Банить или не банить?
Споры изобилуют, поскольку международные оркестры и организаторы концертов изо всех сил пытаются найти лучший способ поддержать народ Украины — без несправедливого ущемления интересов российских артистов, которые публично осудили войну и дистанцировались от действий Владимира Путина.
С одной стороны, таких артистов, как Валерий Гергиев , который входит в ближайшее окружение Путина и отказался публично осуждать его действия, встречают культурные санкции оркестрами и организациями.
С другой стороны, другие артисты русского происхождения берут на себя ответственность осуждать войну и в некоторых случаях, как Василий Петренко , даже приостанавливают все русские дирижёрские ангажементы.
Некоторые культурные учреждения и организации занимают позицию просто отменить участие всех российских артистов, несмотря на их политическую принадлежность. Недавно Dublin Piano Competition принял решение об аннулировании участия всех российских кандидатов, в том числе пианиста Романа Косякова . Международный конкурс пианистов имени Вана Клиберна , напротив, разрешает своим российским участникам участвовать в соревнованиях, признавая, что они не являются официальными лицами своего правительства и не спонсируются Россией.
В Канаде Симфонический оркестр Монреаля отменил три предстоящих выступления с российским пианистом Александром Малофеевым , который должен был выступать вместе с дирижером Майклом Тилсоном Томасом.
«Учитывая серьезные последствия российского вторжения для мирного населения Украины, OSM должен объявить об отзыве пианиста Александра Малофеева…» — говорится в распространенном на этой неделе заявлении оркестра.
«OSM считает, что было бы неуместно принимать г-на Малофеева на этой неделе», — продолжил он. «Однако мы по-прежнему верим в важность поддержания отношений с артистами всех национальностей, которые поддерживают послания мира и надежды. Мы с нетерпением ждем возможности приветствовать этого исключительного артиста, когда это позволит контекст».
Малофеев, 20 лет, также был отстранен от второго сольного концерта Ванкуверского сольного общества, который должен был состояться в августе.
Он отправился в социальных сетей после новостей об отмене. «Правда в том, что каждый россиянин десятилетиями будет чувствовать себя виноватым из-за того страшного и кровавого решения, на которое никто из нас не мог повлиять и предсказать», — сказал он.
Последующий пост гласит:
«Мне очень больно видеть все, что происходит. Я никогда не видел столько ненависти, идущей во все стороны, в России и во всем мире. Большинство людей, с которыми я лично общающиеся в эти дни руководствуются лишь одним чувством — страхом.
Сейчас со мной связываются журналисты, которые хотят, чтобы я сделал заявления. Я чувствую себя очень неловко по этому поводу, а также думаю, что это может повлиять на мою семью в России.
Я по-прежнему считаю, что российская культура и музыка в частности не должны быть запятнаны продолжающейся трагедией, хотя оставаться в стороне сейчас невозможно. Честно говоря, единственное, что я могу сделать сейчас, это молиться и плакать.
Казалось бы, очевидные выводы: ни одна проблема не решается войной, нельзя судить о людях по национальности. Но почему за несколько дней весь мир откатился в состояние, когда у каждого человека есть выбор между страхом и ненавистью?
Я понимаю, что мои проблемы очень незначительны по сравнению с проблемами людей в Украине, в том числе моих родственников, которые там живут. Сейчас самое главное остановить кровь. Все, что я знаю, это то, что распространение ненависти никоим образом не поможет, а только причинит еще больше страданий». государства, не заслуживают потери своей платформы или дохода только из-за своей национальности9.0003
Два недавних случая во Франции демонстрируют это и оспаривают некоторые отмены. Российская пианистка Людмила Берлинская , которая последние три десятилетия живет во Франции, перед недавним концертом в Париже обратилась к публике, сказав, что она и ее русские родственники опустошены конфликтом и часто думают о народе Украины.
Однако Берлинская отметила, что она также потеряла возможности выступать в Германии и Японии из-за того, что в настоящее время концертные агентства не хотят продвигать российских исполнителей. Она посетовала на отмену участия русских артистов, заявив, что запрет на русскую культуру никак не помог облегчить войну.
«Мы не должны запрещать всю русскую культуру, это дискриминация, которая ведет нас не к миру, а тем более к войне», — сказала Берлинская. «Художники, не близкие к государству, не виноваты в сложившейся ситуации, даже если они русские».
Для Патриса Мораккини , основателя парижской серии концертов Les Nuits du Piano , это было легкое решение: он не стал бы отменять выступление российской пианистки Виктории Постниковой 7 марта в зале Cortot только из-за ее национальность. Несмотря на получение множества сообщений, призывающих его выступить против России, отменив концерт, Мораккини отметил, что крайне важно проводить различие между такими артистами, как Валерий Гергиев, которые решительно поддерживают российский режим, и другими артистами, которые этого не делают. в пользу войны.
Для Мораккини отмена российских артистов создает тревожный прецедент. «Есть что-то неприличное [в этом], — сказал он, — охота на ведьм, которая меня пугает».
Похожая ситуация недавно возникла в Уэльсе, когда Кардиффский филармонический оркестр объявил об удалении опер Чайковского 1812 Увертюра и Marche Slave , заявив только, что программирование было «неуместным в данный момент». Оркестр высмеяли за это решение, поскольку публика утверждала, что отмена выступления Чайковского ничем не поможет украинцам, пострадавшим от войны.
Тем не менее, Кардиффский филармонический оркестр, затем , выпустил последующее заявление , разъясняющее, что решение было принято, потому что у одного из музыкантов оркестра есть члены семьи, которые непосредственно пострадали от войны в Украине. Игрок и администрация оркестра сочли, что военный характер двух произведений Чайковского делает их непригодными для нынешнего климата, и многие комментаторы согласились с этим после прочтения исправленного заявления.
Пример из Кардиффа представляет собой случай, когда решение оркестра было во многих отношениях оправданным, но истинные мотивы организации изначально не были очевидны для общественности, что привело к охоте на ведьм в социальных сетях.
Понятно, что нельзя однозначно относиться к деплатформерству российских музыкантов; скорее, каждую ситуацию следует рассматривать в индивидуальном порядке.
CCS Notes—Русская программа — Тысячелетие музыки
Около года назад митрополит Волоколамский Иларион Афлеев (который был большим сторонником музыки Православной церкви) участвовал в презентации «Русских дней». » в Ватикане. У тех, кто хочет соединить две стороны древнего раскола, всегда в уме целительная и объединяющая сила литургии пения,
Перед концертом и выступлением Папы Бенедикта митрополит Иларион сказал собравшейся прессе: «Есть вещи, которые нельзя передать ни богословием, ни дипломатией, но можно передать «языком искусства». .. очень сильный язык — это язык музыки». Далее он объяснил, что он может «освободить нас от предрассудков, от негативных чувств друг к другу, которые мы могли унаследовать от прошлого».
Хотя с падением коммунизма рост древней православной церкви стал очевиден (несмотря на различные противоречия, неизбежно окружающие организованные религии), есть одна неоспоримая область расширения: славная духовная музыка.
Я могу лично засвидетельствовать это в своей работе с старинной музыкой. Многие из самых популярных программ, которые у нас были за 32-летнюю историю Тысячелетия Музыки , были нашей работой в православной литургии. Это особенно заметно в выступлениях необычного бенедиктинского аббатства Шеветон в Бельгии, уникального святого места, созданного в 19 веке.20-х годов объединить древний раскол, используя литургию как Восточной, так и Западной церквей. Когда-то донкихотская причуда в церковном пейзаже, Шеветон теперь является местом паломничества, куда ежегодно приезжают тысячи людей, чтобы послушать выступления этих монахов. К счастью, продажа их записей теперь является их основным источником дохода (вытеснив иконопись, которой до сих пор занимаются монахи!).
Теперь мы находим целые веб-сайты, посвященные потоковой передаче православной музыки, множество групп из России, Украины и других православных центров, которые гастролируют с восторженными отзывами, а также превосходные доморощенные группы, такие как Cappella Romana в Портленде, штат Орегон, которые расширились. осведомленность аудитории об этой бесценной и навязчивой священной традиции.
РУССКАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ УВЕРТЮРА, соч. 36
В то время как мы начинаем инструментально, Николай Римский-Корсаков в своей Увертюре эффектно пробуждает праздничный характер празднования православной Пасхи. Ирмос, или вступительная тема, с которой начинается православный Паскалев канон, начинается так: «День Воскресения! Просветимся, о люди!» и
тема света повсюду в произведении (оригинальное русское название — Светлый праздник – означает «Светлый праздник»).
Всплески скрипки, разбивающие тематические части, призваны отразить свет от Гроба Господня, и чувство радости пронизывает это последнее крупное оркестровое усилие композитора (после Capriccio Espagnol и Шахерезады — после этого он обратил свой грозный гений к опере).
Можно предположить, что это, наряду с его вступительными цитатами в партитуре 68-го псалма и Евангелия от Марка, а также использованием им православных тем, подобных тем, что встречаются в 9-м0108 Обиход (Песни Ординария русской службы, изданные в 1848 г.), что Римский имел в виду глубоко религиозное произведение. Однако сам он был несколько более свободным духом, и, как он писал в своей автобиографии Моя музыкальная жизнь, «Эта легендарная и языческая сторона праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера Страстной субботы к разнузданному языческому религиозное веселье пасхального воскресенья, вот что я стремился воспроизвести в своей увертюре».
Также довольно горько узнать, что он посвятил произведение двум товарищам Римского по «Могучей кучке» композиторов, которые помогли создать русскую музыкальную вселенную конца XIX -го -го века, Модесту Мусоргскому, умершему в 1881 году, и Александру Бородину. который умер в 1887 году, когда была начата великая Увертюра.
ТАНЕЕВ – ул. ИОАНН ДАМАСКИЙ, Op. 1
Сергей Танеев, будучи более молодым поколением, чем Римский и «Могучая кучка» (родился в 1856 г.), тем не менее был консерватором. В той же автобиографии Римский рассказывает о том, как на репетиции концерта перед открытием памятника отцу русской музыки Михаилу Глинке (1804-1857) молодой Танеев пристал к другому члену кучки, Милию Балакиреву, и, в сцене, достойной Чехова или любого русского романа 19
Танеев рано проявил музыкальные способности и поступил в Московскую консерваторию в девять лет. На протяжении многих лет он изучал композицию у Чайковского, а в год его окончания (1865) был солистом на московской премьере великого Первого фортепианного концерта (Чайковский был настолько впечатлен, что попросил Танеева также исполнить Второй фортепианный концерт в его российская премьера).
Вдумчивый и образованный человек, Танеев становится мастером контрапункта (не только Баха, но и Палестрины, Лассю и Жоскена Де Пре), продвинутым математиком-любителем и часто злым сатириком. В часто упоминаемой интермедии, проводившей лето в середине 1890-х годов в имении Толстых, Софья Толстая, как известно, влюбилась в композитора, в результате чего великий писатель стал ревновать и одержим недостатками романтической любви (которую он выразил так красноречиво в новелле Крейцерова соната ).
Огорченный революцией, Танеев заболел воспалением легких на похоронах своего ученика Скрябина (умершего от укуса зараженной осы в губу), только что закончив свое последнее произведение, упоительную духовную кантату На Чтениях псалом. Он умер несколько недель спустя от сердечного приступа, в июне 1915 года.
Но наша история относится к ранним годам. Танеев некоторое время путешествовал после учебы в Московском университете (он был однокурсником Тургенева) и отправился в европейское турне в 1876 и 1877 годах, встретившись с Сен-Сансом и Сезаром Франком. В 1878 году Чайковский ушел из консерватории, и Танеев стал профессором гармонии (со временем фортепиано и композиции), и хотя позже он преподавал Рахманинову и Глиэру, а также Скрябину, это снова опережает историю.
Еще во времена консерватории он учился игре на фортепиано у выдающегося Николая Рубинштейна, основавшего это заведение в 1866 году. , Танеев сочинил что-то вроде надгробной оратории на основе трактовки русским поэтом Иоанна Дамаскина, Иоанна Дамаскина.
Иоанн Дамаскин (ок. 676–749) сейчас широко известен своей защитой использования икон, его богословской поддержкой учения об Успении Пресвятой Богородицы или его Изложение православной веры, первое употребление схоластики в православной церкви. Но он также писал о трисвятом гимне, а его работа над Октоихом, чрезвычайно влиятельной системой организации церковных гимнов в соответствии с восемью модусами (возможно, заимствованными из древнееврейской литургии), позволила организовать организованное расширение священно-песенная служба.
Поэтические произведения Иоанна, особенно надгробные сочинения, вдохновили бокового родственника той же семьи, на которого впоследствии Танеев оказал такое влияние: графа Алексея Толстого (1817-1875). Граф Алексей был активным поэтом и прозаиком (21 ст век вкусы могут быть более склонны к его роману 1841 года Вампир) , но он также написал историю в прозе на Смерть Ивана Грозного. В свое время Иван совершил много дел, но, с другой стороны, он учредил «Великую Панихиду» в 1548 году, сопоставив многочисленные песнопения древней веры (в том числе и Иоанна Дамаскина) в обширную православную панихиду. .
Граф Алексей, как всякий русский, прекрасно знал бы это размышление о нашей греховности и падшем состоянии, о том, как мы презираем прах, спасаемый только нашим тусклым зеркалом божественной славы.
Танеева особенно поражает пятая строфа: «Я иду неведомым путем, мой путь лежит между страхом и надеждой; мой взгляд погас, моя грудь остыла, мои уши не слышат, мои веки
закрыты; Лежу безгласно, без движения, не слышу рыданий братии, и не мне благоухание синего дыма кадильницы; но, хотя сплю вечным сном, любовь моя не умерла, и той любовью молю вы, братья мои, каждый из вас, чтобы взывать так к Господу».
Спектакль 1884 года Танеевской постановки Святой Иоанн Дамаскин был на панихиде по Николаю Рубинштейну. Маэстро Рейли Льюис хорошо помнит: «Открытие Танеева в Библиотеке Конгресса и копирование партитуры и инструментальных партий для нашего первого выступления. Это уже третий раз, когда мы представляем мощную кантату Танеева».
ГРЕЧАНИНОВ: Хвалите Бога!, соч. 65
Будучи всего на восемь лет моложе Танеева, Александр Гречанинов не мог начать занятия музыкой так же рано, как его сверстники, поскольку ему суждено было продолжить дело отца. Он все равно поступил в Московскую консерваторию в 1881 году, в роковой год смерти Мусоргского и Николая Рубинштейна. Он учился у Танеева, затем, после конфликтов с другим крупным педагогическим деятелем 1880-х годов, Антоном Аренским, переехал в Петербург, чтобы учиться у Римского-Корсакова. Они сблизились как учитель и ученик и оставались друзьями до самой смерти Римского.
Римский не только дирижировал Первой симфонией Гречанинова после окончания Санкт-Петербургской консерватории, но и мягко направлял композитора в хорошо знакомые ему области, богатую народную традицию русского народа и не менее богатую православную литургию.
Некоторое время преподавая фортепиано в Санкт-Петербурге, Гречанинов работал в Московском университете, аранжируя народные песни, обучая (и сочиняя музыку) детей по всему городу и сочиняя священные декорации, такие как славная служба Страстной седмицы. , соч. 58, исполнено Синодальным хором в Большом зале Дворянского собрания в Москве 16, 19 ноября.12 (и, по слишком знакомой истории, не слышали до конца 1980-х).
За заслуги перед литургической музыкой царь назначил композитору годовую пенсию в 2000 рублей, которая, разумеется, закончилась революцией. Для Гречанинова его остальная часть истории несколько счастливее: он пробовал Россию в течение нескольких лет после революции, прежде чем отправиться в Париж в 1925 году, где он написал свои последние крупные оркестровые произведения и экуменическую мессу (! — его опус 142). В 1939 году он бежал от нацистских посягательств в Америку, добравшись до Нью-Йорка.
Он стал американским гражданином, написал две поздние мессы и светскую кантату Toward Victory . Когда он умер в 1956 году в возрасте 91 года, он был похоронен за пределами храма св. Владимира в центре Нью-Джерси Русского Объединенного Общества Взаимопомощи Америки (сокращенно РОВА на русском языке), место, достойное посещения сегодня, поскольку оно отмечает более 75 лет популяризации русской культуры.
Но, конечно, это впереди нас. Мы помним довольно вольную интерпретацию Римским русской музыкальной литургии. Это становится еще свободнее, когда мы понимаем, что отцы ранней церкви считали, что изречение псалмопевцев «Все дышащее да хвалит Господа» очень конкретно означало, что только поющие голоса могут совершать священное служение.
И Римский, и его ученик рассуждали, что и псалмопевцы призывали нас хвалить Бога «трубным звуком: хвалите Его на гуслях и гуслях. Хвалите Его на тимпанах и хорах: хвалите Его на струнных и органах». Итак, Гречанинов взялся поставить тот самый Псалом 150 (и два других Псалма), добавив медь, духовые, гусли и орган, и все то, что Псалмопевец уже говорит, что мы должны использовать в Святом Слове!
Использование старославянского и петербургского придворного распева, ставшего своего рода стандартом с момента издания в 1848 г. Обиход , которую его учитель использовал 27 лет назад для своей великой Пасхальной увертюры, Гречанинов красноречиво призывает сделать музыку одновременно религиозной и музыкальной.