Этапы приобретения и формализации знаний в эс.
Приобретением знаний начинается выявление знаний из источников и преобразование их в нужную форму, а также перенос в базу знании ИС. Источниками знаний могут быть книги, архивные документы, содержимое других баз знаний и т.п., т.е. некоторые объективизированные знания, переведенные в форму, которая делает их доступными для потребителя. Другим типом знаний являются экспертные знания, которые имеются у специалистов, но не зафиксированы во внешних по отношению к нему хранилищах. Экспертные знания являются субъективными. Еще одним видом субъективных знаний являются эмпирические знания. Такие знания могут добываться ИС путем наблюдения за окружающей средой.
Подготовительный этап
1. Четкое определение задач проектируемой системы
2. Выбор экспертов: определение количества экспертов; выбор уровня компетентности
3. Знакомство аналитика со специальной литературой в предметной области
4. Знакомство аналитика и экспертов (в дальнейшем для простоты будем считать, что эксперт один).
5. Знакомство эксперта с популярной литературой по искусственному интеллекту
6. Попытка аналитика создать поле знаний первого приближения априорным знаниям из литературы
Основной этап
1. «Накачка» поля знаний: получение знаний от эксперта
2. «Домашняя работа». Попытка аналитика выделить некоторые причинно-следственные связи в рассуждениях эксперта; построение словаря предметной области и подготовка вопросов к эксперту.
3. «Подкачка» поля зрения. Обсуждение с экспертом прототипа поля знаний и домашней работы, а также ответы на вопросы аналитика.
4. Формализация концептуальной модели.
5. Построение поля знаний второго приближения.
На этапе концептуализации:
проводится содержательный анализ предметной области;
выделяются основные понятия и их взаимосвязи;
определяются методы решения задач.
На этапе формализации:
выбираются программные средства разработки ЭС;
определяются способы представления всех видов знаний;
формализуются основные понятия.
На этапе выполнения осуществляется наполнение экспертом БЗ.
Опытная эксплуатация и тестирование. На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность ЭС для конечных пользователей.
Приемы извлечения знаний:
Наблюдение — инженер наблюдает за тем, как эксперт решает реальную задачу;
обсуждение задачи — инженер на предоставленном множестве задач неформально обсуждает с экспертом данные, знания и процедуры решения;
описание задачи — эксперт описывает решение задач для типичных запросов;
анализ решения — эксперт комментирует получаемые результаты решения задачи, детализируя ход рассуждений;
проверка системы — эксперт предлагает инженеру перечень задач для решения, которые решаются разработанной системой;
исследование системы — эксперт исследует и критикует структуру БЗ и работу механизма вывода;
оценка системы — инженер предлагает новым экспертам оценить решения разработанной системы.
Понятие нечетких знаний. Основные формулы
Невозможно привести однозначное определение термина нечеткость, но можно объединить разные виды нечеткостей в некоторые группы следующим образом: недетерминированность выводов, многозначность, ненадежность, неполнота, неточность.
Недерминированность выводов. Практически во всех системах искусственного интеллекта знания накапливаются фрагментарно, и нельзя определить цепочку логических выводов, в которых они будут использоваться.
Многозначность
. О многозначности знаний говорят тогда, когда один и тот же элемент знаний может быть интерпретирован по-разному.Ненадежными являются те знания, представить которые двумя значениями — истина или ложь — невозможно или трудно.
Неполнота знаний. Содержимое базы знаний по любой предметной области является неполным, поскольку можно перечислить все верные знания в данной области, но невозможно перечислить и разумно определить неверные знания.
Поэтому целесообразно в БЗ определять только заведомо верные знания, а любые утверждения, которые не определены относить к ложным. Это называется гипотезой закрытого мира.
Обработка нечетких знаний с использованием коэффициентов уверенности
Результат любой операции над переменной с нечетким значением является нечетким, т.е. и в его значении можно быть уверенным лишь с некоторой степенью (коэффициентом). Определение этого коэффициента именуется исчислением коэффициента уверенности
Коэффициент уверенности (КУ) есть целое число в диапазоне от 0 до 100, которое придается значению переменной при рассмотрении вопроса о его достоверности и указывает степень уверенности в том, что переменная имеет именно это значение.
Обработка нечетких множеств
Если значением переменной является нечеткое множество, т.е. если переменная одновременно может иметь несколько значений, каждое со своим значением КУ, такая переменная носит название нечеткой переменной.
Теорема Байеса как основа управления неопределенностью
Если А и В являются непересекающимися множествами, то множеств соответствует сумме вероятностей, а пересечение – произведению вероятностей:
р (АВ)= р (А)+ р (B)
р (АВ)= р (А) *
р (B) .Продолжая теоретико-множественное обозначение, В можно записать как:
В=(BA)(BA) .
Т.к. это объединение явно непересекающееся, то:
p (В)=p ( (BA)(BA) )= p (BA)+p (BA)=p (B|A)p (A)+ p (B|A)p ( A) .
Если вернуться к обозначению событий, а не множеств, то последнее равенство может быть подставлено в правило Байеса:
Это равенство является основой для использования теории вероятности в управлении неопределенностью. Оно обеспечивает путь для получения условной вероятности события В при условии А. Это соотношение позволяет ЭС управлять неопределенностью и «делать вывод вперед и назад».
Логический вывод на основе субъективной вероятности.
Простейший логический вывод.
Рассмотрим случай, когда все правила в ЭС отражаются в форме:
Если < Н является истинной > То < Е будет наблюдаться с вероятностью р >.
Очевидно, если Н произошло, то это правило говорит о том, что событие Е происходит с вероятностью р. Но что будет, если состояние Н неизвестно, а Е произошло? Использование теоремы Байеса позволяет вычислить вероятность того, что Н истинно.
Замена «А» и «В» на «Н» и «Е» не существенна для формулы Байеса, но с её помощью мы можем покинуть общую теорию вероятности и перейти к анализу вероятностных вычислений в ЭС. В
этом контексте:
Н – событие, заключающееся в том, что данная гипотеза верна;
Е – событие, заключающееся в том, что наступило определённое доказательство (свидетельство), которое может подтвердить правильность указанной гипотезы.
Переписывая формулу Байеса в терминах гипотез и свидетельств, получим:
Это равенство устанавливает связь гипотезы со свидетельством и, в то же время, наблюдаемого свидетельства с пока ещё не подтверждённой гипотезой. Эта интерпретация предполагает также определение априорной вероятности гипотезы р(Н), назначаемой Н до наблюдения или получения некоторого факта.
studfiles.net
Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание.
1. Понятие социального пространства. Группа и семья в социальном пространстве воспитательного процесса.
2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
3. Принципы и содержание семейного воспитания.
4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
6. Условия успешного воспитания в семье.
1. Понятие социального пространства. Группа и семья в социальном пространстве воспитательного процесса.
Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов.
Социальное пространство – это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего. Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает в себя достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся в настоящем новых отношений. И весь этот перелив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности – момента создает социальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребенка эта ситуация развития имеет свой индивидуальный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разворачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно существующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.
Социум формирует представление (картинку) о существующих связях общества с миром и в обществе. Если связи традиционны, ребенок быстро осваивает эту картинку реальности и, так как у него пока нет иного варианта, принимает воспринимаемое за единственно возможное. Когда говорят «среда воспитывает», подразумевается, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему предоставило социальное пространство. В социуме как в предназначенном для жизни человека пространстве ребенок проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Когда говорят «среда воспитывает», понимают под сказанным, что только в социальной среде рождается «Я», только в единении с другими эмансипируется, автономизируется личность.
Социальное пространство как таковое, не может выступать субъектом воспитательного процесса и ставить цель. Через слагаемые социального пространства социум оказывает формирующее и развивающее влияние. И, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия – вот основной перечень этих слагаемых социального пространства. Индивидуальна поочередность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления. Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом неисправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье.
Школьная среда предоставляет ребенку большие возможности для личностного роста, так как в школе он непосредственно выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости. К тому же, эмансипируясь с возрастом от родителей, он обретает в одноклассниках референтную группу и в ходе школьной жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль.
Сравним характеристики социального пространства семьи и социального пространства школы на простом эпизоде жизни ребенка, по-разному завершающемся в этих разных обстоятельствах.
Игра «Горячо – холодно». Внук подглядывает, куда бабушка прячет предмет. Она это видит, но прощает такую слабость любимому внуку. Тот же ребенок в той же игре в школьных условиях при таком же поведении исключается из игры детьми: «Ты не будешь играть, ты нечестно играешь» Суровый закон социальной группы оснащает ребенка социально необходимым, чего не дает всепрощающая, любящая, всепринимающая семья.
Группа по творческим интересам (шахматы, танцы, спорт, краеведение и другое) обладает своим особым влиянием. Во-первых, ребенка туда влечет интерес, и, значит, он очень дорожит правом состоять членом этой группы, что, в свою очередь, означает полное и беспрекословное принятие ребенком законов этой группы. Во-вторых, через данную групповую деятельность он утверждает свое индивидуальное «Я» в большей степени, чем в какой-либо другой социальной группе. И, наконец, в-третьих, творческая деятельность предоставляет ему возможность проживать счастье в высокой степени удовлетворенности жизнью. Вот почему дети в кружки, секции, спортшколы и клубы бегут, несутся, стремятся, торопятся, летят, как на крыльях.
Для ранней юности, когда завершается интенсивное познание своего «Я» и формируется жизненная позиция, акценты воспитательные перемещаются на группу свободного общения. Здесь, в свободном диалоге с другим «Я», юность глядится в себя, а в общении с противоположным полом, выявляя мужское и женское начало, формирует свою социально-половую роль.
Социальное пространство разворачивает перед подрастающим ребенком все более широкий спектр социальных отношений через присутствие его в различных социальных группах. При этом разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст на улице, в транспорте, в общественных учреждениях, через радио, телевидение, кино, книги, аудио- и видеозаписи.
Современная культура, благодаря своим научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство ребенка, который довольно рано покидает свой первый узкий мирок домашнего очага. Еще вчера зная только свой двор, район, город, село, сегодня он пересекает географические пояса, путешествуя по странам.
Микрогруппы располагаются в макрогруппе. Через микрогруппу ребенок входит в макрогруппу – социальное пространство его развития расширяется.
Осуществить воспитание в социальном пространстве – это значит признать все сферы жизни ребенка, перемещающегося из одной социальной группы в другую и попадающего в разновариативные системы социальных отношений, единой воспитательной идеей, ориентирующей воспитанника на наивысшие ценности общечеловеческой современной культуры.
studfiles.net
20.5 Виды обучения
Из истории дидактики известны следующие виды обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение. Они различаются характером взаимодействия преподавателя и учащихся, а также уровнем самостоятельности учащихся.
Догматическое обучение основано на бездоказательном сообщении ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века для усвоения религиозных знаний.
Объяснительно-иллюстративное обучение – традиционное обучение, в основе которого лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, согласно которой учение определяется процессом образования в сознании человека различных ассоциаций (связей и отношений) между отдельными фактами и явлениями. Приобретение знаний мыслится как процесс, состоящий из охарактеризованной выше последовательности этапов усвоения знаний. Данный вид обучения реализует в большей степени знаниевую образовательную парадигму. Учитель (книга, средства информации и т. д.) сообщает учащимся готовую информацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т.п. Учитель не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. Учение носит репродуктивный характер, так как основная задача ученика – усвоить сообщаемую учителем информацию путем запоминания. Новые умственные и предметные действия усваиваются путем подражания действиям учителя в ходе многочисленных упражнений по образцу. Основное преимущество данного вида обучения заключается в том, что оно экономит время и средства. Несмотря на прогрессивность объяснительно-иллюстративного обучения, по сравнению с догматическим обучением оно имеет немало отрицательных черт. Активно работает только учитель, он регламентирует каждый шаг ученика и навязывает свой темп обучения. У ученика не формируются познавательные интересы, мотивация учения. Цели учебной деятельности не всегда личностно значимы для ученика. Такое обучение мало развивает теоретическое и творческое мышление учащихся, не способствует формированию у них системы знаний и обобщенных умений (возможность совершать действия в измененных условиях), ориентирует ученика на исполнительскую деятельность.
Все названные выше недостатки объяснительно-иллюстративного обучения отсутствуют при проблемном обучении. Оно заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. Учитель осуществляет преподавание в следующей последовательности: предлагает учащимся проблему в виде вопроса, опыта и т.п.; организует размышление учащихся над предложенной проблемой, принятие проблемы и формулирование проблемной задачи учащимися; организует решение учащимися проблемной задачи, их мыследеятельность и овладение способами приобретения знаний; обобщает полученное решение задачи, организует закрепление и применение усвоенных знаний для решения новых задач. Ученик в процессе проблемного обучения осознает проблемную ситуацию, принимает и формулирует проблемную задачу, высказывает возможные варианты решения проблемной задачи, ищет верное решение, в результате чего приобретает новые знания и овладевает способами приобретения знаний, обобщает и закрепляет новые знания и способы их приобретения, применяет их для решения других задач.
Проблемное обучение активизирует и развивает мышление и другие познавательные процессы учащихся, развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, обеспечивает прочность приобретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения. Кроме того, оно вызывает у учащихся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы, дает более прочные знания, так как самостоятельно «открытые» истины не так быстро забываются. К «недостаткам» проблемного обучения обычно относят значительные временные затраты, а также тот факт, что разработка и применение технологии проблемного обучения требует от самого учителя знаний, педагогического мастерства, творчества в подготовке и проведении «проблемного» урока.
Программированное обучение – индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и т.д.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями.
Для реализации программированного обучения учебный материал разбивается на порции или дозы информации, которые последовательно предъявляются обучаемому для усвоения (возможно, с помощью технических средств обучения). Изучение каждой порции информации завершается самопроверкой усвоения. Если результаты проверки положительные, учащийся переходит к изучению следующей дозы информации.
Особая роль в программированном обучении принадлежит созданию пособий, в которых программируется не только учебный материал, но сам процесс усвоения, а также контроль результатов усвоения. Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Она выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета; дает необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и др.
К положительным моментам программированного обучения относятся: индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие их внимания, наблюдательности. Работа в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление учащихся, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает возможность использовать технические и электронные средства обучения (информационные технологии) и освобождает преподавателю время для творческой работы. Вместе с тем абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на учащихся, не может быть запрограммирован (восприятие художественного текста, поэзии, музыки и т.п.). При программированном обучении отсутствует групповая и коллективная работа, учитель выступает в роли консультанта. Не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3-5 предложенных (1:3 или 1:5).
В настоящее время, по утверждению польского дидакта В. Оконя, обучение представляет собой многосторонний процесс, включающий элементы различных видов обучения. Это позволяет использовать преимущества того или иного вида обучения для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и самого педагога.
studfiles.net
Процесс приобретения знаний — Мегаобучалка
Первая проблема, возникающая по отношению к прямому пониманию, каким же образом создается запас непосредственно постижимых понятий. Каким образом мы научаемся рассматривать вещи с первого взгляда, как значащие члены известного положения или как имеющие, вне всякого сомнения, определенные значения? Для нас главное затруднение при ответе на этот вопрос заключается в той основательности, с которой был выучен урок, данный привычными вещами. Мысли легче проникнуть в неизведанную область, чем разрушить то, что сделано настолько основательно, что превратилось в бессознательную привычку. Мы постигаем стулья, столы, книги, деревья, лошадей, облака, звезды, дождь настолько и непосредственно, что трудно себе представить, что некогда эти понятия должны были приобретаться, — настолько теперь понятия являются частями самих вещей.
Джемс говорит в часто цитируемой фразе: «Ребенок, подвергающийся сразу нападению через глаза, уши, нос, кожу и внутренности, чувствует все это как одно сильное блестящее и шумящее смятение» [СНОСКА: Principles of Psychology, vol. I, p. 488]. Джемс говорит о мире ребенка, взятом в целом; однако это описание одинаково приложимо к тому, как всякая новая вещь поражает взрослого, поскольку вещь действительно нова и чужда. Для традиционной «кошки на чужом чердаке» все темно и неясно, отсутствуют привычные признаки, отмечающие предметы, чтобы отделить их друг от друга. Иностранные языки, которых мы не понимаем, всегда кажутся бормотаньем, журчаньем, в котором невозможно установить определенную, ясно выраженную, отдельную группу звуков. Крестьянин на людной городской улице, речной матрос на море, невежда в спорте при состязании знатоков в сложной игре являются следующими инстанциями. Поместите неопытного человека в купеческую контору, и сначала работа покажется ему пустой путаницей. Все иноземцы другой расы, по пословице, кажутся одинаковыми приезжему иностранцу. Только большая разница в размере и цвете замечается посторонним в стаде баранов, из которых каждый является для пастуха совершенно особенным. Расплывчатое очертание и без различия быстрое исчезновение характеризует то, чего мы не понимаем. Проблема приобретения понятий о предметах, (иначе выражаясь) образование привычек, простого схватывания (apprehension), является, таким образом, проблемой введения (I) определенности и разделенности и (II) постоянства или устойчивости значений в то, что иначе представляется смутным и колеблющимся.
Приобретение определенности и последовательности (или устойчивости) значений вытекает первоначально из практической деятельности. Катая предмет, ребенок оценивает его круглую форму; заставляя его прыгать, он выделяет его эластичность; кидая его, он делает вес очевидным, отдельным фактором. Не путем чувств, но благодаря реакции, ответной проверке, выделяется впечатление и приобретает характер особый от других свойств, вызывающих другие реакции. Дети, например, обыкновенно очень медленно воспринимают различия цветов. Различия настолько яркие с точки зрения взрослого, что невозможно не отметить их, устанавливаются и воспроизводятся с большим трудом. Несомненно, что они не все чувствуют одинаково, но нет умственного узнавания того, что составляет различие. Красное, зеленое или синее в предмете не вызывает реакции достаточно специальной, чтобы выдвинуть и выделить цветовой признак. Однако постепенно известные характерные привычные реакции ассоциируются с определенными вещами: белое становится признаком, скажем, молока и сахара, на которые ребенок реагирует сочувственно; синее делается признаком платья, которое ребенок любит носить, и т.д., и отличительные реакции приводят к выделению цветовых качеств в других вещах, в которых они тонули.
Возьмем другой пример. Для нас представляется мало затруднения при различении друг от друга граблей, кирки, плуга и бороны, лопаты и заступа. С каждым ассоциируется его собственное характерное употребление или функция. Но для нас может однако представить большое затруднение припомнить различие между зазубренным и зубчатым, яйцевидным и обратно яйцевидным в форме и краях листьев или между кислотами на к на ous. Какая-то разница есть, но какая именно? Или мы знаем в чем разница, но в чем причины? Различия в форме, величине, цвете и расположении частей имеют гораздо меньшее значение, а употребление, цели и функции предметов — гораздо большее значение для выяснения характера или понятия, чем мы склонны думать. Нас смущает тот факт, что признаки формы, объема, цвета и т.д. теперь настолько определенны, что мы не видим, что проблема именно и состоит в выяснении пути, которым они первоначально приобрели эту определенность и рельефность. Пока мы пассивно сидим перед предметами, они не выделяются из неопределенного пятна, которое поглощает их все. Различие звуков по тону и силе оставляет разное ощущение, но пока мы не установим отношения к ним или не сделаем чего-нибудь по отношению к ним, смутное различие не может быть интеллектуально схвачено и удержано.
Детское рисование служит дальнейшим примером того же принципа. Перспектива не существует, так как интерес привлекается не нарисованным изображением, а изображаемыми вещами, и если перспектива является существенной для первого, то она не составляет характерного признака употребления и значения самих вещей. Дом рисуется с прозрачными стенами, потому что комнаты, стулья, кровати, люди внутри являются важными признаками понятия дома; дым всегда подымается из трубы, иначе зачем же вообще нужнЪ труба? На рождественских картинках чулки рисуются почти такой же величины, как дом или даже такой величины, что должны помещаться вне его, — во всех случаях степень достоинства при пользовании обуславливает степень их качеств, так как картина является диаграммой воспоминаний об этих достоинствах, а не беспристрастным отчетом об их физических и чувственных качествах. Одним из главных затруднений, испытываемых большинством лиц, изучающих искусство живописи, является то, что обычное употребление и результат употребления настолько тесно связаны с характером предмета, что практически невозможно по желанию их исключить.
Приобретение звуками значения, благодаря которому они становятся примером (какой только можно найти) того, каким образом чисто чувственные раздражения приобретают определенность и постоянство понятия и таким образом сами становятся определенными и взаимно связанными для целей узнавания. Язык является особенно хорошим примером, так как есть сотни или даже тысячи слов, в которых значение тесно слилось с физическими признаками, что возникает непосредственно, между тем, по отношению к словам легче признать, что эта связь приобреталась постепенно и с трудом, чем допустить это по отношению к физическим предметам, как стульям, столам, почкам, деревьям, камням, холмам, цветам и т.д., когда кажется, что связь интеллектуального характера и значения с физическим фактом была исконной и приобретена нами пассивно, а не активными исследованиями. А на примере значения слов мы ясно видим, что благодаря тому, что мы издаем звук и отмечаем вытекающие отсюда результаты, слушаем звуки других и наблюдаем сопровождающую их деятельность, данный звук становится постоянным носителем значения или смысла.
Близкое знакомство со значениями означает, следовательно, что мы приобрели по отношению к предметам определенные способы реакции, которые позволяют нам без рассуждения предвидеть известные возможные последствия. Определенность ожидания определяет значение или извлекает его из неопределенности и общей массы, его обычный, повторяющийся характер сообщает понятию постоянство, устойчивость, основательность или лишает его колебания или изменчивости.
Понятия и значение
Слово значение (meaning) есть обычный повседневный термин, слова концепция, понятие (notion) термины и популярные и специальные. Строго говоря, они не заключают ничего нового, всякое значение, достаточно обособленное, чтобы быть непосредственно схвачено и немедленно использовано и закрепленное словом, есть концепция или понятие. Лингвистически всякое имя нарицательное является носителем понятия, между тем как имена собственные и имена нарицательные, предшествуемые словами этот или тот, относятся к вещам, являющимся частными случаями значений. Что мышление использует значения и концепции и распространяет их означает, что в выводе и суждении мы пользуемся значениями и что это пользование также исправляет и расширяет их.
Различные люди говорят о физически отсутствующем предмете, и все же все получают один и тот же достоверный материал. Одно и то же лицо в различные моменты часто прибегает к одному и тому же объекту или роду объектов. Чувственный опыт, физические условия, условия физиологические изменяются, но одно и тоже значение, или понятие, сохраняется. Если бы гири по произволу меняли свой вес, а фут устанавливал свою длину в то время как мы ими пользуемся, мы очевидно не могли бы ни взвешивать, ни измерять. Таким же было бы и наше умственное состояние, если бы понятия не могли сохраняться с известным постоянством и устойчивостью при разнообразии физических и личных изменений.
Настаивать на основном значении концепций значило бы, следовательно, только повторять то, что уже было сказано. Мы только подведем итог, сказав, что концепции, или общие понятия, являются средствами 1) отождествления, 2) дополнения и 3) приведения в систему. Предположим, что на небе открыта небольшая светящаяся точка, невидимая до тех пор. Пока не будет запаса понятий значений, на которые можно опереться, как средства исследования и рассуждения, эта светящаяся точка останется тем, чем она является для чувств — просто светящейся точкой. Прежде всего, она приводит к тому, что это может быть простым раздражением зрительного нерва. В виду запаса понятий, приобретенных прежним опытом, светящуюся точку умственно атакуют путем соответствующих концепций. Означает ли она астероид или комету, или новообразующееся солнце, или туманность, происходящую от какого-либо космического столкновения или распадения? Каждая из этих концепций обладает собственными особыми дифференцированными чертами, которые и отыскиваются путем тщательного и настойчивого исследования. В результате точка отождествляется, положим, с кометой. Благодаря основному значению она приобретает подлинность и устойчивость признаков. Тогда происходит дополнение. Все известные свойства комет предполагаются налицо в данном частном случае, хотя они еще и не наблюдались. Все, что прежние астрономы получили относительно путей и строения комет, является пригодным капиталом, при помощи которого можно истолковать светящуюся точку. Наконец, понятие кометы не является обособленным, это связная часть всей системы астрономического знания. Солнца, планеты, спутники туманности, кометы, метеоры, Млечный Путь, — все эти концепции обладают определенным взаимным отношением и взаимодействием и, когда светящаяся точка отождествляется с понятием кометы, она сразу принимается как полноправный член в это обширное царство понятий.
Дарвин рассказывает в автобиографическом очерке, как юношей он сказал геологу Сиджвику, что нашел тропическую раковину в одной песочной яме. На это Сид-жвик сказал, что она, вероятно, была туда кем-нибудь брошена, прибавив: «Но если бы она действительно была там зарыта, это было бы величайшим несчастьем для геологии, так как перевернуло бы все, что мы знаем о верхних наслоениях внутренних графств с тех пор, как они были под ледниками». И Дарвин прибавляет: «Я был тогда крайне удивлен Сиджвиком, который не был в восторге от такого удивительного факта, как тропическая раковина, найденная близко от поверхности в средней Англии. Ничто другое до сих пор не заставило меня основательно признать, что наука состоит в такой группировке фактов, чтобы из них могли быть выведены общие законы или такие же заключения». Этот случай (который, конечно, может быть повторен в каждой отрасли знания) показывает, как научные понятия объясняют склонность к систематизированию, заключающуюся во всяком применении понятий.
megaobuchalka.ru
Приобретение, усвоение и передача знаний
Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. От экономики, базирующейся на капитале, осуществляется переход к экономике, основанной на знаниях. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Возрастание уровня компетенции является главным мерилом объема знаний и степени овладения ими.
Автор:
Борис Захарович Mильнep, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, заведующий кафедрой организации и управления Государственного университета управления.
Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. От экономики, базирующейся на капитале, осуществляется переход к экономике, основанной на знаниях. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:
- практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
- придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
- создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.
Этапы усвоения новых знаний
Функция управления знаниями охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знаний. В табл. 1 приводится один из вариантов подразделения данного процесса на этапы.
Таблица 1. Этапы приобретения и усвоения новых знаний
Этапы | Содержание этапа |
1. Определить | Выявляется, какие знания имеют решающее значение для успеха |
2. Собрать | Приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации |
3. Выбрать | Создание потока собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности |
4. Хранить | Отобранные знания классифицируются и вносятся в корпоративную память |
5. Распределить | Знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования |
6. Применить | Применение знаний при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении |
7. Создать | Выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных |
8. Продать | На основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия |
На этапе
«Определить» необходимо установить,
какие основные знания имеют решающее значение для успеха. Например, каждой организации необходимы точные знания о запросах и ожиданиях потребителя, продукции и услугах, финансах, технологиях, руководстве, работниках и др. Затем определяются соответствующие
стратегические возможности и домены знаний. Домены знаний представляют собой специализированные предметные области знаний, в которых признанные специалисты могут продемонстрировать наилучшие результаты. После этого определяется имеющийся
уровень компетенции работников в каждой области знаний. Когда определена разница между существующим и необходимым уровнем компетенции, специалисты в соответствующих областях знаний совместно со специалистами по обучению и информационным технологиям могут приступить к
созданию обучающих программ и систем обеспечения.
Этап «Определить» нацелен на стратегические проблемы, например, какие из знаний важны для успеха. Такие знания должны отражать, поддерживать и ориентироваться на задачи компании и ее ценности. После того, как основные знания определены, можно
принимать решение об источниках их получения. Базовые знания, выбранные для внутреннего развития, разделяются дальше на домены знаний.
Кроме стратегического аспекта, данный этап также затрагивает оперативные вопросы, такие, как, обладает ли работник достаточными знаниями и опытом для достижения высокого результата. Должна быть произведена экспертная оценка профессиональных навыков (знаний, опыта). Существуют два типа оценки:
оперативная — рассматривающая текущие навыки и рабочие качества, необходимые для поддержки существующих основных знаний, и
стратегическая — определяющая, что из практического опыта может быть передано для обеспечения будущих базовых знаний. Следующий шаг — начало создания репозитария знаний для доменов, необходимых каждой организации. Такие домены соответствуют компонентам бизнес-модели для модернизации бизнеса:
- рынок — производство, конкуренция, ценообразование, поставщики, дистрибьюторы, партнеры;
- потребитель — запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, обратная связь;
- продукт — свойства, функциональность, стоимость, качество;
- сервис — маркетинг, покупка, обслуживание и ремонт;
- процесс — производство, выпуск, реализация;
- управление — бизнес-стратегия, методы, структуры, рабочая сила, активы, модернизация;
- работники — работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, оплата труда.
Переходя к этапу
«Собрать», необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, необходимые для создания доменов выбранных базовых знаний. Для того чтобы стать пригодными к использованию, знания, опыт, компетенция должны быть
упорядочены и
уточнены. Кроме того, практики должны знать, где и как получить необходимые знания и опыт в виде баз данных и экспертных систем. Для овладения профессиональными знаниями необходимо установить эффективные источники знаний. Например, программы внесения работниками предложений, эксперты доменов и базы данных лучшего практического опыта могут представлять собой ценные источники знаний.
На этапе
«Выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и
оценивается их полезность. Эксперты доменов должны оценивать и отбирать знания, которые необходимо добавить в память организации. Без механизма фильтрации ценные крупицы знаний потеряются в море данных и информации. Тем не менее, важно чтобы были представлены многообразные точки зрения специалистов доменов, когда это необходимо. Изначально должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в корпоративной памяти.
Этап
«Хранить» выделяется для того, чтобы отобранные знания
классифицировались и
вносились в корпоративную память. Такая корпоративная память существует в трех формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде. Для того чтобы использовать знания, хранящиеся в человеческой памяти, они должны быть
четкими и
упорядоченными. Это значит, что знания должны быть организованы и представлены в различных структурах внутри репозитария знаний, так же, как данные и информация организуются и представляются в различных типах баз данных. Большая часть таких знаний может быть представлена в электронной форме в виде экспертных систем.
На этапе
«Распределить» знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся
доступными для использования. Работники вносят в корпоративную память свои запросы и данные о личных интересах, которая затем автоматически распределяет любую вновь поступающую информацию своим «подписчикам» либо в электронном, либо в бумажном виде. Кроме того, отдельные люди, группы и отделы часто обмениваются идеями, мнениями, знаниями и опытом на личных встречах, а также на основе применения программных средств коллективного пользования (программные средства автоматизации коллективной работы). Важно, чтобы такая потенциально полезная часть общения, обсуждений, дискуссий и сотрудничества была доступна на этапе получения информации в процессе управления знаниями. Например, разные точки зрения и их логические обоснования должны быть зафиксированы как часть любого процесса принятия решений, так же, как метод, примененный для принятия окончательного решения.
В пределах этапа
«Применить»
находятся и применяются необходимые знания при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении. Для того чтобы легко найти, получить доступ и применить нужную часть знаний в нужное время и в правильной форме, необходим
язык запросов. Интегрированные системы «обеспечения деятельности» применяются во многих ведущих компаниях для существенного повышения производительности и возможностей работающих. Во-первых, для облегчения доступа необходимо создать
понятные системы классификации и навигации для быстрого просмотра и получения знаний.
На этапе
«Создать»
выявляются новые знания с помощью многих средств, таких, как наблюдение за клиентами, обратная связь с потребителем и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес-процессов и проектов по рационализации технологического процесса, исследования, экспериментирование, креативное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Этот этап определяет также то, как получить невербальные, неявно выраженные знания от экспертов доменов и превратить их в документальные, официальные знания. При этом новые источники знаний должны быть формализованы, зафиксированы в процессе управления знаниями и доступны для пользователей.
Последний этап — это этап
«Продать». В его рамках на основе интеллектуального капитала
создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы должны достичь определенной фазы зрелости.
Возрастание уровня компетенции является главным мерилом объема знаний и степени овладения ими. Компетенция — это основанная на имеющихся знаниях степень понимания того, что необходимо для выполнения работы. Именно на это нацеливается многообразная деятельность, связанная с выполнением функции управления знаниями на каждом из этапов. Наиболее существенными параметрами, на которые следует ориентироваться при выполнении работ каждого этапа, являются: повышение эффективности, нацеленность на потребителя, усовершенствования и повышение качества, гибкости и адаптации, уровня профессионального опыта и знаний, скорости обучения и инноваций, наличие инновационной системы на основе информационных технологий, самоуправляемость.
К вашим услугам десятки практических дистанционных программ любого уровня сложности и продолжительности для повышения профессиональной квалификации и личностного роста. Впервые в русскоязычном образовании вы можете учиться по индивидуальному учебному плану в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.
www.elitarium.ru
Новости компании
Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. От экономики, базирующейся на капитале, осуществляется переход к экономике, основанной на знаниях. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:
- практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
- придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
- создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.
Этапы усвоения новых знаний
Функция управления знаниями охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знаний. В табл. 1 приводится один из вариантов подразделения данного процесса на этапы.
Таблица 1.Этапы приобретения и усвоения новых знаний
Этапы | Содержание этапа |
1. Определить | Выявляется, какие знания имеют решающее значение для успеха |
2. Собрать | Приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации |
3. Выбрать | Создание потока собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности |
4. Хранить | Отобранные знания классифицируются и вносятся в корпоративную память |
5. Распределить | Знания извлекаются из корпоративной памяти, ст ановятся доступными для использования |
6. Применить | Применение знаний при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении |
7. Создать | Выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных |
8. Продать | На основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия |
На этапе «Определить» необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха. Например, каждой организации необходимы точные знания о запросах и ожиданиях потребителя, продукции и услугах, финансах, технологиях, руководстве, работниках и др. Затем определяются соответствующие стратегические возможности и домены знаний. Домены знаний представляют собой специализированные предметные области знаний, в которых признанные специалисты могут продемонстрировать наилучшие результаты. После этого определяется имеющийся уровень компетенции работников в каждой области знаний. Когда определена разница между существующим и необходимым уровнем компетенции, специалисты в соответствующих областях знаний совместно со специалистами по обучению и информационным технологиям могут приступить к созданию обучающих программ и систем обеспечения.
Этап «Определить» нацелен на стратегические проблемы, например, какие из знаний важны для успеха. Такие знания должны отражать, поддерживать и ориентироваться на задачи компании и ее ценности. После того, как основные знания определены, можно принимать решение об источниках их получения. Базовые знания, выбранные для внутреннего развития, разделяются дальше на домены знаний.
Кроме стратегического аспекта, данный этап также затрагивает оперативные вопросы, такие, как, обладает ли работник достаточными знаниями и опытом для достижения высокого результата. Должна быть произведена экспертная оценка профессиональных навыков (знаний, опыта). Существуют два типа оценки: оперативная — рассматривающая текущие навыки и рабочие качества, необходимые для поддержки существующих основных знаний, и стратегическая — определяющая, что из практического опыта может быть передано для обеспечения будущих базовых знаний. Следующий шаг — начало создания репозитария знаний для доменов, необходимых каждой организации. Такие домены соответствуют компонентам бизнес-модели для модернизации бизнеса:
- рынок — производство, конкуренция, ценообразование, поставщики, дистрибьюторы, партнеры;
- потребитель — запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, обратная связь;
- продукт — свойства, функциональность, стоимость, качество;
- сервис — маркетинг, покупка, обслуживание и ремонт;
- процесс — производство, выпуск, реализация;
- управление — бизнес-стратегия, методы, структуры, рабочая сила, активы, модернизация;
- работники — работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, оплата труда.
Переходя к этапу «Собрать», необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, необходимые для создания доменов выбранных базовых знаний. Для того чтобы стать пригодными к использованию, знания, опыт, компетенция должны быть упорядочены и уточнены. Кроме того, практики должны знать, где и как получить необходимые знания и опыт в виде баз данных и экспертных систем. Для овладения профессиональными знаниями необходимо установить эффективные источники знаний. Например, программы внесения работниками предложений, эксперты доменов и базы данных лучшего практического опыта могут представлять собой ценные источники знаний.
На этапе «Выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Эксперты доменов должны оценивать и отбирать знания, которые необходимо добавить в память организации. Без механизма фильтрации ценные крупицы знаний потеряются в море данных и информации. Тем не менее, важно чтобы были представлены многообразные точки зрения специалистов доменов, когда это необходимо. Изначально должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в корпоративной памяти.
Этап «Хранить» выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Такая корпоративная память существует в трех формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде. Для того чтобы использовать знания, хранящиеся в человеческой памяти, они должны быть четкими и упорядоченными. Это значит, что знания должны быть организованы и представлены в различных структурах внутри репозитария знаний, так же, как данные и информация организуются и представляются в различных типах баз данных. Большая часть таких знаний может быть представлена в электронной форме в виде экспертных систем.
На этапе «Распределить» знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования. Работники вносят в корпоративную память свои запросы и данные о личных интересах, которая затем автоматически распределяет любую вновь поступающую информацию своим «подписчикам» либо в электронном, либо в бумажном виде. Кроме того, отдельные люди, группы и отделы часто обмениваются идеями, мнениями, знаниями и опытом на личных встречах, а также на основе применения программных средств коллективного пользования (программные средства автоматизации коллективной работы). Важно, чтобы такая потенциально полезная часть общения, обсуждений, дискуссий и сотрудничества была доступна на этапе получения информации в процессе управления знаниями. Например, разные точки зрения и их логические обоснования должны быть зафиксированы как часть любого процесса принятия решений, так же, как метод, примененный для принятия окончательного решения.
В пределах этапа «Применить» находятся и применяются необходимые знания при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении. Для того чтобы легко найти, получить доступ и применить нужную часть знаний в нужное время и в правильной форме, необходим язык запросов. Интегрированные системы «обеспечения деятельности» применяются во многих ведущих компаниях для существенного повышения производительности и возможностей работающих. Во-первых, для облегчения доступа необходимо создать понятные системы классификации и навигации для быстрого просмотра и получения знаний.
На этапе «Создать» выявляются новые знания с помощью многих средств, таких, как наблюдение за клиентами, обратная связь с потребителем и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес-процессов и проектов по рационализации технологического процесса, исследования, экспериментирование, креативное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Этот этап определяет также то, как получить невербальные, неявно выраженные знания от экспертов доменов и превратить их в документальные, официальные знания. При этом новые источники знаний должны быть формализованы, зафиксированы в процессе управления знаниями и доступны для пользователей.
Последний этап — это этап «Продать». В его рамках на основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы должны достичь определенной фазы зрелости.
Возрастание уровня компетенции является главным мерилом объема знаний и степени овладения ими. Компетенция — это основанная на имеющихся знаниях степень понимания того, что необходимо для выполнения работы. Именно на это нацеливается многообразная деятельность, связанная с выполнением функции управления знаниями на каждом из этапов. Наиболее существенными параметрами, на которые следует ориентироваться при выполнении работ каждого этапа, являются: повышение эффективности, нацеленность на потребителя, усовершенствования и повышение качества, гибкости и адаптации, уровня профессионального опыта и знаний, скорости обучения и инноваций, наличие инновационной системы на основе информационных технологий, самоуправляемость.
Б.З. Мильнер, elitarium.ru
Cм. также
Организационное развитие
Обучение заранее
Обучение персонала и развитие бизнеса
Сколько сотрудников необходимо и достаточно для реализации бизнес-целей компании?
Как добиться максимально эффективной деятельности работников?
Как избежать ситуации, когда результаты обучения персонала не оправдывают затрат?
Как объективно оценить деятельность сотрудников?
Анализ потребности в обучении
www.rusconsult.ru
Процесс — приобретение — знание
Процесс — приобретение — знание
Cтраница 1
Процесс приобретения знаний в значительной мере облегчается при использовании языков визуального программирования. Графический интерфейс позволяет пользователю создавать пиктограммы, представляющие элементы плана, и формировать из них графические структуры. Расставляя такие элементы на экране и вычерчивая связи между ними, пользователь формирует мнемоническую схему управления потоками, которая обычно представляется в виде программы на каком-нибудь языке программирования. [1]
Процесс приобретения знаний и разработки прототипа ЭС стремятся максимально автоматизировать. Основная задача автоматизации приобретения знаний состоит в облегчении труда эксперта и инженеров по знаниям — разработчиков СИИ. [2]
Процесс приобретения знаний является наиболее сложным этапом разработки экспертной системы. Это объясняется тем, что обычно инженер по знаниям плохо разбирается в предметной области, а эксперт не знает программирования. В связи с этим лексика, используемая экспертом, непонятна инженеру по знаниям. Чтобы уточнить и расширить лексику, требуется совместная работа эксперта и инженера по знаниям. Одна из наиболее сложных задач, стоящих перед инженером по знаниям, заключается в том, чтобы помочь эксперту структурировать знания о проблемной области. [4]
Процесс приобретения знаний можно свести к последовательности выполнения следующих задач: 1) определяется необходимость модификации ( расширения) знаний; 2) при необходимости модификации осуществляется извлечение новых знаний, в противном случае процесс приобретения знаний заканчивается; 3) новые знания преобразуются в форму, понятную экспертной системе; 4) знания системы модифицируются, и осуществляется переход к первой задаче. В выполнении перечисленных задач могут принимать участие эксперт, инженер по знаниям ( программист) и экспертная система. В зависимости от того, кто выполняет задачу, можно выделить различные модели приобретения знаний. [6]
Процесс приобретения знаний — наиболее сложный этап разработки экспертной системы, поскольку инженер знаний ( программист) плохо разбирается в предметной области, а эксперт не знает программирования. В связи с этим лексика, используемая экспертом, не понятна инженеру знаний, и чтобы уточнить все вопросы, требуется совместная работа эксперта и инженера знаний. [7]
Процесс приобретения знаний иллюстрируется ниже прослеживанием жизненного цикла экспертной системы от момента зарождения до юношеского возраста. Как правило, такие системы создаются в процессе итеративного развития: после начальной стадии проектирования и реализации система постепенно растет и вглубь и вширь. Хотя и другие большие системные программы могут постепенно увеличиваться, для экспертных систем такой стиль конструирования представляется единственно возможным. [8]
Процесс приобретения знаний может также включать и других участников. Могут привлекаться несколько экспертов, несколько инженеров знаний и даже междисциплинарные эксперты. Предметный эксперт может выступать и как учитель, а не информатор, сообщая знания в организованном виде и на уровне, доступном эрудиции получателя. [9]
Процессу приобретения знаний присущи проблемы психологического, гносеологического и лингвистического свойства. [10]
В процессе приобретения знаний неопределенность снимается тогда, когда обеспечивается некоторая необходимая ожидаемость поступления информации определенного содержания и определенной степени абстрагирования. Такая ожидаемость подготавливается формой и логикой развития предмета изучения, а также целенаправленной психологической подготовкой студентов. Учебный процесс по своей природе носит приспособительный характер. Как сообщение педагога, так и восприятие информации студентами соответствуют тем методам, средствам и уровням обучения, которые теснейшим образом связаны с формой выражения информации, с ее изоморфными преобразованиями, кодированием и перекодированием. [11]
В процессе приобретения знаний такая разгрузка происходит при установлении закономерностей, общих принципов, объединяющих многообразные разрозненные факты в информационно-краткую систему сведений, а также при сообщении сведений о каких-либо недостающих данных в предмете познания. [12]
В процессе приобретения знаний, навыков, умений, в научном исследовании факты, явления, объекты рассматриваются не сами по себе, а в определенной их связи, в развитии с изменяемыми признаками и характеристиками, в анализе состояний и разрешений противоречий, определяющих формирование утвердительных или отрицательных суждений. [13]
В процессе приобретения знаний неопределенность снимается тогда, когда обеспечивается некоторая необходимая ожидаемость поступления информации определенного содержания и определенной степени абстрагирования. Такая ожидаемость информации подготавливается формой и логикой развития предмета изучения, а также целенаправленно. Учебный процесс по своей природе носит приспособительный характер. [14]
В процессе приобретения знаний из различных источников, например от экспертов или из книг, инженер знаний проходит через несколько стадий, прежде чем окончательно создать экспертную систему. Однако этот процесс не является таким четким и хорошо определенным, как это может показаться при взгляде на рисунок. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru