>____________________________________________J
Формы засечек шрифтов различных стилей.
Слева — засечки старинной антиквы, справа — дидо, в середине — шрифта
типа бодони
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОПИСНЫХ И СТРОЧНЫХ БУКВ
Наиболее употребляемая пропорция между прописными и строч¬
ными буквами — 3:2, то-есть высота составляет 2/з высоты прописной.
Если, к примеру, высота прописной 18 мм, то высота строчной —
12 мм. Близки к этому и соотношения букв в текстовых типографских
шрифтах. Они создают спокойную и наиболее удобочитаемую картину
шрифта. При соотношении 2:1 получаем более светлую картину
шрифта, так как площадь чистого фона в междустрочиях увеличи¬
вается. Удлинения строчных букв выступают в этом случае более за¬
метно и оживляют картину шрифта. При соотношении 4:3 получим,
наоборот, более темный текст несколько монотонного характера. Наи¬
больший контраст в величине прописных и строчных букв наблю¬
дается в каллиграфических шрифтах, где соотношение 5:1 не является
Штрихи прописных и строчных знаков рисуются одинаковой
ширины, если прописные по высоте незначительно отличаются от
строчных; то же — при письме пером, особенно ширококонечным,
где одинаковое написание разновысотных знаков удобно и целесооб¬
разно. Если прописные знаки значительно выше строчных, то ширина
штрихов у прописных увеличивается, но не пропорционально увели¬
чению их роста, а несколько меньше, так как прописные знаки под¬
равниваются по цветности к строчным. Обыкновенно штрихи пропис¬
ных букв на Ѵч шире строчных.
Удлинения строчных букв (верхние или нижние) важны не
только для восприятия отдельной буквы, но и для чтения всего текста.
Они дают возможность быстро узнавать буквы при пословном чтении
текста, служат своего рода опорными пунктами при скачкообразном
движении глаза по строке. Шрифт, в котором удлинений мало или нет
установлено, что текст без удлинений (шрифт прописными буквами),
читается примерно на 10% труднее, чем шрифт с удлинениями (шрифт
строчными буквами). Чрезмерное количество удлинений, придающее
шрифту беспокойный и сложный характер, также снижает беглость
чтения.
Круглая, овальная и узкая буква О и соответствующая ей широкая, нормальная
и узкая буква Н. На основе этих «ключевых букв» можно составить пропорции
всех других букв алфавита
В большинстве шрифтов строчные буквы с удлинениями имеют
ту же высоту, что и прописные буквы. В этом случае пропорции вы¬
сот прописных и строчных знаков, определяют и размер удлинений.
Прописные, высота которых ниже строчных с удлинениями, рисуют
редко.
По размеру верхние и нижние удлинения строчных букв, за ма¬
лыми исключениями, обычно равны. В буквах, имеющих как верхнее,
ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ ШРИФТА
К шрифту предъявляется целый ряд требований.
1. Четкость, ясность, удобочитаемость.
2. Простота, отсутствие бесцельных штрихов.
3. Пропорциональность штрихов и элементов в буквах.
.4. Стилевое единство шрифта и других изображений (орнамента,
иллюстрации).
5. Композиционная слаженность всего построения.
6. Связь рисунка букв с орудием письма.
7. Ритмичное, свободное от всякой искусственности развитие
шрифтовой формы.
8. Индивидуальность почерка исполнителя.
9. Связь рисунка букв с содержанием текста и назначением
шрифта.
Шрифты для надписей на чертежах 59
— «12 _
Ширина. Строчные буквы, аналогично прописным буквам, под¬
о, р, q, г, s, и, ѵ, х, у, Z, имеющие ширину 1/21і, „широкие»—m и
W, имеющие ширину 2/3h, и на „узкие0—/, г, j, I, t, из которых ши¬
рина букв f и t равна 1/ЗИ, ширина букв j и I равна 2/9h и ширина
буквы г равна 1/12 b.
По своему внешнему очертанию как прописные, так и строчные
буквы латинского алфавита вписываются в п араллелограммы или в
ромбы. Буквы в основном содержат сочетание отрезков прямых ли¬
ний, скруглений и частей овалов.
Указания по выполнению надписей и конструкция каждой про¬
писной и строчной буквы в целом и составляющих ее элементов, а
также рекомендуемая последовательность и направление проведения
элементов букв приведены в таблице № 3 (см. лист № 7) и на лис¬
тах №Кг 32 и 33.
На листах №№ 34 и 35 приведены образцы прописных и строчных
Буквы латинского алфавита преимущественно употребляются для
обозначения некоторых величин, в основном при изложении формул»
в технических обозначениях для геометрических величин, как, напри¬
мер, для буквенного обозначения точек, линейных размеров, площа¬
дей, объемов, веса, для обозначения радиуса, шагов резьбы, зубча¬
тых зацеплений и т. д. (см., например, ГОСТ 3452-52).
ЛИСТ M 36
ЦИФРЫ РИМСКИЕ
Все цифры имеют одинаковую высоту (h), равную размеру шриф¬
та. Для римских цифр берут некоторые прописные буквы латинского
алфавита. Поэтому для них следует пользоваться теми данными и
указаниями, которые были изложены для букв латинского алфавита.
Конструкция каждой цифры в целом и составляющих ее элемен¬
тов, а также рекомендуемая последовательность и направление прове¬
На данном листе каждая буква и каждая цифра условно разби¬
та (расчленена) на элементы (части). Стрелками указано направление,
а цифрами при стрелках—последовательность проведения этих эле¬
ментов.
Часто встречается начертание римских цифр с горизонтальными
черточками сверху и снизу.
ЛИСТЫ ММ 37-39
АЛФАВИТ ГРЕЧЕСКИЙ
Буквы греческого алфавита делятся на две группы: прописные
и строчные.
Прописные буквы
Высота. Для каждого размера шрифта все прописные буквы
имеют одинаковую высоту (h). Эта высота (в мм) определяет размер
шрифта.
Ширина. Прописные буквы подразделяются по ширине на „нор¬
мальные»—А, Д, Д. М, имеющие ширину 2/3h, „широкие»—Ф, W,
Q, имеющие ширину 7/81і, и на „узкие» В, Г, E, Z, Н, Ѳ, I, К, N.
3, О, П, Р, 2, Т, X, из которых буква I имеет ширину l/8h, а ос¬
тальные буквы—ширину 3/5h.
Строчпые буквы
Высота. Строчные буквы имеют основную высоту 2/31і, т. е.
2/3 высоты прописных букв данного размера, что округленно соответ¬
ствует следующему меньшему размеру шрифта.
У строчных букв 5, fr, Ѳ, X, а имеются элементы — отростки над
основной частью буквы, высотой l/3h, у букв у,У], fi, р, с, ср, X име¬
ются отростки под основной частью буквы, высотой также l/3h. Пол¬
ная высота (вместе с отростками) этих букв равна h, т. е. высоте
прописных букв данного размера. У букв ß, Ç, ç, ф имеются отростки,
выступающие за строку как вверх на 1 /oli, так и вниз так же на
l/3h, т. е. их полная высота (с отростками) равняется 1г/3\і.
— 13 _
Ширина. Строчные буквы так же, как и прописные буквы,,
подразделяются по ширине на „нормальные°—а, ß, у, §, е, Ç, r¡, fr,
*. X, р., ѵ, Ç, о, чг, р, а, т, и, X, имеющие ширину 4/9h ( = l/2h), на
„широкие» — из которых буква Ѳ имеет ширину l/3h, а буква t — ширину 1/6д.
По внешнему очертанию как прописные, так и строчные букЕЫ
греческого алфавита вписываются в параллелограммы или в ромбы.
Прописные буквы преимущественно содержат сочетание отрезков пря¬
мых линий, скруглений и частично частей овалов, а строчные буквы
содержат сочетание преимущественно частей овалов, скруглений и
частично отрезков прямых линий.
Указания по выполнению надписей и конструкция каждой про¬
писной и строчной буквы в целом и составляющих ее элементов, а
ГОСТ 3454-52 допускает применение прямого (без наклона) шриф¬
та с сохранением указанных в стандарте начертаний и размеров букв
и цифр.
Встречаются случаи применения прямого шрифта в машиностро¬
ительном черчении, например, в основных надписях (угловых штампах)
На листах N°№ 43—44 и 46—47 приведены русские и грузин¬
ские шрифты, выполненные по размерам согласно ГОСТ 3454-52, и
шрифты, условно названные „узкими», в которых буквы и цифры име¬
ют меньшую ширину по сравнению с предусмотренной стандартом.
Необходимость применения более узких букв и цифр возникает
также рекомендуемая последовательность и направление проведения
элементов букв приведены в таблице № 4 (см, лист № 8) и на лис¬
тах №№ 37 и 38.
На листе № 38 каждая буква алфавита условно разбита (расч¬
ленена) на отдельные элементы (части). Стрелками указано направле¬
ние, а цифрами при стрелках — последовательность проведения этих
элементов.
На листе № 39 приведены образцы прописных и строчных букв
различных размеров.
Буквы греческого алфавита при выполнении надписей на черте¬
жах имеют сравнительно ограниченное применение. В основном поль¬
для названия завода или проектного института, для номеров черте¬
жей и т. д.
На листах №№ 40—42 приведены образцы прямых букв русско¬
го, латинского и грузинского алфавитов и цифр.
в тех случаях, когда место, отведенное для надписи, не позволяет
выполнить ее при той ширине букв (цифр), которая определяется выб¬
ранным размером шрифта. В то же время применение меньшего раз¬
мера шрифта оказывается невозможным из-за условий удобочитаемости
наносимой надписи. Поэтому, сохраняя высоту букв и цифр, они вы¬
полняются более узкими.
ЛИСТЫ ММ 40-42
ШРИФТЫ ДЛЯ НАДПИСЫВАНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ. ШРИФТЫ ПРЯМЫЕ (БЕЗ НАКЛОНА) (ПО ГОСТ 3454-52)
Алфавиты: русский, латинский, грузипскнй и цифры
ЛИСТЫ ММ 43-48
ШРИФТЫ ДЛЯ НАДПИСЫВАНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ. ШРИФТЫ „УЗКИЕ»—НАКЛОННЫЕ
Конструкции ,.узких» шрифтов. Алфавиты: русский и грузинский
строчных букв | Fonts.com
Перейти к основному содержанию
Предыдущий раздел
Следующий раздел
Примерно до 800 года нашей эры изменения в нашем алфавите происходили постепенно. Алфавит развивался без четких стадий развития буквенных форм. Это, однако, резко изменилось после того, как Карл Великий взошел на престол Священной Римской империи в 771 году. Одним из достижений его правления является каролингский минускул — предшественник наших современных строчных букв.
Названный «Отцом Европы», Карл Великий впервые со времен Римской империи объединил большую часть Западной Европы. Его правление стимулировало Каролингское Возрождение, возрождение искусства, религии и культуры под эгидой католической церкви.
Во время визита в Парму Карл Великий познакомился с Алкуином, известным ученым из Англии. Карл Великий был настолько впечатлен богатством знаний этого человека, что пригласил Алкуина взять на себя организацию системы образования в королевстве. Алкуин принял вызов и начал со стандартизации каллиграфического стиля для копирования рукописей, текстов и учебных материалов. Этот стиль письма стал известен как каролингский минускул.
Каролингские минускулы заменили курсивные формы предыдущих стилей письма, делая буквы независимыми друг от друга, а также избегая использования сложных лигатур. Соединившись вместе, объединенные каролингские минускулы внесли лишь небольшие изменения в форму. Кроме того, буквы были нарисованы более полно, чем их предшественники. Эти черты дизайна сделали каролингские минускулы легко адаптируемыми к подвижному шрифту, когда Гутенберг изобрел типографику.
В 15-м и 16-м веках первые дизайнеры латинских шрифтов использовали каролингские минускулы в качестве моделей для «строчных» букв. Это продолжалось до 21-го числа без дальнейшего развития.
Король Карл ВеликийКаролингские минускулы
Типограф, использующий «прописные» и «строчные» шрифты.
До середины 19 века текстовый шрифт отливался из металла и набирался вручную по одной букве за раз. Это включало так много шрифтов, что были разработаны отдельные «футляры» (неглубокие лотки с отделениями для каждой буквы) для размещения шрифтов. Маленькие буквы, которые употреблялись гораздо чаще, чем заглавные, для удобства располагались ниже и ближе к наборщику: отсюда и название этих букв «строчные». И наоборот, заглавные буквы помещались в верхний регистр, поэтому их часто называют «заглавными».
Загрузить статью о строчных буквах
- Аллан Хейли — директор отдела слов и букв компании Monotype Imaging. Здесь он отвечает за стратегическое планирование и творческую реализацию практически всего, что связано с дизайном шрифтов. Он также отвечает за редакционный контент для библиотек шрифтов и веб-сайтов компании.
- До работы в Monotype г-н Хейли был директором консалтинговой фирмы Resolution, специализирующейся на шрифтах, технологиях шрифтов, типах и типографских коммуникациях. Он также был исполнительным вице-президентом International Typeface Corporation.
- Г-н Хейли по должности является председателем правления Общества любителей типографики и бывшим президентом Нью-Йоркского клуба шрифтовиков. Его высоко ценят как педагога, и его часто приглашают выступать на национальных компьютерных конференциях и конференциях по дизайну.
- Г-н Хейли также является плодовитым писателем, на его счету пять книг по шрифтам и графическим коммуникациям и сотни статей для публикаций по графическому дизайну.
Предыдущий раздел
Следующий раздел