Съемка ночного города ⋆ Заметки фотолюбителя
«Хочешь заработать денег на фото — иди снимать ночью», — часто говорят фотографы. С этим сложно поспорить. Действительно, съемка ночного города, разноцветные огни, необычные цвета, блики
, яркие отражения и совершенно особым колорит и настрое находят своего покупателя быстрее, чем снимки большинства других жанров. Но это только одна, и далеко не самая важная причина, чтобы отправиться на закате с камерой за удачными кадрами. Самое главное, на мой взгляд, это удовольствие от самого процесса ночной съемки и, конечно, от последующего разглядывания красивых фотографий.Но ночная съемка, как и любой другой вид съемки, имеет свою специфику. В этой статье я расскажу, как делаю ночные снимки я.
Что нам потребуется:
Обязательно:
1. Штатив.
2. Бленда на объектив.
3. Камера (а как иначе).
Может понадобиться:
1. Пульт дистанционного управления от камеры.
2. Кросс-фильтр.
4. Поляризационный фильтр.
Штатив:
Я настоятельно рекомендую при ночной съемке всегда использовать штатив. Рассчитывать на то, что удастся с рук снять без смаза на длинной выдержке, не приходится. Конечно, можно понадеяться на то, что камеру удастся поставить на бортик, перила или какой-нибудь бордюрчик. Но практика показывает, что, во-первых, нужной точки опоры может не найтись, а если найдется, она, скорее всего, будет неудобна — камера на перилах будет держаться неустойчиво, да и вы будете сильно ограничены в выборе ракурса.
Выбор экспозиции:
Ночные кадры я почти всегда снимаю в ручном режиме. Сначала я выбираю диафрагму. Чем сильнее зажата «дырка», тем больше глубина резкости, то есть, тем более четкими становятся детали вдалеке. В городской и архитектурной съемке я обычно ужимаю диафрагму до значения 14-18.
Такая диафрагма дает дополнительный «бонус» — все точечные источники света (отдельные фонари, элементы подсветки домов и мостов) превращаются в звезды с красивыми лучами.
Похожего эффекта можно добиться с использованием кросс-фильтра. Такие фильтры превращают световое пятно от фонаря или в красивую 4-х, 6-ти или 8-ми лучевую звездочку. Некоторые модели кросс-фильтров позволяют изменять количество лучиков. Применять кросс-фильтры или нет — дело вкуса, но имейте в виду, что если не использовать ни тот, ни другой прием, то точечные источники света превратятся в достаточно неэстетичные круглые кляксы.
Выдержку я выбираю в зависимости от освещенности. Часто приходится делать по 2-3 кадра с разными выдержками, чтобы потом их совместить и избежать слишком темных или, наоборот, пересвеченных мест.
Чувствительность:
При выборе значения ИСО я стараюсь находить разумный баланс между не слишком высоким ИСО и не слишком длинной выдержкой. Слишком низкие значения ИСО приведут к более длинным выдержкам, а, следовательно, увеличат шумы. Если ИСО «задрать», выдержка будет короче, но большие значения ИСО все равно шумы дадут. Я стараюсь не поднимать ИСО выше 200 (125, 160 — в самый раз), но слежу, чтобы выдержка была не длиннее 6-8 секунд.
Можно, конечно, специально увеличивать время выдержи, превращая воду на фотографии в некую «волшебную» субстанцию. Для этого можно использовать фильтры. Такое приемы — дело вкуса.
Справедливости ради, надо сказать, что проблема с шумами несколько преувеличена. Если фото готовить под web-вариант, то почти любые шумы убираются при обработке. Если же фото печатать даже в большом формате (например, 50 на 70 сантиметров для выставки), то проблема с шумами тоже не будет такой актуальной. Во-первых, на бумаге все смотрится совсем иначе. Во-вторых, никто в выставочном зале не будет бегать с табуреткой и лупой, чтобы найти какие-то шумы на фотографии. В-третьих, шумы можно уменьшить в редакторах.
Оптимальное время для съемки:
Лучше всего, конечно, снимать в так называемое «режимное время». Режимное время — это 20-25 минут после заката, когда в городе уже зажигаются огни, но небо еще не стало черным. Как узнать, когда в назначенный для съемки день будет режимное время? Проще всего зайти на тот же Яндекс-погода и узнать время заката (или восхода).
Вечером лучше приезжать на место съемки минут за 10 до «режимного времени», чтобы спокойно выбрать ракурс, установить штатив, камеру, сделать необходимые настройки. Утром, соответственно, быть на месте нужно минут за 35 до восхода.
В те дни, когда на небе много туч, темнеет раньше. Лучше добавить еще минут 10-15 про запас.
В зимнее время (при пасмурной погоде), если съемка происходит в центре большого города, режимное время можно не вычислять. Тучи висят так низко, что отражают огни города. Поэтому небо черным почти никогда не бывает и получается на фото кофейного оттенка.
Погода для съемки:
Бытует мнение, что нет смысла проводить съемку, если небо совсем ясное. Небольшие облака или даже большие тучи придадут снимку колорит.
На мой взгляд, это не совсем так. Все зависит от объекта съемки и того настроения, которое фотограф хочет передать в своей работе.
Вот две панорамы, снятые с одной точки в разные дни и при разной погоде:
Первый кадр выглядит более «живым» благодаря ряби на воде, заметному движению облаков в небе. Желтоватый цвет облаков на синем небе хорошо сочетается с цветами подсветки моста. Второй кадр смотрится более «вылизанным». Город больше похож на некий мегаполис из будущего, чем на реальное место. Что выбрать – каждый решает сам. При этом, на мой взгляд, стоит придерживаться одного простого правила – чем банальнее объект съемки, тем оригинальнее должны быть свет и декорации.
Это простое правило очень актуально при съемке «избитых» городских достопримечательностей. Туманы, большие тучи, луна могут стать изюминкой кадра.
Ночная съемка фонтанов:
Отдельный приятный момент в городской съемке – это съемка фонтанов. Тут есть одна тонкость – лучше снимать на больших выдержках и делать время экспозиции не короче 3-х секунд, чтобы вода превращалась в некую волшебную парящую субстанцию, а не «замораживалась» отдельными каплями.
Вспышка:
Вспышку при ночной съемке я не использую никогда и ни за что! На этот счет есть другое мнение, но я придерживаюсь именно такой точки зрения.
Еще несколько нюансов:
- Никогда не включайте стабилизатор на тех объективах, где он есть. Пользы при использовании штатива от него все равно нет никакой, а вот вред может и быть.
- Всегда надевайте бленду на объектив, чтобы не ловить «зайцев» от фонарей сбоку.
- Важно! Всегда ставьте на камере отсрочку съемки, чтобы в момент съемки штатив не мог колыхнуться, и картинка не испортилась. Вместо отсрочки съемки можно использовать пульт дистанционного управления – это дело привычки.
Панорамы:
Панорамы ночного города смотрятся особенно эффектно. Однако при съемке ночных панорам есть некоторые моменты, которые обязательно надо учитывать.
Во-первых, это время. Его может оказаться мало. Обычно при ночной съемке используется брекетинг (экспозиции) для последующей борьбы с пересветами и провалами. Обычно делается три кадра (иногда больше) с «нормальными» параметрами, с «недодержкой» и «передержкой». А теперь представьте себе, что будущая панорама будет состоять из 10, 12 кадров. Чтобы успеть все это снять, стоит приходить на место съемки заранее и выбирать точку съемки и ракурс до того, как наступит само время съемки.
Во-вторых, в облачную погоду при сильном ветре облака успевают менять форму, в разных кадрах они могут выглядеть по-разному. Поэтому после склейки панорамы может потребоваться чуть больше обработки в редакторе.Ночная съемка в городе требует чуть больше усилий и внимания, чем съемка в дневное время. Зато ничто не сможет сравниться по красоте с видами ночного города, сияющего тысячами огней.
Пробуйте, экспериментируйте, ищите сюжеты! И конечно ночь — самое время снимать ню, об этом в другой статье
Первоисточник статьи: http://www.digicam.ru/
blocknotfotografa.ru
Съемка городских пейзажей
Сканеры
Сканеры для оцифровки и хранения.
Проекторы
Цифровые проекторы, обеспечивающие визуальное воздействие.
Сетевые камеры
Производительные и незаметные камеры системы безопасности и видеонаблюдения.
www.canon.ru
Особенности съемки городских пейзажей | fotoadvice.ru
Съемка городских пейзажей имеет свои особенности. Во-первых, в городе нет ни полей, ни холмов, которые присущи сельской местности. Во-вторых, в городе присутствует совершенно иной тип антропогенного ландшафта, который ложится в основу снимка. Несмотря на то, что сюжет городского пейзажа иной, многие положения остаются прежними.
Особенности съемки городских пейзажей
При съемке городского пейзажа фотограф должен выбрать смысловой центр кадра или нечто, что могло бы передать масштаб и глубину. В противном случае снимок будет лишен какого-то бы ни было смысла.
Отличительной особенностью городского пейзажа является то, что в нем очень интересны детали. Это его сильно отличает от традиционных ландшафтных снимков и панорамного подхода. Фотограф должен уловить гармонию в расположении зданий, примыкающих друг к другу, орнаменте оконных проемов в стене.
Эксперименты с углами съемки, наклонами фотокамеры могут принести подчас поразительные результаты. Различные подходы к фокусировке на изображении позволят выделить отдельные детали, такие как дверные ручки или фрагменты барельефа на зданиях старинной постройки.
Снимок 1. Внимание к деталям в городском пейзаже позволяет получить интересные снимки.
Наружная световая реклама может сложиться в интересный узор, в качестве фона к которому можно использовать небо или фасад здания. Можно поэкспериментировать с отражением зданий или отдельных предметов в панорамных окнах современных высотных зданий.
Нерезкость совместно с длинными выдержками может оказаться оригинальным приемом, подчеркивающим оживленность движения современного города.
Снимок 2. Съемка на длинных выдержках позволяет получить нерезкую картинку городской суеты.
Зачастую, смена точки съемки позволяет увидеть фотографу заинтересовавший его городской пейзаж совершенно по-другому. Например, здание стоящее на краю пустыря, поросшего бурьяном на снимке будет выглядеть совершенно иначе в зависимости от того, с какой стороны была произведена его съемка.
При съемке со стороны города оно окажется стоящим в бурьяне, а при съемке со стороны пустыря будет являться элементом города.
Роль света при съемке городских пейзажей
Свет играет исключительную роль при съемке сцен на улице и архитектуры. Он оказывает различное действие на разнообразные поверхности зданий. Отражение солнца от стеклянных поверхностей окон и витрин под разными углами создает разнообразие эффектов. Бетонные поверхности лучше всего снимать при ярком солнечном освещении, когда на них отбрасываются густые тени.
Кирпичная кладка хорошо проявляет свою фактуру при боковом освещении. Рисунок литых или кованых металлических решеток идеально проявляется при контровом освещении, выделяющем контуры со светлыми линиями по краям. Рельефный орнамент элементов украшений зданий прекрасно выявляется при рассеянном свете. Боковой свет помогает усилить контраст смежных сторон зданий.
Снимок 3. Боковое освещение позволяет максимально проявить фактуру кирпичной кладки.
Применение объективов при съемке городских пейзажей
Для изменения передачи изображения городского пейзажа фотографы используют различные объективы. Телеобъективы позволяют сузить перспективу, и становится возможным получить изображение зданий как бы смыкающихся вверху. Широкоугольные объективы, наоборот, расширяют перспективу, но возникает проблема схождения вертикальных линий.
Снимок 4. Искажение перспективных линий при съемке широкоугольным объективом.
Данная проблема решается двумя способами:
- вводить корректировку вертикалей;
- использовать этот эффект на снимке.
Чтобы скорректировать вертикали необходимо применить объектив, который корректирует перспективные искажения. Если такого объектива нет, то можно попытаться изменить точку съемки, например, выбрать ее как можно дальше от фотографируемого здания или попытаться подняться на высоту, снимая с которой устраняется эффект перспективного искажения, например, из окна здания, стоящего напротив.
Может возникнуть ситуация при которой фотограф не в состоянии поменять точку съемки. В этом случае профессионалы поступают следующим образом. Съемка задания проводится широкоугольным объективом так, чтобы его оптическая ось была параллельна горизонтальной плоскости.
В таком положении здание в кадре займет только его верхнюю половину. При дальнейшей обработке фотограф производит кадрирование снимка и получает искомый результат.
Данный прием позволяет получить протокольно точное изображение здания, но если фотограф стремиться к получению художественного снимка, то эффект схождения вертикалей можно использовать во благо. Для этого необходимо использовать широкоугольный объектив с минимально возможным фокусным расстоянием.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
С этой статьей так же читают:
fotoadvice.ru
Как фотографировать город — PhotoDzen.com
27 Мая 2015
Город – это не только среда обитания для многих людей, с их квартирами, предприятиями и офисами, это еще и живой организм, полный энергии и силы. В оживленных мегаполисах всегда множество интересных мест, объектов и происходящих событий. Высокий темп жизни предоставляет возможность фотографам всегда снять что-то новое и необычное, интересное. Но передать дух города в одной фотографии очень сложно. Ведь его портрет отличается от времени суток и сезона. Утром он может казаться мирным и спокойным, в то время как вечером или ночью оживает и заполняется движением и светом. Недостаточно просто сфотографировать достопримечательности или величественные здания в самом центре города, необходимо продемонстрировать какие-то увлекательные аспекты повседневной жизни, в таком контексте, который расскажет об этом месте и о людях, живущих там.
Следуйте советам этой статьи, и вы научитесь делать городские пейзажи интереснее других любителей фото.
Основные направления в городском пейзаже
Вот несколько основных направлений для фотографирования городского пейзажа:
- город — индустриальная среда, здесь превалируют фотографии зданий, заводов, машин и других подобных объектов;
- город — основная сфера жизни человека. Люди на фоне архитектуры, в интерьере города;
- город — историко-культурный центр. Практически любой город мира является памятником архитектуры и прекрасный объект для фотографии;
- город – объект для абстрактной композиции. Пересечение стекла и бетона – вот, что пользуется популярностью у многих сегодняшних фотографов и инстаграмеров ))
Время сьемки
Многие профессионалы, в том числе и один из известнейших городских фотографов Марк Бари (Mark Bury), считают лучшим временем съемки раннее утро по, минимум, двум причинам:
- мягкий утренний свет, тени ложатся ровно и плавно, небо работает как огромный фильтр, цветовая гамма таких снимков будет теплая и приятная;
- чистые и пустые улицы. Одинокий утренний город выглядит намного красивее, чем шумный и суетливый в течение остального дня. Несколько случайных прохожих, могут быть уместны они дополнят фотографию, придадут ей особое настроение.
Закат тоже излюбленное время фотографов. Мягкий свет лучей уходящего солнца придаст старому городу ощущение вечности. При съемке современного динамичного городского пейзажа прекрасно будут смотреться эти же лучи, отраженные на стеклянных и стальных зданиях. Или неоновые огни, пробивающие потемневшее синее небо.
Но если вы снимаете в «бетонных джунглях», среди небоскребов, лучшим временем считается, как ни странно звучит, полдень. Несмотря на то, что свет в это время очень жесткий, это единственное время когда у солнечного луча есть шанс проникнуть среди блоков из бетона и стали. Чтобы противостоять этой «жесткости» — используйте поляризационные фильтры, предпочтительно теплый поляризатор, или, по крайней мере, фильтр 81А или 81В.
Настоящие фотографические шедевры с изображением города можно получить и ночью. Но у ночной съемки есть свои определенные особенности, которые должен учитывать каждый фотограф. Но это тема, которую стоит выделить в отдельную статью, что мы и сделаем в ближайшее время.
Точка Сьемки
Найдите правильную точку съемки – это очень важно для хорошей фотографии города. Вы можете фотографировать городской пейзаж:
- с уровня своего роста,
- с уровня земли,
- с крыши какого-либо дома. Сейчас становятся очень популярными съемки города с помощью беспилотных летательных устройств.
Постарайтесь найти такие точки обзора, которые раньше никто не видел и не снимал. Возможно, именно этот кадр откроет известное здание с новой интересной стороны. Но при этом помните, что каждый уровень съемки имеет свои нюансы.
Если вы фотографируете городской пейзаж с самой нижней точки, то высокие здания получат некоторое искажение – у зрителя сложится впечатление, что они вот-вот упадут.
Если вы фотографируете город с уровня земли, то старайтесь включить в кадр только те элементы, которые могут вызвать интерес у зрителя и исключить все лишнее.
Фотографируя город с высоты, не забывайте о главном объекте кадра — самая высокая башня в городе или самый освещенный участок, например, центральная улица с фонарями и уходящая вглубь города. Иначе ваша фотография будет казаться одним сплошным полотном, особенно ночью.
Ну и самое главное — больше практикуйтесь, экспериментируйте — и всё у Вас получится).
Вторая часть практикума — здесь, третья часть практикума — здесь.
photodzen.com
Как фотографировать город: необходимое оборудование
03 Июня 2015
Первая часть практикума — здесь, вторая часть — здесь.
Снимать пейзажи можно абсолютно любым фотоаппаратом или мобильным телефоном. Но камеры со сменной оптикой и дополнительное оборудование позволяют получить более качественную картинку, а также с ними гораздо легче решать любые творческие задачи.
ОБЪЕКТИВ
Что касается оптики, то городские пейзажи предоставляют возможность для использования широкого ассортимента объективов от фишай (Fisheye) до телеобъективов.
Широкоугольный объектив — объектив с фокусным расстоянием от 18 до 35 мм. Он позволяет включить в кадр достаточно много пространства, не оставив за рамками что-то интересное. Вы можете создать композицию, которая включает не только архитектурное строение, но и то, что его окружает (сквер, проезжая часть, газон). Это позволит вам показать динамику города, дать максимум информации и эмоций. За счет большой глубины резкости вам удастся проработать все детали снимка, показать передний, средний и задний планы.
Широкий угол съемки даст возможность не только большого охвата пространства, но и возможность интересных искажений пропорций, чаще всего это – выделение объектов первого плана, то есть тех, которые ближе всего к камере.
Если же вы увлекаетесь фотографией зданий и не хотите получать трапецеидальные искажения, типичные для архитектурной фотографии, вам необходимо обратить внимание на Tilt-Shift объективы, обладающие функцией контроля перспективы.
Другое свойство этих объективов – функция отклонения оптической оси для обеспечения максимальной глубины резкости – или же создания эффекта «миниатюры»:
Если вам необходимо поместить здание в кадре целиком, а широкоугольный объектив с этим не справляется, вместо него можно использовать «фишай».
Также часто используется любителями творческих экспериментов.
Если же вас не интересуют общие планы городских улиц, длиннофокусная оптика (70 мм и больше) позволит переключить внимание зрителя на детали – ближе познакомиться с характером города. Например, главным в кадре может оказаться витраж, необычный фонарный столб, клумба в городском парке, старинные ступени или интересное ограждение.
СОВЕТ: В зависимости от вашей комбинации камеры и объектива, желательно снимать при диафрагме около F/8 — F/11, тогда все планы сцены будут в зоне резкости. Если закроете диафрагму сильнее — это может привести к дифракции (ухудшит качество изображения). Если откроете диафрагму сильнее — рискуете получить размытый передний или задний план, что обычно не очень уместно в архитектурной фотографии.
Не забываем снимать в формате RAW (если в вашей камере предусмотрена такая возможность), который позволяет получить фотографию «как есть». Ведь если автоматика камеры или Вы ошибетесь с настройками экспозиции, то «потерянные» детали в светах и тенях можно будет спасти при помощи компьютерной обработки фотографии позже. JPEG же, это уже обработанное камерой изображение, и на компьютере спасти его будет значительно сложнее, либо вовсе невозможно.
СВЕТОФИЛЬТР
Глаз человека одинаково хорошо воспринимает детали и в ярких и в теневых участках. Однако камере распознавать детали при комбинированном освещении намного сложнее. Поэтому на снимках небо может казаться совсем белым, а тени деревьев сплошным серым силуэтом. Бороться с проблемой можно с помощью фильтров.
Для съемки городского пейзажа вам понадобится поляризационный фильтр. Отсекая часть отраженных лучей, он уменьшает блики на воде и стекле, делает цвета более насыщенными, прорисовывая облака и делая сочной растительность.
Особенно эффектно будет смотреться город на фотографии, если использовался градиентный фильтр (одна половина такого фильтра прозрачная, а вторая немного затемнена). Он помогает снизить контрастность участков кадра, проработав, например, небо, которое без градиентного фильтра очень часто получается бледным или даже засвеченным. Однако градиентный фильтр способен помочь далеко не во всех ситуациях городской съемки. Например, если вы снимаете высокую башню на фоне неба, то установить фильтр так, чтобы все небо оказалось «защищенным» фильтром, просто не удастся.
Еще один популярный у фотографов фильтр – нейтрально-серый. Этот фильтр помогает снизить количество света, попадающего на матрицу, что бывает необходимо для того, чтобы эффектно смазать воду в движении при съемке днем, используя длинную выдержку. К примеру, фотосъёмка водопадов или фонтанов при короткой выдержке выходит застывшей и неестественной, а при использовании светофильтра и при длительной выдержке будет выглядеть смазанной, как будто движущейся.
ШТАТИВ
Когда резкость всех планов в кадре является одним из необходимых требований к съемке городского пейзажа, важно использовать штатив. При использовании нейтрально-серого фильтра и при съемке ночью также не обойтись без штатива, потому что при съемке на длинной выдержке с рук изображение смажется.
Если все-таки снимаете без штатива — воспользуйтесь встроенным стабилизатором изображения (благо, в современной фототехнике это уже не редкость) – он компенсирует дрожание камеры. Особенно ценна эта функция при использовании длиннофокусных объективов.
СОВЕТ: Есть один прием, позволяющий «убрать» людей из кадра еще в момент съемки. Представьте, что вы хотите снять памятник архитектуры, который постоянно окружен потоком прохожих. В этом случае вам понадобится штатив, пульт и нейтрально серый фильтр. Фильтр позволит установить длинную выдержку в светлое время суток и при этом не переэкспонировать кадр. Устанавливаем время экспозиции длиннее 30 секунд — проходящие мимо люди не будут запечатлены на изображении. Таким образом, вы получите снимок только тех предметов, что оставались статичными.
Удачи вам! Ждем ваших фото в нашей галерее.
photodzen.com
Съёмка достопримечательностей и архитектуры — PhotoStocks.info
Культура различных народов и стран выражена в архитектуре и предметах искусства их городов. Тысячи лет строители, архитекторы и художники создавали неповторимый образ каждого из городов. Передать их старания в фотографии — вот тема этого урока.
Съёмка достопримечательностей и архитектуры
Город — единое образование, включающее в себя архитектуру улиц, памятники, храмы, парки, набережные, людей и животных. Конечно же, каждый город, а особенно города с богатым
историческим прошлым, имеют собственный уникальный характер и определенную «мелодию». Для городов Востока характерен один ритм, для маленьких европейских городков — другой, для
огромных мегаполисов — третий… На самом деле, люди и постройки являют собой единый живой организм, ну а чтобы получить хорошие «городские фотографии», в первую очередь нужно поймать Настроение Города.
Кому-то проще разглядеть что-то интересное в незнакомом месте, едва бросив чемодан в отеле, а кому-то нужно присматриваться к жизни мегаполиса или маленького городка в течение какого-то — возможно, длительного — времени.
Конечно, сначала желательно познакомиться с тем местом, куда вы едете, заочно. Для этого, кроме получения общей информации о тех местах, вы можете заранее посмотреть фотографии города и определиться с «точками», которые могли бы быть вам интересны. Это не значит, будто нужно «калькировать» чьи-то фото, но все же не стоит забывать: в большинстве городов есть достопримечательности — и существуют их традиционные выгодные ракурсы, которые обходить вниманием, конечно, незачем.
Обязательно нужно учитывать климатические особенности, так как, например, во многих городах Азии днем может быть очень жарко и пыльно, к тому же, на улицах может собираться такое количество народа, что съемку это очень осложнит. Как правило, лучше всего о местных особенностях рассказано в путеводителях для вольных путешественников (Lonely Planet и другие подобные издания).
Свет
Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии — свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь там в нестандартное время.
По личному опыту знаю: лучшее время для городской съемки, особенно в Азии, — самое раннее утро. Мало того, что освещение в режимное время (за некоторое время до восхода солнца и пару часов после него) само по себе интересно — в это время, как правило, на городских улицах очень мало людей, то есть пространство в вашем полном распоряжении! Даже если днем вас ждет адская жара, утром на улицах обычно достаточно прохладно; лишь редкие люди заняты своими делами. В Европе жители не всегда хорошо реагируют на съемку, поэтому и вы не будете мешать им, и они вам. Хотя, нельзя не заметить, присутствие небольшого количества людей в кадре очень оживляет снимок: речь об «истории», уникальности момента…
Также одной из самых интересных по освещению вариантов городской съемки является съемка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены, поэтому представляют собой ночью совершенно другое зрелище, нежели днем. Лучшее время здесь наступает в тот момент, когда уже включают подсветку, но ночь еще не окончательно «снизошла» на город.
В Азии ночи очень темные и начинаются довольно рано. Основные же достопримечательности обычно не подсвечены, так что съемка имеет определенные особенности — вечером лучше переключиться на съемку подсвеченных деталей.
Нередко с наступлением темноты в городах — например, в Катманду — в многочисленных мелких лавочках или мастерских включается тусклый свет. Несмотря на отсутствие полноценного вечернего освещения, город превращается в своеобразную «Сказку 1001 ночи» — куда ни кинь взгляд, везде, в маленьких арочках, магазинчиках, уличных кафе происходит какая-то жизнь, выглядящая очень притягательно: она словно бы «высвечивается» из темноты небольшими лампами…
Но, надо сказать, для такой съемки нужен светосильный телеобъектив и современная камера, позволяющая снимать на высокой чувствительности (ISO), дабы получить достаточно короткую выдержку (во избежание смазов) для двигающихся объектов в тусклом свете.
Днем, при ярком солнечном свете, хорошо смотрятся на фото современные офисные здания. Контрастный солнечный свет лишь подчеркивает резкие грани современного дизайна. Если здание стеклянное, то в его многочисленных окнах могут отражаться весьма интересные сюжеты.
В это время также можно сделать интересные фотографии внутри, в интерьерах храмов либо других старых зданий, где через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи.
Конечно же, интересны для городской съемки и необычные погодные явления — например, полнолуние, предгрозовое небо, предрассветная дымка или густой туман, которые могут сделать необычными фотографии самых исхоженных туристических мест.
Что касается технической стороны городской съемки, то, поскольку контраст при съемке, как правило, высок, нужно ставить экспозицию по важным деталям, на которые вы и делаете акцент. При необходимости передать детали объекта в тенях экспозиция устанавливается по теневым участкам. Следите при этом за возможным выбитым в свете (передержанными участками). Возможно, они появятся, но если будут невелики и не в основных сюжетных линиях, то это не так и страшно.
Правило третей
Для уравновешенной композиции городского пейзажа, как и в обычном пейзаже, используйте выдержку, относящуюся к правилу «золотого сечения» – «правилу третей», размещая важные композиционные элементы в узлах пересечения линий, прочерченных на расстоянии трети от краев кадра.
Использование штатива и подручных средств
Для съемки в режимное время и для ночной съемки вам обязательно потребуется штатив. Необходимость носить его с собой, конечно, несколько усложняет перемещения по городу, но избавляет от вероятных смазов на длинной выдержке. Кстати, если ваш объектив оборудован стабилизатором, то лучше при съемке со штатива его вообще выключить, так как помочь он вам в таком типе съемки не сможет, а вот помешать — легко…
Со штативом длина выдержки может вас практически не заботить (в городе обычно достаточно 30 секунд для ночной съемки: специального пульта не нужно) — можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14: источники света на фотографии превратятся в маленькие звездочки с лучами.
Также на длинной выдержке съемка дорожного движения даст следы красивых треков от фар машин. Для использования такого приема точку съемки лучше выбрать повыше.
Со штатива вы можете получить также очень интересные фотографии, снимая фонтаны. Если выдержка будет короткой, капли воды заморозятся; если же длинной (2-3 секунды), фонтан превратится в длинные матовые струи. Фонтаны бывают очень красиво подсвечены по вечерам — здесь штатив вам, скорее всего, тоже понадобится. Попробуйте поэкспериментировать, снимая фонтан целиком, отдельно, а также его детали.
При съемке со штатива всегда надевайте на объектив бленду, чтобы не ловить так называемых «зайцев»: это боковые засветки от других источников света, которых в городе обычно немало. Как и при ночной съемке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер, иначе движение пальца на кнопке спуска затвора смажет изображение.
Иногда автофокус камеры не может сфокусироваться на нужной вам точке. Тогда либо переключите камеру в ручной режим фокусировки и наведите резкость вручную, либо подсветите объект фонарем, чтобы помочь сфокусироваться автофокусу. Если света для съемки с рук маловато, а штатива у вас с собой нет, используйте подручные средства: можно поставить фотоаппарат на забор, прислонить к стволу дерева или ограде набережной; неплохим импровизированным штативом может послужить мешочек с крупой.
При съемке интерьера в темных зданиях без штатива (таких, как этот буддийский монастырь, например) можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съемки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например, бленду с объектива и подложив ее под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съемке.Неплохим вариантом при съемке в темном помещении без штатива будет прием снимать сериями — несколько кадров из длинной серии вполне могут оказаться резкими.
Фрагменты архитектуры
Съемка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры — они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам: нужно превратиться в своеобразный радар, так как некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съемки.
Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах — и даже элементы городских коммуникаций! Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.
Интересно смотрится сочетание старого и нового — например, отражение изображения старой церкви в стеклянных стенах офисного здания.
Иногда выразительный фрагмент здания может сказать о нем больше, чем общий план. В старинных зданиях, например, часто встречаются интересные элементы резьбы по камню или небольшие скульптуры на фасадах. Кроме наблюдательности, очень важным окажется умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное.
Хотя, конечно, для полноты фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны как фрагменты, так и общие планы.
Снимая фрагменты, закройте диафрагму, чтобы получить большую глубину резкости.
Ритмический рисунок кадра
Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съемке прием. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в каком-либо здании, элементы решеток, храмовые арки, деревья, столбы или машины на стоянке (ну и тени от них).
Лучше всего для фотографирования ритмических рисунков подойдет телеобъектив — учитывая его способность «сжимать» расстояние. При этом графический ритм хорошо подчеркивается при съемке не в фас, а сбоку. Такие фото очень интересно смотрятся в черно-белом варианте.
Экскурсии Фотографируя на экскурсиях, можно сделать немало любопытных фотографий. Правда, в такой съемке есть и не слишком приятный момент: поскольку вы на ней, скорее всего, не один (двое — практически идеальный вариант), то вам будут мешать другие члены группы. Избежать этого можно, если немного обогнать гида и занять лучшую точку первым. Либо наоборот: подождать, пока основная часть группы сфотографирует то, что хотела и пройдет дальше.
Не стоит злоупотреблять снимками типа «Я и фонтан», «Я и храм», «Я и статуя»: снимки эти, как правило, окажутся у большей части вашей группы… да и какую смысловую нагрузку они несут? Показать, что вы действительно там были? Или цель — непременно выложить фото в социальную сеть? Если уж вам так хочется сфотографироваться на красивом фоне в интересном месте, сделайте несколько таких фотографий, но не превращайте это в скучную бесконечную серию. Помните: основная цель художественной фотографии (если вы хотите получить действительно художественное фото) — сделать фотографии, интересные не только вам или тем, кто вас знает, а заинтересовать тех, кто совсем не знает предыстории, которая связывает вас с этим местом.
Если же ваша цель — показать на фото то, что вы «были в этом месте», лучше сфотографироваться или сфотографировать близких на фоне таблички с названием известной улицы или какой-либо популярной достопримечательности.
Оптика и геометрические искажения
При съемке широкоугольными объективами нередки такие геометрические искажения, как «падающие» к центру кадра здания. Если вам это сильно мешает, эти искажения сейчас неплохо исправляются при постобработке фотографий средствами Photoshop или любого популярного конвертера RAW. Хотя лучшим вариантом будет художественно обыграть эти искажения в свою пользу.
Чем больше фокусное расстояние, тем меньше эти искажения, то есть при съемке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке падать в центр кадра они не будут.
Идеальным вариантом будет съемка с двух камер, на одну из которых надет широкоугольник, а на другую — телеобъектив: это придаст вам большую оперативность. Если же этот вариант не подходит вам по бюджету, то очень удобным при городской съемке будет универсальный зум-объектив с большим диапазоном фокусных расстояний и оптическим стабилизатором.
Панорамы
Для больших видовых пространств используйте панорамную съемку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съемки.
Примеры фотографий на тему урока
Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии – свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь в нём в
нестандартное время.
Эта фотография Праги сделана в день с переменной облачностью. Город выглядел серым под пеленой облачности, но, стоило подождать пятнадцать минут, как появилась интересная полоска света, которая оживила фотографию. Прага. Чехия.
Присутствие даже небольшого количества людей в кадре его очень оживляет, придаёт ему некоторую историю, уникальность момента. Без людей эта улица была бы слишком пуста. Чешский Крумлов.
Одной из самых интересных по освещению вариантов городской съёмки является съёмка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены и ночью представляют собой совершенно другое зрелище, нежели днём. Лучше время здесь наступает, когда уже включают городскую подсветку, но небо ещё не чёрное, ночь ещё не окончательно спустилась на город.
»
Внутри храмов либо других старых зданий, днём можно сделать интересные фотографии , когда через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи. Прага. Чехия.
Со штативом вы практически неограниченны в длине выдержки (в городе 30 сек для ночной съёмки обычно достаточно и специального пульта не нужно) и можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14 и источники света на фотографии превратятся в маленькие звёздочки с лучами. Москва. Россия.
Также как и при ночной съёмке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер. Иначе движение пальца на кнопке спуска затвора способно смазать изображение. Москва. Россия.
При съёмке без штатива интерьеров в тёмных зданиях, например таких, как этот буддийский монастырь, можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съёмки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например бленду с
объектива и подложив её под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съёмке. Именно так и сделано это фото, при помощи подложенной под объектив бленды. Монастырь Тянгбоче. Непал
Съёмка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры – они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам, превратясь в своеобразный радар, ведь некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съёмки. Прага. Чехия.
Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах и даже элементы городских коммуникаций. Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.
Прага. Район «Пражский град». Чехия.
»
Иногда, выразительный фрагмент здания или скульптуры, может сказать о нём больше, чем общий план. Кроме наблюдательности, очень важным будет умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное. Крупный план головы статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на площади Дурбар-
сквер в Катманду, Непал.
»
Хотя, конечно, для полноценного фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны и фрагменты и общие планы. Общий вид статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на
площади Дурбар-сквер в Катманду, Непал.
»
Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съёмке приём. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в здании, элементы решёток, арки храмов, деревья, даже столбы или машины на стоянке или тени от них. Здесь ритм создаёт повторение форм арок внутри католического храма. Кутна гора. Чехия.
»
Чем больше фокусное расстояние, тем меньше геометрические искажения. То есть, при съёмке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке, падать в центр кадра они не будут. Прага. Чехия.
ы»
Для больших видовых пространств используйте панорамную съёмку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съёмки.
Панорама из двух горизонтальных кадров. Чешский Крумлов. Чехия.
»
Свет имеет решающее значение для получения хорошей фотографии. Он делает момент уникальным, неповторяющимся. На фото – краткий момент короткого зимнего заката в морозный вечер. Москва. Россия
Задания к уроку
Учимся снимать архитектуру Ну что же, пришла пора попрактиковаться в съёмке архитектуры. Попробуйте найти интересные сюжеты для съёмки в городе и пришлите две самые удачные фотографии, сделанные в разное время суток.
Теперь присмотримся к деталям повнимательнее. Найдите достойный внимания фрагмент здания или необычный элемент декора. Поделитесь своей находкой в виде снимка.
А теперь поищите ритм в элементах архитектуры, в городском пейзаже, окружающем вас. Это будет ещё одна фотография к домашнему заданию.
Воспользуйтесь свойствами широкоугольного и телеобъектива и заставьте их работать на себя. Осознанно сделайте снимки в том и другом положении зума (тем или иным объективом), чтобы особенности объективов наиболее выгодно подчеркнули снимок архитектуры. Это ещё два кадра. Таким образом, для прохождения урока вам нужно прислать 6 фотографий.
Не забывайте писать комментарии к вашим работам, описывающие критерии выбора объекта и процесс съёмки.
photostocks.info
Уроки фотографии для начинающих. Съёмка города.
При съёмке города и городских видов очень часто требуется изменять передачу изображения урбанистического пейзажа. А для этого принято использовать различные объективы. Например, свойством длиннофокусных объективов является сужение перспективы. Эта особенность даёт возможность получить картину, на которой здания смыкаются вверху друг с другом. А с применением широкоугольных объективов перспектива, наоборот, раскрывается.
При съёмке города рано или поздно встаёт проблема схождения вертикалей.
Данная проблема может быть решена двумя способами.
Первый способ заключается, в том, чтобы
скорректировать схождение. А второй способ предполагает использовать схождение.
Для коррекции осуществляют перемещение отдельных частей фотокамеры. Также допускается
использовать объектив, который исправляет перспективные искажения. Перемещение отдельных
частей фотокамеры возможно выполнить при помощи павильонных фотокамер, смещая панели объектива
вверх так, чтобы она сохраняла свою параллельность плоскости фотоплёнки. В этом случае два
центра на одной горизонтальной линии уже не располагаются. Эта технология позволяет
сфотографировать верхние части здания, которые при обычной съёмке выпадают из кадра.
Фотографирование, таким образом, не требует наклона фотоаппарата. Вертикали также сходиться
не будут. Объективы, исправляющие перспективные искажения, основаны на подобном принципе. На
объективе имеется регулировочное приспособление, при помощи которого можно сдвинуть его
параллельно плоскости фотоплёнки. Если же перемещения не осуществлять, то «задирая» камеру
вверх, вы получите эффект сходящихся вверх вертикальных линий. Избавиться от этого эффекта
можно путём выбора точки съёмки, которая расположена на значительном удалении от
фотографируемого здания или же выше фундамента. Это можно осуществить, ведя съёмку из окна
дома, находящегося напротив. При этом высота положения съёмки должна приблизительно составлять
половину высоты снимаемого объекта. Фотографировать в этом случае надо объектовом, чьё фокусное
расстояние не короче, чем у обычных объективов – это даст вам возможность самостоятельно
регулировать схождение вертикалей.
Если же вы вынуждены вести съёмку в городе с близкого расстояния, к тому же вы не можете подняться выше уровня земли, то можно снять это здание при помощи широкоугольного объектива, но направить его вниз, к основанию здания. При этом только верхняя половина кадра должна быть занята зданием. Позже вы сможете обработать снимок так, чтобы исключить ненужные объекты, попавшие в кадр.
При проведении съёмки в городе особенно нужно знать и уметь пользоваться приёмами, которые помогут сделать снимок нетривиальным. Например, схождение вертикалей не всегда является негативным явлением. Если взглянуть на проблему с другой точки зрения, то схождение вертикалей можно использовать в качестве изобразительного средства. Этот эффект будет наиболее заметным, если фотографировать широкоугольным объективом с маленьким фокусным расстоянием.
Уроки фотографии для начинающих. Главная.
Использование материалов разрешено только при условии размещения активной ссылки на сайт www.photo-lesson.ru
www.photo-lesson.ru