Как был устроен первый фотоаппарат Polaroid
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
05.03.2014 14:00
Поделиться
Екатерина Призова
Говорят, за 50 лет существования Polaroid этими фотоаппаратами было сделано около пяти миллиардов моментальных снимков. На каждом из них отображены маленькие истории из жизни обычных людей из разных точек света. В том числе — из России. Появившийся в нашей стране в конце 80-х начале 90-х годов XX века «Полароид» казался настоящим чудом инженерной мысли. Как работало это необычное устройство? Отчего полароидные снимки пользовались такой популярностью? Об этом и многом другом из истории знаменитого фотоаппарата — в материале «РГ».
Чудо американской техники
Первое, что, несомненно, привлекало в фотоаппарате — это дизайн. К его разработке были привлечены первоклассные специалисты. По тем временам, такой внешний вид воспринимался как что-то из фантастической книжки, что-то сродни технике будущего. И хотя по сравнению с современными устройствами «Полароид» выглядит громоздким и неуклюжим, любители ретро по-прежнему испытывают к нему теплые чувства.
Простота в обращении — основное преимущество «Полароида». В нижней части корпуса камеры находилась откидная крышка для загрузки кассеты. После закрывания крышки автоматически включался электропривод, и через щель в крышке извлекалась защита кассеты от засветки. Алгоритм таков: берешь кассету, открываешь защитную крышку аппарата (ее еще называют «мордой»), вставляешь кассету защитной картонкой вверх, защелкиваешь крышку, нажимаешь кнопку и все — фотоаппарат готов к работе. Никакой возни с заправкой пленки. Кроме того, не нужно настраивать и подбирать параметры под освещенность.
Polaroid имеет систему одноступенчатой фотографии с использованием принципа диффузного переноса для непосредственного воспроизведения на фоточувствительной поверхности изображения, записанного на линзе фотоаппарата. Иными словами, фоточувствительная поверхность одновременно выступает и как пленка, и как фотография.
Кассета рассчитана на получение 8-10 цветных фотографий с размером кадра 78 на 79 миллиметров. Лабораторная обработка снимкам не нужна: проявление начиналось сразу после экспонирования в фотоаппарате и заканчивалось на свету, через несколько минут после извлечения снимка из аппарата. Фотография на материале Polaroid выглядела как цветное позитивное изображение между тонкими гибкими пластмассовыми листами, заключенное в рамку из тонкого картона.
В кассете содержалась проявляющая паста в герметичной капсуле, и батарейка — заботиться о подзарядке фотоаппарата нужды не было вовсе.
Основатель компании Polaroid и изобретатель чуда моментальной фотографии, доктор Эдвин Лэнд из Коннектикута изначально оснастил свое устройство черно-белой пленкой. В следующие годы он занимался усовершенствованием камеры, и в 1963 году появилась цветная пленка.
Именно эти фотоаппараты были распространены в СССР. Именно цветное фото на фоне засилья черно-белых снимков и пресловутой сепии из фотосалонов помогло «Полароиду» завоевать популярность среди советских и российских граждан.
Как Эдвин Лэнд изобрел «Полароид»
Polaroid Corporation появилась на свет в предвоенном 1937 году. Команда Эдвина Лэнда разрабатывала военную оптику: приборы ночного видения, перископы, бинокли. Кроме того, Лэнд получил многомиллионный правительственный заказ на разработку системы управления снарядов, самонаводящихся на инфракрасное излучение.
По легенде заняться разработкой уникального фотоаппарата Эдвина Лэнда вынудил случай и… собственная дочь. Однажды изобретатель, будучи в отпуске, сфотографировал дочурку, после чего подвергся «допросу с пристрастием»: девочка спрашивала, почему не может сразу же получить снимок. Все попытки отца-изобретателя объяснить сложность процесса получения фото, ребенок отвергал как неубедительные. Идея упала на благодатную почву, и Лэнд задумался над тем, как воплотить мечту ребенка в жизнь. На разработку концепции моментальной печати у ученого ушло не более часа, на создание собственно фотокамеры — три года.
Первоначально было произведено 60 камер. Они попали на прилавки бостонского супермаркета перед рождеством 1949 года. Маркетологи Polaroid ожидали, что фотоаппараты и пленка могут залежаться на складах: товар был покупателям в новинку, проанализировать, насколько высоким будет на него спрос, было сложно. Однако, уже за первый же день продаж и фотоаппараты, и всю пленку смели с прилавков. В 1949 году Лэнд продал «Полароидов» на 9 миллионов долларов.
Картридж — дело тонкое
Фотоматериал для «Полароида» состоит из нескольких слоев: защитный слой, чувствительный слой, слой проявителя — всего больше десяти. Когда фотограф нажимает на кнопку спуска, карточка экспонируется, протягивается через роликовый механизм, где на нее попадает щелочной раствор, который и запускает процесс проявки. Заканчивается проявка уже на свету. При этом на весь процесс уходит не более полутора минут.
Изобретатель пришел к этому решению методом проб и ошибок и в своих воспоминаниях писал: «Придумывая что-то, важно не бояться потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны».
Любителям ретро-техники нужно помнить, что полароидный снимок — уникален, переделать его нельзя. Есть несколько особенностей, обусловленных самой технологией кассеты, которые нужно учитывать.
Если фотография получилась желтой, это означает, что кадр был засвечен, и тому есть несколько возможных причин. Снимок не убрали в темноту: важно не забывать, что фотографии очень чувствительны к свету, когда они только выходят из аппарата. Нужно сразу на 2-3 минуты убрать их в темноту (хотя бы — в карман или в сумку). До финального состояния фотография может допроявляться еще около суток. Желтизна может появиться, если снимать при очень ярком свете: слепящее солнце на снегу, например.
Если фотография получилась темной, значит естественного освещения недостаточно для получения яркого снимка. Поскольку первые «Полароиды» не оборудованы вспышкой, выход один: снимать в хорошо освещенном помещении. При этом нельзя подходить близко к объекту съемки: кадр может получиться нерезким.
Очень распространенная ошибка — эффект размытия на части снимка, похожий на подтек. Любители ретро-съемки говорят, что проблема «потекшей» пленки чаще встречается у современных кассет. «В кассете могут быть от 2 до 5 размытых кадров. А могут быть и все. Это нормально. В этом вся суть Polaroid. Размытия могут быть как сверху, так и снизу. Старайтесь поместить лица, предметы, которые хотите сфотографировать, ближе к центру кадра», — советуют фотолюбители.
Кстати, когда снимок вылезает из фотоаппарата, его не стоит касаться до тех пор, пока он не появится полностью: иначе можно повлиять на распределение эмульсии и увеличить эффект размытости.
Бывает, что на фотографии появляются полосы. Как правило, они частично или даже полностью исчезают через сутки, после того, как пленка допроявится.
Еще пара советов тем, кто решится достать свой «Полароид» с антресолей, чтобы сделать фантастические мгновенные фотокарточки в ретро стиле. Эксперты настоятельно рекомендуют чистить ролики, через которые проходит кадр, после каждой кассеты. Картриджи советуют хранить в холодильник, и ни в коем случае не подвергать воздействию прямых солнечных лучей.
Популярность и упадок
Фотолюбители в Советском Союзе всегда были особой кастой. Чтобы постичь мудреную науку фотографирования, нужно было для начала раздобыть дефицитные материалы — сам аппарат, пленку, проявитель и закрепитель. Сложность техники была такова, что случайный человек не мог заниматься фотографией — этому учились, для получения качественных снимков требовались определенные условия, умение обращаться с капризной фотопленкой, умение нарезать фотобумагу, правильно подобрать пропорции и развести химикалии. Целое таинство! Если во дворе жил фотолюбитель, счастливая детвора, да и взрослые, обзаводились парой-тройкой снимков, которые потом годами хранились в семейных архивах. В городах работали и фотоателье, куда приходили нарядные семьи, чтобы запечатлеть свои лица для потомков. В глубинке не было и этого.… И вот на фоне элитарности фотографии появился Polaroid, доступный многим по цене (отчасти и потому, что производился на местных заводах по лицензии американской компании) и не требующий особых навыков в обращении. Щелчок затвора — и снимок готов! Это казалось чудом.
К сожалению, при весьма демократичной цене самого фотоаппарата, цена кассет кусалась. Два десятка их были сопоставимы со стоимостью самого Polaroid. При этом кассеты были одноразовыми. Оставляло желать лучшего и качество снимков. При кажущемся преимуществе — возможность моментально получить готовую фотографию — размер изображения сводил на нет шансы сделать, скажем, групповой снимок, на котором можно было бы разглядеть лица без увеличительного стекла. Моментальный кадр нельзя было исправить, переснять или отредактировать, что тоже нравилось не всем.
Размеры самого аппарата были немаленькими, что создавало дополнительные удобства для пользователей. В то время как другие бренды шли по пути уменьшения техники, «Полароид» оставался громоздкой коробкой из-за того, что вмещал в себя кассету сразу с проявителем.
Еще один недостаток полароидных карточек выявился со временем: оказалось, что снимки недолговечны и через несколько лет начинали мутнеть, выгорать на солнце.
Леди Гага вам в помощь
Однако, «Полароид» не сдается. Несмотря на объявленное банкротство, компания всерьез взялась за работу по возрождению интереса к моментальной фотографии. В2010 году компания сделала неожиданный шаг и наняла в качестве креативного директора скандальную певицу Lady Gaga. В январе 2011 года публике было представлено первое детище этого странного союза — новый модельный ряд Polaroid.
Этот так называемый привет из прошлого выглядит почти как классический «Полароид», разве что корпус стал существенно компактнее, на деле же новый продукт по сети своей — цифровой фотоаппарат со встроенным принтером. «Под брендом Polaroid в настоящий момент, помимо фотоаппарата Z340E, выпускается мобильный принтер Polaroid GL10, подключаемый к любому смартфону, фотоаппарату или компьютеру через USB или Bluetooth. И еще две камеры: небольшая компактная Polaroid PoGo™ Instant Digital Camera (по форме такая же, как обычные цифровые мыльницы) и Polaroid 300 Classic Instant Camera (самая недорогая из этой линейки, в пластичном цветном корпусе)», — передает портал Zoom.cnews.
Поделиться
ФотографияИсторияТехнологииГаджетыРГ-ДайджестРГ-Фото
Кто и когда изобрел первый фотоаппарат в мире
Долгий путь до изобретения фотоаппарата
У любого изобретения есть базовая основа — это многовековой плод мыслей и опытов естествоиспытателей и ученых. Фотоаппарат не стал исключением: его прообраз появился много веков назад.
История камеры-обскура
Базой для изобретения фотоаппарата стала камера-обскура, которая упоминается в трудах древних философов и математиков Китая и Греции. Устройство представляло собой коробку с малым отверстием в одной из граней, в которое проникал световой луч. Схема построения изображения в ней сводилась к высвечиванию на противоположной стенке в перевернутом виде контуров предметов, находящихся снаружи.
Гениальный итальянец Леонардо да Винчи, живший в XV веке, впервые дал подробное описание и объяснил принцип действия камеры-обскура. В начале XVII столетия немецкий астроном И. Кеплер усовершенствовал устройство при помощи линзы, вставленной в отверстие, и открыл математический закон отражения света в зеркалах.
Математические расчеты преломления света – это первая ступенька на пути изобретения прообраза современного фотоаппарата.
Появились и быстро завоевали популярность портативные камеры-обскура с наклонно расположенным зеркалом, при помощи которых уличные художники создавали портретные силуэты. Но естествоиспытатели продолжали искать способ, чтобы получаемое изображение можно было сохранить.
Попытки сохранить изображение
Первым, кому удалось сохранение изображения, стал француз Н. Ньепс. Этот снимок датируется 1826 годом. В качестве чувствительного материала энтузиаст использовал покрытую асфальтовым лаком пластину, которую поместил в камере с отверстием. Саму камеру установил на подоконник так, чтобы отверстие было направлено на окно. После 8 часов экспозиции на пластине проявились очертания оконного проема.
Сделать изображение четче позволила обработка пластины химическими реактивами.
Другими энтузиастами продолжался поиск более простого метода сохранения изображения. В 1837 году благодаря стараниям француза Л. Дагера был изобретен способ получения единственного четкого снимка. А английский изобретатель У. Тальбот придумал способ получения отпечатка (негатив), при помощи которого снимки стало возможно копировать.
Российские энтузиасты также внесли свой вклад в развитие фотодела. В 1840 году в России фотографом А. Грековым было налажено производство небольшой партии усовершенствованных С.Л. Левицким аппаратов, работающих на основе изобретений Дагера и Табольта.
Настоящим прообразом массовой фототехники стал изобретенный в 1861 году Т. Сэттоном первый зеркальный фотоаппарат. В нем изображение фиксировалось на стеклянной пластинке-объективе. А пленочные зеркальные фотоаппараты появились благодаря изобретателю Д. Истмену, заменившему в 1883 году стеклянную пластинку пленкой. Он же спустя 5 лет изобрел легкий пленочный фотоаппарат « Кодак» с фотопленкой в виде рулона и стал основателем фирмы с таким же названием, выросшей в последующие десятилетия в крупнейшую корпорацию.
Первый зеркальный фотоаппарат
История создания фотоаппарата
ИСТОРИЯ ФОТОАППАРАТА: ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО СЕЛФИ.
Первая улыбка, первый шаг, выпускной бал, свадебная церемония… Фотографии помогают сохранить важные мгновения жизни. Они сопровождают нас с самого рождения, дарят эмоции и воспоминания. А когда был сделан первый снимок? Когда появилось это чудо техники – фотоаппарат? Кого благодарить за изобретение?
ТАЙНА ЧЕРНОГО ЯЩИКА
Фотоаппарат – достаточно молодое изобретение. История его создания насчитывает порядка двухсот лет. Но первые эксперименты с преломлением света и получением изображения, можно отнести ко времени древнего мира. Камеру-обскуру называют отдаленным предком фотокамеры. Еще в IV
веке до нашей эры Аристотель дал описание загадочному ящику, не пропускающему свет. Работа этого прибора основана на оптическом принципе. Изображение попадает внутрь через маленькое отверстие и отображается на противоположной стороне в перевернутом виде. Только спустя столетия, в
1573
году, Игназио Данте удалось добиться расположения картинки в правильном виде при помощи зеркала. По прошествии еще трех десятков лет Иоган Кеплер опробовал в камере линзы, что позволило увеличить изображение. Но ученым так и не удавалось сделать самое сложное – запечатлеть мгновение.
ПЕРВЫЙ СНИМОК
В 20-
х годах
XIX
столетия французский ученый Жозеф Нисефор Ньепс продолжил эксперименты по усовершенствованию камеры-обскуры. Он добавил в конструкцию систему линз и раздвижную трубку-объектив. Эти нововведения позволили обработать падающий свет асфальтовым лаком и зафиксировать изображение на стеклянной пластине. Именно этот изобретатель является автором первого сохраненного снимка в истории. Ему удалось запечатлеть вид из своего окна. Отпечаток сохранился до сегодняшнего времени и находится в штате Техас в Исследовательском центре Гарри Рэнсома. Уильям Тальбот, в результате модернизации изобретения Ньепса, сумел получить первый негатив. Это произошло в
1835
году. Появилась возможность делать копии снимков, а сами изображения стали более четкими. В
1861
году свою лепту в создание фотоаппарата внес английский ученый Т. Сэттон. Он является изобретателем объектива с зеркальными линзами. Важный шаг на пути создания фотоаппарата, в современном понимании, был сделан.
РОЖДЕНИЕ KODAK
В 1889
году в мире фотографии появляется еще одно имя – Джордж Истмен. Будучи банковским служащим, он стал автором изобретения рулонной фотопленки. Впоследствии им был создан и запущен в производство фотоаппарат для работы с этой пленкой. Так появилась, известная во всем мире, американская торговая марка Kodak. Во Франции в
1904
году братьям Люмьер удается получить первые цветные фотоснимки при помощи специальных пластин. С этого времени начинается стремительное техническое развитие фотоаппарата.
БУМ УВЛЕЧЕНИЯ ФОТОГРАФИЕЙ
В 1923
году свет увидел первый немецкий фотоаппарат Leica, позволяющий использовать
35-
миллимитровую фотопленку. Это открыло новые перспективы для фотографа. Стало возможным изучать негативы и отбирать самые лучшие для печати. Появилась возможность делать большие фотографии с небольших негативов. В дальнейшем в фотоаппаратах Leica стали использовать задержку при съемке и фокусировку. Интересно, что в Советском Союзе первый зеркальный однообъективный фотоаппарат для
35-
миллимитровой пленки начали выпускать в
1934
году. Его можно считать первым малоформатным аппаратом такого плана. В СССР с
1934
года было организовано производство известного фотоаппарата «ФЭД», являющегося копией фотокамеры Leica II. В последующие годы фотоаппараты постоянно дорабатываются и обновляются, создаются новые реактивы для фотопечати.
МГНОВЕННОЕ ФОТО
Следующий этап эволюции фотопечати начался в 1963
году, с появлением фотоаппарата Polaroid. Возможность получения мгновенных снимков поражала воображение. Нужно было лишь нажать на кнопку, и через несколько секунд прибор выдавал готовую цветную фотографию. На протяжении трех десятилетий фотоаппараты Polaroid сохраняли популярность и востребованность. Шаги фотоиндустрии на пути к совершенствованию технических возможностей становятся более уверенными.
НАЧАЛО ЭПОХИ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
В 1975
году инженером фирмы Kodak Стивом Сассоном была изобретена первая цифровая фотокамера. Этот аппарат, весом более трех килограмм, был собран из десятков различных плат и кассетного проигрывателя. С его помощью можно было делать черно-белые фотографии, которые сохранялись на обыкновенной магнитной кассете. Несмотря на несовершенство конструкции, это изобретение задало направление для последующих экспериментов. Спустя тринадцать лет, в
1988
году компании Fujifilm удалось создать первый в мире цифровой фотоаппарат. Сделанные снимки стало возможным сохранять в цифровом виде на электронном носителе. В
1991
году увидела свет первая цифровая зеркальная фотокамера производства Kodak. В ее арсенале имелась камера с разрешением более одного мегапикселя и функционал профессиональных снимков. Компания Olympus в
1996
году предложила концепцию комплексного подхода к цифровой фотографии. Фотокамера, по их мнению, должна быть доступна потребителю в связке со сканером, принтером и индивидуальным хранилищем данных. В начале 2000-х годов цифровые камеры получают свою популярность и становятся доступными для массового потребителя. Появляются фотокамеры со сменными объективами. Благодаря новым возможностям фототехники происходит постепенное вытеснение пленочных фотоаппаратов, даже среди профессиональных фотографов.
История создания фотоаппарата увлекательна и, порой, находится на грани с чудом. Она связана со множеством персоналий, оставившим свой след в этом многовековом марафоне. Сегодня возможности фотографии не ограничиваются получением только изображения: фотографию можно отредактировать, переслать мгновенно на любые расстояния, можно самостоятельно запечатлеть себя на любом фоне, сделав селфи. Фотокамерами снабжены телефоны, ноутбуки и другие устройства. Все это влечет за собой постепенное снижение интереса массового потребителя к фотоаппаратам. Что же ждет его завтра? Возможно, новый стремительный скачок в развитии…
Развитие фотодела в XX столетии
С началом XX века развитие фотодела стало набирать обороты.
- наладила массовое производство аналоговых аппаратов (середина 20 годов).
- занялась выпуском пластин для цветных снимков (10-е годы).
- Была изобретена цветная пленка (30 годы), а в 1942 году компания Кодак запустила производство цветной фото и кино – пленки.
- В послевоенные годы во многих странах стала выпускаться пленочная фототехника. Не остался в стороне СССР. Массовыми моделями стали марки Зенит, Чайка, Салют.
- Съемочные камеры усовершенствовались: в них стали встраивать автофокусировку, фотовспышку, различные автоматические режимы.
- В 1963 году Polaroid выпустил аппараты с печатью снимков.
Первый Polaroid с возможностью печати снимков
Само-печатающие снимки аппараты не получили бурного развития, но дали толчок к поиску более совершенной технологии фиксирования моментов. И такая технология была найдена в 1974 году В.Бойлом и Д. Смитом, занимавшимися исследованиями в области полупроводниковой оптоэлектроники. Ими был создан ПЗС–сенсор, состоящий из отдельных светочувствительных металл-окисел-проводников. Прибор фиксировал электрический потенциал, возникающий под влиянием света. Это открытие позволило использовать ПЗС-матрицу для сохранения оптических изображений. Технология легла в основу создания цифровой астрономической камеры, и благодаря ей в 80- е годы появились первые цифровые фотоаппараты.
Зеркала
В 1861 году был создан фотоаппарат с зеркальным объективом. Что он из себя представлял: крупный ящик с крышкой, который закреплялся на штатив. Через крышку велось наблюдение, но нельзя было допускать проникновение света. Сначала объектив находил фокус на стекле, затем изображение формировалось при помощи зеркал.
А в 1950 году уже был создан зеркальный фотоаппарат. Человек мог видеть в видоискателе то, что видит объектив. Такой эффект создавался путем преломления света зеркалом в видоискатель. Такая камера наконец получила популярность среди простых людей, не обученных фотографии профессионально. Зеркало не влияло на качество фотографии, но считалось важной вспомогательной частью в создании фото.
Эволюция цифровой фототехники
Изобретателем фотоаппарата, ставшего прототипом мобильных фотокамер с использованием цифровой технологии, стал инженер С. Сассон. Его условно переносной аппарат датируется 1974 годом. Он весил без малого 3 кг, а снимки размером 100×100 пикселей записывались магнитную ленту, на сохранение 1 фото уходило 23 секунды. В 1981 году компания Sony на основе ПЗС-матрицы разработала бытовую модель камеры, которая записывала изображения в аналоговом формате на гибкий магнитный диск (2-дюймовую дискету). Так началась эра цифровых фотоаппаратов, пока еще дорогих для массового использования.
Многие другие компании предложили рынку свои модели, попутно усовершенствуя оптические сенсоры и используемые для записи изображений носители и форматы кодирования.
Sony Mavica (1981)
В 1994 году компанией SanDisc был создан стандарт CompactFlash на 512 Мв, который в течение прошедших десятилетий дорабатывался и увеличивался в объеме памяти. С 1995 года стали выпускаться более доступные по цене для массового пользователя цифровые аппараты, при помощи которых получаются снимки отличного качества. Для оперативного просмотра отснятых снимков аппараты оснащают ЖК-дисплеями. Тогда же появились опции приближенной/удаленной съемки объекта, функция автоматической фокусировки и другие режимы управления. Когда доступные по цене фотоаппараты появились у массового потребителя, фотография завоевала мир. Фотоделом занялись не только фотографы-профессионалы, но и любители.
Усовершенствованные оптические сенсоры и флеш-карты памяти взяли на вооружение производители мобильных гаджетов. Современные модели нетбуков и ноутбуков, планшетов и смартфонов в обязательном порядке оснащаются фото и web-камерами. Продвинутые гаджеты способны заменить собой бюджетный цифровой фотоаппарат, а топовые девайсы способны по качеству снимков посоперничать с профессиональной фотоаппаратурой. Цифровые мобильные устройства постепенно вытеснили с рынка аппараты на фотопленке.
Цифровая фотосъемка
В декабре 1975 года изобрели первую цифровую камеру, весом 3,5 кг. Она включала в себя десятки плат и кассетный проигрыватель. Работала камера на 16 никель-кадмиевых батареях. Сделал ее Стив Сассон, который работал инженером в фирме Kodak. Изображение делалось за 23 секунды и сохранялось на магнитную кассету. Данный проект послужил началом цифровой фотосъемки. Впоследствии были сделаны доработки, чтобы камера стала более удобной и доступной массовой аудитории.
Сейчас мы делаем фотографии без особого труда. Такая функция есть на каждом телефоне — нужно лишь сделать одно или два движения. Уже трудно представить, какой была бы жизнь без фотографии. Улыбочку!…
Обозримое будущее в развитии фотодела
Эволюция фотоаппарата продолжается и в наши дни. Американской компанией Lytro Inc уже создана пленоптическая камера, в оснащении которой использован массив микролинз для сьемки световой информации в 4-х измерениях. Назначение этого устройства — фиксирование происходящего во всем пространстве светового поля. Изображение, выдаваемое камерой, одинаково четкое как для ближних, так и удаленных объектов на снимке. Этот девайс уже называют фотоаппаратом будущего.
Инженеры ведущих компаний работают по нескольким направлениям.
- Усовершенствуется технология записи светового поля.
- Разрабатываются новые форматы четкости изображений, которые придут на смену распространенным HD, Full HD и недавно появившемуся видео-формату 4K.
- Технология микро-настройки автофокуса внедрена, но сам процесс сложен даже для профессионалов. Поэтому компании вплотную занимаются разработкой и внедрением функции AFMA.
- Перспективны разработки в области создания органических и изогнутых матриц. Первые обладают лучшей чувствительностью, а вторые нужны для увеличения диафрагмы и производительности сенсора.
Изобретение фотографии и развитие фотодела изменили мир человеческих отношений. Благодаря фотографии расширился кругозор современников, они глубже воспринимают происходящие в мире события, что стимулирует на новые достижения в технической области.
Дагерротип
Дагерротип — первые в истории фотоснимки, напоминающие зеркальное монохромное изображение.
Первый даггеротип был сделан Луи Дагером в 1837 году, на нём была изображена его мастерская. Процесс дагерротипии был весьма трудоемким, а проявление снимков длительным, однако данный способ просуществовал 20 лет. В основе лежала световая чувствительность йодида серебра. Использовалась посеребренная медная пластина. Впоследствии данный способ заменили более усовершенствованные устройства.
Необыкновенные цветные фотографии о жизни в России начала 1900-х годов
от Дэн Хавлик
опубликовано в понедельник, 14 января 2013 г., в 14:05 по восточноевропейскому времени
В ноябре прошлого года мы поделились с вами сокровищницей редких цветных изображений жизни в Париже 1920-х годов. А теперь несколько необычных цветных фотографий, сделанных в еще более ранний период – дореволюционная Россия накануне Первой мировой войны. Прокудин-Горский с 1909-1915, когда он путешествовал по Российской империи, документируя жизнь и деятельность русских людей, а также пейзажи и архитектуру. В то время цветная фотография была еще в зачаточном состоянии, и Прокудин-Горский путешествовал в специальном вагоне поезда, который одновременно выполнял функции фотолаборатории, где он мог обрабатывать свои цветные изображения вручную.
Есть много других изображений и справочной информации о Прокудине-Горском и его процессе цветной фотографии в Библиотеке Конгресса, которая приобрела его стеклянные негативы после его смерти в 1948.
(через The Denver Post)
( Спасибо Фил! )
Исфандияр, хан российского протектората Хорезм (Хива), портрет в полный рост, в мундире, сидит на стуле, на улице; между 1910 и 1915 гг.
Библиотека Конгресса Сергея Михайловича Собрание Прокудина-Горского
Угловая башня Троицкого собора Соловецкого монастыря, Соловецкие острова; 1915
Библиотека Конгресса, Собрание Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Алим-хан, эмир Бухары, сидит с мечом; между 1905 и 1915 гг.
Библиотека Конгресса, Собрание Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Церковь в пос. Ветлуга; 1910
Библиотека Конгресса, Коллекция Прокудина-Горского Сергея Михайловича
На реке Каролицхали, автопортрет фотографа Прокудина-Горского в костюме и шляпе, сидящего на скале у реки Каролицхали, на фоне гор; между 1905 и 1915
Сад М. П.С. (Министерство связи и путей сообщения) и шлюз Святого Павла, Девятины, Российская империя; 1909
Библиотека Конгресса, Собрание Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Пинхус Карлинский, восемьдесят четыре года. Шестьдесят шесть лет службы. Смотритель Черниговского шлюза, Российская империя; 1909
Библиотека Конгресса, Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Пастух на склоне холма, Самарканд; между 1905 и 1915 годами
Библиотека Конгресса, Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Группа рабочих на сборе чая. Гречанки, Чаква; между 1905 и 1915 годами
Библиотека Конгресса, Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Дагестанские типы, Мужчина и женщина позируют на открытом воздухе; между 1905 и 1915 гг.
Библиотека Конгресса, Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.
Жизнь российского газетного фотографа 1990-х, съемка на дешевую советскую камеру
КФ вверх статьи
Социально-документальная фотография т…
Пожалуйста, включите JavaScript Фото: Роман Яровицын)
Автор Роман Яровицын
Меня зовут Роман Яровицын, фотожурналист из Нижнего Новгорода в России. Я редактор фотоотдела регионального отделения ИД «КоммерсантЪ». Этим летом исполняется 30 лет, как я стал профессиональным фотожурналистом. Сегодня я использую только цифровое оборудование профессионального уровня, такое как зеркальные фотокамеры Canon EOS-1D и объективы L-серии. Ежедневная съемка — очень тяжелое испытание для камеры. Но я помню времена, когда у меня не было профессионального оборудования.
Не секрет, что во времена СССР профессиональные фотожурналисты не использовали аппаратуру советского производства для газетных снимков. Они использовали зеркальные фотокамеры Nikon F, Nikon F2 и Nikon FM, которые были куплены правительством для пропаганды. Перед Олимпийскими играми 1980 года в Москве новейшая аппаратура Nikon F3 была закуплена для агентств ТАСС и АПН, а также для нескольких государственных газет.
Но это была элита СМИ в Советском Союзе. Только один из тысячи советских фотографов имел доступ к японским камерам. Все остальные использовали отечественные фотоаппараты, например зеркалки Зенит. Я был одним из них, когда в 19-м году стал штатным новостным фотографом небольшой городской газеты.91.
Из снаряжения у меня был один-два (точно не помню) Зенит-Э и несколько объективов, приобретенных после работы в заводской лаборатории. Один Зенит достался мне в наследство от отца. Несмотря на скромную аппаратуру, моя работа удалась, и я, наконец, получил изображения достаточного качества, когда освещал несколько важных событий. Лето 1994 года было последним, когда эти «Зениты» использовались; моя газета купила мне Pentax K1000. В «Зенит-Э» я так и не вернулся, потому что эта камера была практически непригодна для новостной съемки.
Вам также может понравиться:
- Дизайнер США, который помог создать новаторский Советский SLR
- Прочитайте это перед вами Советской камерой
- Zenit-e Review 13...3..3.....3.9013.
- . не единственная 35-мм зеркальная фотокамера, доступная в Советском Союзе. Было несколько киевских зеркалок, более сложных и лучше оснащенных. В конце 1980-х «Зенит-Э» был старейшей из выпускавшихся моделей «Зенита»! Но я предпочел его. Почему?! Сложно ответить, но я попробую.
В России самой модной моделью был Зенит-ТТЛ с сквозным замером экспозиции, совершенно не равным селеновому «украшению» Е. При этом Зенит-ТТЛ оснащался механизмом подмигивающей диафрагмы [stop down ], так важно для SLR! Но это было не так хорошо, как кажется. Кнопка спуска затвора TTL была крайне натянута из-за этого ирисового механизма. Сделать резкое изображение на длинной выдержке, даже на 1/125, было крайне сложно! Самым ужасным был видоискатель ТТЛ, из-за полупрозрачного переднего края пентапризмы, отражающего свет в экспонометр.
По сравнению с «Зенитом-Э» он проигрывал. Видоискатель E был не совсем ярким, но TTL выглядел так, будто на нем были темные солнцезащитные очки. Кроме того, вместо прозрачного матирования Е фокусировочный экран ТТЛ был одной из первых советских линз Френеля с микропризмами. Не знаю, какой материал и технологию использовал КМЗ для штамповки экранов, но качество было ужасным. Иногда было почти невозможно точно сфокусировать изображение. Владельцы автомобиля пытаются подобрать его после того, как он скатился в пруд, август 1992 г. (Фото: Роман Яровицын)То же самое относится и к большинству более поздних моделей Зенита, таких как потомки ЭМ и ТТЛ ЭТ, 11 и т. д. Все из нас, хорошо знакомых с советскими производителями фотоаппаратов, понимали: большинство более поздних аналогичных моделей «Зенита» — не что иное, как косметическая модернизация. С одной стороны, это были более новые камеры, оснащенные более современными функциями, а с другой стороны, они ничем не лучше своего предшественника.
У E был экспонометр, но для меня он был абсолютно бесполезен. В те годы я снимал только на черно-белую пленку, и точный экспозамер не требовался. Странно, но западное правило Sunny-16 было в СССР абсолютно неизвестно. Были разные таблицы, слишком сложные для понимания и запоминания. До того, как я начал снимать на Е, у меня был некоторый опыт съемки на советскую Смену 8М с экспозиционными обозначениями. Запоминать было легко: 1/250 солнечно, 1/125 пасмурно, 1/60 дождливо и т.д. Мне этих знаний хватило, а экспонометром Свердловск-4 из сумки я почти не пользовался.
Весенние лужи на центральной площади Сарова, снято с желтым фильтром, обмазанным вазелином, март 1992 г. (Фото: Роман Яровицын)Но, когда я смотрю на негативы Зенита по сравнению с более поздними западными камерами, я вижу большую разницу. КМЗ пришлось изготовить специальный пленочный сканер «Зенит» с мощной лампой, потому что мы экспонировали нашу пленку «как метр, но плюс один шаг». На всякий случай.
Зенит-Э был наиболее сбалансированным фотоаппаратом с плавным спуском, одним из самых ярких и четких видоискателей среди зеркальных фотоаппаратов СССР и прекрасным ощущением в руке. Последнее, пожалуй, самое важное для репортера. Отсутствие подмигивающей диафрагмы компенсировалось широким выбором объективов с предустановленной диафрагмой. Надо сказать, что советские автодиафрагменные объективы были менее надежны, чем их пресетные аналоги. Механизмы подмигиваний были капризны и надежно работали не более пары месяцев. Поэтому я избегал таких объективов и использовал свои любимые Мир-10А, Мир-1В, Юпитер-37А и Таир-3А с надежной предустановленной диафрагмой.
Дети катаются на передвижной карусели, ноябрь 1990 г. (Фото: Роман Яровицын) Конечно, при съемке новостей старый пресет мог помешать увидеть решающий момент. Но надежность обычно важнее. Не могу не сказать пару слов о китовых объективах. Профи никогда не пользовался ни Индустаром-50, ни Гелиосом-44. Мы использовали его только как колпак, чтобы продать или поменять камеру. Уважающие себя фотографы использовали в качестве штатного объектива 50мм хотя бы Индустар-61 Л/З. Этот резкий объектив с лантановыми стеклами был хорошо просветлен и, кроме того, имел очень близкий предел фокусировки. В некоторых случаях мы использовали его как небольшой макрообъектив. Еще одним хорошим объективом была Волна-9. Может, сейчас этим отзывам верить сложно, но тогда у Гелиос-44 был самый низкий рейтинг штатных объективов.Вы можете сказать: а как же Зенит-19? Величайший серийный Зенит! Да, конечно. Внутри СССР это было как Mercedes-Benz. Но его надежность была слишком низкой для новостной съемки. Во многом надежность «Зенита-Э» у «Зенита-Э» была не выше. Но если ваш E был поврежден, большинство людей могли бы решить, как его починить без посторонней помощи. Поврежденный «Зенит-19» с современным квадратным затвором и большим количеством электроники внутри нуждался в квалифицированном обслуживании. В СССР это была большая проблема. Возможно, простота ремонта «Э» стала одной из важнейших причин его популярности. Солдаты в отпуске выбирают фильм в видеосалоне, 19 августа.89 (Фото: Роман Яровицын)
Потом была большая надежда советской фотопромышленности, Алмаз-103. Купил в 1986 году. Но до заклинивания настрелял меньше 40 рулонов. Такие камеры были намного сложнее и не подлежали самостоятельному ремонту. Вернув деньги в магазине, я понял, что советской альтернативы «Зениту» нет.
Буквально перед покупкой Pentax получил Зенит-АПК (с японской шторкой). Все, кроме затвора, было ужасно, а видоискатель беднее, чем у Е. Пользовался меньше года и быстро продал.
Должен сказать, я никогда не приходил на съемки с одним корпусом «Зенит-Э» — можно было бы и вовсе без фотоаппарата. «Зенит-Э» может выйти из строя в любой момент по целому ряду причин. Если вы снимаете 10 рулонов в год, вы можете подождать от трех до пяти лет, пока это произойдет, и тем временем думать, что у вас есть надежная камера. Но если ваша ежедневная съемка состоит из пяти-шести кадров, то та же камера может работать всего несколько недель до заклинивания затвора. Уличная езда на велосипеде после дождя (Фото: Роман Яровицын)
Это разница между профессиональными и любительскими камерами. Зенит-Э не профи. Но есть способ обойти эту проблему: иметь много Э. За моим столом было как минимум четыре «Зенита-Э». Два из них лежали у меня в сумке, а 2 других обычно разбирали, чтобы переклеить шторки или поменять сломанные шестерни. На самом деле, мы использовали Зениты, как Туко Рамирес из «Хорошего, плохого, злого» собрали пушку. Помните сцену, когда он выползает из пустыни и спрашивает «Револьверы»? в магазине? В итоге собрал один хороший револьвер из нескольких обычных. Мы собрали хороший E из нескольких поврежденных таким же образом.
Было одно, очевидное для советского профессионального фотографа и удивительное для непосвященных. В Советском Союзе был совершенно уникальный рынок отечественной фототехники. Любители должны покупать свои камеры в магазине. Но если вы подключились к секте профессиональных фотографов, вы можете просто поменять ее на что-то другое. Что такое секта? Это было профи-сообщество, в которое входили фотографы из муниципальной студии и фотоассистенты из про-лаборатории на каком-нибудь заводе. Подростки с велосипедом наслаждаются летними солнечными ваннами (Фото: Роман Яровицын)
На каждом советском заводе или фабрике имелась фотослужба, очень хорошо оснащенная. Большинство профессиональных фотографов работали в таких лабораториях и могли использовать любое оборудование. «Зенит-Э» не получил высокой оценки. Это была маленькая монета в большой советской фотобирже. Так что это означало, что мне никогда не приходилось покупать «Зенит-Э»! Если мне нужно было новое тело, я могу поменять его на что угодно. Обычная история: профи с разных заводов встречаются на официальном мероприятии, от них требуется пострелять. Один спрашивает другого:
«Привет, приятель! Мой запас гипосульфита закончился, но следующий запас будет через неделю, вы можете помочь?»
«Да, полмешка могу дать. Помню Зенит-Э у тебя на полке…»
«Сломался».
«Нет проблем, мне нужны только шторки от него».
«Хорошо, возьми за гипосульфит».Таким образом мы собираем необходимое количество запчастей Зенит-Э для ремонта каждые пару месяцев.
Для быстрой стрельбы Зенит-Э необходимо модифицировать. Он предназначался для использования с всегда готовым кейсом, а на корпусе не было ушек для ремешка. Сначала я выбросил верхнюю часть корпуса, а камеры перенес в нижнюю половину. Одна из самых важных вещей в новостной фотографии — возможность быстрой перезарядки пленки. Вот почему профессиональные камеры предназначены для ношения на плечевом ремне без необходимости вынимать их из футляра. Наконец, мои друзья просверлили корпус моего E, чтобы прикрепить крепление ремня.
(Фотографии, сделанные в студенческих общежитиях СССР, конец 1980-х)
Любой фотограф в СССР должен был иметь хорошего друга, токаря или фрезеровщика, или того и другого одновременно. В фотомагазинах был очень скромный ассортимент аксессуаров. Любое простейшее приспособление приходилось изготавливать самим или искать хорошего специалиста по металлообработке, который мог бы сделать это за нас. Очень слабым местом «Зенита-Э» была дверь. Чтобы предотвратить случайное открытие, я использовал резиновое кольцо вокруг корпуса, вырезанное из велосипедного колеса. Это было не очень модно, но было хорошей страховкой от запотевания пленки.
Я всегда собирал старые катушки, когда обнаруживал возможность разъедать поврежденное тело. Новые катушки, вроде тех, что стоят в Зенит-ТТЛ, были ужасны. Отличительной чертой E была простота разборки. Только отвертки и плоскогубцы. Вместо специальных торцевых ключей мы использовали импровизированный пинцет.
Последняя модификация заключалась в добавлении горячего башмака вместо холодного. С «Зенит-Э» это сделать ОЧЕНЬ просто. В верхней крышке надо просверлить одно отверстие и можно приделать горячий башмак от Зенит-ТТЛ или чего-то подобного. Крепление абсолютно идентично в любых «Зенитах», использующих классический затвор Leica.
В 1994 году, когда я оставил «Зенит-Э» позади, это было похоже на кошмар. Я наконец-то понял, что такое хорошая и надежная камера. После этого были Никоны (F3, F4 и F5) и Кэноны.