Что такое панорамирование звука и для чего это нужно
Автор Евгений На чтение 6 мин. Обновлено
Современная коммерческая песня – это микс из множества записанных дорожек. Задача звукорежиссера – сложить звуки в единое полотно и правильно расположить их в панораме. От этого зависит итоговое звучание композиции и ее восприятие слушателем.
Грамотно выстроенное виртуальное пространство позволяет треку звучать объемно и натурально. И, наоборот, композиции с плохим панорамированием звучат плоско и неестественно.
Как слышит человек
Человек получает информацию о звуках окружающего мира с помощью своих ушей. Далее полученная информация поступает в мозг. Там она обрабатывается и преобразуется в готовую звуковую картину.
При этом мозг располагает звуки в пространстве вокруг человека. То есть создает объемную панораму окружающего мира.
От каждого уха мозг получает информацию отдельно, а затем полученные данные складываются. Это дает интересный эффект. Если вы сядете перед двумя колонками на равном расстоянии от каждой из них, то у вас будет ощущение, что звук формируется не слева и справа, а прямо перед вашим лицом.
ИНТЕРЕСНО. О звуках в пространстве, клавиатуре фортепиано и частотах эквалайзера.
Человеческий мозг предполагает, что низкие звуки располагаются в пространстве слева, а высокие ‑ справа. Если вы посмотрите на клавиатуру фортепиано, то увидите, что в левой части расположены клавиши низких нот, а справа — высоких. Точно на также изображаются частоты на эквалайзере: слева ‑ басы, справа ‑ верха.
Как было раньше
Панорамирование — это не изобретение эпохи звукозаписи.
Музыканты в оркестре всегда располагаются каждый на своем определенном месте. Так, например, ударные инструменты почти всегда находятся в центре панорамы, но позади солирующих инструментов.
Струнные и духовые расположены слева и справа. Вокалист или другой ведущий инструмент располагаются в центре авансцены. Расположение инструментов в классическом оркестреС развитием звукозаписи появилась необходимость расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве, чтобы композиция воспринималась как при живом исполнении.
В середине прошлого столетия технические средства не позволяли записывать несколько дорожек. Все инструменты записывались одновременно. Поэтому музыканты располагались на разном расстоянии от микрофона. Так были сделаны классические записи Майлза Дэвиса, Хаулина Вулфа и многих других артистов.
Запись инструментов в середине прошлого векаСейчас для одного трека музыканты записывают множество дорожек. Из этих дорожек звукорежиссер уже собирает готовую композицию.
Задачи панорамирования и их решение
Основная цель панорамирования — сделать запись «живой» и объемной. Слушатель должен воспринимать всю звуковую палитру без провалов и выпирания по частотам.
При работе с панорамой вы должны решить следующие задачи:
- как расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве;
- как сохранить читаемость каждого инструмента и не потерять плотность звучания;
- как сбалансировать панораму, чтобы не было «перекоса» в правый или левый канал.
Расположение инструментов
Прежде всего для решения этих задач вы должны представлять себе общее звучание вашего микса. Чтобы было легче, сделайте чертеж со схематичным расположением инструментов.
Например, для рок-композиции он будет выглядеть так.
Схема панорамирования в рок-песняхДальнейшую работу осуществляйте с этой схемой. Расположите инструменты в миксе и прослушайте получившийся результат. Внесите необходимые корректировки.
Помните, что конечный результат — это продукт вашего слуха, вкуса и технических навыков. К каждому треку вы подбираете собственное решение. Делайте панораму уже или шире в соответствии с творческой необходимостью.
Частотный баланс
При работе с музыкальным материалом помните, что у каждого инструмента есть свой частотный диапазон:
- за нижние частоты отвечают бас и бочка;
- за середину — вокал, рабочий барабан, ритм-гитары, клавиши, струнные, духовые;
- за верхние частоты – «железо», вокал и солирующие инструменты.
Чтобы инструменты не «тонули» в миксе, разводите их по панораме. Простой пример: если ритм-гитару, духовые и клавиши вы поместите в центр, то разобрать звучание каждого инструмента будет невозможно.
ВАЖНО! О громкости и середине.
В работе учитывайте тот факт, что добавление средних частот воспринимается как увеличение громкости трека.
Баланс панорамы
Нагружайте правый и левый каналы равномерно. В художественных целях вы можете в какой-то части композиции намеренно создать дисбаланс. Например, как во вступлении к песне «White Limo» группы Foo Fighters.
Но в целом звучание обоих каналов должно быть сбалансированным. Контролируйте баланс на слух или по индикатору мастер-шины.
Пример сбалансированного звучания обоих каналовПанорамирование инструментов с позиции слушателя
Существует два способа панорамирования музыкальной записи: с позиции слушателя и исполнителя.
Цель панорамирования с позиции слушателя — передать атмосферу концертного выступления. При этом способе панорама создается таким образом, чтобы слушатель находился как бы перед виртуальным пространством.
Схематично это можно изобразить так:
Схематичное изображение панорамирования с позиции слушателяЭто самый распространенный способ создания панорамы. Его преимущества в том, что слушатель получает максимально плотный и грувовый микс. Ширина панорамы оптимальна. Звуки не сконцентрированы в одном месте, но и не находятся слишком далеко друг от друга.
99% современной популярной музыки (рок, поп, рэп) звучит именно так.
Панорамирование с позиции исполнителя
Цель панорамирования с позиции исполнителя — дать слушателю ощущение участия в концерте.
Панорама создается таким образом, чтобы слушатель как будто бы находился на сцене вместе с другими музыкантами.
Схематично это выглядит следующим образом:
Схематичное изображение панорамирования с позиции исполнителяЦентром звуковой картины становится вокал или солирующий инструмент. Отличительной особенностью трека с панорамированием с позиции исполнителя является ощущение, что вокалист стоит прямо за вашей спиной. Вы как будто затылком слышите его.
Панорамированием с позиции исполнителя создаются записи джазовых и классических оркестров, а также записи формата live in studio.
Прекрасным примером панорамирования с позиции исполнителя являются работы Ника Кейва «Oh Children», «Higgs Boson Blues», «Abbatoir Blues».
Советы правильного панорамирования
Аналоговая консоль для микширования трековПанорамирование, как и все, что связано с музыкой, – это творческий процесс. Никаких непреложных законов в этом деле нет. На десятках культовых записей панорама не соответствует общепринятым стандартам. Послушайте, например, «Come Together» или «Paranoid».
Тем не менее, существуют устоявшиеся принципы панорамирования. Поначалу следуйте им.
- В центре микса располагайте бас, бочку и снэйр. Бас и барабаны создают грув и пульсацию трека. Если вы разведете их по каналам, то композиция не будет звучать плотно и мощно.
- В центре микса располагайте лид-вокал и солирующие инструменты. Вокал и соло передают основной смысл песни.
- Следите за частотами. Излишние верха будут «песочить», а избыток низов вместо мощи сделает ваш микс «ватным» и мутным.
- Не разводите инструменты по каналам на 100%. Излишняя широта панорамы не позволит вашему треку звучать собранно.
- Не допускайте «перекоса» влево или вправо. Энергия обоих каналов должна быть равной.
- Доверяйте техническим средствам. Современные VST-плагины значительно облегчают жизнь звукорежиссера.
- Доверяйте себе. Не бойтесь нарушить какое-то правило. Несовершенство делает композицию «живой» и оригинальной.
Учимся пользоваться панорамой | Soundmain
Когда речь заходит о сведении, сразу же вспоминаются три вещи: управление уровнями, эквализация и эффекты. Несомненно, это жизненно важные аспекты микширования. Однако, почему-то часто не уделяется должного внимания такому немаловажному вопросу, как размещение звуковых элементов внутри стереофонического пространства. А ведь это одна из предпосылок получения слитного и объёмного микса. Конечно, радикально панорамированные источники очень заметны в музыке, особенно при прослушивании в наушниках. Но всегда ли требуется такая панорама и не мешает ли она достижению требуемой художественной цели?
Грамотные продюсеры создают в миксе индивидуальные пространства для каждого инструмента не только при помощи эквалайзер ов и эффектов, но и пользуясь аккуратным и продуманным панорамированием, которое помещает звуки в «правильное место» звуковой сцены, помогая получить ясное и сбалансированное звучание.
На сцене
Итак, что же такое звуковая сцена (soundstage)? Это впечатление объемности звукового пространства, возникающее у слушателя при воспроизведении записи. Так, как будто звук прибыл из какого-то настоящего места. Работая с акустической или рок-музыкой, Вам, скорее всего, надо будет поставить себя на место слушателя, находящегося на концерте. Таким образом, одна из целей микширования – воссоздать ощущение пространства и расположения источников, которое можно получить, наблюдая живую игру коллектива. По правде говоря, на концерте рок или поп-музыки, мы позиционируем расположение источников не столько на слух, сколько «на глаз», поскольку, зачастую, все инструменты воспроизводятся через одну систему звукоусиления. Ради интереса, закройте глаза и попробуйте определить, где они находятся в реальности.
Современные технологии звукозаписи позволяют нам с максимальной точностью захватить все элементы трека. Обычная практика в наши дни – многодорожечная и потрековая запись.
Конечно, для каждого музыкального стиля желателен свой собственный подход. Например, рок-музыка часто требует более или менее реалистичной звуковой картины. А вот электронная музыка, которая зачастую полностью делается в виртуальной среде, предоставляет более широкое поле для экспериментов. Она не претендует на воссоздание какого-то реального пространства, поэтому здесь интенсивно используется радикальное панорамирование – как источников, так и эффектов. Кроме того, эффекты здесь могут служить «оживляющим средством» для звуков, созданных в виртуальной среде и никогда не находившихся даже рядом с реальным акустическим пространством (в отличие от чего-то, что было записано через микрофон).
Подготовка…
Прежде, чем приступать к экспериментам с размещением источников в стереополе, Вы должны получить более или менее работоспособный сбалансированный микс. Панорамирование индивидуальных элементов изменит их интенсивность в общем контексте микса, что может потребовать дальнейших изменений их уровня. Поэтому, не пытайтесь доводить микс до совершенства, прежде чем не доберётесь до этого этапа. Чтобы понять общий баланс микса, имеет смысл выставить панораму всех дорожек по центру и потом сделать список элементов, которых требуется поместить в то или иное место звуковой сцены.
Понятно, что чем меньше треков содержит проект, тем легче с ним работать. К примеру, обрабатывая запись акустического дуэта, в котором есть всего лишь по паре гитар и вокалов, Вы без особых затруднений сможете поместить каждый инструмент в своё собственное индивидуальное место. Однако, в плотно заполненном миксе, где есть и вокалы, и бас, и барабаны, и гитары с клавишными, у Вас будет намного меньше свободы для перемещения элементов по звуковому полю, поскольку здесь много инструментов, борющихся друг с другом за одно и то же довольно ограниченное пространство. В этом случае, следует позиционировать элементы так, чтобы инструменты с похожими частотными диапазонами не «сидели на одном стуле».
Таким образом, эквалайзер – один из главных инструментов для получения хорошего разделения между элементами. Вообще, прежде чем углубиться в дебри этой статьи, стоит отметить, что здесь мы будем говорить, в основном, о независимом панорамировании правого и левого каналов. Конечно, если Вы работаете с монофоническими дорожками, то их панорама и так регулируется независимо (включая стереофонические источники, записанные на два отдельных моноканала). Но что делать, если материал представлен на стереофоническом треке? Если Ваша DAW не может независимо управлять положением правого и левого каналов внутри стереофайла, то самый простой и надёжный способ обдурить судьбу – это экспортировать трек в виде двух монофонических файлов и затем загрузить их обратно в проект. Альтернативно, можно продублировать трек и разогнать копии по панораме, хотя первый способ более аккуратен и гибок.
В отличие от программных DAW, использующих стереофонические каналы в своих микшерах, многие консоли в больших студиях работают в моно. Таким образом, для стереофонического источника требуется два канала. Вы можете сказать, что это отголоски прошлых дней, когда всё было в моно. Однако, это даёт больше гибкости, когда дело доходит до маршрутизации, панорамирования и размещения элементов в стереопространстве.
Низкие частоты
Всем известно, что низкие частоты лучше всего работают тогда, когда находятся в центре стереокартины. Это уплотняет их звучание и создаёт устойчивую платформу для всей звуковой сцены. Большая часть энергии микса находится в низких частотах, и эта энергия лучше передаётся тогда, когда басы воспроизводятся одинаково через оба громкоговорителя. Кроме того, низа имеют намного меньшую направленность, чем другие частоты. Слушая в помещении, Вы вряд ли сможете определить, откуда приходят низкочастотные звуки. Таким образом, бочки, басы и прочие звуки с частотами ниже 120 Гц должны располагаться в центре. Во многих случаях, их даже желательно конвертировать в монофайл или маршрутизировать на монофонические треки.
Если же художественная задача требует панорамировать бас, Вы можете продублировать дорожку и независимо обработать копии LP и HP-фильтрами с одинаковыми частотами среза (скажем, в районе 150 Гц). В одном треке уберите все средние и высокие частоты, а в другом – все низкие. Потом Вы сможете панорамировать и обработать «высокочастотный» трек любыми стереоэффектами, но при этом не затронете низкие частоты и сохраните их сфокусированными в центре. Для этой цели прекрасно подходит такой процессор, как Drawmer 2476 Masterflow, который имеет трёхполосную систему панорамирования. Аналогичную функциональность предлагают такие плагины, как Izotope Ozone или специально разработанный для таких целей бесплатный Otium FX BassLane.
Пожалуй, это практически единственное строгое правило, которым нужно руководствоваться при создании стереофонической картины. Всё остальное дело вкуса. Тем не менее, доверяйте своим ушам. Многие инструменты имеют стереофонический выход, и трудно избежать соблазна панорамировать выходные каналы до конца вправо и влево. В изоляции это может звучать неплохо, но, поместив инструмент в микс, Вы часто сможете обнаружить, что этот широко панорамированный источник, по сути дела, практически весь сосредоточен в центре стереокартины. Сделайте это с несколькими инструментами, и получите кучу звуков, сидящих друг на друге в центральной позиции. Естественно, о какой звуковой сцене тут говорить… Таким образом, используйте более творческий подход, размещая источники в промежуточных позициях между центром и краями.
Ведущие партии
Ведущий вокал обычно размещается в центре, так как именно здесь наши уши и ожидают его услышать. Хотя, ничто не мешает сместить его немного в сторону, чтобы получить больше интереса и разнообразия. Прочие источники, типа подпевок, перкуссии, ритм-гитар или клавиш, размещайте в других позициях. Это будет способствовать созданию более лучшего разделения и ясности. Попробуйте поэкспериментировать с их стереобазой и частотным диапазоном. Опять же, старайтесь не размещать инструменты с одинаковым спектром в одной и той же позиции стереополя, поскольку это может привести к мешанине и потере разборчивости. Кроме того, с осторожностью используйте очень широкое панорамирование, так как, зачастую, это приводит к неестественному общему звучанию.
Если, по тем или иным причинам, у Вас имеется слишком широкий источник, используйте регуляторы панорамы, чтобы возвратить его ближе к центру. Часто это помогает уплотнить и улучшить центральную часть всего микса. В случае, если Вы работаете со стереотреками (а не с парой моноканалов), используйте инструменты для сужения стереобазы. В одних DAW это можно сделать, выбрав специализированный вариант панорамизатора, в других – загрузив в канал специальный плагин. Занимаясь сведением, думайте об элементах, которые требуется подчеркнуть, и пробуйте перемещать их (хотя не факт, что всем это пойдёт на пользу). К примеру, струнные ансамбли очень хорошо отвечают на широкое панорамирование, поскольку реальный оркестр и в жизни звучит достаточно широко. А вот другие звуки требуют более осторожной обработки. К примеру, пианино или акустическая гитара, разведённые до упора, будут звучать весьма неестественно, поскольку получат ширину, равную, или даже большую, чем у всей остальной звуковой картины. Хотя, с другой стороны, может у Вас такое особенное художественное видение, и Вы как раз и добиваетесь такого эффекта…
В зависимости от DAW, Вы можете использовать различные средства для управления панорамой стереоисточников. К примеру, Cubase предлагает в своём микшере несколько разновидностей панорамизаторов, а Logic имеет специальный плагин Direction Mixer, который вставляется в инсерт канала.
Эффекты
Эффекты играют не менее важную роль в создании звуковой сцены. Цифровая реверберация может стать очень мощным инструментом для размещения звука в виртуальном акустическом пространстве. Особенно хороши для этого конволюционные ревербераторы, типа Altiverb, Space Designer (Logic) или REVerence (Cubase). Хотя, и алгоритмические процессоры, типа IK Multimedia Classik Studio Reverb, тоже могут работать очень неплохо.
Регулируя количество задержки в левом и правом каналах стереофонического ревербератора, Вы изменяете время, которое требуется звуку, чтобы отразиться от «виртуальных стен» и вернуться обратно. В результате, Вы можете управлять положением источника в стереопространстве – не только ближе-дальше, но и вправо-влево. К примеру, используя на барабанах более короткую предзадержку, чем на остальных инструментах, Вы сильнее задвинете их вглубь звуковой сцены, поскольку расстояние до ближайшей отражающей поверхности (то есть, задника виртуальной сцены), будет меньше. Используя эту же технику, Вы можете тонко панорамировать источники. К примеру, установив в левом канале предзадержку меньше, чем в правом, Вы сместите звук в левую сторону, поскольку инструмент станет как бы ближе к левой виртуальной стене.
Конечно, подобную технику следует использовать с большой аккуратностью, поскольку слишком большое количество реверберации мешает определить точное местоположение звука в миксе. Всё как в реальном мире: чем больше отражений, тем тяжелее сказать, откуда что приходит. Как следствие – размазанная и невнятная картина. Одна популярная уловка (особенно при микшировании в окружающих форматах), заключается в следующем: Вы берёте монофоническую реверберацию, добавляете её к нужному источнику и панорамируете её именно в ту позицию, где находится оригинальный звук. Это помогает укрепить его положение, а не замаскировать.
Также, не слишком благоразумно применять в одном миксе очень много различных типов реверберации. К примеру, обработав пианино эффектом room, а вокал – большим холлом, Вы получите, скорее всего, довольно странное общее звучание. Я не пытаюсь сказать, что нельзя одновременно использовать различные виды реверберации, но Вы должны тщательно проверять, чтобы они хорошо сотрудничали друг с другом.
Кроме того, стоит немного рассмотреть один весьма интересный способ усиления стереолокализации при помощи эквалайзера. Вам должно быть известно, что в результате теневого эффекта от головы, звук, приходящий в одно ухо, тонально отличается от этого же звука, попавшего в другое (конечно, если источник не расположен строго по центру). Вы можете имитировать это явление (совместно с панорамированием или без оного), используя эквализацию. Сделайте подъём на несколько децибелов (в области 3 – 5 кГц) в том канале, со стороны которого должен прийти звук, и, соответственно, сделайте зеркальное понижение в другом канале. Это может усилить ощущение направления на источник. Поскольку в обоих каналах параметры обработки прямо противоположны друг другу, то при суммировании в моно звук никак не пострадает. Экспериментируя с частотой и уровнями усиления/ослабления, можно заставить источник выдвинуться за пределы динамиков.
Вы можете заставить прибывать звук из одной стороны, просто задержав один канал на миллисекунду или около того. Это будет имитировать естественную разницу в прибытии звука в каждое ухо. Канал, который не задержан, даёт направление на источник. Эффект может быть усилен при помощи тонких регулировок панорамы и уровня, а также при помощи вышеописанной зеркальной эквализации. Однако, не забывайте, что любая форма обработки, связанная с задержками сигнала, при суммировании в моно приводит к гребёнчатой фильтрации. Так что, учитывайте этот момент.
Движение
Конечно, не обязательно всегда использовать статичную панораму для источников: средства автоматизации современных DAW позволяют как угодно перемещать положение звуков в процессе развития микса. Однако, пользуйтесь этим средством в меру: применяя автоматизацию в правильных местах, можно сделать яркие и броские эффекты, подчёркивающие и усиливающие эмоциональное воздействие музыки. Но если включать её повсеместно, слух быстро привыкнет и перестанет воспринимать это как нечто особенное. В особо тяжёлых случаях, даже может появиться раздражение и неприятие композиции как таковой. Собственно говоря, многие инструменты желательно держать в достаточно статичных позициях, перемещая их только тогда, когда требуется сделать особую «фишку» в своём творении.
Ещё один эффект, часто замеченный в «злоупотреблениях» – это автопаннер. Тем не менее, я считаю, что этот эффект работает просто замечательно, если обработать им возврат с ревербератора. Исходный звук (например, гитару) держите в центре, а реверберация пусть прыгает из одной стороны в другую. Это даёт восхитительное ощущение движения, причём центр звука остаётся на одном и том же месте.
Расширение стереообраза
Многие люди борются за более широкую стереокартину в своих миксах, и существует множество продуктов, помогающих достичь этой цели. Однако, все эти средства должны использоваться с очень большой аккуратностью. Как говорит старая истина: лекарство отличается от яда только дозой. Чтобы расширить монофонические или узко звучащие треки, может использоваться широчайший арсенал инструментов: тут и расширители стереобазы, и хорус, и, конечно, стереофонические ревербераторы и задержки.
Один из старых способов расширить звучание стереоисточника – это подмешать в правый канал инвертированный сигнал с левого, и наоборот. Увеличивая в обоих каналах уровень компонентов с инвертированной фазой, Вы будете создавать всё большую и большую ширину стереобазы. Это увеличение будет продолжаться до тех пор, пока уровни прямых и инвертированных сигналов не станут одинаковыми. Я не думаю, что до этого дойдёт, поскольку наиболее благозвучные результаты получаться намного раньше. Так вот, если перейти эту точку, каналы просто напросто поменяются местами, поэтому, старайтесь не переусердствовать с эффектом. При суммировании в моно, «противофазные» элементы просто погасят друг друга, поэтому гребёнчатая фильтрация Вам не грозит.
Режимы панорамирования – Pan Law
Приоткрою маленький секрет. Мы с коллегами готовим один очень интересный и важный эксперимент. Его результаты очень скоро будут опубликованы в этом блоге. Я уверен, что эта публикация вызовет большое количество споров, скепсиса и недоверия. Однако я не могу не обнародовать эти данные, потому что, честно говоря, я уже устал от необходимости доказывать очевидное. Возможно, этот материал, наконец, положит конец одному из самых ожесточенных холиваров («священных войн») на музыкальных форумах не только рунета, но и всего мира.
Хотите знать, о чем речь? Заходите сюда через несколько дней или подпишитесь на обновления.
А пока что хочу рассказать об одном нюансе, с которым мы столкнулись в процессе подготовки к эксперименту. Впрочем, даже в отрыве от самого эксперимента этот нюанс может быть весьма важным для каждого, кто занимается сведением музыки.
Один из основных этапов сведения – горизонтальное панорамирование инструментов. Казалось бы, что может быть проще – двигай ползунки влево и вправо, выбирай нужную локализацию для звука. Но не тут-то было. Дело в том, что при воспроизведении любой записи, будь то готовый микс или мультитрек проекта сведения, мы всегда слышим звук из двух колонок. А система записи (или пульт) дает нам возможность расположить звук по центру, как бы между колонками. А откуда может взяться звук в центре, если никакого акустического источника там нет?
Центр панорамы – это, по сути, фантомное явление. Располагая монофоническую дорожку в центре панорамы, мы заставляем каждую из колонок воспроизводить один и тот же звук. А когда один и тот же звук воспроизводится с абсолютной точностью одинаковыми колонками, возникает фазовое сложение. Если бы сигналы находились в противофазе, то в контрольной точке мы бы услышали звук гораздо тише, чем возле любой из колонок в отдельности (а в идеальных условиях и вообще бы ничего не услышали). Но так как файл воспроизводится один и тот же, возникает не вычитание, а сложение фазы. Благодаря этому мы наблюдаем два эффекта:
- Утрачивается возможность локализации сигнала по панораме, он слышится в фантомном центре.
- Громкость звука увеличивается в два раза.
Почему происходит потеря локализации? В статье «Моно или Стерео» я уже рассказывал о том, каким образом наш слух получает информацию о направлении источника звука. Для локализации мозгу необходимо получить информацию от одного из ушей с небольшой задержкой относительно второго. Если звук движется справа, то правым ухом мы его услышим на долю секунды раньше. А поскольку от правильно установленных контрольных мониторов звук поступает в контрольную точку одновременно, задержки между каналами быть не может, и мозг «расшифровывает» звук так, как если бы он находился прямо перед нами, в центре панорамы.
Теперь разберемся с удвоением громкости. Это явление довольно спорное. Согласитесь, невозможно «измерить» субъективное восприятие громкости. Мало того, что слух каждого человека индивидуален, так еще и акустическая среда накладывает свои ограничения. Принято считать, что субъективное удвоение громкости происходит при повышении уровня звукового давления на 6 дБ (точнее, на 6.02 dBSPL).
Таким образом, при воспроизведении монофонической дорожки мы, по факту, получаем звук на 6 дБ громче, и располагается он в центре панорамы. Если же дорожка стереофоническая, сигналы в разных каналах не повторяют друг друга. И хотя нередко их фазы очень близки, они не являются полностью синфазными, а значит, удвоения громкости в центре панорамы не происходит.
Получается, что при прочих равных условиях мы будем слышать моно на 6 дБ громче, чем стерео. Это превращается в довольно серьезную проблему, когда перед нами стоит задача сведения мультитрека, содержащего большое количество как моно-, так и стереодорожек. Слишком громкий центр панорамы делает микс недостаточно глубоким, а звучание жестким и прямолинейным.
Чтобы нивелировать воздействие этой условности на результат, производители музыкального оборудования и систем записи стали применять понижение громкости «мертвого центра». То есть, каждая дорожка, которая помещается по панораме строго в центре, понижается по громкости на определенное значение.
К сожалению, к единому мнению по уровню понижения производители не пришли. Взять за основу понижение на 6 дБ было бы слишком радикальным решением, ведь на сложение громкостей каналов влияют не только колонки, но и само помещение, в котором происходит сведение. Чем более оно нейтрально, тем ближе значение к 6 дБ, но идеальных помещений не существует. В большинстве случаев студии предпочитают разрабатывать аппаратные комнаты с определенной долей «живости», то есть обычно имеет место рассеивание и демпфирование звука.
Производители студийных консолей высшей ценовой категории Solid State Logic (SSL) допустили, что помещения, в которых инсталлируются их пульты, имеют максимально качественную акустику. Поэтому в их консолях применяется понижение центра на 4.5 дБ. Производители различных DAW, работающих на базе компьютеров и аппаратно-программных комплексов, не ограничивают область применения своей продукции топовыми студиями, а потому у них понижение громкости в центре панорамы в большинстве случаев происходит на 2.5-3 дБ.
С развитием музыкального софта производители дополнили свои продукты возможностью выбора режима панорамирования (Pan Law). Этот параметр задает уровень понижения громкости сигнала в центре панорамы. В настройках проекта многих современных DAW можно найти выпадающее меню с выбором значений Pan Law от 0 дБ (без понижения громкости в центре) до -4.5 дБ (для наиболее подготовленных помещений). В более старых версиях популярных систем записи режим панорамирования чаще всего был фиксированным. Например, в любимых многими ProTools 5.1.3 и 6.4.1 понижение центра происходит на 2.5 дБ без возможности выбора. А в Logic 5.5.1 центр и вовсе установлен на 0 дБ, чем объясняется наблюдаемые многими «жесткость» и отсутствие глубины при работе с аудио в этой системе.
В некоторых DAW параметр Pan Law может также называться Pan Depth (например, в ProTools, начиная с 9 версии) или Pan Rule.
Программа Logic Pro, начиная с версии 7.1, предоставила возможность установки режима Pan Law на значение -3 dB Compensated. В этом режиме происходит понижение центра относительно крайних значений на 3 дБ, однако затем все значения поднимаются (компенсируются) на те же 3 дБ вверх.
Таким образом, мы имеем:
- В режиме «-3 dB»: L (0) C (-3) R (0)
- В режиме «-3 dB Compensated»: L (+3) C (0) R (+3)
Аналогичная настройка у Cubase обозначена как Equal Power (равная мощность) – для обеспечения одинаковой громкости между краями и центром крайние значения поднимаются по громкости на 3 дБ.
В режимах с повышением крайних значений на 3 дБ есть один существенный недостаток. Если файлы трекинга записаны «под ноль», то есть с максимальным значением громкости, дополнительные 3 дБ уведут вас в клип, а значит придется убавлять громкость дорожек вручную.
Ну а что же происходит на значениях панорамы между центром и краями? Здесь каждая система также имеет свои варианты обсчета панорамы. Самый простой из них – линейное повышение громкости от центра к краям. Существуют и более сложные варианты кривых – например, логарифмическое изменение громкостей.
Понятно, что в конечном итоге предпочитаемый режим панорамирования – вопрос привычки. Всегда можно сделать «торчащий» центр тише с помощью фейдера. Но, согласитесь, приятно, когда производитель уже поработал над проблемными местами, чтобы создать комфортные условия для работы, не заставляя музыканта лезть в технические кишки системы записи.
Вы нашли в своей системе записи какие-нибудь интересные режимы Pan Law? Напишите о них в комментариях. Вполне естественно, что охватить абсолютно все DAW невозможно, но, вероятно, ваша подсказка поможет начинающим звукорежиссерам разобраться в сложных настройках.
PS Этой статьей я начинаю публикацию выборочных материалов из моей книги, которая в ближайшее время готовится к выпуску. Хочу еще раз поблагодарить всех за терпение, подготовка книги к изданию оказалась довольно сложной задачей, но я не намерен отступать. Уже очень скоро желающие смогут оформить предзаказ на книгу, чтобы получить экземпляр в числе первых со скидкой. А те, кто не планирует приобретать ее, могут подписаться на обновления блога, чтобы получать наиболее интересные материалы из книги прямо на почту.
© Алексей ДаниловПри перепечатывании ссылка на источник обязательна.
Хотите получать новые статьи
прямо на почту?
Подпишитесь на обновления блога А. Данилова
Интересное:
Способы расширения стереобазы трека — Nch-nch!
Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.
В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.
Чем стерео отличается от моно
В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию, стереозвук трёхмерен. То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.
По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс сведения.
Принцип и способы реализации широкого звучания
Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту, стерео это разница между звуком из левого и правого каналов. А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.
Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем
Поговорим о каждом из этих способов подробнее:
Панорамирование и уровни громкости
Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.
Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.
Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для сбалансированного позиционирования звуков.
Задержка звука и эффект Хааса
Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука, то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.
То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».
Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW. Так, в Ableton Live на дорожках для этого есть параметр Track Delay
:
Но я обычно использую delay в миллисекундах. В качестве примера возьмём луп тамбурина и для чистоты эксперимента выведем его в моно:
Как слышишь, весь звук у нас в центре. Применим эффект Хааса с помощью Simple Delay со следующими настройками (на Utility внимание не обращай, им просто добавил громкости и сделал звук моно):
Послушаем тот же луп теперь:
Это всего лишь сделанный за 2 минуты пример, обязательно поэкспериментируй с разными звуками и величиной задержки. Что касается меня, я обычно использую этот приём на ритмичных звучках из верхнего диапазона частот и разного рода fx-ах.
Mid/side (M/S) обработка звука
Тем, кто ещё не сталкивался с понятием mid/side, немного объясню: техника mid/side позволяет по-разному обрабатывать центральную и боковые части звука. Mid в названии означает сумму левого и правого каналов (моно), а side — разницу между ними (стерео).
Таким образом, мы можем, любым эффектом, поддерживающим mid/side-обработку (например, эквалайзером EQ Eigth Ableton Live), усилить стерео-составляющую звука и/или дополнительно её обработать другими эффектами. В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.
Разные параметры обработки или дабл-трек
Ещё один надёжный способ получить широкое звучание — продублировать нужную дорожку, развести их по панораме и применить к ним разные эффекты. Допустим, на одной дорожке повесить едва заметную сатурацию, а на другой ревербератор с низким значением параметра dry/wet
.
Я уже частично касался данной темы в записи про дабл-трек, освежи эту информацию в памяти и обязательно поэкспериментируй чтобы понять как это влияет на расширение звука.
Ну и напоследок:
Играем партию разными инструментами
Этот приём перекликается со способом разной обработки, отличие заключается в том, что нам нужно не дублировать один инструмент, а сыграть его партию другим. К примеру, в левом канале у нас по определённой секвенции звучит перкуссионный колокольчик, а в правый канал мы добавляем похожую секвенцию (или ту же, просто чуть заметно обрабатываем звук репитером) высокочастотного синта с металлическим окрасом.
Этого набора приёмов более чем достаточно для того, чтобы твои треки стали звучать широко и «по взрослому». Обязательно поэкспериментируй со всеми способами и проанализируй любимые треки известных исполнителей.
Бас и бочку — в mono
Напомню один важный момент. Все вышеописанные приёмы целесообразно применять на частотах примерно от 120Hz и выше, а вот низкочастотную составляющую микса нужно держать в mono. Ну или хотя бы в центре. Если уж очень хочется получить широко звучащий бас или бочку — используй лееринг.
← Интервью с UNKLE Небольшие советы. Часть 7 →
Панорамирование — Научи меня аудио
Панорама — это распространение монофонического сигнала в стереофоническом или многоканальном звуковом поле — это критически важно для создания стереоизображения.
Рисунок 1. Регуляторы панорамирования микшераОбычно наиболее проблемной областью звукового поля является центр, так как это обычно самое загруженное место в миксе. Рекомендуется держать бочку, малый барабан, бас и вокал в центре, поскольку они обеспечивают музыке прочную основу и помогают поддерживать ритм (хотя эти правила часто могут быть нарушены с большим эффектом).Однако для любого другого инструмента рекомендуется располагать их по обе стороны от центра.
Резкое панорамирование нескольких инструментов влево и вправо может вызвать соблазн создать широкий стереозвук, который может дать отличный звуковой звук, но обычно этого следует избегать. Многие инструменты вскоре могут сложиться в одном месте, что приведет к замаскированному, мутному звуку. Вместо того, чтобы резко панорамировать все инструменты влево и вправо, найдите место внутри этих крайностей.
Для поддержания баланса в миксе, для каждого элемента, панорамированного в одну сторону, другой элемент должен быть панорамирован другим
Panning дает инструментам свое собственное пространство в стереополе.Его можно использовать для устранения маскировки, убирая звуки с пути других звуков, чтобы слушатель мог их четко определить.
Хороший пример маскировки можно увидеть, когда две электрогитары играют одновременно, поскольку обе они быстро съедают ценную полосу частот. Простое панорамирование одного влево на 40%, а другого вправо на 40% может помочь освободить место для микширования.
Абсолютных правил панорамирования не существует. Как и в случае с любым другим аспектом микширования, лучше всего экспериментировать и использовать свои уши.Если это звучит хорошо, используйте его.
Предлагаемые положения панорамирования
В таблице ниже представлены некоторые часто используемые позиции. Циферблат используется в качестве сопоставимой аналогии с панорамированием, где 7 и 5 на часах находятся строго влево и строго вправо. Панорамируйте инструменты в любом месте между этими положениями.
Обновлено 26 апреля 2020 Объяснение спектра звука— Научи меня аудио
Аудиоспектр — это звуковой диапазон частот, в котором люди могут слышать, от 20 Гц до 20 000 Гц.
Диапазон звукового спектра составляет от 20 Гц до 20 000 Гц и может быть эффективно разбит на семь различных частотных полос, каждая из которых по-разному влияет на общий звук.
Семь полос частот:
Sub Bass: от 20 до 60 Гц
Рисунок 1 — Частотный диапазон суббаса; От 20 до 60 ГцСуббас обеспечивает первые используемые низкие частоты на большинстве записей.
Глубокие басы, воспроизводимые в этом диапазоне, обычно больше ощущаются, чем слышны, обеспечивая ощущение мощи.
Многие инструменты не могут войти в этот частотный диапазон, за исключением нескольких инструментов с тяжелым басом, таких как бас-гитара, у которой самая низкая достижимая высота тона 41 Гц. Трудно услышать суббасовый диапазон на низкой громкости из-за кривых Флетчера-Мансона .
Рекомендуется, чтобы в этой области не применялось усиление эквалайзера или применялось очень небольшое усиление коррекции без использования очень высококачественных мониторных динамиков.
Слишком сильное усиление диапазона низких частот может сделать звук чрезмерно мощным, тогда как слишком сильное сокращение ослабит и сделает звук более тонким.
Пример синусоидальной волны при 50 Гц
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Низкие частоты: от 60 до 250 Гц
Рисунок 2 — Диапазон низких частот; От 60 до 250 ГцДиапазон bass определяет, насколько толстым или тонким будет звук. Основные ноты ритма сосредоточены в этой области.Большинство басовых сигналов в современных музыкальных треках лежат в области 90-200 Гц. Частоты около 250 Гц могут добавить ощущение тепла басам без потери четкости.
Слишком сильное усиление в области низких частот приводит к гулкому звуку музыки.
Пример синусоидальной волны при 100 Гц
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Низкий средний диапазон: от 250 до 500 Гц
Рисунок 3 — Нижний среднечастотный диапазон; От 250 до 500 ГцНизкочастотный диапазон содержит низшие гармоники большинства инструментов и обычно рассматривается как диапазон присутствия низких частот.
Усиление сигнала около 300 Гц добавляет ясности басу и инструментам с нижними струнами. Слишком большое усиление около 500 Гц может сделать звучание высокочастотных инструментов приглушенным.
Помните, что многие песни могут звучать мутно из-за избытка энергии в этом регионе.
Пример синусоидальной волны при 300 Гц
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
СЧ: от 500 Гц до 2 кГц
Рисунок 4 — Среднечастотный диапазон; От 500 Гц до 2 кГцСреднечастотный диапазон определяет, насколько важен инструмент в миксе.Повышение частоты около 1000 Гц может придать инструментам качество рупора. Избыточная мощность в этом диапазоне может казаться жесткой и может вызвать утомление ушей. При повышении в этой области будьте очень осторожны, особенно с вокалом. Ухо особенно чувствительно к звучанию человеческого голоса и его частотному охвату.
Пример синусоидальной волны при 1000 Гц
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Верхние средние частоты: от 2 до 4 кГц
Рисунок 5 — Верхний среднечастотный диапазон; От 2 до 4 кГцЧеловеческий слух чрезвычайно чувствителен на частотах ВЧ и , с малейшим усилением здесь, что приводит к огромному изменению тембра звука.
Верхняя середина отвечает за атаку ударных и ритм-инструментов. Если увеличить этот диапазон, можно добавить присутствие. Однако слишком сильное усиление в диапазоне 3 кГц может вызвать утомление при прослушивании.
Вокал наиболее заметен в этом диапазоне, так что, как и в случае со средними частотами, будьте осторожны при усилении.
Пример синусоиды при 3000 Гц
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Присутствие: от 4 кГц до 6 кГц
Рисунок 6 — Частотный диапазон присутствия; От 4 кГц до 6 кГцДиапазон присутствия отвечает за четкость и четкость звука.Это диапазон, на котором большинство домашних стереосистем сосредотачивают свой контроль высоких частот.
Чрезмерное усиление может вызвать раздражающий резкий звук. Обрезка в этом диапазоне делает звук более отдаленным и прозрачным.
Пример синусоидальной волны при 5000 Гц
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Brilliance: от 6 кГц до 20 кГц
Рисунок 7 — Частотный диапазон яркости; От 6 кГц до 20 кГцДиапазон brilliance полностью состоит из гармоник и отвечает за искрение и воздушность звука.Повышение частоты около 12 кГц делает звук записи более Hi-Fi.
Будьте осторожны с усилением в этой области, так как это может усилить шипение и вызвать утомление ушей.
Пример синусоидальной волны при 10 000 Гц
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Сводная таблица
Диапазон частот | Значения частот |
---|---|
Саббас | от 20 до 60 Гц |
Бас | от 60 до 250 Гц |
Низкие средние частоты | от 250 до 500 Гц |
СЧ | от 500 Гц до 2 кГц |
Верхние средние частоты | от 2 до 4 кГц |
Присутствие | от 4 до 6 кГц |
Brilliance | от 6 до 20 кГц |
11 советов по микшированию для панорамирования музыки с намерением
Множество статей посвящено логистике панорамирования — мы даже предлагаем здесь хорошую статью, которая касается панорамирования музыки для разделения частот и практических соображений по панорамированию в электронной музыке.
Однако в этом посте мы стремимся охватить панорамирование с намерением — другими словами, почему (или почему нет) вы выбрали панорамирование. Ниже вы найдете практические советы по преднамеренному панорамированию, начиная с уровня инструмента за инструментом и заканчивая более обширными концепциями.
1. Панорамные накладные части для центрированного малого барабана
Если вы хотите создать барабаны с четко определенным малым барабаном — тем, который находится в центре микса, — это решение часто начинается не с малого барабана, а с оверхэдов.
Включите их соло — ничего страшного, я никому не скажу — и панорамируйте их влево и вправо с одинаковой громкостью. Послушайте секунду в наушниках: наклонен ли малый барабан влево от картинки? Если это так, постепенно приближайте левый верхний канал к центру, пока малый барабан не окажется посередине. Как дела у тебя сейчас? Это в стороне немного? Вы можете компенсировать это минимальным панорамированием правого канала или оставить его: микрофон бас-барабана будет уделять больше внимания центру, чем микрофон с малым барабаном, основные частоты которого больше конкурируют с тем, что, вероятно, захватят оверхэды.
В большинстве случаев я предпочитаю эту технику панорамирования звука плагинам с синхронизацией по времени, потому что она кажется мне более органичной для моих ушей. Такие плагины, как Auto-Align, могут творить чудеса для идеального изображения, но вы можете обнаружить, что они сглаживают звук или немного подавляют энергию.
Post-скрипт: если вам не нужен центрированный малый барабан, это нормально (например, немного смещенный от центра малый барабан хорошо работает в песне инструмента «Ænema»), но все вышеприведенные рекомендации по позиционированию по-прежнему применяются, и это из следующий совет:
2.Панорамируйте барабаны ближнего микрофона в соответствии с накладными головками
Если вы хотите создать натуралистические акустические барабаны, убедитесь, что ваши близкие микрофоны соответствуют акустическому расположению ваших оверхэдов. Вы можете захотеть получить максимально широкий звук тома, но довольно сложно свести на нет наклоны оверхэдов и не сразу отличаться от них.
Это может быть ваше намерение, конечно, но намерение — это все: щелчок и атмосфера барабанов с близким микрофоном часто встречаются в стереофонических накладных расходах, поэтому действуйте осторожно, чтобы не вызвать дезориентирующие микширования фаз.
3. Для гитар хард-рок попробуйте жесткое панорамирование.
Это базовая техника, но ее стоит повторить. Если у вас есть две гитары хард-рока, дублирующие друг друга, самый быстрый способ добиться этого классического звучания хард-рока — это панорамировать их полностью влево и вправо. В большинстве случаев это условность, и если вы намерены вписаться в нее или играть в ее рамках, это ваш ход.
Примеры этой техники на практике включают «Sweat Leaf» от Black Sabbath, «Back in Black» от AC / DC, «Master of Puppets» от Metallica, «Undone — The Sweater Song» от Weezer, «Spoonman» от Soundgarden, и многие, многие, многие другие.
4. Попробуйте избавиться от фальшивых стереоклавиатур
Много раз программная клавиатура попадалась мне на пути в качестве стереодорожки, и после ее прослушивания первое, что я делаю, это отбрасываю одну из сторон. Почему? Поскольку в миксе происходит так много других вещей — некоторые из них микрофонные в стерео, — широкие инструменты с задержками и модуляциями только портят изображение.
Иногда намеренное панорамирование музыки требует знания того, когда нужно свернуть стереоисточник в моно, чтобы не запутать общую картину.
Действительно, я готов поспорить, что хорошая направленность при микшировании достигается не за счет стереоэлементов, а за счет превосходного позиционирования моно-звуков в стереоспектре. Таким образом получается четко определенный микс, который легко воспринимается слушателем.
5. Не всегда расширяйтесь с бэк-вокалом
Оставшись наедине с собой, я буду панорамировать бэк-вокал следующим образом:
Это отрывок из моего любимого проекта, художественного произведения под названием «Бег Салмона», и, конечно же, это действенный метод для стеки фонового вокала.Но в прошлом году я был потрясен вокальным стилем песни из Super City, одной из моих любимых инди-групп. Вокал звучал сочно, полно и потрясающе, но, к моему головному удивлению, панорамирования они сделали так:
Этот вокал помещен в основном в центр, чтобы освободить место для отдельных элементов по бокам. Тем не менее, они кажутся полными, сложенными в других отношениях — в основном с помощью эквалайзера и уровня.
Иногда, особенно для бэк-вокала, решение не панорамировать его может быть даже более обоснованным, особенно в уже переполненном миксе.Это также тот случай, когда я использую референсы, потому что, не услышав понравившегося мне микса, мне не на что было бы моделировать свою будущую работу.
6. Используйте автопанорамирование как индикатор жанра
Механизмы автоматического панорамирования не только создают интересные звуковые ландшафты, но также определяют жанры. Хороший пример — вокал Лесли: поставьте его на стопку голосов, и вы мгновенно перенесетесь в Blue Jay Way (даже если Beatles не использовали стерео Leslies на этом треке).
Электронные хай-хеты и глитч-вокал с автоматическим панорамированием могут автоматически вызывать классическую электронику 90-х или биг-бит (например, посмотрите «Kick That Man» от Meat Beat Manifesto). Включите электрогитары в обратном направлении, уменьшите скорость панорамирования, и вы окажетесь на психоделической территории, как это сделал Д’Анджело в песне Voodoo «The Root». Добавьте синтетическое автоматическое панорамирование в стиле восьмидесятых, например, текст в конце слова Стикса «Mr. Roboto », и вы говорите на языке прог-поп восьмидесятых, который идеально вписывается в структуру инди-исполнителя, такого как Бон Ивер.
Слушайте свои любимые жанры и узнайте, какие движения панорамирования звука являются типичными или какие используются автопаннеры, и это будет иметь большое значение для следования или нарушения традиций.
7. Попробуйте LCR
LCR обозначает левый, центральный, правый. Если вы обнаружите, что вашему миксу не хватает отчетливой ширины или пространства, я хочу, чтобы вы попробовали следующее: за исключением акустических барабанов, попробуйте панорамировать каждый элемент в вашем миксе в одно из этих трех мест. Есть бас? Поднимите по центру.Есть пианино? Только справа. Двойные гитары? Мы уже рассмотрели это. Скрипка? Вы начинаете понимать.
Можно подумать, что это упражнение создаст довольно жесткую, упорядоченную стереокартину. Но давай, попробуй и скажи мне, что ты заметил. Готов поспорить, вы услышите более чистое стерео изображение, с меньшим беспорядком и большей яркостью. Теперь вы можете выбрать, какие выдающиеся личности, какие причудливые инструменты в вашем миксе заслуживают промежуточных мест — 3 и 5 часов. Они становятся солистами ансамбля микса.
Если вы еще не пробовали, вы обнаружите, что это упражнение может научить вас многому о том, как создавать пространство с минимальными движениями панорамирования, позволяя реверберации или специальным инструментам занимать пространство между углами. Как человек, который регулярно занимается микшированием как в коробке, так и с аналоговым оборудованием, я могу также сказать вам, что подход LCR к миксу ITB помогает мне достичь ощущения широты, которое я не испытывал бы в других случаях, оставаясь полностью цифровым.
Вот пример того, как может выглядеть микс с LCR-подобной схемой панорамирования.Помимо барабанов (которые панорамированы естественным образом, чтобы отразить накладные расходы), есть только один выдающийся элемент, которому дано «промежуточное» место. Это будет альт.
Пример панорамирования LCR в Neutron 2 Visual Mixer
8. Играйте со сбалансированной и несбалансированной схемами панорамирования
Есть панорамирование для симметрии, где каждый элемент кажется сбалансированным. Шейкер в одном месте может уравновесить партию фанк-гитары с 16-ю нотами, панорамированную в противоположном направлении, потому что они дополняют друг друга.Это сбалансированный подход.
Асимметричное панорамирование, с другой стороны, приводит к чувству дисбаланса — и это чувство может быть вам другом.
Посмотрите песню Эллиотта Смита «Искаженная реальность — теперь необходимость быть свободным». Обратите внимание на то, что барабаны существуют только в одном наушнике, но это не наспех стереомикс шестидесятых. Это для беспорядочного эффекта, чтобы обозначить печальное состояние песни певца и его жизни.
Но продолжайте слушать, и вы услышите, что во время кульминации из противоположного динамика звучит еще больше барабанов, играющих встречные ритмы и вставки, похожие на ринго.По мере того, как мы перерастаем в какофонию, аранжировка микширования переходит от несбалансированной к сбалансированной, и здесь есть урок:
Переход от сбалансированной к несбалансированной и обратно может создать эмоциональное путешествие для слушателя, так что попробуйте. Это касается не только похожих элементов, но и дополнительных. Контрапунктовые ритмы, панорамированные в одинаковых направлениях, могут вызвать ощущение тонкости, в то время как противопоставление им дает сбалансированную ширину. Играйте с этим балансом не только статически, но и с помощью автоматических жестов.
9. Закройте глаза и представьте себе
Каждый раз, когда я чувствую, что звуковая сцена уходит от меня, мне нравится останавливать воспроизведение, закрывать глаза и представлять пространство, которое я создаю, вплоть до цвета. Это бальный зал? Если да, то это Розленд или Хаммерштейн? Это черная, всеохватывающая пустота? Что ж, будет ли это пустота темного подвала — со всеми отражениями от бетона и шлакоблоков, которые предполагает такой подвал — или пустота космического пространства, которое беззвучно?
Специфика этого упражнения позволяет мне принимать лучшие решения не только с панорамированием, но и с другими аспектами размерности стерео.Если я представляю себе группу в центре благоразумия, это вызывает совершенно иную картину, чем наблюдение за их игрой на домашней вечеринке. Отсюда я могу принимать решения о том, насколько далеко друг от друга находятся участники группы, как далеко они кажутся, на что похож их эквалайзер и насколько реверберирующими элементами микса могут быть. Это подводит нас к следующему пункту:
10. Поверните вперед назад и за голову
Не позволяйте никому говорить вам, что эквалайзер и реверберация не могут создать ощущение физического местоположения.Они абсолютно могут: они создают другую ось панорамирования — вашу перспективу спереди назад. Чем дальше расположен элемент, тем меньше высоких частот вы услышите, а также уровень. В зависимости от окружения вы можете отфильтровать минимумы (далеко, но все еще в дверях) или усилить их (далеко, но снаружи). Вы также услышите больше поздних отражений и меньше ранних.
Не забывайте эту жизненно важную ось, потому что тогда вы действительно намеренно панорамируете музыку. Вот как можно поставить барабанщика позади группы, а не рядом с ней.
С помощью техники инвертирования полярности вы даже можете разместить элементы вне динамиков или за головой. Простой включает создание вспомогательного канала, изменение направления стерео (так, чтобы правое стало левым и наоборот), и инвертирование фазы правого канала. Если у вас есть элемент, который вы хотите отобразить за пределами динамиков, вы можете подключить его к этому вспомогательному каналу с помощью отправки. На определенных уровнях он может создавать впечатление, будто он находится за ушами. Однако не будьте слишком либеральны с этим эффектом; это может нанести ущерб фазовой согласованности вашего микса.
11. Со вкусом автоматизируйте движение
Возбуждение может исходить от перетаскивания звуков в стереопространстве. Здесь в игру вступает автоматизация — не только слева направо, но и спереди назад, с эквалайзером и манипуляциями с ранними / поздними отражениями. Как всегда, вкус является ключевым: слишком много ненужного для панорамирования может дезориентировать или может неожиданным образом датировать ваш микс.
Однако сделанное со вкусом движение, сделанное намеренно, может добавить пространственности миксу.Вы можете перемещать ритмический элемент вокруг наушников, как в песне «Radiator Sabotage» Леланда Сандриза. По мере того, как шейкер перемещается вокруг левой сферы микса во время разреженного третьего куплета, мелодия направляется к захватывающему заполнению барабана; решение переместить этот элемент способствует наращиванию.
Другой пример — «Identikit» Radiohead, где каскадный вокал «разбитых сердец заставляет дождь» хвастаться панорамированием спереди назад: внезапно отчужденный Том Йорк выделяется из толпы на третьем повторе, затмевая другой вокал в фраза, усиливающая одиночество мелодии).Примеры активного панорамирования можно услышать повсюду в «Вуду» Д’Анджело, от вступительных траверсов обратных тарелок в «Playa Playa» до гитарного соло «The Root» назад. Действительно, эта запись является образцом, когда дело доходит до сделанного со вкусом автоматического панорамирования, со слишком большим количеством примеров, чтобы перечислять.
Заключение
Несомненно, мы можем найти больше сценариев панорамирования и больше возможных решений всех ваших проблем с панорамированием. Поскольку мы дали достаточно, чтобы вы начали, мы остановимся на этом и снова остановимся на намерении.Намерение — это самая важная вещь в сочетании — оно определяет каждое ваше решение. Это причина того, что, как и когда. Это применимо ко всем аспектам микса, и панорамирование не исключение. Сейчас мы надеемся, что предоставленные нами советы приблизят вас к тому миксу, который вы намереваетесь, — к тому, что у критиков не будет причин для возражений.
Извините за каламбур.
Панорамирование звука для музыкальных продюсеров
Панорамирование звука в миксе:
Способ панорамирования может иметь большое значение между плохим, хорошим и отличным миксом, потому что он влияет на взаимодействие звуков или инструментов с течением времени.Это также влияет на то, насколько плотным или рыхлым выглядит ваш микс, и насколько широко ваш микс звучит в стерео. Панорама также влияет на качество звучания вашего микса, когда стереоканалы суммируются и воспроизводятся в моно.
Хорошая идея — выполнить панорамирование звука перед тем, как вы эквалайзируете, сжимаете, устанавливаете уровни и применяете эффекты , поскольку на все эти процессы будут влиять ваши решения о панорамировании.
Панорамирование инструментов в миксе:
Основное практическое правило панорамирования звука для любого инструмента или звука в вашем миксе:
- Хочу ли я, чтобы он выделялся и всегда присутствовал в моем миксе, независимо от сценария воспроизведения, в котором воспроизводится трек или какой еще инструмент входит в микс?
- Управляет ли этот инструмент канавкой и движением трека?
Если да, на любой вопрос… … оставьте мертвую точку и даже подумайте о том, чтобы оставить его полностью моно. Вот почему поп-вокал, танцевальные удары, басы и малые барабаны, как правило, попадают в середину микса . Они ведут или управляют песней, так что жесткий центр прямо посередине панорамы имеет смысл. Постоянная одинаковая энергия обоих динамиков.
В более традиционном микшировании в стиле группы, таком как рок, например, панорамирование часто используется таким образом, чтобы имитировать звучание живого шоу либо с точки зрения публики, либо со сцены.Бочка, бас, малый барабан, вокальный центр. Гитары и клавиши слева и справа. Накладные расходы красиво разложены. Вы уловили картину. 😉
Выбор панорамирования, конечно, очень субъективен, но есть базовая формула, которой придерживаются большинство современных миксов:
Бочки, малые барабаны, басы и ведущий вокал, как правило, панорамируются с мертвой точки , потому что они обычно элементы, которые вы хотите, чтобы в вашем миксе казались прочными. Вы хотите, чтобы эти элементы поразили слушателя прямо, и это не будет более четким, чем мертвая точка.
Остальные элементы или инструменты — это то место, где оно становится более субъективным, и где вы также можете проявить более творческий подход к панорамированию, хотя все еще есть несколько проверенных и проверенных методов, которые вы можете использовать:
Некоторые инженеры по микшированию и продюсеры любят придерживаться только до трех позиций панорамирования. Они устанавливают каждый канал по центру, влево или вправо и ничего между ними.
Барабаны, помимо малого барабана и бочки, обычно панорамируются так, как если бы они появлялись на ударной установке , либо с точки зрения барабанщиков, с хай-хэтом и левым верхним хэдом слева, а томы и правые верхние хэды разнесены справа от спектра или с точки зрения публики, когда все переключается.Этот тип панорамирования не так распространен в EDM, танцевальных или электронных жанрах, как в роке и некоторой поп-музыке.
Гитары, клавиши, синтезаторы и бэк-вокал обычно лучше всего смещены от центра , либо резко слева, либо справа, либо где-то посередине. Эти элементы, а также некоторые из ваших ударных и ваши эффекты — это то, что вы будете использовать для создания ширины в своем миксе.
Полезно потратить время на знакомство с различными инструментами и звуками в вашем миксе и эксперименты с различными соотношениями панорамирования, потому что каждый микс отличается, и то, как вы панорамируете, будет играть жизненно важную роль в результате, который вы получите с вашим финальным миксом.
Панорамирование ваших барабанов — как заставить их звучать ОГРОМНО!
Когда вы пытаетесь заставить звуки ударных заполнять всю комнату, панорамирование — один из ваших самых важных инструментов. Это может помочь вам превратить небольшой сжатый слой звука в мелодию объемного звучания. Часто большая часть панорамирования выполняется инженером по микшированию. Но поскольку большинство создателей битов и продюсеров не отправляют свои песни на профессиональные микшеры (пока) из-за бюджетных ограничений, я хотел бы дать вам некоторое представление о наиболее важных техниках панорамирования.
Техника № 1: Основы панорамирования барабанов
Когда вы панорамируете звуки ударных, вы хотите, чтобы наиболее впечатляющие элементы оставались в основе вашего ритма. Поэтому я советую оставить все бочки (включая 808 сэмплов бас-барабана) и звуки малого барабана в центре. Другими словами, вам не нужно применять к ним панорамирование.
Вокруг этого центра вы можете панорамировать другие ударные и сэмплы перкуссии. Обычно я панорамирую хай-хэты, тарелки, тамбурины и шейкеры, то есть более простые ударные инструменты, немного правее и / или левее центра.Если 100 — это крайний левый и крайний правый (= полностью полностью), а 0 — центральный, то подойдет все, что находится между — / + 10 и — / + 30.
Для более мелодичных и экзотических перкуссионных элементов, таких как томы, бонги, конги и т. Д., Я предлагаю более радикальное панорамирование, например, между — / + 45 и — / + 90. Чтобы узнать, что лучше всего подходит для вас, это лучше всего просто поэкспериментируйте с настройками панорамирования. Будьте осторожны с элементами панорамирования полностью влево или вправо, потому что они могут полностью исчезнуть, когда ваша песня воспроизводится на монофоническом источнике или если 1 динамик сломан.
Базовая схема стереополя ударной установки
Техника № 2: Балансировка панорамирования
Независимо от того, что и как вы панорамируете, поддержание «здорового» баланса всегда очень важно для сохранения мощи песни. Итак, если вы решили сдвинуть хай-хэты немного вправо, вам следует сдвинуть что-нибудь еще немного влево. Но не сходите с ума по этому поводу, мы говорим о «здоровом» балансе. Так, например, панорамирование чего-то на 40 вправо и чего-то еще на 35 вправо не повредит вашей дорожке.На самом деле, это могло бы звучать более естественно!
Не стесняйтесь использовать мои бесплатные сэмплы ударных, чтобы начать экспериментировать с панорамированием ваших звуков прямо сейчас. Панорамирование — важный аспект для любого жанра, будь то хип-хоп, электронная танцевальная музыка, рок или все, что вам нравится.
Итак, опять же, все дело в экспериментах над собой и использовании ушей, чтобы определить, что лучше всего подходит для барабанных сэмплов, используемых в вашей песне. В этом видео вы можете увидеть, как я объясняю обе эти техники:
Быстрый совет № 3 Панорамирование:
Как правило, попробуйте панорамировать свои базовые звуки перкуссии, такие как тарелки и шейкеры, вокруг ядра вашего тела. — сэмплы бочки и малого барабана.Более мелодичные и экзотические перкуссии, такие как томы и конги, можно панорамировать довольно далеко от ядра.
Подробнее: Быстрый совет 4 — Панорамирование барабанов (Часть 2)
Лучшая цена приборной панели — Выгодные предложения на приборную панель от мировых продавцов приборных панелей
Отличные новости !!! Вы попали в нужное место для панорамирования инструмента. К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress.У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.
Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты независимо от того, сколько вы решите потратить.
AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы найдете новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку эта верхняя инструментальная сковорода в кратчайшие сроки станет одним из самых востребованных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что купили инструмент на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.
Если вы все еще не уверены в приборной панели и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам разобраться, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.А если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.
А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести панель для инструментов по самой выгодной цене.
У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.
.