Урок сольфеджио №27 кадансовый квартсекстаккорд, каденции
Урок сольфеджио №27 кадансовый квартсекстаккорд, каденции 22/ / Урок сольфеджио №27: Кадансовый квартсекстаккорд. Каденции.
Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.
По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).
Основные типы каденций по гармоническому строению:
- Полная – заканчивающаяся на T53. Она бывает совершенной и несовершенной. Совершенная – T в мелодическому положении примы, в тяжелом такте, после D или S в основном виде, а не в обращениях. Несовершенная – если хотя бы одно из этих условий не соблюдается.
- Половинная – заканчивающаяся на D (реже на S).
- Прерванная (или ложная) – нарушенная полная автентическая каденция путём подмены тоники каким-нибудь другим аккордов: VI53, S6, T6, побочной доминантой и т.п.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Записаться
По положению в форме каденции бывают:
- Заключительные (чаще наиболее совершенные заключения)
- Серединные (в середине построения, например, в конце первого предложения периода)
- Дополнительные (повторные кадансы после заключительных)
- Вторгающиеся (при наложении – когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).
Прерванный каданс на месте ожидаемого заключительного должен считаться «неудавшимся» заключительным, т.е. по функции заключительным, который, однако, не осуществляется и в конечном счёте оказывается подобным серединному.
Если же прерванный каданс заканчивает период (Вагнер, Романс Вольфрама» из оперы «Тангейзер»), он, безусловно, относится к типу заключительного.Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях:
- появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта;
- появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу;
- в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.
По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию.
Статью утвердил
27. 04.2020
Как поставить певческое дыхание
Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…
Подробнее
Как брать высокие ноты баритону
Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).
Вокалист-новичок же,…Подробнее
Играть в ансамбле — круто
Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…
Контакты
ООО «МузШок» УНП 191762867
BY90UNBS30121008300030000933
БСБ Банк, код UNBSBY2X
Copyright @ МузШок 2023
Имя *
Телефон (с кодом) *
Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии
Многие испытывают сложности в решении задач по гармонии, и причиной тому не отсутствие теоретических знаний по предмету, а некая растерянность: аккордов пройдено довольно много, а вот что из них выбрать для гармонизации – проблема… Частично эту проблему поможет разрешить моя статья, для которой я постарался собрать все наиболее известные, часто употребляемые проходящие и вспомогательные обороты.
Сразу скажу, что все примеры относятся к диатонике. Это значит, что оборотов с «неаполитанской гармонией» и двойной доминантой здесь нет, с ними будем разбираться отдельно.
Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. Если вы не помните, на каких ступенях строятся аккорды, то пользуйтесь шпаргалкой – перепишите для себя табличку вот отсюда.
Что такое проходящий оборот?
Проходящий оборот – это гармоническая последовательность, в которой между аккордом и каким-либо из его обращений (например, между трезвучием и его секстаккордом) помещается проходящий аккорд другой функции. Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).
Гораздо важнее, чтобы выполнялось другое условие, а именно поступенное восходящее или нисходящее движение баса, которому в мелодии может соответствовать противодвижение (чаще всего) или параллельное движение.
В общем, вы поняли: самое важное в проходящем обороте поступенное движение баса + по возможности верхний голос должен зеркально отражать ход баса (т.е. если движение баса восходящее, то в мелодии должно быть движение по тем же звукам, но нисходящее) + по возможности проходящий аккорд должен соединять аккорды одной и той же функции (т.е. обращения одного и того же аккорда).
Ещё одно очень важное условие – проходящий аккорд всегда берётся на слабом времени такта (на слабую долю).
При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.
Самые распространённые проходящие обороты
Проходящий оборот между тоническим трезвучием и его секстаккордом
Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении. Нормы голосоведения следующие: верхний голос и бас движутся противоположно друг другу; в D64 удваивается бас; тип соединения – гармонический (в альте выдержан общий звук соль).
Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).
Обратите внимание на особенности голосоведения: в обороте с D43, чтобы избежать удвоения терции в T6, потребовалось повести септиму D43 в 5-ю ступень, а не в 3-ю, как положено, в результате чего в верхних голосах у нас пара параллельных квинт (ум5 – си-фа и ч5 – до-соль), по правилам гармонии в этом обороте их применение допустимо; во втором примере в проходящем секстаккорде седьмой ступени (VII6) удвоена терция, этот случай также следует запомнить.
Проходящий квартсекстаккорд между субдоминантой и её секстаккордом
Можно сказать, что это аналогичный пример по сравнению с первым проходящим, который мы рассмотрели. Те же нормы голосоведения.
Проходящий оборот между трезвучием второй ступени и его секстаккордом
Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное. Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно.
Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Также, особенно при широком расположении, внимательнее нужно проверять гармонизацию на предмет появления параллельных квинт (они здесь совершенно ни к чему).
В 3-4 тактах показаны возможности соединять проходящим T64 секстаккорды субдоминанты (S6) и второй ступени (II6). Обратите внимание на голосоведение в средних голосах: в первом случае скачок в теноре вызван необходимостью избегнуть появления параллельных квинт; во втором случае в II6 вместо терции удвоена квинта (по той же причине).
Проходящие обороты с септаккордом второй ступени
Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний. Советую обратить внимание на последний пример с проходящим квартсекстаккордом шестой ступени (VI64) между основным септаккордом и его квинтсекстстаккордом (II7 и II65).
Проходящие обороты между аккордами вводного септаккорда
Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов. Если проходящим аккордом становится тоническая гармония, то следует обращать внимание на правильное разрешение вводных септаккордов (удвоение терции обязательно): неправильное разрешение тритонов, которые входят в состав уменьшенного вводного аккорда может стать причиной появления параллельных квинт.
Любопытно, что между аккордами вводного септа могут помещаться проходящие гармонии субдоминантовой функции (s64, VI6). Суперский вариант получается, если взять в качестве проходящего аккорда обычную доминанту.
Что такое вспомогательный оборот?
Вспомогательные обороты отличаются от проходящих тем, что вспомогательный аккорд соединяет два одинаковых аккорда (фактически аккорд и его повторение). Вспомогательный аккорд также как и проходящий вводится на слабом времени такта.
Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).
Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру.
На сём, пожалуй, и закончим. Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Успехов в решении задачек!
P.S. Возьмите за правило! Понравился материал – нажимаем кнопочку «Мне нравится!» (или «Рассказать друзьям»), тогда-то уж я от вас точно никуда не денусь – в один клик со своей странички в контакте или в фейсбуке вы снова попадёте на эту полезную страничку.
© Автор – (админ).
каденс | музыка | Британика
частота вращения педалей
Просмотреть все материалы
- Связанные темы:
- аутентичная каденция Каденция Ландини обманчивая интонация половина каденса плагальная каденция
Просмотреть весь связанный контент →
каденс , в музыке окончание фразы, воспринимаемое как ритмическая или мелодическая артикуляция, гармоническое изменение или все вместе; в более широком смысле каденция может быть разграничением полуфразы, музыкального раздела или всего движения.
Термин происходит от латинского cadere («падать») и первоначально относился к ступенчатому спуску партии тенора, связанному с формальными окончаниями в некоторых типах позднесредневековой полифонии. Типичной каденциальной формулой этого периода является каденция Ландини, названная так из-за ее частого появления в музыке композитора XIV века Франческо Ландини, хотя другие композиторы того времени также использовали каденцию.
С появлением тональной гармонии, основанной на отношениях аккордов и тональностей в 17 веке, каденция приобрела большее структурное значение, особенно в гомофонной или основанной на аккордах музыке с регулярными фразами. В такой музыке каденцию можно рассматривать как аналог рифмы в конце строки метрического стиха. В обыденной практике выделяют четыре основных типа гармонических каденций: обычно их называют аутентичными, половинными, плагальными и обманными каденциями.
В аутентичной каденции за аккордом, включающим доминирующее трезвучие (основанное на пятом тоне гаммы), следует тоническое трезвучие (основанное на первом тоне гаммы), V–I; тоническая гармония наступает в конце фразы. В самом сильном типе аутентичной каденции, называемой совершенной каденцией, верхний голос ступенчато идет либо вверх от ведущего тона (седьмая ступень звукоряда), либо вниз от второй ступени к тонической ноте, а самый низкий голос скачет с доминантной ноты. отметьте кварту вверх или квинту вниз к тонической ноте. Другие аранжировки этой гармонической формулы, например с ведущим тоном во внутренней части (например, голос альта или тенора в четырехголосной гармонии), считаются менее совершенными, поскольку воспринимаются слушателем как менее окончательные.
Половина каденции завершает фразу на доминантном аккорде, который в тональной музыке не звучит конечным; то есть фраза заканчивается неразрешенным гармоническим напряжением. Таким образом, половинная каденция обычно подразумевает, что последует другая фраза, заканчивающаяся аутентичной каденцией.
В плагальной каденции субдоминантное (IV) трезвучие переходит в тонику (I). Эта каденция обычно является продолжением аутентичной каденции, и ее наиболее характерное и шаблонное использование на Западе связано с последними 9.0019 аминь (IV – I) в конце гимна в христианских церквях.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Обманчивая каденция начинается с V, как и настоящая каденция, за исключением того, что она не заканчивается на тонике. Часто трезвучие, построенное на шестой ступени (VI, субмедиант), заменяет тонику, с которой оно делит две из трех своих нот. Обманчивая каденция может использоваться для расширения фразы, для наложения одной фразы на другую или для облегчения внезапной модуляции удаленной клавиши.
Каденция может также обозначать начало фразы или раздела, например, после доминирующей точки педали (в которой доминирующая нота сохраняется при смене гармонии). Когда одна фраза полностью заканчивается в доминирующей гармонии, а следующая начинается в тонике, музыка включает в себя каденциальную структуру как артикуляционный прием. Такая техника является вариантом аутентичной формулы.
В монофонической музыке (состоящей из одной строки мелодии), такой как простая песня, определенные мелодические формулы подразумевают каденцию. Мелодические стили культуры часто предписывают правильную финальную ноту мелодии и подход к ней. Определенные ритмические паттерны могут быть признаны индикаторами каденса, как в некоторых японских музыкальных произведениях.
Колотомическая структура, систематическое использование предписанных инструментов с фиксированными ритмическими интервалами, также может сигнализировать о каденции — например, в индонезийском гамелане — по мере того, как распознаваемый паттерн приближается к концу.Марк ДеВото
Теория музыки для класса 21-го века
Мы изучали гармонию — трезвучия и аккорды. Каденция — это гармоническая точка прибытия, гармонический момент стазиса. Каденцию можно сравнить с запятой или точкой в письменной речи: уху дается момент, чтобы обработать короткий отрывок музыки, затем музыка продолжается. Сейчас мы проведем различие между четырьмя основными каденциями и добавим больше конкретики в следующей главе.
Authentic Cadence (AC): фраза, заканчивающаяся аккордами \(\left.\text{V}\right.\)–\(\left.\text{I}\right.\)
Plagal Cadence
Обманчивая каденция (DC): фраза, заканчивающаяся аккордами \(\left.\text{V}\right.\)–\(\left.\text{vi}\right.\)
Half Cadence (HC): фраза, заканчивающаяся на аккорде \(\left.\text{V}\right.\)
Подраздел 7.4.1 Примеры аутентичных каденций
Рисунок 7.4.1. Фрэнсис Скотт Ки и Джон Стаффорд Смит, «Усеянное звездами знамя»В приведенном выше примере ноты, заключенные в круглые скобки, представляют собой неаккордовые тона, которые будут изучены позже. Также в этом примере есть септаккорды, которые мы изучим в следующей главе.
Вот еще один пример, заканчивающийся аутентичной каденцией.
Рисунок 7.4.2. Леннон-Маккартни, «Я хочу держать тебя за руку»Подраздел 7.4.2 Примеры плагальных каденций
Вот примеры с плагальными каденциями.
Рисунок 7.4.3. Рисунок 7.4.4. Пинк, Бхаскер и Рюсс, «Просто дай мне повод» Рисунок 7.4.