Советы и лайфхаки

Звукоряд в музыке это – Звукоряд — Википедия

Звукоряд, музыкальный строй

В музыкальной практике, в основном, используются 88 звуков, различаемых по высоте. Частотные характеристики этих звуков лежат в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что соответствует на фортепиано диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и они соответствуют белым клавишам на фортепиано. Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд, связано это с тем, что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте, т. е. соответствует первой гармонике и полностью с ним сливается. Часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней, — называется октавой. Названия октав снизу вверх: Субконтроктава, Контроктава, Большая октава, Малая октава, Первая октава, Вторая октава, Третья октава, Четвертая октава, Пятая октава.

Современный музыкальный строй выстраивается от ноты Ля первой октавы, настроенной на частоту 440 Гц.

Каждая октава делится на 12 равных частей, называемых полутонами. Такой строй называется темперированным. Полутон является самым узким расстоянием между двумя соседними звуками музыкального звукоряда. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Вновь полученные ступени называются производными ступенями.

Именно поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона называется диез и обозначается #, понижение — бемоль (обозначение — Ь). Например: До-диез, Си-бемоль и т. д. Возможно повышение и понижение основных ступеней на два полутона, производные ступени будут обозначаться как дубль-диез-х, или дубль-бемоль-bb соответственно. Процесс повышения или понижения основных ступеней называется альтерацией. Бекар — еще один знак альтерации, который означает отмену действия предыдущего знака альтерации. Знаки альтерации могут быть случайными и ключевыми. Случайные знаки пишутся непосредственно перед нотой и действуют только на данный звук на протяжении одного такта. Ключевые знаки выставляются справа от ключа и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Так как любая основная ступень может быть повышена или понижена, возникает ситуация, когда различно названные производные ступени будут иметь одну и ту же высоту. Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению, называется энгармонизм. Например: До-диез и Ре-бемоль. Можно сказать, что эти звуки энгармонически равны.

www.music-teoria.ru

Звукоряд, октавы и ноты


Что нужно знать, приступая к уроку:

  • Музыкальные звуки.

Звукоряд и октава

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Основные звуки называются ступенями.

Семь ступеней звукоряда образуют октаву, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше, чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней. Октав всего девять. Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется Первая октава, далее Вторая, затем Третья, Четвертая и, наконец, Пятая. Октавы ниже первой имеют названия: Малая октава, Большая, Контроктава, Субконтроктава. Субконтроктава — это самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже Субконтроктавы и выше Пятой октавы в музыке не применяются и названий не имеют.

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени (нота До) равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени (нота Ля) Первой октавы составляла бы 440 Гц.

Частота первой ступени одной октавы и первой ступени следующей за ней октавы (октавный интервал), будет отличаться ровно в 2 раза. Например, нота Ля первой октавы имеет частоту 440 герц, а нота Ля второй октавы — 880 герц. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука, только на разной высоте (не путайте с унисоном, когда звуки имеют одинаковую частоту). Это явление называется октавное сходство звуков.

Натуральный звукоряд

Равномерное распределение звуков звукоряда по полутонам называется темперированным строем или натуральным звукорядом. Промежуток между двумя соседними звуками в таком строе называется полутоном.

Расстояние в два полутона образует целый тон. Лишь между двумя парами нот нет целого тона это между ми и фа, а также си и до. Таким образом, октава состоит из двенадцати равных полутонов.

Названия и обозначения звуков

Из двенадцати звуков в октаве только семь имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Остальные пять имеют названия, образованные от основных семи, для чего применяют специальные символы: # — диез и b — бемоль. Диез означает, что звук расположен выше на полутон звука, к которому он приставлен, а бемоль — ниже. Важно помнить, что между ми и фа, как и между си и до лишь полутон, поэтому не может быть до бемоль или ми диез.

Приведенная выше система наименований нот обязана своим появлением гимну св. Иоанну за названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве.

Другая распространенная система обозначения нот — латинская: ноты обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается «ха»).

Обратите внимание, что ноту си обозначает не буква B, а H, а буквой B обозначают си-бемоль (хотя в англоязычной литературе и некоторых сборниках гитарных аккордов все чаще это правило нарушается). Далее, для добавления к ноте бемоля к ее названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is. Исключения в названиях, которые обозначают гласные буквы: As, Es.

В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать ее с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:


gitarre.ru

что такое натуральный звукоряд в музыке

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Основные звуки называются ступенями. Семь ступеней звукоряда образуют октаву, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше, чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней. Октав всего девять. Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется Первая октава, далее Вторая, затем Третья, Четвёртая и, наконец, Пятая. Октавы ниже первой имеют названия: Малая октава, Большая, Контроктава, Субконтроктава. Субконтроктава — это самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже Субконтроктавы и выше Пятой октавы в музыке не применяются и названий не имеют. Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени (нота До) равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени (нота Ля) Первой октавы составляла бы 440 Гц. Частота первой ступени одной октавы и первой ступени следующей за ней октавы (октавный интервал) , будет отличаться ровно в 2 раза. Например, нота Ля первой октавы имеет частоту 440 герц, а нота Ля второй октавы — 880 герц. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука, только на разной высоте (не путайте с унисоном, когда звуки имеют одинаковую частоту) . Это явление называется октавное сходство звуков. Натуральный звукоряд Равномерное распределение звуков звукоряда по полутонам называется темперированным строем или натуральным звукорядом.

Натуральный звукоряд (от лат. natura — природа, естество) , также обертоновый (звуко) ряд — звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов.

от До …Си следующая до это другая октава

До до соль ми В поисковике Ответов неделю назад висит

Короче, Звукоряд – это совокупность звуков в выбранной музыкальной системе.

touch.otvet.mail.ru

Натуральный звукоряд — это… Что такое Натуральный звукоряд?

Натура́льный звукоря́д (от лат. natura — природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд — звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов.

Характеристика

Часто́ты последовательных звуков натурального звукоряда образуют арифметическую прогрессию:

f, 2f, 3f, 4f, …,

где f — частота основного тона (нижнего звука натурального звукоряда). Таким образом, натуральный звукоряд образован всеми звуками, частота которых кратна частоте основного тона.

Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний осциллятора — физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе)[1]: частота f основного тона, или первой гармоники, соответствует частоте основного колебания (осциллятора в целом), частоты гармонических обертонов (или высших гармоник) 2f, 3f, 4f, … — частотам колебаний его равных частей

[2]. Отношение частот звуков интервала, образованного звуками натурального звукоряда, равно отношению их номеров.

Нотная иллюстрация первых 16 тонов натурального звукоряда, построенного от звука до большой октавы:

Примечание. Помеченные стрелками ­тоны отклоняются от равномерно темперированных более чем на 10 центов.

Натуральный звукоряд не следует путать со звукорядами натуральных ладов.

Нумерация звуков натурального звукоряда

Номера звуков натурального звукоряда равны номерам гармоник (гармонических частичных тонов) основного тона, а последовательные номера соответствующих гармонических обертонов отличаются от них на единицу[3], как показано на схеме (при этом основной тон условно считают нулевым обертоном). Таким образом, нечётные гармоники соответствуют чётным обертонам, и наоборот. Гармоники нумеруются снизу вверх, номер каждой из них показывает также, от колебания какой части колеблющегося тела она образуется (например, вторая гармоника образуется от колебания второй, то есть половинной части, четвёртая — от колебания четвёртой части и т. д.).

В научной и справочной литературе (преимущественно музыкальной, но не физической) ранее также использовалась нумерация обертонов, совпадающая с нумерацией звуков натурального звукоряда. При этом основной тон именовался первым обертоном.[4][5].

Натуральные интервалы

Интервалы, которые образуются между звуками натурального звукоряда (в том числе с октавными переносами), нередко называют «натуральными». Впрочем, по поводу того, какие именно интервалы обозначать как «натуральные», в науке нет консенсуса. Теоретически любые интервалы внутри натурального звукоряда (в том числе, и микрохроматические) могут быть названы «натуральными», однако, такой общеупотребительной традиции не существует. В авторитетном Музыкальном словаре Римана (в так называемых римановских интервальных таблицах)[6]

натуральными («естественными») названы терции 5:4 и 6:5, сексты 5:3 и 8:5 и малая септима 7:4, а кварта 4:3, квинта 3:2, октава 2:1 и прима 1:1 названы «чистыми» (но не «натуральными»)[7]. В отечественной науке не только 3 (с учётом примы 4) главных консонанса, но также и перечисленные натуральные терции и сексты также называют «чистыми». Под словом «чистый» в данном контексте подразумевают отсутствие (непосредственно воспринимаемых на слух) биений. Акустически чистые интервалы положены в основу чистого строя.

Интервал, образующийся между седьмой и четвёртой гармониками (т. е. 7:4), по традиции именуется «натуральной септимой» (от нем. Naturseptime). На особую приятность (непосредственно связанную с простотой числового отношения) этого интервала впервые обратили внимание европейские учёные XVIII века. Дж. Тартини (в 1754 году) ввёл для натуральной септимы специальный нотный знак (выглядит как «недописанный» бемоль), а И.Ф. Кирнбергер даже придумал для натуральной септимы особую букву i [8]. Наконец, Л. Эйлер (в 1773 году) описывал натуральную септиму как консонанс, введённый «модернистами» (recentiores).

Натуральный звукоряд в музыкальной практике

На некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, cреди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рог, почтовый рожок, шофар и т.п.), натуральная труба (особенно её старинные разновидности, например, лур), натуральная валторна, так называемые обертоновые флейты (молдавская тилинка, некоторые разновидности общетюркского шогура) и другие духовые инструменты, а также варган. По отношению к этим и подобным инструментам говорят, что они звучат в «натуральном строе».

Натуральный строй таких музыкальных инструментов не следует путать с чистым строем. Например, (бо́льшая) малая септима чистого строя, полученная сложением чистой квинты () и чистой малой терции (), имеет отношение частот звуков (1017,6 ц), в то время как натуральная септима существенно у́же её: отношение частот звуков последней — (968,8 ц)[9].

Звуки натурального звукоряда, а также унтертоны (которые не входят в натуральный звукоряд), используются в традиционной вокальной музыке (например, в индийской раге), в так называемом горловом пении тувинцев, монголов, тибетцев, у африканского народа ко́са и у некоторых других народов мира.

Натуральный звукоряд встречается и в современной музыке, в частности, на нём основана так называемая обертонная музыка.

Примечания

  1. Отсюда и происходит название звукоряда — «натуральный», то есть «природный», «естественный» (нем. Naturtonreihe).
  2. См., например, интерактивную иллюстрацию колебательного процесса струны с закрепленными концами (стоячие волны): Standing Waves, Medium Fixed At Both Ends.
  3. Первая гармоника (гармонический частичный тон) соответствует основному тону, вторая гармоника — первому (гармоническому) обертону, третья гармоника — второму обертону и т. д. См.: Натуральный звукоряд. В кн.: Большая российская энциклопедия. Энциклопедический словарь. М., 2011, с.843.
  4. Такая нумерация (умышленное отождествление номеров ступеней натурального звукоряда и обертонов, при которой основной тон условно считается первым обертоном) принималась, например, в соответствующих статьях Музыкальной энциклопедии (1976) и Большой советской энциклопедии (1974). Такую же нумерацию (ещё раньше) использовал П. Хиндемит в своем трактате «Unterweisung im Tonsatz» (1937). Подобная нумерация противоречива — из-за немецкого прилагательного ober (верхний), которое, будучи частью ассимилированного отечественной наукой составного слова Oberton, неявным образом указывает верхний (по отношению к основному) тон (а в цитированных энциклопедиях обертоны явно определяются как призвуки, звучащие выше основного тона). В основополагающих трудах Г. Гельмгольца и Г. Римана обертонами называются именно высшие (то есть не совпадающие с основным тоном) частичные тоны (нем. термин Oberpartialton). А. Дж. Эллис рекомендовал, во избежание путаницы (в том числе связанной с необходимостью нумеровать основной тон вместе с обертонами или «условно» относить его к ним), вообще избегать термина «обертон». Разницу между «частичным тоном» (нем. Partialton, Teilton) и «обертоном» (нем. Oberton) авторитетный Музыкальный словарь Римана (Sachteil под ред. Г.Г. Эггебрехта, S.942) разъясняет так: «Первый частичный тон — это основной тон. Второй частичный тон (также частичный тон второго порядка) образует октаву к основному тону и является первым обертоном, и т.д.» (Оригинальный текст: «Der 1. Teilton ist der Grundton; der 2. Teilton (auch Teilton 2. Ordnung) bildet die Oktave zum Grundton und ist der 1. Oberton, usw.»)
  5. Примечателен русский перевод книги У. Пистона (см. список литературы), в котором термин harmonic (гармоника, то есть гармонический частичный тон) всюду переводится как «обертон», в результате чего, например, the second harmonic (вторая гармоника, то есть первый гармонический обертон в строгой терминологии) в переводе оказывается «вторым обертоном».
  6. Riemann Musiklexikon, Sachteil. Hrsg. v. H.H.Eggebrecht. Mainz, 1967, S.411 ff.
  7. Почти такой же терминологии придерживается Ю. Н. Холопов в своём теоретическом курсе гармонии — см. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — М.: Музыка, 1988. (Переиздание: СПб.: Издательство «Лань», 2003. — ISBN 5-8114-0516-2), Приложение 3: «Таблица интервалов».
  8. Среди сочинений Кирнбергера — Соната соль мажор для флейты и basso continuo из сборника «Vermischte Musikalien» (1769), в которой предписано употребление ступени «F i», отстоящей от нижнего G на натуральную септиму. См. современное комментированное нотное издание: Kirnberger J. P. Sonata for flute and figured bass (G major) with the harmonic seventh from Vermischte Musikalien (1769) / R. Rasch (ed.). — Utrecht: Diapason Press, 1984. — ISBN 9070907038
  9. Натуральная септима значительно отличается и от меньшей («пифагоровой») малой септимы чистого строя (), получаемой сложением двух чистых кварт (или вычитанием из октавы большего целого тона). Интервал, на который пифагорова малая септима превосходит натуральную, равен так называемой архитовой комме (, или 27,3 ц).

Литература

  • Натуральный звукоряд // Большая российская энциклопедия. Энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2011. — С. 843. — ISBN 978-5-85270-352-1.
  • Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Teil 1. Mainz, 1937.
  • Натуральный звукоряд // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 375. — ISBN 5-85270-033-9.
  • Крауфорд, Ф. Волны. (Берклеевский курс физики, том III) / Пер. с англ. — М.: Наука, 1976. — С. 65—67, 95—98.
  • Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник для вузов. — СПб.: Композитор, 2006. — С. 49—53. — 719 с. — ISBN 5-7379-0298-6
  • Пистон, У. Оркестровка. Учебное пособие / Пер. с англ. К. Иванова. — М.: Сов. композитор, 1990. — С. 197—201. — 464 с. — ISBN 5-85285-014-4 NB! В данном переводе термин harmonic (harmonic series) переводится как «обертон» (соответственно, «обертоновый ряд»), в результате чего основной тон в русском переводе оказывается соответствующим «первому обертону».

Ссылки

dic.academic.ru

Звук и музыка. Немного теории о звуке и музыке

ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗВУКА

Слово «звук» определяет два понятия: первое — звук как физическое явление; второе — звук как ощущение.

1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.

Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).

2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.

СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА

Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки одинаково используются в музыке. В музыкальной теории принято различать звуки музыкальные и звуки шумовые.

Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты, например треск, скрип, стук, гром, шорох и т. п. Шумовые инструменты применяются лишь в качестве украшения или придания музыке эмоциональной насыщенности. К таким инструментам относятся почти все ударные: треугольник, малый барабан, разнообразные виды тарелок, большой барабан и др. В этом присутствует некоторая доля условности, о которой не следует забывать. Например, такой ударный инструмент как «деревянная коробочка» имеет звучание с достаточно ясно выраженной высотностью, однако этот инструмент все равно причисляется к шумовым. Поэтому отличать шумовые инструменты надежнее по тому критерию, возможно ли на данном инструменте исполнить мелодию, или нет.

Физический характер музыкального звука определяется несколькими свойствами; в их число входят: ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ и ТЕМБР.

Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука. От того, что звук будет продолжительнее или короче, не меняется его физический характер, однако с точки зрения музыки длительность звука имеет столь же важное значение, как и остальные его свойства, поскольку от длительности зависит художественное содержание звука, или другими словами, его «настроение».

Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.

Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот:

ТЕМБРОМ называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра в музыкальной среде применяются слова из области ощущений, термины-метафоры, например, говорят: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т. п. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром, и даже один инструмент способен издавать звук различной окраски.

Различие тембров зависит от состава частичных тонов (натуральных призвуков или обертонов), которые присущи каждому источнику звука.

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ, или, иначе, обертоны — верхний тон — (нем.) — это неизбежные примеси, присутствующие в звуке любой природы. Их частоты всегда кратны частоте основного звука, а их количество и громкость может сильно варьироваться, благодаря чему и образуется различная тембровая окраска звука.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА — продолжительность колебаний источника звука. Если звучит упругое тело, предоставленное собственной инерции (например, струна), то длительность звучания пропорциональна амплитуде колебаний в начале звучания.

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ. НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

Звуковая волна на практике всегда имеет довольно сложную форму, часто далеко не походящую на математическую синусоиду. Происходит это вследствие того, что колеблющееся тело (струна), вибрируя, преломляется в равных частях. Эти части производят самостоятельные колебания в общем процессе вибрации тела и образуют дополнительные волны, соответствующие их длине. Дополнительные (простые) колебания и вызывают образование частичных тонов. Высота частичных тонов различна, так как скорость колебания волн, от которых они образуются, не одинакова.

Например, если бы струна воспроизводила только основной тон, то форма ее волны соответствовала бы следующему графическому изображению:

Длина волны второго частичного тона, образующейся от половины струны, B два раза короче волны основного тона, а частота колебаний ее в два раза скорее и т. д.:

Если принять за единицу число колебаний первого звука (основного тона) струны, то числа колебаний частичных тонов выразятся рядом простых чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и т. д.

Такой ряд звуков называется натуральным звукорядом.

Приняв за основной тон звук до большой октавы, мы можем построить ряд звуков с частотами, соответствующими этой закономерности:

Столь сложная структура звучания простой одиночной струны не воспринимается нами сознательно, потому что подобное строение имеют, в принципе, все звуки, с которыми мы имеем дело в своей жизни; а также потому, что громкости, амплитуды этих призвуков чаще всего на несколько порядков меньше, чем амплитуда главной, основной частоты струны.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ

Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук — его ступенью. Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков, от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 15-20 до 5000-6000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо. Границы эти достаточно условны и сильно зависят от индивидуальных свойств слушающего и от тембра звука.

Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:

Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.

Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш), образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук «до». Весь звукоряд состоит из семи полных октав и нескольких звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда (на концах фортепианной клавиатуры). Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА и ПЯТАЯ ОКТАВА. Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.

Ниже приводится схема звукоряда музыкальной системы, изображенного в виде клавиатуры с делением на октавы:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ. ПОЛУТОН И ЦЕЛЫЙ ТОН. ПРОИЗВОДНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ

Соотношение высот звуков музыкальной системы называется музыкальным строем.

Эталоном для настройки музыкальных инструментов, от которого строится весь остальной звукоряд, служит частота 440 Hz — нота «ля» первой октавы. Различные музыкальные школы и эпохи пользовались неодинаковыми частотными эталонами: 450 Hz, 410 Hz и т.п. Сегодняшний стандарт 440 Hz является результатом многих споров и может считаться вполне устоявшимся во всем мире.

В общепринятой для Европы и Америки музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей — полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда (строя) тем, что все полутоны октавы в нем равны.

Благодаря тому, что октава разделена на 12 равных полутонов, полутон является самым узким расстоянием между звуками музыкальной системы. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом:

Целые тоны, образующиеся между основными ступенями, разделены на полутоны. Звуки, которые делят их на полутоны, извлекаются на фортепиано на черных клавишах. Таким образом, октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, но из них только семь звуков являются основными для звукоряда.

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.

Повышение основных ступеней на полтона обозначается словом ДИЕЗ. Понижение основных ступеней на полтона обозначается словом БЕМОЛЬ. Повышение на два полутона — словами ДУБЛЬ-ДИЕЗ, например ФА-ДУБЛЬ-ДИЕЗ. Понижение на два полутона — словами ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, например СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ.

Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией (что означает, в данном контексте, изменение высоты).

ЭНГАРМОНИЗМ ЗВУКОВ

Выше было сказано, что все полутоны октавы в темперированном строе равны. Благодаря этому один и тот же звук может быть производным от повышения основной ступени, находящейся полутоном ниже его, или производным от понижения основной ступени, находящейся полутоном выше его, например фа-диез и соль-бемоль — это одна и та же клавиша фортепиано.

Высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков.

Производная ступень может оказаться также и на одной высоте с основной ступенью, например си-диез и до или фа-бемоль и ми. При двойном повышении или двойном понижении наблюдается такое же явление, например фа-дубль-диез и соль; ми-дубль-диез и фа-диез; ми-дубль-бемоль и ре; до-дубль-бемоль и си-бемоль и т. д.

ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ

Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.

ДИАТОНИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся между двумя соседними основными ступенями звукоряда. Среди основных звуков имеется две таких пары: ми — фа и си — до.

Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной.

или между двумя производными ступенями:

ХРОМАТИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся:

а) Между основной ступенью и ее повышением или понижением (а) и наоборот (б). Например:

б) Между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением (а) и наоборот (б). Например:

ДИАТОНИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся между двумя соседними ступенями. Среди основных ступенией имеется пять таких пар: до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си.

ХРОМАТИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся:

а) Между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением; б) Между двумя производными ступенями от одной основной ступени; в) Между ступенями, расположенными через одну ступень:

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.

Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

С, D, Е, F, G, А, Н ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется «нелогичное» присутствие в обозначениях буквы «Н».

Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляются слоги: is — диез; isis — дубль-диез; es — бемоль; eses — дубль-бемоль. Например: cis — до-диез, fisis — фа-дубль-диез, des — ре-бемоль, geses — соль-дубль-бемоль.

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b.

При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, a as.

Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Например, ля большой октавы — А, соль малой октавы — g. Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху. Например:

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев


fdstar.com

Теория музыки: звук и нотное письмо

Все в нашем мире состоит из простых элементов, насколько бы сложным не казалось то, что мы видим, слышим или трогаем. Точно так же дело обстоит и с музыкой. И хоть человек, не обладающий музыкальными знаниями, думает, что понять музыку и уж тем более написать ее – это задание невозможное, все не так сложно, как ему кажется.

Для тех, кто хочет изучить музыку, но приходит в замешательство, увидев обилие уроков, мы начинаем цикл статей по теории музыки. И сегодня мы расскажем вам о самом простом: звуке и нотах.

Звук

Думаем, что вы знаете, что из себя представляет звук. Когда какое-либо упругое тело вибрирует (струна, к примеру), оно создает колебания давления в воздухе, который его окружает. И эти колебания распространяются дальше в пространстве, так как воздух обладает упругими свойствами. И, как вы уже поняли, колебания эти не что иное, как звуковые волны, которые исходят от источника звука и распространяются во всех направлениях. Чтобы вам было проще понять, представьте сферу, которая быстро расширяется. Это и будет своеобразное графическое изображение звуковой волны.

Приблизительно так звук распространяется от колокольчика

Звуки делятся на музыкальные и шумовые. У шумовых звуков нет точно выраженной высоты и к ним относятся: стук, шорох, скрип, шуршание, треск и так далее.

В музыке шумовые звуки применяются как украшения. К шумовым инструментом можно отнести практически все ударные: барабаны, тарелки и т.п. Понять, является ли тот или иной инструмент к шумовым, достаточно просто – подумайте, можно ли сыграть на нем мелодию. Если нет, то этот инструмент относиться к шумовым.

Музыкальный звук имеет определенную высоту, и ее можно абсолютно точно измерить. Любой музыкальный звук можно повторить с помощью голоса или музыкального инструмента. Физический характер музыкального звука определяют три свойства:

  • Высота – это частота колебаний вибрирующего тела. Тем выше будет звук, чем чаще будут колебания и, соответственно, наоборот.
  • Громкость – это амплитуда колебаний. И тем громче звук, чем шире эта амплитуда.
  • Тембр – это качество звука, ощущения, которые ассоциируются с ним: мягкий, звонкий, плавный, резкий, плотный и так далее. У каждого голоса и инструмента есть свой собственный тембр. Он зависит от частичных тонов (или обертонов), которые есть в каждом источнике звука, количество и громкость которых варьируется, и именно из-за этого появляется тембровая окраска.

Музыкальная система представляет собою ряд звуков, которые находятся в определенных высотных взаимоотношениях между собой. Расположение этих звуков по высоте – это звукоряд, ну а каждый звук – его ступень. Полный звукоряд состоит из почти ста звуков. Их частоты находятся в пределах от 15-20 и до 5000-6000 колебаний в секунду. Именно эти частоты способно различить наше ухо (очень полезное знание при выборе наушников). Конечно, эти границы зависят от индивидуальных свойств слуха человека, но сильно значения частот не поменяются.

Ступени звукоряда имеют свои названия, которые вы, конечно слышали: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. От основных нот образовываются производные с помощью знаков диез и бемоль, которые мы рассмотрим позже. Если смотреть на клавиатуру фортепиано, то основным ступеням соответствуют белые клавиши, а производным – черные.

Расстояние между соседними ступенями звукоряда, имеющими одинаковое название, – это октава. Звукоряд фортепиано состоит из семи полных и двух неполных октав: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы. Их запоминать не обязательно, но рассказать вам о них мы обязаны.

Ноты

Нотный стан – это 5 горизонтальных линий, на которых располагаются ноты и остальные знаки. Нумерация этих линий идет снизу вверх.

Нотный стан делится на такты, которые обозначаются с помощью вертикальных палочек-разделителей. В чем заключается суть такта, мы рассмотрим далее.

Звуки графически отображаются с помощью нот, которые представляют собой кружки пустые либо закрашенные. Для изображения длительности нот используются штили (вертикальные “ножки” нот), флажки и ребра, которые крепятся к штилю.

Ноты с флажками, расположенные друг за другом, объединяются так называемым ребром.

Каждая нота имеет свою длительность:

  • Целая нота обладает наибольшей длительностью.
  • Половинная нота вдвое короче целой.
  • Четвертная нота вдвое короче половинной и в четыре раза короче целой.
  • Восьмая нота вдвое короче четвертной и в восемь раз короче целой.
  • Шестнадцатая нота в два раза короче восьмой и в 16 раз короче целой.
  • Тридцать вторая нота вдвое короче шестнадцатой и в тридцать два раза короче целой ноты.

Хоть и кажется, что запомнить это сложно, все достаточно просто: каждый флажок укорачивает длительность ноты в два раза.

Ноты располагаются на нотном стане как на линиях, так и между ними. Если же линий не хватает, то для каждой ноты, выходящей за пределы нотного стана, рисуется своя маленькая линия. Для более компактного изображения штили нот рисуются следующим образом: для нот, которые располагаются ниже средней линии, штили рисуют справа от ноты и направляют их вверх; для нот, которые располагаются на средней линии и выше, штили рисуют слева и направляют их вниз.

Ключ – это основной знак, который определяет расположение нот на нотном стане. Существует несколько видов ключей, но мы рассмотрим два основных: скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ указывает, где будет располагаться нота Соль первой октавы. Та линия, которую охватывает скрипичный ключ своим завитком, и указывает место ноты Соль.

Басовый ключ указывает, где будет располагаться нота Фа малой октавы. Та линия, на которой будет располагаться начальная точка басового ключа, и будет указывать место ноты Фа.

Пауза – это, очевидно, молчание инструмента или голоса. Длительности пауз бывают такие же, как и у нот.

Точка, поставленная у ноты, увеличивает длительность ноты на половину. То есть, к примеру, если точка стоит у половинной ноты, то вместе с точкой нота будет звучать как половинная плюс четвертная ноты.

Лига – это дуга, которая связывает две ноты одной высоты. Играя одну ноту, вы продлеваете ее на длительность той ноты, с которой она связана лигой.

Фермата – это дуга с точкой, которая неограниченно увеличивает длительность.

Каждое произведение имеет свой размер, который указывается в его начале. Он обозначается двумя цифрами, которые расположены одна над другой. Нижняя цифра отвечает за длительность ноты, а верхняя за количество таких нот в такте.

Размер, указанный на изображении – это размер четыре четверти. Он обозначает, что в одном такте максимально помещается четыре четвертных ноты, ну или их эквиваленты по длительности. Здесь мы и пришли к значению такта. Такт – это отрезок, в котором располагается максимальное количество нот, соответствующее размеру произведения. Такт требуется для более простого чтения с нот и упрощения отсчета длительностей в уме. Отделяется он вертикальными линиями.

Знаки альтерации – это диез и бемоль, о которых мы упоминали раньше. В их число входит и бекар. Своего названия они не имеют, поэтому ноты, к которым применили эти знаки будут носить свое имя лишь с добавлением названия знака: До диез/бемоль/бекар. Знаки альтерации распространяются на весь такт (это не относится к бекару). Но для начала нам нужно рассмотреть, что такое тон и полутон.

Полутон – это расстояние между двумя соседними звуками. Если вы посмотрите на клавиши фортепиано, расположенные ниже, то вы сможете представить, что полутон – это звуковое расстояние между белой и соседней с ней черной клавишей (к примеру, расстояние между клавишей До и идущей за ней черной клавишей – это полутон)

Тон – это расстояние в два полутона. Вернитесь к изображению клавиш фортепиано и прибавьте еще один полутон (к примеру, расстояние между клавишами До и Ре – это тон, но не забывайте о черной клавише между ними. Так, расстояние между клавишами Ми и Фа – это будет все же полутон, так как между ними нет черной клавиши).

Диез обозначает повышение звука на полтона. Отображается это повышение с помощью решетки, расположенной перед той нотой, которую требуется повысить. На фортепиано ноте До диез будет соответствовать черная клавиша справа от клавиши До.

Бемоль означает понижение ноты на полтона. Как выглядит символ бемоля, вы можете увидеть ниже, он также располагается перед той нотой, которую нужно повысить. На фортепиано ноте Ре бемоль, например, будет соответствовать черная клавиша, расположенная слева от клавиши Ре (та же черная клавиша, что и та, которая соответствует ноте До диез).

Дубль-диез и дубль-бемоль обозначают повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона).

Бекар отменяет действие диеза и бемоля. Символом бекара является решетка, но отличная от диеза.

Ключевые знаки альтерации – это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всего произведения и обозначают его тональность (подробнее о тональностях мы рассмотрим в следующих статьях). Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Читайте также: 8 простых шагов, которые помогут создать музыкальную композицию

Читайте также: Уроки по основам музыки

say-hi.me

НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 135

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. Ю. Зубов

НАТУРА́ЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯ́Д (обер­то­но­вый зву­ко­ряд), ряд зву­ков (то­нов), со­стоя­щий из ос­нов­но­го то­на и его гар­мо­ни­че­ских обер­то­нов. Ка­ж­дый член та­ко­го ря­да на­зы­ва­ет­ся гар­мо­ни­кой. Час­то́­ты по­сле­до­ва­тель­ных зву­ков Н. з. об­ра­зу­ют ариф­ме­тич. про­грес­сию: f, 2f, 3f, 4f,…, где f – час­то­та ос­нов­но­го то­на (ниж­не­го зву­ка Н. з.). Та­ким об­ра­зом, Н. з. об­ра­зован все­ми зву­ка­ми, час­то­та ко­то­рых крат­на час­то­те ос­нов­но­го то­на. Н. з. со­от­вет­ству­ет спек­тру слож­ных гар­мо­ни­че­ских ко­ле­ба­ний ос­цил­ля­то­ра – фи­зич. ис­точ­ни­ка зву­ка (напр., стру­ны или воз­душ­но­го стол­ба в тру­бе): час­то­та f ос­нов­но­го то­на, или 1-й гар­мо­ни­ки, со­от­вет­ст­ву­ет час­то­те ос­нов­но­го ко­ле­ба­ния (ос­цил­ля­то­ра в це­лом), часто́ты гар­мо­ни­че­ских обер­то­нов (или выс­ших гар­мо­ник) 2f, 3f, 4f, … – час­то­там ко­ле­ба­ний его рав­ных час­тей. От­но­ше­ние час­тот зву­ков для ин­тер­ва­ла, об­ра­зо­ван­но­го зву­ка­ми Н. з., рав­но от­но­ше­нию но­ме­ров этих зву­ков. На нот­ной ил­лю­стра­ции пред­став­ле­ны пер­вые 16 то­нов Н. з., по­стро­ен­но­го от зву­ка «до» боль­шой ок­та­вы; от­ме­чен­ные стрел­ка­ми то­ны от­кло­ня­ют­ся от рав­но­мер­но тем­пе­ри­ро­ван­ных (см. Тем­пе­ра­ция) бо­лее чем на 10 цен­тов:

Ин­тер­ва­лы, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся ме­ж­ду зву­ка­ми Н. з. (в т. ч. с ок­тав­ны­ми пе­ре­но­са­ми), не­ред­ко на­зы­ва­ют на­ту­раль­ны­ми. Тео­ре­ти­че­ски лю­бые ин­тер­ва­лы внут­ри Н. з. (вклю­чая мик­ро­хро­ма­ти­че­ские) мо­гут счи­тать­ся на­ту­раль­ны­ми, од­на­ко та­кой об­ще­упот­ре­бит. тра­ди­ции не су­ще­ст­ву­ет. В ав­то­ри­тет­ных, т. н. ри­ма­нов­ских, ин­тер­валь­ных таб­ли­цах (см. об этом в ст. Ри­ман Х.) «на­ту­раль­ны­ми» (нем. natürliche – ес­те­ст­вен­ные, при­род­ные) на­зва­ны тер­ции 5:4 и 6:5, сек­сты 5:3 и 8:5 и ма­лая сеп­ти­ма 7:4, а квар­та 4:3, квин­та 3:2, ок­та­ва 2:1 и при­ма 1:1 на­зва­ны чис­ты­ми (но не на­ту­раль­ны­ми). Ин­тер­вал, об­ра­зую­щий­ся ме­ж­ду 7-й и 4-й гар­мо­ни­ка­ми (т. е. 7:4), по тра­ди­ции име­ну­ет­ся на­тураль­ной сеп­ти­мой (от нем. Natursep­time). На осо­бую «при­ят­ность» это­го ин­тер­ва­ла, свя­зан­ную с про­сто­той чи­сло­во­го от­но­ше­ния, впер­вые об­ра­ти­ли вни­ма­ние ев­роп. учё­ные 18 в. Дж. Тар­ти­ни в 1754 ввёл для на­ту­раль­ной сеп­ти­мы спец. нот­ный знак (вы­гля­дит как «не­до­пи­сан­ный» бе­моль), а И. Ф. Кирн­бер­гер в 1771 – осо­бую бу­к­ву i. Л. Эй­лер (в 1773) опи­сы­вал на­ту­раль­ную сеп­ти­му как кон­со­нанс, вве­дён­ный «мо­дер­ни­ста­ми» (лат. recentiores).

Не­ко­то­рые ду­хо­вые муз. ин­ст­ру­мен­ты спо­соб­ны из­да­вать толь­ко зву­ки Н. з.: это мно­го­числ. раз­но­вид­но­сти тру­бы на­ту­раль­ной (аль­пий­ский рог, охот­ни­чий рог, поч­то­вый ро­жок, евр. куль­то­вый рог шо­фар, ран­ние зап.-ев­роп. тру­ба и вал­тор­на, так­же фан­фа­ра, горн и др.) и т. н. обер­то­но­вые флей­ты (молд. ти­лин­ка, алт. шо­гур и др.). По от­но­ше­нию к этим ин­ст­ру­мен­там при­ня­то счи­тать, что они зву­чат «в на­ту­раль­ном строе», ко­то­рый не сле­ду­ет пу­тать с чис­тым стро­ем (см. Строй му­зы­каль­ный). Зву­ки Н. з. ис­поль­зу­ют­ся в во­каль­ной му­зы­ке уст­ной тра­ди­ции – в гор­ло­вом пе­нии ту­вин­цев, мон­го­лов, ти­бет­цев, афр. на­ро­да ко­са и др.

Н. з. не сле­ду­ет пу­тать со зву­ко­ря­да­ми на­ту­раль­ных ла­дов.

bigenc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *