Аккорды часть 3. Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура). Урок 7 самоучителя фортепиано
Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:
- Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
- Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
- Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.
Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.
На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.
Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль».
С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.
Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз.
Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.
Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.
Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.
Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:
Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.
Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.
Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.
Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.
Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще — через обращения доминантсепаккорда.
Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.
Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.
При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее — арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу — тоническим трезвучием.
Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.
Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):
t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.
Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио.
Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор
Ф. Шопен. Прелюдия до минор.
П. Чайковский Подснежник
Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.
Ф. Шуберт. Экспромт.
Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал.
Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.
Записаться на занятие
Обращение интервалов. Построение простых аккордов. Трезвучия | Гитаршкола
Приветствую. Начнём сегодняшний урок с обращения интервалов. Но для этого интервалы нужно выучить. О них мы говорили на одном из прошлых уроков.
Обращение интервала — это перенос либо верхнего звука на октаву вниз, либо перенос нижнего звука на октаву вверх. Давайте посмотрим на примере:
Говоря простыми словами, обращение — это ничто иное как интервал, состоящий также из двух звуков. Но эти звуки стоят уже в другом порядке, между ними другое количество полутонов, а следовательно название у этого интервала тоже другое.
Приведу вам таблицу интервалов, её нужно запомнить. С её помощью Вам легче будет ориентироваться:
Любые взаимообращённые интервалы в суме дают октаву. Например большая терция (б.3) и малая секста (м.6).
Построение простых аккордов. Трезвучия
Все привыкли называть простыми аккордами мажорные и минорные аккорды, в теории музыки их называют трезвучиями. Из названия итак понятно, что трезвучия состоят из трёх звуков. Но каких звуков? Трезвучия строятся по следующему правилу: ступени трезвучия (ноты, используемые в трезвучие) должны строиться по терциям. Что это значит? А значит это, что от первой ноты до второй мы отсчитываем терцию и от второй до третьей тоже терция.
Нижний тон в трезвучии — 1-ая ступень — она же тоника, задаёт название всему трезвучию. Например если тоника D# (ре диез) — то и весь аккорд будет называться ре диез. Так же в название аккорда входит обозначение структуры аккорда ( минор или мажор). То есть, например, Ре диез минор.
Далее идут 3-я и 5-я ступени, которые будут называться терцовая и квинтовая соответвенно. Проверим. Если мы построили трезвучие по правилам — между 1-ой и 3-ей ступенями должна получиться терция.
Из схемы следует, что существует четыре типа трезвучий — мажорное, минорное, уменьшённое и увеличенное.
Типы трезвучий
В этой схеме за основу взят до мажор. Потренируйтесь сами и постройте типы трезвучий от других нот.
О трезвучиях и их обращениях
Многие начинающие гитаристы сталкиваются со сложностями при изучении расположения нот на грифе. (Хотя есть легкий способ выучить ноты на грифе). А когда дело доходит до аппликатур аккордов, ситуация усугубляется. Создается впечатление, что ноты просто накладываются одна на другую без какой-либо логики, и это может запутать даже самых терпеливых.
Облегчить задачу начинающему музыканту может изучение расположения аккордов горизонтально – вдоль грифа.
Сегодня мы рассмотрим главные трезвучия и их обращения, а так же посмотрим, как пользоваться аппликатурами мажорных аккордов на четвертой, третьей и второй струнах. Интересно также то, что такие мастера риффов, как Кит Ричардс (Keith Richards), Рэнди Роадс (Randy Rhoads) и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) пользовались этим подходом для достижения значимого эффекта. По сути, эти аккордовые формы так же важны для написания риффов, как и старые добрые пауэр-аккорды.
Обращения трезвучий
Начнем с трезвучия G мажор (G–B–D). Если самой низкой нотой является тоника (G), такая аппликатура называется основным видом аккорда, а его обращение — обращение тонического трезвучия. Если самой низкой нотой является 3 ступень (B), мы имеем дело с первым обращением, а если внизу лежит 5 ступень (D), речь идет о втором обращении. В Примере 1 представлены все три обращения мажорных трезвучий C, G и D на струнах 4–3–2.
В Примере 2 видно, как эти аппликатуры можно применять к прогрессиям I–IV–I–V–I в тональности G. Эти три прогрессии включают одни и те же аккорды вверх по грифу, при этом каждая начинается с другой аппликатуры.
Пример 3 – это этюд для тренировки аппликатур в форме арпеджио. Проработка этих прогрессий поможет вам разобраться с тем, как аппликатуры взаимодействуют друг с другом. Как только вы научитесь играть их уверенно, попробуйте то же самое, но в других тональностях.
А как поступил бы Кит?
Как известно, Кит Ричардс нередко играет на пятиструнной гитаре в строе open G. Он просто убирает шестую струну, корректирует первую и получает строй G–D–G–B–D (от пятой струны к первой). В этом случае он чаще всего играет аккорды на трех средних струнах, а пятую и первую струны оставляет для игры октав к нотам на третьей и четвертой струнах соответственно. В таких классических хитах, как “Brown Sugar”, “Can’t You Hear Me Knocking” и “Start Me Up”, Ричардс пользуется первыми обращениями аккордов. Мы не будем перестраивать гитару, но все же можем посмотреть, как он пользуется этими аппликатурами на трех струнах.
Пример 4 представляет собой рифф в духе Кита, обыгрывающий взаимодействие первого и второго обращений. Он начинается с первого обращения трезвучия С на двенадцатом ладу, затем переходит ко второму обращению трезвучия G мажор и возвращается вниз по грифу к трезвучию D в той же аппликатуре. Во второй половине вводится трезвучие F, и получается чередование C–F и D–G.
Педальный тон в метале
То, что мы играем все аккорды на трех струнах, совсем не означает, что другие струны могут оставаться без дела. В следующих двух примерах мы посмотрим, как пользоваться пятой и шестой струнами для извлечения педальных тонов одновременно с аккордами на верхних струнах.
В риффе куплета к “Crazy Train” Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) Рэнди Роадс (Randy Rhoads) играл прогрессию, очень похожую на те, что мы разбирали, в сочетании с галопом на открытой пятой струне. Пример 5 основывается именно на этой идее. Начинаем с основного вида трезвучия А, переходим ко второму обращению (также известному, как “аккорд А в открытой позиции”), играем основной вид трезвучия G и первое обращение трезвучия D. Извлекайте ноты на открытой пятой струне и ударяйте по всем струнам в тех местах, где одновременно должны звучать также и аккорды.
Эдди Ван Хален очень часто прибегает к подобным аппликатурам при игре риффов. Отличный пример этому – композиция “Panama”. Она включает в себя синкопированные аккорды на фоне открытой шестой струны. Пример 6 можно исполнять, играя аккорды боем и глуша пятую струну. Или же использовать технику фингерстайла (пальцевого звукоизвлечения). В случае второго варианта играйте открытые ноты Е большим пальцем, а аккорды – указательным, средним и безымянным пальцами.
Игра мелодий с обращениями трезвучий
А сейчас давайте разберемся с тем, как соединять аккорды нотами из гамм и создавать таким образом мелодии. Это может стать источником новых идей для аранжировок, а также для импровизаций на фоне аккордовых прогрессий. Пример 7 возвращает нас в тональность G с двенадцатитактовой прогрессией. Аккорды соединены мелодически при помощи нот гаммы G мажор на второй струне. Потренируйте эту мелодию, а затем попробуйте сочинить собственные.
Сегодня мы поговорили о том, как смещать мажорные трезвучия по грифу. Это хорошая основа для музыкальных экспериментов. Но, конечно, это только начало. Продолжайте прорабатывать одни и те же аппликатуры на всех группах из трех соседних струн, после чего переходите к другим трезвучиям.
Мажорные трезвучия и инверсии. Метод Нанди
Трезвучие — это простой аккорд, состоящий из основного тона, терции и квинты.
Триада ми мажор в основной позиции будет E-G#-B.
Что значит инвертировать аккорд? Инверсия — это когда вы играете все ноты в трезвучии, но не играете основную ноту в басу. Первая инверсия помещает терцию в бас, а вторая инверсия помещает квинту в бас.
Таким образом, трезвучие ми мажор в первой инверсии будет писаться G#-B-E, а во второй инверсии будет писаться B-E-G#.
С помощью метода NANDI мы можем использовать четвертые интервалы для декодирования триад. Взгляните на схемы ладов ниже.
Давайте начнем с нашей основной позиции трезвучия с ми на 7-м ладу струны ля. Мы знаем, что тот же лад, на одну струну выше, является квартой, поэтому мы просто опускаемся на полшага вниз и оказываемся на большой терции. Одна четверть выше нашей третьей приводит нас к шестой, поэтому мы опускаемся на целый шаг до пятой. И это дает нам трезвучие ми мажор в тонике!
Для первой инверсии мы должны начать с G# на 11-м ладу струны A. Как и в случае с основной позицией, мы знаем, что одна струна вверх от третьей является шестой, поэтому, если мы опустим этот целый шаг, мы получим пятую. И с пятой мы поднимаемся на одну струну и возвращаемся к тонике, и мы уже закончили нашу первую инверсию.
И, наконец, наша вторая инверсия . Я думаю, ты разбираешься в этом. Начиная с пятой, мы перемещаемся на одну струну вверх, что приводит нас к основному тону. Затем от корня мы перемещаемся на одну струну вверх, которая является нашей четвертой, поэтому мы опускаемся на полтона вниз до нашей большой терции. Это вторая инверсия.
Эти формы универсальны для всех мажорных аккордов, просто помните о поправке на полтона, которую вам придется сделать, если ваше трезвучие пересекается со струной си!
Когда дело доходит до понимания аккордов, основой являются мажорные трезвучия.
- .0040
- Гармонизируйте мелодии уникальными способами
- Сгладить движение наших «басовых партий»
Кроме того, использование инверсий позволяет нам, гитаристам, играть практически любой аккорд, который только можно придумать, почти в любом месте на грифе. Инверсии потрясающие.
Теперь давайте погрузимся немного глубже, чтобы увидеть, как мы можем построить наши основные трезвучия и инверсии.
Первое, что мы должны сделать, прежде чем что-либо еще, это построить наше мажорное трезвучие в корневой позиции.
Для простоты мы будем использовать трезвучие до мажор, то есть C-E-G , хотя мы можем использовать тот же основной принцип и для всех мажорных трезвучий.
Когда мы наносим наше мажорное трезвучие в тонику, мы хотим найти терцию ( 3 ) и квинту ( 5 ), не перемещая более одного лада выше или ниже двух . корневые местоположения.
Вот таблица, которую мы часто используем, чтобы найти аккордовые тона 3 и 5 . Эта диаграмма представляет собой «Паттерн четвертых». в следующей строке мы можем вернуться к нашей диаграмме, чтобы увидеть, что четверть от 3 составляет 6 . Мы можем использовать этот 6 в качестве эталона, чтобы найти 5 на два лада ниже.
Теперь давайте продолжим и найдем первое инверсионное мажорное трезвучие , где 3 — самая низкая нота аккорда, за которой следуют 5 и 1 . Это должно выглядеть так:
Начиная с нашего 3 , мы можем переместить четвертый в наш 6 . На два лада ниже этого 6 находится наш 5. Еще раз вернитесь к четвертому паттерну, и вы увидите, что четвертый лад от 5 равен 1. 9.0012
Помните, кварта любой ноты всегда будет на том же ладу следующей струны. Исключение only возникает, когда мы переходим от струны G к струне B , и в этом случае четвертая струна будет на один лад выше.
Теперь давайте перейдем к нашему второму инверсионному мажорному трезвучию , , где наше 5 находится в басу, за которым следуют 1 и 3 . Это должно выглядеть примерно так:
Квинта всегда будет на том же ладу, что и основной тон, и на одну струну ниже. Исключение только здесь возникает, когда мы переходим от струны B к струне G , и в этом случае она будет на один лад ниже основного тона. Мы уже выяснили, как использовать четвертую часть из 1 , чтобы найти 3 , а также как мы можем использовать четвертую часть из 3 , то есть 6 , чтобы найти 5 .
Как видите, во второй инверсии при использовании формы C есть два мажорных трезвучия.
Теперь, когда мы разобрались с основной частью теории, давайте перейдем к другим формам, где мы будем использовать те же основные принципы для нахождения наших триад.
Форма ля: трезвучие до мажор Когда мы находимся в форме ля, невозможно построить аккорд основного положения из нижнего корня, поэтому мы строим его из верхнего корень вместо этого.
Кварта от корня струны G будет на один лад выше струны B . Один лад ниже 4 — это, конечно же, 3 . Если мы поднимем четверть от 3 , мы получим 6 . На два лада ниже 6 находится 5 .
Если вы думаете,
«Эй, подожди минутку! Я вижу здесь закономерность!»
Вы абсолютно правы. Продолжим…
Построение первого инверсионного триады в форме А невозможно, так как вы не можете завершить триаду от нижнего корня, оставаясь внутри формы. Это потому, что наша цель здесь — не опускаться более чем на лад ниже самого нижнего основного тона в форме. К сожалению, нам не хватает строк от верхнего корня.
Поскольку мы не можем построить первую инверсионную триаду в этой форме, давайте перейдем к второй инверсионной триаде . 5 можно найти слева от нижнего корня. Затем мы можем подняться на четверть, чтобы получить 1 . Оттуда мы можем сдвинуться еще на одну кварту вниз и на один лад вниз, чтобы найти 3 .
Форма G: трезвучие до-мажор
В форме G аккорд основного положения может быть построен на самом нижнем тонике. Мы можем использовать четвертый от корня строки low E , чтобы найти 3 . Четвертая часть от 3 равна 6 , а на два лада ниже 6 равна 5 .
Вы можете посмотреть на ту же диаграмму выше, чтобы найти 3-5-1 или первую инверсию .
Форма вторая инверсия трезвучие также можно увидеть ниже того, как это работает.
Из формы Е, как вы можете видеть на диаграмме, корневая позиция триада от верхнего корня движется 1-4-3-6-5 .
Для первой инверсии триады мы можем двигаться 3-6-5-1
Для второй инверсии триады мы можем двигаться 5-1-4-3
Форма D: трезвучие до мажорВ форме D все становится немного интереснее.
Помните, идея здесь в том, что мы не хотим перемещаться более чем на один лад ниже самого нижнего основного тона в форме. В этом случае у нас недостаточно строк из верхнего корня, чтобы найти основная позиция аккорд.
Для хорды первой инверсии D-образной формы аналогичная ситуация. Однако здесь есть еще один вариант, которым мы можем воспользоваться.
У нас есть возможность использовать мажорную секунду на две струны ниже основного тона в качестве удобного ориентира, чтобы найти 3 , который можно найти двумя ладами вверх.
Мы обнаружили, что отношения струн очень полезны для использования в качестве ориентира при поиске тонов аккордов. Это наша основная цель в методе НАНДИ. В этом случае большая секунда между D и E можно использовать в качестве ориентира для определения местоположения 3 , который можно найти в нижней строке.
Теперь двигаемся дальше, четвертый из 3 равен 6 . Мы можем использовать 6 в качестве эталона, как мы это делали, чтобы найти 5 на два лада ниже. Наконец, четвертый из 5 — это, конечно же, 1 .
Вторая триада инверсии для формы D — это 5-1-4-3 от нижнего корня. То же самое и от высшего корня.
ВВЕДЕНИЯ АКЛАВСОВОЙ ARDERSERSION
. являются отличным инструментом для композиторов.
Я собираюсь показать, как легко понять обращение аккордов , и приведу несколько примеров того, когда вы должны попытаться использовать их в своих песнях/произведениях.

Обращение аккордов действительно легко понять!
Подумайте о трезвучии — в нем 3 ноты.
Нижняя нота называется основной нотой, средняя нота называется 3-й, а верхняя нота называется 5-й.
Если вы играете трезвучие с нотами в таком порядке, то оно находится в основной позиции .
Теперь давайте снова сыграем трезвучие, но на этот раз мы собираемся переместить основную ноту на вершину трезвучия. 3-й теперь внизу триады .
Давайте сыграем триаду в последний раз, но на этот раз мы собираемся переместить 3-ю наверх.
5-й теперь внизу триады .
Что насчет третьих инверсий?
Существует еще одна инверсия, называемая 3-й инверсией .
Это происходит, когда вы используете аккорд из 4 нот , например, септаккорд 9. 0012 .
Если вы поместите 7-ю ноту внизу аккорда, то это будет Третья инверсия .
Как записываются обращения аккордов?
В современной музыке вы увидите инверсии, написанные двумя основными способами:
Римскими цифрами
В римской системе записи аккордов строчная буква пишется после аккорда, чтобы показать, находится ли он в инверсии. Буква «b» используется для 1-й инверсии, а буква «c» — для 2-й инверсии.
Итак:
Ib = аккорд I в его 1-м обращении
Ic = аккорд I в его 2-м обращении
Популярная музыка
В популярной музыке вы часто будете видеть символы аккорда, такие как G/B . Это говорит о том, что аккорд G следует играть с си внизу (трезвучие G в первой инверсии).
G/D будет означать, что аккорд G следует играть с D внизу (трезвучие G во втором обращении).
Когда следует использовать обращение аккордов?
Вы можете сразу начать использовать 1-ю и 2-ю инверсию в своих композициях.