Советы и лайфхаки

Эффект перспективы – Особенности применения эффектов огибающей, ореола, перспективы, тени и произвольных искажений.

Содержание

Эффект перспективы

11 - 2012

Софья Скрылина, преподаватель учебного центра «Арт», г. Санкт-Петербург

В КомпьюАрт № 1’2012 было рассмотрено понятие перспективы как иллюзии восприятия. В настоящей статье мы подробнее разберем преобразование перспективы средствами векторного редактора CorelDRAW.

Принцип перспективы

Перспектива — это оптическая иллюзия, при которой человеку кажется, что параллельные линии сходятся вместе где­то вдалеке. Например, рельсы выглядят пересекающимися на линии горизонта, а параллельные стороны предмета типа коробки либо пачки сока (если смотреть на них под углом, а не прямо) — пересекающимися где­то очень далеко. Эта точка, в которой пересекаются рельсы или параллельные стороны предмета, если их мысленно продлить, называется точкой схода.

В зависимости от угла, под которым вы смотрите на объект (возьмем, к примеру, куб), вы можете увидеть одну, две или три его стороны. Если вы видите только одну сторону, то она в данном случае представляет собой квадрат, перспективы нет и ракурс визуально неинтересен. Если вы видите две грани куба, то смотрите с точки перспективы — тогда говорят, что у объекта

одноточечная перспектива. Посмотрите на рис. 1а. Если мысленно продлить стороны передней грани, они не пересекутся, а продолженные стороны правой грани куба сойдутся в одной точке.

Рис. 1. Перспектива: а — одноточечная; б — двухточечная

Двухточечная перспектива возникает при наблюдении сразу трех сторон куба. На рис. 1б если продлить стороны передней и боковой граней, то когда­нибудь они сойдутся в двух точках.

В CorelDRAW можно создать объект как с одно­, так и с двухточечной перспективой.

Преобразование перспективы

По своим результатам преобразование перспективы в CorelDRAW равносильно заключению объекта в четырехугольную оболочку с последующим перемещением ее узлов. При нарушении параллельности одной пары противолежащих сторон оболочки возникает одна точка схода, при нарушении параллельности обеих пар — две точки схода.

Специального инструмента для построения перспективы в CorelDRAW не предусмотрено, поэтому процесс начинается с выделения объекта и выбора команды

Effects (Эффекты)  Add Perspective (Добавить перспективу). В результате поверх объекта накладывается красная четырехугольная сетка, смещение угловых узлов сетки приводит к наложению эффекта перспективы. Обратите внимание: редактирование перспективы производится инструментом Форма (Shape).

Создание одноточечной перспективы

Для создания одноточечной перспективы следует смещать один из узлов красной сетки, удерживая нажатой клавишу Ctrl. Данная клавиша обеспечивает смещение узла строго по горизонтали или вертикали. Рассмотрим пример.

  1. Выделяем объект, к которому требуется применить эффект перспективы. В нашем случае это группа объектов, состоящая из текста и нескольких графических объектов (рис. 2).
  2. Выбираем команду Effects (Эффекты)  Add Perspective (Добавить перспективу) и с нажатой клавишей Ctrl смещаем вниз верхний правый узел рамки. Если сместить узел на большее расстояние, чем половина высоты рамки, то на экране появится крестик — это и есть точка схода (рис. 3).

Рис. 2. Объект выделен

Рис. 3. Одноточечная перспектива создана

Создание двухточечной перспективы

Для получения двухточечной перспективы смещение узлов сетки происходит без удержания каких­либо клавиш. Рассмотрим пример создания трехмерной плоскости «земли».

  1. Инструментом Разлинованная бумага (Graph Paper) создаем сетку 12x12. Чтобы ячейки были квадратными, рисуем сетку с нажатой клавишей Ctrl.
  2. Преобразуем ее в кривые (Ctrl+Q) и выполняем разгруппировку (Ctrl+U). Чтобы в дальнейшем толщина абриса изменялась под действием перспективы, его необходимо превратить в объект. Для этого выполняем команду Arrange (Упорядочить) → Convert Outline To Object (Преобразовать абрис в объект) — Ctrl+Shift+Q.
  3. Группируем всё в один объект (Ctrl+G) и применяем к выбранному объекту эффект перспективы. Перетаскиваем верхний правый узел вниз и влево (рис. 4). Никаких клавиш нажимать не надо.
  4. Поворачиваем объект примерно на 45° против часовой стрелки. Увеличиваем толщину абриса.
  5. Рисуем прямоугольник, закрашиваем его интерактивной заливкой так, чтобы сверху был темный цвет, а снизу — светлый. Перемещаем его за сетку (Shift+Page Down). Перекрашиваем контур сетки в какой­нибудь светлый цвет. Результат показан на рис. 5.

Рис. 4. Двухточечная перспектива создана

Рис. 5. Трехмерная плоскость «земли»

Построение симметричной перспективы

Для создания симметричной перспективы при смещении узлов необходимо удерживать нажатыми клавиши Ctrl+Shift. Рассмотрим пример.

  1. Выделяем требуемый объект. Пусть это будут рельсы. Применяем к нему эффект перспективы.
  2. Удерживая нажатыми клавиши Ctrl и Shift, смещаем угловой узел в сторону. Заметьте, что при этом противоположный узел движется в обратном направлении (рис. 6).
  3. Осталось добавить изображение поезда, теперь картинка готова (рис. 7).

Рис. 6. К рельсам применяем симметричную перспективу

Рис. 7. Изображение поезда на рельсах

Копирование перспективы

Эффект перспективы можно копировать на другие объекты. Однако следует иметь в виду, что копирование перспективы не означает, что у двух объектов будут общие точки схода. Копируются только пропорции сетки, а ее размеры определяются габаритами объекта. Рассмотрим пример копирования перспективы с текста на текст.

  1. Применяем к требуемому объекту перспективу и настраиваем ее. Так, на рис. 8 к тексту «COMputer» применен эффект перспективы. Скопируем этот же эффект на текст «PUblishing».
  2. Инструментом Pick (Выбор) выделяем объект, на который требуется скопировать эффект перспективы. В нашем случае это текст «PUblishing».
  3. Выполняем команду Effects (Эффекты) → Copy Effect (Скопировать эффект) → Perspective From (Перспектива с). В результате указатель превращается в толстую горизонтальную стрелку. Этой стрелкой щелкаем по объекту с настроенной перспективой. В нашем случае — по тексту «COMputer» (рис. 9).
  4. После щелчка выделенный объект будет деформирован (рис. 10).
  5. Теперь скопируем эффект перспективы на текст «ARTistry», добавим название нашего журнала и несколько теней (рис. 11). Всё, эффект готов!

Рис. 8. Требуется скопировать эффект перспективы с текста «COMputer» на текст «Publishing»

Рис. 9. Толстой стрелкой щелкаем по слову «COMputer»

Рис. 10. Результат копирования перспективы

Рис. 11. С помощью эффекта перспективы и нескольких теней можно выйти за рамки плоскости

Удаление перспективы

Удалить перспективу можно точно так же, как и эффект оболочки, перетекания или деформации. Необходимо выбрать объект с настроенным эффектом, а затем применить команду Effects (Эффекты) → Clear Perspective (Удалить перспективу). 

Статья подготовлена по материалам книги «CorelDRAW X5. Официальное руководство» Гэри Дэвида Баутона (http://www.bhv.ru/books/book.php?id=189689)

КомпьюАрт 11'2012

compuart.ru

Линейная и воздушная перспектива в рисунке :: SYL.ru

К счастью, умение правильно изображать пространство и заполняющие его предметы – навык приобретаемый. Перспектива в рисунке изучается по теориям и формулам; как когда-то в школе все учились правильно писать и считать, так же можно научиться правильно рисовать и писать картины.

Понятие перспективы

Перспектива относится не только к рисованию и другим видам изобразительного искусства. По сути, это техника правильной передачи пространственного объема в плоскости. Применимо к изобразительному искусству, перспектива в рисунке и живописи – это художественное искажение пропорций предметов и тел в соответствии с их визуальным восприятием.

Впервые о более реалистичном отображении реальности в рисунке художники задумались в эру Проторенессанса, а к закату эпохи Высокого Возрождения уже существовали разработанные теории, виды и правила перспективы. Они фокусировались не только на форме предметов, но и на их цветовой гамме и уровне детализации.

Виды перспективы

До того как воздушная и прямая линейная перспектива в рисунке стала нормой, картины, которые были в основном иконами, писались по стандартным правилам с огромным количеством условностей в изображении. Очень часто использовалась обратная перспектива, что делало изображения искаженными и «плоскими».

После оформления основных правил для линейной и воздушной перспективы в искусстве появилась потребность в более сложных и комплексных изображениях, где требовалось изменение объекта в соответствии с другими условиями. Так, понятие перспективы получило более сложное определение, которое уже непросто было разделять на линейную и воздушную.

В современном искусстве разделяют несколько видов перспективы – одни из них относятся к изменению формы изображаемого объекта, другие – к искажению цветовой палитры.

Изменение формы объектов

В зависимости от удаления, угла зрения и поверхности, на которой изображаются объекты, используются различные виды перспективы, среди них:

1. Линейная перспектива – геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. Для линейной перспективы важен центр – неподвижная точка (или несколько), в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящим вдаль от переднего плана.

Существует несколько типов линейной перспективы:

  • Прямая – центр перспективы находится на линии горизонта, который совподает с уровнем глаз смотрящего. В эту точку сходятся все линии, проложенные сквозь равномерно отдаляющиеся от переднего плана объекты.
  • Обратная – центр перспективы находится у глаз смотрящего, поэтому кажется, что объекты при удалении увеличиваются и расширяются. Обратная перспектива использовалась в византийской и русской иконописи и рассчитана на создание символического образа «незначительности» смотрящего по сравнению с изображаемой реальностью. При использовании обратной перспективы может быть более одной линии горизонта, а также множество неподвижных точек зрения.
  • Угловая – используется при передаче пространственного изображения объекта, стоящего под углом к смотрящему. Геометрическое построение угловой перспективы гораздо сложнее прямой или обратной.

2. Панорамная перспектива – используется для построения изображений на цилиндрической или сферической поверхности. При использовании панорамной перспективы точка зрения расположена в самом центре окружности, линия горизонта при этом определяется непосредственным или желаемым уровнем глаз смотрящего.

3. Сферическая перспектива – искажение реального пространства, при котором центр перспективы находится всегда на уровне глаз смотрящего и в самом центре изображения. Единственные прямые линии в сферической перспективе – главная вертикаль, линии горизонта и глубины. Все прямые линии сходятся в центральной точке, а линии, не проходящие через нее, имеют изогнутую форму, причем чем ближе к краю изображения, тем сильнее изгиб.

Изменение цвета объектов

При удалении, приближении, угловом или изогнутом расположении объекта меняется не только его форма, но и палитра его цветового изображения. За тональные, текстурные, фактурные и цветовые искажения отвечают два вида перспективы – тональная и воздушная.

Тональная перспектива рассматривает изменение тональности поверхности объекта. Под тональностью подразумеваются оттенки, текстура, фактура, четкость и контрастность изображаемого. Тональная перспектива применяется в живописи и фотографии, в рисунке, особенно пейзажном, используются правила воздушной перспективы. Фактически правила они включают в себя также и правила тональной, поэтому начинающим художникам советуют заострять внимание именно на ней.

Воздушная перспектива в рисунке и живописи рассматривает цветовое и тональное искажение объектов при их удалении от глаз смотрящего. Также правила рассматривают расплывчатость и нечеткость форм отдаленных предметов и изменение их контуров.

Линейная перспектива в рисунке

В рисунке существует понятие фронтальной линейной перспективы, к которой относятся прямая и обратная, а также угловой перспективы, которая строится с помощью прямых линий, но по другим правилам. Обратная перспектива очень редко используется в рисунке и живописи, поэтому ее правила изучаются лишь при глубоком знакомстве с предметом.

При построении прямой линейной перспективы действуют два основных правила:

  1. При удалении от точки зрения предметы уменьшаются в размере. Из этого правила следует, что объект, расположенный на переднем плане рисунка, будет значительно больше, чем такой же объект, изображенный на дальнем плане.
  2. Параллельные линии, удаляющиеся от глаз наблюдателя вдаль, соединяются в «точке пересечения», которая расположена на линии горизонта.

Правило первое

Главный признак первого правила линейной перспективы – равномерно уменьшающиеся объекты, при их удалении от глаз смотрящего. Ориентируясь на это правило, художники строят композицию рисунка, например, перспектива улицы – рисунок может вмещать лишь ее часть (буквально несколько домов), длинный отрезок или улицу полностью.

От выбора композиции зависит, сколько объектов будет изображено. То, как реалистично и объемно будет выглядеть изображение, зависит от того, как построена перспектива улицы. Рисунок может выиграть или потерять от выбранного количества объектов и все это зависит лишь от перспективы.

Для первого правила важно корректно подобрать точку зрения, то есть позицию, с которой художник пишет картину, а также уровень глаз автора рисунка и то, как тзображение должно восприниматься зрителем. От точки зрения зависит ракурс и поле зрения, от которых, в свою очередь, зависит и перспектива рисунка.

Правило второе

Построение линейной перспективы производится с помощью исключительно прямых линий. При этом не только параллельные прямые сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые сквозь все основные объекты рисунка, направив их горизонтально вдаль, то все они соединяются в одной точке.

Для второго правила линейной перспективы особое значение имеет линия горизонта. Правильно строить ее на уровне глаз художника, если это рисунок с натуры, или на уровне глаз «смотрящего» — вымышленного персонажа, чьими глазами наблюдается происходящее. Набросок моря, сделанный лежа на песке, и вид города с высоты птичьего полета - пейзаж в перспективе. Рисунок, однако, выполняется с кардинально разных точек зрения, и потому отличается уровень линии горизонта и, соответственно, построение перспективы.

Построение угловой перспективы

Угловая перспектива – это вид линейного геометрического построения, которому необходима линия горизонта и две точки на ней. При построении угловой перспективы важно уметь выносить горизонт далеко за пределы рисунка.

На одном рисунке объекты могут быть расположены к зрителю как фронтально, так и под углом, поэтому важно знать, как работает угловая перспектива. Для ее правильного построения нужна длинная линия горизонта, выступающая за обе вертикальных рамки рисунка. Необязательно прокладывать физически существующую прямую, достаточно уметь ее четко представить.

Сквозь все видимые грани углового объекта необходимо провести несколько прямых линий. Например, нужен угловой дом в перспективе, рисунок при этом изображает не только этот дом, но и улицу, или часть городского пейзажа. Обычно, у расположенного под углом дома видны две грани; прямые проводятся по каждой горизонтальной поверхности обеих граней: двери, окна, карнизы, крыша и другие. При правильной проекции углового объекта все прямые, проходящие через правую его грань, пересекутся в одной точке на линии горизонта; эта точка обычно находится за пределами рисунка. То же самое произойдет с прямыми, пересекающими левую грань объекта.

Воздушная перспектива в рисунке

Основные правила воздушной перспективы позволяют правильно оформить тональность рисунка и передать объем. Среди важных для каждого художника правил воздушной и тональной перспективы есть несколько основополагающих, без знания которых невозможно правильное изображение пространства в рисунке.

Эти правила звучат следующим образом:

1. Оттенок изображаемого объекта изменяется при удалении от первого плана. Темные предметы вдали кажутся более светлыми, а светлые становятся темнее.

2. В зависимости от плотности воздуха, времени суток и яркости света отдаленные объекты изображаются с добавлением оттенков белого, серого, синего или фиолетового. Это связано с тем, что воздух никогда не бывает прозрачным, и если вблизи плотность не влияет на цветовую гамму, то объекты на дальнем плане проходят через призму различных примесей.

3. Закон контуров — еще Леонардо да Винчи говорил о том, что отдаленные предметы не могут обладать такими же четкими контурами, как и те что находятся на первом плане. Следовательно, объекты, изображенные на первом плане, обрисовываются резким, четким контуром, объекты второго плана более мягким, а дальний план рисуется с совершенно размытыми контурами.

4. Закон деталей — человеческий глаз не способен различать мелкие особенности предметов на большом расстоянии, поэтому ближайшие объекты рисунка должны быть более детальны, чем отдаленные, дальний план изображается с их минимальным количеством.

5. Закон объема — ближайшие к глазу зрителя предметы должны изображаться объемно, а отдаленные — плоско.

6. Закон цветового тона — палитра первого плана рисунка более богата и детальна, чем палитра второго и дальнего планов. Для одноцветных изображений (литография, гравюры, рисунки карандашом) перспектива цветового тона фокусируется на игре света и тени.

Чтобы подвести итог, рисунок улицы или городской пейзаж будет смотреться нереально, если каждый объект будет изображен с присущими ему тональными нюансами и правильной формой. Линейная и воздушная перспектива, рисунки и картины, выполненные по правилам, позволяют передать объемную реальность на горизонтальный лист бумаги так, чтобы изображение не потеряло присущее пейзажу ощущение пространства.

www.syl.ru

Копирование и отмена эффекта перспективы — МегаЛекции

1) Примените эффект перспективы к какому-нибудь объекту, используя команду Effect‑Add Perspective. При необходимости перетащите точки схода или маркеры перспективы так, чтобы получить нужное изображение. Нарисуйте в точках схода какие-либо вспомогательные объекты, например, в виде небольших прямоугольников или создайте проходящие через эти точки направляющие линии. Такая операция облегчит копирование эффекта.

2) Создайте объект, на который будет копироваться эффект перспективы. Выделите его инструментом Pick.

3) Выберите команду Effects‑Copy Effect‑Perspective From. Установите указатель в виде черной стрелки на объекте с эффектом перспективы. Щелкните левой кнопкой мыши и эффект будет скопирован на выделенный объект.

4) Точки схода начального и целевого объекта могут не совпадать. Перетащите новые точки схода в положения, отмеченные вспомогательными объектами или направляющими линиями. Это приведет к уточнению эффекта копирования.

5) Выберите команду Effect‑Clear Perspective. Все изменения объекта, связанные с эффектом перспективы будут отменены и объект примет свой исходный вид.

Экструзия (EXTRUDE)

EXTRUDEв переводе с английского ВЫДАВЛИВАНИЕ.

 

При помощи эффекта экструзии можно имитировать третье измерение. Имитация достигается различными средствами, включая глубину, цвет, освещение и поворот группы экструзии.

Эффект экструзии применяется и настраивается c использованием докера Extrude.

Интерактивно использовать эффект с помощью инструмента Interactive Extrude.

Панель свойств инструмента содержит следующие параметры для настройки:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Preset (Заготовки)

2. Extrusion Type (Тип экструзии)

3. Depth (Глубина)

4. Vanishing Point Coordinate (Координаты точки схода)

5. Vanishing Point Properties (Свойства точки схода)

6. VP Object/ VP Page (Привязка точки схода к объекту или к странице)

7. Extrude Rotation (Поворот)

8. Color (Цвет)

9. Bevels (Фаски)

10. Lighting (Освещение)

11. Copy Extrude Properties (Копировать экструзию)

12. Clear Extrude (Отменить эффект)

Настройка формыэкструзии состоит в выборе



Типаэкструзии, Глубины экструзии и Свойств точки схода

Тип экструзии. Существует шесть стандартных типов: Small Back (Назад с уменьшением), Small Front (Вперед с уменьшением), Big Back (Назад с увеличением), Big Front (Вперед c увеличением), Back Parallel (Назад параллельно), Front Parallel (Вперед параллельно).

Глубина экструзии. Настраивается с использованием счетчика Depth (диапазон от 1 до 99%) или в интерактивном режиме ползунком на прямой от центрального маркера до точки схода.

Свойства точки схода выбираются в раскрывающемся списке Vanishing Point Properties, состоящем из четырех пунктов:

Ø VP Locked To Object (Привязка точки схода к объекту) ‑ точка схода привязана к объекту независимо от того, где он находится. Выбирается по умолчанию

Ø VP Locked To Page ((Привязка точки схода к странице) – точка схода оказывается привязанной не к объекту, а к странице документа, в этом варианте местоположение объекта немедленно отразится на внешнем виде

Ø Copy VP From (Копировать точку схода) – местоположение точки схода можно скопировать на экструзию другого объекта, после выполнения команды оба объекта будут иметь общую точку

Ø Shared Vanishing Point (Объединение точек схода). Позволяет совместить точки схода нескольких объектов. При этом, передвигая точку схода, можно изменять объединенные объекты одновременно.

Вращение эффекта экструзии осуществляется с помощью интерактивных маркеров или с помощью кнопки Extrude Rotation на панели свойств. Эффект экструзии может поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях, по часовой стрелке или против нее.

К выделенному эффекту экструзии можно добавить освещение (кнопка Extrude Lighting на панели свойств. При этом станут доступны три источника освещения, каждый из которых настраивается независимо. Источники света дают не направленное, а рассеянное освещение, т.е. нельзя осветить определенную точку объекта, а можно лишь расположить источник так, чтобы свет падал с какой-либо определенной стороны. Яркость света можно регулировать от 0 до 100%.

Цвет эффекта экструзии. Для работы с цветом необходимо щелкнуть на кнопке Extrude Colorна панели свойств. В верхней части открывающейся палитры можно выбрать один из типов заливки: Use Object Fill (Использовать заливку объекта), Use Solid Color (Использовать сплошную заливку) и Use Color Shading (Использовать оттенки цветов). Последний больше всего подходит для имитации глубины. Ниже на палитре находится кнопка Drape Fills (Распространение заливки), применение которой означает, что цвет управляющего объекта будет автоматически распространяться на всю группу экструзии, а не на отдельные ее объекты. На этой же палитре находится кнопка Bevel Color (Цвет фаски). Она становится доступной только при добавлении к экструзии скошенных кромок (фасок).

Фаски. Для реальных объектов термином «фаски» обозначают сглаженные или скошенные кромки. Форма фасок характеризуется углом наклона и глубиной. Эти параметры задаются на палитре, которая вызывается щелчком на кнопке Bevels (Фаски). Здесь нужно установить флажок Use Bevel (Использовать фаски). После этого можно устанавливать значения для угла и глубины фаски в соответствующих счетчиках.

Размер фацета экструзии. Различное количество граней или фацетов на криволинейных боковых поверхностях тела экструзии может усиливать или уменьшать эффект. Чтобы установить минимальный размер фацета экструзии выбирается команда Tools‑Options‑Workspace‑Edit. Здесь нужно установить значение в счетчике Minimum Extrude Facet Size (Минимальный размер фацета экструзии), диапазон от 0,001 до 36 дюймов. Чем больше размер фацета, тем меньше их создается и тем более угловатыми получаются криволинейные участки тела экструзии.

Все вышеперечисленные возможности для настройки эффекта экструзии можно найти и в пристыковываемом окне Extrudе.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Как создать ощущение глубины на ваших фотографиях


Советы по материалам Дианы Эфтэйха.

Не смотря на то, что удаленные объекты с увеличением расстояния кажутся все меньше и меньше, в уме вы все равно можете представить реальный размер отдаленного объекта. А что касается прямых параллельных линий, то по мере отдаления они кажутся сходящимися в одной точке, хотя мозг продолжает воспринимать их как параллельные прямые. Это явление известно как «шкала постоянства». Речь идет о неменяющейся тенденции в восприятии объекта, связанной с опытом зрителя, несмотря на его значительное несоответствие по отношению к наблюдаемому образу. 

 

Так как фотография – это оптическая запись реальности, то к ней применимы те же принципы. И для сохранения реалистичности в изображении должна быть передана глубина. Кроме того, усиление ощущения глубины стремится вовлечь зрителя в картину и создать для него эффект присутствия в конкретных условиях. Всем этим можно управлять с помощью различных типов перспектив, которые мы еще обсудим ниже в этой статье, а также используя глубину резкости и кадрирование.

 

Перспективой в фотографии называют метод представления трехмерных объектов на двумерной плоскости, с сохранением представления об отдаленности объектов по отношению друг к другу, а также визуально передается ощущение о расстоянии между ними и камерой.

Таким образом, чтобы повысить чувство глубины на ваших снимках, вы можете использовать некоторые из ниже перечисленных факторов.


Линейная перспектива

 

Это наиболее распространенный тип перспективы, используемый в фотографии, который характеризуется сходящимися линиями. Хотя эти линии в основном параллельны, чем дальше они простираются от камеры, тем ближе друг к другу они кажутся, пока наконец не сходятся в одной или нескольких точках. Это случается в том случае, если они имеют возможность простираться на достаточное расстояние в пределах кадра. Таким образом, прямые в фотографии становятся диагоналями, придавая ей ощущение динамизма и увлекая взгляд зрителя вдаль сцены. Так возникает ощущение глубины.

 

Фото: Ben Fredericson (xjrlokix)

Фото: Баз Ламмерс

Широкоугольные объективы, как правило, подчеркивают линейную перспективу, так как увеличивают глубину восприятия, позволяя расширить расстояние между передним и задним планом сцены. Тем самым они подчеркивают появление сходящихся линий. В то же время телеобъективы зрительно сокращают расстояние между передним планом и фоном, поэтому линии не имеют возможности сойтись.

 

Это явление известно как сжатие объектива и характерно для телеобъективов, которые как бы сжимают пространство, сокращая расстояние между передним и задним планом. Такой эффект визуально сближает элементы сцены и друг к другу, и к камере, причем в большей степени, чем это есть на самом деле.


Фотография ниже была сделана 18-миллиметровым широкоугольным объективом, и вы можете убедиться, насколько широко охвачена сцена. При этом усилено ощущение глубины, подчеркиванием и увеличением появления сходящихся линий.

 

Фото: -... Wink-...

Перспектива сходящихся линий также во многом зависит от угла съемки и наклона камеры. Низкий ракурс даст совсем иной эффект по сравнению со съемкой с некоторой возвышенности.


Уменьшение перспективы

Уменьшение перспективы связано с линейной перспективой и описывает способ передачи изображения, на котором чем дальше от камеры находится объект, тем меньше он выглядит. Если у вас есть сцена с дорогой и линиями электропередач по обе стороны от нее, то на ближнем крае, то есть на переднем плане будет появляться самый высокий объект, а затем последуют объекты, которые будут становиться все короче и короче. Такая тенденция будет усиливаться по направлению к заднему фону, пока объекты не превратятся в пятнышко на снимке.

 

Этот тип перспективы лучше всего работает с элементами, которые имеют идентичный или очень схожий размер и размещены на разном расстоянии от камеры. Чувство глубины кадра будет усиливаться из-за того, что зритель знает о том, что в реальности эти элементы одинаковой величины.

 

Фото: Джованни Орландо

Представленная ниже фотография является отличным примером обеих линейных перспектив. Вы можете ощутить ярко выраженную глубину с уменьшающей горизонтальной, а также с вертикальной перспективой.

 

Фото: paul bic

Еще один удачный пример уменьшения в перспективе это популярное использование винтовой лестницы, фотографировать при этом следует сверху. Представьте, что в центре лестницы есть прямая вертикальная линия. Это будет служить своего рода воображаемым горизонтом, хотя, так как речь идет о вертикали, будем считать, что это ось. Чем ниже по лестнице скользит ваш взгляд, тем меньше выглядит круг в центре. И, наконец, он сужается до величины одной точки. Это в том случае, если лестница идет достаточно далеко. На фотографиях ниже отличные примеры с этим приемом:

 

Фото: SantiMB.

 

Фото: Марсель Жермен


Воздушная перспектива

Воздушная перспектива (также известная, как атмосферная) в основном распространена в пейзажной фотографии, где особенно актуальны туманные, неясные сцены. Съемка в дымке и тумане подчеркивает формы субъектов, а также добавляет глубину сцене. Объекты, которые ближе всего расположены к камере, отличаются насыщенным естественным цветом. Но по мере отдаленности объекта от объектива краски блекнут, расплываются и теряют насыщенность.

 

При взгляде на такую фотографию вам кажется, что сцена состоит из слоев, наложенных друг на друга. Возникает тональный контраст между передним и задним планом, а середина кадра дает ощущение расстояния между ними. Такое разделение плоскостей создает ощущение глубины.

 

Фото: Éole Wind

 

Фото: Джеймсом Иордании

 

Фото: Марсель Жермен

Легко ощутить глубину в изображении на таких картинах, как те, что вы видите ниже. Сначала глаз воспринимает то, что наиболее очевидно, а именно более темный передний план. Затем взгляд зрителя движется за пределы переднего плана, скользя вглубь сцены, где изображение светлее и светлее. Такие сцены обычно состоят в основном из одного цвета, но контраст между различными плоскостями возникает в результате различия между тем, как падает на них свет, создавая карту тональностей, по которой путешествует глаз зрителя, различая каждую часть одну от другой.

 

Фото: coyote-agile

Воздушная перспектива широко используется в живописи, а также обретает все большую популярность среди пейзажных фотографов. Они ловко используют погодные условия в свою пользу, чтобы создавать яркие, по-новому выглядящие изображения даже фотографируя хорошо известные сцены.

 

Телеобъективы лучше работают, чтобы подчеркнуть воздушную перспективу на фотографии, чем широкоугольные. Потому что часть сцены, которая расположена ближе к камере (в которой присутствует меньше тумана, больше резкость объекта и насыщенность цвета), как правило, выпадает из кадра. И если вы используете телеобъектив, то имейте в виду, что вам может понадобиться штатив, потому что он, как правило, в большей степени подвержен тенденции вызывать дрожание камеры по сравнению с некоторыми другими объективами.

 

Лучше всего для такого приема подходит зимний туман и пасмурные дни. Хотя и летние туманные дни, также как и низко плывущие облака отлично работают. Грамотно выбирая экспозицию, вы можете обмануть экспонометр вашей камеры, который посчитает, что сцена ярче, чем есть на самом деле, в результате чего получите необходимое подвергание.

 

Что вам нужно сделать, так это добавить пару остановок, используя функцию компенсации экспозиции на вашей камере, или, если съемка ведется в ручном режиме, то выбрать чтение сцены, а затем настроить скорость затвора, диафрагмы и ISO с передержкой сцены на пару остановок.


Тональная перспектива

Тональная перспектива описывает, как мы воспринимаем размещение объектов в пределах кадра, а, следовательно, и глубину фотографии, основываясь на тональных изменениях от темных к светлым по мере продвижения в кадре. Это может быть подчеркнуто при размещении более светлых объектов на темном фоне, который помогает выделить их и выдвинуть вперед, тем самым добавляя изображению ощущение глубины.

 

Также немаловажную роль в восприятии ощущения глубины на фотографии играют цвета объектов. Например, теплые оттенки красного, желтого и оранжевого цвета имеют тенденцию продвигать, а холодные цвета, например, синий, фиолетовый и зеленый, как правило, способствуют отступлению. Таким образом, размещение красного объекта на синем фоне или желтого на зеленом будет подчеркивать и усиливать ощущение глубины в фотографии.


Глубина резкости

Глубина резкости влияет на степень четкости и размытия присущую различным элементам кадра. Наш мозг воспринимает четкие предметы, как более близко расположенные, в то время как размытые объекты воспринимаются как отдаленные. Причем, ощущение увеличения расстояния возрастает с усилением размытости объекта.

 

Представьте себе, съемку с фокусировкой на лице при диафрагме f/2.8, где человек стоит прямо перед кирпичной стеной. Объект будет выглядеть немного резче, чем стена, потому что она отступает на задний план.

 

Затем попробуйте поставить этого человека в паре метров от стены и сфокусируйтесь. Стена будет выглядеть более размытой, чем в предыдущем сценарии, потому что увеличилось расстояние между ними. Если этот человек сделает еще несколько шагов вперед, то стена будет казаться еще более размытой.

 

Наибольшее ощущение глубины в изображении возникает в том варианте снимка, где ваша модель наиболее удалена от кирпичной стены. Потому что именно в этом случае разница в резкости между передним планом, то есть моделью и фоном, то есть стеной, является наиболее выраженной.

 

Фото: Дастин Диаз


Кадр в кадре

Очень эффективным способом добавления глубины в кадре может быть использование в качестве главного предмета объектов переднего плана, которые входят в кадр на фоне отступающих элементов в вашей фотографии. Этот прием вовлекает зрителя в картину, и он ощущает свое присутствие в кадре, где изучает предметы и объекты, а не просто разглядывает фото. Также создается ощущение действия, размера и динамизма.

 

Фото: Trey Ratcliff


Заключение

Вы ознакомились с простыми, но эффективными методами, которые призваны помочь вам добавить больше глубины в фотографии и сделать их более интересными и привлекательными для зрителей. Некоторые из приемов могут быть использованы в комплексе, в чем вы могли убедиться на примерах из представленных изображений. Когда вы все сделаете правильно, результат вас просто ошеломит.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Воздушная перспектива в пейзаже и в рисунке известных худодников

Наряду с линейной перспективой существует еще и такое понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, ИЛЛЮЗИЮ глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.

Линейная перспектива — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезоки, и т. д.

Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна. Если коротко, то все что мы видим дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей... То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.

Не открою секрет,  воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.

Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.

Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.

 

Воздушная перспектива

Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно так:

 

Примеры воздушной перспективы в живописи смотрим ниже:

А. Адамов

 

На картинах  можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка. Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.

Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика...), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых. Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.

Булыгин Николай

 

Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени. Это можно заметить в фотографии ниже

P. M. Monsted

 

Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен быть усилен. То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.

Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.

Вторые планы менее четкие по прорисовке. Детали не обозначают, делают их обобщенными. Так же и тени от предметов менее насыщены. Это ярко наблюдается в горной местности. Фото внизу.

Ivars Jansons

 

На призентации этих шедевров мы можем представить работу воздушной перспективы.  Использованы картины  таких художников как:  Гармаш,  А. Адамов, Булыгин Николай, P. M. Monsted, Ivars Jansons.

Я надеюсь вы все поняли и теперь без труда сможете применять знания на практике. Создавать картины и стать знаменитым художником у вас шансов стало больше.
Удачи...

 

Видео для настроения:

 

 

 

 

 

 

artatac.ru

Искажение перспективы | Cам себе режиссер. Видеомонтаж. Camtasia studio

Искажение перспективы

Продолжая разговор о работе с задним планом, рассмотрим ещё один занимательный эффект — искажение перспективы. Эффект достаточно популярен в сфере телевидения. Посмотрим как он создается.


В современном телевидении при создании всевозможных шоу, съемках спектаклей, мюзиклов, да и просто в кинематографе, имеет место очень интересный эффект: – по задумке, режиссер, в нужный момент сцены, хочет показать атмосферу в которой герой на первом плане как бы испытывает некоторые психологические затруднения, при этом окружающая его обстановка начинает двигаться (отдаляясь либо приближаясь), а герой, при этом, остается неподвижен в центре экрана. Получается как бы движение заднего плана — искажение перспективы.

Режиссер таким приемом визуализирует для нас – для зрителей эти переживания главного героя…? Такой эффект можно реализовать как на компьютере, так и естественным способом используя только видеокамеру.

  • Вариант 1 – только видеокамера.

Суть эффекта вот в чем: удерживая главный объект съемки в центре экрана, трансфокатором плавно делается наезд на героя, при этом так же плавно камера удаляется от снимаемого объекта, при этом нужно следить за тем, чтобы объект оставался в центре – создается эффект приближения заднего плана или искажение перспективы, в то время как объект остается в центре экране неподвижен. И наоборот: при помощи трансфокатора делается плавный отъезд, при этом сама камера приближается к снимаемому объекту, создавая эффект отдаления задней обстановки, оставляя нашего героя неизменным в центре.

Конечно во время съемок фильма, на съемочной площадке, при наличии специальных приспособлений (кранов, рельс, тележек) это получается проще и красивей, но при желании и во время любительской съемки, экспериментируя, тоже можно добиться желаемого эффекта.

На видео, ниже, один из вариантов вышеизложенного.

На съемочной площадке же эффект искажения перспективы осуществляется следующим образом:

Разумеется все приспособления профессиональные . На тележке стоит оператор, держит объект съемки в центре кадра. Далее помощник плавно катит тележку к объекту съемки, а оператор в это время работая ZOOM-ом удерживает масштаб объекта без изменений. Получатся, что объект съемки остается в центре а перспектива за ним искажается – приближаясь или отдаляясь в зависимости от того куда движется тележка с оператором.

  • Вариант 2 – при помощи компьютера.

Сначала снимается отдельно требуемый объект, задний фон (например полотно ткани) имеет зеленый или синий цвет. Затем отдельно снимается та обстановка, в которой находился бы наш объект. Потом в монтажной программе делается наложение двух снятых кадров друг на друга, при этом к кадру с объектом на зеленом/синем фоне, применяется специальный программный фильтр, который удаляет этот самый фон. В итоге наш главный объект оказывается на том самом заднем фоне, который снят отдельно. И остается только, опять же, программными инструментами приблизить или отдалить задний фон. Такая технология называется chromakey или кеинг, а по-русски «кромаки». На жаргоне же операторов «хромакей».

Преимущество первого варианта в том, что задняя обстановка, перспектива меняется естественным образом, и эффект получается красивей, чем на компьютере, но на компьютере проще.

Казалось бы мелочь, но наличие в фильмах, в мюзиклах или в вашем любительском видео подобных эффектов, во-первых радует глаз во время просмотра, а во-вторых делает фильм запоминаемым.

Источник: http://vidiosad.ru/

Это может быть интересно:

www.teatro-kazan.ru

Линейная перспектива. История открытия


Развитие рисунка и живописи прошло долгий путь и до тех пор, пока основные законы реалистического изображения не были разработаны, произведения носили плоскостной характер, как, например, в искусстве Древнего Египта.



К изображению максимально реального мира художники стремились всегда и можно сказать, что сохранившиеся росписи стен погибшего от извержения вулкана города Помпеи, а это еще времена Римской империи, свидетельствуют об умении передавать в рисунке перспективное сокращение плоскостей, повернутых под углом к зрителю. Правда, точки схода еще  не располагались тогда на линии горизонта.

Помпейская мозаика.

Исследованием законов перспективы  живописцы, архитекторы и математики по-настоящему смогли заняться лишь, когда мистическое влияние средневековой церкви ослабело и в моду вошло реалистическое направление в искусстве.  Например, флорентийский живописец Джотто, не знавший еще законов перспективы, близко подошел к реальному, а значит, перспективному изображению.

Джотто. Святой Франциск на городской площади.


Как и большинство открытий,  открытие линейной перспективы не принадлежит какому-либо первооткрывателю – многие художники внесли свой вклад и всех просто невозможно упомянуть. Наверное поэтому в различных источниках указываются разные живописцы.  Часто история открытия в учебниках повествуется так (очень кратко): архитектор Брунеллески в сотрудничестве с математиком Тосканелли находят основы научной перспективы, а взятые оттуда практические правила распространяет в своем сочинении «О живописи», изданном в 1440г. строитель и ученый Леон-Батиста Альберти. Изучение перспективы было продолжено художниками Паоло Учелло и Пьеро делла Франческа. Франческа написал три книги «О живописной перспективе». Полное развитие практическая перспектива получила в работах мастеров Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.



Рисунок Леонардо да Винчи.



Рафаэль. Афинская школа.


Схема перспективного построения дворца в картине «Афинская школа».


Главные правила линейной перспективы учат изображать на плоскости реально наблюдаемые предметы с кажущимися сокращениями их величины в зависимости от расстояния до них.

Линия горизонта (или уровень глаз художника) - главнейшая величина от которой ведется построение реалистического изображения. Все объекты строятся с помощью построительных линий, которые устреиляются в точку схода, а точка схода лежит на горизонте. 

Обычно для иллюстрации  этого закона в учебниках приводится хороший пример с железнодорожным полотном, но для разнообразия приведу работу художника Хоббема «Аллея в Миддельхарнисе» и схему к ней.

Схема.

На схеме видно, что параллельные края дороги, убегая к горизонту, сходятся в точку, и придорожные  деревья, уменьшаются в той же последовательности, хотя в действительности, все мы знаем, что ни края не сойдутся, ни деревья не превратятся в траву.
Нужно отметить, что во всех схемах этого урока, главная точка схода находится на линии горизонта – это важно.
Внимательно ознакомившись с иллюстрациями и пояснениями, перспективные законы представляются достаточно ясными и простыми и, должно быть, это еще раз подтверждает истинность высказывания, что все гениальное – просто. И можно только догадываться сколько времени и сил талантливейших людей разных эпох ушло на открытие этой стройной системы.

В настоящее время разработано несколько видов перспектив, которые служат  разным целям.  Коснусь  тех,  которыми пользуются художники.
Так известна обратная линейная перспектива, она применялась в византийской иконописи, а теперь применяется в православной.  Обратная перспектива  отражает мистический мир, отличный от наблюдаемого нами. На примере видно, как подножие, стол и база колонны изображены не сходящимися к горизонту линиями, а расходящимися, предметы, удаляясь, как бы увеличиваются.

Пример обратной перспективы.


Существует панорамная перспектива, где изображение строится как бы внутри цилиндра из-за своей протяженности и это оправдано, когда невозможно охватить взором всю ширь изображения. Применяется художниками при создании диорам, когда поверхность изображения изогнута и зритель находится в центре по отношению к экспонируемой поверхности. Для демонстрации изображения обычно строятся специальные здания с полукруглыми или круглыми залами.

Панорамное изображение.

Здание для диорамы.

Аксонометрия или параллельная перспектива используется в чертежах.


Чертеж.


Воздушной  перспективе будут посвящены отдельные уроки, а пока только иллюстрация.

Воздушная перспектива в рисунке.

www.prostalogika.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о