Ступени звукоряда что это и откуда они звялись. Как по ним ходить.
Ступени звукоряда будем располагать в диапазоне фортепиано. Все-таки клавишные инструменты одни из самых распространенных, чего стоит только электронный синтезатор, который сейчас по цене доступен практически каждой семье.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 2.
Ступени звукоряда. Начинаем построение.
С чего начнем? Предлагаю начать с уже имеющегося. Мы имеем звук с частотой 440 Гц.
Он выбран не случайно. Этот звук находится в очень удобном месте звукового диапазона. Во-первых, его могут пропеть люди с разными голосами. От самого низкого мужского баса, до самого высокого женского колоратурного сопрано. Во-вторых, музыкальные инструменты делаются так, чтобы они могли аккомпанировать пению и их диапазон близок к певческим голосам. Поэтому звук на 440 Гц могут воспроизвести очень многие музыкальные инструменты. |
Будем умножать/делить частоту 440 Гц на 2, чтобы получать сливающиеся звуки до тех пор, пока не выйдем за диапазон фортепиано. В результате получим ряд значений звуковых частот:
27,5Гц | 55Гц | 110Гц | 220Гц | 440Гц | 880Гц | 1760Гц | 3520 |
Первая нота на звукоряде
Разместим эти частоты в диапазоне фортепиано:
Так как это первый звук, который мы поместили на звукоряд, назовем его латинской буквой А.
То, что получилось много звуков с одинаковым названием вполне нормально — все эти звуки сливаются на слух. По сути, это одна и та же нота, только звучит на разных частотах.
С высоты «космического века» мы сильно упрощенно смотрим на деятельность музыкантов в прошлом. Например, мы с легкостью употребляем такие понятия как частота, колебания в треть или четверть длины струны и тому подобное. Музыканты в давние времена никаких «герцев» не знали и до всего рассказанного выше им пришлось доходить в процессе поиска и экспериментов. Пробовались разные конструкции музыкальных инструментов, которые издавали требуемые звуки. Работа вначале шла с инструментами с диапазоном в 1 — 2 октавы, а до фортепиано человечество дошло через тысячи лет развития музыки. |
Сделаем вывод:
на звукоряде располагаются периодически повторяющиеся ноты.
Продолжим наполнять звукоряд другими звуками.
Возьмем струну равную 1/3 длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:
440 х 3 = 1320 Гц
Найдем для частоты 1320 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.
Получим новый ряд звуков:
41,25Гц | 82,5Гц | 165Гц | 330Гц | 660Гц | 1320Гц | 2640 |
Расположим эти звуки на звукоряде. Для удобства на рисунке покажем не весь диапазон фортепиано, а его более узкий участок:
Вы уже поняли, как можно найти частоты музыкальных звуков для заполнения музыкального звукоряда? Берем какой-то обертон эталонной струны и для этого обертона находим сливающиеся звуки.Конечно, не каждый обертон ляжет в звукоряд, но принцип заполнения звукоряда должен стать понятным.
Для закрепления проделаем расчет частот еще одного звука в музыкальном звукоряде.
Возьмем струну равную 1/17 части длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:
440 х 17 = 7480 Гц
Для фортепиано это слишком высокий звук, поэтому сразу уменьшим его на 2 и получим частоту 3740Гц.
Найдем для частоты 3740 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.
Получим новый ряд звуков:
58,4375Гц | 116,775Гц | 233,75Гц | 467,5Гц | 935Гц | 1870Гц | 3740Гц |
Расположим эти звуки на звукоряде.
Дабы не утомлять вас числовыми расчетами, разместим на звукоряде основные звуки (ступени звукоряда), которые можно получить работая с частями (обертонами) эталонной струны:
Всего получилось семь основных звуков.
На рисунке они обозначены разными цветами и пронумерованы. Частоты не указаны. Почему? Станет понятно позже, а сейчас скажем, что до сих пор мы имели дело с частотами, которые издают реально существующие в природе предметы (мы говорили о струнах). Эти частоты можно получить, если делить «первоначальную» струну на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей. Звукоряд в музыке составленный из таких реально существующих частот называют натуральный звукоряд. |
При продвижении по звукоряду можно заметить, что с каждого восьмого звука происходит повторение семи основных звуков. Восемь на латыни — октава. Именно так назвали восемь основных музыкальных звуков подряд. Восьмой звук октавы является первым звуком следующей октавы.
На рисунке звуки подписаны названиями нот (до, ре, ми, …) откуда они произошли читайте на следующем занятии.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 3. Ноты звукоряда
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, например, поперечная флейта, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:
Ступени звукоряда
urokimuz.ru
Нотная грамота для начинающих — урок 1. Свойства звука. Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Тон и полутон.
Свойства звука. Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Тон и полутон.
На первом уроке нашего курса даётся много теоретической информации. Не обязательно пытаться запомнить все сразу, просто поймите саму суть. В конце урока дан краткий перечень изученных понятий.
Свойства звука. Все окружающие нас звуки делятся на музыкальные и шумовые. Шумовые звуки — это скрип, шум ветра, треск и т.д.. В музыке такие звуки не используются. Музыкальные звуки характеризуются следующими свойствами: высота, тембр и громкость. Остановимся на каждом свойстве чуть подробнее.
Высота звука. Определение гласит следующее: «высота звука зависит от частоты колебания вибрирующего тела (струна, голосовые связки и т.д.). Чем чаще колебания, тем выше звук». Это определение рассматривает звук с точки зрения физики — так проще объяснить. Людям, ещё не знакомым с физикой, а также тем, кто с этой наукой «не дружит», понять это определение не просто. Подключим наше воображение: представьте рычащего медведя. Рык его грубый, страшный, низкий. А теперь представьте поющую птичку. Песня её будет на более «высоких нотах», нежели низкий рык медведя. Если всё ещё нет полной ясности, что такое высота звука, не переживайте, просто читайте дальше. Когда будем изучать расположение нот, Вы увидите наглядно, что более высокие ноты находятся выше, а более низкие ноты расположены ниже. И сразу всё станет ясно.
Тембр звука. Когда говорят, что звук мягкий, густой, резкий, звенящий — это говорят именно о тембре звука. Вы можете по голосу узнать своего знакомого, потому что тембр его голоса не такой, как у других. Вы можете отличить звук гитары от звука флейты, потому что этим инструментам присуща своя окраска звука, свой тембр. Различие тембров объясняется тем, что у каждого звука есть так называемые добавочные звуки, «призвуки». Их называют обертонами. Образуются обертоны вследствие сложной формы звуковой волны. Здесь мы не будем углубляться в физику, т.к. наша цель — просто понять, что такое тембр звука.
Громкость звука. Тут, я думаю, всё понятно. Как мы воспринимаем громкость звука в обычной жизни, точно также она воспринимается и музыке.
Длительность звука. Отдельно отметим, что в музыке используется такое понятие, как длительность звука. Это одно из основных свойств звука с точки зрения музыки. Немного дальше мы уже вплотную столкнёмся с длительностью звука, а пока просто возьмем на заметку.
Звукоряд. В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88 (для фортепиано), расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.
Ступень звукоряда. Каждый звук называется ступенью звукоряда. Как лесенка: 88 ступенек вверх. Существует всего семь основных ступеней звукоряда, которые имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Есть еще пять производных ступеней, которые своих названий не имеют, а образуют их от имен основных путем прибавления к ним суффиксов -диез или -бемоль. На клавиатуре пианино звуки основных ступеней извлекаются посредством нажатия на белые клавиши, а производных — на черные. Как же так — спросите вы — Ведь если в звукоряд входят 88 звуков, а ступеней основных и производных всего двенадцать? Тут нет ничего странного, так как все ступени периодически повторяются через один и тот же интервал, именуемый октавой.
Буквенное обозначение ступеней звукоряда. Обычно используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует буква латинского алфавита: до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=В. В старину вместо ноты си использовалась си-бемоль, она имела обозначение «B». Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В этом случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Возьмите эту историческую справку на заметку — будет проще запомнить названия ступеней.
Если при буквенном обозначении нот необходимо указать октаву, которой принадлежит нота, то поступают следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для субконтроктавы, контроктавы и большой октавы нота обозначается большой буквой, для всех остальных октав — маленькой. Цифры расставляют следующим образом:
для субконтроктавы ставят цифру 2 ниже названия ноты, например: A2 (ля субконтроктавы)
для контроктавы ставят цифру 1 ниже названия ноты, например: A1 (ля контроктавы)
для большой октавы цифру не указывают: D (ре большой октавы)
для малой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы)
для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.
Вместо цифр иногда ставят чёрточки. Количество чёрточек соответствует заменяемой цифре (если заменяем, например, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Располагают чёрточки (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.
Октава. Расстояние между соседними звуками ступеней с одинаковыми названиями назвали октавой. Например: между соседними двумя до — ровно октава, между двумя соседними ля — тоже октава. Термин
Полутон. Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:
На картинке мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.
Целый тон. Тут всё просто: целый тон — это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на предыдущую картинку: расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши — полутон. Расстояние от крайней левой чёрной клавиши до второй слева белой клавиши — тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) — расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон — это расстояние до соседней клавиши, а тон — расстояние через клавишу. Только не выбрасывайте из рассмотрения чёрные клавиши!
Итоги 1 урока. Теперь мы знаем об основных свойствах звука: высоте, тембре и громкости, а также об очень важном его свойстве — длительности звука. Теперь мы знаем, что звуки составляют звукоряд, что ступени (звуки) звукоряда упорядочены по высоте звука. Знаем, что октава состоит из 7 основных ступеней (белые клавиши), расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.
Дополнительные материалы:
Урок №1 курса «Любительское музицирование». Знакомство с фортепианной клавиатурой на примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
music-uroki.com
Натуральный звукоряд: описание понятия, порядок построения
Сегодняшняя музыкальная практика основана на системе, представляющей собой ряд звуков. Между ними есть определенные высотные взаимоотношения. Их нахождение по высоте принято называть звукорядом. Каждый звук в нем является ступенью. В полном звукоряде этой системы есть порядка ста звуков. Их частоты сильно варьируются и сосредоточены в диапазоне 15–6000 колебаний в сек. Эти звуки различимы человеческим ухом. А точное определение их высоты зависит от степени развития музыкального слуха.
Главные ступени звукоряда – это названия основных нот, от «До» до «Си». А чем же тогда является натуральный звукоряд? И каковы отношения звуков в нем? И какую роль в нем играют частичные тона?
Определение
Натуральный звукоряд – это звуковой ряд, в который входят основной тон и гармонические призвуки (их другое название – обертоны).
Частоты колебания звуков здесь взаимодействуют так, что получается натуральный числовой ряд: 1, 2, 3, 4… Из-за наличия обертонов данный звукоряд именуют натуральным обертоновым звукорядом.
Какие-то обертоны превосходят основные звуки по высоте, а другие обертоны, наоборот, им в этом плане уступают.
Что за частичные тона?
Натуральный звукоряд также характеризуется и наличием частичных тонов. Их число в разных октавах и от каждой ноты различно:
нота | октава | контр-октава | большая октава |
C | 32 | 65 | |
C# | 34 | 69 | |
D | 36 | 73 | |
D# | 38 | 77 | |
E | 20 | 40 | 82 |
F | 21 | 42 | 87 |
нота | октава | контр-октава | большая октава |
C | 32 | 65 | |
C# | 34 | 69 | |
D | 36 | 73 | |
D# | 38 | 77 | |
E | 20 | 40 | 82 |
F | 21 | 42 | 87 |
F# | 23 | 44 | 92 |
G | 24 | 46 | 103 |
G# | 25 | 49 | 110 |
A | 27 | 51 | 116 |
A# | 29 | 55 | 118 |
B | 30 | 58 | 123 |
Обозначения: A – ля; D – ре; E – ми, F – фа, G – соль, B – си; # — диез.
У звуковой волны очень сложная конфигурация. Причина тому такова (на примере струны гитары): колеблющийся элемент (струна) вибрирует, создается преломление звука в равных пропорциях. Они производят самостоятельные колебания в совокупной вибрации тела. Создаются еще одни волны, идентичные их длине. И они генерируют частичные тона.
Указанные тона могут варьироваться по высоте. Ведь динамика колебаний волн, образовавших их, имеет разные параметры.
Если бы струна образовывала лишь основной тон, то ее волна имела бы простую овальную форму.
Второй частичный тон возникает от половины начальной звуковой волны струны. Длина его волны вдвое уступает волне основного тона. А по частоте колебаний он вдвое превосходит основной тон.
Волновые потоки от третьего звука получаются уже в три раза динамичнее волн начального звука. От четвертого — в четыре раза, от пятого — в пять и т.д.
Начальный звук (основной тон), точнее, количество его колебаний, можно отобразить как единицу. То количество колебаний возникающих тонов можно выразить простыми числами. Тогда получается простой арифметический ряд: 1,2, 3, 4, 5…. Это уже натуральный звукоряд. Остается разобраться с его построением.
Вопрос построения
Как построить натуральный звукоряд? Для ответа на данный вопрос предложен наиболее простой пример.
Основным тоном здесь является нота «До», расположенная в большой октаве. От нее организуется построение звукового ряда, имеющего частоты согласно обозначенной закономерности.
Получается такой результат данного построения:
Такое сложное строение натурального звукоряда от одной струны человек не воспринимает сознательно. И здесь фигурируют такие причины:
1. Похожую структуру имеют многие звуки.
2. Амплитуды призвуков значительно проигрывают амплитуде главной частоты, исходящей от струны.
Построение от нот
Выстроить натуральный звуковой ряд можно от любой ноты. При этом важно учитывать и тональность. Она может быть минорной или мажорной. Для первой схема построения такова:
Т – П – Т – Т –П– Т – Т
Схема для второй следующая:
Т – Т – П – Т – Т – Т – П
Обозначения здесь: Т – тон, П – полутон.
Таким образом, при построении от «Ля» в миноре получается такая картина:
A – B – C – D – E – F – G — A
Тот же ряд, но в мажорном раскладе, выглядит так:
A – B – C# — D – E – F# – G# – A
Нота, от которой строится ряд, называется тоникой.
Далее предложены примеры построения от «Ре» и «Фа».
Работа от «Ре»
Натуральный звукоряд от «Ре» строится также в зависимости от тональности. В минорном строительстве получается следующий результат:
D — E — F — G — A — A# — C – D
В нотной тетради это записывается так:
В мажорном раскладе ситуация такая:
D – E – F# — G – A – B – C# — D
А в нотную тетрадь (или программу «Гитар про») запись заносится следующим образом:
Но есть и еще нюансы. Это же звукоряд может существовать в гармонической модификации. В ней перед тоникой возникает дополнительный полутон.
В минорном примере картина получается такой: D – E – F – G – A — A# — C — C#. Звучание получается с восточным оттенком.
Работа от «Фа»
Натуральный звукоряд от «Фа», выстроенный по мажорной схеме, имеет те же знаки, что и минорный ряд от «Ре». Это две параллельные тональности.
И мажорная структура натурального звукоряда, выстроенного от «Фа», такова:
F – G – A — A# — C – D – E – F
Записи на нотных линейках получаются следующими:
Картина минорного построения:
F – G – G# — A# – C – C# — D# — F
На нотных линейках получаются следующие обозначения:
Здесь знаки те же, но обозначены бемолями: Ля — бемоль = G#. Си-бемоль = A#. Ре-бемоль = C#. Ми-бемоль = D#.
О натуральных интервалах
На главных ступенях натуральных структур есть лишь соответствующие интервалы. К ним относится и увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Совокупное число интервалов с равным ступеневым параметром всегда идентично числу основных ступеней. И на различной ступени выстраивается любой такой интервал.
В параллельных тональностях группа интервалов всегда неизменна. Но ступени, на которых они возводятся, варьируются.
Для отображения этих принципов приводится следующая таблица:
Интервалы | Их основные виды | Ступени с их наличием | Их число |
Натур. мажор | Натур. минор | ||
Прима | Ч. | На всех | На всех |
Секунда | М | 3 и 4 | 2 и 5 |
— »— | Б | 1, 2, 4, 5 и 6 | 1, 3, 4, 6 и 7 |
Терция | М | 2, 3, 6 и 7 | 1, 2, 4 и 5 |
— »— | Б | 1, 4 и 5 | 3, 4 и 7 |
Кварта | Ч. | 1- 3, 5 -7 | 1 – 5, 7 |
….. | Ув. | 4 | 6 |
Квинта | Ум. | 7 | 2 |
….. | Ч. | 1 — 6 | 1, 3-7 |
Секста | М. | 3, 6,7 | 1,2 и 5 |
—» — | Б. | 1,2, 4 и 5 | 3, 4 , 6 и 7 |
Септима | М. | 2,3, 5-7 | 1, 2, 4, 5 и 7 I |
— »— | Б. | 1 и 4 | 3 и 4 |
Октава | Ч. | На всех | На всех |
Обозначения в таблице:
Б – большая. М – малая. Ч – чистая. Ув – увеличенная. Ум – уменьшенная.
О знаках изменения тона
Таковыми знаками являются диезы (обозначаются символом #, означают повышение на полтона) и бемоли b (обозначаются символом b, говорят о понижении на полтона). В натуральном интервале они не выставляются одновременно.
Здесь есть важный нюанс: у ноты «Ля» отсутствует диез, являющийся пятым по порядку.
Этот нюанс свидетельствует о том, что в тональности, где есть минимум 5 диезов, этот интервал не появляется.
Тогда большая секста (б.6) от «Ля» ( A – F#) обнаруживается лишь в мажорах и минорах, в которых максимум 4 диеза.
Под такой критерий попадают такие тональности:
- Мажорные: G, D, A и E.
- Минорные: Em, Bm, F#m, C#m
Работая с интервалами без знаков повышения или понижения тона, нужно вычислить, какой звук здесь первым образуется с таким знаком. Дальше работа строится по указанному принципу.
Пример: идет поиск тональности с малой терцией E – G. Можно последовать по квинтовой окружности по направлению к диезам. Тогда знак должен возникать у ноты «Соль». Но он на этой позиции не фигурирует. Тогда структуры, имеющие минимум 3 #, данную терцию не содержат.
Можно пойти по такому же кругу, но уже к бемолям. Тогда бемоль должен образовываться около «Ми». Однако его нет. Тогда обозначенный интервал не появляется в структурах, где минимум 2 бемоля.
В результате поиска малая терция E – G есть в таких минорных и мажорных структурах, где:
- нет знаков при ключе;
- есть 1-2 диеза;
- есть 1 бемоль.
Далее конкретизируются тональности по наименованиям и ступени, на которых возводится этот интервал.
В этом поможет такой принцип: в ладе 7 основных ступеней. И здесь есть 7 секунд, столько же терций и прочих интервалов. Они могут отличаться тоновым значением. Этот фактор обуславливается построением от определенной ступени.
Пример: есть мажорная и минорная структуры. Здесь малая секунда появляется дважды. В первом случае на 3 и 4 ступенях. Во втором — на 2 и 4 ступенях.
Тогда на других пяти ступенях выстраиваются только большие секунды.
Музыкальная практика
Есть такие инструменты, которые отличаются тем, что на них извлекается только натуральный звукоряд. Речь идет о:
- Горне и фанфаре.
- Всех разновидностях рожка.
- Трубе.
- Валторне.
- Флейте обертонового типа, например русской калюке.
То есть в основном это представители духовой инструментальной категории. И натуральный звукоряд духовых инструментов из этого перечня часто воспринимают как чистый строй. Это ошибка.
Так в чистом строе м.7 (малая квинта) образуется сложением ч.5 и ч.м. 3 (складываются чистые: квинта и малая терция). Частотный параметр ее звучания — 1017,6 ц. А в натуральной септиме он достигает 968,8 ц.
Обозначенный звукоряд нередко задействуются в этническом пении. Примеры:
- Индийская рага.
- Горловое тувинское пение.
- Пение африканского племени Коса (ударение на первый слог).
Академическая музыка знает редкие примеры использования натурального звукоряда. Наиболее ярким из них считаются первая и заключительная части «Серенады» Бриттена. Там играется соло на валторне.
fb.ru
ЗВУКОРЯД — это… Что такое ЗВУКОРЯД?
звукоряд — звукоряд … Орфографический словарь-справочник
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, звукоряда, муж. (муз.). Ряд музыкальных звуков, построенных в порядке какой нибудь последовательности, гамма, лад. Гармонический звукоряд. Церковный звукоряд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
звукоряд — ангемитоника, гексахорд, гамма, тетрахорд, пентахорд, лю, гептахорд, трихорд, пентатоника Словарь русских синонимов. звукоряд сущ., кол во синонимов: 9 • ангемитоника (1) • … Словарь синонимов
Звукоряд — (музыкальная шкала), совокупность музыкальных тонов какой либо системы (лада, строя), выстроенных в определенном (восходящем или нисходящем) порядке. Звукоряд тональности называется гаммой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, а, муж. (спец.). Последовательность (ряд) музыкальных звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. | прил. звукорядный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
звукоряд — Последовательность звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядках. [ГОСТ 24415 80] Тематики пианино … Справочник технического переводчика
Звукоряд — Звукоряд (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории… … Википедия
звукоряд — а; м. Муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический з. Натуральный з. * * * звукоряд совокупность музыкальных тонов какой либо звуковой системы (лада, строя), выстроенных в… … Энциклопедический словарь
Звукоряд — последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в… … Большая советская энциклопедия
Звукоряд — 1) Последовательность звуков или осн. ступеней муз. или звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. 2) Поступенная последовательность звуков лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке; обычно… … Музыкальная энциклопедия
dic.academic.ru
Звукоряд — это… Что такое Звукоряд?
звукоряд — звукоряд … Орфографический словарь-справочник
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, звукоряда, муж. (муз.). Ряд музыкальных звуков, построенных в порядке какой нибудь последовательности, гамма, лад. Гармонический звукоряд. Церковный звукоряд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
звукоряд — ангемитоника, гексахорд, гамма, тетрахорд, пентахорд, лю, гептахорд, трихорд, пентатоника Словарь русских синонимов. звукоряд сущ., кол во синонимов: 9 • ангемитоника (1) • … Словарь синонимов
Звукоряд — (музыкальная шкала), совокупность музыкальных тонов какой либо системы (лада, строя), выстроенных в определенном (восходящем или нисходящем) порядке. Звукоряд тональности называется гаммой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЗВУКОРЯД — последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков музыкальной системы, лада, а также звуков, которые могут быть извлечены на определенном музыкальном инструменте … Большой Энциклопедический словарь
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, а, муж. (спец.). Последовательность (ряд) музыкальных звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. | прил. звукорядный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
звукоряд — Последовательность звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядках. [ГОСТ 24415 80] Тематики пианино … Справочник технического переводчика
Звукоряд — Звукоряд (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории… … Википедия
звукоряд — а; м. Муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический з. Натуральный з. * * * звукоряд совокупность музыкальных тонов какой либо звуковой системы (лада, строя), выстроенных в… … Энциклопедический словарь
Звукоряд — последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в… … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
звукоряд — это… Что такое звукоряд?
звукоряд — звукоряд … Орфографический словарь-справочник
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, звукоряда, муж. (муз.). Ряд музыкальных звуков, построенных в порядке какой нибудь последовательности, гамма, лад. Гармонический звукоряд. Церковный звукоряд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
звукоряд — ангемитоника, гексахорд, гамма, тетрахорд, пентахорд, лю, гептахорд, трихорд, пентатоника Словарь русских синонимов. звукоряд сущ., кол во синонимов: 9 • ангемитоника (1) • … Словарь синонимов
Звукоряд — (музыкальная шкала), совокупность музыкальных тонов какой либо системы (лада, строя), выстроенных в определенном (восходящем или нисходящем) порядке. Звукоряд тональности называется гаммой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЗВУКОРЯД — последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков музыкальной системы, лада, а также звуков, которые могут быть извлечены на определенном музыкальном инструменте … Большой Энциклопедический словарь
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, а, муж. (спец.). Последовательность (ряд) музыкальных звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. | прил. звукорядный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
звукоряд — Последовательность звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядках. [ГОСТ 24415 80] Тематики пианино … Справочник технического переводчика
Звукоряд — Звукоряд (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории… … Википедия
Звукоряд — последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в… … Большая советская энциклопедия
Звукоряд — 1) Последовательность звуков или осн. ступеней муз. или звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. 2) Поступенная последовательность звуков лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке; обычно… … Музыкальная энциклопедия
dic.academic.ru
Натуральный звукоряд | solfamusictheory
Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание
Звук – это физическое явление, возникающее в результате колебаний упругого тела.
Музыкальный звук – наименьший структурный элемент музыки. Традиционно считается, что в отличие от шума, музыкальный звук обладает следующими свойствами: высотой, тембром, длительностью и громкостью. Однако в музыке используются практически все воспринимаемые человеком шумовые и музыкальные звуки.
Высота музыкального звука зависит от частоты колебаний источника звука. Она измеряется в герцах – Гц). 1 Гц=1 колебанию/сек. Человеческий слух различает звуки высотой от 16 до 4000-4500 Гц. Мельчайшая единица измерения высоты звука – цент (1/100 темперированного полутона).
Тембр (окраска звука) зависит от формы, размера, материала и устройства источника звука. Тембры музыкальных звуков весьма разнообразны.
Громкость зависит от амплитуды колебаний и локализации в пространстве источника звука. Громкость не должна достигать болевого порога (120 дБ). Рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) ежедневная безопасная громкость для любого звука установлена на уровне ниже 85 дБ при максимальной продолжительности воздействия не более 8 часов.
Длительность зависит от продолжительности колебаний источника звука. Наш слух воспринимает звуки продолжительностью не менее 0,015 сек. Звуки органной педали могут длиться несколько минут.
Каждый музыкальный звук имеет в своем составе обертоны (призвуки, или частичные тоны), одновременно возникающие при колебании частей источника звука (например, струны или воздушного столба).
Натуральный звукоряд (гармонический спектр или обертоновый ряд) – это ряд расположенных в восходящем порядке обертонов (призвуков).
solfamusictheory.wordpress.com