, работающие на платформе Baidu Apollo, на дорогах общего пользования в Китае, а также пекинская компания Pony.ai, которая привлекла 264 миллиона долларов венчурного капитала. столицы, а в начале апреля запустила в Гуанчжоу пилотный проект беспилотного такси. Между тем, Waymo от Alphabet, запустившая коммерческую службу такси без водителя в декабре 2018 года, заявляет, что в настоящее время обслуживает более 1000 пассажиров с парком из более чем 600 автомобилей.