Советы и лайфхаки

Светофильтр градиентный – Градиентный фильтр и с чем его едят?

Градиентный фильтр и с чем его едят?

Разница между круглым и прямоугольным фильтром

Производителей светофильтров есть великое множество, самые известные производители круглых фильтров это B+W и Marumi. Такой светофильтр накручивается на объектив с размещением темной стороны к необходимой части кадра. Прямоугольные объективы выпускают такие бренды как Lee Filters или Cokin. Эти фильтры ставятся в специальный держатель. 

Так же уделю два слова и дешевым китайским светофильтрам, которые, как и все китайское имеют право на существование. Среди этих товаров, есть хорошие фильтры, нормальные и очень плохие. Какой вид и качество попадет лично вам, сказать никто не может. Однако же цена целого набора такого оборудования может стоить в десять раз меньше одного фирменного аксессуара. Решать только вам. 

Круглый светофильтр градиентный хорош тем, что производители, следящие за своими изделиями, делают его из качественного стекла, да еще и могут добавить многослойное просветление. Минусом может быть то, что линия разделения проходит прямо посередине стеклышка. Поэтому, как бы вы его не крутили композицию кадра нужно строить исходя из этого условия. В общем, этот нюанс может оказаться большой помехой, особенно в том случае если горизонт сильно смещен из центра. А если вспомнить элементарные правила построения композиции, то так бывает в большинстве случаев. 

Прямоугольные фильтры, крепящиеся через специальный держатель, представляют собой нечто совершенно другое. Возьмем, к примеру, светофильтры Cokin. Они сделаны из пластика и естественно на них нет просветления. Многие фотографы сразу же отмахиваются от них, так как пластик это просто нечто ужасное! И, тем не менее, такой фильтр с фирменным держателем можно не только крутить, но и двигать вверх-вниз столько, сколько вам может захотеться! Цена на эти фильтры, так же сильно отличается от стеклянных собратьев, причем в меньшую сторону. Такие фильтры нельзя игнорировать, обратите на них свое внимание.

fotokto.ru

Градиентные фильтры в пейзажной фотографии

Пожалуй, все, кто читает заметки на этом сайте, знают, что такое градиентный фильтр. Для тех, кто в танке, поясню: градиентный фильтр – это плоская прозрачная пластина, часть которой затемнена. Когда необходимо, при съёмке пейзажа градиентный фильтр устанавливают перед объективом так, чтобы затемнить слишком яркую часть кадра, применить цветовой переход или спецэффект.

В наши дни, когда качество изображения с цифровых сенсоров превзошло плёночное, невольно возникает вопрос: а зачем нам вообще нужен фильтр в своём материальном воплощении, если мы можем легко «натянуть» виртуальный градиентный фильтр в Лайтруме? Так то оно так, да не всегда. Дело в том, что при постобработке мы имеем дело с информацией, уже записанной в файл при съёмке, и её может не хватить, чтобы восстановить детали в светлой части композиции. В реальной жизни «виртуальный» градиентный фильтр в Lightroom позволяет восстановить детали с участков, пересвеченных приблизительно на одну ступень (один стоп). Две ступени, а уж тем более три и больше – слишком серьёзная потеря информации.

Хорошо, с динамическим диапазоном понятно, но я же могу отснять исходники для HDR? Верно, если условия позволят. Когда мы фотографируем в «режимное время», сцена при этом очень динамична, как в ветреную погоду или на берегу моря в шторм, ±EV-кадры будут сильно различаться по положению подвижных объектов. Ещё одна ситуация, когда HDR не спасёт – съёмка в вечернее или утреннее время на очень долгой выдержке. Освещение кардинально изменяется к моменту съёмки следующего кадра в эксповилке. И ещё, HDR работает для одного кадра, а если хочется снять видеоклип с панорамированием вдоль линии горизонта, то почти наверняка понадобится градиентный фильтр, чтобы сбалансировать яркость в кадре.

Но вообще-то я не собирался убеждать вас, для чего нужен градиентник, а хотел рассказать, как выбрать хороший. Градиентные фильтры выпускаются в виде прямоугольной пластины из стекла или оптического пластика, или же в резьбовой оправе. Сразу отметаем последний вариант, потому что у него расположение перехода между прозрачной и затемнённой частью зафиксировано – это нам не интересно. Пластинчатые фильтры крепятся на объектив с помощью специальной системы, у которой обычно две части. На внешнюю резьбу объектива, куда прикручивают светофильтры, устанавливается переходное кольцо, а уже на него – держатель фильтра. Можно, конечно, фильтр и руками держать, или резинкой к бленде прицепить, но рано или поздно фильтр поцарапается или упадёт, и дауншифт-подход обернётся покупкой фильтра взамен испорченного, и на этот раз вместе с нормальным держателем. Может показаться, что использование градиентного фильтра снизит вашу мобильность, однако любое решение, которое позволяет освободить руки и голову фотографа, следует приветствовать. Это как штатив: кадров, возможно, будет меньше, но они почти наверняка будут лучше. В отличие от резьбовых фильтров, пластинчатые можно свободно передвигать вдоль паза держателя, и подстраивать положение градиентного перехода так, как нам нужно.

Пластинчатые фильтры бывают нейтрально-серые и цветные. Цветные тоже оставим как-нибудь на потом: как фотограф искажает и приукрашивает цвета при съёмке – это его сугубо личное дело. Мы сосредоточимся на нейтрально-серых градиентных фильтрах – чисто техническом аксессуаре пейзажного фотографа. Нейтрально-серые градиентные фильтры могут быть с мягким (soft edge) или резким (hard edge) переходом между прозрачной и затемнённой частями пластины. Фильтры с резким переходом обычно применяют только на телеобъективах, а для использования с широкоугольным объективом годится фильтр с мягким переходом, резкий градиент на широкоугольнике будет давать на фотографии неестественно чёткую линию перехода.

Второй параметр, по которому различаются нейтрально-серые градиентники – степень затемнения. Обычно это двукратное (50%, 2×, или 1 стоп), четырёхкратное (75%, 4×, или 2 стопа) или восьмикратное (87.5%, 8×, или 3 стопа) затемнение, т.е. ослабление светового потока. Иногда эти фильтры маркируют соответственно 0.3, 0.6, или 0.9. У некоторых производителей ещё есть фильтры с затемнением на 1.5 и целых 4 стопа, но они нужны довольно редко.

Какой из нейтрально-серых градиентных фильтров наиболее практично иметь в кофре? На мой взгляд, оптимальный вариант – градиентник на 2 стопа с мягким переходом. Почему? Смотрите, один стоп яркости вполне можно вытянуть «виртуальным» градиентным фильтром в Lightroom. Результат использования фильтра в три стопа можно получить, наложив в Lightroom градиент в 1 стоп поверх исходника, снятого с четырёхкратным фильтром (2 стопа, он же 0.6). Таким образом одним нейтрально-серым градиентным фильтром в два стопа можно закрыть почти все потребности пейзажного фотографа, работающего с цифровой техникой.

Продолжение: Выбор градиентного фильтра для пейзажной фотографии

Об авторе
Как снять классный пейзажный кадр?

Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.

Отлично! Остался всего один шаг. Проверьте свой почтовый ящик, найдите письмо от меня и подтвердите свою подписку на книгу, нажав на ссылку внутри. Если письма нет, загляните в папку «Спам». Может оно случайно попало туда.


www.fotolandscape.com

Градиентный фильтр: описание и применение

Чтобы новички в фотографии поняли, о чем пойдет речь, скорее всего, потребуется определение дать определение. Что же такое, собственно, градиентный фильтр? Он представляет собой прозрачную пластинку из оптического пластика или стекла, на которую нанесен ровный мягкий однотонный градиент. Если вы не знакомы с инструментом «градиент» в графических редакторах, то нужно объяснить. В изображении он играет роль перехода от одного цвета к другому, а на фильтре использован простой затемняющий градиент от серого к прозрачному.

Зачем нужен такой фильтр

Градиентник, в основном, используется фотографами-пейзажистами. Очень часто при съемке пейзажа возникает проблема неравномерного экспонирования верхней (неба) и нижней (земля) части. Проще говоря, небо практически всегда выглядит значительно ярче, чем земля, что и создает дисбаланс. Например, снимая закат, любой фотограф хоть раз с этим сталкивался – на фотографии остаются только темные контуры объектов на земле. В такой ситуации именно градиентный фильтр исправляет незавидное положение низа фотографии.

Также существуют цветные фильтры для объективов, подходящие для придания фотографии необычных эффектов и причудливых цветовых вариаций. Обычно переход от прозрачной части фильтра к тени соответствует 1-3 ступеням экспозиции, благодаря чему легко подобрать для него нужные параметры съемки.

Виды градиентных фильтров

Градиентные фильтры бывают круглые – с резьбой для накрутки на объектив, а также прямоугольные – устанавливаемые в закрепленный на объективе держатель.

  1. Круглый фильтр на объектив хорош тем, что изготавливается из оптического стекла, часто с нанесением многослойного просветления. Но главный его недостаток – невозможность сдвинуть точку раздела темной и светлой сторон. Тем не менее, благодаря компактности, его легко носить с собой и транспортировать.
  2. Прямоугольник сделан из пластика (так как используется отдельно от оправы и более подвержен механическим повреждениям) и не имеет просветления, зато его можно не только вращать, но и двигать вверх-вниз, что значительно расширяет возможности пейзажиста. Снимать пейзаж, используя такой градиентный фильтр, нужно с применением штатива, так как пластиковая пластина добавляет к объективу две лишних границы раздела (пластик-воздух), из-за чего падает резкость и необходимо увеличивать выдержку снимка примерно вдвое.

Польза от применения градиентного фильтра

Градиентный фильтр является традиционным для фотографов, использующих пленочные фотоаппараты, так как пленка имеет ограниченный диапазон светочувствительности. Раньше им приходилось либо использовать градиентник, либо смириться со значительными потерями в деталях. Но многие современные фотографы отказываются от его использования, аргументируя это тем, что в графическом редакторе легко можно наложить тот же градиент при обработке фотографии.

Тем не менее, практический опыт подсказывает, что использовать градиентный фильтр стоит и на цифровых фотоаппаратах, так как он позволяет сэкономить массу времени, а также избежать лишней работы с программами, которую могут выполнить далеко не все, даже очень хорошие, фотографы.

fb.ru

Градиентный фильтр. | Про Фото

Профессионалы предпочитают не раскрывать своих секретов, поэтому вряд ли вы где-то встретите упоминание градиентного светофильтра. Однако, будьте уверены, у каждого профессионального фотографа всегда с собой есть такой фильтр и он им довольно часто пользуется.

Лично я без градиентного фильтра стараюсь из дома не выходить, так же как и без поляризационного. Градиентных фильтров существует великое разнообразие, я предпочитаю нейтральный с плавным переходом и плотностью ND 0.6

Градиентный светофильтр помогает снизить общий контраст картинки, когда у вас в кадре есть и яркое небо, и много тени. Такие ситуации часто возникают в пасмурную погоду или вечером:

Без фильтра, я бы потерял небо, чего мне совершенно не хотелось. Чтобы спасти небо, я повернул фильтр так, чтобы тёмная сторона была слева сверху. Круглым фильтром пользоваться легко и удобно, а самое главное – вы экономите время, но есть и ограничения. Часто зона перехода между светлой и тёмной областями имеет сложную форму, в этом случае градиентным фильтром надо пользоваться очень осторожно.

Вот не самый удачный пример использования градиентного фильтра. Солнце было слева, и поэтому левая часть неба без фильтра становилась белёсой. Я повернул фильтр и вытащил облако, однако правая часть попала на прозрачную часть фильтра, в результате чего над стройкой на небе виден переход.

Правда, если бы я вам это не сказал, вы бы не заметили 😉

Профессионалы для коммерческой съёмки обычно пользуются не круглыми фильтрами, а квадратными, которые устанавливаются на специальном креплении, что добавляет гибкости при съёмке сложных сцен.

Но вам я такие фильтры не советую, потому что это очень дорого и очень неудобно в повседневной жизни.

Конечно, можно снимать в RAW и потом в фотошопе накладывать градиентный фильтр, но я предпочитаю экономить время и нервы с помощью настоящих фильтров.

При выборе фильтра обращайте внимание на цвет и плотность затемнения. Кроме того, фильтры бывают пластиковыми и стеклянными. Считается, что стеклянные лучше, потому что неровности пластика могут приводить к незначительной локальной дисторсии, хотя лично я это критичным не считаю. Гораздо важнее тот факт, что, некоторые нейтральные фильтры могут давать слабый оттенок какого-нибудь цвета, но видно это будет только на экране. Чаще всего этим страдают недорогие фильтры.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Денис

review.lospopadosos.com

Набор градиентных светофильтров

В эру пленочной фотографии цветные светофильтры были очнь популярны и актуальны. Сейчас же в эру цифровой фотографии они потеряли своб актуальность так как любой из них может быть применен при обработке фотографии на ПК.

Другое дело нейтральне фильтры призванные уменьшить количество света попадающего на фото и увеличения выдержки с целью получения смаза от текущей воды, раскачивающихся деревьев, плывущих облаков.

На галаза попался вот такой набор

Посылка приехала за 3,5 недели. Как я заметил товары раздела MVP как правило есть в наличии и быстро отправляются. Все приехало в обычном конверте, внутри было 2 свертка обернутых в упаквовочную пленку — в одном были пластиковые крепления и кольца адаптеров а во втором фильтры. Все доехало целым но фильтры можно было и получше упаковывать.

Итак в комплекте 14 фильтров. Это пластик. Каждый упакован в индивидуальный кулечек. А на фото с ДХ показано что у каждого свой пластиковый кейс.
Так что для транспортирвоки придется придумывать какую то свою упаковку.
Фильтры градиентные что позволяет применять их для половины кадра — например только для неба, или земли, или же комбинировать несколько фильтров.
1 x градиентный зеленый
1 x градиентный желтый
1 x градиентный пурпурный
1 x градиентный оранжевый
1 x градиентный розовый
1 x градиентный коричневый
1 x градиентный голубой
1 x градиентный красный
1 x градиентный ND2
1 x градиентный ND4
1 x градиентный ND8
1 x полный ND2
1 x полный ND4
1 x полный ND8
1 х полный коричневый

Крепления — 2 х рамки для крепления фильтров ( в каждую можно установить 1-3 фильтра (пластик)
2 х рамки бленды (пластик)
адаптеры под разные диаметры объективов
1 x 52mm
1 x 55mm
1 x 58mm
1 x 62mm
1 x 67mm
1 x 72mm
1 x 77mm

И как бонус еще есть салфетка из микрофибы.

Сборка комплекта простая — выбираем адаптер с нужным диаметро резьбы, на него надеваем рамку для крепеления светофильтров, после чего констуркцию можно накрутить на объектив. Далее ставим нужную комбинацию светофильтров, и по желанию одеваем спереди рамку бленды


Светофильтры не выпадают из рамки, держатся там плотно, рамка с фильтрами может быть повернута вокруг своей оси, сами фильтры смещены в любую сторону — там нету ограничителей.

Интересное в этом наборе это нейтральные светофильтры, особенно градиентные. Они позволяют уменьшить пересвет неба на фотографиях. Но не стоит забывать что это бюджетный вариант так что получим уход цвета в фиолетовый оттенок. Примеры фото с фильтрами есть на видео (в конце) или вот тут под спойлером.

Дополнительная информация

К минусам набора я бы отнес в первую очередь то что для фильтров нету жесткой упаковки для транспортировки, а так вполне интересный комплект. Так же сюда можно отнести то что выполнены они из пластика а применение нейтральных фильтров уводит цвета в фиолетовый оттенок.

Еще немного примеров фото

Дополнительная информация

Уголок ND фильтра

Градинтный, выдержка 1/30

Без фильтра 1/350

Левая часть кадра закрыта нейтральными фиьльтрами (3 сплошных фильтра сложенные вместе) 1/1200

Тоже самое но выдержка 1/24 (Nikon P7000 в EXIF действиетльно пишет такие странные значения выдержек)

Без него

mysku.ru

Как пользоваться ND-градиентными фильтрами — Фотожурнал

Мы продолжаем беседу о фильтрах, начатую в статье Как пользоваться фильтрами нейтральной плотности (ND фильтрами). На этот раз мы поговорим об одной из самых нужных частей фотокомплекта, которую вы можете приобрести для пейзажной съемки — о нейтрально-серых градиентных фильтрах. Их набор я так же приобрёл некоторое время назад, перед поездкой в отпуск.

 

Есть ещё и цветные градиентные фильтры, которые по отдельности или вместе позволяют придать изображению самые причудливые цветовые переходы вплоть до полного безумия, но их мы рассматривать не будем.

 

 

Снимая пейзаж, вы наверняка частенько сталкивались с проблемой выбеленного неба или затемненного переднего плана, так вот использование градиентных фильтров спасает снимок от таких неприятных изъянов. Большинство пейзажных снимков получаются дефективными именно из-за сильной контрастности между двумя этими областями, и поэтому так важно иметь при себе эти полезные фильтры и знать, как их применять. И большинство фотографов игнорируют этот аксессуар, не считая нужным его приобретение. Попробует разубедить их в этом.
 


Нейтрально-серые градиентные фильтры (ND градиентные фильтры) действительно способны довольно разительно повлиять на ваш пейзажный фотоснимок. Все же, как ни крути, фотокамера не может воспринимать и воспроизводить весь диапазон яркости и оттенков окружающего мира, в отличии от человеческого глаза, что приводит к неутешительным результатам. ND градиентные фильтры помогут вам контролировать контрастность между светлым небом и темным передним планом, позволяя сенсору камеры сохранить детализацию в этих областях.
 

 

 

Стандартная экспозиция и использование градиентного фильтра


Если фильтра, приглушающего яркость неба у вас всё-таки нет, многие производят замер экспозиции для получения цвета и деталей в небе или на переднем плане. Но есть одно «НО»: если вы выберете небо, потеряете передний план, а если выберете детали на переднем плане, засветятся и пропадут оттенки неба. Как видите, ни один из этих вариантов не позволит вам спасти изображение от дефекта. 

ND градиентный фильтр крепится к передней части объектива. Градиент разделяет фильтр ровно 50/50, начиная с темно-серого на одном конце и заканчивая прозрачным на другом. На фильтре нанесено обозначение, указывающее на сколько шагов он понизит яркость.

 


ND градиентные фильтры по интенсивности тёмного, как правило, отличаются в одну ступень. Наиболее распространённые – 1 шаг, 2 шага и 3 шага. Однако есть фильтры с большими значениями изменения экспозиции. Эти числовые обозначения точно определяют, на сколько шагов экспозиции понизится яркость снимка, при использовании данного фильтра. ND фильтр 2 шага пропускает четверть света, 3-шаговый одну восьмую света и т.д.

 

Один нюанс – на фильтре указано не количество шагов. 


Стандарты для фильтров системы LEE

  • ND 0.3 — 1 шаг
  • ND 0.6 — 2 шага
  • ND 0.9 — 3 шага

Стандарты для фильтров COKIN системы P Series

  • P121L — 1 шаг
  • P121M — 2 шага
  • Р121S — 3 шага

Фильтры производителей Lee и Coki  — основные «игроки» на этом рынке,  Lee отличаются от Cokin по размеру, они немного больше (6″ x 4″ против 2.5″ x 2.5″), и подойдут вам с том случае, если вы располагаете объективами с большим диаметром передней линзы. Это значительно понизит шансы появления ненужного эффекта виньетирования при использовании (углы изображения становятся затемненными). Также избежать дефектов вам помогут широкоугольные кольца-адаптеры для широкоугольных объективов. 

Также фильтры бывают с резким (Hard) и мягким (Soft) градиентом. Мне больше нравится вариант с резким градиентом, поскольку чаще всего различие между светлым небом и темным передним планом довольно четкое. По моим наблюдениям, эта разница составляет около 2 ступеней экспозиции. Фильтр с резким градиентом также подойдет в случаях с прямой линией горизонта, например, как в морском пейзаже.

Как использовать градиентный фильтр? Все очень просто. Расположите темную часть нейтрально-серого градиентного фильтра на уровне неба, таким образом вы уменьшите количество света, попадающего на сенсор, таким образом уменьшится и число ступеней экспозиции в изображении. Видоискатель будет темным, но вы сможете четче увидеть переход. Если ваше пейзаж включает в себя горы и т.д., удостоверьтесь, что светлое небо по обе стороны горы покрыто темной частью градиентного фильтра, вершина горы также будет частично покрыта фильтром, но на изображение это не повлияет.

Шаг 1
Сначала переведите камеру в режим приоритета диафрагмы (AV) на f11, это оптимальное значение диафрагмы для пейзажной фотографии, для достижения максимальной резкости на всем изображении.

Шаг 2
До установки фильтра произведите точечный замер экспозиции, заполнив весь кадр темным передним планом. 

Шаг 3
Повторите шаг 2, заполнив весь кадр светлым небом.

Шаг 4
Разница между этими двумя считываниями показывает, насколько сильный фильтр вам необходим. Применяйте 0.3 ND градиентный фильтр, если разница составляет 1 шаг экспозиции, 0.6 ND при 2 шагах и 0.9 при разнице в 3 шага. Большинство держателей имеют два слота для фильтров, для случаев, когда разница больше 3 шагов.

Шаг 5

Фиксируем фокус, переведя переключатель фокусировки объектива из положения AF в MF.

Шаг 6
Установите нейтрально-серый градиентный фильтр и сделайте снимок, используя результаты точечного замера, который вы производили для переднего плана. Передний план изображения будет снят через прозрачную часть градиентного фильтра, использование выдержки по замеру обеспечит вам идеальную экспозицию для этой области изображения.

При необходимости — выполните экспокоррекцию и повторите снимок.

Устанавливать градиентный фильтр на объектив нужно с особой осторожностью и вниманием. Фильтр должен скользить вверх и вниз в держателе так, чтобы переход от прозрачной части к затемненной попадал точно на горизонт. Это осуществить намного проще, если ваша камера установлена на штатив.  


Теперь, надеюсь, вы понимаете, что набор нейтрально-серых градиентных фильтров обязательно должен появиться в вашем фотографическом наборе. На практике вы ощутите изменения в качестве ваших пейзажных снимков, и дни, в которых небо слишком плоское для фотографирования, останутся далеко позади.

Всего вам фотографического! 🙂

dphotoworld.net

Поговорим о градиентных фильтрах. . . — DRIVE2

Наверняка многим знакомо разочарование, когда фотографируешь какой-то интересный объект или даже себя любимого на фоне замечательного фактурного неба, а в итоге получается либо этот самый объект на фоне белого-белого пересвеченного неба, либо небо получается красивым, а вот всё внизу темное-темное.

Это зависит от того, по какой части фотоаппарат замеряет экспозицию. соответственно чаще мы всё-таки наводимся на некий объект чем на небо, поэтому вариант с пересвеченным небом получается чаще — ведт то что внизу в яркий день заведомо менее яркое чем небо) а решить эту проблему нам поможет градиентный фильтр.

Я себе давно хотел приобрести градиентный фильтр, но по непонятным причинам товар считается неходовой и в основных магазинах даже типа фото.ру его в наличии не бывает(
Пришлось ехать на горбушку, где сие чудо и было найдено и приобретено. Я взял Marumi GC Gray, то есть нейтрально-серый градиентный. Бывают еще разных оттенков — фиолетовый, розовый, зеленый, но это довольно специфичные тона получаются, на любителя. А нейтрально-серый просто приглушает половину кадра.
Итак, смотрим на эффект
1 кадр — без фильтра
2- с градиентным

без фильтра


Marumi GC Gray

Далее наверняка у многих встанет вопрос — а надо ли оно если есть полярик, ведь он тоже делает небо более выразительным. Оно конечно так, но есть нюансы. Так например эффект от полярика очень зависит от направления света, то есть часто он затемняет не всё небо, а лишь угол. К тому же полярик затемняет весь кадр, то есть объекты в тени могут уйти в провал.
Градиентный же дает равномерное затемнение нужной половины кадра. Итак, смотрим

опять 1 кадр — без фильтра

без фильтра


а вот с поляриком

с поляриком


как видим, как раз то о чем я писал выше — выразительней небо стало только справа, а нижняя часть слишком темная.

и 3 кадр — с градиентным фильтром

градиентный

по мне так 3 кадр лучше) единственный минус — я купил в толстом корпусе и он ощутимо виньетирует по краям.
но увы выбора особо не было.

По цене — на горбушке цена зависит от аппетитов продавца, разброс от 1400 до 2800 руб =) за 77мм

www.drive2.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *