Разное

Как фотографировать пейзажи: 11 полезных советов по пейзажной фотографии

Содержание

11 полезных советов по пейзажной фотографии

Новичкам, взявшим в руки свой первый фотоаппарат, нравится снимать природу и ландшафты. Есть что-то особенное в том, чтобы выбраться за город и запечатлеть удивительную красоту, которая окружает. Есть что-то манящее в тишине и неподвижности ожидания идеального момента спуска затвора камеры, в поиске лучшей точки обзора, в наблюдении за тем, как свет изменяет окружающее пространство.

Приведем для начинающих фотографов несколько советов, касающихся пейзажной фотографии, которые им обязательно пригодятся. Мы не сомневаемся в этом.

Максимизируйте глубину резкости

Конечно, могут быть моменты, когда хочется проявить немного творчества и поэкспериментировать, однако, нормальный подход заключается в том, чтобы сфокусировать как можно большую часть вашей сцены. Самый простой способ это сделать — максимально прикрыть диафрагму. Чем меньше значение диафрагмы, тем больше глубина резкости снимков.

Помните, что меньшая диафрагма означает, что меньшее количество света попадает на датчик изображения, поэтому вам необходимо компенсировать это путем увеличения ISO, или увеличения выдержки, или обоих этих параметров.

Используйте штатив

Из-за более длинной выдержки, которую придется выбрать для компенсации небольшой диафрагмы, вам нужно будет найти способ обеспечить неподвижность камеры во время экспозиции, например, установить камеру на штатив. Но даже если вы снимаете с высокой скоростью затвора, все равно полезно использовать штатив для хорошего качества снимков. Дополнительно для большей неподвижности фотоаппарата можно использовать механизм спуска затвора с помощью кабеля или беспроводной сети, чтобы даже движение руки, нажимающей кнопку затвора, не повлияло на снимок. 

Ищите фокусную точку

Все снимки нуждаются в каком-то фокусе, и пейзажи не исключение. Пейзажные фотографии без фокуса выглядят довольно пустыми и заставят зрителей пройти мимо, не зацепившись за них взглядом.

Фокусные точки в ландшафтах могут принимать различные формы и могут варьироваться от здания или сооружения до примечательного дерева, валуна или скального образования, силуэта и т.д.

Подумайте не только о том, что находится в центре фокуса, но и о том, где вы его, этот фокус, разместите. Воспользуйтесь следующим правилом: наиболее оптимальной точкой фокусировки считаем линию, по которой проходит граница трети расстояния до горизонта. Т.е. если, например, от вашей камеры до горизонта 900 метров, установите фокус на линии в 300 м от камеры. 

Продумывайте передний план

Есть элемент, который может по-особому выделить ваши пейзажные снимки, — это тщательно продуманный передний план. Он как бы предоставляет зрителю путь внутрь изображения и создает ощущение глубины пространства.

Учитывайте небо

Еще один важный элемент пейзажа — это небо. Большинство пейзажей будут иметь доминирующий передний план или небо. Если у вас нет ни того, ни другого, ваш снимок может оказаться довольно скучным.

Если небо тусклое и скучное, не позволяйте ему доминировать в фотографии, поместите горизонт в верхнюю треть снимка (однако, убедитесь при этом, что передний план выглядит интересно). В том случае, когда небо наполнено драмой, красками и интересными облачными образованиями, можно в кадре поместить горизонт пониже. 

Подумайте, как улучшить небо – с помощью постобработки в графическом редакторе, либо с использованием фильтров (например, поляризационный фильтр добавляет цвет и контраст). 

Линии

Один из вопросов, которые нужно задать себе, когда вы делаете пейзажные снимки: «Как я веду взгляд зрителя»? Есть несколько способов сделать это, один из лучших способов — показать зрителям линии, которые приведут их к изображению, разместить на переднем плане какой-то элемент, который будет создавать такую ведущую взгляд линию.

Линии придают глубину изображению, масштаб и могут быть интересны сами по себе, создавая узоры и рисунки на снимке.

Поймайте движение

Когда большинство людей думают о ландшафтах, они думают о спокойной, безмятежной и пассивной среде. Однако, пейзажи редко бывают совершенно неподвижными, и передача этого природного движения добавляет драму и настроение в снимок.

Ветер колышет деревья, волны накатываются на пляж, водопад, полет птиц, движение облаков – вот примеры естественных движений в пейзаже. 

Захват этого движения обычно означает, что нужно использовать более длинную выдержку (иногда довольно много секунд). Конечно, это означает, что больше света попадет на сенсор и следует использовать либо небольшую диафрагму, либо какой-то фильтр, или даже снимать в начале или в конце дня, когда света меньше.

Работайте с учетом погоды

Сцена в любой момент может резко измениться в зависимости от погоды. Большое значение имеет выбор правильного времени для фотосъемки.

Многие начинающие фотографы видят солнечный день и думают, что это и есть лучшее время для прогулок с фотокамерой. А ведь пасмурный день, который грозит дождем, может предоставить гораздо лучшую возможность создать изображение с реальным настроением и зловещим подтекстом. Ищите штормы, ветер, туман, драматические облака, солнце, сияющее сквозь темное небо, радугу, закаты и восходы солнца. И работайте с этими изменениями погоды, а не просто ожидайте следующего солнечного дня с простецким голубым небом.

Работайте с «золотым часом»

Есть опытные пейзажные фотографы, которые никогда не снимают ландшафты в течение дня. Их единственное время съемки — это рассвет и сумерки, «золотые» часы, когда самый лучший свет и пейзажи как бы оживают. Другая причина — это угол наклона лучей света и то, как свет может влиять на сцену, создавая интересные узоры, объемы и текстуры.

О линии горизонта

Это старый совет, но хороший — прежде чем делать пейзажный снимок, всегда следите за линией горизонта.

Два контрольных вопроса, которые нужно всегда держать в голове:

  • линия горизонта без наклона? Хотя вы всегда можете выпрямить изображение позже в постробработке, будет проще, если сделаете это прямо при съемке; 
  • где в композиции находится линия горизонта? По правилам композиции линия горизонта находится на одной из линий трети изображения (либо верхней, либо нижней), а не четко посередине.
    Конечно, правила предназначены для того, чтобы их нарушать, но обычно работает «правило третей». Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье «Как применить Правило третей в портретной и уличной фотографии».

Изменяйте точку съемки

Можно даже лечь на землю, чтобы снять с нижней точки или найти более высокую точку обзора для съемки. Не стесняйтесь экспериментировать. Не все ж фотографировать на уровне глаз и только то, что находится прямо перед носом. Исследуйте окружающую среду, пробуйте новое, тогда вы сможете найти что-то действительно уникальное.

Как фотографировать пейзаж. Настройки для пейзажной съемки

Про фотосъемку пейзажей написано очень много. Не хочется повторяться, потому, я здесь опишу основные моменты и сделаю акцент на проблемах, с которыми я непосредственно сталкиваюсь при съемке.

Пейзажное фото

Очень краткое пособие по фотографированию пейзажей:

  1. Следить за диафрагмой, часто, нужно ее сильно закрывать до F/5. 6-F/16.0
  2. Следить за горизонтом, горизонт должен гармонично “резать” кадр. Осторожно и вдумчиво компоновать линии и пропорции в кадре
  3. Следить за источниками света (солнцем)
  4. Наслаждаться полученным результатом

Пейзажное фото

Как видите, ничего сложного в съемке пейзажа нет. Но вот проблема в том, чтобы получить качественный снимок, нужно потрудиться:

  • Пейзаж подразумевает, что нужно будет его найти. Найти хорошенький пейзаж не всегда просто. Очень часто, когда находишь хороший пейзаж, с тобой нет камеры.
  • Снимать лучше всего утром и вечером, когда нет “жесткого”(сильного) солнца. Снимать при сильном и жарком солнечном свете очень сложно.
  • Так как лучше всего снимать утром и вечером, да еще и на закрытых диафрагмах, то нужен штатив. А штатив – это лишние расходы и лишний вес при транспортировке.
  • Чтобы ловить хорошие кадры, нужно внутреннее чувство гармонии, которое может либо быть врожденным, либо наработанным за долгое время фотографирования.

Пейзажное фото

Мастера пейзажной фотографии имеют в своем арсенале очень большой запас навыков и наработок, описывать их бесполезно, так как каждая мелочь в хитрость будет полезна только в одном случае из сотни, и сам человек должен выбирать, как именно ему в той или иной ситуации нужно снимать.

Пейзаж. Линия горизонта делит фото не по центру. Небо занимает две трети снимка.

Настройка фотоаппарата для съемки пейзажа

  1. Почти всегда пейзаж снимается на закрытой диафрагме: F5.6-F36.0. Проще всего это сделать в режиме приоритета диафрагмы.
  2. Значение ISO нужно установить минимальное: ISO 50, 100, 200, lo1
  3. Настройка насыщенности цветов – максимальная
  4. Фокусировка лучше всего – ручная, фокусироваться желательно на бесконечности (на самом дальнем объекте)

Пейзажное фото

Теория – это замечательно, но при практической съемки вся простота улетучивается. Во-первых, снимая пейзажи, очень серьезной проблемой является эффект пересвета или недосвета участков на фото. Самым распространенным примером является фото черной земли и белого неба. При этом: либо небо будет с деталями, а земля будет полностью черной (темной, без деталей), либо земля будет нормального экспонирована, но небо будет сильно высветлено (переекспонировано). Это связано с динамическим диапазоном камеры. Решить такую проблему помогает градиентный фильтр, который компенсирует разность “свечения” земли и неба. Очень часто, достаточно выполнить поправку экспозиции для того, чтобы немного “спасти” кадр. Для пейзажа очень полезным может оказаться поляризационный фильтр.

Пейзажи легко снимать не телефон из-за того, что на многих телефонах объектив имеет фокусировку на гиперфокальное расстояние

Во-вторых: пейзажи снимают на закрытых (прикрытых) диафрагмах. На цифрозеркальных камерах при закрытых диафрагмах будет видно каждую пылинку на матрице. Это очень сильно нервирует, расстраивает и сильно портит фотографию. Например, уже на F11 проступают “кляксы” на матрице (их видно и в примерах к данной статье). На F14 уже довольно сильно видно мелкую пыль. Бороться с таким недугом можно с помощью чистки матрицы, либо, понижением диафрагменного числа. Забавно, но обычные цифровые камеры (мыльницы) и пленочные камеры менее подвержены данному недугу. Зато, мыльницы сильно страдают дифракцией на закрытых диафрагмах.

Пейзажное фото

В-третьих: часто, на глаз очень сложно скомпонировать кадр, чтобы линии были идеально вписаны в кадр. Линия горизонта так и норовит наклониться. Когда я снимаю с рук, вдумчиво и внимательно, а потом смотрю на компьютере снятый материал – горизонт часто “заваливается” на пару градусов. Для некоторых сюжетов, даже 5 градусов уже недопустимая погрешность. Чтобы побороть заваленный горизонт, я включаю “сетку” в видоискателе. Сетка выводит линии, деля кадр на 9 или 12 сегментов, что позволяет сразу видеть симметрию в кадре, а также, ровно располагать горизонт. Почти все ЦЗК Nikon поддерживают сетку. В некоторых камерах есть виртуальный горизонт (например, D300s), который позволяет контролировать линии. Ну, а если вообще проблемы с линиями, то можно выполнить кадрирования изображения с поворотом участка в Adobe Photoshop или других редакторах.

Поле. Пейзаж.

В-четвертых: для пейзажей, чаще всего, нужен очень широкий угол обзора, для этого используют широкоугольные и сверхширокоугольные объективы. Все “сверхширики” имеют дисторсию (искривление геометрии). Дисторсия может очень сильно подпортить картинку, а может придать ей необычность (как, например, эффект рыбьего глаза). Все же, чем дисторсия меньше, тем лучше. К сожалению, все сверхширокоугольные объективы имеют этот недостаток. Дисторсию можно побороть с помощью графических редакторов, некоторые камеры имеют встроенную корректировку дисторсию для ряда объективов (например, Nikon D5100). Либо, можно снимать на более длиннофокусный объектив без дисторсии. Фотографии неба снята на полтинник Nikon 50mm F1.8D AF, данный объектив не обладает дисторсией.

Горы. Пейзаж.

Личный опыт:

Если я снимаю без штатива, то использую режим S (приоритет выдержки). Обычно ставлю на значение от 1/80 до 1/200, при этом я знаю, что диафрагма при съемке будет (при хорошем освещении) сильно закрытой, что и нужно для пейзажа. При плохом освещении я все равно получу достаточно резкий кадр без смаза, снимая с рук. Когда использую штатив, то работаю в режиме А или М (приоритет диафрагмы или ручной режим). Со штативом не страшны длинные выдержки на закрытых диафрагмах. Пейзажи я снимаю редко, потому, на этом мой опыт заканчивается.

Туман в горах

Меня часто спрашивают, а какая самая лучшая диафрагма для пейзажа? Единого ответа нет. Иногда, чтобы снять с рук вечером, достаточно F2.8, ISO 800. А иногда, чтобы “заморозить” водопад, нужно F/36.0 ISO 100. Кстати, на закрытых диафрагмах почти все объективы (и китовый) дают очень резкое изображение, так что, гоняться за специализированным пейзажным объективом для домашних целей – нет смысла.

Тучи.

Съемка пейзажа сильно усложняется, если нужно снять человека на фоне природы. В этом случае не всегда поможет фокусировка на бесконечности. При съемке людей на природе, также, рекомендую следить за размещением объектов в кадре, и в ряде случаев, человека лучше разместить не в центральной области снимка.

Пейзаж с человеком

Выводы:

Снимать пейзаж не сложно, сложно найти хорошее место. В пейзаже самое важное – гармония сочетаний линий, форм, света и тени. Чтобы грамотно компоновать (подбирать) снимок, нужно просто идти и экспериментировать. На практике опыт приходит очень быстро.

Не забудьте нажать на кнопки соцсетей ↓ – это важно для сайта. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Как фотографировать пейзажи: 10 советов

Пейзаж – один из любимых жанров фотолюбителей и фотографов любого уровня профессионализма. Однако, при съёмке пейзажа не всегда всё идёт как по маслу.

Отправляясь снимать окружающий ландшафт не всегда просто угадать с местом. Бывает так, что находишь не просто место, а настоящую сокровищницу для пейзажной фотосъёмки, а иногда, наоборот, это просто нереально загаженная дыра. Например, недавно, отправившись на съёмку, я нашёл сцену, у которой, казалось бы, был потенциал: каменная башня на вершине холма – это же красиво!

Спорим, что вам это знакомо: выбираешь объект съёмки, приезжаешь к нему с высокими ожиданиями, но уже на месте слегка расстраиваешься. Так вышло и в этот раз. Я очень хотел, чтобы всё получилось с тех двух ракурсов, что я выбрал для съёмки:

Но ни один из них не получился достаточно хорошо, по крайней мере настолько хорошо, насколько мне хотелось бы. И тогда меня посетили 2 мысли. Во-первых, само место очень важно для хорошей пейзажной фотографии. А, во-вторых, почему бы мне не поделиться советами по съёмке пейзажей?

Советы для пейзажной фотографии: тщательно выбирайте место

Итак, совет номер один, звучит просто: место, место и ещё раз место. Выбор правильной локации – это самое важное в пейзажной съёмке, потому что это и есть ваш объект съёмки. Исследуйте, гуглите, изучайте, идите и ищите новые места для съёмки. Иногда будет попадаться полная ерунда, но продолжайте искать захватывающие места с интересными объектами для фокусировки. Возможно, вам придётся ходить до тех пор, пока ноги не начнут «отваливаться». Или долго колесить на велосипеде. Суть в том, что нужно не лениться и перемещать свою пятую точку из пункта А в пункт Б, чтобы найти тот самый вид, который станет наградой.

В этом вся суть пейзажной съёмки – нужно искать и смотреть. Иногда будет попадаться всякая ерунда, но, в противном случае придётся снимать одну и ту же посредственность снова и снова. Но при этом, сделаю оговорку, что не стоит бояться снимать какой-то объект больше одного раза, потому что любой объект можно снять уж точно более одного раза. Если возвращаться туда, где вы уже снимали, можно найти новый ракурс или в буквальном смысле увидеть всё по-новому. Например, сезонные различия однозначно оправдывают повторную съёмку в одном и том же месте.

Как снимать пейзаж: планируйте свою съёмку

Второй совет, возможно, так же очевиден, как и первый – старайтесь планировать свою съёмку. Не стоит приезжать на место за пару минут до заката, потому что вы просто не успеете установить штатив, настроить камеру и выбрать лучший ракурс. Поэтому старайтесь добираться к месту съёмки заранее. Иногда бывает нелишним прикинуть время на дорогу с запасом – жалко будет упустить момент для съёмки из-за пробки на дороге или спустившего колеса.

Читайте также: Как использовать штатив

Планирование также заключается и в том, что вы должны понимать, при каком свете вы хотите снимать: золотой час, голубой час, сумерки. Большинство фотографов твердят о золотом часе, но можно сделать сногсшибательные снимки в голубой час или в сумерках.

Вы, возможно, слышали про золотой час, когда солнце зависло над горизонтом и его свет, проходя через бОльшую толщу атмосферы, придаёт приятный, красноватый цвет загара всему вокруг. А голубой час – это когда солнце на 4-8 градусов ушло за горизонт и всё в непрямом свете получает голубоватый оттенок. Собственно, поэтому он так и называется.

В завершении подготовки проверьте прогноз погоды на день планируемой съёмки. Не нужно въедливо изучать информацию различных метеосайтов, просто узнайте достаточно для того, чтобы быть уверенным в возможности снимать в выбранном месте в желаемое время.

Совет номер три: Планируйте

Нет, вы не ослышались, и я не повторяюсь, хотя вам может так показаться. Я постараюсь не говорить о том, что нужно правильно упаковывать свою фототехнику. Но, говоря о технике, я просто не могу не упомянуть о нескольких предметах, которые необходимо взять с собой на пейзажную съёмку.

Прежде всего, фильтры. Фильтры – это наше всё в пейзажной съёмке. Стандартные и переменные нейтрально-серые фильтры могут пригодиться в любое время для снижения интенсивности света на несколько стопов.

Читайте также: Когда и какие использовать фильтры

Вы можете спросить, зачем же перекрывать этот красивый золотой свет, заливающий всё вокруг? Затем, что некоторые объекты иногда лучше выглядят на длинных выдержках. Короткая выдержка отлично подходит для тестовых снимков, но они будут выглядеть слишком обычно. Как будто фото сделано на смартфон, а не на полноценную камеру:

Длинная же выдержка, напротив, даёт интересные цвета, а любые движения воды или неба становятся размытыми:

Читайте также: Как снимать на длинной выдержке

Используйте качественный штатив

Четвёртый совет будет от Капитана Очевидность: используйте качественный штатив. Никто не захочет иметь под рукой неустойчивый штатив, собираясь снимать на 30-секундной выдержке. Ведь, в противном случае фото может выйти смазанным и вам придётся снимать ещё один кадр с 30-тисекундной выдержкой на неустойчивом штативе.

Читайте также: Как выбрать штатив для камеры

Добудьте широкоугольный объектив

Вы, конечно, можете снимать пейзажи и на имеющийся у вас 50 или 35-мм объектив, но очень здорово иметь по-настоящему широкоугольный объектив для построения драматических линий.

Используйте ведущие линии

Выберите ведущую линию, и она приведёт вас хорошей фотографии. Нет, я серьёзно. Правильно выбранная ведущая линия играет очень важную роль в пейзажной фотографии. Такая линия очень хорошо направляет взгляд, она, словно палец, указывает зрителю, куда смотреть.

Например, на этом снимке линии направляют ваш взгляд к средневековой береговой сторожевой башне:

Читайте также: Как использовать принцип продолжения в фотографии

Тщательно выбирайте передний план

Иногда пейзажный снимок выглядит абсолютно невнятно, когда он снят на широкоугольный объектив, а на переднем плане – широченный кусок земли, на котором глазу не за что зацепиться. Вы можете сколько угодно говорить о том, что это художественный замысел, но ничего не изменится – на переднем плане как ничего не было, так ничего и не будет.

Размещение яркой точки на переднем плане может исправить ситуацию, но тогда фокус внимания зрителя будет сосредоточен именно на ней:

Хотя в обычном пейзаже часто можно найти что-то неяркое на переднем плане:

 

Прикрывайте диафрагму

Восьмой совет заключается в том, что в пейзажной фотографии вам следует использовать большую глубину резкости. Прикройте диафрагму – чем больше число f, тем меньше диафрагма – это отступление я делаю для новичков в фотографии. Но в то же время не нужно совершать ошибку и выбирать самое минимальное значение диафрагмы. Я и сам совершал подобную ошибку, когда только начинал снимать пейзажи. Дело в том, что на диафрагме, например, f/22 вы получите дифракцию и изображение получится размытым.

Для хороших результатов я бы порекомендовал использовать диафрагму не менее f/16.

Осваивайте новые технологии

Предпоследний совет: если хотите попробовать что-то новое – поднимитесь в небо. Если вам нужны захватывающие снимки, непохожие на тысячи других, используйте квадрокоптер. Это позволит вам снимать с ракурса, который пока ещё доступен немногим.

Десятый совет мог бы звучать так: используйте правила третей. Но я ненавижу это правило потому, что все про него говорят и относятся к нему, как к правилу, а не как к идее, чем оно и является. Правило третей позволит вам сделать хорошую фотографию, на которое приятно смотреть, но не позволяйте ему ограничивать ваше творчество.

Давайте перейдём к совету номер десять.

Как снимать пейзажи: Никогда не отступайте!

Этот совет может напоминать второсортный мотивационный призыв, но тем не менее он важен. Не сдавайтесь, не позволяйте погоде вас остановить – даже если пасмурно, всегда есть варианты для съёмки. Плохая погода и лужи на земле не всегда вам помогают – скорее даже наоборот – но вы не можете ими управлять. Поэтому примите их как данность и работайте с тем, что есть. Например, в пасмурную погоду можно снимать облака.

Итак, в пасмурную погоду снимайте чёрно-белые пейзажи. В условиях плохой освещённости – повышайте значение ISO, но повышайте его так, чтобы фото было выдержано, как надо. Даже если вам кажется, что съёмка не удаётся, всё равно сфотографируйте что-нибудь – результат может вас удивить.

 

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях