Советы и лайфхаки

Объектив короткофокусный – Особенности короткофокусных и длиннофокусных объективов — 3 Марта 2016 — Блог

Короткофокусный объектив Википедия

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13]. Позднее им был разработан «Angenieux Retrofocus» 35/2,5 для малоформатных фотоаппаратов, ставший образцом многочисленных подражаний[14].

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой[15].

См. также

Примечания

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  5. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  7. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Проверено 5 июня 2014.
  8. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  9. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  10. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  11. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 24 июля 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  13. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Проверено 18 марта 2017.
  14. ↑ Фотомагазин, 2001, с. 17.
  15. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: «Искусство», 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Владимир Самарин, Андрей Шеклеин, Roger Hicks, Bob Shell. Объективы начала XXI века (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 9. — С. 14—30. — ISSN 1029-609-3.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.

wikiredia.ru

Короткофокусный объектив Википедия

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности[ | ]

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в к

ru-wiki.ru

Объектив. Типы объективов. Zoom объективы.

Нормальные объективы.

Нормальными объективами называются такие объективы, у которых фокусное расстояние равняется, либо на 10 — 20 процентов превышает длину диагонали кадра. Угол поля изображения у данных объективов почти всегда находится в пределе от 45 до 55 градусов.

Оптическая схема нормального объектива.

Обычно фокусное расстояние 35-мм камер в среднем составляет около 50 мм. Для цифровых же камер данное расстояние намного меньше, это связанно с достаточно маленькими, по сравнению с 35-мм стандартным кадром, размерами цифровых матриц. Выполните операцию zoom-in или zoom-out на вашей камере. В каждой модели цифровой фотокамеры предусмотрен свой способ проведения таких действий. Очень часто для этого применяется специальный рычажок или две отдельные кнопки. При активации действия (zoom-in) производится выдвижение объектива, увеличивая фокусное расстояние, и в LCD мониторе мы видим, как изображение увеличивается в размерах, как бы «наезжает» на нас. В то же время, напротив, при активации действия (zoom-out) происходит уменьшение длины объектива, уменьшая при этом, его фокусное расстояние, а в LCD мониторе мы наблюдаем, как изображение, уменьшаясь, отдаляется от нас. Немного поэкспериментировав, мы можем добиться того, что соотношение размера объектов на нашем экране LCD монитора будет соответствовать фактическим пропорциям снимаемой нами сцены. В данном случае можно будет сказать, что фокусное расстояние нашей цифровой фотокамеры соответствует фокусному расстоянию нормального объектива.

Уменьшенное (zoom-in) и увеличенное (zoom-out) изображение одного и того же предмета.

Нормальные объективы называются именно так, потому что пропорции на получаемых при их помощи изображениях соответствуют тем пропорциям объектов, которые существуют в реальном мире, т.е. именно так, как они воспринимаются человеческим глазом.

При всем при этом, нормальные объективы не являются наиболее популярными у профессиональных фотографов. Многие из них пользуются широкоугольными объективами, которые имеют более широкий угол обзора и большую глубину резкости.

Эти жирафы выглядят одинаково, и когда вы смотрите на них невооруженным взглядом, и на снимке, полученном при помощи фотокамеры с нормальным объективом. В этом случае данный тип объективов не вносит никаких искажений при отображении реального мира.

Широкоугольные (короткофокусные) объективы.

Широкоугольными, или короткофокусными, называются такие объективы, у которых главное фокусное расстояние меньше, а угол поля изображения больше, чем у нормальных объективов, то есть фокусное расстояние у них будет меньше диагонали матрицы. Из линейки широкоугольных объективов можно выделить следующие подгруппы — сверхширокоуголъные объективы, которые характеризуются большим углом поля зрения, он может быть равным двум или даже более нормальным углам (в литературе это значение — более 83 градусов) и подгруппа линейки объективов типа «рыбий глаз», которые имеют угол поля зрения 120 градусов и более.

Оптическая схема короткофокусного объектива.

Короткофокусные объективы применяются при съемке в тесных помещениях, в тех случаях, когда невозможно удалится на достаточное расстояние в целях получения изображения выбранного пространства. Так же они применяются и для съемок в помещении или на природе, когда объективом с нормальным фокусным расстоянием невозможно изобразить в кадре всю выбранную композицию.

Чтобы полностью охватить снимаемое пространство (в данном случае сценка в помещении музея), необходимо использовать короткофокусный (широкоугольный объектив).

Широкоугольники применяются также и при проведении съемок под водой. Кроме всего прочего, этот вид объективов дает наибольшую глубину резкости. Именно это делает их наиболее популярными при проведении репортажных съемок уличных событий и отображения демонстраций. Следовательно, если вы решили провести такого рода съемку, то выполните операцию (zoom-out) для того, чтобы увеличить угол обзора, таким образом, мы получим в своем распоряжении фокальное расстояние, которое будет соответствовать широкоугольному объективу.

При этом, короткий фокус позволит нам наиболее близко приблизится к объекту съемки, позволив получить нам на результирующем изображении эффект необходимой перспективы, который сможет придать нашему снимку большую художественную ценность. Объект, который находится непосредственно перед объективом, получится много большим, чем остальные объекты на заднем плане.

Подобное искажение сможет придать сцене некоторый сюрреализм, который наверняка привлечет к себе внимание вашего зрителя. Вместе с широкоугольными и zoom — объективами иногда применяются еще и специальные насадки, которые позволяют еще больше увеличивать угол обзора.

Удивительный мир под углом 180 градусов: сверхширокоугольный объектив «рыбий глаз» глобально превосходит возможность человеческого зрения.

Длиннофокусные объективы и телеобъективы

Длиннофокусными или телеобъективами называется такие объективы, у которых главное фокусное расстояние больше, а угол поля изображения меньше, чем у нормальных объективов.

По виду объектив, который имеет переменное фокусное расстояние после проведения операции zoom-in, будет напоминать телескоп (потому данные объективы еще называются и телескопическими). В данном положении zoom — объектив будет обладать всеми преимуществами и недостатками телескопического объектива.

AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G VR — удобный и экономичный объектив, его охват позволит снимать практически любые объекты, находящиеся как вблизи, так и вдалеке.

Телеобъективы применяются в случаях, когда для получения крупного масштаба изображения нет возможности приблизиться к объекту съемки на необходимое расстояние, это к примеру может быть репортаж спортивных событий, фотоохота или портретная фотосъемка.

Известно, что птицы не подпускают фотографа на близкое расстояние, поэтому, чтобы сделать удачный снимок, необходима камера с длиннофокусным объективом.

Эффект от применения длиннофокусного объектива можно сравнивать с эффектом от применения бинокля. Если вместо объектива с нормальным фокусным расстоянием в 50 мм сделать съемку объективом с большим фокусным расстоянием в 300 мм, то масштаб изображения на кадре получится в 6 раз крупнее — 300/50.

Глубина резкости у телеобъективов будет гораздо меньше, чем у нормальных и тем более короткофокусных объективов, поэтому при съемке данным видом объектива необходимо более тщательно подходить к наводке фокуса на объект съемки.

Более того, при «наезде» камеры, пространство отображаемой сцены визуально сжимается и расстояния между объектами уменьшается, в итоге они кажутся расположенными намного ближе друг к другу, чем это есть в реальности.

Как видно на этом снимке, сделанном длиннофокусным объективом, при большой удаленности, что расстояние между людьми и самолетом скрадывается, и создается впечатление, что они находятся на одном расстоянии от нас.

Главное неудобство при съемке с помощью телеобъектива заключается в необходимости установки малых диафрагм. При этом приходится иметь дело с длительной выдержкой, то есть с малой скоростью срабатывания затвора, а при условии значительного увеличения снимаемых нами объектов даже самое малое дрожание камеры будет вызывать эффект смазывания изображения. Поэтому рекомендуется использовать специальный компактный штатив, который позволит оперативно провести съемку методом упора его в пояс.

Обращайте внимание при применении телеобъективов или zoom — объективов выступающих в их качестве, при проведении портретной съемки, то есть при фотосъемке лица человека крупным планом. На следующие требования:

  • ваш объектив не должен иметь перспективных искажений;
  • он должен создавать мягкий, с малой контрастностью рисунок, который позволит скрывать мелкие дефекты лица;
  • объектив должен иметь достаточно узкое поле зрения, что позволит вам удалится на достаточное расстояние от объекта съемки, создав при этом комфортные условия для работы, снизив при этом до минимума перспективные искажения;
  • должен иметь небольшую глубину резкости, которая позволит вам размыв второстепенные детали и фон портрета, выделить психологически значимые.

При съемке портрета преимущество телеобъектива заключается в том, что он позволяет сфотографировать человека не постановочно, а спонтанно. При этом человек живет своей жизнью, выражает чувства, порой даже не догадываясь, что его фотографируют. Получается очень искренне.

Всем этим требования как раз соответствуют длиннофокусные объективы с фокусным расстояниям от 80 до 200 мм для кадра размером 24 х 36 мм. Мягкость рисунка в объективах достигается специально внесенными или неисправленными остаточными аберрациями. Довольно часто для данных целей, особенно при использовании объектива с большой разрешающей силой, могут применяться дополнительные насадки, увеличивающие светорассеяние.

Очень удобно использовать длиннофокусный объектив в тех случаях, когда человек неуютно чувствует себя в присутствии камеры или когда она его просто раздражает. Вы сами это поймете, если вам придется столкнуться с проблемой фотосъемки капризных детей. Несмотря на большое удаление, результат получится точно таким же, словно вы делали съемку человека с близкого расстояния камерой с нормальным объективом.

phototops.ru

Короткофокусный объектив Вики

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности[ | код]

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13]. Позднее им был разработан «Angenieux Retrofocus» 35/2,5 для малоформатных фотоаппаратов, ставший образцом многочисленных подражаний[14].

Короткофокусный объектив[ | код]

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой[15].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники[ | код]

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  5. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  7. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Проверено 5 июня 2014.
  8. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  9. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  10. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  11. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 24 июля 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  13. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Проверено 18 марта 2017.
  14. ↑ Фотомагазин, 2001, с. 17.
  15. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература[ | код]

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: «Искусство», 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Владимир Самарин, Андрей Шеклеин, Roger Hicks, Bob Shell. Объективы начала XXI века (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 9. — С. 14—30. — ISSN 1029-609-3.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.

ru.wikibedia.ru

Широкоугольный объектив — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13].

Видео по теме

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой[14].

См. также

Примечания

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  5. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  7. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Проверено 5 июня 2014.
  8. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  9. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  10. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  11. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 24 июля 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  13. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Проверено 18 марта 2017.
  14. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: «Искусство», 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.

wiki2.red

Длиннофокусный объектив — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 октября 2016;
проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 октября 2016;
проверки требует 1 правка.

Фотограф с длиннофокусным объективом

Длиннофокусный объектив в фотографии — объектив с фокусным расстоянием, превышающим диагональ используемого кадра в 1,5 и более раз[1][2]. В прикладных сферах иногда используется термин узкоугольный объектив, а в англоязычных источниках этот же тип оптики принято называть англ. Telephoto Lens. В кинематографе длиннофокусными считаются объективы, фокусное расстояние которых более чем вдвое превышает диагональ кадра киноплёнки[3]. Объективы с угловым полем зрения 8° и менее (в малоформатной фотографии более 300 миллиметров), подразделяются в класс «cверхдлиннофокусных» (в англоязычной литературе — англ. Supertelephoto Lens).
Телеобъективами в русскоязычной литературе называются длиннофокусные объекти

ru.wikipedia.org

Широкоугольный объектив — WiKi

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13]. Позднее им был разработан «Angenieux Retrofocus» 35/2,5 для малоформатных фотоаппаратов, ставший образцом многочисленных подражаний[14].

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой[15].

ru-wiki.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о