Разное

Рисунок тоновой: Основы рисунка — А. Ф. Шембель

Основы рисунка — А. Ф. Шембель

Тоновой рисунок

Рисуя с натуры какой-либо предмет, вы одновременно решаете несколько задач, одна из которых — передача в изображении светотени.

Чтобы видеть рисуемый предмет, он должен быть освещен естественно (дневной свет) или искусственно (электрический свет). Физическое явление распределения света, благодаря которому наше зрение различает окружающую реальность, в изобразительной практике называют светотенью.

Восприятие различных форм становится возможным потому, что в глаз попадают отраженные световые лучи. Такой излученный свет позволяет зрительно воспринимать какой-либо объект.

Освещенные предметы, расположенные в пространстве, различаются нами как объемные. Объемная форма предмета в соответствии с его конструктивным строением определяется игрой света и тени. Особенность здесь в том, что форма предмета складывается из различно расположенных поверхностей, находящихся под разными углами к лучам света, из-за чего освещенность этого предмета оказывается неравномерной: на участки, находящиеся перпендикулярно к лучам, свет попадает полностью, на другие распределяется Слабее в зависимости от положения их под определенным углом — как бы «скользит», а на иные совсем не попадает.

Для рисовальщика имеет значение также степень освещенности поверхности предмета, которая зависит от силы источника и от расстояния до него. На восприятие освещенности рисуемого предмета влияет также расстояние между ним и рисующим. Это связано со световоздушной средой, образующей «дымку» (из мельчайших частиц пыли, капелек влаги и других веществ, находящихся во взвешенном состоянии), которая растворяет резкие очертания границ света и тени, притемняет освещенные участки и высветляет глубокие тени.

Итак, излучение света даст световой поток, который распространяется в одном направлении, достигает предмета и выявляет светлоту поверхности его. В зависимости от яркости световых лучей светлота предмета становится контрастной. Под словом «светлота» следует понимать светоотражательную способность поверхности предмета. Вы знаете; что все, что мы видим и различаем, связано с физической природой света, способного давать благодаря отражательной способности материальных тел определенные сигналы нашему глазу, который реагирует на них замечательным свойством — цветоощущением. Само собой разумеется, что светлота определяется прежде всего особенностью поверхности предмета в отражении света. Белый, желтый, голубой цвета отражают больше света, чем черный, синий и коричневый.

Поэтому следует более подробно рассказать о светотени. Лучше всего, пожалуй, подробная характеристика всех градаций светотени возможна на примере шарообразной поверхности.

Форма шара замечательна тем, что она равномерна со всех сторон, не искажена в связи с особенностями перспективных изменений предмета и дает полное понятие о закономерностях светотени. Находясь в пространстве, шар в любом положении одинаково освещен одним источником света и затенен с противоположной стороны. Значит, лучи света падают на это геометрическое тело, по-разному освещая ровно половину его сферической поверхности. Почему по-разному? — можете спросить вы. Ведь если половина освещена, стало быть, освещенность всюду здесь одинакова. В том-то и дело, что неодинакова. Только неумелый рисовальщик может представить себе одинаковую по тону освещенную поверхность, и даже если увидит, что это не так, тем не менее сохранит свое убеждение. Не потому ли в рисунках шара у людей, незнакомых с понятием светотени, половина изображения оставлена нетронутой карандашом, а вторая затушевана равномерно.

Давайте разберемся в закономерности распределения света на поверхности шара. Пусть гипсовая модель шара находится на светло-серой плоскости на расстоянии одной своей величины от белой матовой стены и освещена искусственным светом, льющимся с левой стороны сверху под углом 45°. Не составит особого труда подумать правильно о том, что под этим углом освещена модель и что самый яркий свет на поверхности геометрического тела сконцентрируется на участке, который перпендикулярен направлению лучей от источника. Как видите, речь идет о прямом попадании световых лучей на поверхность и, следовательно, о прямом угле поверхности и луча, упавшего на нее. Часть световых лучей попадает на поверхность шара из-за строения ее под все более острыми углами, и чем острее угол, тем меньше света попадает на сферу. Выходит, что кривая поверхность с уменьшением света должна постепенно уходить в тень.

Наконец, в распределении лучей по сфере наступает момент, когда кривая поверхность уходит за пределы досягаемости света и погружается в тень.

Наиболее ярко освещенное пятно на поверхности шара носит название блика, который очень хорошо заметен на какой-либо блестящей поверхности, например на стекле. Вокруг блика видна легкая полутень, доказывающая правила распределения света по шаровой поверхности. Художники называют ее полутоном. Полутон первой полоски вокруг блика незаметно по своему внешнему краю переходит в следующий, тот также незаметно сливается с теперь уже третьим и т.д. Все эти незаметные для глаза переходы сливаются друг с другом благодаря сферической поверхности тела, пока последний из них столь же плавно не уходит своим краем в тень. Каждый новый полутон чуть темнее предыдущего.

Тень — это часть предмета, которая получила свое название ввиду отсутствия света, оказавшись за пределами его распространения. Но и все, что находится в тени, тоже подчиняется своим законам, подвергаясь воздействию окружающей среды. Вы помните, что ставилось условие, по которому шар должен отстоять от белой стены на расстоянии одной своей величины. Употреблено слово «белая» по отношению к стене, и это неспроста. Вы начинаете догадываться, что стена освещена тем же источником, и поэтому, отражая свет, должна внести теперь уже свою поправку в светотеневые отношения внутри пространственной среды. Отраженный от стены свет под углом 45°, но теперь уже с правой стороны, попадает на тень, и хотя он значительно слабее прямого, тем не менее его воздействие существенно влияет на плавное высветление тени. На поверхности шара, находящейся в тени, благодаря отраженному от стены свету образуется явление, названное рефлексом. В той части шара, которая связана с поверхностью стола, виден рефлекс от этой поверхности.

Тень на шаре называется собственной тенью. На стол от шара в строгом соответствии с направлением светового потока от источника легла еще одна тень, которая именуется падающей тенью.

Закономерности распределения света на поверхности и вокруг видимого предмета должен хорошо знать каждый рисующий.

Далее необходимо выяснить, почему рисунок, выполненный с соблюдением светотеневых градаций, называется тоновым рисунком.

Окружающую действительность со всеми ее явлениями, формами и объемами человек воспринимает зрительно. В зрительном восприятии главную роль играет его способность видеть мир цветным. Не будь у нашего первобытного предка этой врожденной способности, кто знает, существовало бы человечество как таковое. Различение оттенков цвета помогло людям тех далеких веков буквально выжить в борьбе с суровыми и беспощадными силами природы. Смогли бы они сохраниться, если бы мир вокруг них был абсолютно бесцветен, что называется серый или черно-белый?

Но почему тогда, — можете с полным правом спросить вы, — черно-белые грамотные рисунки так правдивы и привлекательны? С ответом на этот вопрос повременим, но здесь вплотную подойдем к понятию, с которым нам придется связывать выполнение изображений с учетом требований правдивости, тона.

Прежде чем определить это понятие, обратимся к окружающей действительности и назовем некоторые примеры, имеющие отношение к изобразительной деятельности.

Замечательные русские пейзажисты Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин и Федор Александрович Васильев в своем творчестве исполнили помногу законченных карандашных рисунков природы. Каждый рисунок не только поражает великолепным мастерством исполнения, но и имеет еще целый ряд достоинств, к которым относятся правильно взятые светотеневые отношения. В самом деле, как можно добиться различий в тоне кроны дерева и травы, переднего и дальнего планов, кустарника и сорных растений? Мастера добивались такого различия с блеском, и черно-белый карандаш в их руках давал такие тональные эффекты, которые впору сравнить с живописными.

Простым графитным карандашом можно передать блеск воды и с стекла, бархатную и атласную ткань, кору дерева и нежнейшую форму лепестка розы. И дело здесь в тоне, и только в нем.

Слово «тон» (от греч. tonos — напряжение) означает общий светотеневой строй изображения (в живописи этому понятию соответствует цветовой строй произведения).

Итак, тоном называют светотеневой строй изображения. Следовательно, перед художником, выполняющим длительный творческий рисунок пейзажа или бытовой сценки, стоит задача передать в своем произведении тональные отношения между всеми элементами изображении, чтобы рисунок производил на зрителя впечатление не только глубоким жизненным содержанием, но и выразительностью формы.

Вам уже известно, что наибелейшая бумага значительно темнее подлинного блика на глянцевой поверхности, а самый мягкий рисовальный материал, не говоря уже о графитном карандаше, дающий наиболее черное пятно на бумаге, все равно во много раз светлее природного черного пространства. Поэтому нужно всегда помнить, что правдивости в светотональном (тоновом) рисунке можно добиться только при достижении пропорциональных натуре светотеневых отношениях.

Для предварительного знакомства с решением задач тонового рисунка обратимся к анализу натюрморта, составленного в нашем воображении из трех предметов. Пусть это будут стеклянная банка с вишневым вареньем, светло-желтое яблоко и белая скатерть. В вашей памяти всплывают все эти предметы и сразу целиком, и поодиночке. Блестящая банка, наполненная темным вареньем с изобилием ягод, выглядит влажно-черной, а яблоко — темнее скатерти, несмотря на свой светлый оттенок.

Натюрморт освещен дневным светом, и все его контрастные особенности видны как нельзя лучше. На банке отчетливо прочитываются все рефлексы, а яблоко, находящееся впереди сосуда с вареньем, даже в тени резко контрастирует с частью темного силуэта. Белоснежная скатерть красиво подчеркивает объемные формы плода и банки. Конечно, такой натюрморт по праву претендует на живописное решение, так как цветовые достоинства его налицо.

Можно ли нарисовать этот натюрморт, сохранив в изображении первое впечатление от этой свежести и сумев подчинить резкие контрасты между всеми предметами общему тоновому состоянию натуры. Конечно, можно нарисовать такой натюрморт, если обладать необходимыми знаниями и навыками изобразительной деятельности на основе целостного видения натуры.

В процессе графического изображения совершенно бессмысленно пытаться передать абсолютные отношения светлот натуры. Вы уже знаете, почему это невозможно. Нужно только придерживаться пропорциональных отношений яркостей.

Все разнообразные тональные отношения можно передать скромными средствами рисунка.

С чего же начинать? С установления так называемого тонального масштаба — отношения между просто белой бумагой и самым густым слоем графитного вещества, нанесенного на ее поверхность. Между этими двумя крайностями находятся в соответствующих отношениях от светлого к темному все остальные градации тона.

Итак, в представленном натюрморте все освещенные и теневые места предметов отличаются большим разнообразием различных тональностей, которые выявляют простым графитным карандашом. Поэтому при работе над любым учебным заданием обязательно установите тональный масштаб. Его можно изобразить в виде полоски из нескольких (по числу основных пятен света и тени, наблюдаемых в натуре) прямоугольников, заштрихованных для передачи всей гаммы оттенков в правильном соподчинении. Это очень поможет в работе, даст отличную возможность «прочувствовать» градации и придаст уверенность.

Очень важно практиковаться в развитии умения тонко различать градации светлот в натурных постановках. Через какое-то время вы начнете улавливать в натуре даже небольшие тональные различия.

Но вернемся к воображаемому натюрморту. Вы установили тональный масштаб и оказалось, что на натуре видны девять основных пятен света и тени. Это блики на стеклянной банке и яблоке, общие пятна скатерти и фона, а также яблока, два теневых пятна теней от банки и яблока, общее пятно банки с содержимым на свету и общее — в собственной тени сосуда.

В моделировке изображения тоном вам необходимо было бы соблюдать пропорциональную зависимость между светосилой некоторых пятен натуры и соответствующих им мест в рисунке. При этом вам ни в коем случае нельзя увлекаться проработкой какой-то отдельной части изображения, а только все время работать отношениями, постоянно сравнивая рисунок с натурой. Проработка отдельного места в рисунке без связи с другими чревата осложнениями, связанными с нарушением целостности изображения. Делая такую проработку, вы начинаете сравнивать отдельный кусок с тем же в натуре и, естественно, уходите от сознательного уменьшения яркости или густоты тени в рисунке.

Все подробности в натуре никогда не следует передавать в рисунке. Это и невозможно. В натуре все подробности связаны с общим, подчиняются ему, а в рисунке вряд ли возможно все это увязать с общим. Таким образом, тоновой рисунок требует развитого чувства формы, конструкции, умелого штудирования формы светотенью и окончательного обобщения, чтобы изображение выглядело собранным и цельным, и, что самое главное, в нем должны быть переданы пропорциональные натуре отношения в тоне.

<<<�предыдущая вверх следующая>>>

ТОН и тоновые взаимоотношения в работе Тема 12

  • маркировка
  • тюбики
  • рефлексы
  • эффекты
  • светотень
  • цвет тени
  • тень
  • приемы
  • техники
  • кисти
  • тон
  • бумага
  • темы
  • акварель
  • референсы
  • акварельная бумага
  • цвет
  • перспектива
  • watercolor
  • краски
  • построение
  • городской пейзаж
  • линейная перспектива
  • воздушная перспектива

апреля 20, 2017

ТОН и тоновые взаимоотношения в работе

Доброго четверга!

Сегодня у нас такая простая и такая сложная тема-Тон. Сразу скажу, что данная статья является моим собственным анализом и в некоторых моментах субъективна, но я постаралась как можно понятнее на простых вещах обьяснить то,что не всегда бывает очевидным

 

Итак, тон.

Большинству, я уверена, точно известно, что тон-это та самая важная градация от светлого к тёмному.

 

Представьте, если мир стал черно-белым или мы смотрим черно-белое кино-это лучший пример взаимосвязи тона, когда цвет полностью отсутствует. Но как же учитывать их вместе и тон и цвет, особенно при рисовании?

Об этом мы сегодня и поговорим

 

В центре моего фото как раз лежит градация тонов от тёмного к светлому и под ней плавная градация уже фиолетовым цветом. Этот спектр темно-светлого, может быть как больше, так и меньше.

Как правило, в графических работах он шире, так как там тон является основным выразительным средством. В живописных же работах такая градация также не мала, но может условно сужаться и до трёх основных позиций —самый светлый, самый тёмный и средний тон(объект) ,потому что там вступает в игру красочный слой.

 

О выборе тона для объектов мы говорили в Теме 5, если не помните, советую перечитать самый конец статьи. В акварели тон меняется в зависимости от прозрачности краски, то есть,если больше воды,краска прозрачнее-тон светлый, меньше -тон темнее. В других техниках эта зависимость иная. Я считаю тон и тоновые взаимосвязи объектов на картине-самым важным в работе(думаю те,кто меня читают постоянно это знают,в том числе и потому, что я уделяю одну из первостепенных ролей-рисунку).

 

В целом, если брать один объект, например, шар и нарисовать его объемным в карандаше, то

  • тень-будет самая темная по тону ,
  • общий обьем-средним
  • и свет,блики-самым светлым, (а также будут присутствовать рефлексы)

В итоге получается та самая светотень и тоновая градация в одном лице в отдельно взятом предмете.

Тут тон и свет тесно связаны, но это не всегда одно и то же 😉 нужно об этом помнить и примеры разберём в конце статьи

 

В следующий четверг мы поговорим про светотень и рефлексы,но сейчас я хочу остановится на другом.

Почему?Именно потому, что обычно везде начинают рассказ со света и тени ОТДЕЛЬНОГО объекта. И потом происходит путаница, ведь картина-это не всегда что-то одно.

В итоге Вы рисуете каждый предмет своей работы верно, используете все правила светотени и рефлексов, а работа разваливается… не понятно что главное, глаз зрителя видит, что что-то не так,но не может понять что. Конечно, построение объёма и Светотени важно, но главное при использовании Тона в работе, не свет и тень каждого отдельного объекта, а именно тоновые взаимоотношения предметов друг с другом.

И если пока не понятно, то к концу статьи все встанет на свои места. 

 

Я долго думала какой взять пример и решила оттолкнуться от самого очевидного-натюрморта, безусловно, такие взаимосвязи будут больше видны на пейзажных работах, но нужно разобраться с простым. Для начала разберём самый лёгкий способ

» как понять тон предмета«,если Вы не уверены(он нам понадобится для проверки 😉

Вы делаете фото, благо это сейчас не проблема, и переводите в черно-белый, так сразу понятно какой объект темнее, а какой светлее, что, кстати, бывает совсем не очевидно,когда Вы видите два цветных предмета.

 

Итак, пришло время взглянуть на груши-яблоки ))).

 

Начну с левого верхнего цветного изображения.

 

На нем я нарисовала два предмета, одинаковых по тону, даже тени в том же тоне. В итоге общая композиция у нас сливается в одно не выразительное нечто.

 

Нет-нет, вы не подумайте, у каждого фрукта по-отдельности все хорошо. ))))Если взглянуть на грушу, то у неё есть и блик и свет и средний тон и собственная тень и падающая тень и рефлекс от яблока и у красного друга соответственно тоже самое.

 

Но вот общее их тоновое взаимоотношение-никакое. Не понятно «кто главный», «о чем хочет сказать автор» и т.д

 

Сверху слева я специально разместила кружочки,где и в цвете и ч/б показала, что тон одинаков.

 

И другая ситуация с теми же действующими лицами справа: яблоко темнее по тону, а груша светлее. У каждого объекта также есть свет/тень/рефлекс, но за счёт их тонового взаимоотношения друг с другом, мы видим, что груша на первом плане, композиция выглядит как минимум, интересно и цельно. Для поддержания я также в углу нарисовала тоновые круги.

 

И вот смотрите, если Вы сомневаетесь в моих словах,  вы можете провести эксперимент. Сделать фото или сохранить и перевести в ч/б вариант, тогда сомнения уйдут. Вы увидите, что пара слева практически в одинаковом сером цвете, а пара справа в разном тоне.

 

Чтобы учиться видеть такие взаимоотношения, как в академической живописи , так и при самостоятельном изучении, рисуют гризайль-слева внизу фиолетовенькая .

 

Также помогают тоновые эскизы в карандаше. Ведь когда вы начинаете работать с цветом, особенно, когда только учитесь, вы часто смотрите на предмет отдельно, а не целиком на всю картину, начинаете прорабатывать каждый объект, набираете тон(за счёт Свето-тени)и в итоге они у Вас могут просто слиться(как первые наши груши=яблоки) ,хотя в отдельности предметы будут нарисованы правильно.

Тут можно как перетемнить,так и наоборот,не набрать тон и все будет одинаково светлое.

Поэтому, чтобы избежать «одинаково» помогает проработка рисунка перед началом. Ведь акварелью и цветом вы можете владеть шикарно,но работа не сложится,если забыть про тон.

 

Для ещё одного примера я нарисовала примитивный городской пейзаж

Его левая часть- как раз равные по тону объекты. И тут нужно уточнить: в пейзажах такие тоновые взаимосвязи очень сильно связаны с освещением(будет отдельная тема)

Поэтому, левая часть вполне бы могла быть городом в сумерках, без четкого света, когда небо по тону сливается с домами,правда асфальт был бы иного цвета.

Но я сохранила цвета для правой картинки и там уже есть тоновая разница:светлое небо, освещённое здание, тёмное здание и тень напросилась сама собой. По сути, понимание тоновых взаимоотношений ведёт к «рисованию из головы», вы учитесь менять погоду,правильно расставлять тени и свет, обращать внимание зрителя на тот объект, который Вам важен. (См.тема5)

 

И тут мы плавно перешли к ключевому моменту моего рассказа:как управлять тоном и тоновыми взаимоотношениями, если не на все 100%, то хотя бы для передачи своей задумки.

 

Бывает так, что нас вдохновляют солнечные пейзажи, на каждом углу красивые тени и тут практически не возникает вопросов про тон, потому что тут он точно связан со светом и тенью. !

Но в пасмурную погоду без контрастного света это не так. Часто небо и дома очень близки по тону и не понятно что же темнее и даже черно-белый фильтр на фото не помогает. Вот тогда весь пейзаж полностью подчиняется вам !)))

страшно? Нет-это очень интересно, и сейчас Вы поймёте.

Внизу на фото есть два варианта рисунка собора св.Петра в Ватикане. Я рисовала  его в совершенно пасмурную и никакую, относительно красивых света и тени, погоду))

 

Небо и здание практически сливались, но здание было чуть темнее.

Такой вариант у нас слева.

Он больше отражает действительность, самое тёмное-это толпы людей,объекты на заднем плане, тень у колонны и тени на соборе, сам собор более средний, светлее его колоннада,которая за счёт этого выдаётся вперёд, и самое светлое -площадь, будто бы залитая светом, ну и тени от людей сами напросились ))

Конечно, такой вариант имеет место быть, но о чем мой рассказ?

Может о людях впереди или о колонне… не знаю…

 

И для сравнения вариант справа.

За счёт уже тёмного по тону неба, я подчеркнула свет и величие собора, ощущение того,что людей много,но они маленькие и совсем не главные. Собор-моя история. При этом ни в левой ни в правой картине свет и тень отдельных объектов не нарушена, все сохраняется. Но,за счёт игры с тоновыми взаимосвязями мы получили два совершенно разных по настроению и наполнению  рисунка.

 

Я вполне могла бы взять акварель и нарисовать эти варианты уже в цвете.

Но, смотрите, если бы я не проработала бы тон в рисунке, и нарисовала бы левый вариант в акварели, то она бы была нормальной,но не такой удачной,как правая.

 

Поэтому такие эскизы мало того, что развивают рисунок, понимание общей картины и тона, они часто избавляют от ошибок и разочарований по итогам. Я надеюсь, что мой опыт Вам поможет в Вашем творческом пути ! Обязательно ищите себя, свои подходы, пробуйте и рисуйте больше, только так можно научиться передавать то,что вы хотите. Ну а в следующий четверг мы поговорим о светотени и рефлексах на небольших предметах и перейдём на эти же взаимосвязи в пейзажах и разберём : как же точно определить какого цвета тень ?;)))

 


CPA Tone Patterns

CPA Tone Patterns

Вы находитесь здесь: Руководство разработчика CSP: Обзор>8 Карты DSP Series 2 Описание продукта>Тоновые шаблоны CPA

Шаблоны тональных сигналов CPA

Шаблоны тональных сигналов по умолчанию для анализа хода вызова представлены в Таблице 7-13. Чтобы изменить или создать новые шаблоны, используйте сообщение CPA Pattern Configure. Нажмите на имя шаблона, чтобы увидеть параметры по умолчанию (только веб-документация).

Таблица 8-13 Тональные шаблоны по умолчанию для анализа прохождения вызова

Значение

Тональный шаблон CPA

0x01

Обратный вызов

0x02

Двойной обратный вызов

0x03

Занят

0x04

Повторный заказ

0x05

перехват

0x06

SIT Перехват

0x07

Свободен Код

0x08

Повторный заказ LEC

0x09

Светодиод отсутствия цепи

0x0A

Носитель для повторного заказа

0x0B

Без несущей платы

0x0C

Тональный сигнал АТС

0x0D

Стандартный гудок

0x0E

Обнаружение цены за клик

тон

тон

Магазин не будет работать корректно, если файлы cookie отключены.

Вероятно, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Назад к продуктам Назад к списку категорий

Перейти в конец галереи изображений

Перейти к началу галереи изображений

Изображение с высоким разрешением

Вдохновленная традиционными японскими икатами, наша моющаяся функциональная ткань Tone воспроизводит все нужные ноты. Несколько окрашенных в растворе нитей смешиваются, стирая границы цвета, создавая органичный и сбалансированный плед.

Скачать характеристики

Подложка (со склада): Акрил

Доступные подложки: Влагозащита

Отделка/и (есть на складе): Без отделки

Доступные отделки: Пятностойкое покрытие без ПФОК

Прочность: Без износа 100 000 двойных протираний

Ширина: 54 дюйма (137 см)

Вес на погонный ярд: 20,25 унции

Содержимое: 60 % полиэстер, 25 % нейлон, 15 % переработанный полиэстер

Код очистки: WS и BC — Очищаемые водой/растворителем и отбеливателем

Воспламеняемость: Калифорнийский технический бюллетень 117-2013

Изготовлено в: США

Гарантия: 3 года

Использование: Обивка

Повторить: 12,5″ (32 см) Длина x 14,25″ (36 см) Ширина

Авторские права: © 2022 Карнеги Ткани

Символы ДЕЙСТВИЯ:

Устойчивое развитие

Стандарты и сертификаты: Предложение штата Калифорния 65

LEED

Без: ПВХ

Грязеотталкивающая отделка

Загрузки
Программы/Партнерства

Программы: HHI (Healthier Hospitals Initiative)

Kaiser Permanente

Mindful Materials

Красный список Бесплатно

О Tone

Красота с намерением, дизайн с содержанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *