Разное

Виньетирование это: Что такое виньетирование. На что влияет виньетка.

Что такое виньетирование. На что влияет виньетка.

Виньетирование – это эффект затемнения углов изображения. Часто виньетирование называют просто ‘виньеткой

Виньетирование

В более широком смысле, виньетирование – это изменения яркости изображения от центра до краев изображения. Можно сделать и ‘виньетирование наоборот’, когда края будут более светлыми, нежели центр изображения.

Пример виньетирвоания

Выше показан пример виньетирования, которое дает объектив Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor при использовании на полнокадровой камере Nikon D700 и при полностью открытой диафрагме, объектив сфокусирован на бесконечность, сфотографирован белый лист со штатива. По углам изображения заметно падение яркости, а самая яркая часть изображения находится в центре изображения.

Учитывая тот факт, что при использовании полнокадровых объективов Nikon FX, или любых других объективов под 35-ти миллиметровую пленку на кропнутых камерах Nikon DX, матрица кропнутой камеры фиксирует только центральную часть изображения, то эффект виньетирования в таком случае практически полностью сводится к нулю.

Управление диафрагмой уменьшает виньетирование

Виньетирование напрямую связано с числом F. Чем больше число F (чем сильней закрыта диафрагма) – тем меньше виньетирование. И наоборот, чем меньше число F (чем сильней открыта диафрагма) – тем сильней заметно виньетирование. Как управлять числом ‘F’ можете почитать в разделе ‘диафрагма’.

Зависимость виньетирвования от диафрагмы. На закрытой диафрагме виньетка меньше.

Я нигде не встречал информации о том, что дистанция фокусировки также влияет на степерь виньетирования. У разных объективов при фокусировке на бесконечность и на МДФ (минимальную дистанцию фокусировки) проявляется разная степень виньетирвоания. Такой эффект я заметил при использовании кропнутого объектива на полнокадровой камере, когда при МДФ объектив вовсе не давал виньетки, а при фокусировке на бесконечность виньетка была просто ужасной. Ниже необычный пример фотографии, который показывает взаимосвязь дистанции фокусировки и силы виньетирования при использовании полнокадровой  камеры в обычном режиме работы и кропнутого объектива.

Необычный эффект виньетирования. Кропнутый объектив не дает виньетки при МДФ на полнокадровой камере.

В зависимости от типа объектива, эффект взаимосвязи виньетирвоания и дистанции фокусировки проявляется по разному. Ниже пример разной степени виньетирования при использовании объектива Nikon 28-105mm f/3.5-4.5D AF Nikkor на камере Nikon D700, при МДФ виньетирвоание сильней, чем при фокусировке на бесконечность.

Разница степени виньетирования

Также, у зум объективов при разном фокусном расстоянии наблюдается разная степень виньетирования. Обычно самая сильная виньетка заметна на предельных значениях фокусного расстояния.

Например, для пейзажной фотографии виньетирование часто крайне нежелательно, потому, чтобы получить изображения без виньетирования нужно снимать на прикрытых диафрагмах. А в портретной съемке виньетирование часто может идти только на пользу.

Легкая виньетка на портретном снимке

Виньетирование измеряется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. Например, виньетирование -1E.V. означает, что края изображения затемнены на 1 ступень или на 1 стоп сильней, чем центр изображения. Один стоп равен падению экспозиции в два раза.

Еще одной причиной появления виньетирования могут служить светофильтры и бленды. Очень часто виньетирование появляется на фотографиях, которые были сняты на объектив с неправильно одетой блендой. Обычно бленды имеют форму ‘тюльпана’, и с одной стороны лепестки ‘бленды-тюльпана’ меньшего размера, чем с другой, это связано с прямоугольной формой матрицы или пленки. Если перепутать стороны бленды или не правильно установить бленду на объектив, то можно испортить целую серию фотографий. Компенсировать виньетку от светофильтра или бленды иногда просто невозможно и приходиться кадрировать изображение.

Виньетирование очень просто исправить с помощью редактировании RAW файлов. Точно так же эффект виньетирования можно усилить специально, чтобы получить художественный эффект, как на снимке ниже. Многие камеры имеют встроенный обработчик корректировки виньетирвоания. Например, такую функцию имеют камеры Nikon D700, D5200 и т.д. У камер Canon за контроль виньетирование отвечает функция ‘контроль периферийного освещения‘. Обычно виньетирование делается специально для того, чтобы выделить на фотографии ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение.

Специально добавленное сильное виньетирование

Личный опыт

Я вовсе не переживаю за эффект виньетки, так как практически всегда снимаю в RAW. Эффект виньетирования сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах, например такая виньетка является недопустимой. Несколько раз я не до конца закручивал бленду-тюльпан на объективе, и в результате получал виньетку на изображении. Многие фотографы очень часто перебарщивают с виньеткой, а сам эффект встречается чуть ли ни на каждой второй портретной фотографии.

Выводы:

Виньетирование – физическая особенность объективов по распределению светового потока от центра до краев изображения. Обычно под виньетированием просто понимают потемнение углов изображения. Чтобы уменьшить степень потемнения углов изображения следует прикрывать диафрагму. Также, на виньетку влияет дистанция фокусировки. Виньетирование легко исправляется автоматически самой камерой, либо с помощью программного обеспечения. При съемке в RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества. Виньетка также может служить в качестве неплохого художественного эффекта, особенно для создания портретных снимков.

Лайкаем  – помогаем проекту. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Что такое виньетирование?

Виньетирование, выражаясь простыми терминами, — это затемнение углов изображения по сравнению с центром. Оно может быть вызвано либо оптикой, либо намеренно добавлено при постобработке, чтобы привлечь взгляд зрителя к центру изображения. В зависимости от типа и причины виньетирование может быть постепенным или резким.

Существует несколько причин оптического виньетирования — оно может получаться естественным образом во всех объективах или может быть вызвано или увеличено/усилено из-за использования внешних инструментов (фильтров, держателей фильтров и бленд объективов). В нашей статье профессиональный фотограф Назим Мансуров (Nasim Mansurov) подробно рассказывает о каждом типе виньетирования.

1)         Типы виньетирования

Некоторые типы виньетирования естественным образом вызваны оптическим дизайном линз, другие могут возникать при использовании сторонних аксессуаров, таких как фильтры и удлиненные бленды, а некоторые искусственно добавляются фотографом в постобработке.

1.1)      Оптическое виньетирование

Оптическое виньетирование естественным образом встречается во всех линзах. В зависимости от оптического дизайна и конструкции объектива на одних объективах оно может быть довольно сильным, а на других едва заметным. Тем не менее, виньетирование происходит на большинстве современных объективов, особенно на фиксированных с большими значениями диафрагмы. Для этого есть две причины. Во-первых, в самых широких диафрагмах свет, который попадает в объектив, частично блокируется его оправой, как показано на следующей диаграмме:

Оптическое виньетирование. Входной зрачок. Легенда: Оптическая ось, Периферийные световые лучи, Центральные световые лучи, Плоскость изображения

Из-за длины оправы объектива и ее относительного размера передней и задней оправы периферийные световые лучи, которые распространяются под крайними углами, частично блокируются. В результате яркость света, который достигает плоскости изображения под такими углами, естественным образом уменьшается в направлении краев кадра. Такое виньетирование в основном проявляется при больших значениях диафрагмы, поскольку именно оправа объектива блокирует периферийный свет с передней и задней ее сторон.

Обратите особое внимание на входной зрачок в приведенном выше примере. Как видите, он круглый в центре, но принимает другую форму в углах, которую некоторые называют «кошачьим глазом».

Выше приведено сравнение боке между 4 разными объективами Nikkor 50 мм. Поскольку кадрирование было взято с одной и той же части изображения, это хороший пример оптического виньетирования в действии. Как видите, все линзы по-разному отображают блики в углах. На форму влияет физический размер передних и задних элементов, длина оправы объектива и размер диафрагмы.

Во-вторых, когда свет проходит через любой объектив, световые лучи на его периферии распространяются дольше, чем в центре. Это особенно заметно на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах. К тому времени, когда лучи достигнут датчика цифровой камеры, на изображениях будет больше виньетирования.

1.2)      Пиксельное виньетирование

Цифровые камеры также страдают от пиксельного виньетирования. По сравнению с оптическим виньетированием этот тип применим только к датчикам изображения. Поскольку цифровые датчики плоские, все их пиксели одинаково построены и направлены. На пиксели в центре датчика световые лучи падают под углом 90 градусов, в то время как на пиксели в углу — под небольшим. Из-за этого датчики в углах будут получать немного меньше света по сравнению с центром, и получится пиксельное виньетирование. Оно не может быть устранено путем диафрагмирования, поскольку зависит от угла, под которым свет достигает отдельных пикселей на цифровом датчике.

1.3)      Механическое/вспомогательное виньетирование

Из-за встречающихся предельных углов, при которых свет попадает в объектив, особенно на сверхширокоугольных, производители часто конструируют объективы с небольшим зазором, чтобы можно было устанавливать различные аксессуары, такие как фильтры и бленды. Бленды всегда намного больше, чем передний элемент объектива. Идея состоит в том, чтобы блокировать яркие источники света от попадания в объектив под предельными углами для предотвращения бликов, ореолов и снижения контраста из-за внутренних отражений, без блокирования необходимого света, что, очевидно, приведет к виньетированию. Производители поэтому внимательно следят за размерами бленды объективов и за тем, чтобы они были достаточно большими, чтобы пропускать свет без виньетирования. Всегда следует использовать те бленды, которые рекомендуются производителем.

Поскольку бленды для объективов изготавливаются под конкретный объектив, они обычно не являются источником виньетирования. В большинстве случаев оно вызывается фильтрами, держателями фильтров и другими инструментами сторонних производителей. Большинство производителей проектируют свои объективы для размещения одного фильтра, независимо от того, используются ли они для защиты или в других целях.

Для уменьшения виньетирования необходимо использовать специальное широкоугольное кольцо. Если держатель фильтра прикреплен к другому фильтру, виньетирование становится очень жестким, что требует дальнейшего кадрирования. И если система фильтров слишком толстая, с виньетированием все может быть очень плохо, как в примере ниже.

NIKON D800E + 28-300 мм f/3,5-5,6 при 28 мм, ISO 200, 1/250, f/8,0

В приведенном выше случае, единственный способ уменьшить виньетирование — использовать более тонкие держатели фильтров, которые не слишком сильно выступают.

Чтобы уменьшить механическое виньетирование, рекомендуется использовать поставляемые изготовителем бленды, тонкие кольца и адаптеры для крепления фильтров большего размера.

1.4) Искусственное виньетирование

В некоторых случаях эффект виньетирования может отвлекать внимание зрителя от углов кадра к центру изображения. Фактически, некоторые фотографы склонны оставлять оптическое виньетирование на изображениях, в то время как другие специально добавляют виньетирование или усиливают его эффект во время постобработки. Ниже пример виньетирования, которое было специально добавлено, чтобы привлечь внимание к основному объекту в кадре.

NIKON D800E + 80-400 мм f/4,5-5,6 @ 400 мм, ISO 100, 1/250, f/5,6

2)         Уменьшение виньетирования в камере

Некоторые современные производители предлагают сокращение виньетирования непосредственно в камере. Например, и Nikon, и Canon обладают данными, специфичными для объектива, предварительно загруженные в прошивку камеры, чтобы уменьшить виньетирование и другие аберрации объектива. Хотя эта функция, безусловно, полезна для изображений JPEG, они практически не влияют на изображения RAW. Собственные, специфичные для производителя данные, которые записываются в файлы RAW, к сожалению, удаляются сторонними инструментами (Lightroom, Aperture и Photoshop). Чтобы сохранить специфичные для камеры настройки управления виньетированием, необходимо использовать предоставленные производителем инструменты постобработки, такие как Capture NX, чтобы считывать данные заголовка и применять их к изображениям RAW при импорте.

Заключение: виньетировать или нет?

Выбор зависит от того, является ли это оптическим виньетированием или виньетированием, вызванным использованием аксессуаров. При фотографировании живых существ и другой жизни Назим Мансуров часто оставляет оптическое виньетирование на изображениях для большей глубины. В некоторых случаях, иногда стоит намеренно добавить виньетирование, чтобы привлечь внимание зрителя к объекту в кадре. Однако для пейзажной и архитектурной фотографии Назим в основном избавляется от него, поскольку нужно, чтобы зритель сосредоточился на всем изображении, а не на его частях.

Что такое виньетирование?

Виньетирование, также известное как «ослабление света» (иногда пишется как «ослабление света»), распространено в оптике и фотографии, что простыми словами означает затемнение углов изображения по сравнению с центром. Виньетирование либо вызвано оптикой, либо намеренно добавляется при постобработке, чтобы отвлечь внимание зрителя от отвлекающих факторов в углу, к центру изображения.

В зависимости от типа и причины виньетирования оно может быть постепенным или резким. Существует ряд причин оптического виньетирования — оно может естественным образом возникать во всех объективах или может быть вызвано или усилено из-за использования внешних инструментов, таких как фильтры, держатели фильтров и бленды. В этой статье я расскажу о каждом типе виньетирования, а также расскажу о способах уменьшения или увеличения количества виньетирования на фотографиях с помощью программ постобработки, таких как Lightroom и Photoshop.

Типы виньетирования

Как я уже указывал во введении к этой статье, существуют различные типы виньетирования, с которыми можно столкнуться при съемке или просмотре изображений. Некоторые типы виньетирования естественным образом вызваны оптической конструкцией объективов, другие могут возникать при использовании аксессуаров сторонних производителей, таких как фильтры и удлиненные бленды, а некоторые искусственно добавляются фотографом в процессе постобработки. Рассмотрим подробно каждый вид.

Оптическое виньетирование

Оптическое виньетирование естественным образом возникает во всех объективах. В зависимости от оптической схемы и конструкции объектива он может быть довольно сильным на одних объективах и едва заметным на других. Все-таки виньетирование происходит на большинстве современных объективов, особенно на фикс-/фикс-объективах с очень большой светосилой. Этому есть две причины. Первый , при самой широкой диафрагме свет, попадающий в объектив, частично блокируется оправой объектива, как показано на диаграмме ниже:

Из-за длины корпуса объектива и относительного размера передней и задней оправ периферийные лучи света, идущие под экстремальными углами, частично блокируются. В результате свет, попадающий на плоскость изображения под такими углами, естественным образом падает (уменьшается яркость) по направлению к крайним углам кадра.

Обратите внимание, что такое виньетирование в основном проявляется при больших значениях диафрагмы, поскольку именно физическая оправа объектива в основном блокирует периферийный свет спереди и сзади оправы объектива. После остановки меньший размер апертуры в центре виден даже из углов, что позволяет свету проходить сквозь него. Вот почему большинство светосильных объективов с постоянным фокусным расстоянием имеют сильное виньетирование при самой широкой диафрагме и значительно улучшаются при закрытии диафрагмы.

Обратите внимание на входной зрачок в приведенном выше примере. Как видите, в центре он круглый, но по углам принимает другую форму, которую некоторые называют «кошачий глаз». Если у вас светосильный объектив с постоянным фокусным расстоянием, вы могли заметить такой эффект на боке объектива — формы боке остаются круглыми в центре, но постепенно изменяются по направлению к углам, как вы видите на кадрах ниже:

выше приведено сравнение боке между 4 разными объективами Nikkor 50 мм. Поскольку кадрирование было сделано из одной и той же части кадра изображения, это хороший пример оптического виньетирования в действии. Как видите, все объективы по-разному передают блики в углах. Здесь на форму влияет физический размер переднего и заднего элементов, длина оправы объектива и размер диафрагмы.

Секунда , когда свет проходит через любую линзу, световые лучи на периферии линзы проходят дольше, чем в центре. Это особенно заметно на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах. В этом случае вступает в силу косинусный четвертый закон спада освещенности, согласно которому спад освещенности пропорционален четвертой степени косинуса угла между периферийным световым лучом и оптической осью. Я не буду вдаваться в подробности здесь, так как это может быть довольно сложным и техническим. Просто помните, что лучи от оптической оси всегда будут проходить дольше, поэтому к тому времени, когда они достигнут сенсора вашей цифровой камеры, на ваших изображениях будет больше виньетирования.

Виньетирование пикселей

Цифровые камеры также страдают от виньетирования пикселей. По сравнению с оптическим виньетированием этот тип виньетирования применим только к датчикам изображения. Поскольку цифровые датчики плоские, все их пиксели построены одинаково и обращены в одном направлении. Пиксели в центре сенсора принимают световые лучи под углом 90 градусов, а пиксели в углу — под небольшим углом. Из-за этого датчики в углах будут получать немного меньше света по сравнению с центром, вызывая виньетирование пикселей. К сожалению, виньетирование пикселей не может быть устранено путем закрытия объектива, поскольку оно является результатом угла, под которым свет достигает отдельных пикселей на цифровом сенсоре.

Механическое виньетирование / виньетирование аксессуаров

Из-за того, что свет иногда попадает в объектив под экстремальными углами, особенно на сверхширокоугольных объективах, производители часто проектируют объективы с некоторым зазором, чтобы можно было установить различные аксессуары, такие как фильтры и бленды. Если вы обратите пристальное внимание на свои объективы, их бленды всегда намного больше, чем передняя линза объектива. Это потому, что идея состоит в том, чтобы блокировать яркие источники света, такие как солнечный свет, от попадания в объектив под экстремальными углами, чтобы предотвратить блики, ореолы и снижение контраста из-за внутренних отражений, не блокируя необходимый свет, что, очевидно, приведет к виньетированию.

Поэтому производители уделяют очень пристальное внимание размеру бленд и следят за тем, чтобы они были достаточно большими, чтобы пропускать свет без добавления виньетирования. Это причина, по которой бленды бывают разных размеров и форм, а также причина, по которой всегда следует использовать бленды, поставляемые производителем, а не стандартные версии сторонних производителей.

Поскольку бленды тщательно изготавливаются для каждого объектива, они, как правило, не являются источником виньетирования. В большинстве случаев механическое/аксессуарное виньетирование вызывается фильтрами, держателями фильтров и другими сторонними инструментами. Большинство производителей разрабатывают свои линзы для установки одного фильтра, независимо от того, используются ли они для защиты или других целей. Однако некоторые объективы могут вызвать сильное виньетирование, если используются фильтры, особенно фильтры с круговой поляризацией, которые, как правило, толще обычных.

Одним из таких объективов является Nikkor 16-35mm f/4G VR, который имеет проблемы с виньетированием на 16 мм даже без фильтров при съемке с самой широкой диафрагмой f/4. Эффект виньетирования становится намного хуже, когда надет фильтр, а если фильтр достаточно толстый, то даже диафрагмирование объектива до f/8 не уменьшает его. Другие объективы могут лучше справляться с фильтрами, но они также начинают показывать проблемы, когда используется более одного фильтра или используется система держателей фильтров.

Nikkor 24-70mm f/2.8G довольно хорошо справляется с виньетированием с круговым поляризатором, но сильно страдает на 24 мм при использовании системы держателей фильтров Lee со стандартным кольцом. Для уменьшения виньетирования необходимо использовать специальное широкоугольное кольцо. Если держатель фильтра прикреплен к другому фильтру, виньетирование становится очень сильным, что требует последующего кадрирования. И если система фильтров слишком толстая, виньетирование может быть очень плохим, как в примере ниже:

NIKON D800E + 28-300 мм f/3,5-5,6 @ 28 мм, ISO 200, 1/250, f/8,0

В приведенном выше случае модульный держатель фильтра Hitech 100 мм использовался в полной конфигурации, что привело к очень четкому виньетированию с 24 мм вплоть до 45 мм. Единственный способ уменьшить виньетирование в таких случаях — использовать более тонкие держатели фильтров, которые не так сильно выступают.

Для уменьшения механического/аксессуарного виньетирования рекомендуется использовать бленды, поставляемые производителем, а также использовать тонкие кольца и адаптеры для крепления фильтров большего размера. Следует избегать установки фильтров друг на друга, особенно при использовании широкоугольных объективов.

Искусственное виньетирование

Виньетирование не всегда является неприятностью или проблемой. В некоторых случаях эффект виньетирования может радовать глаз зрителя, отвлекая внимание от углов кадра к центру изображения. На самом деле, некоторые фотографы склонны оставлять оптическое виньетирование на снимках, не исправляя его, а другие специально добавляют виньетирование или усиливают его эффект при постобработке. Виньетирование можно легко добавить как в Lightroom, так и в Photoshop. Вот пример виньетирования, которое было специально добавлено на фотографию, чтобы привлечь внимание зрителя к основному объекту в кадре:

NIKON D800E + 80–400 мм f/4,5–5,6 @ 400 мм, ISO 100, 1/250, f/5,6

Уменьшение виньетирования в камере

Некоторые современные камеры предлагают встроенное уменьшение виньетирования. И у Nikon, и у Canon, например, в прошивку камеры предварительно загружены данные для конкретных объективов, чтобы уменьшить виньетирование и другие аберрации объектива. Хотя эта функция, безусловно, полезна для изображений в формате JPEG, она практически не влияет на изображения в формате RAW. Проприетарные данные производителя, которые записываются в файлы RAW, к сожалению, не учитываются сторонними инструментами, такими как Lightroom, Aperture и Photoshop. Чтобы сохранить специфические для камеры настройки управления виньетированием, необходимо использовать предоставленные производителем инструменты постобработки, такие как Capture NX, который способен считывать эти данные заголовка и применять их к изображениям RAW при импорте.

Как исправить виньетирование в Lightroom/Photoshop

Оптическое виньетирование можно легко удалить в Lightroom и Photoshop. Если используемый вами объектив поддерживается, как Lightroom, так и Photoshop могут легко позаботиться о виньетировании одним щелчком мыши с помощью модуля «Коррекция объектива» в Lightroom или Camera RAW. В Lightroom этот параметр можно сохранить в шаблоне, который можно применить к фотографиям при их импорте. Чтобы узнать больше о функции коррекции объектива, ознакомьтесь с моей статьей «Объяснение коррекции объектива Lightroom», где я подробно объясняю подмодуль. Если вы используете Adobe Photoshop, то же самое можно сделать и в Camera RAW.

Виньетка или не виньетка?

Виньетка или не виньетка? Это зависит от того, является ли это оптическим виньетированием или виньетированием, вызванным использованием аксессуаров. При фотографировании живых существ и других живых существ я часто оставляю оптическое виньетирование на изображениях, так как они, как правило, создают изображения с большей глубиной. В некоторых случаях, как я показал выше, я намеренно добавляю виньетирование, чтобы привлечь внимание зрителя к объекту в кадре.

Однако для пейзажной и архитектурной фотографии я в основном избавляюсь от виньетирования на своих изображениях, так как хочу, чтобы зритель сосредоточился на всем изображении, а не на его частях. Пока вы фотографируете и работаете над своими изображениями, я бы рекомендовал поэкспериментировать с виньетированием. Посмотрите, как виньетируют ваши линзы, и решите, хотите ли вы сохранить это или от чего избавиться.

Если виньетирование слишком светлое, попробуйте добавить больше с помощью вашего любимого инструмента постобработки и посмотрите, что получится. Я бы не рекомендовал применять большое количество виньетирования и уж точно не рекомендовал бы использовать что-либо, кроме черного цвета. Некоторым людям нравится использовать белый или другие цвета для постепенного виньетирования, и мне еще предстоит увидеть изображение, которое в результате получилось бы хорошим. И если сильное виньетирование вызвано аксессуаром, всегда полезно удалить его во время постобработки. К сожалению, ни один профиль объектива не сможет это исправить, поэтому лучше просто обрезать углы изображения, обрезав изображение.

Если вам интересно узнать больше, ниже приведен список статей о других типах аберраций и проблемах, которые мы ранее публиковали на сайте Photography Life:

  • Сферическая аберрация
  • Кривизна поля
  • Кома
  • Хроматическая аберрация
  • 2
  • 1 Искажение
  • Двоение / Блики
  • Дифракция
  • Сдвиг фокуса

Виньетирование — Был ли это Объектив-Виньетирование?

Был ли ist Objektiv-Vignettierung?

Optische Vignettierung ist eine Verdunkelung, die entsteht, wenn die Helligkeit oder Sättigung an den Bildrändern nachlässt. Sie wird durch eine Reihe von Faktoren hervorgerufen, wie z. B. Fehler im Objektivdesign, Brennweite und verwendete Blende. Der Helligkeitsverlust verläuft Progressiv фон дер Mitte zum Rand des Objektivs.

Vignettierung auf Fotos: Был ли sind die Ursachen?

Dieses Phänomen macht sich besonders bei Bildern bemerkbar, die mit Objektiven mit kurzer Brennweite, Zoom und Teleobjektiven aufgenommen wurden. Noch deutlicher wird es bei Verwendung von großen Blendenöffnungen, da es durch die Blockierung des Lichts durch den Tubus oder die vordere Linse des Objektivs entsteht.

Vignettierung führt zu einer allmählichen Abnahme der Helligkeit im Bild. Die Abnahme erfolgt von der Mitte zum Rand hin.

Messung von Vignettierung: eine kartografische und dividuelle Analyze des Fehlers

Für jede Combination aus Blende und Brennweite erstellen die Techniker von DxO eine individuelle Karte über die Vignettierung bei einer Kamera/Objektiv-Combination. Um diese Korrekturkarte zu erstellen, fotografieren sie ein gleichmäßig beleuchtetes Punktmuster und erstellen dann ein Modell des Verdunkelungseffekts für die Position jedes Pixels im Bild.

Sie weisen dann jedem dieser Pixel einen Wert zwischen 0 und 1 zu. Mithilfe dieses Werts lassen sich dann JPEG-Bilder Pixel für Pixel korrigieren.

Mit demselben Lichtdiagramm werden auch die Vignettierungswerte für jeden Farbkanal der ursprünglichen RAW-Datei und des endgültigen RGB-Bildes berechnet. Diese Werte werden unter verschiedenen Lichtbedingungen gemessen. Je nach analysierter Kamera/Objektiv-Kombination werden zwischen 100 und 500 Beispielbilder benötigt, um die Zuordnungsdaten für ein Miniaturbild zu erhalten.

Die aus der Analyze gewonnenen Kalibrierungsinformationen werden in einer Korrekturdatei zusammengefasst, die an die entsprechende Kamera/Objektiv-Combination angepasst ist: das optische Modul.

Vignettierung führt zu einer allmählichen Abnahme der Helligkeit im Bild.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *