Советы и лайфхаки

Super 35 размер матрицы – Супер-35 — Википедия

Содержание

JVC Kenwood теперь поддерживает стандарт Micro Four Thirds. И показывает прототип Super35 4K видеокамеры

Представленный еще в далекие годы и разработанный компанией Olympus совместно с Panasonic, формат MFT стал не просто популярен, а очень популярен в определенных кругах. Причина этому весьма проста – огромный парк оптики по приличной цене. Но так как беззеркалки на этом стандарте не пользуются огромной популярностью у фотолюбителей, MFT находит себе понемногу другое применение – видеосегмент.

К примеру, такие компании, как Panasonic, уже производят фактически видеокамеры серии GH; BlackMagic также строит на базе микро 4/3 свои девайсы. И объяснение этому – простое. Во-первых, начинающий владелец сможет купить себе по адекватной цене оптику, получая хороший результат на выходе. А во-вторых, именно «микра» позволяет создавать матрицы, наиболее соответствующие стандартам Super16 и Super35. И тут в полку прибыло – JVC Kenwood представили прототип 4К-видеокамеры со сменной оптикой, матрицей Super35 и байонетом MFT.

Внутри – вот такой вот совмещенный с процессором сенсор Atlasens формата Super35 и физическими размерами 22,6 х 17 мм, с разрешением 13 МП.

Такое устройство будет в первую очередь нацелено на запись видео в QuadHD (4096 х 2160) и UltraHD (3860 х 2160) вплоть до 72 к/с. В режиме HD устройство будет способно снимать до 60 к/с с прогрессивной разверткой. Для нуждающихся будет также предусмотрен режим кропа.

Встроенные кодеки позволят вести запись в HD/SD или HD/Proxy. Интересно, будет ли внедрена возможность писать в RAW или AppleProRes?

Сохранятся видеоряд будет на сверхбыстрые карточки SDHC/SDXC, вроде вот этих. Да и портов должно хватать для всего – по крайней мере, вывод видеопотока на live-stream будет, по заверениям компании, осуществляться очень просто. А вот что остается под вопросом – это цена, дата выхода и переходник на байонет PL. Ведь подключать к такому устройству видеообъективы весьма неплохо.

Вместе с прототипом новой видеокамеры Kenwood показали еще несколько интересных вещей.

JVC Kenwood 4K Mini Camera System – это система “модуль камеры – удаленный экран”, которая позволяет вести камерой съемку 4К на расстоянии до 20 метров. Это станет очень полезно при записи жизни дикой природы – можно установить модуль камеры и спрятаться в засаде с 7“ экраном, не потеряв возможности визироваться. А в нужный момент нажать на кнопку “Запись”.

Система стабилизации видеокамеры и крепление для гексакоптера – также полезные вещи, которые помогут сделать видео более зрелищным, при этом не идя на компромисс с качеством. Приятно, что производитель заранее думает о таких мелочах.

Конечно, все это только прототипы, в массовое производство они поступят не скоро, но интересен тот факт, что еще в конце прошлого года все считали 4К чем-то сродни маркетинговому ходу и не то что не воспринимали всерьез, а скорее относились, как к Google Glass: вроде и круто, но смартфоны пока заменить не может, а пройдет несколько лет, и тогда…

Но на деле мы видим, что стандарт 4К внедряется в нашу жизнь гораздо быстрее, чем все ожидали и предполагали. Так что здоровая конкуренция – залог ускорения снижения цены. И лично мне видеть такие решение от Kenwood весьма радостно.

А что вы думаете о прототипе видеокамеры Kenwood?

kaddr.com

Выбор 4K камеры для масс? Gh5 против Blackmagic Production 4K[Перевод]

У нас уже есть 2 доступные 4K камеры с сменными линзами, а ведь только первый месяц 2014 года. REDDalsa представили первые профессиональные камеры 4K в 2006 году, с тех пор, благодаря прогрессу, мы получили Gh5 (2000$) и Blackmagic Production 4K (4000$). Это быстрее, чем фф DSLR преодолели 2000 долларовый барьер. RED никогда не сможет сделать доступной 4K кинокамеру для масс или замены DSLR.

Ни одна камера еще не выпущена в продажу, но я видел кадры с обеих новых камер и снимал их предшественниками на протяжении 2013 года. И у меня сложилось мнение о том, какие сильные и слабые стороны они имеют.

Прежде чем выбирать камеру, изучите свои потребности в тех или иных функциях.

Например: вам нужно raw видео или нет? Планируете ли вы работать с VFX и кеингом, которой предпочтителен 4:2:2 цвет? Как насчет глобального затвора, снимаете ли вы при вспышках или с сценами быстро движущегося поезда? Если да, то глобальный затвор для вас будет более предпочтителен.

Если вы снимаете спокойные успокаивающие сцены в условиях низкой освещенности, то для вас очевидно преимущество в low-light Gh5. В Gh5 практически убран Rolling Shutter. Rolling shutter на Gh5 на 50 процентов быстрее чем на Canon C500. Но, вот пример: независимо от того, как быстр Rolling Shutter, вы не сможете снять молнию правильно. Если вы решили снимать молнию, то глобальный затвор поможет избежать полос.

Если у вас есть 3х осевая электронная система стабилизации MOVI, или дрон, Gh5 на данный момент — самая легкая 4K камера с сменным объективом в мире. Она гораздо легче и меньше чем Canon 1D C. Blackmagic 4K с внешним питанием весит в 3 раза больше.

Gh5 выигрывает и в аудиозаписи, особенно, при использовании XLR.

Размер матрицы

Используя стандартный размер сенсора для кино, а не фото фулфрейм, Gh5 имеет кроп 1.5x к Супер 35 мм, с увеличением кропа до 1.7x в режиме 4K, но снижается всего до 1.2x с Metabones Speed Booster.

Камера Blackmagic Production имеет кроп 1.0, так как его матрица имеет сенсор super 35mm.

Размер матрицы и выбор объектива связаны — выбор крепления является очень важным решением. Активное EF крепление на Blackmagic станет преимуществом для владельцев Canon линз, в то время как Gh5 имеет преимущество при использовании других линз. В данном случае я имею в виду абсолютно все объективы! Вы легко можете использовать PL mount кино-объективы на Gh5 с переходником. Обе камеры способы снимать с очень малой глубиной резкости, но с 4K необходимо иметь большую глубину резкости, чтобы не ошибиться в фокусировке на более высоком разрешении. Здесь датчик Gh5 имеет преимущество.

Динамический диапазон

Динамический диапазон на обеих камерах близок к 12 стопам (на 1 стоп меньше, чем на 2.5K Blackmagic Cinema Camera). Кодек на Gh5 записывает определенный дд в кадр, с использованием профилей, и он не может быть отрегулирован позже. Камера Blackmagic Production позволит обрабатывать исходные данные позже, как вам нравится.

Важно понимать разницу между динамическим диапазоном в пост-обработке и динамическим диапазоном во время съемки. Gh5 кадры пред-обработаны. В данном случае, камера является колористом, и она обрабатывает raw данные с матрицы, и выводит это для вас в соответствии с профилем изображения. Когда вы попробуете дополнительно обрабатывать данные в Davinci Resolve, вы не получите таких результатов, как при работе с raw видео. Камера Blackmagic даст вам доступ к raw данным в Davinci, и у вас будут все 12 стопов динамического диапазона. Gh5 имеет такой же динамический диапазон, но если присутствует пересвет, никакая пост-обработка не сможет восстановить данные обратно. Тем не менее, поскольку обе камеры имеют 12 стопов динамического диапазона в момент съемки, то часть кадра, слишком яркая дл Gh5, будет также слишком яркой для Blackmagic production.

4K raw в камере Blackmagic Production дает вам возможность более плавно изменять кривую экспозиции в пост-обработке, но только до тех пор, пока вы не достигните предела 12 стопов. Если темный участок кадра выходит за пределы 12 стопов, то вы не сможете восстановить его обратно. Что еще нужно учитывать в Blackmagic Production, так это то, что Blackmagic шумит в тени.

Цвет и цветокоррекция

В целом, при работе с Gh5, вы должны использовать профили изображения, а в Blackmagic вы можете полноценно обрабатывать изображение в пост-обработке. Но есть и другие отличия между камерами. 10 bit глубина цвета на камере Blackmagic Production дает более плавные цветовые градиенты, где есть плавный переход от одного цвета к другому. 4:2:2 позволяет избежать алиасинга. Зеленая листва и голубые синие небеса, скорее всего, будут выглядеть лучше на Blackmagic Production.

10 bit 4:2:2 встроен в Blackmagic, в то время как на Gh5, потребуется внешний рекордер для записи.

Gh5 4:2:0 может показывать немного муара и пикселизации, если вы внимательно посмотрите на 4K кадры.

Однако на ранних Blackmagic 4K кадрах видно немного алиасинга тоже, только в разных частях изображения.

С точки зрения цветокоррекции, выигрывает Blackmagic и его превосходное программное обеспечение, Resolve 10. Вы не сможете победить Cinema DNG в пост-обработке. ProRes тоже очень хорош.

Тем не менее, raw в Blackmagic Production не является решением для неаккуратной съемки. 4K не прощает ошибок, наказывая даже за мельчайшие ошибки.

Низкая освещенность

Здесь явное преимущество в Gh5, потому что глобальная схема затвора на камере Blackmagic захватывает свет иначе. Gh5 поддерживает до ISO 6400 в 4K и Blackmagic имеет родное ISO около 400. Изображение довольно чисто на ISO 400. Но на ISO 1600 оно слишком шумное.

Эргономика

Blackmagic, конечно, тяжелее из двух, особенно, когда вы добавляете внешнее питание, необходимое для съемки. Камеры выше и шире, что придает ему более высокий центр тяжести. Gh5 гораздо меньше и легче, поэтому для дронов и электронных систем стабилизации это лучший выбор. Blackmagic достаточно прост в работе, хороший сенсорный экран вкупе с хорошим дизайном, но камера не карманна. Ей не хватает встроенного электронного видоискателя, рукоятки, и других дополнений, которые могут вам понадобиться. Экран на Blackmagic больше, но он более низкого качества. Gh5 имеет OLED дисплей. Работа с Blackmagic чаще предусматривает работу с внешним монитором.

Аудио

Жаль, но Blackmagic действительно очень проигрывает, когда дело доходит до звука. Качество встроенного аудио очень слабо. Gh5 имеет только 3.5мм микрофонный разъем, но у вас есть возможность добавить 2 XLR разъема с фантомным питанием. Она так же отображает уровень записи на экране и имеет механическое управление звуком.

Размеры файлов

8bit 4:2:0 4K занимает меньше места, чем 10bit 4:4:4 или 4:2:2 4K. Посмотрите на разницу в размерах файла между ProRes 444 и 422.

Причина отсутствия 4:2:2 записи на Gh5, является поддержание управляемых размеров файлов в 4K и 1080p.

Gh5 имеет более низкий битрейт в 100 Мбит по сравнению с около 250Mbit на камере Blackmagic Production в ProRes. Raw в Blackmagic сжимается до 2:1, но размеры файлов все равно огромны. Я снимал немного в несжатом raw около года назад. Дело даже не в дисковом пространстве, дело в том, как организовать эти чертовы данные. Имея так много данных, разбросанных по разным жестким дискам становится головной болью. Вы можете, конечно, удалить исходные файлы и сохранить сжатые версии. Но на практике, очень сложно удалить master файлы. Вы просто не можете их удалить, это будто если ксерокопируют вашу картину, и выбросят оригинал.

Вывод

Обе камеры предлагают достаточно много для режиссеров, будь то гибкость обработки и такого программного обеспечения, как Resolve 10, глобальный затвор, чтобы захватить чрезвычайно быстро движение, таким, как видит его глаз. Или удивительный всесторонний набор функций и удобство в Gh5.

Цена на Blackmagic, как ожидается, начнется с отметки 3995 долларов. Это значительно больше цены за Gh5(от 1999 долларов). Добавить к Blackmagic несколько SSD дисков, что бы хранить raw и ProRes, плюс внешний аккумулятор и внешний монитор и у вас получится более дорогая конечная цена за комплект.

Цена на Gh5 значительно меньше. Но, чтобы получить 10bit 4:2:2 и ProRes из несжатого 4K, вам понадобится дополнительный бокс. При этом цена на камеру будет в том же ценовом диапазоне, что и камера Blackmagic Production, и в идеале, вам потребуется SSD и внешние мониторы. По крайней мере, вы получите два вкусных XLR входа и полноразмерный HDMI порт.

В общем, Gh5 является наиболее привлекательным для меня, но ваши потребности могут отличатся, и пользователи Gh5 без внешнего рекордера будут ревниво смотреть на дату выхода 10bit Blackmagic Production 4K.

Оригинал http://www.eoshd.com/content/12057/4k-camera-mass…

www.vdslr.ru

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

© 2016 Vasili-photo.com

Формат APS-C (красная рамка) на фоне полного 35-мм кадра.

При работе с большинством цифровых фотоаппаратов (за исключением, разве что, полнокадровых моделей) фотограф постоянно вынужден принимать в расчёт такой параметр, как кроп-фактор фотоматрицы, а также тесно связанную с кроп-фактором концепцию

эквивалентного фокусного расстояния. Эти понятия приобретают особое практическое значение, когда речь заходит о сравнении камер различного формата, а также объективов, предназначенных для этих камер.

Кроп-фактор

У большинства цифровых аппаратов размеры фоточувствительной матрицы меньше размеров стандартного кадра малоформатной 35-мм плёнки. Лишь полнокадровые камеры обладают сенсором, размер которого совпадает с размером традиционного плёночного кадра т.е. 36 x 24 мм.

Отношение между линейными размерами полного 35-мм кадра и кадра уменьшенного формата называется кроп-фактором (от англ. to crop – обрезать). Иными словами, кроп-фактор говорит нам о том, во сколько раз матрица обсуждаемой фотокамеры меньше полнокадровой матрицы. Чем меньше матрица, тем больше её кроп-фактор, и наоборот.

Поскольку соотношение сторон кадра в различных системах может разниться, для расчёта кроп-фактора обычно используется длина диагонали рабочей области фотоматрицы. Таким образом, кроп-фактор равен отношению диагонали полного кадра (43,3 мм) к диагонали данного конкретного сенсора.

Ниже приведены значения кроп-фактора для наиболее распространённых цифровых форматов:

Кроп-фактор (Kf)Размеры кадраДиагональПримеры
136 x 24 мм43,3 ммПолный кадр: 35-мм плёнка, Nikon FX, Canon Full-frame, Sony α, Leica M, Pentax K-1.
1,327 x 18 мм33,3 ммSigma sd Quattro H, а также снятый с производства Canon APS-H.
1,524 x 16 мм
28,9 мм
Стандартный APS-C: Nikon DX, Pentax K, Fujifilm X, Sony α NEX, Samsung NX, Sigma sd Quattro.
1,622,5 x 15 мм27,1 ммCanon APS-C.
218 x 13,5 мм21,7 ммФормат 4/3″ (Система Micro 4/3): Olympus, Panasonic.
2,712,8 x 9,6 мм16 ммФормат 1″: Nikon 1, Nikon DL, Canon GX, Sony DSC-RX100, Samsung NX Mini.
4,57,6 x 5,7 мм9,5 ммФормат 1/1.7″Многочисленные мыльницы
66,2 x 4,6 мм7,7 ммФормат 1/2.3″

Компактные цифровые фотоаппараты (иначе – мыльницы) в целях уменьшения стоимости и габаритов, но в ущерб качеству изображения, оснащаются, за редким исключением, маленькими сенсорами с кроп-фактором в районе 3-8. Объектив с фокусным расстоянием 8 мм будет являться нормальным для матрицы с кроп-фактором 6. У камер, встроенных в мобильные устройства, сенсоры обычно совсем крошечные, а кроп-факторы могут быть даже двузначными.

Сравнительные размеры малоформатных фотоматриц.

Эквивалентное фокусное расстояние

Предположим, что сенсор вашей фотокамеры имеет размеры 24 x 16 мм (формат APS-C). Линейные размеры такого сенсора в 1,5 раза меньше размеров полного кадра (36 x 24 мм), а значит, его кроп-фактор – 1,5. Диагональ матрицы APS-C равна примерно 28,9 мм, т.е. опять-таки в 1,5 раза меньше диагонали полного кадра, которая, как уже было сказано, составляет 43,3 мм. Мы помним, что стандартным или нормальным объективом принято считать объектив, фокусное расстояние которого приблизительно равно диагонали кадра. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм на полнокадровом аппарате может считаться стандартным. Но стоит установить тот же объектив на камеру формата APS-C, как выяснится, что теперь фокусное расстояние объектива оказывается значительно длиннее диагонали кадра, т.е. объектив из нормального превратился в длиннофокусный. Более того, угол изображения объектива также уменьшился пропорционально уменьшению размера матрицы, и теперь соответствует углу изображения именно длиннофокусного объектива. Почему так получается?

Разумеется, при смене камеры истинное фокусное расстояние объектива не изменилось и измениться не могло. Изменился угол изображения. Фокусное расстояние это характеристика, относящаяся исключительно к объективу. Оно никак не зависит от камеры, на которую он установлен, и от размеров её сенсора. А вот угол изображения зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от размеров матрицы.

Для удобства описания работы объективов на камерах с различными размерами фотосенсора применяется искусственный термин «

эквивалентное фокусное расстояние» (ЭФР), описывающий кажущееся увеличение фокусного расстояния объектива вследствие уменьшения угла его изображения при использовании матрицы с кроп-фактором. Экфивалентное фокусное расстояние указывает на то, какой следовало бы взять объектив при съёмке на полный кадр, чтобы получить такой же угол изображения, какой получается с имеющимся объективом при съёмке на камеру с матрицей меньшего формата.

Эквивалентное фокусное расстояние равняется истинному фокусному расстоянию (ФР или ƒ), умноженному на кроп-фактор (Kf). Например, объектив с фокусным расстоянием 35 мм в связке с вышеупомянутой матрицей с кроп-фактором 1,5 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 53 мм, т.е. превратится в стандартный объектив. Зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний18-55 мм, которым оснащаются многие любительские камеры, имеет переменное эквивалентное фокусное расстояние 27-84 мм, а, стало быть, является практичным универсальным объективом, захватывая как широкоугольный, так и в меру длиннофокусный диапазон. У полнокадровых фотоаппаратов кроп-фактор равен, как несложно догадаться, 1, а эквивалентное фокусное расстояние соответствует реальному.

Само словосочетание «эквивалентное фокусное расстояние» не должно вводить вас в заблуждение. У двух объективов, установленных на камеры разного формата и имеющих одинаковое эквивалентное фокусное расстояние, по-настоящему эквивалентным будет только и исключительно угол изображения. Эквивалентность в данном случае не распространяется на светосилу, боке, глубину резкости и пр. Эти параметры зависят от многих факторов и потому у разных объективов могут, как совпадать, так и не совпадать. И наоборот, при использовании одного и того же объектива на разных камерах изменение эквивалентного фокусного расстояния будет выражаться лишь в изменении угла изображения. Все прочие параметры объектива (включая его истинное фокусное расстояние) остаются неизменными.

Соответствие истинного и эквивалентного фокусных расстояний для сенсоров с различными кроп-факторами

ФР, ммЭФР, мм
для соответствующего кроп-фактора
1,5*1,6**2
10151620
14212328
16242632
18272936
20303240
24373948
28434556
35535770
40616580
507681100
558489110
609197120
70107113140
85129138170
100152162200
105160170210
135206219270
200305324400
300457486600
400609648800
5007628101000
6009149721200
800121912961600
* Обычно не 1,5, а 1,52.
** На самом деле – 1,62.

Я не привожу здесь цифры для компактных фотокамер, поскольку среди них существует огромное разнообразие форматов и моя таблица заняла бы слишком много места. Загляните в спецификации своей камеры, чтобы узнать размеры сенсора, и попробуйте самостоятельно рассчитать интересующие вас значения ЭФР. Также я прохожу мимо аппаратуры более крупной, нежели 35-мм цифровая зеркальная камера, коп-факторы которой, как нетрудно догадаться, меньше единицы. Полагаю, что если вы снимаете на средний, и уж тем более на крупный формат, то, скорее всего, вы уже не нуждаетесь в моей скромной помощи.

Объективы для камер с кроп-фактором

Объективы, предназначенные для малоформатных плёночных, а также цифровых полнокадровых камер, проектируются таким образом, чтобы круг изображения, проецируемый объективом, полностью покрывал рабочую часть кадра. Очевидно, что при использовании сенсоров меньшего размера необходимость в столь большом круге изображения отсутствует. В связи с этим, производители фототехники, выпускающие камеры с кроп-фактором, выпускают и соответствующие этим камерам объективы с уменьшенным кругом изображения. Такие объективы легче, компактнее и дешевле объективов традиционного формата, но они не рассчитаны на использование вместе с полнокадровыми аппаратами, поскольку из-за малого круга изображения углы кадра получатся чёрными. В свою очередь, полнокадровые объективы можно использовать как на полнокадровых, так и на кропнутых камерах (при условии механической совместимости), делая в последнем случае лишь поправку на изменение эквивалентного фокусного расстояния.

Следует подчеркнуть, что вне зависимости от того, для какого формата предназначен объектив, на нём практически всегда указывается истинное, а вовсе не эквивалентное фокусное расстояние. ЭФР не является постоянной величиной, поскольку зависит от камеры, на которую устанавливается объектив, т.е. эквивалентное фокусное расстояние не является характеристикой объектива, а скорее характеризует систему объектив+матрица в целом.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!


  Дата публикации: 19.09.2012
  Последнее обновление: 12.04.2016

Вернуться к разделу «Фотооборудование»

Перейти к полному списку статей


Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com

Что такое кроп-фактор в фотоаппарате

Фотоаппарат Nikon с объективом серии DX

z

Это числовая пропорция между диагональю кадра 35-миллиметровой пленки (24 x 36 мм) и матрицы цифровой камеры, имеющей обычно меньший или почти такой же размер. Служит для вычисления эквивалентного фокусного расстояния сменных объективов.

При использовании 35-миллиметровой оптики на пленочных камерах стандартным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм, широкоугольным — не длиннее 35 мм. Для портретов используется объектив 75–120 мм, а более «дальнобойная» оптика применяется для решения специальных задач (например, съемки спорта). Если матрица имеет меньший размер, чем кадр 35-миллиметровой пленки, то из центра формируемого объективом изображения как бы вырезается часть — кроп. Портретный объектив превращается в телевик, стандартный — в портретный и т.д.

Производителями принято указывать фокусное расстояние для кадра 24 x 36 мм, даже если объектив может использоваться только с цифровыми камерами (современная оптика Olympus, серия AF-S от Canon, DX от Nikon). Цифровые объективы имеют меньшее кроющее поле, чем обычные. Они не могут использоваться с пленочными и полнокадровыми цифровыми зеркальными камерами, но имеют свои плюсы — компактность и большую светосилу при меньшей цене. Правда, не все три качества сразу, а всего два на выбор. Минусом такой оптики является виньетирование (падение яркости ближе к краям кадра), в той или иной степени присущее любому объективу EF-S или DX. Бороться с этим эффектом научились в компании Olympus, уже много лет не выпускающей «пленочные» объективы.

Классификация зеркальных ЦФК

Зеркальные цифровые камеры выпускают Canon, Fuji, Nikon, Olympus, Pentax, Sigma, Sony… Фотоаппараты этих производителей, в свою очередь, подразделяются на профессиональные и любительские. Но что лежит в основе всех различий? В чем главное отличие одной от другой? Можно с уверенностью говорить, что фундаментальным является именно формат матрицы — кроп-фактор. Общая тенденция такова, что чем больше матрица — тем «профессиональнее» и дороже сама камера. Хотя встречаются исключения из этого правила (например, Sigma SD14). В настоящее время можно говорить о пяти классах цифровых зеркальных камер:

z

Кроп-факторОсобенности
2xСамыми маленькими матрицами оснащено семейство ЦФК стандарта 4/3. Модели Olympus и Panasonic (также встречаются под маркой Leica)
1,7xЗеркалки Sigma с необычными трехслойными матрицами Foveon X3
1,6xCanon EOS, кроме камер серии 1
1,5xМногочисленное семейство цифровых зеркалок. Производители — Fuji, Nikon, Pentax, Sony, Konica Minolta
1,3xПрофессиональные репортерские камеры Canon 1D Mark I/II/III. Дальномерная Leica M8
Full Frame (FF)Новый Nikon D3. Профессиональные камеры Canon 1Ds Mark I/II/III. Canon 5D, благодаря которому FF «пошел в массы»

z

К перечисленным категориям необходимо добавить разношерстное семейство камер, матрицы которых больше Full Frame, — среднеформатные камеры со сменными задниками. Наряду с цифровым задником можно использовать пленочный, поэтому свой кроп-фактор есть и здесь — он отсчитывается от размера пленочного кадра. 56 x 56 мм — для Hasselblad 500-й серии, Rolleiflex 6000-й серии. 41,5 x 56 мм — для систем Contax, Mamiya 645 AFD.

Исключениями являются изначально цифровые среднеформатные камеры, не совместимые с пленкой: самая доступная модель этого класса Mamiya ZD, Hasselblad h4D, не запущенный в серийное производство Pentax 645 Digital.

z

Принцип работы матрицы Foveon

Обьектив Canon серии EF-S

z

Цифровая камера среднего формата — мечта рядового фотографа. Это дорогое удовольствие, ведь самая дешевая стоит $10 тыс. За счет особо крупного пикселя и оптики с красивым рисунком, от которой, с учетом формата, уже не требуется обеспечивать заданное число «линий на 1 мм», эти камеры создают потрясающую картинку. Правда, у «камеры мечты» есть минус, обусловленный как раз большой матрицей. Она сильно греется, поэтому «шумит» даже на средних ISO и нуждается в активной системе охлаждения с вентилятором (отсюда — громоздкий размер комплекта).

Добро или зло?

Типичная проблема «кропнутых» камер — шумы. Она будет заметна, если сравнивать картинку, которую дают на высоких ISO 12-мегапиксельная Canon 5D и, к примеру, Sony A700, имеющий такое же разрешение, но меньший размер матрицы. Чем больше сенсор, тем меньше шумы и шире динамический диапазон (охват яркостей между самой светлой и темной точками изображения).

Минус full frame-камер — виньетирование и падение резкости по краям кадра. Оно обусловлено особенностями оптики и светочувствительных ячеек. Матрицы «правильно» улавливают только фронтальный свет, а ближе к периферии кадра он падает под углом, что приводит к заметному падению детализации и яркости на этих участках. Пленочные камеры избавлены от этого недостатка, потому что для светочувствительной поверхности пленки совершенно неважно, под каким углом на нее падает свет.

Чем меньше матрица, тем больше глубина резкости. При съемке портрета с помощью Canon 5D на диафрагме f/2,8 резким может быть, например, только часть лица модели. А если у вас в руках псевдозеркалка Fuji S9600, то при той же диафрагме резкой будет вся модель целиком. Для макро и пейзажей изображение должно быть резким — здесь хороши зеркальные Олимпусы и качественные компакты вроде упомянутого Fuji S9600. При съемке портретов, напротив, нужен красиво размытый фон и пластичная картинка, передающая нюансы тональности. Лучшим вариантом здесь будет студийная камера среднего формата с цифровым задником.

z

Среднеформатная камера Hasselblad h4c

z

Пути прогресса

Качество изображения, полученного с помощью цифровой камеры, зависит не только от площади кадра, но и от структуры элементов, отвечающих за формирование картинки, и от потерь на этапе превращения «сырого» аналогового сигнала в цифровое изображение (разрядности аналогово-цифрового преобразователя, алгоритма баеровской интерполяции). На соотношение детализация/шум непосредственное влияние также оказывает интенсивность фильтра низких частот (low-pass filter), расположенного перед матрицей. Даже при идентичных матрицах камеры одних производителей обходят другие в плане качества картинки. За счет большего размера микролинз, которые размещены перед каждым пикселем и отвечают за формирование светового пучка, в новой зеркалке Canon 40D удалось добиться меньшего уровня шума, чем в любительской 400D, оснащенной, казалось бы, такой же 10-мегапиксельной матрицей.

Самое интересное, что даже при одинаковом размере матриц и разрешении полезная площадь каждого пикселя может варьироваться. Матрицы HR (в компактных камерах) отличаются формой пикселей — в виде шестигранника. Пиксели образуют структуру, похожую на пчелиные соты. Образец из природного мира подсказал инженерам, как можно более эффективно использовать площадь матрицы. Результат: компактные камеры Fuji, вроде F31fd или S9600, несмотря на крохотную матрицу, приближаются к зеркалкам по качеству картинки.

Точно такая же структура имеет место и в «профессиональных» матрицах Super CCD SR, которыми оснащены зеркальные модели Fuji (в том числе новая S5 PRO). Она дополнена другой полезной находкой инженеров: под каждой микролинзой находится шестиугольный S-пиксель, формирующий информацию о цвете, и дополнительный R-пиксель меньшего размера, который реагирует на сильный свет. Строго говоря, R-пиксель не увеличивает детализацию: микролинза одна на пару разных пикселей. Он выполняет функцию саббуфера, позволяя получать изображения с лучшим «объемом». Перепад яркостей (динамический диапазон) на каждом участке может достигать существенно большего значения, чем в случае обычной матрицы. А это позволяет спокойно снимать с прямой вспышкой, не опасаясь пересветов и получая при этом хорошо проработанное изображение в тенях. Для приверженцев Fuji данная особенность намного ценнее, чем абстрактная разрешающая способность, измеряемая тестами.

z

Sigma SD14

z

Альтернативный вариант предлагает Sigma, использующая трехслойные матрицы Foveon X3. В обычной матрице, придуманной инженером Kodak Баером в конце 70-х, цвет достигается за счет группы из четырех пикселей — красного, синего и двух зеленых (в зеленом больше информации о яркости). Все бы хорошо, но при большом увеличении мы видим мутную картинку — это связано с самим принципом получения изображения. Проблема частично устранима методом сложной обработки в программе Photoshop (или процессором вашей камеры). В основе «революционной» матрицы Foveon — свойство кремния пропускать лучи различного цвета на разную глубину. Пиксель конечного изображения требует сразу трех ячеек матрицы, расположенных последовательно друг за другом, на разных слоях. Каждый слой обеспечивает разрешение 2652 x 1768 пикселей (4,7 Мп). На выходе получаем изображение, где каждый пиксель имеет строго точный цвет, что дает превосходную резкость при печати небольших форматов (до А4). Недостаток такого подхода — невысокое по современным меркам разрешение. Новая зеркалка SD14 имеет общее разрешение 14 Мп, но эффективное, конечное разрешение картинки не достигает даже 5 Мп. Компания Olympus сумела устранить главный минус своих прежних моделей — плохое качество на высоких ISO. Отставание новых зеркалок Olympus и Panasonic от большинства конкурентов не превышает одной ступени ISO (при отключенном шумодаве). За счет лучшего в истории стабилизатора изображения в профессиональной модели E-3 (до пяти ступеней) на этот недостаток можно просто не обращать внимание!

Цифровые зеркалки с полноформатной матрицей становятся более доступными, но это вовсе не означает, что метод улучшения картинки за счет увеличения площади матрицы — единственная дорога к идеальному качеству картинки. Есть много вариантов добиться того качества, к которому мы стремимся, не выходя за рамки «кропа», акцентируя внимание на внутренних характеристиках пикселя, более разумно используя имеющуюся площадь.

z

Fuji S5 Pro

prophotos.ru

Размер матрицы и что такое кроп фактор — 100dorog.org

 Немного истории.

 

            Совсем недавно были времена, когда в фотоаппаратах и видеокамерах использовали фотопленку, а не светочувствительную матрицу или сенсор. И большинство специалистов говорили, что по качеству никогда не сможет электронный чип заменить пленку. В те времена большинство фотографов использовали фотопленки с форматом кадра 36х24 мм. Стали появляться все больше фотоаппаратов и видеокамер с электронным сенсором внутри и постепенно они вытеснили пленочное оборудование и в любительской и в профессиональной сфере. Сначала такие сенсоры были больших размеров и с малым количеством мегапикселей. Потом количество мегапикселей стало стремительно увеличиваться. Размеры матриц при этом уменьшались. Дошло до того, что матрицы начали помещаться на спичечной головке и при этом иметь больше 10 мегапикселей. Понятно, что качество картинки при этом нельзя назвать удовлетворительным. Матрицы и оптика к ним стали настолько малыми по размеру, что их уже спокойно можно было ставить даже в мобильные телефоны. Мобильные телефоны стали конкурировать с любительскими видеокамерами и на сегодняшний момент практически вытеснили их с рынка. И только благодаря тому, что фотоаппараты имели большие по физическому размеру сенсоры и при этом они тоже могли снимать видео, они не только сохранились на рынке, но и заняли свое достойное место в профессиональном и любительском  фото и видео деле.

 

 

Размеры сенсора.

 

           Иногда приходится видеть в интернете картинки, на которых изображены сравнительные размеры разных матриц. Эти картинки никак не отражают настоящие физические размеры матриц и имеют только относительные размеры. Покупатели начинают думать, что они покупают камеру с большим сенсором, а на самом деле сенсор там стоит «микроскопических» размеров. И как бы ни старались производители, какие бы мощные процессоры они не «запихивали» в камеру, улучшить качество уже не получится. Неминуемо будут возникать шумы, хроматические аберрации, засветка соседних пикселей и другие явления, отрицательно влияющие на качество картинки. Например Panasonic в своих последних любительских видеокамерах ставил не одну, а сразу три матрицы, каждая из которых принимала свой цвет: красный, синий или зеленый. Потом картинки объединялась в одну, и на изображении не было заметно смещения по цвету. Но физические размеры матрицы в камере Panasonic TM900 всего 3х2 мм каждая, и качество все равно уступает качеству изображения с одноматричных камер, но с большим физическим размером сенсора.

 

 Размеры матриц на картинке изображены с большим увеличением и не соответствуют их реальным размерам.

 

 

             Видимо, чтобы окончательно запутать пользователей и чтобы они не понимали ситуацию, производители стали обозначать размеры светочувствительных сенсоров в дюймах. Только эти дюймы не имеют никакого отношения к настоящим дюймам, которыми измеряют длину. Например, ставшие сейчас популярными матрицы в 1″ — дюйм, применяемые на фотоаппаратах Nikon 1 и Sony RX100 имеют физический размер примерно 13х9 мм. По диагонали такая матрица имеет 16,4 мм (Sony Cybershot DSC-RX100). Для справки: реальный один дюйм равен 2,54 сантиметра.  Или есть такой «экзотический» размер сенсора — 1.5″ (18.7 х 14 mm) – ставится на камеры Canon G1X.

 

 

Реальные размеры наиболее популярных сенсоров представлены на следующей картинке:

 

 

 

 

 

 

Кроп фактор — Crop Factor

 

             Для того, чтобы фотографам как можно более «безболезненно» перейти с пленки на цифровой сенсор, производители стали делать самый крупный сенсор такого же размера как и кадр фотопленки – 24х36 мм. Такой сенсор принято считать полнокадровым или фулл фрейм (Full Frame). Соответственно кроп фактор для него приравняли к единице. Кстати, из-за этого многие ошибочно считают, что раз кроп фактор равен «1», то такую матрицу нужно принимать за эталон качества.

 

             Чем меньше матрица, тем выше будет кроп фактор. Измеряется он в относительных размерах матрицы к размеру 36х24мм. Таким образом, если мы возьмем следующий популярный размер матриц – примерно 25х16 мм, обозначаемый как APS-sensor (APS-C, APS-H  или DX), то кроп фактор для таких матриц будет примерно равен 1,5. Значит физический размер такой матрицы в полтора раза меньше полнокадрового. Сенсоры такого размера ставятся во многие зеркальные и беззеркальные камеры таких производителей как Canon, Nikon и Sony.

 

Panasonic и Olympus применяют в своих аппаратах сенсор обозначаемый как 4/3″. Физические размеры примерно – 17,3х13,0 мм. Кроп фактор равен 2.

 

Дальше идет уже упоминавшийся выше размер матрицы  1″ — кроп-фактор равен 2.7

Сенсор 2/3″  –  кроп фактор = 4

1/1.8″ — кроп фактор примерно равен 5. Сейчас это редкий размер сенсора и тут важно его не перепутать с 1/8. (Сенсор размером 1/8″ — это размер просто «микроскопических» матриц, которые ставят на самые дешевые видеокамеры и в мобильные телефоны).

1/1.7″ (примерно 7,5 х 5,5 мм) = 4,6 crop factor (Canon S100, Olympus XZ-1, Panasonic LX-5)

1/2,3″ соответствует 6,17 x 4,55 мм (1/2,33″ — 6,1 x 4,6 мм) — кроп фактор примерно 6

1/3″ матрица — кроп фактор = 7.2

1/6″ – кроп фактор = 14,7

 

 

             Важно заметить, что к размерам сенсора никаким образом не имеют отношения мегапиксели «втиснутые» в эту матрицу. Чем больше мегапикселей в матрице одинакового размера, тем значит меньше каждый отдельный светоприёмный пиксель. Высокое разрешение иногда достигается методом интерполяции – информацию с одного реального пикселя расписывают на несколько несуществующих и таким способом фиктивно увеличивают мегапиксели матрицы. На мой взгляд, последний способ является прямым обманом покупателей.

 

Пример: возьмем и сравним новый полноразмерный full frame сенсор Nikon D800 с 36,3 мегапикселей и Sony NEX-5N с APS-C сенсором  (23,4×15,6 мм) с 16 мегапикселями. Получаем 16Х1,5 (кроп фактор) = 24 мегапикселя. Значит, если бы мы разместили точно такие же пиксели как в NEX-5N на полноразмерном сенсоре, то они получились бы больше по своему размеру, чем у нового Nikon D800. Слава Богу, последнее время производители одумались и «гонка мегапикселей» уже в прошлом.

 

Очень важно:

             Если взять две камеры с объективами с одинаковым фокусным расстоянием и при этом с разными физическими размерами матриц, то мы получим изображение с разными фокусными расстояниями. Чтобы избежать путаницы, принято значение фокусного расстояния приводить к тому, какое оно было бы для полноразмерной матрицы, тоесть умножать его на кроп фактор данной конкретной матрицы.

Например, мы имеем аппарат с сенсором APS-C (кроп 1,5) и объектив 18-55 мм. Значит в реальности мы получим снимки как если бы мы снимали на полноматричную  (full frame) камеру с объективом 24-82 мм. Получается, что при одинаковых объективах, наиболее широкоугольную картинку мы можем получить только с самой крупной по размеру матрицы.

 

 

 

Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям в социальных сетях (кнопки ниже) — 217926

Похожие статьи:

Фото-видео камеры → Фотоаппарат для путешествий

Фото-видео камеры → ГРИП и что такое диафрагма и как она влияет на глубину резкости

Фото-видео камеры → Светосила объектива

Фото-видео камеры → Panasonic GF3 в сравнении с Sony NEX-5

Фото-видео камеры → Какие бывают объективы — широкоугольные и длиннофокусные

100dorog.org

Размер матрицы имеет значение.

Одним из самых важных и основных параметров любой фототехники являетсявеличина светочувствительного сенсора фотоаппарата. И речь здесь идет не о мегапикселях, а о реальной физической площади светочувствительного элемента.

Что такое кроп фактор

Раньше большинство фотографов снимали на пленочные фотоаппараты, которые использовали так называемую 35мм пленку (стандарт пленки с далеких 1930 годов). То были довольно давние времена, а где-то начиная с 2000 года очень популярными стали цифрозеркальные фотоаппараты (ЦЗК), принцип работы которых остался такой же, как и в пленочных камерах, но вместо пленки ЦЗК начали использовать электронную светочувствительную матрицу, которая и формирует изображение.

Вот только цена на изготовление такой матрицы в сотни раз дороже обычной пленки. В связи с огромной ценой на изготовления аналога 35мм пленки и общей сложностью изготовления огромной матрицы с миллионами транзисторов, ряд производителей начали выпускать камеры с кропнутой матрицей. Понятие ‘кропнутая матрица’ означает, что речь идет о матрицы меньшего размера за стандартный размер 35мм пленки.

Кроп-фактор (Crop – от английского «резать») — это показатель для кропнутых матриц, он измеряет соотношения диагонали стандартного кадра 35мм пленки к диагонали кропнутой матрицы. Самые популярные кроп факторы среди ЦЗК, это K=1.3, 1.5, 1.6, 2.0. Например, К=1.6 означает, что диагональ матрицы камеры в 1.6 раза меньше за диагональ полнокадровой матрицы или за диагональ 35мм пленки.

На самом деле не все ЦЗК оснащены кропнутой матрицей, сейчас существует очень много камер, у которых размер матрицы равный размеру35мм пленки, а K=1.0. Фотоаппараты, у которых имеется матрица размером с классическую 35мм пленку, называются полнокадровыми цифрозеркальными камерами.

Кропнутые камеры обычно являются APS-C камерами с K=1.5-1.6, или APS-Hкамерами с K=1.3. Полнокадровые камеры называют Full Frame, или APS камерами. Для примера, кропнутые камеры APS-C Nikon именуют Nikon DX, а полнокадровые APS имеют название Nikon FX.

DX (кропнутая камера, APS-C типа, К=1.5) имеет матрицу с размерами приблизительно 23.6 на 15.8 мм, площадь такой матрицы буде равна 372,88 кв.мм.

FX (полнокадровая камера, APS типа, К=1.0) имеет матрицу с размерами приблизительно 36 на 23.9 мм, площадь такой матрицы буде равна 860,4 кв.мм

Теперь поделим площади матриц и получим, что DX матрица меньше полнокадровой матрицы в 2,25 раза. Чтобы быстро посчитать реальную разницу в физических размерах полнокадровой и кропнутой камеры, достаточно возвести в квадрат кроп фактор. Так, DX камеры используют кроп фактор K=1.5, получим, что площади у DX и FX камер разнятся на1.5*1.5=2.25 раза.

На что влияет размер матрицы?

Уровень шума при использовании на высоких значениях ISO. Чем больше матрица, тем меньше паразитных шумов она дает – достаточно сравнить два снимка при одинаковом ISO с двух камер DX и FX формата. Обычно полнокадровые камеры имеют намного большие пределы максимального значения ISO.Размер матрицы влияет на управление ГРИП – глубину резко изображаемого пространства. Чем больше матрица – тем меньше ГРИП (в сравнении для одного и того же объектива с разными матрицами, но одинаковой компоновкой кадра) и тем проще отделить задний фон от предмета в зоне резкости. Это непосредственно влияет на интенсивность боке. И если у Вас обычный цифровой компакт с маленькой матрицей, то даже с светосильным объективом не получится добиться хорошего размытия заднего фона.В общем случае размер матрицы влияет на цветопередачу, тоновые поправки иДД (Динамический диапазон).Размер матрицы влияет на типы объективов, которые можно использовать с фотокамерой. Это очень важно: объективы от кропнутых матриц нельзя или крайне нежелательно использовать для полнокадровых камер. А наоборот можно, только при этом еще нужно учитывать фактор, о котором поговорим ниже.

Если мы установим стандартный (для примера) объектив с фокусным расстоянием в50мм на кропнутую камеру и посмотрим в видоискатель, то увидим, что угол обзора стал уже, нежели с тем же объективом на полнокадровой камере. Не волнуйтесь, с объективом все в порядке, просто из-за того, что матрица кропнутой камеры меньше, она «вырезает» только центральную область кадра, как показано на примере ниже.

Разница между кропнутой и полнокадровой камерой. Первый снимок сделан на полнокадровую камеру и объектив 50мм, второй снимок сделан на кропнутую камеру и тот же объектив. Угол обзора на кропнутой камере стал меньше.

При этом у многих людей складывается мнение, что меняется фокусное расстояниеобъектива – но это просто иллюзия. На самом деле меняется угол обзора, который человек наблюдает в видоискателе, фокусное расстояние объектива не изменяется. Фокусное расстояние — это физическая величина объектива и она будет оставаться такой же на любой камере. Но из-за такой иллюзии удобно говорить, что на кропнутой камере видимая картинка подобна объективу в 75мм (50мм*1,5=75мм) при использовании на полнокадровой матрице. То есть, если взять два штатива и две камеры – одну полнокадровую, другую кропнутую и на полнокадровую прикрутить объектив с фокусным расстоянием 75мм, а на кропнутую с фокусным расстоянием в 50мм – то в конечном итоге мы увидим идентичную картинку, так как углы обзора у них будут одинаковые. Пересчитанное фокусное расстояниеназывают Эффективным Фокусным Расстоянием, сокращенно ЭФР. ЭФР пересчитывается даже для кропнутых объективов, таких как Nikon DX и Canon EF-S.

Снимок на полнокадровую камеру в полнокадровом режиме

И пример того же снимка, снятого с той же дистанции, без изменения настроек, но только в кропнутом режиме:

Снимок на полнокадровую камеру в DX режиме. Видна разница в угле обзора. DX режим, или DX камера как будто вырезает с оригинального изображения, которое дает объектив, только центральную область.

Фактически, при использовании объективов от Фул фрейм камер на кропнутых камерах мы получаем некие весомые преимущества:

Уменьшается угол обзора, делая из стандартного объектива – телевик, а с телевика – супер телевик. Так используя телевик в 300мм мы получим угол обзора такой же как и в 450мм объектива на 35мм пленку. Это довольно отличная возможность за не большие деньги купить дешевый зум-телевик и в силу кроп-фактора получать сильное приближение.В силу того, что полнокадровые объективы работают только центральной областью на кропнутых камерах, можно избавиться от таких дефектов картинки как виньетирование, падение разрешающей способности по краям кадра, дисторсии. В центральной области кадра качество изображения максимальное.

Также, используя объективы от кропнутых матриц мы получаем удешевление объективов. Хотя тут есть свои минусы. Объективам от кропнутых камер нужно крыть меньший участок светочувствительного элемента, а значит можно использовать меньше дорого стекла, сделать меньший вес и т.д. Хотя, покупая объективы для кропнутых матриц и при переходе на полный кадр придется дополнительно покупать новые объективы для полного кадра. Советую ознакомится со смежной статьей —различия объективов Nikon, и — Особенности кропнутых камер и объективов

Выводы:

Кропнутые камеры (кропнутые матрицы) — это просто матрицы меньшего размера, и для того, чтобы понять величину уменьшения матрицы используют понятие кроп фактора. Кроп фактор удобно использовать для пересчета эфективного фокусного расстояния полнокадровых объективов при их использовании на кропнутых камерах. Чтобы пересчитать фокусное расстояние объектива на кропнутой камере достаточно умножить его на кроп фактор.

 

fotopoisk.com.ua

Шаг пикселя, размер фотодиодов и „шумность“ матрицы

За странным названием „Шаг пикселя“ скрыва­ется обозначе­ние расстояния между центрами соседних пикселей (фотодио­дов) на матрице фотоаппарата. Чем больше это расстояние, тем больше, как правило, и сами фотодиоды. А чем больше физический размер фотодио­дов, тем больше света они могут „собрать“ в один момент времени, то есть когда при нажатии на кнопку спуска затвор камеры открывается и матрица освещается потоком света заданной интенсив­ности. При этом каждый фотодиод генерирует электрический ток, который считывается, усили­вается и наконец преобразо­вывается в цифровые данные будущего фотоснимка. Сила электри­ческого тока (сигнала), возникающего при осве­щении фотодиодов, пропорциональна количеству света, попавшего на них. При плохой освещён­ности снимаемой сцены ток от фото­диодов поступает слабый, и чтобы из-за слабого сигнала не получить „чёрную ночь“ на фотографиях, его приходится усиливать. Повышение значе­ния ISO при котором Вы снимаете — это и есть усиление сигнала, поступающего от фото­диодов. К сожале­нию, вместе с полезным сигналом, несущим информацию о будущем фото­снимке, усилива­ется и цифро­вой шум, т. е. бесполезная, вернее, неправильная информа­ция. На конечной фото­графии цифровой шум проявляется в виде хаотически разбросанных пикселей случайного цвета и яркости.

А теперь вернёмся немного назад: чем больше шаг пикселя, тем крупнее фотодиоды. А чем больше размер фотодиодов, тем больше информации о будущей фотографии они могут собрать без значительного усиления сигнала. То есть, по величине шага пикселя можно судить о том, насколько „шум­ной“ будет матрица в сравни­ваемом фотоаппарате или насколько высоким будет уровень шумов при высоких значениях ISO в конечных фотографиях. Мале­нький шаг пикселя — высокий уровень шумов, большой шаг пикселя — низкий уровень шумов.

Устройство одного светочувстви­тельного элемента матрицы. 24-мегапиксельная матрица состоит из 24 миллионов таких элементов.
Источник: Olympus America Inc. Описанное выше можно считать за элементарное правило, с помощью которого можно при­мерно сравнить две матрицы на предмет их предположительной „шумности“. Конечно, про­гресс не стоит на месте, и если всего какое-то десятилетие с неболь­шим назад матрицы с шагом пикселя меньше чем 6 микро­метров считались шумными, то теперь производители ухитря­ют­ся делать матрицы с шагом пикселя по 4 или даже по 3 микрометра, уровень шумов которых иногда приятно удив­ляет. Но всё равно, полно­форматная матрица с разре­шением 20 Мп и шагом пикселя 6,6 мкм всегда будет шуметь на порядок меньше, чем, напри­мер, матрица Four Thirds с теми же 20 Мп и шагом пикселя 3,3 мкм.

Низкочастотный фильтр.

Оптический низкочастотный фильтр (НЧ фильтр, low-pass или anti-aliasing filter) применя­ется в большинстве фотокамер с матрицами, на кото­рых установлен цветной фильтр Байера. НЧ фильтр специально размывает мельчайшие детали изображения, чтобы предотвра­тить возникновение муара и цветовых артефактов в конеч­ных снимках. Муар — это опти­ческое явле­ние, приводящее к возникновению нежелатель­ного узора на фотографиях, в сценах с мелкими регулярными струк­ту­рами.

Ярко выраженный муар на фото­графии клетчатой ру­башки. Сни­мок сделан камерой без низкочас­тот­ного фильтра.

Например, муар может возник­нуть при съёмке ткани с очень мелким сетчатым рисунком. В этом случае регулярная струк­тура фильтра Байера накла­дывается на рисунок ткани, что приводит к интерференции и возникновению муара. Вот почему матрица с цветным фильтром 6×6 в камерах Fujifilm не требует дополнительного НЧ фильтра — структура располо­же­ния первичных цветов в нём гораздо менее регулярна, чем структура расположения цветов в фильтре Байера.

Отсутствие низкочастотного фильтра на матрице повышает резкость конечных фотографий. Однако, не следует забывать, что резкость снимков гораздо сильнее зависит от качества используемого объектива. По­это­му разница в резкости фотографий, отснятых камера­ми с НЧ фильтром и без него, будет заметна только при использовании объективов с очень хорошим разрешением, цена которых, как правило, весьма высока.

В последнее время многие фирмы-производители стали отказываться от применения НЧ фильтра в некоторых моделях, оснащённых фильтром Байера. Конечно, прежде всего это умный маркетинговый ход — редкий покупатель камеры не хочет, чтобы его фотографии были порезче. Но, с другой стороны, с постоянным ростом разрешения светочувствитель­ных матриц необхо­димость при­менения НЧ фильтра становит­ся всё меньше и с физической точки зрения. Дело в том, что для возникновения муара регулярная струк­тура в кадре и регулярная структура матрицы должны быть сопоставимы по своему масштабу. А с увеличе­нием количества пикселей структура матрицы, заданная цветным фильтром, стано­вится всё мельче и мельче. Можно сказать, что для большинства сцен опасность возникновения хорошо различимого муара — на фотографиях отснятых с матриц разрешением примерно в 24 Мп и выше — не велика. Но это не означает, что с 36-мегапик­сельной камерой Вы будете полно­стью застрахованы от муара. Так что если Вы часто фотографируете одежду, или у Вас в студии обои в мелкую клеточку ☺, лучше покупайте камеру с НЧ фильтром.

Форматное соотношение.

О нативном или „родном“ фор­матном соотно­шении камеры много писать не нужно. Это всего-лишь соотношение шири­ны кадра к его высоте, со­ответствующее формату матри­цы. На рынке существуют каме­ры двух форматных соотно­ше­ний: с матрицами (Micro) Four Thirds, с форматным соотноше­нием 4:3, и все остальные камеры с соотношением 3:2. Сравнение величи­ны формат­ного соотношения сегодня почти потеряло свой смысл из-за того, что большинство современных цифровых фотокамер позволя­ют изменять формат снимков по желанию поль­зователя. Один факт стоит, однако, принять во внимание: после изменения форматного соотно­шения с нативного на не нативное для снимка используется уже не вся поверхность матрицы, т. е. прямо в камере происходит обрезание части информации, которая могла бы быть на фотографии.

camspex.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *