Delphi

Delphi программирование в – Delphi (язык программирования) — Википедия

Как перестать программировать на Delphi и начать жить / Habr

Если ты, %username%, едва прочитав заголовок этой статьи, чувствуешь butthurt стойкое неприятие к автору, если слова «TForm1», «circular reference» и «Access violation» для тебя не пустой звук, если после очередного холивара в уголке сознания снова зашевелился червячок — эта статья для тебя.

С завидной регулярностью появляются новые статьи как сторонников так и противников Delphi, и неизменно с новой силой разгорается холивар. И если лет 10-15 назад холивар назывался «Delphi vs C++», то теперь фронт переместился вплотную к окопам сторонников бывшего Borland и спор идет уже в рамках «Delphi vs не-Delphi». Даже самые упрямые последователи Н.Вирта иногда задумываются, почему вдруг стали изгоями и чудаками в сообществе программистов?

Если ты, читатель, все же считаешь что ничего кроме Delphi тебе не нужно для работы, сравни хотя бы вилки зарплат для вакансий Delphi и той же Java. Появилось желание изучить что-нибудь кроме Delphi? Я расскажу с чего начать на основе собственного опыта.

Откуда берутся Delphi-программисты

Будучи еще студентом, 7-8 лет назад я устроился в небольшую компанию тестировщиком. Шли годы, я освоил Delphi, на котором писались все десктопные приложения этой компании, стал ведущим программистом. Не считаю себя гуру, однако Delphi и VCL для меня — зачитанная до дырок книга. Все дырки пришлось научиться либо обходить, либо закрывать собственными заплатками. Справедливости ради стоит сказать, что VCL имеет совсем немного откровенных отказов. Многое из того что давным-давно есть в Delphi совсем недавно стало появляться в других платформах, однако на текущий момент у Delphi практически нет никаких преимуществ перед современными средствами разработки. Увы, но это факт.

Некоторое время назад биг-боссы пригласили меня на совещание и уговорили заняться новым проектом. Пришлось отложить любимый Delphi7 в самый темный и пыльный угол жесткого диска и, вооружившись интернетами, срочно осваивать Qt. Из глубин памяти, затянутые паутиной, понемногу всплыли скромные институтские познания С. Помноженные на популярные книги по С++ и документацию по Qt они начали давать первые результаты.

Разрабатывая desktop-приложения на любом языке программирования вы рано или поздно сталкиваетесь с синтаксисом С и элементами С++. Это и документации и примеры и мучительный «перевод» хедеров на любимый язык. С приходом опыта, программист Delphi все же может сносно понимать программы на С++, обилие «звездочек», «анперсандов», символы “==” уже не кажутся бессмысленной кашей и заговором коварного Страуструпа по уничтожению ваших мозговых клеток. В конце концов, начинаешь в некоторых конструкциях видеть определенную красоту. Далее будем предполагать, что читатель умеет сносно понимать С-синтаксис.

Итак, читатель, согласен изучить что-нибудь новое, но что же выбрать?

Путь первый. Самый простой. C#

Из современных языков С#, как ни странно, проще всего воспринимается Delphi-ориентированными мозгами. Чтобы пересесть с Delphi на C# вовсе не обязательно начинать с толстой книжки от Microsoft. Большинство вещей будут интуитивно понятны, остальное есть в MSDN. Все объекты, как и положено, являются указателями, методы и свойства доступны всегда через «точечку», никаких вам “->”. Автоматическая сборка мусора, конечно, вызовет укоризненное покачивание головой у настоящего Delphiста, однако к хорошему быстро привыкаешь. Стоит отметить, что программировать на C# можно не только в Visual studio, есть прекрасная IDE SharpDevelop. Она бесплатна, как и Delphi. Порог вхождения минимален — установили, запустили, поехали! И в той и в другой среде можно грабить корованы программировать мышкой, как мы привыкли это делать в Delphi: редактор форм принципиально ничем не отличается, а двойной клик по кнопочке создаст метод-обработчик нажатия. Уже через полчаса вы сможете сделать первый helloworld, через сутки накатать работающий прототип собственного GPS-навигатора для старого но любимого КПК на Windows CE, а через неделю-две начнете на нем новый коммерческий проект.
Главное, не забывайте, оператор сравнения на равенство это двойное равно “==”. Понять это невозможно, надо просто запомнить.

Путь второй, тернистый. С++

Сравнивая Delphi и С++ можно провести такую аналогию: Delphi это сильное тоталитарное государство. Исповедуй его идеологию — и будешь жить долго и счастливо и даже достигнешь определенных высот. Делать карьеру легко и приятно, путь предначертан. Но стоит сделать шаг в сторону — расстрел!
С++ — это демократия. Хочешь — сделай так, хочешь — эдак. Или наплюй и сделай по-своему. Но за свои действия отвечай, пожалуйста, сам.

Тут уже придется почитать специальную литературу. Лично я всегда предпочитаю книги для начинающих. Важно твердо разобраться именно в базовых вещах, тогда до высшего пилотажа быстрее дойдете сами. В данный момент дочитываю «C++ для начинающих» Герберта Шилдта. Если вы действительно опытный Delphi-программист, первые страниц сто можно полистать не очень внимательно. Особое внимание следует уделить работе с указателями и объектной модели.

Теперь надо выбрать IDE. Можно взять проверенную Visual Studio, я же выбрал Qt. Он бесплатен, кроссплатформеннен, имеет богатый набор классов, прекрасную IDE, а также широкую поддержку в сообществе. Качаем Qt, ставим, всё! Надо отдать должное, Qt не беспокоит начинающего программиста лишними вопросами, имеет встроенную документацию, примеры. Все как у дорогостоящих коммерческих IDE. Мышкой программировать уже не получится, хотя может это и к лучшему.

Первое, что не укладывается в Delphi-ориентированный мозг, это отсутствие примитивного типа string. К этому сложно привыкнуть, но это так. Во-вторых, чтобы использовать привычный нам подход к работе с объектами, придется явно объявлять их как указатели. В третьих, интерфейс модулей обычно хранится в отдельных заголовочных файлах. Это кажется избыточным на первый взгляд, однако в чужой монастырь со своим уставом, как известно, не ходят. Это только первые впечатления. Переварив и осмыслив их, вооружаемся книгами, мануалами, гуглами и начинаем переворачивать свое представление о программировании. Qt вам в помощь.

Путь третий. Извилистый. Web

Хотите открыть новые горизонты — добро пожаловать в web-программирование. Здесь царит анархия. Десятки технологий, сотни реализаций, тысячи взаимоисключающих рекомендаций. Здесь нет среды разработки, в которой можно было бы сделать весь проект. Впрочем, попробовать стоит, это интересно. Однако, не смотря на обилие и простоту большинства web-технологий сделать качественный продукт ничуть не проще, чем настольное приложение.

Заключение

Что вы выберете, решать конечно вам. Даже если вы останетесь верны Delphi — это ваш выбор, и не самый худший, надо сказать. В любом случае, читатель, помни: качество продукта определяется твоими способностями и навыками и только в самую последнюю очередь зависит от инструментов.

PS: За что я все-таки действительно люблю делфи, так это за быструю компиляцию:

habr.com

Программирование. Delphi

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Исторически сложилось так, что программирование возникло и развивалось как процедурное прог
раммирование, которое предполагает, что основой программы является алгоритм, процедура обработки данных.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) – это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие объекта, как некоторой структуры, описывающей объект реального мира, его поведение. Задача, решаемая с использованием методики ООП, описывается в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними.

Замечание

Строго говоря, для того, чтобы разрабатывать приложения в Delphi на базе предоставляемых средой разработки компонентов, знание концепции ООП не является необходимым. Однако для более глубокого понимания того, как программа взаимодействует с компонентами, что и почему Delphi добавляет в текст программы, материал данной главы весьма полезен.

Класс

Классический язык Pascal позволяет программисту определять свои собственные сложные типы данных – записи (records). Object Pascal, поддерживая концепцию объектно-ориентированного программирования, дает возможность определять классы.
Класс – это сложная структура, включающая в себя помимо описания данных описание процедур и функций, которые могут быть выполнены над представителем класса – объектом.

Вот пример описания простого класса:

TT
Person=class

Private

f
name: string [15];

f address:

string [35];

public

procedure show;

end;

Данные класса называются полями, процедуры и функции – методами. В приведенном примере TTPerson – это имя класса, fname и faddress – имена полей, show – имя метода.

Замечание

Согласно принятому в Delphi соглашению имена полей должны начинаться с буквы f (от слова field – поле).

В программе описание класса помещают в раздел описания типов (type).

Объект

В программе представители класса – объекты, объявляются в разделе var. Например, так:

var

student: TTPerson;

professor: TTPerson;

Следует обратить особое внимание на то, что в Object Pascal объект – это динамическая структура. Переменная-объект содержит не данные, а ссылку на данные объекта. Поэтому программист должен позаботиться о выделении памяти для этих данных.

Выделение памяти осуществляется при помощи специального метода класса – конструктора, которому обычно присваивают имя create (создать). Чтобы подчеркнуть особую роль и поведение конструктора, в описании класса вместо слова procedure используется слово constructor. Ниже приведено описание класса TTPerson, в состав которого введен конструктор.

TTPerson = class

private

fname: string [ 15] ;

f address: string [35] ;

constructor create; // конструктор

public

procedure show;//
метод

end;

Выделение памяти для данных объекта происходит присваиванием значения результата применения метода-конструктора к типу (классу) объекта. Например, после выполнения инструкции

professor:
=TTPerson.create;

выделяется необходимая память для данных объекта professor .

Помимо выделения памяти, конструктор, как правило, решает задачу присваивания полям объекта начальных значений, т. е. осуществляет инициализацию объекта. Ниже приведен пример реализации конструктора для объекта TTPerson.

constructor TTPerson.create ;

begin

fname:
= ‘ ‘
;

faddress:=’’’ ;

end;

Реализация конструктора несколько необычна. Во-первых, в теле конструктора нет привычных инструкций New, обеспечивающих выделение динамической памяти (всю необходимую работу по выделению памяти выполняет компилятор). Во-вторых, формально, конструктор не возвращает значения, хотя в программе обращение к конструктору осуществляется как к методу-функции.

После объявления и инициализации объект можно использовать, например, установить значение поля объекта. Доступ к полю объекта осуществляется указанием имени объекта и имени поля, которые отделяются друг от друга точкой. Хотя объект является ссылкой, однако правило доступа к данным с помощью ссылки, согласно которому после имени переменной, являющейся ссылкой, надо ставить значок ^ на объекты не распространяется. Например, для доступа к полю fname объекта professor вместо

professor^. Fname

надо писать

professor.fname

Очевидно, что такой способ доступа к полям объекта более естественен.

Если в программе некоторый объект больше не используется, то можно освободить память, занимаемую полями этого объекта. Для выполнения этого действия используют метод-деструктор free. Например, чтобы освободить память занимаемую полями объекта professor, достаточно записать

professor.free;

Метод

Методы класса (процедуры и функции, объявление которых включено в описание класса) выполняют действия над объектами класса. Чтобы метод был выполнен, надо указать имя объекта и имя метода, отделив одно имя от другого точкой. Например, инструкция

professor.
Show;

вызывает применение метода show к объекту professor. Фактически инструкция применения метода к объекту – это специфический способ записи инструкции вызова процедуры.

В программе методы класса определяются точно так же, как обычные процедуры и функции, за исключением того, что имя процедуры или функции, являющейся методом, состоит из двух частей: имени класса, к которому принадлежит метод, и имени метода. Имя класса от имени метода отделяется точкой.

Ниже приведен пример определения метода show приведенного выше класса TTPerson.

//
метод show класса TTPerson

procedure TTPerson. show;

begin

ShowMessage(‘
Имя:
‘+fnam
e+#
13+’Адрес: ‘
+faddress);

end;

Следует обратить внимание на то, что в инструкциях метода доступ к полям объекта осуществляется без указания имени объекта.

Инкапсуляция и свойства объекта

Под инкапсуляцией
понимается скрытие полей объекта с целью обеспечения доступа к ним только посредством методов класса.

В Object Pascal ограничение доступа к полям объекта реализуется при помощи свойств объекта. Свойство объекта характеризуется полем, хранящем значение свойства, и двумя методами, обеспечивающими доступ к полю свойства. Метод установки значения свойства называется методом записи свойства
(write), метод получения значения свойства называется методом чтения свойства
(read).

В описании класса перед именем свойства записывают слово property (свойство). После имени свойства указывается его тип, затем имена методов, обеспечивающих доступ к значению свойства. После слова read указывается имя метода, обеспечивающего чтение свойства, после слова write – записи свойства имя метода. Ниже приведен пример описания класса TTPerson, содержащего два свойства: Name и Address.

type

TN
ame=
string[15]
;

TAddress=
string[35];

TTPerson=

class

Private

FN
am
e:Tnam
e;
//
значение св-ва
Name

Faddress:TAdress;
//
значение св-ва
Address

Constructor Create (Name :Tnam
e);

Procedure Show;

Fu
nction GetName:TName;

Function GetAddress:TAddress;

Procedure SetAddress
(NewAddress
:TAddress
)
;

Public

Property Name: Tname

read GetName;

Property Address: Taddress

read GetAddress

write SetAddress;

end;

В программе для установки значения свойства не обязательно записывать инструкцию применения к объекту метода установки значения свойства, можно записать обычную инструкцию присваивания значения свойству. Например, чтобы присвоить значение свойству Adress объекта student, достаточно записать

Student.Address:=

С.Петербург, ул.Садовая 21, кв. 3’;

Компилятор перетранслирует приведенную инструкцию присваивания значения свойству в инструкцию вызова метода

S
tudent.
SetAddress(

С.
Петербург, ул.
Садовая 21, кв
.3’),•

Внешне использование свойств в программе ничем не отличается от использования полей объекта. Вместе с тем между свойством и полем объекта существует принципиальное отличие: при присвоении и чтении значения свойства автоматически вызывается процедура, которая выполняет некоторую работу.

В программе на методы свойства можно возложить некоторые дополнительные задачи. Например, с помощью метода можно проверить корректность присваиваемы

mirznanii.com

Программирование с помощью Delphi

Целью моей курсовой работы является программирование с помощью Delphi 5. Прежде чем начать выполнять свое задание рассмотрим эту систему программирования, в общем.

Delphi
– это греческий город, где жил дельфийский оракул. И этим именем был назван новый программный продукт с феноменальными характеристиками.

Hадо отметить, что к моменту выхода продукта обстановка вокруг компании Borland складывалась не лучшим для нее образом. Поговаривали о возможной перепродаже компании, курс акций компании неудержимо катился вниз. Сейчас уже можно без всяких сомнений утверждать, что период трудностей позади. Hеверно, конечно, было бы говорить, что только Delphi
явился причиной восстановления компании; кроме Delphi
, у Borland появились и другие замечательные продукты, так же, как и Delphi
, основывающиеся на новых, появившихся недавно у компании Borland, технологиях. Я имею в виду новые BDE 2.0, BC++ 4.5, Paradox for Windows 5.0, dBase for Windows 5.0, BC++ 2.0 for OS/2.

Тем не менее, именно Delphi
стал тем продуктом, на примере которого стало ясно, что у Borland есть еще порох в пороховницах, и что один единственный продукт может настолько удачно сочетать несколько передовых технологий.

Delphi
– это комбинация нескольких важнейших технологий:

· Высокопроизводительный компилятор в машинный код

· Объектно-ориентированная модель компонент

· Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов

· Масштабируемые средства для построения баз данных

Компилятор, встроенный в Delphi
, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре “клиент-сервер”. Этот компилятор в настоящее время является самым быстрым в мире, его скорость компиляции составляет свыше 120 тысяч строк в минуту на компьютере 486DX33. Он предлагает легкость разработки и быстрое время проверки готового программного блока, характерного для языков четвертого поколения (4GL) и в то же время обеспечивает качество кода, характерного для компилятора 3GL. Кроме того, Delphi
обеспечивает быструю разработку без необходимости писать вставки на Си или ручного написания кода (хотя это возможно).

В процессе построения приложения разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты своей работы – после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. В этом смысле проектирование в Delphi
мало чем отличается от проектирования в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции мы получаем код, который исполняется в 10-20 раз быстрее, чем то же самое, сделанное при помощи интерпретатора. Кроме того, компилятор компилятору рознь, в Delphi
компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый p-код, который затем интерпретируется виртуальной p-машиной. Это не может не сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.

Основной упор в модели Delphi
делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi
. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi
написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.

В стандартную поставку Delphi
входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. Для начала – неплохо. Но если возникнет необходимость в решении какой-то специфической проблемы на Delphi
, советуем, прежде чем попытаться начинать решать проблему “с нуля”, просмотреть список свободно распространяемых или коммерческих компонент, разработанных третьими фирмами, количество этих фирм в настоящее время превышает число 250, хотя, возможно, я не обо всех знаю. Скептики, возможно, не поверят мне, когда я скажу, что на Delphi
можно одинаково хорошо писать как приложения к корпоративным базам данных, так и, к примеру, игровые программы. Тем не менее, это так. Во многом это объясняется тем, что традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать пользовательский интерфейс. Событийная модель в Windows всегда была сложна для понимания и отладки. Но именно разработка интерфейса в Delphi
является самой простой задачей для программиста.

Cреда Delphi
включает в себя полный набор визуальных инструментов для скоростной разработки приложений (RAD – rapid application development), поддерживающей разработку пользовательского интерфейса и подключение к корпоративным базам данных. VCL – библиотека визуальных компонент, включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE. Единственное, что можно поставить в вину Delphi
, это то, что готовых компонент, поставляемых Borland, могло бы быть и больше. Однако, разработки других фирм, а также свободно распространяемые программистами freeware-компоненты уже восполнили этот недостаток. Постойте, – скажете вы, ведь это уже было. Да, это было в Visual Basic.

Соответствующий стандарт компонент назывался VBX. И этот стандарт так же поддерживается в Delphi
. Однако, визуальные компоненты в Delphi
обладают большей гибкостью. Вспомним, в чем была проблема в VB. Прикладной программист программировал, вообще говоря, в среде языка бэйсик. А компоненты в стандарте VBX готовили ему его коллеги-профессионалы на С++.

VBX’ы приходили, “как есть”, и ни исправить, ни добавить ничего было нельзя.

А для изготовления VBX надо было осваивать “кухню” языка C++. В Delphi
визуальные компоненты пишутся на объектном паскале, на том же паскале, на котором пишется алгоритмическая часть приложения. И визуальные компоненты Delphi
получаются открытыми для надстройки и переписывания. Чувствуете разницу?

Объекты БД в Delphi
основаны на SQL и включают в себя полную мощь Borland Database Engine. В состав Delphi
также включен Borland SQL Link, поэтому доступ к СУБД Oracle, Sybase, Informix и InterBase происходит с высокой эффективностью. Кроме того, Delphi
включает в себя локальный сервер Interbase для того, чтобы можно было разработать расширяемые на любые внешние SQL-сервера приложения в офлайновом режиме. Разработчик в среде Delphi
, проектирующий информационную систему для локальной машины (к примеру, небольшую систему учета медицинских карточек для одного компьютера), может использовать для хранения информации файлы формата .dbf
(как в dBase или Clipper) или .db
(Paradox). Если же он будет использовать локальный InterBase for Windows 4.0 (это локальный SQL-сервер, входящий в поставку), то его приложение безо всяких изменений будет работать и в составе большой системы с архитектурой клиент-сервер.

Вот она – масштабируемость на практике – одно и то же приложение можно использовать как для локального, так и для более серьезного клиент-серверного вариантов.

Я уже упомянула о технологиях, которые объединяет Delphi
. Теперь можно перейти к описанию собственно продукта. Что лежит внутри в коробке, и чем может воспользоваться программист при разработке прикладной системы? Выпущены две версии Delphi
– одна (Delphi Client-Server
) адресована для разработчиков приложений в архитектуре “клиент-сервер”, а другая (Delphi for Windows
) предназначена для остальных программистов. Приложения, разработанные при помощи Delphi
, можно использовать без выплаты royalty-процентов и без оплаты runtime- лицензий.

Она адресована корпоративным разработчикам, желающим разрабатывать высокопроизводительные приложения для рабочих групп и корпоративного применения.

Клиент-серверная версия включает в себя следующие особенности:

· SQL Links: специально написанные драйвера для доступа к Oracle, Sybase, Informix, InterBase

· Локальный сервер InterBase: SQL-сервер для Windows 3.1. СУБД для разработки в корпоративных приложений на компьютере, не подключенном к локальной сети.

· ReportSmith Client/server Edition: генератор отчетов для SQL-серверов

· Team Development Support: предоставляет версионный контроль при помощи PVCS компании Intersolve (приобретается отдельно) или при помощи других программных продуктов версионного контроля

· Visual Query Builder – это средство визуального построения SQL-запросов

· лицензия на право распространения приложений

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о