Урок №10 (ТЕМА №1.10 Строение и обращение мажорных и минорных аккордов)
СТРОЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ МАЖОРНЫХ И МИНОРНЫХ АККОРДОВ
ЦЕЛИ:
- Знать строение и мажорного и минорного трезвучий.
- Знать обозначения мажорного, минорного, увеличенного, уменьшенного трезвучий.
- Знать названия обращений.
- Знать строения мажорных и минорных секстаккордов и квартсекстаккордов.
Трезвучие
Аккорд, который состоит из трёх звуков, называют трезвучием. В зависимости от того, какие терции участвуют в построении трезвучия, а также в зависимости от порядка терций получается тот или иной вид трезвучия. Из больших и малых терций получаются 4 вида трезвучий:
Мажорное трезвучие состоит из б.3 (большая терция) и м.3 (малая терция). Такое трезвучие называют ещё «большим». Между его крайними звуками ч.5 (консонирующий (приятный на слух) интервал). Мажорные трезвучия обозначаются Б53.
1-малая терция, 2-большая терция, 3-чистая квинта.
Минорное трезвучие состоит из м.3 и б.3. Такое трезвучие называют ещё «мáлым». Между крайними звуками аккорда ч.5. Минорные трезвучия обозначаются М6.
1-большая терция, 2-малая терция, 3-чистая квинта.
Увеличенное трезвучие состоит из б.3 и б.3. Между крайними звуками ув.5 (диссонирующий интервал).
1-большая терция, 2-большая терция, 3-увеличенная квинта.
Уменьшённое трезвучие состоит из м.3 и м.3. Между крайними звуками ум.5 (диссонирующий интервал).
1-малая терция, 2-малая терция, 3-уменьшенная квинта.
Все три интервала мажорного и минорного трезвучия — консонирующие. Эти трезвучия — консонирующие. В увеличенном и уменьшенном трезвучиях есть диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5). Эти трезвучия — диссонирующие.
Все три звука трезвучия имеют свои названия (снизу вверх): прима, терция, квинта. Видно, что название каждого звука совпадает с названием интервала от нижнего звука до него самого (рассматриваемый звук).
СТРОЕНИЕ АККОРДОВ
В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд и как его построить.
Аккордом называют одновременное сочетание трёх или более звуков. Есть нюанс: эти звуки должны быть расположены по терциям. Звуки аккорда выстраиваются снизу вверх.
Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре — мажорное трезвучие, в миноре — минорное.
Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
Каждый аккорд состоит как минимум из 3-х нот. Его название соответствует названию главной ноты (из этих 3-х). Например, С – до мажор, Hm — си минор, А7 — доминантный ля септаккорд.
ОБРАЩЕНИЕ МАЖОРНОГО И МИНОРНОГО АККОРДОВ
Расположение звуков в порядке прима- терция- квинта (снизу-вверх) называется основным. В этом случае звуки трезвучия расположены по терциям.
Если порядок звуков изменяется так, что нижний звук становится терцией или квинтой, то такое положение звуков называется «обращением». Другими словами, перенос нижних звуков на октаву вверх или верхних звуков на октаву вниз, как и у интервалов.
Секстаккорд — это первый вид обращения трезвучия, когда приму переносят на октаву вверх. Обозначается цифрой 6: (Т6).
- В мажоре, нижние звуки интервала дают м3, а крайние звуки дают м6 (Б6).
- В миноре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания Б3 (М53).
Квартсекстаккорд — второй вид обращения, когда на октаву вверх переносят терцию. Обозначается ( ): Т64.
- В мажоре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания ч4 (Б64).
- В миноре, крайние звуки дают м6, а звуки основания ч4 (М64).
Пример в ре миноре:
Пример в ре мажоре:
Проверка:
- Строение мажорного и минорного трезвучия
Ответ:Мажорное: б3+м3
Минорное: м3+б3 - Сколько обращений у трезвучия? Какое у них строение?
Ответ:Два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
- Определить вид и лад трезвучия
Ответ: - Подписать аккорды
Ответ:
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
Учимся строить терции и мажорные и минорные трезвучия
Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых — трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия
Содержание статьи
- Но сначала про интервалы
- Строим мажорное трезвучие
- Строим минорное трезвучие
Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого.
Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.
Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так: Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах
Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»
Большая терция от ноты ДО Малая терция от ноты ДО Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.Для примера дам вам еще пару терций.
Малая терция от МИ вверх Большая терция от МИ вверхВот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.
Итак, чтобы построить терцию, надо:
- найти ноты через одну;
- посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
- если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.
Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.
Строим мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.
Мажорное трезвучие от ноты ДОДля примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» — еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.
Строим минорное трезвучие
Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.
Минорное трезвучие от ноты ДОДавайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).
Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.
аккордов: мажорное трезвучие против минорного трезвучия
Любой музыкант сталкивается с аккордами, осознает он это или нет. Аккорды являются одним из строительных блоков гармонии, и они составляют почти каждую песню, которую вы когда-либо слышали или играли.
В первой части этой серии статей об аккордах мы начнем с основ: мажорных и минорных трезвучий.
Прежде всего: давайте определим триаду.
ЧТО ТАКОЕ ТРИАДА?
Трезвучие можно рассматривать как простейший тип аккорда; это просто набор из трех нот, наложенных друг на друга. Эти ноты разделены интервалами: либо мажорными, либо минорными 9.0013 трети .
То, как мы организуем эти терции, определит, является ли трезвучие (и, в свою очередь, аккорд) мажорным или минорным. Первая треть над корнем (самая низкая нота в аккорде) определяет качество аккорда (мажор или минор).
СОЗДАЙТЕ МАЖОРНОЕ ТРИАДУ
Мы создаем мажорное трезвучие или мажорный аккорд, беря какую-нибудь основную ноту, скажем, до, а затем поднимая мажорную терцию , за которой следует минорная терция (или чистую квинту от первой). корень). Совершенная квинта — это просто мажорная терция плюс минорная терция над корневой нотой (или пятая нота в мажорной или минорной гамме).
Интервал мажорной терции составляет два целых шага, поэтому, если мы хотим создать аккорд до мажор, у нас есть до в качестве корня, затем мы поднимаемся на два полных шага к нашей большой терции, ми, для нашей второй ноты в аккорд.
Отсюда мы можем подумать о добавлении последней ноты двумя разными способами: либо поднять минорную терцию от E, либо поднять совершенную квинту от нашего корня, C.
Малая терция состоит из целый шаг плюс полтона (в отличие от двух полных шагов в мажорной терции), поэтому, если мы хотим подняться на минорную терцию вверх от ми, мы перемещаемся на целый шаг вверх до фа-диез, а затем на полтона до нашей последней ноты. в аккорде G. (И да, перемещение на чистую квинту от C также приводит вас к G!)
СОЗДАНИЕ МИНОРНОГО ТРИАДЫ
Мы создаем минорное трезвучие или минорный аккорд почти так же, как и мажорное трезвучие, за исключением того, что терции меняются местами. Это означает, что вместо того, чтобы двигаться вверх на мажорную терцию от основной ноты (давайте остановимся на C), мы сначала поднимаем минорную терцию , а затем добавляем к ней мажорную терцию (или идеальную квинту выше). корень) для завершения аккорда.
Помните, малая терция — это целый шаг плюс полтона. Итак, если мы начнем с C, мы поднимемся до 9.0013 ми-бемоль в отличие от натуральной ми в мажорном трезвучии, о котором мы говорили выше. Оттуда мы поднимаемся на мажорную терцию , чтобы достичь нашей последней ноты G.
ПЕРВАЯ ТРЕТЬЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ КАЧЕСТВО АККОРДА
которые составляют до-минорное трезвучие (до-ми-бемоль-соль), мы можем видеть, что именно первая терция (вторая нота в трезвучии) определяет, имеем ли мы мажорное трезвучие или минорное трезвучие.
Вы заметили, что верхняя нота G не изменилась? Хороший глаз! Это важно знать и экономит время при построении аккордов.
Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше о различных типах аккордов и о том, как мы их делаем.
basicmusictheory.com: Минорный трезвучный аккорд
В приведенном ниже решении показан Минорный трезвучный аккорд в корневой позиции, 1-й инверсии и 2-й инверсии на фортепиано, скрипичном и басовом ключах.
Шаги урока затем объясняют, как построить этот трезвучный аккорд, используя интервалы 3-й и 5-й ноты, и, наконец, как построить инвертированные вариации аккорда.
Для краткого обзора этой темы взгляните на триадный аккорд.
Key | C | C# | Db | D | D# | Eb | E | E# | Fb | F | F# | Gb | G | G# | AB | [A] | A# | BB | B | B# | CB | B# | CB | B# | CB | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
B# | .1. Минорный аккордНа этом шаге показано трезвучие ля минор в основной позиции на фортепиано, скрипичный ключ и басовый ключ. Аккорд ля минор содержит 3 ноты: A, C, E. Написание/формула аккорда относительно гаммы ля мажор: 1 b3 5 .
Middle C (midi note 60 ) показан оранжевой линией под 2-я нота на схеме фортепиано. Эти названия нот показаны ниже на скрипичном ключе, за которым следует басовый ключ. фигурный бас символы для этого аккорда в основной позиции: 5/3 . Диаграммы нотоносцев и аудиофайлы содержат каждую ноту отдельно, восходящую от основного тона, за которой следует аккорд, содержащий все 3 ноты.
|