Художественный портрет как он есть
И в то же время, помимо самого кадра, на котором запечатлен мой герой, фотография еще отражает и часть меня самой. Именно мое восприятие этого человека. Его – моими глазами. Получается, что портрет – это мой взгляд на него со стороны, которым я хочу поделиться с окружающими.
Перед каждой своей планируемой съемкой я стараюсь провести некую «подготовительную» работу. Познакомиться и пообщаться с человеком вживую, узнать его интересы, предпочтения, привычки; иногда – черты характера, о которых он сам захочет упомянуть. Порой, если нет возможности для предварительной встречи, то бывает достаточно даже изучить его личную страницу в социальной сети, где зачастую представлено много разнообразной информации, из которых складывается общее впечатление и представление об этом человеке. Но по правде сказать, такое больше присуще тем людям, с кем я уже хорошо знакома, и с кем мы уже раньше вместе работали. Так как мне уже заранее известно, как человек может повести себя на съемке, и что от него можно ожидать по ходу фотосессии.
Если сама съемка предполагается в стилизованном виде, то очень важно передать дух и стиль той эпохи. Как правило, на подобных типах съемок, я выступаю не только как фотограф, но и как режиссер. Я придумываю историю, которая подчеркивает те черты моего героя, которые я планирую выделить. Место проведения съемки, форма одежды, аксессуары, посторонние предметы или люди в кадре – всему этому уделяется пристальное внимание! И конечно же на таких рода съемках очень важна роль стилиста и дизайнера, которые вместе со мной работают над созданием задуманного образа. Если мы вместе воплощаем образ барышни-крестьянки, то это должна быть художественный портрет именно пушкинской барышни-крестьянки, чтобы ассоциация была на 100%. А не просто гуляющая по полю девушка в старом бабушкином платье, из-под которого видны современные туфли, а на руке красуются забытые маленькие часики или золотой браслет.
feldmanyana.com
Портрет в фотографии. Классика жанра
Жанр портрета пришел в фотографию из живописи, во многом позаимствовав её художественные приемы. Фотография научилась воспроизводить лица людей «черта в черту».
«…Фотографические снимки чрезвычайно редко бываю похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было бы её вовсе в лице. Фотография же застаёт человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным». М. Ф. Достоевский
Портрет – самый распространённый и вместе с тем самый сложный жанр в фотографии. Человек многогранен и в разные моменты своей жизни он может выглядеть по-разному и вместе с тем оставаться настоящим. Настоящий портрет это даже не пойманное мгновение, это квинтэссенция жизни человека. Выражение лица постоянно меняется. Мы складываем мнение о знакомом человеке из совокупности свойственных ему выражений и состояний, а камера фиксирует лишь одно…
Юсуф Карш (1908-1992), один из самых знаменитых фотографов-портретистов, оказавший большое влияние на многих фотографов, снимавших портрет. С фотографий Карша на нас смотрят глаза многих его знаменитых современников. Черно-белые портреты, снятые крупным планом, в низком ключе, акцент в них сделан на лица и руки моделей. Только лица, наедине с вами, только психология образа. Самый знаменитый и растиражированный созданный им образ, это портрет Уинстона Черчилля.
На этой фотографии Черчилль предстает перед нами в совокупности всех черт присущих политику. Элеонора Рузвельт впоследствии скажет об этом портрете: «Это, вероятно, было первым серьёзным поражением Черчилля». Успех снимка прост, Карш застал Черчилля врасплох. Черчилль не хотел фотографироваться, но разрешил быстро сделать одну фотографию, не обращая внимания на фотографа, он как обычно достал свою сигару и решил закурить. Только вот Каршу сигара в образе Черчилля показалась лишней. Тогда Карш подошёл к Черчиллю и, пробормотал: «Простите, сэр… », и выдернул сигару из губ премьера, не ожидающего такой наглости. «Когда я вернулся к камере, — вспоминал фотограф, — он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать». В этот момент он и нажал на кнопку. Снимок был напечатан в журнале Life и сделал фотографа знаменитым. С него делали плакаты и почтовые марки. После этого снимка все хотели быть сфотографированы Каршем. На его снимках появляются: короли и президенты, римские папы и космонавты, учёные и врачи, художники и писатели, актёры и музыканты. И всё это многообразие не менее удачных образов и характерных портретов, калейдоскоп эмоций. Из 100 самых знаменитых людей XX века Карш сфотографировал 51-ого. Среди самых знаменитых его работ портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто, Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хэпбер, Бернарда Шоу и Элеаноры Рузвельт. Мой любимый портрет Эрнеста Хэменгуэя, образ, который лучше других последующих отражает мои представления о писателе. Сам автор считал своими лучшими работами на ряду с портретом Черчилля так же портреты Шоу и Рузвельт. Каждый из созданных Каршем портретов детально обсуждать можно очень долго, все они несомненная коллекция знаковых примеров портретной фотографии.
Слева: Жак-Ив Кусто, Справа: Эрнест Хэмингуэй
«В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть её. Это открытие произойдёт, если оно вообще произойдёт, в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь ещё сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен сделать свою работу… или он проиграл». Юсуф Карш
Филипп Халсман (1906-1979), американский фотограф литовского происхождения. Филипп Халсман это и знаменитые снимки Мэрлин Монро, характерный для неё образ кокетки, та Мэрлин, которую мы привыкли видеть. И не менее знаменитые портеры Сальвадора Дали, с которым он дружил на протяжении 30 лет. Результатом этого творческого сотрудничества Дали и Халсмана было большое количество портретов испанского художника и знаменитый фотоальбом «Усы Дали» (1954). Для одной из самых известных фотографий этого цикла Халсман построил из семи обнажённых натурщиц, фигуру напоминающую человеческий череп.
Ещё одна и, пожалуй, самая известная фотография – это «Дали Атомикус», ставшая фотографическим продолжением картины Дали «Атомная Леда». Друзья хотели показать движение электронов вокруг ядра. Для этого ассистенты на счет три подбрасывали кошек и выплёскивали воду из вёдер, Дали никто не подбрасывал, он подпрыгивал сам. Да, это не photoshop, в то время его ещё не было. После каждого дубля фотограф удалялся в тёмную комнату, проявлял плёнки, выходил и виновато говорил «ну ещё дублик». Ассистенты собирали кошек, вёдра и всё повторялось. Нужный результат получился только после 28-ой попытки.
Слева: Сальвадор Дали для альбома «Усы дали», Справа: Мэрлин Монро
Во время съёмки семейства Генри Форда, Халсман неожиданно для себя самого открывает новый технический приём съемки, человек в прыжке. «Когда человек прыгает,- говорит фотограф, его внимание направлено на сам акт прыганья, маска спадает и появляется его истинное лицо». Начало этой серии положила, жена Форда. Миссис Эдсель, не разрешите ли Вы сфотографировать вас в прыжке? Она взглянула на него с удивлением, потом улыбнулась: «Вы же не заставите меня прыгать на этих каблуках?», — спросила она и разулась. За этой фотографией последовало множество других, запечатлевших знаменитых личностей в прыжке.
Так среди них были Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер и многие другие актеры, политики, писатели, художники, учёные. Потрясающий портрет Жана Кокто. Альфред Хичкок и его самый известный фильм Птицы. В этих образах читается все: характер и суть их жизни.
«Меня всегда интересовали люди. Хороший портрет должен – и сегодня и через сто лет – показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял. Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу или ставя его голову под определённым углом. Для этого нужно провоцировать «жертву», развлекать её шутками, убаюкивать тишиной, задавать такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать». Филипп Халсман
Нельзя не привести в качестве примера портретной фотографии и незаслуженно забытого Гьен Мили (1904-1984), чьё имя стало понемногу возвращаться только в век тотального интереса к фотографии. Его биография, пожалуй, самая бедная фактами, про его жизнь не известно почти ничего. А вместе с тем он наряду с Халсманом, Ричардом Аведоном, Ансел Адамсом, Анри Картье-Брессоном, Альфредом Эйзенштедтом, Эрнестом Хаас, Юсуфом Каршем и Юджином Смитом, был назван одним из 10 величайших фотографов в мире (по версии журнала «Популярная фотография»). По непонятным причинам известный фотограф, снимавший так же как и другие фотографы для журналов (в том числе для Life) в интересной и для того времени новой технике, был забыт. Гьен Милле использовал в своей фотографии разработки профессора Гарольда Юджина Эдгертона. Эдгертон стал первым использовать в фотографии стробоскоп (прибор производящий быстро повторяющиеся импульсы).
Это позволило показать красоту ранее не видимого мира. Так как Энгертона интересовали только факты, он уступил художественную составляющую фотохудожнику, который с радостью воспользовался его научными разработками.
Эта «смесь алгебры с гармонией» и принесла популярность фотографу. Он смог показать красоту остановившегося движения. И даже серии движений.
Отдельно выделим классиков, которые снимали портреты в жанре фэшн-фотографии. Ирвин Пэн, Арнольд Ньюман и Ричард Аведон.
Ирвин Пенн (1917-2009), показал свои неординарные способности во многих областях фотографии. Широкой общественности он известен как фотограф-портретист, работающий со знаменитостями. Но этот факт не отображает широты его фотографических интересов. В своей практике Пенн использовал много разнообразных приёмов, как подсмотренных ранее у кого-то, так и изобретённых им самим. Так у Пенна есть серия работ, в которых он снимает моделей как бы загнанными в угл, который имитирует замкнутое пространство.
Слева: Марсель Дюшан, справа: боксер Джо Луис
Реакция у моделей на то что их загнали в угл у всех разная: кто-то чувствовал себя вполне комфортно, кто-то был явно обеспокоен или даже испуган, чувствуя себя пойманными в капкан. Пенн ставил модель в этот угол, перед ним ставил камеру, тем самым отрезая все возможные ходы к отступлению. Среди моделей на этих фото немало знаменитостей: композитор Игорь Стравинский, художники Сальвадор Дали и Марсель Дюшан, герцогиня Винзор, Труман Капоте, Марлен Дитрих и многие другие. Пенн любил выстраивать для своих моделей пространство, использовал различные предметы мебели и устройства. Так в качестве фона он мог использовать, приобретённый накануне антикварный ковёр, используя разные его части для съемок портретов (философ Джон Дьюи, режиссер Альфред Хичкок). Вместе с тем Пенн очень любил разнообразные этнографические исследования: фотографировал папуасов Новой Гвинеи, марокканцев, берберов и других представителей, так называемых примитивных народов. На этих фотографиях зачастую даже не видно лиц, они скрыты от зрителя платком, паранджой или маской и вместе с тем это не просто портрет какого-то человека, это портрет нации.
Однажды, в беседе журналист, интересовавшийся этой серией работ Пенна, обобщил их назвав «примитивными», на что Пенн ответил, — «Примитивные люди живут в Нью-Йорке». И кому как не ему снимавшему столько разных лиц судить об этом. Когда мы доберёмся до портретов, снятых не в европейских спокойных городах, мы сможем в полной мере оценить разницу в лицах. Насколько они более открытые и настоящие.
Художественный портрет не механический оттиск. Такого рода портрет может и не понравится, тому с кого он сделан, так как это совокупность увиденного фотографом. Так произошло с портретами Арнольда Ньюмана (1918 -2006) на которых были запечатлены Игорь Стравинский и Боленн Крупп. После второй мировой войны Ньюман был самым известным фотографом портретистом. Его фотографии не сходили с обложек ведущих журналов. Фотографию Стравинского не принял Harpers Bazaar, который и заказал ему портрет композитора. Её не принял и непререкаемый авторитет в мире глянцевых журналов Алексей Бродович.
Игорь Стравинский
Снимок остался в полном распоряжении автора и впоследствии став знаменитым принёс ему немалые дивиденды. А сам Игорь Стравинский во время новой встречи (Ньюману опять заказали портрет композитора) обнял фотографа и воскликнул: «Господи Ньюман, вы сделали меня известным!» Впоследствии Ньюман выпустит фотоальбом с серией портретов композитора «Браво Стравинский» (1967). Несколько иная история произошла с портретом Круппа. Его не принял сам г-н фон Болен Крупп.
Немецкий промышленник Альфрид Крупп
После съемки этого портрета Ньюману пришлось спешно уехать из страны, так как фотограф стал всерьез опасаться за свою жизнь. Ведь на снимке Ньюмана Круп предстал во всём своём великолепии мефистофеля ХХ века, зловещего символа злодея-буржуа, германского промышленника и военного преступника. Сам Крупп при виде снимка пришёл в бешенство и пообещал объявить фотографа персоной нон грата в Германии. В этом портрете отразилось личное отношение Ньюмана к Круппу, чей портрет изначально, он не хотел делать, считая его чуть ли не дьяволом и заносчивым нацистом. На снимках Ньюмана много хорошо узнаваемых лиц его современников.
Художник Вилем де Кунинг
Анри Картье-Брессон
У него, как и у других есть серия портретов Пикассо, но это именно его Пикассо не похожий на других. «Из всех кого я фотографировал, только Пикассо можно назвать человеком с пронзительным взглядом». На протяжении всей своей жизни Ньюман хотел вернуться к живописи, с которой всё и началось, но, к сожалению или к счастью этого так и не произошло.
Ричард Аведон (1923 — 2004) в своих фотографиях искал что-то очень важное…С Аведоном связана целая эпоха в фэшн-фотографии. Про него говорили, что он умел превращать людей в символы самих себя. В его коллекции портретов политики от Дуайта Эйзенхауэра до Хиллари Клинтон, художники от Пабло Пикассо до Энди Уорхола, люди искусства от Чарли Чаплина до Бьорк. Это человек, для которого мода была образом жизни. Он был первым, кто вывел моделей из студий на улицы города, пляжи, поместил в кафе, бары, в музейные залы и т.д.
Всё это многообразие естественных пейзажей и становится его местом для съемок, его съемочными площадками. Он совмещает фэшн-съемки с реальной жизнью. И так же как и Ирвин Пенн открывает выразительный минимализм студийных портретов. На его фотографиях Сьюзан Паркер летит на роликах по парижской Площади Согласия, а модель Кармен под зонтиком прыгает с парапета через воображаемую лужу. Самым узнаваемым снимком 50-х годов становится фотография, на которой изображена модель Довима в платье от Ив Сен-Лорана, в окружении африканских слонов.
Аведону нравилось воображение и веселье девушек на его фотографиях. Это его процесс съемки. Он открывает миру Твиги. Аведону позируют музыканты, художники, певцы, модели, балерины и скульпторы.
С его фотографии на нас смотрит Чарли Чаплин, каким его не видел никто. Но вместе с тем его модели, это и никому неизвестные американские солдаты, пациенты психиатрических больниц, просто люди. Проект «Американский запад», был не принят ни общественностью, ни критиками. На что сам фотограф ответил «…сейчас то, что интересует журналы мод перестало быть интересно мне». Результат этого 5-летнего проекта стали 752 фотографии. Это портреты американцев, на которых больше нет налёта гламура, на их лицах прорисовывается все до последней морщинки, родинки, шрама… Большинство американцев не захотело принять себя в этих лицах. На них была смерть, отчаянье, старение, в общем, на них была просто жизнь. Так произошла эволюция Аведона как автора от классического портрета, где главные критерии – это максимально красиво передать уникальность лица каждого с передачей состояния, настроения, черт характера, до портрета творческого, где главное – это передача авторского восприятия портретируемого, а главный критерий нравится ли это фотографу. Портрет это ещё не внешнее сходство. И Аведон так же хорошо понимал это. Человек поневоле создаёт образ самого себя. Поэтому не должно быть красноречивых поз. И на смену лиц с глянцевых обложек приходят просто люди. Только люди, только лица, только глаза, всматривающиеся в вашу душу.
«Каждый фотографирующийся, знает, что его фотографируют. Поэтому он неестественен, он поневоле создает образ самого себя. Но есть ещё и мои представления. Моё «я» вступает в отношения с «приготовленной» личностью модели. Ответ, полученный в результате – производное от тех взаимодействий, которые происходят прямо в студии. Это химический процесс». Ричар Аведон
Просмотрев весь этот калейдоскоп образов, понимаешь, насколько многогранен человек. Мы сами не воспринимаем себя однозначно. Есть то какими мы сами видим себя в зеркале – это некая тайна, мы не хотим чтобы такими нас видели другие; есть то какими мы хотим, чтобы нас видели другие — это имидж который мы себе создаём; есть то, что в нас видят другие и чего мы сами упорно не хотим признавать в себе; и наконец, есть вещи, о существовании которых не знаем мы, не знают окружающие — это то, что проявляется в экстремальных ситуациях. Именно поэтому портреты, сделанные в горячих точках и в экстремальных условиях жизни для людей, так притягивают. Таких лиц не встретить на улицах спокойных европейских городов, где жизнь размеренна и плавно течёт своим чередом. Люди живут там, где жить нельзя… Их лица открытые и более настоящие, вместе с тем простые и понятные, в их глазах читается вся их жизнь. И это не может не притягивать. Настоящее всегда подкупает. Это ещё один вид портрета, жанровый портрет, сделанный в естественных условиях жизни, там, где человек привык находиться изо дня в день. Всем нам хорошо знаком портрет Стива МакКарри «Афганской девочки», даже если вы и не знали автора фотографии, вы наверняка не раз встречали её.
Портрет афганской девочки
И хотя у фотографа было множество других не менее живых портретов, он так и остался в истории фотографом одной фотографии. Впоследствии фотография была признана одной из 100 самых популярных фотографий по версии Национального географического общества (National Geographic). Она стала для американцев символом войны в Афганистане, её публиковали самые известные издания, печатали на плакатах, борцы за национальную независимость делали татуировки с изображением афганской девочки. Феномена популярности фотографии не мог объяснить и сам фотограф. Впоследствии он признавался, что в тот день он сделал много снимков афганских детей в местной школе и этот снимок был для него одним из многих. Это портреты на грани репортажа и художественной съёмки, фотограф просил позировать своих спонтанных моделей.
«Самое главное – быть предельно внимательным к человеку, серьёзным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая моя фотография это не просто эпизод из жизни, это вся её история». Стив МакКарри
Также завораживают ужасом войны и вместе с тем красотой фотографии бразильца Себастио Сальгадо. Хотя сам автор выступает против того, чтобы его фотографии рассматривали как художественные работы, сам он их считает исключительно плодом работ фотожурналиста.
Мы не будем касаться этической стороны таких портретов. Афганская девочка с фотографии Стива МакКари, живущая в ужасных условиях, не получила ничего с огромных гонораров, которые получил автор фотографии. Хотя через много лет National Geographic организовал целую экспедицию по её поискам, и она была найдена. В результате чего был опубликован уже два её портрета: когда она была девочкой и много лет спустя.
Каждая фотография предельно точна. В человеке нельзя снять то, чего в нём нет. И при этом ни в одной из них нет правды. Ошибочно утверждать, что фотография это только лишь документация фактов. Художественные портреты, сделанные мастерами, несомненно, и мнение автора. Так некоторые критики обвиняли Юсуфа Карша в том, что он чрезмерно идеализирует персонаж, навязывая модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. А известный антрополог Лионель Тайгер, чей портрет сделал Ирвин Пенн, говорил о своих ощущениях в качестве модели следующее: «Я помню чувство, что отдаю больше, чем имею, что в этот момент я был больше чем я есть на самом деле, рассказывал не свою историю, а нечто большее…». «Мои портреты больше обо мне, чем о тех, кого я снимаю», — говорит Ричар Аведон. Такой художественный портрет это и способ сфотографировать самого себя. Но никто не возьмётся отрицать, что портреты, сделанные этими мастерами и внутренний мир модели…или фотографа, скорее всего совокупность их, оказывает часто гипнотическое воздействие на зрителя. Что же такое настоящий художественный портрет, сказать не так просто. Но он уж точно не похожее на сотни других ничего не выражающее лицо абстрактного человека. Всматриваясь в людей, понимаешь, что на самом деле они все уникальны и неповторимы.
Мной не случайно была выбрана классика. Невозможно вместить в рамки одной статьи, то, что было сделано в портретной фотографии. Все эти фотографы жили и работали примерно в один период времени, снимая своих знаменитых современников. В результате мы можем сравнить индивидуальность образов, создаваемых фотохудожниками, увидеть такого разного Дали, Пикассо или Хичкока. Фотография на самом деле может быть очень субъективной. Портрет превращается в художественный, когда перестает быть просто фиксацией и становится мнением.
Дарья Жмылева
www.fondartproject.ru
Художественный портрет » PhotoCasa — Фотокаталог России. Журнал о фотографии PhotoCASA. Официальный сайт.
Прочитаем в Википедии, что же такое портрет.В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». [4] Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация [5].
Оказалось всё просто: нахождение в кадре человека или группы людей, которые что-то чувствуют. Однако тысячи, если не миллионы портретов снимаются ежедневно, и лишь на очень немногих возникает желание приостановиться и рассмотреть их. Какими же привлекательными особенностями обладают эти снимки? Или всё дело в волшебной кнопочке «шедевр» тех или иных фотокамер?
Как же так управлять пространством, линиями и формами, чтобы зритель почувствовал настроение и характер?
Итак, вы решили организовать фотосессию. С чего начать? Камера у нас уже есть, осталось…
Идея. Главное — это идея. Начинать надо либо с идеи, либо с образа. Все остальные моменты съемочного процесса зависят от ее величества идеи. Она и определит, какой лучше оптикой нам воспользоваться, а также место и время, одежду и даже саму модель (далеко не каждая модель, будь то женщина или мужчина, справится с выбранным вами образом).
Именно идея определит не просто эмоциональность снимка, но и любое художественное и техническое применение (расфокус, мультиэкспозиция, шевеленка и т. д.). Именно благодаря идеям и образам нарушались все каноны фотоискусства.
Достоинство идеи в том, что она настраивает чувства, мысль и дух в одном направлении. Представим себе пирамиду, в основании которой знание, три стороны и три грани — это чувство, мысль и дух. Это то, чем нужно пользоваться как до съёмки, так и во время съёмки. Чтобы ни происходило в кадре, нужно просто мыслить, необходимо чувствовать пространство и стремиться к реализации идеи, словно тянуться к ней. А пронизано все это вашей верой. Верой в образ с его воплощением.
Поэтому недостаточно изучать техническую сторону фотографии. Необходимо обострять свои чувства. Ну что… Идея есть. Камера… Есть. Прихватили с собой модель — и мы уже на месте. Именно в том месте, которое точно соответствует вашему замыслу. Так же как и одежда модели и ее детали.


На своих мастер-классах я задавал ученикам простые образы. Девушка-лето, девушка-весна, зима и осень.
И нужно было решить где, как и в каком пространстве провести съемку, и что должно быть в кадре. Ответы были различными, чаще абстрактными, например: девушка у моря или в парке. Один парень рассказал так: «Осеннее дерево, точнее его нижняя часть. Листья осыпались. Еще в кадре видны корни дерева. Девушка слегка выдвинута вперед. На передний план можно поместить какую-то веточку, либо листья». Дальше он описал ее одежду, и даже предполагаемое положение корпуса в этом пространстве.
Разумеется, это более точное видение пространства и кадра в целом, другими словами, начало воплощения идеи.
Несколько слов о состоянии модели. Направления ее мысли и чувств должны соответствовать образу. Ни в коем случае люди, находящиеся в кадре, не должны ждать щелчка фотоаппарата. Им необходимо уйти в свое представление и понимание заданного образа. Разумеется, линии и формы корректирует фотограф. А слово «позирование» надо забыть раз и навсегда. Моделям желательно держать себя в кадре свободно, без зажимов, особенно в плечах и шее. Любое положение корпуса должно быть для нее комфортным. Глаза и руки — главные элементы портрета (центр внимания). При выборе ракурса следует учитывать и физиологические особенности лица портретируемого. Не стесняйте модель постоянными пожеланиями.
Позвольте ей быть самой собой. Нужно суметь увидеть в ней ее, а не слепить из нее что-то. Если в изображении необходимо глубокое внутреннее наполнение, избегайте сложных телодвижений.
Первое, на что обращает внимание зритель — это линии, формы, свет и тень, поэтому желательно добиваться плавности линий и мягкости форм. Визуально должно прослеживаться их гармоничное сочетание. Это относится как к темным, так и к светлым местам изображения. В случае нахождения в кадре нескольких человек, нужно добиться единства и перетекания линий и форм в одно целое, создать непрерывность.
Рассматривая детали, необходимо научиться видеть целое. Центр внимания — это то, что, по-вашему, самое интересное в снимке, куда у зрителя,
скорее всего, упадет взгляд.

Второстепенные элементы — это дополнение к главному. Это что-то вроде интонации. Поэтому необходимо единство целого и второстепенного.
Форма и содержание, внешнее и внутреннее — это то, без чего не может быть художественный портрет.
Открыв понравившиеся вам изображения на своем компьютере, пробежитесь по ним глазами. Ваши снимки могут быть интересными и в уменьшенном виде. Это общее впечатление линий формы света. Учитесь смотреть и чувствовать одновременно, видеть целое и второстепенное. Главное должно приводить к деталям, а детали, наоборот, к главному. Редактируйте контраст, резкость и другие элементы согласно вышеописанным составляющим.
Не забываем, что наш портрет, художественный портрет, опирается на художественный замысел. Помогите зрителю пережить и прочувствовать то, что прочувствовали вы. Есть только одно правило, которое нужно соблюдать в художественном портрете, это ваш художественный замысел. Идея.
Фотограф Сергей МихалюкПрофессиональный фотограф. ЛАУРЕАТ международных конкурсов.
У Сергея более 15 лет педагогической деятельности в
различных странах мира, где он синтезировал и совершенствовал понимание Образа.
Вся его жизнедеятельность — это вклад в развитие современного искусства.
Контакты:
https://vk.com/id177166629
https://vk.com/club42724534
photocasa.ru
Что такое — художественный портрет? – Art Golik Pavel

Настоящий художественный портрет, должен всегда достаточно полно раскрывать индивидуальный образ портретируемого, художественными средствами, будь то живопись или графика.
Живописный художественный портрет, по словам замечательного русского портретиста К. П. Брюллова, должен удержать лучшее в лице и облагородить его, вот настоящее дело портретиста и конечно для мастеров портретного жанра, истинная красота человека заключается в его духовном богатстве. Художник всегда стремится, чтобы внутреннее состояние модели, было выражено красотой и эмоциональностью самой живописи, которая должна непосредственно самим своим зрительным строем, выражать содержание художественного образа. Здесь имеется в виду и красота цветовых сочетаний, рефлексов, богатство цветовых и тоновых оттенков живописи портрета, их нежные, постепенные таинственные переходы. И конечно портрет должен нести в себе неповторимый, творческий почерк художника. Разнообразие человеческих типов и возможность самовыражения в своем мастерстве, привлекало как старых, так и современных художников — портретистов к работе над этой темой.
Восприятие портретируемого может быть разным: объективным, рациональным или эпическим, эмоционально-чувственным, поэтически одухотворенным и т д. Хороший мастер портретного жанра, всегда стремится уловить душевный строй человека, его «атмосферу,” настроение. Он видит портрет не как механический слепок лица (это делает фотография) не как бесстрастное воспроизведение черт, а как неповторимый художественный образ.

Каждый штрих, оттенок на портрете имеет огромное значение в раскрытии индивидуального образа личности. Все это создает ту живость и эмоциональное выражение на портрете, чего фотография выразить не может. Портретное сходство должно совпадать с верной и глубокой оценкой характера изображаемого человека. Именно постижение модели придает портретному образу убедительность.
Существуют разные типы портретов:
Парадный; Камерный; Композиционно-обстановочный; Декоративный; Стилизованно-условный; Групповой; Семейный; Монументальный;
Каждый тип портрета имеет свои характерные особенности, которые учитываются в работе. Например, для группового портрета характерна передача духовного родства, смысловой взаимосвязи, объединяющей всех изображенных людей (либо это привал на охоте, либо это семейная сцена и т.д.) Для парадного портрета характерен показ лица, фигуры в увеличенном виде, то есть превышающем истинные размеры модели. В погрудном портрете камерного характера размер изображения головы может не превышать натуральную величину головы портретируемого, то есть ее объем выполняется немного меньше и т.д.
Работая над женским, мужским, детским портретом, нужно уловить те анатомо-физиологические, возрастные, и др. особенности, которые подчеркивают особенную прелесть женского, мужского и детского портрета. Как показывает практика это является очень сложной задачей для художника, и это нужно как можно лучше решить с достижением максимального внешнего сходства с моделью.
Все выше сказанное и есть, обязательные составляющие портрета, который можно назвать — художественный.
Профессионально выполненный портрет как нельзя лучше украсит Ваш интерьер, а главное он станет семейно-фамильной реликвией, передающейся будущим поколениям. На данном сайте большая галерея портретов, при желании Вы можете заказать портрет художнику
art-golik.com
Как появился фотопортрет / Смысл этого искусства
Дата публикации: 15.02.2010

Фото Арнольда Ньюмена
Свое бурное развитие фотосъемка пережила в середине XIX века. Создаваемая как альтернатива живописи, фотография со временем превратилась в самостоятельный вид изобразительного искусства, когда и началась история фотопортрета. Первые фотографические эксперименты сразу вызвали большой интерес. Особенно привлекательна была иллюзия простоты получения изображения. Качество работы фотографа оценивали по степени достижения внешнего сходства, а погрешности фотографии исправляли вручную ретушерами. Например, прорисовывались глаза, которые на фотопортретах того времени часто получались закрытыми. По желанию клиентов, фотографии раскрашивали акварелью.
Портреты с характером
Для создания портрета использовали громоздкие камеры. Фотоматериалы, применяемые в ту эпоху, требовали длительных экспозиций и не позволяли схватывать мимолетные движения. Но, с другой стороны, из-за того что человек оставался перед объективом фотокамеры продолжительное время на портретах запечатлевались не только внешние черты человека, но и открывались черты его характера. Такой подход к съемке можно увидеть в работах известного российского фотографа Сергея Левицкого. Его известные фотопортреты – это знаменитые русские писатели и общественные деятели XIX века, такие как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев, И. А. Герцен и многие другие. Кроме того, в 1877 году он получил звание фотографа Их Императорского Величества и создал портреты четырех поколений династии Романовых.
z

Фото Арнольда Ньюмена

Фото Моисея Наппельбаума

Фото Андраника Кочара
z
Как правило, фотографы-портретисты в конце XIX века создавали свои работы в одном и том же стиле: использовались повторяющиеся аксессуары, работы выполнялись на белом или сером фоне, выстраивались групповые «трехъярусные» композиции. Фотограф Моисей
Эксперименты с позами
Наппельбаум в своих работах бросает вызов устоявшимся традициям. Он отвергает статичность поз, создающих ощущение искусственности, перестает использовать однотонные серые фоны и вместо традиционной композиции предлагает живые сцены общения людей. Наппельбаум утверждал, что в портрете должно ощущаться движение, иначе в нем не будет жизни. Этим принципом руководствуются и современные фотографы-портретисты.
[LINK_TO ARTICLE 3118]
Например, в старых фотопортретах американского фотографа Родни Смита важно все — поза, жест, направление взгляда. Все это создает в его портретах присущую только ему энергетику. На данный момент работы Смита отмечены 75 наградами и выставляются в престижных галереях по всему миру. С изобретением портативных камер появилась возможность отказаться от студийных съемок и необходимости позировать перед фотоаппаратом. Это спровоцировало развитие нового жанра — репортажного портрета. Знаменитый фотограф Андраник Кочар в своих снимках отказывается от поиска выразительных поз, а фиксирует отдельные мгновения в поведении человека во время общения.
Визуальные образы, создаваемые с помощью света, насыщают картину теплом и жизнью или, как в работах Роберта Мэпплторпа, напротив, делают ее чуть ли не безжизненной. В своих работах Мэпплторп выстраивал свет и композицию таким образом, чтобы подчеркивались холодность, отчужденность, одиночество изображаемого, находящегося как будто в безвоздушном пространстве.
Говоря о своих работах, фотограф-портретист Арнольд Ньюмен отмечал, что для того, чтобы сделать хороший портрет, необходимо думать не только о личных качествах позирующего, но и о доме, в котором он живет и работает, нужно знать, как он ведет себя в повседневной жизни, и понимать, что делает этого человека личностью.
Значение портретного фото
Фотография важна не только с художественной точки зрения, она является памятным историческим документом и включается в арсенал научного инструментария и доказательств. Например, фотографии этнологов, географов, репортеров, путешественников часто обладают высокой художественной ценностью, но при этом со временем превращались в важные исторические документы. То же самое можно сказать и о портретном жанре. Типология портретов весьма разнообразна. К ним относятся и студийный, и репортажный портреты, психологический и детские, они могут быть как цветными, так и черно-белыми. Со временем фотопортреты становятся научным, историческим и документальным свидетельством эпохи.
Узнать больше об искусстве фотопортрета можно, изучив статьи о правильном фотографировании детей, студийном фотопортрете, и даже почитав о правилах фотографии домашних питомцев.

Фото Родни Смита

Фото Роберта Мэпплторпа
z
prophotos.ru
Портрет — советы для начинающих фотографов
Портре́т (фр. portrait — “воспроизводить что-либо черта в черту”) — изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии)…В этой статье мы хотели бы дать несколько советов в съемке портретов для начинающих фотографов. В искусстве фотографии нет жестких правил. Поэтому это лишь советы, а не правила, обязательные к выполнению. Для примера мы взяли замечательные детские фотографии Тифани Бендер.
Необходимое требование к любому портрету — передача индивидуального сходства человека. Но сходство — это не просто копирование внешних признаков, а и внутренний мир и характер человека.
1. Техника
Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры — оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).
Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).
Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм ( в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.
Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.
Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.
И как всегда добавим, хорошие снимки делает не камера, а фотограф 😉
2. Настройки
Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает — открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.
Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 — f 11 и больше).
Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза,…). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.
Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.
Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.
3. Свет
Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне — диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.
С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.
Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.
4. Точка съемки
Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.
От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.
Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и «заглянуть» в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.
Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.
Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.
Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.
Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя — это очень сложно.
При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).
5. Композиция
В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.
Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размешать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.
При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.
6. Работа с моделью
Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает “позировать”. Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно — непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.
Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку. В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает “позировать” и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.
Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.
7. Основные ошибки
Основными ошибками являются технические проблемы — не хватает резкости на глазах, смаз, слишком сильно или недостаточно подсвечены тени и пр.
Часто встречаются ошибки в компоновке кадра. Особенно это касается портретных фотографий, привезенных из поездок. Очень часто на снимке почти не виден портретируемый, но зато хороша видна площадь, на которой его снимали, огромный собор на заднем плане и много всяких других вещей. Решите для себя, что вы снимаете. Если человека — то он должен быть основным на снимке. Если площадь и собор — уберите человека. Не загромождайте кадр, все, что не работает на сюжет, должно быть удалено.
В портрете нельзя немотивированно обрезать конечности — руки, ноги, пальцы и пр. Обязательно постарайтесь уместить в кадр все важные части тела.
Как выше уже упоминалось, не используйте разнородный, яркий фон. С таким фоном человек будет теряться на снимке. Измените точку съемки или значительно увеличьте план (т.е. вместо поясного портрета сделайте, например портрет крупным планом).
Голова (туловище, рука…) не должны быть разрезаны линией горизонта (забора, дерева…). Иногда достаточно изменить точку съемки, чтобы этого избежать.
В кадре не должно быть укороченные ног, могучих шей и плеч, когда вы снимаете человека с нормальными пропорциями. Это происходит, если неправильно выбрать точку съемки или использовать, например широкоугольный объектив, который искажает пропорции.
Удачных вам кадров ;-))
Все работы Munchkinsandmohawks
fotomeridian.livejournal.com
Портрет как жанр фотографии. | ДРУГ ФОТОАППАРАТ
Продолжаем рассматривать жанры фотографии среди них – портрет в фотографии
Центром изображения портрета в фотографии является человек. Другие объекты, элементы изображения имеют вспомогательное значение, они только оттеняют изображение главного героя снимка, помогают его восприятию.
Главное в портрете — отражение индивидуальных, неповторимых черт конкретного человека, его характера.
Герой снимка может фотографироваться либо в естественной, бытовой обстановке (тогда это будет жанровый портрет), или во время каких-либо событий (репортажный портрет). Во всех этих случаях обстановка или событие не являются главной целью снимка, его сюжетным центром. Они лишь дополняют представление о человеке.
Портрет в фотографии может быть как бы выхваченным из жизни мгновением, но может быть и постановочным, статичным.
Портрет отличается теми же выразительными особенностями, как и сам герой снимка. В этом смысле они подобны.
Исходя из этого подобия, в фотографии существуют две тенденции, два подхода в изображении человека:
— точно отразить внешний облик человека, как отражает зеркало;
— основной упор сделать на отражении внутреннего мира человека, его своеобразия.
Если передача внешнего сходства для современной фотографической техники не является проблемой, современный фотоаппарат может точно передать внешний облик человека.Кстати, современные фотографы нередко грешат именно этим. Но вот показать внутренний мир человека … тут уже нужно быть художником, а может быть и психологом, т.к. фотоаппарат фиксирует только краткий миг бытия, а за ним зритель должен увидеть развитие, цельный образ .
Какими изобразительными средствами пользуется фотограф для того, чтобы создать тот образ человека, который ему представляется? Это такие средства, как:
— создание соответствующей обстановки в кадре, фона;
— положение человека, его поза;
— место расположения фотоаппарата (точка съемки) ;
— технические параметры съемки – соответствующая оптика фотоаппарата, глубина резкости, постановка освещения.
Для построения композиции снимка необходимо использовать все средства для выделения главного в снимке, которые рассматривались ранее. Все принципы фотокомпозиции относятся и к портрету тоже.
Как фотограф организует съемку своей модели, чтобы получить выразительный портрет в фотографии?
Прежде чес снимать человека, настоящий фотограф-художник должен изучить героя своей фотографии, насколько это возможно.
Хорошо снимать друзей, которых давно знаешь, представляешь характер человека, его особенности, привычки. Тогда исходя из своего представления о человеке намечаешь, как ты его будешь снимать, в каком ключе – веселым, солнечным или наоборот, задумчивым, грустным. И стремишься создать соответствующее настроение в кадре.
А вот, посмотрите видео с прекрасной музыкой:
Поделиться в соц. сетях
Об авторе
Я живу в г Новосибирске. Образование высшее — НГТУ, физикотехнический факультет. В настоящее время на пенсии. Семья: жена, две дочери, две внучки. Работал в последнее время в электронной промышленности в ОКБ по разработке и производству приборов ночного видения. Люблю музыку- классику, джаз, оперу, балет. Главное увлечение — любительская фотография.
makal47.ru