Композиционное равновесие снимка
Композиционное равновесие показывает, насколько выразителен и завершен тот или иной снимок. Под термином композиционное равновесие понимается верно найденное соотношение правой и левой его частей, верха и низа, при котором у зрителя возникает чувство гармонии, устойчивости, композиционной стройности снимка.
Фотографируемая композиция размещается, таким образом, в видоискателе и на снимке, чтобы ни одна из частей картины не оказалась перегруженной и гармонично сочеталась с другими ее частями.
Содержание
- Принцип композиционного равновесия
- Особенности создания композиционного равновесия
- Особенности неуравновешенных комопзиций
Принцип композиционного равновесия
Соблюдение принципа композиционного равновесия чрезвычайно важно при компоновке снимка. Данный принцип рождается из присущего человеку от природы стремления к устойчивости и равновесию. Нарушение принципа композиционного равновесия часто лишает снимок стройности и изобразительной четкости.
Рассмотрим ряд примеров. Снимок ниже нельзя считать уравновешенным, в силу того, что правая нижняя его часть перегружена, а левая верхняя совершенно свободна. Образовавшееся свободное пространство не использовано в снимке, и поделив условно кадр по диагонали, мы увидим, что все предметы сосредоточены по одну сторону этой диагонали, а по другую ее сторону нет ни чего.
Снимок 1. Композиционное равновесие нарушено
В данном снимке нарушен принцип равновесия: перегруженная правая часть не уравновешивается пустой левой верхней частью кадра. При таком расположении масс в плоскости кадра равновесие не достижимо.
Как же создать снимок, уравновешенный по композиции?
Существует достаточно простой способ достижения равновесия в кадре – это относительное равномерное распределение элементов композиции по всему полю кадра. Частным решением такого вопроса является композиция, близкая к симметричной.
Снимок 2. На ВДНХ
При создании этого кадра была применена центральная точка съемки объекта. В итоге была получена фотография с фронтальной композицией, в которой правая и левая части количественно и качественно практически равны, за счет этого и достигается равновесие всего снимка.
Существует еще одна возможность получения уравновешенной композиции – размещение главного объекта изображения в центральной части кадра, приближение этого объекта к вертикальной оси картины, как это показано на снимке ниже.
Снимок 3. Фотоэтюд
На следующем снимке композиционное равновесие достигается за счет размещения двух основных элементов композиции в разных частях кадра (один расположен левее, другой – правее относительно вертикальной оси кадра). Эти элементы сопоставляются между собой и взаимно уравновешиваются.
004 3Снимок 4. В новогоднюю ночь
Мы рассмотрели простейшие примеры уравновешенных композиций, которые достаточно широко используются в практической фотографии, кстати, они далеко не единственные. Создание композиционного равновесия кадра – очень гибкий творческий прием, который имеет множество вариантов реализации.
Особенности создания композиционного равновесия
Посмотрим на снимок ниже. Имеет ли он композиционное равновесие? Однозначно, да. Но при этом количество элементов, составляющих изображение, в разных частях кадра не одинаково.
Снимок 5. На велотреке
Справа на снимке находится велосипедист. Также имеется слегка затемненный передний план. В левой половине снимка нет никаких равнозначных элементов. Тогда в этом конкретном примере за счет чего достигается композиционное равновесие?
Оказывается, что уравновешивающим элементом фигуры велосипедиста является направление развивающегося движения. Этого незримого элемента более чем достаточно для достижения равновесия на снимке.
Но самое интересное в том, что если бы мы разместили какой-то предмет в левой части кадра, то он был бы совершенно лишним, он создавал бы препятствие на пути движения, что существенно снижало бы динамичность снимка.
И другие элементы могут создать композиционное равновесие снимка. Так, на снимке ниже основной объект изображения находится в правом верхнем углу кадра, а противоположная часть заполнена только падающей тенью и световым пятном.
Снимок 6. В жаркий полдень
Между тем этих элементов оказывается достаточно для придания композиционного равновесия снимка.
Возникает вполне закономерный вопрос, к чему же сводится работа по установлению композиционного равновесия в кадре? Этот процесс чисто условно может быть разделен на две фазы:
- нахождение в видоискателе фотокамеры места для размещения главного объекта изображения;
- заполнение противоположной свободной части кадра другими элементами объекта съемки и композиции.
Графически весь процесс показан на изображении ниже.
Рисунок 1. Этапы создания композиционного равновесия натюрморта
На рисунке показан поэтапно весь процесс создания композиционного равновесия натюрморта. Это учебное упражнение, позволяет развить у фотографа художественный вкус, чувство гармонии. По мере роста мастерства формируются прочные навыки композиционного творчества и две раздельные фазы сливаются в один общий изобразительный прием построения кадра как единой неделимой картины.
Особенности неуравновешенных комопзиций
Следует понимать, что далеко не все снимки приводятся в композиционное равновесие. Существуют и неуравновешенные композиции, но они, как правило, рождаются в процессе поиска композиционного решения далеко не случайно, как это получилось со снимком 1.
Нарушение композиционного равновесия в таких снимках является хорошо продуманным приемом оригинальной организации кадра. Благодаря такому подходу фотограф создает определенный зрительный эффект, который выражает глубже и полнее содержание картины. Нарушение композиционного равновесия вносит в кадр элемент неустойчивости, беспокойства, благодаря чему возникает своеобразная динамичность снимка.
Именно эти свойства неуравновешенной композиции фотограф сознательно использует для выразительного решения определенных смысловых задач.
Снимки, лишенные композиционного равновесия встречаются значительно реже, чем снимки, имеющие композиционное равновесие, которые широко распространены в пейзаже, портрете, натюрморте и других случаях фотосъемки. Фотограф, используя различные технические приемы съемки, может расположить в кадре элементы композиции таким образом, что будут прослеживаться четкие связи между ними и возникнет композиционное равновесие.
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Искусство фотографии
< Дополнительный материал || Лекция 5: 123456
Аннотация: Овладев технической стороной дела фотограф, естественно, стремится к тому, чтобы его снимки были не только технически хорошо выполнены, но и художественно выразительны. Умение хорошо фотографировать дается не сразу. Практика здесь — лучший учитель. Однако теоретические знания основ фотографии также нужны. Эта часть курса имеет задачей помочь читателям приобрести теоретические знания и практические навыки необходимые для создания качественных фотоснимков. Знание правил фотокомпозиции может предостеречь фотолюбителя от грубых ошибок, научить правильному построению кадра.
Ключевые слова: композиция, компоновка, определение, Размещение, объект, U-кадры, Лес, шкала, плоскость, чередование, Графический редактор, устойчивость, стабильность, ассоциативность, останов, сечение, пересечение, прямоугольник, фотобумага, симметрия, здравый смысл, норма, Пейзаж, матрица, ключевой кадр, R-квадрат, 2-D
Фотокомпозиция
Ваши снимки не должны оставлять зрителей равнодушными. Как этого достичь? Оказывается, недостаточно найти интересный сюжет и технически правильно произвести съемку — надо уметь еще выделить в снимке главное, существенное с точки зрения его содержания, чтобы это главное не заслонялось второстепенным; надо выбрать соответствующую точку съемки и освещение. Другими словами, надо правильно выстроить композицию в каждой из ваших фоторабот.
Композиция — это искусство составления (компоновки) объектов, построения, соотношения составных частей какого-либо произведения. Термин является общим для музыки, живописи, архитектуры и фотографии. В компьютерной графике существует очень простое определение термина «композиция» – это гармоничное размещение объектов на изображении.
Новый термин
Фотографируемый объект расположен в пространстве в окружении других предметов. С какой точки лучше всего произвести съемку, как расположить составные части сюжета, как найти их взаимосвязь? Все эти вопросы относятся к фотокомпозиции. Под композицией в фотографии понимают объединение в целое всех элементов снимка, расположение их в такой взаимной связи, в таком сочетании, с таким применением изобразительных и технических средств фотографии, что в снимке будет с предельной технической и творческой возможностью раскрыт замысел фотографа.
Овладение приемами композиции требует от фотографа художественной культуры и уверенного владения техническими возможностями вашей фотокамеры. Фотограф должен научиться видеть, какие композиционные возможности предоставляет ему съемка намеченного сюжета, и представить себе данный объект сфотографированным с разных точек при том или ином освещении.
Из многих возможных вариантов он должен уметь выбрать наилучший, больше всех соответствующий данному сюжету, чтобы в результате получить выразительный художественный результат.При построении фотографического изображения, то есть при решении композиционной задачи, фотолюбитель должен обращать внимание на:
- а) правильное построение кадра, связанное главным образом с определением точки съемки и перспективой изображения;
- б) свет и цвет, выявляющие форму и объемность предмета съемки, создающие необходимую уравновешенность светотеневых пятен в кадре.
Построение кадра
Решив главный вопрос: что снимать, фотолюбитель стоит перед задачей — как построить кадр, как выделить в нем основное, как выразительнее, образнее раскрыть сюжет.
Геометрия и формат снимка
intuit.ru/2010/edi»>В одних случаях из множества различных линий в снимке отчетливо выделяются или вертикальные, или горизонтальные, или диагонально идущие линии. Это разновидности линейной композиции (вертикальная, горизонтальная, диагональная) – рис. 5.1.увеличить изображение
Рис.
5.1. Вертикальная геометрия кадра
Однако, направление линий, образующих композицию кадра, не надо смешивать с форматом снимка. Один и тот же снимок (например, леса) может быть сделан как при вертикальном, так и при горизонтальном положении фотоаппарата. Так, если фотограф хочет наряду со стройностью леса показать и его размеры, то формат снимка следует выбрать горизонтальный, а если же из всего леса фотограф наметил несколько наиболее высоких деревьев и хочет показать их размеры, он должен выбрать вертикальный формат кадра – рис. 5.2.
intuit.ru/2010/edi»>А)увеличить изображение
Б)
увеличить изображение
Рис.
5.2. Пример снимка в горизонтальном (А) и вертикальном (Б) форматах кадра
Распространенным композиционным приемом является построение кадра по диагонали. Обычно это снимки, в которых фотограф желает передать движение или перспективу (рис. 5.3). Известно, что по мере удаления предметы кажутся меньше. Эти явления перспективы очень важны в работе фотографа.
увеличить изображение
Рис.
5.3. Диагональное построение кадра
Приведенные композиционные схемы — не «железные» правила, которым фотограф обязан неукоснительно следовать, а лишь условные характеристики различных встречающихся в практике фотосъемки приемов построения кадра.
Точка съемки
Выбор точки съемки позволяет организовать на снимке крупный, средний или общий план. Каждая точка съемки открывает свою перспективу, свою линию горизонта (рис. 5.4). Так, если нужно подчеркнуть высоту предмета, то верхняя точка съемки будет неудачна: высота объекта может быть лучше показана при съемке с низкой точки.
При более высокой точке съемки изображение в кадре становится плоским (как на карте-плане), длина предметов выступит отчетливо, а их высота и объем будут потеряны и могут быть видны лишь опосредованно, через отбрасываемые ими тени.
А)
увеличить изображениеБ)
увеличить изображение
Рис.
5.4. Точка съемки нижняя (а) и верхняя (б)
Дальше >>
< Дополнительный материал || Лекция 5: 123456
Понимание баланса и симметрии в фотографической композиции
Тодд Воренкамп | Пт, 26.02.2016
Поделиться
Для зрителя несбалансированная фотография может показаться, ну… несбалансированной. Если целью вашей фотографии является оставить ваших зрителей неуравновешенными, то, во что бы то ни стало, держите ваши изображения несбалансированными. Конечно, бывают моменты, когда вы захотите это сделать или когда этого нельзя избежать. Однако если ваша цель — создать приятную и успокаивающую композицию, вам необходимо добиться баланса на фотографии.
Равновесие
Мы привыкли к физическому равновесию с самых ранних дней, когда мы складываем игрушечные кубики, опрокидываем чашки-непроливайки и учимся ходить, не падая на задницу. Точно так же мы можем научиться видеть визуальный баланс и в двухмерных изображениях.
Всемирный торговый центр является статическим объектом, если вы не сделаете его динамическим.
Визуальный баланс придает изображению определенную стабильность и гармонию, тогда как в некоторых случаях несбалансированная композиция может сделать изображение динамичным и энергичным. Поскольку визуальный баланс придает изображению определенное ощущение, фотограф может и будет делать сцену сбалансированной или несбалансированной, чтобы помочь выразить смысл, стоящий за фотографией.
В искусстве баланс зависит от размера и количества объектов в сцене. Если на одной стороне картины или фотографии много крупных объектов, а на противоположной — несколько мелких, картина может показаться зрителю несбалансированной. Объекты одинакового размера и количества на противоположных сторонах изображения, как правило, создают сбалансированную композицию.
Различные цвета, яркость и текстуры позволяют получить сбалансированное изображение слева и справа.
Вы можете компенсировать размер и плотность объектов яркостью, текстурой, цветом, близостью к камере и друг к другу, расположением и другими элементами, которые помогают придать визуальный «вес» одним объектам по сравнению с другими. Визуальный вес объектам в сцене можно добавить, расположив их выше в кадре, дальше от центра или подчеркнув их текстуру, яркость, контрастность или цвет. Изоляция объектов также может добавить визуальный вес. Кроме того, объекты с правой стороны кадра имеют больший визуальный вес, чем объекты с левой стороны.
Вот лишь несколько наглядных примеров баланса в изображении.
Один кекс в центре изображения — сбалансированный.
Два кекса одинакового размера и на одинаковом расстоянии от центра изображения — сбалансированы.
Два кекса одинакового размера и на разном расстоянии от центра изображения — несбалансированные.
Два десерта разного размера на разном расстоянии от центра изображения — сбалансированы.
Десерты разных размеров и форм с большим предметом на противоположной стороне — сбалансированные.
Более темный капкейк имеет практически такой же визуальный вес, как и ванильный торт, хотя он меньше по размеру — сбалансированный.
Пирожные одинакового размера имеют разный визуальный вес из-за яркости каждого — несбалансированность.
Красный кекс имеет такой же визуальный вес из-за сбалансированного цвета. Еще не голодны?
Как видно из этих упрощенных диаграмм, существует бесчисленное множество способов расположить объекты для достижения баланса или отказаться от него. Баланс также может быть достигнут в вертикальной плоскости, а также в диагональной или радиальной плоскости.
Симметрия
Прекрасным примером баланса является симметрия, когда одна половина (верхняя/нижняя, левая/правая, диагональное разделение) изображения идентична или почти идентична другой. Есть много примеров симметрии, как в природе, так и в рукотворном мире, которые могут заинтриговать зрителя — частым примером является зеркальное отражение пейзажа в воде.
Модель S.S. Horizon Challenger симметрична.
Стоит отметить, что симметрия может создать очень статичное изображение, что не всегда желательно. Также стоит отметить, что если вы пытаетесь добиться симметрии в изображении, вам нужно много работать, чтобы добиться эффекта. Иногда малейшее смещение может сильно отвлекать внимание на изображении. Например, если вы создаете симметричную фотографию здания, обязательно стойте точно в центральной точке и держите камеру перпендикулярно фасаду здания. Если вы на полшага отклонились в сторону или камера находится рядом с 9Угол 0 градусов, линии на изображении будут отклоняться.
С кормы S.S. Horizon Challenger. Небольшое смещение может испортить это изображение. Объективы
Tilt-shift могут помочь устранить отклонения, а некоторые программы постобработки также позволяют выпрямлять линии, чтобы устранить эффекты искажения, но, по возможности, приближайтесь к центру и перпендикулярности, насколько это возможно, пытаясь достичь этой симметрии.
Это зависит от вас
Как и во всех других аспектах компоновки изображения, здесь нет правил, требующих, чтобы ваше изображение имело сбалансированную композицию, а также нет штрафов за создание несбалансированной композиции (если только вы не участвуете в конкурсе, требующем изображение, отвечающее определенным критериям). Чего вы можете избегать, так это сбалансированной или симметричной композиции, изображающей динамичную ситуацию, или несбалансированной композиции чего-то, что вы хотите подчеркнуть как статическое.
Кроме того, если вы не снимаете в контролируемой среде студии, объекты перед вами не всегда могут быть перемещены и изменены по желанию. Вам, как фотографу, решать, что включить в кадр, а что вычесть или минимизировать в композиции, сохраняя при этом идею баланса или дисбаланса в своем воображении. Вы держите поводья, чтобы наилучшим образом достичь правильного равновесия для чувства, которое вы пытаетесь передать.
Баланс в композиции: как сбалансировать дизайн?
Рик Месс | 24 мая 2020 г.
Равновесие – один из важнейших элементов композиции.
Равновесие – это противостояние стихий, создающее равновесие и гармонию. Состояние равновесия интуитивно комфортно для зрителя.
Человеческое тело симметрично по вертикали, и наше зрительное восприятие соответствует этому. Нам нравятся объекты, сбалансированные относительно вертикальной оси. Мы всегда склонны уравновешивать одну силу другой.
В контексте дизайна баланс основан на визуальном весе элементов. Визуальный вес — это объем внимания, которое зритель уделяет изображению. Если сайт сбалансирован, посетители подсознательно чувствуют себя комфортно. Баланс сайта воспринимается как визуально пропорциональное расположение его элементов.
Как сделать сайт сбалансированным?
1. Симметричный (статический) баланс
Наиболее распространенным примером баланса является симметрия.
Симметрия визуально приятна на подсознательном уровне, выглядит организованно и гармонично. Симметричный баланс создается равномерным размещением элементов по обе стороны от горизонтальной или вертикальной центральной оси. То есть обе стороны воображаемой линии, проходящей через середину страницы, на самом деле являются зеркальными отражениями друг друга. Некоторые считают симметричный баланс скучным и предсказуемым, но он выдержал испытание временем и остается одним из лучших способов создать на странице ощущение комфорта и надежности.
2. Асимметричный (динамический) баланс
Композиция с неравным весом на обе стороны имеет асимметричный баланс.
Динамический баланс всегда интереснее статического, не оставляющего работы для ума. При отсутствии равновесия наш взгляд рефлекторно начинает искать противовес, и это отличный повод обратить внимание на ту часть страницы, которая могла остаться незамеченной. Здесь нужно сделать акцент — и внимание схватится за него, как за спасательный круг.
Целевая страница — Азиатская кухня
Часто таким «противовесом» является кнопка и/или заголовок.
Важная информация (или призыв к действию) должна использоваться в качестве «противовеса».
Чем резче асимметрия, тем больше зритель стремится выяснить ее причину (рассмотреть противовесы). Люди инстинктивно изучают такой образ более внимательно, чем обычно. Однако здесь нужно чувство меры — слишком эксцентричная композиция не всегда хорошо воспринимается.
3. Радиальный баланс
Тип баланса, при котором визуальные элементы исходят из общей центральной точки. Радиальный баланс не так часто используется в дизайне. Его преимущество в том, что внимание легко находит и удерживает точку фокусировки — точно в центре. Обычно это самая примечательная часть композиции.
4. Мозаичное равновесие
Это уравновешенный хаос, как на картинах Джексона Поллока. В такой композиции нет выдающихся фокусов, и все элементы одинаково ответственны. Отсутствие иерархии, на первый взгляд, образует визуальный шум, но все элементы совпадают и образуют единое целое.
Секреты зрительного равновесия
Говоря о балансе сил в композиции, часто проводят сравнения с силами физического мира: гравитацией, рычагами, весами и точками опоры. Наш мозг и глаза воспринимают равновесие в форме, очень похожей на законы механики. Нам легко представить картину как плоскую поверхность, уравновешенную в какой-то точке, как весы с чашами. Если мы добавим элемент на один край изображения, он потеряет баланс, и мы почувствуем необходимость это исправить. Неважно, является ли элемент группой оттенков, цветов или точек. Цель состоит в том, чтобы найти зрительный «центр масс» изображения, его центр тяжести.
К сожалению, не существует точного метода определения визуальной массы объекта. Как правило, дизайнеры полагаются на свою интуицию. Тем не менее, есть полезные наблюдения, которые могут помочь:
- Размер
Крупные объекты всегда утяжеляются.
- Форма
Элементы неправильной формы кажутся легче, чем элементы правильной формы.
- Цвет
Теплые цвета тяжелее холодных.
- Оттенок
Темные объекты весят больше, чем светлые.
- Текстура
Объекты с текстурой кажутся более тяжелыми.
- 3D
Объекты с текстурой кажутся более тяжелыми.
- Местоположение
Чем дальше объект от центра, тем больше его визуальный вес.
- Ориентация
Вертикальные элементы кажутся тяжелее горизонтальных.
- Плотность
Множество мелких элементов уравновешивают один большой.
- Внутренний интерес
Сложность объекта придает ему больший визуальный вес.