Разное

Барокко рембрандт: Рембрандт – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Содержание

Тициан — 255 произведений — живопись

Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция) — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно.

Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится с Лоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются с Джорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако-деи-Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

К ранним работам Тициана относятся: портрет Джероламо Барбариго (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет», и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511).

Эти святые, как полагали современники Тициана, могут защитить от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции и унёсшей жизнь Джорджоне в 1510 году.

Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными.
В 1511 году он отправляется на несколько месяцев в Падую, где в Скуола дель Санто пишет фрески о чудесах святого Антония Падуанского.

Тициан пишет много мадонн и женских портретов. «Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок». Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (около 1514).

В 1516 для Альфонсо д’Эсте он пишет «Динарий кесаря».

После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики.

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен». Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Характерными творениями являются:

«Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.

В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого — «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

Рубенс, Веласкес, Рембрандт. Гении эпохи барокко (Королева,…

Королева, А. Ю.

Книга посвящена творчеству трех выдающихся художников эпохи барокко — фламандца Питера Пауля Рубенса, испанца Диего Веласкеса и голландца Рембрандта Харменса ван Рейна. Работая в рамках одного художественного направления, каждый из этих мастеров создал свою, глубоко индивидуальную и сразу узнаваемую манеру письма, подарив миру великие произведения живописи.

Полная информация о книге

  • Вид товара:Художественный альбом
  • Рубрика:Живопись
  • Целевое назначение:Издания для широкого круга.
  • ISBN:978-5-00111-356-0
  • Серия:Сокровища живописи
  • Издательство: Абрис
  • Год издания:2018
  • Количество страниц:255
  • Тираж:1000
  • Формат:84х108/16
  • УДК:75
  • Штрихкод:9785001113560
  • Переплет:в пер.
  • Сведения об ответственности:А. Ю. Королева, М. Ю. Торопыгина, Н. В. Геташвили
  • Вес, г.:900
  • Код товара:972405

244 картины стиля, черты, суть, особенности, представители в живописи

Кратко, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, который возник в Италии в середине XVI века, а расцвел в период 1590-1720 годов. Его описывают как более выразительный, театральный жанр искусства, чем предшествовавший ему стиль Ренессанса. К его чертам относится насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм, преобладание религиозных сюжетов. К ярким представителям эпохи барокко относят Рембрандта, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Рубенса.

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому. Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Три цели, которые преследовал вид живописи

Пропаганда католической церкви

Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.

С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.

Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.

Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Укрепление абсолютной монархии

Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.

Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.

Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.

Прославление природы

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.

Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Характерные черты

Определяющими особенностями стиля барокко были:

  • реальное или подразумеваемое движение;
  • попытка изобразить бесконечность;
  • акцент на свете и его эффектах;
  • театральность.

Для достижения этих эффектов художники ввели или развили ряд техник, включая quadro riportato — «транспортируемые картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуру (роспись потолка) и технику trompe l’oeil — «обман зрения». Это позволило размыть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерным для движения.

Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который можно было бы обоснованно назвать «фотореалистичным».

В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.

Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо,
  • А. Карраччи,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.

Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.

В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.

Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.

Прославленные голландские живописцы той эпохи:

  • А. ван Дейк,
  • П. Рубенс,
  • Я. Вермеер,
  • Ф. Халс,
  • Я. Ливенс.

Барокко в искусстве России

Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.

До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.

В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.

Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).

Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:

  • Нарышкинское,
  • Петровское,
  • Голицынское,
  • Елизаветинское,
  • Строгановское барокко.

Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.

Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:

  • А.М. Матвеев (1701-1739),
  • И.И. Никитин (1690-1742),
  • В.Л. Боровиковский (1757-1825),
  • Д.Г. Левицкий (1735-1822),
  • А.П. Антропов (1716-1795)

Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, царствующих особ, членов их семей. Отличительные признаки – самобытность, правдивость в изображении модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.

Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:

  • Ф.И. Шубин (1740-1805),
  • Фальконе (1716-1791).

Таблица 1. Значимые произведения русского барокко

Показать таблицу
Живопись Скульптура Архитектура
Произведение Автор Произведение Автор Произведение Автор
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729) А.М. Матвеев Бюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла I Ф. Шубин Церковь покрова в Филях Построена по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось
«Петр I на смертном ложе» (1725) И.Н. Никитин Медный всадник, Флора, Амур, Зима Фальконе Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы Растрелли
«Портрет Струйской» (1772) Ф. Рокотов Александро-Невская лавра Трезини
«Портрет Лопухиной» (1797) В. Боровиковский Китайский, Мраморный дворцы Ринальди

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

«Менины» (Веласкес, 1656)

Менины
Диего Веласкес

Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.

«Медуза» (Караваджо, 1598)

Медуза
Караваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)

Воздвижение Креста Господня
Питер Пауль Рубенс

Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».

«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)

Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер

Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.

«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)

«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)

Автопортрет
Антонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

«Даная» (Рембрандт, 1647)

Даная
Рембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)

«Три грации» (Рубенс, 1623)

Три грации
Рубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)

Вид Толедо
Эль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

Знаменитые художники

Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.

Антонис ван Дейк (1599-1641)

Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.

Микеланджело де Караваджо (1571-1610)

Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.

Диего Веласкес (1599-1660)

Придворный испанский живописец, не ограничивавшийся только написанием портретов вельмож. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Изображая людей, придерживался принципов реализма.

Ян Вермеер (1632-1675)

Голландский живописец, мастер в написании портретов и бытовых сюжетов. В отличие от коллег по цеху, не писал религиозных картин. Его стиль – композиции с тщательно прописанным интерьером и одной-двумя фигурами в центре.

Эль Греко (1541-1614)

Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи чрезвычайно религиозным, предпочитал писать библейские сюжеты. Отличительное свойство его картин – серо-перламутровая цветовая гамма.

Никола Пуссен (1594-1665)

Французский представитель классического барокко, творивший на территории Италии. Начинал писать на религиозные темы, затем перешел на портреты, в конце жизни заинтересовался пейзажами. Помимо живописи, увлекался графикой.

Хосе де Рибера (1591-1652)

Продолжатель принципов работы Караваджо. Помимо живописи, оставил после себя внушительный объем графических работ. Преобладающие в творчестве темы – религия, мифология.

Адриан ванн де Вельде (1636-1672)

Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться, как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начинал работать над религиозными, мифологическими темами, но развиться в данном направлении помешала преждевременная смерть.

Барокко в архитектуре

В архитектуре стиль барокко проявился особенно ярко. Впечатляющими, вызывающими восхищение считаются дворцы барокко: грандиозные по масштабам, величественные, помпезно украшенные.

Отличительные черты зданий данной эпохи:

  1. Искривленное пространство. Архитектурные ансамбли создавались путем чередования выпуклых и вогнутых секций. Одна часть здания плавно перетекает в другую, дополняют картину обязательные башенки, балконы, эркеры.
  2. Обилие декора. Украшение постройки зачастую чрезмерно: стены скрываются за богатой лепниной, скульптурами, колоннами.
  3. Гармония с прилегающей территорией. Как правило, дворцы окружены садом, парком, площадью с фонтанами. Композиция смотрится, как единое целое.

Гениальные примеры архитектуры барокко:

  • Площадь Святого Петра (Ватикан) – Лоренцо Бернини.
  • Версальский дворец (Франция) – Жюль Мансар.
  • Зимний дворец (Россия) – Доминико Трезини.
  • Дворец Шенбрунн (Вена) – Иоганн фон Эрлах.
  • Королевский дворец Мадрида (Испания) – Джованни Саккетти, Франческо Сабатини.

Отличие классицизма, барокко и реализма

Параллельно с барокко развивались другие стили: классицизм, романтизм, реализм. Отличить эти стили друг от друга несложно, основные черты каждого представлены в таблице:

Таблица 2. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в архитектуре

Показать таблицу
Классицизм Барокко Реализм
  • Простая, симметричная форма зданий,
  • Сдержанный декор,
  • Строгость линий,
  •  Единый, рациональный стиль.
  •  Сложность форм, разница в объемах,
  •  Пышные фасады,
  • Богатый декор,
  • Обилие арочных проемов, колонн.
  • Отсутствие лишних деталей,
  •  Простота формы,
  • Минимум или отсутствие декора,
  • Четкость линий и пропорций.

Таблица 3. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в живописи

Показать таблицу
Классицизм Барокко Реализм
  • Четкая композиция,
  • Логично развернутая сюжетная линия,
  • Сдержанные эмоции.
  • Динамичная композиция,
  • Грандиозность замысла,
  • Драматическое напряжение, буйство эмоций.
  • Изображение обыденных ситуаций, без прикрас,
  •  Внимание к деталям,
  • Универсальность в изображении людей.

Отличия барокко и рококо

Рококо пришел на смену барокко, унаследовав некоторые его черты. Но между двумя стилями есть и существенные отличия.

Таблица 4. Отличительные черты барокко и рококо в архитектуре

Показать таблицу
Барокко Рококо Примеры произведений
  • Грандиозность, пышность, помпезность,
  • Просторные, масштабные залы,
  • Чрезмерный декор, скрывающий стены,
  • Изогнутые, плавные линии.
  •  Легкость, изящество форм,
  • Небольшие внутренние помещения,
  • Акцент на детали,
  • Ассиметричность форм,
  • Преобладание светлых, пастельных тонов.
Барокко: Палаццо Кариньяно (Италия), дворец Мафра (Португалия), Петропавловский собор (Россия).

Рококо: дворец Келуш (Португалия), дворец Шарлоттенбург (Германия), Китайский дворец в Ораниенбауме (Россия)

Таблица 5. Отличительные черты барокко и рококо в живописи

Показать таблицу
Барокко Рококо Примеры произведений
  • Масштабность изображения,
  • Ставка на динамику, игру контрастов, чередование света и тени,
  • Напряженность, эмоциональность образов.
  • Бегство от реальности, изображение иллюзорного мира,
  •  Любовь к легким, пастельным цветам,
  • Отсутствие контрастов,
  • Необременительный сюжет.
Барокко: «Воздвижение креста» (Караваджо), «Вакх» (Рубенс), «Святое семейство» (Эль Греко) Рококо: «Паломничество на остров Киферу» (А. Ватто), «Качели» (Н. Ланкре), «Прачки» (Ж-О. Фрагонар).

Важность эпохи

Это один из самых важных периодов в западной истории, поскольку он способствовал построению европейской идентичности, которая искала выход из классицизма эпохи Возрождения. Кроме того, она играла ключевую роль во всех религиозных конфликтах, происходивших в то время, поскольку протестанты сталкивались с теми, кто строил простые и скромные здания для религиозных служб с элегантными, величественными и сложными конструкциями; можно сказать, что барокко выступало эстетическим выражением Контрреформации.

Мультимедиа Арт Музей, Москва | События

Занятие 1. Характеристика культуры 17 века. Что такое барокко? Как, почему и где оно зародилось? Человек эпохи барокко. Портреты.

Занятие 2. Искусство, полное страстей и приключения художника Караваджо? Что такое «кьяроскуро»?

Занятие 3. Лоренцо Бернини — великий скульптор.

Занятие 4. Лоренцо Бернини — архитектор. Площадь св. Петра в Риме, фонтан 4 рек.

Занятие 5. Монументальная живопись барокко. Плафоны венецианского художника Тьеполо.

Занятие 6. Диего Веласкес придворный портретист испанского короля Филиппа 4. Короли, инфанты, карлики и шуты испанского двора 17 века.

Занятие 7. Барокко в испанской живописи. Эль Греко, Рибера, Сурбаран.

Занятие 8. Испанская мода эпохи барокко и ее влияние на всю европейскую одежду.

Занятие 9. Французский король-солнце Людовик 13 и Версальский дворцово-парковый ансамбль.

Занятие 10. Декоративно прикладное искусство барокко. Мебель Шарля Буля. Брюсельские шпалеры. Орнамент ормушль и маркетри. Расцвет муранского /венецианского/ стекла.

Занятие 11. Великий фламандец Питер Пауль Рубенс.

Занятие 12. Фламандское барокко: ученик Рубенса — Ван Дейк, натюрморты Снайдерса и Йорданса.

Занятие 13. «Золотой век» голландской живописи. Жанры голланской живописи. Натюрморт.

Занятие 14. Голландский пейзаж, интерьеры и жанровая/ бытовой жанр/ живопись 17 века.

Занятие 15. Голландский портрет 17 века. Франс Хальс.

Занятие 16. Волшебник живописи Вермеер Делфтский.

Занятие 17. Таинственный свет картин Рембрандта.

Занятие 18. Поздний Рембрандт. «Блудный сын».

Занятие 19. Искусство барокко в Германии. Август Сильный (коллекции фарфора) и ансамбль Цвингер.

Занятие 20. Австрийское и чешское барокко. Шёнбрунн в Вене и пражская церковь св. Микулаша в Праге, скульптура и росписи.

Занятие 21. Русское барокко. Нарышкинское, строгановское и голицынское барокко 17 века. Особенности и характерные черты.

Занятие 22. Московское барокко. Палаты Аверкия Кириллова. Архитектор Иван Зарудный и Меншикова башня.

Занятие 23. Что такое «петровское барокко»? Архитектор Доменико Трезини и ансамбль Петропавловской крепости. Летний дворец Петра 1.

Занятие 24. Дворец и фонтаны Петергофа и дворец в Стрельне. Личность Александра Меншикова.

Занятие 25. Елизаветинское барокко. Архитектор В. В. Растрелли. Дворцы и церкви Санкт-Петербурга: дворцы Воронцова и Строганова, ансамбль Смольного монастыря.

Занятие 26. Шедевр русского барокко — Зимний дворец. Архитектор Растрелли.

Занятие 27. Царское село. Дворец и парк.

Занятие 28. Русская живопись петровского и елизаветинского времени первой половины 18 века. Что такое парсуна и россика?

Занятие 29. Русская живопись времени Елизаветы Петровны. Художники Иван Вишняков, Иван Аргунов, Алексей Антропов

Занятие 30. Костюм эпохи барокко. Первооткрыватель русского фарфора Дмитрий Виноградов.

«Возвращение блудного сына», Рембрандт

  • Год создания: приблизительно 1660-1669 
  • Техника живописи: масло на холсте 
  • Жанр картины: религиозная живопись 
  • Стиль живописи: барокко 
  • Экспозиция: Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Рембрандт Ван Рейн считается одним из величайших художников семнадцатого века. Уроженец Нидерландов, художник помимо живописи был также вовлечен в рисунок и графику. Характерной особенностью в картинах Рембрандта является реалистичность передачи. Среди достижений Рембрандта было много известных картин, одна из наиболее известных   «Возвращение блудного сына». На холсте художник создал свою собственную интерпретацию библейской истории. Необычное использование техники светотени и темная цветовая гамма (в основном желтый, красный и коричневый) создают необычный и интригующий образ.  Картина «Возвращение блудного сына» была написана в 60-е годы семнадцатого века, в эпоху барокко,  масляными красками. Это одно из самых известных произведений этого периода.

На картине Рембрандта изображены несколько людей, тем не менее, свет падает на отца и сына, постепенно переходя в темноту, в то время как другие люди на картине стоят практически полностью в темноте. Блудный сын Рембрандта изображен на коленях, он склонился в ноги своему отцу, что указывает на   его беспомощность, покаяние и мольбы о прощении. На лице молодого человека можно увидеть горе и чувство вины. В то время как отец, который имеет опрятный наряд,   указывающий на богатство, выглядит спокойно и умиротворенно. Возвращение сына стало для него облегчением, вся его поза   излучает нежность и любовь, что свидетельствует о прощении.

На заднем плане можно увидеть контуры других персонажей. Скорее всего, это родственники и еще один сын. В каждом лице вы можете увидеть эмоции. Все остальные персонажи помимо отца и блудного сына изображение во мраке, что придает им таинственный и отражающий сигнал. 

Изображение на картине отражает божественную благодать и милость, которыми   ежедневно одариваются грешники. Кроме того, мастерское использование света и полутени делает картину теплой и приятной для глаза, даже при том, что на изображении доминирует темный цвет. Рембрандт определенным образом  тонко точно передал одну из самых важных религиозных аллегорий.

Операция ″Ночной дозор″: как реставрируют шедевр Рембрандта | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 — 1669) «Ночной дозор», написанная мастером в 1642 году, – один из самых знаменитых в мире шедевров живописи. Это полотно площадью около 17 квадратных метров, написанное в эпоху голландского барокко, представляет собой групповой портрет стрелков гражданского ополчения Нидерландов. Кстати, оригинальное название картины — вовсе не «Ночной дозор», а намного длиннее: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Сейчас монументальный холст, который входит в собрание государственного художественного музея Рейксмюсеум в Амстердаме, начинают реставрировать.

«Операция «Ночной дозор»  — акция по восстановлению шедевра — стартовала 8 июля. Она станет одной из самых масштабных в истории искусства. В ней участвуют около трех десятков специалистов. Место работы реставраторов — специально сконструированный стеклянный павильон с микроклиматом. Посетители музея могут наблюдать за их работой. Все, что делают реставраторы, также транслируется в прямом эфире на музейном сайте.

Как работал Рембрандт

На первом этапе проекта «пациента» тщательно обследуют с помощью компьютеров, сканеров, лазерной техники, микроскопов. Будет сделано боле 12 тысяч фотографий поверхности полотна. Таким образом эксперты рассчитывают получить данные, которые позволят понять, как проходил процесс создания полотна, какова его творческая история, но в первую очередь — сведения о том, какой грунт и какие краски использовались художником. Ведь картина заметно постарела и потускнела, цвета в отдельных ее местах основательно размыты.

Так сканируют «Ночной дозор». Картину нужно отсканировать 56 раз. Это займет почти два месяца

Какие пигменты применял живописец? Вносил ли он изменения в процессе работы над полотном либо позже, после его завершения? И если да, то что конкретно было переделано? Искусствоведы хотят сначала получить ответы на эти вопросы, только тогда реставраторы, восстанавливающие картину, смогут максимально приблизить состояние «Ночного дозора» к изначальному.

Задача, стоящая перед реставраторами, чрезвычайно сложна, поскольку шедевр Рембрандта не раз подвергался нападениям вандалов и но был поврежден. Только в ХХ веке это произошло трижды: в 1911-м, 1975-м и 1990-м годах. В последний раз «Ночной дозор» серьезно восстанавливали в 1976 году — после того как психически больной посетитель несколько раз ударил по холсту ножом. В 1990 году вандал облил полотно кислотой. К счастью, смотритель музея среагировал мгновенно и брызнул на полотно деминерализованной водой. Лишь благодаря этому оно пострадало не слишком сильно.

«Дневной» дозор?

Название «Ночной дозор» картина получила его уже после смерти Рембрандта. На самом деле сцена на полотне разворачивалась в дневное время. Просто от времени, от чада свечей и дыма каминов в помещениях, где холст прежде находился, он потемнел. К тому же его несколько раз покрывали лаком. Вот колорит картины и исказился.

По словам Грегора Вебера из Рейксмюсеум, в прежние времена реставраторы не раз позволяли себе интерпретировать художника, меняя первоначальную структуру картины. Скорее всего, подобная участь не обошла стороной и шедевр Рембрандта. Современные реставраторы ориентированы на то, чтобы как можно меньше «вмешиваться» в произведение искусства. При восстановлении «Ночного дозора» такого рода самодеятельность исключена.

Амстердамский Рейксмюсеум – один из самых знаменитых художественных музеев планеты. Каждый год он собирает свыше двух миллионов посетителей. В фондах Рейксмюсеума хранится самая крупная коллекция произведений Рембрандта в мире. Осуществляя беспрецедентную акцию «Операция «Ночной дозор», музей хочет, чтобы люди смогли заглянуть «за кулисы» его деятельности, показать, сколь кропотливая работа ведется в его реставрационных мастерских. На реставрацию «Ночного дозора» уйдет не меньше года. А обойдется «операция» примерно в три миллиона евро.

Смотрите также:

  • Шедевры позднего Рембрандта

    В согласии с традицией

    В XVII веке жанр группового портрета был очень популярен. Картина Рембрандта «Синдики» была написана в 1662 году по заказу амстердамской гильдии суконщиков. На ней изображены члены правления гильдии. Рембрандту заказали традиционную композицию: все сидят за столом и изображены анфас. Но художник нашел необычное решение: синдики смотрят на зрителя, как бы на минуту оторвавшись от важных дел.

  • Шедевры позднего Рембрандта

    Еврейская невеста?

    Рембрандт был на вершине славы, когда смерть любимой жены Саскии и финансовый кризис выбили его из седла. Так называемый «поздний» стиль, к которому мастер обратился примерно в 1651 году, отличается от прежней манеры его живописи. «Еврейская невеста» — типичный образец этого стиля. Кстати, название картине было дано лишь в XIX веке. На самом деле, это скорее всего один из библейских сюжетов.

  • Шедевры позднего Рембрандта

    Заказной семейный портрет

    «Еврейской невестой» картину назвали потому, что считали ошибочно: на ней изображен отец, который дарит дочери ожерелье перед свадьбой. Как бы там ни было, но это явно была заказная работа. Во всяком случае, на «Семейном портрете» (справа), написанном в 1666-68 годах, изображены, вероятно, те же самые мучжчина и женщина.

  • Шедевры позднего Рембрандта

    Предшественник модерна

    «Семейный портрет» – полотно экспериментальное. В своем позднем творчестве, после 46-летия, художник порой использовал приемы, более типичные для современной живописной техники: широким шпателем Рембрандт снимал с холста нанесенную кистью краску или смешивал ее, добиваясь пастообразного эффекта.

  • Шедевры позднего Рембрандта

    Сын художника

    Мальчик на картине «Портрет пишущего Титуса за столом» — это почти наверняка сын художника Титус ван Рейн, уверены эксперты. Картина написана в 1655 году. Рембрандт очень любил сына и написал несколько его портретов, но ему пришлось пережить смерть Титуса в 1668 году.

  • Шедевры позднего Рембрандта

    Запечатленное мгновенье

    Это портрет друга Рембрандта Яна Сикса. Сикс был на 12 лет моложе художника. Фабрикант, он середине 1640-х годов одолжил Рембрандту большую сумму денег (долг этот Рембрандт, кстати, не отдал). Картина написана в 1654 году. Самое поразительное в ней то, что создается впечатление: Сикс на минуту поднял взгляд, и в эту самую минуту запечатлел его, остановив мгновенье, гениальный живописец.

  • Шедевры позднего Рембрандта

    Патриарх и его внуки

    Во времена Рембрандта отражение в живописи определенных исторических событий или библейских сюжетов подчинялось строгим правилам. Но художник не всегда следовал им. На картине «Благословление Иакова» (1656) патриарх благословляет не старшего сына, а внуков. Иосиф и его жена с почтением и смирением наблюдают за происходящим.

    Автор: Сабине Ольце, Инга Ваннер


Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества «DW на русском» и «DW Учеба и работа» и на Telegram-канал «Что там у немцев?» или читайте нас в WhatsApp

Рембрандт (1606 — 1669) | Национальная галерея, Лондон

Ранняя жизнь и обучение

Рембрандт Харменсзоон ван Рейн родился в Лейдене в Нидерландах в 1606 году. Его отец был мельником, уезжал и мог отправить Рембрандта в городскую латинскую школу. В 14 лет Рембрандт начал учиться в знаменитом Лейденском университете (что необычно для сына мельника), но академическая жизнь его не устраивала. Через несколько месяцев он уехал, чтобы начать учиться на художника.

Лейден не предлагал особого художественного таланта, и в 1624 году, после трех лет работы с местным художником, Рембрандт отправился в Амстердам, чтобы ненадолго учиться у Питера Ластмана. Затем он вернулся в Лейден и стал независимым художником, разделив мастерскую с Яном Ливенсом. Это был непростой климат для работы. После протестантской Реформации местные церкви больше не предоставляли художникам никаких заказов, как католическая церковь в других странах. Как следствие, художникам пришлось сосредоточиться на заказах частных лиц.Рембрандт быстро начал делать себе имя как художник исторических сюжетов.

Как ни странно, Рембрандт не последовал совету молодых художников, а именно поехать в Италию, чтобы изучать итальянское искусство из первых рук. Вместо этого он чувствовал, что может научиться всему, что ему нужно, из искусства, доступного в его родной стране.

Амстердам и брак

Примерно в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, самый процветающий порт в Северной Европе, «переполненный купцами из всех стран».Он предлагал молодому и успешному художнику гораздо больше возможностей, чем сонный Лейден.

Рембрандт поселился в доме торговца произведениями искусства по имени Хендрик ван Эйленбург, и, находясь там, он встретил юную кузину своего хозяина Саскию. Они поженились в 1634 году. Многочисленные ее картины и рисунки позволяют предположить, что они были очень счастливы в браке. В 1636 году Саския родила первого сына Румбарта. Он умер всего через две недели. В течение следующих четырех лет родилось еще двое детей, но через пару месяцев они умерли.

В профессиональном плане Рембрандт набирал силу. Картины заказывали самые важные семьи и организации города. Помимо портретов, он создал картины по истории барокко, такие как «Пир Валтасара». Денежный поток иногда был проблемой — и деньги Рембрандта текли довольно свободно. Он был заядлым покупателем произведений искусства и коллекционером всевозможных предметов старины, реквизита и оружия для картин. Семья Саскии обвинила его в растрате ее состояния.Но Рембрандт был самым известным художником города. Что может пойти не так?

Продолжение успеха

В 1639 году Рембрандт и Саския переехали в более роскошный дом рядом со своим старым другом ван Эйленбургом. Он рисовал бесконечно — людей на улице, нищих, цирки, женщин и детей, Саскию. На его живопись повлияли новые события в итальянском искусстве, которые попали в Нидерланды через гравюры и через его более путешествующих коллег. Многие из его современников начали экспериментировать с драматическим использованием освещения, разработанного Караваджо.

Влияние Караваджо проявляется в творчестве Рембрандта 1630-х годов. Он разработал новый способ описания лиц с помощью узоров света и тени, вместо того, чтобы просто освещать одну сторону и затемнять другую. Тени вокруг глаз на его портретах, из-за которых трудно прочесть точное выражение лица, придают холстам необычайное впечатление живого, мыслящего разума за лицом.

В 1641 году родился четвертый ребенок, Тит. И жил. Саския заболела после родов, и Рембрандт рисовал ее усталой и растянутой в постели.В 1642 году Саския подписала завещание, оставив Рембрандту и Титу ее состояние, хотя большая часть доли Рембрандта будет потеряна, если он женится. Вскоре после этого она умерла в возрасте всего 30 лет, вероятно, от чумы или туберкулеза.

Бытовые осложнения

Оставшись наедине с младенцем, Рембрандт нанял няню и взял вдову по имени Гертге Диркс. На короткое время она стала его гражданской женой, но затем он взял другого слугу, Хендрикье Стоффельса, и влюбился в нее. Гертге подал на Рембрандта в суд на том основании, что он обещал жениться на ней.Он обвинил ее в заложении некоторых драгоценностей Саскии, которые она оставила Титу в своем завещании. После долгих ожесточенных споров Рембрандт каким-то образом отправил ее в исправительный дом. Между тем он и Хендрикье жили счастливо вместе, за исключением того, что условия завещания Саскии означали, что он не мог позволить себе жениться на ней. Она появляется на многочисленных картинах и, возможно, была моделью для «Купающейся женщины».

Один примечательный аспект его более поздних картин — использование широких мазков, иногда наносимых мастихином.В то время как более ранние изображения имели гладкую отделку, более поздние работы предназначены для работы только на расстоянии.

Банкротство

В 1650-х годах Амстердам был поражен масштабной экономической депрессией. Рембрандт не успел оплатить даже половину своего дома, и его кредиторы начали гоняться за ним в поисках денег.

В июле 1656 года он успешно подал заявку на «cessio bonorum» — респектабельную форму банкротства, позволяющую избежать тюремного заключения. Все его товары, включая внушительную коллекцию картин, были распроданы за бесценок.Рембрандт, Тит и Хендкрикье переехали через город в гораздо более бедный район, где Рембрандт продолжал рисовать. Он всегда использовал себя как модель, но в последние двадцать лет своей жизни он все чаще писал автопортреты. В 1663 году Хендрикье умер после продолжительной болезни. Титу оставили присматривать за своим отцом. Продолжающиеся проблемы с деньгами вынудили их продать гробницу Саскии, но все же Рембрандт не мог удержаться от предложения о выставленном на продажу гольбейне.

Тит женился в 1668 году на дочери старого друга семьи, а через семь месяцев умер.Через полгода родилась дочь Тития. В 1669 году сам Рембрандт умер и был похоронен в Вестеркерке рядом с Хендрикье и Титом. Официального уведомления о его смерти не поступало.

Введение в искусство барокко в 12 работах

Николя Пуссен, Похищение сабинянок | © Метрополитен-музей / WikiCommons

Драматическое освещение, движение и величие произведений искусства в стиле барокко могут напомнить современным зрителям о современных тенденциях в фотографии, таких как использование высококонтрастных фильтров и ярких сюжетов.Большинство картин и скульптур в стиле барокко были созданы в 17 веке, начиная с Рима в рамках католической контрреформации, распространившейся по Европе. Этот список из 12 произведений искусства в стиле барокко дает представление о некоторых из самых важных произведений, созданных в течение этого периода.

Работы Питера Пауля Рубенса, фламандского художника эпохи барокко, широко известны своими движениями, плотскими формами и аллегорическими и христианскими сюжетами. Часть серии работ, заказанных для Марии Медичи, «Воспитание принцессы» изображает учебу Мари.Боги мудрости и искусства наблюдают за ней, в то время как Гермес драматически устремляется с небес с даром богов.

Питер Пауль Рубенс, Воспитание принцессы | © Лувр / WikiCommons

Эта картина маслом, написанная в 1632 году Рембрандтом, является известным образцом голландского искусства барокко. Сцена, изображенная в этой работе, представляет собой публичное вскрытие казненного преступника, проведенное Амстердамской гильдией хирургов в тот же год, когда была написана картина. Драматическое освещение, театральная композиция и отсылка фигур к Христу повлияли на траекторию голландской живописи того времени и характеризует ее как произведение периода барокко.

Рембрандт, Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа | © Королевская картинная галерея Маурицхейс / WikiCommons

Эта скульптура Бернини, вырезанная из мрамора, является важным примером трехмерного искусства в стиле барокко. Как главный скульптор периода барокко, Бернини известен своей способностью изображать напряжение повествования, сочетая классические формы и технику с вниманием к эмоциям и движению. Аполлон и Дафна , завершенный в 1625 году, представляет момент в Метаморфозы Овидия , когда Дафна превращается в дерево.Действие и психологический стресс, изображенные в этой работе, делают ее ярким примером скульптуры в стиле барокко.

Бернини, Аполлон и Дафна | © Джеймс Андерсон / WikiCommons

Значительное произведение по нескольким причинам: Юдифь, обезглавливающая Олоферна Артемизии Джентилески графически изображает Юдифь, отрубающую голову ассирийскому генералу Олоферну с помощью своей служанки. Работа интригует, потому что это редкий пример произведения искусства художницы того времени, и на протяжении всей истории ученые анализировали ее пол.Работа, однако, важна сама по себе, поскольку драматические брызги крови и решительное выражение Джудит делают ее шедевром живописи в стиле барокко.

Артемизия Джентилески, Юдифь обезглавливает Олоферна | © Национальный музей Каподимонте

Художник, работавший в начале периода барокко, Караваджо отошел от стилей маньеристов и впервые применил свое собственное сочетание натуралистического изображения от прямого наблюдения и использования тенебризма , техники живопись с использованием крайних светлых и темных оттенков с небольшим количеством средних значений.Религиозные картины и портреты, такие как Мальчик с корзиной фруктов , характерны для этого стиля и демонстрируют влияние Караваджо на других художников барокко.

Караваджо, мальчик с корзиной фруктов | © Galleria Borghese / WikiCommons

Известный как выдающийся художник французского стиля барокко, Николя Пуссен в основном изображал исторические сцены религиозного или мифологического значения. В отличие от французского декоративного искусства того периода, работы Пуссена известны своим отношением к классическим предметам и формам, церебральными аллегориями и вниманием к цвету и ландшафту.В своей работе 1636 года « Похищение сабинянок» демонстрирует способность Пуссена изображать события, наполненные множеством фигур в сложных аранжировках.

Николя Пуссен, Похищение сабинянок | © Метрополитен-музей / WikiCommons

Написанный в 1656 году Диего Валаскесом, Las Meninas является одним из самых известных когда-либо созданных западных произведений искусства и представляет сложные отношения между зрителем, нарисованными предметами и самим художником.В то время как роль света и тени в картине схожа с другими работами в стиле барокко, Las Meninas также представляет уникальные и сложные вопросы о моменте времени, который соединяет классические и современные способы представления мира.

Diego Velázques, Las Meninas | © Museo del Prado / WikiCommons

Немецкий резчик по дереву периода барокко Йорг Цурн известен своей скульптурной стеной высотой десять метров в церкви Святого Николая в Уберлингене. Изготовленный из ели и липы, Высокий алтарь Девы Марии изобилует движущимися фигурами и энергией стиля барокко.

Йорг Зурн, Высокий алтарь Девы Марии | © Роман Эйселе / ​​Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 & GFDL ≥ 1.2

Написано в 1668 году голландским художником Йоханнесом Вермеером, Географ демонстрирует влияние периода барокко на голландскую живопись. Естественный свет проникает в комнату, изображенную на картине, создавая глубокие тени и золотые блики. Географ одет в японские мантии и жестом показывает на карту перед ним, а его взгляд устремлен в окно.Несмотря на то, что работы Вермеера явно отличаются от барочных образов Италии, энергия и свет характерны для периода барокко в Северной Европе.

Йоханнес Вермеер, географ | © Städel / WikiCommons

Рубенс и Брейгель совместно работали над 25 работами. Исследователи предполагают, что «Битва амазонок» был разработан Брейгелем. В результате анализа мазков в работе фигуры в нижней половине изображения были приписаны Рубенсу, а пейзаж — Брейгелю.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший, Битва на Амазонке | © Картинная галерея Сан-Суси / WikiCommons

Написано в 1586 году Эль Греко, Погребение графа Оргаза иллюстрирует испанскую легенду за несколько веков до этого о графе, который пожертвовал такие большие суммы церкви Санто-Томе, что святой Стефан и Святой Августин сошел с небес, чтобы похоронить его, когда он умер. Высокий контраст в живописи и движении, предлагаемый многими фигурами в работе, характеризует его как образец живописи раннего барокко в Испании.

Эль Греко, захоронение графа Оргаса | © Иглесия де Санто-Томе (Толедо) / WikiCommons

Известный своим использованием тенебризма , Жорж де Ла Тур известен как участник движения французского барокко. Плотник Иосиф изображает Иисуса, работающего со своим отцом Иосифом. Глубокие тени и прямой свет в картине, а также аллегорические отсылки к распятию делают ее ярким примером живописи в стиле барокко.

Жорж де Ла Тур, Жозеф Плотник | © Мигель Эрмосо Куэста / WikiCommons

Рембрандт Харменс ван Рейн Биография

(от Лейдена 1606 до Амстердама 1669)

Автопортрет Рембрандта с беретом и поднятым воротником, 1659

Рембрандт Харменс ван Рейн был голландским художником 17 века, известным своими картинами маслом, рисунками и гравюрами.Его интересы в античной скульптуре, фламандской и итальянской живописи эпохи Возрождения, дальневосточном искусстве. и современные голландские работы помогли привести его к успеху, в котором у него был ассортимент предметов старины, таких как оружие и арсенал, которые он использовал в качестве реквизита для своих композиций. Он также был известен как мастер периода художественного стиля под названием барокко. Его обычно считают одним из величайших художников и офортовщиков в истории Европы и величайшим художником Голландии.

Художественный вклад Рембрандта пришелся на период богатства и культуры, известный историкам как золотой век Голландии. Он известен как чрезвычайно плодовитый и новаторский художник, в значительной степени адаптирующий техника, известная как светотень. Это вид искусства, который в целом стал означать взаимодействие света и тени на поверхности. В этом отличном стиле он отлично использовал аранжировку и обработка светлых и темных частей его живописных работ для создания настроения и характера.

Как хорошо известный художник в стиле барокко, он овладел этой техникой, в которой используются преувеличенные движения и легко интерпретируемые детали для создания драматизма и напряжения в его произведениях. Искусство барокко зародилось в Италии и распространилось через Европу в начале 1600-х годов и активно продвигалась Римско-католической церковью.

Однако ведутся споры о том, повлиял ли на конкретный стиль живописи Рембрандта известный итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610).Караваджо был также новатором в светотени с использованием тени и света, а также за использование драматического освещения в своих произведениях, которые оказали определяющее влияние на школу живописи в стиле барокко. Рембрандт видел картины в то время, когда они выставлялись в Амстердаме.

Добившись признания своего мастерства к 22 годам, Рембрандт уже был известен как великий художник.Начиная с 1629 года, у него учились ученики, двое из которых впоследствии стали широко известны. Голландские художники Золотого века тоже. Одним из них был Геррит Доу (1613–1675 гг.), А другим — Исаак де Жудервиль (1612–1645 гг.), Который позже путешествовал с Рембрандтом в Амстердам в 1631 году.

Рембрандт любил писать исторические, мифологические и религиозные произведения, которые пользовались большим спросом. Также примечательны его темы, которые часто были драматичными и живыми, и более плавными, в отличие от жесткая формальность современников.Его ближайшие родственники часто изображали модели на его картинах.

Ослепление Самсона, 1636

Среди множества работ такого рода — его шедевр Ослепление Самсона , который он написал в 1636 году.Ему также нравилось создавать офорты, которые он начал делать примерно в 20 лет. Ему было интересно. в своей технике и эффектах, и за свою жизнь создал более 300 картин.

Но именно его портреты часто приносили ему большую известность и внимание. Он особенно любил писать портреты своей семьи и друзей, богатых покровителей и многих из себя. Его работы, в основном его картины были настолько захватывающими, что некоторые из самых известных художников в истории испытали их влияние, в том числе Гойя, Уистлер, Шагал и Пикассо.

Автопортрет Рембрандта, 1629, (Германский национальный музей, Нюрнберг)

В то время как Рембрандт был успешным художником в очень молодом возрасте и оставался им на протяжении всей своей жизни, его личная жизнь была отмечена трагедиями и финансовыми трудностями.Он пережил смерть жены и нескольких детей, и он часто растратил свои деньги, тратя больше, чем мог себе позволить, и заключая плохие деловые сделки. Это привело к тому, что он переезжал в родительский дом и выезжал из него на протяжении большей части своей жизни. когда в противном случае он мог бы позволить себе не сделать этого и подать заявление о банкротстве в двух случаях.

Ранние годы Рембрандта

Рембрандт родился в Лейдене, Голландия, 15 июля 1606 года и был девятым из 10 детей, рожденных богатым и преуспевающим мельником Харменом Геррицсуном ван Рейном и дочерью Нилтген Виллемсдохтер ван Зайтбрук. пекаря.В то время Голландия считалась одним из главных художественных и интеллектуальных центров Европы.

Этюд старика, 1630–1631; Портрет отца Рембрандта Хармена Геррицсуна ван Рейна; Коллекция Маурицхейс, Нидерланды

Портрет матери Рембрандта, Нельтген Виллемсдохтер ван Зейтбрук, 1630–1635, Собрание Маурицхейс, Нидерланды

В детстве семья Рембрандта понимала важность образования и, увидев потенциал своего сына в искусстве в юном возрасте, отправила его изучать искусство в латинской школе.Там Рембрандт получил глубокое понимание классических и библейских историй, которые впоследствии повлияли на его произведения.

В раннем подростковом возрасте Рембрандт поступил на художественную программу в Лейденском университете. В 1624 году он уехал, чтобы заняться изобразительным искусством, обучаясь у художника-историка Яна Пинаса, а затем, в течение шести месяцев, под руководством художника-историка Яна Пинаса. известный художник Питер Ластман в Амстердаме.В рамках своих исследований он узнал историческую правдивость, риторические жесты и точность текста.

К 1628 году он уже становился сенсационным художником с парой гравюр, которые он создал, изображая старуху, которую многие считали его матерью, и с несколькими автопортретами. Еще будучи подростком, Рембрандт смог открыть студию в Лейдене вместе со своим другом и соучеником Яном Ливенсом, который также учился у Ластмана.

К концу 1628 года Рембрандт в значительной степени овладел всем, чему его учили. К 22 годам он стал уважаемым художником и вскоре взял у себя первых учеников. Есть вопрос о том, почему у Рембрандта были ученики. Некоторые предполагают, что он преподавал для удовольствия, так как его семья была материально обеспечена, и он ни в чем не нуждался, а другие говорят, что это было за деньги из-за его плохого бизнеса практики, поскольку это был для него значительный источник дохода.

В 1629 году к 23 годам Рембрандт был настолько популярен, что посол Нидерландов сэр Роберт Керр (1578–1654), который позже стал первым графом Анкрам, подарил несколько своих картин королю Карлу I. Включен портрет Старуха , который он написал в том же году.

Старуха (1629; мать художника: Королевское собрание, подарено королю Карлу I)

Середина года Рембрандта

В 1631 году Константин Гюйгенс (1596–1687), секретарь штатного холдера Фредерика Генри, посетил Лейденскую студию Рембрандта и поручил ему рисовать для королевского двора в Гааге.К концу того же года Рембрандт снова вернулся в Амстердам, получив заказ от известного в городе врача. Он стал гражданином Амстердама, а позже присоединился к местной Гильдии Святого Луки, Это был союз, в котором государство требовало членства, чтобы художник брал учеников или продавал картины публике.

Портрет матери Рембрандта, сидящей за столом, 1631 г .; Институт искусств Чикаго

Находясь в Амстердаме, Рембрандт поселился с Хендриком ван Эйленбургом, успешным в то время торговцем произведениями искусства.Там он встретил кузину домовладельца Саскию ван Эйленбург (1612–1642 гг.), Дочь известного слоя, а затем и майора Леувардена, Фрисландия. Три года спустя они поженились, и она часто была образцом его картин, рисунков и гравюр.

Рембрандт с женой, Саския ван Эйленбург, 1636

Все трое жили в доме Хендрика, и, живя в нем, он улучшил карьеру и доход Рембрандта, познакомив его с богатыми покровителями, которые часто заказывали портреты, такие как Николаес Рутс. портрет, сделанный им в 1631 году.Множество портретов способствовали совершенствованию его навыков и в других исполнениях, как, например, в Ослепление Самсона , которое он создал в 1636 году.

Портрет Николая Рутса, 1631 г .; Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Наконец, в возрасте 33 лет Рембрандт переехал в свой собственный дом в Амстердаме, который был таунхаусом, который он купил в 1639 году.Там он прожил много лет и создал множество работ, которые до сих пор пользуются огромной популярностью. Cегодня. В то время он пользовался большим коммерческим успехом.

Jacob Blessing the Sons of Joseph (1656, Staatliche Gemäldegalerie, Кассель, Германия)

Рембрандт | Палитра Parade Wiki

«Если вы не возражаете, я бы хотел, чтобы вы рассказали мне об этом поподробнее»

Рембрандт Харменс ван Рейн (レ ン ブ ラ ン ト Renburanto ) — главный герой отомэ игры Palette Parade .Он представляет собой одноименного голландского художника и является частью движения барокко.

Рембрандт изображен с длинными фиолетовыми волосами и голубыми глазами в черных очках в роговой оправе.

Он носит рубашку с пурпурно-бирюзовым рисунком поверх другой бирюзовой рубашки, белые брюки с синей клетчатой ​​фланелью, завязанной вокруг талии, и черные ботинки. Он также носит четыре ожерелья, три браслета и две коричневые кобуры, в которых находятся его кисти с фиолетовым носовым платком, привязанным к левому.

Рембрандт обладает исцеляющей личностью, что делает его популярным слушателем среди друзей. Однако его невиновность беспокоит Курбе.

Его интересы включают коллекционирование аксессуаров.

Реальный Рембрандт был голландским художником эпохи барокко. Новаторский и плодовитый мастер в трех медиа, он обычно считается одним из величайших художников-визуалистов в истории искусства и самым важным в истории голландского искусства. В отличие от большинства голландских мастеров 17-го века, работы Рембрандта изображают широкий спектр стилей и сюжетов, от портретов и автопортретов до пейзажей, жанровых сцен, аллегорических и исторических сцен, библейских и мифологических тем, а также исследований на животных.Его вклад в искусство пришелся на период большого богатства и культурных достижений, который историки называют голландским золотым веком, когда голландское искусство (особенно голландская живопись), хотя во многих отношениях противоречило господствовавшему в Европе стилю барокко, было чрезвычайно плодотворным и новаторским. и породил новые важные жанры. Как и многие художники Золотого века Голландии, такие как Ян Вермеер из Делфта, Рембрандт был также известен как заядлый коллекционер и торговец произведениями искусства.

Рембрандт ван Рейн

Рембрандт никогда не выезжал за границу, но на него значительно повлияли работы итальянских мастеров и голландских художников, которые учились в Италии, таких как Питер Ластман, Утрехтские караваггисты и фламандский барокко Питер Пауль Рубенс.Достигнув юношеского успеха как портретист, последние годы Рембрандта были отмечены личными трагедиями и финансовыми трудностями. Тем не менее, его офорты и картины были популярны на протяжении всей его жизни, его репутация художника оставалась высокой, и в течение двадцати лет он обучал многих известных голландских художников.

Портреты современников Рембрандта, автопортреты и иллюстрации сцен из Библии считаются его величайшими творческими триумфами. Его автопортреты составляют уникальную и интимную биографию, в которой художник без тщеславия и предельной искренности рассматривает себя.Важнейшим вкладом Рембрандта в историю гравюры стало его преобразование процесса травления из относительно новой репродуктивной техники в настоящую форму искусства вместе с Жаком Калло. Его репутация величайшего офорта в истории медиума была создана еще при его жизни и с тех пор не подвергалась сомнению. Немногие из его картин покинули Голландскую республику, пока он жил, но его гравюры были распространены по всей Европе, и его более широкая репутация первоначально была основана только на них.

Самая известная работа Рембрандта, «Ночной дозор» (1642)

В своих работах он продемонстрировал знания классической иконографии, которые он формировал в соответствии с требованиями своего собственного опыта; таким образом, изображение библейской сцены основывалось на знании Рембрандтом конкретного текста, его усвоении классической композиции и его наблюдениях за еврейским населением Амстердама. Из-за его сочувствия к человеческому положению он был назван «одним из великих пророков цивилизации».Французский скульптор Огюст Роден сказал: «Сравните меня с Рембрандтом! Какое святотатство! С Рембрандтом, колоссом искусства! Мы должны падать ниц перед Рембрандтом и никогда никого не сравнивать с ним!» Франсиско Гойя, которого часто считают одним из последних старых мастеров, сказал: «У меня было три мастера: природа, Веласкес и Рембрандт». Винсент Ван Гог писал: «Рембрандт настолько глубоко погружается в таинственное, что говорит вещи, для которых нет слов ни в одном языке. Совершенно справедливо они называют Рембрандта — волшебником — это нелегкое занятие.«

Изюминка: Музей Вальрафа-Рихарца

Рембрандт Харменс. Ван Рейн
Автопортрет,
ок. 1668

Художник изобразил себя явно состарившимся в этой работе, которая стала завершением длинной серии из 70 автопортретов. И, как никто другой, Рембрандт использовал их как средство психологического исследования самого себя. Таким образом, его взгляд, который сейчас направлен на зрителя, был направлен в первую очередь на его отражение. Его приподнятые брови и открытый, возможно, смеющийся рот говорят о том, как он пренебрегал всеми условностями, с плавучестью, которую позволяет только преклонный возраст.И поэтому Рембрандт задокументировал свою физиономию с безжалостной прямотой, и с таким большим количеством краски мы почти буквально чувствуем борозды на его лбу и щеках и тяжелые мешки под глазами. Но что могло вызвать смех Рембрандта?

Этот вопрос десятилетиями занимал искусствоведов, потому что картина не дает никаких ключей, позволяющих дать однозначный ответ. Скульптура ли это только смутно различимая фигура на левом поле или нарисованное на мольберте изображение? Здесь Рембрандт изображает себя художником с кистью и мушкетом? Для этой картины было найдено множество интерпретаций: некоторые пришли к выводу, что бог Терминус стоит перед Рембрандтом, напоминая ему о его приближающемся конце.Другие видели в этой фигуре плачущего Гераклита, так что Рембрандт — как поборник веселого подхода к жизни — изображает себя в противоположной роли смеющегося философа Демокрита. И, наконец, некоторые пытались увидеть в нем коллегу античного художника Зевксиса, который якобы засмеялся до смерти при виде нелепой иссохшейся старухи.

Но смеется ли Рембрандт? Кельнский автопортрет останется для нас загадкой на долгие годы!

Рембрандт Харменс.van Rijn
Лейден 1606–1669 Амстердам

Автопортрет
c. 1668, холст, масло, 82,5 x 65 см
Поступила в 1936 г. как часть коллекции Карстаньена
Инв. нет. WRM 2526
Фото: Rheinisches BIldarchiv Köln

Обзор «Блудного сына» Рембрандта ван Рейна

Последнее слово Рембрандта дано в его монументальной картине Возвращение блудного сына .Здесь он интерпретирует христианскую идею милосердия с необычайной торжественностью, как если бы это было его духовным свидетельством миру. Он выходит за рамки работ всех других художников эпохи барокко в пробуждении религиозного настроения и человеческого сочувствия. Сила реализма пожилого художника не уменьшается, а увеличивается благодаря психологической проницательности и духовному осознанию. Выразительное освещение и цветовая гамма, а также магическая информативность его техники вкупе с выборочной простотой декораций помогают нам ощутить всю мощь события.

Основная группа отца и блудного сына выделяется светом на огромной темной поверхности. Особенно ярко видны оборванная одежда сына и рукава старика, окрашенные в охру с золотисто-оливковым оттенком; Цвет охры в сочетании с ярко-алым оттенком в отцовском плаще создает незабываемую цветовую гармонию. Наблюдателя пробуждает ощущение некоего необычного события. Разрушенный и отталкивающий сын с лысой головой и видом изгоя возвращается в отцовский дом после долгих скитаний и многих превратностей.Он растратил свое наследие в чужих странах и опустился до состояния свинопаса. Его старый отец, одетый в богатую одежду, как и помощники, поспешил встретить его перед дверью и принимает давно потерянного сына с величайшей отцовской любовью.

Происшествие лишено каких-либо мгновенных сильных эмоций, но доведено до торжественного спокойствия, которое придает фигурам некоторые качества статуй и придает эмоциям прочного характера, больше не подверженного изменениям времени.Незабываемым является образ раскаявшегося грешника, прислонившегося к груди своего отца, и старого отца, склонившегося над своим сыном. Отцовские черты лица говорят о доброте возвышенной и августейшей; то же самое делают и его протянутые руки, не лишенные скованности старости. Все это представляет собой символ возвращения домой, тьмы человеческого существования, освещенной нежностью, усталого и грешного человечества, ищущего убежище в убежище Божьей милости.

Притча о возвращении блудного сына в живописи

Начиная с эпохи Возрождения число показанных чисел немного увеличилось, и различные сцены — светская жизнь, выпас свиней и возвращение — блудного сына стали явным фаворитом.Альбрехт Дюрер сделал знаменитую гравюру с изображением блудного сына среди свиней (1496 год), популярного сюжета в Северном Возрождении. Рембрандт изобразил несколько сцен из притчи, особенно заключительный эпизод, который он несколько раз гравировал, рисовал или раскрашивал в течение своей карьеры. По крайней мере, одна из его работ, «Блудный сын в таверне» , портрет самого себя в образе Сына, наслаждающегося своей женой, похожа на изображения многих художников, способ возвеличить жанровую сцену в таверне — если название действительно было изначальный замысел художника.

Притча о блудном сыне

Блудный Сын , также известный как Потерянный Сын, — одна из самых известных притч об Иисусе. Он появляется только в Евангелии от Луки в Новом Завете Библии. По традиции его обычно читают в третье воскресенье Великого поста. Это третий и последний член трилогии, следующий за притчей о пропавшей овце и притчей о потерянной монете .Из тридцати или около того притч в канонических Евангелиях это была одна из четырех, которые были показаны в средневековом искусстве почти за исключением других, но не смешивались с повествовательными сценами из « Жизни Христа » (другие были Мудрые и Глупые Девы , Погружения и Лазарь и Добрый Самаритянин . Рабочие на винограднике также фигурируют в произведениях раннего средневековья).

Притча начинается с юноши, младшего из двух сыновей, который просит отца отдать ему его долю в имении.Притча продолжается описанием того, как младший сын путешествует в далекую страну и растрачивает все свои деньги в дикой природе. Когда наступает голод, он становится отчаянно бедным и вынужден работать свинопасом. Когда он доходит до того, что начинает завидовать свиньям, за которыми ухаживает, он наконец приходит в себя:

Но когда он пришел в себя, он сказал: «У скольких наемных слуг отца моего хватит хлеба, а я умираю от голода! Я встану, пойду к отцу и скажу ему: ‘Отец , Я согрешил против неба и в ваших глазах.Я больше не достоин называться твоим сыном. Сделай меня одним из своих наемных слуг ».

Он встал и пришел к отцу своему. Но когда он был еще далеко, его отец увидел его, и сжалился, и побежал, и упал ему на шею, и поцеловал его.
Луки 15: 17-20, Всемирная английская Библия

Сын не успевает даже закончить отрепетированную речь, так как отец призывает своих слуг одеть его в прекрасную одежду, кольцо и сандалии и заколоть «откормленного теленка» для праздничной трапезы.Старший сын, работавший в поле, слышит шум праздника, и ему рассказывают о возвращении младшего брата. Он не впечатлен и злится:

Но он ответил своему отцу: «Вот, я столько лет служил тебе и никогда не нарушал твоих заповедей, но ты никогда не давал мне козла, чтобы я праздновал с моими друзьями. Но когда это, твой сын Пришел, сожрал вашу жизнь с проститутками, вы убили откормленного теленка для него.»
Луки 15: 29-30, Всемирная английская Библия

В конце притчи отец объясняет, что, поскольку младший сын в некотором смысле вернулся из мертвых, празднование было необходимо:

«Но это было уместно праздновать и радоваться, потому что ваш брат умер и ожил. Он пропал, и его нашли. «
Луки 15:32, Всемирная английская Библия

Возвращение блудного сына в европейской живописи

Возвращение блудного сына
Гверчино
1619
холст, масло 107 х 143.5 см
Художественно-исторический музей, Gemäldegalerie
Веселая компания
Геррит ван Хонтхорст
1623
холст, масло 125 x 157 см
Staatsgalerie, Schleissheim
РОСА, Сальватор
Блудный сын
1651-55
холст, масло 254 x 201 см
Эрмитаж, ул.Санкт-Петербург
MURILLO, Бартоломе Эстебан
Возвращение блудного сына
1667-70
Холст, масло, 236 x 262 см
Национальная галерея искусств, Вашингтон,

Возвращение блудного сына
Помпео Батони
1773
масло на холсте, 138 x 100,5 см
Художественно-исторический музей, Вена

Зачем изучать Рембрандта? — Подкаст № 57

Рембрандт (1606–1669) был известным художником эпохи барокко Золотого века Голландии.Он наиболее известен своими портретами в 1600-х годах, но, конечно, его история намного глубже! В молодости он добился большого успеха и стал самым популярным портретистом того времени и региона. Однако затем он переживал трагедию за трагедией и в конечном итоге умер в одиночестве и был похоронен в безымянной могиле. Присоединяйтесь к нам, и мы расскажем о жизни этого увлекательного художника, о том, почему его реалистичные портреты до сих пор считаются барочными и почему его популярность упала.

  
OR,
Слушайте: iTunes | Google Play | Брошюровщик

Помогите! Я не знаю, как слушать подкаст!

Этот эпизод открывает очередную серию из 6 частей об удивительных артистах! В этой серии мы поговорим о Рембрандте, Гейнсборо, Моне, Дега, Моризо и Ван Гоге.Начнем с Рембрандта в период раннего барокко.

Хотите освежить в памяти историю своего искусства? Мы сделали общий обзорный эпизод в 13-м эпизоде, где обсуждаем нашу обзорную таблицу истории искусства! Вы можете скачать копию здесь:

  

Рембрандт начал свою художественную карьеру в молодом возрасте и быстро стал известен тем, что не только написал портрет, который четко представлял покровителя, но и продемонстрировал его карьеру, статус и богатство в скромной манере, которая понравилась консервативной христианской культуре в Амстердам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.