Советы и лайфхаки

Работа с естественным светом при фотосъемке – 10 ключевых принципов работы с естественным освещением при фотосъемке | Фотошкола Genesis

Содержание

10 ключевых принципов работы с естественным освещением при фотосъемке | Фотошкола Genesis

Естественное освещение – один из важнейших и при этом бесплатных инструментов для любой фотосъемки. Когда фотографу неизвестны принципы работы с ним, не поможет даже покупка дорогих вспышек. И если вы все еще считаете, что сможете обойтись зеркальной камерой и хорошим объективом, чтобы добиться качественных фотографий – не читайте дальше. Эта статья для тех, кто уже осознал, что без понимания света невозможно быть хорошим фотографом.

А теперь о принципах.

1. Следите за тем, как меняется естественный свет

Естественный свет постоянно меняется в течение дня. Обратите внимание на фотографии выше. Фотография слева снята в сумерках, кадр посередине – на восходе, а справа – в полдень. Если вам непонятны эти изменения, более подробно о характеристиках света вы можете прочитать в другой статье о солнечном свете. Фотографу понимание этих свойств дает возможность угадать, в какое время дня та или иная сцена будет выглядеть более привлекательно и вернуться туда в то время, когда освещение при фотосъемке будет его устраивать.

2. «Плохого» или «хорошего» света не бывает

Многие фотографы считают свет «хорошим» только в режимное время (до заката или после восхода) и предпочитают снимать только с использованием такого света. Дневной свет солнца в полдень они считают жестким и неподходящим для съемки. На самом деле, такой подход очень ограничивает творческие возможности.

Благодаря золотому оттенку и мягким переходам режимное время очень ценят в пейзаже или в сюжетах, когда нужно передать красоту места съемки или человека. Но не все сюжеты несут такой смысл. Фотография ниже – яркий тому пример.

Фотограф хотел передать тяжесть ручного труда под палящим солнцем. Если бы этот сюжет был снят в режимное время, он бы выглядел неправдиво и романтично.

3. Наблюдайте за светом

  • Наблюдайте за светом каждый день, вне зависимости от того, под рукой ли фотоаппарат.
  • Наблюдайте за тем, как освещение взаимодействует с окружающими вас предметами: частицами пыли, водой и т.д.
  • Обратите внимание, как меняется светотень, когда вы перемещаетесь из одного места в другое.
  • Следите за тем, как используют освещение в своих работах знаменитые фотографы или просто авторы, которые вам нравятся.

Чем больше вы наблюдаете, тем легче вам будет узнать тот или иной вид освещения в процессе фотосъемки и использовать его. Фотография выше получилась только потому, что фотограф знал о свойствах света в таких условиях. Он знал, что под этим углом узконаправленный свет в сочетании с дымом дает живописные лучи. Узконаправленный свет падал через дверной проем, и фотограф акцентировал его еще сильнее, попросив приятеля прикрыть дверь, чтобы луч стал еще более узким.

4. Экспериментируйте. Если вас заинтересовала сцена или освещение, сфотографируйте ее, пусть даже для того, чтобы увидеть, какой она будет на фотографии

Вне зависимости от того, как часто вы наблюдаете за светом и как много вы о нем узнаете из полезных статей, чтобы понять, как он работает, нужно фотографировать. Не ожидайте шедевров от своих экспериментов – вам нужно просто понять, как ведет себя свет на практике. Так получилась фотография ниже: автор увидел контровой свет и одновременно заметил, что свет также падает у него из-за спины, освещая лица людей. Он сделал несколько кадров с разной экспозицией и получил хороший результат:

5. Выбирайте экспозицию с учетом последующей обработки на компьютере

Какой бы дорогой не была камера, далеко не все сцены умещаются в ее динамический диапазон. Фотографу все время приходится чем-то жертвовать – либо светами, либо тенями. Чаще всего такие жертвы при съемке можно легко компенсировать при последующей обработке, поэтому при съемке думайте о том, что вы сможете скорректировать в Photoshop или Lightroom, а что – нет.

Например, оригинал фотографии выше явно недоэкспонирован – лица и фигуры людей очень темные. Однако если бы фотограф выставил экспозицию по людям, то небо оказалось бы пересвеченным, чего в графическом редакторе не восстановить. Напротив, недоэкспонированный кадр удалось легко оживить с помощью обычной команды «Света/Тени» в Lightroom, высветлив темные области.

6. Дождитесь нужного освещения

Самый простой и самый затратный по времени способ контролировать естественный свет – дождаться нужного освещения. Ждать можно несколько минут (например, чтобы солнце вышло из-за облаков), несколько часов (например, рассвета или заката) и даже несколько недель (например, чтобы сменились погодные условия).

Фотография выше получилась только потому, что фотограф наблюдал за природным явлением в этом регионе и на съемку приехал уже подготовленным. В это время года утро часто бывало туманным до восхода, но как только солнце всходило, туман рассеивался, поэтому самый выразительный кадр мог получиться только в первую минуту восхода. Именно этого момента и дождался фотограф.

7. Используйте рассеянный свет

Самостоятельно рассеять естественное освещение невозможно, поскольку его источник – это солнце. Именно поэтому самый простой способ добиться рассеянного света – контролировать положение камеры и объектов съемки относительно солнца. Например, можно попросить модель зайти в тень (или переставить объект съемки в тень) – в тени свет хорошо рассеивается. Фотография выше снята в яркий солнечный день. Прямой свет солнца был очень жестким и не подходил для сюжета, поэтому фотограф попросил моделей зайти в тень дома.

Свет можно рассеивать с помощью отражателей и рассеивателей. Эффект будет таким же, и, к тому же, отражатель может быть всегда под рукой. Чтобы рассеять солнечный свет в комнате, можно просто задернуть занавески.

Конечно, невозможно рассеять свет для больших объектов, таких как высокие здания и горы. В этом случае остается только ждать природного рассеивания – например, облаков или заката.

8. Учитывайте направление света

Похожим образом можно контролировать направление естественного освещения при фотосъемке – перемещаться относительно источника света (солнца или, например, окна в комнате) и располагать моделей так, чтобы свет ложился ровно.

Вот яркий пример такого контроля – чтобы создать силуэт, фотограф встал напротив источника света, так, чтобы модели находились между камерой и солнцем. Таким образом, он получил контровой свет.

Но приятнее всего то, что способов направить свет – огромное количество, и все они зависят от положения фотографа и, конечно же, положения модели. Фотография ниже – еще один хороший пример наблюдательности фотографа. Обратите внимание, какой яркий ореол создал свет вокруг пожилой женщины и коровы. Чтобы получить такое интересное свечение, фотограф снимал под особым углом – так, чтобы солнце освещало объекты сзади и немного сбоку. Именно в таком направлении ему удалось создать интересную подсветку.

Следующий кадр иллюстрирует контроль фотографа над направлением света в помещении. Самый простой способ создать такую схему – расположить объект съемки ближе к источнику света, в данном случае, дверному проему. Результат может быть очень выразительным, особенно если в комнате не очень светло. В таких условиях освещения наблюдается интересный переход тонов от светлых к темным, что придает фотографии дополнительный объем.

Конечно, в отличие от людей, горы и другие природные объекты двигаться не могут. Поэтому, как и с рассеиванием света, нужное направление придется ждать.

9. Старайтесь отразить свет

Свет отражается от различных поверхностей. Самый простой способ отразить его направленно – использовать отражатель (лайт-диск), как это сделано на фотографии выше. Рассеянный свет был слишком плоским и блеклым, и чтобы оживить изображение, фотограф задействовал лайт-диск.

Солнечные лучи отражаются от поверхности лайт-диска на объект съемки. Сильнее всего эффект отражателя заметен, если модель находится в тени, где свет рассеян. В данном случае фотографу помог друг, который встал на расстоянии 5 метров от модели и расположил лайт-диск так, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Затем диск был развернут в сторону модели, и отраженные лучи солнца подсветили его лицо.

Отражатель может быть и природным. Почти все ровные поверхности в той или иной степени отражают свет. Особенно сильный эффект отражателя дают вода, снег и даже песок. В условиях города лайт-диском становятся стены домов и асфальт.

10. Ищите несколько источников света

Такие условия обычно возникают в закрытых пространствах. Источниками света служат дверные проемы или окна, если их несколько.

На фотографии выше мужчина освещен контровым светом (об этом говорит ореол), и одновременно хорошо видны черты его лица. Все потому, что один источник света (окно) находится сзади мужчины, а другой – спереди (дверной проем, к которому он идет – нет в кадре).

В похожих условиях снята и следующая фотография. Основной источник света здесь – окно в левой части кадра. Оно создает переход от светлых тонов к темным, отчего модели смотрятся объемно. Второй источник света – еще одно окно, которое находится прямо за спиной фотографа. Поскольку окно занавешено, свет рассеивается и играет роль заполняющего освещения (слегка подсвечивает тени).

Заключение

В завершение статьи хочется напомнить, что естественное освещение – это всего лишь инструмент. Не нужно делать из него самоцель и фотографировать только ради «красивого» света. Свет должен быть лишь основой для творческих сюжетов. И, конечно же, лучшее, что вы можете сделать для повышения своего профессионального уровня – как можно больше фотографировать. Все описанные выше приемы нужно обязательно применить на практике.

Автор статьи и фотографий: фотограф Митчелл Канашкевич (Mitchell Kanashkevich)
Перевод Екатерины Симаченко

с вашего сайта.

www.si-foto.com

Особенности съемки при дневном свете.

Поделиться статьёй:

Естественное освещение создает идеальные условия для рождения ярких, живописных кадров. Перед фотографом открываются возможности игры с тенями, контрастами, световыми акцентами. Но вместе с тем под открытым небом снимать сложно, необходимо учитывать особенности каждого из временных периодов и в соответствии с этим комплектовать свой фоторюкзак.

Содержание статьи:

Хотите, чтобы ваши творческие задумки эффектно вписались в пространство кадра, учитывайте характеристики конкретного времени суток и будьте готовы к погодным капризам. В статье подробно распишем периоды активности солнца и дадим полезные советы по фотосъемке.

 

Естественное освещение

От освещения зависит цвет, контрастность, яркость, характер снимка, его эмоциональная выраженность. Даже самая удачная композиция может потерять свою художественную идею. Размытый контур, мутация цветовой палитры, потеря концептуальных акцентов — к таким последствиям может привести неправильно “пойманный” свет.

Давайте разберемся, от чего зависит естественное освещение, как добиться оптимальных условий съемки:

  • Астрономические факторы. Речь идет об особенностях конкретного географического расположения. Южные и северные страны отличаются яркостью солнечных лучей в один и тот же промежуток времени.
  • Обратите внимание:
  • Даже летом в Сибири свет в зените не будет таким ярким, как, к примеру, в Сочи. Планируя фотосессию в выбранном вами месте, учитывайте эти особенности.
  • Метеорологические характеристики. Как не крути, но под открытым небом съемкой верховодит погода. В ясный день освещение позволяет сделать яркие, контрастные, выразительные кадры. Цвета будут сочными, каждая деталь композиции выполнит свою художественную роль. Как только тучи стянут небо, запустится процесс преломления лучей, освещение станет приглушенным, тусклым.

Но, как говорится, у природы нет плохой погоды. И в дождливый день у вас будет возможность сделать интересные снимки. Буйство стихии — ветер, молнии, плачущее небо — обладает особенным настроением. Фотографии получаются вдумчивыми, атмосферными.

  • Дополнительное освещение. Этот фактор важно учитывать при съемке в сумерки, когда солнце уже спряталось за горизонтом, но еще подсвечивает небосклон. Эффектно получаются снимки водной глади на побережье. В кадр можно впустить силуэт человека и сбоку его искусственно подсветить. В темное время суток все зависит от того, что вы хотите получить на фото.
  • Для фризлайт задумок дополнительное освещение станет врагом. Оно не требуется и для городских пейзажей на длинной выдержке. Фотографируете человека, событие, делаете репортажную съемку — без подсветки не обойтись.

Временные периоды съемочного дня

Классификация основана на поведении солнца, его высоте над землей. Планируя фотосессию под открытым небом, профессионалы ориентируются на 4 временных промежутка.

Закат и рассвет

Период низкого стояния солнца — один из самых излюбленных. Ранним утром (летом это время с 4.10 до 4.30), когда небо мягко освещается лучами проснувшегося светила, через объектив можно тонко передать все живописные нюансы пейзажа. Почему освещение в это время суток так ценится фотографами?

Все дело в положении солнца, длине его лучей и спектральной плотности. Появившись над горизонтом под углом в 15 градусов, лучи равномерно распределяются на поверхности земли, оставляют длинные тени.

Ландшафт местности смотрится в красивом объеме, рельефный, красочный, с четко прорисованными деталями — идеальные условия для качественного пейзажного снимка. Но поправка: только в ясную, безоблачную погоду. Между объективом и солнцем появились тучи или плотные облака — исчезнут тени, снимок потеряет контрастность, сочность.

Утреннее время

Этот период отлично подходит для фотосессий на природе. Детские дни рождения, пикники, спортивные активности, репортажи с места событий. В хорошую погоду снимки получаются четкими, красочными, каждый элемент пространства кадра — на своем месте, в контрастно выраженной фактуре.

  • Солнце еще не поднялось высоко, и у вас есть возможность красиво поиграть с тенями.

Эффектные фотографии можно сделать с брызгами воды. Они обретают серебристое свечение, искрятся на солнце. Чтобы остановить капли в воздухе, застопорить динамику момента, профессионалы рекомендуют снимать на коротких выдержках. Пробежка в парке, прогулка с собакой, игры в мяч — утренние часы до 12.00 отлично подходят для кадров в движении.

Обеденное время

В периоде с 12.00 до 15.00 солнце находится на пике активности, в зените. Небесное светило поднимается над землей под углом в 70 градусов, что приводит к резким контрастам. Горизонтальные поверхности становятся засвеченными, а вертикальные — слишком темными. Лучи бьют в верхнюю точку объектов, лишая цветности фронтальные стороны. Фотографы стараются избегать этого времени суток, предпочитая подождать вечера или успеть завершить фотосет до полудня.

Если время не терпит и вам нужно срочно сделать снимок, спасет ситуацию дополнительная подсветка или отражатели. Но человеку, которого вы будете таким образом фотографировать, будет очень некомфортно: палящее солнце и искусственный свет слепят, режут глаза.

Сумерки

Идеальный период для романтического фото, love-story, неспешных прогулок, городских пейзажей. Солнце под углом 60-50 градусов садится за горизонт и открывает новые возможности для съемки. Освещение становится мягким, рассеянным, равномерно распределяет тени, цвета объектов обретают приглушенные, но все еще насыщенные оттенки. Пока солнце окончательно не скрылось за пределы неба, фотографируйте людей.

  • Внимание!
    С темным фоном лица получатся засвеченными, силуэты размытыми. Ночное время идеально для съемки городских пейзажей на большой выдержке. Мосты, очерченные искрящимися лучами фонарей, дороги с автомобилями, улицы и кафе с заманивающими витринами. Пока солнце спит, у города начинается вторая жизнь.

Характер освещения

Теперь рассмотрим разновидности освещения по интенсивности, спектральной плотности и направленности лучей. От этого напрямую зависит композиция кадра. Выделим три основных типа:

  • Направленное. К этой категории относятся прямые солнечные лучи. Один из нюансов, которого необходимо избегать, — темные тени. Направленные лучи хорошо освещают объект, сохраняют сочность оттенков и при этом лишают композиционные элементы кадра красивой, плавной рельефности. Тень получается слишком контрастной. Исправить это можно с помощью отражателей или дополнительной искусственной подсветки.

  • Рассеянное. Здесь противоположный эффект. Лучи солнца, преломленные сквозь тучи и облака, лишают объекты съемки контрастности. Предметы теряют свои тени, в кадре становятся плоскими. Меняется и цветовое восприятие, яркие оттенки становятся приглушенными. При таком освещении хорошо снимать художественные фото с эффектом размытия: туманы над рекой, повисшие на вершинах горы облака.
  • Комбинированное. Оптимальный тип освещения, сочетающий в себе преимущества рассеянного и направленного света. Снимок эффектно отражает предметы с полутенями, красиво очерченным рельефом, цветовой палитрой, контрастностью. Каждый элемент композиции выполняет свою роль. При этом освещении можно снимать как статичные кадры, так и в динамике.

 

Варианты освещения

Стоит выделить разновидности освещения со стороны фотоаппарата, которые обладают своими художественными, композиционными и экспозиционными особенностями:

Переднее или на профессиональном языке — фронтальное

Объекты освещаются под прямым углом, линейно. Это позволяет точно передать цветовые характеристики элементов композиции, выделить их силуэт. Тени при этом контрастные, без плавных переходов в полутонах. Фронтальное освещение при съемке на природе позволяет эффектно запечатлеть пейзажи, городские сюжеты, когда в кадре множество красок и деталей.

Передне-боковое и боковое

Идеально очерчивает предметы, задает им красивые контуры, податливо в управлении тенями. Кадр улавливает плавные переходы тонов и полутонов. Цветность не меняется, а появляется объемная рельефность. При этом освещении особенно удачно получаются архитектурные и арт-объекты, красивые здания, памятники, силуэты людей.

Контровое или контурное

Солнце обращено к объективу. В таких условиях фотограф может контрастно выделить очертание предмета на светлом фоне. Объект теряет тени, точнее они меняют свою сторону — перемещаются на передний план. Новички стараются избегать контрового освещения, а профессионалы намеренно используют его для создания концептуальных художественных кадров.

Съемка человека при естественном освещении

Человек задает фотографии жизнь, динамику, вносит в композицию смысловую нагрузку, характер, темперамент. Фотосессии на улице располагают множеством интересных решений. Но для красивых и качественных кадров необходимо учитывать не только фон. Одна из важнейших составляющих — освещение. В помощь начинающим фотографам дадим полезные советы, как правильно снимать человека под открытым небом:

  • Выбирайте ракурс, который целостно захватит фон, расположит силуэт в нужном месте и сделает композицию органичной и сбалансированной;
  • Избегайте пересвета зданий, на фоне которых снимаете человека. Силуэт при этом получится темным, а строение потеряет свои архитектурные черты, объем;
  • При передне-боковом освещении используйте эффект отражения от плоскости. Расположив человека рядом со стеной, поверните лицо чуть в сторону здания. Так солнечные лучи красиво и емко распределятся по всему силуэту, придадут красивую рельефность без мутации цвета.
  • Усложняют фотосъемку густые деревья в парках. При дневном освещении расположив человека под густыми ветвями, вы получите в кадре множество бликов на лице и пятен (микротеней от листьев). Идеальное место для фотосессии на природе — светлые поляны и опушки.

  • Снимая человека в полдень, когда солнце в зените, следует использовать отражатели или дополнительные источники света. Иначе тени получатся слишком резкими, лицо будет пересвечено, цветность поменяет свою гамму. Профессиональные фотографы избегают этого времени суток. 
  • Самые оптимальные периоды — утренние часы с 9 до 12 и вечер перед закатом.

В выборе времени для фотосессии ответьте на вопрос, что хотите выразить в снимке, какая перед вами стоит задача. Для пейзажей идеальны рассветы и закаты. Люди красиво и выразительно получаются в утреннее время. Город эффектен в вечерние часы. Для фризлайта лучшее время — ночь. Изучите особенности каждого типа и характера освещения и запаситесь дополнительными фото-инструментами, которые помогут осуществить ваши задумки в жизнь.

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

Съемка при естественном освещении

 

После бури и дождя, небо может предоставить в ваше распоряжение фантастическое освещение. Не имеет значения какой у вас фотоаппарат, продуктивность работы любой фотографической техники зависит от умения использовать освещение вокруг. Понимание того, как использовать свет, в данном случае естественный свет, может сделать фотографа с простой компактной камерой более умелым мастером, чем фотографа с дорогим зеркальным фотоаппаратом.

Фотографы часто используют термин «естественный свет «, чтобы описать любой свет окружающей среды, это может быть солнце, уличные фонари или даже костер. В этом уроке мы сузим определение естественного освещения только до света, исходящего от солнца.

Даже с этим определением, важно понимать, что естественный свет может быть различной формы, и в зависимости от формы давать разные результаты.

Большой небесный фонарь

Солнце является единственным источником естественного света. По большому счету, солнце представляет собой огромный небесный фонарь, интенсивность света которого, меняется в зависимости от времени суток и облачности.

В общих чертах, существует три типа света: прямой, рассеянный и отраженный. Как правило, все вещи, которые мы фотографируем, находятся под влиянием этих трех типов света, количество света будет различно в разное время суток.

10 советов для портретной съемки при естественном освещении

Понимание различных типов света

Для лучшего качества фотографирования важно понимать, как именно свет влияет на предмет. Итак, прямые солнечные лучи создают теплые тона, но также способствуют более контрастному изображению. Рассеянный свет, получающийся при большей облачности, снижает контрастность.

Третий тип света – отраженный свет, возникает когда солнечные лучи отражаются от поверхности вблизи предмета. Этот тип света позволяет добавить предмету различные оттенки. Таким образом, если вы будете фотографировать рядом с предметом, расположенным около красной стены — красный тон будет виден на конечном изображении.

Используем естественное освещение в фотографии

Свет меняется со временем

Хотя ваш естественный источник света всегда одинаков, он все-таки может меняться в зависимости от времени суток. Это одна из причин, почему фотографы выходят на съемку рано утром и поздно вечером. Восход и заход Солнца самое лучшее время для создания фотографий, особенно пейзажей, но это также хорошее время для практически любой фотографической съемки.

На восходе и закате солнца освещение будет мягким, и не таким агрессивным, как во время полудня или в остальную часть дня, когда солнце находится высоко в небе. Ранним утром, или поздним вечером, солнечный свет проходит через несколько слоев атмосферы, именно по этому, освещение кажется более теплым. Кроме того, в это время дня тональность света быстро меняется, что дает возможность создавать пейзажным фотографам необыкновенно красивые изображения. В этот час тени от предметов более длинные, что способствует созданию более объемных объектов на снимке. Горные пейзажи, камни и береговая линия будут смотреться более естественно.

Свет меняется с погодой

Свет меняется в зависимости от погоды. Кроме того, время суток, это второй самый важный естественный фактор, влияющий на изменение освещенности. Слой облаков движущихся в небе смягчает свет, который пытается пробиться через тучи. Чем толще слой облаков, тем менее заметными становятся тени.

Мягкий свет создается тогда, когда небо покрыто облаками. Это время будет идеальным для создания фотографий цветов, а так же для портретов. Такое освещение может показаться скучным, но на самом деле оно открывает интересные возможности в съемке дикой природы. Многие фотографы стремятся фотографировать диких животных с пасмурным светом, потому что в этом случае, не придется беспокоиться о потере деталей в глубоких тенях. Резкие изменения в погоде, обычно в зимнее время года, также могут предоставить вам большие возможности в плане света, при этом, в любое время дня.

Темное облачное небо, с яркими лучами, пробивающимися из облаков, может стать прекрасным шансом для вас создать красивые фотографии с яркими бликами.

Съемка в полдень

Съемка во время, когда солнце находится высоко в небе, может оказаться не лучшим временем для работы фотографа, но все-таки, попробовать поснимать, все же стоило бы. Вы можете обнаружить что, результат вам понравится.

Свет в середине дня является наиболее сложным для работы. Фотографы стараются не фотографировать в это время. Хотя иногда, результаты такой фотосъемки могут приятно удивить, даже скептиков. Полуденный свет не обязательно плохой, но он совершенно необычен. Это время. Не самое лучшее для фотографирования портретов, так как возникают не очень привлекательные тени под глазами («глаза енота», как иногда их называют мастера), нос и подбородок так же могут отбрасывать резкую, контрастную тень.

Пейзажи, особенно яркие насыщенные изображения без облаков на небе, с прозрачными морскими водами, которые вы видите в туристических брошюрах, часто снимаются именно в полдень. Кроме того, в это время дня можно найти несколько идей для применения контрастности и насыщенности цвета. Очень важно, что бы свет ни был слишком ярким.

Фронтальное освещение

Съемка с фронтальным освещением является наиболее приемлемым во многих съемочных ситуациях. В данном случае, источник света находится за спиной фотографа, а предмет съемки напротив источника света. Такое положение источника света позволяет хорошо настроить экспозицию кадра, но это не самый интересный вариант для фотосъемки. Одним из недостатков такого света, является то, что объекты будут казаться плоскими.

Боковое освещение и подсветка

Создавать тени на объектах и объемность предметам съемки можно с помощью бокового освещения. Этот метод может быть также использован и в портретной съемке.

Кроме того, хороший результат достигается при использовании подсветки. Такой метод, будет полезен при фотографировании портретов.

ВО время съемки с боковым освещением, кадр становится более интересным и настоящим, однако, такая съемка будет более сложной. На ваших фотографиях, будет отлично передаваться текстура и объем предмета, будут четкие тени и контраст. Что бы контрастность ни была слишком сильной, можно установить отражатель с другого бока объекта, таким образом, получится, что объект съемки подсвечивается с двух сторон. Такой прием будет отлично работать и во время предметной съемки, и при фотографировании портретов и в макро.

Восход и закат

Как уже говорилось ранее, время восхода или захода солнца является самым лучшим для проведения фотосъемок на открытом воздухе. Если в это время небо будет облачным, это позволит создать уникальную красивейшую атмосферу вашего снимка, свет будет очень теплым и мягким, недаром фотографы называют это время «золотым временем». Понимать этот термин можно как в прямом, так и в переносном смысле.

Время Магического синего света

Время до начала восхода, или после того, как солнце зайдет за горизонт считается временем синего света. Во время съемки с таким освещением важно иметь при себе штатив, так как работать скорее всего придется с большими выдержками, а без надежной опоры, снимки скорее всего получатся слишком смазанными. Обычно, время волшебного синего света, продолжается всего несколько минут, после чего становится слишком темно, однако, порой даже этих нескольких минут может быть достаточно, что бы сделать захватывающие фотографии.

Как настроить фотокамеру для съемки без штатива при слабом освещении

Хорошее освещение залог создания великолепных фотографий

Изучение всех ситуациях, упомянутых в данной статье, поможет вам научится находить пользу в любое время дня во время съемки на природе. Крайне важно, понять и проработать все возможные варианты освещения, в различное время суток и во время различных погодных условий. Мы надеемся, что информация, переданная в данном материале, будет для вас полезной и поможет улучшить качество ваших фотографий.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Съемка портрета при естественном освещении

Детали урока

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 1 час
  • Необходимое оборудование: камера, модель, отражатель и хороший свет

Умение эффективно использовать свет необходимо всем фотографам, ничто не заменит понимания принципов работы света и способности использовать его преимущества в своем творчестве. Для съемки портретов я всегда предпочитаю работать с естественным освещением, даже если фотографирую в помещении. Это непросто, и существует множество аспектов, которые нужно учитывать во избежание ошибок.

1. Решите, для чего нужен кадр

Еще до того, как вы даже помыслите о том, чтобы взять в руки камеру, вы должны решить, какого рода снимок вы хотите сделать. Есть ли какая-то определенная цель у съемки?

Это могут быть крупноплановые портреты актера или бизнесмена, фэшн-съемка, семейный портрет, кадры для интернет-продвижения или просто для друга. Хорошенько подумайте о месте действия и стиле съемки в зависимости от ваших целей. Нужна ли вам будет дополнительная одежда, макияж и время для укладки? Будет ли это портрет в интерьере, изображающий человека в знакомой обстановке, возможно, на работе или дома?

Автор фотографии Miss Selina

2. Место, место, место

Когда вы определились с целью съемки, вам станет гораздо проще определиться с местом. Подумайте о том, что подойдет к стилю фотосессии, например, какое-нибудь живописное открытое пространство, у реки, у озера, на холмах или в парке?

Возможно, вы хотели бы представить свою модель в самом сердце шумного города, среди архитектуры, транспорта и толп людей? Можно также снимать в помещении. Большие комнаты обычно ярче (многие из них просто имеют больше окон)  и дают вам ощущение пространства для работы. Комнаты поменьше и потемнее подойдут, когда вам требуется больше теней и настроение помрачнее. Не забудьте использовать окружающие вас конструкции, особенно в помещении, такие как двери, окна, лестницы и колонны – все это может помочь вам создать структурную поддержку в изображении.

Автор фотографии svtherland

3. Определите качество света

Один из наиболее важных аспектов, на которые следует обратить внимание, если вы фотографируете не в помещении, это время. Я советую вам не снимать в середине дня, потому что работать с ярким направленным солнечным светом чрезвычайно трудно, и вы поймете, что очень легко переэкспонировать кадры.

Вместо этого рассмотрите возможность съемки немного раньше или позже полудня, до середины утра или во второй половине дня, так у вас будет достаточно света, но он будет не слишком сильным. Как альтернатива, вы можете попробовать поработать в пасмурный или облачный день. Это может показаться плохой идеей, но на самом деле облака работают как рассеиватель, и вы сможете работать на протяжении всего дня с равномерным освещением.

Помните основные принципы работы света. Жесткий и резкий свет создает драматичные тени. Если это не то, к чему вы стремитесь, вы можете сделать так, чтобы свет был направлен прямо в лицо модели. Из-за мягкого света вещи могут выглядеть более плоскими, зато вы сможете меньше беспокоиться о потере деталей в ярких светах и глубоких тенях.

Если вы работаете в помещении, вам нужно, чтобы в комнату попадало как можно больше света. Если вы уже знаете, где будете снимать, определите, куда выходят окна (на север, юг, восток или запад), и в какое время дня туда попадает больше всего света.

Автор фотографии Incendy

4. Выберите правильную позицию

Одно из основных преимуществ использования студийного света – это свобода передвижения и настройки высоты и угла источника света в соответствии с вашими требованиями. Все это, очевидно, невозможно, когда речь идет о естественном освещении, так что ваша роль как фотографа состоит в использовании доступного света наилучшим образом. Когда вы будете на месте съемки, найдите подходящее место для вашей модели, и определите положение солнца в небе.

Не нужно заставлять модель смотреть прямо на солнце, иначе все, что вы получите, это прищуренные и слезящиеся глаза! Попробуйте сначала поставить ее боком к солнцу и поработать отсюда. Хороший совет: попросите модель постепенно поворачиваться на 360 градусов, и следуйте за ее движением. Таким образом, вы сможете проследить изменения в освещении и выбрать наилучшую позицию.

Автор фотографии BB_eyes

5. Используйте свет себе на пользу

Есть еще несколько техник, которые вы можете испробовать, дабы получить от имеющегося света по-максимуму. Когда бы я ни работал с естественным освещением, я всегда ношу с собой отражатель. Он может быть чрезвычайно полезен для портретов, т.к. вы будете иметь возможность перенаправить часть света со стороны на лицо модели, подчеркнув ее ключевые черты, не ослепляя ее и не заставляя смотреть прямо на солнце.

В ясные солнечные дни стоит также попробовать поработать с контровым светом, когда солнце расположено прямо за вашим объектом. И опять же, отражатель тут пригодится, если вы захотите достичь теплого свечения по контуру модели и при этом обеспечить фронтальную подсветку лица.

Также помните, что у вас есть возможность использовать тени в портрете. Кадр в тени под деревом может оказаться именно тем, что вам нужно, когда прямые солнечные лучи слишком яркие, только проверьте, чтобы тени были распределены равномерно, дабы избежать темных пятен.

Тени также являются отличным способом усиления контраста, что может быть достигнуто, если источник света направлен на вашу модель сбоку. Только убедитесь, что они не скрывают какие-то ключевые черты.

Автор фотографии Sapheron

6. Кадры у окна

Работа с солнечным светом, льющимся через окно, при съемке портрета, это моя любимая техника, она может позволить снять действительно очаровательные и яркие кадры. Мягкий свет из окна работает как способ создания сильных и мрачных фотографий, особенно в том случае, когда освещена лишь одна сторона лица модели, а вторая остается в тени.

Общее правило состоит в том, что чем ближе вы к окну, тем больше у вас света и тем сильнее контраст между светлыми и темными областями. Также, если свет из окна слишком яркий, у вас всегда есть возможность использовать занавески или жалюзи, чтобы частично рассеять его.

Автор фотографии Helenadagmar

7. Настройки камеры

Как и в случае с любой портретной съемкой, тут есть несколько техник, которые действительно помогут вам получить желаемый результат. Первая состоит в фокусировке на глазах. Когда мы смотрим на фотографию другого человека, первое, что мы замечаем, это глаза. Убедитесь, что глаза являются точкой фокуса, и используйте ручную фокусировку, если не доверяете автофокусу!

Еще хорошая идея – выбирайте широкую диафрагму (низкое диафрагменной число), чтобы размыть фон, дабы он не отвлекал внимание от вашего объекта.

Автор фотографии DreamingMom

8. Коммуникация как ключевой момент

Абсолютно необходимо взаимодействовать с моделью. Убедитесь, что вы достигли взаимопонимания, прежде чем начнете снимать. Заведите беседу, подводящую к съемке, чтобы обсудить идеи и быть уверенным, что все заинтересованные лица одинаково понимают то, чего нужно достичь в этот день.

Когда вы уже снимаете, не стоит ожидать, что модель сможет прочесть ваши мысли. Они не будут знать, в какой позе вы хотите их снять или куда вы хотите направить их взгляд, если вы не будете с ними разговаривать. Если вам никак не удается объяснить, что вы хотите от модели, покажите ей примерную позу самостоятельно.

Тут вам поможет практика, однако учтите, что некоторые профессиональные модели не любят, когда им указывают, как выполнять их работу! Также просто предположите, что им приходится работать еще больше, чем вам. Делайте перерывы.

Автор фотографии Meredith Farmer

9. Тип света

Не думайте, что каждый случай работы с естественным освещением будет одинаковым. Качество и цвет света меняются в зависимости от времени суток, сезона и погоды. В одни дни у вас будет теплый желтый свет, в то время как в другие естественное освещение будет иметь синий оттенок.

Тут и вступает в игру баланс белого. Вы можете использовать настройки в камере, чтобы адаптировать имеющиеся условия под тот тон, который вы хотите получить. Я всегда предпочитаю снимать в RAW и редактировать баланс белого во время пост-обработки, хотя предустановки в камере также служат отличным ориентиром с множеством доступных вариантов.

Автор фотографии Kennysarmy

10. Попробуйте сами

Итак, теперь ваша очередь! Надеюсь, несколько этих простых советов вас просветили (уж простите за каламбур), и вы готовы сделать несколько портретов с естественным освещением самостоятельно. Самое сложное во всем этом деле, пожалуй, это поиск моделей.

Не бойтесь просить семью или друзей помочь вам. Это даст вам прекрасный шанс опробовать разные техники, и в данном случае будет проще сотрудничать с моделью (хотя это зависит от выбранного вами члена семьи). Всегда напоминайте им, что все, что им нужно делать – это стоять вон там и выглядеть прелестно!

Автор фотографии Lulieboo

Автор статьи: Simon Bray

photo-monster.ru

Как просто фотографировать работы при естественном свете

Объекты в кадре

 

В первую очередь, просто покажите объект как он есть — без посторонних предметов. Выберите тот ракурс, в котором легко читается форма. Подумайте, как будут смотреть на этот предмет его обладатели. Например, брошь не имеет смысла снимать сбоку с уровня стола, а многоуровневый торт — сверху. Для начала используйте центральную композицию — усложнить кадр вы сможете потом. Избегайте сложных углов съемки и оптических искажений, зрителю для оценки изделия они не полезны. Сделайте общий план, не обрезайте объект границами кадра. Сделайте кадр макро, показав фактуру. Для презентации товара нет ничего удачнее сочетания этих двух кадров — как в практическом смысле, так и в художественном.

Следите за резкостью: размытый передний план вызывает тревожность у зрителя и ощущение неаккуратности. Даже если вы снимаете калейдоскопы или подзорные трубы, ближняя к зрителю часть должна быть самой резкой частью в кадре. В случае, если вам нужно добиться резкости по всей поверхности кадра, сделайте несколько снимков: с резкостью на первом плане, посередине, на заднем плане. Ничего не меняйте, кроме настроек резкости, не ходите и не трогайте штатив в промежутке между этими тремя кадрами. При таком раскладе в фотошопе или любой программе для стекинга вы сможете слить эти три картинки в одну полностью резкую.

Хорошо работает принцип контраста: используйте фон, который максимально выделяет ваш объект. Голубые кружки будут хороши на рыжем дереве, фигурка белого медведя — на темно-синей ткани, кожаный рюкзак винного цвета — на кремовом фоне. Избегайте совпадения цвета объекта и фона, либо используйте это постоянно как художественный прием. Помните о том, что если фон яркий, то он оставит заметный рефлекс на теневой стороне объекта.

 

Решив эти задачи, можно постепенно усложнять композицию. Подумайте, в какой среде будет использоваться ваше изделие, где оно будет жить? В детской комнате, в кафе, в трюмо среди других украшений? Попробуйте включить в кадр типичные черты этой среды, предметы, ткани. При такой работы главное правило — избегать перегруженных композиций. Помните, что чем меньше размер итогового изображения, тем меньше деталей в нем должно быть. Сразу прикидывайте в уме — что вам нужно для инстаграма, а что пойдет на толстенный слайдер на главной странице сайта и соразмеряйте сложность композиции с размером картинки.

 

Для хороших снимков товара важно осознанно проводить процесс съемки: выделять его среди будней и не снимать на ходу. Хватит и света от окна, если экспериментировать и управлять им с помощью рассеивателей и отражателей. Эти инструменты не нужно покупать, они есть дома у каждого. Минималистичную и простую композицию кадра выстроить проще, чем голландский натюрморт и она лучше покажет товар. А потом можно и усложнять себе задачу.

 

www.goodhandwork.ru

Освещение в фотографии — основы работы со светом

Освещение играет важную роль в фотоcъемке. Оно может оживить фотографию, добавив интересные эффекты, впечатляющие тени и силуэты, но при неправильном его использовании на снимке окажутся нежелательные блики и отражения.

Это руководство написано для ознакомления новичков с одним из важнейших аспектов в фотографии – освещением. Руководство состоит из 3 частей. В первой рассказывается о жестком и мягком свете, во второй речь идет об искусственном и естественном освещении, а в третьей – об интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: жесткий и мягкий свет

В этом разделе рассматривается фундаментальный вопрос о разнице между съемкой с жестким и мягким светом.

Жесткий свет создает четко определенные, темные тени и, как правило, происходит от одного источника, который, обычно, имеет небольшой размер или находится очень далеко. В то же время мягкий свет создает мягкие тени, или не создает их вообще. Такой свет имеет несколько источников, рассеивается или отражается от различных поверхностей, падая на объект съемки под разными углами. В условиях естественного освещения жесткий свет можно наблюдать в безоблачный день, когда солнце находится высоко над горизонтом. Начинающим фотопортретистам следует избегать съемки сцен с таким освещением. А вот облачность, туман, или даже промышленное загрязнение воздуха создают мягкое освещение, поскольку солнечный свет частично отражается и рассеивается на своем пути.

Необходимо запомнить, что размер источника света обратно пропорционален его жесткости. Так, чем меньше источник света, тем жестче продуцируемое им освещение.

Мягкий свет можно также создавать самостоятельно, используя рассеиватели и отражатели:
Рассеиватели. Облака являются примером природного рассеивателя. Для искусственного рассеивания света подойдет любой полупрозрачный материал. Так, могут использоваться специальные шторки на вспышках или даже обычная белая ткань между источником света и объектом съемки. Главное – правильно подобрать степень прозрачности материала и силу светового импульса (если съемка ведется с использованием искусственных источников света).
Отражатели. Отражение света, по сути, создает еще один его источник. Фотограф может управлять его направлением и углом падения на объект съемки. Помимо профессиональных отражателей для этих целей можно использовать обычные листы бумаги. Отражать можно как естественный, так и искусственный свет.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки. Жесткий свет может быть использован для создания изображений с высокой контрастностью для того, чтобы подчеркнуть формы и текстуры. Также он хорош для повышения 3D эффекта, добавления изображению объема и драматических эффектов. Тем не менее с жестким светом достаточно трудно работать и он, как правило, считается непригодными для многих (если не большинства) ситуаций, в особенности съемки людей.
Мягкий свет, напротив, создает ровное освещение, которое лучше отображает цвета и формы предметов. Естественно, выбор типа света зависит от жанра съемки, субъекта и желаемого эффекта, но мягкий свет, как правило, предпочтительней и это, безусловно, самый оптимальный и безопасный вариант для начинающих.

Часть 2: искусственный и естественный свет

Очевидно, что к естественному освещению относится прямой солнечный свет или обычное дневное освещение, например, в помещении. А в роли источников искусственного света могут выступать всевозможные люминесцентные лампы в различных бытовых или промышленных приборах.

Естественный свет

Естественный свет менее контролируемый и значительно варьируется в зависимости от целого ряда условий, таких как время суток, погода и географическое положение. Он не требует использования какого-либо дополнительного оборудования, хотя, конечно, можно применить все те же рассеиватели и отражатели. Вопрос выбора между использованием естественного или искусственного света, очевидно, более актуален для портретной или предметной фотографии. В случае с пейзажной или съемкой дикой природы выбор фотографа, как правило, ограничивается естественным освещением.

Среди факторов, влияющих на характер естественного света, стоит отметить следующие:
Погода. Как уже говорилось ранее, облачная погода во многих случаях считается фотографами более предпочтительной, поскольку пасмурное небо создает мягкий свет. Но облачность далеко не всегда является идеально равномерной, а ее плотность тоже бывает разной. Это стоит учитывать, поскольку от этого зависит интенсивность света. А такие природные феномены, как ураганы, штормы или даже обычный туман тоже стоит попробовать использовать с пользой для снимка: черное небо придаст ему драматичности, а рассеянный в тумане свет придаст пейзажу чувство глубины и улучшит перспективу.

Время суток. Обычно более мягкие условия освещения можно получить рано утром или поздно вечером. Кроме того, в это время свет теплее. Восход и закат солнца часто считаются идеальным временем съемки пейзажей и портретов. Но в течение этого времени суток условия освещения меняются очень быстро как в плане интенсивности, так и в плане цвета. С одной стороны, это позволяет за короткий промежуток времени получить серию разнообразных снимков, но с другой – существует риск упустить поистине идеальный момент. Во время восхода и заката солнца тени меняют свою интенсивность и форму. Так, на закате тени удлиняются и становятся менее интенсивными, утром же все наоборот.
Географическое положение. Существует закономерность, согласно которой чем дальше вы находитесь от экватора, тем дольше вы можете наблюдать восход и закат солнца. Таким образом, мягкие условия утреннего или вечернего освещения длятся гораздо дольше в таких областях и, наоборот, проходят гораздо быстрее в непосредственной близости к экватору.
Загрязнение воздуха. Подобно водяному пару в тумане и облаках частицы индустриальных загрязнений воздуха рассеивают лучи света, делая его менее интенсивным и более мягким.

Искусственный свет

При работе с искусственным светом фотограф сталкивается с такими же проблемами, как и при съемке в условиях естественного освещения. Но в этом случае он имеет полный контроль над источниками света, их количеством, расположением, углом, яркостью и жесткостью. Кроме этого, разные источники искусственного света имеют разную цветовою температуру. Так, например, галогенные лампы холоднее и производят свет, который имеет голубой оттенок, в то время как вольфрамовые светятся с красноватым оттенком. Все эти нюансы необходимо учитывать и держать под контролем для получения желаемого результата.

Когда дело доходит до управления и манипулирования светом, есть множество вариантов, в зависимости от того, имеете вы дело с искусственным, естественным, мягким или жестким светом. Все это сводится к пониманию, как финальное изображение зависит от условий освещения, его подбора и управления им, а также регулировки настроек камеры (в частности, баланса белого) и дальнейшей обработки фотографии в графических редакторах.

Часть 3: интенсивность света и глубина резкости

В заключительном разделе поговорим о значимости интенсивности света и том, что новички должны знать об этом.

При съемке камере требуется определенное количество света, чтобы зафиксировать изображение на матрице. Количество фиксируемого на датчике света определяется тремя параметрами: ISO (чувствительностью матрицы), диафрагмой объектива и выдержкой (скоростью спуска затвора камеры).

Фотосъемка может вестись в различных условиях. Например, солнечный день для съемки пейзажа может показаться новичку идеальными условиями, однако, при таком освещении высокая интенсивность света способствует повышению контраста и ухудшению уровня детализации. В то же время пасмурная погода и рассеянный свет, как мы помним, помогут нивелировать эти недостатки, улучшая точность цветопередачи, разглаживая градиенты, смягчая тени и сохраняя текстуру предметов. Но интенсивность рассеянного света ниже и при съемке пейзажа в условиях недостаточной освещенности требуется длинная выдержка и/или более высокое значение ISO.

ISO

Как уже говорилось выше, ISO – это уровень светочувствительности матрицы цифровой камеры. В большинстве современных фотоаппаратов он колеблется в диапазоне 100-12800 единиц. Чем выше этот показатель, тем чувствительнее матрица к свету, что позволяет делать снимки в темных условиях. Но полученная на высоких ISO картинка отличается повышенным уровнем шума, нежелательной зернистостью с одновременным снижением детализации. Снижение параметра ISO обеспечит более качественное изображение, но и потребует больше света, недостачу которого придется компенсировать увеличением выдержки.

Размер матрицы камеры играет в этом плане решающую роль: чем больше датчик, тем меньше шума он производит и, следовательно, получаемые с его помощью снимки являются более качественными. Но в то же время стоимость камер с такими матрицами будет значительно выше.

Советуем статью по этой теме: Светочувствительность – ISO в фотографии.

Выдержка

В момент фотосъемки открывается затвор, расположенный непосредственно перед матрицей, тем самым пропуская на нее необходимое количество света. Чем больше время спуска затвора, тем больше света будет зафиксировано матрицей. При съемке движущихся объектов, необходима высокая скорость работы затвора для того, чтобы «заморозить» объект в его движении. В то же время длинные выдержки полезны ночью, когда камере требуется больше света, чтобы создать изображение. Длинной выдержкой можно компенсировать светочувствительность, сохраняя ее в пределах допустимого уровня шумов. Для дополнительной стабилизации камеры в таких случаях пригодится штатив.

Вы можете более подробно ознакомиться с материалом, прочитав статью Что такое выдержка в фотоаппарате.

Диафрагма

Апертура – это отверстие в объективе, через которое свет поступает на матрицу камеры. Размер апертуры регулируется специальным устройством, называемым диафрагмой. Естественно, чем больше диаметр этого отверстия, тем больше света поступает на матрицу за определенный промежуток времени и наоборот. Настройки диафрагмы отображаются в виде значений F/. Так, небольшие значения (например, от F/1.0 до F/3.5) указывают на максимальные параметры диаметра относительного отверстия. При таком открытии диафрагмы на матрицу поступает наибольшее количество света. А значение F/22 говорит о закрытой апертуре и ограниченном световом потоке, проходящем через объектив. Диапазон настройки диафрагмы в разных объективах может отличаться.

Именно диафрагмой контролируется глубина резкости – расстояние между самой ближней и самой дальней точками, попадающими в плоскость фокуса. Чем больше диаметр отверстия, тем меньше глубина резкости.

Прочитать что такое диафрагма и как она работает можно в этой статье.

Автоматический режим

В полностью автоматическом режиме, сочетание диафрагмы, выдержки и ISO выбирается самой камерой на основе ее восприятия наиболее подходящих настроек для конкретного момента съемки. Во многих случаях это дает приличные результаты, но опытные фотографы делают потрясающие снимки исключительно с использованием ручных настроек камеры. Тем не менее для новичков этот режим во многих случаях будет весьма полезным, оставляя возможность и время сконцентрироваться на других аспектах съемки.

Ручное управление камерой

В зависимости от текущих требований к съемке, можно использовать различные режимы управления камерой. Наиболее распространенными являются режимы съемки с приоритетом выдержки, приоритетом диафрагмы, и полностью ручной режим (для более опытных фотографов). В каждом из них значение ISO можно также устанавливать вручную, или же оставлять в автоматическом режиме.

В режиме приоритета диафрагмы фотограф предустанавливает значение апертуры, например, для контроля над глубиной резкости, а камера рассчитывает оптимальную длину выдержки. Как правило, это предпочтительный вариант для съемки пейзажей (с закрытой диафрагмой) и портретов (с открытой).

В режиме приоритета выдержки вручную устанавливается скорость затвора в то время, как остальные параметры подбирает автоматика камеры. К использованию этого режима прибегают, например, при съемке спортивных событий (важна короткая выдержка для того, чтобы запечатлеть спортсменов в движении) или в случае ночной фотосъемки (необходима сверхдлинная выдержка для максимального улавливания света).

В полностью ручном режиме опытный фотограф, понимающий влияние тех или иных параметров съемки и их взаимосвязь, получает абсолютный контроль над процессом съемки.

Ну а о том, какие бывают режимы съемки фотоаппарата, можно ознакомиться тут.

fotochki.com

Портретная съемка при естественном освещении.

Работа в жанре портретной фотографии сложная и одновременно очень интересная. Чтобы сделать хорошие снимки, фотографу недостаточно просто владеть основными приемами работы с фототехникой, нужно также учитывать массу важнейших факторов: освещение, построение композиции кадра с участием человека, фон, направление взгляда модели и, конечно же, особенности ее внешности. И тогда, при совокупности всех этих факторов, у фотографа появляется реальный шанс предложить свою фотографию на фотоконкурс и занять призовое место.

Для того чтобы на снимках передать характер и настроение модели, а главное, подчеркнуть ее красоту и скрыть недостатки, нужно знать некоторые правила съемки в жанре портрет.

Виды портретной фотографии

Итак, для начала вам стоит знать, что портрет может быть

    ·Крупным планом (также называется «головной портрет») — в кадр включена голова и плечи модели. Снимают такой портрет с уровня подбородка модели.

    ·Полуростовой (в эту группу включены «погрудный» и «поясной» портреты). Во время съемки камера располагается на уровне глаз модели.

    ·Общий план (человек запечатлен на снимке в полный рост). Для наилучшего результата стоит снимать с уровня груди модели.

Что касается того, как модель повернута к камере, разделяют портреты в анфас, в профиль, портрет «три четверти» и портрет «с затылка» (т.е. видна небольшая часть лица модели).

Вы можете снимать, когда человек позирует вам или когда он занят привычным для себя делом. Кстати, такой способ съемки хорош для работы с непрофессиональными моделями, которые зачастую не знают, как себя вести перед камерой.

В среде фотографов, хоть и условно, как в любом виде искусства, принято разделять

    1.Собственно потрет – это изображение модели на фоне, который не несет информационной нагрузки. Акцент делается на самом человеке, его внешности, положении тела и эмоции.

    2. Жанровый портрет — это изображение, которое «рассказывает» зрителю историю о человеке, о событии, образе жизни. Здесь локация несет информационную нагрузку – дает зрителю дополнительные сведения для понимания образа. Жанровый портрет может быть постановочным или созданным в естественных условиях. Например, если вы снимаете врача в операционной или школьника в учебном классе – это естественные условия для жанрового портрета. Если ваша модель одета по моде 20-х годов и позирует на улочках старого Парижа – это постановочный жанровый портрет.

    3.Репортажный портрет. Здесь название говорит само за себя: вы ловите момент и снимаете портрет человека, который занят своими делами.

Объектив и фокусное расстояние

Прежде чем говорить о выборе объектива для работы над портретом, стоит сказать, что хороший снимок можно сделать практически любой оптикой, если знать особенности работы с нею и предупредить все возможные ошибки заранее. Это значит, что новичку не обязательно дополнительно приобретать дорогую технику, полагая, что только она подходит для работы над портретом. Ведь на самом деле нет объектива только для портрета, который бы совершенно не подходил для других жанров.

Чаще других для портретной съемки профессионалы используют объектив с фокусным расстоянием 85 мм. Это позволяет находиться на достаточном расстоянии от модели, чтобы избежать появления искажений черт лица, а также сохранить зону комфорта модели, дать ей почувствовать себя свободнее в процессе съемки. В целом объективы с фокусным расстоянием от 85 до 135 мм позволяют создавать хорошо детализированные снимки крупным планом.

Для съемки полуростовых портретов, а также для работы в небольшом помещении, хорошо подходят объективы с фокусным расстоянием 50 мм.

Широкоугольный объектив — фокусное расстояние 18 – 30 мм — можно применять, когда вы снимаете, например, портрет в интерьере или ростовой портрет. Чтобы не получить искажений картинки, следует оставить фону около 50% площади кадра. Также важно помнить, что нельзя размещать модель близко к краю кадра: свойства широкоугольной оптики таковы, что на снимке вы можете получить искаженные пропорции тела модели – центральная часть кадра будет казаться как бы увеличенной. По этой же причине широкоугольник не применяют для съемки крупным планом и полуростовых портретов.

Какую бы оптику вы не использовали, помните, что не желательно слишком приближать объектив к человеку: это неминуемо приведет к искажению пропорций. Например, нос будет казаться слишком большим, а ноги слишком длинными и неестественно тонкими. Согласитесь, такой снимок скорее напоминает дружеский шарж, чем профессиональный портрет.

Настройки камеры

Чаще всего для работы над портретом используют широко открытую диафрагму. Это позволяет за счет малой ГРИП создать красиво размытый фон (эффект боке), который не уводит внимание зрителя от модели, а также получить больше света на матрицу, если приходится работать при недостаточном освещении. Именно поэтому наиболее приемлемыми для съемки портретов считаются светосильные объективы (минимальное значение диафрагменного числа которых f 1,8 – 2,8). Но когда в кадре несколько человек (групповой портрет), стоит прикрыть диафрагму до f4,5 – 6, чтобы все участники съемки попали в зону резкости.

При работе с открытой диафрагмой удобно снимать в режиме приоритета диафрагмы («А» — на камерах Nikon, «Av» — на камерах Canon). В таком режиме вам придется регулировать число f вручную, а нужное значение выдержки камера подберет автоматически, ориентируясь на показания экспонометра.

Когда диафрагма максимально открыта, вы можете смело работать на достаточно короткой выдержке. Это исключает появление смазов на снимке, а также дает возможность зафиксировать малейшие изменения мимики и позы модели – поймать интересные кадры.

ЗначениеISO лучше сохранить минимальным (т.е. ISO100), это позволит избежать появления шумов на снимке. Но если вы работаете в помещении, когда света недостаточно – поднимайте ISO только до тех пределов, когда ваша камера сохраняет качественное изображение.

Чтобы определить максимальное значение светочувствительности, при котором качество снимка вас еще устраивает, предварительно проведите небольшой тест для своей камеры. Для этого в условиях недостаточного освещения сделайте ряд снимков, каждый раз увеличивая значение ISO на одну ступень: 100, 200, 400 и т.д. Затем изучите полученные изображения на компьютере. Некоторые камеры дают шумы уже на ISO400. При этом другие модели техники позволяют работать даже на значении ISO1600 и выше.

Баланс белого проще всего корректировать в графическом редакторе в процессе постобработки снимков. Но для этого вам нужно снимать в режиме RAW (так называемый «сырой файл»). Если вы все-таки хотите снять в JPEG, то выставьте автоматический баланс белого – он зачастую корректно справляется со своей задачей.

Самая главная деталь портрета – это глаза модели, поэтому они обязательно должны быть в фокусе, иначе снимок окажется просто испорченным. Выставьте в меню камеры покадровую фокусировку по одной точке. Наводите резкость по глазам модели, независимо от того, направлен взгляд в камеру или нет. Если вы снимаете человека в пол-оборота, то фокусируйтесь на тот глаз, который ближе к камере. Когда вы работаете на малой ГРИП, то область подбородка или ушей может оказаться менее резкой, чем глаза – не стоит огорчаться, это нормальная практика при съемке портрета.

Корректные настройки режима измерения экспозиции (экспозамера) очень важны для портретной съемки. Матричный экспозамер подходит для работы над групповым портретом, а также над индивидуальным, если фон достаточно светлый. Когда фон темный, лучше использовать точечный замер и ориентироваться по лицу модели (лоб или область щек), чтобы оно было в достаточной мере проэкспонировано.

Освещение

Снимать на улице лучше всего в режимное время: утром или вечером. Мягкий свет и плавные тени создадут неповторимый объемный рисунок, особенно если вы правильно выставите экспозицию, не потеряв детали в светах и тенях. Также, планируя фотосессию, вам стоит учитывать, что в утреннее время свет голубоватый и более холодный, а в вечернее — более теплый благодаря присутствию оранжевых тонов.

В полдень, когда солнце расположено над моделью, вы получите на снимке жесткие тени под глазами и носом – это вряд ли украсит вашу модель, которая к тому же будет прищуривать глаза от слишком яркого солнца. Если вы вынуждены снимать днем, попробуйте использовать следующие приемы:

    1.Переместите модель в тень. Так вы добьетесь более мягкого освещения. Однако следите, чтобы на лицо не падали яркие световые пятна через крону дерева.

    2.Используйте отражатель, чтобы подсветить лицо и добавить блики в глаза модели. Располагайте отражатель напротив солнца, ловя блики и меняя их направление на нужное вам. В качестве отражателя может выступать белая бумага или серебристая фольга. Что касается отражателей с золотистой поверхностью, то они заметно изменяют цветовую температуру снимка. Если это входит в ваши творческие планы – работайте с золотом.

    3.Попробуйте использовать белую ткань как барьер между моделью и солнечными лучами (для такого приема вам понадобится помощь ассистента).

    4.Используйте заполняющую вспышку.

Существует несколько схем освещения, которые успешно используются при работе над портретом на открытом воздухе. Однако это не значит, что вы должны безоговорочно придерживаться конкретной схемы: если вам удается делать интересные кадры, нарушая правила – поступайте интуитивно.

    1. «Петля» — на снимке вы заметите небольшую тень от носа на щеке модели, которая не пересекается с тенью от щеки. Источник света (солнце) находится сбоку за плечом модели и немного выше уровня ее глаз. Угол падения света равен приблизительно 35-45 градусов. Используйте отражатель, чтобы немного подсветить лицо. Держите отражатель на уровне газ модели или чуть выше, чтобы избежать неестественной подсветки снизу вверх. Однако если солнце слишком высоко, тени станут некрасивыми и жесткими – это испортит кадр. Такой тип освещения подходит для большинства ситуаций портретной съемки. Например, утончает черты модели с полным лицом.

    2. «Бабочка» — если освещение правильное, то под носом модели заметна тень, по форме напоминающая бабочку. Это фронтальное освещение, т.е. солнце находится прямо над фотографом и выше уровня глаз модели. Хорошо, если у вас есть возможность использовать отражатель: дайте его в руки модели — получится небольшая подсветка снизу. Такая схема освещения отлично работает, когда вы хотите скрыть морщинки на лице модели; когда стремитесь смягчить слишком выраженные скулы человека или сделать гармоничнее худое лицо. Для людей с круглым лицом лучше выбирать другое освещение.

    3.«Разделенный свет». Из названия становится ясно, что свет делит лицо модели на две половины: одна из них освещена хорошо, другая остается в тени. Чтобы получить такой светотеневой рисунок, расположите камеру под углом 90 градусов к солнцу, модель при этом освещается сбоку, например, слева. В таком случае на правую щеку не должны падать лучи. Разделенный свет удачно смотрится при любом типе лица модели. Часто схема используется для мужских портретов, а также жанровых портретов для усиления драматического эффекта.

    4.«Свет Рембрандта» — это довольно сложная схема освещения. Она воспроизводит свето-теневой рисунок картин знаменитого художника (отсюда и получила свое название). Для этой схемы характерно появление светового треугольника на щеке модели, который возникает в результате пересечения тени от носа и щеки. При этом в глазах должны отражаться блики от источника света. Итак, солнце выше головы модели, свет падает сбоку, но при этом модель слегка отворачивается от него, пока на щеке не проявится нужная тень от носа. Если вы снимаете в помещении со светом от окна, то нижнюю его часть закройте непрозрачной материей – так вы получите верхний боковой свет. Такая схема подходит не каждой модели: если нос маленький, а переносица выражена слабо, свет Рембрандта сделает такое лицо совершенно плоским.

Помимо световых схем, существуют 2 типа освещения: теневой и световой полуоборот. Так любая схема может воспроизводиться вместе с одним из типов освещения. Например, свет Рембрандта со световым полуоборотом или петля с теневым полуоборотом.

    1.Световой полуоборот. Модель повернута к камере немного боком, и видимая фотографу часть лица освещается больше, соответственно меньшая часть лица оказывается в тени. Необходимо помнить, что такой тип освещения делает лицо модели визуально шире. Поэтому световой полуоборот не подходит людям с круглым и полным лицом, зато прекрасно подчеркивает черты худого и овального лица

    2.Теневой полуоборот. Этот тип освещения противоположен первому: модель находится в пол-оборота к камере, при этом та часть лица, что ближе к камере оказывается в тени (т.е. модель как бы поворачивается в сторону источника света). Такой тип освещения подходит модели с любой формой лица.

Как работать с заполняющей вспышкой

Как мы уже говорили, заполняющая вспышка нужна, чтобы при работе на улице, когда фон очень яркий, лицо модели не оказалось недоэкспонированным. Для дополнительного освещения лица можно использовать встроенную вспышку.

    1.Переключите камеру в программный режим.

    2.Откройте встроенную вспышку.

    3.Сделайте снимок с необходимыми вам настройками. Автоматика сама произведет компенсацию экспозиции с учетом работы вспышки.

    4.Если результат не полностью устраивает вас, попробуйте вручную установить компенсацию вспышки или отойти/подойти к снимаемому объекту.

Портрет в контровом освещении

При контровом свете можно создать очень интересные портреты – нежные, романтичные, с мягким фоном и золотой пеленой. Поэтому повозиться с техническими сложностями исполнения такого снимка однозначно стоит.

    1.Работайте в контровом свете, когда лучи солнца падают под небольшим углом (солнце почти на горизонте).

    2.Прежде всего, чтобы лицо модели не казалось темным, используйте заполняющую вспышку или отражатели. Заполняющий свет также поможет убрать с лица лишние тени.

    3.Используйте точечный замер экспозиции, ориентируясь по лицу модели.

    4.Воспользуйтесь функцией брекетинга, чтобы позднее выбрать снимок, на котором удачнее проработаны детали и в светах и в тенях.

    5.Используйте бленду, чтобы сократить количество бликов в кадре.

    6.Экспериментируйте с точкой съемки, выбирая вариант, при котором ваша оптика даст наилучший результат.

    7.От бликов и малой контрастности снимка вам полностью избавиться не удастся. Но ведь такого необычного эффекта и добиваются фотографы, снимая в контровом свете.

Композиция кадра в портретной фотографии

Композиция портретной фотографии требует учета классических правил построения кадра, таких как правило третей, правило диагоналей и пр., а также позы модели и даже фона.

Очень важно правильно кадрировать снимок. Ни в коем случае не «режьте» снимок по суставам модели (локти, колени, кисти рук и стопы ног) — такое изображение даже интуитивно будет казаться негармоничным.

Если модель не смотрит в объектив, оставьте пространство по направлению ее взгляда, чтобы он не упирался в край снимка. Чтобы снимок крупным планом смотрелся лучше, снимайте немного сверху. Во-первых, так на портрете не будут бросаться в глаза ноздри человека, а во-вторых, для полных моделей – это способ визуально сделать лицо более овальным и скрыть второй подбородок.

Выбор фона для съемки портрета

Самое простое и важное правило выбора фона – уберите все лишнее из кадра, чтобы потом не пришлось возиться в процессе обработки изображения. Это касается как лишних объектов (прохожих, машин, построек, урн), так и элементарного мусора (веток, бумажек и пр.).

Следите, чтобы непосредственно за моделью не было столбов и деревьев. Если избавиться от мешающих деталей невозможно:

    1.Просто переместите модель или смените ракурс.

    2.Снимайте крупным планом – заполняйте весь кадр изображением модели.

    3.Попробуйте сделать портрет с верхней точки (встаньте на табурет или попросите модель присесть), тогда фоном станет, например, газон.

    4.Сделайте портрет с нижнего ракурса, чтобы фоном стало небо.

    5.Сделайте фон слишком темным или слишком светлым, чтобы скрыть лишние детали. Для того чтобы добиться такого эффекта, должна возникнуть разница в освещении, при этом точечный замер экспозиции обязательно производиться по человеку. Например, поставьте человека в проем двери, за которой плохо освещенное помещение – фон окажется темным. Если вы сами переместитесь в эту темную комнату, а модель останется в проеме двери – фон будет светлым, а детали неразличимы.

Продумайте фон заранее, чтобы в процессе съемки не выяснилось, что вы снимаете модель в зеленом платье на фоне таких же зеленых деревьев; или что пестрый фон привлекает внимания больше, чем человек на портрете. По этой же причине не стоит снимать, например, на зеленом фоне девушку в красном платье – дисгармония цветов не добавит снимку художественности.

Если вы хотите получить однотонный фон, можно использовать стену или натянуть ткань нужного цвета. При этом чтобы текстура фона не просматривалась и не отвлекала внимания, учитывайте простую закономерность: чем дальше модель от фона, тем больше он размывается при широко открытой диафрагме.

С помощью изменения цвета фона можно скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть ее достоинства:

    1.Если модели нечего скрывать в своей фигуре – можно использовать контрастный фон. Например, темная одежда – светлый фон и наоборот – так вы акцентируете внимание на фигуре.

    2.Если модель хочет скрыть полноту, то снимайте ее в темной одежде на темном фоне. Таким образом вы сместите акцент внимания на лицо.

В статье используются фотографии с официальных сайтов Canon и Tamron

photofeast.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *