Советы и лайфхаки

Алфавит языка программирования – «Глава 5. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ Синтаксис и семантика языка программирования Алфавит, методы формального описания синтаксиса Идентификаторы.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Алфавит и словарь языка Pascal


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 13Следующая ⇒

Алфавитом языка программирования называют набор символов, разрешенный к использованию и воспринимаемый компилятором, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы данного языка.

Для записи программы на языке Паскаль используется набор знаков, включающий буквы, цифры и специальные символы, а именно:

1) Прописные и строчные буквы латинского алфавита от А(а) до Z(z). Сюда относится и символ подчеркивания ( _ ).

2) Десятичные цифры от 0 до 9.

3) Специальные символы:

+ {} — . * , / ^ < ‘ > # [ ] $ ( ) @ : ;

К числу специальных символов относится также пробел.

Таблица 1 Допустимые знаки пунктуации и их назначение:

Знак Применение
{} Скобки комментариев
( ) Выделение выражений, списков параметров
‘ Апостроф Для выделения символов или строковой константы
; Разделение операторов и объявлений
: Отделение переменной или типизированной константы от типа и метки от оператора
= Отделение идентификатора типа от описания типа
, Для разделения элементов списка
.. Разделение границ диапазона
. Обозначение конца программы, отделение целой части от дробной в вещественном числе, отделение полей в записи.
@ Обозначение адреса переменной
# Обозначение символа по его коду
$ Обозначение директивы компилятора или знак шестнадцатеричного числа
^ Обозначение типа указателя, значения величины по ее указателю или управляющего символа (коды от 0 до 31).

Из специальных символов образуются также составные символы:

:= Присвоить
<> Не равно
.. Диапазон значений
(* *) Можно использовать вместо фигурных скобок {}
<= Меньше или равно
>= Больше или равно
(. .) Можно использовать вместо квадратных скобок [ ]

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный стиль в программе. Разделителями могут служить пробелы, символы конца строки и комментарии. Набор слов, используемый в Pascal, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы, идентификаторы пользователя.

Смысл каждого из зарезервированных слов строго фиксирован. Зарезервированные слова не могут использоваться в качестве имен идентификаторов.

Таблица 2 Зарезервированные слова языка Pascal

absolute and array asm begin case const constructor div goto do downto destructor   else end exports external file for forward function if implementation in inline interrupt interface inherited Абсолютный Логическое И Массив Ассемблер Начало блока Вариант Константа Конструктор Деление нацело Переход на Выполнять Уменьшить до Деструктор (разрушитель) Иначе Конец блока Экспорт Внешний Файл Для Опережающий Функция Если Реализация В (входит в .,.) Основной Прерывание Интерфейс Наследование label library mod nil not or of object packed procedure program record repeat set shl shr string then to type unit until uses var while with xor Метка Библиотека Остаток от деления Отсутствие логическое НЕ Логическое ИЛИ Из Объект Упакованный Процедура Программа Запись Повторять Множество Сдвиг разрядов влево Сдвиг разрядов вправо Строка То Увеличивая Тип Модуль До Использовать Переменная Пока С Исключающее ИЛИ

Группа слов, имеющая определенный смысл, называется

словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования зада­ет полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и орга­низацию данных — объектов языка, над которыми производятся различные действия, называется описанием.

Чтобы научиться правильно писать программы, необходимо изучить синтаксис языка программирования (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций)

Идентификатор – имя, обозначающее элементы программы (процедуры, функции, константы, переменные и типы данных).

Для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций служат стандартные идентификаторы(sin, cos, ln, sqr,sqrt и др.).

Для обозначения меток, констант, процедур и функций, определенных самим программистом, применяются пользовательские идентификаторы.

При инициализации какого-либо элемента программы с помощью идентификатора необходимо руководствоваться следующими правилами:

· Идентификатор должен начинаться буквой или символом подчеркивание;

· Паскаль не различает прописные и строчные буквы;

· Начиная со второй позиции в Паскале наряду с буквами можно применять и цифры;

· Пробел в Паскале является разделителем и не может стоять внутри идентификатора;

· Применение других символов (букв неанглийского алфавита, знаков препинания, псевдографических символов) в идентификаторах не допускается;

· Зарезервированные слова в качестве идентификаторов не используются;

· Максимальная длина идентификатора составляет 127 символов, но значимыми являются только первые 63 символа.

Константы и переменные

Константами называют данные, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Они задаются пользовательскими идентификаторами. Константы «узнаются» компьютером по форме их записи. В языке Pascal используются константы трех видов:

· числовые,

· булевские (логические),

· символьные или строковые.

Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да-нет, истина-ложь). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов.

Пример:

Const

Name=’Вася’;

DR=’29 февраля 1996г.’;

Max=1000;

Min=0;

Center=(max-min)/2;

Преимущество задания какого-либо постоянного значения в виде константы, а не переменной, в том, что при этом блокируется возможность его случайного изменения (например, в результате ошибки программиста).

В Паскале имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами (true, false, maxint, pi).

Переменными называют величины, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы. С каждой переменной программы связывается ее характеристика, называемая типом.

Var

A, b:integer;

Summa:real;

Кроме констант и переменных существуют типизированные константы. Данные этого типа описываются в разделе const, но для них должен указывается тип.

Const

Ocenka: byte=5:

Predmet: string=’Химия’;

Типизированная константа равнозначна переменной с заранее инициализированным значением, и в программе действия с ней могут производится также как с переменной.

Типы данных

Тип данных определяет структуру данных, множество допустимых значений данных, а также совокупность операций над ними.

Простые (скалярные)
Сложные (составные, структурированные)
Фиксированные
Типизированные
Нетипизированные
Определенные пользователем
Перечисляемые
Рис.1. Классификация типов данных

К простым типам данных относятся:

· Типы, определенные в языке (стандартные типы): вещественные, целые, логические, символьные, строки;

· Типы, определенные пользователем: перечисляемые и диапазонные (интервальные).

Вещественные типы данных

К вещественным типам данных, используемых в языке Паскаль, относятся: real, single, double, extended, comp. Они отличаются друг от друга диапазонами допустимых значений (т.е. значениями, которые могут принимать переменные этих типов). Для хранения переменных того или иного вещественного типа требуются различные объёмы памяти.

Таблица3.Характеристика вещественных типов данных.

Вещественный тип Диапазон значений Число значащих цифр мантиссы Требуемая память (байт)
real 2.9Е-39..1.7Е38 11-12
single 1.5Е-45..3.4Е38 7-8
double 5.0Е-324..1.7Е308 15-16
extended 1.9Е-4951..1.1Е4932 19-20
comp -2Е+63+1..2Е+63-1 19-20

Все вещественные числа могут записываться с фиксированной и плавающей точкой. С фиксированной точкой числа записываются по правилам арифметики, только целые части отделяются точкой.

Числа в форме с плавающей точкой записываются в виде:

mE+p,

где m – мантисса,

E – экспонента,

p – показатель степени.

Применяемые операции: +, -, /, *, операции сравнения — =, <=, >=, <, >, <>.

К переменным и константам, принадлежащим вещественному типу, применимы все математические функции:

Abs Возвращает абсолютную величину параметра
Sin, Cos, ArcTan Возвращает соответственно синус, косинус и арктангенс параметра
Exp Возвращает экспоненту параметра
Int, Frac Возвращают соответственно целую и дробную части параметра
Ln Возвращает натуральный логарифм параметра
Pi Возвращает значение Пи=3,1415926535897932385
Sqr, Sqrt Возвращают соответственно квадрат и квадратный корень параметра

Помимо математических функций к переменным и константам, принадлежащим вещественному типу, применимы две функции преобразования типов:


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

14. Язык программирования basic.Структура языка (алфавит, данные)

— семейство высокоуровневых языков программирования.

Алфавит QBASIC

Алфавит языка BASIC включает:

Все латинские прописные и строчные буквы;

Арабские цифры 0-9;

Знаки арифметических операций:^; *; /; +; -; \; MOD.

Знаки операций отношения: =; >; <; >=; <=; <>.

Разделители и прочие символы:

. – точка;

, — запятая;

; — точка с запятой;

: — двоеточие;

_ — пробел;

! – признак вещественной величины;

# — признак вещественной величины двойной точности;

% — признак целой величины;

& — признак длинной целой величины

$ — признак текстовой величины;

() – круглые скобки;

“ – кавычки;

‘ – апостроф.

Используются также буквы русского алфавита, но в текстовых константах или комментариях.

20. Прикладное программное обеспечение Оно определяет на компьютере прикладную среду правила работы в ней. Прикладные программы могут работать на компьютере только при условии, что на компьютере уже установлена операционная система.

Каждая прикладная среда предназначена для создания и исследования определенного вида компьютерного объекта. Комплекс прикладных программ в среде операционной системы Windows называют приложением. Нередко его называют также пакётом прикладных программ (ППП).

Наибольшей популярностью пользуются следующие группы прикладного программного обеспечения:

текстовые процессоры — для создания текстовых документов;

табличные процессоры (электронные таблицы) — для вычислений и анализа информации, представленной в табличной форме;

базы данных — для организации и управления данными;

графические пакеты — для представления информации в виде рисунков и графиков; » коммуникационные программы — для обмена информацией между компьютерами;

интегрированные пакеты, включающие несколько прикладных программ разного назначения;

обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, системы проектирования и дизайна;

игры.

15. Структура языка basic (операции, выражения, ключевые слова, оператор, программа)

Операции и выражения языка basic

Выражения состоят из констант, переменных или констант и переменных, соединенных знаками операций. Определены три типа операций над данными: арифметические,логические и строковые.

Арифметические операции

/в порядке очередности их выполнения/

^ возведение в степень А^В

*, / умножение и деление А*В,А/В

\ целочисленное деление А\В

МОD остаток от целочисленного А МОD В

деления

+,- сложение и вычитание А+В,А-В

Размещение скобок в различных местах выражений приводит к разным результатам.

Логические операции

Для сравнения двух величин служат операции отношения. Сравниваемые величины должны быть одинакового типа — либо обе число вые, либо обе строковые. Результатом операции отношения могут быть 1 (истина) или 0 (ложь). Сравнение строк символов осуществляется посимвольно слева направо. Допускается использование следующих операций отношения (в порядке приоритета выполнения):

= равно А=В

>< или <> не равно А><В или А<>В

< меньше А<В

> больше А>В

<= или =< меньше или равно А<=В

>= или => больше или равно А>=В

При объединении в одном выражении арифметических операций и операций отношения первыми выполняются арифметические операции.

В языке BASIC используются следующие логические операции (в порядке приоритета их выполнения): NOT — не ; AND- и; OR — или.

NOT AND OR

R1 (NOT R1) R1 R2 (R1 AND R2) R1 R2 (R1 OR R2)

0 1 1 1 1 1 1 1

1 0 1 0 0 1 0 1

0 1 0 0 1 0

0 0 0 0 0 0

Операции одного уровня выполняются слева направо. Для изменения порядка выполнения операций применяются скобки.

Строковые операции

Операцией над строками, подобной операции сложения чисел, является конкатенация. Эта операция заключается в присоединении одной строки символов к концу другой строки символов. Для обо значения конкатенации строк используется символ “+” .

Например, «Высоко» + «урожайный»

Результирующая строка имеет вид: » Высокоурожайный «.

Для сравнения строк применяются операции отношения ( = , < , > , <= , >= , >< ).

studfiles.net

Вопрос 22. Алфавит языка программирования. Типы данных. Переменные, константы.

3.1 Алфавит — это совокупность объектов, являющих собой наименьшую единицу информации программы.

1. Буквенно-цифровые символы (рус., лат.).

2. Знаки препинания

3. Ключевые слова (зарезервированные слова — это те неделимые конструкции, из которых строятся программные объекты)

if, for

эти слова не могут служить никакими другими объектами

3.2 Константы

Это величина, которая не изменяет своего значения во время работы программы.

2 характеристики константы:

Типы можно разделить на три части.

Логический тип

Логика работает с высказываниями, утверждениями, о которых можно говорить, истинны они или ложны. В Basic в качестве логического используется числовой тип. Истина =1 , Ложь = 2. В Pascal присутствует логический тип: Истина = true Ложь = false

Текстовый тип

Это последовательность любых символов алфавита, заключённая в Basic в двойные кавычки, в Pascal в апострофы. Пустая строка не содержит ни одного символа.

3.3 Переменные

Это величины, которые во время работы программы могут изменять своё значение. Всякая переменная обладает 3 характеристиками:

через имя мы наблюдаем переменную в программе. Имя переменных — это последовательность букв и цифр, начинающихся с буквы — правило записи имени.

В программе не может быть двух разных переменных с одним именем.

  • Значение. Получает во время работы программы. Только 2 оператора, которые позволяют придавать значение: INPUT, оператор присваивания.

Способы задания типа в Basic:

% — переменная целого типа

$ — переменная текстового типа

Числовая вещественная, если в конце ничего не стоит

Существует свой набор операций и при попытке выполнения операций над переменными не собственного типа транслятор выдаёт сообщение об ошибке.

В языках программирования существует сложный тип переменной — переменная с индексом, являющая собой отдельный элемент сложного типа данных под названием массив.

Вопрос 23. Сложные типы данных. Массивы. Операторы ввода-вывода.

Массивэто конечная упорядоченная совокупность переменных одного типа.

Что значит упорядоченная? Это значит, что каждый элемент массива находится на своём месте, т.е. если 2 элемента массива поменять местами, то это будет уже другой массив. Величина, определяющая местоположение переменной в массиве, называется индексом. Иначе говоря, индекс это номер элемента (переменной) в массиве.

Массив считается данным сложного типа и требует обязательного описания. В Basic описание массива выполняется с помощью оператора DIM (dimension), который относится к т.н. описательным или невыполняемым операторам. Формат записи такого оператора:

DIM <имя массива> (<максимальные размеры индексов>)

При выполнении оператора DIM в памяти компьютера выделяется место для хранения элементов массива в указанном объёме. На выделение объёма памяти для массивов существуют ограничения, заданные системой программирования.

Например: DIM A(10) , DIM Z(5,3,7)

Массивы могут иметь несколько индексов и бывают одномерные (или вектора), двумерные (или матрицы), трёхмерные и т.д. – многомерные.

В Бэйсике, если массив одномерный, то в нем максимальное значение индекса равно кол-ву элементов в массиве. В двумерном массиве кол-во элементов равно произведению максимальных значений индексов. Например в матрице DIM B(4,5) кол-во элементов равно 4*5 = 20 элементов. В памяти компьютера все элементы всех массивов расположены линейно. Это значит, что элементы матрицы будут расположены в порядке 5, 0, 2, 1, 6, 3, то есть по строчкам. Говорят, что элементы многомерных массивов расположеныв порядке наибыстрейшего изменения последнего индекса. Индекс может изменяться от начального значения до максимального значения, указанного в операторе DIM. В качестве индекса может выступать переменная, например, А(i) или даже выражение — A(k+1). Использование переменных в качестве индексов обеспечило максимальную эффективность в обработке массивов.

В Pascalе описание массива задается в специальном разделе программы и имеет следующий формат:

<имя массива>: array <мин. индекс>..<макс. индекс> of <тип>;

Количество элементов в массивах в Pascal определяется как произведение разностей макс. и мин. значений индексов плюс 1 .

В качестве значений индексов мы будем использовать величины целого типа (хотя в Pascal возможны и другие типы индексов).

Операторы ввода – вывода

Ввод – это операция перемещения данных в память компьютера с каких – либо внешних устройств.

Вывод – операция, обратная вводу.

в Basic:

INPUT [ <пояснительный текст> ] , <Список вводимых

переменных>

в Pascal: ( ввод – вывод процедура )

Read ( < список вводимых переменных > ) ;

либо

Readln ( < список вводимых переменных > ) ;

LnLine – перевод курсора на другую строку.

в Basic:

PRINT < список вводимых величин >

в Pascal:

Write ( < список вводимых величин > ) ;

либо

Writeln ( < список вводимых величин > ) ;

В Бейсике имеются некоторые возможности по форматированию выводимых данных, Если между двумя выводимыми величинами в Basic’е стоит пробел, то следующая величина выводится с новой строчки, если запятая, до данные выводятся на экран рядом, если точка с запятой, то между выводимыми величинами ставится несколько пробелов ( количесьво различно и зависит от длин выводимых данных ).

В Pascal’е также возможно форматирование выводов. Для целой и текстовой величины можно указать количество позиций, в которых она должна располагаться.

Writeln ( K : 7 , X : 10 : 3 ) ;

Для вещественной величины можно указать количество позиций для размещения всего числа и количество позиций для дробной части

studfiles.net

Языки и системы программирования | Алфавит, синтаксис и семантика языка программирования

Основными элементами любого языка программирования являются его алфавит, синтаксис и семантика.

Алфавит – совокупность символов, отображаемых на устройствах печати и экранах и/или вводимых с клавиатуры терминала. Обычно это набор символов Latin-1 с исключением управляющих символов. Иногда в это множество включаются неотображаемые символы с указанием правил их записи (комбинирование в лексемы).

Лексика – совокупность правил образования цепочек символов (лексем), образующих иден­тификаторы (переменные и метки), операторы, операции и другие лексические компоненты языка. Сюда же включаются зарезервированные (запрещенные, ключевые) слова языка программирования, предназначенные для обозначения операторов, встроенных функций и пр. Иногда эквивалентные лексемы, в зависимости от языка программирования, могут обозначаться как одним символом алфавита, так и несколькими. Например, операция присваивания значения в языке Си обозначается как «=», а в языке Паскаль – «:=». Операторные скобки в языке Си задаются символами «{» и «}», а в языке Паскаль – begin и end. Граница между лексикой и алфавитом, таким образом, является весьма условной, тем более что компилятор обычно на фазе лексического анализа заменяет распознанные ключевые слова внутренним кодом (например, begin – 512, end – 513) и в дальнейшем рассматривает их как отдельные символы.

Синтаксис – совокупность правил образования языковых конструкций, или предложений языка программирования – блоков, процедур, составных операторов, условных операторов, опера­торов цикла и пр. Особенностью синтаксиса является принцип вложенности (рекурсивность) правил построения конструкций. Это значит, что элемент синтаксиса языка в своем определении прямо или косвенно в одной из его частей содержит сам себя. Например, в определении оператора цикла телом цикла является оператор, частным случаем которого является все тот же оператор цикла.

Необходимо строгое соблюдение правил правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации. Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, после каждого оператора. Перед словом End точку с запятой можно не ставить. Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.

Строгий синтаксис в языке программирования необходим прежде всего для транслятора. Транслятор – это программа, которая исполняется формально. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то транслятор в качестве оператора воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если вы забыли поставить этот знак между какими-то двумя операторами, то транслятор будет принимать их за один, что неизбежно приведет к ошибке.

Основное назначение синтаксических правил – придать однозначный смысл языковым конструкциям. Если какая-то конструкция может трактоваться двусмысленно, значит, в ней обязательно содержится ошибка. Лучше не полагаться на интуицию, а выучить правила языка.

Для описания синтаксиса языка программирования тоже нужен какой-то язык. В этом случае речь идет о метаязыке («надъязыке»), предназначенном для описания других языков. Наиболее распространенными метаязыками в литературе по программированию являются металингвистические формулы Бекуса – Наура (язык БНФ) и синтаксические диаграммы. Язык синтаксических диаграмм более нагляден, легче воспринимается.

В БНФ всякое синтаксическое понятие описывается в виде формулы, состоящей из правой и левой части, соединенных знаком ::=, смысл которого эквивалентен словам «по определению есть». Слева от знака ::= записывается имя определяемого понятия (метапеременная), которое заключается в угловые скобки < >, а в правой части записывается формула или диаграмма, определяющая все множество значений, которые может принимать метапеременная.

Синтаксис языка описывается путем последовательного усложнения понятий: сначала опреде­ляются простейшие (базовые), затем все более сложные, включающие в себя предыдущие понятия в качестве составляющих.

В такой последовательности, очевидно, конечным определяемым понятием должно быть понятие программы.

В записях метаформул приняты определенные соглашения. Например, формула БНФ, опре­деляющая понятие «двоичная цифра», выглядит следующим образом:

<двоичная цифра>::=0|1

Значок «|» эквивалентен слову «или».

В диаграммах стрелки указывают на последовательность расположения элементов синтак­сической конструкции; кружками обводятся символы, присутствующие в конструкции.

Понятие «двоичный код» как непустую последовательность двоичных цифр БНФ описывает так:

<двоичный код>::=<двоичная цифра>|<двоичный

код><двоичная цифра>

Определение, в котором некоторое понятие определяется само через себя, называется рекурсивным. Рекурсивные определения характерны для БНФ.

Возвратная стрелка обозначает возможность многократного повторения. Очевидно, что диа­грамма более наглядна, чем БНФ.

Синтаксические диаграммы были введены Н. Виртом и использованы для описания созданного им языка Паскаль.

Семантика – смысловое содержание конструкций, предложений языка, семантический анализ – это проверка смысловой правильности конструкции. Например, если мы в выражении используем переменную, то она должна быть определена ранее по тексту программы, а из этого определения может быть получен ее тип. Исходя из типа переменной, можно говорить о допустимости операции с данной переменной. Семантические ошибки возникают при недопустимом использовании операций, массивов, функций, операторов и пр.

3ys.ru

Структура языка программирования

Состав языка. Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Язык программирования содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания — выражениями, предложения — операторами. Символы, элементарные конструкции, выражения и операторы составляют иерархическую структуру, поскольку элементарные конструкции образуются из последовательности символов, выражения — это последовательность элементарных конструкций и символов, а оператор — последовательность выражений, элементарных конструкций и символов.

Описание языка есть описание четырех названных элементов. Описание символов заключается в перечислении допустимых символов языка. Под описанием элементарных конструкций понимают правила их образования. Описание выражений — это правила образования любых выражений, имеющих смысл в данном языке. Описание операторов состоит из рассмотрения всех типов операторов, допустимых в языке. Описание каждого элемента языка задастся его синтаксисом и семантикой. Синтаксические определения устанавливают правила построения элементов языка. Семантика определяет смысл и правила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксические определения.

Символы языка — это основные неделимые знаки, в терминах которых пишутся все тексты на языке.

Элементарные конструкции — это минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл. Они образуются из основных символов языка.

Выражение в языке программирования состоит из элементарных конструкций и символов, оно задает правило вычисления некоторого значения.

Оператор задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Для описания сложного действия может потребоваться группа операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор, или блок.

Действия, заданные операторами, выполняются над данными. Предложения языка программирования, в которых даются сведения о типах данных, называются описаниями или неисполняемыми операторами.

Объединенная единым алгоритмом совокупность описаний и операторов образует программу на языке программирования.


shkolo.ru

Из чего состоит алфавит языка программирования qbasic? Из чего состоит алфавит языка программирования qbasic?




Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic?

  • Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic?

  • Что вы можете сказать о константах?

  • Что значит переменная для компьютера?

  • Каково значение переменной в течении выполнения всей программы?

  • Каковы правила записи арифметических выражений в изучаемом языке программирования?

  • Запишите алгоритм вычисления периметра треугольника на языке программирования. Поясните действия.



Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic? Буквы лат. Алфавита, арабские цифры, знаки ариф. операций, знаки операций отношения, разделители.

  • Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic? Буквы лат. Алфавита, арабские цифры, знаки ариф. операций, знаки операций отношения, разделители.

  • Что вы можете сказать о константах? Постоянные величины. Константы можно разделить на 3 группы: целые вещественные, символьные.

  • Что значит переменная для компьютера? Область памяти с именем и значением. Имя

  • Каково значение переменной в течении выполнения всей программы? Может меняться.

  • Каковы правила записи арифметических выражений в изучаемом языке программирования? Пишем в строчку, соблюдаем порядок действий, …

  • Запишите алгоритм вычисления периметра треугольника на языке программирования. Поясните действия (см. следующий слайд).



Нахождение периметра треугольника: CLS INPUT A,B,C P=A+B+C PRINT P END

  • Нахождение периметра треугольника: CLS INPUT A,B,C P=A+B+C PRINT P END

  • Для удобства пояснения пронумеруем строки программы и поясним каждую.

  • Внимание! При работе в оболочке QBasic строки нумеровать не надо.



алгоритм, в котором выполняется та или иная последовательность действий, в зависимости от поставленного условия

  • алгоритм, в котором выполняется та или иная последовательность действий, в зависимости от поставленного условия



На языке программирования Qbasic ветвление осуществляется с помощью оператора (команды) условного перехода IF (если). Он может быть записан в полной и неполной форме:

  • На языке программирования Qbasic ветвление осуществляется с помощью оператора (команды) условного перехода IF (если). Он может быть записан в полной и неполной форме:

  • IF … THEN … ELSE (полная форма) Или по-русски: ЕСЛИ … ТОГДА … ИНАЧЕ В этом случае программа проверяет условие, и в случае его истинности выполняет команды, указанные после служебного слова then. Если же условие ложно, то программа переходит к выполнению команды за служебным словом else.

  • IF … THEN … (неполная форма) Или по-русски: ЕСЛИ … ТОГДА … В этом случае программа проверяет условие, и в случае его истинности выполняет команды, указанные после служебного слова then. Если же условие ложно, то программа переходит к выполнению следующей за условным оператором команды.



Если пойдёт дождь, то открою зонт. IF пойдёт дождь THEN открою зонт Если пойдёт дождь, то открою зонт, иначе одену солнечные очки.

  • Если пойдёт дождь, то открою зонт. IF пойдёт дождь THEN открою зонт Если пойдёт дождь, то открою зонт, иначе одену солнечные очки.

  • IF пойдёт THEN открою ELSE одену



Рассмотрим задачу 1: на языке программирования QBASIC напишите программу, определяющую разность между квадратом большего и кубом меньшего из двух чисел, вводимых с клавиатуры.

  • Рассмотрим задачу 1: на языке программирования QBASIC напишите программу, определяющую разность между квадратом большего и кубом меньшего из двух чисел, вводимых с клавиатуры.

  • CLS

  • INPUT Введите первое число; А

  • INPUT Введите второе число, не равное первому; В

  • IF A>B THEN S=A^2–B^3 ELSE S=B^2–A^3

  • PRINT “S = ”;S

  • Компьютер проверяет условие А>В. Если условие истинно, S=A^2–B^3 и управление передаётся на следующую строчку, если ложно — S=B^2–A^3 и управление передаётся на следующую строчку.



При программировании алгоритмов решения различных задач в листинге программы часто встречается запись различных равенств. Например: P=A+B+C, S=A^2–B^3.

  • При программировании алгоритмов решения различных задач в листинге программы часто встречается запись различных равенств. Например: P=A+B+C, S=A^2–B^3.

  • Такая запись — это команда компьютеру вычислить арифметическое выражение и полученный результат занести в область памяти (присвоить области памяти) с именем обозначенным буквой латинского алфавита, стоящей в левой части записи равенства.

  • Но любая команда компьютеру обозначается в Бейсике словом английского языка, а в этой записи такого слова нет.

  • В этом случае используется не слово, а значок. Знак равенства (=) играет роль команды (оператора) присваивания в программе.

  • Запомните!!! Знак равенства – это оператор присваивания.



Выберите имя оператора ввода данных а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Выберите имя оператора ввода данных а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Выберите имя оператора вывода данных а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Выберите оператор присваивания а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Какую функцию выполняет следующая строка программы INPUT A,B,C. а) присваивает переменным какие – либо значения; б) выводит значения переменных на экран компьютера; в) резервирует ячейки памяти с именами А, В, С для значений переменных.

  • Назовите имя оператора в строке программы: IF A>B THEN S=A^2–B^3 ELSE S=B^2–A^3 а) THEN б) IF в) ELSE

  • Какое действие будет выполняться, если условие ложно в записи IF A>B THEN S=A^2–B^3 ELSE S=B^2–A^3 а) S=B^2–A^3 б) S=A^2–B^3 в) A>B



Выучить конспект

  • Выучить конспект

  • Уметь воспроизвести текст программы решения задачи 1 и пояснять каждую строчку.

  • Опиши в текстовом файле действия операторов следующей программы и вышли файл для проверки учителю: CLS INPUT A,B S=(A+B)*2 PRINT S END Как ты думаешь, какую задачу решает эта программа?



Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.

  • Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.

  • Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004

  • Ресурсы Интернета (картинки).


dok.opredelim.com

Из чего состоит алфавит языка программирования qbasic? Из чего состоит алфавит языка программирования qbasic?




Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic?

  • Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic?

  • Что вы можете сказать о константах?

  • Что значит переменная для компьютера?

  • Каково значение переменной в течении выполнения всей программы?

  • Каковы правила записи арифметических выражений в изучаемом языке программирования?

  • Запишите алгоритм вычисления периметра треугольника на языке программирования. Поясните действия.



Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic? Буквы лат. Алфавита, арабские цифры, знаки ариф. операций, знаки операций отношения, разделители.

  • Из чего состоит алфавит языка программирования QBasic? Буквы лат. Алфавита, арабские цифры, знаки ариф. операций, знаки операций отношения, разделители.

  • Что вы можете сказать о константах? Постоянные величины. Константы можно разделить на 3 группы: целые вещественные, символьные.

  • Что значит переменная для компьютера? Область памяти с именем и значением. Имя

  • Каково значение переменной в течении выполнения всей программы? Может меняться.

  • Каковы правила записи арифметических выражений в изучаемом языке программирования? Пишем в строчку, соблюдаем порядок действий, …

  • Запишите алгоритм вычисления периметра треугольника на языке программирования. Поясните действия (см. следующий слайд).



Нахождение периметра треугольника: CLS INPUT A,B,C P=A+B+C PRINT P END

  • Нахождение периметра треугольника: CLS INPUT A,B,C P=A+B+C PRINT P END

  • Для удобства пояснения пронумеруем строки программы и поясним каждую.

  • Внимание! При работе в оболочке QBasic строки нумеровать не надо.



алгоритм, в котором выполняется та или иная последовательность действий, в зависимости от поставленного условия

  • алгоритм, в котором выполняется та или иная последовательность действий, в зависимости от поставленного условия



На языке программирования Qbasic ветвление осуществляется с помощью оператора (команды) условного перехода IF (если). Он может быть записан в полной и неполной форме:

  • На языке программирования Qbasic ветвление осуществляется с помощью оператора (команды) условного перехода IF (если). Он может быть записан в полной и неполной форме:

  • IF … THEN … ELSE (полная форма) Или по-русски: ЕСЛИ … ТОГДА … ИНАЧЕ В этом случае программа проверяет условие, и в случае его истинности выполняет команды, указанные после служебного слова then. Если же условие ложно, то программа переходит к выполнению команды за служебным словом else.

  • IF … THEN … (неполная форма) Или по-русски: ЕСЛИ … ТОГДА … В этом случае программа проверяет условие, и в случае его истинности выполняет команды, указанные после служебного слова then. Если же условие ложно, то программа переходит к выполнению следующей за условным оператором команды.



Если пойдёт дождь, то открою зонт. IF пойдёт дождь THEN открою зонт Если пойдёт дождь, то открою зонт, иначе одену солнечные очки.

  • Если пойдёт дождь, то открою зонт. IF пойдёт дождь THEN открою зонт Если пойдёт дождь, то открою зонт, иначе одену солнечные очки.

  • IF пойдёт THEN открою ELSE одену



Рассмотрим задачу 1: на языке программирования QBASIC напишите программу, определяющую разность между квадратом большего и кубом меньшего из двух чисел, вводимых с клавиатуры.

  • Рассмотрим задачу 1: на языке программирования QBASIC напишите программу, определяющую разность между квадратом большего и кубом меньшего из двух чисел, вводимых с клавиатуры.

  • CLS

  • INPUT Введите первое число; А

  • INPUT Введите второе число, не равное первому; В

  • IF A>B THEN S=A^2–B^3 ELSE S=B^2–A^3

  • PRINT “S = ”;S

  • Компьютер проверяет условие А>В. Если условие истинно, S=A^2–B^3 и управление передаётся на следующую строчку, если ложно — S=B^2–A^3 и управление передаётся на следующую строчку.



При программировании алгоритмов решения различных задач в листинге программы часто встречается запись различных равенств. Например: P=A+B+C, S=A^2–B^3.

  • При программировании алгоритмов решения различных задач в листинге программы часто встречается запись различных равенств. Например: P=A+B+C, S=A^2–B^3.

  • Такая запись — это команда компьютеру вычислить арифметическое выражение и полученный результат занести в область памяти (присвоить области памяти) с именем обозначенным буквой латинского алфавита, стоящей в левой части записи равенства.

  • Но любая команда компьютеру обозначается в Бейсике словом английского языка, а в этой записи такого слова нет.

  • В этом случае используется не слово, а значок. Знак равенства (=) играет роль команды (оператора) присваивания в программе.

  • Запомните!!! Знак равенства – это оператор присваивания.



Выберите имя оператора ввода данных а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Выберите имя оператора ввода данных а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Выберите имя оператора вывода данных а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Выберите оператор присваивания а) INPUT; б) PRINT в) =

  • Какую функцию выполняет следующая строка программы INPUT A,B,C. а) присваивает переменным какие – либо значения; б) выводит значения переменных на экран компьютера; в) резервирует ячейки памяти с именами А, В, С для значений переменных.

  • Назовите имя оператора в строке программы: IF A>B THEN S=A^2–B^3 ELSE S=B^2–A^3 а) THEN б) IF в) ELSE

  • Какое действие будет выполняться, если условие ложно в записи IF A>B THEN S=A^2–B^3 ELSE S=B^2–A^3 а) S=B^2–A^3 б) S=A^2–B^3 в) A>B



Выучить конспект

  • Выучить конспект

  • Уметь воспроизвести текст программы решения задачи 1 и пояснять каждую строчку.

  • Опиши в текстовом файле действия операторов следующей программы и вышли файл для проверки учителю: CLS INPUT A,B S=(A+B)*2 PRINT S END Как ты думаешь, какую задачу решает эта программа?



Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.

  • Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.

  • Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004

  • Ресурсы Интернета (картинки).


rpp.nashaucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *