Разное

Земля фото на трех китах фото: Когда узнали, что Земля круглая ?

Содержание

Когда узнали, что Земля круглая ?

Как плоская истёртая монета,
На трёх китах покоилась планета.
И жгли учёных-умников в кострах —
Тех, что твердили: «Дело не в китах».
Н.Олев

Выйдя на улицу и оглядевшись вокруг, любой может убедиться: Земля плоская. Есть, конечно, возвышенности и впадины, горы и овраги. Но в целом ясно видно: плоская, по краям покатая. Древние с этим давно разобрались. Они видели, как караван скрывается за горизонтом. Поднимаясь на гору, наблюдатели замечали, что горизонт расширяется. Отсюда следовал неизбежный вывод: поверхность Земли представляет собой полусферу. У Фалеса [VI-V века до н.э.] Земля плавает, как кусок дерева, в бескрайнем океане.

Когда же эти представления изменились? В XIX веке утвердился ложный тезис, тиражирующийся до сих пор, что люди считали Землю плоской до великих географических открытий.

 

Так,  в пособии для учителей «Уроки по окружающему миру» 2007 года говорится: «Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трёх китах или трёх слонах и прикрытой куполом неба… Над учёными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь.

Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб… Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин».

На самом деле, уже в III веке до н.э. древнегреческий учёный Эратосфен Киренский (ок. 276-194 до н.э.) не только твёрдо знал, что Земля — шар, но и сумел измерить радиус Земли, получив величину 6311 км — с ошибкой не более 1 процента!

Около 250 года до нашей эры греческий ученый Эратосфен впервые довольно точно измерил земной шар. Эратосфен жил в Египте в городе Александрия. Он догадался сравнить высоту Солнца (или его угловое расстояние от точки над головой, 

зенита, которое так и называется  — зенитное расстояние) в один и тот же момент времени в двух городах — Александрии (на севере Египта) и Сиене (ныне Асуан, на юге Египта). Эратосфену было известно, что в день летнего солнцестояния (22 июня) Солнце в полдень освещает дно глубоких колодцев. Следовательно, в это время Солнце находится в зените. Но в Александрии в этот момент Солнце не бывает в зените, а отстоит от него на 7,2°.

 

 

Такой результат Эратосфен получил, изменяя зенитное расстояние Солнца с помощью своего несложного угломерного инструмента — скафиса. Это просто вертикальный шест — гномон, укрепленный на дне чаши (полусферы). Скафис устанавливают так, чтобы гномон принимал строго вертикальное положение (направлен в зенит) Освещенный солнцем шест отбрасывает тень на разделенную на градусы внутреннюю поверхность скафиса.

 

 

Так вот в полдень 22 июня в Сиене гномон тень не отбрасывает (Солнце в зените, его зенитное расстояние равно 0°), а в Александрии тень от гномона, как видно по шкале скафиса, отмечала деление 7,2°. Во времена Эратосфена расстояние от Александрии до Сиена считали равным 5000 греческих стадий (примерно 800 км). Зная все это, Эратосфен сопоставил дугу в 7,2° со всей окружностью в 360° градусов, а расстояние 5000 стадий — со всей окружностью земного шара (обозначим ее буквой X) в километрах. Тогда из пропорции получилось, что Х = 250 000 стадий, или примерно 40 000 км (представьте себе, это так и есть!).

Если вам известно, что длина окружности равна 2πR, где R — радиус окружности (а π ~ 3,14), зная длину окружности земного шара, легко найти его радиус (R):

Замечательно, что Эратосфену удалось очень точно измерить Землю (ведь и сегодня считают, что средний радиус Земли 6371 км!).

 

 

А ещё за сто лет до него Аристотель (384-322 до н.э.) привёл три классических доказательства шарообразности Земли.

Во-первых, при лунных затмениях край тени, отбрасываемой Землёй на Луну, всегда является дугой окружности, а единственное тело, способно давать такую тень при любом положении и направлении источника света, есть шар.

Во-вторых, корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы «тонут», исчезая за линией горизонта.

И, в-третьих, некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

Но и Аристотель не был первооткрывателем шарообразности Земли, а только лишь привёл неопровержимые доказательства факта, о котором было известно ещё Пифагору Самосскому (ок. 560-480 до н.э.). Сам же Пифагор, возможно, опирался на свидетельства не учёного, а простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.

 

 

А как же церковь?


Было решение об осуждении гелиоцентрической системы, утверждённое в 1616 году папой Павлом V. А вот преследования сторонников шарообразности Земли в христианских церквях не было. О том, что «раньше» церковь представляла Землю стоящей на китах или слонах, придумали в XIX веке.

Кстати, ВОТ ТУТ МОЖНО почитать за что действительно сожгли Джордано Бруно.

 

И всё-таки церковь отметилась в вопросе о форме Земли.

Из 265 человек, которые 20 сентября 1519 года отправились в кругосветное путешествие под водительством Магеллана, только 18 матросов 6 сентября 1522 года вернулись на последнем из кораблей, больные и истощённые. Вместо почестей команде досталось публичное покаяние за один потерянный день в результате движения по часовым поясам вокруг Земли в западном направлении. Так католическая церковь наказала героическую команду за ошибку в праздновании церковных дат.

Этот парадокс кругосветных путешествий долгое время не осознавался в обществе. В романе Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеас Фогг в силу незнания едва не лишился всего состояния. В «Науке и жизни» 80-ых описываются конфликты команд, вернувшихся из «кругосветки», с бухгалтерией, не желающей оплачивать лишний день командировки.

Заблуждения и примитивные представления живучи не только в церкви.

 

 

 

Стоит наверное еще отметить один момент, дело в том, что фигура Земли отличается от шара.

Об этом ученые стали догадываться еще в XVIII веке, но какова в действительности Земля — сжата она у полюсов или у экватора — выяснить было трудно. Чтобы разобраться в этом, Французской академии наук пришлось снарядить две экспедиции. В 1735 году одна из них отправилась проводить астрономические и геодезические работы в Перу и занималась этим в экваториальном районе Земли около 10 лет, а другая, лапландская, трудилась в 1736–1737 годах вблизи Северного полярного круга. В результате выяснилось, что длина дуги одного градуса меридиана неодинакова у полюсов Земли и у ее экватора. 

Градус меридиана оказался у экватора длиннее, чем в высоких широтах (111,9 км и 110,6 км). Так может быть лишь в том случае, если Земля сжата у полюсов и представляет собой не шар, а тело, близкое по форме к сфероиду. У сфероида полярный радиус меньше экваториального (у земного сфероида полярный радиус короче экваториального почти на 21 км).

Полезно знать, что великий Исаак Ньютон (1643–1727) предвосхитил результаты экспедиций: он сделал правильный вывод о том, что Земля сжата, потому наша планета вращается вокруг оси. Вообще, чем быстрее вращается планета, тем больше должно быть ее сжатие. Поэтому, например, сжатие Юпитера больше, чем Земли (Юпитер успевает сделать оборот вокруг оси по отношению к звездам за 9 ч 50 мин, а Земля только за 23 ч 56 мин).

 

 

И еще. Истинная фигура Земли очень сложна и отличается не только от шара, но и от сфероида вращения. Правда, в данном случае речь идет о разнице не в километры, а …метры! Подобным тщательным уточнением фигуры Земли ученые занимаются по сей день, используя для этой цели специально проводимые наблюдения с искусственных спутников Земли. Так что вполне возможно, что в решении задачи, за которую давным-давно взялся Эратосфен, когда-нибудь и вам придется принять участие. Это очень нужное людям дело.

Какой же лучше всего запомнить вам фигуру нашей планеты? Думаю, что пока достаточно, если вы будете представлять Землю в виде шара с надетым на него «дополнительным поясом», своего рода «нашлепкой» на область экватора. Такое искажение фигуры Земли, превращающее ее из шара в сфероид, имеет немалые последствия. В частности, из-за притяжения Луной «дополнительного пояса» земная ось примерно за 26 000 лет описывает в пространстве конус. Это движение земной оси называется 

прецессионным. В результате роль Полярной звезды, которая сейчас принадлежит α Малой Медведицы, поочередно играют некоторые другие звезды (ею в будущем станет, например, α Лиры — Вега). Кроме того, из-за такого (прецессионного) движения земной оси знаки Зодиака все больше и больше не совпадают с соответствующими созвездиями. Другими словами, через 2000 лет после эпохи Птолемея «знак Рака», например, уже не совпадает с «созвездием Рака» и т. д. Впрочем, современные астрологи стараются не обращать на это внимания…

 

 

А откуда же взялось это дурацкое представление о плоской Земле на трёх слонах/китах? 

Нприме Фалес считал, что Земля плавает в воде, как кусок дерева. Анаксимандр представлял Землю в виде цилиндра (при этом указывал, что его диаметр ровно втрое больше высоты), на верхнем торце которого живут люди. Анаксимен считал, что Солнце и Луна такие же плоские, как и Земля, но поправил Анаксимандра, указав, что Земля хотя и плоская, но в плане не круглая, а прямоугольная, и не плавает в воде, а поддерживается сжатым воздухом. Гекатей на основе представлений Анаксимандра составил географическую карту. Анаксагор и Эмпедокл на это основоположникам ничего не возражали, считая такие представления не противоречащими физическим законам. Левкипп, считая Землю плоской, а атомы — падающими перпендикулярно этой плоскости в одном направлении, не мог понять, как же тогда атомы могут соединяться друг с другом, образуя тела — и говорил, что нет, атомы в своём падении должны хоть как-то, хоть чуть-чуть отклоняться. Демокрит в защиту плоской Земли приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Эпикур решил мучившую Левкиппа проблему падения атомов на плоскую Землю, приписав атомам свободу воли, в силу которой они по своему хотению отклоняются и соединяются.

Очевидно, эти древнегреческие учёные-атеисты-материалисты опирались на мифологические представления, изложенные поэтическим языком у Гомера и Гесиода в 7-8 веках до н.э. Аналогичные мифы о плоской Земле были у индусов, шумеров, египтян, скандинавов. Но лезть ещё дальше туда мне не хочется — я пишу совсем о другом. Как курьёз можно отметить книгу «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, написанную между 535 и 547 годами, в которой автор представляет Землю в виде плоского прямоугольника, накрытого выпуклой крышей неба — этакий ларец-сундук. Эта книга была сразу же раскритикована современником Косьмы Иоанном Грамматиком (ок. 490-570), который тогда приводил в качестве обоснования шарообразности Земли те же цитаты из Библии, что и я. Официальная же Церковь в этот спор о форме Земли не вмешивалась, её намного больше волновали еретические взгляды спорящих — Косьма был несторианином, а Иоанн тритеистом и монофиситом. Василий Великий неодобрительно относился к подобным спорам, считая сам их предмет не относящимся к вопросам веры.

Если же заняться поисками слонов/китов, то в первую очередь можно обратиться к популярному в своё время произведению славянской народно-духовной литературы — «Голубиной книге», где есть стих: «На семи китах земля основана». Народное предание о Голубиной книге восходит к «книге за семью печатями» в 5-й главе Откровения Иоанна Богослова, а стих про китов заимствован из апокрифа «Беседа трёх святителей». Выдающийся собиратель славянского фольклора А.Н.Афанасьев писал: «Между нашим простонародьем существует предание, что мир стоит на спине колоссального кита, и когда чудовище это, подавляемое тяжестью земного круга, поводит хвостом, – то бывает землетрясение. Иные утверждают, что исстари подпорою земли служили четыре кита, что один из них умер, и смерть его была причиною всемирного потопа и других переворотов во вселенной; когда же умрут и остальные три, в то время наступит кончина мира. Землетрясение бывает оттого, что киты, отлежав бока, повертываются на другую сторону. Рассказывают еще, что в начале было семь китов; но когда земля отяжелела от грехов человеческих, то четыре ушли в пучину эфиопскую, а во дни Ноя и все туда уходит. И поэтому случился всеобщий потоп». Некоторые лингвисты подозревают, что на самом деле морские животные тут ни при чём, а речь идёт о закреплении Земли по её четырём краям, поскольку в древнеславянском языке корень «кит» означал «край». В таком случае мы опять возвращаемся к Косьме Индикоплову, чья курьёзная книга о прямоугольной Земле была весьма популярна на Руси у простого народа.

 

 

«Общества плоской Земли»

Ну и, чтобы под конец повеселить утомлённого читателя, укажу на такой уже не курьёз, а полный маразм, как существование в наше просвещённое время «Общества плоской Земли». Впрочем, «Общество плоской Земли» существовало с 1956 года по начало XXI века и насчитывало в свои лучшие времена до 3 000 членов. Фотографии Земли из космоса они считали подделками, прочие факты – заговором властей и учёных.

У истоков Общества плоской Земли стоял английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (1816-1884), который в 19-м веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Вселенское зететическое общество. В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи, основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти в 1942 году. В 1956 году Сэмюэл Шентон возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. На посту президента общества в 1971 году его сменил Чарльз Джонсон. За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось: от нескольких членов до приблизительно 3000 человек из разных стран. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка либо Стенли Кубрика. Чарльз Джонсон умер в 2001 году, и в настоящий момент дальнейшее существование Международного общества плоской Земли находится под вопросом. По заявлениям сторонников общества, все правительства Земли заключили мировой заговор с целью обмануть людей. Когда Сэмюэлю Шентону показали фотографии Земли с орбиты и спросили, что он о них думает, тот ответил: «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека».

 

[источники]

источники

http://gazeta.aif.ru/_/online/kids/104/de24_01

http://ourplanetearth.ru/kak-uznali-formu-zemli

http://proza.ru/2009/09/23/952

seapeace.ru/seafarers/captains/274.html

 

Кстати, а вот знаете ли вы, Когда впервые сфотографировали Землю из космоса ?, а вот например кое-кто пытался выяснить Как возникает любовь ?. А вот для вас Волшебные ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРКИ Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=42342

Радомышль – город на семи холмах и трёх китах

Материал из журнала «Антиквар» #98: Ревитализация культурного наследия


Содержание

Тихий, провинциальный по современным меркам Радомышль, конечно же, не претендует на статус Третьего Рима. Впрочем, некоторые параллели с Вечным городом местные жители для себя всё же проводят. Ведь Радомышль тоже лежит на семи холмах, которые, правда, с годами существенно нивелировались. Не менее значимой, чем «счастливая семёрка», является для горожан и цифра «три». Она вновь возвращает к древнему Риму, ассоциируясь с тремя китами, на которых, согласно античным легендам о мироздании, держалась наша планета. Три голубя, изображённые на древнем радомышльском гербе, символизируют три реки — Тетерев и его притоки Мыку и Сухарку, на которых вырос город. В течение нескольких веков главным храмом города считалась церковь Святой Троицы, следовательно, храмовый праздник был общегородским. Традиция эта продолжается и сегодня, поскольку именно на Троицу Радомышль отмечает День города. Ещё одна магическая тройка — три «радомышльских кита», что помогли городу подняться и окрепнуть. Спросите любого из жителей, какие древние названия до сих пор сохранились в городских окрестностях, и они непременно ответят: Мыкгород, Рудня и Папирня.

Из глубины веков. История Радомышля

Ныне Мыкгородом зовётся пригород Радомышля. А несколько веков назад это было небольшое село, унаследовавшее своё имя от славного Мыческа, или Мык-города. Летописец рассказывает, как в 1150 году под натиском Владимирко Галицкого отступал из этого города киевский князь Изя­слав Мстиславич. Покорённые мычане откупились от князя-галичанина серебром, причём в немалом количестве, поскольку женщинам пришлось снять с себя даже нательные украшения.
Впрочем, в летописях речь идёт уже о заселённом и обжитом городе, а история его начинается гораздо раньше. Первые следы пребывания здесь homo sapiens относятся к эпохе позднего палеолита (35–30 тыс. лет назад). В 1956 году при выполнении земляных работ в подшефном колхозе местные школьники наткнулись на огромные кости. Благодаря своевременному вмешательству учителей, работы были прекращены, а к месту находки прибыли учёные, которые и определили, что это останки мамонта. Вскоре археологи открыли на том месте палеолитическую стоянку, вошедшую в научный обиход под названием Радомышльская. Откопанные на ней биологические и кремневые образцы ныне хранятся в столичном археологическом и радомышльскомкраеведческом музеях.

Вокруг современного Радомышля можно видеть остатки легендарных «Змиевых валов», которые опоясывали Киев и другие древние поселения, помогая обороняться от недругов.

В изданном в 2009 г. академическом трёхтомнике «Древняя история Украины» Мыческ назван в числе главных городов и форпостов Древней Руси, поскольку через него пролегал важный торговый и транспортный путь в западные земли и державы.

Мычане считаются одним из основных древлянских племён. Недаром, наверное, на городском гербе (дарованном уездному Радомыслю в 1796 году) увековечено летописное предание о покорении мятежного племени княгиней Ольгой. Голуби с горящими факелами напоминают о трагической судьбе сожжённого ею в 946 году главного древлянского города Искоростеня. В то же время этот символ мог свидетельствовать и о мести Ольги самому Мыческу, ведь историки склоняются к мысли, что древлянское княжеское объединение представляло собой федерацию из нескольких окружённых лесами образований, каждое из которых имело своего князя. «И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах… И пошла Ольга с сыном и дружиной по древлянской земле, устанавливая везде уставы и уроки, как платить оброк и дань», — читаем в «Повести временных лет».

О древлянских корнях напоминают и вырезанные из столетних дубов изображения предков на символической арке при въезде в город. К слову, сейчас в Радомышле начинает воплощаться оригинальный замысел по превращению в скульптуры стволов аварийных деревьев. Первые образцы уже появились у городскогокраеведческого музея.

Ещё одна связанная с Мы­ческом-Мыкгородом дата — 1159 год — свидетельствует о даро­вании города Андреем Бо­го­люб­ским Киево-Печерскому монастырю. У исследователей, впрочем, эта «дарственная грамота» вызывает сомнения, ибо «всплыла» она неизвестно откуда уже в ХVІ веке, когда после ордынского опустошения начался передел «ничейных» владений. К тому же князь Андрей в ту пору не имел никаких прав на Киевщину, а потому не мог распоряжаться её землями. Специалисты также отмечают не характерный для ХII века языковой стиль документа и несоответствие той эпохе некоторых упомянутых в нём названий населённых мест и рек. Привлекает внимание то, что в исторических источниках Мыческ и земли вокруг него упоминаются как «материзна», то есть наследство от матери, в данном случае от Андреевой бабушки Екатерины. С одной стороны, это вроде бы указывает на наследственные права князя, а с другой — на довольно высокий статус древнего города. Вряд ли правитель княжеского ранга взял бы себе жену из какого‑то захолустья…
Но факт остаётся фактом: Мыческ стал церковной собственностью, и это во многом определило дальнейшее весьма успешное развитие края. Стараниями Лавры на противоположном берегу Мыки было заложено замковое поселение, от которого с 1569 года и начало распространяться всем знакомое название Радомысль.

Историческая реконструкция обустройства Радомысльского замка, выполненная И. Драгуном и Л. Тимошенко

 

Согласно легенде, такое на­именование является производ­ным от «радостной мысли», сподвигшей мычан поселиться на более высоком берегу. Поговаривают также о «раде горожан», которую и посетила эта здравая идея. Примечательно, что подобные «радостные мысли» в ХVI веке охватили жителей сразу нескольких поселений в довольно отдалённых друг от друга краях, поскольку название Радомысль получили основанные в тот же период местечки на Волыни (под Луцком), в Польше, Чехии и даже на Балканах. В связи с этим более вероятным представляется версия о происхождении топонима от древнего славянского имени Радомысл или от слова «радомысл» — так кое‑где титуловали советника сановного лица. Связывают название города и со старочешским именем Мычек, которое является аналогом нашего Николая (чешский язык, кстати, считается самым «чистым» среди всех славянских). Имя именно этого святого носил упоминавшийся в исторических источниках монастырь, «у Мыческа лежащий».

По тогдашней традиции странствующие монахи нередко устраивали свои обители в рукотворных или естественных пещерах. Поэтому довольно убедительным кажется предположение, что древний Мыческий монастырь находился именно в детинце современного Радомышля, а остатками подземных монашеских лабиринтов могут являться легендарные радомышльские подземелья, время от времени дающие о себе знать неожиданными провалами или проседаниями грунта. Местные старожилы рассказывают о входах в таинственные пещеры, которые иногда открывались после ливней или оползней на высоких радомышльских кручах.

Богатство может измеряться не только благородными металлами, но и железом

Заболоченные поймы здешних рек, служившие дополнительной защитой от незваных гостей, способствовали также хозяйственно-экономическому росту Мыческа, а потом и Радомысля. Именно в поймах издавна был налажен местный рудный промысел.

Упоминания о радомышльских рудниках такие же давние, как и о Мыкгороде. По крайней мере, на рубеже XIV — ХV веков уже вполне достоверные грамоты киевского князя Владимира Ольгердовича и его преемников свидетельствовали о принадлежности Мыческа и находившейся возле него Рудни сквирским князьям Рожиновским. А в описании имущества Киево-Печерской лавры, составленном в 1593 году, перечислены семь рудников вокруг Радомысля, дававших ежегодно 500–700 пудов железа каждый. Выплавляли его из болотной руды, которой была богата древлянская земля. Руду просто выкапывали, поскольку залегала она, как правило, не глубже двух-трёх лопат от поверхности. Выкопанные бурые валуны с содержанием металла 30–50 процентов перемывали и свозили на «железный завод», который был одновременно и металлоплавильным, и кузнечным производством. Из добытого железа делали разнообразный хозяйственный инвентарь, а также оружие — не зря же во время освободительных казацких войн середины ХVII века шла борьба и за стратегические полесские рудники!

Здание бывшей женской гимназии в уездном Радомысле, где теперь размещается детская музыкальная школа. Фото 1970-х гг.

Одним из памятных казацких мест является для радомышлян урочище «Криниченька». По преданию, под растущими там вековыми дубами отдыхало перед боем за Бердичев войско Богдана Хмельницкого, наслаждаясь водой из природного источника. Вода, между прочим, имеет повышенное содержание железа.

Важное промышленное значение здешних рудников подтверждают и документы ХVIІI столетия. После раздела Речи Посполитой в 1793 году полесские месторождения стали собственностью Российской империи. Сенатор Пётр Кинин, зять влиятельного царедворца Ардалиона Торсукова, заполучившего кусок владений бывшего радомышльского митрополичьего ключа, снарядил туда экспедицию для разведки рудников, надеясь их восстановить. Но выводы оказались неутешительными: запасы руд были уже незначительными, а качество находившегося в них железа невысоким.

Однако традиции древнего промысла продолжились в кузнечном деле. Мастерство местных умельцев можно оценить по сохранившимся кованым оградам на старом городском кладбище и по узорчатым навесам, которые по сей день украшают входы старинных домов и служат своеобразной визитной карточкой города.

Руднянский «холм» и связанный с ним давний промысел напоминает о себе красноречивыми названиями окрестных поселений, а также пористыми следами рудных залежей, которые сверкают под лучами солнца на обрывистых притетеревских кручах.

На этих городских строениях, как и на музыкальной школе, сохранились старинные кованые кружева

Защищая информационное пространство

А вот монахов с киево-печерских холмов здешние места привлекли не только запасами руды. В 1612 году лаврский архимандрит Елисей Плетенецкий построил на реке Мыке мельницу, при которой основал бумажную мануфактуру. Это производство должно было снабжать бумагой лаврскую типографию и, выражаясь современным языком, защищать православное информационное пространство. Учитывая постоянную и немалую по объёмам издательскую деятельность сплочённых архимандритом лаврских интеллектуалов, можно предположить, что радомысльские «папірники» без работы не сидели. На изготовленной здесь бумаге печатались служебные церковные книги, полемические произведения, школьные учебники, словари и даже поэзия.

В культовом для радомышлян историческом романе Зинаиды Тулуб «Людоловы», одним из персонажей которого является лаврский настоятель, подробно описана работа бумажной фабрики, где тон поначалу задавали иностранные мастера. По тогдашней технологии делали бумагу из тряпья: его чистили, отбеливали, а затем зубчатыми валами растирали в порошок и замешивали до состояния жидкой беловатой массы. Потом эта масса тонким слоем разливалась в четырёхугольные формы с сетчатым дном, через которое стекала вода. Остававшийся густой осадок подсыхал, уплотнялся, глянцевался, образуя в итоге готовый для печати бумажный лист.

Развёрнутое Елисеем Плетенецким бумажное производство стало первым подобным предприятием на прикиевских территориях и составило весомую часть просветительской подвижнической деятельности архимандрита. «Папірню в Радомислі побудував коштом немалим на подивення у тім краю і як річ небувалу виставив та поніс», — сказал в поминальной речи о заслугах своего предшественника Захария Копыстенский.

На филиграни (водяных знаках) радомышльской бумаги, образцы которой дошли до наших дней, просматриваются родовые гербы Е. Плетенецкого и З. Копистенского, а также очертания культового здания. Возможно, перед нами изображение радомышльского храма, упоминавшегося в податных реестрах ХVІІ века. Однако церковь на этих землях существовала значительно раньше. А самую древнюю, скорее всего, возвели возле своих пещер первые монахи. В 2011 году участники Восточно-Волынской экспедиции Института археологии НАН Украины обнаружили на том месте следы фундамента древнерусской храмовой постройки XI–XII веков, которая нашла своё продолжение в зафиксированной в ле­тописях церкви Святой Троицы. В XVIII веке онастала кафедральной для униатских греко-ка­то­ли­ческих митрополитов.

Филиграни радомысльской папирни

В эпицентре униатства

Символично, что именно в Радомышле — бывшем стольном граде униатской митрополии — три месяца назад прошла научная конференция, посвящённая 300‑летию Житомирской унии. Учёные, богословы, краеведы, собравшиеся в гостеприимном музейном комплексе «Замок Радомысль», сошлись во мнении, что благодаря провозглашённой унии на левобережных землях, подвластных Речи Посполитой, удалось сохранить украинские национальные традиции, культуру, духовность. Униатская церковь стала здесь своеобразным мини-государством со столицей в Радомысле.

То, что униатские митрополиты выбрали для своей резиденции этот городок, находившийся после Руины в почти полном запустении, в значительной мере способствовало его подъёму. Митрополия укрепила и умножила радомысльские владения, наладила эффективную хозяйственную деятельность, вдохнув жизнь в давние местные промыслы, основала новые поселения. Возрождала она и храмы. Даже источники полностью православного XIX века подтверждают, что большинство церквей в Радомышле и вблизи него были построеныи восстановлены униатами.

Древнейшие сохранившиеся до наших дней со­оружения на радомышльской земле относятся именно к униатскому периоду. Об их первоначальном виде говорить, увы, не приходится, поскольку он был сильно изменён многократными и нелепыми ремонтами, реконструкциями, перестройками. Для многих, к примеру, стали откровением обнаруженные в этом году на районном Доме культуры следы древней кирпичной кладки, которая открылась под слоем штукатурки в ходе очередного капитального ремонта. Эта кладка красноречиво указывает и на давность здания, служившего в XVIII веке митрополичьими палатами, а на протяжении ХІХ — первой половины ХХ века католическим костёлом, и на его культовое предназначение.

Трудно узнать в современном жилом доме на углу Старокиевской и Большой Житомирской бывшую униатскую духовную семинарию, которая со временем стала дворянским училищем; в стенах бывшей консистории разместилось учебное заведение…

Как митрополичья резиденция Радомысль стал местом проведения церковных соборов, синодов с участием большого количества сановных гостей. Здесь происходило рукоположение священников и посвящение в епископы. В радомышльской земле упокоены митрополиты Лев Шептицкий (предок известного главы Украинской греко-католической церкви в ХХ веке Андрея Шептицкого) и Ясон Юноша-Смогоржевский. Очевидно, они были похоронены близ упомянутого Свято-Троицкого храма.
Недаром во многих исторических источниках ХVIII век упоминается как время бурного развития Радомысля и его становления именно как города.

Могилы святого цадика Авраама Еошуа Тверского и его родных

Меньшинство, ставшее доминирующим

Введённая митрополией арендная форма хозяйствования способствовала колонизации края, прежде всего — евреями. По переписи 1896 года еврейская часть населения Радомышля составляла 71 процент. В уездном городе действовали государственные и частные еврейские училища, молитвенные дома, синагога. Несмотря на миграции и гонения, евреи сохранили здесь свою самоидентичность и национальные традиции, благополучно уживаясь при этом с коренным населением и другими этническими группами.

Эту многолетнюю традицию прервал учинённый нацистами холокост. В радомышльском «Бабьем Яру» — лесном урочище Кузьмичи на южной окраине города — в августе 1941 года было расстреляно около двух тысяч евреев. Другим страшным местом стало урочище Черча, где расстрелы продолжались в течение всей оккупации. Здесь казнили и евреев, привезённых из Ирпеня.

Антиеврейские карательные акции начались в Радомышле сразу после революционных событий 1917 года. Только недавно на радомышльском киркуте (еврейском кладбище) восстановили захоронение святого цадика и праведника Авраама Еошуа Твéрского, внука чрезвычайно уважаемого хасидами брацлавского Ребе Нахмана. Вместе с сыном его расстреляли в 1919‑м. Здесь похоронен и младший сын основателя хасидского движения хабад раби Шнеура Залмана из Ляд — Моше.

В числе известных евреев-радомышлян — один из самых знаменитых канторов начала ХХ века Зай­дель Мороговский, эпатажный художник, любимец Монпарнаса Саша Залюк, поэты Рива Балясная и Григорий Корин (Коренберг), литераторы Абрам Веледницкий и Дора Шульнер.

В семьях эмигрантов из Радомышля родились всемирно известный учёный-биофизик Леон Белл и джазовый музыкант Герб Алперт. Уроженцем Радомышля был и прославленный актёр и режиссёр Ролан Быков. Наконец, довольно распространённая в еврейской общине фамилия Радомысльский (Радомышльский) прямо указывает на то, из какого города происходили предки её обладателя.

Между тем, с этой фамилией связана почти анекдотическая история. Когда в декабре 1943‑го после изгнания гитлеровцев из Радомысля об этом, как положено, объявило Совинформбюро, текст сообщения разозлил Сталина. «Как? До сих пор не переименовали?!» — возмутился он. Оказывается, название «Радомысль» напомнило Иосифу Виссарионовичу о расстрелянном оппозиционере Зиновьеве, настоящая фамилия которого была Радомысльский. И якобы поэтому букву «с» в названии города вскоре заменили на «ш».

Но в действительности Радомысль стал в 1946 г. Радомышлем по другой причине. Когда после Второй мировой СССР и Польша выясняли отношения путём высылок-переселений украинцев и поляков, заодно привели «к исторической идентичности» и топоним, «освободив» его от всяких намёков на польское прошлое.

Величие и потери уездного города

Ещё одним «золотым веком» для Радомышля был его уездный период. В 1795 году город царской милостью превращён в центр одноимённого уезда Волынской, а через два года — Киевской губернии. Новый статус поднимал Радомышль до уровня Житомира, Черкасс, Ровно, Луцка, Полтавы и других городов, ставших теперь не просто областными, но и крупными хозяйственными и культурными центрами.

Радомысльский уезд охватывал большинство земель Киевского Полесья. Простирался он от Брусилова и Коростышева до Малина и Чернобыля и граничил с тремя губерниями: на севере — с Минской, на западе — с Волынской, на востоке — с Черниговской. Имея территорию 8 429 квадратных вёрст (9 593 км2), он был самым большим по размерам уездом Киевской губернии. Для сравнения: такую же площадь занимает Кипр, а ещё это треть территории нынешней Житомирской области.
На выбор Радомысля в качестве уездного центра повлияло, очевидно, несколько факторов. Первый — политический: отмена владения городом униатской митрополии. В то же время бывшая митрополичья резиденция значительно удешевляла обустройство городских и уездных учреждений — именно в этих зданиях их и разместили.

Радомышль. Вид на Тетерев

Не последнюю роль сыграл и гео­графический фактор. Радомысльский уезд имел «нестандартную» форму и напоминал два соединённых между собой четырёхугольника («северный» и «южный»). Сам Радомысль располагался в южной части вблизи «угла соединения» и был почти равноудалённым от Киева и Житомира. Во всяком случае, город получил хорошие стартовые возможности и достаточно успешно их реализовывал. Так, его население выросло с 1793 по 1913 год в восемь раз и достигло 15 000 человек. Постепенно набирал мощь и хозяйственный комплекс — недаром Радомышль считался одним из самых перспективных городов региона.

Вместе с тем, ощутимые потери в его социально-экономическом развитии были связаны с транспортным фактором. Сначала —в середине XIX века — Радомысль обошло новопостроенное Киево-Брестское шоссе (оно пролегло в 18 верстах от него), а «контрольным выстрелом» стала прокладка стратегической Киево-Ко­вельской железной дороги также в обход уездного центра. Раздосадованные радомышляне обвиняли в бездействии местную верхушку, которая не смогла «убедить» чиновников завернуть колею в уездный город, поскупившись на взятки. Городскому голове с почти тридцатилетним стажем Никодиму Гарбарову это стоило должности, но неблагоприятную для Радомышля ситуацию не изменило. А ведь уже и вокзал строился, и насыпь делалась…

г. Радомышль, Ругаловская улица

Обереги городского прошлого

Радомышль отчасти сохранил колорит прежнего уездного города. К сожалению, революционный лозунг «война дворцам» сподвиг большевиков на разрушение роскошных усадеб Куперницких и Любанских; в 1963‑м сгорело помещение бывшего городского театра. Говорят, его подожгли, дабы скрыть хищения во время капитального ремонта. А вот величественное здание бывшего земства используется и сегодня — для нужд медицины.

Бывшие особняки радомысльской знати служат сегодня социальным потребностям города

«Скорая помощь» занимает дом, который в XIX веке принадлежал городничему Карлу фон Раабе­ну, а затем — городскому врачу Цезарию Любинскому. Интересно, что после ареста Раабена за участие в польском восстании 1830–1831 годов местные власти планировали выкупить у его жены дом для обустройства в нём городской больницы. Как видим, реализовался этот замысел, хотя и отчасти, уже в советское время. Впрочем, сейчас от бывшего особняка осталась только треть…

Администрации райбольницы выделили усадьбу одного из самых зажиточных радомышлян — фабриканта Г. Горенштейна. Неподалёку обосновались энергетики, переоборудовавшие под офис здание бывшей городской электростанции. Своим видом оно больше напоминало культовое здание — возможно, потому, что возведено было рядом с кладбищем.

Мужская Гимназия

Одним из символов старины является в сегодняшнем Радомышле бывшая водонапорная башня, стоящая в самом центре города. Хотя по возрасту она не такая уж старая — несколько лет назад ей пошла лишь вторая сотня лет. В своё время это сооружение служило ещё и пожарной каланчой, потребность в которой отпала, когда пожарная команда, почти век квартировавшая рядом — в бывшем доме адвоката Герценштейна — переехала в новое депо на городской окраине. Дом, в котором жили пожарные, спустя несколько лет выкупили радомышльские предприниматели и… сравняли его с землёй. Попытка местных властей реконструировать башню, чтобы сделать её экскурсионным объектом, не принесла желанных результатов, а только исказила первоначальный вид сооружения.

В бывшей мужской гимназии ныне функционирует санаторная школа

Здание, где в советское время размещался суд, считалось одним из культурных центров уездного Радомысля. В этом особняке, в разные годы принадлежавшем мещанам Зеленко и дворянам Вержбицким, устраивались музыкальные вечера для городской знати. Вероятно, именно здесь в 1888 году дал свой благотворительный концерт в помощь погорельцам Пётр Чайковский.

До сих пор служат образовательным целям построенные ещё в начале ХХ века здания высшего начального четырёхклассного училища (в нём теперь находится общеобразовательная школа № 3), а также мужской и женской гимназий (ныне в них соответственно санаторная и музыкальная школы). Четыре из шести городских детских садов также используют дома, появившиеся в уездный период.

Среди достопримечательностей современного Радомышля — башня, обеспечивавшая когда-то город водой и помогавшая контролировать пожарную ситуацию. Фото 2004 г.

Из многочисленных культовых сооружений, функционировавших в городе до 1917 года, своё назначение сохранил лишь Свято-Николаевский собор, построенный в 1883 году по проекту губернского архитектора Николая Юргенса. Примечательно, что возводился он одновременно с Владимирским собором в Кие­ве. Учитывая то, что внутренняя роспись обоих храмов имеет много общего, а иногда и тождественного, бытует мнение, что знаменитые живописцы В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и другие творцы киевского шедевра были причастны и к оформлению радомышльского храма. К сожалению, теперешний внешний вид собора значительно отличается от первозданного, поскольку в пору «воинствующего атеизма» его колокольня была разрушена.

Парадоксально, что власти, безжалостно уничтожившие радомышльские православные храмы, костёл и синагогу, не тронули кирху, несмотря на то, что Германия дважды в течение ХХ века вела здесь военные действия и устанавливала оккупационный режим. Как жилой дом это сооружение функционирует по сей день.

С десяток семей проживает в здании, освободившемся после переезда земской больницы. В итоге под коммунальное жильё было приспособлено большинство строений уездного Радомысля, как, например, дома «отцов города» — Григорьевых, Лозинских, Подановских, Вахеров, Колтоновских, Пекарских и других.

Закалённые Радомышлем

Так в наше время выглядит Николаевский собор. Фото И. Быкова

Перечисленные фамилии бывших домовладельцев мало о чём говорят сегодняшним радомышлянам. Однако некоторые их современники, особо отличившиеся в научной или художественной сферах, прославили не только себя, но и город, из которого происходили.

Рождённый в семье радомысльского городского врача Анатолий Бочвар считается основоположником отечественного металловедения. Его сын Андрей, продолживший дело отца, внёс неоценимый вклад в оборонную мощь СССР. Он был одним из создателей лучшего танка Второй мировой войны Т-34 и входил в число учёных, которые работали над созданием советского ядерного щита.

Разработки ещё одного радомышлянина — Сергея Гусовского, долгое время возглавлявшего киевский завод «Арсенал», до сих пор используются в украинской оборонной промышленности.

В создании лучших украинских самолётов АНТК им. О. Антонова участвовал уроженец Радомышля авиаинженер Михаил Березюк, трагически погибший во время испытательного полёта АН-70.
Становлению украинского войска в революционный период 1917–1922 годов способствовали радомышляне Николай Архипович, Владимир Равич-Каменский, Александр Чубенко.

Современные принципы межгосударственных отношений на­шли своё юридическое обоснование ещё в XIX веке в трудах известного правоведа Василия Незабитовского. Его брат Степан, служивший врачом, является одним из немногих украинцев, оставивших автограф в дневнике Тараса Шевченко. В Радомысле родился и известный шевченковед Николай Мацапура.

Нынешняя украинская столица в определённой мере обязана Радомышлю своим архитектурным обликом. Ведь именно здесь прошли детские и юношеские годы академика Анатолия Добровольского, фактического руководителя реконструкции послевоенного Киева и главного городского архитектора в 1950–1955 гг. А вот потомок другого прославленного киевского зодчего — Ивана Григоровича-Барского Константин Григорович-Барский в 1912–1917‑х гг. возглавлял в Радомысле земскую управу и даже представлял Радомысльский уезд в IV Государственной думе.

На главные миграционные потоки и направления в Радомышле давно указывали местные топонимы. Кстати, уже в первые постсоветские годы радомышляне восстановили исторические названия своих главных улиц, в числе которых Старокиевская, Большая и Малая Житомирские. Зато с карты Киева Радомышльские улица и пере­улок тихонько исчезли, впрочем, как и с житомирской…

А это его первозданный вид на фоне старинной Троицкой церкви

С точки зрения сегодняшнего дня

Нынешняя производственная сфера Радомышля также опирается на старые традиции. Построенная в 1906 году на Мыкгороде братьями-чехами Францем и Игнатом Альбрехтами пивоварня ныне функционирует как пиво-безалкогольный комбинат «Радомышль». Являясь одним из лидеров отрасли, он привлекает в город множество пивных гурманов. Наряду с современными мощностями здесь сберегли и первоначальные цеха, и определённые традиции, идущие из древности. Ведь первые упоминания о пивоварении в Радомышле относятся ко временам митрополии, то есть ХVIII веку.

Главное богатство древлянского края — леса — радуют грибников и ягодников, устремляющихся сюда из ближних и дальних краёв, а живописные озёра, реки и пруды привлекают любителей рыбалки. Взор путешественников тешат удивительной красоты пейзажи, которые открываются с притетеревских холмов, и, конечно же, панорама самого Радомышля. В последние годы поток приезжих значительно увеличился, ведь историко-культурный комплекс «Замок Радомысль» входит в перечень самых привлекательных туристических объектов современной Украины. Вместе с тем его посетители не упускают возможности ознакомиться и с другими памятными местами древнего города, придающими ему неповторимый шарм и сохраняющими колоритный и притягательный духпрошлого.

Замок-музей Радомысль. Фото Д. Краснова

Церковь учила, что земля стоит на трех китах?

С точки зрения Православной Церкви вопрос о форме планеты Земля (шар, диск или полусфера) и окружающего ее неба (купол/сфера) не имеет догматического значения и может решаться произвольным образом, о чем свидетельствует древняя святоотеческая традиция Античности и Средневековья.

1. Святые отцы о шарообразной модели Земли

Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753) фиксирует легитимность шарообразной модели Земли в «Точном изложении православной веры»:

«Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной… Некоторые полагали, что небом все окружено, и оно, будучи шарообразно… находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу… Другие же представляли небо в виде полушария, основываясь на словах боговдохновенного Давида: простираяй небо яко кожу (Пс. 103, 2), т. е. как шатер… Впрочем, так ли это или иначе, но все произошло и утверждено божественным повелением» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава VI. О небе).

Свт. Василий Великий (330 — 379) допускает, что Земля может быть как шаром, так и диском, ввиду того, что Священное Писание не сообщает ничего определенного по данному вопросу:

«Писавшие о мире, рассуждали о фигуре Земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), но я не соглашусь признать наше повествование о миротворении стоящим меньше уважения, потому что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность Земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, насколько простирается земная тень, и как эта тень, падая на луну, производит затмение. Если умолчал он о сем, как о бесполезном для спасения, то ужели за это слова Духа Святого сочту маловажнее человеческой мудрости? (Василий Великий. Беседы на Шестоднев, 9)

Свт. Григорий Нисский (335 — 394) исходит из представления о шарообразности Земли в своем объяснении чередования дня и ночи, что было бы немыслимо, если бы шарообразная модель Земли противоречила Священному Писанию и православной догматике:

«…При появлении солнца над землей тень её обращается в противоположную сторону, потому что шарообразная поверхность не может в одно и то же время быть кругом объята лучом, но по всей необходимости, на какую часть земли отбросит солнце лучи, без сомнения, делаясь неким сосредоточением шара, на другом конце прямого поперечника будет тьма, и таким образом на прямо противоположном конце по прямой черте идущего луча непрестанно сопутствует солнечному течению тьма, так что надземное и подземное место по очереди в равной мере бывают во свете и во тьме; так и о всем ином, что усматривается в виде стихий на нашем земном полушарии, естественно не сомневаться, что то же самое бывает с этим и на другом полушарии» (Григорий Нисский. «Диалог о душе и воскресении», речь от лица сестры Макрины).

Свт. Амвросий Медиоланский (340 — 397) называет Землю и звезды шарами; вообще весь видимый космос по святителю также имеет шарообразную форму:

«Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис.40:12–13). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).

«Мы пойдем туда, где рай сладости, где Адам, попавшийся разбойникам, теперь не знает, что значит оплакивать раны свои, где и сам разбойник радуется вступлению в Царствие Небесное, где нет ни туч, ни громов, ни молний, ни ярости ветров, нет ни мрака, ни сумерек, ни лета, ни зимы, где не будет смены времен года, ни стужи, ни града, ни дождя, где не будут нужны ни это солнце, ни луна, ни шары звезд, но будет сиять одна только светлость Божия (3Езд. 7. 42)» (Амвросий Медиоланский. О благе смерти).

«Мир имеет началом своим Бога, а также по Его произволению хотя и шарообразен, но не вечен» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).

«Изначала сам мир, когда соединились атомы стихий в пустоте, сгустился, подобно незатвердевшему шару» (Амвросий Медиоланский. Письма 54–77).

Шаром Землю называет и Блаженный Иероним Стридонский (342 — 420):

«Никто не сомневается в том, что море покрыло голову Ионы, что он нисшел до оснований гор и достиг до глубины земли, как бы до верей и столпов, на которых, по воле Божией, держится шар земной, о чем в другом месте говорится: «Аз утвердих столпы ея» (Псал. 74, 4)» (Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Ионы).

«Чрез Моисея освобождается народ Божий из Египта, но чрез Иисуса Христа из всего земного шара, по которому он разсеян. Это отчасти и теперь исполняется в мире, но вполне исполнится тогда, когда с востока и запада, севера и юга придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Матф. 8. 11), так что после того как войдет полное число язычников, весь Израиль спасется (Рим. 11. 25, 26)» (Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию).

Прп. Беда Достопочтенный (672/3 — 735) доказывает, что по форме Земля является именно шаром:

«Глава 46. О том, что земля подобна шару. Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга» (Беда Достопочтенный. De Temporum Ratione).

2. Святые отцы о шарообразной модели неба

Легитимность представления о шарообразности неба для Православной Традиции имплицитно подтверждается позицией древних отцов, которые высказывались в пользу шарообразной модели Земли (подразумевается, что такую же шарообразную форму в рамках данной модели по умолчанию имеет и окружающее Землю небо).

Блаженный Августин (354 — 430) отдельно проговаривает, что Священное Писание оставляет открытым вопрос о том, является ли небо по своей форме куполом (как предполагает концепция плоской Земли) или шаром (как предполагает концепция шарообразной Земли):

«Авторы наши имели правильное познание о фигуре неба, но Духу Божию, который говорил чрез них, не угодно было, чтобы они учили людей о подобных, бесполезных для спасения, предметах» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).

«Какое, в самом деле, мне дело, со всех ли сторон небо, как шар, окружает землю, занимающую центральное место в системе мира, или же покрывает ее с одной верхней стороны, как круг?» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).

Августин также поясняет, что образ шатра, используемый Писанием для обозначения неба одинаково приложим как к куполообразной, так и шарообразной модели неба:

«И действительно, наше сравнение [неба] с шатром, принимаемое даже и буквально, не представляет затруднения для тех, которые называют небо шаром. Весьма вероятно, что о фигуре неба Писание говорит сообразно с тою его стороною, которая находится над нами. Отсюда, если небо не шар, то оно — шатер с одной только стороны, которою покрывает землю, а если — шар, то — шатер со всех сторон» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).

ИСТОЧНИК:

⭐ Земля на трех китах фото — Рейтинг сайтов по тематике на RANKW.RU

Tri-kita.ru — доменное имя свободно для покупки

Tri-kita.ru три кита,на трех китах,три кита скачать,три кита экономики,магазин три кита,три кита зануда,тато три кита,gipsy king три кита,три кита зануда gipsy king,мебельный три кита,три кита песня,три 3 кита,три кита мебельный магазин,три кита презентация,текст…

tri-kita.ru

tri-kita.ru три кита, на трех китах, три кита скачать, магазин три кита, три кита зануда

    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 0

Рейтинг:

21.9

Поселок для северян в середней полосе — Проект Земледелец

Проект «Земледелец» — это проект организации трёх посёлков для северян в Новгородской области

хором.рф

земля, купить, участок, продажа, земля мурманск

    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 0

Рейтинг:

16.0

| Продажа земли кфх|земля кфх|земля владимирская область|дешевая земля|земля Киржач|участки кфх

Продажа кфх земли во владимирской области, киржачский район, земля дешево, сельхоз земля, большие участки земли, земля под ферму, земля под производство.

zemkfh.ru

участки кфх, продажа земли, участки у воды, красивая земля, инком

    Google PageRank: 0 из 10   

Рейтинг:

14.0

Галерея «Земля-Человек-Небо»

Галерея «Земля-Человек-Небо» – галерея художественных фотографий в рамках трех тематических разделов. В разделе «Земля» представлены фотографии живой природы, городских пейзажей и ландшафтов различных уголков Земного шара. Раздел «Человек» включает фотографии…

fotowebsite.ru

галерея, фотография, земля, человек, небо

    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 0

Рейтинг:

13.3

Земля — уникальная планета! | Все самые интересные факты и места нашей планеты

Планета Земля | Земля — уникальная планета. Факты о планете Земля, вид планеты Земля, описание планеты Земля. Земля — живая планета : природа планеты Земля,

o-planete.ru

планета земля, вид планеты земля, история земли

Рейтинг Alexa: #2,296,130    Google PageRank: 0 из 10   

Рейтинг:

13.3

Музыкальный журнал «FAKE-MM»

Fake MM — информационный портал, стоящий на трех китах, имя которым: музыка, мода и кино. Интернет-журнал рассчитан на молодых людей, жизнь которых безостановочно вращается вокруг фильмов и сериалов, русского и зарубежного рока, на парней и девушек, не представляющих…

fake-mm.ru

fake-mm, fake, рок, метал, хард кор

Рейтинг Alexa: #6,025,098    Google PageRank: 2 из 10   

Рейтинг:

12.9

Река Дон фото весной***Live reka don.

Живописное состояние реки Дон ранней весной ,когда вдруг перестает существовать время. Донское фото склеил из трех кадров в фотошопе. Live photo-don.

Астронавтка показала фото нашей планеты с МКС, но оценили не все. У фанов теории плоской Земли есть возражения

Сотрудница NASA опубликовала захватывающие фотографии Земли из космоса, но, помимо восторгов, снимки вызвали волну критики от тех, кто считает, что планета плоская. Несмотря на научный и технический прогресс, сторонников теории плоской Земли оказалось немало — и они убеждены в своей правоте. Всех их объединяют один-единственный аргумент, упорство и вера в свои идеалы.

Джессика Меир — астронавт NASA — опубликовала в своём твиттере пост, в котором показала пользователям вид на Землю с МКС. Пост девушки набрал 2,5 тысячи лайков, а ретвитнули его почти 400 человек. Да и как не ретвитнуть такую красоту.

К посту были прикреплены три снимка — и каждый из них одинаково завораживает.

Женщина показала, как меняется вид на Землю во время пребывания в космосе.

Некоторые пользователи твиттера не смогли не оценить красоту снимков.

Но так просто всё не закончилось, и в комментарии к посту пришли сторонники теории плоской Земли. Общество плоской Земли, основанное ещё в XIX веке, не прекратило своё существование до сих пор. Сторонники теории верят, что наша планета — никакой не шар, на самом деле она плоская и окружена стеной льда. Вот так выглядит макет нашей планеты с точки зрения общества плоской Земли — и использовать его следует вместо глобуса:

Аргумент у сторонников этой теории был всего один, зато веры в свою правоту — хоть отбавляй.

Это хитрое приспособление, о котором напомнил комментатор, искажает изображение примерно таким образом:

Действительно, опираясь на внешнее сходство, некоторые параллели между этим визуальным эффектом и тем, как выглядят снимки с МКС, провести можно. Этого для фанатов теории плоской Земли оказалось достаточно.

А кто-то даже попытался разгадать, где находилась сотрудница NASA (не на МКС же, в самом деле).

У этого же пользователя есть настоятельная просьба к астронавтам.

Астронавт, опубликовавшая пост, не стала утруждать себя ответом на эти заявления, ведь в споре истина не рождается, а из дискуссии с такими упорными ребятами, как плоскоземельщики, вообще ничего путного, вероятнее всего, не выйдет.

Впрочем, сторонники теории плоской Земли — это не какая-то малочисленная группа отщепенцев. Их много, и среди них даже есть знаменитости. Звезда сериала «Очень странные дела» Милли Бобби Браун вдруг уверовала в плоскую Землю, правда, подписчики быстро простили её, ведь она слишком милая девушка, чтобы на неё злиться.

Вне зависимости от того, плоская наша планета или шарообразная, у неё есть один большой плюс — возможность испечь вкусные домашние печенья. А вот в космосе такой возможности пока нет. Точнее, не было, пока астронавты не приготовили печенье на МКС, правда, съесть его им всё равно не дали.

Три кита: изображения, фотографии и векторные изображения

В настоящее время вы используете старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesMusicMusic ГлавнаяПремиумBeatШаблоныШаблоныДомашняя страницаСоциальные медиаШаблоныFacebook ОбложкаFacebook Mobile CoverInstagram StoryTwitter BannerYouTube Channel ArtШаблоны печатиВизитная карточкаСертификатКупонFlyerПодарочный сертификатРедакцияГлавная редакцияEnterta inmentНовостиРоялтиСпортИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлогГлавная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости
PremiumBeat blogEnterprisePricing

Фото Войти

All

  • Все изображения 91100 9119

    Публикация НАСА 8 400 высококачественных фотографий добавляет аргументы за и против идеи проведения миссии «Аполлон» в студии на Земле.

    Это похоже на таблоид, но теория заговора была выдвинута Биллом Кейсингом, бывшим сотрудником компании Rocketdyne, которая создавала двигатели для космической программы Apollo. Это похоже на агитацию, созданную КГБ, но любые сомнения в подлинности американских полетов на Луну неоднократно отвергались астронавтами и советскими ракетологами. Впрочем, аргументы инженеров здесь бесполезны, когда дело касается психологии. Несмотря на исчерпывающую документацию о приземлении, включая специалистов космической программы СССР по согласованию с НАСА, данные радаров, наблюдения телескопа, сигналы, полученные с космического корабля, записи разговоров космонавтов и телевизионные изображения, теории заговора высадки на Луну не утратили своего значения. популярность почти 50 лет.


    {“img”: ”/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_001.jpg”}

    По разным данным, от 6 до 20% американцев не верят, что высадка на Луну действительно произошла и что распространяемые фотографии и видео были сделаны в студиях на Земле. За пределами США есть еще более активные сторонники теории заговора. 1 октября 2015 года на российской краудфандинговой платформе Boomstarter началась работа по сбору средств в поддержку создания микроспутника, который сможет лететь на Луну, чтобы делать снимки с высоким разрешением следов от шести приземлений астронавтов или опровергать их существование.Авторы рассчитывали собрать 800 000 рублей в течение месяца, но за три дня уже собрали более миллиона.


    {“img”: ”/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_002.jpg”}

    Парадоксально, но огромная коллекция документального материала, оставленная программой Apollo, подпитывает идею, что этого никогда не было. Частично более половины из десятков аргументов против высадки на Луну основаны на анализе фотографий, предположительно сделанных там. Недавняя публикация 8400 снимков высадки на Луну на Flickr с разрешением 1800 dpi, вероятно, добавит оживленности дискуссии.Bird in Flight выбрал несколько из них, чтобы проиллюстрировать аргументы за и против версий заговора.

    Качество фото

    Претензия: Фотографии с Луны слишком качественные, как если бы они были сделаны в студии, но их наверняка сделали любители во враждебных условиях.

    Пояснение: Астронавты привезли с собой лучшую среднеформатную камеру того времени — Hasselblad 500EL с Zeiss Planar f / 2.8 80mm и Zeiss Sonnar f / 5.6 объективов 250 мм и новейшая информационная камера Hasselblad 500EL с объективом Zeiss Biogon f / 5.6 60 мм, созданная специально для НАСА. Каждая камера была тщательно откалибрована, и экипаж «Аполлона» прошел интенсивный курс фотографии в костюме и толстых перчатках и без видоискателя, чему могли препятствовать их шлемы.


    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_04.jpg», «text»: «»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 /Apollo_05.jpg »,« text »:» »},
    {« img »:» / wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_06.jpg »,« text »:» »},
    {« img »:» / wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_07.jpg »,« text »:» «},
    {« img »:» / wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_08.jpg ”,“ text ”:” ”}

    Сохранение пленки

    Заявление: Пленка должна была растаять из-за чрезвычайно высоких дневных температур на Луне.

    Пояснение: Это правда, что солнце нагревает поверхность Луны до 120 градусов по Цельсию, но пленка, используемая астронавтами, была специально сделана так, чтобы выдерживать плавление до 260 градусов по Цельсию.Кроме того, корпус камеры был защищен от прямых солнечных лучей, а вакуум создавал идеальную теплоизоляцию.


    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_09.jpg», «text»: «»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 /Apollo_10.jpg ”,“ text ”:” ”},
    {“ img ”:” / wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_11.jpg ”,“ text ”:” ”},
    {“ img ” : «/ Wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_12.jpg», «text»: «»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_13.jpg», » текст ”:” ”}

    Тени

    Заявление: Тени космонавтов и их оборудования в присутствии солнца и, следовательно, единственного источника света должны падать в одном направлении.На фотографиях они падают в разные стороны, как если бы сцена была освещена несколькими проекторами.

    Пояснение: Астронавты всегда старались ступить на Луну, когда солнце находилось низко над горизонтом и лучи падали мягко, чтобы избежать высоких температур. Вот почему разные возвышения и кратеры сильно повлияли на направление и длину теней. Также действовали законы перспективы, когда казалось, что тени исходят из одной точки на горизонте.

    звезд

    Заявление: звезд не видно на фотографиях. В то время было трудно предсказать, как будет выглядеть звездное небо с поверхности Луны, и НАСА решило стереть их с фотографий.

    Пояснение: Во-первых, выдержку нужно было установить очень быстро для фотоаппаратов той эпохи, чтобы запечатлеть поверхность Луны, когда она залита ярким солнечным светом, а это не позволяло видеть пятнышки звезд на фоне черного как смоль неба.Можно было бы снимать звезды, используя длинную выдержку, но тогда было бы переэкспонирование важнейших для съемки элементов: космонавтов, элементов ландшафта и спускаемого аппарата, среди прочего. Во-вторых, звезды все еще видны на некоторых фотографиях, сделанных из тускло освещенной кабины во время полета.


    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_15.jpg»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_16.jpg»},
    {«img»: »/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_18BIG.jpg ”}

    Флаг

    Заявление: Флаг не сможет развеваться, как на фотографиях, в атмосфере без воздуха.

    Пояснение: Флаг раскачивался во время полета, и когда первая экспедиция установила его, они не смогли полностью закрепить горизонтальную планку L-образной конструкции, которая его удерживала. Случайным эффектом стал флаг, «развевающийся на ветру», который понравился космонавтам, и впоследствии они специально закрепили эти конструкции.


    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_19.jpg», «text»: «»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 /Apollo_20.jpg »,« text »:» »},
    {« img »:» / wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_21.jpg »,« text »:» »},
    {« img » : «/ Wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_22.jpg», «text»: «»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_23.jpg», » text ”:” ”}

    Следы модуля

    Заявление: Невозможно, чтобы подшипники 17-тонного лунного модуля и его ракетные двигатели не оставили следов на поверхности, но следы космонавтов остались хорошо видно при этом.

    Пояснение: После приземления модуль весил около 1220 кг с учетом слабой лунной силы тяжести и расчета топлива с окислителем, израсходованным в полете. Кроме того, площадь его опорных балок была значительно больше, чем у следов космонавтов, так что давление на поверхность было уменьшено.

    Во время последней фазы посадки на Луну ракетный двигатель развил тягу в несколько раз меньшую максимальной, которая только за счет веса модуля не опрокидывалась.Давление на поверхности в тот момент составляло менее 1/10 атмосферы, то есть его было недостаточно для образования кратера.


    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_24.jpg», «text»: «»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 /Apollo_25.jpg ”,“ text ”:” ”},
    {“ img ”:” / wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_27.jpg ”,“ text ”:” ”}

    The Footprints

    Заявление: Следы космонавтов настолько четкие, что кажется, будто они образовались на мокром песке, но на Луне нет воды.

    Пояснение: Астронавты двигались, прыгая, оставляя глубокие вмятины в лунной пыли, которую никогда не уносит ветер. Четкость следов также подтверждает отсутствие атмосферы; песчинки, в отсутствие воды и ветра, имеют острые края, которые соединяются друг с другом.


    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_28.jpg», «text»: «»},
    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 /Apollo_29.jpg »,« text »:» »},
    {« img »:» / wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_32.jpg ”,“ text ”:” ”}

    Высота прыжков

    Утверждение: Гравитация на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле, и отсюда следует, что там можно прыгнуть в 6 раз выше. Однако записанные прыжки почему-то занижены.

    Пояснение: Пропорционально, сила сцепления ног космонавтов с поверхностью уменьшилась в 6 раз, но их вес и инерция с учетом веса скафандра были выше, чем на Земле.Астронавты также избегали прыжков в высоту в определенных условиях, чтобы не упасть и не повредить систему жизнеобеспечения, встроенную в костюм.


    {«img»: «/ wp-content / uploads / 2015/10 / Apollo_31.jpg», «text»: «»}

    В сентябре 2002 года Базз Олдрин, член экипажа Apollo 11 и второй человек на Луне прибыл в отель в Лос-Анджелесе, чтобы дать интервью для японской образовательной программы. Однако у входа его встретил Барт Сибрел, известный теоретик заговора, который поставил ему ультиматум, чтобы поклясться на Библии, что Олдрин действительно ходил по Луне.После короткой перебранки, в которой астронавта называли вором, трусом и лжецом и обвиняли в получении денег для распространения истории о фальшивой посадке на Луну, 72-летний Олдрин ударил Сибрел кулаком в челюсть. Хотя жертва позвонила в полицию и подала иск, его действия были названы провокационными, и обвинения с Олдрина были сняты.

    «Наше возвращение на Луну сейчас не будет достижением. Это будет глупая трата ресурсов, и вполне вероятно, что нас там встретят китайцы.Звучит здорово: «Пойдем, и на этот раз мы останемся там!» Но я не понимаю, почему вы вдруг захотели остаться на Луне ».
    Базз Олдрин

    Все фотографии: Архив проекта «Аполлон» / NASA

    Посадки на Луну HOAX: Доказывает ли изображение, на котором Земля «добавлена», миссии на Луну подделки? | Странно | News

    Отрицатели приземления на Луну утверждают, что при освещении изображения был открыт квадрат вокруг Земли, то есть он должен был быть вырезан и вставлен в изображение.

    Теоретики заговора о лунной мистификации утверждают, что отчаявшийся президент Дж. Кеннеди, который хотел обыграть русских на Луну, приказал снять серию фильмов в сверхсекретных студиях, чтобы все выглядело так, как будто астронавты НАСА поднялись на поверхность Луны.

    Это стало одной из самых больших теорий заговора в мире.

    Сторонники теории утверждают, что Землю нужно было добавить к изображению, потому что поверхность Луны, которую мы видим, фактически была смоделирована в студии.

    Однако скептически настроенные опровергатели, которые считают, что высадки на Луну действительно произошли, в случае с этой картиной, похоже, победили теоретиков заговора в их собственной игре.

    Разоблачение веб-сайта Metabunk.org утверждает, что он доказал, что фотография была отредактирована, но не НАСА … нечестными теоретиками заговора, пытающимися создать доказательства в поддержку своих заявлений.

    В онлайн-ветке об изображении на Metabunk.org была сделана оригинальная фотография астронавта НАСА, и на заднем плане нет луны.

    «Я тоже узнаю изображение Земли. Это даже не из правильной миссии! Оно взято из одной из знаменитых фотографий Аполлона 8« Восход Земли ».

    « Обратите внимание, что структура облаков и рельеф суши идентичны, хотя контраст и яркость был увеличен, а вставленное изображение повернуто примерно на 75 градусов по часовой стрелке.

    Это откровение произошло после того, как новый участник форума Metabunk.org Сэмюэл МакХью задал вопрос о «фальшивой» фотографии, которую он нашел на сайте заговора.

    Он написал: « Я видел много сторонников теории заговора, утверждающих, что исследование космоса — фальшивка, путем включения настроек изображений в программах манипуляции для поиска квадратов вокруг предметов, утверждая, что это доказывает, что изображение фальшивое.

    «Я всегда отказывался от этого, потому что я никогда не мог воспроизвести ничего из этого. Что ж, я попробовал снова на этой фотографии Аполлона-11».

    Он сказал, что поднял уровни цвета и показал квадрат вокруг Земли.

    Он добавил: «Есть так много свидетельств того, что люди ДЕЙСТВИТЕЛЬНО летели на Луну, и я лично не сомневаюсь, что это было на самом деле, но что происходит на этом изображении?»

    После того, как результаты исследования Trailblazer были опубликованы, Мик Уэст, администратор Metabunk.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *