Доминантсептаккорд
В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности.
Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима.
Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре. Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G:
Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора.
Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд.
Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков.
Итак, мы знаем, что доминантсептаккорд строится на V ступени и между крайними звуками должна быть септима. Здесь нужно сделать важное замечание: любой септаккорд является аккордом звуки которого расположены по терциям. Поэтому для получения доминантсептаккорда мы можем сделать следующее.
1) Добавить терцию к трезвучию V ступени
2) Либо добавить к любому мажорному трезвучию малую терцию от квинты аккорд
Проанализируем состав доминантсептаккорда:
Получилась формула: большая терция + малая терция + малая терция.
Используя ее, мы можем построить доминантсептаккорд (сокращенно D7) от любого звука.
Ступени D7 называются по аналогии со ступенями трезвучия: прима, терция, квинта, септима.
Обратим внимание на крайние звуки аккорда.
Как видим это малая СЕПТима. Думаю теперь вам понятно, как слово приставка септ связана с названием аккорда:)
Так как в состав доминантсептаккорда входит мажорное трезвучие и малая септима, то такой аккорд построенный на любой другой ступени корректно называть малым мажорным септаккордом. То есть здесь слово малая указывает на септиму, слово мажор на трезвучие, а септаккорд на то, что это аккорд состоящий их 4 звуков.
Итак, для того, чтобы построить доминантсептаккорд от любой ноты мы пользуемся любой из формул:
1) Мажорное трезвучие + малая терция
2) Большая терция + малая терция + малая терция (Б3+М3+М3)
Для того, чтобы построить доминантсептаккорд в тональности нам нужно всего лишь найти V ступень (то есть посчитать 4 шага вверх от тоники) и написать звуки тональности через один.
Например, построим доминантсептаккорд от ноты Db.
Большая терция от Db это F
Малая терция от F это Ab
Малая терция от Ab это Cb (да именно Cb, так как нота B даст нам интервал увеличенной секунды)
В современной музыке доминантсептаккорд обозначается, как 7 или dom. Например:
С7 Сdom
Важное уточнение: в общении музыканты называют септаккордом по умолчанию именно доминантсептаккордом независимо от того, на какой ступени он построен, также доминантсептаккордом называют любой малый мажорный септаккорд, так как он сохраняет свой характер звучания и функцию.
Важной особенностью доминантсептаккорда является его доминантовость, то есть неустойчивость звучания и стремление разрешиться в тонический аккорд или его функциональные эквиваленты. На этом стремлении построена основа классической гармонии и полный функциональный оборот T-S-D-T отлично ее иллюстрирует.
Если детально проанализировать D7, то можно заметить некоторые важные детали:
1) Он содержит 3 неустойчивых звука тональности (2, 4, 7 ступени)
2) В состав D7 входит тритон, который требует разрешения. 4 ступень в 3 ступень, 7 в 1. При этом оба звука находятся в полутоновом соотношении с устойчивыми ступенями
В блюзе и джазе этот аккорд рассматривается в двух контекстах.
1) По аналогии с классической гармонией для создания напряжения и ощущения тональности. Например, в обороте II-V-I.
Однако в джазе разрешение септаккорда не обязательно, что опять же связано с его звучанием. Например, если мы сыграем аккорды Dm7 – G7, то ощущение тональности C мажор появится без разрешения в тонику, таким образом можно чередовать этот оборот в разных тональностях без появления тоники, но звучание новой тональности будет ощущаться. Это аналогия приема эллипсиса в классической музыки. На основе этого образуется, так называемая цепочка доминанта, когда доминанты разных тональностей длятся в течении нескольких тактов создавая ощущение тональности только одним аккордом. Например, классический бридж в форме джаза:
E7- A7-D7-G7
Этот оборот можно рассматривать, как доминанты 4-х тональностей (A,D,G,C мажоре соответственно)
2) В блюзе доминантсептаккорд приобретает функцию самостоятельного тонического аккорда, что противоречит теории классической гармонии, но отлично звучит в сочетании с блюзовой пентатоникой. Стандартный блюзовый квадрат состоит из септаккордов I, IV,V ступеней где имеет бифункциональную природу с одно стороны может рассматриваться, как подчиненный основной тональности, с другой как временная тоника.
Доминантсептаккорд и модуляции/отклонения
Доминантсептаккорд используется для смены тональности чаще других аккордов, по причине описанной выше. Например, огромное количество популярных песен основано на отклонении в тональность субдоминанты (S) с помощью доминантсептаккорда первой ступени.
Например, С С7 ( D в фа мажоре) F G7 ( возврат) или Am A7 (D для Dm) Dm E7 (возврат в Am).
Также через D7 можно перейти в любую тональность просто вставив D7 новой тональности после аккорда основной тональности.
C Am F E7 Am — отклонение в Am
Альтерации
В современной музыке и джазе доминантсептаккорд часто альтерируется, то есть его ступени повышаются или понижаются.
Если посмотреть на состав D7, то мы можем заметить, что исходя из его определения мы можем изменить только 5 ступень, так как приму, терцию и септиму изменить нельзя (произойдет изменение качества аккорда).
Квинту аккорда можно понизить или повысить, получим аккорды:
Данные аккорд можно использовать вместо D7, для усиления его тяготения в тонику.
Изложение доминантсептаккорда
В трехголосии D7 излагается с пропущенной квинтой, если он не альтерирован:
В четырехголосии можем использовать все звуки аккорда, либо также пропускать квинту и удваивать приму.
Удвоение примы
NB Септима не удваивается никогда, терция в виде исключения
В джазе и современной музыке, терция и септима D7 называются leading tones (ведущие ступени), так как именно они создают уникальное звучание этого аккорда. И очень часто, в малых составах доминантсептаккорд может быть обозначен только этим двумя звуками, так как они не входят в состав ни одного другого септаккорда построенного от того же звука.
Мелодия и доминантсептаккорд
При создании мелодии разложенный D7 создает ощущение тональности и гармонии даже без гармонического сопровождения и может использоваться, как интонация общий форм движения. Также D7 может звучать, как яркая интонация, такой вариант мы встречаем в главном риффе песни You Haven’t Done Nothin Стиви Уандера:
07.03.2020
Урок №11 (ТЕМА №1.11 Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре)
Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре.
ЦЕЛИ:
- Знать строение D7.
- Знать количество и названия обращений.
- Знать принципы разрешения D7.
Строение, обращение, разрешение D7 в мажоре.
Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.
Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.
Обращения доминантсептаккорда.
Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд (6/5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд (4/3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
До мажор:
Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.
Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII+) ступень.
Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.
Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.
Разрешения
Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.
Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.
Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.
D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.
Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.
Разрешение
В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.
Проверка:
- На какой ступени строится D7?
Ответ:V ступень
- Из каких интервалов состоит D7?
Ответ:б. 3+м.3+м.3
- Определить тональность по D7, подписать название аккорда.
Ответ: - Найти ошибку в каждом аккорде или названии.
Ответ: - По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.
Ответ:
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
Как построить доминантный септаккорд?
Есть пара возможных проблем, которые приводят к путанице при применении алгоритма построения аккордов в тональности.
Во-первых, это соглашение об именах собственных для заметок. В равнотемперированном строе (стандартная ладовая гитара, фортепиано и т. д.) C# и Db энгармоничны. Они имеют одну и ту же частоту и воспроизводятся одинаково. Для всех намерений и целей они одинаковы. В простом тюнинге их может и не быть. Названия букв и ступени мажорной гаммы для любой тональности связаны соответствием 1-к-1. Названия букв ВСЕГДА следуют последовательности «музыкального алфавита» {A, B, C, D, E, F, G}, повторяющейся вечно. Например, чтобы получить правильные названия букв для гаммы ми мажор, вы просто берете последовательность
{E, F, G, A, B, C, D, E}
Вот только правильные «буквенные имена». Чтобы сделать мажорную гамму, вам нужно включить знаки альтерации, необходимые для получения шаблона шагов {W, W, H, W, W, W, H} между нотами (W = целое, H = половина). Это дает вам
{E, F#, G#, A, B, C#, D#, E}
Рассмотрим 6-ю ступень ми мажорной гаммы. Это C#, а НЕ Db. Не только потому, что в этой тональности есть диезы, а не бемоли, но и потому, что название буквы в 6-й позиции последовательности — C. Если вы хотите сделать увеличенную 6-ю в тональности E, вам нужно написать Cx или C##. На равнотемперированном инструменте вы будете играть ре мажор, но вы получите баллы на тесте по теории музыки, если скажете, что ре мажор — это 6 августа ми мажор.
Второе — это применение формулы для аккордов. Когда мы строим аккорды, мы всегда ссылаемся в формуле на мажорную гамму, начиная с «Единицы» или корня аккорда. Даже если вы играете в тональности до мажор, когда вы строите аккорд ля мин, вы применяете формулу к гамме ля мажор. Формулы не зависят от ключей, несколько примеров приведены ниже. X = любая нота,
X (или X мажор) = {1, 3, 5}
X- (или X min) = {1, b3, 5}
X7 = {1, 3, 5, b7 }
X-7(b5) = {1, b3, b5, b7}
Вы видите закономерность. Эта формула может показаться запутанной, если вы знаете свои режимы. Некоторые игроки могут захотеть построить D-7 в тональности C и просто сказать: «Почему бы не использовать дорийский лад в качестве лада и не сказать, что формула {1, 3, 5, 7} дорийского лада». Что ж, это привело бы к большой двусмысленности, когда дело доходит до описания структуры аккордов независимо от тональности или лада, поскольку во фригийском и эолийском ладах у вас одна и та же конструкция. И это подводит нас к третьему возможному пункту. ..
В-третьих, существует естественная взаимосвязь между септаккордами в ЛЮБОЙ тональности. Другими словами, можно построить 7-й аккорд на каждой ноте мажорной гаммы точно так же, как можно построить один из 7 диатонических ладов, начиная с каждой из 7 ступеней мажорной гаммы. Это
I maj7
ii -7
iii -7
IV maj7
V7
vi -7
vii -7(b5) нет аккордов в этих тональностях
9000d обязательный. Эта последовательность используется для гармонизации мелодий в тональности и, естественно, содержит такие функции, как разрешение (V7 -> I, содержит движение 7 -> 8 и 4 -> 3).
Как правило, можно поставить любой аккорд в любом месте, что может нарушить тональность, в которой вы находитесь. Например, в джазовых последовательностях часто используется аккорд vii как dom7, а не min7 (как было бы «естественно»). «в любой тональности).
Итак, когда вы говорите, что применяете формулу для аккорда в тональности Эмина, вы должны спросить себя, (1) пытаетесь ли вы построить аккорд дом7 на «тонике» тональности Эмина, или (2 ) пытаясь найти септаккорд, который естественным образом встречается в тонике Эмина, или (3) пытаясь найти аккорд V7 Эмина (как многие интерпретировали ваш вопрос). Если вы пробуете вариант 1, то формула аккорда не зависит от тональности (на самом деле она всегда такова). Если вы пробуете вариант (3), то вы подходите к 5-й ноте гаммы Эмина и просто находите, какой 7-й аккорд содержится в минорной гамме. Кстати, это НЕ будет аккордом dom7, если вы используете натуральный минор, это будет аккорд -7.
Теперь мы подошли к четвертому пункту. В минорной гамме нет аккорда V7. Чтобы создать ощущение разрешения в минорной тональности, мы изменяем гамму, чтобы создать либо гармонический минор (в котором есть натуральная или мажорная 7-я ступень), либо мелодический минор (в котором есть мажорные 6 и 7 в восходящем порядке и мин. 6 и 7). 7 в порядке убывания). Использование этих режимов изменяет септаккорды, встроенные в минорную тональность, и создает классическую V7 —> я чувствую в этой тональности (что может быть выражено как V7 —> я рассматриваю «Единицу» как первую ноту минорной тональности). ключ).
Мне кажется, что вы пытались построить аккорд дом7 в ми минор, начиная с ми и применяя формулу {1, 3, 5, b7} к степеням минора, и формула просто так не работает . Применение этого к минорной гамме без соблюдения относительных интервалов, указанных в формуле, даст {1, b3, 5, bb7}. Опять же, формула для аккордов, которую вы, кажется, используете, не зависит от тональности и режима и ссылается на мажорную гамму, начинающуюся с основного тона.
Как составить и назвать септаккорды
Пытаюсь понять, как правильно построить и назвать 7-й аккорд
Я думаю, что наименее запутанным способом будет начать с диатонических септаккордов…
- доминирующая септаккорд
- младшая седьмая
- мажорный седьмой
- полууменьшенный
…затем добавьте функциональные хроматические септаккорды…
- уменьшенную септаккорд
- Немецкая усиленная шестая
- Французский дополненный шестой
… обратите внимание, что эти хроматические аккорды обычно встречаются в минорных тональностях, а уменьшенная септаккорд и уменьшенная терция, встречающиеся в этих аккордах, включают пониженную шестую ступень шкалы из минорного лада вместе с седьмой или четвертой ступенью шкалы, повышенными для создания ведущий тон.
Обычно расширенные секстаккорды относятся к категории , а не к септаккордам. Я перечислил их здесь, потому что технически они используют четыре класса высоты тона и могут быть переупорядочены как серия терций. Рассматривая программный список всех возможных комбинаций, кажется, стоит отметить, что некоторые, казалось бы, странные комбинации приводят к стандартным типам аккордов.
Наконец, есть система триады плюс седьмая. В этой системе есть определенные комбинации, которые имеют такие названия, как минорная мажорная септима , в то время как другим не нравится уменьшенное трезвучие плюс мажорная септима. Хотя такие аккорды могут не иметь названий, они могут быть записаны с помощью джазовых символов, например, @LaurencePayne показал Cm(maj7)(♭5)
, и, конечно же, вы можете записать любой из них в нотоносце.
Это что-то вроде прогрессивного подхода. Работа от диатоники к хроматике. Важно отметить, что не все возможные септаккорды имеют имена.
Если вы пытаетесь написать компьютерную программу, вы должны решить, что будет на выходе. Это C:V7
, G доминирующий седьмой
или G7
?
В зависимости от ограничений вывода имени вы можете решить вернуть ошибку или какое-то не именованное значение септаккорда . Например, C# E# G# Bb
технически представляет собой мажорное трезвучие плюс уменьшенную септиму. Вы можете назвать это мажорной уменьшенной седьмой . Но энгармонически это звучит как C # 6
или его можно было бы энгармонически изменить, чтобы он назывался минорный септаккорд Bb
.
Вам предстоит решить, что делать с необычными делами. Возвратите ошибку, используйте нетрадиционное имя или, возможно, энгармонически перепишите аккорд на общеупотребительный аккорд.
РЕДАКТИРОВАТЬ
Просто добавление идеи о том, как называть и программно обрабатывать энгармоники.
Может быть, хороший подход состоит в том, чтобы проверить ввод на наличие недиатонических интервалов, а затем выполнить энгармоническое изменение написания, чтобы попытаться найти диатонический (или иначе обычно определяемый) септаккорд.
Сначала изучите кодировку интервала, например d3
для уменьшенной терции, m7
для минорной септимы и т. д. совершенная кварта, квинта, октава, уменьшенная квинта и увеличенная кварта: m2 M2 m3 M3 P4 A4 d5 P5 m6 M6 m7 M7 P8
.
Три ящика:
май d3 / \ /\ C# E# G# Bb \ / d7
Я полагаю, вы могли бы работать с d3
или d7
, но я буду использовать d3
.
d3
не является диатоническим, поэтому мы энгармонически переписываем. Выберите d3
и сохраните , затем перепишите остальные. Таким образом, есть два варианта:
(Db)(F)(Ab) Bb
в третичном порядке Bb (Db)(F)(Ab)
C# E# G# (A#)
в тертичном порядке ( A#) C# E# G#
. .. аккорд можно переписать двумя способами, чтобы получить обычный минорный септаккорд.
Я использовал круглые скобки, чтобы показать измененный тон.
мин d3 / \ /\ C# E G# Bb \ / d7
…повторное написание…
(Db)(Fb)(Ab) Bb
в третичном порядке Bb (Db)(Fb)(Ab)
C# E# G# (A# )
в тертичном порядке (A#) C# E# G#
… аккорд можно переписать двумя способами, чтобы получить общий полууменьшенный аккорд.
Все четыре варианта написания состоят из диатонических, мажорных/минорных терций.
тусклый A3 / \ /\ C Eb Gb B \ / М7
…повторное написание…
(Dbb)(Fbb)(Abbb) B
в третичном порядке B (Dbb)(Fbb)(Abbb)
C Eb Gb (Ax )
в терциальном порядке (Ax) C Eb Gb
Ни одно из этих написаний не является полностью диатоническим, мажорным / минорным терцем или полным уменьшенным септаккордом.