Разное

Восприятие картинки: Восприятие этой картинки зависит от того, на что вы посмотрите в первую очередь#detroitbec…

ЛогоНадежда — Восприятие картинки Люблинская

Меню сайта
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

А. А. Люблинская  (доктор психологических наук)

ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНКИ

Многочисленные наблюдения отдельных педагогов и родителей показали, что ребенок уже в 2 года с удовольствием рассматривает картинки. Сначала он смотрит на изображения отдельных предметов и слушает, что о них говорит взрослый, затем сам указывает пальцем на_картинки и называет их: дядя, лошадка, курочка и т.д. При этом для маленьких детей часто оказывается совершенно безразличным цвет, величина изображаемого предмета, его положение в пространстве. Это безразличие к положению предмета есть результат его цельного, нерасчлененного отражения ребенком,  т.

е. отсутствия аналитического подхода к воспринимаемому.

Восприятию картинки ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует:

1. Узнавание отдельных предметов (людей, животных), составляющих сюжетное ядро всей картины.

2. Выделения позы и местоположения каждой, в общем плане картины.

3. Установления связей между этими основными предметами картины, прежде всего пространственных связей.

4. Вторичного анализа, т. е. выделения деталей картины: ее освещения, фона, выражения лица отдельных людей и т.д.,  которое дополняет синтез и обеспечивает осмысливание всего сюжета.

Восприятие неотделимо от мышления, а развитие восприятия есть более глубокое понимание того, что воспринимается человеком. Однако этот процесс не совершается самопроизвольно (спонтанно) как это считали представители буржуазной науки о ребенке Штерн и Бинэ. Изучая восприятие дошкольником картины, они пришли к выводу о том, что в своем спонтанном развитии ребенок проходит последовательно три стадии, которые постоянны и неизменны, так как выражают определенную закономерность его умственного развития и определяются возрастом ребенка.

1. Стадия перечисления, или предметная, на которой находится ребенок в возрасте от 2 до 5 лет. На этой стадии дети называют отдельные предметы без всякой связи между ними.

2. Стадия описания, или действия, которую ребенок проходит между 6-10 годами. Ребенок говорит коротенькими предложениями о том, что делают люди или животные.

3. Стадия истолкования, или стадия отношений, на которую поднимаются дети после 10-12 лет. В этом случае они объясняют смысл изображенного на картинке.

Советские психологи С.Л. Рубинштейн и Г.Т. убедительно показали, что характер ответов детей зависит не от «природной умственной одаренности ребенка, но от целого ряда условий, в частности характер ответа зависит от содержания предложенной ребенку картины. Получив картину незнакомого им содержания, дети ограничиваются перечислением отдельных предметов. Однако, рассматривая понятную по содержанию картинку, тот же ребенок дает совсем иной рассказ.  Поэтому в  один и тот же день, на одном и том же занятии он может дать ответы, характерные для  всех трех ступеней восприятия.

При этом  Г.Т.Овсепян обнаружила даже у маленького ребенка попытки осмыслить картину. Эта установка  на понимание проявляется в вопросе «Что это тут?», в догадках, рассуждениях ребенка, в домыслах его по поводу изображенного на картине содержания.

Характер ответов детей зависит и от тех вопросов, которые взрослый задает ребенку. Г.Т.Овсепян показала, что от одного и того же можно получить все три формы рассказа по одной и той же картинке в зависимости от того, как поставлены вопросы. Если задать вопрос: «Что нарисовано на этой картанке?» — то ребенок даст простой перечень изображенных предметов: «Собачка, мальчик, деревья, еще забор».

При этом ребенок называет в любом порядке как  существенные, так и второстепенные предметы, не имеющие прямого отношения к основному сюжету.

Совсем иной рассказ даст ребенок по той же картинке на вопрос: «Что делают на этой картинке?» — «Собачка спит, мальчик лезет на забор», — говорит он.

Когда девочке сказали: «Расскажи про то, что нарисовано на этой картинке», она ответила: «Мальчик пошел за яблоками. Около забора спала собачка. Он палкой оперся на собаку и начал подниматься на забор, чтобы сорвать яблоки».

Значит, если воспитатели злоупотребляют вопросом: «Что это?» — то они невольно задерживают детей на самой низкой ступени восприятия, поскольку требуют от ребенка лишь узнавания отдельных предметов. Такие вопросы вызывают определенную форму стереотипной реакции на привычный сигнал.

Специально поставленными вопросами, требующими от ребенка обозначения разных связей, существующих между предметами, изображенными на картинке, взрослый вызывает у детей поиски этих связей и их отражение.  Когда воспитатель спрашивает: «Что делают дети?», «Где это происходит?, «Кто подошел к детям? И т.п., то каждый  такой вопрос является сигналом для поиска пространственных, функциональных связей или связей времени. Для того чтобы поднять восприятие  детей на более высокую ступень_осмысливания изображенного, необходимо использовать другие вопросы. Когда взрослый спрашивает: «Кто эта женщина?», «Почему она улыбается?», «Куда поехали дети?», «Зачем мальчик влез на балкон?», «Почему девочка  плачет?» и т. д. то все эти вопросы, сигнализируя глубокие, т.е. чувственно невоспринимаемые связи, делают предметом анализа связи причинные, целевые, образа действия, принадлежности и др. Это и находит свое выражение в истолковании ребенком всей картины и отдельных ее частей.

Наиболее убедительным показателем понимания существенного на картине является подбор ребенком названия к картине. Это краткое обобщенное выражение основной мысли художника.

Характер ответов детей зависит и от педагогической культуры, т.е. от характера обучения ребенка методу рассматривания картинки.

Как показала Г.Т.Овсепян, дети, получая картинку, иногда начинают рассказывать не о том, что на ней изображено, но свободно болтают по поводу нарисованного, перескакивая с одного предмета на другой и отвлекаясь посторонними рассуждениями. Это неумение рассматривать картинку является прямым следствием неупорядоченности обучения, при котором воспитатель не ведет детей к пониманию содержания картины. Понятно, что ни их последующие рассказы, ни придуманные ими названия не являются в таких случаях обобщением воспринятого содержания.

Восприятие любого незнакомого предмета тем более такого трудного и сложного, каким является картина требует правильного  соотношения анализа и синтеза. Это значит, что необходимо выделять не любые части, а только существенные для целого, выделять их не беспорядочно и не  разрозненно, не обособленно_одну от другой, но в их взаимосвязях. Это есть уже синтетический путь. Он приводит к пониманию всей картины как единой целой ситуации. Рассматривание картины (как и любого объекта) обеспечивается системой вопросов, которые воспитатель последовательно задаст детям.

Календарь

«  Ноябрь 2022  »
Пн
ВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Погода
Праздники

Механизмы восприятия фотографии | Статьи | Фото, видео, оптика

Да, конечно, мы снимаем не для себя. Конечно, стремимся выразить себя посредством фотографии, раскрыть свои мысли зрителю и все в таком духе. Но хоть стремления — это и хорошо, но не зная механизмов восприятия зрителя, диалог выстроить довольно сложно. Это как говорить с англичанином на русском: вроде что-то происходит, мы издаем звук, некоторые слова похожи, но взаимопонимания нет. Для того, чтобы говорить на одном языке со зрителем, необходимо понимать, как он выстраивает в своем сознании речь, при прочтении наших изображений.

Во время прочтения изображения, у зрителя работает несколько механизмов восприятия, учитывая которые фотограф получает возможность лучше понять, кто будет воспринимать созданный им визуальный контент. Данное понимание поможет при необходимости создавать визуальный продукт для разной целевой аудитории, как в коммерческой, так и некоммерческой сфере.

Какие же механизмы работают в сознании зрителя? Разберем их по порядку:

  1. Подсознательная — она направлена на работу с памятью. Благодаря ей, зритель воспринимает большую (ударение на первый слог) часть текстур, объема, динамики и пр.. К примеру, когда мы видим хлопковые вещи, то можем легко ощутить прикосновение к ним, тяжесть их в руке, прочность ткани и подобное. Это связано с тем, что когда-то ранее в своей жизни мы уже имели дело с подобным материалом, и подсознание вытаскивает в виде «ощущения» из памяти информацию о данном контакте. Из совокупности просмотренных элементов (материалов, их прочности, веса, объема, движения и т.д.) создается основное впечатление от изображения. Точнее ощущение этого изображения.
  2. Конечно, если мы увидим элемент в кадре, с подобным которому мы никогда дело не имели, то и понять его не сможем. Благо, такое случается крайне редко, т.к. у зрителей еще в раннем детстве есть возможность изучить большую часть окружающего материального мира.

  1. Ассоциативная — она направлена на помощь в восприятии смыслового контента кадра. В основном мы руководствуемся стереотипами. Вы можете почитать того же Уолтера Липпмана для более глубокого изучения данного вопроса. Если говорить проще: стереотип — это краткое содержание, в нашем случае, визуальных элементов изображения. Видя человека в форме пожарного, зритель видит пожарного; со слесарными инструментами — слесаря; с гитарой — гитариста и т.д.
  2. Т.е. воспринимая какой-либо информационный элемент изображения зритель облекает его в ту информацию, которой уже владеет. Само собой, чем менее образован зритель, тем слабее его ассоциативное восприятие.

  1. Фантазия — она направлена на работу с осознанным толкованием увиденного. При слабом развитии зрителя, ему приходится «пользоваться» в основном именно данной механикой восприятия. Т.е. зритель, при прочтении изображения, из-за нехватки жизненного опыта и/или собранных знаний, пытается «дофантазировать» визуальный контент. (Здесь хорошо подходит сценка из фильма «О чем говорят мужчины», когда главные герои рассматривают произведения современного искусства).

Подобное прочтение зачастую порождает «клише» в сознаниях людей — это уродливый братец стереотипов. Клише основано на мнимой памяти и неподтвержденных (выдуманных) суждениях зрителя.

Это опасности, которые возникают при работе данной механики восприятия. Но так же фантазия помогает раскрыть потенциал вложенной истории в изображение. Да и не только в изображениях.

При должном развитии, человек прочтет, например, в «Преступлении и наказании» о страданиях, перерождении души и пр.; в ином же случае увидит лишь криминальную историю о том, как молодой студент убивает неприятную бабушку.

Все три вида восприятия работают совместно и постоянно. Чем более образован зритель, чем больше знаний он имеет, тем глубже он может воспринимать прочитанное. Будь то визуальный продукт или какой иной.

Визуальная продукция, по сути, не может быть плохой или хорошей. Просто она затрагивает разную аудиторию и воздействует на нее. Нельзя сказать (можно, конечно, но в нашем контексте как бы нельзя), что работы Леонардо да Винчи лучше, чем работы Василия Эдуардовича Пупкина (не гуглите, это вымышленный персонаж), который фотографирует симпатичных девушек в бикини. Они просто имеют различные цели, и наш мир был бы равно обделен, если одного из этих авторов не существовало. Возможно, подобное суждение сложно принять, ведь наше мнение формируется, благодаря множеству факторов: образованию, общественному мнению, личному опыту и пр.. Но что неинтересно для нас, может быть интересно другому.

Лучше понимая свою аудиторию, фотограф может менять контент и эстетическую составляющую своей продукции, чтобы найти или улучшить диалог и воздействие на зрителя. Тем самым, качественнее достигать поставленных целей в своей деятельности.

Всё вышесказанное не означает того, что ты, целеустремленный читатель, не должен для себя определять, что есть хорошо, а что плохо, и какой должна быть твоя аудитория, ведь от этого зависит повседневная деятельность фотографа. Утрированно говоря, если ты желаешь снимать для частного сектора, то визуальная продукция должна быть просто эстетически верна общественному мнению, если стремишься работать в рекламной сфере высокого уровня, то твои фотографии должны нести выстроенные истории с учетом сценария и технического задания (эстетика тоже важна, но не первостепенна), и т. д.. То есть цель определяет нашу повседневность, то, чем мы будем заниматься день изо дня. Здесь уж каждому свое.

Главное — поставить перед собой четкую цель, и ее достижение будет вопросом времени и вложенного труда.

У тебя все получится, успехов, бесконечность не предел и все дела.

Восприятие изображения: Анализ зрительной компенсации

Восприятие изображения: Анализ зрительной компенсации

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Ричард Р. Розински 1 ,
  • Тимоти Малхолланд 2 ,
  • Дуглас ДеГелман 3 и
  • Джеймс Фарбер 4
  • 7
  • Джеймс Фарбер 4 9
  • Джеймс Фарбер 4
  • Джеймс Фарбер 4
  • Джеймс Фарбер 4
  • Джеймс Фарбер 4
  • Восприятие и психофизика том 28 , страницы 521–526 (1980)Цитировать эту статью

    • 4622 Доступ

    • 39 цитирований

    • Сведения о показателях

    Abstract

    Хотя геометрическая информация изменяется при изменении точки обзора изображения, такие изменения часто не влияют на восприятие. Два эксперимента оценивали изобразительное восприятие относительно искажений, вызванных смещением точки обзора. Результаты обеспечивают психофизическую демонстрацию изобразительной компенсации и предполагают, что она основана на несоответствии между фактическим и предполагаемым правильным положением просмотра. Предлагается объяснение изобразительной компенсации, которое может быть применено к непосредственному восприятию изображения и к восприятию «картинка в картинке».

    Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

    Ссылки

    • Фарбер Дж., Розински Р.Р. Геометрические преобразования изображаемого пространства. Восприятие , 1978, 7 , 269–282.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Флок, Х. Р. Оптическая текстура и линейная перспектива как стимулы для наклонного восприятия. Психологический обзор , 1965, 72 , 505–514.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Гибсон, Дж. Дж. Теория изобразительного восприятия. Обзор аудиовизуальных коммуникаций , 1954, 1 , 3–23.

      Google ученый

    • Gibson, J. J. Информация доступна в картинках. Леонардо , 1971, 4 , 27–35.

      Артикул Google ученый

    • Гибсон, Дж. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию . Бостон: Хоутон Миффлин, 1979.

      . Google ученый

    • Хабер, Р. Н. Зрительное восприятие. В MR Rosenzweig & LW Porter (Eds.), Annual Review of Psychology , 1978, 29 , 31–59.

    • Хаген, М. А. Восприятие изображения: к теоретической модели. Психологический бюллетень , 1974, 81 , 471–497.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Хохберг Дж. Психофизика изобразительного восприятия. Обзор аудиовизуальных коммуникаций , 1962, 10 , 22–54.

      Google ученый

    • Кеннеди, Дж. М. Иконки и информация. В DR Olson (Ed.), Семьдесят третий ежегодник Национального общества изучения образования, средств массовой информации и символов: формы выражения, коммуникации и образования . Чикаго: University of Chicago Press, 1974.

      . Google ученый

    • Перкинс, Д. Н. Компенсация искажений при просмотре изображений под углом. Восприятие и психофизика , 1973, 14 , 13–18.

      Google ученый

    • Pirenne, M.H. Оптика, живопись и фотография . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 19.70.

      Google ученый

    • Розински, Р. Р. Восприятие изображения и монокулярное зрение: ответ Хагену. Психологический бюллетень , 1976, 83 , 1172–1175.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Розински Р. Р. и Фарбер Дж. Компенсация точки обзора при восприятии изображаемого пространства. В М. Хаген (ред.), Психология изобразительного изображения . Нью-Йорк: Academic Press, 1980.

      . Google ученый

    Download references

    Author information

    Authors and Affiliations

    1. University of Pittsburgh, 15260, Pittsburgh, Pennsylvania

      Richard R. Rosinski

    2. Universidade de Brasilia, 70910, Brasilia, D.F., Brazil

      Тимоти Малхолланд

    3. Восточный колледж Назарянина, 02170, Волластон, Массачусетс

      Douglas Degelman

    4. Новая школа социальных исследований, 10011, Нью -Йорк, Нью -Йорк

      Джеймс Фарбер

    Авторы

    1. Ричард Р. Розинский

      . в PubMed Google Scholar

    2. Timothy Mulholland

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

    3. Дуглас Дегельман

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    4. James Farber

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    Права и разрешения

    Перепечатка и разрешения

    Об этой статье

    ученых выяснили, почему работает восприятие изображений — ScienceDaily

    Новости науки

    от исследовательских организаций


    Дата:
    21 сентября 2005 г.
    Источник:
    Рочестерский технологический институт
    Резюме:
    Группа ученых разгадала ключевую загадку зрительного восприятия. Почему фотографии выглядят одинаково, если смотреть на них под разными углами?
    Поделиться:

    ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


    Группа ученых разгадала ключевую загадку визуального восприятия. Почему фотографии выглядят одинаково, если смотреть на них под разными углами?

    реклама


    Когда вы смотрите на изображение, есть только одно положение просмотра — центр проекции изображения — которое дает правильное изображение перед вашим глазом. Например, есть только одно место в кинотеатре, где фильм создает для ваших глаз то же изображение, что и исходная сцена. Просмотр из других мест вызывает искажение изображения для вашего глаза. Почему же тогда кинозрители не спешат занять правильную позицию? В самом деле, знают ли они, где находится эта позиция?

    Мартин С. Бэнкс, профессор оптометрии и науки о зрении Калифорнийского университета в Беркли, Дханрадж Вишванат, доцент психологии Рочестерского технологического института, и Ана Гиршик, доктор философии. студент Калифорнийского университета в Беркли, разработал новую научную модель процессов, лежащих в основе явлений. Их результаты будут представлены в следующем выпуске журнала NatureNeuroscience.

    «Если бы мозг обрабатывал изображения так же, как и реальные объекты, вы бы действительно видели, как объекты на картинке изменяются и искажаются в каждом другом месте, из которого вы ее смотрите», — говорит Бэнкс. «Зрительная система человека автоматически исправляет такие искажения, но исследователи не смогли точно определить, как происходит эта коррекция».

    С помощью серии психофизических экспериментов Вишванат, Гиршик и Бэнкс смогли показать, что зрительная система человека гибко приспосабливается к положению для просмотра, так что сидеть в нужном месте не требуется. Мозг вносит небольшие коррективы в изображение, получаемое глазами, так что изображение выглядит так, как должно, даже если вы смотрите на него из разных мест. Работа имеет значение для разработки более совершенных устройств, отображающих трехмерные изображения, а также для создания более реалистичных компьютерных графических изображений. Это также улучшит наше понимание того, как работают глаза и мозг, что даст информацию как для медицинского, так и для психологического использования.

    «Визуальное восприятие отображаемых изображений является ключевым фактором в процессе принятия решений человеком, — отмечает Вишванат. — Правильное описание того, как люди видят и воспринимают изображения, позволит лучше понять, почему люди положительно реагируют на одни изображения и отрицательно на другие».

    ###

    С полными результатами исследования можно ознакомиться на веб-сайте Nature Neuroscience по адресу http://www.nature.com/neuro.

    изменить мир к лучшему: спонсируемая возможность


    История Источник:

    Материалы предоставлены Рочестерским технологическим институтом . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.


    Процитировать эту страницу :

    • MLA
    • АПА
    • Чикаго

    Рочестерский технологический институт.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *