Советы и лайфхаки

Учебник сценариста – РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И СТАТЬИ — СЦЕНАРИСТАМ, АКТЕРАМ, ИНВЕСТОРАМ КИНО И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ КИНООБОРУДОВАНИЯ.

10 книг для будущего сценариста

  • Первый классический учебник для сценариста – это «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля. Эта книга определяет основные конструкции, приемы и терминологию драматического искусства и построения сюжетов.

    Прочие учебники по сценарному мастерству можно назвать вариациями на тему, впервые освещенную именно Аристотелем. «Новое – это хорошо забытое старое»,- звучит в данном случае справедливо.

    «Самое важное, чем трагедия увлекает душу, часть фабулы – перипетии и узнавание». Справедливость нашего взгляда подтверждает и то, что начинающие писать сперва успевают в слоге и в изображении характеров, чем в сочетании действий, что замечается почти у всех древнейших поэтов.

  • Один из самых популярных в нашей стране учебников по драматургии кино — всем известная книга А. Митты «Кино между адом и раем». Прекрасно написанный и в меру ироничный перевод на современный русский аристотелевских принципов поэтики, дополненный комментариями профессионального режиссера и ремарками из американских учебников сценарного мастерства.
  • Протеже Митты, некто Джеймс Фрай, на которого первый постоянно ссылается в лекциях режиссерских курсов, в книге «Как написать гениальный роман» подробно рассматривает ключевые моменты художественного творчества. Книга может послужить удачным справочником для начинающего писателя и сценариста.

    «Вы не можете создать персонажи, образы которых будут полыхать ярким огнем в воображении читателей? Значит, чертовски хорошего романа у вас не получится. Персонажи для писателя – все равно, что кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи – это материал, из которого строится весь роман. Ни один из персонажей, homo fictus (человек вымышленный), не похож на homo sapiens (человека разумного). Персонаж должен отличаться от нас, людей из плоти и крови. Читатель стремится к исключительному, особенному; обыденное его не интересует».

  • Своеобразный опус Стивена Кинга «Как писать книги — мемуары о ремесле» если и не стоит воспринимать как учебное пособие, то как наставление в писательском творчестве, приправленное забавными деталями из быта американских сценаристов,– вполне возможно.
  • Более серьезное исследование процесса написания и продажи художественного текста – книга Скиппа Пресса «Как пишут и продают сценарии в США» — очень хорошее пособие от практика с примерами и грамотным разбором, что-то вроде механики массового успеха.
  • «Морфология волшебной сказки» В. Проппа отсылает к примерам лучших героев и сюжетов далеко в прошлое и глубоко в бессознательное человечества. Притчи, мифы и сказки уже содержат в себе основные архетипические мотивы, которые могут составить удачный сценарий при правильной манипуляции элементами. Эта и другие работы В. Проппа включены как обязательная литература в программы большинства киношкол мира.
  • Если Пропп, как свойственно ученому, обращает внимание на корневую систему популярности тех или иных мотивов, тоА. Червинский ставит конкретную задачу удачной продажи плода усилий сценариста. Его книга так и называется «Как хорошо продать хороший сценарий», в ней автор предпринимает обзор американских учебников сценарного мастерства. Главное же мастерство заключается, по всей видимости, в прибыли от реализации своего произведения.
  • «Искусство драматургии» Эгри Лайош имеет другие приоритеты. Здесь акцент делается на искусном анализе классических драм с целью выведения законов драматургии теоретически последовательно, чтобы учитывать эти обязательные характеристики подлинного искусства в собственном произведении.

    «В этой книге мы собираемся показать новый подход к литературному сочинительству вообще и к сочинению пьес в особенности. Этот подход основан на естественных законах диалектики.

    Сквозь века к нам дошли бессмертные пьесы, написанные великими авторами. Но даже гении часто писали плохие пьесы.

    Почему? Потому что они писали, руководствуясь скорее инстинктом, чем точным знанием. Инстинкт может привести к созданию шедевра однажды или несколько раз, но если кроме инстинкта ничего нет, дело также часто будет оканчиваться провалом».

  • Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим». Предельно конкретный гид для сценариста-туриста или путеводитель по основным ключевым моментам сценарной практики. Экономия мыслительных усилий, информация «фаст-фуд».

    «Эта книга отвечает на поставленный вопрос. Она объясняет, что значит сценарий, «готовый к запуску», как хороший сценарий сделать еще лучше. Она научит Вас работать быстро и эффективно, сохраняя первоначальную магию Ваших идей в окончательном варианте – готовом к производству сценарии».

  • Название книги Роберта Макки звучит как отличный тост за успех сценария. У автора и известного преподавателя мастерства учились режиссеры и сценаристы стопроцентных бестселлеров кино, посему его мастер-класс бесценен для широкого круга желающих рассказывать интересные для массовой публики истории, производя качественное впечатление.

    — Да будет это «История на миллион долларов»!

    «История» – книга не о правилах, а о принципах.

    Любое правило диктует: «Вы должны делать это именно так». Принцип указывает: «Так делается… с незапамятных времен». Разница очевидна. Вам не нужно создавать свое произведение по образцу «умело скомпонованной» пьесы; напротив, его следует мастерски выстроить в рамках тех принципов, которые лежат в основе искусства кинодраматургии. Осторожные неопытные авторы подчиняются правилам. Малообразованные бунтари их нарушают. Мастера совершенствуют форму.

    «История» – книга не о формулах, а о вечных, универсальных формах.

    Все представления о парадигмах и заведомо успешных моделях историй лишены смысла. Если проанализировать все фильмы, снятые в Голливуде, то, несмотря на существование различных тенденций, римейков и сиквелов, мы увидим поразительное множество сценарных замыслов и ни одного прототипа…».

  • Источник: Кристина Кратчевская, специально для ВШРиС
     

    kinoshkola.org

    10 книг для сценаристов


    Обзоры 

    • Продажа
      • Видео
        • Ручные камкордеры
        • Наплечные камкордеры
        • Кинокамеры
        • Студийные камеры
        • Все видео
      • Звук
        • Микрофоны и радиосистемы
        • Микшерные пульты
        • Рекордеры и плееры
        • Наушники и гарнитуры
        • Все звук
      • Свет
        • Постоянный видео-свет
        • Постоянный и импульсный фото-свет
        • Накамерные светильники
        • Отражатели и рассеиватели
        • Все свет
      • Штативы и системы стабилизации
        • Фотоштативы
        • Штативные головки для фотоаппаратов
        • Системы стабилизации
        • Моноподы
        • Все штативы и системы стабилизации
      • Операторское оборудование
        • Краны и тележки
        • Компендиумы для камкордеров
        • Слайдеры
        • Риг
        • Все операторское оборудование
      • Видеомонтаж
      • Радиовещание
      • Источники питания, аккумуляторы и зарядные устройства
      • Передача видео по IP сетям
      • Измерительное оборудование
      • Коммутационно-распределительное оборудование
      • Кабели и разъемы
      • Генераторы спецэффектов
      • Аксессуары для мобильных устройств
      • Чистящие средства
    • Аренда
      • Аудио
        • Микрофоны
        • Рекордеры/плееры
        • Микшерные пульты
        • Все аудио
      • Видео
        • Видеокамеры и камкордеры
        • Операторское оборудование
        • Объективы
        • Все видео
      • Осветительное оборудование
        • Направленные светильники
        • Заполняющие светильники
        • Гелиосферы
        • Все осветительное оборудование
      • Фотоаппараты
      • Проекционное оборудование
        • Проекторы
        • Экраны
        • Светодиодные экраны
        • Все проекционное оборудование
      • IT оборудование
        • Системы захвата и оцифровки видеоматериала (ingest)
        • Все it оборудование
      • Системы служебной связи
      • Генераторы
      • Автомобили для съемок
      • Генераторы эффектов
      • Камеры 360 градусов
    • Конструктор
    • Статьи
    • Новости
    • События
    • Вход

    tvkinoradio.ru

    Книги для сценаристов читать лучшие пособия по сценариям

    Первая украинская киношкола Ukrainian Film School подготовила список, в который вошли книги для сценаристов. Эти пособия необходимо прочитать каждому, кто желает связать жизнь со сценарным искусством.

    Роберт Макки называет книгу своего рода GPS-навигатором для авторов. Он обращается к различным определениям понятия “диалог” и рассматривает каждое из них. При этом поясняя теорию примерами из шедевров драматической прозы, фильмов и телепередач.

    Книга писателя, сценариста и драматурга Александра Молчанова — для тех, кому «не пишется». В ней собраны 43 очень простые техники, которые помогут значительно повысить творческую продуктивность. Сам автор сформулировал цель своей жизни как «создание беспрецедентной системы «прокачки» творческих людей: писателей и сценаристов». Эта книга – кирпичик в этой самой системе, наряду с более ранними книгами — «Букварь сценариста» и «Сценарист № 1».

    Мифолог Джозеф Кэмпбелл исследовал сказания народов мира и пришел к выводу, что большинство из них имеет общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя. Автор назвал ее мономифом. В кратком изложении эта теория предполагает наличие общего для всех мифологий сюжета, состоящего из трех крупных актов — Отбытия, Инициации и Возвращения. Каждый из них можно детализировать. «Тысячеликий герой» входит в список 100 лучших нон-фикшн-книг на английском языке по версии Time.

    Кстати, во время работы над «Звездными войнами» Джордж Лукас вдохновлялся именно этой книгой. А рэпер Оксимирон пересказывал ее содержание в третьем раунде баттла с Гнойным. Это стало неожиданностью для всех.

    Книга считается первым классическим учебником для сценаристов. Она определяет основные конструкции, приемы и терминологию драматического искусства и построения сюжетов. Все прочие книги смело можно назвать вариациями на тему изучения сценарного искусства.

    Роберт Макки – самый востребованный преподаватель сценарного мастерства в мире. В основе книги лежит база большинства этих семинаров. Макки попытался вывести универсальные принципы кинодраматургии – от элементов структуры, до построения диалогов. Помимо технических вопросов, автор смотрит на сценарий и с точки зрения психологии восприятия. Книга переведена на более чем 20 языков и обязательна к изучению для студентов ведущих киношкол и университетов.

    Кристофер Воглер некогда работал в сценарных отделах Disney, 20th Century Fox и Warner Bros. По его мнению, любая история представляется как путешествие, причем не только для героя и зрителя, но и для автора. В основе книги лежат идеи, изложенные в книге «Герой с тысячью лицами» Джозефа Кемпбелла.

    Сид Фид – американский писатель и «гуру всех сценаристов». Книга впервые была издана в 1979 году и считается  едва ли не первым серьезным учебником по сценарному мастерству. Книга отвечает на главный вопрос начинающих сценаристов «Что делать?». А каждая глава сопровождается упражнением, выполнение которого помогает успешно  усвоить учебный материал.

    «Краткий путеводитель для начинающих сценаристов, написанный голливудским консультантом сценарного отдела», – так расшифровывает автор название своей книги. Линда Сегер дает очень ценные практические советы по созданию структуры сценария, развитию идеи и характеров героев. А также отвечает на вопрос, как сделать идею коммерческой.

    Книга раскрывает базовую структуру киноистории и знакомит с основными сценарными элементами. В основе лежат принципы «Поэтики» Аристотеля и современной драматургии жанрового кино. Они описаны простым языком, дополнены комментариями режиссера и ремарками из американских учебников сценарного мастерства.

    Учебник для сценаристов, написанный профессором психологии. В основу книги положены учения Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эрика Эриксона и других создателей теории личности и психоанализа. Это пособие поможет создать психологически убедительных персонажей и конфликты. Книга рассчитана на продвинутых читателей, которые не боятся академического языка и научных терминов.

    За помощь в составлении киношкола благодарит режиссера и сценариста Александру Рубан.

    cutinsight.com

    Учебники кинодраматургии | DramaFond

    СценаристамУчебники кинодраматургии

    Здесь мы будем собирать коллекцию книг и статей по сценарному мастерству, очерки, эссе или просто рассуждения на тему современной кинодраматургии.

    Почти все файлы можно скачать в формате Word (расширение doc), о других форматах сказано отдельно.
    Читайте, изучайте, оттачивайте мастерство!
    Коллекция будет постоянно пополняться, добавляйте в закладки.

    • Александр Митта. «Кино между адом и раем» — На настоящий момент – лучший российский учебник по кинодраматургии. / Скачать
    • Роберт Макки. «История на миллион долларов» — Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. / Скачать
    • Александр Червинский. «Как хорошо продать хороший сценарий» — Обзор американских учебников сценарного мастерства. / Скачать
    • Линда Сегер. «Как хороший сценарий сделать великим» — Краткий путеводитель для начинающих сценаристов, написанный голливудским консультантом сценарного отдела. Есть несколько хороших советов по редактуре сценария. / Скачать
    • Лайош Эгри. «Драматургия» — Эта книга написана не только для писателей, но и для остальных людей. Если читающая публика разбирается в творческом процессе, если она осознает трудности и преодолевающие их усилия, которые сопутствуют любой литературной работе, тогда понимание становится более непосредственным. Очень хороший анализ структуры пьесы, применим и к киносценарию. / Скачать
    • NEW! Блейк Снайдер «Спасти кошку» — На русском! Последняя вышедшая книга по кинодраматургии, которую вам стоит прочитать.  / Скачать
    • Роберт Уолтер. Конспект книги сценариста и консультанта Роберта Уолтера / Скачать
    • Андрей Кончаловский. Фрагменты из книги Андрея Кончаловского / Скачать
    • Советы и правила для тех, кто хочет написать сериал / Скачать
    • Еще советы сериальщикам / Скачать
    • Рене Балсер. Семинар по телесериалам / Скачать
    • Практические советы сценаристам / Скачать
    • Ошибки сценаристов / Скачать
    • Джеймс Н.Фрей. «Как написать гениальный детектив» — Известный романист и педагог Джеймс Н.Фрэй делится секретами быстрой, продуктивной и главное — увлекательной работы над детективом. / Скачать
    • Упражнения по сценарному мастерству / Скачать
    • С.И. Фрейлих. «Теория кино» / Скачать
    • Г.М. Фрумкин. «Сценарное мастерство» / Скачать
    • Л.Н. Нехорошев. «Драматургия фильма» / Скачать
    • Юрий Арабов.  «Кинематограф и теория восприятия» / Скачать
    • В.К. Туркин. «Драматургия кино» / Скачать
    • NEW! Karl Iglesias «Writing for emotional impact» — in English! Формат PDF! / Скачать
    • Нора Галь. «Слово живое и мертвое» — Примеры и рекомендации по работе с языком и стилем – как в литературном труде, так и в бытовом общении. Опыт мастеров художественного перевода. / Скачать
    • Стивен Кинг. «Как писать книги» — Кинг – один из немногих авторов, которым свойственна профессиональная рефлексия. Множество очень полезных наблюдений и советов. / Скачать
    • К.С. Станиславский. «Моя жизнь в искусстве» — Система Станиславского применима не только к работе актера, но и к работе драматурга. / Скачать

     

    Присылайте ссылки на книги или статьи, которые еще не представлены у нас на сайте.
    Давайте вместе создадим самую полную и полезную коллекцию для сценаристов.

    P.S. Все материалы представлены исключительно в ознакомительных целях. Если Вы являетесь владельцем прав на какое-то произведение и не желаете видеть его в данной библиотеке, просим написать об этом администратору сайта.

    dramafond.ru

    Подборка пособий для сценаристов | КНИГА КАК ПРОЕКТ

    Я не в первый раз рекомендую писателям выполнять упражнения из пособий для сценаристов. Это очень полезная практика! Точно так же полезно читать книги по сценаристике, даже если вы пока не собираетесь писать сценарий блокбастера. Вот небольшая подобрка пособий, которые могут оказаться интересными как для начинающего сценариста, так и для начинающего писателя:

    1. Если вы собираетесь продавать сценарий в России, то и читать нужно, в первую очередь, пособия российских авторов. Поэтому поставлю на первое место две прекрасные, полезные и очень практичные книги без заумных «бла-бла-бла»:

    «Букварь сценариста» Александра Молчанова — главный плюс в том, что книга написана очень просто и понятно, ее как раз нужно читать на самой начальной стадии, когда непонятно, что это за зверь такой сценарий и с какой стороны к нему подойти. Я бы сказала, что книга обязательна к прочтению, неважно, пишете ли вы сценарий или роман, «Букварь» поможет разобраться с мотивацией героев и формулой идеального сюжета. К каждой главе идут интересные задания, которые тут же хочется начать выполнять. И вообще, море полезных сведений — начиная от расписания сценариста и заканчивая списком фильмов для обязательного просмотра.

    Отрывок из книги: «Характер — это главное, что отличает одного героя от другого. Зритель узнает и запоминает героя по его характеру, а не по внешности. Если вы знаете характер своего героя, вам будет просто построить сюжет: нужно лишь воздвигать препятствия между героем и его целью и смотреть, как он в соответствии с особенностями своего характера будет их преодолевать.

    Характеры основных героев не должны быть похожи. Иначе герои будут сливаться друг с другом, и кроме того, у них может не оказаться повода для конфликта. Например, пара Дон Кихот — Санчо Панса своим контрастом дает множество поводов для интересных драматических ситуаций. А если бы в распоряжении Сервантеса оказались два Санчо Пансы? Они не сдвинулись бы с места. А если бы встретились два Дон Кихота? Исход такой встречи предсказуем: они будут мутузить друг друга до тех пор, пока один из них не докажет другому, что его Дульсинея прекраснее»

    «Кино между адом и раем» Александра Митты — невероятно подробная книга, которую просто интересно читать и от которой трудно оторваться! Здесь и про развитие конфликта, и про создание драматических ситуаций, и про саспенс, и про архетипы — написано абсолютно обо всем, что может понадобиться как сценаристу, так и писателю. Маст-рид.

    Отрывок из книги: «Драматическая ситуация – это барьер, который надо преодолеть, чтобы двигаться дальше. В драматической истории характер полностью сосредоточивается на одной простой задаче, выполнив которую, может идти дальше. Так из очень простых элементов мы можем составить очень сложные картины жизни. У них будет одно явное преимущество. Они найдут эмоциональный ответ, контакт со зрителем.

    От одной драматической ситуации к другой мы можем двигаться, увлекая за собой взволнованных зрителей, при одном условии: им должны быть понятны переживания героев, тогда зрители имеют возможность эмоционально подключиться к характерам».

    2. «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер — прекрасная, очень понятная и интересная книга. Содержит массу полезной информации: вы узнаете о трехчастной структуре сценария, о трех типах катализаторов, которые двигают историю вперед, об отличии сюжета от фабулы, о мифах и архетипах. Мне понравилось, что вся теория тут же подробно расписана на практических примерах из известных фильмов. Прекрасно рассказано о том, как усилить сюжет с помощью «усложнений». Еще один плюс книги в том, что Сегер описывает проблемы, с которыми могут столкнуться сценаристы, и тут же приводит пути решения. Читать обязательно!

    Отрывок из книги: «Ищите КАТАЛИЗАТОРЫ! После завязки начинается собственно история. Нам необходимо познакомиться с основными персонажами, необходима дальнейшая, информация, отвечающая на вопросы «Где это?», «Что происходит?». Иногда для этого необходимо ввести некоторое событие, которое я называю катализатором.

    Катализатор РЕЗКО начинает действие. Что-то случается — землетрясение, убийство, е-мейл от кредиторов, мрачный монтер Петров вешается на проводе – бац! — и с этого момента история получает развитие. Мы уже знаем примерно, о чем эта история, ее главную линию».

    3. «История на миллион долларов» Роберта Макки — прекрасная книга, но, на мой взгляд, ее стоит читать после Линды Сегер. Небольшое пособие Сегер вмещает в себя кучу полезных сведений о написании сценария, то есть вы просто получаете «дозу знаний», которую можно дополнить как раз пособием Макки. «Историю на миллион долларов» нужно читать не спеша, это не столько пособие, сколько книга, информация из которой должна «отлежаться». Много теории и не так много практики.

    Отрывок из книги: «Однако если вам известны секреты мастерства, то вы знаете, как избежать штампов: надо набросать список из пяти, десяти, пятнадцати различных сцен «встречи влюбленных из восточной части Манхэттена». Зачем? Дело в том, что опытный сценарист никогда не доверяет так называемому озарению. В большинстве случаев это всего лишь первая пришедшая в голову мысль, а таковые чаще всего связаны со всеми когда-либо увиденными фильмами и прочитанными романами, из которых вы можете надергать массу штампов. В понедельник мы приходим в восторг от новой идеи, потом проходит ночь, и во вторник мы перечитываем написанное с отвращением, так как осознаем, что видели этот штамп в дюжине других фильмов. Источник истинного озарения находится намного глубже, поэтому дайте волю своему воображению и экспериментируйте».

    4. «Сценарий: основы сценарного мастерства» Сида Филда — это уже пособие конкретно для сценаристов, если вы не собираетесь писать сценарий, то книгу можно пропустить. Сценаристы же узнают, как выбрать тему и идею сценария, как писать диалоги, как структурировать акты. Вся книга построена вокруг структуры сценария, автор скрупулезно, пошагово, рассказывает, как нужно строить сценарий. Минус книги в том, что информация подается достаточно сухо и жестко, «шаг влево приравнивается к побегу», к тому же, это пособие очевидно ориентировано на запад, и не все из того, что в нем написано, подходит для российских реалий.

    Отрывок из книги: «Хороший сценарий всегда имеет точно обозначенную линию драматического действия: он идет куда-то, движется вперед, шаг за ша¬гом, к решению проблем\проблемы). Если вам захочется совершить экскурсию, вы не полетите самолетом или не поедете поездом, чтобы затем расспрашивать других людей, куда вы направляетесь, не правда, ли? Вы должны куда-то идти. У вас есть цель назначения. Вы начинаете отсюда и кончаете там».

    5. «Как хорошо продать хороший сценарий» Александра Червинского — небольшое пособие с информацией о структуре сценария, развитии характеров, методах проверки структуры, много интересных примеров. Понравилось предложение начинать написание сценария с конца. Червинский утверждает (и с ним сложно не согласиться!), что прежде всего нужно выяснить, чем закончится история, и потом уже, отталкиваясь от финала, двигаться к началу. Точно так же убедительно Червинский пишет о «важности первых десяти страниц»: читатель/продюсер не читает весь сценарий до конца, если первые десять страниц его не зацепят, он отшвырнет ваш сценарий и примется за следующий.

    Единственный минус книги в том, что она написана аж в 1992 году, поэтому нужно учесть, что некоторые термины, как минимум, устарели.

    Отрывок из книги: «Заголовки новостей, краткие аннотации статей в газетах и журналах, радио- и телевизионных новостей могут стать отличным трамплином для поисков ваших собственных замыслов. Помните, что на первоначальной стадии — стадии мозговой атаки — вы не ищете хорошие идеи, вам годятся любые идеи, как бы нелепы и далеки от дела они ни были. Все это лишь будит воображение и, может быть, когда-нибудь приведет к чему-то стоящему.
    Работая с заголовками и краткими аннотациями, вы не вникаете в факты и детали основного материала. Только слово, мысль, а дальше — полет вашего воображения».

    6. «Психология для сценаристов» У. Индика — та самая, которую мы сейчас разбираем в сообществе. Ну что сказать, это, безусловно, очень приятная книга с информацией «на подумать». Здесь нет конкретных схем и расписанных пошагово инструкций, но слово «Психология», вынесенное в название, этого не предполагает. Если вы хотите лучше понять своих персонажей, создавать достоверные ситуации и живых героев, то эта книга для вас.

    Сейчас читаю англоязычные пособия. Как только информация отложится, расскажу подробнее, что понравилось и что не понравилось.

    А здесь и тут полезные ссылки от сценариста Александра Волкова.

    Дополняйте пост!

    mi-pishem.ru

    КНИГИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СЦЕНАРИСТОВ — РАЙТХАК

    Раз уж эта неделя оказалась посвященной сценаристике, давайте поговорим о книгах, которые могут оказаться полезными для начинающих сценаристов. Делитесь мнениями о прочитанном и заодно расскажите, что из пособий для сценаристов может также пригодиться писателям?

    Я покажу свою скромную подборку, которую составила, когда понадобилось освоить искусство написания сценария. Тогда мне пришлось схватиться за книги и в спешном порядке получить информацию о сценаристике, и вот что оказалось самым полезным:

    1. Если вы собираетесь продавать сценарий в России, то и читать нужно, в первую очередь, пособия российских авторов. Поэтому поставлю на первое место две прекрасные, полезные и очень практичные книги без заумных «бла-бла-бла»:

    «Букварь сценариста» Александра Молчанова — главный плюс в том, что книга написана очень просто и понятно, ее как раз нужно читать на самой начальной стадии, когда непонятно, что это за зверь такой сценарий и с какой стороны к нему подойти. Я бы сказала, что книга обязательна к прочтению, неважно, пишете ли вы сценарий или роман, «Букварь» поможет разобраться с мотивацией героев и формулой идеального сюжета. К каждой главе идут интересные задания, которые тут же хочется начать выполнять. И вообще, море полезных сведений — начиная от расписания сценариста и заканчивая списком фильмов для обязательного просмотра.

    Отрывок из книги: «Характер — это главное, что отличает одного героя от другого. Зритель узнает и запоминает героя по его характеру, а не по внешности.

    Если вы знаете характер своего героя, вам будет просто построить сюжет: нужно лишь воздвигать препятствия между героем и его целью и смотреть, как он в соответствии с особенностями своего характера будет их преодолевать.
    Характеры основных героев не должны быть похожи. Иначе герои будут сливаться друг с другом, и кроме того, у них может не оказаться повода для конфликта. Например, пара Дон Кихот — Санчо Панса своим контрастом дает множество поводов для интересных драматических ситуаций. А если бы в распоряжении Сервантеса оказались два Санчо Пансы? Они не сдвинулись бы с места. А если бы встретились два Дон Кихота? Исход такой встречи предсказуем: они будут мутузить друг друга до тех пор, пока один из них не докажет другому, что его Дульсинея прекраснее»

    «Кино между адом и раем» Александра Митты — невероятно подробная книга, которую просто интересно читать и от которой трудно оторваться! Здесь и про развитие конфликта, и про создание драматических ситуаций, и про саспенс, и про архетипы — написано абсолютно обо всем, что может понадобиться как сценаристу, так и писателю. Маст-рид.

    Отрывок из книги: «Драматическая ситуация – это барьер, который надо преодолеть, чтобы двигаться дальше. В драматической истории характер полностью сосредоточивается на одной простой задаче, выполнив которую, может идти дальше. Так из очень простых элементов мы можем составить очень сложные картины жизни. У них будет одно явное преимущество. Они найдут эмоциональный ответ, контакт со зрителем.

    От одной драматической ситуации к другой мы можем двигаться, увлекая за собой взволнованных зрителей, при одном условии: им должны быть понятны переживания героев, тогда зрители имеют возможность эмоционально подключиться к характерам».


    2. «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер — прекрасная, очень понятная и интересная книга. Содержит массу полезной информации: вы узнаете о трехчастной структуре сценария, о трех типах катализаторов, которые двигают историю вперед, об отличии сюжета от фабулы, о мифах и архетипах. Мне понравилось, что вся теория тут же подробно расписана на практических примерах из известных фильмов. Прекрасно рассказано о том, как усилить сюжет с помощью «усложнений». Еще один плюс книги в том, что Сегер описывает проблемы, с которыми могут столкнуться сценаристы, и тут же приводит пути решения. Читать обязательно!

    Отрывок из книги: «Ищите КАТАЛИЗАТОРЫ! После завязки начинается собственно история. Нам необходимо познакомиться с основными персонажами, необходима дальнейшая, информация, отвечающая на вопросы «Где это?», «Что происходит?». Иногда для этого необходимо ввести некоторое событие, которое я называю катализатором.

    Катализатор РЕЗКО начинает действие. Что-то случается — землетрясение, убийство, е-мейл от кредиторов, мрачный монтер Петров вешается на проводе – бац! — и с этого момента история получает развитие. Мы уже знаем примерно, о чем эта история, ее главную линию».

    3. «История на миллион долларов» Роберта Макки — прекрасная книга, но, на мой взгляд, ее стоит читать после Линды Сегер. Небольшое пособие Сегер вмещает в себя кучу полезных сведений о написании сценария, то есть вы просто получаете «дозу знаний», которую можно дополнить как раз пособием Макки. «Историю на миллион долларов» нужно читать не спеша, это не столько пособие, сколько книга, информация из которой должна «отлежаться». Много теории и не так много практики.

    Отрывок из книги: «Однако если вам известны секреты мастерства, то вы знаете, как избежать штампов: надо набросать список из пяти, десяти, пятнадцати различных сцен «встречи влюбленных из восточной части Манхэттена». Зачем? Дело в том, что опытный сценарист никогда не доверяет так называемому озарению. В большинстве случаев это всего лишь первая пришедшая в голову мысль, а таковые чаще всего связаны со всеми когда-либо увиденными фильмами и прочитанными романами, из которых вы можете надергать массу штампов. В понедельник мы приходим в восторг от новой идеи, потом проходит ночь, и во вторник мы перечитываем написанное с отвращением, так как осознаем, что видели этот штамп в дюжине других фильмов. Источник истинного озарения находится намного глубже, поэтому дайте волю своему воображению и экспериментируйте».

    4. «Сценарий: основы сценарного мастерства» Сида Филда — это уже пособие конкретно для сценаристов, если вы не собираетесь писать сценарий, то книгу можно пропустить. Сценаристы же узнают, как выбрать тему и идею сценария, как писать диалоги, как структурировать акты. Вся книга построена вокруг структуры сценария, автор скрупулезно, пошагово, рассказывает, как нужно строить сценарий. Минус книги в том, что информация подается достаточно сухо и жестко, «шаг влево приравнивается к побегу», к тому же, это пособие очевидно ориентировано на запад, и не все из того, что в нем написано, подходит для российских реалий.

    Отрывок из книги: «Хороший сценарий всегда имеет точно обозначенную линию драматического действия: он идет куда-то, движется вперед, шаг за ша¬гом, к решению проблем\проблемы). Если вам захочется совершить экскурсию, вы не полетите самолетом или не поедете поездом, чтобы затем расспрашивать других людей, куда вы направляетесь, не правда, ли? Вы должны куда-то идти. У вас есть цель назначения. Вы начинаете отсюда и кончаете там».


    5. «Как хорошо продать хороший сценарий» Александра Червинского — небольшое пособие с информацией о структуре сценария, развитии характеров, методах проверки структуры, много интересных примеров. Понравилось предложение начинать написание сценария с конца. Червинский утверждает (и с ним сложно не согласиться!), что прежде всего нужно выяснить, чем закончится история, и потом уже, отталкиваясь от финала, двигаться к началу. Точно так же убедительно Червинский пишет о «важности первых десяти страниц»: читатель/продюсер не читает весь сценарий до конца, если первые десять страниц его не зацепят, он отшвырнет ваш сценарий и примется за следующий.

    Единственный минус книги в том, что она написана аж в 1992 году, поэтому нужно учесть, что некоторые термины, как минимум, устарели.

    Отрывок из книги: «Заголовки новостей, краткие аннотации статей в газетах и журналах, радио- и телевизионных новостей могут стать отличным трамплином для поисков ваших собственных замыслов. Помните, что на первоначальной стадии — стадии мозговой атаки — вы не ищете хорошие идеи, вам годятся любые идеи, как бы нелепы и далеки от дела они ни были. Все это лишь будит воображение и, может быть, когда-нибудь приведет к чему-то стоящему.
    Работая с заголовками и краткими аннотациями, вы не вникаете в факты и детали основного материала. Только слово, мысль, а дальше — полет вашего воображения».

    6. «Психология для сценаристов» У. Индика — та самая, которую мы сейчас разбираем в сообществе. Ну что сказать, это, безусловно, очень приятная книга с информацией «на подумать». Здесь нет конкретных схем и расписанных пошагово инструкций, но слово «Психология», вынесенное в название, этого не предполагает. Если вы хотите лучше понять своих персонажей, создавать достоверные ситуации и живых героев, то эта книга для вас.
    Сейчас читаю англоязычные пособия. Как только информация отложится, расскажу подробнее, что понравилось и что не понравилось.

    А здесь и тут полезные ссылки от сценариста Александра Волкова.

    Дополняйте пост!

    mi-pishem.livejournal.com

    Десятка книг для начинающих сценаристов

    Каждый год в свет выходит огромное количество книг, посвящённых кинематографу, киноискусству, а также чисто профессиональным, «киношным», вопросам. Кажется, только в США уже издано более сотни учебников по сценарному мастерству. Поскольку стараюсь знать всё, что касается моей профессии, то в общей сложности прочитал более шестидесяти пособий, посвящённых данной тематике (русских, английских, американских, канадских и даже австралийских).

    Чтобы новичку было легче ориентироваться в этом море информации, представлю десятку книг, которые я рекомендую начинающим сценаристам. Список субъективный, отражающий мою точку зрения, а также мои личные симпатии и антипатии. (Книги в основном на английском. Надеюсь, к этому времени Митту и Червинского вы уже прочитали).

    1 Ray Frensham «Teach Yourself Screenwriting.»

    Третье издание:

    Teach Yourself Screenwriting, Third Edition (Teach Yourself: Arts & Crafts)

    Четвёртое издание:

    Break Into Screenwriting: A Teach Yourself Guide (Teach Yourself: Writing)

    Наверное, лучший английский учебник. Небольшой, но по содержательности превосходит большинство американских фолиантов так называемых сценарных гуру («screenwriting gurus»). Всё предельно кратко, практично и доступно для понимания. Сильная сторона — детально разобранная структура сценария. Слабая — автор уделил недостаточное внимание диалогам. Пособие может показаться суховатым. Здесь нет «воды», баек, историй, пространных размышлений, как в учебнике Филда. И тем не менее блестящий учебник. Рекомендую.

    2 David Trottier The Screenwriter’s Bible: A Complete Guide to Writing, Formatting, and Selling Your Script

    Библия сценарного мастерства. Всё, что нужно знать о том, как написать и продать свой первый сценарий. Один из учебников, которые должен прочесть каждый начинающий сценарист. В нём есть свои минусы, но объём информации с лихвой перекрывает все недостатки. Одна из сильных сторон — подробное описание сценарного формата.

    3 Cynthia Whitcomb The Writer’s Guide to Writing Your Screenplay: How to Write Great Screenplays for Movies and Television

    Очень простая, но полезная книжица. Пособие написано автором, которая заработала на своих сценариях миллионы долларов. Подчеркну, не на лекциях, как Филд, Сигер, Хейдж, Труби, Хантер, Троттиер или Макки, а на сценариях. Поэтому Синтия Уиткомб действительно знает, что и как, в отличие от различных преподавателей, профессоров и прочих гуру.

    4 Robin U. Russin and William Missouri Downs Screenplay: Writing the Picture

    Профессиональные сценаристы, ученики знаменитого Лью Хантера, превзошли своего учителя и написали очень толковый и содержательный учебник. Одна из глав посвящена процессу написания пьес для театра.

    5 Michael Hauge Writing Screenplays That Sell: The Complete, Step-By-Step Guide for Writing and Selling to

    Ещё один популярный автор. Некоторые вещи устарели, но в целом — добротный материал, хорошее изложение. Хейдж или Хауг, варианты произношения фамилии могут различаться, — непрофессиональный сценарист, скорее — лектор, но очень хорошо понимает то, о чём пишет.

    6 Syd Field Screenplay: The Foundations of Screenwriting

    Сид Филд, гуру всех сценарных гуру. Считается, что эта книга была первым учебником сценарного мастерства. Правда, у меня есть пара произведений других авторов, которые были изданы на год или два раньше. Но Филд всё же был одним из тех первопроходцев, кто начал серьёзно исследовать структуру сценария. На мой взгляд, есть более практичные и содержательные учебники, однако «Сценарий» Филда — основа, знать которую должен каждый начинающий сценарист.

    7 John Vorhaus The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not

    Не совсем для сценаристов, точнее — не только для них, однако вещь очень полезная. Автор предлагает оригинальную структуру сценария, а также в одной из глав показывает, как легко и просто создавать персонажей. Линде Сигер для этого понадобилось написать целый учебник.

    8 Viki King How to Write a Movie in 21 Days

    Наверное, самая маленькая книжка из всех перечисленных. Пошаговая стратегия, как написать сценарий за 21 день. Если вы месяцами не знали, с чего начать и как организовать процесс, эта книга для вас.

    9 Jeff Kitchen Writing a Great Movie: Key Tools for Successful Screenwriting

    Сложный для чтения, но необходимый для дальнейшего самообразования учебник. Приступайте к нему только после того, как изучите основы сценарного мастерства. Книга содержит много спорного материала, но мне она показалась весьма полезной и оригинальной. То же самое касается следующего пособия.

    10 John Truby The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller

    Труби критикует трёхактную структуру сценария. Хотя его оригинальную структуру из 22-х шагов можно легко вписать в «Парадигму» Сида Филда. В целом не самый простой учебник, однако я открыл для себя много нового.

    Кроме этих учебников, есть куча достаточно неплохих пособий других авторов: Robert McKee, Blake Snyder, Alex Epstein, John Costello, Skip Press, Lew Hunter, Christopher Vogler, Max Adams, Karl Iglesias, Linda Seger, Christopher Keane, James Ryan, Richard Walter, Michael Straczynski, Linda Cowgill, Richard Krevolin, William Froug, Denny Martin Flinn, Constance Nash and Virginia Oakey, Rob Tobin. Можно добавить ещё дюжину имён, но мне их книги кажутся либо устаревшими, либо вторичными или же слишком мудрёными, но непрактичными — вроде «Screenwriting Updated» Линды Аронсон (Linda Aronson) или «Screenwrting: The Sequence Approach» Пола Гулино (Paul Joseph Gulino).

    Хотя и в этом длинном списке есть авторы, чьи книги я бы не рекомендовал для чтения. Например, учебник Скипа Пресса (поверхностный и малосодержательный) или увесистый томик «Story» Роберта Макки. Выделю отдельно последнюю книгу. Story: Substance, Structure, Style and The Principles of Screenwriting

    Недавно бестселлер Макки вышел в России под названием «История на миллион долларов». На русском, к сожалению, не читал. Читал на английском. Поскольку я не семи пядей во лбу, то книга мне показалась слишком академической и непрактичной. Да, автор говорит очень много верных и правильных слов, но вот толку от них немного. Всё то же самое, но более доступным языком и за меньшие деньги можно прочесть у других авторов. Поэтому, на мой взгляд, книга хоть и полезная, но слишком разрекламированная и переоценённая. Джо Эстерхаз, знаменитый автор «Основного инстинкта» вообще называет Роберта Макки шарлатаном, который не написав ни одного достойного сценария, смеет учить других тому, в чём сам не разбирается. Я не столь категоричен, но мне трактат Макки ничем не запомнился. Возможно, просто потому, что ничего нового для себя в этом фолианте я не нашёл.

    Да, не могу не упомянуть. Из устаревших книг мне нравится «Writing the Script» by Wells Root. Учебник вышел в 1979 году, примерно в одно время с учебником Сида Филда. Что устарело в этой книге? В основном — формат написания сценария. Кроме того, появились новые, более «продвинутые» сценарные структуры. Однако читаешь книгу Уэлса Рута и понимаешь, что написана она профессиональным сценаристом (а не теоретиком), который влюблён в своё дело и желает передать секреты мастерства своим ученикам. Я благодарен судьбе, что несколько лет назад в мои руки попала эта книга.

    Вдобавок к вышеупомянутой десятке могу посоветовать Adventures in the Screen Trade by William Goldman и From Reel to Deal: Everything You Need to Create a Successful Independent Film by Dov S-S Simens. Первая книга — воспоминания выдающегося американского сценариста Вильяма Голдмана, автора сценариев к фильмам «Марафонец» и «Буч Кэсседи и Санденс Кид». Вторая книга — учебник Дов Сименса о том, как снять свой первый независимый фильм. Правда, как мне кажется, для России он не очень подходит. Кстати, Тарантино закончил курсы Дов Сименса.

    Поскольку серьёзно интересуюсь комедией, то прочитал с десяток пособий, относящихся к этому жанру. Из них — три русские и семь американских. Больше всего понравились следующие учебники:

    1 Gene Perret «The New Comedy Writing Step by Step.»

    The New Comedy Writing Step by Step

    Книга, ставшая классикой. Автор, профессиональный писатель, объясняет механизм юмора, показывает, как строится шутка, как она работает, приводит множество примеров, а главное — учит, как самому написать забавный скетч или репризу.

    2 Gene Perret «Comedy Writing Workbook.»

    Comedy Writing Workbook

    Множество упражнений на развитие чувства юмора. Если выполните все задания, к концу учебника у вас будет небольшая тетрадка из шуток собственного сочинения.

    3 John Vorhaus «The Comic Toolbox.»

    The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not

    Говорил о ней чуть выше. Обязательна к прочтению.

    На русском — А.Н. Лук «О чувстве юмора и остроумии.» М., 1968. Замечательная книга. Автор объясняет, что такое юмор и остроумие, и как одно отличается от другого.

    Есть и более современные книги на русском, но я всё же рекомендую учиться по американским. Увы, они более практичные.

    Хотя нет, не все такие практичные. Разочаровали следующие учебники:

    1. «The Comedy Bible» by Judy Carter.

    Возможно, пособие больше подходит для стенд-ап комедии, поэтому мне, как сценаристу, показалось малосодержательным. Запомнилось одно: то, что знаменитый Том Шадьяк, режиссёр «Эйса Вентуры» и «Брюса Всемогущего,» учился на курсах Джуди Картер.

    2. «What Are You Laughing At» by Brad Schreiber.

    Единственная книга, которую хочется выбросить в корзину. Купил только потому, что на Амазоне её очень хвалили. На редкость непрактичная и малосодержательная вещь. Примечательна только тем, что, как сообщает сайт Шрейбера, Тимур Бекмамбетов учился на его курсах.

    3. «Writing The Comedy Film» by Stuart Voytilla and Scott Petri.

    Учебник заявлен, как пособие о том, как писать сценарии в жанре комедии. Чему-чему, а этому он вас точно не научит.

    Остальные книги — более или менее. Мне они мало чем запомнились. «Teach Yourself Comedy Writing» by Jenny Roch — обо всём и ни о чём. «Comedy Writing Secrets» by Melvin Helitzer — неплохо, но слишком много воды. Вспомнил ещё пару авторов книг примерно того же уровня — Norton и Mendes. Прочитать можно, пойдёт только на пользу. Однако зачем тратить время и деньги, когда есть более толковые книги?

    Тем сценаристам, которые хотят пробиться в Голливуд, рекомендую небольшую книжицу «The Hollywood Rules» by Anonymous. Книга некого сценариста, пожелавшего остаться неизвестным. Автор боится назвать своё имя, поскольку раскрывает в книге основные голливудские секреты. Возможно, это всего лишь рекламный трюк, но мне книга понравилась. Хотя секретами я бы это не назвал, скорее — правила, как должен вести себя сценарист в циничном и беспощадном мире шоу-бизнеса.

    Из сценариев могу порекомендовать «Basic Instinct», «Lethal Weapon», «Witness», «The Sting», «Die Hard.» Ну и, конечно, пьесы Григория Горина и Евгения Шварца. Это мои личные предпочтения. Сценарии на английском можно найти на www.simplyscripts.com или www.script-o-rama.com Некоторые книги — на www.englishtips.org

    PS Если вы живёте в России или странах СНГ, то книги на английском можно купить на Amazon или Ebay.

    PPS Как я доставал все эти книги? Одни из них мне дарили друзья или жена, другие — покупал сам в магазинах или через интернет, третьи — просто приходил с утра в книжные магазины и целый день читал. 🙂

    http://new-storyteller.livejournal.com/

    new-storyteller.livejournal.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о