Разное

Surround звук: Что такое «Окружающий звук» (surround)

Что мы знаем о Surround Sound?

Фил Ра­мон – ли­дер зву­ко­ре­жис­су­ры Surround Sound, один из на­и­бо­лее ува­жа­е­мых
и пло­до­ви­тых му­зы­каль­ных про­дю­се­ров и зву­ко­ре­жис­се­ров в ин­ду­с­т­рии зву­ко­за­пи­си США и все­го ми­ра.

Де­вять пре­мий Grammy и те­ле­ви­зи­он­ная пре­мия Emmy – сви­де­тель­ст­во вы­да­ю­щей­ся му­зы­каль­ной ода­рен­но­с­ти Ра­мо­на. Он все­гда ра­бо­та­ет с са­мой пе­ре­до­вой зву­ко­вой тех­но­ло­ги­ей и в этом не пре­взой­ден ни­кем из кол­лег-со­вре­мен­ни­ков.
Сре­ди ар­ти­с­тов, с ко­то­ры­ми со­труд­ни­чал Фил Ра­мон, та­кие зна­ме­ни­то­с­ти, как То­ни Бен­нет, Бо­но, Рей Чарльз, «Чи­ка­го», На­та­ли Ко­ул, Боб Ди­лан, Гло­рия Эс­те­фан, Аре­та Фрэн­к­лин, Бил­ли Джо­эл, Эл­тон Джон, Ку­ин­си Джонс, Би Би Кинг, Ма­дон­на, Пол Мак­карт­ни, Лай­за Ми­нел­ли, Лю­ча­но Па­ва­рот­ти, Ан­д­ре Пре­вин, Пол Сай­мон, Фрэнк Си­на­т­ра, Род Стю­арт, Бар­б­ра Стрей­занд, «Рол­линг Сто­унз» и дру­гие.


Вы­да­ю­щий­ся де­я­тель ин­ду­с­т­рии зву­ко­за­пи­си Клайв Дэ­вис ут­верж­да­ет: «Фил Ра­мон – за­кон­чен­ный про­фес­си­о­нал. В нем пре­вос­ход­но со­че­та­ет­ся глу­бо­кое зна­ние му­зы­ки и уни­каль­ное ма­с­тер­ст­во ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­вой тех­ни­ки, вы­да­ю­ща­я­ся ар­ти­с­ти­че­с­кая ода­рен­ность и про­фес­си­о­наль­ная от­вет­ст­вен­ность, врож­ден­ные изя­ще­ст­во и до­сто­ин­ст­во».
Бу­ду­чи вун­дер­кин­дом, Ра­мон на­чал иг­рать на скрип­ке в воз­ра­с­те трех лет, в де­сять лет вы­сту­пал пе­ред ко­ро­ле­вой Ан­г­лии. Сту­дент пре­стиж­ной Джу­ль­ярд­с­кой шко­лы му­зы­ки, Ра­мон со­че­тал обу­че­ние иг­ры на клас­си­че­с­кой скрип­ке с обу­че­ни­ем в обыч­ной сред­ней шко­ле.
Клас­си­че­с­кая шко­ла вос­пи­та­ла мо­ло­до­го му­зы­кан­та, но Ра­мон за­хо­тел по­про­бо­вать се­бя в за­пи­си му­зы­ки – сам про­цесс
за­пи­си оча­ро­вы­вал его. Не­сколь­ко та­лант­ли­вых зву­ко­ре­жис­се­ров ста­ли его на­став­ни­ка­ми, раз­ре­шая лю­бо­пыт­но­му под­ро­ст­ку ус­лы­шать, что про­ис­хо­дит в ап­па­рат­ной за стек­лом.
«Я по­нял, что от зву­ко­ре­жис­се­ра очень во мно­гом за­ви­сит, как му­зы­ка бу­дет зву­чать
в за­пи­си, – рас­ска­зы­ва­ет Ра­мон. – Я был удач­лив и на­чал ра­бо­тать убор­щи­ком в сту­дии, где де­ла­лись де­мо­лен­ты для ком­по­зи­то­ров и пев­цов. По­сте­пен­но я вне­д­рил­ся в сту­дий­ную де­я­тель­ность и
ра­бо­тал до тех пор, по­ка пол­но­стью не ос­во­ил весь про­цесс за­пи­си му­зы­ки».
К 1961 го­ду Ра­мон уже имел соб­ст­вен­ную не­за­ви­си­мую сту­дию A&R Recording в Нью-Йор­ке, те­перь став­шую ис­то­ри­че­с­кой. Его бес­пре­це­дент­ные на­вы­ки зву­ко­ре­жис­су­ры, ос­но­ван­ные на му­зы­каль­ной ода­рен­но­с­ти, ста­ли ре­ша­ю­щим ка­че­ст­вом его та­лан­та.
Очень ско­ро он стал од­ним из луч­ших про­дю­се­ров в ин­ду­с­т­рии зву­ко­за­пи­си, но на этом не ос­та­но­вил­ся, а про­дол­жил ус­пеш­но ос­ва­и­вать все но­вые и но­вые тех­ни­че­с­кие ас­пек­ты про­из­вод­ст­ва. Фил Ра­мон и по сей день иг­ра­ет ве­ду­щую роль в по­яв­ле­нии и
раз­ви­тии са­мых вы­да­ю­щих­ся тех­но­ло­ги­че­с­ких до­сти­же­ний в за­пи­си му­зы­ки.  
Ку­ин­си Джонс  вспо­ми­на­ет: «Это бы­ло на за­пи­си аль­бо­ма The Genius of Ray Charles, ког­да Фил по­зна­ко­мил ме­ня со сте­рео­зву­ком. Он поз­вал нас в ап­па­рат­ную, где вол­шеб­ный звук вос­про­из­во­дил­ся из двух ди­на­ми­ков. Тог­да я впер­вые  ус­лы­шал сте­рео в сту­дии!».
Ра­мон с эн­ту­зи­аз­мом под­дер­жал вне­д­ре­ние в про­из­вод­ст­во ком­пакт-дис­ка. В Аме­ри­ке пер­вым ком­пакт-дис­ком стал 52nd Street  Бил­ли Джо­э­ла, а про­дю­се­ром его – Ра­мон.
И он же был про­дю­се­ром пер­во­го DVD в поп-му­зы­ке – Dave Grusin Presents West Side Story.
Он пер­вым ис­поль­зо­вал си­с­те­му во­ло­кон­но-оп­ти­че­с­кой свя­зи (EDNet) для за­пи­си ар­ти­с­тов в ре­жи­ме «ре­аль­но­го вре­ме­ни», на­хо­дя­щих­ся в раз­ных кон­цах све­та. При­мер то­му – из­ве­ст­ней­ший аль­бом Duets I&II Фрэн­ка Си­на­т­ры.
Вот как ха­рак­те­ри­зу­ет Бар­б­ра Стрей­занд тех­но­ло­ги­че­с­кие до­сти­же­ния Ра­мо­на: «Го­то­вясь к кон­цер­ту в Цен­т­раль­ном пар­ке Нью-Йор­ка в 1967 го­ду, я по­про­си­ла Фи­ла сде­лать зву­ча­ние на от­кры­той пло­щад­ке по­доб­ным зву­ча­нию в боль­шом кон­церт­ном за­ле. Он до­бил­ся это­го, ис­поль­зуя со­вре­мен­ные ме­то­ды за­держ­ки. Трид­ца­тью го­да­ми поз­же, ис­поль­зуя во­ло­кон­но-оп­ти­че­с­кую ли­нию свя­зи меж­ду раз­ны­ми сту­ди­я­ми, за­пи­сал мой ду­эт с Фрэн­ком Си­на­т­рой, а мы ведь да­же ря­дом не сто­я­ли… Один Бог зна­ет, что он сде­ла­ет со мной че­рез трид­цать лет!».
Уни­каль­ные на­вы­ки Ра­мо­на де­ла­ют его ра­бо­ту бес­цен­ной для ар­ти­с­тов, с ко­то­ры­ми ра­бо­та­ет. От каж­до­го но­во­го про­ек­та Ра­мон до­би­ва­ет­ся осо­бо­го зву­ча­ния, бо­рет­ся за ар­ти­с­ти­че­с­кую ин­ди­ви­ду­аль­ность каж­до­го но­во­го аль­бо­ма. Он ста­ра­ет­ся скон­цен­т­ри­ро­вать­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­с­тях каж­до­го ху­дож­ни­ка.
«Фил Ра­мон – луч­ший друг му­зы­кан­та, – ут­верж­да­ет Бил­ли Джо­эл. – На Фи­ла мож­но по­ло­жить­ся – он по­ни­ма­ет, что ему не­об­хо­ди­мо сде­лать как про­дю­се­ру, что­бы дать со­чи­не­нию жизнь».
Ра­мон по­сто­ян­но ра­бо­та­ет в раз­ных му­зы­каль­ных жа­н­рах.
Так, в од­но и то же вре­мя он про­дю­си­ро­вал про­ект ду­э­тов вы­да­ю­щих­ся му­зы­кан­тов с Ре­ем Чарль­зом и Шар­лем Аз­на­ву­ром и од­но­вре­мен­но ра­бо­тал над аль­бо­мом сту­ден­та-вто­ро­курс­ни­ка Пи­те­ра Син­кот­ти – сен­са­ци­ей в ми­ре джа­за.
Сре­ди му­зы­кан­тов, с ко­то­ры­ми Ра­мон ра­бо­та­ет сей­час, зна­чат­ся Боб­би Да­рин, Ке­вин Спей­си, Хью Джек­ман, Тон­ни Бен­нет, Род Стю­арт, Лай­за Ми­нел­ли… Не­дав­но Ра­мон за­кон­чил пе­ре­све­де­ние клас­си­че­с­ко­го аль­бо­ма Бо­ба Дил­ла­на Blood On The Tracks в фор­мат 5.1 и в на­сто­я­щее вре­мя ра­бо­та­ет над аль­бо­ма­ми По­ла Сай­мо­на Graceland и Rhythm of the Saints.
Сре­ди про­чих ра­бот Ра­мо­на, имев­ших ус­пех, не­об­хо­ди­мо
упо­мя­нуть та­кие филь­мы, мю­зик­лы и кон­цер­ты, как «Звез­да ро­ди­лась», «Та­нец-вспыш­ка», «Охот­ни­ки за при­ви­де­ни­я­ми», «По­лу­ноч­ный ков­бой», «На се­к­рет­ной служ­бе Ее Ве­ли­че­ст­ва», «Страсть», «Мед­ве­жат­ник», «Хо­ро­ший вор», Seussical, Сай­мон и Гар­фан­кел:
The Concert In Central Park, це­ре­мо­нии в Songwriters Hall of Fame, Юби­лей Ко­ро­ле­вы во Двор­це при уча­с­тии Vh2/BBC.
Так­же чрез­вы­чай­но ак­тив­но Ра­мон ра­бо­та­ет в раз­лич­ных ор­га­ни­за­ци­ях: он пред­се­да­тель по­чет­но­го прав­ле­ния ди­рек­то­ров На­ци­о­наль­ной ака­де­мии ис­кус­ст­ва и на­уки зву­ко­за­пи­си (NARAS), пред­се­да­тель Ор­га­ни­за­ции про­дю­се­ров и зву­ко­ре­жис­се­ров (Producers Wing of NARAS).
Рья­ный по­бор­ник раз­ви­тия про­грамм по му­зы­каль­ным дис­цип­ли­нам в об­ще­ст­вен­ных шко­лах, со­здан­ных для раз­ви­тия в де­тях му­зы­каль­ных та­лан­тов, он ра­бо­та­ет в прав­ле­нии На­ци­о­наль­но­го то­ва­ри­ще­ст­ва на­став­ни­ков кол­ле­д­жа му­зы­ки в Бер­к­ли. Ра­мон яв­ля­ет­ся опе­ку­ном На­ци­о­наль­ной ака­де­мии по­пу­ляр­ной му­зы­ки, на­ци­о­наль­но­го прав­ле­ния со­хра­не­ния зву­ко­за­пи­си биб­ли­о­те­ки Кон­грес­са и слу­жит в уп­рав­ле­нии На­ци­о­наль­но­го цен­т­ра му­зы­ки и Фон­да му­зе­ев в Ва­шинг­то­не.

В де­ка­б­ре 2003 го­да в Лос-Ан­д­же­ле­се про­хо­дил сим­по­зи­ум «Surround 2003». В рам­ках это­го ме­ро­при­я­тия Фил Ра­мон об­ра­тил­ся к ау­ди­то­рии с про­грамм­ной ре­чью «Бу­ду­щее уже здесь!».
Наш кор­ре­с­пон­дент Еле­на Ру­си­но­ва по­лу­чи­ла пол­ную за­пись это­го вы­ступ­ле­ния.
Ни­же при­во­дим ос­но­во­по­ла­га­ю­щие вы­держ­ки из этой ис­то­ри­че­с­кой ре­чи.
Сей­час уже су­ще­ст­ву­ет боль­шая экс­клю­зив­ная груп­па му­зы­каль­ных про­дю­се­ров и зву­ко­ре­жис­се­ров, ко­то­рых я очень хо­ро­шо знаю. Все они мо­гут быть с пол­ным пра­вом на­зва­ны ар­хи­тек­то­ра­ми фор­ма­та 5.1. Сре­ди них Эд Чер­ни, Эл Шмидт, Эли­от Шай­нер, Джордж Мас­сен­бург и мно­гие дру­гие.

Я при­сут­ст­во­вал на всех дис­кус­си­ях, по­свя­щен­ных это­му фор­ма­ту, про­хо­див­ших в США, и ес­ли не вы­сту­пал на них, то очень вни­ма­тель­но слу­шал вы­ступ­ле­ния дру­гих и чет­ко по­ни­маю, как об­сто­ят де­ла в этой сфе­ре в США. На­ста­ло вре­мя сфор­му­ли­ро­вать, что этот фор­мат зна­чит для пуб­ли­ки, по­сколь­ку он стал и очень рас­про­ст­ра­нен­ным, и аб­со­лют­но до­ступ­ным. Про­шло то вре­мя, ког­да мно­го­ка­наль­ное зву­ча­ние бы­ло чем-то эзо­те­ри­че­с­ким и тай­ным для ау­ди­то­рии.
Счи­таю, что на­и­бо­лее важ­ной про­бле­мой на се­го­дняш­ний день для нас ос­та­ет­ся вы­со­чай­шее ка­че­ст­во мик­са! Я не стал бы оце­ни­вать все зву­ча­щее во­круг нас как «фаль­си­фи­ци­ро­ван­ный фор­мат 5.1», но са­мые пер­вые об­раз­цы Surround дис­ков бы­ли имен­но та­ки­ми, вы­пол­нен­ны­ми на очень низ­ком тех­ни­че­с­ком уров­не.
Мы со­бра­лись здесь для вы­ра­бот­ки на­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го мне­ния по во­про­сам ка­че­ст­ва. И мы обя­за­ны ус­та­но­вить план­ку ка­че­ст­ва на са­мый вы­со­кий уро­вень, что­бы дать пуб­ли­ке то, что она по-на­сто­я­ще­му за­слу­жи­ва­ет.
Па­ра­док­саль­но, но вку­сы мо­ло­дой, в ас­тро­но­ми­че­с­ких ко­ли­че­ст­вах по­ку­па­ю­щей наш про­дукт пуб­ли­ки удов­ле­тво­ря­ют­ся ми­ни­маль­ным ка­че­ст­вом про­дук­та!
Они пред­по­чи­та­ют ска­чи­вать из Ин­тер­не­та «сингл за дол­лар», ведь это бы­с­т­ро.
В об­щем-то, все ло­гич­но!
Как вы ду­ма­е­те, струк­ту­ры уп­рав­ле­ния ав­тор­ски­ми пра­ва­ми пол­но­стью свих­ну­лись от то­го, что лю­ди поль­зу­ют­ся му­зы­кой без оп­ла­ты ав­то­рам?
Воз­мож­но.
Да, су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что прак­ти­ка сво­бод­но­го ска­чи­ва­ния му­зы­ки из Ин­тер­не­та не­нор­маль­на. И я сам ра­бо­тал в од­ной Ин­тер­нет-ком­па­нии над по­пыт­кой со­зда­ния ус­ло­вий ска­чи­ва­ния му­зы­ки в дру­гой фай­ло­вой фор­ме и за день­ги. Нуж­но же ре­гу­ли­ро­вать стрем­ле­ние лю­дей де­лать это бес­плат­но!
И все-та­ки, как это ни па­ра­док­саль­но, на мой взгляд, да­же не­ли­цен­зи­ро­ван­ное ска­чи­ва­ние из Ин­тер­не­та луч­ше для сти­му­ли­ро­ва­ния со­зда­ния но­вой про­дук­ции, чем ужас­ная пер­спек­ти­ва пол­но­стью пре­кра­тить та­кую прак­ти­ку с точ­ки зре­ния ох­ра­ны ав­тор­ских прав, с точ­ки зре­ния про­дю­се­ров и ис­пол­ни­те­лей.
По­мни­те 60-е го­ды, ког­да син­г­лы под­стег­ну­ли ры­нок? Как все мы бы­ли про­тив этих син­г­лов! А син­г­лы бы­ли при­зва­ны са­мой жиз­нью: лю­ди по­ку­па­ли их, слу­ша­ли, а по­том сме­та­ли с по­лок аль­бо­мы, ес­ли им нра­ви­лись син­г­лы.
Мы жи­вем в эру бур­но­го раз­ви­тия но­во­го фор­ма­та Surround 5. 1.
Се­го­дня ни­что не ука­зы­ва­ет на то, что CD ско­ро ум­рет!  
Уже 25 лет CD ус­пеш­но су­ще­ст­ву­ет… Не­пло­хо!
25 лет про­жи­ла ви­ни­ло­вая дол­го­иг­ра­ю­щая пла­с­тин­ка LP.
Все это– часть на­шей куль­ту­ры. Я не счи­таю, что с по­яв­ле­ни­ем каж­до­го но­во­го фор­ма­та за­пи­си му­зы­ки мы долж­ны пол­но­стью за­бы­вать ста­рые.
Нель­зя раз­де­лять биз­нес, ком­мер­цию и ис­кус­ст­во!
Я все­гда за­щи­щал мне­ние, во мно­гом  на­ив­ное, что ка­че­ст­во са­мо при­вле­чет пуб­ли­ку, ло­яль­ную пуб­ли­ку, за­ко­но­по­слуш­ную.
Но вот че­го я все­гда до­би­вал­ся, так это воз­мож­но­с­ти об­ра­зо­вы­вать пуб­ли­ку – что­бы в лю­бом ма­га­зи­не лю­бой по­ку­па­тель мог зай­ти в де­мо­ком­на­ту и по­слу­шать, как зву­чит Surround.
По­до­жди­те не­мно­го и вы уви­ди­те, что про­изой­дет с рын­ком Surround, ког­да у ти­нэй­д­же­ров по­явят­ся на­уш­ни­ки 5. 1!
Имен­но это изо­б­ре­те­ние сде­ла­ет фор­мат­ную му­зы­ку при­вле­ка­тель­ной для са­мо­го мас­со­во­го по­ку­па­те­ля.
Ме­ня очень вол­ну­ет про­бле­ма хра­не­ния ар­хив­ных за­пи­сей: на ка­ком но­си­те­ле они бу­дут хра­нить­ся ка­че­ст­вен­нее и доль­ше?
Ду­маю, все за­ви­сит от то­го, как «до­го­во­рят­ся» меж­ду со­бой два но­вых со­вре­мен­ных фор­ма­та: DVD-Audio и Super Audio CD, смо­гут ли они вы­ра­бо­тать та­кие ус­ло­вия сов­ме­с­ти­мо­с­ти, что­бы в лю­бом до­ме на лю­бом пле­йе­ре слу­ша­тель не ис­пы­ты­вал дис­ком­фор­та от не­воз­мож­но­с­ти про­слу­ши­ва­ния дис­ка од­но­го фор­ма­та на пле­йе­ре дру­го­го (уже сей­час в про­да­же по­яви­лись уни­вер­саль­ные пле­йе­ры, вос­про­из­во­дя­щие лю­бой фор­мат, вклю­чая SACD и DVD-Audio. – Пер.) Эти два «враж­ду­ю­щих» ла­ге­ря мог­ли бы «по­жать друг дру­гу ру­ки» и сде­лать боль­ше для ин­ду­с­т­рии в ми­ре и со­труд­ни­че­ст­ве, чем во враж­де. На­при­мер, для на­ча­ла мож­но вы­пу­с­кать на од­ном фи­зи­че­с­ком дис­ке две за­пи­си в раз­ных фор­ма­тах.
Хо­ро­шо из­ве­ст­но, что диск, на ко­то­ром за­пи­са­но и изо­б­ра­же­ние, и звук – DVD-Video, бо­лее кри­ти­чен с точ­ки зре­ния до­пу­с­ти­мо­го на нем ка­че­ст­ва зву­ка, чем DVD-Audio. Вот и на­до все­ми си­ла­ми спо­соб­ст­во­вать рас­про­ст­ра­не­нию му­зы­ки са­мо­го вы­со­ко­го ка­че­ст­ва на но­си­те­лях, где не ну­жен ком­про­мисс меж­ду изо­б­ра­же­ни­ем и зву­ком, где весь объ­ем дис­ка от­дан му­зы­ке без ци­ф­ро­вой компрес­сии.
Вы по­мни­те, ка­кие де­ба­ты раз­вер­ну­лись о ка­че­ст­ве ком­пакт-дис­ка на пер­вых по­рах его по­яв­ле­ния, ког­да за­пи­си с маг­нит­ной лен­ты пе­ре­во­ди­лись в сре­ду ком­пакт-дис­ка очень не­кор­рект­но? Это про­ис­хо­ди­ло хо­тя бы по­то­му, что для пе­ча­ти на ви­ни­ле и для пе­ча­ти в CD тре­бо­ва­лась раз­лич­ная пред­кор­рек­ция зву­ка. Про­шли ме­ся­цы и ме­ся­цы проб и оши­бок, преж­де чем ста­ло яс­но, что для CD нуж­на дру­гая ма­стер-лен­та!
И се­го­дня я оза­бо­чен тем, пра­виль­но ли мы пе­ре­но­сим му­зы­ку, хо­ро­шо зву­ча­щую в ап­па­рат­ной, на DVD, пред­наз­на­чен­ные для мас­со­во­го по­тре­би­те­ля?
Мы уже по­ня­ли, что про­из­вод­ст­во CD – это не про­сто тех­ни­че­с­кая за­да­ча пе­ре­во­да с од­но­го но­си­те­ля на дру­гой, с лен­ты на диск сам про­цесс – акт ис­кус­ст­ва!
Лю­ди, за­ни­ма­ю­щи­е­ся ма­с­те­рин­гом, об­ла­да­ют очень вы­со­ким уров­нем про­фес­си­о­на­лиз­ма, пре­крас­но вла­де­ют ре­мес­лом. Они точ­но зна­ют, что на­до сде­лать, что­бы до по­тре­би­те­ля до­шел про­дукт вы­со­ко­го ка­че­ст­ва.
А сей­час, в эпо­ху фор­ма­та 5.1, в эпо­ху DVD этих про­блем в 50 раз боль­ше! Мне при­хо­дит­ся са­мо­му кон­тро­ли­ро­вать про­цесс, ина­че мож­но по­лу­чить соб­ст­вен­ную за­пись в не­уз­на­ва­е­мом ви­де, с ди­кой кор­рек­ци­ей, ис­ка­жа­ю­щей ав­тор­ский за­мы­сел.
По­нят­но, что су­ще­ст­ву­ет ком­про­мисс, и зву­ча­ние DVD не мо­жет быть аб­со­лют­но адек­ват­ным зву­ча­нию лен­ты. Это осо­знан­ный ком­про­мисс.
Хо­чу на­пом­нить, как аль­бом Бил­ли Джо­э­ла 52nd Street был вы­бран для пер­во­го ре­ли­за на ком­пакт-дис­ке в Аме­ри­ке. В 1981 го­ду я был в Япо­нии и встре­тил­ся с пре­зи­ден­том Sony, с его тех­ни­че­с­ким де­пар­та­мен­том и вер­нул­ся до­мой с не­сколь­ки­ми по­да­рен­ны­ми CD, на ко­то­рых бы­ла за­пи­са­на клас­си­ка. Ме­ня спро­си­ли: «Что не­об­хо­ди­мо сде­лать, что­бы фор­мат CD до­стой­но был пред­став­лен в США?». Я от­ве­тил, что са­мое луч­шее – это вы­пу­с­тить на CD на­и­бо­лее мод­ных ар­ти­с­тов поп-му­зы­ки. Я в то вре­мя как раз за­кон­чил на CBS аль­бом Бил­ли Джо­э­ла. CBS и Sony бы­ли парт­не­ра­ми в биз­не­се и лег­ко до­го­во­ри­лись о вы­пу­с­ке пер­во­го CD с поп-му­зы­кой.
Для ме­ня са­мой боль­шой про­бле­мой ока­за­лось то, что ни­кто не имел опы­та пе­ре­во­да му­зы­ки с ма­с­тер-лен­ты, пред­наз­на­чен­ной для LP, в сре­ду CD. Зву­ча­ло ужас­но: по­лу­чи­лось очень мно­го ба­са и ги­тар. Сла­ва бо­гу, что этот CD слы­ша­ли не­мно­гие. Од­на­ко на­чи­нать бы­ло нуж­но!
То же са­мое я хо­чу ска­зать о DVD. Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать,
что сей­час су­ще­ст­ву­ют со­вер­шен­но не­воз­мож­ные преж­де ве­щи: на­ли­чие мно­го­ка­наль­ной, не­све­ден­ной за­пи­си га­ран­ти­ру­ет не­ве­ро­ят­ную сво­бо­ду зву­ко­ре­жис­се­ру. Для при­ме­ра рас­ска­жу, как нам
с Эли­о­том Шай­не­ром (вы­да­ю­щим­ся зву­ко­ре­жис­се­ром и про­дю­се­ром Аме­ри­ки) уда­лось сде­лать для аль­бо­ма Бо­ба Ди­ла­на “Blood On the Tracks”.
Мы пе­ре­ос­мыс­ли­ли за­пись, сде­лан­ную очень дав­но в сту­дии, и «со­чи­ни­ли из нее» со­вер­шен­но но­вую му­зы­ку, где ги­та­ра Ди­ла­на ста­ла зву­чать из ле­во­го и пра­во­го ка­на­лов, сам он ос­та­вал­ся в се­ре­ди­не, а бас – чуть сза­ди не­го, ор­ган и до­пол­ни­тель­ная ги­та­ра зву­ча­ли из ты­ло­вых ка­на­лов. Мы, ус­лов­но го­во­ря, «раз­ме­с­ти­ли» слу­ша­те­ля сре­ди му­зы­кан­тов, ок­ру­жи­ли му­зы­кой и да­ли ему не­ви­дан­ную преж­де воз­мож­ность быть в цен­т­ре ис­пол­не­ния, «ды­шать од­ним воз­ду­хом» с ве­ли­ким пев­цом.
Мне ка­жет­ся, это сле­ду­ет сде­лать со всем на­шим куль­тур­ным на­сле­ди­ем.
Чув­ст­вую, что пуб­ли­ка ждет это­го.
Бы­ло бы здо­ро­во сде­лать звук ве­ли­ких филь­мов 30-х, 40-х и 50-х го­дов фор­мат­ным. Не­об­хо­ди­мо пе­ре­пи­сать их му­зы­ку, но­та за но­той, и све­с­ти в Surround 5.1, пе­ре­пи­сать шу­мы, ос­та­вив не­тро­ну­ты­ми лишь ве­ли­кие го­ло­са не­за­бы­ва­е­мых ар­ти­с­тов – Фре­да Ас­те­ра, Джи­на Кел­ли и мно­гих дру­гих. Ес­ли это­го не сде­лать, они ис­чез­нут в ис­то­рии вме­с­то то­го, что­бы жить в но­вом ка­че­ст­ве.
Это не­бы­ва­лая по слож­но­с­ти и по сто­и­мо­с­ти ра­бо­та, но я хо­чу ее сде­лать. Хо­чу по­да­рить ее мо­ло­де­жи, ведь идея сто­ит то­го!
Мы долж­ны упо­тре­бить весь свой опыт и все уме­ние, что­бы наш по­тре­би­тель по­лу­чил на­и­выс­шее ка­че­ст­во про­дук­та, в фор­ма­те ко­то­ро­го за­ло­же­но так мно­го воз­мож­но­с­тей!
Мы долж­ны быть ры­ца­ря­ми, де­лать все для ее ве­ли­че­ст­ва Му­зы­ки и слу­жить ей. Ос­таль­ное при­над­ле­жит ис­то­рии.»

15 ноября в 14:57 Мастер-класс 4 2004 (39)

Что мы знаем о Surround sound?_16

С любезного разрешения журнала EQ и Гильдии музыкальных продюсеров Америки (The Music Producer’s Guild of Americas – MPGA) предлагаем вашему вниманию открытую дискуссию о будущем многоканальных форматов записи музыки.
Председатель дискуссии: Эд Черни (Ed Cherney), участники: Ал Шмит (Al Schmitt), Лэрри Хэмби (Larry Hamby), Майкл Бишоп (Michael Bishop),  Алан Парсонс (Alan Parsons), Фил Рамон (Phil Ramone), Нил Роджерс (Nile Rogers), Чак Айнлэй (Chuck Ainlay), Эллиот Шейнер (Elliot Scheiner).
Перевел и прокомментировал дискуссию Владимир Виноградов.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НОВЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ МИР   surround sound! ПРЕДИСЛОВИЕ ЭДА ЧЕРНИ,    ПРЕЗИДЕНТА MPGA
Гильдия музыкальных продюсеров была основана в сентябре 1997 года для поддержки творческой и профессиональной деятельности  музыкальных продюсеров и звукорежиссеров. Мы объединились потому, что настало время всем вместе решать наши профессиональные проблемы, и я приветствую первых 150 членов.
Одной из главных наших задач является поддержка коллег с помощью образования и обмена информацией. В этом отношении нет более насущной темы, интересующей большинство музыкальных продюсеров и звукорежиссеров, чем surround sound. В связи с появлением на рынке нового формата DVD Audio многие из нас экспериментируют с разработкой звукорежиссерской техники и технологии, которые изменят звучание записанной музыки на многие годы вперед.
Я занимаюсь стереозаписью много лет. Вспоминаю свои впечатления, когда впервые купил свои любимые виниловые диски группы The Beatles, ставил их на проигрыватель, слушал в восторге, буквально наполняемый звуком, заставляющим растворяться в музыке.
Потом, я, может быть, пресытился и потерял это чувство на некоторое время, но с приходом формата 5.1 снова чувствую полное погружение в самую глубину музыки, окружающей меня с всех сторон.
Мы действительно вступаем в новую эру звукозаписи, и MPGA хочет быть среди первопроходцев, чтобы эта эра наступила как можно скорее. “Делать”  музыку в формате 5.1 очень интересно.
Нижеследующие страницы – запись, пожалуй, исторического события, произошедшего под эгидой MPGA и при спонсорской поддержке  журнала “Pro Sound News” и компании Solid State Logic. Конференция MPGA “Запись музыки в многоканальных форматах” состоялась в мае 1998 года в нью-йоркском отеле “Doubletree Hotel” и стала первым в истории звукозаписывающей индустрии форумом, где ведущие музыкальные продюсеры и звукорежиссеры высказали свои идеи, обозначили свои интересы, задали интересующие их вопросы. Около 250 участников интенсивно обменивались информацией в течение дня.
Публикацией детальной записи дискуссии в специальном выпуске журнала “EQ” мы бы хотели привлечь к разговору профессионалов и обменяться опытом и оригинальными идями об использовании формата 5.1 для записи музыки.

КОММЕНТАРИЙ N№ 1
Эд Черни (Черниховский) – выдающийся американский музыкальный продюсер, многократный номинант и лауреат престижных премий Grammy, Emmy, Tech Award и др. Работал и работает с такими легендами музыки, как The Rolling Stones, Bonnie Raitt, Bob Dylan, Jackson Browne, Elton John, B-52, Ringo Starr, George Harrison и многими другими. Президент MPGA.  
Последний альбом Rolling Stones “The Bridges To Babylon” записан Эдом Черни в формате 5.1 и выпущен на DVD Audio.
Событие, которое состоялось почти год назад в Америке, может показаться нам репортажем из научно-фантастической повести, настолько на первый взгляд далеки проблемы записи музыки в многоканальном формате от нашей суровой, перманентно кризисной российской действительности. Кризис, судя по всему, близок к вечному, а наш, пусть пока еще уродливый рынок, удивляет серьезным увеличением продаж аппаратуры типа “домашний театр”, DVD плейеров и уже десятками, если не сотнями, американских фильмов на DVD со звуком Dolby AC-3 (surround sound 5.1). Значит, не сегодня-завтра появится потребность в производстве отечественных проектов в формате 5.1. Это неизбежно!
Весь вопрос – в массовости, то есть доступности по цене данной аппаратуры и носителей. Давно ли видеомагнитофон был вещью, доступной единицам? Давно ли стереозвук имели дома только богатые меломаны? Вот и DVD очень скоро станет повсеместным. Поэтому опыт тех, кто уже давно и реально занимается практикой записи в новых форматах, кажется нам бесценным и очень своевременным. Мы благодарим американских коллег за разрешение опубликовать перевод их дискуссии на страницах журнала “Шоу-Мастер”.
Владимир Виноградов

Эд Черни: Сначала обсудим, что это такое – 5. 1? Неважно, под каким именно названием, какой компании-производителя, какого способа кодирования – просто поговорим о формате с шестью раздельными каналами записи и воспроизведения музыки: левым каналом, центральным каналом, правым каналом, двумя каналами surround и одним каналом subwoofer.
Вы можете послать звук любой части инструмента в любой из этих каналов, вы можете сидеть внутри этой сети громкоговорителей – вы можете делать все, что угодно. Я слышал кое-что, сделанное Аланом Парсонсом. Он почти не использует центральный канал, но это не мешает ему сотворить нечто такое, что музыкально буквально окружает тебя, заставляя сердце биться учащенно.
Вам, присутствующим здесь, известно, что действительно произошло нечто уникальное и чрезвычайное в технике записи, – мы вступаем в новую и должны идти впереди события, а не тащиться за ним. Как музыкальным продюсерам, нам интереснее делать записи в формате 5.1, чем пытаться втиснуть огромное количество разнообразной информации всего лишь в два канала нормального стерео.
Мне хотелось бы открыть дискуссию с выступления Алана Парсонса, который начинал и много работал в квадро. Затем мы попросим других гостей рассказать о своем опыте работы в многоканальных форматах. Как еще может звукорежиссер, продюсер или композитор, приблизиться к пониманию проблемы, если не говорить о ней?
Алан Парсонс: Квадро – вот где все это началось, не так ли? И я, как, возможно, многие здесь присутствующие, немало натерпелся от внедрения квадро. Думаю, неудача была запрограммирована тем, что это был аналоговый формат, предназначенный для винилового носителя, для системы, которая просто не работала. Не могу передать вам, как обидно было потратить столько усилий и сделать приличную запись на четыре отдельных канала на дюймовой ленте, а получить в результате печати на виниловом носителе нечто невразумительное, вроде странного стерео, звучащего из четырех каналов воспроизведения. И как же не радоваться появлению каких-то 18 месяцев назад нового цифрового формата, который позволяет передать звуковое поле не только перед тобой, но и поле, реально тебя окружающее со всех сторон!
Вы заметили, что я не использую центрального канала. Это потому, что я подхожу к своим новым альбомам в новом формате с точки зрения достигнутого уже опыта в квадро. Я использую левый фронтальный канал, правый фронтальный канал и два канала surround и на самом деле не использую центральный канал и канал subwoofer. Правда, в последнем альбоме в одной из песен  мне показалось уместным передать кое-что и в центр. На самом деле центральный канал в многоканальном формате пришел из так называемого “разговорного мира”. Мои личные пристрастия заставляют меня использовать все пространство звукового поля, и если у вас есть возможность панорамирования джойстиком в поле 5.1, вы можете расположить источник звука прямо перед вашим носом. Но почему-то в большинстве проектов, которые я слышал, просматривается тенденция располагать звучащее поле только перед слушателем, помещать вокалиста только в центре и там же размещать барабаны. Однако есть группы инструментов, которые интересно звучат из каналов surround, например, медные и бэк-вокал.
Мне хотелось бы сегодня услышать разные мнения о размещении шести громкоговорителей. Есть много различных способов делать это. В Европе сложился свой стандарт, когда громкоговорители каналов surround расположены под углом и почти сзади, фронтальные громкоговорители тоже располагаются под своими углами и т.д. Для меня ясно, что все пять главных громкоговорителей должны быть совершенно идентичны по мощности и частотной характеристике.
Я могу целый день говорить о проблемах процесса микширования (сведения). Например, последний мой альбом я делал на 24-входовой консоли, которая не предназначена для surround, так что все мои распределения на каналы, все панорамирования были сделаны нормальными стерео панорамниками. Голос вокалиста и его гитара должны были “ходить” вокруг слушателя, потому что это был образ странствующего менестреля. Как я достиг этого эффекта без джойстика? Мне пришлось каждый раз перекоммутировать панорамные регуляторы, когда я достигал определенного угла, и продолжать панорамирование дальше по кругу до следующего угла, где снова была остановка, перекоммутация, и так до достижения полной панорамы в 360 градусов. Это получилось при определенном внимании и тщательности. Вы можете сделать очень много даже на простой консоли.
Мне бы хотелось еще обсудить проблему использования центрального канала в записи музыки. Для меня центральный канал – наследство кинозвука.
КОММЕНТАРИЙ N№ 2
Алан Парсонс начал свою карьеру на лондонской студии Abbey Road, где он вырос от ассистента звукорежиссера до звукорежиссера и продюсера с мировым именем. Работал с легендами рок-музыки The Beatles и Pink Floyd. Легендарными стали и его собственные композиции в альбомах Alan Parsons Project. Входит в  руководство многих международных организации звуковой индустрии, один из учредителей Британской гильдии звукорежиссеров, продюсеров и инженеров – Re-Pro.
Я, как звукорежиссер, большую часть своей профессиональной жизни проживший в экранных технологиях – телевидении и кинематографе, не могу не заметить в высказываниях Алана его принципиальную приверженность технологии записи музыки для пластинки (компакт-диска). Например, желание иметь абсолютно одинаковые главные громкоговорители – это явная критика  системы Dolby Stereo, начавшей свое существование именно в кинематографе и имеющей три одинаковых полночастотных канала (громкоговорителя), а в четвертом канале – гораздо меньший частотный диапазон (от 100 Гц до 7 кГц). Этот стандарт логично перешел в системы “домашнего театра” с декодерами Dolby Surround или Dolby ProLogic, где канал surround, во-первых, моно, во-вторых, с ограниченной частотной полосой и мощностью. Конечно, “прогулку” голоса менестреля и его гитары вокруг слушателя при таких параметрах на сделаешь.
И вообще в жанре развлекательной музыки возможны любые творческие идеи. На мой взгляд, требования к записи серьезной классической музыки гораздо более консервативны. Очень трудно себе представить запись концерта для скрипки с симфоническим оркестром, где солист вдруг начнет “гулять” вокруг слушателя, если это не специально для данного формата сочиненная вещь, невозможная к исполнению в нормальном концертном зале.

Эд Черни: Звукорежиссеры кинематографа – пионеры многоканальных форматов. Мы все в долгу перед ними. Этот центральный канал уходит своими корнями в их историю, он всегда был предназначен для диалогов! Cейчас, с развитием новых технологий, музыка в кино стала звучать громче, а раньше все было подчинено диалогу, передаче смысла происходящего на экране. Мы должны переосмыслить это в записи музыки для 5.1 и добиваться прежде всего интересных, не встречавшихся и невозможных ранее звучаний. Работая в этом контексте,  люди делают свое дело по-разному.
Я был в одной из студий Лос-Анджелеса, где слушал мастеринг живого концерта Bonnie Raitt, который я записал в формате 5.1 и который, я думал, просто предназначен для этого формата. Мне казалось, что можно было кое-что направить и в боковые стены и даже назад, – глубина формата столь велика, что позволяет окружить слушателя музыкой со всех сторон.
Незадолго до этого я послушал альбом Алана. Это была столь динамичная, живая вещь, которая словно была сочинена и аранжирована для surround sound. Я заметил, что физический центр системы почти не звучит, это даже испугало. Вы  окружены музыкой, вы брошены в самую ее суть, вовнутрь. После этого мне просто не захотелось слушать, что сделано с Bonnie Raitt.
Алан Парсонс: Центральный канал можно проигнорировать, если вы, как и я, не ощущаете его обязательного наличия, если он ничего нового не добавляет к звуковому полю, особенно если музыка, записанная вами, будет прослушиваться чаще всего в комнате среднего и небольшого размера. Мы сейчас сидим в большой комнате, где центральный канал мог бы увеличить эмоциональное воздействие центрального образа. Но в маленькой комнате фантомный центр из двух фронтальных каналов будет достаточен и не нуждается в поддержке центрального канала.
Эд Черни:   Майкл Бишоп начинал с записи рок-музыки, но записывал и классическую. Может быть, поговорим об этом жанре, который по своей природе предназначен для формата 5. 1, Здесь ваша задача – поместить слушателя в концертный зал у него дома.
Майкл Бишоп: Я действительно начинал в рок-н-ролле в 70-х во времена появления квадро. Одна из первых моих записей в квадро была запись James Gang. Записи в квадро никогда не были надеждой будущего, потому что никто не верил, что они могут быть правильно воспроизведены в домашних условиях. Мы даже построили специальную консоль для записи квадро с панорамниками типа джойстик. Наши идеи не были востребованы до тех пор, пока Dolby Digital и DTS не дали нам формат. Тогда мы смогли реально воплотить свои идеи. Еще в 80-х годах я стал сотрудничать с компанией Telarc International, которая занималась преимущественно записью классики, а теперь еще и записывает джаз и блюз.
Конечно, в записи классической музыки с большим симфоническим оркестром мы всегда старались передать акустический образ большого симфонического оркестра, но только с помощью двух каналов. Все эти годы мы упорно боролись с заметными ограничениями наших возможностей, пытаясь “втиснуть” абсолютно все между этими двумя каналами.
Surround sound 5.1 – формат, давший нам возможность “окружить” слушателя музыкой. Я вспоминаю печальный опыт времен квадро, когда мы попробовали при записи симфонического оркестра Кливленда рассадить его в студии по кругу, окружив дирижера музыкантами, мечтая окружить и зрителя оркестром. Худшей записи симфонического оркестра я в своей жизни не помню. Природа симфонического оркестра не предназначена для окружения слушателя своим звуком. Мы насильно разорвали существующие связи между музыкантами, что немедленно сказалось на качестве ансамблевой игры. Мы поставили дирижера в глупейшее положение, и он не смог управлять оркестром, вынужденный одновременно обращаться к музыкантам, окружающим его со всех сторон. Это была настоящая катастрофа, но вы не поверите, мы получали от слушателей письма с вопросами, когда мы повторим свой опыт снова? Никогда!
Я считаю, что должен при записи оркестра предоставить слушателю наилучшее место в зале – пытаясь окутать его акустикой помещения, располагая оркестр по кривой линии, похожей на подкову. Я начал подключать центральный канал совсем недавно. Мне всегда было достаточно фантомного центра при хорошей стереофонии. Я старался работать с фантомным центром очень аккуратно и не чувствовал необходимости появления физического центра. Однако наш маркетинговый центр стал получать от покупателей нарекания, что они ничего не слышат в центральном канале своих звуковых систем. Они жаловались “мы покупали дорогие громкоговорители не для того, чтобы в центре ничего не было слышно!” Теперь я всегда ставлю отдельный микрофон и отправляю его в центральный канал записи формата 5.1, но никогда не добавляю его в стерео, которое мы часто делаем одновременно. Я просто вынужден был делать это при записи оркестра из Цинцинати, который знаменит исполнением музыки, комбинирующей звучание симфонического оркестра с ритм-секцией, поп-солистами, хором.
КОММЕНТАРИЙ N№ 3
Майкл Бишоп
широко известен как член команды компании Telarc Records. Обладатель огромного числа профессиональных премий, включая Grammy 1998 за лучший альбом классической музыки. Работал с такими артистами, как James Gang, Dizzy Gillespie, Gerry Mulligan, Joe Williams & The Count Basie Orchestra, Oscar Peterson, Dave Brubeck Quartet, Robert Shaw/Atlanta Symphony Orchestra & Chorus, Jesus Lopes-Cobos/Cincinatti Symphony Orchestra и др.
Уверен, что большинство звукорежиссеров, работающих с записью симфонической музыки, согласятся с мнением классика звукорежиссуры Америки: “моя задача – предоставить слушателю наилучшее место в зале”. По-моему, это просто аксиома. Я добавил бы только – “наилучшее место, которое даже и в зале не существует”.

Эд Черни: Вы действительно записываете формат 5.1 и нормальное стерео одновременно?
Майкл Бишоп: Да, мы делаем это в прямой живой записи одновременно.
Эд Черни: Как же вы при этом контролируете свою запись на громкоговорителях? Я пробовал переключать контроль из 5.1 в стерео – это очень раздражает.
Майкл Бишоп: Во время записи мы контролируем только стерео. У нас есть возможность контролировать 5.1, но, к сожалению, мы не можем этого делать, так как дирижер постоянно приходит контролировать качество игры оркестра и сосредоточен на поиске наилучшего исполнения, выискивая возможные ошибки. Переключение из стерео в 5.1 действительно раздражает продюсера, так что даже интересно записывать 5.1 без слухового контроля, может быть, только в редкие минуты перерыва успевая кое-что оценить. Есть одна вещь, которую я стараюсь сделать на записи одновременно, причем, тоже почти без контроля. Я добиваюсь нужного расположения микрофонов в студии без их дальнейшего панорамирования. Самое трудное при этом – верно передать акустическую среду помещения студии или зала.
Многие стараются поправить положение панорамированием при сведении, я же решаю вопрос прямым распределением нужного микрофона (микрофонов) в нужный канал, чтобы добиться правильного ощущения surround. Так что я должен работать очень много при подготовке к записи, изучая студию или зал. Я записываю в формате 5.1 не только классику, но и джаз, и блюз.
Очень часто для передачи surround я использую микрофон Neumann K 100. Идеально, если мне удается поместить этот микрофон, а лучше – два параллельно расположению фронтальных микрофонов. Правда мне не часто удается поставить именно К-100, тогда его роль выполняет пара других микрофонов с круговой направленностью. Мне кажется, что моя последняя работа – Третья симфония Малера, уже вышедшая на CD и скоро ожидаемая в формате 5.1, удалась в смысле удачно найденной точки расположения микрофонов каналов surround. Причем, я поставил их после нескольких попыток в те места, куда раньше никогда не ставил, стараясь угадать наилучшее расположение как для стерео, так и для 5.1.
Эд Черни: Означает ли это, что вы стараетесь сделать стерео и 5.1 совместимыми, записывая их одновременно?
Майкл Бишоп: Для меня эти два разных формата должны быть совместимы прежде всего с музыкальной точки зрения. Технически, я убежден, версия 5.1 никогда не превратится в нормальное стерео, о чем я говорил на совещании Комитета стандартов по проблеме “автоматической совместимости” DVD с нормальным стерео. Мне еще ни разу не удалось получить запись в формате 5.1, “автоматически совместимую” с форматом стерео ни в поп-музыке, ни в классике, ни в джазе. Но, может быть, еще не пришло время…
Алан Парсонс: Позвольте мне высказать свое мнение: мы и не должны стремиться достичь этой самой “автоматической совместимости”. Если это интересно, мой последний альбом был сведен в той же технике, о которой говорит Майкл. Я делал стереосведение и сведение 5.1 одновременно. Сначала я работал в режиме 5.1, стараясь установить все панорамники и баланс так, чтобы это было пристойным для того, чтобы запомнить все в automix. Затем я переходил в режим стерео, как говорится, в реальный сегодняшний мир. И слушал все, что я “накрутил”, без центрального канала, как бы из хорошо знакомого мне прежде квадро, что, по-моему, легче и правильней. Я практически получил тот баланс в стерео, который хотел бы, делая его отдельно. Если честно, это тот баланс, который  слушают 97% людей в мире. И я записал его как Master Stereo. Затем, поскольку, слава Богу, все это сохранено в automix, я вернулся в формат 5.1 добавил центральный канал, чуть-чуть поправил кое-что и все. Мой Master 5.1 был готов!
Это очень не нравится владельцам студий, которые норовят содрать с клиента оплату за стерео отдельно, а за 5.1 – отдельно. Но из моего опыта видно, что эти два процесса можно совместить в один.
Майкл Бишоп: Музыкальный баланс, достигнутый вами в формате стерео, очень желательно перенести в 5.1 именно с тем же самым музыкальным чувством. А с техникой automix и  instant recall сделать это действительно легко, и вам остается “докрутить” одну-две ручки, чтобы достичь желаемого в формате 5.1.
Алан Парсонс: Да, и еще очень важное дополнение. Вы должны выключить реверберацию из каналов surround при сведении материала в стерео, так как в стерео вам нужна одна реверберация, а не две.
Майкл Бишоп: Но нельзя упускать из вида канал subwoofer, или, как его еще называют, LFE (Low Frequency Effect). Для меня внимательное отношение к нему – это задача номер один. В оркестровой музыке действительно эффективно отправить в канал subwoofer низко звучащие инструменты. Тем более, что в студийных условиях, как уже здесь говорилось, мы контролируем звук на пяти полночастотных и равных по мощности громкоговорителях, поэтому очень легко забыть о массовом потребителе, у которого дома стоит система “домашнего театра”, часто оборудованная маленькими мониторами типа mini-Bose с отдельно стоящим низкочастотным громкоговорителем. И если вы мало уделяли внимания тому, что происходит в канале subwoofer, вы рискуете лишить слушателя низкочастотной составляющей спектра звука. Так что я очень слежу за этим в студии, иногда добавляя в канал surround низко звучащие инструменты, особенно в поп-музыке, да еще такого уровня, что мой subwoofer в студии начинает пританцовывать. Мне кажется, что подобное дополнение делает музыку драматичной.

КОММЕНТАРИЙ N№ 4
Проблема совместимости разных форматов записи всегда была для звукорежиссера неким “дамокловым мечом”, во всяком случае в нашей стране. Из чисто технической и эстетической она стала у нас еще и в какой-то мере политической, например, на советском радио, когда стереозапись “обязана” была быть совместимой с моно, потому что 99,99% советских радиослушателей долго не имели дома стереоприемников. То же самое было и в советской грамзаписи. Но проблема, на мой взгляд, гораздо сложнее. Думаю, большинство звукорежиссеров скажет, что технически совместимая стереозапись никогда не производит на слушателя такого же эстетического впечатления, будучи прочитана в моно. А вот послушайте старые записи наших корифеев, сделанные в эпоху моно, и вы услышите какую-то неповторимую, непонятную привлекательность и красоту. Просто в каждом формате есть свои особенности. Красота и эстетика стерео отличаются от красоты и эстетики моно. Когда у корифеев еще не было стерео, они старались выжать из моно все, что только было возможно.
Возьмем проблему еще шире. Хорошая запись звука, сделанная для кино и предназначенная для прослушивания в большом кинозале, никогда правильно не звучит на телевидении. Жалобы зрителей на резкие перепады в уровне звука громкой музыки и следующего за ней тихого диалога – самое больное место в практике телевизионного показа кинофильма. В кинозале это сильнодействующее средство художественной выразительности, которое так и абсолютно нормально воспринимается, а дома это раздражающая необходимость дополнительной и постоянной регулировки уровня прослушивания – потише музыку, погромче диалог!
Я уже высказывался, что, очевидно, никогда и никому в любом существующем формате не удастся в записи передать слушателю абсолютно то же самое впечатление от звучания музыки, которое получают от прослушивания ее “живьем” в зале. И не надо! Зал есть зал, а запись есть запись. Искусство звукорежиссуры состоит не в поиске недостижимой идеальной адекватности акустических условий зала и комнаты, а в создании нового, эстетически совершенного продукта, существующего только в записи, и нигде больше.
Мне симпатичны высказывания американских коллег, которые больше заботятся об эстетике, о музыке и чувстве, чем об “автоматической совместимости”.

Продолжение в следующем номере

26 декабря в 00:05 Статьи со старого сайта

Лучшая система объемного звучания на 2023 год: 5 лучших динамиков, рекомендованных экспертами

Посидеть на диване и насладиться любимыми фильмами, сериалами, спортивными состязаниями и другими источниками развлечений — удовольствие для большинства людей в наш цифровой век. Но без лучшей системы объемного звучания ваше хорошее времяпрепровождение может просто испортиться. Кроме того, отсутствие качественной настройки звука означает, что вы также не получаете максимальную отдачу от своего дорогого телевизора, потоковых сервисов, игровых систем и музыкальных каналов. Наслаждение этой роскошью в жизни не только полезно для души, но и может помочь улучшить ваше общее психическое благополучие.

Исследования показывают, что прослушивание музыки помогает уменьшить тревогу и улучшить общее настроение. На самом деле, прослушивание музыки и джемы в одиночестве или с друзьями и семьей могут иметь долгосрочные последствия для вашего психического здоровья в целом. Ничто так не помогает снять стресс после долгого рабочего дня, как успокаивающая мелодия. Конечно, музыка — не единственное развлечение, которое помогает расслабиться после напряженного дня.

В одном недавнем исследовании сообщается, что просмотр любимых телепередач или фильмов перед сном действительно может помочь вам лучше выспаться ночью. Вы, конечно, не хотите переусердствовать, так как запойное наблюдение может иметь противоположный эффект, поддерживая ваш мозг бодрствующим, когда он должен отдыхать. Тем не менее, просмотр любимых сериалов — отличный способ расслабиться.

К этому моменту все больше американцев обращаются к своим любимым шоу, чтобы снять стресс после долгого дня. Недавний опрос показал, что 55% респондентов (из 2000) предпочитают смотреть «комфортное телешоу» как способ снять стресс другим занятиям, таким как принятие теплой ванны или занятия йогой. Какой отличный футляр для тех старых шоу, которые никто в семье не любит, кроме вас.

Но, хватит болтовни о здоровье, вы пришли сюда в поисках лучшей системы объемного звучания. Что ж, Study Finds провела исследование за вас, проконсультировавшись с 10 «экспертными» веб-сайтами, специализирующимися на товарах для дома и электронике. Мы составили этот согласованный список, чтобы найти лучшие системы объемного звучания для вашего дома. Конечно, если у вас есть собственные рекомендации, не стесняйтесь оставлять их в комментариях ниже!

Список: лучшая система объемного звучания, по мнению экспертов это система домашнего кинотеатра Sony HT-A9. Sony HT-A9, широко известная в сфере развлечений, представляет собой беспроводную систему объемного звучания, которая обеспечивает универсальность в помещениях различного размера и планировки.

What Hi-Fi поясняет: «Беспроводная система домашнего кинотеатра HT-A9 от Sony позволяет пользователям произвольно располагать свои динамики, обещая ровное, однородное и захватывающее звуковое поле независимо от симметрии вашей установки». Эта новая волновая технология позволяет вам максимизировать вашу систему объемного звучания, не беспокоясь об измерении, тестировании или перепланировке вашего развлекательного пространства.

«HT-A9 поддерживает 360 Spatial Sound Mapping от Sony, которая калибрует размер вашей комнаты по высоте и объединяет его с расстоянием до громкоговорителей и их относительным расположением. Цель состоит в том, чтобы создать звуковой купол, похожий на Atmos, из 12 «фантомных» динамиков, условно размещенных вокруг этого звукового пузыря», — добавили в What Hi-Fi. Эта система объемного звучания предназначена для смягчения эффектов небольших или неуклюжих пространств без дополнительных хлопот.

А беспроводная связь между колонками и центральным блоком управления, а не AV-ресивером, еще больше упрощает размещение колонок. «…Сони HTA9Система домашнего кинотеатра идеальна для тех, кто не хочет «довольствоваться» саундбаром, но не может позволить себе роскошь установить большую проводную систему объемного звучания в своей гостиной», — пишет Living Etc.com.

Но если вам нужна экономичная система объемного звучания, вы можете рассмотреть другие варианты. Sony HT-A9 не поставляется с сабвуфером, и вам нужно будет добавить его отдельно. «Базовая система стоит недешево, и вам нужно будет добавить сабвуфер Sony SA-SW3, чтобы получить полное басовое воздействие, но результаты феноменальны», — отмечает T3.com.

2. Q Acoustics 3050i 5.1 Cinema Package (~2465 долларов США)

На втором месте в списке стоит Q Acoustics 3050i 5.1 Cinema Package. Этот элемент снова и снова появлялся на экспертных веб-сайтах, чтобы его игнорировать. Правда, Q Acoustics не обязательно является бытовым брендом, но они предлагают одну из лучших систем объемного звучания, доступных сегодня на рынке.

В отличие от Sony HT-A9, вы получите полный пакет с системой Q Acoustics 3050i 5. 1. «Эта акустическая система объемного звучания обеспечивает наилучшие общие характеристики благодаря паре впечатляющих и музыкальных напольных динамиков, расположенных по обе стороны от столь же совершенного центрального динамика. В результате диалоги кристально чисты, независимо от того, насколько безумен саундтрек. Сзади два полочных динамика меньшего размера выполняют функции объемного звучания, создавая точечные эффекты, а тонкий сабвуфер обрабатывает низкие частоты, придавая блокбастерам более мощное звучание басов», — поясняет T3.com.

Q Acoustics также предлагает непревзойденное отраслевое мастерство, что является одной из особенностей, которые делают эту систему объемного звучания одной из лучших на многих веб-сайтах, которые мы посетили. «Все дело в том, чтобы сделать все возможное, чтобы уменьшить искажения, и вы делаете это, [минимизируя] вибрации. Жесткость корпуса повышена благодаря раскосам корпуса, что делает некоторые части более жесткими и, следовательно, более тихими. Имеется дополнительная толстая перегородка для поддержки твитера и СЧ/НЧ-динамика, а твитер с мягким куполом отделен от перегородки, чтобы изолировать его от вибраций низкочастотных динамиков», — описывает Tech Radar.

Но Q Acoustics 3050i 5.1 не для всех. Вы можете быть уверены в этом уровне звука для вашей системы объемного звучания. «Q Acoustics 3050i — отличный выбор для тех, кто серьезно относится к звуку и ищет нечто большее, чем установка начального уровня», — объясняет Forbes. Эта система объемного звучания Q Acoustics также не является беспроводной, поэтому вам потребуются некоторые технические навыки для ее настройки, но пусть это вас не останавливает. «Все это легко настроить с помощью оголенных проводов или банановых вилок. Помните, что в такой традиционной акустической системе нет беспроводных компонентов», — продолжает Forbes.

3. Система звуковой панели Nakamichi Shockwafe 9.2 Ultra eARC (~ 1700 долларов США)

Если вы не являетесь поклонником AV, вы, вероятно, впервые слышите имя Nakamichi. Не позволяйте этому помешать вам рассматривать этот бренд как одну из действительно лучших систем объемного звучания для вашего домашнего кинотеатра.

«Если вам нужна полноценная система домашнего кинотеатра, которая наполнит всю вашу комнату объемным звуком, вы обратились по адресу, — пишет The Home Cinema Guide.com. «Система Ultra поставляется с основной 45-дюймовой звуковой панелью, двумя боковыми динамиками объемного звучания, двумя задними динамиками объемного звучания и двумя беспроводными сабвуферами», — поясняется The Home Cinema Guide.com.

Вы можете подумать, что наличие более одного сабвуфера для вашей системы объемного звучания будет излишним, поскольку это может исказить звук. По данным Forbes, все наоборот. «[Этот] Nakamichi Shockwafe Pro 9.2.4, скорее всего, будет полноценным объемным звуком, который вам нужен. Он генерирует 1000 Вт пиковой мощности, которая прекрасно наполнит комнату богатым и чистым звуком», — пишет Forbes.

Системы объемного звучания Nakamichi предназначены не только для прослушивания музыки или просмотра фильмов, а технология, которую использует эта компания, обеспечивает уникальные аудио- и визуальные впечатления от дома. «В саундбаре есть порт HDMI ARC, три дополнительных порта HDMI, оптический порт, а также коаксиальный вход, поэтому вы можете легко подключить игровую консоль, телевизор, проектор или проигрыватель Blu-ray и начать работу. С пропускной способностью Dolby Vision и HDR вы получаете чистую картинку в сочетании с объемным звуком», — говорится в сообщении Lifewire.com.

4. Wharfedale DX-2 (~$500)

Wharfedale, а точнее система объемного звучания Wharfedale DX-2 5.1, представляет еще одну менее известную торговую марку, производящую одну из лучших доступных систем объемного звучания. Эта небольшая, но мощная система объемного звучания идеально подходит для небольших помещений.

«Легко отказаться от мысли о внедрении в вашем доме полного пакета объемного звука 5.1, когда у вас ограниченное пространство, но у Wharfedale есть подходящее решение», — заявляет What Hi-Fi.com.

Пусть вас не смущает размер этой системы объемного звучания. Он обеспечивает много звука, чтобы создать кинематографический опыт для вашего дома. «Эти динамики доставляют множество приятных ощущений от домашнего кинотеатра благодаря хорошо сбалансированной звуковой сцене, которая плавно распределяет эффекты по комнате. Центральный динамик отлично справляется с воспроизведением четких диалогов, а сабвуфер хорошо интегрирован и обеспечивает прочную басовую основу для всей системы», — пишет T3.com.

Если вы ищете элегантную и стильную систему объемного звучания для дома, то Wharfedale DX-2 поможет вам и в этом. «Благодаря приятному на ощупь покрытию вы можете разместить эти динамики на любой поверхности, не беспокоясь о том, что они оставят царапины. Они также выглядят намного дороже, чем есть на самом деле, с их изогнутыми углами и продуманным дизайном», — говорится в сообщении TechRadar.com.

«Но эти маленькие украшения не только функциональны, но и стильны — хромированные кольца окружают фиксированные решетки динамиков, чтобы защитить динамики, не закрывая полностью переднюю часть. А поскольку отверстий в решетке нет, каждый динамик выглядит еще изящнее», — отмечает TechRadar. com.

5. Звуковая панель Sonos ARC (~$900)

Звуковая панель Sonos ARC появилась в слишком многих списках экспертов, чтобы ее игнорировать, что делает ее очевидным выбором как одну из лучших систем объемного звучания. Система объемного звучания Sonos ARC Soundbar использует всю мощь одной звуковой панели, чтобы наполнить ваш дом кинематографическим звуком.

«Когда дело доходит до качества звука, лучшей звуковой панелью для объемного звучания из одного устройства (как есть: без сабвуфера, без тыловых динамиков), несомненно, является Sonos Arc, который позволяет вам наслаждаться эффектом полного погружения с минимальными затратами времени. суета», — восторгается T3.com.

Поскольку звуковая панель Sonos ARC представляет собой единое целое, вам не придется беспокоиться о сложной установке или спутанных проводах. Еще одна замечательная особенность этой системы объемного звучания — адаптивная технология. «Технология Trueplay позволяет саундбару адаптировать свою выходную мощность к пространству, в котором он находится, поэтому размещение его в меньшем пространстве даст вам другой результат, чем если бы динамик был размещен в большой пещерной комнате. Он также может определять, когда он был установлен, регулируя уровни низких частот, чтобы предотвратить любое воздействие», — объясняет Homes and Gardens.com.

Вам также не придется жертвовать качеством звука в пользу этой причудливой технологии. «Вы переноситесь в самое сердце действия. Эти эффекты объемного звучания умело размещены, а звук также отличается большим динамизмом и весомостью. Тонально он хорошо сбалансирован, если вы просто хотите слушать музыку, хотя он мог бы звучать чуть более прямолинейно. Но, без сомнения, это впечатляющий саундбар за свои деньги», — пишет What Hi-Fi.com.

Источники: 

  • Что Hi-Fi
  • Дома и сады
  • Т3
  • Руководство по домашнему кинотеатру
  • Спасательный трос
  • Форбс
  • Репутация аудио
  • Технический радар
  • Стереосистема по всему миру
  • Живой ETC

Примечание. Эта статья не была ни оплачена, ни спонсирована. StudyFinds не связана и не сотрудничает ни с одним из упомянутых брендов и не получает никакой компенсации за свои рекомендации.

Теги: кино, музыка, просмотр ТВ

Окружите себя звуком — Dolby

Создайте целостную среду

На звук приходится 50% впечатления от кинотеатра. Вот почему ваша звуковая система и акустика помещения так же важны, как и ваш телевизор.

Хорошее двухканальное стерео может создать голографическое пространство — но со всем звуком перед вами. Обычный 5.1- и 7.1-канальный объемный звук может более глубоко вовлечь вас в происходящее на экране. Dolby Atmos® — это новая революционная технология, которая создает захватывающий звуковой ландшафт со звуком, который можно разместить в любом месте комнаты и даже перемещать вокруг вас.

Обратите внимание, что некоторые расширенные звуковые панели поддерживают Dolby Atmos и предлагают альтернативу традиционным настройкам.


Традиционные установки объемного звучания


Типичные установки объемного звучания имеют 5. 1 или 7.1 каналов. Система 5.1 имеет левый, правый и центральный динамики впереди, а также левый и правый динамики объемного звучания.

Система 7.1 добавляет левый и правый тыловые динамики объемного звучания. «.1» в этих обозначениях относится к сабвуферу (иногда называемому низкочастотными эффектами или динамиком LFE) для самых низких частот. В нашем руководстве по настройке динамиков есть все сведения о размещении.


Настройки Dolby Atmos

Макеты Dolby Atmos параллельны традиционным настройкам объемного звука 5.1 и 7.1 и дополнены верхними динамиками. Добавление двух каналов высоты создает систему 5.1.2 или 7.1.2. Системы Dolby Atmos с четырьмя верхними каналами обозначаются 5.1.4 или 7.1.4.

Существует два основных способа добавления высотных каналов. Один из них заключается в использовании двух или четырех потолочных динамиков. Второй способ — использовать специальные динамики с поддержкой Dolby Atmos, которые можно монтировать на полу или на стойке. С точки зрения размещения они заменяют левый и правый динамики, а также левый и правый динамики объемного звучания.

Дополнительную информацию см. в руководстве по настройке динамиков Dolby Atmos.

Планирование домашнего кинотеатра

Обустройство комнаты

Ничто не заменит прослушивание динамиков, о которых вы думаете, перед покупкой. Но с чего начать?

Несмотря на то, что в продаже есть тысячи динамиков, в большинстве магазинов продается всего несколько, и сравнение бок о бок часто не так уж полезно. Во-первых, шоу-рум будет звучать совсем иначе, чем ваша домашняя зона прослушивания. Поэтому сделайте размер своей комнаты отправной точкой.

Как правило, колонки меньшего размера не будут играть достаточно громко в большой комнате, а большие напольные модели бесполезны в маленькой комнате.

Нет корреляции между размером динамика и качеством и мало между размером и ценой. Многие небольшие динамики имеют очень высокое качество и обычно имеют соответствующую цену. Маленькая комната не означает, что вам нужно жертвовать качеством.

Вот несколько советов: 

  • Рассчитайте свой бюджет перед покупкой.
  • Прочтите несколько обзоров, чтобы сузить свой выбор.
  • Отнесите в магазин свои демонстрационные материалы.
  • Выберите музыку или фильмы, которые вы хорошо знаете. Знакомство с музыкой является ключом к вынесению суждений о говорящем. Если магазин не позволяет вам проигрывать собственную музыку, покупайте где-нибудь в другом месте. И помните, никто не слышит точно так же. Доверьтесь собственным ушам.

Ознакомьтесь с руководством по динамикам Dolby Home Theater, чтобы получить полную информацию о размещении динамиков для любой конфигурации. Вы узнаете о преимуществах каждой конфигурации и роли каждого динамика.

Если вы выбираете компонентную систему, A/V-ресивер (также известный как AVR) является вашим центром управления и источником питания. Он сочетает в себе:

  • Предварительный усилитель с элементами управления аудио и видео, процессорами, входами и выходами
  • Усилитель мощности для динамиков
  • Радиотюнер для FM, иногда AM и спутниковых диапазонов

Все в вашей системе домашнего кинотеатра подключается к A/V-ресиверу. Убедитесь, что у вас есть один с несколькими входами HDMI® и достаточным количеством других входов для всех ваших источников.

Если вы играете пластинки или планируете это делать, убедитесь, что в ресивере есть фоно-вход. Если нет, вам понадобится отдельный фонокорректор (стоимость которого начинается примерно от 150 долларов), который подключается к любому вспомогательному входу.

Простой ответ: «Столько, сколько вы можете себе позволить». Ищите минимум от 50 до 80 Вт на канал.

Силы не может быть слишком много, но может быть и слишком мало. Усилители с недостаточной мощностью могут повредить динамики, особенно высокочастотные драйверы, если громкость будет слишком высокой. Проверьте номинальную мощность ваших динамиков и не опускайтесь ниже этого значения. Это хорошая идея, чтобы получить больше энергии, чем вы думаете, что вам нужно.

Подробную информацию см. в разделе «Номинальная мощность» на вкладке «Советы по покупке» на этой странице.

Почти все A/V-ресиверы теперь включают калибровку помещения, чтобы помочь вам точно настроить размещение динамиков. Он использует микрофон, который обычно входит в комплект, и автоматически генерируемые тестовые сигналы. Чем дороже приемник, тем более сложной должна быть схема калибровки.

Многие дополнительные функции могут улучшить ваш опыт и гибкость настройки. Вот несколько вариантов:

  • Соединения HDMI
  • Расширенная обработка звука, например Dolby Audio™ и Dolby Atmos.
  • Масштабирование видео для улучшения качества видео с более низким разрешением
  • Разъемы USB для ПК
  • Доки для популярных MP3-плееров
  • Возможность Wi-Fi
  • Разъемы Ethernet для прямого подключения к Интернету
  • Встроенная регулировка громкости, например Dolby Volume.

Хотя руководства пользователя для AVR могут показаться более сложными, чем сами продукты, просмотр некоторых из них перед покупкой может помочь вам сделать лучший выбор и сэкономить много времени в дальнейшем. Многие производители размещают свои руководства в Интернете.

Отдельные компоненты — в частности, усилители мощности и предусилители — являются альтернативой AVR. Преимущества включают в себя:

  • Гибкость — простота расширения, особенно для добавления каналов
  • Мощность — важно для больших помещений
  • Потенциал для повышения общей производительности

 

К недостаткам использования отдельных компонентов относятся:

  • Требуемая площадь
  • Сложность настройки
  • Расход

Эти предварительно подобранные системы имеют ряд преимуществ:

  • Более простой выбор
  • Чуть более простая установка
  • Часто отличный вариант для небольших помещений

К недостаткам относятся:

  • Качество и размер часто напрямую связаны с ценой
  • Иногда сложно обновить
  • Универсальная система подходит не для всех помещений
Саундбары

становятся все более популярной альтернативой отдельным громкоговорителям благодаря удобному дизайну. Многие модели предлагают «виртуальный объемный звук», имитирующий звук установки с несколькими динамиками, что делает саундбары отличным выбором для домашнего кинотеатра.

Преимущества и особенности:

  • Эффективное использование пространства, простота подключения
  • Значительное улучшение встроенных динамиков телевизора
  • Часто имеет автономный источник питания и может заменить AVR
  • .
  • Эффекты объемного звучания ограничены очень маленькой «зоной наилучшего восприятия» в комнате
  • Многие ведущие производители в настоящее время разрабатывают саундбары, поэтому в ближайшем будущем можно ожидать значительных достижений.

Выбирайте все свои динамики от одного производителя, чтобы они имели схожие «звуковые характеристики», которые создадут наиболее убедительные эффекты объемного звучания.

Большинство крупных производителей теперь предлагают предварительно подобранные наборы для домашнего кинотеатра, избавляя вас от необходимости искать отдельные динамики самостоятельно.

Большинство ресиверов включают Dolby Pro Logic® II (или IIx или IIz), который может генерировать объемный звук из любого стереоисточника:

  • Виниловые пластинки
  • компакт-диски
  • Видеокассеты

Эффект будет разным, но живые записи, в частности, обеспечат драматическое пространство. Если ваш ресивер поддерживает режимы «Музыка» и «Кино», используйте эти режимы для прослушивания и просмотра.

Как ни странно, музыкальные записи в формате MP3, которые великолепно звучат через наушники в дороге, вероятно, не будут так же хорошо звучать в домашнем кинотеатре, особенно при высокой громкости. Файлы MP3 сильно сжаты, теряя как высокочастотную, так и низкочастотную информацию. На высококачественной системе вы быстро почувствуете разницу по сравнению, скажем, с CD или DVD.

Приемники и усилители оцениваются в ваттах на канал. Типичная спецификация (или спецификация) для AVR составляет 100 Вт × 5, что означает, что каждый из пяти каналов может выдавать 100 Вт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *