Советы и лайфхаки

Линза объектива – Основные типы объективов | Фотолюбитель – просто статьи по фотографии!

Содержание

Насадочная линза — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Расположение насадочной линзы на объективе

Наса́дочная ли́нза (ма́кроли́нза при положительном фокусном расстоянии, англ. close-up filter) — дополнительное приспособление к объективу, изменяющее величину его фокусного расстояния (угла изображения). Она заключена в оправу и надевается непосредственно на объектив, обычно, накручиваясь как светофильтр. Положительная линза уменьшает фокусное расстояние (увеличивает угол изображения), а отрицательная увеличивает (уменьшает угол изображения). Наиболее распространены обычные однолинзовые, сферические макролинзы без просветления, но существуют и намного более дорогие ахроматические — двухлинзовые, с просветлением, и асферические.

Визуально насадочная линза представляет собой тонкую линзу в оправе со стандартным резьбовым креплением на объектив таким же, как и у светофильтров. Форма линз обычно выпукло-вогнутая, выпуклой стороной от объектива — такая форма предпочтительна для короткофокусных широкоугольных объективов, но встречаются плоско-выпуклые, и макролинзы с наружной вогнутой стороной — при такой форме сферическая аберрация минимальна, что особенно хорошо для телеобъективов.

Насадочные линзы выпускаются как производителями объективов, например, Canon, Nikon, Sony, КМЗ, ЛЗОС, ЛОМО, так и сторонними фирмами ИПЗ, Marumi, и многими другими.

Макролинза используется в фотографии для съёмки небольших объектов крупным планом без применения специализированного макрообъектива (см. Макросъёмка). Макролинзы работают подобно лупе или очкам для чтения, приближая изображение к основному объективу.

Основным преимуществом такого решения является невысокая, по сравнению со специализированным

ru.wikipedia.org

Объективы

За полтора века использования линз в фотографии их число увеличилось на порядок, и каждая из них зачем-то нужна, но каждая из них дает блик, и если объектив просветленный, то он цветной.

Нет в мире совершенства!

Как хорошо было с камерой-обскурой: не надо фокусировать, не надо думать о глубине резкости, хочешь изменить угол обзора - просто измени расстояние между дыркой и плоскостью изображения, - и никаких хлопот.

Но фотографам вечно не хватает света, и они решили увеличить дырку, а чтобы не потерять резкость, поставили линзу, и вот тут появились сферические аберрации, хроматические аберрации, кома , дисторсия.

В общем, начали с одной линзы, но остановиться не сумели, и стало число линз множиться с катастрофической быстротой.

Установите проигрыватель Flash

Итак, мой рассказ о том, зачем так много линз, и о некоторых терминах, которые часто встречаются при описании объективов.

Основной характеристикой объектива, определяющей его способность давать ту или иную освещенность фотослоя, является светосила. Объектив тем светосильнее, чем больше его отверстие и чем короче его фокусное расстояние. Эта взаимосвязь выражается величиной относительного отверстия, которая показывает, сколько раз диаметр отверстия укладывается в фокусном расстоянии объектива. В фотографии принято следующее деление объективов по светосиле:

Сверхсветосильные 0,7-2
Светосильные 2,8-4,5
Малосветосильные 5,6 и менее.

Попытки увеличить светосилу и при этом не очень ухудшить изображение, вероятно, начались в 1812 г., когда Волластон применил выпукло-вогнутую линзу (мениск) в камере-обскуре.

Получилось более яркое изображение, но не очень четкое и не точное по геометрическим размерам, хотя и лучшее, чем с двояковыпуклой линзой.

Дефекты изображения, обусловленные недостатками оптической системы, носят общее название аберрации.

К этим недостаткам относятся: сферическая аберрация; хроматическая аберрация; дисторсия; астигматизм; кома.

Сферическая аберрация вызывается тем, что степень преломления лучей, попадающих на края линзы, больше, чем степень преломления лучей, располагающихся ближе к центру, поэтому широкий пучок лучей после преломления пересекается не в одной, а в нескольких точках.

Путем придания поверхности линзы асферической формы можно устранить сферическую аберрацию. Однако технология изготовления стеклянных асферических линз весьма дорога и получила развитие только в последние годы. Варианты использования свободных от сферической аберрации линз Френеля и плоских линз с переменным показателем преломления не получили развития в фотографии.

На практике при изготовлении фотообъективов влияние сферической аберрации уменьшают путем подбора к собирающей линзе менее сильной рассеивающей линзы. В последнее время получило развитие использование в объективах наряду со стеклянными сферическими линзами и асферических, изготовленных формовкой органических пластиков.

Хроматическая аберрация обусловлена дисперсией света, возникающей при прохождении его через линзу. Это явление связано с тем, что лучи с разной длиной волны преломляются под разными углами.

Значительного уменьшения хроматической аберрации добиваются путем сочетания в оптической системе сильной собирающей линзы, изготовленной из оптического стекла крон, и слабой рассеивающей линзы, изготовленной из стекла флинт. Такая линза называется ахроматической или ландшафтной. Объективы, в которых устранена хроматическая аберрация в двух основных участках спектра,называются ахроматами, а объективы, скорректированные для трех цветов, - апохроматами.

В 1840 г. Шевалье использовал ахромат в первых фотокамерах. Этот объектив состоял из двух линз с различной дисперсией, склеенных вместе.

Дисторсия характеризуется искривлением прямых линий и имеет такое же происхождение, что и сферическая аберрация. На характер дисторсии влияет положение диафрагмы: если диафрагма расположена перед линзой, то дисторсия имеет бочкообразую форму, а если диафрагма расположена за линзой, - то подушкообразную. Этот вид аберрации устранен у симметричных объективов, выполненных из двух одинаковых компонентов, между которыми размещается диафрагма. Объектив, состоящий из двух менисков, называется перископом.

Таким образом, чтобы исправить сферическую и хроматическую аберрации в отдельности, достаточно двух линз. В результате объединения двух ахроматических линз в перископ в 1866 году в Англии Дальмейером был изготовлен объектив, названный "Ректилинеар", а в Германии появился объектив "Апланат" созданный Стейнхейлом. Очень удачный симметричный объектив был сконструирован Рудольфом в 1896 г. и назван "Цейсс Планар". Этот объектив был разработан для использования при относительных отверстиях не более 1:3,5, и стал базовой моделью многих современных стандартных объективов, используемых в малоформатных фотокамерах. Современные объективы такой принципиальной конструкции обладают относительным отверстием до 1:1,4.

Астигматизм делает невозможным получение одновременной резкости вертикальных и горизонтальных линий. Явление астигматизма может возникнуть при недостаточно точной сферичности линзы, но чаще и сильнее оно обнаруживается в том случае, когда объект находится под некоторым углом к ее оптической оси. При этом поверхность линзы для таких наклонных лучей не будет строго симметричной, что и приведет к искажению изображения. Объективы с устраненными астигматизмом и кривизной поля называются анастигматами. Следует сказать, что эти недостатки все же частично присутствуют в объективах, особенно в широкоугольных.

В 1893 г., используя новые виды стекла, Тейлор изготовил асимметричный объектив из трех элементов, который был назван триплетом Кука. Этот объектив, устраняющий астигматизм и кривизну плоскости изображения, был первым среди так называемых анастигматов. Триплет Кука был сконструирован для использования с относительными отверстиями не более 1:4. Анастигмат представляет собой объектив, который полностью свободен от астигматизма для определенного расстояния до объекта и имеет минимальную кривизну плоскости изображения. Дальнейшим развитием триплета стало создание в 1902 году фирмой Цейсс объектива "Тессар", у которого последний компонент триплета был заменен склеенной линзой. Модификации этого объектива используются сегодня при относительных отверстиях не более 1:2,8. В России объективы такого типа выпускаются под названием "Индустар".

Кома является разновидностью сферической аберрации для наклонного к оптической оси линзы пучка света. При этом, в связи с разным характером преломления лучей и асимметричным строением пучка, изображение получается в виде кометообразной фигуры.

Но не только стремление к совершенству изображения приводит к увеличению числа линз. Еще одной причиной, приводящей к увеличению числа линз, является стремление разработчиков объективов вынести главную плоскость за габариты объектива. Классическим примером является телеобъектив, который в простейшем виде представляет собой собирающую линзу, помещенную перед рассеивающей линзой. Если линзы имеют надлежащие фокусные расстояния и соответствующим образом расположены, можно создать систему линз, в которой задняя главная плоскость находится перед системой. Так как фокусное расстояние измеряется от главной плоскости, физическая длина объектива может быть сделана меньше, чем его фокусное расстояние, и поэтому объектив может быть весьма компактным.

Если телеобъектив повернуть на 180 градусов, то задняя главная плоскость может располагаться позади системы линз. Такая конструкция особенно полезна для широкоугольных объективов, предназначенных для малоформатных однообъективных зеркальных камер. Ведь если задняя главная плоскость расположена внутри системы линз, то пространство между крайней линзой и пленкой будет меньше фокусного расстояния и не останется места для зеркала затвора и других необходимых механических частей камеры. Примером обратного телеобъектива является известный у нас объектив "Мир 1".

Останавливаясь на широкоугольных объективах, отмечу, что термин "рыбий глаз" произошел от гидрообъективов, которые имеют нормальный угол зрения под водой, однако, будучи вытащенными на поверхность, превращаются в широкоугольные. Снимки через эти объективы демонстрируют нам то, что увидела бы рыба, если ее вытащить из воды. Широкую известность (см.The Classic Camera Home Page/Classic Lenses) получили фотообъективы "Руссар" , рассчитанные в 1935 г. М.М. Русиновым. Эти объективы имеют на воздухе угол зрения до 120 градусов.

В борьбе за компактность длиннофокусных объективов одних линз оказалось недостаточно, и были созданы зеркально-линзовые объективы. Свет попадает в объектив через круглое отверстие и отражается, по крайней мере, от двух зеркал, прежде чем сфокусируется на плоскости пленки. Так как свет входит в объектив лишь по его периметру, ирисовая диафрагма не может быть использована для уменьшения действующего отверстия, и поэтому для регулирования освещенности применяют светофильтры. Сферические зеркала подвержены значительной сферической аберрации, для исправления этой аберрации обычно используется специальная асферическая линза, называемая корректирующей пластинкой Шмидта. В этих объективах также применяются сферические линзы, которые служат для дополнительной фосировки света.

Обилие линз вызвало естественное желание их подвигать внутри объектива, ведь перемещая линзы, мы можем менять фокусное расстояние, причем если перемещать каждую линзу в отдельности, да еще по сложному закону, то можно получить объектив с переменным фокусным расстоянием и неплохим качеством. Оптические системы с непрерывным изменением увеличения называются панкратическими и подразделяются на вариообъективы и трансфокаторы.

У вариообъектива изменение фокусного расстояния осуществляется посредством непрерывного перемещения одного или ряда компонентов вдоль оптической оси.

Нелинейное перемещение линз в вариообъективах производится с помощью одного или нескольких кулачковых механизмов, поэтому такие системы являются сложными не только по оптическому, но и по механическому устройству.

Трансфокатор представляет собой систему, состоящую из афокальной панкратической насадки с переменным угловым увеличением и объектива с постоянным фокусным расстоянием. Насадка имеет две неподвижные отрицательные линзы, между которыми перемещается положительная линза.

По мере возрастания числа элементов, из которых изготовлен объектив, отраженный и рассеянный поверхностью линз свет становится серьезной проблемой. Если на поверхность линзы нанести слой вещества с определенной толщиной и меньшим показателем преломления, чем у самой линзы, то можно уменьшить отражение от поверхностей линзы. Этот эффект достигается благодаря тому, что свет, отраженный от двух поверхностей, интерферирует с взаимным ослаблением, что уменьшает отражение от линзы. Если длина оптического пути в покрытии точно равна половине длины волны света в среде, то разность фаз двух отраженных лучей составит 180°, и, складываясь, они взаимно погасят друг друга. В результате от линзы вообще не будет отражаться излучение с определенной длиной волны. Это условие может быть удовлетворено только для одной определенной длины волны, однако происходит значительное ослабление отраженного света и для соседних длин волн. При использовании нескольких покрытий с различными показателями преломления отражение от поверхностей линзы может быть значительно уменьшено для большей части видимого спектра. Линзы с таким покрытием называют просветленными. Просветление впервые стали применять в объективах коммерческих фотокамер, начиная с 1950-х годов, а многослойные покрытия — с 1970-х годов.

02.06.1998

Установите проигрыватель Flash


Облако тегов:

...

www.rwpbb.ru

Все, что нужно знать о качестве объектива

Понимание природы света даёт большое преимущество в производстве отличных фотографий. То как свет взаимодействует с объективом – пожалуй наиболее важная отправная точка. В этой статье мы рассмотрим конструкцию фотообъективов, что позволит вам в частности понять какими составляющими определяется их цена.

Выбор объектива для покупки может быть нелегкой задачей, ведь есть столько факторов для оценки: качество сборки, стоимость, диафрагма, стабилизация изображения, но чем же на самом деле один объектив отличается от другого?

Группы, элементы и какое это имеет значение

Каждый объектив состоит из отдельных линз, называемых «элементы». Смысл использования многих элементов в том, чтобы уменьшить аберрации, чтобы изображение было лишено недостатков.

Линзы различных размеров и форм сгруппированы вместе чтобы по-разному преломлять свет различной длины волн и позволять свету сводиться, и, таким образом, уменьшать аберрации. Представьте себе прохождение света через призму, когда он входит под одним углом, преломляется стеклом, и затем выходит в другом направлении.

Каждый стеклянный элемент различной формы по-разному преломляет свет, что позволяет дизайнерам объективов управлять прохождением света. Группировка элементов, складывание линз различной формы одна на другую, дает возможности лучшего контроля света и уменьшения искажений.

Типы элементов

Большинство линз имеют изогнутую поверхность и называются сферическими поскольку они соответствуют небольшому участку поверхности сферы. Исторически они были недороги и просты в изготовлении простым шлифованием, но их конструкция допускает искажения световых волн и приводит к несовершенствам изображения.

Эти дисторсии уменьшены в более высококачественных объективах с использованием асферических линз, о которых я расскажу позже.

Апохроматические (APO) элементы используются в основном в телеобъективах. Длиннофокусные объективы особенно восприимчивы к хроматическим аберрациям, которые приводят к снижению контрастности и резкости изображений. Апохроматический элемент сводит свет трех цветов – зеленый, синий и красный в одной плоскости, что снижает искажения.

Топовые объективы также содержат «плавающие» внутренние элементы, перемещающиеся в зависимости от фокусного расстояния чтобы уменьшить кривизну поля, вызывающего потерю резкости по краям кадра.

Литые и шлифованные линзы

Способ производства оптических элементов объективов также оказывает влияние на качество изображений, которые они способны создавать. Существуют три основных способа производства, первый из которых – шлифование и полировка асферических линз. Процесс шлифовки и полировки стекла является трудоемким и дорогим, поэтому такие линзы встречаются только в профессиональных объективах. Canon использует такие элементы большого диаметра для своих объективов L-серии чтобы обеспечить высокую разрешающую способность при падении света под любым углом.

Элементы следующего уровня – это литые асферические линзы, или в терминологии Nikon – линзы точной формовки (PGM). Стекло нагревается до такой степени, что может быть сформована асферическая поверхность. Это делается с помощью штампа или формы. Nikon утверждает, что высокая степень точности таких линз несомненна в связи с тем, что каждый элемент измеряется в микронах – это 1/1000 мм. Линзы этого типа менее дороги в изготовлении и, в следствии этого, могут быть найдены в объективах для продвинутых любителей и энтузиастов.

Третий из наиболее распространенных методов изготовления оптических элементов – это гибрид из стеклянной линзы, покрытой асферическим пластиком для придания формы. Эти линзы чувствительны к изменениям окружающей среды, таким как влажность и температура и потому не очень подходят для профессионального применения и используются в любительской технике.

Покрытие линз

Возможно вы не знали, но обычно линзы теряют часть света из-за отражения от поверхностей. В некоторых случаях каждый элемент может терять порядка 5% света, в результате чего количество света, попадающего в объектив с 10 элементами будет уменьшено примерно на 50%.

Покрытия линз были разработаны для уменьшения отражений света и облегчения прохождения света через линзы. Примерно так же, как покрытие на солнцезащитных очках отражает часть спектра света, позволяя остальному свету проходить к вашим глазам.

Материалы, такие как фторид магния и моноксид кремния, используют в качестве покрытий в виде очень тонких слоев на поверхности, причем каждая линза обычно покрывается несколькими слоями чтобы уменьшить отражения световых волн различных частей спектра.

Например, самые лучшие из линз Canon имеют более 10 слоев покрытий, что обеспечивает светопропускание на уровне 99.9% в диапазоне от ультрафиолетового до ближнего инфракрасного света.

Искажения и аберрации

В идеальном мире объектив должен отображать любую прямую линию как идеально прямую. Однако в реальности любой объектив, имеющие изогнутые поверхности, не способен сводить параллельные лучи в одной точке, так что они искажаются и искривляются. Эта кривизна является особенностью любого объектива сконструированного из сферических элементов, но она может значительно отличаться в зависимости от конкретного объектива и используемого фокусного расстояния.

Это искажение наиболее заметно при работе с параллельными линиями и объектами, расположенными у края кадра, где эффект максимален. Большинство зум-объективов страдают «бочковыми» искажениями на широком конце, когда в середине изображения образуется «выпуклость».

Они также могут быть подвержены «подушечным» искажениям на длинном конце, которое является противоположным случаем и сопровождается «втягиванием» изображения в центре. Тем не менее, как правило существует некое среднее положение зум-объектива, в котором прямые линии окажутся прямыми и которое несомненно стоит найти!

Искажение зависит не только от объектива. Оно также варьируется в зависимости от вашей близости к объекту съемки. Для ландшафтных и архитектурных фотографов искажения объектива – серьезная проблема, поскольку они хотят получать изображения с прямыми линиями и правильными пропорциями. В то же время портретные фотографы обычно не работают с прямыми линиями и поэтому искажения для них не так страшны.

Большинство производителей оптики сегодня создают объективы с использованием асферических элементов, созданных для уменьшения искажений и аберраций. В отличие от сферических линз, асферические имеют изогнутую поверхность, способную исправить аберрации. Это достигается благодаря тому, что свет, проходящий через линзу, собирается в одной точке, так что единственный поток света попадает на матрицу, что уменьшает искажения, вызываемые прохождением через линзу нескольких лучей.

На иллюстрации ниже представлены 2 фотографии, которые я недавно снял на свадьбе, при этом изображение слева покрыто бликами и искажениями света, а на правом получилось теплое свечение.

Диафрагма

Одна из главных характеристик, на которые обращают внимание фотографы при выборе объектива – это максимальная диафрагма, поскольку она определяет потенциал объектива в плане глубины резкости и работы в условиях слабого освещения. Диафрагма обозначается в виде дроби с фокусом в числителе и стопами в знаменателе и означает размер зрачка (открытой диафрагмы) объектива, который пропорционален квадрату фокусного расстояния объектива.

Например, 50мм объектив может иметь максимальную диафрагму f/1.2, но объективу с фокусным 100 мм потребуется в 4 раза большее отверстие для получения такой диафрагмы. Так что светосила объектива определяется не только диаметром отверстия, а зависит от фокусного расстояния.

Также необходимо учитывать, что 50 мм объектив имеет более широкое поле зрения и, следовательно, ему проще пропустить больше света. Большие телеобъективы компенсируют это очень большим диаметром переднего элемента, что в свою очередь приводит к увеличению сферических аберраций, для борьбы с которыми и обеспечения резкости изображений требуются дополнительные группы линз, а это существенно удорожает производство.

Боке

В фотографии термином боке называют способ отображения объективом расфокусированного света. Это наиболее заметно на небольших фоновых бликах, которые часто выглядят на фотографиях в виде световых кружков. Каждый объектив имеет разное боке в зависимости от его конструкции. Термином боке часто неправильно описывают малую глубину резкости с резким объектом на сильно размытом фоне. На самом деле этот термин относится лишь к тому, как выглядит зона нерезкости.

Способность объектива корректировать сферические аберрации способствует боке, поскольку дает светлым пятнам увеличиваться в размерах при удалении от фокуса с равномерным распределением света по кругу. Профессиональные объективы имеют великолепные возможности уменьшения искажений света через комбинацию групп элементов.

Однако наибольшее влияние на боке оказывает конструкция ирисовой диафрагмы. Важнейшим фактором является количество лепестков диафрагмы, что позволяет делать отверстие более округлым, создающим более привлекательное для глаза боке.

Профессиональные объективы как правило имеют больше лепестков и потому создают лучшее боке, как изображено на фотографии ниже, где сравниваются боке объектива Canon EF 50mm слева и более приятное боке объектива Canon L 24-105mm справа.

Конструктив объектива

На рубеже XIX и XX веков компанией Цейс был создан целый ряд объективов, ставших стандартами конструктива на многие годы. Их оптические схемы используются и сегодня с немного модернизированным дизайном.

Планар (Planar)

Объектив Планар изобрел сотрудник Carl Zeiss Пол Рудольф, в 1896 году. Его шестиэлементный симметричный дизайн имел диафрагму f/4.5 и создавал чрезвычайно резкое изображение, но страдал засветкой в результате большого количества переходов воздух-стекло, на сегодняшний день решенной просветляющими покрытиями. Самый знаменитый Планар –пожалуй 110мм f/2.0. Он был популярным выбором для владельцев среднеформатных камер Hasselblad серий 2000 и 200.

Тессар (Tessar)

Тессар – еще один объектив, разработанный Полом Рудольфом во время работы на Цейс. Впервые представленный в 1902, Тессар получил название от греческого слова, означающего четыре, благодаря конструкции из четырех элементов. С оригинальной диафрагмой f/6.3, Тессар был компактным объективом, обеспечивающим высокое оптическое качество по доступной цене. Многие 50мм объективы построены на его оптической схеме.

Соннар (Sonnar)

Соннар появился чуть позже и был запатентован Цейсом в 1929 году. Его разработчиком был доктор Людвиг Бертеле. Первый Соннар был 50мм объективом, состоящим из пяти элементов и предназначенным для дальномерок Zeiss Contax. Его название происходит от немецкого слова «Sonne», означающего «солнечный», благодаря диафрагме f/1.5.

Соннар смог победить конструктивные недостатки предыдущих объективов, предлагая лучшую контрастность и меньшие засветы, чем Планар и гораздо лучшую диафрагму, и меньшие хроматические аберрации, чем Тессар.

Стабилизация изображения

Если говорить о качестве изображений, которое может обеспечить объектив, то системы стабилизации изображения (IS) или уменьшения вибраций (VR) играют исключительно важную роль, позволяя получать резкие фотографии на выдержках до четырех раз длиннее, чем при обычной съемке с рук.

Как Canon, так и Nikon используют чрезвычайно умные технологии с применением датчиков движения для обнаружения нежелательных подвижек, способных размыть изображение. Этот сигнал затем обрабатывается микропроцессором, управляющим мотором, регулирующим положение группы линз с точностью в доли секунды.

Вращающиеся передний элемент

Ряд объективов имеют вращающийся передний элемент, что не является большой проблемой пока не начинаешь пользоваться некоторыми видами фильтров, например –поляризатором. Проблема в том, что когда вы поворачиваете фильтр в нужное положение, а затем изменяете фокусировку, поляризатор сдвигается, что может затруднить съемку. Решением может быть покупка квадратного держателя фильтров. В общем этот момент следует учитывать при покупке таких объективов если вы пользуетесь светофильтрами.

Выдвижение зума

Я обнаружил, что некоторые объективы, даже среди L-серии Canon, имеют тенденцию к раздвижению если они опущены вниз. Это, конечно, вызвано тяготением, но может раздражать при съемке, когда вы несете камеру сбоку у пояса, а затем подносите к глазам с полностью выдвинутым зумом.

Некоторые объективы имеют встроенный фиксатор, который ограничивает движение зума и блокирует его на нужном фокусном расстоянии, что решает проблему, но также может быть помехой если требуется работать быстро и зуммировать не теряя каждый раз время на переключение фиксатора.

Заключение

Это чистая правда, что именно объектив определяет качество изображения. Для тех, кто хочет приобрести объектив, такие аспекты, как стоимость, максимальная диафрагма и качество сборки будут наиболее важны. Тем не менее важно знать конструктив объективов и материалы, используемые в них чтобы понимать за что вы реально платите.

В следующий раз используя камеру вы может быть задумаетесь на минуту о природе света и невероятных технических достижениях, которые позволяют вам создавать фотографии.

Автор: Simon Bray

photo-monster.ru

Оправа объектива — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску Оправа фотообъектива середины XX века в разрезе

Опра́ва объекти́ва — металлическая или пластмассовая трубчатая конструкция, в которой закреплены линзы в порядке, определённ

ru.wikipedia.org

Лучшие объективы Canon — как определить по оптической схеме

Время от времени, держа в руках новый объектив с пластиковым корпусом задаешь себе вопрос — а какова его себестоимость? Как угадать насколько разработчики постарались при его разработке? Что придаёт этому объективу такую высокую цену?

Составляющих цены и качества, конечно, много. Но есть по-крайней мере один момент, который позволяет понять насколько велика себестоимость объектива в плане материалов.

Как сделать хороший объектив уже давно известно. Известны и материалы, которые должны быть использованы для наилучших результатов, но коммерция и работа на широкого потребителя накладывает свои рамки и потому объетивы зачастую стараются упростить и внутри.

Я представляю здесь полный или почти полный набор оптических схем объективов Canon с легендой где и какие элементы использованы. Заслуга это не моя, а я только заинтересовался темой и «содрал» чужую разработку на общее благо русскоязычных пользователей.

Может такая информация есть на сайте Canon. Но я её не нашёл, хотя долго искал и на русскоязычном (вообще плохо дело) и на американском-европейском сервере.

Aspherical lens — асферические элементы это элементы, которые имеют несферическую поверхность и позволяют снижать хроматические и геометрические аберрации. Дорогие в производстве и в наше время часто используются обычные линзы с наплавкой из пластика, которые называются «гибридные».
Цельноваренный стеклянный асферический элемент — это очень хорошо.

Асферические линзы
Световые лучи, проходящие через края и через центр сферических линз, сходятся в немного разных фокальных точках. В результате этого оптического явления, известного как сферическая аберрация, получаются неконтрастные снимки, будто покрытые тонкой вуалью. Для устранения этой проблемы Canon разработала асферические элементы объектива. Специальная несферическая поверхность сводит центральные и периферийные световые лучи в единой фокальной точке, обеспечивая чёткость по всей области изображения. Асферические элементы, которые сегодня имеются почти в каждом объективе EF, особенно полезны для моделей с большой диафрагмой, широкоугольных и высококачественных компактных зум-объективов.

UD-линзы — стекло с ультранизкой дисперсией света. Сильно повышает резкость объектива и снижает различные хроматические аберрации. Относительно дорогое, но было изобретено для снижения себестоимости объектива и все-таки немного (а иногда и намного) хуже, чем флюоритовое стекло. В настоящее время наличие UD-элемента переводит объектив как минимум в средний диапазон цен.

Флюоритовые и сверхнизкодисперсионные (UD) линзы
Если пропустить солнечный свет через призму, появится радужный спектр. Это происходит потому, что лучи света с разной длиной волны преломляются (другими словами, меняют направление) внутри призмы по-разному. То же явление, но в меньшей степени, наблюдается в фотообъективах, и называется оно в этом случае хроматической аберрацией. Чаще всего хроматическая аберрация проявляется на фотографиях в виде цветной каймы по краям объектов. Сочетание выпуклых и вогнутых линз помогает скорректировать этот эффект, но не решает проблему полностью.

Флюорит, отличающийся очень низкой дисперсией света, способен справиться с остаточной аберрацией, которую не может устранить обычное оптическое стекло. В 1960-х годах компании Canon удалось искусственным путём создать кристаллический флюорит и выпустить первые сменные объективы с флюоритовыми элементами для зеркальных фотокамер. В 1970-х Canon разработала первые UD-элементы (Ultra Low Dispersion – сверхнизкая дисперсия) с применением низкодисперсионного оптического стекла. Затем эта технология была усовершенствована, и в 1990-х годах появились линзы Super UD. Сочетание флюоритовых линз, элементов UD и Super UD используется сегодня во многих супертелеобъективах серии L, телеобъективах с переменным фокусным расстоянием и широкоугольных объективах.

DO-элемент — Отдельный дифракционный оптический (DO) элемент представляет собой дифракционную решетку (очень тонкие параллельные штрихи на поверхности), которая меняет направление света. Однако в данном процессе формируется рассеянный свет, который не пригоден для фотообъективов и может вызывать появление бликов.

Применение нескольких DO-элементов гарантирует, что практически весь проходящий через них свет может использоваться для фотографирования. DO-линзы Canon состоят из нескольких DO-элементов, дифракционные решётки которых располагаются друг напротив друга. Такое расположение в сочетании с преломляющей выпуклой линзой почти полностью устраняет хроматические аберрации, при этом элементы в корпусе объектива можно размещать гораздо ближе друг к другу. Результат – высококачественный объектив EF, который значительно короче и легче обычных объективов с рефракционными элементами.

Canon EF 16-35/2.8L II


К примеру, Canon EF 16-35/2.8L II USM — 3 асферических и 2 UD элемента. Явно дорогой в плане себестоимости объектив.

Canon EF 100/2.8L IS USM


Один UD-элемент — объектив среднего ценового диапазона.

Canon EF 100/2.8 Macro USM


А вот здесь просто стекло. Объектив нижнего ценового диапазона.

Canon EF 180/3.5L Macro USM


3 UD-элемента. Объектив верхнего ценового диапазона.

Canon EF-S 60/2.8 Macro USM


Обычное стекло. Объектив нижнего ценового диапазона.

Canon EF 50/2.5 Macro


Обычное стекло. Объектив нижнего ценового диапазона.

Canon EF MP-E65/2.8 1-5X


1 UD элемент — объектив среднего ценового диапазона. В данном случае он стоит на самом деле дорого, но я говорю про себестоимость производства, а не про маркетинговые цены. Понятно, что будучи единственным подобным супер-макро объективом он не может стоить на рынке дешево. Однако его себестоимость невелика.

Canon EF 100-400/4.5-5.6L IS USM


1 флюоритовый элемент и 1 UD элемент — супердорогой объектив в плане себестоимости. Как жаль, что я его продал. Он был великолепен с точки зрения передачи цвета и очень высокой резкости для своей зум-конструкции.
Плюс ко всему у него металлический корпус. Вобщем берите — не пожалеете. Я продал тк эти фокусные 100-400 оказались у меня невостребованными.

Canon EF 17-40/4L USM


3 асферических элемента и 1 UD-элемент. Объектив верхнего ценового диапазона.

Canon EF 24-70/2.8L USM


2 асферических элемента и 1 UD-элемент. Дорогой объектив.

Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS USM


Один асферический элемент. Недорогой объектив.

Как пользователь скажу, что он сильно уступает L-объективам по передаче оттенков цвета. Возможно из-за просветления. В остальном он очень удобен своим диапазоном фокусных расстояний.

Canon EF 800/5.6L IS USM


Что тут сказать...В объективе две огромных флюоритовых линзы и 2 UD-элемента. Это супер-дорогой объектив в плане себестоимости.

Если бы не флюорит, то линз в нем было бы столько, что мало кто смог бы его поднять.
Так что пришлось Canon'у тут потратиться и вырастить пару гигантских кристаллов.

Canon EF 500/4L IS II USM


Опять две большие флюоритовые линзы. Это супер-дорогой в плане себестоимости объектив.
Качество должно быть великолепным.

Canon EF 400/5.6L USM


Здесь видим, что флюорит уже заменили на UD-элементы и больше ничего нет. Плюс объектив потерял в светосиле. Это объектив среднего класса в плане себестоимости.

Canon EF 400/2.8L IS II USM


А вот и старший брат предыдущего объектива. При фокусном 400мм у него потрясающая светосила в F2.8!!!
В нем использованы две гигантские флюоритовые линзы, так что он относится к числу дорогих в плане себестоимости объективов.

Canon EF 300/4L IS USM


А вот опять более простой телеобъектив. В нем использованы 2 UD-элемента вместо флюорита. Это скорее средний в плане себестоимости объектив. Может чуть выше среднего.

Canon EF 300/2.8L IS II USM


Старший брат предыдущего объектива. Здесь две большие флюоритовые линзы.

Canon EF 200/2L IS USM


Дорогой объектив — 1 флюоритовая линза и 2 UD-элемента.

Canon EF 135/2.8 Soft-focus


Недорогой объектив специального назначения. Даёт мягкое портретное размытие за счёт микроскопических микролинз на поверхности одной из больших линз.
В конструкции использован 1 асферический элемент.

Canon EF 135/2L USM


2 UD-элемента, объектив верхнего ценового диапазона.

Canon EF 100/2 USM


Объектив нижнего ценового диапазона.

Canon EF 85/1.8 USM


Просто оптическое стекло.
Объектив низкой себестоимости.

Canon EF 85/1.2L II USM


Недорогой в плане себестоимости объектив, использован лишь 1 асферический элемент.

Canon EF 50/1.8 II


Просто оптическое стекло. Дешевый объектив.

Canon EF 50/1.4 USM


Просто оптическое стекло. Дешевый объектив.

Canon EF 50/1.2L USM


Один асферический элемент. Объектив средней себестоимости в плане материалов.

Canon EF 35/2


Объектив старого дизайна из обычного оптического стекла.

Canon EF 35/1.4L USM


Широкоугольный ретрофокусный объектив с одним асферическим элементом. Особых видов стекла не использовано, хотя в целом широкоугольные объективы с большим количеством линз дорогие в изготовлении (сравните со старым аналогом 35/2 по количеству линз)

Canon EF 28/2.8


Простой широкоугольный объектив с одним асферическим элементом. Недорогой в плане производства.

Canon EF 28/1.8 USM


Один асферический элемент.

Canon EF 24/2.8


Обычное оптическое стекло.

Canon EF 24/1.4L II USM


2 асферических элемента, 2 UD-элемента (низкодисперсионных) — дорогой в плане использованных материалов объектив. 

Canon EF 20/2.8 USM


Обычное оптическое стекло.

Canon EF 14/2.8L II USM


2 асферических элемента, 2 UD-элемента (низкодисперсионных) — дорогой в плане использованных материалов объектив. Производитель явно старался скорректировать все возможные ХА.

Canon EF 8-15/4L USM FISHEYE


1 асферический и 1 UD-элемент. Объектив среднего ценового диапазона.

Canon EF 24-105/4L IS USM


3 асферических и 1 UD-элемент. Дорогой в плане себестоимости объектив.

Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS USM


3 асферических и 3 UD-элемента. Дорогой в плане использованных материалов объектив.

Canon EF 70-200/2.8L IS II USM


5 (!!!) низкодисперсионных элементов и 1 флюоритовый. Объектив очень высокого класса.

Canon EF 70-200/2.8L USM


«Младший» брат предыдущего объектива. Младший условно, потому как он более старого дизайна.
4 UD-элемента. Неплохой и довольно дорогой объектив, но, конечно, ему не сравниться с более поздней версией.

Canon EF 70-200/4L IS USM


1 флюоритовый и 2 UD-элемента. Неплохой и довольно дорогой объектив.

Canon EF 70-200/4L USM


1 флюоритовый и 2 UD-элемента. Неплохой и довольно дорогой объектив.
Отличается от предыдущего отсутствием стабилизатора.

Canon EF 70-300/4.5-5.6 DO IS USM


Объектив с системой Diffractive Optics. Собственная разработка Canon и, видимо, тоже служит более дешевой заменой UD и флюоритовым элементам. Но, к сожалению, по моим наблюдениям эта технология сильно уступает честным флюориту и UD-элементам.

Кроме DO-элемента в объективе еще есть 1 асферический элемент.

Canon EF 70-300/4-5.6L IS USM


2 UD-элемента. Средний по цене в плане использованных материалов объектив.

Canon EF 70-300/4-5.6 IS USM


Младший брат предыдущего объектива. Тут Canon убрал один UD-элемент и вместе с этим объектив лишился литеры «L» в названии. Т.е. перестал соответствовать профессиональной линейке объективов Canon.

Canon EF 75-300/4-5.6 III USM


В данном объективе нет никаких особых видов стекла или линз. Это 3-я его ревизия и производитель пытается выжать максимум из стандартного дизайна, продолжая доводить его «до ума» параллельно с выпуском старших моделей.

Canon EF 75-300/4-5.6 III


Модификация предыдущего объектива, но без ультразвукового мотора. Лучшее соотношение цена/качество.

Canon EF TS-E 17/4L


4 UD-элемента и 1 асферический. Сложный в производстве и дорогой по материалам объектив. Но объектив специального назначения (tilt/shift), так что не стоит ожидать заоблачных высот при обычном применении.

Canon EF TS-E 24/3.5L II


3 UD-элемента и 1 асферический. Сложный в производстве и дорогой по материалам объектив. Но объектив специального назначения (tilt/shift), так что не стоит ожидать заоблачных высот при обычном применении.

Canon EF TS-E 45/2.8


Объектив выполнен из обычного оптического стекла. Недорогой объектив в линейке tilt/shift.

Canon EF TS-E 90/2.8


Объектив выполнен из обычного оптического стекла. Недорогой объектив в линейке tilt/shift.

Автор

fotomeridian.livejournal.com

Все, что нужно знать о качестве объектива | Soohar

Понимание физических основ оптики крайне важно для создания качественных фотографий. С уверенностью можно утверждать, что, знание принципов взаимодействия света с линзами является самым важным на начальном этапе. В этой статье мы рассмотрим физическое строение фотообъектива, что позволит понять каждую составляющую стоимости объектива.

Попытка решить, какой именно объектив купить может стать реальной головной болью, поскольку необходимо рассмотреть слишком много факторов, начиная от качества сборки и диафрагмы и заканчивая стоимостью и стабилизацией изображения. Но что же именно отличает один объектив от другого?

Группы, элементы и почему они так важны

Каждый объектив состоит из нескольких отдельных стеклянных линз, называемых элементами. Идея использования множества элементов заключается в том, чтобы попытаться уменьшить аберрации (отклонения от нормы), чтобы изображения выглядели резкими и без искажений.

Во всех объективах линзы, имеющие различные формы и размеры, группируются вместе, чтобы преломлять различные длины волн света под разными углами, и это позволяет свету сходиться более четко и, следовательно, различные отклонения уменьшатся. Попробуйте представить, каким путем свет проходит через призму, проникая в нее под одним углом, преломляясь и выходя под другим.

Каждый оптический элемент, имеющий различную форму, будет преломлять свет, который попадает на объектив по-разному, что позволяет разработчикам объективов создавать различные модели управления пучком света. Группировка элементов, таких как линзы различной формы, обеспечивает больший контроль над пучком света для уменьшения искажений.

Типы элементов

Большинство элементов объективов имеют изогнутую поверхность, в основном сферическую, так как они должны быть расположены в пределах сферической поверхности. Исторически они были относительно дешевыми и простыми в изготовлении с использованием шлифовальных технологий, но подобная конструкция приводила к искажениям длин световых волн, и, следовательно, к несовершенству и отклонениям в изображении.

Эти искажения удается уменьшить в объективах высшего класса за счет использования асферических линз, о которых будет рассказано позже.

Апохроматические (APO) элементы используются в основном в телеобъективах. Длинные объективы особенно восприимчивы к хроматическим аберрациям, что приводит к снижению контрастности и резкости изображений. Элемент APO фокусирует три длины волн светового спектра (как правило, зеленый, синий и красный) в одну плоскость и это позволяет уменьшать искажения.

Объективы высокого класса также имеют «плавающие» внутренние элементы, которые движутся в зависимости от фокусного расстояния, уменьшая кривизну поля, которая приводит к потере резкости по краям изображения.

Литье против шлифовки

Физические методы изготовления линз также оказывают влияние на качество изображения, которое они способны выдавать. Существуют три основных метода производства, первый из которых «полированные асферические стекла». Изготовление линз методом шлифовки и полировки – это процесс трудоемкий и дорогой и поэтому применяется только для линз профессионального уровня. Canon использует эти элементы большого диаметра для диапазона линз класса «L». Эти линзы обеспечивают превосходное качество, так как фокусируют свет под любым углом.

Следующий уровень элементов – это литые асферические линзы, или в терминологии Nikon, «высокоточное литье стекла» (Precision Glass Mold – PGM). Стекло нагревают до такой степени, что оно может быть сформировано в асферические формы и установлено с использованием металлического штампа или формы. Nikon утверждает, что аспект точности в этих линзах достигается  благодаря тому, что они измеряют каждый элемент в микронах, или 1/1000 миллиметра. Этот тип линзы дешевле в изготовлении, и, следовательно, используется в объективах, ориентированных на продвинутых любителей и энтузиастов фотографии.

Третий из наиболее распространенных методов изготовления элементов объективов представляет собой гибрид, состоящий из стекла и пластиковой асферической поверхности, придающей линзе соответствующую форму. Эти линзы чувствительны к изменениям таких параметров окружающей среды, как влажность и температура, и поэтому не очень подходит для профессионалов. Гибридные линзы применяются в основном на фотоаппаратах потребительского класса.

 

Покрытие объектива

Вы можете не знать этого, но обычно, объективы теряют много света за счет отражения от поверхности. В некоторых случаях, каждый элемент в объективе может потерять около 5% света, и, как результат, количество света, попадающего в объектив с 10 элементами, будет снижено примерно на 50%.

Для того, чтобы ограничить отражение света, были разработаны специальные покрытия для линз, которые позволяют свету беспрепятственно проходить через объектив, подобно покрытию на солнцезащитных очках, которое отражает определенные длины волн света, позволяя при этом другим беспрепятственно проходить сквозь стекло.

В качестве покрытий используются такие материалы как фторид магния и монооксид кремния. Покрытие наносится на поверхность линз очень тонкими слоями, причем, обычно для уменьшения отражений, то есть фильтрации различных длин волн, требуется нанесение нескольких слоев покрытия.

Так, например высококлассные линзы от Canon имеют порядка десяти слоев покрытия, что обеспечивает порядка 99,9% прохождения спектра: в диапазоне от  ультрафиолетового и практически до инфракрасного.

 

Искажения и аберрации

В идеале линза должна передавать прямые линии без искажений, однако, в действительности, линзы имеют изогнутую поверхность и не могут сводить пучок параллельных световых лучей в одну точку, и поэтому прямые линии искажаются и искривляются. Эта кривизна присуща любым линзам со сферическими элементами, но, она может значительно различаться в зависимости от конструкции объектива и используемого фокусного расстояния.

Это искажение наиболее заметно при съемке объектов с параллельными линиями и часто по краям кадра, где эффект искажения максимизируется. Большинство зум-объективов страдают от так называемых «баррельных» или цилиндрических  искажений по ширине, в которых, как следует из названия, искажение выражается в виде выпуклости от центра в сторону широкой стороны кадра.

Объективы могут также иметь «подушечные» искажения по длине кадра, при которых наблюдается противоположное явление, когда центральная часть кадра как бы западает. Тем не менее, как правило, в средней точке зум-объективов искажений не бывает!

Однако искажение зависит не только от объектива. Оно варьируется в зависимости от вашей близости к объекту. Для ландшафтных и архитектурных фотографов, искажения объектива представляет собой серьезную проблему, так как при этом типе съемки требуется четкость и пропорциональность изображения, в то время как портретные фотографы не так критичны к прямым линиям и поэтому искажения для них не являются столь большой проблемой.

Большинство крупных производителей объективов сегодня используют конструкции с асферическими элементами, призванными ограничить аберрации и искажения. В отличие от сферических линз, асферические линзы имеют изогнутую поверхность, которая способна корректировать аберрации. Это достигается, благодаря тому, что свет проходит через элемент и сходится в одной точке, в результате чего на датчик попадает один луч, и тем самым уменьшаются искажения, вызванные несколькими лучами, проходящими через элементы.

На рисунке ниже иллюстрируется наличие и отсутствие искажений на примере двух кадров, которые были сняты недавно на свадьбе. На левом кадре очевидно наличие бликов света и искажений, в то время как изображение справа имеет только теплое свечение.

 

Конструкция Диафрагмы

Одной из главных особенностей, которая интересует фотографов при выборе объектива, является максимальная диафрагма, так как именно от нее зависит потенциал глубины резкости и способность объектива работать в условиях низкой освещенности. Значение диафрагмы, измеряемое в f/величина, устанавливает размер отверстия (проема) объектива, которое пропорционально квадрату фокусного расстояния объектива.

Например, 50-мм объектив может быть в состоянии достичь диафрагмы в f/1,2, но для объектива с фокусным расстоянием 100 мм потребуется в 4 раза большее отверстие, чем 50-мм объективу. Таким образом, диафрагма не определяется диаметром отверстия, но зависит от фокусного расстояния.

Кроме того, необходимо учитывать, что 50-мм объектив имеет широкое поле зрения и, следовательно, вполне может пропускать больше света. У больших телеобъективов компенсация осуществляется очень большими фронтальными элементами, однако, это также приводит к увеличению сферических аберраций, для уменьшения которых и достижения более резких изображений требуется больше групп элементов, а, следовательно, неизбежно повышается стоимость объектива.

 

Боке

На языке фотографических терминов, боке означает то, как объектив отображает блики света вне фокуса. Боке наиболее заметны в небольших деталях фона, которые часто появляются в виде кружков света. Каждый объектив имеет различные боке в зависимости от конструкции диафрагмы. Боке часто ошибочно используют для обозначения малой глубиной резкости, где объект находится в фокусе, а фон вне фокуса. На самом деле вид боке определяет как выглядят объекты вне зон фокусировки.

Способность линз исправлять сферическую аберрацию способствует улучшению боке, так как боке визуально увеличивает детали фона по мере их отдаленности от зоны фокусировки и равномерно распределяют свет по всему пространству кадра.

Стандартные профессиональные объективы имеют больше возможностей для решения проблем искажения света благодаря сочетанию сгруппированных элементов.

Однако, эта техническая конструкция диафрагмы оказывает наибольшее влияние на боке объектива. Важнейшим фактором является количество лепестков диафрагмы, так как от этого зависит насколько округлым и гладким будет отверстие диафрагмы, которое отображается в виде боке на фоне и делает его более привлекательным.

Стандартные профессиональные объективы, как правило, имеют больше лепестков диафрагмы, и, следовательно, производят лучшее боке, как видно из рисунка ниже, где изображено боке производства Canon EF 50-мм объектива (слева), и значительно более гладкое боке от объектива Canon L 24-105мм справа.

 

Общая конструкция объективов

Есть целый ряд объективов, созданных производителем оптики компанией Zeiss еще на рубеже веков, которые актуальны и по сей день. Вы все еще можете найти эти объективы, которые успешно используются в сочетании с современными фотоаппаратами. Их оригинальные конструкции были модернизированы, но оптическая конструкция сгруппированных элементов остается в значительной степени такой же самой.

 

Планар

Объективы типа планар были изобретены и рассчитаны Паулем Рудольфом в 1896 году, когда он работал в компании Carl Zeiss. Его шестиэлементная симметричная конструкция имела оригинальную диафрагму f/4,5 и давала чрезвычайно резкое изображение, хотя изображение получалось с массой бликов из-за многочисленных переходов на границе воздух-стекло, проблема, которая сейчас решается покрытиями. Самый удачный и известный объектив типа планар вероятно это модель 110мм f/2,0, которая была популярна среди владельцев среднеформатных камер Hasselblad 2000 и 200.

 

 

Tessar

Tessar – это еще один объектив, разработанный Паулем Рудольфом за время работы в компании Zeiss и впервые продемонстрированный в 1902 году, Tessar получил свое название от греческого слова «Tessera», что означает четыре, благодаря своей конструкции с четырьмя элементами. Диафрагма объектива составляет f/6,3. Tessar был компактным, имел высокие оптические показатели по доступной цене. Многие 50-мм со сих пор используют конструкцию от Tessar.

 

Sonnar

Объективы Sonnar появились несколько позже, были запатентованы компанией Zeiss Ikon в 1929 году, и были разработаны доктором Людвигом Бертеле. Сначала появился объектив Sonnar 50 мм из пяти элементов, предназначенный для работы с аппаратом Zeiss Contax I с дальномером. Его название произошло от немецкого слова «Sonne», которое означает «солнце», благодаря своей открытой диафрагме f/1,5.

В Sonnar были учтены конструктивные недостатки прошлых объективов, была достигнута большая контрастность и меньшая бликовость, чем в Planar и диафрагма объектива работала гораздо быстрее, а хроматические аберрации были значительно ниже, чем у Tessar.

Стабилизация изображения

Исключительно важное значение для качества изображения, обеспечиваемого объективом, имеют системы стабилизации изображения (IS) или подавления вибраций (VR), которые позволяют получать четкие фотографии с выдержками до четырех пунктов большими, без риска получить размытые кадры.

Объективы как от Canon, так и от Nikon используют чрезвычайно умные технологии, с датчиками движения для обнаружения и подавления нежелательных колебаний камеры, которые могут привести к размытости изображения. Сигнал о механических вибрациях посылается на микрокомпьютер, который передает информацию на микропривод, за доли секунды регулирующий и компенсирующий IS или VR группы линз.

 

Вращающиеся передние элементы

Существуют объективы, у которых имеется вращающийся передний элемент, не вызывающий никаких проблем до тех пор, пока не возникает необходимость в использовании определенных фильтров, типа кругового поляризатора. Проблема здесь в том, что после установки фильтра изменение фокуса приведет к сдвигу поляризатора, что и приводит к проблемам. Из этой ситуации иногда выходят путем использования квадратных держателей фильтра. И, тем не менее, этот нюанс необходимо учитывать при покупке объективов любителям использовать фильтры.

 

Проскальзывание Зума

Я заметил, что некоторые объективы, даже из диапазона «L» от Canon, имеют тенденцию к проскальзыванию вниз когда они направлены вертикально вниз. Это просто воздействие гравитации, но это может раздражать при съемке. Необходимо навести камеру на объект и убедиться, что зум полностью задвинут на минимальное положение.

Некоторые объективы имеют встроенную блокировку, которая ограничивает движение зума и держит его на нужном расстоянии фокусировки, и это с одной стороны решает проблему, но с другой стороны замедляет зуммирование, из-за того, что каждый раз приходится ждать щелчка и разблокировки зума.

 

Заключение

Безусловно верным является утверждение, что именно от объектива в значительной степени зависит качество изображения. Для тех, кто хочет приобрести объектив, наиболее важными факторами являются такие аспекты, как стоимость, максимальная диафрагма и качество сборки. Тем не менее, важно понимать физическую конструкцию объектива и материалы, из которых изготовлены его элементы, чтобы знать, за что именно вы платите.

Теперь, когда вы знаете основные физические аспекты фотографирования и работы оптической системы, вам не составит труда по достоинству оценить плюсы и минусы объектива, которым вы пользуетесь, когда снимаете свои фотографии.

 

Источник photo.tutsplus.com Перевод текста Валентина Педченко

soohar.ru

Чистка объектива

© 2015 Vasili-photo.com

Время от времени объективы приходится чистить – с этим необходимо смириться. Не нуждается в чистке только тот объектив, которым никогда не пользуются. Впрочем, ничего сложного в чистке объективов нет – это рутинная процедура, доступная любому чистоплотному фотолюбителю.

Чистку можно отложить

Быть может, это прозвучит странно, но объективы стоит чистить настолько редко, насколько это возможно. Как бы осторожны вы не были, чистка оптики всегда сопряжена с риском поцарапать либо само стекло, либо просветляющее покрытие. Да, чистить объективы нужно, но острая необходимость в этом возникает нечасто.

Дело в том, что небольшое количество пыли на передней линзе объектива никак не сказывается на качестве изображения. Чтобы качество начало заметным образом деградировать, объектив должен стать пугающе грязным.

Профилактика

Очень хорошей привычкой является использование защитных фильтров. Качественный фильтр с многослойным просветлением абсолютно не влияет на резкость и контраст изображения, но при этом полностью исключает попадание пыли и грязи на переднюю линзу объектива – его наиболее уязвимый элемент. Почистить от грязи фильтр намного проще, а случайная царапина на фильтре огорчит вас несравненно меньше, чем царапина на линзе.

Другой полезный аксессуар – это бленда, которая не только борется с засветкой, но и неплохо защищает переднюю линзу от механического воздействия (в том числе от грязных пальцев самого фотографа).

Чистота объектива во многом зависит от условий съёмки. Если вы работаете исключительно в студии, то, при известной аккуратности, вы можете годами не прибегать к чистке оборудования. Здесь и фильтры ни к чему, главное – не хвататься за линзу пальцами. Другое дело – съёмка на природе, где вас поджидают и пыль, и песок, и дождь, и снег, и вообще, все мыслимые напасти. Что же скажем? Не снимать вовсе? Вздор! Волков боятся – в лес не ходить. Ни один настоящий фотограф не откажется от съёмки в сколько бы то ни было суровых условиях, если они сулят ему красивый кадр. Просто будьте внимательны, пользуйтесь защитными фильтрами и блендой, а также старайтесь не расчехлять технику без необходимости.

Принадлежности для чистки объективов

Обычно я ношу с собой салфетку из микрофибры и маленькую кисточку из мягкого волоса. В 99% случаев мне достаточно этого скромного арсенала. Помимо этого, дома я держу воздушную грушу, дополнительный запас салфеток и колбу с медицинским спиртом. О том, как всем этим пользоваться, будет сказано ниже.

Вместо этилового спирта можно использовать метанол, изопропанол или специальную спиртосодержащую жидкость для чистки оптики. Ни в коем случае не следует применять водку – в неё обычно добавляют глицерин и прочие вещества, улучшающие вкус, но ухудшающие чистящие свойства.

Вместо специальной воздушной груши для сдувания пыли с объектива можно воспользоваться обычной медицинской клизмой или спринцовкой.

Многим фотографам нравится карандаш Lenspen, у которого на одном конце имеется кисточка для смахивания пыли, а на другом – губка, пропитанная чистящим средством. Однако меня Lenspen как-то не впечатлил, и моим основным инструментом для чистки оптики остаётся микрофибра.

Я не советую вам использовать бумажные или хлопковые салфетки. По сравнению с салфетками из микроволокна они обладают более грубой фактурой, и ими проще повредить просветление объектива.

Процедура очистки передней линзы

Не подумайте, будто остальные детали объектива не нуждаются в чистке – нуждаются, – просто переднюю линзу приходится чистить намного чаще, и потому мы начнём разговор именно с неё. Если передняя линза закрыта защитным фильтром, то всё сказанное ниже справедливо и для фильтра. Сложность и продолжительность процедуры будет в значительной степени зависеть от степени и характера загрязнения.

Пыль

Как уже было сказано, умеренное количество мелкой пыли на передней линзе объектива вполне допустимо и на качестве изображения не сказывается. Если пыли много, то её следует осторожно смести кисточкой или же сдуть при помощи груши. Самому дуть на объектив не следует, поскольку существует риск заплевать линзу, после чего пыль превратится в грязь, избавиться от которой несколько сложнее.

Незначительные загрязнения

Под незначительными загрязнениями я подразумеваю в основном следы водных брызг и лёгкие отпечатки пальцев.

Прежде чем вытирать линзу необходимо избавиться от имеющейся на ней сухой пыли посредством кисточки или груши. Если этого не сделать, оставшиеся на стекле крошечные песчинки могут стать источником царапин.

Смахнув с объектива пыль, возьмите салфетку из микрофибры и аккуратно протрите линзу. Действовать нужно очень деликатно, почти без нажима. Во многих случаях линзу даже не нужно тереть – достаточно её лишь слегка промакнуть. Микрофибра отлично впитывает воду, грязь и жир за счёт капиллярного эффекта, и, в отличие от обычных салфеток, не оставляет после себя волокон.

Если передняя линза из-за перепада температур покрылась конденсатом, вытирать её не обязательно. На чистом стекле конденсат высыхает практически бесследно. Впрочем, если у вас нет времени ждать, пока запотевший объектив просохнет, вы вполне можете воспользоваться микрофиброй.

Серьёзные загрязнения

По-настоящему грязная линза, на которой отчётливо видны отпечатки пальцев и грязные разводы, нуждается во влажной уборке.

В полевых условиях я просто осторожно дышу на объектив, а затем вытираю его микрофиброй. В подавляющем большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы справиться с любой грязью.

Дома я предпочитаю пользоваться медицинским спиртом. Микрофибру следует слегка смочить в спирту, а затем круговыми движениями от центра к краям протереть линзу, после чего можно ещё раз пройтись по стеклу сухой частью салфетки.

Точно также я чищу защитные фильтры с просветляющим покрытием. Фильтры без просветления я иногда просто мою тёплой водой с мылом (разумеется, предварительно сняв фильтр с объектива), а затем вытираю насухо.

Царапины

Что делать если вы поцарапали объектив? Ничего. Продолжайте снимать, как снимали, но в дальнейшем будьте осторожнее с оптикой. Мелкие царапины на просветляющем покрытии практически не влияют на изображение. Крупные, глубокие царапины указывают на грубую небрежность в работе, но даже они обычно проявляют себя только в контровом свете.

Чаще всего царапины являются следствием неумелых попыток почистить объектив, а вовсе не излишне суровых условий съёмки.

Особую осторожность следует проявлять в отношении сверхширокоугольных объективов. Из-за большой глубины резкости царапины на передней линзе могут оказаться достаточно заметными. Хуже всего то, что многие сверхширокоугольные объективы мало того что обладают огромными выпуклыми передними линзами, которые очень легко поцарапать или испачкать, так ещё и не имеют резьбы для защитного фильтра.

Чистка прочих частей объектива

При избытке свободного времени можно не ограничиваться чисткой только лишь передней линзы объектива, но уделить некоторое внимание и другим его деталям.

Задняя линза

По сравнению с передней линзой заднюю линзу объектива испачкать намного труднее, поскольку большую часть времени она спрятана в корпусе фотоаппарата. Однако если вы всё-таки умудрились посадить на неё отпечаток, желательно привести линзу в порядок как можно быстрее. Причина в том, что грязь на задней линзе объектива влияет на качество изображения гораздо сильнее, чем аналогичная грязь на передней линзе.

Чистить заднюю линзу следует точно так же, как и переднюю, т.е. аккуратно и не применяя силу.

Хвостовик

Хвостовик или байонет объектива (а также фланец камеры) следует изредка протирать тряпочкой. Наличие грязи на хвостовике никак не сказывается на оптических свойствах объектива, но, во-первых, эта грязь может со временем попасть в камеру и осесть на матрице, а, во-вторых, песок и другие абразивные частицы ускоряют механический износ самого байонетного соединения.

Корпус

Корпус объектива опять-таки достаточно просто хорошенько вытереть. В основном чистка корпуса преследует исключительно эстетические цели. По-настоящему опасаться стоит только песка, который имеет неприятное свойство забиваться в щели между подвижными частями объектива (это особенно актуально для зумов). В особо запущенных случаях можно воспользоваться зубной щёткой.

Внутреннее пространство объектива

Я вам категорически не рекомендую лезть внутрь объектива. Редкий фотограф обладает навыками и инструментами, необходимыми для того, чтобы грамотно осуществить разборку, чистку, сборку и юстировку современного объектива в домашних условиях. Да и чистить-то в объективе особенно нечего. Умеренное количество пыли присутствует там всегда и беспокоиться по этому поводу не следует. Если же дела совсем плохи (например, из-за длительного хранения в сыром месте в объективе завелась плесень), то лучшим решением будет обратиться в сервисный центр. При нормальной же эксплуатации объективы вообще никогда не требуют чистки своего внутреннего пространства.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!


  Дата публикации: 09.04.2015

Вернуться к разделу "Специальные приёмы"

Перейти к полному списку статей


Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о