Olympus PEN-F. Нетехнический обзор. — Посторонним В. — ЖЖ
Сначала меня это забавляло, затем постепенно начало раздражать,
последние три дня это реально бесит уже. Каждый встречный и
поперечный при виде нового PEN-F таращится на него, словно первый
раз увидел фотоаппарат.
Каждый второй еще потом тянет к нему свои лапки и норовит потыкать в
него и потрогать (терпеть этого не могу).
Потом начинается:
— Нет, это не Зоркий-4 (ха-ха-ха).
— Нет, я не начал снова на пленку снимать (на самом деле закончил лет 10 назад).
— Да, все ручечки и крутилочки и правда металлические.
— Нет, не дам подержать.
— Да, я козел.
Ну и так далее…
Короче, если хотите привлечь внимание – смело вешайте себе новый пен
на шею и выходите на улицу. А я вот, например, скоро обклею его спереди
изолентой, чтобы изуродовать и не привлекать внимания. Ибо нешуточно
надоело уже.
Когда у меня появился в свое время первый OM-D, некоторые тоже
удивленно рассматривали новую камеру и задавали неприличные вопросы.
Но с тех пор появились новые красивые ретро-игрушки, тот же X-T10,
который у меня есть, например. Но такой нездоровой реакции давно уже не было.
И вот теперь снова началось… Вообще это странно. Мы тут люди дикие,
оригинальных ПЕН-ов, которые были популярны у них там много лет назад,
в глаза не видели, но, тем не менее, многие “безошибочно” узнают в этой
камере то, о чем её дизайнеры и думать не могли. “Зорким” на этой неделе
мне уже дважды его обозвали, например. И один раз — ФЭД-ом. Дикари-с…
Шутки шутками, но я теперь понял смысл поговорки: “Leica позволяет
вам взять фотоаппарат на званый ужин и не выглядеть так, словно вы
пришли туда работать”.
Возрадуйтесь, теперь у нас есть вторая камера, которую с тем же
успехом можно таскать на всякие приемы, не боясь прослыть, прости
господи, фотографом (фу, слово-то какое противное, один раз так
обзовут – вовек потом не отмоешься).
Вообще говоря, продвигая это недешевое изделие, маркетологи
напирают именно на внешний вид, стиль и пафосные ассоциации.
На рекламных плакатах PEN-F (да и на коробке, кстати) мы видим
эдакого дядечку за 40 лет, в глазах которого такая неизбывная тоска
и знание жизни, что сразу хочется в окно выпрыгнуть. Поскольку я
сам – дядечка за 40 лет, то меня это как-то очень мало привлекает,
и новую игрушку я себе завел вовсе не для того, чтобы быть похожим
на того чувака.
Меня привлекло то, что в настоящее время эта камера – самое лучшее,
что может предложить нам Olympus в технологическом плане. А до
нового E-M1 Mark II еще надо как-то дожить, и что-то мне подсказывает,
что под чутким руководством партии и правительства к моменту его
появления его придется не покупать, а брать в ипотеку.
Ладно, хорош трепаться. Начнем обозревать камеру по-существу.
Конструктив и эргономика
Первой цифровой камерой от олимпуса был у меня E-300. До сих пор его
храню, потому что продать рука не поднимается. Так вот – считаю его
форму оптимальной. Нет горба лжепентапризмы (на это девочки все
равно уже не ведутся – им плевать). Глазок видоискателя – сбоку, и
человек, имеющий на лице нос, а таковых, как я понимаю, – большинство,
не тычется им в экран. Даже места в сумке камера без горба занимает
меньше, и ничем не цепляется, когда ее оттуда тащишь.
В общем, я за дальномерка-стайл. Это реально удобно.
Дизайнеры снова поменяли местами несколько рычажков, перепрятали
кнопку включения (особенно постарались сделать так, чтобы камеру ни
в коем случае нельзя было бы включить одной рукой, в чем преуспели),
но в целом они со своей задачей справились – получилось вполне удобное
в работе изделие.
Поначалу, правда, я несколько раз по ошибке крутанул колесико
экспокоррекции вместо колесика, отвечающего за установку диафрагмы,
но быстро привык, тем более, что на других камерах (у того же фуджа
например) оно установлено там же.
Сразу скажу – когда начинаешь работать с новым PEN-F, то понимаешь,
что явно в команде разработчиков был некий специальный человечек,
который отвечал за то, с каким усилием нажимается данный конкретный
рычажок и вращается данное конкретное колесико. Все усилия на
органах управления выверены и все вылизано просто до блеска.
Я кинестетик – знаю, о чем говорю.
Каждое колесо крутится с различным усилием и причем именно с таким
(на мой взгляд конечно), которое от данного конкретного колеса и
ожидаешь. Не больше и не меньше.
Одно замечание – тот человечек, который отвечал за рычажки, видимо
уходил в отпуск тогда, когда проектировали движок, регулирующий зум
у моторизованных объективов (и позволяет гнуть кривую туда-сюда при
настройках профилей картинки).
Мало того, что необходимость этого рычажка для меня вообще весьма
сомнительна, полезные функции на него переназначить не дают (язык
не поворачивается назвать таковой возможность пролистывать по 10
картинок вперед/назад при просмотре), так он еще и выполнен из
какого-то материала, подозрительно напоминающего пластик.
Хитрые ага – засунули его между нормальным алюминиевым колесом и
корпусом, и думали, что мы ничего не заметим. А мы вот заметили. 🙂
И еще одно сомнительное решение: крышечка, прикрывающая разъемы,
открывается/закрывается вообще почти без щелчка. Будем надеяться,
со временем она не разболтается и не станет хлопать сама по себе как
калитка на ветру (или как крышечка отсека карт памяти на старом
добром Е-420 у моей сестренки, которую мы уже один раз меняли, и вот
она снова разболталась уже). Прежнее проверенное решение с резиновой
заглушкой, заталкиваемой в отверстие в тушке, мне казалось надежнее,
ну да время покажет.
В остальном все очень удобно. Серьезно. Я до появления у меня ПЕН-а
полагал, что он будет не слишком удобен и ухватист, однако признаю –
даже с 75/1.8 он лежит в руках надежно и кажется весьма сбалансированным.
Понятное дело, что владельцам всяких монстров типа M.Zuiko 300/4
дополнительную накладную ручку все равно придется докупать. Но раз
уж они украли столько денег такие стекла могут себе позволить, то и
рукояткой обзаведутся.
Отдельно хочу сказать про движочек на передней панели. Эта странная
крутилочка, которая перещелкивает “творческие” режимы камеры,
изначально казалась мне очень подозрительной, и я опасался, что все
руки об нее обдеру.
Robin Wong – наше все – в своем обзоре насчет этого колеса отдельно и
очень жалобно хныкал, являя миру дырки, проковырянные этим винтажным
контролом в своих натруженных руках. Ну не знаю, может руки у него не
той системы или еще что, но я её при съемке даже не задеваю.
А руки у меня не сказать чтобы маленькие. Будем считать, что это — еще
один почти бесполезный рудимент, делающий камеру еще на 5% винтажнее.
Так я это воспринимаю.
Сравнивая PEN-F с имеющимся у меня OM-D EM5-II, скажу: если второй
пятак был выполнен с точки зрения механики и эргономики почти
безупречно (чего о первом пятаке, кстати, я сказать никак не могу),
то новый ПЕН механически стал еще прочнее (по крайней мере, на ощупь).
Вот казалось бы – дальше ехать уже некуда – все прочно, туго и не
дребезжит. Но оказалось – есть куда. Колесики стали еще туже,
перещелкиваются они еще четче и выглядят еще дороже (ну и стоят
тоже, ага).
Но вот, что порадовало по-настоящему: наконец-то на колесо режимов
вынесли переключатель пользовательских настроек С1-С4. Это то, что
было (и очень нравилось) у меня в Sony A-850.
Я тут намедни спросил Антона Мартынова, есть ли в новой X-T2
нормальное сохранение/выбор пользовательских настроек. Он сначала
долго и старательно делал вид, что вообще не понимает, о чем я, потом
вообще ловко съехал с темы, попутно сообщив, что никому оно не надо.
Надо и еще как. И не такое сохранение настроек, какое сделано в Fuji,
где тебе доступны лишь несколько установок WB, эмуляции пленки и
прочего, а именно ПОЛНОЕ сохранение ВСЕХ настроек камеры, включая
даже яркость встроенного видоискателя и степень заляпанности заднего
экранчика алгоритм IS. Только так и никак иначе.
Так вот, в OMD-EM5-II эти настройки записывались и вызывались из
памяти через меню (что, вообще говоря, еще и не логично совсем,
так как при этом камера остается в установленном вне этих настроек
режиме работы “A”, например, а вы собираетесь снимать в студии и
вам нужен режим “М”), так там я еще и регулярно вместо выбора
записанных предустановок по запарке попадал на их сброс, в результате
чего текущие установки записывались в память, а предустановка
пропадала (зато девочки могли услышать, как изысканно и витиевато
я умею материться, да).
Теперь наконец-то выбор вынесен на колесико и одним движением мы
выбираем нужные нам настройки вместе с режимом съемки. За одно
это я готов в пояс поклониться разработчикам – разум после долгих
мытарств таки восторжествовал. Браво.
Кстати, в новой прошивке второго пятака (буде такая появится) очень
бы хотелось спрятать/развести подальше друг от друга сброс и выбор
пресетов. Это поможет сэкономить много нервных клеток.
Что еще сказать про эргономику и конструктив? Дерматинчик, которым
обклеена камера, стал суше на ощупь (вот какие нюансы мы умеем
замечать) и больше походит на шкуру ската, из которой делают нынче
пафосные ремешки для дорогих часов. Шершав и прочен.
Отсутствие винтиков на нижней крышке камеры, о котором нам отдельно
поведали в рекламных материалах, выглядит забавным, но и только.
Мне и винтики нисколько не мешали.
В целом же, почти все в камере выглядит и ощущается ДОРОГО.
Заметно, что это была одна из целей разработчиков, и они ее таки
добились. Даже черное покрытие там, где оно есть, похоже на лкп
автомобиля – не шершавое, а гладкое и, кажется, правда покрыто лаком.
Матрица, цветопередача, шумы
Собственно, лично я повелся на PEN-F главным образом из-за новой матрицы.
Сейчас, когда гонка мегапикселей породила ФФ камеры, нормально снимать
на которые возможно лишь на топовые фиксы со штатива, увеличение
разрешения в микре с 16 до 20 mpix вызывает лишь улыбку, но нам тут не
до смеха, если честно. Я бы и от 24 не отказался. Считаю, что 20-24 mpix
оптимальны для использования в мирных целях работы.
И дело тут не в разрешении даже, а просто в наличии запаса по
кадрированию. Мы тут не все из агентства Magnum, не все умеем
безупречно кадрировать при съемке налету. Не все мы Картье-
Брессоны, да. Некоторым из нас иногда приходится безжалостно
кромсать картинку при постобработке, и вот тогда лишние 4 млн
точек точно лишними не будут. В этом я уже убедился в последние
2 недели съемки новой камерой.
Цвет новой камеры стал чуть точнее, по умолчанию спокойнее.
Но он все такой же плотный, хорошо крутится в конвертерах и
мне нравится.
Пропали вылезавшие иногда раньше невесть откуда в тенях странные
цветовые градиенты.
Таким образом, получается, что для студийной съемки (если выбирать
именно из олимпусов) эта камера однозначно лучшая на сегодняшний
момент.
Также вижу, что красного цвета стало чуть меньше на коже, это хорошо
(вспомните первый OM-D). Количество телодвижений по цветокоррекции
в моем workflow немного уменьшилось.
По шумам хуже не стало, что при условии возросшего числа мегапикселей
означает – стало чуть лучше. Даже, пожалуй, на высоких ISO позже стала
разваливаться по цвету картинка. Теперь я последним рабочим значением
авто-ISO ставлю 4000. Меня устраивает.
Автофокус и экспозамер
Экспозамер
Заметно, что алгоритм работы экспозамера изменился. Судя по всему
наконец-то определение лиц сопрягается с экспозамером в матричном
режиме. Снимая на крыше против солнышка, я автоматически сделал
поправку +0.7 и получил выбитые кадры. Оказывается, теперь этого
делать не нужно и автоматика достаточно умна, чтобы отслеживать
появление лиц в кадре даже на фоне яркого фона.
Правда иногда что-то видимо считается/определяется неправильно, и
на 30-40 кадров попадается вдруг один пересвеченый. Такое заметил
только при съемке против света и, видимо, это поправят в новой прошивке.
Остальные повадки автоматики мало изменились, и, как и прежде, у
меня выставлена постоянная поправка в меню: +2/6 для матричного
замера и +1/6 для центровзвешенного.
Автофокус
Особых изменений не заметил. НО! Появилась одна дико удобная
фишка, которую, видимо, подсмотрели у Panasonic. Теперь в меню
есть возможность включить управление точкой фокусировки по
тачскрину при визировании через видоискатель.
(В этом месте за кадром играет “Hallelujah Chorus” Генделя в исполнении
лондонского филармонического оркестра, за сценой появляется яркий
свет, все встают и аплодируют).
Дождались! Не нужны никакие джойстики (от появления которых намедни
у адептов Fuji случилась такая эйфория, что их пришлось всю неделю
пораньше укладывать спать).
Просто тупо возишь пальцем по экрану и указываешь камере – куда
сфокусироваться. И все. Не может быть ничего проще и естественнее.
Кроме того, джойстики имеют особенность дохнуть со временем, но мы,
бывалые владельцы камер Sony, этого фудживодам не скажем – пусть
пока веселятся в неведении.
Вот эта, (справедливости ради — придуманная панасоником) возможность
настройки зоны АФ просто влюбила меня в себя. Хорошо, что её наконец-то
передрали. Надо тащить в дом все лучшее отовсюду. Правильный подход.
Недавно, впрочем, видел обзор нового PEN-F, где авторы, стравливая его
со вторым пятаком, показали, что в режиме следящего фокуса новинка
чаще теряет объект сопровождения (вроде бы уже успешно и надежно за
него зацепившись). Судя по всему, в новых прошивках это поправят.
А пока скажу очевидное: если уж вам приспичило поснимать жесткий
экшн именно на беззеркалку олимпус – купите себе E-M1. Не благодарите.
Прочие моменты и наблюдения
Батарейка
Слава богу, не стали менять формат и марку батарейки. Все, что нажито
непосильным трудом – левые аккумуляторы DSTE от старых камер и вот
это вот все – все отлично работает с новой камерой.
Энергопотребление не сильно изменилось. Тут никаких откровений.
Мне на съемку всегда хватает одной свежезаряженной батареечки.
Но у меня и съемки то невелики – от силы по 300 кадров за раз.
Стабилизатор
Все так же сосредоточенно жужжит при работе. Работает не хуже
(субъективно и не лучше, куда уж лучше то), чем в OM-D EM5-II.
Случайно заметил, что если включить на объективе стаб (проверено
на Leica 45/2.8 Macro), то встроенный матричный стабилизатор
предварительно хмыкнув тактично выключается автоматически,
предоставляя делать всю работу стабу в объективе (наверное,
он еще и ехидно хихикает при этом). Раньше было такое или нет?
Видео
Видели как OM-D EM5-II снимает ? Ну вот, тут на первый взгляд
все то же самое. Для личного использования мне хватает более чем.
Затвор
Похоже, его снова поменяли. По сравнению с OM-D EM5-II он
срабатывает чуть суше и жестче. Shutter-shock внимательно
искал – не нашел.
Кстати, было бы здорово, если в полностью бесшумном режиме
электронного затвора можно было бы (опционально) воспроизводить
в момент его срабатывания звук, имитирующий механику. Тому, кого
вы снимаете, иногда важно знать, что кадр уже был сделан и можно
сменить позу или расслабиться.
Меню
Традиционно жуткое, нелогичное и нелепо-развесистое, но давайте
будем считать это милой особенностью любимого производителя.
Надеюсь, рано или поздно они найдут в себе мужество просто выбросить
его и переделать все с нуля.
Творческие режимы
Вот не люблю я все вот это вот. Не-лю-блю. Однако первый раз моя
нелюбовь поколебалась, когда я увидел внутрикамерный Classic Chrome
в исполнении оркестра песни и пляски под управлением Fuji. Кто видел –
понимает, о чем я.
Им там проще конечно – раньше пленки выпускали, с цветом много возились,
знают, как красиво испортить картинку. И беззастенчиво этим пользуются.
Olympus решил дать вам в руки удочку и отправить ловить рыбу
самостоятельно. То самое колесико на морде, об которое так
некстати покалечился Robin Wong, обозревая PEN-F, служит на
самом деле не для умерщвления плоти, а для игр с цветом и ч/б.
Вы скажете – да я на компе вам в конвертере такого накручу –
закачаетесь все у меня! И будете правы. Но вот представьте себе,
есть люди, которые не знают, что такое raw-конвертер. Не шучу.
(тут у нас должна быть МХАТ-овская пауза, камера медленно
скользит вдоль окаменевших в ужасе лиц из зрительного зала).
Причем вы будете смеяться, но эти люди иногда очень неплохо
эстетически подкованы и прекрасно понимают, что нужно делать
с картинкой, но не знают – как. Гуманитарии, они вообще – люди странные…
Вот как раз для этих людей и приделал олимпус эту странную крутилку
на морде, с помощью которой любой эстет-надомник даже вообще без
компьютера может себе накрутить очень интересные цвета или замутить
эдакое брутальное чб.
Я уж не говорю о хипстерах и прочей шушере, которые прямо из
Старбакса могут, сидя за столиком, выдать на гора пачку шедевров,
отослав их по WiFi в Instagram, WikiLeaks или еще куда в эти ваши
богопротивные интернеты.
В общем, несмотря на мое скептическое отношение к данному вопросу,
вынужден признать – вещь весьма небезынтересная. И сразу
предупрежу – штука заразная, навроде семечек. Затягивает.
Хочу заметить, с помощью этой нехитрой приблуды очень быстро можно
получить вполне вкусное на вид ч/б – с хорошей проработкой полутонов.
Вот примеры сделаные навскидку прямиком из камеры.
К слову сказать, непонятно, что помешало Olympus договориться с кем-
нибудь из известных в прошлом производителей фотопленки и зарядить
камеру несколькими предустановками, основанными на реальных эмульcиях.
Один хрен все эти конторы сейчас на ладан дышат и, я полагаю, за долю
малую согласились бы состряпать пяток пресетов с названиями что-нибудь
типа “Agfa Vista” или “Ilford HP5”. Пустячок, а нам понтоваться было бы
приятно (посмотрите чем Fuji сейчас активно занимается).
Резюме.
В настоящий момент вижу у данной камеры всего один недостаток – цену.
Причем гляжу на прайсы конкурентов, курс доллара, новости с Украины
и цену барреля нефти и понимаю – то ли еще будет, и к камере это не
имеет никакого отношения. Камера классная.
Если вы не снимаете спорт (за исключением шахмат ), не боитесь, что
на улице вас поначалу задергают идиотскими вопросами “чего там у
вас такое на шее болтается?” и можете ее себе позволить в финансовом
плане – смело можете брать.
P.S. Для пущего удовольствия достопочтенной аудитории EXIF всех
картинок бережно сохранен, а некоторые даже открываются
до полноразмеров если в них мышкой ткнуть посильнее.
Фотокамера Olympus PEN-F (Micro Four Thirds):
Записки путешественника
- Фотокамера Olympus PEN-F (эта статья)
- Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro (отдельная статья)
- Объектив Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 (отдельная статья)
- Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2. 8 Pro (отдельная статья)
Нынче путешественник без фотоаппарата — все равно что едок без ложки. Правда, голодному можно есть и без приборов, руками, а вот как спокойно «употреблять» пищу для ума и сердца — дивные красоты, прелести земли, неба и воды, — если нечем сделать фотоснимок, а таланта рисовать карандашом или писать маслом не даровано от природы? В общем, путешественнику без камеры, как говаривал Полиграф Полиграфович Шариков, «строго воспрещается существовать»…
Для полевых испытаний мне передали фотокамеру Olympus PEN-F и объективы для нее, перекрывающие весь диапазон требующихся на практике фокусных расстояний, от 24 мм до 300 мм (в эквиваленте системы 35 мм). Это два зума, «штатный» Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, а также более светосильный эквивалент столь любимого фотографами «полтинника» (фокусного расстояния 50 мм для кадра 24×36 мм) — Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8.
Воспоминание о шестидесятых
Стандарт Four Thirds был разработан Olympus совместно с Eastman Kodak, первоначально для цифровых зеркальных камер, и назван по размеру используемой матрицы (4/3 дюйма по диагонали). В 2008-м Olympus и Panasonic анонсировали Micro Four Thirds (MFT), уже для беззеркальной цифровой фототехники.
Матрицы MFT по площади вчетверо, а по ширине в два раза меньше полнокадровых. Поэтому масштаб изображения, формируемого на них оптикой, вдвое больше, то есть кроп-фактор равен двум. Это означает, что объектив с фокусным расстоянием 25 мм становится эквивалентным объективу 50 мм на полнокадровой системе.
Olympus PEN-F — цифровая инкарнация в стандарте MFT первого в мире «полукадрового» однообъективного зеркального фотоаппарата эпохи пленочно-бумажной фотографии, впервые анонсированного в 1963 г. Пленочный PEN-F создавал изображение вполовину меньше обычного (24×18 мм, а не 24×36 мм), и на стандартной пленке можно было поместить вдвое больше снимков (72, а не 36). В отличие от современных камер MFT, кроп-фактор ветерана составлял 1,45, и «штатный» объектив Olympus F. Zuiko Auto-S 38mm F1.8 был эквивалентом 55-миллиметрового объектива для полнокадровых зеркалок, а Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4 — 56-миллиметрового.
Многие источники указывают на то, что дизайн новой камеры якобы вдохновлен Olympus PEN-F образца 1963 года. Пожалуй, если речь идет о форме и размерах корпуса, то это так. Но общая компоновка и расположение органов управления у цифрового потомка не могут не отличаться.
Однообъективная зеркальная «полукадровая» фотокамера Olympus PEN-F, анонсированная в 1963 г., с объективом Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4
Позволю себе провести другую связующую нить: ветеран был первым зеркальным фотоаппаратом с размером кадра вполовину меньше традиционного, и новая Olympus PEN-F, в соответствии со стандартом MFT, тоже обладает сенсором вдвое меньше кадра полного формата.
Приведем характеристики камеры Olympus PEN-F по данным Olympus и по результатам наших измерений.
Наименование | Olympus PEN-F |
Дата анонса | 27 января 2016 г. |
Тип камеры | Беззеркальная |
Тип матрицы | CMOS Micro Four Thirds (MFT, 4/3) |
Кроп-фактор (коэффициент умножения фокусного расстояния для полного кадра) | 2 |
Форматы изображения | 1:1, 4:3, 3:2, 16:9 |
Эффективных пикселов матрицы | 20 млн |
Светоприемных ячеек матрицы | 22 млн |
Размер матрицы | 17,3×13 мм |
Очистка от пыли | Ультразвуковой волновой мотор |
Процессор | TruePic VII |
Диапазон чувствительности | ISO 200—25600 (расширенная до 80) |
Диапазон выдержек | 1/8000—60 с (механический затвор) 1/16000—60 с (электронный затвор) |
Форматы и размер кадра | RAW (ORF), JPG 5184×3888 (10356×7776 в режиме высокого разрешения) |
Уровни качества JPG | Высококачественный, качественный, нормальный, базовый |
Форматы и размер видео | MPEG-4, H. 264, Full HD 1920×1080, частота 60, 50, 30, 25, 24 кадров/с |
Скорость серийной съемки | 10 кадров/с |
Стабилизация изображения | внутрикамерная, пятиосевая, до 5EV |
Автофокусировка | Многозонная, центральная, точечная (с выбором местоположения), следящая, однокадровая, непрерывная |
Ручная фокусировка | Да |
Число датчиков автофокуса | 81 |
Диапазон чувствительности автофокуса | от −2EV до +20EV |
Тип дисплея | TFT LCD |
Размер дисплея по диагонали | 3″ |
Число эффективных элементов изображения на дисплее | 1 037 000 |
Сенсорный экран | Да |
Тип видоискателя | Электронный |
Покрытие кадра в видоискателе | 100% |
Увеличение изображения в видоискателе | 1,23x |
Разрешение видоискателя | 2 360 000 |
Коррекция рефракции глаза | от −4 до +2 диоптрий |
Поле зрения | 100% |
Режимы съемки | Приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, 24 сюжетные программы |
Встроенная вспышка | Нет |
Внешняя вспышка | В комплекте |
Режимы работы вспышки | Автомат, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка, медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация по второй шторке |
Автоспуск (задержка) | Да (2 или 12 с, по выбору) |
Экспозамер | Мультизонный, центрально-взвешенный, точечный, светлая зона, тень |
Количество зон экспозамера | 324 |
Компенсация экспозиции | ±5EV с шагом 1/3EV |
Экспозиционный брэкетинг | ±5EV (2, 3, 5, 7 кадров с шагом в 1/3EV, 2/3EV, 1EV) |
Брэкетинг баланса белого | Да |
Покадровая съемка с интервалами | Да |
Хранение отснятого материала | SD, SDHC, SDXC |
Интерфейс | USB 2. 0 (480 Мбит/с) |
Выход HDMI | Micro-HDMI |
Вход микрофона | Нет |
Выход на наушники | Нет |
Беспроводная связь | Wi-Fi 802.11b/g/n |
Дистанционное управление | Проводной пульт, приложение для смартфона |
GPS | Нет |
Защита от пыли и влаги | Нет |
Батарея | Литий-ионная BLN-1, отдельное зарядное устройство |
Емкость батареи | 1220 мА·ч (330 кадров) |
Вес (включая батарею) | 427 г |
Размеры | 125×72×37 мм |
Средняя цена (без объектива) | T-13415280 |
Думаю, что если с камерой нельзя разобраться за полчаса, то это серьезная проблема. Мне частенько приходится по нескольку раз в день переходить с одной системы на другую (доходило до четырех таких смен), поэтому эффективно работать с техникой, которая требует долгой адаптации и привыкания, совершенно невозможно. Но не таков Olympus PEN-F! В том смысле, что с ним все просто и понятно: взял в руки, вставил в слот карту памяти, отформатировал ее, выставил нужный режим и начал снимать, ни о чем не беспокоясь.
Поэтому я начал снимать сразу же после получения оборудования. Сел в такси и тут же сфотографировал водителя (c его любезного разрешения).
«Пожалуйста, пристегнитесь!» Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/500 с, ISO 200 (передержка +1 экспозиционная ступень).
Честно говоря, эта фотография не пострадала бы ни на йоту, сделай я ее в черно-белом варианте, причем как средствами самой камеры, так и при постобработке. Но все же начинать нужно с более целостной картины, каковая немыслима в черно-белом представлении, поэтому пусть здесь все остается цветным.
Детали лица проработаны отлично. Заметен хитрый прищур и озорной блеск в глазах водителя — или это я фантазирую? Передача оттенков кожи весьма хороша, полутона спокойные, с плавными переходами. Детали в светах сохранены в значащих зонах кадра, исключая небо, которое, естественно, совершенно засвечено. Почему «естественно»? Да потому что в настройках камеры нарочно установлена передержка +1, чтобы при съемке в контровом свете проработалось лицо, а иначе оно «провалилось» бы в тень.
Приехал в офис. Друзья-коллеги предложили кофе, поставили на стол чашку. Вот он, кадр! — подумал я.
«Черный кофе». Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 30 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.
Между прочим, изображение здесь цветное. Просто таков был свет, чашка и поверхность стола, что на выходе получилось черно-белое фото. Самое ценное, что иллюстрирует этот снимок — мягкие, плавные светотональные переходы и неплохой динамический диапазон. Взглянем на стол в зоне резкости и отметим хорошую проработку фактуры поверхности с воспроизведением деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях.
Гуттаперчевый дисплей
Главное достоинство Olympus PEN-F с точки зрения эргономики и удобства для пользователя состоит в его дисплее, который не только дублирует изображение в видоискателе и дает возможность просматривать отснятое непосредственно на месте, но и позволяет визировать сцену при съемке в самых неожиданных ракурсах.
Начнем с того, что в обычных условиях меня тяготит само наличие дисплея перед носом во время съемки. Все время заботишься о том, чтобы случайно не ударить его, не заляпать прикосновениями кожи лица и рук и не оцарапать. У Olympus PEN-F дисплей можно откинуть влево, повернуть вокруг длинной оси, перевернуть «лицом» к корпусу камеры и сложить в таком состоянии, надежно защитив от загрязнений и повреждений. Это очевидный плюс.
Olympus PEN-F с дисплеем, сложенным «лицом внутрь» и защищенным от повреждений и загрязнений
В традиционном, рабочем положении дисплей достаточно ярок даже на дневном свету и позволяет визировать без особых осложнений. Однако при съемке на открытом солнце он, разумеется, «слепнет», и тогда не остается иного выхода, кроме как приложить все-таки глаз к видоискателю (чего так не любят делать некоторые современные фотолюбители).
Дисплей Olympus PEN-F в рабочем состоянии позволяет визировать при не слишком ярком дневном освещении
В особых случаях можно задействовать все возможности дисплейного крепления, которое позволяет ориентировать его в любом самом причудливом положении. Позволяет не только снимать селфи (то есть автопортреты), развернув откинутый дисплей и саму камеру объективом к себе, но и фотографировать в буквальном смысле из-за угла, над головами окружающих или, наоборот, с низкой точки, опустив камеру к земле. Эта, если можно так выразиться, супергибкость конструкции камеры дает ей неоспоримое преимущество перед теми аппаратами, у которых дисплей лишен подвижности вовсе или поворачивается только вокруг поперечной оси.
Дисплей Olympus PEN-F в положении для съемки «из-за угла»
В стране полумесяца
Через полтора дня я уже был в Турции. Но из-за бессонной ночи в день перелета решил перед дальней дорогой денек отсидеться в городе с символическим названием Сиде.
Сиде, провинция Манавгат. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.
Неплохая иллюстрация возможностей системы по рендерингу цвета. На снимке мне нравятся синий, желтый и темно-красный цвета. А еще мне понравилось, как я построил кадр (в этом утверждении только доля шутки).
В запасе оставалось немного времени, и я занялся исследованием камеры, которой предстояло стать моим верным спутником в путешествии.
На вид и ощупью
Не могу не сказать, что органы управления расположены несколько непривычно. Недоумение вызывает выключатель, который сделан в виде колеса пусть и большого, но без какого-либо «отростка», поэтому пользоваться им не очень удобно. К тому же он расположен слева, а не справа. Когда убираешь камеру в рюкзак или сумку, можно легко сдвинуть это колесо-выключатель в положение «On» (включено). Разумеется, я виноват в этом больше, чем разработчики камеры, но в моих поездках это происходило постоянно, и винить одного себя я попросту устал.
Olympus PEN-F сверху
Сверху на камере имеются «горячий башмак» для подключения дополнительного оборудования, перед ним — отверстия стереомикрофона, селектор режимов съемки, кнопка спуска затвора, обрамленная рифленым кольцом управления выбором параметров (назначение зависит от режима работы), кнопка активации записи видео и колесо экспокоррекции. Последнее расположено крайним слева. Оно выступает за край корпуса, и его можно задеть так же легко, как выключатель, незаметно для себя введя экспокоррекцию.
Для выбора режима работы необходимо перед поворотом селектора нажать разблокирующую его кнопку сверху. Подобный принцип распространен в большинстве фотосистем, но мне кажется, что в нашем случае стопор был бы уместен также на выключателе камеры и на колесе экспокоррекции.
Olympus PEN-F сзади
Сзади расположены: дисплей, окуляр оптоэлектронного видоискателя, колесико его диоптрийной коррекции, функциональные кнопки 1 и 2 (Fn1, Fn2), колесо управления выбором параметров, профилированный упор для большого пальца правой руки, кнопки увеличения изображения, меню, информации, стирания, воспроизведения и пятипозиционный джойстик.
Мне непонятно, какими мотивами руководствовались разработчики камеры; во всяком случае, похоже, что удобство обращения с аппаратом у них явно отходило на второй план. Olympus PEN-F — камера весьма скромная по размерам, но на ней нет никакой ручки и даже утолщения для удержания в правой руке. Кое-что должен был бы предложить упор для большого пальца, но с ним у меня тоже возникали сложности. Во-первых, он расположен слишком низко, и для управления колесом экспокоррекции палец приходится смещать с упора вверх. Во-вторых, не только мизинец, но и безымянный палец моей правой руки не могут охватить аппарат и свешиваются вниз: им просто некуда деться.
Olympus PEN-F спереди
На передней панели слева от объектива вверху расположено колесико выбора творческих режимов съемки, слева внизу — кнопка предварительного просмотра, справа вверху — подсветка автофокуса и индикатор задержки автоспуска, справа внизу — кнопка разблокировки байонетного крепления объектива.
На мой взгляд, наибольший интерес и практическую ценность представляет селектор творческих режимов. С его помощью можно почти мгновенно активировать черно-белую съемку, а это очень удобно. Я решительно не согласен с теми коллегами, которые уверяют в бесполезности этого колесика на передней панели камеры. Еще раз повторю: это очень удобная деталь, которой я неоднократно пользовался по назначению.
Замок байонета справа от объектива — это тоже правильно и очень полезно. Я успел много раз убедиться, насколько удобно заменять объектив правой рукой, «взвесив» камеру в левой руке и нажав указательным пальцем на кнопку замка. В некоторых других системах такой замок располагается слева от объектива, и оперировать им не столь легко.
Olympus PEN-F снизу
На нижней панели камеры расположены отсек для батареи и слот для карты памяти, причем они соседствуют под одной крышкой. В центре, ближе к переднему краю, имеется стандартная резьба 1/4″ для крепления камеры на штативе.
Долина пещерных церквей
Мне предстояло провести неделю в Каппадокии — «прекрасной стране лошадей», как может звучать перевод этого слова со смеси греческого, арамейского и тюркского языков. Каппадокию отличают невероятно красивые природные ландшафты. Но еще важнее то, что эту землю можно справедливо именовать колыбелью христианства. Именно сюда из Рима, Синая, Сирии, Балканских земель бежали от преследователей своего учения те, кто уверовал в Воскресение.
Путешествие по Каппадокии было удобно начинать с Гюзельюрта — небольшого селения на горе у южных ворот ущелья Ыхлара. Кстати, «гюзель юрт» по-турецки означает «любимый дом». Ниже этого поселка, у подножия окрестных гор, расположена Монастырская долина — горная местность, полная древних церквей, человеческих жилищ, хлевов для скота, конюшен, мастерских и других помещений, которые частично занимают пещеры, а частично — залы, вырубленные в камне. Некоторые из них и доселе используются местным населением по назначению, например как склады, сыроварни и винодельни.
Для археологов тут непочатый край работы, ибо глубина «копания» предмета сильно хромает. А с датировкой построек дело обстоит и вовсе неважно: есть только разрозненные данные о том, что первые поселенцы появились здесь еще во времена неолита, затем стали обустраиваться фригийцы, а в I—IV вв. н. э. — «окапываться» древние христиане. Сначала они прятались в Каппадокии от Рима, потом от Византии, арабских завоевателей и Оттоманской империи.
Однако сейчас для меня все это имеет второстепенное значение. Важно другое: тут очень малолюдно, и никто не мешает планомерно и не торопясь исследовать и фотографировать. В этот раз я вообще не встретил в Монастырской долине ни одного человека. И еще: здесь очень интересно. Лазая по россыпям валунов и ползая по каменным ходам пещер, испытываешь такой восторг и наслаждение, будто вернулся в собственное детство.
Для съемок в здешних местах я пользовался исключительно «штатным зумом», причем только в максимально широкоугольном положении, то есть на фокусном расстоянии 12 мм.
У конца дороги. F2,8, 1/6400 с, ISO 200.
Прекрасная резкость и детализация на открытой диафрагме.
Хозяйственное помещение в обработанной пещере. F2,8, 1/25 с, ISO 250.
Отрадно сознавать, что автоматика очень сообразительна в деле установки параметров экспозиции. При исчерпании ресурса удлинения выдержки она не повышает чувствительность сразу вдвое (на одну ступень), а делает это аккуратно, долями ступени — в нашем случае до 250 единиц ISO.
Каменные ступени в пещерной церкви. F2,8, 1/25 с, ISO 400.
Удачный пример хорошей проработки фактуры поверхности камня и мелких деталей растительности (слева внизу) при освещении дважды отраженным светом.
Взгляд наружу. F2,8, 1/1600 с, ISO 200.
Обратим внимание не то, что пейзаж на открытом воздухе отработан безупречно. Превосходная детализация заметна и на паутине. Но очень важно, что матрице хватило динамического диапазона, чтобы показать детали на темных каменных стенах вокруг входного проема. А ведь могла бы и «завалить» все в черноту.
Скальная церковь Кёмюрлу («Угольная»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.
Когда я впервые увидел это место, то почему-то вспомнил Минас-Тирит из Толкиеновской трилогии «Властелин колец». Вход в пещеру-преддверие расположен на высоте около полутора метров над поверхностью земли. В древности, вероятно, пользовались деревянной лестницей, которую убирали для защиты от непрошенных гостей. Теперь тут лежат несколько камней, но влезать внутрь все равно очень нелегко, особенно с рюкзаком.
Интерьер церкви Кёмюрлу («Угольной»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.
Пещеры церкви (три этажа!) были вырублены в скале в период иконоборчества и не содержат росписей. Однако внутри остались изображения мальтийского креста и более поздние надписи на греческом XIX века. Ме́ста во всех помещениях очень мало, едва хватает на то, чтобы развернуться.
Кроме Монастырской долины в окрестностях Гюзельюрта есть еще одно примечательное место — церковь Вознесения Господня. На самом деле, это не церковь, а монастырь с довольно большим двором. Но интереснее всего расположение этого памятника: на горе над речной долиной.
Монастырь Вознесения. X век. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 25 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.
К монастырю Вознесения ведет горная дорога, вдоль которой тут и там стоят вот такие каменные гиганты. Это не причуда природы, а деяние человеческих рук: камни стоят, сложенные по два.
Отметим хорошую работу матрицы камеры, которая смогла воспроизвести мельчайшие детали в густой тени на камнях, и направимся в Газиэмир, подземный город, служивший, как и пещерные церкви, укрытием для древних христиан.
Город под землей
Подземный город Газиэмир. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 18 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.
Это самый неглубокий город из подземных городов Каппадокии. Строго говоря, многие его помещения имеют собственный выход на поверхность, поэтому проще рассматривать его как совокупность пещер.
Здесь вполне подходящие условия для проверки возможностей камеры и оптики: большой перепад яркостей на открытом воздухе и внутри помещений, изобилие мелких деталей на поверхностях камня. Как видим, итоги тестовой съемки очень хороши: адекватно воспроизведена картинка снаружи и внутри помещения, в тенях и в светах много различимых деталей.
Вход в пещеры Газиэмира. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F2,8, 1/40 с, ISO 200.
Каменные диски, как тот, что мы видим на снимке, использовались во всех подземных городах Каппадокии в качестве дверей. Их закатывали в специальные ниши, перекрывая входы. Снаружи открыть такую «дверь» просто невозможно.
Нигде направо. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/8000 с, ISO 200.
Есть в Каппадокии такой город. Особо интересного тут ничего нет, кроме самого названия. Правда, по-турецки оно читается «нийде». Меня это не соблазнило, и я повернул налево, в сторону Гёреме — города в самом центре этой заповедной земли, где предстояло провести семь дней.
Каменные чудеса
Еще всего час езды — и мы у цели. Вот вид с горной террасы от входа в наши апартаменты в гостинице «Нейчурлэнд Кейвз».
Долина Гёреме. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200. Панорама из 8 кадров, сшитая в Kolor Autopano Giga.
Это снято, так сказать, «с черного хода». Под нами внизу — ферма по разведению лошадей, а на заднем плане — древние пещеры, которые, как было сказано выше, местные обитатели продолжают использовать и сегодня.
Мы еще не отдохнули после долгого пути и обилия впечатлений, а очень хочется рассмотреть, что там, вдали, подробнее. Поэтому мы пока никуда не двинемся, а просто поменяем наш стандартный зум на телевик.
Каменные чудеса. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 90 мм, F2,8, 1/6400 с, ISO 200.
Собственно, городок Гёреме, где мы поселились (точнее, его старая часть), представляет собой вот такой термитник: в горах вырублены пещеры, в которых расположены гостиницы, кафе, мастерские, склады и проч.
Хорошо работает телезум. Оценим высокую резкость (уже на открытой диафрагме) и приятные цвета. А закончим этот долгий первый день проводами солнца.
Несовершеннолетний зритель. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.
В окрестностях Гёреме есть место, облюбованное туристами для созерцания закатов — это горное плато Актепе над Красной и Розовой долинами, которые расходятся отсюда в направлениях на Чавушин и Аванос. Место известное, и шустрые местные власти обложили доступ к этой площадке данью в размере три турецкие лиры с человека. Здесь мы попрощаемся с прошедшим днем.
Подсолнух отвернулся от кумира. Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/10000 с, ISO 200.
Снимок в контровом свете, но камера и оптика хорошо проработали детали. Контраст, конечно, понижен, но намного меньше, чем того можно было ожидать.
Назавтра и в последующие дни я переполнялся впечатлениями: подземные катакомбы Деринкую и Каймаклы, город пещер в Монастырской долине, скальные церкви в Зельве и долине Ыхлара, созданные природой «домики фей» в долинах Гёрселид и Пашабаг, пещерные крепости Чавушин и Учхисар, заброшенные города Старый Гёре и Ибрахим-паша. А потом было путешествие в Коммагену — древнее царство конца II — начала I вв. н. э., от которого до нас дошли руины святилища Антиоха I на горе Немрут и каменные рельефы Арсамеи, столицы Коммагены, на вершине другой горы.
Я искренне надеюсь, что Olympus PEN-F и три объектива помогли сохранить часть моих впечатлений. По объективам будут опубликованы отдельные материалы, в которых можно будет оценить качество работы каждого из них по отдельности. А пока (ниже) — примеры их работы в общей галерее.
Итоги
Я работал камерой Olympus PEN-F в течение трех недель и получал при этом удовольствие. Она позволяет быстро реагировать на происходящее, не теряя возможности сделать снимок. У нее очень удачный дисплей, который можно установить в любом положении, в том числе для съемки в неожиданных позициях и с таких точек, с которых это невозможно сделать многими другими камерами.
Некоторые неудобства вызывают расположение и конструкция отдельных селекторов и переключателей, а также приспособление для удержания правой рукой (при учете необходимости одновременно оперировать органами управления).
Матрица, располагающая 20 млн светоприемных ячеек, позволяет делать снимки, которые можно отпечатать на бумаге размером до 40×30 см и даже больше, не жертвуя ни резкостью, ни контрастом.
Функциональность Olympus PEN-F весьма богата, причем не только в связи с наличием внутрикамерной стабилизации изображения, возможности фотографирования сериями, брэкетинга, экспокоррекции, но и благодаря большому набору сюжетных режимов, созданию фотопанорам, съемке видео Full HD (1920×1080 с прогрессивным сканированием).
Легкость и компактность фотоаппарата делают его необременительным в путешествиях и поездках, пеших и конных прогулках и многодневных походах.
Olympus PEN-F — современная камера высокого класса, которая по своим возможностям удовлетворит потребности не только фотолюбителя, но и профессионала.
Комплект в составе:
- Olympus PEN-F,
- Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro,
- Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro,
- Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8
прошел полевые испытания в сухом и влажном жарком климате, в каменистой пустыне, у моря, в горах на высоте до 3 км, в ущельях глубиной до 300 м, при избытке и недостатке естественного и искусственного освещения, на рассветах и закатах, в полдень и по ночам.
Вердикт: к фотослужбе в путешествиях годен.
Благодарим компанию Olympus за предоставленные для тестирования камеру и объективы
ОЛИМП ПЕН-Ф | ПЕН | Olympus: фотоаппараты, аудиосистема и бинокли
Обратите внимание, что информация и ссылки на этой странице могут быть неверными или устаревшими, так как данная модель снята с производства.
Для настоящих ценителей фотокамер.
Шедевр: PEN-F
PEN-F отличается вневременной красотой в стиле дальномера. Дизайн является абсолютным совершенством, и внимание дизайнера к деталям можно увидеть в каждой грани камеры. Управление монохромным профилем и управление цветовым профилем дают вам возможность испытать истинное удовольствие от съемки с видоискателем, как если бы вы выбирали тип пленки, проявляли кадры и печатали их, чтобы получить именно то изображение, которое вы задумали. Эта модель возрождает забытое удовольствие от фотосъемки. PEN-F является результатом слияния новейших цифровых технологий, таких как 20-мегапиксельный сенсор Live MOS и мощная встроенная 5-осевая стабилизация изображения, которые раскрывают весь удивительный потенциал качества изображения объектива Zuiko и непрерывную цепочку 80 лет традиционного мастерства. Эта модель наверняка понравится истинным любителям фотоаппаратов больше всех остальных. Обновления прошивки будут доступны для PEN-F для включения новейших функций и производительности, а также для поддержания камеры в наилучшем возможном состоянии.
- Галерея управления монохромным профилем и цветовым профилем
Функции, добавленные или улучшенные в версии прошивки 3.0
(Доступно обновление: февраль 2018 г.)
- Улучшено управление монохромным профилем и управление цветовым профилем.
- Настройки монохромного профиля и цветового профиля, снятые на камеру PEN-F, можно сохранить на камеру через ПК.
- В управление цветовым профилем добавлены эффекты затенения.
- Добавлен новый обход отбеливателя художественного фильтра.
- Сменный объектив LEICA DG ELMARIT 200/F2.8/POWER O.I.S.(H-ES200) от Panasonic Inc. теперь поддерживается.
Функции, добавленные или улучшенные в версии прошивки 2.0
(Обновление доступно: май 2017 г.)
- Совместимость с Profoto Air Remote TTL-O от Profoto.
- Совместимость с функцией Save Settings/Mysets для сохранения настроек камеры на компьютере.
- Новый пользовательский интерфейс, позволяющий просматривать образцы изображений при просмотре художественных фильтров с помощью сенсорного экрана.
- Нижний предел скорости затвора теперь может быть назначен для автоматического повышения чувствительности ISO при достижении предела.
- Улучшена производительность прицеливания автофокуса на заднем мониторе.
Основная информация
- $номер
- $номер
Название продукта | Фотокамера Olympus PEN-F со сменными объективами |
---|---|
Содержимое коробки | FL-LM3 в комплекте вспышка, литий-ионная аккумуляторная батарея BLN-1, зарядное устройство для литий-ионной батареи BCN-1, USB-кабель, плечевой ремень, программное обеспечение (CD-ROM), гарантийный талон, руководство по эксплуатации |
- Изображения приведены только в иллюстративных целях.
- Снимки экрана на мониторе представляют собой составные изображения.
Ручка Olympus серии F — классические камеры
Когда в 1963 году была представлена первая 35-мм полукадровая зеркальная фотокамера Olympus Pen F, она была самой маленькой полносистемной зеркальной фотокамерой в мире. Кроме того, это единственная 35-мм зеркальная система, когда-либо разработанная с нуля для полурамки. Это камера в уникальном стиле с гладким, гладким, минималистичным дизайном, который стал возможен благодаря использованию системы зеркал вместо обычной пентапризмы, поэтому на верхней части нет характерного для SLR выступа. Эта система зеркал включала в себя необычное главное зеркало, которое перемещалось вертикально за пределы пути света при спуске затвора.
На мой взгляд, серия Pen F — одна из самых красивых камер, когда-либо созданных. Это очень качественное устройство с очень плавной работой.
Olympus Pen FT заменил Pen F в 1966 году. В нем был внесен ряд незначительных улучшений (например, однократная подача пленки вместо двойного, автоспуск и фокусировочный экран с микропризмой) и одно важное усовершенствование в форме TTL (через объектив) замера экспозиции на открытой диафрагме. Это было в то время, когда такие вещи были чем-то вроде новинки. В системе замера использовалось полупосеребренное зеркало, которое направляло часть света на измерительную ячейку, а остальное — в видоискатель. В результате видоискатель, к сожалению, был немного тусклее, чем у оригинальной Pen F.9.0003
Объективы, изготовленные после появления Pen FT, имеют кольцо диафрагмы с цифрами экспонометра на одной стороне и цифрами F на другой. Кольцо диафрагмы можно повернуть до упора, так что либо цифры экспонометра, либо ступени F будут на верхней части объектива.
Утверждалось, что эту систему легче понять, чем неясные числа F-стоп, которые обычно сбивают с толку новичков. Но, если честно, это довольно медленно и громоздко на практике!Pen FV был представлен вскоре после Pen FT. Он включал в себя все улучшения Pen FT, но без замера TTL, и поэтому у него был более яркий видоискатель, чем у оригинального Pen F. Pen FV значительно реже, чем Pen F или Pen FT, и часто имеет более высокие цены, хотя редкий черная версия Pen FT — самая востребованная и самая ценная модель из всех.
Помимо того, что это была первая полукадровая зеркальная фотокамера (обеспечивающая 72 кадра на пленке с 36 кадрами), серия Pen F имела ряд других нововведений, в том числе необычный вращающийся затвор в фокальной плоскости, который позволял синхронизировать вспышку на всех выдержках. Эта функция остается уникальной среди камер с фокальным затвором и по сей день.
Камера Pen F была частью комплексной системы. Был диапазон объективов от 20 мм до 800 мм, в том числе сверхсветосильные объективы с апертурой до f / 1,2, макрообъективы, зеркальные объективы и некоторые ранние образцы зум-объективов.
Компания Olympus использовала очень умный маркетинг для серии Pen F, который, естественно, сосредоточился на очень маленьком размере системы Pen F. Была даже реклама, в которой обувь использовалась как сумка для фотоаппарата!
Размер изображения: | 24×18 мм |
---|---|
Крепление объектива: | Байонетная система Olympus «Pen» |
Синхронизация: | Синхронизация всех выдержек с контактом X |
Видоискатель: | Искатель на порропризме, увеличение 0,8x (стандартный объектив), с линзой Френеля. |
Зеркало: | Горизонтально восстановление, быстрое возвращение |
Загрузка: | EL (Легкая загрузка) Система |
ПРИМЕНЕНИЯ: | Double Action с 9073 |
Продвигая: | 11 с |
Продвигая: | 11 с |
Продвигая: | 11 с |
. Совершенствование: | с двойным действием с 9073 |
. Двойная экспозиция невозможна. | |
Счетчик пленки: | Открытый подсчет, самостоятельный ресторан |
Переиздание пленки: | Кравящая кнопка «Перевещающая кнопку» |
Фокусный корректировка. 35 см | |
Управление задней крышкой: | Система петель с фиксатором, встроенным в ручку перемотки. |
Размер и вес: | 127×69,5×62,5 мм, 560 г (со стандартным объективом F1.8) |
Размер изображения: | 24×18 мм | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Крепление объектива: | Байонетная система Olympus «Pen» | |||||
Синхронизация: | Синхронизация всех выдержек с помощью контактного переключателя M и X | |||||
Видоискатель: | Искатель на порропризме, увеличение 0,8x (стандартный объектив), с микропризмой и специальной линзой Френеля. | |||||
Зеркало: | Горизонтально открывающее шоковое быстрое зеркало. самовзвод для предотвращения двойного продвижения вперед и двойного раскрытия | |||||
Счетчик пленки: | Счетчик экспозиций, самовозвратный тип | |||||
Перемотка пленки: | Кривошипная система установки кнопки перемотки | |||||
Регулировка фокусировки на минимальное расстояние 5 см | ||||||
Регулировка экспозиции: | Сквозная система нумерации, доступны методы как открытой, так и закрытой диафрагмы | |||||
Диапазон измерения освещенности: | EV3 ~ ev17 (ASA100) с F1. 4 Стандартным объективом | |||||
Акцептор света: | Дополнительный крупный счетчик CDS, средний метод измерения света | |||||
Источник питания | Mercury Battery (1,3 Volts) | 9007 3
ASA25-400 | |
Автоспуск: | Рычажная система (90 градусов) приводится в действие примерно через 11 секунд0072 |
---|---|
Размер и вес: | 127×69,5×62,5 мм 600 г (со стандартным объективом F1.8) |
Фокусное расстояние | 35 мм экв. | Диафрагма | Тип | Минимальное расстояние | Фильтр | Вес |
---|---|---|---|---|---|---|
20 мм | 28 мм | F3.5 | Г. Зуико Авто-W | 20 см | 43 мм | 145 г |
25 мм | 35 мм | Ф4.0 | E.Zuiko Auto-W | 25 см | 43 мм | 120 г |
25 мм | 35 мм | F2.8 | Г. Зуико Авто-W | 25 см | 43 мм | 160 г |
38 мм | 55 мм | F3.5 | Э. Зуико Авто-Макро | 15,6 см | 43 мм | 175 г |
38 мм | 55 мм | F2.8 | Д. Зуико Авто-С | 80см | 43 мм | 125 г |
38 мм | 55 мм | F2.8 | Э. Зуико Авто-С | 80 см | 43 мм | 70 г |
38 мм | 55 мм | F1.8 | Ф. Зуико Авто-С | 35см | 43 мм | 135 г |
40 мм | 58 мм | F1.4 | Г. Зуико Авто-С | 35см | 43 мм | 165 г |
42 мм | 60 мм | F1. 2 | Х. Зуико Авто-С | 35см | 49 мм | 255 г |
60 мм | 85 мм | F1.5 | Г. Зуико Авто-Т | 80см | 49 мм | 270 г |
70 мм | 100 мм | F2.0 | Ф. Зуико Авто-Т | 80см | 43 мм | 230 г |
100 мм | 143 мм | F3.5 | Э. Зуико Авто-Т | 1,5 м | 43 мм | 250 г |
150 мм | 210 мм | Ф4.0 | Э.Зуико Авто.T | 1,7 м | 49 мм | 380 г |
250 мм | 360 мм | Ф5.0 | Э. Зуико Т | 3,5 м | 58 мм | 800 г |
400 мм | 580 мм | F6.3 | Э. Зуико Т | 5 м | 72 мм | 1750 г |
800 мм | 1150мм | F8.0 | Зеркало Zuiko T | 15 м | 25,5 мм | 2000 г |
50–90 мм | 70–130 мм | F3. 5 | Zuiko Auto-Zoom | 1,5 м | 49 мм | 420 г |
100-200 мм | 143–286 мм | Ф5.0 | Зуико Зум | 1,7 м | 49 мм | 700 г |
Система My Olympus Pen F
Olympus Pen F
Я купил эту камеру в основном из-за объектива, с которым она шла, довольно редкого блинчика 38 мм f/2.8. Но также приятно иметь в своей коллекции оригинальную камеру Pen F с красивой готической буквой F на передней панели.
Olympus Pen FT
Эта камера, изображенная здесь с объективом 40 мм f/1.4, который был в комплекте, долгое время находилась в моей коллекции. Были времена, когда я продавал почти всю свою коллекцию, но это единственная камера, с которой я никогда не мог расстаться!
Olympus Pen FV
Думаю, рано или поздно мне придется добавить в свою коллекцию последнюю камеру Pen F, Pen FV! Мой Pen FV поставлялся с оригинальной (то есть не блинной) версией объектива 38mm f/2. 8.
Olympus Pen F G.Zuiko Auto-W 20mm f/3.5
Это самый широкоугольный объектив в линейке Olympus Pen F. При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 28-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 30 мм, а для камеры M4/3 — 40 мм.
Olympus Pen F E.Zuiko Auto-W 25mm f/4
Наряду с 100mm f/3.5, это самый распространенный объектив в линейке Pen F. При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 35-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 37,5 мм, а для камеры M4/3 — 50 мм.
25mm f/4 и 100mm f3.5 вместе с одним из стандартных объективов были бы очень распространенным снаряжением. К сожалению, мой экземпляр 25mm f/4 имеет неработающую апертурную диафрагму, поэтому я купил версию f/2.8 (см. ниже), чтобы заменить ее. Но это не обязательно мешает мне установить его на цифровую камеру, это просто означает, что я могу постоянно использовать его с максимальной диафрагмой.
Olympus Pen F G.Zuiko Auto-W 25mm f/2.8
Версия объектива 25 мм с диафрагмой f2.8 была гораздо более качественным объективом, чем версия с диафрагмой f/4. Это также гораздо более крупный и тяжелый объектив. Это достаточно редкий объектив. Мой экземпляр в довольно тяжелом состоянии, кольцо фокусировки имеет люфт, но оптика в очень хорошем состоянии. При использовании на цифровой камере этот объектив, безусловно, дает очень хорошие результаты.
Olympus Pen F D.Zuiko Auto-S 38mm f/2.8
Это один из менее известных объективов Olympus Pen F. Большинство коллекционеров Pen F слышали об удивительно маленьком объективе-блинчике 38 мм f/2,8, но это оригинальный объектив 38 мм f/2,8, простой 4-элементный объектив, предназначенный в качестве бюджетного варианта для тех, кто хотел получить доступ к системе Pen F. в самой низкой возможной точке входа. Он был произведен довольно рано в серии Pen F, поэтому на самом деле он довольно редкий, но, поскольку это один из менее интересных с технической точки зрения объективов Pen F, он не пользуется большим спросом, несмотря на свою редкость. Моя копия пришла с моей Pen FV. Я еще не сделал ни одной фотографии с этим объективом.
Olympus Pen F E.Zuiko Auto-S 38mm f/2.8
Это, безусловно, самый маленький объектив в линейке Pen F. Это превращает камеры Pen F в действительно карманные 35-мм зеркальные камеры, и не так много камер могут похвастаться этим! Как и в большинстве объективов типа «блин», эргономика отходит на второй план из-за небольшого размера… нет места для правильного кольца фокусировки, вы должны нащупать два фокусировочных выступа на каждой стороне объектива.
При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 55-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 57 мм, а для камеры M4/3 — 76 мм. Использование этого объектива на цифровой камере, безусловно, весело, но кажется, что с этим объективом качество изображения также отходит на второй план из-за небольшого размера! С чрезвычайно мягкими углами результат, безусловно, имеет характер, что мне на самом деле очень нравится, но этот объектив определенно не тот выбор, когда вы ищете высокое разрешение!
Olympus Pen F E.Zuiko Auto-Macro 38mm f/3.5
У Olympus был довольно обширный набор оборудования для макросъемки в системе Pen F, включая блок мехов и этот макрообъектив. Внизу слева вы можете увидеть этот объектив, выставленный на ближайшую настройку фокусировки.
Это крошечный и очень удобный объектив, который на момент выпуска был действительно прорывным. Это один из самых редких объективов Pen F. Благодаря фокусному расстоянию 38 мм этот объектив дает поле зрения, аналогичное 55-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 55-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 57 мм, а для камеры M4/3 — 76 мм.
Ниже приведен тестовый снимок штампа с помощью моей камеры Olympus E-PL3. Сенсор этой камеры имеет ширину 13 мм, а британская марка имеет ширину 15 мм, так что, как вы можете видеть, этот объектив очень близок к коэффициенту воспроизведения 1:1!
Olympus Pen F G.Zuiko Auto-S 40mm f/1.4
Это один из широкого спектра стандартных объективов Olympus, изготовленных для системы Pen F, всего их 5: блинчик 38 мм f/2,8 (см. выше), обычная модель 38 мм f/2,8 (выпускалась недолго) очень рано в диапазоне Pen F), 38 мм f1.8 (наиболее распространенный и, по мнению некоторых, самый резкий), 40 мм f/1.4, который вы видите здесь, и, наконец, редкий и желанный (хотя, по-видимому, не очень резкий !) 42mm f/1.2, который является самым светосильным объективом во всей линейке Pen F.
Мне очень нравится этот объектив, и я сделал много фотографий с ним на различные цифровые камеры. При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 58-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 60 мм, а для камеры M4/3 — 80 мм. Он придает очень характерное качество областям кадра, находящимся не в фокусе (также известным как «боке»), что совершенно не похоже на современные объективы.
Olympus Pen F G.Zuiko Auto-T 60mm f/1.5
Это самый светосильный телеобъектив в линейке Pen F. При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 85-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 90 мм, а для камеры M4/3 — 120 мм.
Когда я впервые попробовал этот объектив, я не был уверен в боке, но это было при съемке объектов на среднем расстоянии (3-5 метров). с предметами на близком расстоянии (1-2 метра) боке мне нравится гораздо больше. Типичный для большинства светосильных стекол Pen F, это настоящий объектив с двойной индивидуальностью: при полностью открытой диафрагме вы получаете настоящий винтажный вид с очень характерным боке, а при закрытой диафрагме вы получаете гораздо более современный вид.
Olympus Pen F F.Zuiko Auto-T 70mm f/2.0
Этот объектив немного длиннее и на 1 ступень медленнее, чем 60-миллиметровый объектив, описанный выше, но при использовании в комплекте с 20-миллиметровым и 40-миллиметровым объективами его фокусное расстояние является более полезным, и все же достаточно светосильным для очень приятной малой глубины резкости. полевые эффекты. При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 100-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с матрицей APS-C поле зрения, эквивалентное полному кадру, составляет 105 мм, а на камере M4/3 — 140 мм.
Как ни странно, у меня есть оригинальная коробка, чехол, бленда и крышки для этого объектива.
Olympus Pen F E.Zuiko Auto-T 100mm f/3.5
Наряду с 25 мм f/4 это самый распространенный объектив Olympus Pen F. С 35-мм эквивалентным фокусным расстоянием 143 мм это была версия Pen F типичного 135-мм объектива на полнокадровых 35-мм камерах, предлагающая небольшой дополнительный радиус действия и гораздо меньший размер. Это довольно резкий маленький объектив, и он очень хорошо работает на камерах с датчиками размера APS-C.
Ручка Olympus F Zuiko Auto-T 150 мм f/4,0
По меркам того времени, это был первый объектив в линейке Olympus Pen F, который просто подтолкнул к диапазону супертелеобъективов… это был также самый длинный объектив в линейке Pen F, сохранивший полностью автоматическую апертурную диафрагму. При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично 210-мм объективу полнокадровой 35-мм камеры. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 225 мм, а для камеры M4/3 — 300 мм. Я нечасто использовал этот объектив на цифровой камере, поэтому у меня нет образцов фотографий.
Olympus Pen F.Zuiko Auto-Zoom 50–90 мм f/3,5
Компания Olympus изготовила всего 2 зум-объектива для системы Pen F. Одним из них был объектив 100–200 мм f/5 с предустановленной апертурной диафрагмой. Но первым был этот объектив, 50-90мм зум. (На самом деле 50-90 мм был одним из самых первых объективов Pen F, выпущенных вместе с камерой 1st Pen F.) По современным меркам коэффициент масштабирования составляет очень скромный 1,8x, но зум-объективы все еще были новинкой на рынке. время, поэтому я полагаю, что люди были готовы отказаться от этого в обмен на острые ощущения от использования зум-объектива, возможно, впервые! Судя по тому, что и сегодня это довольно распространенный объектив, могу лишь предположить, что, несмотря на ограниченный диапазон зума и довольно громоздкие габариты, это был популярный объектив, который продавался в достаточно больших количествах.
При использовании на пленочной камере Pen F поле зрения аналогично объективу 70–130 мм на полнокадровой 35-мм камере. При использовании на цифровой камере с датчиком APS-C эквивалентное поле зрения для полного кадра составляет 75–135 мм, а для камеры M4/3 — 100–180 мм. Мой экземпляр находится в довольно грубом состоянии, это ранняя модель с кольцом диафрагмы, на котором отсутствуют цифры замера экспозиции Pen FT.
Auto Teleplus Pen F 2x Телеконвертер
Насколько мне известно, телеконвертер был одним из аксессуаров, которые Olympus никогда не производила для системы Pen F, но когда компания оставляет такой пробел в популярной системе, вы можете положиться на сторонних производителей, которые вмешаются и заполнят его. ! Этот крошечный конвертер умножает фокусное расстояние в 2 раза и уменьшает диафрагму на 2 ступени. Он поддерживает автоматическую диафрагму объектива, с которым он используется. Я показал этот телеконвертер, прикрепленный к объективу 150 мм, чтобы получить объектив 300 мм f8. Довольно медленная комбинация, но она все еще может быть полезна в крайнем случае!
Использование объективов Olympus Pen F на цифровой камере
Одна из замечательных особенностей современных компактных системных камер (CSC… также известных как беззеркальные камеры) — это простота их адаптации для использования классических объективов прошлых эпох. Это связано с тем, что расстояние между датчиком и передней частью крепления объектива (так называемое расстояние от фланца до заднего края) намного меньше, чем у большинства пленочных камер, предназначенных для 35-мм пленки. Это, в свою очередь, означает, что глубина адаптера не мешает объективу фокусироваться на бесконечность. Производители многих CSC часто сами изготавливают адаптеры (например, Fujifilm производит адаптер для объективов с байонетом Leica M на своих камерах). Но поскольку базовый адаптер сделать так просто, множество небольших дальневосточных компаний производят адаптеры практически для любого другого крепления, которое вы только можете себе представить. Затем они продают их на Amazon и eBay за очень небольшие деньги, обычно в диапазоне от 15 до 25 фунтов стерлингов.
Разумеется, крепление Pen F не является исключением. Но поскольку объективы Olympus Pen F — единственные сменные объективы, специально разработанные для формата полукадра 35 мм, они особенно хорошо работают при адаптации к CSC с датчиками APS-C. Формат полукадра (18×24 мм) лишь немного больше формата цифрового сенсора APS-C (обычно около 15,5×23,5 мм). Это означает, что когда вы устанавливаете объектив Olympus Pen F на цифровую камеру с матрицей APS-C, вы используете объектив практически в рамках его предназначения. Таким образом, широкоугольный объектив камеры Olympus Pen F остается широкоугольным объективом камеры APS-C. Кроп-фактор для полукадровой пленки составляет 1,4x, а для APS-C — 1,5×9.0003
Кроп-фактор для камер M4/3, таких как камеры Olympus и Panasonic, равен 2x, поэтому вы используете объективы Pen F несколько за пределами их первоначального диапазона, но разница все же намного меньше, чем при установке полнокадровых объективов 35 мм. на камеру М4/3.
Я обнаружил, что на моей камере Fujifilm X-E1 (эквивалентное фокусное расстояние 35 мм указано в скобках) мой 20 мм f/3,5 (30 мм), 25 мм f/2,8 (37 мм, не показан на фото X-E1 выше), 38 мм f/ 3,5 макро (59 мм), 40 мм f/1,4 (60 мм), 60 мм f/1,5 (90 мм) и 100 мм f3.