Разное

Звукоряд в музыке это: Страница не найдена

Содержание

Всезнайка


Всезнайка «Коломбин`а» предлагает в «ВКонтакте» обсудить один очень важный вопрос, который меня давно волнует. Всезнайка: «У любого начинающего певца рано или поздно возникает вопрос: зачем нужна нотная грамота? Ведь можно учить музыкальные произведения по слуху, «с голоса» или с аудиозаписи. А что думаете об этом вы? Стоит ли напрягаться?»  

Время танцевать!

Время танцевать!

Все о вокале

«Лучшее в мире образование – смотреть на то, как работают мастера». Майкл Джексон 

Нотная грамота для вокалиста

— Папа, а что такое ноты?
— Понимаешь, сынок, это такой MIDI-файл, только на бумаге…

Музыкальный словарь

 «Музыка — универсальный язык человечества.» Генри Лонгфелло

Открытые занятия

Учитель музыки грозит ученику:

— Предупреждаю, если ты не будешь вести себя нормально, я скажу твоим родителям, что у тебя есть талант!

Стихи о музыке

«Музыка всюду живёт. «
 Вадим Семернин

Юмор

«У злых людей нет песен.»
Иоганн Зейме

Куда пойти учиться

Первый урок в музыкальном училише по классу бас-гитары:
— Первая струна — СОЛЬ
Второй урок: — Вторая струна — РЕ
Третий урок: — Третья струна — ЛЯ
Студент пропадает на полгода. Через полгода:
Педагог: — Где Вы были! Скоро же экзамены!!! Студент: — Как где? На гастролях.

Слушаем классику

Беседуют новые русские.
— Кто такие Вивальди и Бах? — спрашивает один другого.
— Да, это пацаны, которые музыку для «мобильников» пишут..



§ 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы

Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук — его ступенью. Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков, от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 15-20 до 5000-6000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо. Границы эти достаточно условны и сильно зависят от индивидуальных свойств слушающего и от тембра звука.

Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:

Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.

Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш), образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук «до». Весь звукоряд состоит из семи полных октав и нескольких звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда (на концах фортепианной клавиатуры). Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА и ПЯТАЯ ОКТАВА. Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.

Ниже приводится схема звукоряда музыкальной системы, изображенного в виде клавиатуры с делением на октавы:

Звукоряд, музыкальный строй.

Немного теории


Ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В музыкальной практике, в основном, используются 88 звуков, различаемых по высоте. Частотные характеристики этих звуков лежат в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что соответствует на фортепиано диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и они соответствуют белым клавишам на фортепиано.


Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд, связано это с тем, что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте, т. е. соответствует первой гармонике и полностью с ним сливается. Часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней, — называется октавой. Названия октав снизу вверх: Субконтроктава, Контроктава, Большая октава, Малая октава, Первая октава, Вторая октава, Третья октава, Четвертая октава, Пятая октава.

Современный музыкальный строй выстраивается от ноты Ля первой октавы, настроенной на частоту 440 Гц.

Каждая октава делится на 12 равных частей, называемых полутонами. Такой строй называется темперированным. Полутон является самым узким расстоянием между двумя соседними звуками музыкального звукоряда. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Вновь полученные ступени называются производными ступенями.

Именно поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона называется диез и обозначается #, понижение — бемоль (обозначение — Ь). Например: До-диез, Си-бемоль и т. д. Возможно повышение и понижение основных ступеней на два полутона, производные ступени будут обозначаться как дубль-диез-х, или дубль-бемоль-bb соответственно. Процесс повышения или понижения основных ступеней называется альтерацией. Бекар — еще один знак альтерации, который означает отмену действия предыдущего знака альтерации.

Знаки альтерации могут быть случайными и ключевыми. Случайные знаки пишутся непосредственно перед нотой и действуют только на данный звук на протяжении одного такта. Ключевые знаки выставляются справа от ключа и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Так как любая основная ступень может быть повышена или понижена, возникает ситуация, когда различно названные производные ступени будут иметь одну и ту же высоту. Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению, называется энгармонизм. Например: До-диез и Ре-бемоль. Можно сказать, что эти звуки энгармонически равны.

Уфимка изобрела инновационное фортепиано на основе девяти новых нот — Российская газета

Альбина Лищинская изобрела фортепиано. Нет, это не опечатка. Факт инновации подтверждает и патент №2624346, полученный в июле 2017 года.

И алгеброй гармонию поверить

Фортепиано действительно не совсем обычное, хотя выглядит стандартно. Однако стоит приглядеться и увидишь, что клавиатура у него особенная. При том же количестве клавиш, а их 88, распределение иное: если на традиционной клавиатуре 36 черных и 52 белых, то в «новой» — 38 черных и 50 белых. Отличаются и струны.

Этот инструмент Альбина Лищинская назвала Фа-Ом. Так она соединила известную ноту, созвучную с именем родного города — Уфа, и сакральный звук Ом, так называемый звук вечности. Не для красоты и оригинальности, а чтобы обозначить новизну. Повторяющимся элементом в клавиатуре является последовательность 16-ти клавиш — девяти основных белых и семи дополнительных черных. А значит, и музыка на Фа-Ом рождается несколько не привычная для слуха.

— Это только потому, что наш слух «заточен» на восприятие постоянно повторяющегося, но способен на большее. Ученые уже установили, что мы можем слышать и различать десятые доли тона, — утверждает Альбина. — Привычная нам музыка строится на основе 12-ступенного равномерно-темперированного музыкального ряда. На основе 16-ступенного будет рождаться новая музыка.

В новом звукоряде, изобретенном, а точнее сказать, высчитанном Альбиной Лищинской, уже не семь привычных для нас нот, а девять и называются они иначе. Вот новые ноты — фа, бэ, вэ, гэ, дэй, ка, син, тез, ом, — образующие декаду, пришедшую на смену октаве. Почему декада? Потому что состоит из 10 основных нот, по аналогии с октавой, которая включает в себя восемь нот. Для лучшего понимания придется обратиться к физике. Каждому звуку, а значит, ноте, соответствует определенная частота в герц. Например, ля равняется 440 герц.

Основой звукоряда Фа-Ом принята частота 369,997 герц, соответствующая фа-диез классического звукоряда. В новом варианте — это просто фа. Почему же декада начинается с нее, а не с какой-либо другой ноты?

Альбина объясняет, что ученые, проанализировав реликтовое, то есть фоновое космическое излучение в звуковом диапазоне, выяснили, что этот звук соответствует частоте звука фа-диез.

— Звуки распределены равномерно, поэтому звучание гармоничное, — говорит она. — Я предлагаю расширить палитру звучания, углубить диапазон благодаря тому, что мы берем больше звуков — не 12, а 16. Интервалы между соседними ступенями в звукоряде Фа-Ом стали уже, тоньше, чем полутона классического звукоряда. Для человечества это не ново — когда-то оно перешло от пентатоники, то есть от пяти звуков к семи. Теперь мы можем встать на новую ступень, которая откроет перспективы для творчества. Это как палитра для художника, где есть цвет краски и его фактурная глубина. Новый музыкальный строй позволяет создавать и применять новые музыкальные лады, что невозможно на основе традиционного.

Для записи новых нот пришлось разработать и новый нотный стан, где не пять, а семь линеечек, чтобы поместились все 16 нот. А аналогами скрипичного и басового ключей стали особые знаки. Уфимцы поймут их без объяснений — название города по-башкирски пишется буквами, которые можно схематически изобразить как шляпки шурупов — не зря Уфу называют «три шурупа». Так вот аналогом скрипичного ключа является «шурупчик» со стрелочкой вверх, а басового — со стрелочкой вниз.

Сонастроиться со Вселенной

Примечательно, что Альбина Лищинская создала новый звукоряд, не будучи профессиональным музыкантом. У нее в активе — музыкальная школа по классу фортепиано, а также авиационный институт по специальности «информационные системы». Но жизнь сложилась так, что вся трудовая деятельность связана с финансами — она главный бухгалтер коммерческой организации.

Тем не менее, сугубо прагматическая специальность не стала ограничителем для духовного развития, исканий. Они привели Альбину к философии синтеза, основанной на идеях русского космизма, у истоков которого стояли К. Циолковский, П. Флоренский, Н. Федоров, В. Соловьев. В ней человек рассматривается как часть не только природы и планеты Земля, но и Вселенной, метагалактики. Все новое сейчас и рождается как результат синтеза. И в случае с Альбиной совершенно очевидно, что к созданию нового музыкального звукоряда привели вся предшествующая жизнь, знания, навыки и опыт. Кстати, идея пришла во сне. Альбину это не удивляет.

— Несколько лет назад я стала слышать музыку во сне. Поначалу она исчезала, стоило мне проснуться, но затем я ее научилась фиксировать, начала напевать, записывать на диктофон. Хорошо, что сейчас в этом помогают цифровые технологии. Затем начала изучать композицию, записывала музыку в нотном редакторе.

Благо, судьба свела с преподавателем института искусств Азаматом Хасаншиным. Когда темы и образы накопились, они понемногу оформлялись в небольшие музыкальные сочинения, за которые мне не стыдно, — рассказывает Альбина. — Три года назад во сне я увидела новый образ: в нашей нотной системе должно быть не семь, а девять основных нот. Проснулась и думаю: если девять основных, то сколько будет всего клавиш — белых и черных? Оказалось, что 16 — девять белых и семь черных. Но это, конечно, в пианино, в струнных инструментах такого нет, там проще. Скрипач может ставить пальцы на струнах таким образом, чтобы получить новый звук.

Идею — в массы

Так как пианино для Альбины — родной инструмент, его она и выбрала для преобразований, ведь для того, чтобы играть, используя новый звукоряд, необходимо создать что-то новое. Это могли сделать только изготовители пианино. Но выяснилось, что в стране не осталось ни одной фабрики по их производству! Наконец поиски привели в Апрелевку, где работает реставрационный центр, в который свозят на восстановление инструменты со всей страны.

Руководитель центра Вячеслав Евгеньевич Андреев проникся идеей Альбины Лищинской, а для ее воплощения нашелся и мастер Иван Иванович Бирюков. Он почти год трудился над новым фортепиано, вытачивал каждую клавишу, менял струнную одежду и даже делал новые струны. Получившийся в результате инструмент — первый и пока единственный образец нового фортепиано Фа-Ом. Сейчас Альбина сочиняет на нем музыку.

Она не опасается, что ее новацию не поймут и не примут. Придет время и для этого.

— Была идея, есть опытный образец, получен патент, теперь наступает этап внедрения. Новое надо интегрировать в то, что есть. Мы ничего не отвергаем и не ломаем. Для тех, кто любит эксперименты, здесь полное раздолье, — философски замечает Альбина Лищинская.

И в самом деле, если идти дальше, то нужно производить новые инструменты — механические и электронные, у которых идеальное звучание, так как выстроить новый звукоряд можно при помощи компьютерной программы. Затем наступит время подготовки кадров — как преподавателей, так и студентов, то есть интеграции в образование. Для этого подойдут частные школы, но есть и другой вариант — самообразование с помощью интернета. В итоге человек сможет развиваться в новом направлении, когда душа работает, а гармония рождается.

P.S.

— Музыка призвана выразить внутреннюю жизнь человека, весь спектр его чувств: и позитивных, и негативных. Мы сонастраиваемся с метагалактикой, и душевность наша становится более утонченной. Не зря же о творческих личностях говорят, что они тонко чувствуют. С новыми возможностями появятся новые произведения музыки. Самые вероятные области, где они могут быть востребованы, — это кино и театр, — говорит изобретатель.

Китайская грамота | Детская музыкальная школа №2 имени В.К. Мержанова

 

Китайская грамота

 

Что мы знаем о древнекитайской музыке? И почему выражение «китайская грамота» неизбежно ассоциируется с чем-то неопределенным и трудно постижимым?

В действительности древнекитайская музыка – особый мир, отделенный от нас временной дистанцией и языковым барьером (язык этот всегда считался труднодоступным для соотечественников). Свидетельством тому служит скудность литературы о китайской музыке и ее теории, которая, однако, в последнее время преодолевается усилиями отечественных и зарубежных востоковедов.

Музыкальные трактаты по теории в древней китайской письменности активно создавались представителями конфуцианского учения. Основатель этого учения – Конфуций (латинский вариант полного китайского имени Кун Фу-цзы) – был младшим современником Пифагора. Это учение развивалось как совокупность норм поведения для различных слоев общества в империи, со временем стало официальным мировоззрением, провозглашенным в 135 г. до н.э. императором Уди, и просуществовало более двух тысяч лет.

Изобретение нотного письма («музыки, упорядоченной с помощью меры и числа»), приписывается императору Хуанди. Именно в эпоху его столетнего царствования (2697—2597 гг. до н.э.) была изобретена система 12-ти бамбуковых флейтовых трубок, настроенных по кварто-квинтовому кругу и образующих хроматический звукоряд.

Легенда гласит, что Хуанди послал своего министра по делам музыки Лин Луня на западную границу, где тот в бамбуковой роще вырезал флейтовую трубку по величине стопы императора – эта трубка дала основной тон системе. Настройку остальных трубок Лин Лунь нашел, слушая в императорском саду пение птиц – так появились нечетные звуки системы, символизировавшие светлое мужественное начало (янь), а четные звуки он воспринял от небесного феникса (темное начало инь).

Что представляла собой собственно теоретическая система люй-люй? И каково соотношение характерной для китайской музыки пентатонической основы с хроматическим звукорядом этой системы?

Ответ прост: звукоряд системы люй-люй, сведенный в одну октаву, оказывается совокупностью всех возможных вариантов ладообразования в пентатонике. Как и пентатоника, люй-люй представляет собой звукоряд, и в обоих случаях в основе лежит кварто-квинтовый круг, причем первые 5 его тонов — пентатоника, первые 13 (с энгармонизмом между крайними звуками) — люй. Систему люй на основе пентатоники – в сравнении с привычной для нас общеевропейской – можно представить в следующем порядке:

гун – до

шин – ре

цзюэ – ми

чжи – соль

юй – ля

Попробуйте исполнить!

Однако лады китайской музыки не ограничиваются чистой пентатоникой, поскольку в истории имели место культурные контакты. Так, после женитьбы первого императора династии Суп на турецкой принцессе, из Самарканда в Пекин переехал видный туркестанский музыкант и теоретик, известный под именем Су-ди-по. Он предпринял попытку трансформировать принятую в Китае систему из пентатонной в диатоническую, в результате чего на каждой из двенадцати люй строились семь одноименных диатонических ладов и в целом в системе оказывалось 84 ладотональности (7×12).

Однако, результат, к которому пришла эта реформа, свидетельствует о внешнем ее характере: не учитывалось принципиальное различие между системами пентатоники и диатоники!

Теория китайской музыки хранит след его реформы в виде названий ступеней:

гун – до

шан – ре

цзюэ – ми

бянь-чжи – фа

чжи – соль

юй – ля

бянь-гун – си

гунн – до’

В структуре образовавшегося звукоряда ступеней по-прежнему оставалось пять, а две «вставных» (бянь-чжи и бянь-чжи) лишены самостоятельных названий – слово бянь является своеобразным знаком понижающей альтерации.

Древнекитайское учение о звуковысотной организации описывает музыку как неповторимое естественное (акустическое) явление и специфическую форму человеческой деятельности.

В музыкально-теоретической системе Древнего Китая дано начальное определение музыки: «все музыкальные звуки (инь) рождаются в человеческом сердце. Его движения вызываются внешними предметами. Тронутое внешними предметами, сердце находит выражение своим движениям в звуках голоса (шэн). Этому голосу должны ответить другие, и вот возникает соответствие. Следуя друг за другом, звуки голосов порождают различные вариации, которые, будучи оформлены, называются музыкальными тонами (инь). Когда музыкальные звуки-тона (инь) располагают в порядке и исполняют на музыкальных инструментах, сопровождая их плясками с применением щитов, боевых топоров, вееров из павлиньих перьев и бунчуков, украшенных бычьими хвостами, то это называется музыкой (юэ)».

Так, музыкальный звук рассматривается не только со стороны формальных признаков, но и со стороны его интонирования, осмысления.

В древнекитайском трактате Юэ Цзи намечается переход от функциональных характеристик музыки к характеристикам структурным: «все музыкальные звуки рождаются в человеческом сердце, а музыка имеет много общего с законами вещей и связана с отношением человека к человеку. Вот почему звери и птицы знают голоса (шэн), но не знают музыкальных звуков (инь), люди простые и необразованные знают музыкальные звуки, но не знают музыки; и только благодарные люди могут знать музыку… Знающий музыку глубоко понимает правила поведения и ритуал. Постигнувших музыку и ритуал можно назвать людьми, достигшими совершенства в поведении».

Выходит, что музыка выявляет свою структуру тем, что членится на «голоса» и «музыкальные звуки». Как это понимать?

В изречении Хань Юя под «голосами» понимаются звуки природы: «всякая вещь, исторгнутая из состояния покоя, звучит. Травы, деревья — беззвучны; но ветер на них налетит, и они зазвучат; беззвучна вода, но ветер взволнует ее — и она зазвучит… Металлы и камни беззвучны, но ударить по ним — и они звучат. Такова же и речь человека. Когда нет ему выхода — он говорит. В его песнях заложены мысли, в его плаче заложены думы. Все, что исходит из уст как звук, говорит о том, что он исторгнут из состояния покоя».

Таков краткий экскурс в историю древнекитайской музыки, благодаря которому мы вступаем в особый мир представлений и идей.

Подготовила Лилия Абрамова

по материалам очерка Г. Н. Вирановского

«Музыкально-теоретическая система Древнего Китая»

(http://opentextnn.ru/music/Perception/)

 

НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД — ряд зву­ков (то­нов), со­стоя­щий из ос­нов­но­го то­на и его гар­мо­ни­че­ских обер­то­нов.

Ка­ж­дый член та­ко­го ря­да на­зы­ва­ет­ся гар­мо­ни­кой. Час­то́­ты по­сле­до­ва­тель­ных зву­ков натурального звукоряда об­ра­зу­ют ариф­ме­тическую про­грес­сию: f, 2f, 3f, 4f,…, где f — час­то­та ос­нов­но­го то­на (ниж­не­го зву­ка натурального звукоряда). Та­ким об­ра­зом, натуральный звукоряд об­ра­зован все­ми зву­ка­ми, час­то­та ко­то­рых крат­на час­то­те ос­нов­но­го то­на. Натуральный звукоряд со­от­вет­ству­ет спек­тру слож­ных гар­мо­ни­че­ских ко­ле­ба­ний ос­цил­ля­то­ра — фи­зического ис­точ­ни­ка зву­ка (например, стру­ны или воз­душ­но­го стол­ба в тру­бе): час­то­та f ос­нов­но­го то­на, или 1-й гар­мо­ни­ки, со­от­вет­ст­ву­ет час­то­те ос­нов­но­го ко­ле­ба­ния (ос­цил­ля­то­ра в це­лом), часто́ты гар­мо­ни­че­ских обер­то­нов (или выс­ших гар­мо­ник) 2f, 3f, 4f, … — час­то­там ко­ле­ба­ний его рав­ных час­тей. От­но­ше­ние час­тот зву­ков для ин­тер­ва­ла, об­ра­зо­ван­но­го зву­ка­ми натурального звукоряда, рав­но от­но­ше­нию но­ме­ров этих зву­ков. На нот­ной ил­лю­стра­ции пред­став­ле­ны пер­вые 16 то­нов натурального звукоряда, по­стро­ен­но­го от зву­ка «до» боль­шой ок­та­вы; от­ме­чен­ные стрел­ка­ми то­ны от­кло­ня­ют­ся от рав­но­мер­но тем­пе­ри­ро­ван­ных (смотрите Тем­пе­ра­ция) бо­лее чем на 10 цен­тов:

Ин­тер­ва­лы, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся ме­ж­ду зву­ка­ми натурального звукоряда (в т. ч. с ок­тав­ны­ми пе­ре­но­са­ми), не­ред­ко на­зы­ва­ют на­ту­раль­ны­ми. Тео­ре­ти­че­ски лю­бые ин­тер­ва­лы внут­ри натурального звукоряда (вклю­чая мик­ро­хро­ма­ти­че­ские) мо­гут счи­тать­ся на­ту­раль­ны­ми, од­на­ко та­кой об­ще­упот­ре­бительной тра­ди­ции не су­ще­ст­ву­ет. В ав­то­ри­тет­ных, т. н. ри­ма­нов­ских, ин­тер­валь­ных таб­ли­цах (смотрите об этом в статье Ри­ман Х.) «на­ту­раль­ны­ми» (немецкий natürliche — ес­те­ст­вен­ные, при­род­ные) на­зва­ны тер­ции 5:4 и 6:5, сек­сты 5:3 и 8:5 и ма­лая сеп­ти­ма 7:4, а квар­та 4:3, квин­та 3:2, ок­та­ва 2:1 и при­ма 1:1 на­зва­ны чис­ты­ми (но не на­ту­раль­ны­ми). Ин­тер­вал, об­ра­зую­щий­ся ме­ж­ду 7-й и 4-й гар­мо­ни­ка­ми (т. е. 7:4), по тра­ди­ции име­ну­ет­ся на­тураль­ной сеп­ти­мой (от немецкого Natursep­time). На осо­бую «при­ят­ность» это­го ин­тер­ва­ла, свя­зан­ную с про­сто­той чи­сло­во­го от­но­ше­ния, впер­вые об­ра­ти­ли вни­ма­ние ев­ропейские учё­ные XVIII века. Дж. Тар­ти­ни в 1754 году ввёл для на­ту­раль­ной сеп­ти­мы специальный нот­ный знак (вы­гля­дит как «не­до­пи­сан­ный» бе­моль), а И. Ф. Кирн­бер­гер в 1771 году — осо­бую бу­к­ву i. Л. Эй­лер (в 1773 году) опи­сы­вал на­ту­раль­ную сеп­ти­му как кон­со­нанс, вве­дён­ный «мо­дер­ни­ста­ми» (латинский recentiores).

Не­ко­то­рые ду­хо­вые музыкальные ин­ст­ру­мен­ты спо­соб­ны из­да­вать толь­ко зву­ки натурального звукоряда: это мно­го­численные раз­но­вид­но­сти тру­бы на­ту­раль­ной (аль­пий­ский рог, охот­ни­чий рог, поч­то­вый ро­жок, еврейский куль­то­вый рог шо­фар, ран­ние западноев­ропейские тру­ба и вал­тор­на, так­же фан­фа­ра, горн и др.) и т. н. обер­то­но­вые флей­ты (молдавский ти­лин­ка, алт. шо­гур и др.). По от­но­ше­нию к этим ин­ст­ру­мен­там при­ня­то счи­тать, что они зву­чат «в на­ту­раль­ном строе», ко­то­рый не сле­ду­ет пу­тать с чис­тым стро­ем (смотрите Строй му­зы­каль­ный). Зву­ки натурального звукоряда ис­поль­зу­ют­ся в во­каль­ной му­зы­ке уст­ной тра­ди­ции — в гор­ло­вом пе­нии ту­вин­цев, мон­го­лов, ти­бет­цев, африканского на­ро­да ко­са и др.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Музыка в строгих числах: реальность или фантастика?

«Музыка есть наука или учение о соотношениях чисел, обнаруживаемых в звуках». Флавий Магн Аврелий Кассиодор

Звук — физическое явление, и его характеристики — частота, амплитуда (громкость) и продолжительность — могут быть измерены и выражены в числах. Значит ли это, что музыку можно описать или даже создать с помощью математических формул? И могут ли математики объяснить, почему одни сочетания звуков нам кажутся гармоничными, а другие – нет? Ответы на эти вопросы искали ученые всех времен — от пифагорейцев до разработчиков искусственного интеллекта.

По стопам Пифагора

Согласно легенде, первое математическое описание звукоряда выполнил Пифагор: он обнаружил, что длина струны обратно пропорциональна высоте извлекаемого звука. Если укоротить ее вдвое, звук станет в два раза выше; интервал, т. е. акустическую разницу между этими звуками называют октавой. При соотношении длины струн 3/2 и 4/3 звуки образуют гармоничные созвучия — консонансы, а интервалы между ними, квинта и кварта, лежат в основе пифагорова музыкального строя, делящего октаву на семь нот.

Дальнейшие эксперименты привели к созданию натурального звукоряда. В Европе и Китае он состоит из 12 нот, в Турции — из 17, в Индии — из 22, но общий для всех принцип заключается в построении интервалов на основании отношений целых чисел.

С усложнением музыкальных произведений у натурального звукоряда обнаружился недостаток: расстояния между соседними нотами в нем неодинаковые, поэтому при исполнении многоголосной музыки слышен диссонанс. Затруднения музыкантов разрешили математики: в конце XVI века Симон Стевин в Голландии и Чжу Цзайюй в Китае описали равномерно темперированный музыкальный строй, образуемый делением октавы на 12 одинаковых полутонов. Интервалы в нем не вполне совпадают с натуральными, но это различие на слух почти неразличимо. В равномерно темперированном строе была написана вся академическая европейская музыка.

Однако уже с середины XIX века композиторы начали искать способы расширить стандартный 12-нотный звукоряд делением полутона на меньшие интервалы. Вычислением четвертитоновой шкалы занимался Георгий Римский-Корсаков, внук знаменитого композитора. Активно изучал и использовал микротоны, т. е. части полутона, чешский композитор Алоис Хаба.

Развитию современной микротоновой музыки способствовало появление электронных инструментов, которые, в отличие от акустических, не нужно перенастраивать вручную. Компьютерные программы для моделирования динамической тональности рассчитывают высоту и тембр звука, позволяя менять строй в процессе исполнения музыки.

Волны и спектры

В 1822 году, когда Бетховен начал работу над Девятой симфонией, французский математик Жан Батист Жозеф Фурье издал книгу, в которой с помощью алгебраических преобразований доказал, что любую волну сложной формы можно представить в виде некоторого количества простых волн. Применяя этот метод к музыке, можно изучать ее тембральные характеристики, а значит, и управлять ими.

От анализа к сочинению перешел во второй половине XX века математик и композитор Жан-Клод Риссе, создатель спектральной музыки. В произведениях Риссе и его последователей нет мелодической основы — только тембральные узоры всевозможных звуков. Но и в других жанрах можно использовать спектральный анализ: к примеру, канадский ученый Джейсон Браун подверг преобразованиям Фурье первый аккорд песни «Hard Day’s Night» группы «Битлз». Десятилетиями музыканты спорили о том, какие ноты и на каких инструментах звучат в этом фрагменте, но только математика смогла окончательно определить их.

С изобретением цифровой записи анализ Фурье стал просто незаменимым, ведь он позволяет разделить записанный звук на составляющие, выделив более важные и убрав несущественные. На этих преобразованиях основан формат MP3 и другие способы кодирования музыки, системы подавления шума и звуковые редакторы.

Творец из машины

Пионером в области алгоритмов сочинения музыки можно считать Гвидо д’Ареццо, известного изобретением четырехлинейного нотного стана и названий нот. Д’Ареццо выписал в ряд 16 нот, а под ними — гласные буквы латинского алфавита. Таким образом, букве «a» соответствовало 4 ноты, а буквам «e», «i», «o», «u» — по три. При необходимости положить текст на музыку композитор выбирал из возможных вариантов наиболее благозвучные.

Следующим шагом стала «игра в музыкальные кости». Ее начал использовать в середине XVIII века Иоганн Филипп Кирнбергер, хотя чаще этот метод связывают с именем Моцарта. В его версии выбор нужного такта менуэта из таблицы, содержащей по 11 вариантов каждого из 16 тактов, осуществлялся броском двух шестигранных кубиков. Общее количество сочетаний в такой игре немногим менее 46 квадриллионов (для сравнения, всего Моцарт написал около 1000 произведений).

Первую попытку описать процесс творчества формальным языком науки предпринял в первой половине XX века украинский композитор Иосиф Шиллингер. Его «Система музыкальной композиции», хотя и содержала математические модели, не имела достаточной научной базы, и потому не получила широкого признания. Тем не менее, работы Шиллингера предвосхитили идеи будущих теоретиков музыки.

Опередил свое время и Эдгар Варез, «отец электронной музыки», мечтавший выйти за пределы стандартных нот и инструментов. Это стремление во многом осталось нереализованным — развитие технологий догнало идеи композитора только к 50-м годам, в последнее десятилетие его жизни. Но все же идеи Вареза нашли горячий отклик у современников. Одним из них был Янис Ксенакис, вслед за Кирнбергером и Моцартом оценивший богатство вариантов, которое предлагает комбинаторика. Свой метод, основанный на вероятностных расчетах, он использовал для написания «стохастической музыки» — полифонии «звуковых масс», в которых звуки, как молекулы газа, парят в пространстве независимо друг от друга. Это требовало гораздо более сложных вычислений, чем во времена Пифагора — для их выполнения композитор должен быть квалифицированным математиком… или компьютером.

И вот в 1955 году Леджарен Хиллер и Леонард Исааксон начали эксперимент с суперкомпьютером Иллинойского университета — одним из первых в мире. Хиллер и Исааксон изложили в простой инструкции базовые правила композиции, и, постепенно усложняя ее, заставили «Иллиак» написать четыре части сюиты для струнного квартета. Вместо подбрасывания кубиков программа применяла так называемые цепи Маркова — последовательности событий, сменяющих друг друга по законам теории вероятностей. После публичного исполнения «Сюиты Иллиак» стало ясно: в сочинении музыки для компьютера достаточной производительности нет ничего невозможного.

Роботы-сочинители

Сегодня, когда устройство, в миллиард раз более мощное, чем пятитонный «Иллиак», можно положить в карман, создание программ-композиторов стало рутинной задачей. Они обучаются по принципу нейронной сети, отдаленно напоминающему работу человеческого мозга, и научить их можно, похоже, чему угодно.

Например, программа лондонских ученых Боба Стерма и Одеда Бен-Таля пишет ирландские рилы и джиги, «потоковая машина», разработанная в лаборатории «Сони», может сочинить песню в стиле «Битлз» и хорал-подражание Баху, а искусственный интеллект фирмы Aiva Technologies, выпустивший в прошлом году альбом под названием «Genesis», выполняет заказы на музыку к фильмам, видеоиграм и рекламе — и авторские права на все произведения «Айвы» зарегистрированы на ее собственное имя!

Наблюдая за тем, как музыка современных композиторов все дальше уходит от классических канонов, а компьютеры учатся сочинять произведения, неотличимые от человеческих, нетрудно поверить в самые смелые предсказания. Вместе с тем, многие вопросы остаются без ответа. В частности, существует множество теорий, объясняющих разницу в восприятии консонансных и диссонансных созвучий — они рассматривают соотношения частот, тембр, длительность и особенности обработки информации нервными клетками мозга. Может быть, создание научной модели музыкального творчества поможет нам лучше понять человеческую природу — а разве не в этом состоит назначение искусства?

Текст: Геннадий Кац

Шкала

| Определение, теория музыки и типы

Шкала в музыке — любая градуированная последовательность нот, тонов или интервалов, делящих то, что называется октавой.

Британская викторина

Основы теории музыки 2 часть

Знаете ли вы разницу между мажорным и минорным аккордом, между восьмой и шестнадцатой нотой? Проверьте свои знания теории музыки с помощью этой викторины.

Особый выбор различных тонов в любом музыкальном произведении обычно выявляет закономерность взаимоотношений между его высотой тона, которую можно выразить как серию фиксированных расстояний (интервалов) от одной высоты звука до другой в пределах диапазона октавы. Отношения интервалов между высотой звука шкалы являются ее существенной особенностью, и определенный образец интервалов определяет каждую шкалу. Другие аспекты использования высоты звука в музыке, такие как диапазон (расстояние от самой высокой используемой высоты до самой низкой), акцент на определенных тонах или одновременное (гармоническое) и последовательное (мелодическое) появление тонов — не изменяют идентичность шкала, хотя они могут иметь важное значение при описании ее функции.

Хотя количество различных гамм, которые могут быть сформулированы, теоретически почти бесконечно, отдельные гаммы имеют тенденцию становиться традиционными в рамках любой данной культуры или музыкальной традиции. Таким образом, масштаб отдельного музыкального произведения может быть характеристикой тональной системы всей культуры. В общем, самые простые гаммы можно найти в очень старой музыке и в музыке бесписьменных культур, тогда как самые сложные гаммы встречаются в самых передовых культурах мира.

Шкала и мелодия

Весы оказались важными при анализе народной музыки и музыки бесписьменных культур, но ученые были вынуждены вывести масштабы путем изучения реальной музыки, поскольку создатели музыки не знали о масштабах как о теоретических. концепции.Напротив, музыка наиболее высокоразвитых культур (по-разному описываемая как классическая музыка, художественная музыка, культурная музыка и высококультурная музыка) создается с полным осознанием правил или условностей, относящихся к использованию гаммы.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Принимая во внимание широкий диапазон возможностей, во всем мире преобладает удивительно небольшое количество типов весов. Интервалы, встречающиеся в незападной музыке, часто довольно близко аппроксимируют базовые полушаговые и полушаговые интервалы, используемые в западной музыке.Отклонения от западных интервалов часто выражаются в центах (100 центов = одна полушага при одинаковой темперации, образец из 12 равных полушагов, используемый в западной музыке). Задача определения гамм в незападной музыке дополнительно усложняется из-за случайного появления сильно изменяющихся интервалов или техник пения, которые производят звуки, высота которых не может быть точно определена с помощью обычных обозначений, таких как «падающие мелодии» (падающие мелодии), описанные Немецкий музыковед Курт Сакс в пении аборигенов Австралии.

Хотя музыка, исполняемая только на одной высоте, действительно существует, изучение гамм должным образом начинается с появления по крайней мере двух разных высот. Шкалы, состоящие только из одного или двух интервалов (т. Е. Двух или трех высот), можно найти во всем мире в монофонической музыке (состоящей из одной негармонизированной мелодической линии), хотя их, пожалуй, больше всего на Цейлоне, Восточной Сибири, в Калифорнии. культур, и в Приуралье. Такие шкалы обычно отображают узкий диапазон, в котором высоты звука разделены половиной шага, целым шагом или малой третью (полторы шага, как, C – E).Большие пропуски в гамме с двумя и тремя нотами случаются, но реже. Некоторые простые гаммы, вероятно, приобрели дополнительные высоты тона из-за тенденции заполнять большие пропуски промежуточными тонами. Другой процесс, с помощью которого гаммы могли расшириться, — это транспонирование в пределах одной мелодии одного характерного мелодического мотива (идентифицируемого фрагмента) на другой уровень высоты звука, таким образом создавая дополнительные ступени гаммы.

Иногда примитивные мелодии, очевидно порожденные мотивным транспонированием, также содержат свидетельства акцента на определенных высотах.Примером может служить мелодия, в которой последовательно повторяются ноты G и C.

Мелодический «вес», придаваемый этим двум тонам, не мог быть достигнут простым переложением мотивов. Кроме того, взвешенные шкалы также могут выделять определенные шаги, используя их в качестве пределов диапазона или помещая определенный шаг на концах секций или на конце детали.

Весы несколько по-другому действуют в музыкально-художественных традициях высокоразвитых культур, поскольку они являются не только средством описания и анализа, но и исходными предпосылками для композитора или исполнителя.В этих культурах знание характеристик и требований различных масштабов часто закрепляется письменными трактатами по теории музыки, а также устным общением из поколения в поколение. Существование профессиональных композиторов и исполнителей также способствует преемственности в музыкальных знаниях, даже несмотря на то, что некоторые культуры, такие как западные, выступают за постоянное изменение музыкальных практик в допустимых пределах. Благодаря постепенным эволюционным процессам природа весов и их функции могут радикально измениться в течение нескольких столетий.

Высокоразвитые сложные системы, регулирующие использование весов, существуют в различных культурах, в основном на Дальнем Востоке, в Индии, Иране, мусульманском мире и на Западе. Различия в музыкальных стилях между этими культурами действительно велики, но есть некоторое сходство в том, как гаммы функционируют в каждом конкретном случае. Каждая культура имеет ряд базовых шкал (интервальных моделей), называемых грама в Индии, дастгях в Иране, макам в мусульманских культурах.Как правило, базовая гамма используется для создания ряда различных ладов или основ для построения мелодии, в которой интервальная структура гаммы остается неизменной, в то время как первичная и вторичная мелодическая важность придается разным степеням высоты звука. Эта иерархия, в которой режимы генерируются базовыми типами весов, следовательно, дает большее количество режимов, чем есть базовые весы. Термины maqām и dastgah также используются для обозначения таких режимов; соответствующий индийский термин — jāti .В некоторых художественно-музыкальных традициях лады служат основой для еще большего числа определенных типов мелодий, которые снова могут быть переработаны путем импровизации в исполнении. В Индии основные мелодии называются рага ; в Иране это гуше . Хотя в западной художественной музыке есть система гамм и ладов, типы мелодий не используются так систематически или сознательно, как в некоторых незападных традициях.

Типы музыкальных весов: руководство для начинающих

Если вы учитесь играть на музыкальном инструменте, то довольно часто первым делом вы учитесь играть на мажорной гамме, но на самом деле существует множество различных гамм.Некоторые звучат счастливыми, некоторые — грустными, в некоторых — пять нот, а в некоторых — двенадцать.

В этом посте мы собираемся рассказать обо всех типах музыкальных гамм, о теории, лежащей в основе их, а также о том, как их формировать. Давайте начнем.

Что такое шкала в музыке?

Шкала — это группа нот, расположенных в порядке возрастания или убывания высоты тона.

В возрастающей шкале каждая нота имеет более высокий тон, чем последняя, ​​а в убывающей шкале каждая нота имеет более низкий тон, чем последняя.

Градусы шкалы

Слово «масштаб» происходит от латинского слова, означающего «лестница».

Итак, вы можете представить себе весы, поднимающиеся по ступеням лестницы, которую представляет посох.

Градусы шкалы

У вас должна быть отметка на каждой строке или на каждой строке.

Каждой ступени шкалы присвоено специальное название:

.
  • 1-я степень: тоник
  • 2-я степень: супертоник
  • 3-я степень: медиант
  • 4-я степень: субдоминанта
  • 5-я степень: доминант
  • 6-я степень: промежуточная
  • 7-я ступень: ведущая нота (или ведущий тон)

8-я ступень звукоряда фактически является тоникой, но на октаву выше.

По этой причине, называя градусы шкалы, вы всегда должны называть их 1-й степенью.

Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с моим подробным руководством по именам степеней шкалы здесь.

Крупные шкалы

Одним из наиболее распространенных типов шкал является основная шкала .

Мажорные гаммы определяются сочетанием полутонов и тонов (целые шаги и полутоны):

Тон Тон Полутон Тон Тон Тон Полутон

Или целыми шагами и полушагами:

Целый Целый Половина Целый Целый Целый Половина

Формула основной шкалы Масштаб G мажор

Вы можете использовать эту формулу целых шагов и полушагов, чтобы сформировать мажорную гамму, начиная с любой ноты.

Для более глубокого изучения формирования основных шкал ознакомьтесь с этим постом, в котором мы рассмотрим все 12 основных шкал.

Мелкие гаммы

Второй тип шкалы, который мы собираемся рассмотреть, — это малая шкала .

Минорные гаммы также имеют семь нот, как и мажорная гамма, но они определяются наличием сглаженной трети.

Это означает, что третья нота шкалы на три полутона выше первой ноты, в отличие от мажорных гамм, где третья нота шкалы находится на четыре полутона выше.

Мелодическая минорная гамма

Существует три различных типа минорной гаммы:

Каждый тип минорной гаммы использует немного другую формулу полутонов и тонов, но все они имеют минорную треть.

Подробнее о типах минорных гамм читайте в моем посте здесь.

Мажорные клавиши довольно часто ассоциируются с музыкой, приносящей счастье или радость, тогда как второстепенные клавиши известны тем, что музыка звучит грустно или меланхолично.

Вот видео для демонстрации Прелюдии ми минор Шопена.

Прелюдия Шопена ми минор

Хроматические гаммы

Две гаммы, которые мы рассмотрели до сих пор, называются диатоническими.

Это означает, что они находятся в «тональности», и первая нота гаммы — тоника.

Диатонические гаммы также являются гептоническими (что означает, что они имеют семь нот) с двумя интервалами полутона (полутона) и пятью интервалами, которые являются тонами (целые шаги).

Хроматическая гамма сильно отличается от диатонической гаммы, поскольку она состоит из всех 12 нот западной музыки.

Каждая нота хроматической гаммы находится на расстоянии полутона (полутона) от других. Другими словами, чтобы сыграть хроматическую гамму, вы выбираете ноту, затем играете ноту на полтона выше и продолжаете играть, пока не дойдете до ноты, с которой начали.

Например, это восходящая хроматическая шкала, начинающаяся с C:

. Восходящая хроматическая шкала на C Хроматическая шкала, начиная с C

А вот нисходящая хроматическая шкала, начиная с Gb:

Нисходящая хроматическая гамма на G-бемоле

Поскольку хроматические гаммы используют каждую отдельную ноту, мы не говорим, что хроматическая гамма находится в определенной тональности.Мы просто используем ноту, с которой начинается шкала.

Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с моим руководством по хроматическим гаммам здесь.

Целые тональные весы

Целый тон Шкала — это тип шкалы, в которой каждая нота представляет собой интервал в один тон (целый шаг).

Это полная противоположность хроматической гамме, где каждая нота находится на расстоянии полутона друг от друга.

Целый тон — это разновидность гексатонической гаммы, что означает, что в нем всего шесть нот.

Это потому, что на всей шкале тонов нет полутонов (полутонов).

Целая шкала тонов, начиная с C

Целая шкала тонов имеет очень характерный звук, и с ними можно весело поиграть.

Чтобы узнать о них больше, я написал более подробный пост о целых шкалах тонов здесь.

Пентатоническая шкала

Следующий тип шкалы, который мы собираемся рассмотреть, — это шкала пентатоники .

Пентатонические гаммы — одни из самых простых и существуют уже очень давно.

Считается, что им может быть даже 50 000 лет!

Слово пентатоника происходит от греческого слова «пенте», означающего пять.

Это то же греческое слово, от которого мы получили «пятиугольник», означающий пятиугольную форму.

Пять нот в мажорной пентатонике:

  • Первая ступень — тоническая
  • Вторая ступень — супертоническая
  • Третья ступень — медиант
  • Пятая ступень — доминантная
  • Шестая ступень — субмедиант

Вот пентатоническая шкала до мажор, так что вы можете видеть:

Пентатоника до мажор

Пентатоника очень распространена во многих музыкальных произведениях, с которыми вы будете знакомы: от блюза и джаза до фолка и рок-музыки, простота пентатоники делает ее очень универсальной.

Вот одно из моих любимых видео, в котором Бобби Макферрин использует пентатонику, чтобы сочинять музыку для публики.

Бобби Макферрин демонстрирует шкалу пентатоники

Музыкальные режимы

Каждая крупная шкала имеет семь режимов.

Иногда их называют церковными или греческими.

Имена их:

  • Ионический (i)
  • Дорианский (ii)
  • Фригийский (iii)
  • Лидийский (iv)
  • Миксолидийский (v)
  • Эолийский (vi)
  • Локрийский (vii)
Музыкальные режимы

Все хотя они могут сбивать с толку, и вы, вероятно, уже знакомы по крайней мере с одним из них.

Ионический лад — это просто еще одно название мажорной гаммы, а эолийская форма — то же самое, что и естественная минорная гамма.

У каждого режима свой звук, некоторые из них основные, а некоторые второстепенные.

Чтобы узнать больше об их использовании, прочтите этот пост о музыкальных режимах здесь.

Подведение итогов в музыке

Надеюсь, это поможет немного лучше понять масштабы.

Я скоро добавлю еще кое-что к этому посту и надеюсь охватить диатонические чешуи, уменьшенные чешуи и чешуи из других культур.

Если у вас есть какие-либо вопросы о чем-либо, просто оставьте комментарий ниже, и я свяжусь с вами!

Music Scale 101: Весы для начинающих

В теории музыки гаммы — одна из самых важных вещей, которую вы должны выучить. Это основа музыки, и изучение шкал и диаграмм значительно улучшит ваше сочинение песен и способность изучать новую музыку. Вот почему я предоставлю вам определение музыкальной гаммы, а также инструменты для их самостоятельной работы.

Большинство из нас уже подсознательно знает музыкальные гаммы и может петь их, поскольку мы приобщаемся к музыке с юных лет. Если бы кто-то спел пару нот и попросил вас спеть следующую, вы бы смогли это сделать, но, возможно, не обладали знаниями.

В этой статье мы рассмотрим различные гаммы в музыке, как они работают и как использовать гаммы для создания музыки и улучшения написания песен!

Что такое музыкальные весы?

Музыкальные гаммы — это группы нот, которые приятно звучат при воспроизведении в последовательности или вне ее, восходящей или нисходящей.Если вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то разогревал вокал, обычно они поют гаммы. Это определение можно рассматривать как грубый способ объяснения этой темы, однако оно направит вас на правильный путь исследования.

Более простое определение музыкальной гаммы состоит в том, что ноты каждой музыкальной гаммы можно рассматривать как алфавиты языка. Так же, как в разных языках разные алфавиты или буквы, каждая музыкальная гамма включает разные ноты или буквы.

В музыке есть много разных гамм.Например, в музыке наиболее распространены мажорная и минорная гаммы. Мы начнем с самой базовой музыкальной гаммы, известной как мажорная гамма.

Крупные весы :

Первый шаг к составлению мажорной гаммы — записать первые 7 букв алфавита, начиная с A (A B C D E F G). Давайте посмотрим на нашу первую крупную гамму, начиная с ноты C. Для этого все, что вам нужно сделать, это переписать тот же порядок нот, но начать с C (C D E F G A B).

Если вы когда-нибудь играли на пианино, вы можете заметить, что это те же ноты, что и белые клавиши. Итак, если вы сыграете все белые клавиши от C до B, вы услышите мажорную гамму. Это отличный способ сыграть свою первую из многих музыкальных гамм на фортепиано!

Итак, это была наша первая мажорная гамма. Поскольку мы начинаем с ноты C, она будет называться гаммой C Major. Нота в начале музыкальной гаммы обычно определяет ее названия. В данном случае это была крупная шкала, начинающаяся с C.Таким образом, она называется гаммой до мажор.

Теперь вы, должно быть, думаете: «А что, если я начну ту же шкалу с другой буквы, например G? Будет ли это гамма соль мажор? »Отличная идея, но не все так просто. Но вы на правильном пути!

Как разработать любой крупный масштаб :

Теперь, когда мы установили, что гамма до мажор состоит из 7 нот, начиная с до и заканчивая си, давайте продолжим и разберемся, как работать с любой мажорной гаммой.

Мажорные гаммы следуют этой схеме в отношении прыжков между нотами:

Целое, Целое, Половина, Целое, Целое, Целое, Половинное

Тоном называется целый шаг. На пианино это означает перемещение вверх на 2 клавиши или «полшага» (включая черные ноты). Итак, пример целого шага от C до D, потому что я перехожу на один уровень вверх на C #, а затем снова на D.

Полутон называется полутоном. На пианино это означает перемещение на 1 клавишу вверх (включая черные ноты).Пример полушага взят из C — C #, потому что я просто перемещаюсь на одну клавишу вверх от белого к черному.

Если вы посмотрите на шкалу до мажор и сосчитаете изображение фортепиано, используя шаблон ниже, вы увидите, что он следует по следующей схеме шагов:

C (W) D (W) E (H) F (W) G (W) A (W) B (H) C

Не забывайте также, что некоторые клавиши включают в себя плоские (b) и острые (#).Это черные ноты на фортепиано, если они слева от ноты, это бемоль. Если он справа от ноты, это диез. Итак, если вы разрабатывали гамму си-бемоль мажор, по-прежнему применяется тот же паттерн.

Bb (Ш) C (Ш) D (В) Eb (Ш) F (Ш) G (Ш) A (В) Bb

Альтернативный метод: разработка крупных шкал

Если это не сидит у вас в голове — не нужно паниковать.В качестве альтернативы существует метод, известный как «числовая» система. Вот простые шаги:

  1. Дайте номер каждой ноте в гамме — давайте начнем с до мажор (например, C = 1, D = 2 и т. Д.).
  2. Перезапустите гамму, начиная с 5-й ноты — в данном случае это G. Вот как это будет выглядеть: G A B C D E F. Вот как мы будем работать с гаммой соль мажор.
  3. Присвойте номера этой шкале (G = 1, A = 2 и т. Д.)
  4. Сделайте седьмую ноту (в данном случае F) диезом (#).Это означает, что гамма G Major будет G A B C D E F #.

Вы можете продолжать делать эти шаги, чтобы проработать любой мажорный масштаб! Если вы уже узнали о Пятом круге, вы можете заметить, что он работает точно так же. Если вы еще не узнали об этом, обязательно ознакомьтесь с нашим руководством по Пятому кругу, так как оно может помочь вам изучить эту технику нумерации более наглядно.

Музыкальные весы мира:

Мажорные гаммы — не единственные доступные музыкальные гаммы.Для создания различных музыкальных настроений используются разные музыкальные гаммы. Однако эти новые шкалы очень легко построить, изменив основную шкалу. Продолжайте читать, чтобы увидеть список музыкальных гамм! Это некоторые из «общих» гамм, используемых в современной музыке.

(Натуральные) Мелкие весы:

Это первая немажорная шкала, о которой мы будем говорить. Есть несколько способов составить эту шкалу. Самый простой способ — взять любую крупную шкалу и переписать ее, начиная с 6-й степени (примечание).

В гамме до мажор у нас есть ноты C D E F G A B, что делает A шестой нотой. Теперь давайте перепишем гамму, начиная с A. У нас получится A B C D E F G, который будет называться A Natural Minor.

То, что мы только что сделали, это игра на мажорной гамме 6-й ступени, чтобы получить естественный минор 6-й ноты. Другой пример этого может быть в тональности ре мажор. Масштаб ре мажор — D E F # G A B C # D. Шестая нота — B, и если мы ее переписываем, у нас будет B C # D E F # G A B.Это называется гаммой B Natural Minor и т. Д.

Гармонический минор:

Шкала Harmonic Minor очень похожа на гамму Natural Minor, так как состоит из тех же нот, за исключением одной разницы. 7-я нота, которая обычно представляет собой плоскую ноту в натуральном миноре, будет возвращена в нормальное состояние или останется, как в мажорной гамме.

В тональности C гармоническая минорная гамма будет выглядеть так: C D Eb F G Ab B

Мажорная пентатоника:

Как следует из названия, «пентатонические» гаммы включают только 5 нот вместо 7.На самом деле, мажорные пентатонические гаммы — это просто мажорная гамма с 5 нотами. Мажорная пентатоника — это ноты (или «градусы») 1, 2, 3, 5, 6 обычной мажорной гаммы, что делает ее просто мажорной гаммой без степеней 4 и 7.

Например, в тональности C мажорной пентатоникой будет C D E G A.

Минорная пентатоника:

Эта пентатоника очень похожа на мажорную пентатонику, поскольку она также состоит из 5 нот вместо 7. Минорные гаммы пентатоники находятся в естественной минорной гамме.

Итак, просто возьмите естественную минорную гамму, которую вы можете вычислить, следуя нашим советам выше. Минорная пентатоника — это просто ноты (или «градусы») 1, 3, 4, 5, 7 естественной минорной шкалы.

Например, в тональности C минорная пентатоника будет иметь вид A C D E G.

Blues Масштаб:

Шкала блюза состоит из 6 нот, и по сути это минорная пентатоника с дополнительной нотой. Эта гамма обычно используется в блюзовой музыке, как следует из названия, но ноты можно играть в любом стиле, в зависимости от игрока.Вот формула шкалы Блюза.

В тональности до мажорная гамма блюза будет выглядеть так: C D Eb E G A

Вы сделали это!

Музыкальные гаммы можно рассматривать как музыкальные языки, состоящие из разных нот. Эти гаммы позволяют музыкантам создавать мелодии, риффы, соло или даже импровизировать, звуча при этом мелодично или связно.

Существует гораздо больше гамм, чем указано в этой статье, однако их должно быть достаточно, чтобы вы начали понимать музыку в более глубоком смысле.

В конце концов, насколько правила помогут, лучше всего найти свои собственные новые методы и поэкспериментировать с ними.

| cta-link type = ’artist-development’ |

Надеюсь, эта информация даст вам понимание того, как разрабатывать мажорные и минорные гаммы для любой тональности. Если вы нашли это полезным, не стесняйтесь поделиться с кем угодно, начинающим теорией музыки, или тем, кто хотел бы получить дополнительную информацию об основах музыки, чтобы поддержать их артистизм.

Music Gateway всегда готов помочь артистам, будь то такие статьи, как эта, Возможности синхронизации или Музыкальное продвижение. Не верьте нам на слово, попробуйте бесплатно сегодня, зарегистрировавшись или нажав кнопку ниже.

Ваша музыкальная карьера

Вперед.

«Чтобы добиться успеха в этом бизнесе, нужно убедиться, что у вас есть все, что нужно для успеха ».

Чего вы можете ожидать от наших информационных бюллетеней:
  • Новости отрасли и советы
  • Возможность отправлять свою музыку и сотрудничать с другими
  • Бесплатное программное обеспечение и ресурсы
  • Бесплатное членство в Music Gateway

Вы уверены, что это правильный адрес электронной почты?

Спасибо! Информационные бюллетени будут отправлены по адресу:.
Это правильный адрес электронной почты? Если нет, то можете поправить. Нежелательная почта? Черт возьми, мы тоже это ненавидим!

Нажмите здесь, чтобы получать нашу рассылку!

Новости и возможности

Спасибо! Информационные бюллетени будут отправлены по адресу:.
Это правильный адрес электронной почты? Если не, вы можете это исправить.

Попробовать бесплатно

Все, что нужно для продвижения и заработка.

Зарегистрируйтесь сегодня для получения полностью бесплатной 14-дневной пробной версии Music Gateway.
  • Лицензия на музыку для фильмов, телепередач и рекламы
  • Управляйте музыкой и метаданными
  • Отправлять музыку лейблам и издателям
  • Создание плейлистов для демонстрации представителям A&R
  • Сотрудничать с другими и предлагать работу
  • …и многое другое!
Начать бесплатную пробную версию Кредитная карта не требуется.

Скачать бесплатно

Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ набор художников .

Получите бесплатный набор артистов, когда подпишетесь на полностью бесплатная 14-дневная пробная версия Music Gateway.
  • 5GB + образцов
  • Плагины VST
  • Рабочие файлы и шаблоны Midi
  • Отраслевые руководства и инструкции
  • Список кураторов Spotify
  • …и многое другое!
Начать бесплатную пробную версию Кредитная карта не требуется.

Возможно, вам будут интересны некоторые из наших услуг…



Шкалы и ступени шкалы — Open Music Theory

Шкала — это последовательность шагов, возрастающих или убывающих по высоте. Есть два типа шагов: полушага и полушага . Полутон (H) состоит из двух смежных нот на клавиатуре. Целый шаг (W) состоит из двух полушагов.Обычно каждая высота звука в шкале обозначается разными названиями букв, хотя это не всегда возможно или желательно.

Хроматическая шкала

Хроматическая гамма полностью состоит из половинных шагов и использует каждую высоту звука клавиатуры в пределах одной октавы. Вот хроматическая шкала, охватывающая высоты от C4 до C5.

Масштаб крупный

Мажорная гамма, звук, с которым вы, несомненно, знаком, состоит из семи целых (W) и половинных (H) шагов в следующей последовательности: W-W-H-W-W-W-H.Первый шаг шкалы, называемый тоникой , — это высота звука, на которой основана остальная часть шкалы. Когда звукоряд поднимается, тоника повторяется в конце на октаву выше.

Вот масштаб Ре мажор. Она называется «шкалой ре мажор», потому что высота D соответствует тонике и слышна на обоих концах шкалы.).На рисунке ниже показана шкала D-мажор и соответствующие обозначения ISO, степени шкалы и слоги сольфеджио.

Масштаб минорный

Еще одна гамма, с которой вы, вероятно, очень хорошо знакомы, — это минорная гамма. Есть несколько гамм, которые можно описать как минор , каждая из которых имеет характерную степень третьей шкалы, которая ниже, чем та, которая встречается в мажорной гамме. Минорная гамма, наиболее часто используемая в тональной музыке периода Общей практики, основана на эоловой ладе (подробнее о ладах вы узнаете позже), которую иногда называют гаммой естественного минора .

Натуральная минорная гамма состоит из семи целых (Ш) и половинных (В) шагов в следующей последовательности: Ш-В-Ш-Ш-В-Ш-Ш. Обратите внимание на изменения в сольфеджио слогов.

Если вы пропойте приведенный выше пример, вы заметите, что в финале отсутствует такое же чувство завершения, которое вы слышали в мажорной гамме. Это закрытие создается в мажорной гамме, частично за счет восходящего полутона между и . Композиторы часто хотят иметь это чувство завершенности и при использовании второстепенного режима.Они могут достичь этого, применив случайную ступень к седьмой ступени шкалы, повысив ее на полтона. Если вы сделаете это в контексте естественной минорной гаммы, вы получите нечто, называемое гармонической минорной шкалой .

Последние две ноты гаммы звучат гораздо убедительнее, но вы, возможно, столкнулись с трудностями при пении с le до ti . При написании мелодий в минорной тональности композиторы часто «поправляли» это, повышая le на полутон до la при приближении к ноте ti .Когда мелодия спустилась с до , замыкание с до на до не требуется; аналогично, больше нет необходимости «исправлять» le , поэтому снова используется естественная форма минорной гаммы. Вместе эти различные восходящие и нисходящие версии называются шкалой мелодического минора .

При подъеме в гамме мелодического минора используются la и ti .

При спуске в гамме melodic minor используются «естественные» te и le .

По правде говоря, большинство композиторов не задумываются о трех различных «формах» минорной гаммы. Гармонический минор гамма просто представляет тенденцию композиторов использовать ti при построении гармоний, которые включают седьмую ступень гаммы в минорной форме. Точно так же мелодический минор шкала получена из желания композиторов избежать мелодического увеличенного второго интервала (подробнее об этом в разделе интервалов) между le и ti (и некоторые решили не избегать этого!).На самом деле существует только одна «версия» минорной гаммы. Контекст определяет, когда композитор может использовать и при написании музыки в минорной тональности.

доля

Руководство по шкале градусов

Масштаб — это набор высот, который следует заданному шаблону восходящих или нисходящих интервалов. Например, мажорная гамма может начинаться с любой ноты, если последующие ноты следуют соответствующему шаблону из целых шагов и полутонов.То же самое и с минорными гаммами, но, конечно, с другим рисунком шагов.

Поскольку существует так много мажорных и минорных гамм, все с разной высотой тона, может быть полезно обозначать шаги гаммы числами, а не нотами. Эти числа называются «градусами шкалы» и назначаются в возрастающем порядке, начиная с самого низкого тона, равного 1. Вы также можете слышать градусы шкалы, называемые более техническими названиями, как показано ниже. (У шкалы 7 степени есть два названия, в зависимости от того, мажор вы или мажор.)

Степень шкалы ноты дает вам представление о том, как эта нота будет функционировать в музыкальном произведении, написанном в тональности гаммы. Музыка — это создание и снятие напряжения, поэтому функция шкалы ступеней связана с количеством создаваемого напряжения и с тем, куда он «хочет» двигаться дальше, чтобы снять напряжение. Наиболее важными для понимания являются функции ступени 1 (тоника), ступени 5 (доминантная) и ступени 7 (ведущий тон или подтон, в зависимости от того, мажор ли вы или минор, соответственно).

Тоник — тональный центр тональности; это как домашняя база, где снимается все гармоническое напряжение. Вы заметите, что почти каждое музыкальное произведение заканчивается тоником или аккордом, построенным на тонике.

Доминирующая — вторая по важности ступень шкалы в настройке тональности вашего уха. Он гармонично силен, поэтому часто создает приподнятое настроение. Доминанта еще больше усиливается при переходе к тонизирующему, но, конечно, то, что он хочет туда переместиться, не означает, что это всегда происходит.Часто автор песен или композитор будет продолжать снимать напряжение, чтобы сделать окончательное решение более значимым.

Степень шкалы 7 — ведущий тон или подтон — создает больше напряжения, чем любой другой. В мажорной тональности цифра 7 называется ведущим тоном, потому что она так сильно хочет подвести полушаг к тонике. В минорной тональности она хочет понизиться на полтона до 6. В отличие от доминанты, эта ступень гаммы и построенные на ней аккорды гармонически слабы и звучат несколько нестабильно.

Хотя эти три шкалы имеют наиболее четко определенные функции, остальные также имеют уникальные роли и качества. 2 и 6 степени шкалы тяготеют к доминирующему и усиливают его; гармонически слабая тройка тяготеет к 4 или 6; и 4 часто приводит к тонизирующему, особенно с целью создания мягкого разрешения, а не сильного.

западных музыкальных гамм

вестернских музыкальных гамм

Расстояние между соседними нотами на хроматической шкале составляет называется полушагом.Количество полушагов между смежные ноты для общих музыкальных гамм, используемых в западная музыка:

  • Майор: 2-2-1-2-2-2-1
  • Натуральный второстепенный: 2-1-2-2-1-2-2
  • Гармонический минор: 2-1-2-2-1-3-1
все 7-нотные (гептатонические) гаммы.

Основная и естественная минорная гаммы встречаются парами, которые имеют один и тот же набор отмечает, но начните в другом месте. Например, если вы придерживайтесь белых клавиш на пианино и начинайте шкалу с C, затем это до мажор.Если вы начнете с ля, это ля минор. Поскольку существует семь возможных начальных нот, вы получаете семь возможных «режимы». Греки дали им все имена.

Режимы с использованием примечаний ABCDEFG
Начало
Примечание
Древнее
Греческое имя
Комментарии
A Эолийские
(или гипердорианские)
Натуральные второстепенные
B Миксолидиевый
C Lydian Большая шкала
D Фригийский
E Дориан
F Синтолидиан
G Ионический
(или гипофригийский)

(Примечание: в Европе XVI века Glarean of Basle присвоил имена режимы, использующие многие из этих же греческих имен.Пока задания Глариана сегодня более широко используются, они не совпадают с таковыми у древних греков. См. Книгу Джин, стр. 168, или Книга Гельмгольца, страницы 245 и 269 для получения дополнительной информации о различных заданиях)

Изменение начальной ноты может придать музыке иное ощущение и может применяться в любом масштабе. Например, если вы запустите Гармонический минор на его пятая нота вы получите интервалы (1-3-1-2-1-2-2), что является иногда называют «испанской цыганской шкалой».

Другие гаммы включают пяти нотную пентатонику. весы и шестая нота блюзовые и полнотонные гаммы.

Если вы хотите попробовать их на клавиатуре, но у вас нет опыта, см. этот рисунок:

Вопросы / комментарии на: [email protected]


На этих страницах нет всплывающих окон или рекламы. Если вы их видите, значит, их добавляет треть вечеринка без согласия автора.

Назад
MTU Physics На главную
Информация об авторских правах Шкала

(музыка) Факты для детей

Схема интервалов до мажор

В музыке шкала — это набор нот в порядке их высоты тона.Если высота тона становится выше, это называется восходящей шкалой. Если высота тона становится ниже, это называется нисходящей шкалой. В некоторых гаммах, например в мелодическом минорном, высота тона возрастающей шкалы отличается от высоты тона нисходящей шкалы. Шаги между высотой звука, измеряемые в тонах (также называемых «целым шагом») и полутонами (также называемые «полутонами»), различны в разных типах гамм.

На пианино есть белые клавиши и черные клавиши. Если мы начнем с ноты C и будем играть каждую белую клавишу вверх, пока не перейдем к следующей C , мы сыграем C Major в масштабе .Было восемь нот. В порядке увеличения они составляют C (средний), D , E , F , G , A , B и C (высокий) или могут быть на октавы выше. или ниже. Весы также могут подниматься, а затем опускаться, например, C (средний), D , E , F , G , A , B , C (высокий), B , A , G , F , E , D , C (средний).

Щелкните ниже, чтобы прослушать масштаб до мажор шкала .

Иногда мажорная гамма поется на слова «до, ре, мих, фа, со, ла, ти, до». В фильме «Звуки музыки» Мария учит детей петь, разучивая песню под названием «Лань, олень, олененка». Каждая строка начинается со следующей ноты гаммы.

На любой ноте можно начать крупную гамму. Есть двенадцать возможных начальных нот:

  1. C (или B♯)
  2. C♯ (или D ♭)
  3. D
  4. E ♭ (или D #)
  5. E (или F ♭)
  6. F (или E♯)
  7. G ♭ (или F♯)
  8. G
  9. G♯ (или A ♭)
  10. A
  11. B ♭ (или A♯)
  12. B (или C ♭)

Однако расстояния между нотами должны быть такими же, как и для шкалы C.Например: от C до D был тон (или «целый шаг»), потому что между (C #) была нота. От E до F — полутон (или «полутон»; полутон в британском английском), так как между ними не было ноты. Шаблон для крупной шкалы имеет следующий набор шагов:

Note 1-2: тон, Note 2-3: тон, Note 3-4: полутон, Note 4-5: тон, Note 5-6: тон, Note 6-7: тон, Note 7-8: полутон.

Например: мажорная гамма, начинающаяся с D, будет выглядеть так: D (T) E (T) F♯ (ST) G (T) A (T) B (T) C♯ (ST) D и мажорная гамма, начинающаяся с E ♭: E ♭ (T) F (T) G (ST) A ♭ (T) B ♭ (T) C (T) D (ST) E ♭.

Ля минор звучит довольно грустно. Рисунок тонов и полутонов разный. Есть два основных типа минорных гамм: гармоническая и мелодическая.

Есть также хроматические шкалы (все полутоновые ступени) и полнотонные шкалы (все тональные ступени).

Практика гамм важна для людей, играющих на музыкальных инструментах или поющих. Помогает пальцам быть сильными и энергичными (или согревает голос певца). Это также помогает привыкнуть к множеству аппликатуры, которая поможет играть пьесы.

Связанные страницы

Детские картинки

  • Диатоническая гамма в хроматическом круге

  • Лидийская мода, средняя, ​​функционирует как посредник между всей шкалой тонов (верх) и основной шкалой (низ).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *