Разное

Перемещение какая буква: «Перемещение. Траектория. Путь» (9-й класс)

Содержание

Физика 9 кл. Перемещение — Класс!ная физика

Физика 9 кл. Перемещение

Подробности
Просмотров: 120

1. Что такое пройденный путь?

Траектория — это воображаемая линия, вдоль которой движется тело.
Длина траектории называется пройденным путем.
Путь — скалярная величина, не имеющая направления).
Буквенное обозначение пути — s.
Единица измерения пути в СИ — 1 метр.

2. Всегда ли можно определить положение тела в заданный момент времени t, зная начальное положение этого тела (при t0 = 0) и путь, пройденный им за промежуток времени t ?


Тело может двигаться в разных направлениях от начальной точки, проходя одинаковые пути.
Траектория движения тела не всегда совпадает с перемещением тела.
Поэтому, зная начальное положение тела и путь, пройденный им за промежуток времени t, нельзя однозначно определить положение тела.


3. Что называют перемещением тела (материальной точки)?

Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.


Перемещение — это векторная величина.
Оно обозначается буквой s, (как и путь).
Модуль перемещения измеряется в метрах.
Единица измерения модуля перемещения — 1 метр.
Используются и другие единицы длины: километры, мили.

4. Можно ли однозначно определить положение тела в заданный момент времени t, зная начальное положение этого тела и вектор перемещения, совершённого телом за промежуток времени t?

Зная начальное положение и вектор перемещения тела, т. е. его направление и модуль, можно однозначно определить, где это тело находится.

5. Почему в механике более важен вектор перемещения тела, чем пройденный им путь?

Вектор перемещения однозначно определяет положение тела при перемещении.

Следующая страница — смотреть

Назад в «Оглавление» — смотреть

Кинематика – FIZI4KA

Механика — это раздел физики, изучающий механическое движение тел.

Кинематика — это раздел механики, в котором изучается механическое движение тел без учета причин, вызывающих это движение.

Материальная точка — тело, обладающее массой, размерами которого в данной задаче можно пренебречь, если

  • расстояние, которое проходит тело, много больше его размера;
  • расстояние от данного тела до другого тела много больше его размера;
  • тело движется поступательно.

Система отсчета — это тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для измерения времени.
Траектория — это линия, которую описывает тело при своем движении.
Путь — это скалярная величина, равная длине траектории.

Перемещение — это вектор, соединяющий начальное положение тела с его конечным положением за данный промежуток времени.

Важно! 
В процессе движения путь может только увеличиваться, а перемещение как увеличиваться, так и уменьшаться, например, когда тело поворачивает обратно.
При прямолинейном движении в одном направлении путь равен модулю перемещения, а при криволинейном — путь больше перемещения.
Перемещение на замкнутой траектории равно нулю.

Основная задача механики — определить положение тела в пространстве в любой момент времени.

Механическое движение и его виды

Механическое движение — это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Механическое движение может быть:
1. по характеру движения

  • поступательным — это движение, при котором все точки тела движутся одинаково и любая прямая, мысленно проведенная в теле, остается параллельна сама себе;
  • вращательным — это движение, при котором все точки твердого тела движутся по окружностям, расположенным в параллельных плоскостях;
  • колебательным — это движение, которое повторяется в двух взаимно противоположных направлениях;

2. по виду траектории

  • прямолинейным — это движение, траектория которого прямая линия;
  • криволинейным — это движение, траектория которого кривая линия;

3. по скорости

  • равномерным — движение, при котором скорость тела с течением времени не изменяется;
  • неравномерным — это движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется;

4. по ускорению

  • равноускоренным — это движение, при котором скорость тела увеличивается с течением времени на одну и ту же величину;
  • равнозамедленным — это движение, при котором скорость тела уменьшается с течением времени на одну и ту же величину.

Относительность механического движения

Относительность движения — это зависимость характеристик механического движения от выбора системы отсчета.

Правило сложения перемещений

Перемещение тела относительно неподвижной системы отсчета равно векторной сумме перемещения тела относительно подвижной системы отсчета и перемещения подвижной системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета:

где ​\( S \)​ — перемещение тела относительно неподвижной системы отсчета;
​\( S_1 \)​ — перемещение тела относительно подвижной системы отсчета;
​\( S_2 \)​ — перемещение подвижной системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета.

Правило сложения скоростей

Скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна векторной сумме скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости подвижной системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета:

где ​\( v \)​ — скорость тела относительно неподвижной системы отсчета;

​\( v_1 \)​ — скорость тела относительно подвижной системы отсчета;
​\( v_2 \)​ — скорость подвижной системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета.

Относительная скорость

Важно! Чтобы определить скорость одного тела относительно другого, надо мысленно остановить то тело, которое мы принимаем за тело отсчета, а к скорости оставшегося тела прибавить скорость остановленного, изменив направление его скорости на противоположное.

Пусть \( v_1 \) — скорость первого тела, а \( v_2 \) — скорость второго тела.
Определим скорость первого тела относительно второго \( v_{12} \):

Определим скорость второго тела относительно первого \( v_{21} \):

Следует помнить, что траектория движения тела и пройденный путь тоже относительны.

Если скорости направлены перпендикулярно друг к другу, то относительная скорость рассчитывается по теореме Пифагора:

Если скорости направлены под углом ​\( \alpha \)​ друг к другу, то относительная скорость рассчитывается по теореме косинусов:

Скорость

Скорость — это векторная величина, характеризующая изменение перемещения данного тела относительно тела отсчета с течением времени.

Обозначение — ​\( v \)​, единицы измерения — ​м/с (км/ч)​.

Средняя скорость — это векторная величина, равная отношению всего перемещения к промежутку времени, за которое это перемещение произошло:

Средняя путевая скорость — это скалярная величина, равная отношению всего пути, пройденного телом, к промежутку времени, за которое этот путь пройден:

Важно! Чтобы определить среднюю скорость на всем участке пути, надо время разделить на отдельные промежутки и все время представить в виде суммы этих промежутков.
Чтобы определить среднюю скорость за все время движения, надо путь разделить на отдельные участки и весь путь представить как сумму этих участков.

Мгновенная скорость — это скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории.
Мгновенная скорость направлена по касательной к траектории движения.

Ускорение

Ускорение – это векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости.

Обозначение — ​\( a \)​, единица измерения — м/с2.
В векторном виде:

где ​\( v \)​ – конечная скорость; ​\( v_0 \)​ – начальная скорость;
​\( t \)​ – промежуток времени, за который произошло изменение скорости.

В проекциях на ось ОХ:

где ​\( a_n \)​ – нормальное ускорение, ​\( a_{\tau} \)​ – тангенциальное ускорение.

Тангенциальное ускорение сонаправлено с вектором линейной скорости, а значит, направлено вдоль касательной к кривой:

Нормальное ускорение перпендикулярно направлению вектора линейной скорости, а значит, и касательной к кривой:

Ускорение характеризует быстроту изменения скорости, а скорость – векторная величина, которая имеет модуль (числовое значение) и направление.

Важно!
Тангенциальное ускорение характеризует быстроту изменения модуля скорости. Нормальное ускорение характеризует быстроту изменения направления скорости.
Если \( a_{\tau} \) ≠ 0, \( a_n \) = 0, то тело движется по прямой;
если \( a_{\tau} \) = 0, \( a_n \) = 0, ​\( v \)​ ≠ 0, то тело движется равномерно по прямой;
если \( a_{\tau} \) = 0, \( a_n \) ≠ 0, тело движется равномерно по кривой;
если \( a_{\tau} \) = 0, \( a_n \) = const, то тело движется равномерно по окружности;
если \( a_{\tau} \) ≠ 0, \( a_n \) ≠ 0, то тело движется неравномерно по окружности.

Равномерное движение

Равномерное движение – это движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает равные перемещения.

Скорость при равномерном движении – величина, равная отношению перемещения к промежутку времени, за которое это перемещение произошло:

Проекция вектора скорости на ось ОХ:

Проекция вектора скорости на координатную ось равна быстроте изменения данной координаты:

График скорости (проекции скорости)

График скорости (проекции скорости) представляет собой зависимость скорости от времени:

График скорости при равномерном движении – прямая, параллельная оси времени.
График 1 лежит над осью ​\( t \)​, тело движется по направлению оси ОХ.
Графики 2 и 3 лежат под осью ​\( t \)​, тело движется против оси ОХ.

Перемещение при равномерном движении – это величина, равная произведению скорости на время:

Проекция вектора перемещения на ось ОХ:

График перемещения (проекции перемещения)

График перемещения (проекции перемещения) представляет собой зависимость перемещения от времени:

График перемещения при равномерном движении – прямая, выходящая из начала координат.
График 1 лежит над осью \( t \), тело движется по направлению оси ОХ.

Графики 2 и 3 лежат под осью \( t \), тело движется против оси ОХ.

По графику зависимости скорости от времени можно определить перемещение, пройденное телом за время \( t \). Для этого необходимо определить площадь фигуры под графиком (заштрихованной фигуры).

Координата тела при равномерном движении рассчитывается по формуле:

График координаты представляет собой зависимость координаты от времени: ​\( x=x(t) \)​.

График координаты при равномерном движении – прямая.
График 1 направлен вверх, тело движется по направлению оси ОХ:

График 2 параллелен оси ОХ, тело покоится.
График 3 направлен вниз, тело движется против оси ОХ:

Прямолинейное равноускоренное движение

Прямолинейное равноускоренное движение – это движение по прямой, при котором тело движется с постоянным ускорением:

При движении с ускорением скорость может как увеличиваться, так и уменьшаться.

Скорость тела при равноускоренном движении рассчитывается по формуле:

При разгоне (в проекциях на ось ОХ):

При торможении (в проекциях на ось ОХ):

График ускорения (проекции ускорения) при равноускоренном движении представляет собой зависимость ускорения от времени:

График ускорения при равноускоренном движении – прямая, параллельная оси времени.
График 1 лежит над осью t, тело разгоняется, ​\( a_x \)​ > 0.
График 2 лежит под осью t, тело тормозит, \( a_x \) < 0.

График скорости (проекции скорости) представляет собой зависимость скорости от времени:

График скорости при равноускоренном движении – прямая.
График 1 направлен вверх, тело движется равноускоренно в положительном направлении оси ОХ, ​\( v_{0x} \)​ > 0, ​\( a_x \)​ > 0.

График 2 направлен вниз, тело движется равнозамедленно в положительном направлении оси ОХ, \( v_{0x} \) > 0, \( a_x \) < 0,

График 3 направлен вниз, тело движется равноускоренно против оси ОХ, \( v_{0x} \) < 0, \( a_x \) < 0. По графику зависимости скорости от времени можно определить перемещение, пройденное телом за промежуток времени ​\( t_2-t_1 \)​. Для этого необходимо определить площадь фигуры под графиком (заштрихованной фигуры).

Перемещение при равноускоренном движении рассчитывается по формулам:

Перемещение в ​\( n \)​-ую секунду при равноускоренном движении рассчитывается по формуле:

Координата тела при равноускоренном движении рассчитывается по формуле:

Свободное падение (ускорение свободного падения)

Свободное падение – это движение тела в безвоздушном пространстве под действием только силы тяжести.

Все тела при свободном падении независимо от массы падают с одинаковым ускорением, называемым ускорением свободного падения.
Ускорение свободного падения всегда направлено к центру Земли (вертикально вниз).

Обозначение – ​\( g \)​, единицы измерения – м/с2.

Важно! \( g \) = 9,8 м/с2, но при решении задач считается, что \( g \) = 10 м/с2.

Движение тела по вертикали

Тело падает вниз, вектор скорости направлен в одну сторону с вектором ускорения свободного падения:

Если тело падает вниз без начальной скорости, то ​\( v_0 \)​ = 0.
Время падения рассчитывается по формуле:

Тело брошено вверх:

Если брошенное вверх тело достигло максимальной высоты, то ​\( v \)​ = 0.
Время подъема рассчитывается по формуле:

Движение тела, брошенного горизонтально

Движение тела, брошенного горизонтально, можно представить как суперпозицию двух движений:

  1. равномерного движения по горизонтали со скоростью ​\( v_0=v_{0x} \)​;
  2. равноускоренного движения по вертикали с ускорением свободного падения ​\( g \)​ и без начальной скорости ​\( v_{0y}=0 \)​.

Уравнение скорости:

Уравнение координаты:

Скорость тела в любой момент времени:

Дальность полета:

Угол между вектором скорости и осью ОХ:

Движение тела, брошенного под углом к горизонту (баллистическое движение)

Движение тела, брошенного под углом к горизонту, можно представить как суперпозицию двух движений:

  1. равномерного движения по горизонтали;
  2. равноускоренного движения по вертикали с ускорением свободного падения.

Уравнение скорости:

Уравнение координаты:

Скорость тела в любой момент времени:

Угол между вектором скорости и осью ОХ:

Время подъема на максимальную высоту:

Максимальная высота подъема:

Время полета:

Максимальная дальность полета:

Важно!
При движении вверх вертикальная составляющая скорости будет уменьшаться, т. е. тело вдоль вертикальной оси движется равнозамедленно.
При движении вниз вертикальная составляющая скорости будет увеличиваться, т. е. тело вдоль вертикальной оси движется равноускоренно.
Скорость ​\( v_0 \)​, с которой тело брошено с Земли, будет равна скорости, с которой оно упадет на Землю. Угол ​\( \alpha \)​, под которым тело брошено, будет равен углу, под которым оно упадет.

При решении задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, важно помнить, что в точке максимального подъема проекция скорости на ось ОУ равна нулю:

Это облегчает решение задач:

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью – простейший вид криволинейного движения.

Траектория движения – окружность. Вектор скорости направлен по касательной к окружности.
Модуль скорости тела с течением времени не изменяется, а ее направление при движении по окружности в каждой точке изменяется, поэтому движение по окружности – это движение с ускорением.
Ускорение, которое изменяет направление скорости, называется центростремительным.
Центростремительное ускорение направлено по радиусу окружности к ее центру.

Центростремительное ускорение – это ускорение, характеризующее быстроту изменения направления вектора линейной скорости.
Обозначение – ​\( a_{цс} \)​, единицы измерения – ​м/с2​.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью является периодическим движением, т. е. его координата повторяется через равные промежутки времени.
Период – это время, за которое тело совершает один полный оборот.
Обозначение – ​\( T \)​, единицы измерения – с.

где ​\( N \)​ – количество оборотов, ​\( t \)​ – время, за которое эти обороты совершены.
Частота вращения – это число оборотов за единицу времени.
Обозначение – ​\( \nu \)​, единицы измерения – с–1 (Гц).

Период и частота – взаимно обратные величины:

Линейная скорость – это скорость, с которой тело движется по окружности.
Обозначение – ​\( v \)​, единицы измерения – м/с.
Линейная скорость направлена по касательной к окружности:

Угловая скорость – это физическая величина, равная отношению угла поворота к времени, за которое поворот произошел.
Обозначение – ​\( \omega \)​, единицы измерения – рад/с .

Направление угловой скорости можно определить по правилу правого винта (буравчика).
Если вращательное движение винта совпадает с направлением движения тела по окружности, то поступательное движение винта совпадает с направлением угловой скорости.
Связь различных величин, характеризующих движение по окружности с постоянной по модулю скоростью:

Важно!
При равномерном движении тела по окружности точки, лежащие на радиусе, движутся с одинаковой угловой скоростью, т. к. радиус за одинаковое время поворачивается на одинаковый угол. А вот линейная скорость разных точек радиуса различна в зависимости от того, насколько близко или далеко от центра они располагаются:

Если рассматривать равномерное движение двух сцепленных тел, то в этом случае одинаковыми будут линейные скорости, а угловые скорости тел будут различны в зависимости от радиуса тела:

Когда колесо катится равномерно по дороге, двигаясь относительно нее с линейной скоростью ​\( v_1 \)​, и все точки обода колеса движутся относительно его центра с такой же линейной скоростью \( v_1 \), то относительно дороги мгновенная скорость разных точек колеса различна.

Мгновенная скорость нижней точки ​\( (m) \)​ равна нулю, мгновенная скорость в верхней точке ​\( (n) \)​ равна удвоенной скорости ​\( v_1 \)​, мгновенная скорость точки ​\( (p) \)​, лежащей на горизонтальном радиусе, рассчитывается по теореме Пифагора, а мгновенная скорость в любой другой точке ​\( (c) \)​ – по теореме косинусов.

Основные формулы по теме «Кинематика»

 

Кинематика

2.7 (53.33%) 12 votes

Перемещение (определение, обозначение, единица измерения).


Стр 1 из 2Следующая ⇒

Вопросы для экзамена в 10 классе

1.Определение механического движения. Примеры

2. Определение материальной точки. Примеры.

3. Определение траектории. Примеры

4.Перемещение (определение, обозначение, единица измерения).

5.Формула и график перемещения равномерного движения.

6. Формула и график перемещения равноускоренного движения.

7. Формула и график равномерного движения

8. Формула и график равноускоренного движения

9.В чем отличие перемещения от пройденного пути.

10.Скорость(определение, обозначение, единица измерения).

11.Формула и график скорости равномерного движения.

12 Формула и график скорости равноускоренного движения

13.Ускорение (определение, обозначение, единица измерения).

14.Свободное падение (определение и основные формулы скорости и перемещения).

15.Центростремительное ускорение (формула)

16. Формулы скорости, периода и частоты движения по окружности.

17.1 закон Ньютона(формулировка, формула и анализ)

18. 2 закон Ньютона(формулировка, формула и анализ)

19.3 закон Ньютона(формулировка, формула и анализ)

20.Сила тяжести (определение, формула, направление)

21.Сила упругости (определение, формула, направление)

22.Сила трения (определение, формула, направление)

23. Сила всемирного тяготения (определение, формула, направление)

24.Импульс.(Определение, свойства)

25 Закон сохранения импульса (Формулировка , формула, границы применимости)

26. Кинетическая энергия, теорема о кинетической энергии.

27. Потенциальная энергия ( три формулы)

28.Теорема о потенциальной энергии.

29.Закон сохранения механической энергии. (Формулировка , формула, границы применимости)

30.Формула механической работы.

31. Понятие об идеальном газе. Примеры

32.Температура и её свойства. Абсолютная температура

33.Основное уравнение МКТ

34. Масса молекулы, молярная масса, количество вещества

35.Уравнение Менделеева

36.Ур-е Клайперона

37 Закон Бойля-Мариотта

38.Закон Гей-Люссака

39.Закон Шарля

40 Графики изопроцессов

41 Насыщенный пар и его свойства

42.Влажность воздуха и её измерение

43.Кристаллические тела: монокристаллы и поликристаллы, анизотропия и изотропия

44.Электрический заряд и его свойства

45. Закон Кулона

46.Напряженность поля

47.Работа эл поля

48.Потенциал, Разность потенциалов

49.Эквипотенциальные поверхности

50.Электроемкость

51Конденсаторы

52.Формула плоского конденсатора

53.Соединения конденсаторов

 


Вопросы и ответы для экзамена в 10 классе

1.Определение механического движения. Примеры

Изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел называется механическим движением. Например, движение человека, машины или планеты.

машины или планеты.

Определение материальной точки. Примеры.

Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой, Например, Земля при движении вокруг Солнца, человек ,идущий из школы домой.

Определение траектории. Примеры

Линия, вдоль которой происходит движение, называется траекторией. Например, молния, следы мела на доске – это примеры видимых траекторий.

Перемещение (определение, обозначение, единица измерения).

Перемещение – это вектор, проведенный из начального положения материальной точки в конечное. Обозначается S. Измеряется в метрах

5.Формула и график перемещения равномерного движения.

 

 

6. Формула и график перемещения равноускоренного движения.

Формула и график равномерного движения

Формула и график равноускоренного движения

В чем отличие перемещения от пройденного пути.

В отличие от перемещения путь – это скалярная величина

Скорость(определение, обозначение, единица измерения).

Это физическая величина, характеризующая быстроту движения. Обозначается V.Измеряется в м/с

Формула и график скорости равномерного движения.

Формула и график скорости равноускоренного движения

Ускорение (определение, обозначение, единица измерения).

Ускорение

Свободное падение (определение и основные формулы скорости и перемещения).

Это движение под действием силы тяжести.

 

15.Центростремительное ускорение (формула)

Формулы скорости, периода и частоты движения по окружности.

Вопросы для экзамена в 10 классе

1.Определение механического движения. Примеры

2. Определение материальной точки. Примеры.

3. Определение траектории. Примеры

4.Перемещение (определение, обозначение, единица измерения).

5.Формула и график перемещения равномерного движения.

6. Формула и график перемещения равноускоренного движения.

7. Формула и график равномерного движения

8. Формула и график равноускоренного движения

9.В чем отличие перемещения от пройденного пути.

10.Скорость(определение, обозначение, единица измерения).

11.Формула и график скорости равномерного движения.

12 Формула и график скорости равноускоренного движения

13.Ускорение (определение, обозначение, единица измерения).

14.Свободное падение (определение и основные формулы скорости и перемещения).

15.Центростремительное ускорение (формула)

16. Формулы скорости, периода и частоты движения по окружности.

17.1 закон Ньютона(формулировка, формула и анализ)

18. 2 закон Ньютона(формулировка, формула и анализ)

19.3 закон Ньютона(формулировка, формула и анализ)

20.Сила тяжести (определение, формула, направление)

21.Сила упругости (определение, формула, направление)

22.Сила трения (определение, формула, направление)

23. Сила всемирного тяготения (определение, формула, направление)

24.Импульс.(Определение, свойства)

25 Закон сохранения импульса (Формулировка , формула, границы применимости)

26. Кинетическая энергия, теорема о кинетической энергии.

27. Потенциальная энергия ( три формулы)

28.Теорема о потенциальной энергии.

29.Закон сохранения механической энергии. (Формулировка , формула, границы применимости)

30.Формула механической работы.

31. Понятие об идеальном газе. Примеры

32.Температура и её свойства. Абсолютная температура

33.Основное уравнение МКТ

34. Масса молекулы, молярная масса, количество вещества

35.Уравнение Менделеева

36.Ур-е Клайперона

37 Закон Бойля-Мариотта

38.Закон Гей-Люссака

39.Закон Шарля

40 Графики изопроцессов

41 Насыщенный пар и его свойства

42.Влажность воздуха и её измерение

43.Кристаллические тела: монокристаллы и поликристаллы, анизотропия и изотропия

44.Электрический заряд и его свойства

45. Закон Кулона

46.Напряженность поля

47.Работа эл поля

48.Потенциал, Разность потенциалов

49.Эквипотенциальные поверхности

50.Электроемкость

51Конденсаторы

52.Формула плоского конденсатора

53.Соединения конденсаторов

 


Вопросы и ответы для экзамена в 10 классе

1.Определение механического движения. Примеры

Изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел называется механическим движением. Например, движение человека, машины или планеты.

машины или планеты.

Определение материальной точки. Примеры.

Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой, Например, Земля при движении вокруг Солнца, человек ,идущий из школы домой.

Определение траектории. Примеры

Линия, вдоль которой происходит движение, называется траекторией. Например, молния, следы мела на доске – это примеры видимых траекторий.

Перемещение (определение, обозначение, единица измерения).

Перемещение – это вектор, проведенный из начального положения материальной точки в конечное. Обозначается S. Измеряется в метрах

5.Формула и график перемещения равномерного движения.

 

 

6. Формула и график перемещения равноускоренного движения.


Рекомендуемые страницы:

Правила переносов — «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Орфография

Правила переносов

§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

§ 118. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно Правильно
люб-овь лю-бовь
дяд-енька дя-денька, дядень-ка
реб-ята ре-бята, peбя-ma
паст-ух па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Неправильно Правильно
раз-ыскать ра-зыскать, разыс-кать
роз-ыгрыш ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время пpиставка отчетливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

§ 119. Кроме правил, изложенных в §§ 117 и 118, необходимо руководствоваться еще следующими правилами:

1. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.

Неправильно Правильно
под-ъезд подъ-езд
бол-ьшой боль-шой
бул-ьон буль-он, бу-льон

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно Правильно
во-йна вой-на
сто-йкий стой-кий
фе-йерверк фей-ерверк, фейер-верк
ма-йор май-ор

3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно Правильно                            
а-кация, акаци-я ака-ция

4. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный*. 

Неправильно Правильно
по-дбить под-бить
ра-змах раз-мах

5. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога*.

Неправильно Правильно
прис-лать при-слать
отс-транять от-странять

6. При переносе сложных cлов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

        Неправильно                                   Правильно
        пятиг-раммовый                   пяти-граммовый и пятиграм-мовый

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно Правильно
жу-жжать жуж-жать
ма-сса мас-са
ко-нный кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожженный, поссорить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение  (см. п. 6).

8. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова.

Неправильно Правильно
спе-цодежда спец-одежда

9. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

Из изложенных выше (§§ 118 и 119) правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-cандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, пп. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).

§ 120. Нельзя переносить сокращенные обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:

1917/г.
72/м2
53/км
10/кг

§ 121. Нельзя переносить «наращения», т. е. отрывать при переносе от цифры соединенное с ней дефисом грамматическое окончание, например, нельзя переносить:

1/-е
2/-го

§ 122. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр.,
т. е., ж-д., о-во
.

§ 123. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

§ 124. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.


* Комментарии редакции портала

§ 119, п. 4. Это правило теперь носит рекомендательный характер. Если в группе согласных букв первая принадлежит приставке, при переносе предпочтительно учитывать членение слова на значимые части: приставку целиком оставить на строке и перенести оставшуюся часть. Однако такая группа согласных букв может быть разбита переносом любым образом. Предпочтительные переносы: под‑бить, под‑бросить. Допустимые переносы: по‑дбить, подб‑росить

§ 119, п. 5. Это правило теперь носит рекомендательный характер. Предпочтительные переносы: при‑слать, от‑странить. Допустимые переносы: прис-лать, отс‑транить и отст‑ранить

См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и последующие издания). Все правила переноса из указанного справочника можно прочесть в ответе на вопрос № 294651. 

 

Перенос текста с помощью CSS и HTML

Приветствую вас, дорогие читатели!

Сегодня расскажу про HTML и CSS перенос текста. Очень часто возникает ситуация, когда какой-то текст или слово не помещается в блоке и нужно перенести его на следующую строку.

Перенос текса на следующую строку

Для переноса текста можно использовать специальный html тег <br />. Это одиночный тег, то есть его не нужно закрывать, и ставится он в том месте, где вам нужно осуществить перенос на следующую строку.

Например:

<div> Здесь ну oчень длинный текст, <br /> который не плохо было бы перенести на новую строку. </div>

<div>

Здесь ну oчень длинный текст, <br /> который не плохо было бы перенести на новую строку.

</div>

Вот что получим:

Здесь ну oчень длинный текст,
который не плохо было бы перенести на новую строку.

Если вы через CSS задаёте более узкую ширину для блока с текстом то перенос текста осуществляется автоматически. То есть те слова, которые не помещаются в одной строке перескакивают на следующую.

Как сделать CSS перенос слова на следующую строку?

Осуществить перенос слова можно при помощи CSS свойства word-break.
У данного CSS свойства может быть несколько значений:

  • Normal – значение по умолчанию, то есть перенос слова не осуществляется и если оно не помещается в блок с текстом, то просто вылезет за его пределы.
    Например:

    Выглядит не очень! Не правда ли ?!

  • break-all – переносит часть слова на следующую строку если оно не помещается в блоке с текстом.

    Вот что получится:

    Здесь ну oооооооооооооооочень длинное слово, которое не плохо было бы перенести на новую строку при помощи CSS.

  • inherit – в этом случае наследуется то значение, которое стояла у родительского элемента, то есть у того блока или тега, внутри которого размещён блок с текстом.

Сам HTML кода блока с текстом для переноса в моём случае выглядит вот так:

<div> Здесь ну oооооооооооооооочень длинное слово, которое не плохо было бы перенести на новую строку при помощи CSS. </div>

<div>

Здесь ну oооооооооооооооочень длинное слово, которое не плохо было бы перенести на новую строку при помощи CSS.

</div>

А вот CSS код для переноса текста, который записывается в файл стилей вашего шаблона или страницы сайта:

.perenos { border:3px solid #245488; margin:20px auto; padding:10px; width:170px; word-break:break-all; }

.perenos {

border:3px solid #245488;

margin:20px auto;

padding:10px;

width:170px;

 

word-break:break-all;

}

Всё бы ничего, но вот только переносы расставляются без знака «-» в конце строки и не по правилам.

Перенос слов в тексте вручную

Если текста не очень много и критически важно чтобы всё переносилось по правилам, то перенос слов в тексте можно осуществить при помощи специального символа
&shy;

Этот специальный символ ставится в том месте, где нужно осуществить перенос.
Например:

<div> Здесь ну oоооооо&shy;ооооооооочень длинное слово, которое не плохо было бы перенести на новую строку при помощи CSS. </div>

<div>

Здесь ну oоооооо&shy;ооооооооочень длинное слово, которое не плохо было бы перенести на новую строку при помощи CSS.

</div>

Выглядеть это будет так:

Здесь ну oоооооо­ооооооооочень длинное слово, которое не плохо было бы перенести на новую строку при помощи CSS.

Перенос слов в тексте при помощи свойства hyphens

Данное CSS свойства сравнительно новое и не очень хорошо поддерживается более старыми версиями браузеров. Однако, несмотря на это, оно наилучшим образом осуществляет перенос слов и текста, так как основывается на встроенном словаре браузера и автоматически проставляет знак «-» в конце строки.

СSS код блока с текстом в этом случае выглядит так:

.perenos-hyphens { -moz-hyphens: auto; -webkit-hyphens: auto; -ms-hyphens: auto; }

.perenos-hyphens {

    -moz-hyphens: auto;

    -webkit-hyphens: auto;

    -ms-hyphens: auto;

}

Вот результат его использования данного CSS свойства:

Здесь ну очень длинненькое слово, которое не плохо было бы перенести на новую строку при помощи CSS.

Если на вашем сайте данное CSS свойство не срабатывает, то допишите для тега html атрибут lang=”ru”

В коде это будет выглядеть так:

Как видите перенос текста можно осуществлять несколькими способами как средствами CSS так и HTML.

Надеюсь что данная статья была для вас полезной! Если у вас возникнут какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Подписывайтесь на обновления блога и до встречи в следующих статьях!

Буква Й. Правила переноса

Звук [й] – согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Для обозначения звука [й] на письме используется буква И-краткое. В русском языке встречаются слова с буквой Й на конце слова.

 

Например: чай, май, дай, лай.

 

Также можно встретить И-краткое в середине слова: лайка, зайка, майка.

 

Но в начале слова эта буква встречается очень редко. Запомните их: йод, йогурт, йога, йог.

 

Прочтите загадки, угадайте предметы и определите положение звука [й] в слове.

 

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдёт на грядки.

Лейка (Й в середине слова)

 

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Трамвай (Й в конце слова)

 

Над морской волной летает,

Рыбку клювиком хватает.

Крик поднимет жуткий стайка

Называют птицу …

Чайка (Й в середине слова)

 

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щёки и носы.

Йод (Й в начале слова)

 

В русском языке некоторые слова можно изменить так, что в них появляется И-краткое. Например: лить – лейка, строить – стройка.

 

Попробуйте самостоятельно подобрать такие слова к тем, что даны.

 

Мыть – ….. (мойка)

Стая – ……(стайка)

Аллея – …..(аллейка)

Скамья – …..(скамейка)

Семья – …..(семейка)

Шея – ……(шейка)

 

По написанию И-краткое очень похоже на букву И. Отличаются они верхним элементом.

 

Сравним звуки [и] и [й]. Звук [и] – гласный, [й] – согласный. Мы уже знаем, что гласный звук образует слог: ли-си-ца.

 

Согласный звук слога не образует.

 

Запомните: звук [й] согласный и слога не образует.

 

Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук [й] – согласный, значит, его нельзя отрывать от слога.

 

Рассмотрим варианты переноса слов.

 

В словах май, дай, пой, лай 1 гласная, 1 слог, значит, переносить нельзя.

 

Слова майка, чайка, лайка, стройка имеют 2 гласные, 2 слога. Переносим так: май-ка, чай-ка, лай-ка, строй-ка.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Русский язык с репетиторами онлайн

Практичные советы по изучению русского языка

Мы в соцсетях:

Что означают рейтинги фильмов?

Узнайте, что означают рейтинги фильмов и как с их помощью выбирать фильмы для ваших детей.

Вы можете быть удивлены, узнав, что рейтинги фильмов, присваиваемые текущим фильмам, были первоначально разработаны Американской ассоциацией кинематографистов (MPAA) еще в 1968 году. Текущая система рейтинга, которую мы используем, была создана в ответ на предыдущую систему самоцензуры. он был создан в 1922 году и известен как Кодекс Хейса, когда MPAA была основана и возглавлена ​​Уильямом Хейсом.Кодекс Хейса был разработан, чтобы гарантировать отсутствие «оскорбительных материалов» и предотвратить вмешательство правительства в создание фильмов.

Текущая рейтинговая система в США является добровольной и требует оплаты за прохождение материала через рейтинговый процесс. Процесс рейтинга осуществляется Управлением по классификации и рейтингам (CARA) при помощи рейтингового совета, состоящего из группы независимых родителей, которым поручено выставлять оценки фильмам, которые «дают родителям четкую и краткую информацию о содержании фильмов в чтобы помочь им определить, подходит ли фильм для их детей », — говорится в брошюре CARA

.

В процессе оценки рейтинговая доска учитывает такие вещи, как язык, пол, насилие, употребление наркотиков и другие ситуации, которые могут беспокоить большинство родителей.Доска оценок пытается отразить то, что, по их мнению, большинство других родителей поставят фильму в рейтингах.

Рейтинг

не предназначен для обозначения того, что фильмы подходят или не подходят, они просто способ сказать, какой контент включен в фильм, чтобы дать родителям возможность принимать осознанные решения о том, что они позволяют смотреть своим детям. Когда вы смотрите на рейтинги, обратите внимание на три части, включенные в рейтинг.

  • Рейтинговое письмо (G, PG, PG-13, R или NC-17) — это указывает уровень содержания.
  • Определение рейтинга — оно обычно включается в нижнюю часть самого рейтинга и дает более подробное объяснение того, что означает этот рейтинг. Некоторые утверждения могут включать: «Некоторые материалы могут быть неприемлемыми для детей младше 13 лет» или «Некоторые материалы могут не подходить для детей».
  • Дескрипторы рейтинга — обычно помещаются справа от рейтингового письма. Это всегда уникально для каждого фильма, но дает более подробную информацию о том, почему фильм получил определенный рейтинг.Некоторые утверждения могут включать «Расширенные последовательности интенсивных фантазийных действий с насилием и пугающие образы» или «Для последовательностей сильного насилия, лексика на всем протяжении и некоторой сексуальности / наготы» или «Мягкие выражения и немного грубого юмора».

Что означают рейтинги фильмов? Взгляните ниже на информацию, предлагаемую CARA.

G: Для широкой публики, допускаются лица всех возрастов. Не содержит в тематике, языке, изображениях обнаженной натуры, сексе, насилии или других предметах, которые, по мнению Рейтингового совета, оскорбляли бы родителей, чьи младшие дети смотрят фильм. Важно отметить, что рейтинг «G» не означает, что фильм автоматически становится детским, и не означает одобрения фильма для детей.

PG: Рекомендуется родительский контроль, некоторые материалы могут не подходить для детей. Родители должны исследовать фильм. Может быть какой-то контент, такой как брань, насилие или краткая нагота, но они не настолько интенсивны, чтобы предлагать больше, чем рекомендации. Помните, что содержание зависит от фильма, поэтому проверьте конкретный рейтинг фильма, который вы исследуете.

PG-13: Настоятельно предупреждены родители, некоторые материалы могут быть неприемлемыми для детей младше 13 лет. Этот рейтинг является более серьезным предупреждением для родителей, что включенный контент может не подходить для детей младше 13 лет (до подросткового возраста). Это может включать в себя грубые выражения, продолжительное насилие или сексуальные ситуации и употребление наркотиков. Помните, что содержание зависит от фильма, поэтому проверьте конкретный рейтинг фильма, который вы исследуете.

R: с ограничениями, для детей младше 17 лет требуется сопровождение родителя или взрослого опекуна. Этот рейтинг означает, что фильм содержит материалы для взрослых, такие как действия для взрослых, грубая лексика, сцены насилия, злоупотребление наркотиками и нагота. Большинство кинотеатров имеют свои собственные правила в отношении фильмов с рейтингом R, а некоторые включают проверку удостоверений личности тех, кто выглядит моложе 17 лет, покупая билеты, разрешая только родителям покупать билеты и сопровождать тех, кто моложе 17 лет, в фильм, или просто заявляя, что это должен быть взрослый опекун ( не обязательно родитель), и этот опекун должен приобрести билеты и постоянно сопровождать детей в возрасте до 17 лет.Проконсультируйтесь с вашим кинотеатром о правилах и у других родителей о том, что вы позволите своим детям смотреть.

NC-17: Никто в возрасте 17 лет и младше допущен. Эти фильмы слишком взрослые для детей. Рейтинг не означает, что они являются непристойными или порнографическими, но о том, что содержание подходит только для взрослой аудитории.

Michigan State University Extension предлагает сделать следующее при просмотре рейтингов фильмов.

  • Критически оценивайте рейтинги фильмов. Начните с рейтинга фильма, но посмотрите на все части рейтинга. Посмотрите определения и описания. Используйте эти рейтинги как ориентир для семейного просмотра фильмов.
  • Сообщите о своих ожиданиях. После того, как вы всей семьей определились, какие оценки приемлемы, обсудите это со своими детьми, их друзьями и другими взрослыми, с которыми они могут смотреть фильмы, чтобы все знали, что разрешено, когда дело касается оценок.
  • Разговор о фильме. Это помогает детям осознать то, что они только что видели, если они могут поговорить об этом с взрослым, которому доверяют.Обсудите положительный контент, который вы хотите дать своим детям в качестве примера. Обсудите отрицательный контент и то, как он противоречит убеждениям или ценностям вашей семьи.
  • Сначала посмотрите контент. Так же, как при использовании технологий или приложений, родителям важно просматривать фильмы до того, как их увидят дети, особенно при просмотре фильмов с рейтингом PG или PG-13. Просмотр фильма до того, как ваш ребенок, позволит вам воочию увидеть, какой контент включен, и поможет вам разработать план, как поговорить об этом с вашим ребенком.
  • Будьте открыты. Многие дети будут смотреть фильмы, которые их родители не хотят видеть; Однако важно побуждать детей рассказывать вам о том, что они смотрят, чтобы вы могли помочь им обработать увиденный контент и ответить на вопросы.
  • Ознакомьтесь с отзывами зрителей. Иногда реальный рейтинг фильма не дает полной картины. У многих фильмов есть обзоры зрителей, которые вы можете прочитать в Интернете, в которых подробно рассказывается о содержании и о том, что включено в фильм.

Чтобы узнать больше о рейтингах фильмов, посетите эти веб-сайты:

Чтобы узнать о положительном влиянии программ повышения квалификации MSU на детей и их семьи, прочитайте наш Отчет о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов, которыми Michigan 4-H и MSU Extension оказали положительное влияние на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить с веб-сайта Michigan 4-H.

Вы нашли эту статью полезной?