Разное

Трошина дейнеко: Художник Трошина-Дейнеко Е. Н Картины. Биография. Цена

Николай Трошин, Ольга Дейнеко


Николай Трошин (1897 – 1990),
Ольга Дейнеко (1897 – 1970)

8 апреля – 27 апреля 2003

 

   Николай Трошин родился в Туле. Его профессиональная учеба началась в Пензенском художественном училище, позднее преобразованном в отделение ВХУТЕМАСа. В 1918 двадцать пять произведений Трошина впервые экспонировались на Выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани (среди участников были Бакшеев, Герасимов, Васнецов, Пастернак и другие мэтры). Ольга Дейнеко родилась на Черниговщине. С будущей женой Трошин познакомился в Моршанске: Николай и тогдашняя студентка петроградского училища имени барона Штиглица встретились там на каникулах. Ольга решила продолжить учебу в Москве, у Ильи Машкова; вскоре следом за ней в столичный ВХУТЕМАС отправился и Трошин. Правда, в 1920 из-за голода и пошатнувшегося здоровья он оставил учебу и перебрался в Рязань: преподавал в рабочей изостудии, оформлял местные спектакли. Ольга поначалу продолжала посещать занятия, но вскоре также покинула мастерскую Машкова: ее отца по работе командировали на Украину. Там она увлеклась народным художественным творчеством – зарисовывала одежду, узоры, вышивку.

   Через два года Ольга и Николай вновь встретились в Москве. Резкий поворот в творчестве Машкова, к тому времени вступившего в Ассоциацию художников революционной России, надолго оттолкнул его бывших студентов от живописи. Трошин стал делать плакаты для предприятия «Трансреклама», совместно с женой оформил серию детских книг – «Как хлопок ситцем стал», «Хлебзавод №3», «От каучука до галоши» и другие. Его привлекла фотография, он много писал для журнала «Советское фото», даже выпустил книгу «Основы композиции в фотографии» (1929). Ольга Дейнеко начала участвовать в выставках с 1932 года. В это время она работала в технике акварели над серией «Прачки», сюжетами из пионерской жизни и портретами. Принимала участие в оформлении ряда журналов. С этой же деятельностью был связан долгий период и в биографии Николая Трошина.

В частности, с 1930 и до войны он оформил более 40 номеров журнала «СССР на стройке»; в 1937 издание было удостоено Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

   Работа сводила Трошина со многими замечательными людьми; одним из друзей семьи художника был Эль (Лазарь) Лисицкий. Впоследствии, уже в годы войны, Трошин всячески поддерживал создателя проунов. Когда всеми позабытый Лисицкий умер от туберкулеза, Николай Трошин оказался единственным, кто взялся за организацию похорон. Вдове Лисицкого он помогал вплоть до 1944 – тогда ее вместе с сыном выслали из Москвы. В 30-е Трошин был автором проектов и оформления художественных выставок «Пятилетку в четыре года», «Победы первой пятилетки», Отдела печати в советском павильоне парижской выставки, Рязанского зала на ВСХВ… Он участвовал в тематическом оформлении центральных площадей столицы: «Блюминг», «Метро», «МТС», «Волга-канал» и «Беломорканал». В 1936 состоялась первая персональная выставка Трошина. В 1937 вместе с Д. Моором и С. Сенькиным оформил Манежную площадь на тему «Изобилие».

В 1940 работал для издательства «Искусство» над альбомом «Красная Армия».

   Во время войны Трошин делал оборонные плакаты; в 1942 принял участие в выставке «Московские художники в дни войны». Через год после ее окончания состоялась совместная экспозиция Трошина и Дейнеко, в ней были представлены акварели и рисунки обоих авторов. В 1946 прошла персональная выставка Ольги Дейнеко.

   Еще через год Трошин был приглашен для оформления советских выставок за границей: «Возрождение Донбасса», «32-я годовщина СССР» и других. Давний интерес к фотографии сказался вновь: художник получил патент на изобретение способа химической раскраски фотографий. Во второй половине 50-х Трошин оформил отделы выставок «Электроника и связь» на ВДНХ, «Москва социалистическая» в Музее истории и реконструкции Москвы, «Высшее образование в СССР» в Нью-Йорке…

   С 1960 Николай Трошин оставил работу над большими проектами и сосредоточился на станковой живописи. Ольга Дейнеко в конце жизни была художником-оформителем на ВДНХ.

 

Дейнеко О., Трошин Н. Как свекла сахаром стала (текст художников).

М.-Л., Госиздат, 1927. 16 с. с ил. Тираж 10000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. 29х23 см. Большая редкость!

 

 

 

 

 

 

Конечно, производственная тема не исчерпывалась воссозданием на страницах книг разнообразных видов транспорта, демонстрацией тех или иных технических достижений. Не менее важная и гораздо более сложная задача заключалась в том, чтобы в наглядной и доступной для ребенка форме показать сам процесс производства, проследить за разными этапами превращения сырья в готовый продукт. Именно эту задачу пытались решить московские художники Н. Трошин и О. Дейнеко, о чем говорят уже сами названия их книг: «Как хлопок ситцем стал» (1929), «От каучука до галоши» (1930), «Хлебозавод № 3» (1930), «Тысячу платьев в день» (1931), «Как свекла сахаром стала» (1927).

Появлению каждого из этих изданий предшествовала длительная стадия изучения выбранной темы: «поездки на предприятия, детальное изучение с карандашом в руках процессов производства, жизнь в рабочей среде, увлеченная работа над художественным отображением индустрии». Четкая стилистика названных книг далека от конструктивистских канонов. Художников интересуют не только общие контуры предметов, но и особенности их устройства, не только станки, но и рабочие, не только локальные цвета, но и тональные градации. Как подчеркивает исследователь, в детской книге 1920-1930-х гг. человек зачастую терялся, «в отношениях с вещами представал не в роли их хозяина и потребителя, а в роли производителя или обслуживающего специалиста».

Нередко эта тенденция сказывается и в работах Трошина и Дейнеко. «Из картинки в картинку торжествуют прямые, прочерченные по линейке линии и проведенные циркулем окружности. Единственные непрямоугольные тела — это маленькие человеческие фигурки, суетящиеся у ручек и рулей. Они выглядят пигмеями рядом с монстрами индустриальной переработки свеклы». Это действительно так, однако едва ли стоит упрекать художников в том, что они правдиво запечатлели картины, увиденные в заводских цехах. Хотя попытки отойти от конструктивистской схематичности и прямолинейности, создать убедительные, полноценные человеческие образы не всегда были успешными, в целом ряде случаев художникам удалось разнообразить зрительный ряд оформляемых изданий непривычными мотивами. Их работа не сводилась к добросовестному, монотонному перечислению всех процессов производственного цикла: образный строй литографий оживлялся резкой сменой ракурсов и масштабов, основной сюжет дополнялся историческими или этнографическими отступлениями. Если в «Тысяче платьев в день» и «Как свекла сахаром стала» преобладают панорамы цехов, увиденные как бы с высоты птичьего полета, то в «Хлебозаводе № 3» фигуры пекарей и грузчиков уже не теряются в бесконечных интерьерах, а иногда и выделяются средними планами, на задней стороне обложки дается по-штеренберговски лаконичный натюрморт.

Помимо собственно производственных сцен в книги вводятся пейзажи и жанровые сцены, географические карты и рисунки тканей. Характеризуя графическую стилистику Н. Трошина 1920-1930-х гг., В. Юматов отмечает, что новое, деятельное отношение к изображаемым объектам художник выражает уже в самой структуре композиции, отдельные детали которой соединяются по логике механической сборки. Но при этом «…конструктивность в восприятии мира… не приводит к утрате художественной целостности — рациональное подчинено здесь эмоциональному, механическое—органическому».

Это высказывание справедливо и по отношению ко многим рисункам для детских книг. Правда, подчас Трошина и Дейнеко подводило желание раскрыть заявленную тему с исчерпывающей полнотой: они строили графическое повествование из трудносовместимых элементов, вникали в технологические подробности, сложные для восприятия ребенка. Хотя книгам этих авторов часто недоставало архитектонического единства, стилистической цельности, на уровне отдельных иллюстраций художникам удалось добиться очевидных успехов в трактовке темы труда.

Использование выкидных листов в «Хлебозаводе № 3» и «Тысяче платьев в день» можно интерпретировать как введение крайне важного для детской книги игрового элемента.

Дейнеко, Ольга Константиновна (1897–1970)-советский  художник-график. Родилась и выросла на Украине в Черниговской области. Три года училась художественному мастерству в Училище барона Штиглица (1916-1918), 4 года —  во ВХУТЕМАСе у И. Машкова, Н.Н. Купреянова, В.А. Фаворского (1919-1923). Была членом Объединения работников революционного плаката (1931-1932). С 1932 участник выставок. Выполняла зарисовки народного орнамента, костюмов и предметов крестьянского быта Курской и Орловской губерний. Автор ряда детских книг и иллюстраций к ним (совместно с Н.С. Трошиным развили и усилили детскую производственную книгу; причем литографированные книжки, оформленные ими, несомненно, стали классикой жанра). С 1932 г. работала в основном в технике акварели, создавала серии на темы пионерской жизни и портреты.

В 1943 г. состоялась совместная выставка О. Дейнеко и Н. Трошина в Москве. В 1946 г. — персональная выставка художницы. Имя Дейнеко О.К.  внесено в энциклопедию «Графика русских художников от А до Я» (М., 2002 г.).

Трошин, Николай Степанович (1897, Тула – 1990, Москва)- советский живописец, график. Учился в Пензенском художественном училище им. Н.Д. Селиверстова у И.С.  Горюшкина-Сорокопудова, Н.Ф. Петрова (1913 – 1918), затем в Москве в ГСХМ-ВХУТЕМАСе  у И.И. Машкова (1918 – 1920). С 1918 г. участник выставок. Режиссер и художник ряда спектаклей, работал над рекламными плакатами. Главный художник журнала « СССР на стройке». Автор ряда детских книг и иллюстраций к ним (совместно с О.К. Дейнеко развили и усилили детскую производственную книгу; причем литографированные книжки, оформленные ими, несомненно, стали классикой жанра). Персональные выставки Николая Трошина проходили в Москве и других городах России с 1968 по 1989 гг. Его работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Музее современной истории России, во многих региональных музеях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *