Виды трезвучий. Четыре вида трезвучий и построение их на гитаре
Содержание статьи
- 1 Виды трезвучий. Общая информация
- 2 Четыре вида трезвучий
- 2.1 Мажорные
- 2.2 Минорные
- 2.3 Увеличенные
- 2.4 Уменьшенные
- 3 Как построить трезвучие от ноты по шагам
- 3.1 Шаг 1
- 3.2 Шаг 2
- 4 Как различить трезвучия между собой
- 5 Обращения трезвучий
- 6 Как использовать трезвучия
Трезвучиями называются аккорды из трех нот, выстроенных по терциям. Понимание того, как они строятся и берутся – важный шаг в изучении музыкальной теории и сольфеджио. В данной статье мы подробно расскажем, какие виды трезвучий существуют, как отличить их друг от друга и как их брать.
Четыре вида трезвучий
Всего разделяют четыре типа трезвучий, каждый из которых выстраивается по определенным правилам. В основе каждого из аккордов лежит терция, над которой надстраивается еще одна. Именно первая придает трезвучию характерный звук и настроение, а вторая дополняет и усиливает его. Добавляя к трезвучию дополнительные ступени, вы будете получать более широкие аккорды, которые меняют свои краски и задают немного иной тон настроения.
Мажорные
Мажорное трезвучие соответствует мажорным аккордам, и выстраивается по схеме «Тоника – большая терция – малая терция». По характеру трезвучие получается возвышенным, торжественным, стремящимся вверх. На письме они обозначаются буквой тоники, от которых были взяты.
Минорные
Соответствуют минорным аккордам. Минорные трезвучия выстраиваются как «Тоника – малая терция – большая терция». Характер – мягкое, тревожное, драматичное звучание. В буквенном обозначении к тонике добавляется m, например, Am – Ля минор. а
Увеличенные
Как можно понять из названия, увеличенные трезвучия содержат в себе две большие терции, построенные друг за другом. По своему звуку это диссонанс, имеющий напряженное, неустойчивое звучание, привлекающее внимание. На письме обозначается припиской aug.
Уменьшенные
Обратные увеличенным, этот вид трезвучий содержит две малые терции. Это точно так же диссонирующий аккорд, который имеет менее напряженное, но более минорное звучание. На письме такие трезвучия обозначаются припиской dim (подробнее в статье про dim аккорды).
Как построить трезвучие от ноты по шагам
Чтобы построить любое трезвучие, выберите любую ноту из гаммы, в которой вы играете. После этого вам нужно построить от нее интервал, который находится в той же октаве, что и ваша первая нота. Кроме того, можно взять терцию через октаву – это изменит характер звучания.
Шаг 1
Если это мажорное или увеличенное трезвучие, то первая терция будет большой – отсчитайте от ноты четыре полутона и зажмите нужную ноту на другой струне. Например, если вы выбрали ноту C, то через четыре полутона от нее лежит нота E.
Если вам требуется минорное или уменьшенное — то отсчитайте три полутона. Например, для ноты C это будет D# (E♭).
Шаг 2
Следующий шаг – достроить вторую терцию от второй ноты.
Если это мажорный или увеличенный аккорд – то отсчитайте от второй ноты три полутона. В случае с аккордом До, этой нотой будет G. То есть, аккорд До-мажор состоит из нот C E G.
Если вы строите минорный или уменьшенный аккорд, то вам нужно найти большую терцию – отсчитайте четыре полутона. В случае с Cm, это будет G. То есть, аккорд до-минор состоит из нот C D# G.
Кроме этого, вы можете выстроить ту же последовательность нот на одной струне и сыграть каждую отдельно – тогда получится арпеджио, которое можно использовать, например, в солирующих партиях.
Как различить трезвучия между собой
Теперь, когда мы разобрались в основных видах трезвучий, нужно разобраться, как различить их между собой на слух. Здесь может помочь только запоминание того, как они звучат, и постоянная тренировка. Однако вы можете упростить себе этот процесс, запомнив их основные признаки:
- Мажорные и минорные трезвучия всегда звучат ровно, без ощущения «не той ноты» — поскольку они консонансные. Уменьшенные и увеличенные же, наоборот, ощущаются, как аккорд, в котором «что-то не так», какая то нота не сочетается со всеми остальными.
- По этой же причине мажорные и минорные трезвучия отдельно от гармонии звучат завершенно, их никуда не тяготит. Уменьшенные и увеличенные же, наоборот, как будто бы тянутся к другим аккордам, оставляют после себя ощущение незаконченности и напряженности.
- Минор звучит более печально, мажор – более торжественно. Уменьшенные и увеличенные трезвучия усиливают это ощущение – в зависимости от того, какая из терций лежит в их основе.
В целом, обучение слышать основные виды трезвучий ничем не отличается от обучения слышать интервалы – только теперь одновременно звучащих нот будет три. Записывайте интересующие вас аккорды на диктофон или создавайте их в секвенсоре, внимательно слушайте и запоминайте настроение и интонацию, с которой они звучат. Это потребует определенной практики, но спустя какое-то время этот навык разовьется, и все будет получаться очень быстро.
Обращения трезвучий
Все четыре вида трезвучий можно обратить, если их основные интервалы от тоники перенести на октаву вверх. Таким образом, можно получить секстаккорды. Обращение трезвучия происходит следующим образом:
- Тонику переносим на октаву вверх. Например, в мажорном аккорде C – E – G это даст такой порядок звуков – E – G – C – а это уже секстаккорд E6, который как раз и получается от обращения ключевого интервала в трезвучии.
- Если пойти дальше, и обратить звук E – то есть, взять его через октаву, то мы получим G – C – E – квартсекстаккорд E6/4.
Внутри любого трезвучия обращаются только два первых звука, потому что если обратить последний, то мы получим тот же самый аккорд, но на октаву выше.
Как использовать трезвучия
Из трезвучий состоит большая часть современной и академической музыки. Они используются для создания гармонии и текстуры композиции, а также нужного настроения. Если вы хотите написать песню – то в первую очередь будете пользоваться обычными аккордами, прежде чем переходить к усложнению и задавать добавочные ступени.
Очень часто трезвучия раскладывают на голоса – когда отдельные инструменты играют отдельную ступень, либо дают дополнительные октавы друг к другу – это прием очень часто используется в оркестровой музыке. За счет этого получаются консонансные, но очень широкие и яркие аккорды, звучащие несколько по-другому. То же самое можно делать с голосами – когда вокалист и его партия поет мелодию, бэк-вокалы поют то же самое, но на разных ступенях.
Экспериментируя с трезвучиями и способом их воспроизведения, вы сможете значительно расширить свой композиционный и музыкальный арсенал, и сделать свою музыку интересной и запоминающейся.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?
Итак, сегодня мы будем разбираться, как построить трезвучие на нотной бумаге или за инструментом. Но для начала, немножко повторим, что такое есть это самое трезвучие в музыке? С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».
В любом учебнике сольфеджио или гармонии объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.
Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступенькам («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). Так что прошу это запомнить!
Как построить трезвучие на фортепиано?
Человеку, который занимается музыкой профессионально, не составит труда построить трезвучие в считанные доли секунд. Но нельзя забывать, что есть музыканты-любители или те, кому просто лень читать бесконечные тексты о музыкальной теории. Поэтому включаем логику: «тре» – три, «звучие» – звук, звучание. Дальше надо выстроить звуки по терциям. Ничего страшного, если поначалу это слово наводит страх, и, кажется, что ничего не получится.
Рассмотрим вариант построения на фортепиано на белых клавишах (черные клавиши пока не замечаем). Нажимаем любую белую клавишу, затем отсчитываем от неё «один-два-три» вверх или вниз, – и, таким образом, находи вторую ноту этого аккорда из трёх, и от любой из этих двух точно так же находим третью ноту (считаем – раз, два, три и всё). Смотрите, как это будет выглядеть на клавиатуре:
Видите, мы отметили (то есть нажали) три белые клавиши, они располагаются через одну. Легко запомнить, правда? Легко сыграть от любой ноты и легко сразу увидеть на клавиатуре – три ноты через одну клавишу одна от другой! Если посчитать эти клавиши по порядку, то окажется, что каждая более высокая или более низкая нота являются третьей по своему порядковому номеру по отношению к соседней – это есть принцип расположения по терциям. А всего этот аккорд охватывает пять клавиш, из которых мы нажали 1-ю, 3-ю и 5-ю. Вот так!
На данном этапе неважно звучание аккорда, главное, что вам удалось преодолеть трудность, и вопроса, как построить трезвучие, возникать больше не будет. Вы его уже построили! Другое дело, что за трезвучие у вас получилось – ведь они разные бывают (их четыре вида).
Как построить трезвучие в нотной тетрадке?
Строить трезвучия, сразу записывая их нотами, не сложнее, чем на фортепиано. Тут вообще всё до смешного просто – нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:
Это и есть трезвучие! Представляете? Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот. Нот в каждом «снеговике» – три и они как расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом. Точно также – легко запомнить, легко построить и легко узнать, если увидите нечто подобное в нотах. Плюс к тому же, уже и знаете, как это играется – три ноты через одну клавишу.
Какие бывают трезвучия? Виды трезвучий
Хочешь, не хочешь, а здесь надо прибегнуть к музыкальной терминологии. Кто не разбирается, необходимо будет почитать специальную литературу, и попытаться усвоить азы. Начать можно даже хотя бы с учебника по нотной грамоте, который бесплатно отдаётся каждому желающему в подарок от нашего сайта – достаточно оставить свои данные в формочке наверху страницы, и мы сами пришлём вам этот подарок!
Итак, виды трезвучий – разберёмся и с этим! Трезвучия бывают четырех типов: большое, малое, увеличенное и уменьшённое. Большое трезвучие нередко называют мажорным трезвучием, ну а малое, соответственно, минорным. Кстати, эти мажорные и минорные трезвучия в виде подсказок для фортепиано у нас собраны в одном месте – это здесь. Посмотрите, вдруг пригодится.
Эти четыре вида различаются, конечно же, не только лишь одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия. Терции бывают большими и малыми. Нет-нет, и в большой терции и в малой равное количество ступеней – три штучки. Различаются они не количеством охватываемых ступенек, а количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы. Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш, которые раннее мы договорились не принимать во внимание).
Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда. Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона. Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.
Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона, чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).
Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий. В большом или мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая. В малом или минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая. В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом, легко догадаться, – обе малые.
Ну вот, собственно, и всё! Вы теперь, наверное, лучше меня знаете, как построить трезвучие. Скорость постройки будет зависеть от вашей тренировки. Опытные музыканты – даже по этому поводу не парятся, они представляют любое трезвучие мгновенно, начинающие музыканты – иногда чего-то химичат, но это нормально! Удачи всем!
Автор – Шайдуллина Оксана.
Шкала сольфеджио — Полное руководство
Древняя гамма сольфеджио представляет собой серию из шести восходящих нот, которые исполнялись григорианскими монахами, чтобы принести духовное благословение и гармонию . Доктор Джозеф Пулео заново открыл шкалу в 1974 году, используя пифагорейский метод сокращения чисел. С тех пор шкала сольфеджио является предметом научных исследований и инструментом для улучшения психического, эмоционального и физического здоровья.
Оригинальная гамма сольфеджио была разработана Гвидо д’Ареццо, монахом-бенедиктинцем и теоретиком музыки. Слоги сольфа или шкала сольфеджио — это инструмент, который певцы используют для более легкого изучения песнопений и песен. Сегодня мы знаем гамму сольфеджио как семь восходящих нот, соответствующих слогам До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ла-Ти. Первоначальная гамма состояла из шести восходящих нот, соответствующих слогам Ут-Ре-Ми-Фа-Соль-Ла. Слоги для гаммы были взяты из гимна Иоанну Крестителю Ut Queant Laxis.
Некоторые считают, что слоги были получены из более старой арабской системы слияния или из индийских текстов, таких как Упанишады. Мы также находим формы сольфеджио в Китае, Японии и других странах. Что касается мнений, то дело в том, что термин сольфеджио используется с древних времен.
Точные частоты оригинальной гаммы сольфеджио не были известны, так как на протяжении всей истории использовались разные настройки. Стандарт настройки за последние 200 лет сильно отличается от практики настройки, которая использовалась с древности примерно до 16 века. Эти древние методы настройки использовали систему настройки, известную как просто интонация.
Гамма сольфеджио и только интонация
Гамма сольфеджио была основана только на интонации, системе настройки, которая регулирует частоту высоты тона так, чтобы они лучше всего гармонировали друг с другом. Пифагорейская гамма является основой именно интонации, которая в настоящее время считается более «естественной» по звучанию, чем темперированная настройка, потому что она ближе к тому, как мы слышим музыку. Соотношение между двумя нотами в гармоническом ряду всегда два к одному; октава выше другой ноты имеет удвоенную частоту.
Справедливая интонация использовалась, по крайней мере, со Средневековья и до сих пор используется в некоторых народных традициях, таких как турецкая народная музыка и восточноевропейская еврейская музыка. Однако равноправный темперамент доминирует в современной западной культуре. Он предлагает большую гармоническую гибкость, чем просто интонация, хотя звучит грубо, беспокойно и поверхностно.
Сегодня можно создавать инструменты только с интонацией, такие как современная электрогитара или даже индийские ситары. Причина, по которой мы больше не слышим все это, больше связана с тем, насколько легко мы можем перемещаться на наших инструментах и играть во всех тональностях, не перенастраивая инструмент каждый раз. К сожалению, именно интонация обладает глубиной и стабильностью.
Вот почему древняя гамма сольфеджио была такой уникальной. Он обладал всеми особыми качествами простых интервалов, такими как ясность, чистота и гладкость.
Ноты гаммы сольфеджио
Гамма сольфеджио состоит из шести слогов (Ut-Re-Mi-Fa-Sol-La), которые соответствуют нотам G, G#, C, D#/E, F# и G#/ А. Доктор Джозеф Пулео расшифровал частоты нот и назвал их частотами сольфеджио. Частоты: 396 Гц, 417 Гц, 528 Гц, 639 Гц, 741 Гц и 852 Гц. Позднее к гамме сольфеджио были добавлены три дополнительные частоты: 174 Гц, 258 Гц и 963 Гц.
В приведенной ниже таблице показана полная шкала со слогами, нотами и соответствующими частотами.
Syllable | Note | Frequency |
---|---|---|
– | F3 | 174 Hz |
– | C4 | 258 Hz |
Ut | G4 | 396 Hz |
Re | G#4 | 417 Гц |
Mi | C5 | 528 Hz |
Fa | D#5 | 639 Hz |
Sol | F#5 | 741 Hz |
La | G#5 | 852 Hz |
– | B5 | 963 Гц |
Чтобы играть на всех этих частотах одновременно, потребуется специально разработанный инструмент. Самое близкое, что вы можете получить в полной мере, это использовать электронную клавиатуру или синтезатор. Вы не получите все частоты точно, но вы, по крайней мере, получите ноту C5 на 528 Гц.
Поскольку современные инструменты не настроены на эти частоты, возникает вопрос: «Как играть гамму сольфеджио?» Давайте посмотрим поближе.
Как играть гамму сольфеджио
Чтобы сыграть полную гамму, вам нужно настроить каждую ноту отдельно. Это трудоемкий процесс, требующий высокой степени точности и настройки звуков с точностью до 1 цента. В живом исполнении это невозможно, а требует точной работы с отдельными источниками звука и их обработки специальными инструментами.
По этой причине 99,95% так называемых «видео сольфеджио», доступных на YouTube и других сайтах, не настроены на гамму сольфеджио. Очень жаль, что даже самые популярные видео с миллионами просмотров не настроены на гамму сольфеджио или содержат частоты сольфеджио. То же самое верно и для популярных приложений для медитации.
Еще один способ исполнения сольфеджио — использование инструментов, воспроизводящих отдельные частоты. Самыми популярными музыкальными инструментами являются камертоны для сольфеджио. При выборе камертонов следует обращать внимание на качество и чистоту издаваемого звука. В нашем магазине вы можете найти наборы камертонов высокого качества.
Намерение, стоящее за слогами
Важно понимать, что звуковые частоты очень сильны, а намерение очень сильно. Когда есть единство между определенными частотами и определенными намерениями, они создают живую настройку с высшим разумом, которая приводит тело, разум и дух в уравновешенный резонанс. Баланс – залог благополучия.
В приведенной ниже таблице показано значение слогов сольфеджио в соответствии с их латинскими определениями.
слог | Намерение | |
---|---|---|
UT | Подготовительный тон для подготовки тела, души и духа для получения намека на следующие пяти. Re | тон для начала резонанса с Божественным (звуки или баланс частот) |
Mi | тон для начала замечательных и экстраординарных изменений (чудес) | |
FA | Тон для поиска ограничений, наложенных на США (Славы на Mindsets) | |
Sol | TON | тон, чтобы открыть голосовые связки (отпустить губы) |
Если вы сосредоточитесь на намерении тонов, вы сможете более эффективно работать с частотами. Например, вы можете использовать камертоны, созданные именно для этих частот, чтобы сбалансировать свое тело и разум. Вы также можете комбинировать камертоны с другими уравновешивающими терапиями, такими как Рейки, акупрессура, массаж и другие.
Наконец, вы можете слушать музыку сольфеджио и отдельные частоты, чтобы создать мощный резонанс внутри себя, глубоко расслабить разум и тело и изменить свою жизнь.
Попробуйте музыку сольфеджио сейчас
Расскажите другим
Если у вас есть друзья или родственники, которым может быть интересна эта информация, распространяйте любовь и делитесь ею с ними!
[kadence_simple_share]
Подробнее
- Частоты сольфеджио – наука и преимущества
- Как использовать частоты сольфеджио
- 528 Гц Музыка – наука и польза
- Камеры сольфеджио
Что такое сольфеджио? — Репетитор по теории музыки
Пытались ли вы когда-нибудь спеть мелодию, для которой вы не знали слов или в которой не было слов? Вероятно, вы использовали слог вроде «ла», «да» или «ма» для каждого шага; мы называем эти «нейтральные слоги», и хотя они могут быть полезны, они также могут затруднить правильное исполнение мелодий. Многие музыканты используют систему под названием «сольфеджио», чтобы немного облегчить задачу пения и понимания мелодических линий. Сольфеджио используется в консерваториях и школах по всему миру, чтобы научить студентов-музыкантов эффективно петь и слышать.
Сольфеджио , также называемая « сольфеджио » или « сольфеджио », представляет собой систему, в которой каждой ноте гаммы присваивается свой уникальный слог, который используется для пения этой ноты каждый раз, когда она появляется. В мажорной или минорной гамме (наиболее распространенные гаммы в западной классической музыке) семь нот, поэтому в системе сольфеджио семь основных слогов:
Давайте рассмотрим сольфеджио на практике. Гамма до мажор, например, состоит из этих семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля и си (часто продолжаясь до до на октаву выше первой). Если бы мы пели эту мажорную гамму в сольфеджио, то C всегда пелась бы как 9.0244 do, the D всегда будет петься как re, и так далее. В сольфеджио вся гамма выглядит так:
C D E F G B до ре ми фа соль ля ти
В других октавах – например, на октаву выше или ниже – слоги сольфеджио остаются прежними. Это означает, что любое до, которое мы поем, всегда поется на слог до — то же самое касается других нот и их слогов. Вот и все!
Существует два вида систем сольфеджио: «фиксированные до » и «подвижные до ». В подвижной системе от до нота, которой соответствует слог до , является основной нотой или «тоникой» тональности и гаммы, в которых мы находимся. Например, если бы мы были в ре мажоре ( вместо до мажор, как раньше), D будет петься как do, с E поется как re, F# поется как mi, и так далее. Эта система наиболее распространена в США и Канаде, хотя ее можно найти и в оранжереях других стран.
Наиболее распространен в Европе и Азии «фиксированный do. ” В фиксированных системах от до с каждой нотой постоянно связан слог сольфеджио, независимо от тональности или гаммы. Сольфеджио каждой ноты взято из гаммы до мажор, поэтому они поются с использованием слогов в гамме, показанной выше. Неважно, в какой тональности звучит мелодия: фа мажор, си минор или любая другая; C всегда поется как