Трезвучия и их обращения — презентация онлайн
Трезвучия и их обращения.
Трезвучие – это аккорд состоящий из трех звуков,
расположенных по терциям.
Мажорное трезвучие
В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху
надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия –
большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому
большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение –
Б53. Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то
отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху
прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков
ДО, МИ и СОЛЬ.
Если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую
терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фадиез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки
РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.
Задание:
Постройте письменно, мажорные трезвучия от остальных звуков,
которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от
МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в
музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а
также в фортепианных или гитарных аккомпанементах,
или в оркестровых партитурах. Яркий пример
использования мажорного трезвучия в мелодии песни,
всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского
из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните
знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан,
улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и
лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:
Минорное трезвучие
В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная
малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким
образом, его интервальный состав будет таким: малая терция +
большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют
заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53. Если
строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до мибемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем
большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из
звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.
Ещё один пример – построим минорное трезвучие от
«ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа»
большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия,
таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.
Задание:
постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ,
ЛЯ и СИ.
Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке
в самых разных композициях, иногда и с его звучания
начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия
начинается мелодия известнейшего хита своего времени –
песни «Подмосковные вечера» композитора Василия
Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны
в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого
трезвучия:
Увеличенное трезвучие Увеличенное трезвучие получается
в том случае, когда соединяются две большие терции. Для
записи трезвучия используют сокращённое обозначение
«Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие
на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.
Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное
трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе
терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть,
большие.
Задание:
От остальных звуков вы, уже имея
некоторый опыт, можете легко построить
такие трезвучия самостоятельно в тетради.
Постройте увеличенное трезвучие от
звуков МИ; ФА; СОЛЬ; ЛЯ; СИ
Уменьшённое трезвучие
Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по
отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых
терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись
«Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53. Если мы строим уменьшённое
трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых
терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль».
Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ
– вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.
Задание:
Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ,
ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно.
Обращение трезвучий: секстаккорд и
квартсекстаккорд
Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть
путём перестановки звуков получать новые виды аккордов.
Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук
исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате
получается другой аккорд.
Все трезвучия имеют по два обращения:
Первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом.
Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с
помощью двух чисел: 6 и 4.
Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль».
Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто
переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд
«ми-соль-до».
Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с
полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на
интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем,
таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение
было второе и последнее.
Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от
чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-доми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное
трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что
трезвучие действительно имеет только два обращения.
Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов? Так как
трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов
также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые.
Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим. Для
примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе
обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы
проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.
Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ,
СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован
звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой
квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.
Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы
уже знаем. Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере
это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).
Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты
(звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем
прибавляется большая терция (в примере – «ми сольдиез»). Таким образом, мы получили следующее правило:
Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта +
большая терция. Минорный секстаккорд и
квартсекстаккорд Малое трезвучие от МИ строится по
звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации).
Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ,
СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ,
Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой
«ми-соль» и большой «соль-си». Малый секстаккорд
состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой
кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд,
наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к
которой добавлена малая терция (в примере это звуки «мисоль»).
• Выполненную работу подписывать (имя,
фамилия, класс), присылать на почту:
[email protected] ; либо
WhatsApp 89829683714
• !!! за невыполнение заданий, будет
ставиться неудовлетворительная оценка
Типы аккордов и характеристики их звучания.
- Уроки музыки
- Красивые аккорды и гармонии
Разберем самые распространенные типы аккордов и то, как они звучат.
В любой музыкальной композиции в каждую секунду времени вы слышите гармонию. Она состоит всех нот, которые в данную секунду звучат.
Наш мозг все эти звуки объединяет и складывает в один общий аккорд. В зависимости от того, какой состав у такого аккорда будет, так и будем мы воспринимать общую гармонию композиции в данный момент времени.
Стало быть, нам не помешает иметь представление о том, как же звучат разные аккорды, в зависимости от того, из каких расстояний (интервалов) они состоят.
Большинство популярных аккордов состоит из терций.
Терции бывают двух типов
Б3 — это большая терция, и она состоит из 4х полутонов, или по-другому 4х самых маленьких расстояний между звуков.
М3 — это малая терция, она состоит из 3х полутонов, или 3х самых маленьких расстояний между нотами.
Как вы понимаете, каждый аккорд может состоять из 2х, 3х, 4х и более терций. Причем терции в них могут быть в разных комбинациях.
Например, самый распространенный аккорд — мажорное трезвучие — состоит из большой терции и малой терции. Схематично его можно описать так Б3+М3. Если мы сыграем такой состав из терций, мы и услышим знакомый нам мажорный аккорд. Минорный аккорд — минорное трезвучие — состоит из малой терции и большой М3+Б3. Как видите, если поменять местами большую и малую терцию, то мы получим противоположный по настроению аккорд.
Так и со всеми остальными аккордами. В зависимости от того, в каких местах у аккордов находятся большие и малые терции, мы будем получать самые разные характеристики звучания аккордов, и их разное настроение.
Теперь дам краткую характеристику звучания некоторых аккордов. Остальные вы сможете сами для себя описать, играя разный состав аккордов у себя на инструменте. (мои описания аккордов ориентировочные, мнение субъективное)
Трезвучий всего 4 вида:
Мажорное трезвучие — звучит радостно, уверенно, легко
Минорное трезвучие — звучит грустно, печально
Уменьшенное трезвучие — звучит испуганно, угнетенно
Увеличенное трезвучие — звучит удивленно, пугающе, неожиданно.
Септаккорды:
Большой мажорный септаккорд — звучит вдумчиво, мягко, легко
Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — звучит сильно, беспокойно, дерзко
Малый минорный септаккорд — звучит задумчиво, созерцательно, мягко
Большой минорный септаккорд — звучит беспокойно, угнетающе, слегка пугающе
Малый уменьшенный септаккорд — звучит неуверенно, относительно спокойно
Уменьшенный септаккорд — звучит напряженно, испуганно, потерянно
Увеличенный септаккорд — звучит удивительно, страшно
Пробуйте находить свои ассоциации при проигрывании разных типов аккордов. Можете оставлять в комментариях свои варианты.
Триада | музыка | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Трезвучия – Теория Открытой Музыки × CUNY
Наши цели:
- Определить все трезвучия, включая: мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное.
- Определите корень и качество триады, используя символ свинцового листа.
- Завершить триаду с заданным качеством и корнем.
5.1 Аккорды и трезвучия
Теперь, когда мы знакомы с основными строительными блоками мелодического письма, давайте взглянем на гармонию. Во-первых, несколько определений:
Чтобы быстро определить, является ли аккорд из трех нот трезвучием, расположите три ноты в «круге третей» ниже. Классы высоты тона триады всегда будут располагаться рядом друг с другом.
5.2 Идентификация и маркировка триад
Триады идентифицируются в соответствии с их корнем и качеством .
5.21 Корни трезвучия
Чтобы найти корень трезвучия, расположите классы высоты звука в круге третей (мысленно или на бумаге). Корень — это 90 159 самых низких 90 160 в группе из трех тонов. Другими словами, если окружность 90 159 поднимается на 90 160 на треть при движении по часовой стрелке, корень является «самой ранней» нотой (мысля как буквальные часы), а другие классы высоты тона появляются «позже».
Как только вы узнаете основной тон, вы можете определить остальные ноты как третью аккорда (терция над тоникой) и квинта аккорда (квинта над тоникой).
5.22 Качества трезвучия
Чтобы найти качество трезвучия, определите интервал между корнем и другими членами аккорда. Есть четыре качества трезвучий, которые появляются в мажорных и минорных гаммах, каждое со своими характерными интервалами.
- мажорное трезвучие: мажорная 3-я и совершенная квинта над тоникой (как в до-ми-соль )
- минорное трезвучие: минорная терция и совершенная квинта над тоникой (как в
- уменьшенное трезвучие: минорная терция и уменьшенная квинта над тоникой (как в ti-re-fa )
- увеличенное трезвучие: мажорная 3-я и увеличенная квинта над тоникой (как в me-sol-ti )
Послушайте ниже (нажмите «воспроизведение» в верхнем левом углу) четыре различных качества:
5.
3 Символы свинцового листаТрезвучие может быть выражено одним символом, например символом аккорда свинцового листа. Символ ведущего листа включает информацию как о качестве корня, так и о том, какой класс высоты звука встречается в самом низком голосе (называемом басом , независимо от того, кто поет или играет эту высоту).
Условное обозначение свинцового листа начинается с заглавной буквы (и, при необходимости, акциденции), обозначающей основной тон аккорда. За этой буквой следует информация о качестве аккорда:
- мажорное трезвучие: знак качества не добавляется
- минорное трезвучие: строчная «м»
- уменьшенное трезвучие: строчная буква «dim» или знак градуса «°»
- расширенная триада: строчная буква «авг» или плюс «+»
Наконец, если тональность, отличная от основной ноты аккорда, является самой низкой нотой в аккорде, добавляется косая черта, за которой следует заглавная буква, обозначающая класс высоты звука в басовом (самом низком) голосе.
Обозначение ведущего листа трезвучия до-мажор просто C . Трезвучие до минор равно 9.0231 См . Уменьшенное ре-диезное трезвучие с фа-диезом в басу: D#dim/F# . И так далее.
5.4 Построение трезвучия
Чтобы построить трезвучие на нотоносце, определите основной тон, качество и басовую ноту для трезвучия. Корень и качество скажут вам, какие три высоты звука принадлежат трезвучию. Например, C + говорит о том, что корень C, а качество увеличено. Поскольку качество аугментированное, над тоникой (ми) находится мажорная терция, а над тоникой — увеличенная квинта (соль-диез).
Далее на нотоносце напишите ноту До (в любом удобном регистре), затем напишите остальные аккордовые тона (ми и соль-диез) над до (см. трезвучие Кауга на рисунке выше).
5.5 Прослушивание трезвучий
Каждое качество трезвучия имеет свое собственное отчетливое звучание, и до такой степени, что звук сохраняется даже при перевернутом аккорде самый низкий голос).