Советы и лайфхаки

Программа basic – Подборка примеров программ на языке Basic (Бейсик)

Топ 10. Лучшие редакторы и компиляторы Basic

Язык Бейсик был создан в далёком 1963 году и с такой же целью, с какой создавался Паскаль – обучение программированию учеников школ, колледжей и университетов. Язык Бейсик претерпел множественные изменения, но его простота и надёжность осталась неизменной. Одним из первых, кто стал разрабатывать версии Бейсика стал основатель компании Microsoft – Билл Гейтс. Именно Майкрософт выпустила широко известные Quick Basic, Visual Basic и другие. Сейчас популярность языка начала стремительно падать, благодаря появлению других, более совершенных языков, ведь Бейсик, получил свою популярность благодаря появлению на микрокомпьютере Альтаир, у которого была настолько маленькая оперативная память, что другие языки просто не умещались в неё и Бейсик, со своей возможностью, работать на 4кб памяти “спас мир”.
В наше время, существует множество компиляторов, особенно для такого популярного языка как Бейсик. И вот Топ 10 из них:

1 место. Microsoft Visual Basic


Компилятор поставляется как один из компонентов Visual Studio и является одной из основных его частей, наряду с Visual C++, Visual C# и Visual F#. Visual Basic был создан на основе QuickBASIC, но поднялся за счёт того, что фирма Майкрософт выпустила новую (в то время) OS с графическим интерфейсом. Теперь программистам приходилось создавать окна и кнопочки, для диалога с пользователем, и тут появился ОН – Visual Basic со своим новшеством, визуальным конструктором интерфейса. И слоганом было “Теперь и начинающие программисты могут легко создавать приложения для Windows”.

2 место. QuickBasic


Это среда разработки и компилятор, знакомый всем студентам начальных курсов. Разрабатывался он, как и предыдущий компилятор, компанией Майкрософт. Из плюсов можно отметить удобные горячие клавиши и бесплатность. QuickBasic хорош для выполнения несложных вычислений и вместе с Pascal, используется для обучения программированию, в школах.

3 место. Free Basic


Синтаксис Free Basic частично основывался на QuickBASIC, кстати и создавался он как его бесплатная альтернатива, но очень скоро приобрёл новые возможности, и перестал быть придатком чего-то более совершенного. Остаётся полная совместимость с QuickBASIC.

4 место. PureBasic


PureBasic это кроссплатформенный компилятор, на синтаксисе Бейсика в возможностью создания безграничных приложений и игр. После компиляции, файлы имеют микроскопический размер и довольно быстро работают. Основное отличие синтаксиса Бейсика и PureBasic в указании типа переменной, она начинается с точки и содержит 1 букву типа переменной.

5 место. PowerBasic


PowerBasic это один из множества диалектов Бейсика и соответственно компилятор к нему. Сам компилятор поставляется вместе с встроенной IDE и является условно (как всё в нашем мире) бесплатным, стоит он сейчас прилично больше $100. Создал компилятор и основал одноимённую компанию мистер Боб Зейл. Сначала он писал этот компилятор для компании Borland (да да той самой), но потом, когда компания забила на него, Боб купил своё детище и стал развивать его сам, что продолжает делать до сих пор.

6 место. Rapid-Q


Rapid-Q (RqBeta) это кроссплатформенный компилятор Бейсика. В отличие от некоторых предыдущих компиляторов, Rapid-Q является полностью бесплатным и свободно распространяемым. Также компилятор может создавать как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом. Проект давно не поддерживается, но поклонники остаются.

7 место. Ibasic


Свободный компилятор (если его можно так назвать), скорей всего его можно назвать транслятором, из за своей примитивности. Единственное что интересует в нём, это поддержка DirectX.

8 место. Dark Basic


Dark Basic – древний компилятор, для создания игр, не очень удобен и имеет большие недостатки, в нём нельзя использовать сторонние библиотеки, скомпилированный EXE файл очень большой и т.п.

9 место. XPB! Basic


XPB! Basic имеет самый примитивный синтаксис из всех вышеперечисленных, и подходит только для обучения начинающих программистов. Также недостатком является медленная компиляция. Но он также имеет ряд неоспоримых преимуществ: создание как консольных программ, так и программ с графическим интерфейсом, имеется встроенный ассемблер, интегрированная среда разработки, маленький размер “выходных” данных.

10 место. GLBasic


Очередная разновидность языка и кроссплатформенный компилятор к нему, он условно бесплатный, премиум версия стоит около 70 евро. Дополнительные библиотеки также покупаются отдельно 3D графика около 40 евро, поддержка NET 20 евро. На оф. сайте имеется обучающий курс по созданию приложений и игр (2 и 3D).

uchitel-program.ru

Структура программы на Бейсике.

Любая, не очень сложная программа на Basic’е, имеет следующую структуру общего типа:

  1. Заголовок программы.

  2. Блок описания переменных (операторы описания).

  3. Блок ввода значений для необходимых переменных.

  4. Блок исполняемых инструкций (операторов).

  5. Блок вывода значений переменных.

  6. Конец программы

  7. Блок подпрограмм (если необходимо).

Заголовок программы.

Заголовок программы содержит описательную информацию о программе(комментарий, вывод названия программы, описание процедуры-функции).

REM program Resiz

DEF FN_AV(A,B)=(A+B)/2

Примечание:Цифровые метки в начале строк ставитьне обязательно. Метки необходимы только для операторов перехода.

REM program Resiz

DEF FN_AV(A,B)=(A+B)/2

IF A > B THEN 10

…………………..

10 A = B

Блок описания переменных (операторы описания).

В данном разделе задаются размерности массивов, т.е.выделяется определённый размер оперативной памяти под соответствующую переменную. Для этого служит оператор DIM. Если необходимо задать (выделить память) для 100 последовательныхцелыхдействительных значений:

DIM A%(99)

т.е. у индексированной переменной A(I) индекс изменяется от 0 до 99.

Для задания 100 действительныхзначений (выделение памяти):

DIMB(99).

Простые переменные обычно задаются в контексте программы, причём к идентификаторам целых переменных добавляется %.

Блок ввода необходимых переменных.

INPUTC– программа будет запрашивать значение действительной переменнойC. Необходимо набрать на клавиатуре число и нажатьENTER.

Сочетание операторов DATAиREADпозволяет ввести достаточное большое количество простых переменных или элементов массива:

DIM Q(100)

DATA 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

INPUT N%

FOR I% = 1 TO N%

READ Q(I)

NEXTI

Вводит N% — нужное количество вводимых элементов массива, а затем в циклеFOR…NEXT(оператор будет рассмотрен позднее) вводится это количество действительных чисел.

Блок исполняемых инструкций (операторов).

В данном блоке реализуется алгоритм программы с помощью различных исполняемых операторов Basic’а.

Блок вывода значений переменных.

Необходимые переменные выдаются на экран дисплея с помощью оператора PRINTA,B,C,D- который выдаёт числа в строку в зонном формате.

PRINTA;B;C;D– выдача чисел в строку слитно, для обеспечения читаемости необходимо в операторPRINTвключить пробелы:

PRINT A;” “; B; ” “; C; ” “; D

Конец программы

Обычно это оператор END.

Блок подпрограмм (если необходимо).

Описание процедур – функций и процедур.

DEF FNA(x)=5*SIN(X)

……..

PROC C(x,y)

ENDPROC

Типовые программные шаблоны

Пример использования оператора присваивания

30

A=0.11

40

N%=7

50

A=A+N

55

B=1E-5

60

B=B+1

или

A=0.11

N%=7

A=A+N

B=1E-5

B=B+1

Пример использования условного оператора:

10

INPUT N

IF N=0 THEN 30 ELSE 10

Если N=0, управление передается строке30, в противном случае — строке10

30

END

Завершение работы программы

10

INPUT P

IF P>=0 THEN

GOTO 30 : C=C+1

ELSE

GOTO 10 : K=K*6

ENDIF

Если P >= 0, управление передается строке30, переменная С увеличивается на 1,

в противном случае переход на строку 10 и переменная К умножается на 6.

Конец условного оператора.

30

END

Завершение работы программы

Пример использование оператора DATAиREAD:

DATA 3,8,7,30,65

Присвоение оператору DATAразличных числовых данных

20

READ A

Оператор READсчитывает первое число (3) из оператораDATAи присваивает его переменнойА

PRINT; A, SQR (A)

Вывод на экран числового значения переменной Аи квадратного корня из него

GOTO 20

Передача управления строке 20, после чего оператор READ считывает второе число (8) из оператораDATAи присваивает его переменнойА и цикл повторяется, до тех пор, пока из оператораDATAбудет прочитано последнее число, после чего программа остановится и выведет на экран сообщение:

OUT OF DATA IN 20

(данные исчерпаны в строке 20)

END

Конец программы

Пример 2

Увеличивая переменную N=1 каждый раз на единицу, закончить работу программы, когда N станет равной 20 и вывести на экран окончательное значение N:

Программа

Пояснения работы программы

10

N=1

Присвоение переменной Nчислового значения (1)

20

IF N>19 TNEN 50

Если N>19то перейти на строку50

30

N=N+1

Увеличение значения Nна 1

40

GOTO 20

Передача управления строке 20 для повторения цикла

50

PRINT N

Вывод на экран окончательного значения N

studfiles.net

Программы qbasic для windows | Basic113

Convertors — программы, конвертирующие текст из кодировки DOS в WIN и обратно — скачать

Explorer — небольшой путешественник по дискам, работает корректно под Windows — скачать

Kod-Klav — программа показывает код нажатой клавиши (выход CTRL+PauseBreak) — скачать

Mouse — показывает координаты мыши — скачать

Seb — графический редактор — скачать

Viewer — просмотр содержимого файлов — скачать

Musician — эмулятор пианино — скачать

Notebook — записная книжка — скачать

Qbdrawer — еще один графический редактор — скачать

Multik — программа для создания мультиков — скачать

Plan9 — программа читает файл, разбивает весь текст на страницы и показывает на экране,
чтобы выделить какой-нибудь пункт, нужно нажать соответствующую клавишу латинского алфавита,
при переключении между страницами выделенные пункты сохраняются,
функциональные клавиши: T, PgUp,PgDown,Esc,F1,F2,F3 — скачать

Cod — определяет код нажатой клавиши, мышка, удобный интерфейс — скачать

Piano — эмуляция пианино через оператор PLAY — скачать

CDMEGA — крутой проигрыватель CD-дисков — скачать

Gif — просмотрщик GIF-файлов — скачать

Pcx — просмотрщик PCX-файлов — скачать

VGAfont — набор шрифтов для VGA-режима — скачать

QBEdit — текстовой редактор, похожий на консольные Unix-редакторы — скачать

PCX Loader — загрузчик PCX-файлов, самый маленький из всех — скачать

QBMoney — экономическая программа — скачать

WavPlay — позволяет проигрывать wav-файлы — скачать

Morze — тренажер азбуки Морзе — скачать

Open Avi 0.6 — позволяет проигрывать avi-файлы (правда, только некоторые) — скачать

SolSys — графическое изображение орбит планет Солнечной Системы — скачать

Scroll Text — программа выводит прокручиваемый градиентный текст — скачать

Mouse — программа для работы с мышью — скачать

KeyRus — программа для корректного отображения кириллицы в некоторых ОС — скачать

Mus — музыка для спикера — скачать

Funct — программа для решения квадратных уравнений — скачать

CD Player — очень крутой CD-проигрователь, умеет все, что только можно делать с CD Аудио — скачать

HEXView 6.0 — просмотрщик Х-файлов — скачать

Calculator — простой калькулятор — скачать

Menu — пример интерфейса на Бейсике — скачать

Quick Word — текстовой редактор — скачать

SysSpeed — тестирует производительность компьютера — скачать

Dial — программа для работы с телефоном и модемом — скачать

Programs — набор полезных программ — скачать

basic113.narod.ru

Qbasic:Простейшая программа: вывод текста

#Простейшая программа: вывод текста

Наберем в окне редактора простенькую программу и поясним, что делает каждый из написанных операторов:
‘Простейшая программа на Бейсике — комментарий
CLS — очистка экрана
FOR i=1 TO 20 — заголовок цикла
   LOCATE i, i — установить курсор
   PRINT » РЕКЛАМА « — вывести на экран
NEXT i — конец цикла
LOCATE номер_строки, номер_позиции — устанавливает курсор в заданное место экрана. Используется только в текстовом режиме.
Номер строки — число от 1 до 25.
Номер позиции — число от 1 до 80.

Редактор в Quick Basic особенный — “думающий”. После того как набрана строка и нажата клавиша ввода, выполняется проверка правильности написанного. При наличии ошибки тут же выдается предупреждение. Чаще всего оно имеет вид “Expecting символ or символ”, т.е. одновременно сообщается, что, по мнению редактора, следует вставить в текст для исправления ошибки.

Если при наборе строки операторы писать маленькими, строчными буквами, то после нажатия на Enter все они (если в строке нет ошибок!) запишутся большими, прописными буквами. Этот прием помогает заметить ошибку в имени оператора даже при отсутствии предупреждения Quick Basic’а.

Для сохранения программы на диске выйдем в главное меню (нажмем и отпустим клавишу Alt), раскроем пункт File и выберем Save As… Многоточие обозначает, что при выборе такого пункта Quick Basic вступает в диалог с пользователем.

Не следует записывать свои программы в каталог Quick Basic’а. Предположим, что они хранятся в каталоге E:\MYBASIC. Если при запуске qb.exe активным был именно этот каталог, то все пункты меню, работающие с диском, будут использовать его по умолчанию.

Наберем теперь в окошке с именем File Name имя программы — PRG.BAS. (Расширение .BAS можно было и не набирать — Quick Basic добавляет его автоматически.) Но прежде, чем нажать Enter, давайте посмотрим, в каком виде текст программы будет записан на диск. Если в окошке Format точка в круглых скобках стоит возле слова Text, то на диске окажется обычный текст, с которым могут работать и другие программы (например, этот файл можно будет посмотреть и в NC). Если же точка стоит возле слова QuickBASIC, то записанный на диск текст сможет прочитать и понять только сам Quick Basic! Заметим, кстати, что некоторые операции в Quick Basic выполняются только с программой, записанной в текстовом формате.

Чтобы попасть (при необходимости) в окошко Format, нажмем несколько раз клавишу Tab. Переставим точку с помощью стрелки “вниз” и нажмем Enter. Все — программа записана на диск.

Для выполнения набранной программы снова выйдем в главное меню и раскроем пункт Run. Выберем в выпавшем окне пункт Start Shift+F5 и нажмем клавишу ввода. Сочетание Shift+F5, написанное возле слова Start — это обозначение так называемой “горячей клавиши”. Нажатие такой комбинации клавиш выполняет те же действия, что и соответствующий пункт меню, но “напрямую” — непосредственно из окна редактора программы, без захода в главное меню.

В результате выполнения программы PRG.BAS на экране появится “лесенка” из слова “РЕКЛАМА”:

Задание. Выведите слова “в столбик” (измените оператор LOCATE). Что произойдет, если попытаться вывести слова “в строку”? Объясните, почему.

Измените текст, выводимый оператором PRINT.

Назад

Автор: Гутман Г.Н. Мой любимый QuickBASIC, 2001г

includ.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *