Свет и тень в фотографии. Секреты художественных композиции с применением света и тени
Что «фотография» в переводе с греческого означает «светопись», наверняка, знает каждый профессионал. Игра света и тени в фотографиях и её умелое использование – вот что отличает качественные снимки от любительских. Умение работать со студийным осветительным оборудованием, использовать уличное освещение – очень важно в фотоискусстве .
Для новичков первым шагом к управлению светом в кадре будет изучение видов освещения. Начнем с наиболее простых.
По типу источника:
Ø Естественное (солнце, луна).
Ø Искусственное (фонарь, свеча, люстра, вспышка и т.д.)
По яркости света:
Ø Рассеянное – как на улице в пасмурный день. Фотосъемка теней с таким освещением практически невозможна. Поэтому на снимках часто пропадают объем и глубина.
Ø Направленное – это лучи, создающие четкие и резкие светотени. Например, освещение от окна либо искусственных приборов. И данный вид можно разделить ещё на три подвида:
· фронтальный (из-за спины фотографа),
· контровой (источник света – за снимаемым объектом),
· боковой (источник – справа или слева от объекта).
По типу изобразительного приёма
-
Рисующий. Позволяет включить тени в кадр и «рисовать» ими объём. С какой бы стороны он ни был направлен, рисующий свет играет основную роль в снимке, задаёт верный тон и динамику изображения.
-
Заполняющий. Такой свет позволяет осветить теневые участки и сбалансировать светотеневой рисунок фотоснимка. Так, заполняющая вспышка при съемке фотопортрета в контровом освещении поможет сделать фигуру модели более объемной и светлой.
-
Моделирующий. Это узконаправленные лучи, корректирующие светотеневой рисунок для его смягчения либо акцентирования.
-
Фоновый. Помогает добиться коррекции глубины тени на заднем плане. Нередко фоновое освещение в студии распределяют неравномерно: чтобы светлые участки объекта оказались на тёмном фоне, а тёмные – наоборот, на светлом.
-
Контровой свет или контражур при умелом использовании также может служить выразительным приемом в фотоискусстве. Его применению мы посвятили отдельную статью.
Как красиво фотографировать тень?
От того, какие из описанных выше световых приемов вы используете, зависит и местонахождение, и глубина, и насыщенность теневых участков. А те, в свою очередь, эффектно дополняют композицию кадра, создают объем и влияют на общее настроение снимка.
Съемка в низком ключе дает ощущение драматизма на фотографиях. Для затемнения пространства при эффектной фотографии теней необходимо контролировать освещение: яркость лучей от окна регулировать шторами, от моноблока – сотовой насадкой, сеткой, флагами.
Затенения от различных объектов широко применяются в портретах. Пропустите лучи через жалюзи, кружево, лист дерева – и ловите теневые узоры, появляющиеся на лице и теле модели. Использование теней в портретных фотосессиях открывает огромные просторы для творчества. Научитесь играть со светотенями и наслаждайтесь этой игрой!
Свет и тени в фотографии
Обычно когда смотрят на какую-либо фотографию, то обращают внимание, в первую очередь, на положение группы предметов или объектов, освещенных искусственным, либо естественным источником света. Однако едва ли не главными выразительными средствами фотографа при построении композиции кадра являются свет и тени. Хорошо известно, что само слово фотография в переводе с греческого означает «рисую светом» или светопись. На фотографии мы пытаемся запечатлеть световой рисунок окружающего нас мира на плоскости. Но там, где есть свет – обязательно будет и тень. Поэтому важнейшей задачей фотографа является понимание того, как правильно соединить свет и тени в фотографии в соответствии с определенным художественным замыслом.
Свет
Свет в фотографии выполняет как технические, так и изобразительные и композиционные задачи. С технической функцией все понятно – с помощью постановки света создается желаемый уровень освещения. Изобразительная функция света заключается в том, чтобы посредством освещения передать на фотографии форму, объем и видимую структуру поверхности снимаемого объекта, а также глубину пространства. Именно посредством света фотограф может добиться того, что объект на фотографии будет вызывать у зрителя ощущение мягкости, упругости, гладкости, твердости или тяжести. Свет помогает передать на фотоснимке, например, нежность кожи ребенка или блеск поверхности столовых приборов. От освещения напрямую зависит и настроение снимка, его оригинальность.
Плоский шар (без света и тени)Но не стоит также забывать о том, что свет не только формирует форму и подчеркивает поверхность предметов, но и образует тона и тени, которые отбрасывают снимаемые предметы. В частности, хорошим освещением в фотографии можно назвать только такое, в котором будут видны света, полутона и тени. Правильное сочетание света и тени на фотографии – это и есть та сложная композиционная задача, которую приходится решать фотографу.
Поскольку свет является одним из главных выразительных средств в арсенале фотографа, очень важно помнить о его основных характеристиках и уметь правильно им пользоваться в каждой конкретной ситуации. Свет может быть жестким (направленным) или мягким (рассеянным). Направленный свет образует резко очерченные, слишком темные и глубокие тени. Такой свет дает солнце в яркую солнечную погоду, уличные фонари в темное время суток или специальные искусственные источники направленного света, формирующие очень узкий пучок лучей.
Освещение и тени придают объемФотографы обычно не любят использовать жесткий направленный свет, поскольку излишне густые тени смотрятся не очень привлекательно на фотографии. Мягкий, рассеянный свет дает более равномерное освещение сцены, при котором отсутствуют резкие тени. Такое освещение при съемке на улице наблюдается ранним утром или вечером, а также в пасмурную погоду. Кроме того, мягкий свет можно создать при помощи софтбоксов и различных отражателей.
Также выделяют рисующий, заполняющий, фоновый и контровой свет. Рисующий свет всегда играет ключевую роль, поскольку именно он образует тени на снимке, выявляя форму и объем предмета съемки. С его помощью создается светотеневое решение фотографии. Рисующий свет может быть направлен из-за спины фотографа, сверху, сбоку или снизу на объект съемки. Соответственно, от направления и угла падения света изменяется соотношение тени и света на снимке, что непосредственным образом влияет на характер и настроение фотографии.
Фоновый свет помогает осветить пространство за объектом съемки и создать на нем определенный светотеневой рисунок. Заполняющий свет дает возможность фотографу осветить все теневые участки сцены и, тем самым, обеспечить создание более сбалансированной светотеневой картинки в соответствии с авторским замыслом. Наконец, контровой свет, освещая объект съемки сзади, позволяет создавать в освещенных зонах дополнительные блики и одновременно представить фотографию в более темной, низкой тональности.
Освещение может быть натуральным и искусственным. Управлять светом солнца фотограф естественно не может, в отличие от студийных условий, где с помощью искусственных источников света можно создавать самые разнообразные световые эффекты. Тем не менее, это не означает, что на улице фотограф полностью лишен возможности использовать свет в качестве изобразительного и композиционного приема.
Организация пространства при помощи светотениЗдесь фотографу необходимо иметь представление о том, на какой высоте будет располагаться солнце по отношению к горизонту в данное время суток, под каким углом при этом будут падать тени, как будут влиять те или иные погодные явления на характеристики освещения. Солнечный свет может менять свою цветовую температуру и, соответственно, оттенок на фотографии в зависимости от времени съемки, погоды и положения солнца. Лучшим временем для съемки на улице считается восход и закат, когда создается рассеянный свет приятных, теплых тонов и с мягкими тенями. Таким образом, при съемке на природе для того, чтобы добиться нужного рисунка светотени, фотограф вынужден либо выжидать определенного времени и погоды, либо добиваться нужных ему теней посредством использования отражательных экранов и фильтров.
При съемке в студии фотограф фактически неограничен в выразительных средствах и может применять те или иные осветительные приборы для создания нужного ему освещения и прорисовки теней. Правильно выстроенный свет помогает добиться воплощения творческого замысла и во многом определяет качество снимка.
Тени
Свет и тени – вещи в фотографии практически неотделимые друг от друга. В композиции играет важнейшую роль не только освещенная часть кадра, то есть свет, но и тени, которые во многих случаях определяют смысл и содержание фотографии. Красивые и эмоционально сильные фотографии практически невозможно создать без умения правильно компоновать и контролировать тени. Использование теней помогает добавить изображению и объекту съемки сильное настроение, определенную эмоциональную окраску, которую всегда чувствует зритель. Можно сказать, что тени помогают усилить общее впечатление от фотографии и ее видение.
Тени на фотоизображении определяются характером освещения – рассеянный или жесткий, рисующий или заполняющий, боковой или нижний свет. В фотографии принято выделять собственно тень, а также полутень и рефлекс. Под тенью понимают неосвещенные или слабо освещенные участки объекта. Полутень – это слабая тень, которая образуется, когда объект освещен сразу несколькими источниками света, либо она возникает на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом.
Что касается рефлекса, то это небольшое светлое пятно в области тени, образуемое лучами света, отраженными от близко лежащих объектов. Свет может направляться на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз образуется присущий только этому направлению света теневой рисунок с характерными тенями и полутенями.
Не нужно думать, что тени на фотографии – это просто неосвещенные участки изображения, которые не имеют какого-либо содержания. На самом деле тени на фотографии могут передать зрителю достаточно много информации. Например, по падающим теням на снимке можно определить время суток, состояние погоды или откуда падают солнечные лучи на объект съемки. Тень способна придать объем снимаемому предмету, она позволяет ему выглядеть более реалистично и жизненно. Правильное использование теней дает возможность фотографу добавить снимку ощущение таинственности или драматичности.
Автор: TheAlieness GiselaGiardinОдин из излюбленных приемов многих фотографов с использованием тени – это создание темных силуэтов на светлом фоне, что достигается подсветкой объекта съемки сзади. Силуэты на фотографии выглядят очень эффектно, придают объекту форму и создают определенное настроение снимка. Тени могут иметь и более сложный характер, чем просто темный силуэт. Они могут представлять собой витиеватые линии, контрастирующие по отношению к ярким цветовым и освещенным участкам изображения. С помощью создания таких необычных теней можно, в частности, соединить воедино разрозненные части фотографии и придать ей композиционную завершенность.
Свет и тени в композиции кадра
На фотографии мы видим окружающий мир как сочетание светлых и темных участков. Правильное сочетание света и тени в композиции кадра помогает передать глубину пространства, обрисовать объемно-пластическую форму и фактуру любого предмета, а также наделить снимок определенным настроением и эмоциональным восприятием. При создании любого снимка фотограф должен выстроить композицию, где основное внимание должно быть уделено не только освещению и положению объекта съемки в пространстве, но и уравновешиванию света и тени для достижения нужного эффекта.
Автор: kevin dooleyВсе в фотографии должно находиться в равновесии и гармонии друг с другом. Поэтому при выстраивании кадра нужно оценить разбросанные по картинке отдельные участки света и тени, чтобы убрать лишние из них для обеспечения оптимальной взаимосвязи между различными элементами изображения. Если композиционные возможности света и тени выпадают из поля зрения фотографа, то снимок, как правило, получается не интересным и скучным.
В некоторых случаях неправильная игра со светом и тенью может вызвать у зрителя настоящее отторжение от фотографии. Например, не рекомендуется выстраивать композицию кадра таким образом, чтобы светлые участки оказывались исключительно внизу картинки, а верх изображения содержал в себе только глубокие, резкие тени.
Автор: ArloMagicManЧто является более значимым в фотографии – правильный свет или тени? И обязательно ли расставлять в композиции снимка главные световые акценты и ярко выраженные тени? На эти вопросы нет однозначного ответа. Как показывает практика, тождественность градаций светотени в изображении, то есть присутствие на снимке равнозначных по площади и яркости светов и теней, отнюдь не является гарантией получения качественной и, самое главное, интересной фотографии.
Красивая и запоминающаяся фотография вполне может состоять из множества неравнозначных по градации и площади участков света и тени. Главное здесь заключается в том, чтобы фотограф умел изменять эту градацию и мог правильно выстраивать светотеневой рисунок в соответствии со своим художественным видением.
Конечно, такое умение требует определенного опыта и творческих экспериментов. Для того, чтобы овладеть пониманием тонкой игры света и тени, начинающему фотографу лучше всего начинать со съемки натюрмортов. Тут фотограф может, не торопясь, продумывать все элементы композиции, изменять освещение объекта съемки, одновременно следя за тем, как меняется игра света и тени на снимке. Умелое управление светом и тенью позволяет создавать потрясающе красивые, художественные фотографии, производящие на зрителей неизгладимое впечатление.
При подготовке статьи использованы материалы ресурсов 9rota.do.am и postroika.ru.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
Магия света и теней
Магия света и теней
Свет
Свет и отсутствие света – тени – необходимы в фотографии. Я имею в виду не только тени, которые преследуют нас в солнечный день. Я также имею в виду темные участки сцены.
Но легко не заметить тени, которые создает свет, мы, естественно, принимаем их как должное.Подробнее: Как эффектный естественный свет может вдохновить вас на фотографии
До того, как мы взяли в руки наши камеры, кто из нас действительно считал тени важными? Именно тени формируют свет и привлекают внимание к свету. Тени могут помочь нам создать более привлекательные изображения. Поэтому, когда мы создаем фотографии, мы также должны думать об отсутствии света, а не только о самом свете.
Мы должны думать об управлении тенями точно так же, как об управлении светом. Может быть волшебство, когда свет и тени работают вместе. Если мы воспринимаем тени как важный элемент в сочетании со светом, они могут преобразить ваши изображения 5 различными способами.
Акцентные размеры
Свет и тени создают необходимую дифференциацию тонов, которая лежит в основе нашего восприятия. Эти тона окружают предметы, подчеркивая размеры этих предметов и отделяя их от сцены вокруг них.
Подчеркнуть фокус на объекте
Тени могут действовать как блокиратор, разделяя фотографию на две отдельные области; темная часть и светлая часть. Когда объект помещается в освещенную часть сцены, на объект делается больший акцент, как если бы на него был направлен прожектор. Этот акцент перемещает взгляд зрителя на ваш объект, создавая более сильное изображение.
Контраст
Свет и тьма противостоят друг другу, создавая контраст. Контрастность изображения привлекает внимание зрителей к контрастным областям, создавая более яркое изображение.
Укрепляющие составы
Подумайте о том, как свет и его отсутствие могут повлиять на композицию: направляющие линии, кадры, негативное пространство. Все эти композиционные элементы приведут взгляд зрителя к тому, что действительно важно, и избавятся от того, что не имеет значения.Добавить еще один графический элемент
Свет может создать на фотографии дополнительный графический элемент, буквальную тень предмета. Тени объекта могут придать вашему изображению существенный смысл. Объект и его тень могут усиливать друг друга. Иногда тени могут быть настолько интересными, что вы можете сфокусироваться только на тени, и тогда она станет объектом съемки.
Ардель Нойбер — гостевой пост
Ардель Нойберт — фотограф, ведущий образ жизни и искусство. Она живет в Калгари, штат Альберта, Канада, со своим мужем и двумя сыновьями. , повседневные дела и приключения в ее жизни. Ардель — фотограф, отмеченный международными наградами, чьи работы были представлены в различных публикациях. Веб-сайт | Инстаграм
Далее >
30 000+ изображений света и тени
30 000+ изображений света и тени | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos 10K
- А фотобелые лепесткиwhite oetals
австралиямельбурн vicsepia
Light Founksshadowinterior
Радужные изображения и изображения PictureNature. – –––– – –––– –– –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
заводТекстура фоныЛето фото и картинки
Hd серые обоиБельгияHd дизайн обои
Hd white wallpapersPaper backgroundscardboard
modelshadowsreflections
portoportugalHq background images
fadeddefused
Hd pattern wallpapersminimaloman
wallleuvenconcrete
handhandsfinger
Related collections
SHADOW AND LIGHT
458 photos · Curated by Susan H.Свет и тень
430 фото · Куратор Мэтью ТейлорСвет и тень
181 photos · Curated by Select PhotosBrown backgroundsverticalvertical photo
selfielifestyle portraitfashion portrait
Flower imageswhite petalswhite oetals
Hd grey wallpapersbelgiumHd design wallpapers
modelshadowsreflections
portoportugalHq background images
Hd pattern wallpapersminimaloman
handhandsfinger
selfielifestyle портретмодный портрет
заводТекстура фоныЛето фото и картинки
Hd белые обоиБумажный фонкартон
Радуга фото и картинкиПрирода фотоЛистья фоны
сложа рукипозируетстильный
уличная фотографияjapanchiyoda-ku
moodindoorsmelbourne
–––– ––––– ––– – –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
australiamelbourne vicsepia
Light backgroundsshadowinterior
fadeddefused
greeceschoinousacurtain
Похожие коллекции
Shadow and Light
458 Фотографии · Куратор Susan H.Light & Shadow
430 Фотографии · Куратор Matthew TaylorLight and Shadow
181 Фото & картинкиHd лес обоилистваКоричневый фонвертикальныйвертикальное фото
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Tasha Marie
Unsplash+
Разблокировать
Цветочные изображениябелые лепесткибелые звезды
Августин Вонг
растениеТекстура фоныЛетние изображения и картинки
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –– –– – – –– ––– –– –––– – –.
Гриффин М
АвстралияМельбурн Висепия
Bernard Hermant
Hd серые обоиБельгияHd design wallpapers
Ivan Bandura
Hd белые обоиPaper backgroundscardboard
3 90 Henry Co.