Разное

Гомофонно гармонический склад это: Гомофонно-гармонический склад (гомофония) — Старинная музыка

Гомофония | это… Что такое Гомофония?

Гомофония с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты «Ноктюрна».

Гомофо́ния (от др.-греч. ὁμοφωνία — «однозвучие, унисон»; англ. homophony, нем. Homophonie) в наиболее распространённом значении — склад многоголосия (упрощённо: мелодия, аккомпанемент и бас), присущий композиторской музыке Европы в XVII—XIX вв.

Значения

1) С XVII в. — склад многоголосия, в котором выделяются три разных по значению пласта фактуры: мелодия (тесситурно, а также, как правило, темброво обособленный пласт фактуры, несущий «музыкальную мысль» целого), аккомпанемент (может быть структурирован многообразно, первоначально аккордовый) и бас. В отечественной музыкальной науке гомофонный склад прежде именовали также «гомофонно-гармоническим», что представляет собой очевидный плеоназм, поскольку гармония как категория музыки логически не противопоставляется полифонии. Смысловым панданом к гомофонии является не гармония, а полифония (склад многоголосия, в котором тесситурные и музыкально-логические функции каждого в отдельности голоса тождественны). Гомофонный склад, доминировавший в профессиональной (композиторской) музыке Европы XVII—XIX веков (при сохраняющемся композиционно-техническом и художественном значении полифонии), составил важнейшую предпосылку гармонической тональности.

2) До конца XVIII века под гомофонией понимали гоморитмическую фактуру, то есть такую, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же ритме. Техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunсtus simplex[1]. Образцы гомофонии (гоморитмического многоголосия) — вокальные жанры средневековой и ренессансной музыки с силлабическим распевом текста: многоголосные обработки гимнов, (многоголосный) кондукт, английский, французский, особенно итальянский виды фобурдона (fauxbourdon, falsobordone), многоголосные итальянские песни XVI века (фроттола, вилланелла, канцонетта) и др. Один из ярких примеров такой гомофонии (= гоморитмической фактуры) — раздел «Et incarnatus est» из Кредо мессы Жоскена Депре «Pange lingua»:

В анализах старомодальной гармонии всякую гомофонную фактуру из трёх и более голосов зачастую недифференцированно обозначают как «аккордовую»[2], чтó верно лишь для тех случаев, когда звуковысотный контекст выявляет логику сопряжения основных тонов созвучий (как в классико-романтической гармонии). Во многих примерах старинной полифонической музыки (особенно в эпоху Средних веков), где мыслимые как интервальные комплексы конкорды сопрягаются по правилам простого контрапункта, следует говорить не об аккордовой, а о гоморитмической (или «старой гомофонной») фактуре.

3) В древнегреческой гармонике (у Птолемея) гомофонами назывались октава и двойная октава (ὁμό — из-за тождественности модальных функций нижнего и верхнего звуков в этих интервалах), в позднейшей латинской науке к гомофонам отнесли также унисон (лат. unisonus).

Примечания

  1. В переводе с латинского — «простой контрапункт».
  2. В авторитетной музыкальной энциклопедии «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» примеры приведённого типа фактуры Жоскена описываются именно так: «The association of chordal
    writing of this kind with moments of particular solemnity and devotion remains a feature of Josquin’s style…» (New Grove Dictionary [2001], статья «Josquin»).

Библиография

  • Riemann H. Große Kompositionslehre I. Der homophone Satz. Berlin, Stuttgart, 1902.
  • Катунян М. И. Гомофония // Большая российская энциклопедия. Т.7. М., 2007, с.391-392.

ГОМОФОНИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: М. И. Катунян

1. К. Монтеверди. «Орфей».

ГОМОФО́НИЯ (от го­мо… и греч. φωνή – звук, го­лос), склад мно­го­го­ло­сной музыки, в ко­то­ром го­ло­са под­раз­де­ля­ют­ся на глав­ный и со­про­во­ж­даю­щие. В Древ­ней Гре­ции тер­мин «Г.» оз­на­чал ис­пол­не­ние ме­ло­дии го­ло­сом в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­та или её пе­ние не­сколь­ки­ми го­ло­са­ми в уни­сон, а так­же в ок­та­ву. В современном по­ни­ма­нии Г. – го­мо­фон­но-гар­мо­нический склад му­зы­каль­ный, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся взаи­мо­дей­ст­ви­ем трёх основных функ­ций го­ло­сов: ме­ло­дии, ба­са и гар­мо­нических го­ло­сов. Г. раз­ви­лась в рус­ле ев­ропейской музыкальной куль­ту­ры. Эле­мен­ты го­мо­фон­но­го скла­да бы­ли при­су­щи уже не­ко­то­рым ран­ним фор­мам мно­го­го­ло­сия – тем, в ко­то­рых на­блю­да­ет­ся бо­лее или ме­нее от­чёт­ли­вое функ­цио­наль­ное раз­де­ле­ние го­ло­сов музыкальной тка­ни (например, в мет­ри­зо­ван­ном ор­га­ну­ме, фо­бур­до­не). В 15–16 вв. при гос­под­стве по­ли­фо­нического пись­ма (см. По­ли­фо­ния) эле­мен­ты Г. на­ка­п­ли­ва­лись в итальянских фрот­то­лах, вил­ла­нел­лах, французских шан­сон, лют­не­вой му­зы­ке, бы­то­вых мно­го­го­лос­ных тан­це­валь­ных жан­рах, про­тес­тант­ском хо­ра­ле. Боль­шую роль в ста­нов­ле­нии Г. сыг­ра­ла прак­ти­ка ис­пол­не­ния по­ли­фо­нических про­из­ве­де­ний (мад­ри­га­лов и др.) на кла­ве­си­не, лют­не, ор­га­не (вме­сто пе­ния), в т.  ч. ак­ком­па­ни­ро­ва­ние пев­цу или ин­ст­ру­мен­та­ли­сту, иг­раю­ще­му на ду­хо­вом или струн­ном смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те од­ну из пар­тий это­го про­из­ве­де­ния или им­про­ви­зи­рую­ще­му но­вую ме­ло­дию. В ре­зуль­та­те од­но­тем­бро­во­го зву­ча­ния мно­го­го­ло­сия на гар­мо­нических ин­ст­ру­мен­тах по­ли­фо­ническая ткань по­сте­пен­но пре­об­ра­зо­вы­ва­лась в ак­кор­до­вую и в ко­неч­ном счё­те го­мо­фон­ную. Тем­бро­вый кон­траст с со­ли­рую­щим го­ло­сом или ин­ст­ру­мен­том спо­соб­ст­во­вал пре­вра­ще­нию са­мо­сто­ятельных ли­ний по­ли­фо­нической фак­ту­ры в еди­ный ак­ком­па­ни­рую­щий слой, про­ти­во­стоя­щий ме­ло­дии. Эта тра­ди­ция му­зи­ци­ро­ва­ния под­го­то­ви­ла прак­ти­ку ге­не­рал-ба­са. С начала 17 в. он стал обя­зательным ком­по­нен­том фак­ту­ры – мно­го­го­лос­ным ак­кор­до­вым со­про­во­ж­де­ни­ем в ком­по­зи­ции но­во­го ти­па (см. Бас­со кон­ти­нуо). По­яв­ле­ние ком­по­зи­ции с ге­не­рал-ба­сом (опер­ная мо­но­дия, соль­ный во­каль­ный кон­церт) по­ло­жи­ло на­ча­ло раз­ви­тию соб­ст­вен­но го­мо­фон­но­го скла­да. Прин­цип Г. яр­ко про­явил­ся в опер­ном ре­чи­та­ти­ве (см. илл. 1).

2. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 4. 2-я часть.

Пе­ре­ход к но­вой, го­мо­фон­ной ком­по­зи­ции от­ве­чал му­зы­каль­но-эс­те­тическим уст­рем­ле­ни­ям, воз­ник­шим под влия­ни­ем идей ев­ропейского Воз­ро­ж­де­ния. Этот тип ком­по­зи­ции ут­вер­ждал го­мо­фон­ный по су­ще­ст­ву прин­цип со­ли­ро­ва­ния: ме­ло­дия вы­де­ли­лась на обоб­щён­ном фо­не мно­го­го­лос­но­го со­про­во­ж­де­ния яр­ко­стью, рас­кре­по­щён­но­стью ли­нии, ин­ди­ви­дуа­ли­зи­рованной экс­прес­си­ей, спо­соб­но­стью пе­ре­дать ды­ха­ние, ес­тественную фра­зи­ров­ку че­ло­ве­че­ской ре­чи.

1-й этап раз­ви­тия Г., так называемая эпо­ха ге­нерал-ба­са (17 – середина 18 вв.), ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­че­та­ни­ем прин­ци­пов по­ли­фо­ни­че­ско­го и го­мо­фон­но­го пись­ма, по­сте­пен­ным от­тес­не­ни­ем по­ли­фо­нии в боль­шин­ст­ве жан­ров во­каль­ной и ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки, бур­ным ста­нов­ле­ни­ем ак­кор­до­вой гар­мо­нии, вы­зре­ва­ни­ем в рам­ках по­ли­фо­нических и го­мо­фон­но-по­ли­фо­нических форм (ста­рин­ных со­нат­ной, двух­ча­ст­ной, кон­церт­ной) прин­ци­пов го­мо­фон­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, опи­раю­ще­го­ся на то­наль­ные со­от­но­ше­ния и ко­ор­ди­на­цию раз­де­лов фор­мы, на со­под­чи­не­ние ка­ден­ций, чле­ня­щих це­лое на со­став­ные час­ти (см. Барочные формы).

2-й этап (середина 18 – 19 вв.) – пе­ри­од рас­цве­та го­мо­фон­но­го пись­ма. В го­мо­фон­ной гар­мо­нии осу­ще­ст­вил­ся то­наль­ный прин­цип рит­мич­но про­те­каю­щих кон­тра­ст­ных ла­до­функ­цио­наль­ных смен (см. То­наль­ность) – прин­цип че­ре­до­ва­ния ак­кор­дов, со­от­не­сён­но­го с пуль­са­ци­ей силь­ных и сла­бых до­лей так­та. В этот пе­ри­од от­кри­стал­ли­зо­ва­лись го­мо­фон­ные музыкальные фор­мы; со­нат­ная фор­ма и со­нат­но-сим­фо­нический цикл (см. Цик­ли­че­ские фор­мы) яви­лись выс­шим дос­ти­же­ни­ем го­мо­фон­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния. К концу 19 в. со­от­но­ше­ние го­мо­фон­ных и по­ли­фо­нических форм из­ме­ни­лось. Раз­ви­тие гар­мо­нии – фун­да­мен­та го­мо­фон­ных форм – дос­тиг­ло пре­де­ла, за ко­то­рым, по сло­вам С. И. Та­нее­ва, свя­зую­щая си­ла гар­мо­нический от­но­ше­ний ут­ра­чи­ва­ла своё кон­ст­рук­тив­ное зна­че­ние. В свя­зи с этим, на­ря­ду с про­дол­жаю­щим­ся раз­ви­ти­ем Г. (С. С. Про­кофь­ев, М.  Ра­вель), рез­ко воз­рос ин­те­рес к воз­мож­но­стям по­ли­фо­нии (И. Ф. Стра­вин­ский, Д. Д. Шос­та­ко­вич, П. Хин­де­мит, А. Шён­берг, А. фон Ве­берн).

Важ­ней­шим и ка­че­ст­вен­но но­вым эле­мен­том го­мо­фон­но­го пись­ма явил­ся ак­корд, ко­то­рый мыс­лил­ся как един­ст­во не толь­ко фак­тур­ное, рит­ми­че­ское, но и аку­сти­че­ское, ла­до­функ­цио­наль­ное. Эта мно­го­сто­рон­ность прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет ак­кор­до­вую ткань от по­ли­фо­нического мно­го­го­ло­сия в тех­ни­ке «но­та про­тив но­ты» (с его мо­но­рит­мич­но­стью го­ло­сов). Важ­ней­шая чер­та ак­кор­да – ла­до­функ­цио­наль­ная мо­но­лит­ность; она дей­ст­вен­на да­же при его фак­тур­но-рит­мической раз­ра­бот­ке. Свёр­ты­ва­ние мно­го­го­ло­сия в ак­кор­ды ро­ж­да­ет со­вер­шен­но иную, чем в по­ли­фо­нии, идею гар­мо­нического раз­ви­тия, т. е. че­ре­до­ва­ние ак­кор­дов, по­ни­мае­мое как сме­на кон­тра­ст­ных функ­ций то­наль­ных. С этим свя­зан иной тип фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­ро­му свой­ст­вен­ны един­ст­во всех го­ло­сов фак­ту­ры при сме­нах на­пря­же­ния и по­коя, на­рас­та­ний и спа­дов, общ­ность куль­ми­на­ций, од­но­вре­мен­ность це­зур. Для Г. ха­рак­те­рен вы­со­ко­диф­фе­рен­ци­рованный син­так­сис, ор­га­ни­зую­щий музыкальное раз­ви­тие не толь­ко на уров­не круп­ных по­строе­ний (как в по­ли­фо­нических фор­мах), но и на уров­не фраз, мо­ти­вов (см. илл. 2).

Г. до­пус­ка­ет мно­го­об­раз­ные ва­ри­ан­ты рит­мического со­от­но­ше­ния ме­ж­ду го­ло­са­ми, в ре­зуль­та­те че­го об­ра­зу­ют­ся ти­пы го­мо­фон­ной фак­ту­ры: ак­кор­до­вый тип; тип раз­ви­той ме­ло­дии с ак­кор­до­вым или фи­гу­рационным со­про­во­ж­де­ни­ем; по­ли­фо­ни­зи­ро­ван­ная Г. В чис­то ак­кор­до­вом скла­де ме­ло­дия, бас и ак­ком­па­ни­рую­щие го­ло­са мо­но­рит­мич­ны. Наи­бо­лее спе­ци­фическая чер­та Г. – рит­мический кон­траст ме­ж­ду глав­ным и по­боч­ны­ми го­ло­са­ми, при ко­то­ром функ­ция пер­во­го вы­ра­же­на наи­бо­лее рель­еф­но. В этом слу­чае всту­па­ет в дей­ст­вие кон­траст ме­ж­ду ин­ди­ви­дуа­ли­зи­рованной ли­ни­ей и рит­мом в ме­ло­дическом го­ло­се и обоб­щён­ны­ми фак­тур­но-рит­мическими фор­му­ла­ми со­про­во­ж­де­ния. Го­мо­фон­ная фак­ту­ра мо­жет обо­га­щать­ся эле­мен­та­ми по­ли­фо­нии. Раз­ви­тые, ак­тивные со­про­во­ж­даю­щие го­ло­са уже в эпо­ху вен­ских клас­си­ков бы­ли на­сы­ще­ны те­ма­тическим ма­те­риа­лом, по­ли­фо­ни­зи­ро­ва­ли го­мо­фон­ную ткань. Тя­го­те­ние к по­ли­фо­нии про­яв­ля­ет­ся при вся­ком рит­мическом и ме­ло­дическом ожив­ле­нии ба­са и сред­них го­ло­сов, осо­бен­но при по­яв­ле­нии кон­тра­пунк­тов, ими­та­ций. По­ли­фо­ни­зи­ро­ван­ная го­мо­фон­ная ткань со­еди­ня­ет энер­гию сво­бод­но раз­ви­ваю­щих­ся ин­ди­ви­дуа­ли­зи­рованных ме­ло­дических ли­ний с бо­гат­ст­вом го­мо­фон­ной ак­кор­ди­ки и ди­на­мич­но­стью функ­цио­наль­ных смен.

Что такое гомофонная текстура в музыке?

Мы часто встречаем греческие слова в теории музыки, и вот еще одно. «Гомофонический» описывает особый вид музыки, с которым мы все знакомы. Значение слова можно объяснить, разделив его на два. «Фонический» означает звук или голос, а «гомо» означает подобный или такой же.

Взгляните ↓↓↓


Но у нас есть другое слово, Текстура. Это предлагает дополнительное описание музыки. Но прежде чем мы ответим на вопрос: «Что такое гомофонная текстура в музыке?» давайте разберемся что означают омофоны и текстуры в музыке .

Содержание

  • Гомофоническая музыка
  • Текстура в музыке
  • Не единственная текстура в музыке
  • Определение текстуры
  • Определение гомофонной текстуры
  • Кроме Дилана?
  • Два вида гомофонной фактуры
  • Гоморитмическая фактура
  • Текстура с преобладанием мелодии
  • Мелодия становится более заметной
  • Аккомпанемент рваных аккордов
  • Аккомпанемент баса Альберти
  • Другой аспект теории
  • Хотите узнать больше о теории музыки?
  • Что такое гомофонная фактура в музыке – Заключение

Гомофоническая музыка

Важной частью гомофонной музыки является то, что в ней есть доминирующий элемент, единая мелодия. Когда вы слушаете, вас автоматически тянет слушать эту часть. Его также иногда называют «гомофонией».

Любые другие присутствующие инструменты или голоса являются просто аккомпанементом. Простым примером может быть Боб Дилан и «Times They Are A Change». Вокальная партия с гитарным сопровождением. Доминантой является вокал в сопровождении гитары.

Кроме того, есть  способ определить, является ли музыка омофонической , а именно применить быстрый тест. Если в произведении есть одна мелодическая линия с несколькими дополнительными инструментами, поддерживающими основную мелодию, оно будет гомофонным. Вы видите, что большую часть музыки, которую мы слушаем в наши дни, можно назвать гомофонной.

Текстура в музыке

Текстура относится к общему звучанию произведения. В него входят элементы, из которых складывается общий звук. Это мелодия, гармония и темп. Кроме того, как текстура работает в музыке  будет определять, как мы относимся к тому, что слышим.

Но в нем все же есть один звук, который является основным. Эта основная часть иногда дополняется различными другими частями. Но главная часть сохраняет свой статус в произведении.

Сегодня это самая распространенная текстура. Мы слышим это по радио, в поп-музыке, роке и джазе. Мы слышим его в саундтреках к фильмам и в большей части классической музыки, написанной за последние 100 лет.

Не единственная текстура в музыке

Конечно, это не так, потому что не вся музыка устроена одинаково. В музыке мы находим четыре вида текстуры. Это:

  • Homophony или Homophonic.
  • Монофония.
  • Полифония.
  • Гетерофония.

Сегодня мы рассматриваем просто Homophony или Homophonic.

Определение текстуры

Мы дали краткое объяснение. Рассмотрите это в свете того, сколько слоев есть в музыке. Это мелодия плюс гармонии и другие элементы.

В этом общем описании могут быть различные текстуры. Текстура может быть узкой, а может быть широкой. Он может быть очень полным или очень разреженным. Итак, давайте поближе познакомимся с гомофонной текстурой.

Определение гомофонической текстуры

Я уже упоминал, что это наиболее распространенная форма текстуры в современной западной музыке . Он очень похож на монофоническую фактуру, так как имеет единую мелодию.

Но гомофонная текстура добавляет разные ноты, основанные на основной мелодии. Он также добавляет другие элементы, о которых я уже упоминал, например, темп.

Кроме Дилана?

Конечно, я использовал это как очень простой пример. Любой певец, поющий песню во время игры на фортепиано, играет омофоническую фактуру. Другим примером является скрипка, которая может играть главную мелодическую партию в симфонии, в то время как оркестр поддерживает ее.

А как насчет саксофона или трубы, играющих соло в джазовом спектакле с другими инструментами в сопровождении? Это еще один пример.

Два вида гомофонной текстуры

Поскольку это так распространено, должны быть разные типы этой текстуры. Есть два основных подтипа, которые нам необходимо знать, чтобы ответить на вопрос: «Что такое гомофонная текстура в музыке?»

  • Гоморитмическая текстура.
  • Текстура с преобладанием мелодии.

Рассмотрим каждый подробнее.

Гоморитмическая текстура

В этой текстуре мелодия и гармония имеют одинаковый ритм. Их также иногда называют «блочными аккордами». Это потому, что ноты аккорда воспроизводятся вместе.

Его можно найти в различных музыкальных стилях. В некоторых случаях, когда цель состоит в том, чтобы придать музыке некоторую драматичность. Некоторые примеры:

  • Хор «Аллилуйя» Генделя.
  • Начало «Богемской рапсодии» группы Queen.
  • Начало «Carry On My Wayward Son» Канзаса.

Вы также можете встретить его в других целях, например:

  • «Лунный свет» Дебюсси.
  • Парикмахерская Квартеты.

Перейдем к другим основной тип гомофонной фактуры , где в фактуре доминирует мелодия.

Текстура с преобладанием мелодии

Ранее мы уже упоминали этот стиль текстуры в более широком смысле. Здесь основным элементом является мелодия, поддерживаемая гармониями. Мелодия и гармонии не обязательно должны соответствовать друг другу. Как вы найдете в гоморитмической текстуре, которую мы только что рассмотрели.

Вы можете описать это как основную мелодию, поддерживаемую гармонией или, в некоторых случаях, несколькими гармониями. Вы можете подумать, что мелодия может потеряться во всем происходящем. Но это потому, что может произойти так много событий, что это имеет тенденцию выделяться.

Мелодия становится более заметной

При изменении тайминга и даже ритма мелодия становится более заметной. Мелодия является основной идеей, а все остальное играет вспомогательную роль.

Здесь стоит отметить, что мелодичная текстура содержит блочные аккорды. Но не в том виде, в котором мы их видим в гоморитмической фактуре.

Преобладающая мелодия Текстура обычно исполняется в трех разных стилях. Это:

  • Аккомпанемент блочных аккордов.
  • Сломанные аккорды, иногда называемые аккордами с арпеджио.
  • Басовый аккомпанемент Альберти.

Мы уже рассматривали блочные аккорды в гоморитмической фактуре. Но их также можно использовать в текстуре с преобладанием мелодии. Это будет аккомпанемент в блочных аккордах с мелодической фактурой, а не обязательно сама мелодия. И они могут пересекать несколько музыкальных жанров. Вот несколько примеров:

  • Шопен – Прелюдия ми минор.
  • Джони Митчелл — Большое желтое такси.
  • Ярмарка в Скарборо — это старая английская народная мелодия, но когда ее играет Пол Саймон.
  • Майлз Дэвис — Билли Бой.
  • Скотт Джоплин — Тряпка с кленовым листом.
  • Бетховен – 7-я симфония, 2-я часть.

Вам достаточно пересечения жанров?

Аккомпанемент Broken Chord

Это когда аккорд, играющий аккомпанемент, разбит на ноты, играемые в разное время, часто по шаблону. Обычный образец правой руки в тональности C может быть C, E и G. Первый, третий и пятый. Альтернативой могут быть C, G и C (октава).

То, как он исполняется, означает, что его часто называют аккордами с арпеджио. Песни, использующие этот стиль:

  • Elvis Presley – I Can’t Help Falling In Love.
  • Боб Дилан – Дуновение ветра.
  • Ричард Роджерс – Эдельвейс.
  • Эндрю Ллойд-Уэббер – Память.

Басовый аккомпанемент Альберти

Последний стиль — аккомпанемент Альберти. Это не отличается и, в некотором роде, является подтипом аккомпанемента ломаных аккордов. Разница в том, что существует заданный шаблон воспроизведения арпеджио.

Чтобы воспроизвести этот стиль текстуры, вы сначала играете самую низкую ноту аккорда, а затем самую высокую. Затем следует средняя нота, а затем снова возвращается к самой высокой. Это отчетливо слышно в начале «Сонаты для фортепиано до мажор» Моцарта.

Если внимательно прислушаться, великий человек включил все три фактуры в начальные фразы. Во-первых, это аккомпанемент баса Альберти. Затем следует аккомпанемент блочного аккорда и, наконец, аккомпанемент ломаного аккорда. И все это в течение первых 30 секунд после начала произведения.

Другой аспект теории

Гомофоническая текстура — это еще один аспект теории музыки, который необходимо изучить. Но на этот раз вы будете настолько хорошо знакомы со стилем и концепциями, что вам будет намного легче учиться, чем некоторым. Вот некоторый учебный материал для тех, кто хочет разобраться с музыкальной теорией.

  • Гомофонические формы музыкальной композиции
  • Гаммы и аккорды во всех мажорных и минорных тональностях
  • Теория музыки: от новичка до эксперта

Хотите узнать больше о теории музыки?

Что ж, мы можем помочь вам с этим, просто взгляните на наши полезные статьи: Полное руководство по мажорным гаммам, Руководство по хроматической гамме, Краткое руководство по контрапункту видов, Типы гамм бибопа, Что такое форма AABA. В разделе «Музыка», «Что такое отрицательная гармония» и «Относительный и параллельный минор» для получения дополнительной полезной информации.

Вы также можете рассмотреть вопрос об обновлении прибора. Ознакомьтесь с нашими подробными обзорами лучших электрических виолончелей, лучших скрипок Кремоны, лучших 88-клавишных клавишных, лучших цифровых пианино до 500 долларов США, лучших флейт, лучших альт-саксофонов и лучших тенор-саксофонов, которые вы можете купить. в 2023 году.

Что такое омофоническая фактура в музыке – Заключение

Как видно из приведенных мной примеров, этот стиль был распространенным на протяжении сотен лет. И в современной музыке вы наверняка узнаете стиль и текстуру того, как музыка складывается воедино.

Не будет преувеличением сказать, что большая часть музыки, которую вы слышите сегодня, гомофонна. И нет ничего более простого, чем одна мелодия с аккомпанементом из одной или нескольких гармонических частей.

Пусть музыка играет до следующего раза.

Что такое гомофонная структура в музыке?

Гомофоническая текстура , также называемая гомофонией , на сегодняшний день является наиболее распространенным типом текстуры, встречающейся в музыке. Два других основных типа текстуры — монофоническая и полифоническая.

Гомофония — это текстура, которую мы чаще всего слышим в поп-музыке по радио, музыке для фильмов, джазе, роке и большей части классической музыки прошлого века. Термин гомофонный происходит от греческих слов homo , что означает «такой же» или «похожий», и phonic , что означает «звук» или «голос».

В этом посте мы полностью изучим омофоническую фактуру, но сделаем так, что сначала нам следует вспомнить, что такое фактура в музыке.

Содержание

Что такое текстура?

Текстура в музыке — это, по сути, общее качество музыкального произведения. Думайте об этом как о том, сколько слоев мелодии и гармонии можно услышать одновременно.

Музыкальное произведение может иметь толстую или тонкую текстуру, широкую или узкую текстуру, плотную или разреженную текстуру и так далее. Давайте подробно рассмотрим наиболее распространенный тип — гомофонную текстуру.

Homophonic Texture Definition

Homophonic текстура — наиболее распространенная текстура в западной музыке.

Похожа на монофоническую фактуру, так как играет одна основная мелодия, но добавляет к мелодии гармонии и аккомпанемент.

Итак, гомофонная текстура — это когда вы можете воспроизводить несколько разных нот, но все они основаны на одной и той же мелодии.

Рок- или поп-звезда, поющая песню и одновременно играющая на гитаре или фортепиано, является примером гомофонной текстуры.

Скрипка, играющая сольную мелодию, в то время как остальная часть оркестра играет позади нее, является другим примером, как и трубач, солирующий во время джазового концерта с фортепиано и басом, играющими вместе с ним.

Типы гомофонной текстуры

Поскольку гомофонная текстура настолько распространена, существует много различных подтипов.

Два основных подтипа:

  • гоморитмический текстурный
  • с преобладанием мелодии текстурный

Теперь мы внимательно рассмотрим эти два типа гомофонии.

Гоморитмическая фактура

Гоморитмическая фактура — это когда все части мелодии и гармонии имеют точно одинаковый ритм.

Этот тип текстуры также называется текстурой block chord и часто встречается в хоровой музыке, гимнах и квартетах для парикмахерских.

Известным классическим примером такой фактуры является хоровая часть «Хора «Аллилуйя»» Генделя: 

«Hallelujah Chorus» — Гендель

Более свежие примеры гоморитма — вступительные части «Carry on Wayward Son» группы Kansas, «Bohemian Rhapsody» группы Queen и «Some Nights» группы Fun.

Some Nights” – Fun

Гоморитмические текстуры также встречаются во многих инструментальных произведениях.

Отличным примером может служить балет Стравинского «Весна священная», в котором несколько раз используются блочные аккорды, в том числе здесь: 

«Весна священная» — Стравинский

Или этот отрывок из «Лунного света» Дебюсси также является примером гоморитмической текстуры:

«Лунный свет» Дебюсси

Следующий подтип гомофонной текстуры — это мелодически-доминируемая текстура , которую мы рассмотрим. в следующем разделе.

Текстура с преобладанием мелодии

Текстура с преобладанием мелодии — это любой другой тип омофонии, не являющийся блочными аккордами.

Мелодия является основной музыкальной идеей, которую слышит слушатель, а гармонии отводится второстепенная роль.

В музыкальном произведении с такой текстурой гармония не совсем совпадает с мелодией. Чаще всего эта текстура используется только одним вокалистом, играющим на пианино или гитаре в качестве аккомпанемента во время исполнения мелодии: 

Адель — Кто-то вроде вас

Как вы можете слышать в песне, есть только одна мелодия, а затем гармонии играл вокруг него. Однако пианист в этой песне играет на фортепиано в другом ритме, чем поет Адель, поэтому текстура не может быть гоморитмичной.

В этом случае мелодия отличается от аккомпанемента ритмом и стилем, что означает, что мелодия более заметна и является примером текстуры с преобладанием мелодии.

Аккомпанемент произведения с этим типом текстуры часто бывает в одном из трех стилей: блок аккордов, ломаный или арпеджио аккордов и альберти бас .

Блочный аккорд Аккомпанемент

Блочные аккорды описаны выше, только на этот раз аккомпанемент — это единственная часть песни, которая должна состоять из блочных аккордов, а не обязательно мелодия.

«Прелюдия ми минор» Шопена — прекрасный пример аккордового аккомпанемента с отчетливой и отдельной мелодией:

Прелюдия Шопена ми минор это когда аккорд, играемый для сопровождения мелодии, разбивается, и каждая нота играется в отдельное время.

Песня «Someone Like You» Адель, показанная выше, является прекрасным примером сломанных аккордов. Партия фортепиано воспроизводит аккорды, как и прелюдия Шопена, но каждый аккорд воспроизводится только по одной ноте за раз, а не по несколько нот вместе.

Басовый аккомпанемент Альберти

Последний тип аккомпанемента, который будет здесь рассмотрен, — это басовый аккомпанемент Альберти.

Это подтип ломаных аккордов, в котором каждая нота аккорда воспроизводится в разное время.

Однако, что делает его уникальным, так это паттерн аккомпанемента – он следует паттерну низкий-высокий-средний-высокий. Таким образом, сначала играется самая низкая нота аккорда, затем самая высокая нота, затем средняя нота и, наконец, снова играется самая высокая нота.

Начало «Сонаты для фортепиано до мажор» Моцарта — прекрасный тому пример.

Соната Моцарта для фортепиано с оркестром до мажор

На самом деле начало сонаты Моцарта для фортепиано с оркестром представляет собой прекрасный пример всех трех типов аккомпанемента.

В начале (время – 0:03 на видео) аккомпанемент типа alberti bass.

Далее (время – 0:10) идет блок-аккордовый аккомпанемент.

Наконец, на 0:20 аккомпанемент ломаный аккорд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *